«Пословица-всем делам помощница!» Сценарий игры-викторины для родителей. Классный час (2 класс) на тему: Классный час: «Пословица - всем делам помощница

Характерной чертой пословиц и поговорок является их целенаправленность, желание привить слушающему определенную оценку явлений действительности. При этом идея не навязывается, она воплощена в образ, представляющий единство содержания и художественной формы.
Все элементы пословицы подчинены тому, чтобы убедить в истинности высказанного суждения. - Многие пословицы таят в себе иносказательный смысл, который проявляется в зависимости от того или иного контекста. Это касается многих пословиц и поговорок, высмеивающих различные пороки человека, как например: " «Каков Савва, такова ему и слава», «Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива», «Не все золото, что блестит», «Убери пень в вешний день, и пень будет пригож», «Видом орел, умом тетерев».
Но это не относится ко всем произведениям пословичного жанра. Можно назвать и пословицы другого типа, употребляющиеся только в прямом смысле, без обиняков и иносказаний. Именно гак мы воспринимаем такие образцы этого жанра, как, например:
«Пословица - всем делам помощница», «Лицо - зеркало души», "Где ум, там и толк". Употребление пословиц в прямом смысле, в одном или близком контексте свойственно большей части пословиц. Для пословиц и поговорок, как и для других фольклорных жанров, характерно бытование во многих вариантах, оттенки которых изменяются как хронологически, так и в зависимости от той или иной территории их распространения. Ниже предлагаем ознакомиться с пословицами о весне.

3. Кто в марте сеять не начинает, тот о своём добре забывает.

4. Весна – наши отец и мать, кто не посеет, не будет и собирать.

5. Весна днём красна.

6. Весна всё покажет.

9. Как не злись метелица, всё весной повевает.

10. Вода с гор потекла – весну принесла.

11. Готовь сани с весны, а колёса с осени.

12. Весною день упустишь, годом не вернешь.

13. Днём раньше посеешь, неделей раньше уберешь.

14. Посеешь в погоду - больше приплоду.

15. Кто рано сеет, семян не теряет.

16. Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба.

17. Весной часом отстанешь, днём не догонишь.

18. Весна днём красна.

19. Отстанешь на верстень - не догонишь во весь день.

20. Всякое семя знает своё время.

21. До поры до времени не сей семени.

22. Сей овёс в грязь - будет овёс князь, а рожь хоть в золу, да в пору.Фото цветы Пролиски в весеннем лесу Сватово

23. Вспашешь в срок, посеешь в срок - урожай будет высок.

24. Ранний посев к позднему в амбар не ходит.

25. В срок не вспашешь, не сборонишь - урожай свой проворонишь.

26. Вешняя пора - поел, да со двора.

27. Вешний день целый год кормит.

28. Кто спит весною - плачет зимою.

29. Растение – земли украшение.

30. Рощи да леса – всему краю краса!

31. Больше леса – больше снега, больше снега – больше хлеба.

32. Сажай лес в поле – будет хлеба более.

33. Весна, зажги снега, заиграй овражки.

36. Весной пролежишь, так зимой с сумой побежишь.

37. Ласковое слово – что весенний день.

38. Ласковое слово, что дождь в засуху.

39. Потрудись весной –сытым будешь зимой.

40. Поле труд любит.

41. Больше землю удобряй, будет выше урожай.

42. Глубже пахать – больше хлеба видать.

43. Доброе семя, добрый и всход.

Классный час

«Пословица - всем делам помощница»

Никифорова Н.Н.

Учитель начальных классов

МБОУ«Новопогощенская СОШ»

Брянская обл.

Цель: расширить кругозор уч-ся, об устном народном творчестве (пословице) воспитывать любознательность, развивать внимательность.

Оборудование: плакаты с пословицами, карточки с играми и заданиями.

Ход занятия

Орг. момент.

