Зарядка для малыша 1 год. Гимнастика для детей от года до трех лет

Давайте вместе научимся проводить
гимнастику для детей в возрасте от 6 до 9 месяцев и от 9 месяцев до года на простых комплексах.

Возрастные особенности детей от 6 до 9 месяцев

После 6-ти месяцев у ребенка особенно быстро развиваются произвольные движения. По просьбе взрослого он подает ручку, машет ею, подолгу занимается с игрушками, начинает лепетать.

Семимесячные дети сидят без опоры; в положении сидя выпрямляют и наклоняют туловище; встают на колени; цепляясь за сетку кровати, поднимаются на четвереньки; начинают ползать.

Восьмимесячные сами садятся и ложатся; встают на ноги, цепляясь за неподвижный предмет; хорошо ползают; переступают при поддержке за руки. Девятимесячные могут долго стоять, держась за одну руку; переступают, ухватившись за перила кровати.

Поэтому в комплекс включаются упражнения, подготавливающие ребенка к ползанию, сидению, стоянию, и дыхательные упражнения.

Общая продолжительность занятий 8-10 минут.

Гимнастика: упражнения для детей от 6 до 9 месяцев

1. Круговые движения руками. Исходное положение (в дальнейшем: И, п.) - лежать на спине, ногами к переднему краю стола и обхватить руками большие пальцы взрослого. Выпрямленными ручками проделывайте круговые движения в плечевых суставах снизу вверх и сверху вниз (4-6 раз). Цель - углубление дыхания и укрепление мышц плечевого пояса.

2. Поднимание выпрямленных ног. И. п.- то же. Обхватите голени малыша так, чтобы большие пальцы лежали на задней стороне ножки, а остальные на коленях. Приподнимайте выпрямленные ножки до вертикального положения и плавно опускайте (4-6 раз). Цель - укрепление мышц брюшного пресса, ног и углубление дыхания (рис. 1).

3. Отведение плеч назад со сведением лопаток. И. п.- лежать на животе, ногами к переднему краю стола. Дайте малышу обхватить свои указательные пальцы и выпрямляйте его руки вперед. Головку слег­ка приподнимите над столом; затем согните ручки в локтях и прижмите их к бокам, а плечи отводите на­зад до наибольшего сближения лопаток (1-2 раза). Цель - укрепление мышц спины и плечевого пояса.

4. Присаживание при потягивании за согнутые в локтях руки. И. п. - лежать на спине, ногами к переднему краю стола и обхватить указательные пальцы взрослого. Слегка потягивая за согнутые в локтях ручки, помогайте ребенку приподняться и присесть (1-2 раза). Цель - укрепление рук, плечевого пояса и брюшного пресса, развитие навыка самостоятельно садиться.

5. Приподнимание ребенка на ноги при поддержке за кисти рук. И. п.- лежать на животе, ногами к переднему краю стола, обхватить указательные пальцы взрослого. Ручки выпрямите вперед, приподнимите взерх и отведите немного назад. При этом ребенок зстает сначала на колени, а затем на ноги (1-2 раза). Цель - укрепление мышц спины, шеи и ног, развитие навыка вставать.

6. Присаживание при поддержке за одну руку. И. п.- лежать на спине, ногами к переднему краю стола. Положите одну руку на колени, другой придерживайте отведенную в сторону ручку. Со словами «сядь», «сядь» помогайте присаживаться. Придерживайте попеременно за одну и другую ручку (1-2 раза). Цель - укрепление мышц брюшного пресса и развитие навыка садиться.

7. Ползание. И. п. - лежать на животе, ногами к переднему краю стола. Перед малышом положите яркую игрушку. Ножки его согнуты в коленях и тазобедренных суставах. Если ребенок при этом самостоятельно не продвигается вперед, то подложите свою правую руку под его грудь и продвигайте вперед (4-6 раз). Цель - укрепление мышц ног, живота и спины, развитие ползания (рис. 2).

8. Переступание при поддержке за кисти рук. И. п.- стоять лицом к взрослому. Придерживая за кисти согнутых в локтях ручек, со словами «иди», «иди» помогайте ребенку переступать и делать 5-8 шагов (1-2 раза). Цель - укрепление мышц ног и туловища, развитие умения ходить.

