Лекции по литературе для школьников телеграмма паустовский. Краткосрочный план урока литературы. К.Паустовский "Тёплый хлеб". Останется тайной опорой твоей

На этом уроке вы узнаете о Константине Георгиевиче Паустовском и его цикле «Об известных людях», познакомитесь с началом творческого пути писателя и его ролью в русской литературе, рассмотрите избранные отрывки из его произведений.

Зимой 1917 года Бунин получил пачку стихов с просьбой об отзыве. Писал ему неизвестный юноша. Бунин ответил открыткой:

«Думается, Ваш удел, Ваша истинная поэзия - в прозе…»

Так появился на свет писатель Константин Георгиевич Паустовский (рис. 2).

Рис. 2. Константин Георгиевич Паустовский ()

В 1963 году в Советском Союзе проводился опрос о самом читаемом и почитаемом в России писателе. Таким писателем был назван Паустовский.

Паустовский вошёл в литературу как ценитель музыки, живописи, как автор поэтического слова. Читая его произведения, мы встретим вымышленные, но в то же время правдивые повествования о художниках, писателях, композиторах.

Среди рассказов о писателях особо можно выделить рассказы «Алексей Толстой», «Дядя Гиляй», «Иван Бунин», рассказ «Сказочник» о Гансе Христиане Андерсене, «Оскар Уайльд», рассказ «Поток жизни» о прозе Куприна (рис. 3).

Рис. 3. Александр Иванович Куприн ()

Обратимся к тем произведениям, в которых Паустовский останавливается на жизни и творчестве известных людей.

Паустовский пишет правдивые, но в то же время вымышленные истории, активно используя своё писательское воображение. Замечательная книга «Золотая роза» рассказывает о писательском труде, в котором немаловажную роль играет воображение. В главе «Животворящее начало» Паустовский пишет:

«Однажды Золя в обществе нескольких друзей говорил, что воображение совершенно не нужно писателю. Работа писателя должна быть основана только на точном наблюдении. Как у него, у Золя.

Бывший при этом Мопассан спросил:

- Как же тогда объяснить, что вы пишете свои огромные романы на основании какой-нибудь одной газетной заметки и при этом месяцами не выходите из дому?

Золя промолчал.

Мопассан взял шляпу и вышел. Его уход мог быть истолкован как оскорбление. Но он не боялся этого. Никому, даже Золя, он не мог позволить отрицать воображение.

Мопассан, как и каждый писатель, глубоко дорожил воображением - великолепной средой для расцвета творческой мысли, золотоносной землей поэзии и прозы.

Оно было животворящим началом искусства, его, как выражались восторженные поэты из Латинского квартала, "вечным солнцем и богом".

Но это ослепительное солнце воображения загорается только от прикосновения к земле. Оно не может гореть в пустоте. В ней оно гаснет.

<…>

…воображение - это свойство человеческой натуры.

- Какое?

- Это свойство человека, пользуясь запасом жизненных наблюдений, мыслей и чувств, создавать наряду с действительностью вымышленную жизнь, с вымышленными людьми и событиями. (Конечно, это надо сказать значительно проще.)

- А почему? - спросит нас собеседник. - Есть же настоящая жизнь. Зачем же выдумывать другую?

- А затем, что настоящая жизнь большая и сложная и человеку никогда не удастся узнать ее целиком и во всем разнообразии. Да многое он и не может увидеть и пережить. Например, он не может перенестись на триста лет назад и стать учеником Галилея, быть участником взятия Парижа в 1814 году или, сидя в Москве, прикоснуться рукой к мраморным колоннам Акрополя. Или беседовать с Гоголем, бродя по улицам Рима. Или заседать в Конвенте и слышать речи Марата. Или смотреть с палубы на Тихий океан, усеянный звездами. Хотя бы потому, что этот человек никогда в жизни не видел даже моря. А человек хочет знать, видеть и слышать все, хочет пережить все. И его воображение дает ему то, что не успела или не может ему дать действительность. Воображение заполняет пустоты человеческой жизни».

В своей книге «Золотая роза», посвящённой писательскому труду, Константин Георгиевич Паустовский рассказывает об особенностях творчества разных писателей. Рассмотрим некоторые примеры.

Лев Толстой:

«Лев Толстой (рис. 4) работал только по утрам. Он говорил, что в каждом писателе сидит и свой собственный критик. Злее всего этот критик бывает по утрам, а ночью он спит».

Рис. 4. Лев Толстой ()

Антон Павлович Чехов:

«Чехов (рис. 5) в молодости мог писать на подоконнике в тесной и шумной московской квартире. А рассказ "Егерь" он написал в купальне».

Рис. 5. Антон Павлович Чехов ()

Алексей Толстой:

«Алексей Толстой (рис. 6) мог писать, если перед ним лежала стопа чистой, хорошей бумаги. Он признавался, что, садясь за письменный стол, часто не знал, о чем он будет писать. У него в голове была одна какая-нибудь живописная подробность. Он начинал с нее, и она постепенно вытаскивала за собой, как за волшебную нитку, все повествование».

Рис. 6. Алексей Николаевич Толстой ()

Cреди произведений Паустовского можно встретить рассказы о русских художниках: об Оресте Кипренском (рис. 7), о Николае Ромадине, об Исааке Левитане.

Рис. 7. Орест Кипренский ()

Особое умение изображать краски в прозе принадлежало Паустовскому (рис. 8).

Рис. 8. К.Г. Паустовский. Портрет А. Г. Кручиной (1967) ()

Паустовский писал:

«Живопись важна для прозаика не только тем, что помогает ему увидеть и полюбить краски и свет. Живопись важна ещё и тем, что художник часто замечает то, чего мы совсем не видим. Только после его картин мы начинаем видеть это и удивляться то, чего не замечали ранее».

Рассмотрите короткий отрывок из очерка Константина Паустовского об известном художнике Исааке Левитане (рис. 9).

Рис. 9. Исаак Левитан ()

«Неприязнь к Саврасову преподаватели переносили на его любимого ученика - Левитана. Картина была признана недостойной медали. Левитан не получил звания художника, ему дали диплом учителя чистописания. <…>

С этим жалким дипломом вышел в жизнь один из тончайших художников своего времени, будущий друг Чехова, первый и еще робкий певец русской природы. <…>

Левитан сдружился с художником Николаем Чеховым, подружился с чеховской семьей и прожил три лета рядом с нею. <…>

В своих письмах Чехов часто упоминал о красоте Левитана. "Я приеду к вам, красивый, как Левитан", - писал он. <…>

Но имя Левитана стало выразителем не только мужской красоты, но и особой прелести русского пейзажа. Чехов придумал слово "левитанистый" и употреблял его очень метко. <…>

"Природа здесь гораздо левитанистее, чем у вас", - писал он в одном из писем. <…>

Вначале это казалось шуткой, но со временем стало ясно, что в этом веселом слове заключен точный смысл - оно выражало собою то особое обаяние пейзажа средней России».