Дорогие ребята, я вас приветствую. Прошу садиться. Сегодня мы отправимся в удивительный мир устного народного творчества. Все мы хорошо знаем и любим народные сказки, песни, загадки, пословицы.

Наш сегодняшний классный час посвящает именно пословицам.

Пословица-это жанр фольклора, краткое образное изречение, заключающее в себе какое-то научение. Пословица советует, научает наставляет, предупреждает. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи, от того их речь становится ярко, образной. Давайте вместе прочтем пословицы написанные на доске.

«Крана речь пословицей»

«Без пословицы не проживешь»

«Пословица не даром молвится»

Открываем первую страницу нашего журнала.

1стр.

«Чтение-лучшее учение»

Ребята, а какие вы знаете пословицы о чтении, грамоте, учении?

-«Книга-зеркало жизни. » «Книга для ума что теплый дождик для всходов.» «Книга поможет в труде, выручит в беде.» «Кто много читает, тот много знает.» «Прочел новую книгу, встретился с другом.» «Грамоте учится, вперед пригодится.» «Кто грамоте горазд, тому не пропасть.» «Хорошая книга, лучший друг.»

Книги рассказывает нам о многом. О нашей Родине и ее природе, о ее интересных людях и их труде, об истории и культуре народов. Книга является надежным помощником в труде. Рабочий читает книги о станках, чтобы научится ими лучше управлять, сельский труженик- о том, как успешно собрать хороший урожай, врач- о том, как помочь людям стать здоровыми, учитель- о том, как лучше учить и воспитывать. Книги помогают лучше пронять окружающую нас жизнь. Поэтому читать их надо не спеша, внимательно, не пропуская страниц. Кроме того мы должны бережно относится книге.

Я к вам обращаюсь, товарищи дети!

Болезни книги нет вещи на свете!

Пусть книги друзьями заходят в дома

Читатель всю жизнь набирайтесь ума.

Ребята, к нам в гости пришла лисичка.

Смотрите, она принесла письмо, давайте посмотрим, что в нем написано?

А в нем написаны вопросы. Вы мне поможете на них ответить?

1.Что означает слово «библиотека»?

(Слово библиотека произошло от греч. « библио » книга. « тека» хранилище. Дословный перевод книгохранилище, т.е. помещение для хранения книг.)

2.Для чего нужен читательский формуляр?

(Формуляр- это специальная карточка, куда библиотекарь записывает название книге, ее автора, дату выдачи и дату возврата книги. Вы ставите подпись о том, что книгу, действительно получили. Формуляры нужны для того, чтобы книги из библиотеки не потерялись.)

Надеюсь вы,детки любящие книги, не раз бывали в библиотеке, и уже знакомы с читательским формулярами?

3.На чём была написана первая книга?

(В Китае первые книги писали на глиняных дощечках. Древние египтяне использовали папирус- очень тонкий древесный материал. Папирус сворачивали в трубочки. В Древней Руси сообщение писали на бересте- тонкой берёзовой коре (берестяные грамоты) Ещё книги писали на хорошо обработанной шкуре животных. Шкуру натягивали на дощечки. Отсюда пошло выражение « Прочитать книгу от корки до корки (от дощечки до дощечки).

Молодцы! Вы хорошо справились с заданием нашей гостьи и теперь мы можем открывать вторую страницу нашего журнала, а называется она…..

2 стр.

« Без труда ничего не даётся.»

Вы, наверное, уже догадались это тема этой страницы- труд. А какие вы знаете пословицы о труде?

« Дерево сильно корнями, а человек – трудом»

« Без труда мечта мертва.»

« Упустив минуту -потеряешь час»

« Землю красит солнце, а человека – труд.»

« Человек живёт век, а доброе дело – два.»

« Птица крепнет в полёте, а человек – в труде.»

« Деревья смотри в плодах, а человека в делах.»

