От чего зависит благосостояние человека. Материальный достаток и благополучие, как этап пути к себе

Что значит, благополучие человека, и как его достичь?

Во многих словарях пишут, что благополучие человека – это жизнь, наполненная ровными и радостными событиями. У благополучного человека все дела проходят легко, без напрягающих усилий. Удача, процветание, состоятельность, успешность, достаток; - это те компоненты, которые формируют благополучие человека.

Личное благополучие сравнивают с таким громким понятием, как – счастье. Счастливая личность обладает материальным достатком, здоровым физическим телом, дружественными общественными связями и взаимной любовью. Такой образчик, сладкой жизни. Вы такой(такая)?

Наверно, что для полного счастья вам, чего-нибудь, да не хватает?

Обычно люди думают: "Для полного счастья мне бы сейчас…", и тут список у каждого свой. Кому-то не хватает денег, кому- то здоровья, а кому-то любовных отношений. В такой момент, человек чувствует себя ущербным, неполноценным, обделённым и отсюда вырастает различные психологические комплексы; "вдруг мне не хватит…", "я не успею…", "я не достоин этого…".

Остановимся и подумаем, какой заряд получает наше тело и окружающее пространство, от таких мыслей? Положительным его вряд ли можно назвать. И вот здесь проходит та граница грани, которая разделяет благополучного человека от того, который считает себя неблагополучным.

Благополучный человек изначально имеет психологию благополучия. Такая психология позволяет ему видеть в "не имеющихся" обстоятельствах, положительный рост своего развития. Он мысленно вырабатывает план осуществления поставленной цели, продумывая шаг за шагом. Его действия по реализации становятся мотивированными, потому что он видит в этом определённую жизненную игру. Внутреннее состояние, благополучного человека, наполняет невидимая сила, которая даёт решимость действовать. Именно действием, человек достигает благополучия.

Действия делятся на физические и ментальные (мысленные). Да, мысли влияют на результат не меньше, чем физическая деятельность, об этом говорят учёные всего мира.

Теперь многие страны, имеют психологов в спортивных командах и клубах, для психологического тренинга на победу. Вот видео подготовки тренеров. Множество обучающих программ предлагается, на просторах интернета, по развитию позитивного мышления. И всё это, чтобы сформировать благодатный внутренний настрой психики, который рождает благополучие человека.

Чтобы достичь благополучия в жизни, достаточно настроить свои мысли на благодатное мышление. Нужно во время обнаруживать негативные раздумья, научиться нейтрализовать их, и заменять добрыми и благими помыслами.

Вроде бы всё просто, но на деле, чтобы стать благополучным и успешным, необходимо приложить немало усилий. На первых порах, всё складывается не так как хочется, но впоследствии, при определённой настойчивости, выстраивается, то желанное субъективное благополучие человека! Проверенно.

Преодолеть отчуждение и ощутить единение с окружающим миром, с одной стороны, и осознание собственного отдельного и неделимого «я» - с другой. Это благополучие подразумевает полное рождение человека, реализацию заложенного в нем потенциала, т. е. его пробуждение, избавление от усредненности, обретение способности испытывать полную гамму чувств - от бурной радости до глубокой печали. При этом человек должен быть способен творить, реагировать на окружающий мир, ответствовать как перед самим собой, так и перед всем, что его окружает; предстать цельной личностью, действительно существующей в мире одушевленных и неодушевленных объектов.

Давая истинный ответ миру, человек-творец в то же время способен этот мир реально воспринимать. В творческом отношении к миру человек должен рассматривать его как продукт собственного восприятия. Как следствие, этот мир перестает быть для него чем-то чужим и далеким и становится своим. В конце концов благополучие состоит в усмирении своего эго и пересмотре жизненных приоритетов. Человек должен отказаться от стяжательства, от стремления к собственной неприкосновенности и возвеличиванию. Смыслом жизни должна стать не вечная жажда обладания, накопления, наживы и потребления, а радость самого бытия, осознание собственной неповторимости в этом мире.

Сказанным я предпринял попытку соотнести развитие человеческой индивидуальности с историей религии. В силу того что настоящая статья посвящена сопоставлению психоанализа и дзэн-буддизма, мне представляется необходимым рассмотреть эволюцию религии хотя бы в некоторых психологических аспектах.