Возрастные особенности детей от 9 месяцев до года

Девятимесячные дети при небольшой поддержке хорошо стоят. Вот почему некоторые упражнения даются из исходного вертикального положения. В этом возрасте возникает понимание речи, поэтому и упражнения сопровождайте краткими словами.

Десятимесячные недолго стоят без опоры, ходят, придерживаясь, например, за каталку.

Одиннадцатимесячные долго стоят без опоры, ходят при поддержке за одну ручку, пытаются делать первые шаги.

Годовалые дети начинают самостоятельно ходить; стоя без опоры, приседают и выпрямляются.

Общая продолжительность занятий 10-12 минут.

Гимнастика: упражнения для детей от 9 месяцев до года

1. Круговые движения руками. И. п.- лежать на спине, ногами к переднему краю стола. Ребенок и взрослый держатся за небольшие кольца. Круговые движения производите в одну и другую стороны (4-6 раз). Цель - углубление дыхания и укрепление мышц плечевого пояса.

2. Приподнимание выпрямленных ног. И. п.- то же. На высоте выпрямленных ножек поднимите палочку и со словами «выше», «выше» добейтесь, чтобы ребенок дотянулся до нее ногами (2-3 раза). Цель-укрепление мышц брюшного пресса и углубление дыхания.

3. Вставание на ноги из положения лежа на животе. И. п. - лежать на животе, ногами к переднему краю стола. При помощи колец, за которые держатся ребенок и взрослый, помогите встать на ножки малышу (1 - 2 раза). Цель - укрепление мышц плечевого пояса, ног и туловища.

4. Наклон и выпрямление туловища. И. п. - стоять, прислонившись спиной к взрослому. У ног ребенка положите игрушку, удобную для захватывания. Одной рукой придерживайте малыша за колени, а другой за животик. Со словами «возьми», «возьми» добейтесь, чтобы он взял игрушку и снова выпрямился (2-3 раза). Цель-укрепление мышц спины, живота и разви¬тие координации з работе мышц туловища (рис. 3).

5. Сгибание и разгибание рук. И. п.- стоять лицом к взрослому и держаться за кольца, которые одновременно держит и взрослый. Производите попеременное сгибание и разгибание рук в плечевом и локтевом суставах (6-8 раз). Цель - укрепление рук и мышц плечевого пояса.

6. Приседание. И. п.- то же. Придерживая ребенка за обе согнутые в локтях руки, побуждают его к приседанию, произнося: «присядь», «присядь» (2-3 раза). Цель - укрепление мышц туловища, ног, рук и плечевого пояса (рис. 4).

7. Ходьба за каталкой. Держась за спинку каталки обеими руками или одной рукой, ребенок шагает за ней в течение 1-2 минут. Цель-развитие навыка к самостоятельной ходьбе.

Мамочки, внимание! Если у ребеночка есть особенности в развитии, врач наверняка «пропишет» вам специальную лечебную гимнастику для детей до года.

И напоследок очень полезное видео, которое наглядно покажет, как проводить массаж и гимнастику с детьми до 1 года:

Нашла вот такую гимнастику, может кому пригодится:
После того, как мой сынок научился ходить, наши занятия гимнастикой автоматически прекратились. Повзрослевший малыш уже отказывается заниматься пассивной гимнастикой. Но не бросать же занятия совсем? Для зарядки для дошкольников Саша еще мал, ему пока не объяснишь сути и смысла упражнений. И мы нашли выход.

В этом возрасте у ребенка очень сильно выражено подражание взрослым. Он все хочет делать «как большой», значит и гимнастику нужно делать вместе со взрослыми. Мама показывает упражнение - малыш, стремясь подражать, повторяет. Упражнения хорошо сопровождать веселыми стишками и песенками, тогда гимнастика станет веселой и любимой игрой вашего ребенка.

Гимнастику с ребенком в возрасте от года до трех нужно проводить по настроению. Не надо пытаться выполнить весь комплекс упражнений за раз, можно это сделать в течение дня. То есть выполнять по одному-два упражнения за раз и обязательно в игровой форме.

Вот наш комплекс упражнений. Нам еще нет трех лет, так что я буду добавлять новые упражнения, по мере их появления в нашей жизни.