Кроме этого, среди произведений Константина Паустовского можно встретить произведения, посвящённые известным музыкантам и композиторам.

Все рассказы Паустовского проникнуты светом добра, светом искусства, которое способно дарить это добро и оставлять в душах читателей самые светлые и радостные чувства. Среди рассказов, посвящённых композиторам, стоит выделить такие: «Музыка Верди» о композиторе Джузеппе Верди, «Старый повар» познакомит с личностью Вольфганга Амадея Моцарта, рассказ «Корзина с еловыми шишками» - о творчестве Эдварда Грига (рис. 10).

Рис. 10. Эдвард Григ ()

Список литературы

  1. Лады-гин М.Б., Зай-це-ва О.Н. Учеб-ник-хре-сто-ма-тия по ли-те-ра-ту-ре. 7 класс. - 2012.
  2. Ку-тей-ни-ко-ва Н.Е. Уроки ли-те-ра-ту-ры в 7 клас-се. - 2009.
  3. Ко-ро-ви-на В.Я. Ди-дак-ти-че-ские ма-те-ри-а-лы по ли-те-ра-ту-ре. 7 класс. - 2008.
  1. Интернет портал «Детская энциклопедия» ()
  2. Интернет портал «Паустовский Константин Георгиевич» ()

Домашнее задание

  1. Назовите несколько рассказов Паустовского о писателях.
  2. Как Паустовский оценивает роль воображения в писательском труде?
  3. Прочитайте рассказ К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».

Урок по рассказу К.Паустовского "Телеграмма" затрагивает взаимоотношения родителей и детей.

Просмотр содержимого документа
«konspekt_uroka_po_rasskazu_k.paustovskogo_telegramma»

Тема урока : «ПОКА НЕ ПОЗДНО»

Цель урока:

    выявить главную идею рассказа «Телеграмма»;

    проанализировать эпизоды и художественные детали, характеризующие героинь;

    и, конечно же, раскрыть образы Катерины Петровны и Насти.

Ход урока :

I. Вступительное слово учителя:

Быть всегда необходимым людям, чувствовать веяние времени - большое счастье для художника. Оно в полной мере выпало на долю известного писателя Константина Георгиевича Паустовского (1892-1968 г.г.)

Деятельность его многообразна: он – автор романов, повестей, рассказов; он – очеркист, драматург, публицист и критик. Его книги – яркие, романтичные – читаются охотно, с увлечением. Они учат нас любить природу, Родину, искусство, человека. Писатель открывает читателю глаза на красоту в повседневности, помогает найти ответы на вечные вопросы.

Когда слышишь или произносишь это имя, то в памяти оживает Мещерский край, (слайд 1 фото Мещерского края) средняя полоса России с её неброской красотой. Вот как пишет о ней Паустовский: «Здесь нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. Но все же этот край обладает большой притягательной силой. Он очень скромен. В этом заключена вся прелесть». Довольно много произведений у Паустовского написано о русской природе. Но его интересовали и люди.

- «Я не знал ничего более прекрасного, чем наша земля, не знал ничего более близкого мне, чем наши простые люди». В его произведениях нет острого сюжета, захватывающих событий. Но почему-то рассказы о простых людях читаются с трепетом и волнением? В чем же дело? Может быть в необыкновенной любви к людям? Может быть, в умении остановиться и внимательно посмотреть в глаза людям, которые окружают тебя каждый день? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить сегодня на уроке.

Итак , наш сегодняшний необычный урок "Пока не поздно" посвящен небольшому рассказу Константина Паустовского «Телеграмма»

(На доске записан эпиграф урока)

Читаю эпиграф:

М. Горький

Я не зря взяла эти замечательные слова эпиграфом к уроку, так как наш урок - это урок доброты, понимания, сочувствия, сострадания, поэтому я зажгу свечу.

- А что такое телеграмма? Вам приходилось получать её?

- Почему само слово “телеграмма” рождает тревогу? (Телеграмма обычно несет что-то важное: радость или беду)

- А сколько было телеграмм послано в рассказе? (две)

- Куда, кому и кем они были отправлены? ( На доске на боковых закрывающихся сторонах содержание обеих телеграмм.)

1 – дочери Насте в Ленинград: « Катя умирает. Тихон».

2 – матери Катерине Петровне в Заборье: « Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя»

- Какую телеграмму имел в виду автор? Почему? (Обе телеграммы были отправлены Тихоном, но одна – от имени Насти)

- А выполнили они своё предназначение? (Одна - опоздала, другой - не поверили).

- Так стоило ли их упоминать? Может, автор имеет в виду что-то другое, говорит о другой тревожной вести?

II. Проверка домашнего задания ( беседа по прочитанному)

- Каково ваше впечатление от рассказа «Телеграмма» Паустовского?

- О чём этот рассказ ? (Основная тема - взаимоотношения родителей и детей. Вопрос Ти­ хона о Насте - завязка. Также в рассказе речь идет о милосердии, об от­ ветственности человека за свои поступки.)

- Определить, как построен рассказ, выделить 3 основные части и озаглавить каждую.

    часть - Мать.

    часть - Дочь.

    часть - Телеграмма.

Мы встречались с Паустовским - мастером пейзажной прозы.

- А этот рассказ можно определить, как рассказ о природе? (Нет… Это рассказ о сложных человеческих взаимоотношениях.) Но пейзажные зарисовки в нём есть, хотя их роль иная, нежели просто фоновая или возвышенно-лирическая. Одна из задач сегодняшнего урока - определение функции пейзажа и особенностей его в этом рассказе.

- Подумаем, почему автор начинает рассказ с пейзажной зарисовки?
(Она настраивает читателя на определенный лад, подготавливает к восприятию произведения, создает тональность повествования.)

Работа с пейзажными фрагментами

- В какие моменты повествования наиболее ярко вплетён пейзаж? начало рассказа;
эпизод, описывающий ночь и старый клён; сцену похорон и последнюю ночь Насти в доме.)
Сразу отмечаем тот факт, что все указанные фрагменты тесно связаны с главными героинями. Посмотрим, как строятся эти эпизоды.

- Какие мысли автор передает через этот пейзаж? (Пейзажную зарисовку пронизывает мысль об увядании, даже отмирании природы: октябрь – «на редкость холодный», ветлы – «облетевшие», трава – «полегла». Само время, кажется, замедлило свое течение – тучи « тащились », « цеплялись », « даже сыпались назойливо ».

- Каков, по-вашему, ритм прозы писателя ? (Ритм прозы ощущается сразу же. Фразы короткие, от них веет каким-то холодом и безысходностью. И только выбивается из этого ритма предложение о подсолнечнике , который « все доцветал и никак не мог доцвесть»)

- Почему именно «подсолнечник», а не «подсолнух», как говорят в деревне?

