Вера православная - сретение владимирской. Сретение владимирской иконы богородицы (8 сентября)

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Владимирская , глас 4

Днесь светло красуется славнейший град Москва,/ яко зарю солнечную, восприемши, Владычице,/ чудотворную Твою икону,/ к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе, взываем сице:/ о, пречудная Владычице Богородице!/ Молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему,/ да избавит град сей и вся грады и страны христианския/ невредимы от всех навет вражиих// и спасет души наша, яко Милосерд.

Кондак, глас 8

Взбранной Воеводе победительная,/ яко избавльшеся от злых/ пришествием Твоего честнаго образа, Владычице Богородице,/ светло сотворяем празднество сретения Твоего и обычно зовем Ти:// радуйся, Невесто Неневестная.

П о данным летописи, икона Богородицы, писанная ап. Лукою, была прислана около 1131 года на Русь в период княжения Юрия Долгорукого патриархом Цареградским Лукою Христовергом.

В 1155 г. св. блг. князь Андрей Боголюбский, покидая Киев и направляясь в родовую Суздальскую землю, тайно взял с собой дивную икону Богородицы, из Вышгорода, который к этому времени стал его удельным городом. Эта икона получила впоследствии наименование «Владимирская».

По церковному Преданию, образ «Владимирской Богоматери» восходит к работе самого апостола и евангелиста Луки. Однако исследователи датируют эту икону значительно более поздним временем (XII в.). Для нас безусловным является то, что этот дивный образ, будучи написанным в позднее время восходит к первообразу и является списком с иконы, написанной ап. и евангелистом Лукою.

Св. благ. кн. Андрей привез дивный образ во Владимир, и после завершения постройки Успенского собора икона была помещена там. Уже в 1161 году, как повествует летописец, икону богато украсили золотом, серебром, драгоценными камнями и жемчугом.. Богатство этого оклада поразило летописца, который особо отмечает старания св. князя Андрея: «и вкова в ны боле триидесят гривен золота (около 12 кг), кроме серебра и камня драгого и жемчуга». Икона с тех пор стала именоваться «Владимирской», а св. князь Андрей получил прозвище «Боголюбский».

Празднование в честь Владимирской иконы совершается Церковью три раза в году: 21 мая, 23 июня и 26 августа по старому стилю, причем наиболее торжественно празднуется память сретения (то есть встречи) Владимирской иконы в Москве 26 августа 1395 года (8 сентября н.ст.).

Русь к концу XIV в. уже почти триста лет была в состоянии феодальной раздробленности, и из них последних два века – под тяжестью монголо-татарского ига и под постоянными нападениями со стороны западных соседей. Постоянно разоряемая то своими, то чужими, утратившая большую существенную часть своих земель, ставшая «улусом» (вассалом) золотоордынских ханов, обложенная от них непомерной данью, Русь пребывала в состоянии глубокого упадка. Возрождение государственности началось с духовного возрождения, с православной веры, дивными плодами которой явились на Руси преподобный Сергий Радонежский и его ученики.

Преподобный Сергий был возведен в сан игумена основанной им обители (будущей Троице-Сергиевой лавры) в 1354 г., а уже в 1360-х годах происходит событие, крайне важное для дальнейшей судьбы русского народа: святителю Алексию, митрополиту Московскому, бывшему тогда опекуном малолетнего князя Московского Дмитрия и фактически управлявшему от имени князя, удалось добиться от ордынских ханов признания права московских князей наследственно владеть титулом великого князя Владимирского, что фактически отменяло существовавшее тогда «лествичное право» наследования и создавало основы для возникновения централизованного монархического государства. Политика эта увенчалась торжеством победы на Куликовом поле в 1380 году, когда объединившиеся впервые за столько времени русские князья во главе с московским князем Дмитрием разбили монголо-татарские войска.

Однако об окончательном объединении Руси тогда еще не могло идти и речи, и в 1382 году Москва и все ее земли подвергаются опустошительному разорению со стороны орд Тохтамыша. Русские князья вновь начинают ездить на поклон к ханам и платить дань.