1. Каравай. Мама поет песенку и показывает малышу движения. Помогает малышу их повторять.

Как на Сашины именины
Испекли мы каравай
Вот такой ширины, (ручки в стороны)
Вот такой ужины, (ручки перед собой)
Вот такой вышины, (ручки вверх)
Вот такой нижины. (присели, ручками достали до пола)
Каравай-каравай, (до конца песенки крутим «фонарики»)
Кого любишь выбирай,
Я люблю конечно, всех,
Ну а Сашу больше всех!

2. В Африке горы. Мама поет песенку, держит ребенка за руки, помогая выполнять упражнение. Когда малыш запомнит упражнение - за руки не держать.

А-а, в Африке горы вот такой вышины, (руки вверх)
А-а, в Африке реки вот такой ширины, (руки в стороны)
А-а, крокодилы, бегемоты, (хлопаем в ладоши)
А-а, обезьяны, кашалоты,
А-а, и зеленый попугай. (взмахи руками «как птичка»)

3. Баба сеяла горох. Мама держит ребенка за обе руки, стоя лицом к лицу. Когда ребенок будет прыгать самостоятельно, за руки можно не держаться.

Баба сеяла горох,
Прыг-скок, прыг-скок, (прыгаем на месте)
Обвалился потолок,
Прыг-скок, прыг-скок. (прыгаем на месте)
Баба шла-шла-шла, (шагаем на месте)
Пирожок нашла,
Села, поела (присели на корточки)
И дальше пошла.

4. Мишка косолапый. Изображаем медведя, сильно переваливаясь из стороны в сторону.

Мишка косолапый (шагаем, сильно раскачиваясь влево-вправо)
По лесу идет,
Шишки собирает,
Песенку поет.
Шишка отлетела,
Прямо мишке в лоб, (ладошкой хлопнуть по лбу)
Мишка рассердился
И ногою - ТОП! (топнуть ножкой)

5. По горкам. Садим ребенка к себе на колени и качаем вверх-вниз. В конце стихотворения раздвигаем свои колени, малыша опускаем вниз, поддерживая под коленки.

По горкам, по горкам,
По горной дорожке,
В ямку - БУХ!

А нам больше нравится такое стихотворение для этого упражнения.

Еду-еду, к бабе, к деду,
На лошадке, в красной шапке,
По ровной дорожке, на одной ножке,
В старом лапоточке, по рытвинам, по кочкам,
Все прямо и прямо, а потом вдруг в яму - БУХ!

6. Большой и сильный. Ребенка садим на колени лицом к себе. Держим малыша за руки.

Спрашиваем: какой у нас Саша вырастет?
И отвечаем: высокий (ручки в верх), большой (разводим ручки в стороны), и сильный (руки сгибаем, кулачками прижимаем к плечам).
Спрашиваем еще раз. Отвечаем в обратном порядке: сильный, большой, высокий.

7. Ходим на носочках и на пяточках. Я спрашиваю: как Саша на цыпочках ходит? А как Саша на пяточках ходит?

8. Приседаем. Мы разбрасываем по полу колечки от пирамидки, палочку я держу в руках. Прошу приносить мне колечки по одному. За каждым колечком сыну приходится присесть. Можно, например, разбросать кубики и собирать их в коробку.

9. Мостик. Вроде взрослого мостика, только наоборот. Малыш встает попой вверх, ручками опирается о пол, коленки прямые. Тоже говорю: покажи, как Сашенька мостик делает? И заглядываю ему в этом положении в лицо, Саше смешно - он хохочет.

10. Черепашка. Из положения мостик ходим на ручках и ножках (колени прямые). Говорю: покажи, как черепашка ходит?

11. Прыжки. Говорю: покажи, как зайчики прыгают? Прыг-скок, прыг-скок.

12. Играем с мячом: катаем мяч по полу, бросаем от груди и из за головы.

13. На прогулке. Ходим вверх-вниз по ступенькам, вверх-вниз по горке. При этом пока поддерживаю за ручки, будет ходить уверенней - перестану поддерживать.

14. Догонялки. Говорю: как Саша бегает? Догоню-догоню. Можно и дома побегать, но у нас места маловато, получается бегать только по коридору от комнаты до кухни. Так уж лучше на улице.