Как я уже отмечал, само бытие ставит перед человеком вопрос. Вопрос этот порожден заложенным в человеке противоречием: принадлежностью к природе, с одной стороны, и пребыванием вне ее, обусловленным осознанием собственного бытия, с другой. Человек является «религиозным», если он подходит к этому основополагающему вопросу не формально, а стремится дать на него ответ всей своей жизнью.

Аналогично любая система представляет собой «религию», если она пытается дать свой ответ на этот вопрос и понуждает к этому людей. Соответственно всякая культура и всякий человек, не ищущий ответа на экзистенциальный вопрос, нерелигиозны по своей сущности - лучшим примером чему служит человек XX века. Озабоченный мыслями о материальных благах, престиже, власти, карьере, современный человек пытается уйти от ответа на данный вопрос, стараясь забыть о самом факте своего существования, а значит, о факте существования своего «я». Не имеющий собственного ответа человек не способен к развитию, в своей жизни и смерти уподобляясь одной из миллионов произведенных им вещей. При этом не имеет значения, насколько глубоки его религиозные убеждения, как часто он думает о Боге или посещает церковь. Такой человек вместо того, чтобы верить в Бога, лишь думает о нем. Однако религии в своих ответах на экзистенциональный вопрос могут принципиально отличаться друг от друга, и было бы заблуждением обобщать их в этом аспекте. Существующие религии во всем многообразии дают два в корне противоположных друг другу ответа на этот основополагающий вопрос.

Первый ответ заключается в восстановлении единства с природой через уподобление животным, отказ от разума, возвращение к лишенному сознания первобытному образу жизни. Подобная идея может принимать весьма разнообразные воплощения. В качестве одной из крайностей можно привести пример германских подпольных обществ «медведерубашечников». Посвящаемый в эту организацию новобранец должен уподобиться медведю и «изменить свой человеческий облик в приступе агрессии и безудержной ярости, став похожим на бушующего зверя».

Стремление к первобытному единению с природой может принимать массу других, не столь архаичных религиозных воплощений. Данная идея прослеживается в религиях племен, где происходит отождествление с тотемным животным, где есть культ дерева, озера, пещеры и т. д. Проявляется это и в оргиастических культах, стремящихся подавить в человеке рассудок и моральные установки. Все, что приближает человека к первобытной близости с природой, является священным для подобных религий. Тот, кто стоит ближе всех к поставленной цели, как, например, шаман, и будет «святым».

К противоположному лагерю относятся все религии, где ответом на экзистенциальный вопрос служит идея эволюции человеческого разума, воспитания в человеке умения любить, и как результат - обретение гармонии с природой и другими индивидами. И хотя у некоторых относительно примитивных обществ подобные идеи прослеживались лишь отчасти, но не подлежит сомнению, что своеобразным рубиконом человечества явился период в пределах примерно с 2000 года до н. э. и до Рождества Христова. Этот временной отрезок ознаменовался глобальными переменами в человеке, выразившимися в появлении таких религий, как даосизм и буддизм на Дальнем Востоке, религиозных революциях Эхнатона в Египте, зарождении зороастрийской религии в Персии, религии Моисея в Палестине, Кецалькоатль - в Мексике.

Эти религии сближает мысль о единении - уже не в регрессивном значении, достигаемым путем стирания индивидуальности и возврата к лишенной сознания райской гармонии. Единение рассматривается теперь в новой плоскости; прийти к нему человек может, лишь преодолев отчужденность, изоляцию самого себя от окружающего мира и осуществив тем самым подлинное рождение. Человеческий разум должен достичь полного развития, после чего для индивида откроется доступ в деятельное, интуитивное проникновение в реальный мир, что является непременным условием достижения подобного единения. Устремление этих религий направлено не в прошлое, а в будущее, и цель их определяется понятиями «дао», «нирваны», «просветления», «блага», Бога.

Социокультурные различия между странами происхождения данных религий обусловили выбор того или иного символа. Властный образ величественного монарха или вождя племени был характерным символом для западного общества. Однако уже в ветхозаветную эпоху подобный образ начинает претерпевать изменения. Всемогущего вершителя судеб теперь связывают со своими подданными соглашения, содержащие определенные обещания. Например, достижение человеком гармонии с природой в срок, определенный мессией, является целью пророчеств; для христианства же характерно представление Бога в человеческом образе. В распространенных западных религиях антропоморфные авторитарные составляющие практически не претерпевают изменений. Примером же почти полного их отсутствия может служить философия Маймонида, или мистицизм.