(У читателя создается ощущение теплого маленького солнышка на фоне серого, черного неба) Демонстрация слайдов с изображением подсолнечника.

А теперь прочитаем это описание природы еще раз, слушая одновременно музыкальную пьесу «Октябрь. Осенняя песня» П.И.Чайковского. Сравним тональность звучания прозы и музыки.

- А какие детали еще выделяет, подчёркивает автор? Одинокий подсолнух, озябший клён , позабытые звёзды - вот приметы этой холодной осени.

- Через какой приём они показаны? (Олицетворение - перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные.)

- Выражает ли автор прямое сочувствие героине? (Ни в одной строчке. Оно скрыто в характере повествователя. Когда жизнь природы замерла, Катерине Петровне «стало еще труднее вставать по утрам» - значит и без того было трудно.)

- Что вбирает в себя холод осени? (Страшное одиночество, пустоту вокруг старой женщины.) Какие два определения связаны у Паустовского? (Холодный и пустой, одинокий.)

- Как соответствует безотрадная картина природы внутреннему состоянию Катерины Петровны? (Паустовский, следуя традиции отечественной литературы, соотносит состояние природы с душевным состоянием человека. В природе, как и в жизни человека, наступает медленное увядание.)

- А какие детали интерьера свидетельствуют о том, что жизнь замерла в старом доме? («Горький запах» нетопленных печей, пыльный «Вестник Европы», пожелтевшие чашки на столе, давно не чищенный самовар.)

ВЫВОД : За простой, внешне бесстрастной манерой повествования скрывается глубокое сострадание автора к одиноко доживающей свой век женщине. ( слайд МАТЬ)

1 часть: Мать (Характеристика Катерины Петровны )

- Какие чувства вызывает у вас Катерина Петровна? (высказывания учащихся)

- Восстановите прошлое по ряду точных деталей? ( Прошлое – в воспоминаниях Катерины Петровны: петербургская жизнь, «жила с отцом в Париже и видела похороны Виктора Гюго.» Это была счастливая и насыщенная событиями жизнь, отсвет ее в эскизе к «неизвестной» Крамского (подарок самого автора отцу героини). Катерина Петровна живет воспоминаниями, они бы могли скрасить ее одиночество. Но и они тускнеют, как «потускнели от времени» картины на стенах. Автор своим подтекстом подчеркивает, что «сумрачно» не только в опустевших комнатах, но и душе героини.)

Для чего хранит Катерина Петровна «сморщенные перчатки, страусовые перья, стеклярусную чёрную шляпу», а потом дарит их Маняше? ( Все это случайно. Дарит эти вещи героиня Маняше, чтобы отблагодарить ее. Отдавая самое дорогое, женщина вновь и вновь переживает прошлое. Но то, что для Катерины Петровны милые реликвии – частицы жизни и судьбы, для деревенской девочки лишь старая и ненужная ветошь. «Сдам в утиль, - решила Маняшка, забирала все и уходила», а Катерина Петровна оставалась наедине со своим одиночеством).

- Что подчеркивает Паустовский во внешнем облике героини? ( Плохо видит, сгорбленная, маленькая).

- Подберите синоним к слову «маленькая» (Беззащитная).

Как вы считаете, были ли у Насти серьёзные причины, чтобы не приехать к матери? Почему и как Катерина Петровна пытается оправдать дочь? Найдите строки в тексте. («Катерина Петровна знала, что Насте теперь не до нее, старухи. У них, молодых, свои дела, свои непонятные интересы, свое счастье. Лучше не мешать». Любовь Катерины Петровны к дочери самоотверженна и лишена эгоизма. Женщина готова простить и даже оправдать и отсутствие писем, и нежелание приехать. Нельзя без жалости и чувства вины читать о том, как небрежно перебирает Катерина Петровна принесенные почтарем деньги, представляя себе, что эти бумажки хранят аромат Настиных духов, помнят тепло ее рук. Мы, читатели, пока ничего не знаем о дочери героини. Но автор сумел вызвать в нас такое сильное сострадание к Катерине Петровне, что неприязнь к Насте родилась сама по себе).

- Как относятся к Катерине Петровне окружающие? ( С уважением, заботясь о ней, оказывают посильную помощь).

Завершающим аккордом первой части становится сообщение о том, что Катерина Петровна написала Насте письмо. Почему она это сделала?

(Чтение письма учителем наизусть). Читает Валя Хмелева

Писатель приглашает нас, читателей, домыслить то, что осталось в подводном течении рассказа. Женщине мог напомнить о приближении конца «облетевший, озябший» клен, который она посадила еще «девушкой – хохотушкой». Ее могла испугать собственная слабость: ведь Катерина Петровна еле добрела до калитки и с величайшим трудом вернулась обратно. Да и в самом стуке, почудившимся старой женщине, есть что-то мистическое: не восприняла ли его Катерина Петровна как весть о скорой смерти?

2 часть: ДОЧЬ (Характеристика Насти)

Во 2 части рассказа Паустовский резко меняет место действия: он переносит читателя в иной мир – мир большого города, где живет и работает дочь Катерины Петровны, Настя. Композиционный переход оправдан и внешним, и внутренним сцеплением событий: нам давно уже хочется узнать, что же это за бессердечная Настя.

- Что узнали о жизни Насти, её работе? ( Живёт в Ленинграде) .

- Есть ли здесь описание природы? Почему ? (слайд 13) ( Не в этом дело. В Ленинграде есть парки, скверы. Насте некогда было всё это увидеть, т.к. она постоянно работала) .

- Что узнали о работе Насти? ( Она секретарь Союза художников. Работает много. Устройство выставок - всё это делается через её руки. Даже письмо матери некогда написать ).

- Что в ее внешнем облике подчеркивает автор? По анализу эпизодов составляют характеристику Насти («Художники звали ее Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза». Сольвейг – в переводе означает «Солнечный путь». Но авторское определение «холодные» контрастно этому имени. Солнце не может быть холодным.

- Каково авторское отношение к Насте? (По тексту мы видим, что прямых авторских оценок нет, но Паустовский отмечает очень важную деталь в портрете Насти – Глаза) А мы с вами знаем, что глаза – зеркало человеческой души

- Найдите в тексте как характеризует автор глаза Насти? ( Деталь: большие холодные глаза . Значит получается, если глаза холодные – холодное сердце)

Анализ эпизодов:

1. Настя в мастерской Тимофеева.

- Почему Настя вздрогнула, когда увидела скульптуру Гоголя? ( Гоголь в роли судьи. Настя не может вынести укоризненный взгляд. Почувствовала насмешливый взгляд скульптуры ). Какое это средство выразительности?