Вашему малышу исполнился год. Он много уже умеет, и каждый день радует вас новыми открытиями. Кажется, что самое тяжелое уже позади, но поверьте, все самое интересное только начинается. Потребуется немало усилий, чтобы вырастить ребенка крепким и здоровым.

Для укрепления иммунитета и физически гармонично развитой личности годовалому малышу необходимы ежедневные физические упражнения и массаж.

Гимнастика и массаж для детей 1 года

На втором году ребенок продолжает совершенствовать навыки двигательных функций. Скорее всего, он уже умеет ходить и выполнять множество различных движений, но вот координация их еще не четкая. Поэтому гимнастика для детей 1 года включает в себя комплекс упражнений для развития координации движений, улучшения работы суставов и мышц. При выполнении гимнастики и массажа для детей 1 года необходимо учитывать анатомо-физиологические особенности ребенка.

Методика гимнастики для детей 1 года

Современные методики предлагают «нескучные» занятия гимнастикой для годовалых малышей. В них присутствуют упражнения по совершенствованию ходьбы – «узкая дорожка», ходьба по наклонной плоскости, ходьба боком, различный темп ходьбы, упражнения на чувство равновесия и другие. Если ваш ребенок начал ходить, не ползая перед этим, то необходимо научить его в игровом режиме ползанию, что позволит укрепить его мышцы туловища, рук и ног. В этом вам помогут такие игровые упражнения, как ползание, подражая знакомым домашним зверям – собачке, кошечке. Можно ползать по скамейке – это поможет развить у ребенка чувство равновесия, только его обязательно надо подстраховывать.

Гимнастика для детей 1 года предусматривает так же различные упражнения для мышц плечевого пояса и рук. Можно включать такие упражнения, как «бабочка», т.е. взмахи руками, имитирующие движение крыльев, или «часики» – вращение рук по кругу. Обязательно нужно делать приседания и наклоны. Для выполнения этих упражнений мама может предложить ребенку собрать «грибочки» или игрушки с пола.

Попробуйте также поиграть с ребенком в «догонялки» или «рыбки». Малыши очень любят ходить по полу на руках, когда мама держит их за ножки. Есть еще множество прекрасных упражнений в системе гимнастики для детей 1 года.

Для занятий гимнастикой малыша нужно одевать как можно комфортней для него, чтобы одежда не стесняла движений. Проводить занятия в теплое время года желательно на свежем воздухе или в хорошо проветренном помещении. Заниматься упражнениями желательно не более 10-15 минут. Начинать занятия можно не раньше, чем спустя 45-60 минут после еды.

В комплекс занятий по гимнастике для детей 1 года необходимо включать упражнения на развитие всех мышц и суставов. Каждый день следует предлагать выполнять новые упражнения, т.к. за одно занятие выполнить их все, не утомив кроху, просто невозможно.

Массаж для детей 1 года

Для улучшения обменных процессов, повышения иммунитета и стимуляции кровеносной системы малышу необходим массаж. Он помогает формировать костную и мышечную ткань, регулировать нервную систему, улучшать кровоснабжение и лимфообращение организма. Гимнастика и массаж для детей 1 года должны сочетаться между собой, дополнять друг друга.

При массаже детей используют такие приемы, как разминание, похлопывание, растирание, легкое растяжение, а также точечный массаж. Движения всегда начинают от периферии и снизу вверх. Заканчивают массаж обычно поглаживанием. Лучше всего, конечно, чтобы массаж выполнялся специалистом. Но и любая мама, пройдя недолгий курс в детском центре, сможет делать его сама.

Пальчиковая гимнастика для детей 1 года

Все знают, что развитие речи маленьких детей находится в прямой зависти от мелкой моторики, т.е. от развития мелких мышц кистей и пальцев рук. Это связано с тем, что речевой центр в коре головного мозга находится рядом с центром, управляющим движением кистей рук, и развитие одного центра стимулирует и развитие другого.

Для того чтобы ускорить и облегчить этот процесс, существует специальная пальчиковая гимнастика для детей 1 года. Она ускоряет умственное и эмоциональное развитие малыша, а заниматься ею можно каждый день. Упражнения должны подбираться с учетом особенностей ребенка. Для малышей подойдут такие варианты упражнений, как игры в «пальчик-мальчик», «ворота», «мост», «паук» и многие другие. Полезна пальчиковая гимнастика еще и тем, что она успокаивает малышей, отвлекает их от капризов и раздражительности.