Стол за которым ты сидишь,

Кровать в которой ты уснёшь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж,

Тарелка, вилка, нож…

И каждый гвоздь, и каждый дом,

И каждый ломтик хлеба-

Всё это создано трудом,

А не свалилось с неба

За всё, что создано для нас,

Мы благодарны людям.

Придёт пора, настанет час,

И мы трудиться будем.

А сейчас, пока вы школьники, главный ваш труд- это учеба, хорошие, крепкие знания. Но кроме хорошей учебы вы должны уметь себя обслужить, а также помочь маме, брату, сестре.

А теперь я предлагаю вам загадки о профессиях:

1. Его работа в глубине, на самом дне,

Его работа в темноте и тишине

Пусть труд его нелегок и непрост,

Как космонавт плывет он среди звезд.

(водолаз.)

2. Он спускается в забой

Его работа под землей.

(забойщик)

3. Ему нужны такие вещи:

Молоток, тиски и клещи

Ключ, напильник и ножовка

И всего нужней - сноровка.

(слесарь)

4. Мастер, мастер помоги –

Прохудились сапоги.

Забей покрепче гвозди –

Мы пойдем сегодня в гости.

(сапожник)

5. Заболела эта книжка,

Изорвал ее мальчишка

Я больную пожалею,

Я возьму ее и склею.

(переплетчик)

3 стр.

«Друга ищи, а найдешь – береги.»

«Птица сильно крыльями, а человек дружбой,»

«Человек без друга – это земля без воды.»

«Человек без друзей – что дерево без корней.»

«Друзья познаются в беде.» «Старый друг лучше новых двух.» «Не тот друг, кто медком помажет, а тот, кто правду скажет.» «Будь сам другом – и тебе помогут в беде.»

4 стр.

«Счастье не ищут, а делают.»

«Счастье не в воздухе вьется, а трудом достается.» «Счастье без ума – дырявая сума, где найдешь там и опустишь.»

«У кого счастье поведется, у того и петух понесется.»

Некоторые люди говорят, что счастье это богатство, деньги, но ведь настоящее счастье не купишь за деньги. Ошибаются и те, кто считают, что все счастье в славе. Добрая слава действительно радует человека. А от худой славы он не знает, как отделаться. Счастлив тот, кто ладит счастье не только для себя, но и для всех.

5 стр.

«Родина – мать, умей за нее постоять.»

«Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.» «Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалости.» «Своя земля и в горсти мила.» «Только тому почёт будет, кто Родину не словом, а делом любит.» «На чужой сторонушке рад своей воронушке.» «Жить – Родине служить.»

* * * *

Если скажут слово «Родина»

Сразу в памяти встает

Старый дом в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки береза – скромница

И ромашковый бугор…..

А другим наверно вспомнится

Свей родной московской двор.

В лужах первый корабли

Над скакалкой топот ног

И большой соседней фабрики

Громкий, радостный гудок.

Или степь от маков красная

Золотая целина

Родина бывает разная

Но у всех она одна.

Викторина пословиц.

а вы должны ее продолжить.

1.Кто много читает…(тот много знает)

3.Позно встанешь…(мало сделаешь)

4.Мир освещается солнцем…(а человек знанием)

5.Поспешишь….(людей насмешишь)

6.Что одному не под силу…(то легко коллективу)

7.Не красна шуба углами…(красна пирогами)

Кончил дело…(гуляй смело).

Игра: По двум словам отгадай всю пословицу.

Например: коса – камень (пошла коса на камень)

2.Шило – мешок (Шило в мешке не ужалит)

3.Язык – дело (Не спеши языком, а спеши делом)

4.Дело – мастер (Дело мастера боится)

5.Труд – лень (Труд человека кормит, а лень портит)

6.Ученые – тьма (Ученые света, а не ученые тьма)

Вам понравилось играть. Я знаю еще одну игру, называется она «Семь и один».

Назовите пословицы, в которых употребляются число «7» и «1».

«Семеро одного не ждут».

«Семь раз отмерь, один отрежь».

«Семь бед, один ответ».