Находим олицетворение , с помощью которого выражается авторская позиция. " Настя почувствовала на себе насмешливый взгляд скульптуры Гоголя.."Текст.

- Почему именно Гоголя? (Сатирик, обладающий удивительной способностью угадывать человека)

Вывод: и автор, и Гоголь видят Настю изнутри

- Какая внутренняя связь есть между эпизодом в мастерской и историей жизни Катерины Петровны? ( И молодой талантливый художник, и старая женщина переживают душевную драму, причина которой – человеческое равнодушие и непонимание).

- Случайна ли цифра 3 в рассказе ?

(3 года страдает от одиночества Катерина Петровна, три года проводит в творческих муках и безвестности Тимофеев, и эти же 3 года живет вдали от матери Настя, живет, по ее словам, так, что «нет времени не то чтобы приехать, а даже написать настоящее письмо»).

2. Выставка Тимофеева.

Устраивая выставку Тимофеева, Настя ходила к председателю Союза Художников.

- Бездушна ли, по-вашему, Настя? ( Настя отнюдь не бездушна: она сочувствует Тимофееву, тратит много времени на устройство его выставки).

- Найдите в тексте глаголы, которые указывают на темы Настиной жизни. ( «Горячилась, доказывала», хлопотала, ссорилась и мирилась с неуживчивым скульптором, «приходила в отчаяние». Неужели это та самая Настя, которая могла за три года не написать матери ни одного письма? Сколько душевных сил потратила).

Вспоминала ли она о Катерине Петровне? Найдите в тексте Настины слова и мысли, которые приводит повествователь, избегая всяких оценок. ( «Куда там сейчас ехать! Разве отсюда вырваться!». «Она подумала о переполненных поездах, пересадка на узкоколейку, тряской телеге, засохшем саде, неизбежных материнских слезах, о тягучей, ничем не скрашенной скуке сельских дней»).

3 часть: Телеграмма

- Давайте вспомним, как Настя принимает телеграмму? ( Спокойно. Она даже не поняла, о какой Кате идет речь).

- Почему Настя не открыла старому художнику правду? ( Ей было стыдно признаться в том, что в это время, когда она наслаждалась похвалой, у нее умирает мать).

- Почему «Настя скомкала телеграмму и нахмурилась»? (Неприятное известие, не вовремя, это нарушило ее планы).

- В чем раздвоенность сознания Насти?

(Не почувствовала вовремя, что нужна матери, которая возможно умирала в те часы, когда ее хвалили за внимание к человеку)

- Успела ли Настя приехать к живой матери? ( Не дождалась старушка дочери. Но односельчане проводили Катерину Петровну в последний ее путь по-человечески. Их доброта словно примирила мир природы с миром людей):

ЗАЧИТАТЬ стр. «День побелел, и небо было сухое, светлое, но серое, будто над головой протянули вымытую, подмерзшую холстину. Дали за рекой стояли сизые. От них тянуло острым и веселым запахом снега. Впервые в пейзаже появляются не мрачные, а светлые, живые штрихи.

Появляется образ молодой учительницы:

- Зачем Паустовский вводит его? ( Сопоставление Насти и «молоденькой учительницы». Она тоже уехала из дома, оставив родных. Сцена похорон Катерины Петровны как наказ ей - не повторить ошибок Насти).

Вероятно, смерть старой одинокой женщины, по сути брошенной своей дочерью, послужит уроком молоденькой учительнице, недавно приехавшей в деревню: ведь в городе у нее осталась мать, «вот такая же маленькая, вечно взволнованная заботами о дочери и такая же совершенно седая».

Душевная чуткость учительницы контрастна Настиной глухоте, Настиному «недочувствию».

- В конце рассказа мы слышим слова Тихона, сказанные Манюшке. Почему он обращается именно Манюшке? ( Это напутствие пожилого человека девочке: она тоже дочь . Но это совет, предназначенный и Насте. «…не будь пустельгой» - значит не будь пустым человеком, научись отделять главное от второстепенного.

- Какой смысл вкладывает в эти слова автор? Это и авторское напутствие читателям ) .

- Какую библейскую заповедь нарушает Настя? (открываем запись на доске, пятая заповедь Божия)

( «Чти отца своего и матерь твою, да благо ти буде, и долголетен будешь на земле». )

Урок нравственности и доброты преподносят нам в рассказе простые люди Тихон, дочь колхозного сапожника Манюшка, которая шесть суток не отходит от Катерины Петровны, не раздеваясь спит на диване, при этом они не ждут благодарности, а родная дочь в это время тоже творит добро для художника, но добро ненастоящее, показное.

- Наступит ли время раскаяния для Насти? ( Наступит, но будет поздно. Любимого родного человека уже не вернуть).

Не забывайте Матерей!
Они печалятся в разлуке.
И нет для них страшнее муки –
Молчанье собственных детей.
Не забывайте Матерей!
Они ни в чём не виноваты.
Как прежде их сердца объяты
Тревогой за своих детей.
Пишите письма Матерям,
Звоните им по телефону!
Они так радуются вам,
Любому вашему поклону.
Не забывайте Матерей!
Ведь для молчанья нет причины,
И глубже с каждым днём морщины
От равнодушия детей.
Средь суеты и праздных дней
Услышьте, Господа и Дамы:
Болит душа у вашей Мамы!
Не забывайте Матерей!
Пишите письма Матерям!
Звоните им по телефону,
Они так радуются вам,
Любому вашему поклону.

- Чему же учит нас рассказ? Не растерять доброту, любовь, не забывать о близких, быть чуткими и внимательными.

В народе всегда отличалась особая любовь матери к детям. Об этом говорят многие пословицы и поговорки

Пословицы и поговорки: Ближе матери друга нет.

Кто свою мать уважает, тот и чужую не обидит.
Нет такого дружка, как родимая матушка.

При солнышке тепло - при матери добро.

Высказывания известных людей о матери:

М.Горький «Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, – это мать»

А.Н.Толстой «Милосердие начинается дома. Если для проявления милосердия нужно куда-то ехать, то это едва ли милосердие»

"Мать – это имя Бога на устах и в сердцах маленьких детей." У. Теккерей

Составляем словарь дружбы, сердечности

Сострадание

Милосердие

Сочувствие

Отзывчивость

Чуткость

- Как можно выразить доброе отношение? (улыбкой, жестом, словом, поступком)

- Очень просто сказал об этом поэт Валентин Берестов:

За то, что ты – внук,

За то, что ты – сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

Вот эту-то опору в жизни и потеряла Настя. От карьеризма пострадала ее душа.

Просмотр содержимого презентации
«rasskaz_telegramma»



«Пока не поздно…»

(по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма»).

900igr.net


«Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, - это мать».

