Cочинение «Образ Ивана Васильевича (По рассказу Л. Н. Толстого «После бала»). Характеристика Ивана Васильевича из рассказа «После бала

Цели:

  • Предметные : раскрыть особенности рассказа и писательский замысел; формирование умений, понятий о личностных качествах героев, дать понятие «контраста» в литературе как художественного приема.
  • Метапредметные : уметь принимать и сохранять учебную задачу.
  • Развивающие : способствовать развитию познавательного интереса школьников к художественной литературе, понимания глубинных психологических процессов, связанных с чувствами любви, долга; продолжить развитие умения анализировать литературные образы, развивать речевой слух; формировать понимание литературоведческих знаний; развивать логическое мышление, речь учащихся.
  • Личностные : воспитывать чувство ответственности по отношению к слову; формировать школьника как грамотную личность; развивать интеллект учащегося.

Оборудование: Литература. 8 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений, В.Я.Коровина, Москва «Просвещение», 2015., маршрутные листы, раздаточный материал для групповой работы (способствует развитию речи учащихся), презентация.
ХОД УРОКА

1. Чтение эпиграфа:

Жизнь - вызов. Примите его!
Жизнь - трагедия. Преодолейте её!
Жизнь - борьба. Выдержите её!
Жизнь - счастье. Сотворите его!

Мария Тереза

2. Беседа. Определение содержания темы, установка на беседу.

Как вы понимаете эти слова? (Ответы обучающихся)
(От человека)
(Ответы обучающихся)
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (О моральной ответственности человека)
- А на основе какого произведения? ("После бала " Л.Н.Толстого)

У каждого из вас на парте лежат "Листы ожидания от урока", в которые вы вносите свои мысли:

Новое (чего не знал) Что удивило? Хочу узнать

3. Эмоционально-оценочное высказывание о прочитанном.

Каковы ваши впечатления от прочитанного текста?
- Каков жанр этого произведения? (Рассказ в рассказе, т.к. в центре повествования одно важное событие из жизни одного героя, один герой, небольшое по объёму произведение, есть рассказчик и герой)
- Почему рассказ называется «После бала»? (Основные события происходят после бала. Именно после бала происходят события, изменившие жизнь героя).
- Надо сказать, что у этого рассказа есть своя предыстория. (См на слайде).

4. Слово - научному эксперту, который расскажет нам о том, как создавалось это произведение

Первоначально рассказ назывался “ Дочь и отец”. Толстой меняет название и называет “После бала”. Почему он это сделал? (Если бы осталось название “Дочь и отец”, главной проблемой было бы отношение отца и дочери, т.е. проблема отцов и детей. Название рассказа “После бала” затрагивало другую проблему, которая утверждала, что формируют человека общественные условия и случаи)
- Назовите действующих лиц рассказа. (Иван Васильевич, Варенька, Петр Владиславович - отец Вареньки, собеседницы, повествователь)

5. Работа в группах

Группа № 1

Как выглядела Варенька? Найдите описание ее портрета.
- Какая деталь портрета вас удивила?
Вывод: При создании картины бала, при описании портрета Вареньки Л.Н.Толстой использует прилагательные: чудесный, прекрасная, знаменитые, великолепный…Все они передают возвышенное настроение Ивана Васильевича, его радость, умиление, восхищение Варенькой: “Не я один, все смотрели на нее и любовались ею, любовались и мужчины, и женщины, несмотря на то, что она затмила их всех. Нельзя было не любоваться”.

Группа № 2

Найдите описание портрета отца Вареньки.
- О чем говорит его портрет?
- Какой вывод делает для себя Иван Васильевич, глядя на сапоги полковника?

6. Работа в группах. Заполнение таблицы. Работа с текстовым материалом

1 группа. Работа с таблицей «Сцена бала».
2 группа. Работа с таблицей «Сцена после бала».

1. Слова и выражения, употребляемые в сцене описания бала : слова, обозначающие цвет: белый, розовый, атласный.
Слова, обозначающие звуки музыки: танцевал до упаду - и кадрили, и вальсы, и польки, мазурку.
Слова, обозначающие чувства: Бал был чудесный.
Зала прекрасная, буфет великолепный.
Без вина был пьян любовью. Препротивный инженер Анисимов - не могу простить до сих пор…
Неучтив с немочкой. И я вальсировал ещё и ещё и не чувствовал своего тела…
Не видал, как прошло время.
Восторг, благодарность, весел, доволен.
Я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро.
Любовался, смотрел с восторженным умилением.
Носки сапог особенно умиляли меня.
В моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любить. Я обнимал весь мир своей любовью.
Речь героев эпизода: ласковая, используются уменьшительно-ласкательные суффиксы.
Пожалуйста. Варенька.