«Семеро с ложкой, один с сошкой».

Итог занятия:

Ребята, вот мы и закрыли последнюю страницу нашего устного журнала. На надеюсь, на этом занятие вы узнали много интересного. Спасибо за внимания.


Тема: «Пословица - всем делам помощница» (внеклассное мероприятие)

Цели: Обобщить знания учащихся о народных пословицах, показать глубину их мысли, напевность речи, своеобразие языка; прививать любовь к своей Родине, ее прошлому; учить работать в группе.

Форма проведения : устный журнал

Оборудование: Плакат с пословицами, «Книга пословиц», тексты на столах в каждой группе; карточки с пословицами в конвертах; игра «Ромашка», книги с пословицами; русский костюм; музыкальное сопровождение.

Подготовительный этап: Класс делится на четыре группы, каждая из которых получает конверт с пословицами. Из этого конверта дети выбирают карточки с пословицами, подходящими по смыслу к каждому этапу мероприятия.

Ход мероприятия

Вводная часть

(Звучит народная мелодия)

Учитель: Сегодня у нас необычное мероприятие - мы будем говорить о том, что люди часто употребляют в речи. От этого их речь становиться яркой, образной.

Выходит ученица в русском народном костюме, в руках у нее рушник с караваем.

Здесь и красные девицы,

Добры молодцы кругом-

Все уселись за столом.

Будет вам всем здесь приятно

Побывать в гостях у нас.

Ведь изба красна не углами, а пирогами.

Угощает гостей и детей

2. Объявление темы

В. О чем мы будем говорить, вы узнаете, когда прочитаете вот эти предложения.

На доске:

Красна речь пословицей.

Без пословицы не проживешь.

Пословица недаром молвиться.

Старая пословица не сломиться.

Так что же это? Каким одним словом мы можем объединить эти предложения?

Пословицы.

Правильно, и тема нашего мероприятия: «Пословица – всем делам помощница»

3. Беседа о жанрах русского народного творчества (фольклора)

У.: Не зря Александр Сергеевич Пушкин сказал: «Что за Роскошь, что за смысл, какой толк в каждой пословице нашей, что за золото!»

Пословица-это жанр фольклора, краткое, мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.

В пословицах-народный ум, народная правда, мудрые суждения о жизни и людях.

Пословица советует, научает, наставляет, предупреждает.

А какие еще жанры фольклора вы знаете?

Дети: Поговорки, потешки, скороговорки, загадки, прибаутки…

У.: Сохранилось много пословиц, и фольклористы (то есть люди, которые занимаются изучением, собиранием пословиц, сказок, поговорок, песен, шуток, прибауток) решили собрать все это в одну книгу –«Книгу пословиц» (Воспитатель демонстрирует книгу «Пословицы русского народа», составленную Далем)

Но сегодня мы будем работать по книге меньшего объема, в которой будет 5 страниц.

(Названия страниц вывешены на доске.)

4. Основная часть. «Книга пословиц»

У.: И сегодня мы с вами будем путешествовать по страницам такой книги. Каждая страница-тема, на которую собраны пословицы. Путешествие начинается. Открываем первую страницу нашей книги.

«ЧТЕНИЕ-ЛУЧШЕЕ УЧЕНИЕ»

1. Чтение «по цепочке»

У.: Вот мы с вами сейчас почитаем.

Каждая группа читает «по цепочке свой текст. Дети сомостоятельно оценивают работу каждого.

В.: Кто читал хорошо без ошибок?

Один ученик от группы называет лучших чтецов

2.Подбор пословиц о чтении

У.: Найдите пословицы, которые можно отнести к этой теме и объясните их.

Дети подбирают подходящие пословицы из конверта.

* Книга для ума-что теплый дождик для всходов.

*Книга поможет в труде, выручит в беде.

*Кто много читает, тот много знает.

*Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

*Хорошая книга-лучший друг.

*Грамоте учиться вперед пригодиться.

