Категории падежа существительных. Основные значения падежей Значение падежей в русском языке

Им.п., представляющий собой основную, словарную форму имени, называется прямым падежом. Остальные же падежи называют косвенными . Им.п. никогда не употребляется с предлогом, предложный падеж никогда не выступает без предлога; остальные падежи употребляются как с предлогами, так и без. У каждого падежа есть свой набор предлогов.

Один и тот же падеж, в зависимости от контекста и от лексического значения сущ. может выражать разные значения. Существует 4 основных типа падежных значений.

1) Субъектное – указание на производителя действия или носителя признака.

2) Объектное – указание на тот объект, на который направлено действие.

3) Обстоятельственное (адвербиальное) – указание на время, место, причину, образ действия, цель, меру и степень и т.п.

4) Определительное – указание на признак предмета, в том числе и предикативный.

Падежные формы сущ. с субъектным и объектным значением формируют костяк синтаксической структуры предложения: Охотник увидел оленя . Если же падежная форма сущ. имеет обстоятельственное либо определительное значение, то она используется для распространения, конкретизации синтаксической структуры: Ранним утром охотник увидел оленя редкой красоты .

Почти каждый падеж способен выражать все 4 вида значений:

Им.п. имеет значения: 1) субъектное: Учитель работает ; 2) объектное: Дом строится рабочими ; 3) определительное: Город-герой .

Р.п. приглагольный имеет значения: 1) субъектное: соседей не было дома ; 2) объектное: избегать друзей ; 3) обстоятельственное: Это случилось третьего апреля .

Р.п. приименный имеет значения: 1) субъектное: пение артиста , бег спортсмена ; 2) объектное: охрана природы ; 3) определительное: крыша дома , человек большого ума .

Д.п. приглаголный: 1) субъектное: сыну было 20 лет ; 2) объектное: верить другу , помогать соседу .

Д.п. приименный имеет только определительное значение: памятник Пушкину .

В.п. имеет значения: 1) субъектное: больного знобит ; 2) объектное: читать книгу , петь песню ; 3) обстоятельственное: объездить всю Сибирь .

Т.п. приглаголный: 1) субъектное: дача строится рабочими ; 2) объектное: восхищаться героем ; 3) обстоятельственное: ехать лесом ; 4) определительное: Гагарин был космонавтом .

Т.п. приименный: 1) субъектное: открытие Америки Колумбом ; 2) определительное: ты казак душой .

П.п. приглагольный имеет значения: 1) объектное: говорить о науке ; 2) обстоятельственное: отдыхать на юге ; 3) определительное: Иванов состоял в помощниках .

П.п. приименый часто имеет определительное значение: статья о науке , дом в деревне .

· Ответил: anonymous

Вопрос: 12.Склонение существительных. Особенности в образовании падежных форм существительных 1-го и 2-го склонения. Склонение существительных с первым компонентом пол... (пол-)

В современном русском языке выделяется три основных типа склонения имен существительных.

К первому склонению относятся имена существительные мужского рода (кроме небольшого количества существительных на -а, -я: дедушка, сынишка, дядя, Ваня , например: стул, конь, герой, гараж, делец, подмастерье, домишко и др., и имена существительные среднего рода, например:окно, горе, копье, сукно и др.

Ко второму склонению относятся все имена существительные женского, мужского и общего рода на -а, -я , например: вода, сакля, струя, юноша, Боря, сирота и др.

К третьему склонению относятся все имена существительные женского рода на мягкий согласный и на ж, ш , например: дань, мякоть, пустошь, рожь и др.

В первом и втором склонениях различается склонение на твердую основу и на мягкую основу, кроме того, в первом склонении различается склонение имен существительных мужского рода и имен существительных среднего рода.

Вне этих трех типов склонений находится десять имен существительных на -мя (имя, знамя, семя, темя и другие) и слово путь.

Субстантивированные (лат. substantivum - существительное, см. § 139) прилагательные, т.е. прилагательные, полностью или частично перешедшие в разряд существительных, сохраняют склонение имен прилагательных (гончая, вестовой, портной, раненый и т.д.).

В пределах одного типа (или подтипа) склонения каждый падеж, как правило, имеет одно окончание, общее для всех слов, входящих в этот тип. Однако в некоторых случаях наблюдаются колебания в использовании определенных падежных окончаний.

Падеж - это форма образования и функция слова, наделение слов определенными синтаксическими ролями в предложении, связующее звено между отдельными частями речи предложения. Другое определение падежа - это склонение слов, частей речи, характеризующееся изменением их окончаний.

Владение в совершенстве умением склонять разные части речи по падежам является отличительной чертой человека грамотного, образованного. Нередко школьная программа, детально разъясняющая падежи русского языка, забывается через несколько лет, что приводит к грубейшим ошибкам в составлении правильной структуры предложения, отчего члены предложения становятся не согласованными между собой.

Пример неправильной формы склонения слова

Чтобы понять, о чем идет речь, необходимо рассмотреть пример, показывающий некорректное использование падежной формы слова.

  • Яблоки были настолько красивыми, что хотелось тут же их съесть. Их блестящая красного цвета кожица скрывала сочную мякоть, обещая поистине удивительное наслаждение вкуса.

Во втором предложении присутствует ошибка, указывающая на то, что падежи существительных в русском языке благополучно позабыты, поэтому слово «вкуса» имеет неправильное склонение.

Правильным же вариантом было бы написание предложения следующим образом:

  • Их блестящая красного цвета кожица скрывала сочную мякоть, обещая поистине удивительное наслаждение (чем?) вкусом.

Сколько падежей в русском языке, столько и форм изменения окончаний слов, определяющих правильное употребление не только падежной формы, но и числа, рода.

Интересно, какой процент взрослых людей, не связанных с писательской, редакционной, образовательной или научной деятельностью, помнит, сколько падежей в русском языке?

Неутешительные результаты Тотального диктанта, проведенного в этом году, оставляют желать лучшего, показывая недостаточный уровень грамотности большей части населения. Всего лишь 2% всех участников написали его без единой ошибки, получив заслуженную «пятерку».

Наибольшее количество ошибок было выявлено в расстановке пунктуационных знаков, а не в правильности орфографического написания слов, что делает результаты не такими уж и плачевными. С правильностью написания слов люди особых проблем не испытывают.

А для корректного склонения их в предложении стоит вспомнить названия падежей, а также, на какие вопросы отвечает слово в каждой конкретно падежной форме. Кстати, число падежей в русском языке равно шести.

Краткая характеристика падежей

Именительный падеж чаще всего характеризует подлежащее или другие главные части предложения. Он единственный всегда употребляется без предлогов.

Родительный падеж характеризует принадлежность или родство, иногда другие взаимоотношения.