(Прослушивание грамзаписи вальса, мазурки)

2. Слова и выражения, употребляемые в сцене после бала, в сцене описания наказания солдата :
Слова, обозначающие цвет:
Масленичная погода, был туман, насыщенный водой снег таял на дорогах; большое поле; мокрые головы лошадей; покрытые рогожками извозчики; что-то большое, чёрное; много чёрных людей; кузнец в засаленном полушубке и фартуке. Увидел что-то страшное.
Красная спина, что-то пёстрое, мокрое, красное, неестественное
Слова, обозначающие звуки музыки:
Звуки флейты и барабана; жёсткая, нехорошая музыка; неприятная, визгливая мелодия.
Слова, обозначающие чувства:
На сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска… и мне казалось, что меня вырвет всем тем ужасом, который вошёл в меня от этого зрелища.

Речь героев эпизода:

Слова, обозначающие действия, движение:

Военный шёл твёрдой, подрагивающей походкой;
бил по лицу солдата;
крикнул;
грозно и злобно нахмурился, поспешно отвернулся.

(Прослушивание грамзаписи фрагмента военного марша)

7. Вопрос группам: Какой литературный прием здесь используется? (Контраст) С какой целью?

Термин на доске "контраст" (запись определения)

Эпизод бала и события после него противопоставлены друг другу. Контрастное изображение героев, обстоятельств, событий - это важный прием для постижения идеи рассказа.
Эти эпизоды органически связаны друг с другом. Прием контраста помогает показать перелом в душе героя.
- Тогда что мы можем сказать о полковнике? О его характере? (Он статичен. Его характер неизменен. Может ли он измениться и стать не таким жестоким человеком по отношению к своей службе? Нет.)
- Приемлемы ли для него понятия милосердие, гуманность, чуткое отношение к людям? (Нет.)
- Как воспринимает роль жестокого полковника Иван Васильевич? (Ответы учеников.)
- Как вы думаете, почему главный герой ничего не предпринял? Не высказал своего мнения?

8. Проблемный вопрос

А сейчас вернёмся к началу урока и ответим на вопрос.
- От кого зависит все происходящее в жизни? (От человека)
- Должен ли человек чувствовать ответственность за все происходящее?
Наша жизнь - всегда вызов. От него нельзя бежать.
- А наш герой принял жизненный вызов? (Нет. Он бежал от него.)
- В нашей жизни есть трагедии? (Конечно.)
- Но после этих трагедий мы можем стать сильнее? (Да. Потому что приобрели новый жизненный опыт.)
- Можно сказать, что жизнь - это борьба? С кем? С чем? (Со своими чертами характера, желаниями и др.)
- А счастье, дорогие мои, мы творим своими руками. Берегите свою жизнь.
- Я желаю вам быть творцами своего счастья и успешно преодолевать все трудности.

9. Составление синквейна

10. Откройте свои "Листы ожидания" от урока (зачитать некоторые)

11. Оценить свою работу по карточкам : синяя - все удалось, активно работал; желтая - были проблемы, не всегда был активен; красная - не все получилось

12. Домашнее задание. Написание эссе "Должен ли человек чувствовать моральную ответственность за все происходящее".

Духом скорбного раздумья, безрадостного взгляда на жизнь, осуждением нравов аристократии веет от многих произведений писателя. Толстой стремился представить читателям жизнь и нравы различных социальных слоев - от придворных покоев и роскошных осо

бняков до нищих деревень и пересыльных тюрем.

Довольно ярко взгляды Толстого и недовольство существующими в обществе порядками и законами выразились в его рассказе «После бала». История написания рассказа имеет реальную жизненную основу. В свое время автор был знаком с некоей Варварой Андреевной Корейш, дочерью воинского начальника в Казани. Брат писателя, С. Н. Толстой, испытывал глубокую привязанность к этой девушке, однако его чувство угасло после того, как он, весело танцевавший с Варварой на балу, на следующее утро увидел, как ее отец распоряжался прогнанием сквозь строй бежавшего из казармы солдата. Это событие и стало толчком к созданию Л. Н. Толстым своего произведения. Рассказ «После бала» почти в точности повторяет историю, которая произошла с братом писателя.