3.Игра «Ромашка»

На доске ромашка со съемными лепестками, на которых написаны отрывки из произведений

У.: Сейчас мы с вами поиграем. Я зачитаю вам отрывки из произведений, а вы должны к лепестку с их названием прикрепить лепесток с фамилией автора.

Воспитатель читает отрывки

*«Мороз» (Е. Благинина)

* «Детство» (И. Суриков)

* «Сказка о рыбаке и рыбке» (А. Пушкин)

* «Серая шейка » (-Сибиряк)

* «Корзина с еловыми шишками» (К. Паустовский)

* «Не ветер бушует над бором» (Н. Некрасов)

* «Летучий корабль» (Русская народная сказка)

Какая книга здесь лишня и почему?

Дети: Сказку «Летучий корабль » создал народ, а остальные-авторские.

«ДЕРЕВО СИЛЬНО КОРНЯМИ, А ЧЕЛОВЕК ТРУДОМ»

1.Подбор пословиц

У. В.: Это вторая страница нашей «Книги пословиц». Как вы думаете, о чем можно узнать на этой странице? На какую тему должны находиться здесь пословицы?

Дети: О труде.

У. В.: Найдите на карточках пословицы, которые можно отнести к этой теме.

Дети выбирают пословицы из конверта.

Без труда ничего не деется.

Землю красит солнце, а человека – труд.

Птица крепнет в полете, а человек в труде.

Деревья смотри в плодах, а человека смотри в трудах.

2.Чтение стихотворения

У. В.: Давайте послушаем стихотворение.

Читает подготовленный ученик.

Стол, за которым ты сидишь,

Кровать, в которой ты уснешь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж,

Тарелка, вилка, нож,

И каждый гвоздь, и каждый дом,

И каждый ломтик хлеба-

Все это создано трудом,

А не, что создано для нас,

Мы благодарны людям.

Придет пора, настанет час,

И мы трудиться будем.

А сейчас, пока вы школьники, главный ваш труд-это учеба, хорошие, крепкие знания. Но, кроме хорошей учебы, вы должны уметь и себя обслужить, а также помочь маме, брату, сестре.

3. Загадки о пословицах

Загадки загадывает каждая группа

Вот на краешке с опаской

Он железо красит краской

У него в руках ведро

Сам расписан он пестро. (Маляр)

Ночью, в полдень, на рассвете

Службу он несет в секрете

На тропе, на берегу,

Преграждая путь врагу. (Пограничник)

Он не летчик, не пилот,

Он ведет не самолет,

А огромную ракету.

Дети, кто, скажите, это? (Космонавт)

Кто в дни болезней всех полезней,

И лечит нас от всех болезней. (Доктор)

«ПТИЦА СИЛЬНА КРЫЛЬЯМИ, А ЧЕЛОВЕК -- ДРУЖБОЙ»

1. Подбор пословиц

У. В.: Как вы думаете, на какую тему могут быть пословицы на третьей странице?

Д.: О Дружбе.

У.: Давайте найдем пословицы о дружбе.

* Человек без друга – что земля без воды.

* Друга ищи, а нашел – береги.

* Друзья познаются в беде.

* Старый друг лучше новых двух.

* Не тот друг, кто медком помажет, а кто правду скажет.

* Друга на деньги не купишь.

2. Игра «Отгадай пословицу»

У.: Вот мы и проверим, как вы умеете дружно работать. Каждой группе я даю по карточке со словами из пословиц. Вы должны их вспомнить.

Дети получают карточки со словами из пословицы.

Коса-камень

Д. Нашла коса на камень.

Шило-мешок

Д. Шила в мешке не утаишь

Язык-дело

Д. Не спеши языком, торопись делом.

Дело-мастер

Д. Дело мастера боится

Труд-лень

Д. Труд человека кормит, а лень-портит.