Гимнастика для детей 1 года, массаж и пальчиковая гимнастика делают нашего малыша здоровеньким, веселым, болтающим без умолку и весело бегающим под нашим голубым и добрым небом.

Примерные комплексы гимнастики для детей первого полугодия жизни

ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ

2. И.п. - на спине. Слегка надавите большим пальцем своей руки на средину ладони ребенка. При этом ребенок открывает рот, слегка вытягивает губы вперед, приподнимает голову и напрягает мышцы плечевого пояса и рук.

3. И.п. - на спине. Вложите указательные пальцы своих рук в ладони ребенка. Он должен хорошо захватить их и прочно удерживать, а затем приподнять голову и верхнюю часть туловища (см. фото 1, 2).

4. И.п. - на спине. Слегка надавите большими пальцами на ступни ребенка у основания второго и третьего пальцев ног. Пальчики ребенка согнутся к подошве (см. фото 3)

5. И.п. - на животе. Подставьте под подошву ребенка свою ладонь. Малыш начнет активно двигать руками и отталкиваться ножками от препятствия (совершать «ползательные» движения).

6. И.п. - на боку. Легко проведите указательным и средним пальцами своей руки около позвоночника ребенка в направлении от шеи к ягодицам. При этом ребенок дугой выгибается назад. Упражнение выполняют поочередно на правом и левом боку (см. фото 4).

7. И.п. - на спине и на животе.

8. И.п. - на спине. Дыхательные упражнения. Расположите свои руки по бокам грудной клетки ребенка и в такт его дыханию слегка надавливайте на грудную клетку ребенка.

ФОТО

2
ФОТО

3
ФОТО

4
ФОТО

5
ФОТО

6
ФОТО

7
ФОТО

8
ФОТО

9
ФОТО

10

ВТОРОЙ-ТРЕТИЙ МЕСЯЦ

1. И.п. - на спине. Вызывание «комплекса оживления». В ответ на обращенную к нему ласковую речь и улыбку взрослого у ребенка возникают положительные эмоции, выражающиеся в целом комплексе звуков и движений: малыш гулит, улыбается, двигает руками и ногами, как бы «смеется» всем телом (см. фото 5).

2. И.п. - на спине и на животе. Легкое массирующее поглаживание груди, живота, спины, ягодиц, конечностей.

3. И.п. - на спине. Разведите руки ребенка в стороны, а затем скрестите их у него на груди таким образом, чтобы обхватить ими его туловище (см. фото 6, 7).

4. И.п. - на спине. Возьмите ручки ребенка в области предплечий, ближе к кистям, и имитируйте «боксирующие» движения (см. фото 8).

5. И.п. - на руках взрослого. Ритмично надавливайте ладонью на спину ребенка, в такт его дыханию постепенно передвигая ладонь от шеи к пояснице (см. фото 9).

6. И.п. - на животе. Рефлекторное ползание. Одной рукой поддерживайте ребенка под грудь, а другую положите так, чтобы полусогнутые ноги ребенка упирались в нее. Поместите перед ребенком яркую игрушку. Малыш будет отталкиваться ножками от вашей руки - «ползти» (см. фото 10).

7. И.п. - на спине. Рефлекторное ползание. Одной рукой поддерживайте ребенка под спину, а другую подставьте ему под ножки. Отталкиваясь ножками от вашей руки, ребенок «поползет».

8. И.п. - на спине. Дыхательное упражнение. Ритмично надавливайте на переднюю и боковые поверхности грудной клетки ребенка, обходя грудинную кость (см. фото 11).

9. И.п. - на боку. Легко проведите указательным и средним пальцами своей руки около позвоночника ребенка в направлении от шеи к ягодицам. При этом ребенок дугой выгибается назад. Упражнение выполняют поочередно на правом и левом боку (см. фото 4).

10. И.п. - на спине. Своей левой рукой обхватите голени ребенка, а правой - его левое предплечье. С вашей минимальной помощью ребенок поворачивается на бок. В направлении движения поместите яркую игрушку, чтобы привлечь внимание ребенка. Упражнение выполняйте попеременно - то вправо, то влево (см. фото 12, 13).