М. Горький


Ленинград Насте Катя помирает. Тихон Заборье


Заборье. Катерине Петровне Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя Ленинград


Композиция рассказа

1 часть Мать

2 часть Дочь

3 часть Телеграмма




Пейзаж

« Октябрь был на редкость холодный …»


Одинокий подсолнух

Подобно тому, как

доцветал и никак не мог

доцвесть и осыпаться

одинокий подсолнечник

у забора…




Интерьер

В комнате застоялся горький запах нетопленных печей, пыльный «Вестник Европы», пожелтевшие чашки на столе, давно не чищенный самовар…


Интерьер

Керосиновый ночник вздрагивал на столе. Он был, казалось, единственным живым существом в покинутом доме, -без этого слабого огня Катерина Петровна и не знала бы, как дожить до утра.



Маняшка

Тихон




Молодая учительница

Любили тебя без особых причин

За то, что ты – внук,

За то, что ты – сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.


5-ая божья заповедь

Чти отца своего и матерь твою, да благо ти буде, и долголетен будешь на земле


Не забывайте матерей

Не забывайте Матерей!

Они печалятся в разлуке.

И нет для них страшнее муки

Молчанье собственных детей.

Не забывайте Матерей!

Они ни в чём не виноваты.

Как прежде их сердца объяты

Тревогой за своих детей.

Пишите письма Матерям,

Звоните им по телефону!

Они так радуются вам,

Любому вашему поклону.

Не забывайте Матерей!

Ведь для молчанья нет причины,

И глубже с каждым днём

Морщины

От равнодушия детей.

Средь суеты и праздных дней

Услышьте, Господа и Дамы:

Болит душа у вашей Мамы!

Не забывайте Матерей!

Пишите письма Матерям!

Звоните им по телефону,

Они так радуются вам,

Любому вашему поклону.

1 группа

Зима в этот год стояла тёплая. В воздухе висел дым. Снег

выпадал и тотчас таял. Мокрые вороны садились на печные трубы, чтобы обсохнуть, толкались, каркали друг на друга. Около мельничного лотка вода не замерзала, а стояла чёрная, тихая, и в ней кружились льдинки.
Панкрат починил к тому времени мельницу и собирался молоть хлеб, - хозяйки жаловались, что мука кончается, осталось у каждой на два-три дня, а зерно лежит немолотое.
В один из таких тёплых серых дней раненый конь постучал мордой в калитку к Филькиной бабке. Бабки не было дома, а Филька сидел за столом и жевал кусок хлеба, круто посыпанный солью.
Филька нехотя встал, вышел за калитку. Конь переступил с ноги на ногу и потянулся к хлебу. "Да ну тебя! Дьявол!" - крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам. Конь отшатнулся, замотал головой, а Филька закинул хлеб далеко в рыхлый снег и закричал:
- На вас не напасёшься, на христорадников! Вон твой хлеб! Иди, копай его мордой из-под снега! Иди, копай!
И вот после этого злорадного окрика и случились в Бережках те удивительные дела, о каких и сейчас люди говорят, покачивая головами, потому что сами не знают, было ли это или ничего такого и не было.
Слеза скатилась у коня из глаз. Конь заржал жалобно, протяжно, взмахнул хвостом, и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька бросился обратно в дом, но никак не мог найти крыльца - так уже мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мёрзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни. И всё выше взвивались столбы снежной пыли с окрестных полей, неслись на деревню, шурша, крутясь, перегоняя друг друга.
Филька вскочил наконец в избу, припёр дверь, сказал: "Да ну тебя!" - и прислушался. Ревела, обезумев, метель, но сквозь её рев Филька слышал тонкий и короткий свист - так свистит конский хвост, когда рассерженный конь бьёт им себя по бокам.
Метель начала затихать к вечеру, и только тогда смогла добраться к себе в избу от соседки Филькина бабка. А к ночи небо зазеленело, как лёд, звёзды примёрзли к небесному своду, и колючий мороз прошёл по деревне. Никто его не видел, но каждый слышал скрип его валенок по твёрдому снегу, слышал, как мороз, озоруя, стискивал толстые брёвна в стенах, и они трещали и лопались.
Бабка, плача, сказала Фильке, что наверняка уже замёрзли колодцы и теперь их ждёт неминучая смерть. Воды нет, мука у всех вышла, а мельница работать теперь не сможет, потому что река застыла до самого дна.
Филька тоже заплакал от страха, когда мыши начали выбегать из подпола и хорониться под печкой в соломе, где ещё оставалось немного тепла. "Да ну вас! Проклятые!" - кричал он на мышей, но мыши всё лезли из подпола. Филька забрался на печь, укрылся тулупчиком, весь трясся и слушал причитания бабки.

- Сто лет назад упал на нашу округу такой же лютый мороз, - говорила бабка. - Заморозил колодцы, побил птиц, высушил до корня леса и сады. Десять лет после того не цвели ни деревья, ни травы. Семена в земле пожухли и пропали. Голая стояла наша земля. Обегал её стороной всякий зверь - боялся пустыни.

- Отчего же стрясся тот мороз? - спросил Филька.

- От злобы людской, - ответила бабка. - Шёл через нашу деревню старый солдат, попросил в избе хлеба, а хозяин, злой мужик, заспанный, крикливый, возьми и дай одну только чёрствую корку. И то не дал в руки, а швырнул на пол и говорит: "Вот тебе! Жуй!". - "Мне хлеб с полу поднять невозможно, - говорит солдат. - У меня вместо ноги деревяшка." - "А ногу куда девал?" - спрашивает мужик. "Утерял я ногу на Балканских горах в турецкой баталии", - отвечает солдат. "Ничего. Раз дюже голодный - подымешь, - засмеялся мужик. - Тут тебе камердинеров нету". Солдат покряхтел, изловчился, поднял корку и видит - это не хлеб, а одна зелёная плесень. Один яд! Тогда солдат вышел на двор, свистнул - и враз сорвалась метель, пурга, буря закружила деревню, крыши посрывала, а потом ударил лютый мороз. И мужик тот помер.

- Отчего же он помер? - хрипло спросил Филька.

- От охлаждения сердца, - ответила бабка, помолчала и добавила: - Знать, и нынче завелся в Бережках дурной человек, обидчик, и сотворил злое дело. Оттого и мороз.

- Чего ж теперь делать, бабка? - спросил Филька из-под тулупа. - Неужто помирать?

- Зачем помирать? Надеяться надо.

- На что?

- На то, что поправит дурной человек своё злодейство.

- А как его исправить? - спросил, всхлипывая, Филька.

- А об этом Панкрат знает, мельник. Он старик хитрый, учёный. Его спросить надо. Да неужто в такую стужу до мельницы добежишь? Сразу кровь остановится.

- Да ну его, Панкрата! - сказал Филька и затих.

Случайно ли сразу после бесчеловечного поступка Фильки завыл ветер? - Что слышит Филька в этом завывании?