Дательный падеж определяет точку, символизирующую окончание действия.

Винительный падеж является обозначением непосредственного объекта действия.

Творительный падеж обозначает инструмент, с помощью которого совершается действие.

Предложный падеж употребляется только с предлогами, обозначает место действия или указывает на объект. Некоторые лингвисты склонны разделять предложный падеж на два вида:

  • изъяснительный, отвечающий на вопросы «о ком?», «о чем?» (характеризующий предмет мыслительной деятельности, рассказа, повествования);
  • местный, отвечающий на вопрос «где?» (непосредственно местность или час происходящего действия).

Но в современной образовательной науке все же принято выделять шесть основных падежей.

Существуют падежи русского языка прилагательных и имен существительных. Склонение слов применяется как для единственного, так и для множественного числа.

Падежи русского языка существительных

Существительное - это часть речи, обозначающая название объектов, выступающая в предложении в качестве подлежащего или дополнения, отвечающая на вопрос «кто?» или «что?».

Многообразие способов склонения слов делает сложным для восприятия иностранцами многогранный и богатый русский язык. Падежи имен существительных склоняют слово, изменяя его окончание.

Падежные формы существительных могут изменять окончания, отвечая на вопросы:

  • касательно одушевленных субъектов - «кого?», «кому?»;
  • неодушевленных предметов - «что?», «чего?».
Падежи существительных с предлогами

Падежи

Вопросы

Примеры изменения окончаний

Предлоги

Именительный

Мальчик(), мяч()

Родительный

Кого? Чего?

Мальчик(а), мяч(а)

Дательный

Кому? Чему?

Мальчик(у), мяч(у)

Винительный

Кого? Что?

Мальчик(а), мяч()

На, за, через, про

Творительный

Мальчик(ом), мяч(ом)

За, под, над, перед, с

Предложный

О ком? О чем?

Мальчик(е), мяч(е)

О, на, в, об, при, обо

Несклоняемые существительные

Существуют имена существительные, употребляемые в любом падеже без склонения окончаний и не образующие множественного числа. Это слова:

  • кенгуру, такси, метро, фламинго;
  • некоторые собственные имена иностранного происхождения (Данте, Осло, Шоу, Дюма);
  • нарицательные иностранные существительные (мадам, миссис, мадемуазель);
  • русские и украинские фамилии (Долгих, Седых, Грищенко, Стецько);
  • сложные аббревиатуры (США, СССР, ФБР);
  • фамилии женщин, обозначающие объекты мужского пола (Алиса Жук, Мария Кроль).

Изменение прилагательных

Имена прилагательные - самостоятельная часть речи, обозначающая признаки и характеристики объекта, отвечающая на вопросы «какая?», «какой?», «какие?». В предложении выступает в роли определения, иногда сказуемого.

Так же как существительное, склоняется по падежам путем изменения окончаний. Примеры приведены в таблице.

Падежи прилагательных с предлогами

Падежи

Вопросы

Предлоги

Именительный

Родительный

Кого? Чего?

Добр(ого)

От, без, у, до, возле, для, вокруг

Дательный

Кому? Чему?

Добр(ому)

Винительный

Кого? Что?

Добр(ого)

На, за, через, про

Творительный

За, под, над, перед, с

Предложный

О ком? О чем?

О, на, в, об, при, обо

Не склоняемые по падежам прилагательные

Падежи русского языка способны изменять все имена прилагательные, если они не представлены в краткой форме, отвечая на вопрос «каков?». Данные прилагательные в предложении выступают в роли сказуемого и не склоняются. Например: Он умен.

Падежи множественного числа

Имена существительные и прилагательные могут быть в единственном и множественном числе, что также отражают падежи русского языка.

Множественное число образуется путем изменения окончания, склонения слов в зависимости от вопроса, на который отвечает падежная форма, с помощью таких же предлогов или без них.

Падежи множественного числа с предлогами

Падежи

Вопросы

Примеры изменения окончаний имен существительных

Примеры изменения окончаний имен прилагательных

Предлоги

Именительный

Мальчик(и), мяч(и)

Добр(ые), красн(ые)

Родительный

Кого? Чего?

Мальчик(ов), мяч(ей)

Добр(ых), красн(ых)

От, без, у, до, возле, для, вокруг

Дательный

Кому? Чему?

Мальчик(ам), мяч(ам)

Добр(ым), красн(ым)

Винительный

Кого? Что?

Мальчик(ов), мяч(и)

Добр(ых), красн(ые)

На, за, через, про

Творительный

Мальчик(ами), мяч(ами)

Добр(ыми), красн(ыми)

За, под, над, перед, с

Предложный

О ком? О чем?

Мальчик(ах), мяч(ах)

Добр(ых), красн(ых)

О, на, в, об, при, обо

Особенности родительного и винительного падежей

У некоторых людей вызывают затруднение и некую путаницу два падежа с одинаковыми, казалось бы, вопросами, на которые отвечает склоняемое слово: родительный падеж и вопрос «кого?», и винительный падеж с вопросом «кого?».

Для легкости понимания следует запомнить, что в родительном падеже склоняемое слово отвечает на следующие вопросы:

  • на вечеринке не было «кого?» (Павла), «чего?» (шампанского);
  • в магазине не было «кого?» (продавца), «чего?» (хлеба);
  • в тюремной камере не оказалось «кого?» (заключенного), «чего?» (кровати).

То есть падеж указывает на принадлежность объекта, делая акцент на само событие, а не на предмет.

В винительном же падеже эти же словосочетания звучали бы следующим образом:

  • на вечеринку доставили «кого?» (Павла), «что?» (шампанское);
  • в магазин не привезли «кого?» (продавца) «что?» (хлеб);
  • в тюремной камере не обнаружили «кого?» (заключенного) «что?» (кровать).

Падеж указывает непосредственно на объект, вокруг которого совершается действие.

Умение правильно склонять различные части речи по падежам, числу, роду является отличительной чертой человека умного, грамотного, высоко оценивающего русский язык и его основные правила. Стремление к познанию, повторению и совершенствованию знаний является отличительной чертой высокоинтеллектуальной личности, способной к самоорганизации.

Термин падеж, как и названия большинства падежей, является калькой с греческого и латыни -- др.-греч. рф?уйт (падение), лат. casus от cadere (падать). Выделяют прямой падеж (именительный и иногда также винительный) и косвенные падежи (остальные). Эта терминология связана с античным представлением о «склонении» (declinatio) как «отклонениях», «отпадениях» от правильной, «прямой» формы слова, и поддерживалась ассоциациями с игрой в кости (где при каждом броске выпадает та или иная сторона -- в данном случае одна «прямая» и несколько «косвенных»).