11. И.п. - на боку (поочередно на левом и правом). Ритмично надавливайте ладонью на боковую и заднюю поверхности грудной клетки ребенка

12. И.п. - на спине. Вложите указательные пальцы своих рук в ладошки ребенка. Он цепко захватит их и будет прочно удерживать. Слегка потяните ребенка к себе (но только в том случае, если малыш сам немного подтягивается), а затем осторожно опустите в исходное положение (см. фото 1, 2)

13. И.п. - на спине, на животе. Поместите прямо перед ребенком яркую звучащую игрушку, дождитесь, когда его взгляд устойчиво сосредоточится на ней. Затем перемещайте игрушку то вправо-влево, то вверх-вниз - ребенок будет следить за движущимся объектом. Упражнение следует выполнять поочередно на спине и на животе (см. фото 14).

ФОТО

11
ФОТО

12
ФОТО

13
ФОТО

14
ФОТО

15
ФОТО

16
ФОТО

17
ФОТО

18
ФОТО

19

ЧЕТВЕРТЫЙ-ШЕСТОЙ МЕСЯЦ

1. И.п. - на спине. Вызывание «комплекса оживления». В ответ на обращенную к нему ласковую речь и улыбку ребенок начинает гулить, улыбается, двигает руками и ногами (см. фото 5).

Вызывание «комплекса оживления». В ответ на обращенную к нему ласковую речь и улыбку ребенок начинает гулить, улыбается, двигает руками и ногами

2. И.п. - на спине и на животе. Легкое массирующее поглаживание груди, живота, спины, ягодиц, конечностей.

3. И.п. - на спине. Дыхательное упражнение. Слегка развести руки ребенка в стороны, скользя ими по поверхности стола, затем прижать плечи согнутыми к боковым поверхностям грудной клетки, а предплечья - к передним отделам грудной клетки.

4. И.п. - на спине. Сгибайте и разгибайте ножки ребенка - вначале попеременно, затем одновременно (см. 15, 16).

5. И.п. - на спине. Возьмите руки ребенка в свои и легким подтягиванием на себя стимулируйте поднимание головы и верхней половины туловища - «присаживание». Затем опустите ребенка в исходное положение (см. фото 1, 2).

6. И.п. - на спине. Повороты со спины на живот и с живота на спину с поддержкой ребенка за ноги. Захватив обе голени ребенка одной рукой, выпрямите его ноги и аккуратно поверните малыша на бок, а затем на живот и снова на спину. Упражнение следует выполнять попеременно в правую и в левую сторону. Чтобы стимулировать активные повороты ребенка, поставьте в поле его зрения яркую игрушку, поощряйте его ласковой речью (см. фото 12, 13).

7. И.п. - на спине. Ритмично надавливайте ладонями на передние и боковые поверхности грудной клетки, обходя грудинную кость (см. фото 11).

8. И.п. - на спине. Круговые движения ног в тазобедренных суставах. Захватив голени ребенка, согните его ножки в коленях, подведя бедра к животу, затем разведите согнутые ноги в стороны, после чего выпрямите их и сведите вместе (см. фото 16, 17, 18, 19).

9. И.п. - на животе. Ползание за игрушкой. Поместите перед ребенком яркую звучащую игрушку. Привлекая внимание ребенка к игрушке, побуждайте его ползти и/или тянуться к ней руками. Сначала игрушку стоит положить поближе, потом, если ребенок успешно передвигается в заданном направлении, ее можно слегка передвинуть вперед, подальше от него. Однако не делайте цель недостижимой - после того как малыш доползет до игрушки, дайте ему подержать ее, похвалите.

10. И.п. - на спине. Приподнимите лежащего на спине ребенка над столом на вытянутых руках. Это вызывает рефлекторное сгибание туловища вперед и выпрямление ног.

11. И.п. - на спине, на животе. Рассматривание ярких, звучащих, удобных для захвата игрушек из положения на спине, на животе. В этом возрасте ребенок активно приподнимает головку и плечевой пояс, поворачивается в сторону игрушки (см. фото 14).

Комплекс упражнений для детей 6-9 и 9-12 месяцев будет приведен в следующем номере журнала.

Желаем вам успеха в занятиях физкультурой с вашим малышом!