Как история, рассказанная бабкой, разъясняет причину такой лютой стужи. - Что эта история помогла понять Фильке? - Что происходит дальше? - Зачем Филька побежал к деду Панкрату? Ведь он сказал: «Да ну его Панкрата», - сказал и затих. А сам побежал. Что с ним произошло?

2 группа

Диалог Фильки и Панкрата.

Панкрат отворил дверь, схватил Фильку за шиворот и втащил в избу.

- Садись к печке, - сказал он.- Рассказывай, пока не замёрз.

Филька, плача, рассказал Панкрату, как он обидел раненого коня и как из-за этого упал на деревню мороз.

- Да-а, - вздохнул Панкрат, - плохо твоё дело! Выходит, что из-за тебя всем пропадать. Зачем коня обидел? За что? Бессмысленный ты гражданин!

Филька сопел, вытирал рукавом глаза.

- Ты брось реветь! - строго сказал Панкрат. - Реветь вы все мастера. Чуть что нашкодил - сейчас в рёв. Но только в этом я смысла не вижу. Мельница моя стоит, как запаянная морозом навеки, а муки нет, и воды нет, и что нам придумать - неизвестно.

- Чего же мне теперь делать, дедушка Панкрат? - спросил Филька.

- Изобрести спасение от стужи. Тогда перед людьми не будет твоей вины. И перед раненой лошадью - тоже. Будешь ты чистый человек, весёлый. Каждый тебя по плечу потреплет и простит. Понятно?

- Ну, вот и придумай. Даю тебе сроку час с четвертью.

- Ну, - сказал наконец Панкрат, затаптывая махорочную цигарку, - время твоё вышло. Выкладывай! Льготного срока не будет.

- Я, дедушка Панкрат, - сказал Филька, - как рассветёт, соберу со всей деревни ребят. Возьмём мы ломы, пешни, топоры, будем рубить лёд у лотка около мельницы, покамест не дорубимся до воды и не потечёт она на колесо. Как пойдёт вода, ты пускай мельницу! Повернёшь колесо двадцать раз, она разогреется и начнёт молоть. Будет, значит, и мука, и вода, и всеобщее спасение.

- Ишь ты, шустрый какой! - сказал мельник, - Подо льдом, конечно, вода есть. А ежели лёд толщиной в твой рост, что ты будешь делать?

- Да ну его! - сказал Филька. - Пробьём мы, ребята, и такой лёд!

- А ежели замёрзнете?

- Костры будем жечь.

- А ежели не согласятся ребята за твою дурь расплачиваться своим горбом? Ежели скажут: "Да ну его! Сам виноват - пусть сам лёд и скалывает".

- Согласятся! Я их умолю. Наши ребята - хорошие.

- Ну, валяй собирай ребят. А я со стариками потолкую. Может, и старики натянут рукавицы да возьмутся за ломы.

Что посоветовал Панкрат и что надумал Филька? (Парадокс: А если ребята скажут: «Да ну его сам виноват – пусть сам лёд и скалывает». - Что стало бы с Филькой, если бы Панкрат со всеми отмахнулся? - Подсказал ли старый мельник Фильке, что он должен делать, или мальчик принял решение сам?

1 группа

История старой сороки

А сорока рассказывала, что она долетела до тёплого моря, где спал в горах летний ветер, разбудила его, натрещала ему про лютый мороз и упросила его прогнать этот мороз, помочь людям.

Ветер будто бы не осмелился отказать ей, сороке, и задул, понёсся над полями, посвистывая и посмеиваясь над морозом. И если хорошенько прислушаться, то уже слышно, как по оврагам под снегом бурлит-журчит тёплая вода, моет корни брусники, ломает лёд на реке.

Кто же помог спасти жителей деревни – сами люди или старая сорока? - Как изменилась природа, когда добро победило злобу и эгоизм в душе Фильки?

2 группа

Финал сказки и беседа.

На следующее утро Филька пришёл вместе с ребятами к мельнице. Ветер гнал по синему небу рыхлые тучи и не давал им ни на минуту перевести дух, и потому по земле неслись вперемежку то холодные тени, то горячие солнечные пятна.

Филька тащил буханку свежего хлеба, а совсем маленький мальчик Николка держал деревянную солонку с крупной жёлтой солью. Панкрат вышел на порог, спросил:

- Что за явление? Мне, что ли, хлеб-соль подносите? За какие такие заслуги?

- Да нет! - закричали ребята.- Тебе будет особо. А это раненому коню. От Фильки. Помирить мы их хотим.

- Ну что ж, - сказал Панкрат, - не только человеку извинение требуется. Сейчас я вам коня представлю в натуре.

Панкрат отворил ворота сарая, выпустил коня. Конь вышел, вытянул голову, заржал - учуял запах свежего хлеба. Филька разломил буханку, посолил хлеб из солонки и протянул коню. Но конь хлеба не взял, начал мелко перебирать ногами, попятился в сарай. Испугался Фильки. Тогда Филька перед всей деревней громко заплакал.

Ребята зашептались и притихли, а Панкрат потрепал коня по шее и сказал:

- Не пужайся, Мальчик! Филька не злой человек. Зачем же его обижать? Бери хлеб, мирись!

Конь помотал головой, подумал, потом осторожно вытянул шею и взял наконец хлеб из рук Фильки мягкими губами. Съел один кусок, обнюхал Фильку и взял второй кусок. Филька ухмылялся сквозь слезы, а конь жевал хлеб, фыркал. А когда съел весь хлеб, положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия.

- Как Филька помирился с раненым конем? Работа с иллюстрацией. - Прав ли Панкрат, когда говорит: «Филька не злой человек»? - Как изменился Филька? Почему же сказка называется «Теплый хлеб»?

Урок литературы в 7 классе

К.Г.Паустовский – романтик и гуманист. Паустовский о писательском труде. Рассказ «Телеграмма» - чтение в классе и первичное восприятие произведения учащимися.

Цель: пробудить у школьников интерес к личности писателя – романтика и гуманиста; показать, как рождался писатель-прозаик; выявить непосредственное восприятие произведения школьниками.

Оборудование: репродукции портретов К.Г.Паустовского, произведения писателя.

ХОД УРОКА

Слово учителя

Константин Георгиевич Паустовский прожил, как он сам говорил, «длинную и сложную жизнь». Он пережил три войны (первую мировую, гражданскую, Великую Отечественную), тяжёлые потери, мучительную болезнь, непонимание. И вместе с тем это был счастливый человек; его книги пронизаны убеждением, что жизнь прекрасна, что в мире непременно и всегда восторжествуют добро, любовь и справедливость, а если зло и встречается – такова жизнь, - оно обязательно будет побеждено. Откуда это радостное восприятие жизни у человека, прожившего нелёгкую жизнь? Наверное, оттого, что он смог «создать себя», реализовать то, что в нём было заложено от рождения. быть тем, к чеиу он был привязан, писателем.