Иудео-христианское и дзэн-буддистское мышление сближает идея отказа индивида от эгоистического стремления к принуждению, повелеванию и подавлению внутреннего и внешнего мира. Вместо этого человек должен стать открытым, восприимчивым, пробужденным, способным реагировать на вызовы внешнего мира.

Дзэн называет это состояние «быть пустым», причем этот термин не имеет негативной окраски, а, напротив, характеризует открытого для восприятия внешнего мира индивида.

В христианской религии эта же идея выражается в понятиях самоотречения и подчинения воле божественного провидения. На первый взгляд отличия в христианских и буддистских постулатах не столь значительны и разница существует лишь на уровне формулировок. На самом же деле христианские представления, как правило, интерпретируются таким образом, что человек полностью вверяет свою судьбу великому и всемогущему Отцу, охраняющему и опекающему его, при этом утрачивается всякая самостоятельность . Естественно, в этом случае человек становится кротким и смиренным, но никак не открытым и способным реагировать. Подлинный отказ от эгоистических устремлений как следование воле Господа обретает реальный смысл, если понятие Бога при этом отсутствует как таковое. Лишь забывая о Боге, человек, как это ни парадоксально, искренне следует его воле. Быть «пустым» в терминологии дзэн-буддизма действительно означает усмирение своей воли, но в то же время исключает возможность возвращения к рабскому упованию на поддержку Отца.

Личность является интегратором всей психической активности индивида. Личность в ее реальном бытии, в ее самосознании есть то, что человек, осознавая себя как субъекта, называет своим "Я". "Я" - это личность в целом, в единстве всех сторон бытия, отраженная в самосознании. К своему "Я" человек в большей мере относит внутреннее психическое содержание. В каком-то очень широком смысле все, что человек переживает, все психическое содержание его жизни входит в состав личности.

Для психологии личности и психологии в целом особо существенно то, что переживание благополучия является важнейшей составной частью доминирующего настроения личности. Именно через настроение субъективное благополучие, как интегративное, особо значимое переживание, оказывает постоянное влияние на различные параметры психического состояния человека и, как следствие, на успешность поведения, продуктивность деятельности, эффективность межличностного взаимодействия и многие другие стороны внешней и внутренней активности индивида. В этом постоянном влиянии и заключается регулятивная роль субъективного благополучия личности. На переживание благополучия (или неблагополучия) влияют различные стороны бытия человека, в нем слиты многие особенности отношения человека к себе и окружающему миру. Благополучие личности складывается из ряда составляющих:

Социальный компонент

Социализация личности в современных условиях общественного развития накладывает отпечаток на всю жизнедеятельность человека, определяя ее направленность, систему ценностных ориентаций, отношений. В процессе социализации формируются и внутренние критерии оценки себя, системы отношений, жизнедеятельности и других объектов того социального поля, в котором находится сама личность и в котором реализуется ее поведение и деятельность. Система внутренних отношений личности формируется на основе ее представлений, которые и задают некую систему координат в которую она помещает все наиболее важные, значимые события; эта система включает внутренние и внешние инстанции, динамичные во времени и образующие целостности, в которых они могут соотноситься, противоречить или совпадать. Социальное благополучие - это удовлетворенность личности своим социальным статусом и актуальным состоянием общества, к которому она принадлежит. Это также удовлетворенность межличностными связями и статусом в микросоциальном окружении, чувство общности. В качестве ведущих факторов, составляющих социальное благополучие выступают: социальная зависимость, личностные особенности, прогностичность жизни (оптимизма - пессимизма), уверенность в жизни и эмоциональный настрой, удовлетворенность своей реализованностью в трудовой деятельности, удовлетворенность государством, интуитивно-созерцательное отношение к действительности, социальная комфортность, гражданственность, ценностное отношение к будущему. Разброс мнений относительно сферы принадлежности социального самочувствия необыкновенно велик. Социальное самочувствие рассматривается на разных уровнях: с одной стороны, как явление общественного сознания и общественной психологии, с другой, как индивидуально-личностное состояние. Наряду с отнесением самочувствия к высшим этажам общественного сознания - к сфере идеологических, политических, духовных явлений - существует также тенденция включения его в систему глубинных бессознательных индивидуальных психических явлений.