Вследствие исторического родства индоевропейских языков, падежная система русского языка имеет ряд общих черт с падежной системой других индоевропейских языков (см.: Табл.1). Но на фоне этой общности ясно выступает их своеобразие, которое проявляется и в количестве падежей, и в круге значений употребления каждого падежа.

Таблица 1. Соответствие русских падежей падежам в мировых языках

Латинское название

Русское название падежа

Характеризующие вопросы

Примеры языков, в которых употребляется

Номинатив

Именительный падеж

Подлежащее

Практически все агглютинирующие и флективные языки

Родительный падеж

Кого? Чего?

Принадлежность, состав, участие, происхождение, определение, отрицание

арабский, славянские, финский, грузинский, немецкий, (древне)греческий, исландский, ирландский, латынь, литовский, санскрит, тюркские языки, японский

Поссесив

Притяжательный падеж

Только принадлежность

Можно отделить от генитива в: английском, кечуа, алтайских и финно-угорских языках

Дательный падеж

Кому? Чему?

Объект передачи, адресат речи, экспериенцер

Из ранних индоевропейских языков выжил в балто-славянских, романских и германских языках; финно-угорские языки, японский язык

Аккузатив

Винительный

Кого? Что?

Объект действия

Почти все агглютинирующие языки, большинство флективных

Именительный падеж

Субъект действия

Языки эргативного строя

Абсолютив

Именительный падеж

Кто? Кого? Что?

Объект действия или состояния

Аффектив

Дательный падеж

Кто? Кому?

Субъект, воспринимающий что-либо или испытывающий какие-либо чувства

Комитатив или Социатив

Второстепенные субъекты действия

Финский, Баскский

Инструменталис

Творительный падеж

Орудие действия; иногда субъект действия

Монгольские

Партитив

Частичный падеж

Действие переходит только на часть объекта

Звательный падеж

Обращение

Какой? Как?

Нахождение в каком-либо состоянии

Транслатив

Во что? Кем/чем стал?

Изменение состояния или местонахождения

Местный падеж

Где? В чём?

Местонахождение

Финно-угорские, тюркские, балтийские языки, этрусский, украинский

Где? Около чего?

Место (внешн.) нахождения

Где? В чём?

Место (внутр.) нахождения

Направительный падеж

Куда? К чему?

Конечный пункт траектории, предмет, на котором скажется действие

Финно-угорские, тюркские языки

Точного аналога нет

Куда? Во что?

Конечный (внутр.) пункт действия

Финно-угорские языки

Исходный

Откуда? С чего? От чего?

Исходная точка действия

Финно-угорские языки, тюркские, древние индоевропейские языки

Точного аналога нет

Из(нутри) чего?

Исходная (внутр.) точка действия

Финно-угорские языки

Пролатив

Точного аналога нет

Вдоль чего?

Только к протяженным объектам

Монгольские

Терминатив

Точного аналога нет

До уровня чего? (по куда?)

Указание высоты/глубины

Монгольские

Падеж есть форма имени, выражающая его отношение к другим словам в составе предложения или словосочетания. Например: отпереть дверь ключом, ключ от двери, связка ключей, обзавестись ключами -- четыре падежных формы от слова ключ выражают различные отношения его к словам отпереть, от двери, связка, обзавестись. Эти отношения могут быть весьма разнообразными, и потому форма каждого падежа может иметь несколько значений.

Современная школьная грамматическая традиция выделяет 6 падежей.

Их порядок школьники запоминают с помощью забавных двустиший: «Иван (Ирина) Родил(а) Девчонку, Велел(а) Тащить Пелёнку»; «Иван, Роман, Дайте Вашу Трубку Покурить»; «Имя Ребёнку Дали, Винни Топтыжку Прозвали»; «Иван Рубил Дрова, Велел Тащить Пилу»; «Иван Рубил Дрова, Варвара Топила Печь»; «И Родила Дарья Ваньку Толстого, Пузатого»; «Иван Романов Дал Вите Тетрадь Подержать»; «Иван, Родимый, Дай Ванюше Табака Понюхать»; «Иван Родил Девочку Валю Толстенькую, Пузатенькую» [Википедия - эл. дан.].

Современная европейская терминология, связанная со склонением, является осколком античной. И м е н и т е л ь н ы й (onomastikз, nominativus) как «начальный» падеж назывался orthз - прямой, в отличие от других, отклонившихся, склонившихся (klisis, declinatio - склонение), почему те и считались косыми, косвенными (plagiai, ptфseis). Р о д и т е л ь н ы й (genikз, genetivus - родовой) получил свое имя от того, что он иногда обозначал род, принадлежность, происхождение. Д а т е л ь н ы й (dotikз, dativus) своим названием выражал одну из своих функций (ср. употреблении дательного падежа при глаголе дать - давать). Термин греческой грамматики, соответствовавший винительному падежу (aitiatikз), был очень узко переведен на латинский язык - accuativus (буквально: винительный), вернее было бы causativus. «У нас бы более подходило название предметный падеж». Т в о р и т е л ь н ы й (instrumentalis - орудный) падеж введен в русскую грамматику Лаврентием Зизанием («Грамматика словенска», 1596). Мелетий Смотрицкий в своей «Грамматике» (1619) дополнил русскую падежную терминологию еще сказительным падежом (ср. говорить - сказать о чем-нибудь), который потом Ломоносовым был переименован в п р е д л о ж н ы й [Виноградов, 1972; 144], вследствие исключительного употребления этого падежа только с предлогами. Для древнерусского и старославянского языков этот падеж называется «местным» (по одному из главных значений); он первоначально употреблялся без предлога, как всё другие косвенные падежи: НовЪгород"Ь означало «в Новгороде».

Однако существует мнение, что в русском языке можно выделить, помимо этих шести падежей, еще несколько словоформ-падежей, которые не упоминаются при обучении в школе (см.: Табл. 1), но могут быть использованы учителем как дополнительный языковой материал. К таким падежам относят: звательный, количественно-отделительный, местный и исходный падежи.

Формы звательного падежа (вокатив) используются при обращении к человеку (им. падеж: Аня -- звательный: Ань!) (Ань, домой пойдешь?). Однако в настоящее время вместо вымершего старого звательного падежа используется так называемый новый звательный падеж, который образуется путем усечения конечной гласной существительного [О звательном падеже.. - эл. дан.]. Звательный падеж считался седьмым русским падежом в грамматиках, изданных до 1918 года (в близкородственных белорусском и украинском языках он выделяется как 7-ой падеж и поныне). Слова в форме этого архаичного звательного падежа можно обнаружить в старой литературе, особенно церковной (например, слова «отче», «Боже», «Господи», «старче», которые в современном русском языке являются архаизмами).