Рассказчик - герой, от лица которого ведется повествование, с первых же страниц предстает перед нами уважаемым всеми человеком. Обладая богатым жизненным опытом, Иван Васильевич рассказывает свою историю «очень искренне и правдиво». Поэтому и мы сразу проникаемся доверием к нему и к его рассказу. Мы чувствуем искреннюю симпатию к героине его истории, Вареньке Б., понимаем глубокое чувство, которое испытывал к девушке молодой человек. Поэтому в течение всего рассказа о событиях после бала, о жестокости полковника и его подчиненных нас не покидает вопрос: «А любовь-то что?»

Однако автор, выше всего ставивший социальную справедливость и близко к сердцу принимавший всю жестокость, совершающуюся в обществе, таким же отношением к действительности наделил и своего героя-рассказчика. После того как молодой человек стал свидетелем страшной сцены на улице, он уже не мог по-прежнему относиться к своей возлюбленной. «Любовь с этого дня пошла на убыль, - рассказывает герой. - Когда она [Варенька], как это часто бывало с ней, с улыбкой на лице, задумывалась, я сейчас же вспоминал полковника на площади, и мне становилось как-то неловко и неприятно, и я стал реже видеться с ней...»

Таким образом, читая рассказ Л. Н. Толстого, мы отчетливо видим в образе рассказчика самого автора, его жизненную позицию, его взгляды, его возмущенную душу, стремящуюся к справедливости и человечности. Как ни пытался герой оправдать поведение полковника, как ни старался убедить себя, повторяя: «Очевидно, он что-то знает такое, чего я не знаю», как ни стремился узнать это, - ему так и не удалось. Потому и не поступил он на военную службу, как хотел раньше, - из-за того, что видел и не понимал жестокости, царящей в военных кругах. Из-за этой же жестокости и несправедливости современного ему общества, из-за нравов, которые резко осуждал, сам Толстой порвал со своей средой.

Рассказ «После бала» невелик по объему, однако поднимает проблемы общефилософского и нравственного уровня, связанные с миропониманием Толстого, увидевшего в простом сюжете глубокое противоречие между внешним и внутренним, тем, что лежит на поверхности, и тем, что скрыто от посторонних глаз. Разлад в чувствах и поступках становится объектом пристального внимания писателя, исследующего области малопонятной человеческой души.

В основу сюжета легла реальная история, которую, по одной из версий, в пору своего студенчества Толстой услышал от своего брата Сергея. Основой будущего рассказа стал случай, который произошел с Сергеем Николаевичем. Влюбленный в дочь военного начальника – Варвару Корейш, он собирался сделать ей предложение, но увидев жестокое наказание солдата, которым командовал отец девушки, он отказался от своего намерения.

Увиденное потрясло его, а сама история долго не давала покоя Льву Толстому, воплотившему сюжет в рассказ только спустя годы. Опубликовано произведение было через год после смерти писателя.

Смысл названия

Рассказ не сразу получил свое конечное название. Толстой рассматривал несколько черновых вариантов, среди которых были «Рассказ о бале и сквозь строй», «Отец и дочь», «А вы говорите…». Результатом долгих поисков стало заглавие «После бала».

Смысл названия «После бала» неоднозначен. Толстой во многих своих произведениях поднимал проблему человека и общества. Объект его интереса — обстоятельства, влияющие на человеческие решения и поступки, а также принципы, правила и мотивы, которыми он руководствуется в выборе. С одной стороны, название подчеркивает двоедушие одного из главных персонажей, неестественность его жизни, в которой со сменой декораций происходит и изменение личности. После бала маски меняются. Меняется поведение героя, да и сама его жизнь, уродливая на изнанке, не имеющая ничего общего с блеском и великолепием титульной стороны. С другой стороны, после бала происходит и осмысление героем-рассказчиком людей, с которыми он хотел связать свою жизнь, осознание противоречивости жизни, в которой неоправданная жестокость мирно сосуществует с изящностью и мнимым благородством.

Жанр и направление

«После бала» — произведение прозаическое; написано в жанре рассказа и вырывает из контекста жизни героя одно единственное событие, ставшее переломным для него, неоднозначное как для самого персонажа, так и для читателей.