Всмотритесь в лицо этого человека.

Учитель. Вот каким видели его знакомые, друзья, таким он остался в их памяти.

«Мы знаем К.Г.Паустовского по его фотопортретам, - вспоминает А.Ф.Измайлов, - гладко зачёсанные волосы, широкий лоб, внимательные, как бы изучающие вас глаза, большой нос и рот, крупный подбородок – признак волевого, настойчивого характера».

Е.Н.Андриканис, известный кинооператор и кинорежиссёр, осуществивший киноверсию «Северной повести», дополняет портрет писателя: «Он (Паустовский) немножко сутулился… Красивое своей мудростью лицо с большим лбом. Горбинка носа создавала своеобразный, орлиный, но далеко не горделивый профиль. От Константина Георгиевича веяло какой-то, присущей только ему, добротой и привлекательностью. Большое впечатление оставляли его излучающую душевную теплоту глаза».

Кто заинтересуется, у писателя есть автобиографическая «Повесть о жизни», где описывается период с раннего детства до начала 1930-х гг.

От отца, железнодорожного статистика (как скажет сам Паустовский. «неисправимого мечтателя») будущий писатель воспринял необычный, светлый взгляд на мир и окружающее, умение видеть прекрасное в самом обычном, необыкновенную чуткость и тонкость восприятия.

Ученик 1.

Паустовский считал, что «писателем может быть только тот, у кого есть что сказать людям значительного и интересного, тот человек, который видит многое, чего остальные не замечают…» Поняв, что он знает до обидного мало, что запас его жизненных наблюдений «слишком небогат и узок», он, как в своё время Максим Горький, «ушёл в люди»: «начал скитаться по России, менять профессии и общаться с самыми разными людьми». «Я жил, работал, любил, страдал, надеялся, мечтал, зная только одно – что рано или поздно, в зрелом возрасте или, может быть, даже в старости. но я начну писать вовсе не оттого, что поставил себе такую задачу, а потому, что этого требовало моё существо. И потому, что литература была для меня самым великолепным явлением в мире».

Ученик 2.

Первой своей настоящей книгой Паустовский считал сборник рассказов «Встречные корабли» (1928г.)

Ездит он по-прежнему много: был на Кольском полуострове, жил в Мещере, изъездил Кавказ и Украину, Волгу, Каму, Дон, Днепр, Оку и Десну, Ладожское и Онежское озеро, был в Средней Азии, в Крыму, на Алтае, в Сибири, на чудесном нашем северо-западе – в Пскове, Новгороде, Витебске, в пушкинском Михайловском.

Во время Великой Отечественной войны Паустовский был военным корреспондентом и также изъездил множество мест. После войны он опять много путешествует, впервые едет на Запад: Чехословакия, Италия, Турция, Греция, Швеция, Франция…

Учитель.

Путешествия по северу вызвали к жизни такие книги, как «Судьба Шарля Лонсевиля», «Северная повесть», рассказы «Колотый сахар» и «Беглые встречи».

Средняя Россия подарила нам известные книги писателя: «Мещерская сторона», «Повесть о лесах», цикл рассказов «Летние дни», «Старый челн», «Наедине с осенью», «Телеграмма».

Паустовский был неисправимым романтиком. Как вы понимаете смысл слов: романтик, романтизм?

Романтик – человек, проникнутый романтикой; романтика – умонастроение, проникнутое идеализацией действительности, мечтательной созерцательностью.( Ожегов С.И. «Толковый словарь»)

Ученик 3.

Уже будучи зрелым писателем, Паустовский писал: «Мне кажется, что одной из характерных черт моей прозы является её романтическая настроенность. Истинное счастье – это прежде всего удел знающих, удел знающих, ищущих и мечтателей…».

Ученик 4.

Паустовского, как человека безусовно образованого и знающего, всегда интересовали жизнь и судьба замечательных людей. «Я пытался найти общие черты их характеров, те черты, что выдвинули их в ряды лучших представителей человечества». У него есть проникновенные книги, посвящённые людям искусства – мастерам живописи, музыки, литературы: это отдельные книги о художниках – И.И.Левитане, О.А.Кипренском, украинском поэте Т.Г.Шевченко, композиторах П.И.Чайковском, В.А.Моцарте, художнике М.А.Врубеле, о писателях и поэтах А.П.Чехове, А.С.Пушкине, М.Ю.Лермонтове и др.

Учитель.

Профессиональным писателем Паустовский становится только в 1929г., когда вышел его роман «Блистающие облака».Впрочем, с его характером вряд ли он сам когда-нибудь решился бы назвать себя «профессиональным писателем»… Ему было свойственно сомневаться, переделывать по множеству раз один и тот же текст, шлифовать его, разбираться в тонкостях того или иного слова, вычёркивать и снова шлифовать.

Всё больше он обращался к мотивам природы родного края, он старался через неё понять человеческую душу, культуру, язык. Русский язык был очень важен для Паустовского,он придавал ему чуть ли не мистическое значение. Писатель говорил:»Каждый, самый скромный журналист обязан знать строй и выразительную интонацию родного языка, чувствовать характер каждого слова и особенно внимательно изучать русский глагол».

Неизменным мерилом краткости и точности для Паустовского всегда был Пушкин. Именно в это время начал формироваться его неповторимый стиль – состоящий из оттенков и полутонов.

Из воспоминаний современницы Паустовского Т.Хмельницкой: «Паустовский, виртуозно владеющий словесной палитрой, прежде всего мастер эпитета. Ему всего важнее не предметы и не действия, а отношение к предметам – прилагательные. Эпитет во фразе Паустовского – это тот воздух, которым окутан предмет. Описания изобилуют оттеночными эпитетами: «зеленоватый отблеск хвои», «Голубоватое зарево Москвы», «в розоватом цвете зари»… Именно оттенки, а не цвета. Не свет,а отсвет, не блеск, а отблеск, отражения, переходы, переливы».

Ученик 5.

«Писательство – не ремесло и не занятие. Писательство – призвание..,» - говорил Паустовский.

Через все невзгоды судьбы он пронёс светлое стремление к своей мечте, и писательство стало для него смыслом жизни. «Нет в мире работы более увлекательной, трудной и прекрасной! Может быть, поэтому мы почти не знаем примеров ухода из этой профессии. Кто пошёл по этому пути, тот почти никогда не сворачивает».

Учитель.