Звательный падеж не выражает зависимости между словами и необходим для выражения зависимости слов в предложении: (кто?) Иван родил (кого?) девчонку

Существительное «Иван» применено в форме именительного падежа, «девчонка» -- в форме винительного. Отсюда мы понимаем, что именно Иван родил девчонку, а не наоборот.

Существовавшая в русском языке третья форма звательного падежа сохранилась в словах «деда», «доча» и т. п.

Однако некоторые лингвисты трактуют эти формы не как звательный падеж, а как звательную форму, поскольку в современном языке сохранились только отдельные остаточные формы древнего звательного падежа, в то время как далеко не все имена имеют звательную форму. Это объясняется определением падежа, который должен выражать синтаксические отношения. Обращения между тем членами предложения не являются и в синтаксических отношениях не участвуют.

Количественно-отделительный (партитив, или второй родительный) падеж использовался при употреблении существительного, означающего целое по отношению к некоторой части, также упоминающейся. Этот падеж мы можем услышать в двух равносильных формах некоторых словосочетаний: например, «головка чеснока», но также «головка чесноку»; особенно хорошо он заметен применительно к неисчисляемым существительным: сахару, песку (не путать с дательным) и др. Есть мнение, что этот падеж -- один из двух, могущих быть прямым дополнением при глаголе. Причём глаголы могут иметь в качестве прямого дополнения как лишь существительное в партитиве, так и в аккузативе. (Это часто зависит от одушевлённости и исчисляемости существительного).

Местный (локатив, или второй предложный) падеж, в котором ставится существительное, означает место действия, например: «стоять в снегу» (но предложный падеж: «думать о снеге»).

Исходный (аблатив) падеж, в котором ставится существительное, означает место начала движения, например: «вышел имз лесу» (отличается от местного падежа ударением) [Богородицкий 1935; 167--167, 311].

Кроме этих падежей специалисты (например, В. А. Успенский [Успенский], А. А. Зализняк [Зализняк 2002]) иногда выделяют ещё несколько (ждательный, временной, включительный, счётные и др.). Точное количество выделяемых падежей зависит от выбранного определения падежа.

Как правило, для определения падежа существительного используют прием постановки характеризующего вопроса. Однако не всегда этот принцип является основополагающим. Так, для винительного - нет ни одного уникального вопроса, для предложного - нет общего вопроса (предлог в вопросе зависит от предлога в предложении), для звательного - вопросов нет вообще.

Как видим, идеальный принцип любой грамматической категории (связь смысла и формальных признаков) постоянно нарушается, когда мы имеем дело с категорией падежа. Любой падеж имеет не одно, а несколько значений. Например, наиболее характерно для творительного падежа "значение орудия или средства, при помощи которого производится действие". Но, кроме того, есть творительный времени - днём, вечером (это совсем не то, что писать пером) творительный способа и образа действия шагом, боком; творительный сравнения - лететь стрелой и т.д. Если исходить из значения, только внутри творительного падежа можно выделить несколько падежей.

Итак, определить число падежей на основе формальных признаков нельзя, так как среди них нет единообразия, на основе смысла - тоже нельзя, так как нет предела для дробления значений. Сколько же падежей? Этот вопрос ставил еще академик А.И. Соболевский, он писал: «Сколько падежей? Ответ на этот вопрос не только труден, но прямо невозможен. Если принять за основание звуковую форму имени… то мы должны будем сказать, что одни имена (например, кость - только с тремя разными звуковыми формами единственного числа) имеют меньше всего падежей, чем другие.. и что число падежей неопределённо. Если же принять за основание грамматическое значение…. То мы должны будем считать большое количество падежей… Тогда, например, форма хлеба в разных предложениях (я взял себе хлеба, мясо лучше хлеба, мягкость - свойство хлеба)» будет представлять три падежа…» [Энциклопедия для детей, 1998; 31, 171].

По мнению В.В. Виноградова, из шести падежей в современном русском языке, вследствие богатства значений (и отчасти по происхождению), родительный и предложный можно было бы рассматривать как объединение по крайней мере двух падежей в каждом из них [Виноградов 1984; 204].

Рассмотрим многообразие значений падежей русского языка.

Форма и м е н и т е л ь н о г о п а д е ж а - это исходная падежная форма слова. В этой форме имя существительное употребляется для наименования, названия лица, предмета, явления. В этом падеже всегда стоит подлежащее (а также приложение к нему): Д е в у ш к а вошла в комнату; Н о ч ь прошла незаметно; Чижа захлопнула з л о д е й к а-з а п а д н я (Кр.). В этом же падеже может стоять именная часть составного сказуемого: Грушницкий - ю н к е р; Хорь был ч е л о в е к п о л о ж и т е л ь н ы й (Т.). В именительном падеже стоит также главный член односоставного номинативного предложения: Вот опальный д о м и к (П.). Вне синтаксической связи с предложением в именительном падеже стоит обращение: О т е ц, о т е ц, оставь угрозы... (Л.); Шуми, шуми, послушное в е т р и л о (П.).

Р о д и т е л ь н ы й п а д е ж употребляется и после глаголов и после имен. Значения и синтаксическое употребление родительного падежа весьма разнообразны.

Собственно-родительный объединяет значения качественного определения: девушка редкой красоты, человек большого ума, стол красного дерева; принадлежности: книга сестры, дом отца; субъекта: подарок матери, сочинения Пушкина, тормоз Матросова; объекта: чтение Маяковского (когда читают стихи Маяковского; но чтение Маяковского, т. е. чтение самим Маяковским чего-либо есть родительный субъекта) [АГ - 70; 287]. Эти значения возможны и при наличии предлогов, например: у него была красивая дочь, у этой книги кожаный переплет, у чемодана двойное дно и т. п.

Приглагольный родительный падеж указывает на объект в ряде случаев: а) если переходный глагол имеет при себе отрицание: не скосить травы, не сказать правды; 6) если действие переходит не на весь предмет, а на часть его (родительный части, или родительный разделительный): выпить воды, съесть хлеба, нарубить дров. Этот падеж имеет также значение отсутствия, лишения, удаления, боязни чего-либо: Р о д и т е л е й лишился он в раннем детстве (Ч.); Как ни старались мы избежать б р о д о в, нам не удалось от них отделаться (Арс.); Эти главы не избегли общей у ч а с т и. Гоголь сжег их в разное время (Кор.); значение желания, достижения: ...Желаю с л а в ы я (П.); ...С в о б о д ы хочу, н е з а в и с и м о с т и (Гонч.).

Приименный родительный падеж указывает на ряд определительных отношений: принадлежности - дом отца, комната сестры; отношения целого к части: коридор гостиницы, верхушка дерева; отношений качественных (качественной оценки): фуражка защитного цвета, слезы радости, человек чести и некоторые другие.