В 1370 году на территориях между Индией и Золотой ордой возникает новая могущественная исламская империя Тимуридов со столицей в Самарканде, которую возглавил один из величайших азиатских завоевателей – Тамерлан. За короткое время Тамерлан покорил себе несколько царств. Этот властитель отличался особой кровожадностью. Империя его стремительно росла, и возникали серьезные трения с соседями, на которых Тамерлан также пытался распространить свое влияние. В их число входила и Золотая орда. Ситуация особенно обострилась в 1394 году, когда в ответ на провокационные действия хана Тохтамыша Тамерлан пошел походом на орду и разбил Тохтамыша в генеральном сражении на реке Терек 15 апреля 1395 года. Преследуя отступающие силы Тохтамыша Тамерлан прошел всю Золотую орду с юга на север и в июле показался в пределах русских земель. Русские с трепетом следили за развитием событий. От грузинских князей они уже были наслышаны о силе и кровожадности Тамерлана, который не раз покорял Грузию и пытался даже насадить в этой православной стране ислам. Тамерлан хорошо понимал, что большой русский улус является важным источником дохода и стабильности Золотой орды. Русские источники сообщают о намерении Тамерлана или Тимура Аксака, как его называли в наших летописях, идти на Москву.

В августе 1395 г. Тамерлан вторгается в пределы Руси и сжигает город Елец, находившийся на окраине Рязанского княжества, убивает Елецкого князя и жестоко расправляется с населением.

Затем Тамерлан встал на Дону и выжидал, то ли давая отдых войнам, то ли строя планы дальнейших действий. Московский князь Василий Дмитриевич стал спешно собирать силы на реке Оке, но надежд противостоять многотысячным победоносным ордам Тамерлана практически не было. Люди находились в страхе, а для Руси в этой ситуации поход Тамерлана мог стать смертельным, и не только из-за монголо-татар: Литовское государство на западе, уже принявшее католическую унию, стремительно вбирало в себя земли ослабленной Руси (так уже в 1362 году ими был взят Киев), русским границам угрожали Польша и Швеция.

И тогда митрополит Московский Киприан – дивный святитель и ревностный служитель Церкви – объявляет всенародный пост и вместе с князями организует небывалый крестный ход из Владимира в Москву с Владимирской иконой Пресвятой Богородицы. Серб по национальности, владыка Киприан очень любил русский народ, верил в него и видел, что сейчас настал критический момент, от которого зависит все будущее этого народа, и ничто уже не может помочь, кроме чуда, кроме соборной народной молитвы к Господу и Пречистой Его Матери. 15 августа в праздник Успения Пресвятой Богородицы Владимирскую икону со всею возможною торжественностью в сопровождении всего владимирского духовенства с песнопениями, крестами и хоругвями вынесли из храма и многотысячным крестным ходом понесли в Москву. Провожать икону вышли все жители города.

Десять дней длился путь Владычицы с берегов Клязьмы. По обеим сторонам дороги стоял коленопреклоненный народ и, протягивая руки к иконе, взывал: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» В белокаменной Владимирскую икону ждала торжественная встреча: крестный ход со всем городским духовенством, семья великого князя, бояре и простые москвичи вышли за городские стены на Кучково поле, встретили и проводили чудотворную до Успенского собора Кремля.

Было это 26 августа по старому стилю. «Весь град изыде противу иконы на сретение ею», - свидетельствует летописец. Митрополит, великий князь, «мужи и жены, юноши и девы, дети и младенцы, сироты и вдовицы, от мала до велика, со кресты и иконы, со псалмы и с песньми духовными, паче рещи все со слезами, иже не обрести человека, не плачущася с воздыхании немолчными и рыданием».

И Богородица вняла молению уповавших на Нее. В самый час сретения иконы на берегу Москвы-реки Тамерлану в его шатре явлено было сонное видение: с высокой горы спускались святители со златыми посохами, а над ними в несказанном величии, в сиянии ярких лучей парила Лучезарная Жена; бесчисленные сонмы Ангелов с огненными мечами окружали Ее… Тамерлан очнулся, трепеща от ужаса. Созванные им мудрецы, старейшины и гадальщики татарские, разъяснили, что виденная им во сне Жена есть Заступница православных, Матерь Бога, и что сила Ее неодолима. И тогда Железный Хромец велел своим полчищам повернуть вспять.