Рассказ реалистический, поскольку в основу сюжета положен реальный, даже житейский случай, отражающий внутренний мир героя и, вместе с тем, задающий социально-общественный тон.

Главные герои и их характеристика

  1. Иван Васильевич — рассказчик. Уже будучи старым, он рассказывает о событиях минувшей юности. Главный герой во времена описываемого события был провинциальным студентом, но богатым и красивым франтом. Его отличают совестливость, чувство справедливости и впечатлительность. Он не смог забыть об избиении татарина и поэтому не стал связывать свою жизнь с любимой девушкой. Молодой человек был очень эмоционален: его чуть не вырвало, когда он брел домой после увиденного зрелища.
  2. Варенька — возлюбленная главного героя. Это высокая, статная и «величественная» светская девушка, которая покоряла кавалеров пленительной и ласковой улыбкой. У нее был царственный вид, но добрая душа ее никому не давала робеть в присутствии героини. Она тоже благоволила ухаживаниям рассказчика.
  3. Полковник (Петр Владиславич — орфография Толстого сохранена) — симпатичный и статный военный. Высокий и румяный пожилой мужчина с ласковой улыбкой и приятными манерами. Ради дочери экономит на себе: носит только казенные сапоги, например. Однако в сцене с телесным наказанием герой выглядит злым и жестоким: он бьет по лицу солдата, который слабо наносил удары провинившемуся татарину.

Темы и проблемы

Тематику рассказа можно рассматривать сразу на нескольких уровнях, беря за основу как социально-психологический и общефилософский аспект, так и более глубинный – моральный, этический, личностный.

В первом случае рассматривается проблема человека и его окружения , которому он может подчиниться или, напротив, оказать противодействие. Полностью ли среда формирует личность, или есть другая сущность, неподдающаяся подавлению, свободная и способная к борьбе с тем, что кажется ей неправильным и чуждым? Толстой выступает здесь против уравнения личности и нарушения её естественных прав. Право самостоятельно решить для себя, что считать хорошим, а что плохим, писатель оставляет за каждым человеком, способным к свободному выбору.

Ещё одной внешней темой является рабское положение солдата во времена правления Николая. Полное бесправие простого человека, тяжелейшие условия службы и телесные наказания, которым подвергались те, кто служил родине, возвращают не только к теме подавления личности, но ещё и к проблеме социального неравенства в николаевской России.

Вопрос морального, личностного уровня осмысления данного произведения целиком и полностью связан с образом военного. Двуличие и лицемерие полковника, семьянина и заботливого отца, с одной стороны, с другой – беспощадного и безжалостного командира, равнодушного к чужой боли. Ужас ситуации для героя-рассказчика не столько в том, что полковник устраивает пытки невинного солдата, сколько в его спокойном безразличном отношении к происходящему. Трепетность в отношении к дочери сосуществует в нём с неприкрытой жестокостью. Соотношение этих сторон в одном человеке невозможно себе представить, настолько велико несоответствие одного с другим. Толстой показывает редкий, но оттого не менее устойчивый человеческий тип людей-масок, способных на жестокость, прикрытую показным благонравием.

Идея

Главная мысль рассказа «После бала» — в следовании гуманистическим идеалам, обращении к по-настоящему добрым чувствам, в которых превалировать должно общечеловеческое. Противодействовать злому началу можно только путем самосовершенствования, поиску настоящих, не затуманенных воображением и ложным впечатлением смыслов. Оставаться человеком Толстой призывает даже в тех ситуациях, когда позволить себе беззаконие можно в силу статуса и положения.

Неслучайно герою рассказа становится стыдно за увиденное. Он чувствует свою сопричастность к происходящему, ответственность за жестокость другого. По мнению Толстого, так и должно быть. Беззаконие начинается с отдельного человека, борьба с ним – задача каждого неравнодушного к чужому горю.

Творческий метод Толстого, основанный на исследовании противоречий человеческой души, всегда заслуживал высокой оценки. Психологизм рассказа, эмоциональная насыщенность и собственно художественный стиль писателя делают сравнительно небольшое по объему произведение носителем многих смыслов, противоречивых, как и сама человеческая природа.