Существительные в родительном падеже, употребленные при сравнительной форме имен прилагательных, обозначают тот предмет, с которым что-либо сравнивается: красивее цветка, быстрее звука, слаще меда, белее снега и т.д.

Родительный количественно-отделительный падеж представлен значениями количества преимущественно после числительных и глаголов): пять лет, три кило гороху, начитаться книг, наговорить дерзостей, попить водицы; удаления, лишения: избегать опасности, лишиться места, остерегаться обмана; достижения цели: добиться успеха, просить помощи. Эти значения выражаются при помощи предлогов, чаще из, от, до, около: уехать из города, происходить из крестьян, сшить из лучшей материи, от края и до края, плащ от дождя, услышать от знакомых, добраться до постели, охотник до книг. Особенно следует подчеркнуть выражение причинно - целевых значений этим падежом с предлогами: с радости, со страху, от горя, (похудеть от горя). Формальное отличие родительного количественно-отделительного заключается в особом окончании -у у некоторых существительных мужского рода, чего обычно не бывает в употреблении собственно-родительного, за самыми редкими исключениями.

Д а т е л ь н ы й п а д е ж (чаще всего после глаголов, но возможен и после имени) употребляется главным образом для обозначения лица или предмета, к которому направлено действие (дательный адресата): передать привет другу, грозить врагу, приказ войскам.

В безличных предложениях дательный падеж может называть лицо или предмет, которые испытывают состояние, выражаемое сказуемым безличного предложения: С а ш е не спится (Н.); Но стало страшно вдруг Т а т ь я н е (П.); Моей б о л ь н о й все хуже становится (Т.).

В и н и т е л ь н ы й п а д е ж употребляется главным образом при глаголах. Основное его значение - выражать при переходных глаголах объект, на который действие переходит полностью: ловить карасей, чистить ружье, сшить платье, изготовить литье. Кроме того, винительный падеж может употребляться для выражения количества, пространства, расстояния, времени. В этом значении он употребляется и при переходных и при непереходных глаголах: Я без души л е т о целое все пела (Кр.); Приехав в Тифлис, стал слышать его [имя] на всех путях, во всех местах, каждый д е н ь, каждый ч а с (Г. Усп.); пройти версту, весить тонну, стоить копейку и др.

Т в о р и т е л ь н ы й п а д е ж употребляется и в сочетаниях с глаголами и при именах.

Приглагольный творительный падеж имеет основное значение орудия или средства действия: Предлинной х в о р о с т и н о й мужик гусей гнал в город продавать (Кр.); Старуха подперлась л а д о н ь ю (Л. Т.) и т.д.

Творительный приглагольный падеж может иметь и значения места, времени, пространства, образа и способа действия: К л у б а м и черный дым несется к облакам (Кр.); Кони, фыркая, в и х р е м летели... (Н.); Чуть проторенная дорога вела л е с о м (А.Н. Т.); - ...Ну, мертвая! - крикнул малюточка б а с о м... (Н.) и др.

Приглагольный творительный падеж может иметь значение производителя действия: Роман «Дым» написан Т у р г е н е в ы м в 1867 году.

Особый случай применения творительного падежа представляет так называемый творительный предикативный, т. е. образующий (со связкой или без нее) составное сказуемое. Он используется для выражения именной части составного сказуемого: Первый русский ученый [М.В. Ломоносов], открывший нам, что есть науки, должен был сам с д е л а т ь с я и х и м и к о м, и ф и з и к о м, и и с т о р и к о м, и п о л и т и к о -э к о н о м о м, и о р а т о р о м, и вдобавок еще - п и и т о м (Добролюбов); он стал опытным инженером; студенты будут учителями и научными работниками.

Близко к этому значению и значение творительного падежа, указывающего должность, положение, свойство лица или предмета, название которого стоит в винительном падеже при переходных глаголах называть, назначать, считать, признавать (кого? кем?). При замене действительного залога страдательным такой творительный делается обычным творительным предикативным: его избрали председателем -- он избран председателем, его считают руководителем -- он считается руководителем и т. п. [АГ-70; 336].

Приименный творительный падеж употребляется: а) при именах существительных со значением орудия действия: удар ногой, чистка пылесосом; производителя действия: охрана сада сторожем; содержания действия: занятия иностранным языком; определительным: усы колечком, кепка блином; в сравнительно редких случаях - со значением образа действия: пение тенором; б) при именах прилагательных для указания на область проявления признака со значением ограничения: известен открытиями, сильный чувствами.

П р е д л о ж н ы й п а д е ж употребляется и при глаголах, и при именах, но всегда только с предлогом.

Приглагольный предложный падеж с предлогом о (об, обо) употребляется при обозначении предмета мысли, речи: И долго, долго дедушка о горькой д о л е пахаря с тоскою говорил (Н.); Ясно, что только военные неудачи заставили австрийское правительство подумать о внутренних у л у ч ш е н и я х (Черн.) и т.д.

С предлогом в (во) употребляется для указания на место, пространство, на предмет, в пределах (или внутри) которого совершается действие: Баймакова озабоченно роется в большом, кованом с у н д у к е, стоя на коленях перед ним (М. Г.); [Аянов] ...имел двенадцати лет дочь, воспитывавшуюся на казенный счет в и н с т и т у т е (Гонч.); а также для указания на состояние, внешний вид. На подоконнике у нее стоял бальзамин в ц в е т у (М. Г.); Река в о всей к р а с о т е и в е л и ч и и, как цельное стекло, раскинулась перед ними (Г.).

С предлогом на употребляется для указания на поверхность, где что-либо находится, происходит: Н а р у к а х, н а с п и н е, н а п л е ч а х играл каждый мускул; для указания на предел, границу распространения какого-либо действия, состояния: Николай Петрович родился н а ю г е России, подобно старшему своему брату Павлу (Т.); Н а с е л е кое-где скрипели ворота (Н. Усп.).

С предлогом при употребляется для указания на нахождение вблизи, в присутствии кого-либо: Мы присели на бревно, оставленное возчиком леса еще зимой п р и д о р о г е (Пришв.), Генерал быстро п р и С а б у р о в е продиктовал несколько строк короткого приказа (Сим.).

Предложный приименный падеж употребляется при существительных (главным образом отглагольных), которые управляют предложным падежом:

· с предлогом о (мысль, речь, доклад, сообщение и т.д. о чем-либо): Слух о сем п р о и с ш е с т в и и в тот же день дошел до Кирила Петровича (П.); Мысль о ж е н и т ь б е Николая на богатой невесте все больше и больше занимала старую графиню (Л. Т.);

· с предлогом при - для указания на место: сад п р и и н с т и т у т е, сестра п р и с а н а т о р и и;

· с предлогом в - для указания на место, пространство, предмет: жизнь в о к о п а х, хранение в с н е г у и т.д.