И татары, и русские поражены были этим событием. Летописец заключил: «И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы!»

В память об этом событии на месте встречи иконы перед Москвой в 1397 году был основан Сретенский мужской монастырь.

Возвращаясь с похода на Русь, Тамерлан ещё раз прошёл через Золотую орду, на этот раз с востока на запад, оставляя за собой голую выжженную землю. Войска хана Тохтамыша были окончательно разгромлены, и после этого Золотая орда уже никогда не смогла восстановить былое могущество. Она уже не смогла помешать становлению Московского государства, а со временем её земли были вобраны в себя самою Русью. И в этом верующий человек тоже может видеть руку Божию в истории: в силах Господа любое самое страшное зло обратить во благо.

С чудотворным Владимирским образом Пресвятой Богородицы связаны многие важнейшие события истории Русского государства на протяжении многих столетий. И в наших силах также, как и наши боголюбивые предки, с простой и усердной молитвой взывать к Божьей Матери, принося Ей все те наши тревоги и печали, которые мучают нас сегодня.

Владимирская икона Божией Матери написана Евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом . Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет».

В 1131 году икона была прислана на Русь из Константинополя святому князю Мстиславу и была поставлена в Девичьем монастыре Вышгорода, недалеко от Киева, где она сразу прославилась многими чудотворениями.

Сын Юрия Долгорукого святой Андрей Боголюбский в 1155 году принёс икону во Владимир и установил её в Успенском соборе, отсюда икона и получила название Владимирская. По приказу Андрея икона была украшена дорогим окладом. После убийства князя Андрея Боголюбского в 1176 году князь Ярополк Ростиславич снял дорогой убор с иконы, и она оказалась у Глеба Рязанского . Лишь после победы князя Михаила , младшего брата Андрея , над Ярополком Глеб возвратил икону и оклад во Владимир. При взятии Владимира татарами в 1237 году Успенский собор был разграблен, а с иконы Богоматери был содран оклад. Впоследствии известно о восстановлении Успенского собора и возобновлении иконы князем Ярославом Всеволодовичем .

Дальнейшая история святого образа связана уже всецело с Москвой, куда её впервые принесли в 1395 году во время нашествия хана Тамерлана . Завоеватель с войском вторгся в пределы Рязани, полонил и разорил её и направил свой путь на Москву, опустошая и уничтожая всё вокруг. В то время как московский Великий князь Василий Дмитриевич собирал войска и отправлял их под Коломну, в самой Москве митрополит Киприан благословил население на пост и молитвенное покаяние. По взаимному совету Василий Дмитриевич и митрополит Киприан решили прибегнуть к оружию духовному и перенести из Владимира в Москву чудотворную икону Пречистой Богоматери.

Больше десяти дней несли на руках икону из Владимира в Москву. Люди на коленях стояли по обеим сторонам пути и молились Святому образу: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!»

Место встречи (или «сретение») иконы в Москве увековечено Сретенским монастырём, который был воздвигнут в честь этого события, а улица получила название Сретенка.

Тамерлану приснился сон, что с вершины высокой горы спустились христианские святители, в руках они держали жезлы из золота, а над ними появилась Величавая Женщина и велела ему оставить Русь в покое. Тамерлан проснулся в тревоге и послал за толкователями снов, которые объяснили хану, что сияющая Женщина и есть образ Божией Матери, защитницы всех христиан. Прекратив свой поход, Тамерлан покинул Русь.

В память о чудесном избавлении Руси от нашествия Тамерлана в день встречи в Москве Владимирской иконы Божией Матери 26 августа / 8 сентября был установлен торжественный церковный праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери.

В 1480 году икону установили в Успенском соборе Московского Кремля, по левую сторону Царских врат иконостаса. Риза греческой работы на иконе из чистого золота с драгоценными камнями. Во Владимире остался точный список иконы, написанный преподобным Андреем Рублёвым .