Мораль

Л.Н. Толстой известен рядовому читателю как великий мастер слова, писатель, вошедший в русскую литературу, как создатель монументальных психологических романов. Однако его влияние на русскую литературу и культуру намного глубже, чем можно представить. Толстой — не просто крупный писатель, но и мыслитель, основатель религиозно-философского учения. Стремление к нравственному совершенствованию, идеал жертвенной любви, изгоняющей страх – программа Толстого, видевшего смысл жизни в бескорыстном служении ближнему, основанному на чистой совершенной любви. Эти мысли он доносит до публики через рассказ «После бала», где герой не отвернулся от чужого горя, не смог смириться с ним. В его отказе от знакомства с жестоким военачальником – справедливая реакция общества, которая должна показать его членам, как надо себя вести.

Вывод прост: необходимо быть отзывчивым и справедливым в любой ситуации, даже если на кону стоит личный интерес. Герой был увлечен дочерью военачальника, но сделал выбор в пользу нравственного долга. Также нельзя злоупотреблять высоким положением и оправдывать им пороки.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

/ / / Образ Ивана Васильевича в рассказе Толстого «После бала»

Лев Николаевич Толстой является одним из ярчайших писателей в русской и мировой литературе. Его произведениями увлекаются миллионы людей, ведь многие их них актуальны и в наши дни. Одним из выдающихся произведений Толстого является рассказ «После бала». Он подкупает читателя своей легкостью и реалистичностью. А происходит это потому, что автор писал его с реальной жизненной ситуации, которая приключилась с его братом.

Главным героем рассказа Толстого « » является Иван Васильевич. Это уже далеко не молодой человек, который пользовался авторитетом в обществе. Впервые мы встречаемся с ним в одной из гостиных, где между присутствующими разгорелся спор на философскую тему о том, что же влияет на выбор человека. Одни говорили, что на выбор влияет окружающая «среда», другие возражали этому. Иван Васильевич рассудил этот спор и сказал, что на выбор человека влияет случай. В подтверждение своих слов он рассказал одну историю, которая произошла с ним в юности.

Итак, дело было в середине 19 века, когда Иван Васильевич был юным мальчишкой. В то время он был студентом одного из провинциальных университетов. И как все студенты, жил полной жизнью: веселился, дурачился, кое-как учился. Сразу хочется отметить, что Иван Васильевич был привлекательной внешности, поэтому пользовался успехом у барышень.

В то время главный герой был влюблен в дочку полковника Вареньку. Девушка была просто прелестна. Ее статную фигуру венчала милая улыбка. На балу, который организовал отец Вареньки, Иван Васильевич ни на минуту не отходил от своей возлюбленной. Другие девушки ему были совершенно не интересны. Молодые люди танцевали весь вечер на пролет. Главный герой считал себя по-настоящему счастливым человеком. Он был готов обнять и расцеловать весь мир. Иван Васильевич думал, что все люди такие добрые и милые, что в мире нет места злу и жестокости.

В таком возвышенном настроении главный герой вернулся к себе домой. Те эмоции, которые он испытывал, не давали заснуть. Иван Васильевич отправился на прогулку. Он был опьянен своим счастьем и поэтому шел, куда глаза глядели. В голове Ивана Васильевича звучала мелодия мазурки, ему казалось, что даже проезжающие мимо лошади улыбались ему.

Приподнятое настроение главного героя оборвали звуки тревожной музыки. Иван Васильевич не заметил, как пришел к дому Вареньки. Там он увидел, как через строй солдат проводили привязанного к ружьям татарина и каждый из них бил несчастного палкой по спине. Татарин кричал и молил о пощаде, но его никто не слышал. Самым страшным оказалось то, что этой «казнью» командовал отец Вареньки, тот милый и добродушный человек, который еще несколько часов назад танцевал на балу. Теперь он был жестоким и злым тираном, который следил за исполнением наказания.

Увиденное событие произвело неизгладимое впечатление на Ивана Васильевича. Он с ужасом убежал оттуда. Ему еще долго слышались крики несчастного татарина, который молил о пощаде.

Этот случай изменил планы Ивана Васильевича на жизнь. Он отказался от военной службы. Теперь главный герой увидел совершенно другой мир, мир, который наполнен жестокостью и злобой, где каждый сам за себя. Иван Васильевич словно прозрел. Возможно, тот случай заставил его повзрослеть и посмотреть на мир глазами взрослого человека. Что касается чувств к Вареньке, то в скором времени они остыли и «сошли на нет».