Материальное благополучие - удовлетворенность материальной стороной своего существования (жилье, питание, отдых), полнотой своей обеспеченности, стабильностью материального достатка. Все мы стремимся к материальному благополучию. У каждого размеры этого самого "материального благополучия" разные. Богат не тот, у кого много денег, а тот, кому хватает. У каждого из нас свои потребности и свои возможности. Именно от возможностей в основном и зависит уровень материального благополучия конкретного человека на конкретный момент. При изменении благосостояния - изменяются и возможности. Из-за этого качество жизни у всех разное. Показателем непосредственных характеристик качества жизни является окончательный вариант Первой международной системы показателей, разработанный в 1978 году. Всего в эту систему показателей включено 186 индикаторов, разделенных на 12 групп: демографические характеристики населения; санитарно-гигиенические условия жизни; потребление продуктов питания, жилищные условия и обеспеченность потребительскими благами длительного пользования; образование и культура, занятость и условия труда; доходы и расходы населения; стоимость жизни и потребительские цены; транспортные средства; организация отдыха, культура и спорт; социальное обеспечение, свобода человека. .

Религиозный компонент

Духовное благополучие - ощущение причастности к духовной культуре общества, осознание возможности приобщаться к богатствам духовной культуры (утолять духовный голод); осознание и переживание смысла своей жизни; наличие веры- в Бога или в себя, в судьбу (предопределенность) или счастливую удачу на своем жизненном пути, в успех собственного дела или дела партии, к которой принадлежит субъект; возможность свободно проявлять приверженность к своей вере и т. д. Религиозные люди считают, что благополучие человека полностью зависит от послушания Господу. В соблюдении заповедей Милосердного Отца заключается действительно великое благо. Все заботы Бога, постоянная любовь, попечения, удивительные намерения по отношению к людям должны привязать сердца и утвердить стопы для следования по пути послушания Ему. Надо бояться Господа, надо ходить пред Ним, любить Его, служить Ему от всего сердца и от всей души, соблюдая заповеди и постановления. Физическое блаженство тела - в здоровье, блаженство ума - в познании истины, а блаженство души - в любви Божьей. Нет большего утешения для усталых и часто разуверившихся сердец, как непоколебимая уверенность, что Бог любит их, и нет высшего блаженства, как питать горячую любовь к Нему.

Физический компонент

Физическое (телесное) благополучие - хорошее физическое самочувствие, телесный комфорт, ощущение здоровья, удовлетворяющий индивида физический тонус. Если говорить конкретнее, то можно определить физическое благополучие индивидуума как естественное состояние организма, характеризующееся его полной уравновешенностью с биосферой и отсутствием каких-либо выраженных болезненных изменений. Оно зависит от двигательной активности человека, рационального питания, соблюдения правил личной гигиены и безопасного поведения в повседневной жизни, оптимального сочетания умственного и физического труда, умения отдыхать. Сохранить и укрепить его можно, только отказавшись от чрезмерного употребления алкоголя, от курения, наркотиков и других вредных привычек. Состояние здоровья может быть объективно установлено лишь по совокупности многих параметров: антропометрических, клинических, физиологических, биохимических показателей, определяемых с учетом полового и возрастного факторов, а также социальных, климатических, географических и метеорологических условий.

Психологический компонент

Психологическое благополучие (душевный комфорт) - слаженность психических процессов и функций, ощущение целостности, внутреннего равновесия. Психологическое благополучие более устойчиво при гармонии личности. Гармония личности - согласованность множества процессов ее развития и самореализации, соразмерность жизненных целей и возможностей. Понятие гармонии раскрывается через понятия согласованности и стройности. Стройный означает "имеющий правильное соотношение между своими частями". Гармония личности это также соразмерность основных сторон бытия личности: пространства личности, времени и энергии личности (потенциальной и реализуемой). Психологическое здоровье зависит от системы мышления человека, отношения к окружающему миру и ориентации в этом мире. Также оно зависит от умения определить свое положение в окружающей среде, свои отношения к людям, вещам, знаниям и прочему и достигается умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями и другими людьми, способностью прогнозировать различные ситуации и разрабатывать модели своего поведения с учетом необходимости, возможности и желания. Психологическое благополучие представляет собой совокупность личностных ресурсов, которая обеспечивает субъективную и объективную успешность личности в системе "субъект-среда". В современной психологической науке существует неоднозначность соотношения понятий "субъективное благополучие" и "психологическое благополучие". Одни исследователи субъективное благополучие рассматривают как составляющую психологического, другие – психологическое благополучие как часть. В отдельных работах данные понятия трактуются как синонимичные. В зарубежной психологии подходы к исследованию психологического благополучия условно разделяются на эвдемонистические и гедонистические. Как отмечают исследователи, главным недостатком гедонистического подхода является его теоретическая неразработанность, а эвдемонистического – трудность эмпирической оценки психологического благополучия. Попытки преодоления данных недостатков привели к сближению указанных подходов, построению интегративных моделей психологического благополучия. Так, в зарубежной психологии наибольшей популярностью среди исследователей пользуется многомерная модель психологического благополучия К.Рифф, базисом которой послужили основные теоретические концепции, ориентированные на исследование позитивного психологического функционирования личности. Названная модель включает шесть основных компонентов психологического благополучия: самопринятие, позитивные отношения с окружающими, автономию, управление окружающей средой (компетентность), наличие целей в жизни и личностный рост.