В 1918 году Успенский собор в Кремле закрыли, икону изъяли из собора для реставрации, а в 1926 году её передали в Государственный исторический музей. В 1930 году она была передана в Государственную Третьяковскую галерею. С сентября 1999 года находится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.

Иконография

Икона Владимирской Божией Матери относится к типу «Ласкающей», известной также под названием «Елеуса» - «Милостивая», «Умиление», «Гликофилуса» - «Сладкое лобзание». Это наиболее трогательная из всех типов иконографий Богородицы, открывающих интимную сторону общения Девы Марии со Своим Сыном. Образ Божией Матери, ласкающей Младенца, его глубокая человечность оказались особенно близки русской живописи.

Леонид Буланов, председатель Кипрского отделения ИППО

Православная церковь отмечает праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери - без преувеличения, самой почитаемой на Руси. Праздник этот отмечается Русской православной церковью трижды: 3 июня - в память об избавлении от Махмет-Гирея в 1521 году, 6 июля - в память об избавлении от хана Ахмата в 1480 году, а 8 сентября - в память о том, как Богородица прогнала от стен Москвы войско Тамерлана.

Гроза татаро-монголов

За Владимирской иконой замечено множество чудес. В 1164 году она сопровождала князя Андрея Боголюбского в поход на волжских булгар. Перед боем князь и все его войско помолились перед иконой, враг был разбит, а после победы взору воинов предстало чудо: вся местность озарилась дивным сиянием, шедшим от образа. Ровно в те же самые день и час византийский император Мануил перед битвой с сарацинами увидел такой же свет, шедший от Креста Господня.

Следующее большое чудо произошло спустя почти столетие. В 1395 году на Москву надвигался Тамерлан. Надежды на спасение было мало, и тогда московский князь Василий Дмитриевич распорядился доставить икону Божией Матери из Владимира в Москву. Тамерлан раскинул свои шатры на берегу Москвы-реки и собирался взять город в осаду. Однако ночью во сне ему привиделась Лучезарная Жена в сиянии, окруженная ангелами с огненными мечами. Наутро Тамерлан созвал совет. Мудрецы истолковали видение и разъяснили хану, что увиденная им Жена - Богородица, заступница православных и одолеть ее не выйдет. «И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы!» - так написал о бегстве Тамерлана летописец.

Позже икона не раз спасала русский народ от вражеских набегов. Именно ее благодатной силе летописцы приписывают победы над врагами: в 1408 году - над ханом Едигеем, в 1451 году - над ногайцами, в 1459 году удалось отбиться от войск хана Седи-Ахмета. В 1480 году икона заставила повернуть назад в степь войско ордынского хана Ахмата (знаменитое стояние на реке Угре), а в 1521 году Москва была спасена от полчищ татар казанских и ногайских под предводительством хана Махмет-Гирея. Тогда князья едва успели собрать войско для отражения атаки. Сдерживая натиск татар, русские войска медленно отступали к Москве, за стенами которой весь народ усердно молился перед ликом Богородицы, прося о заступничестве. Одной инокине было видение: ей привиделись святители московские Петр и Алексий, выходившие из закрытых врат Успенского собора с иконой в руках. Инокиня рассказала горожанам об увиденном, и народ стал молиться еще усерднее. И снова Божия Матерь обратила в бегство татарские войска, привидевшись врагам в окружении сияющих воинов.

Хранительница Русского Севера

Как гласят предания, образ этот написал сам апостол Лука на доске от стола, за которым обедали Богородица с младенцем Христом и праведный Иосиф. Когда исследователи отмечают, что образ написан апостолом, имеется в виду прежде всего само изображение: его характер, стиль, художественные особенности. Ни одна из икон, написанных Лукой, до наших времен, увы, не сохранилась: все современные образы за авторством апостола Луки - списки или копии с тех икон, которые когда-то были им созданы, включая и Владимирскую икону, которая сегодня хранится в Третьяковской галерее. Ученые-искусствоведы полагают, что икона была написана в конце XI века либо чуть позже, в начале XII века, в Константинополе.