Современный предложный падеж некоторыми учеными делится на два: изъяснительный -- о хлебе, о саде, о лесе (после глаголов говорить, думать, рассуждать и им подобных) и местный (с предлогами в, на) - в саду, в лесу, на полу, на корню [Виноградов 1986; 299]. В значении местного падежа у существительных мужского рода очень употребительно окончание -у под ударением.

Следует заметить, что мысль ряда исследователей о разделении родительного и предложного падежей на два имеет чисто научное значение.

Вследствие обилия значений косвенных падежей некоторые значения их выражаются не только падежными окончаниями, но и присоединением предлогов, например: родительный падеж -- с предлогами, выражающими пространственные отношения (от дома, до школы, с гор, из городов) и целевые (для здоровья, для успеха); дательный падеж -- с предлогами, выражающими направление (к отцу, по дорогам); винительный падеж -- с предлогами, выражающими пространственные отношения (на улицу, в дом, по колено) и временные (в год, в час); творительный падеж -- с предлогами, выражающими совместность (с другом) и пространственные отношения (под водой, за огородами, между деревьями); предложный падеж употребляется в современном русском языке только с предлогами (разнообразного значения).

В зависимости от того, какую систему флексий в падежных формах ед.ч. имеет то или иное слово, все существительные, изменяющиеся по падежам, делятся на три класса (на три склонения): существительные первого склонения, второго склонения и третьего склонения. К первому склонению относятся сущ. муж. и сред. р., ко второму - сущ. преимущественно жен. р., а также муж. и общ. р., к третьему - сущ. жен. р., одно слово муж. р. и двенадцать слов сред.р. Существительные каждого склонения имеют свои парадигматические характеристики - две частные парадигмы: одну, объединяющую формы ед.ч., и другую, объединяющую формы мн.ч. Различия между частными парадигмами ед. ч. у разных склонений значительны; частные парадигмы мн. ч. у разных склонений различаются только формами им. и род. п. (а также вин. п., совпадающего с им.п. или род. п.); флексии дат., тв. и предл. п. мн.ч. у существительных всех трех склонений совпадают.

Парадигмы существительных и падежные флексии характеризуются следующими особенностями:

1) Все падежные флексии выражают одновременно два морфологических значения - падежа и числа (ед. или мн.).

2) Ни одна из частных парадигм не состоит из шести (по числу падежей) материально различных форм: парадигмы первого и второго склонений в ед.ч. и парадигмы всех склонений во мн. ч. имеют пять различных форм парадигмы третьего скл. в ед. ч. - только три различных формы.

3) В составе каждой из частных парадигм есть формы с омонимичными падежными флексиями; так, материально совпадают флексии им. и вин. п. или род. и вин. п. в парадигмах муж. р. первого скл. в ед. ч. и в парадигмах всех склонений во мн.ч.; флексии дат. и предл. п. - в парадигме второго скл. в ед.ч.; флексии род., дат. и предл. п. - в парадигме третьего скл. в ед. ч.

4) Омонимичны могут быть флексии разных падежей в разных парадигмах.

Таким образом, все падежные формы трех склонений в ед. и мн.ч. имеют в общей сложности только пятнадцать различных флексий (запись морфофонематическая) [АГ-80; 475].

Вывод: понятие «падеж» и наименования падежей берут свое начало из античности. Падежная система русского языка имеет ряд общих черт с падежной системой других индоевропейских языков, однако ей присущи специфичные черты: количество падежей, круг значений употребления каждого падежа. Некоторые исследователи выделяют такие словоформы-падежи, как звательный, количественно-отделительный, местный и исходный падежи. Многообразны значения падежей. Передача этих значений возложена на флексии, которые помогают сориентироваться в семантическом многообразии значений.

Падежи существительных имеют определенные значения. При этом каждый падеж может выражать несколько значений.

Именительный служит: а) для наименования субъекта действия или состояния(Отец работает;Лошади устали); б) для определения, характеристики предмета, лица или действия (Наш сын – студент; Война–этобедствие для людей); в) для называния темы сообщения, предмета, действия, свойства в предложениях типаУтро. Мороз, (см. ч. II, §35); г) для обращения к собеседнику(Мальчик, как тебя зовут?Коля, позвони мне вечером).

Родительный служит для обозначения: а) принадлежности предмета (дом отца ); б) носителя свойства (белизна снега ); в) субъекта, который совершает действие (приходврача); г) объекта, на который направлено действие (чтениекниги); д) части целого (стаканмолока, кусокхлеба).

Дательный обозначает: а) адресат действия (написал письмо другу, дал книгу сестре ): б) субъект действия или состояния (Детям не спалось).

Винительный обозначает: а) объект, на который направлено действие (читатькнигу, рубитьдрова); б) меру времени, расстояния, количества (ждатьгод, проехатькилометр, съестьтарелку щей, стоитьрубль ).

Творительный имеет значения: а) постоянной (профессиональной) или временной занятости какой-либо деятельностью (работатьмедсестрой, былсолдатом); б) субъекта действия – в страдательных конструкциях (построен рабочими , рассматривается комиссией ); в) объекта действия (любоватьсязакатом, дышатькислородом); г) инструмента или средства действия (прибиватьмолотком, обрабатывать кислотой ); д.) места действия (идтиберегом) ; е) способа или образа действия (петьбасом, ходитьтолпой); ж) меры времени или количества чего-либо (не видетьсягодами, таскатьмешками); з) параметра предмета (доскидлиной до трёх метров, генераторымощностью в тысячу киловатт).

Кроме указанных, падежи имеют и другие значения.

Значения предложного падежа.

Форма предложного падежа существительных всегда сопровождается предлогом (отсюда и название этого падежа). Поэтому значения этих форм зависят от характера предлогов, употребляющихся при них. Сочетание предлога и формы предложного падежа существительного может обозначать: а) объект действия (говоритьо погоде, думатьо матери); б) место действия или состояния (работатьв цеху, сидетьна краю); в) время после совершения некоторого действия(по приезде домой, по возвращении из отпуска).

С предлогомпри предложный падёж указывает на предмет, вблизи которого что-либо находится или в присутствии которого что-либо происходит:При доме имеется сад; Я говорилпри отце.

Остальные косвенные падежи употребляются как без предлогов, так и с предлогами. Сочетания косвенных падежей с предлогами получают самые разнообразные значения. О том, какие предлоги с какими падежами сочетаются, см. § 270, 273.