Компоненты психологического благополучия и их составляющие

Таблица 1

Компонент

Аффективный

Баланс положительных и отрицательных аффективных переживаний: субъективное ощущение счастья; общая удовлетворенность жизнью; отсутствие выраженной тревожности, депрессивных симптомов; эмоциональный комфорт.

М.Аргайл, Н.Брэдбурн, Э.Динер; Н.К.Бахарева, А.В.Воронина, А.Е.Созонтов, П.П.Фесенко

Метапотребностный

Личностный рост (мера самореализации); возможность реализации базовых потребностей в автономии, компетентности, связи с другими.

Дж.Бьюдженталь, Э.Деси, А.Маслоу, А.Меннегети, Р.Мэй, Р.Райан, К.Рифф, В.Франкл, Э.Фромм, К.Хорни, Р.А.Эммонс, М.Яхода; Н.К.Бахарева, А.В.Воронина, П.П.Фесенко

Мировоззренческий

Наличие целей, занятий, убеждений, придающих жизни смысл; чувство осмысленности своего прошлого и настоящего.

К.Рифф; П.П.Фесенко

Интрарефлексивный

Самопринятие, позитивная оценка себя и своей жизни в целом, осознание и принятие не только своих положительных качеств, но и своих недостатков, внутренний контроль, развитое самопознание.

Дж.Бьюдженталь, Э.Динер, А.Маслоу, К.Рифф, В.Франкл, М.Яхода; Н.К.Бахарева А.В.Воронина, А.Е.Созонтов, П.П.Фесенко

Интеррефлексивный

Компетентность в отношении с окружающей средой, гармоничные отношения с миром, осознание человеком самого себя в контексте отношений с собой, другими людьми, обществом, природой.

Дж.Бьюдженталь, А.Маслоу, К.Рифф, В.Франкл; А.В.Воронина, А.Е.Созонтов, П.П.Фесенко

Главными критериями психологического благополучия личности выступают объективная успешность (социальное, физическое, психологическое и соматическое здоровье) и субъективное переживание благополучия, проявляющееся в ощущении счастья и удовлетворенности жизнью в целом. Уровень психологического благополучия определяют различные субъективные и объективные факторы, в том числе характеристики окружающей среды, степень влияния которых определяется их значимостью для личности.

Все перечисленные составляющие благополучия тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Отнесение многих феноменов к той или иной составляющей благополучия в немалой степени условно. Например, чувство общности, осознание и переживание смысла жизни вполне могут быть причислены к факторам, создающим душевный комфорт, а не только социальное или духовное благополучие.

В субъективном благополучии (в целом и в его составляющих) целесообразно выделять два основных компонента: когнитивный (рефлексивный)- представления об отдельных сторонах своего бытия, и эмоциональный- доминирующий эмоциональный тон отношений к этим сторонам. Когнитивный компонент благополучия возникает при целостной, относительно непротиворечивой картине мира у субъекта, понимании текущей жизненной ситуации. Диссонанс в когнитивную сферу вносит противоречивая информация, восприятие ситуации как неопределенной, информационная или сенсорная депривация. Эмоциональный компонент благополучия предстает как переживание, объединяющее чувства, которые обусловлены успешным (или неуспешным) функционированием всех сфер личности. Дисгармония в любой сфере личности вызывает одновременно и эмоциональный дискомфорт. Именно в нем достаточно полно отражено неблагополучие в разных сферах личности.