На Русь икона была послана в 1131 году патриархом Константинопольским Лукой в дар московскому князю Юрию Долгорукому. Икона была поставлена в девичьем монастыре Вышгорода, что под Киевом, отданного Юрием Долгоруким своему сыну Андрею Боголюбскому в удельное правление. Чуть позже Андрей решил отправиться в северные земли Руси. Молодой князь был человеком боголюбивым, за что и получил прозвище Боголюбский, и просил Богородицу быть ему заступницей в Ростово-Суздальских землях, которые князь пообещал отдать под власть Божией Матери. Он искал икону, которую мог бы взять с собой в дорогу. Ему поведали об иконе, которая не прочь отправиться в путешествие: по свидетельствам прихожан, трижды этот образ сходил со своего места. Князь Андрей втайне от отца взял икону с собой. Однако по пути из Владимира в Ростов, когда Андрей отъехал от города всего около десяти верст, лошади вдруг встали и отказывались идти дальше. Молодой князь обратился с молитвой к иконе. Богородица явилась Андрею и повелела оставить образ во Владимире, а на месте своего явления основать храм. С этого момента, с 1160 года, икона и получила свое нынешнее название: Владимирская. Позже икона продолжила путешествие по северным землям Руси и многократно помогала отбить набеги татар на Москву. После того как Богородица чудным образом избавила Русь от ордынского ига, чудотворный образ Божией Матери остался в Москве, в Успенском соборе. С 1930 года икона хранится в Третьяковской галерее. В 1999 году ее перенесли в храм-музей, расположенный на территории Третьяковки.

Проповедь архимандрита Исихия (Клыпы), произнесённая 8 сентября 2014 г.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

«Ищите же прежде царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам» , - говорит Господь наш Иисус в Святом Своём Евангелии. И мы, православные христиане, должны, прежде всего, искать Царства Небесного, изучать заповеди Божии, пробовать исполнить их в своей жизни, просить Божию помощь и благодать Духа Святого на это спасительное шествие в Царство Небесное.

Но мы часто по немощи своей греховной, по увлеченности всеобщей мирскими удовольствиями, разнообразными наслаждениями, забываем об этой главной цели нашей христианской жизни - о стяжании Духа Святого, о шествии в Царствие Небесное. И увлекаясь теми или иными удовольствиями, пребываем большую часть своей жизни в нерадении, в забвении Заповедей Божиих и шествия по узкому пути.

И Господь, зная, что такое наше состояние и таковая наша жизнь приведёт к тому, что мы по влечению своей греховности не сподобимся попасть в Царствие Небесное, но попадём в вечные муки, Он, желая нас исправить и отвратить от этой временной и суетной жизни, сначала посылает нам благие помыслы. Эти благие помыслы представляют перед нами кратковременность этой жизни, суетность тех благ, за которыми мы гонимся. Ведь многие люди, хотя и положили всё своё стремление к тому, чтобы приобрести или богатство, или славу, или иные земные почести и блага, но даже в этой временной жизни часто по причине или болезни, или расслабления своего, или по причине тюремного заключения, или ещё каких-либо внешних обстоятельств не смогли воспользоваться этими всеми благами, к которым они стремились и которые хотели приобрести. И в любом случае смерть неизбежно у нас отбирает всё то, к чему мы стремились и что хотели приобрести.

Господь, желая нам показать эту суетность, сначала дарует нам эти помыслы. Но человек часто не обращает внимания на эти мысли, не смотрит на других людей, потерпевших своё такое «кораблекрушение», но, тем не менее, начинает и дальше стремиться к приобретению земных удовольствий. Тогда Господь посылает человеку малые скорби и искушения, чтобы они стряхнули его ум и направили его в нужную сторону, но часто и это не действует на него. И тогда Господь, по Своему милосердию, желая исправить нас, чтобы мы не погибли для вечной жизни, посылает уже какие-либо общенародные бедствия.