5 Физкультминутка-музыкальная пауза

Дети исполняют белорусскую народную песню «Кума, мая кумачка…»

«ОДНА У ЧЕЛОВЕКА РОДНАЯ МАТЬ, ОДНА У НЕГО И РОДИНА »

1. Подбор пословиц

У.: Какие пословицы могут быть на четвертой странице?

Д.: О Родине.

У.: Прочитайте и объясните их смысл.

* Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

* Родина-мать, умей за нее постоять.

* Только тому почет будет, кто Родину не словом, а делом любит.

* На чужой сторонушке рад своей воронушке.

* Своя земля и в горсти мила.

* Жить –Родине служить.

Дети читают пословицы и объясняют их смысл.

2. Чтение стихотворений

Если скажут слово «Родина,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот,

У реки Березка-скромница

И ромашковый бугор.

А другим, наверно вспомниться

Свой родно, красивый двор,

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина…

Родина у всех бывает разная,

Но у всех она одна.

Последнюю строку читают все вместе.

У.: Да, и у нас с вами есть Родина, страна, где мы живем. Как она называется?

Д.: Беларусь

У.: А что значит малая Родина?

Д.: Это то место, где мы родились.

Звучит гимн Беларуси в исполнении детей.

4.Викторина.

У.: А сейчас проведем викторину. Надо по началу пословицы найти конец.

Учитель раздает карточки с написанным началом пословиц. Дети заканчивают пословицы.

Д. Как на крыльях летать.

В. Поздно встанешь…

Д. Мало сделаешь.

В. Мир освещается солнцем…

Д. А человек знанием.

В. Не красна изба углами…

Д. Красна пирогами.

В. Что одному не под силу. То…

Д. Легко коллективу.

В. Делаешь наспех…

Д. Сделаешь на смех.

5. Творческая работа.

В. Ребята, у нас еще остались пословицы, которые мы никуда не отнесли. Прочитайте их. Как вы думаете, к каким темам можно их отнести

В каждой группе осталось по шесть пословиц. Дети их распределяют.

Хорошо трудиться – хлеб уродиться.

Земля – тарелка, что положишь, то и возьмешь.

Что посеешь, то и пожнешь.

Д. О сельском труде.

Осень –перемен восемь.

Сентябрь холоден, да сыт.

Новый год – к весне оборот

Д. О временах года.

Группа 2

Мир не без добрых людей.

Где смелость там и победа.

Д. О мире

Трус таракана посчитает за великана .

Скромность красит человека.

Д. О характере людей.

Группа 3.

Пока ленивый проспится, усердный с работы вернется.

Лень лени и за ложку взяться, а не лень лени обедать.

Солнышка садится – лентяй веселится, солнышко всходит.

Д. О лени.

Сам погибай, а товарища выручай.

Один за всех, все за одного.

Крепкую дружбу и водой не разольешь.

Один в поле не воин.

У.: И вот мы открываем последнюю страницу нашей «Книги пословиц»

«КОНЧИЛ ДЕЛО-ГУЛЯЙ СМЕЛО»

У. В.: Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Д.: Отдыхать можно тогда, когда закончил все дела.

У.: А сейчас посмотрите сценку, которая так и называется: «Кончил дело –гуляй смело».

Сценку разыгрывают подготовительные дети.

Мальчик сидит за столом. Он делает уроки. В окно заглядывает солнышко.

Солнышко.

Недовольно ли учиться?

Не пора ли по ли порезвиться?

Нет, ясное солнышко, нет.

Теперь мне гулянье не впрок,

Дай прежде окончу урок!

Недовольно ли учиться?

Не пора ли порезвиться?

Нет, милая, гулянье не впрок,

Дай прежде окончу урок!

Недовольно ли учиться?

Не пора ли порезвиться?

Нет, кисонька, нет

Теперь гулянье не впрок,

Дай прежде окончу урок!

Наконец урок окончен, мальчик убирает книги, тетрадь в портфель, встает из-за стола.

Мальчик. Ну-ка, кто меня манил?