Субъективное благополучие (или неблагополучие) конкретного человека складывается из частных оценок различных сторон жизни человека. Отдельные оценки сливаются в ощущение субъективного благополучия. Эти стороны жизни являются предметом изучения разных научных дисциплин. Благополучие предстает интересным предметом изучения и актуальной проблемой для психологии. Благополучие зависит от наличия ясных целей, успешности реализации планов деятельности и поведения, наличия ресурсов и условий для достижения целей. Благополучие создают удовлетворяющие межличностные отношения, возможности общаться и получать от этого положительные эмоции, удовлетворять потребность в эмоциональном тепле. Разрушает благополучие социальная изоляция (депривация), напряженность в значимых межличностных связях.

Говорят, что создать ощущение полного покоя и безмерного счастья в душе человек может только сам. Люди со времён своего появления на Земле ищут ответ на вопрос: «В чём смысл жизни? Как стать счастливым?» И это естественно. С понятием счастья тесно взаимосвязана удовлетворённость своей судьбой, необходимыми условиями которой являются факторы благополучия. Это относится к различным сферам жизни человека и предполагает гармоничное сочетание её отдельных элементов: эмоциональных, социальных, интеллектуальных, физических, духовных и карьерных.

Семья - надёжный тыл

С этим никто не станет спорить. Счастье обязательно включает социальное благополучие. Большую роль здесь играют близкие люди, которые дают нам психологическую поддержку. Это супружеские и внутрисемейные отношения, дружеские связи.

Семья служит опорой и тылом. Здесь человек заряжается силой и позитивной энергией. Друзья помогают ему достигать намеченных целей и наслаждаться приятными моментами среди повседневной рутины. Тот, у кого нет в доме ссор и разлада, кто окружён любящими людьми, поощряющими его рост и развитие, - истинный хозяин своей судьбы. Жизнь его наполнена общением, любовью, успехом и взаимной поддержкой. Социальное благополучие - это прочный фундамент взаимоотношений и любви, который хочет построить каждый.

Солнце красит землю, а человека - труд

Одним из основных факторов моральной удовлетворённости является наличие работы. Это понятие часто становится дилеммой: что должно быть на первом плане - профессиональная деятельность или семья? Важен не только сам факт оплачиваемой и достойной работы, но также и его психологическая сторона с точки зрения разнообразия, осмысленности и самостоятельности труда, его общественной ценности и эмоционального климата. Профессиональная деятельность в условиях нездоровых отношений с коллегами или руководством ещё никому не приносила удовольствия.

Кто не работает - тот не отдыхает

Говоря о работе, не стоит забывать и о досуге. Занятие рукоделием, ведение активный отдых, посещение кафе, ресторанов, клубов, музеев, концертов, театра, выставок, кино… Этот список можно продолжать бесконечно долго. Хобби - это возможности самовыражения, простор для деятельности, общение с единомышленниками и своеобразная отдушина. Иногда оно важнее, чем работа. Теоретически у обеспеченных людей больше возможностей для занятия любимым делом, но на самом деле это не всегда так. У одних не хватает свободного времени, другим попросту это не нужно. Возможность выбора, как и состояние благополучия - это и есть определяющий фактор.

Деньги - свобода или оковы?

В современном мире полноценная жизнь немыслима без хорошего дохода. Комфортное жильё, необходимые предметы обихода, бытовая техника, разнообразное и полезное питание, качественное образование и даже медицинское обслуживание, не говоря уже об отдыхе - всё это, как ни крути, упирается в деньги! Финансовое состояние определяет большинство возможностей в осуществлении своих желаний. Материальное благополучие нельзя назвать состоявшимся, если не хватает средств на удовлетворение элементарных основных потребностей.

Казалось бы, что для счастья ещё нужно, когда есть финансовая обеспеченность? Сколько людей трудится целыми днями напролёт с одной целью - приумножить вклады на счетах в банке и улучшить материальное благополучие! Порой на семью и общение с друзьями и времени-то не остаётся. Однако как бы ни были деньги связаны с удовлетворением потребностей и социальным статусом, они оказывают влияние на благополучие человека до определенных границ. При напряженном графике и стрессах неминуемы нервные срывы и депрессия. И в чём же тогда счастье?

Как привлечь благополучие?

Так повелось, что деньги играют не последнюю роль в жизни. Нелегко быть бедным и счастливым. Для того чтобы получить все блага, в том числе и материальные, люди испокон веков чтили и передавали новым поколениям различные традиции и ритуалы по привлечению позитивных энергий в семью и жилище. Они верили в определённые приметы и выбирали свой символ благополучия.