Всё это происходит не по той причине, что Господь желает нас мучить, или как-либо уничижать, но Он желает, чтобы мы не прилеплялись к этой временной земной жизни. Мы должны помнить слова Христовы о том, что и две малые птицы, которые продаются за мелкую монету, не падают на землю без воли Отца Небесного, помнить о том, что и все волосы, которые находятся у нас на голове, сочтены. Мы не знаем, сколько у нас волос на голове, и даже никогда не задумывались, какое их количество, но Господь промышляет даже об этой малости.

Тем более какие-либо более значительные события не происходят без Его воли или без Его попущения, когда требуется нас исправить. И мы видим, что наши благочестивые предки во время этих общественных бедствий вспоминали эти все слова Христовы, начинали искренне каяться и исправлять свою греховную жизнь. А греховной жизнью люди живут не только в наше время, но и в те, древние времена, хотя по внешности, может быть, тогда и не было столько удобств и разнообразных греховных удовольствий, которые есть сейчас. Но, тем не менее, забыть о своём предназначении, о том, что мы являемся христианами, можно в любое время, и увлечься этой земной и суетной жизнью.

И наши предки, встречая общенародные бедствия, сразу вспоминали эти слова Христовы, искренне произносили слова молитвы о том, что «согрешили, беззаконовали, неправдовали, Господи, пред Тобою», и что всё, что нас постигло, это произошло не по причине каких-либо внешних обстоятельств, или ненависти тех или иных народов, но всё это произошло именно по главной причине - по причине нашей греховной и нераскаянной жизни.

И когда они с таким сокрушённым сердцем обращались к заступничеству угодников Божиих, печальников земли Русской - Сергию Радонежскому и другим, к предстательству Божией Матери, то часто видели дивное и необычайное заступление. И мы в сегодняшний праздничный день вспоминаем великую помощь Божией Матери, которую в 1395 году Она показала над Святой Русью.

В это время огромные полчища Тамерлана, который со своими войсками пришёл из Монголии, и, прошедши все земли Средней Азии, разорив все государства, которые находились на его пути, подошёл к Русской земле. Дошёл он до города Ельца и остановился в нём, казнил многих православных христиан, и в течение двух недель находился там. В это время великий князь Василий Дмитриевич, сын Дмитрия Иоанновича Донского, вместе со своим духовным отцом - митрополитом Киприаном, вспомнили о чудотворной первописанной иконе Божией Матери - Владимирской, которая находилась, по своему названию, в городе Владимире. И они восхотели, чтобы эта чудотворная икона была перенесена в их столицу - в город Москву, чтобы ободрить пребывавших в унынии и русское воинство, и всех жителей, которые находились в столице Святой Руси.


Чудесное избавление Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле (встреча Владимирской иконы Пресвятой Богородицы)

С молебным пением избранные люди пошли и от царя, и от митрополита в город Владимир, подняли чудотворную икону и затем с крестным ходом, со многими молитвословиями, икона была перенесена. Все жители города Москвы вышли навстречу чудотворной иконе. И зная об огромной силе воинов Тамерлана, о том, что невозможно тогда разоренной Русской земле было противостоять им, зная о жестокости Тамерлана, когда он из отрубленных голов людей, в тех или иных захваченных городах, складывал целые пирамиды, они с великим воплем и умилением сердечным припали к иконе Божией Матери и просили у Неё заступничества.

И Царица Небесная не посрамила их искреннее раскаяние в грехах, их обращение к Её Материнскому покрову. Сама Она в сонном видении явилась к этому грозному завоевателю, впереди Её шли святители московские, держа в руках своих золотые жезлы, а Она, стоя на верху высокой горы, была окружена Небесным воинством. Воинство Небесное угрожало этому захватчику, а Божия Матерь, подняв руки Свои к небу, молилась Своему Сыну о заступлении Русской земли, и показывала Тамерлану знаками, чтобы он уходил от Её пределов.

Когда он проснулся, то все кости его тряслись, и он находился в величайшем смятении и ужасе. Созвав своих советников и военачальников, он рассказал им об этом видении. И они сказали ему: «Та Жена, которую ты видел, несомненно, - Мать христианского Бога, Которая намеренна защитить Свою землю». На это Тамерлан отвечал: «Если Она пошлет даже одного из тех светоносных юношей, которых я видел на горе, окружающих Её, то он победит всех нас, и не будет даже места на земле, куда бы мы смогли убежать». И тогда всё это огромное воинство из города Ельца, не двинувшись дальше, поднялось со своего места и пошло в Малую Азию, на территорию современной Турции, где ещё разорило множество государств, и множество народов и людей повергло в величайшую скорбь.