Все. Кончил дело?

Мальчик. Да!

Все. Гуляй смело!

Дети поют белорусскую народную песню «Саука ды Грышка» Итог мероприятия.

У.. Ребята, правильно поступил мальчик?

У.. Ну вот и все, теперь и мы можем гулять смело, так как все дела мы сделали.

Я надеюсь, что вы не будете забывать пословицы и будете правильно употреблять их в своей речи.

ГУО «Пластокский УПК ДС-БШ ЛЮбанскогорайона»

ПОСЛОВИЦА-

ВСЕМ ДЕЛАМ ПОМОЩНИЦА

(устный журнал)

Учитель: Черкас

Ольга Николаевна

Калтабаева Клара Смадьяровна,
Астраханская область, п. Прикаспийский,
воспитатель МБОУ «СОШ п.Прикаспийский»

«Пословица — всем делам помощница»

Ведущий : Мы все хорошо знаем и любим народные сказки, песни, загадки. Сегодня мы поговорим о пословицах – одним из жанров русского народного фольклора. Пословицы возникли с далёких незапамятных времён, как только люди научились говорить и общаться друг с другом.

С тех пор они по жизни всегда с человеком: советуют, поучают, предупреждают, наставляют. Недаром говорят: «Пословица недаром молвится». В этом мы убедимся на нашем устном журнале «Пословица – всем делам помощница».

Говорят, «без пословицы не проживёшь». На свете, наверное, нет человека, который хоть раз не использовал пословицы в своей речи. Пословицы делают нашу речь богатой, образной, яркой, выразительной.

Люди с уважением относятся к пословицам, ведь это наша культура и история.

I страница: « С книгой жить — век не тужить»

Ведущий: Книги – наши верные, мудрые друзья и добрые советчики. Живут они с нами в шкафах и на полках. Стоит только протянуть руку, и поведут они нас по лесам, морям, разным странам, расскажут удивительные истории, поведают чудесные тайны. Нашим замечательным друзьям мы посвящаем эти пословицы:

1. Книга – зеркало жизни.

2. Книга поможет в труде, выручит в беде.

3. Хорошая книга – лучший друг.

4. Кто много читает, тот много знает.

5. Прочел новую книгу – встретился с новым другом.

6. С книгой жить – век не тужить.

Ведущий:

У меня корзина здесь, Поспешите угадать,

В ней вещей не перечесть, Что в ней и откуда?

Вес её полпуда.

Задание №1: определить принадлежность того или иного предмета и назвать сказку.

Воспитатель первой квалификационной категории Зикункова Е.Н.

Цель: развивать речевую активность детей через малые фольклорные формы.

Задачи:

  1. Познакомить детей с одним из разделов русского фольклора-пословицами и поговорками.
  2. Учить детей понимать смысл пословиц и поговорок, заучивать их.
  3. Развивать речь и мышление детей.
  4. Закреплять умения работы в команде.

Оборудование: коробка- посылка, книга «Пословицы и поговорки» , разрезные картинки с изображением пословиц.

Предварительная работа: чтение и заучивание пословиц.

Ход занятия.

Воспитатель: - Горе тому, у кого беспорядок в дому. Давайте посмотрим, все ли игрушки в нашей группе на своих местах, порядок ли?

Дети: Порядок!

Воспитатель: Вот и хорошо!

(Раздается стук в дверь)

Воспитатель: Слышите, кто-то стучится к нам? Посмотрим, кто там?

Воспитатель подходит к двери и вносит в группу посылку.

Ребята, почтальон принес посылку. Интересно, нам ли она адресована? Как же проверить? (ответы детей) . Как называется наш город, детский сад, группа?

Воспитатель читает адрес д/с и название группы. Все убеждаются, что посылка доставлена по адресу. Воспитатель открывает посылку, не показывая содержания детям. Предлагает догадаться, отгадав загадку:

Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком,

Разговаривает с нами

Всем понятным языком.