В жизни уже немолодого Паустовского была встреча, о которой вспоминают многие: встреча с… Марлен Дитрих. Казалось бы, что может быть общего между голливудской звездой и советским писателем? Вспоминает его дочь Галина Арбузова: «Отец хотел пойти на её концерт в Дом литераторов, но врачи – к тому времени у него было несколько инфарктов и тяжёлая астма – его не пускали. И. кроме того, он только что вернулся из больницы. Но его любимый домашний врач, Виктор Абрамович Коневский, сказал: «Ну, хорошо, я пойду с вами». После концерта Марлен Дитрих задали несколько вопросов: «Знаете ли вы русскую литературу?», «Какой у вас любимый писатель?»… Она ответила: «Я люблю Паустовского, и особенно его рассказ «Телеграмма». Когда она это сказала, то по залу пошёл шумок: «Паустовский здесь, Паустовский здесь…» Переводчик ей это перевёл, и она стала смотреть в зал, думая, что писатель сейчас поднимется. А Паустовский не вставал. Тогда зал начал аплодировать, как бы подталкивая его выйти на сцену… Константин Георгиевич, наконец-то, поднялся, а Марлен, не говоря ни слова, встала перед ним на колени в своём вечернем платье, расшитом камнями. Платье было таким узким, что нитки стали лопаться, и камни посыпались по сцене. Когда Марлен помогли подняться, Паустовский поцеловал ей руку, и неловкость исчезла. Потом Дитрих ему прислала три фото на память.

Паустовский - признанный мастер прозы. Его произведениям присущи лиризм, глубокий психологизм, драматизм сюжета, лаконизм и выразительность языка. Один из примеров – это рассказ «Телеграмма», который мы сможем вместе прочитать.

Рассказ написан в 1945г. Великая Отечественная война обогатила писателя новым подходом к отображаемой действительности, усилилась лирическая интонация его произведений.

Паустовскому пришлось многое испытать, перечувствовать, передумать за свою жизнь, и он не жалел ни физических. ни душевных сил, вкладывая в каждую строку все свои знания, свой опыт и мастерство, подмечая малейшие оттенки человеческого настроения и душевных переживаний, с лирической взволнованностью и достоверностью передавая их читателю, пробуждая в нём лучшие духовные устремления.

Чтение рассказа.

Учитель.

Какое впечатление произвёл на вас рассказ? Какие мысли и чувства пробудил? Что показалось самым волнующим?

Ученики высказывают своё мнение.

Танкова А.Н. учитель.

Урок по теме: "К. Г. Паустовский"Телеграмма" рекомендован для учащихся 7-8классов, посвящен празднику - День матери. Художественный текст произведения содержит огромный нравственный (воспитательный) потенциал, что особенно актуально в нашей жизни современного общества.

Подготовка к уроку: учащиеся заранее прочитали рассказ К. Паустовского.

На основе анализа эпизодов, составления схемы, учащиеся самостоятельно подходят к осмыслению основной мысли рассказа, выявляют проблематику, актуальность всего произведения в целом.

Данный урок может быть проведен как урок внеклассного чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы.

(Внеклассное чтение)

Класс: 7-8

Тема: К. Г. Паустовский «Телеграмма».

Задачи:

  1. Знакомство с произведением К. Г. Паустовского.
  2. Формирование умения анализировать эпизоды, формулировать основную мысль эпизода и всего рассказа.
  3. Развитие устной речи, памяти, внимания, воображения.
  4. Воспитание чувства ответственности, любви, уважения, сострадания; чувства сыновнего долга.

Оборудование: записи на доске, текст художественного произведения.

Ход урока.

1.Сообщение темы урока. Работа с эпиграфом.

30 ноября 1998 года первым президентом России был подписан Указ об учреждении Международного праздника День Матери.

Мама! Как прекрасно это слово! Это наш самый близкий, самый любимый человек. Это наш советчик, друг, помощник.

На доске записан эпиграф нашего урока, прочтите слова О. Бальзака.

Сердце матери - это бездна,

в глубине которой всегда

найдется прощение.

О. Бальзак.

Как вы понимаете это высказывание? Согласны ли вы с мнением писателя?

Сегодня на уроке мы проанализируем рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма». И еще вернемся к эпиграфу в конце урока.

2. Беседа на первичное восприятие.

Какие чувства передал К. Г. Паустовский?

Кто из героев запомнился? Почему?

3. Анализ эпизодов рассказа.

Для подробного анализа рассмотрим следующие эпизоды:

  1. Ожидание дочери.
  2. Письмо Катерины Петровны.
  3. Телеграмма от «Насти».
  4. Финал рассказа.

Зачитывание и обсуждение эпизодов.

1 эпизод.

- Какие чувства остаются после прочтения рассказа?

Как описание природы помогает понять состояние, настроение Катерины Петровны?

Что было единственным живым существом в доме?

Как относится мать к Насте? Почему оправдывает занятость дочери?

2 эпизод.

- Какие строки в письме Катерины Петровны затрагивают душу?

Как образ скульптора Тимофеева и его скульптура Гоголя раскрывают образ Насти? (Настя заботится об открытии выставки чужого ей человека, забыв о самом дорогом- матери.)

Когда Настя прочла письмо?

Почему девушка чувствует безмолвный укор? О чем это говорит?

Почему Настя все-таки поспешила в Заборье к матери? В каких строках показано ее раскаяние? («Мама! Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы простила…»)

3 эпизод.

Почему название этого эпизода написано в кавычках? (Телеграмму написал сторож Тихон.)

Как об этом догадалась Катерина Петровна?

Чужие люди - Тихон, соседская девочка Манюшка - оказались роднее, они заботились о ней, жалели умирающую женщину.

4 эпизод.

Зачем нужен образ молодой учительницы?

Как прощались жители села с Катериной Петровной?

Прочитайте заключительные строки рассказа.

Какой урок получила Настя?

4. Работа со схемой «Главные герои рассказа»

На доске - схема к рассказу «Телеграмма», рассмотрите ее.

Почему именно так расположены герои?

Почему символ Катерины Петровны - солнце ?

Как ее лучи касаются других героев?

Даже один ее луч любви пробил стену занятости, равнодушия Ленинграда. Ведь Настя раскаялась, но слишком поздно.

Как вы думаете, простила ли Катерина Петровна свою дочь?

5. Итог урока.

Сравним вывод с эпиграфом. Как он связан с основной мыслью рассказа?

Постарайтесь в своей жизни не огорчать маму, не забывать о ней, чтобы потом не чувствовать тяжелой вины, как Настя. А начните с простого: помогите маме в домашних делах, порадуйте хорошей оценкой и не забудьте поздравить с праздником!

6. Домашнее задание.

Выберите одно из заданий:

1) подберите к следующему уроку стихотворения наших забайкальских поэтов о матери, одно из них выучите наизусть.

2) напишите сочинение-миниатюру на тему «Мой самый родной человек»

Приложение

Схема «Главные герои рассказа»

Заборье Ленинград

Жители села

Сторож Настя Тихон Манюшка Молодая учительница