Божия Матерь могла бы и без этого видения просто навести страх и ужас на это грозное воинство, и оно бы, побросав своё оружие, добычу и пленных, бежало бы из нашей земли. Но Царица Небесная желала, чтобы мы по суетству своего ума не приписали бы всё это каким-либо естественным событиям, или страху этого воинства, или тому, что они услышали о каких-либо слухах, или ещё чему-либо, но Сама, явившись грозному завоевателю, желала, чтобы мы знали истинную причину, по которой Русская земля была в те времена избавлена от этой страшной беды.

И мы, братья и сестры, взирая на это заступление Божией Матери, когда не один человек, но вся земля Святорусская была избавлена, будем и в наше время стараться с искренним сердцем, с сокрушением о своей греховной и неисправленной жизни, молиться Царице Небесной. Она имеет то же великое дерзновение, как и в те времена, перед Своим Сыном, Творцом и Создателем. В руках Её Сына находятся все судьбы: и отдельного человека, и каждого государства. И поэтому Он, взирая на то, в каком состоянии находятся люди, к чему они стремятся, как они относятся к Его святым и спасительным заповедям, и управляет всеми этими государствами и судьбами каждого человека.

Поэтому и мы не будем опускать руки и унывать, но по примеру наших благочестивых предков, которые всегда усиливали свою молитву во время общественных бедствий, нападений и обстояний, будем и мы, подражая им, взывать к Царице Небесной: «Царица Небесная, спаси землю Святорусскую, и покрый нас честным Своим покровом» . Аминь.

Владимирская икона Божьей Матери празднуется трижды в году. Одно из самых пышных почитаний посвящается сретению образа в Москве. С этим праздником связана история спасения столицы от набега татаро-монгол.

Владимирская икона - одна из самых почитаемых православных святынь. Только появившись в наших краях, она сразу стала творить чудеса. Богородица сама управляла судьбой своего образа, не раз являясь во сне полководцам, князьям, просто благочестивым христианам.

Слово «сретение» означает «появление», «принесение во храм». Чаще всего оно используется по отношению к Иисусу Христу. Сретением Господним называют принесение Девой Марией своего сына в церковь на крещение. Когда говорят о сретении иконы, подразумевают её появление в том или ином храме, городе.

Краткая история святыни

По преданию, икона, с которой сделан список Владимирской, нарисована самим Лукой. Вместо холста он использовал столешницу стола, за которым обедали Иисус, Иосиф и Богородица. Увидев изображение, Дева Мария благословила его, сказав, что оно будет оберегать всех христиан, даровать благодать. Примерно через 500 лет святыня оказалась в Константинополе. Далее мнения о её судьбе расходятся. Одни говорят, что был сделан список и отправлен как дар Юрию Долгорукому. Другие утверждают, что передана оригинальная икона. Изучив стилистику, подвергнув полотно ряду анализов, ученые склоняются к первому варианту. Владимирская икона написана примерно в XII веке, представляет собой яркий образец Византийской живописи тех времен.

Сын Юрия, Андрей Боголюбский, забрал святыню, поехал с ней в Москву, чтобы организовать там государство, независимое от Киева. По дороге он заехал во Владимир. По уезду из города случилось необъяснимое. Кони отказались идти. Смена упряжки не дала результатов. Тогда князь начал молиться, и ему явилась Дева Мария. Она велела не забирать икону из города, построить там храм. Так и было сделано.

Чудесные спасения

Трижды через Владимирскую икону Богородица являла свою волю городам . Количество чудесных исцелений совсем не счесть.

1395 год: хан Тамерлан со своим войском направился на Москву. По дороге он уничтожал русские города, убивал практически всех, независимо от пола, возраста, вероисповедания. Численность орды в разы превосходила русскую дружину. Боевой опыт, жестокость воинов хана практически не имели аналогов. Шансов выстоять против такой силы не было. Оставалось лишь молиться, надеясь на чудо.