Дети: Книга!!!

Воспитатель: Правильно, это книга. А как мы узнаем, о чём она?

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Старый друг лучше новых двух.

Воспитатель: Ребята, вы догадались, о чем я читала? Правильно, это книга о пословицах и поговорках. Пословицы очень часто употребляем в речи мы, взрослые. Вы уже слышали одну, когда мы наводили порядок в группе:

«Кончил дело- гуляй смело» . Как вы понимаете эту пословицу?

Дети: Закончив работу, можно спокойно отдыхать.

Воспитатель: В жизни на каждый случай есть меткое слово-пословица. Например, о людях, которые всегда торопятся и делают дела некачественно народ сложил пословицу: «Поспешишь- людей насмешишь» . А есть люди очень медленные, нерасторопные, они всегда отстают от других, про них говорят: «Семеро одного не ждут» .

Воспитатель: Людям неумным и ленивым от пословиц не скрыться. Но пословицы не только подмечают недостатки, но и учат смелости, верности, дружбе, трудолюбию. Кто знает такие пословицы?

(Заслушиваются ответы детей)

Воспитатель читает из книги:

Друга ищи, а найдешь, береги.

Друг познается в беде.

Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.

Дружные сороки и гуся утащат.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Воспитатель: О пословицах и поговорках народная мудрость тоже сложила пословицы и поговорки. Например,

  • «Пословица не даром молвится»
  • «Пословица всем делам помощница»
  • «Пословица ввек не сломится»
  • «У каждого Егорки свои поговорки» .

Воспитатель: А теперь, ребята, я прочитаю вам одну очень важную для вас пословицу. Давайте попробуем разобраться в ней с помощью картинки.

(Воспитатель читает пословицу, дети рассматривают картинку)

Воспитатель: Что изображено на картинке? (ответы детей) . Подумайте и скажите, какую пословицу можно сложить по этой картинке? (Ответы)

Народ сочинил про эту ситуацию такую пословицу: «За двумя зайцами погонишься- ни одного не поймаешь» . К чему она призывает?

Дети: Нельзя браться сразу за несколько дел. Ни одно дело сделать не успеешь.

Воспитатель: А вот похожая пословица: «За все берется, да ничего не удается»

Ребята, запомните эти пословицы. Они вам пригодятся в жизни. Прежде чем

браться за очередное дело, нужно закончить с первым, а не делать одновременно, ведь вы не сможете справиться с ними.

А теперь немного разомнемся.

Физкультминутка «Буратино»

Воспитатель: Ребята, а сейчас разберем смысл другой пословицы: «Ты меня работушка не бойся, я тебя не трону» .

Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Дети: Она рассказывает о человеке, который не собирается браться за работу.

Воспитатель: Как вы думаете, эта пословица хвалит или высмеивает таких людей?

Дети: Высмеивает!!!

Воспитатель: Каких людей высмеивают в пословице?

Дети: Ленивых!

Воспитатель: Послушайте еще одну пословицу: «Мал золотник, да дорог» . О чем она?

Дети: Про небольшой по величине, но ценный по другим свойствам предмет.

Воспитатель: Правильно, а еще так говорят про того, кто ростом мал или молод, но имеет много положительных качеств.

Когда я вынимала книгу из посылки, то заметила, что там лежит еще кое-что (достает 3 конверта с разрезными картинками) .

Слушайте задание: сложите картинку, и вы узнаете, какая пословица спряталась в них?

Дети делятся на 3 команды и работают за столами. Они выясняют и озвучивают следующие пословицы:

  • «Поспешишь- людей насмешишь»
  • «Без труда не вытащить и рыбку из пруда»
  • «Скучен день до вечера, если делать нечего»

Воспитатель: Молодцы! Давайте поблагодарим друг друга за работу в командах. А к нашей ситуации подходит пословица, которая прозвучала в начале занятия. Кто вспомнит?

Дети: «Сделал дело- гуляй смело»