Упражнение 144. Придумайте и напишите предложения, в которых родительный падеж обозначал бы: 1) целое, из которого берётся часть; 2) предмет, которого лишаются, от которого, удаляются; 3) предмет, наличие которого отрицается. На каждое значение дайте по два примера.

145. Придумайте и напишите предложения, в которых творительный падеж обозначал бы: 1) орудие действия, 2) деятеля. На каждое значение дайте по два примера.

146. Определите значение родительного падежа в следующих словосочетаниях:

1) Мешок муки, кило крупы, тарелка борща. 2) Сталь твёрже железа. Водород легче воздуха. 3) Винтовка товарища, противогаз бойца, избушка деда. 4) Ожидание поезда, обсуждение доклада, разбивка клумбы, прополка огорода. 5) Ночь боя, день победы, человек удивительной храбрости.

147. Выпишите имена существительные в косвенных падежах (с предлогами и без предлогов) вместе с теми словами, от которых они зависят, и определите падежи.

1) Поутру в салазки Саша садилась, летела стрелой, полная счастья, с горы ледяной. (Н.) 2) Татьяна верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны. (П.) 3) Онегин шкафы отворил; в одном нашёл тетрадь расхода, в другом – наливок целый строй, кувшины с яблочной водой и календарь восьмого года. (П.) 4) Подъехав к господскому дому, он увидел белое платье, мелькающее между деревьями сада. В это время Антон ударил по лошадям и, повинуясь честолюбию, общему и деревенским кучерам, как и извозчикам, пустился во весь дух через мост и мимо села. Выехав из деревни, поднялись они на гору, и Владимир увидел берёзовую рощу и влево на открытом месте серенький домик с красной кровлею; сердце в нём забилось: перед собою видел он Кистенёвку и бедный дом своего отца. (П.)

Типы склонений.

В зависимости от различия в падежных окончаниях в единственном числе можно наметить три основных типа склонения.

К первому склонению относятся имена существительные женского рода, которые в именительном падеже единственного числа имеют окончание-а(-я) ; гора , земля , армия , а также некоторые существительные мужского рода с тем же окончанием: старшина , Боря и имена общего рода: сирота , забияка .

Ко второму склонению относятся: 1) имена существительные мужского рода, которые в именительном падеже единственного числа имеют нулевое окончание (на конце их основ согласный звук, в том числе ) : стол, конь, бой; 2) имена существительные среднего (и некоторые мужского) рода с окончаниями-о, -е: село , ружьё , поле , домишко , носище .

К третьему склонению относятся имена существительные женского рода, которые в именительном падеже имеют нулевое окончание – на конце их основ мягкий согласный звук или шипящий (мягкий или твёрдый): радость, ночь, рожь.

Не подходят ни к одному из указанных типов склонений десять имён существительных среднего рода с основой на-м я-, -мен - (время времен-и), а также слово путь (мужского рода) и слово дитя (среднего рода). Это разносклоняемые существительные.

Примечания. 1. Некоторые имена существительные имеют падежные окончания прилагательных (во всех падежах или только в некоторых – о них см. § 154). 2. В русском языке есть существительные несклоняемые (о них см. § 146).

В русском языке формы имен существительных противопоставляются друг другу не только по числовым значениям (ср.: дом, стол; дача, сестра; село ; мышь (ед. ч.) – дома, столы, дачи, сёстры, сёла, мыши (мн. ч.)). Так, ряды словоформ село, села, селу..:, сестра, сестры, сестре..:, стол, стола, столу... характеризуются общими лексическими значениями и называют единичные предметы. Указанные ряды содержат разные падежные словоформы. Формальные различия между данными словоформами очевидны, хотя, взяв эти единицы изолированно, трудно увидеть между ними какое-либо смысловое различие. Однако в составе словосочетания или предложения совершенно ясны различия как в "подчиненных" словах (например, в именах прилагательных), так и в словах "подчиняющих" (именах существительных):

Мужской род

Средний род

Женский род

(хорош ий ) стол_

(хорош ее ) сел о

(хорош ая ) сестр а

(хорош его ) стол а

(хорош его ) сел а

(хорош ей ) сестр ы

(хорош ему ) стол у

(хорош ему ) сел у

(хорош ей ) сестр е

(хорош ий ) стол_

(хорош ее ) сел о

(хорош ую ) сестр у

(хорош им ) стол ом

(хорош им ) сел ом

(хорош ей ) сестр ой

(о) (хорош ем ) стол – ср.: невозможно иное употребление – хороший столу , хороший столом , хорошей столу и т.п.

(хорош ем ) сел е

(хорош ей ) сестр е и т.д.

Формы имен существительных обладают характеристикой, предопределяющей возможность либо невозможность соединения этих форм с другими словоформами. Например, возможно употребление пишется (пишет) сочинение, строится (стоит) дом, открыто окно, положить на стол, лежит на столе и т.п. и невозможно употребление писаться сочинением, строится доме, открыто окну, положить на столом и т.д.

Категория падежа – это грамматическая словоизменительная категория, обозначающая различные отношения имени (существительного, местоимения-существительного и числительного) к другим словам (предметам, явлениям, действиям, состояниям и т.д.), включая и независимую позицию (именительный падеж), в структуре словосочетания и предложения. Основным средством выражения падежного значения является флексия (окончание), выражающая формальные признаки падежа; средством уточнения значения падежа служит предлог. В русском языке выделяют шесть падежей:

В системе современного русского языка отсутствует звательный падеж, хотя в древнерусском языке он был. Функции звательного падежа с течением времени были переданы именительному падежу, но в разговорной речи есть специальные звательные формы: мам!.., пап!.., Тань!..

Количество значений, выражаемых различными падежами, существенно больше, чем самих падежей, поскольку один и тот же падеж может иметь несколько значений. Так, форма творительного падежа может передавать следующие значения:

  • рисовать красками – орудийное значение;
  • дышать полной грудью – значение образа действия;
  • сделано мастером – субъектное значение;
  • заниматься русским языком – объектное значение;
  • идти глухим лесом – значение места;
  • это было ранней весной – значение времени и т.д.

В современном русском языке выделяют четыре основных значения падежа: субъектное, объектное, определительное, обстоятельное.

Субъектное значение выражает отношение деятеля к совершаемому им действию. Наиболее активно это значение передает именительный падеж. Под деятелем понимается лицо (актер играет, ребенок читает ) или определенный предмет как субъект действия (парус белеет). Субъектным значением обладают падежи родительный (взгляд ребенка), дательный (ребенку не сидится (ср.: ребенок не сидит)) и творительный в страдательной конструкции (книга читается ребенком).