Князь Московский послал во Владимир за чудотворной иконой. Духовенство организовало крестный ход. По выходу из города по обе стороны стояли люди. При виде иконы они падали ниц, устремляли свои взоры на неё и молили Деву Марию лишь об одном: спасти Русь. 26 августа святыня оказалась в Москве - произошло сретение Владимирской иконы Божией Матери.

В тот же день хану во сне было ведение. Огромная гора, с которой спускаются святители с золотыми жезлами. Над ними парит Божья матерь, защищенная бесчисленным количеством ангелов. Проснувшись, Тамерлан собрал своих жрецов. По описанию они сразу поняли, что это Божья Матерь, заступница Руси. В один голос старейшины советовали хану как можно быстрее покинуть земли русские. Это он и сделал. В благодарность за освобождение построен Сретенский монастырь и собор Успения Пресвятой Богородицы, где и установлена икона.

Историки нашли свое объяснение отступлению Тамерлана. Официальная научная версия: хан вовсе не собирался захватывать Русь, пришел сюда случайно - в погоне за одним из полководцев Золотой Орды. Он хотел уничтожить всю верхушку империи. Подобное объяснение слабо похоже на правду: зачем человеку, страдающему манией величия, желающему захватить весь мир, вдруг оставлять в целости значительную его часть, особенно если силы, численность войск позволяют легко поработить государство?

1480 год: Ахмет, хан Золотой Орды, собрал войско, чтобы захватить Москву. Дойдя до реки Угра, на другой её стороне полководец увидел дружину Иоанна Третьего, тогдашнего московского князя. Летописи гласят: на татар неожиданно напал страх, они начали разбегаться. Хан не мог справиться с этим, был вынужден отступить. Объяснить подобное явление сложно, если учитывать, что золотоординское войско значительно превосходило русское по численности, не уступало ему по смелости, опыту, оснащенности. Это Дева Мария вновь заступилась за город, даровав ему помилование за грехи. В честь этого в столице ежегодно 23 июня проводят крестный ход из собора Успения в Сретенский монастырь.

Не прошло и полвека, как золотоординцы снова решили атаковать Русь. Хан сменился, вместе с ним забыли об испытанном тогда страхе. 1521 год. Войско из 100 тысяч человек собрал Мехмет-Гирей. Правящий тогда столицей Василий Третий не ожидал нападения, сам походов не готовил. Поэтому большинство военнослужащих было разбросано по стране - они отдыхали дома с семьями. Всего удалось противопоставить хану не более 50 тысяч человек. Силы были не равны, только чудо могло спасти город от погибели. Так и произошло: Дева Мария явилась захватчику во сне. Он испугался этого знака и отступил.

Дальнейшая судьба святыни

Ещё одно чудо произошло при пожаре 1547 года. Горел Московский Кремль. Чудотворный образ пытались вынести самые сильные мужчины, но безрезультатно - он как будто врос в землю. В это время над храмом явилась Дева Мария. Он защитила собор - огонь не тронул его.

После чудесных спасений Владимирская икона стала одной из самых значимых на Руси. Перед ней молились князья и цари, приносили присягу на верность монархам и державе высокие государственные чины, её брали в походы, чтобы каждый солдат мог попросить Деву Марию о своих нуждах. При избрании митрополитов Москвы жребии клались на эту святыню. Считалось, что через неё Богородица сама выберет наиболее достойных.

Долгое время икона находилась в Успенском соборе. В сентябре 1999 года передана в храм Святителя Николая, работающий при Третьяковской галерее. Здесь её хранят по сегодняшний день.

Владимирская икона сегодня хранится с помощью современных технологий. Она защищена пуленепробиваемым стеклом. Специальные приборы строго поддерживают заданные температуру, влажность воздуха, оптимально подходящие для сохранности материалов, из которых создана святыня.

Владимирская икона прошла сквозь историю Руси, часто сама была её участницей. В чудотворности этого образа не сомневается никто.