В новую семью

Домашний очаг олицетворяет гармонию и благополучие семьи. В этой связи на свадьбах проводится очень красивый и трогательный обряд. Мамы молодожёнов передают частичку огня новоиспечённой хранительнице очага, зажигая её свечу, символизирующую семейное тепло. В этот момент звучат искренние слова и добрые пожелания, напутствующие молодых мужа и жену на долгую и счастливую жизнь. Звучит музыка, приглушается свет, всем гостям заранее раздаются небольшие круглые свечи. Стоя с зажжёнными огоньками вокруг молодой, каждый произносит добрые слова. Ведущая заканчивает речь пожеланием молодожёнам пронести жар, любовь, единство и тепло через все годы своего счастливого брака. Свечи невеста забирает по обычаю на память, в знак жаркого домашнего очага и сохранения семьи от невзгод.

Кстати, удачное замужество и изобилие сулит апельсин. По фэн-шуй четыре свежих плода или муляжа нужно расположить в зоне семьи. Это поможет привлечь будущего мужа, к тому же богатого. Поедание апельсинов способствует притяжению любви.

В новый дом

При заселении в новый дом суеверные люди сначала в квартиру пускают кошку. Это делается для того, чтобы никто из жителей не стал жертвой новостройки. Для кошки характерно принимать на себя негативную энергию. В старину в замках знатные люди замуровывали в стены кого-нибудь из простолюдинов, чтобы спасти своих близких от несчастий. Так, интуитивно, некоторые пожилые люди с неохотой меняют своё жилище на новый дом.

Любая хозяйка знает, что запах пирогов в новом доме гарантирует благополучие, домовитость, уют, мир и покой.

Считается, что приблудившаяся бездомная собака приносит хозяевам жилья достаток и благополучие, а если ее прогнать, то не избежать неприятностей. Статуэтки и фигурки верного друга человека привлекают удачу. Некоторые для защиты от недобрых людей устанавливают их в квартирах и даже в офисах.

Чтобы оградить дом от материальных проблем, в нём выращивают денежное дерево. Активируют энергию богатства также фигурки золотых рыбок, Ещё один популярный атрибут счастья, богатства, веселья и благополучия - это смеющийся Будда или Хоттей. Есть поверье, что если 300 раз потереть ему живот, то самое сокровенное желание должно непременно сбыться. Другими благополучия и удачи в доме являются подкова, слон, бабочка, олень, конь, фикус, пара голубей, пара уточек-мандаринок.

Как активировать символ благополучия?

Для того чтобы атрибуты «работали», необходимо ими правильно воспользоваться. К примеру, трёхлапую жабу нельзя размещать на кухне (там жарко) и в спальне (там сонная атмосфера). Слона ставят так, чтобы он хоботом с улицы затягивал положительную энергию и всё хорошее в дом. Когда вешают подкову на дверь, то её «рога» направляют вверх, чтобы она напоминала чашу, которая в свою очередь тоже символизирует благополучие. В России это почему-то делается наоборот и ведёт к противоположному - убыткам и разорению. Более того, истинное счастье приносит случайная находка подковы на дороге.

Если верить легенде, то Дьявол в образе лошади доставал одного кузнеца и навязывал ему тёмные мысли и деяния. Но не на того нарвался... Мужичок не повёлся на уловки, умудрился «подковать» беса, а потом на свою дверь прибил подкову, чтобы «рогатый» помнил полученный урок. Так повелось вешать у входа подковы для отпугивания нечистых сил.

Китайские фонарики

Придуманное китайцами зрелище - запуск в небо разноцветных фонариков - завораживает и настраивает на добрую волну. Люди загадывают желания. Им кажется, что даже мир становится чище и добрее. Наблюдение за мерцающими огоньками, уплывающими в бездну звёздного неба или навстречу солнышку и уносящими негатив, приносит благополучие и успех.

Дети - смысл или цветы жизни?

Взрослые куда-то спешат, к чему-то стремятся и постоянно чего-то добиваются. При всём этом для многих из них главным смыслом существования являются дети. Это спорный вопрос. Кто-то постоянно говорит о желании давать ребенку самое лучшее, все то, чего родитель сам не имел в детстве. А есть и те, которые занимают позицию «всё лучшее давать детям по мере возможностей», а то и вовсе не баловать, чтобы не вырастить эгоиста.