Объектное значение передает отношение действия к объекту. Различают значение прямого объекта (непосредственная связь с предметом) и косвенное значение объекта (частичная связь с предметом). Объектное значение непосредственно связано с винительным падежом (любить мать (родину), читать книгу, смотреть фильм и т.п.). Половина глаголов (переходных) требует винительного падежа без предлога. Иногда возможно употребление форм родительного падежа:

  • а) при глаголах с отрицанием (не читать ни газет, ни журналов ; не любить ненастья);
  • б) при возвратных глаголах (опасаться предательства (измены) , дожидаться помощи ).

Если к слову легко ставится падежный вопрос, то это объектное значение.

Определительное значение передает признак, свойство, характеристику через отношение к предмету (часто обнаруживается связь с именем прилагательным): родительный падеж – глаза детей (ср.: детские глаза); винительный падеж – юбка в клетку; предложный падеж – юноша в костюме; творительный падеж – девушка с веснушками.

Обстоятельственное значение выражает отношение имени существительного к глаголу и передает значения места, времени, причины, цели, пространства и др. В частности, значение места выражается любым косвенным падежом, кроме именительного падежа: дательный падеж – подойти к дому , подъехать к театру ; родительный падеж – дождь капает с крыши.

Значение времени передается любым падежом. Ср.; родительный падеж – писал (учил, читал и т.п.) с утра до вечера ; дательный падеж – подъехать (прийти, подойти и т.д.) к пяти часам ; винительный падеж – Лето красное пропела, творительный падеж – ...с зимой холодной / Нужда, голод настает (И. Крылов) и др. Значение времени осложняется дополнительным значением меры.

Значение причины (каузальное) передается родительным падежом: он бледный от долгой болезни , он красный от смущения ; значение цели дательным; оставить хлеб к завтраку ; предложным падежом: наказать в воспитательных целях .

Выделяют восполнительное (комплетивное) значение, когда главное слово – имя существительное не употребляется без зависимого имени числительного. Ср.: Два дня мы были в перестрелке (М. Лермонтов).

По характеру значений и их количеству различные падежи занимают разное положение . Наиболее многозначными являются родительный, творительный и предложный падежи, менее многозначными – именительный, дательный и винительный падежи.

Именительный падеж чаще всего выражает независимое отношение к другим словам и выступает в качестве подлежащего (субъектное значение – Студент отвечает ; объектное значение – Картина пишется художником), сказуемого (определительное значение – Москва – столица; барышня-крестьянка) . Независимое отношение выражается обращением в именительном падеже; может быть и приложением.

Формы родительного – предложного падежей передают следующие значения:

Значение

Родительный

  • объектное (не знать счастья – при употреблении в роли прямого дополнения после переходных глаголов с отрицанием, а также при словах нет, не было, не будет и при обозначении части целого);
  • определительное (стены дома , выступление артиста , рецепт врача );
  • обстоятельственное значение места (выйти из школы ), времени (бродить до утра ), причины (прийти из любопытства ), цели (учиться для знаний ), пространства (с неба ее заливало дождем; отойти от дома ) и др.

Дательный

  • субъектное (мальчик у страшно);
  • объектное (посылка (кому?) дочери );
  • определительное (памятник героям );
  • обстоятельственное – значение времени (вставать по утрам ), места (подойти к дому ), пространства (приблизиться к дому ; дойти до реки )

Винительный

  • объектное (писать конспект , читать книгу );
  • субъектное (больного лихорадит);
  • определительное (платье в клетку , юбка в складку );
  • обстоятельственное значение места (пришел

в школу ), причины (сердитый за обман ), пространства (схватил ветку и сунул в снег ; вышла из дома ; подняться на гору )

Творительный

  • субъектное (Картина пишется художником );
  • объектное (восхищаться достоинствами , жить ожиданием );
  • обстоятельственное значение времени (читать вечерами ), места (идти лесом );
  • определительное (предикативное) (Жуков был полководцем )

Предложный

  • объектное (изъяснительное) (думать о хорошем , мечтать о любви );
  • обстоятельственное значение места (был в институте , лежать на траве ), пространства (лежать

на снегу);

определительное (голова в кудряшках )

То либо иное значение падежа тесно связано с синтаксической функцией имен существительных. Например, форма именительного падежа с субъектным значением , как правило, выполняет функцию подлежащего. Косвенные падежи с субъектным значением чаще всего выступают в качестве дополнения , с определительным значением – в качестве определения или сказуемого, с обстоятельственным значением – обстоятельства.

Средства выражения падежа бывают синтетические (флексия – стол- а ) и аналитические (флексия и предлог – около стол- а ; предлог и ударение – в лес у (П. п.) – к л е су (Д. п.)). В выражении падежной функции может принимать участие ударение, ср.: сосн ы , сестр ы (Р. п„ ед. ч.) – с ос ны, с ё стры (И. п. – В. п., мн. ч.).

В тексте средством разграничения падежей может быть порядок слов (ср.: Мать (И. п.) любит дочь (В. п.) – Дочь (И. п.) любит мать (В. п.)). Сложности в определении падежа связаны с тем, что в русском языке небольшое количество окончаний используется для выражения всех падежных форм имен существительных всех типов склонения. Наблюдается омонимия форм слова (ср.: брат (ед. ч., м. р., одуш.) – родительный и винительный надежи; тен- и, мыш (ед. ч., ж. р.) – родительный, дательный и предложный падежи; купе, кашне, пальто, кофе – все падежные формы).

Существую следующие способы определения падежа :

  • а) по флексиям (окончаниям), если данная падежная форма не имеет других омонимичных форм (стен -a (И. п.) – стен (В. п.));
  • б) по вопросу.
  • в) по параллельному вопросу (избежать (чего?) наказания – Р. п.; бояться (кого?) отца, (чего?) темноты – Р. п.);
  • г) путем подстановки той формы, которая не имеет омонимичных форм (вижу (кого?) брат а , сестр у – В. п.).
  • См.: Клобуков Е. В. Семантика падежных форм в современном русском языке: (Введение в методику позиционного анализа). М., 1986; Его же. Семантическая категория надежности в системе функциональной грамматики русского языка // Проблемы функциональной грамматики. Категории морфологии и синтаксиса в высказывании. СПб., 2000. Также см.: Сигал К. Я. Проблемы теории синтаксиса. М., 2012. С. 53-55 (о предложно-падежных формах бытийных предложений в тексте) ; Федосеева Л. Н. Категория локативности в современном русском языке. М„ 2013. С. 170– 177 (о падежных и предложно-падежных формах имен существительных).
  • См. доп.: Янко-Триницкая Н. А. Кратный именительный в функции определения // Развитие синтаксиса современного русского языка. М., 1966. С. 174-185.
  • См.: Иванова В. А. Способы определения падежа // Русский язык в школе. 1971. № 1.