Чтобы обеспечить благополучие детей, родителям стоит в первую очередь создать счастливую семейную жизнь в пример своим чадам. Когда они вырастут, то повторят модель семьи в своей личной жизни. Не нужно существовать в жертву себе. Не стоит забывать, что родитель должен иметь личное пространство, интересы и возможность самосовершенствования. Нужно создать условия выбора, развития и для детей. Лучше всего найти некий баланс, чтобы в будущем оставаться для своих потомков авторитетом и образцом для подражания.

Мудрая притча

Один весёлый мудрец повстречал на своём пути человека, который едва волочил свои ноги, неся огромную непосильную ношу. На вопрос прохожего о том, что он делает, бедняга ответил, что обрекает себя на мучения во имя счастья своих детей и внуков по примеру своих предков. Тогда мудрец поинтересовался, был ли в роду хоть один из них когда-нибудь счастливым. Измученный отец ответил, что не было, но его внуки и дети обязательно будут жить достойной жизнью! От старца он получил такой ответ: «Человек, не знающий грамоты, никогда не научит читать, а орла не сможет воспитать никакой крот. Вначале нужно научиться самому принимать дар благополучия, а когда познаешь счастье жизни, тогда поймёшь, как подарить его своим будущим потомкам!» Согласитесь, многие из нас никогда не задумывались над этим. Люди не живут, а существуют, загоняя себя сумасшедшим

Физическое благополучие

Успешный и интеллектуально развитый человек знает, как поддерживать своё здоровье. Полезные привычки, здоровый образ жизни, работы, режима отдыха и питания. Такие люди довольны своим бытом и полны планов, им всегда хватает энергии на реализацию своих замыслов.

Заключение

На первый взгляд кажется невозможным обладание всеми факторами и условиями для достижения благополучия. Это вполне реально, ведь все компоненты могут дополнять или компенсировать друг друга. Владея любимой профессией, человек зарабатывает деньги, находит своё призвание, ставит конкретные цели в жизни, а некоторые даже вдохновляют на жизненные подвиги друзей.

Более того, иногда два одиноких сердца находят друг друга в одной организации или сталкиваются при выполнении служебных обязанностей. Некоторые люди в счастливом браке не нуждаются в товарищах.

Религиозные убеждения способны помочь справиться с тяжёлой болезнью, придавая позитивный настрой и принятие ситуации. Это лишь доказывает, что нужно верить и надеяться на благополучие, не откладывая счастье на потом. Замечено, что настоящее удовлетворение человек получает от материальных вещей тогда, когда может быть счастлив и без них.

Есть много факторов, которые влияют на благосостояние человека. Это и состояние родителей и хорошее образование, выигрыш в джек-пот и просто удачное знакомство.

Давайте рассмотрим "экзотические" факторы.

На благосостояние человека влияет фамилия

Грегори Кларк, профессор Университета Калифорнии, утверждает, что на успешность и благосостояние человека влияет его фамилия. По его словам, если, скажем, современный житель Англии, будет иметь такую же фамилию, как человек, который был богат в XVIII веке, то есть 99 шансов из 100, что он попадет в Кембридж или Оксфорд, будет богаче, проживет на несколько лет дольше среднестатистического англичанина, получит больше возможностей преуспевать в своей профессии.

В 2011 году среди адвокатов появлялось в шесть раз больше специалистов с аристократическими фамилиями, чем фамилиями остального населения Англии. Грегори Кларк считает, что даже в Швеции, где процветает социальная мобильность, в восьмидесяти процентах случаев семейное положение передается на протяжении нескольких столетий из поколения в поколение. Аналогичные тенденции были выявлены и в социальной структуре ряда других государств, среди которых Китай, Англия и др. Ученые утверждают, что для того чтобы сравнять шансы на одинаковый заработок у потомков из низших и высших слоев общества должно пройти еще от трех до пяти столетий.

Просто удача

Вы, наверное, замечали, что некоторые из знакомых отличаются большим везением. Например, часто находят деньги на дороге. На самом деле это объясняется просто. Они более внимательны. Вы можете пройти и не заметить купюру по дороге, а человек, который всегда готов что-то найти, он больше внимания приделает обстановке, где он находится. Иными словами, выигрывает тот, кто играет! Аналогично с азартными играми. Кто не играет, тот точно не выиграет. Хотите проверить себя на везение? Проще всего сделать это, не выходя из дома, сыграть в автоматы на деньги в онлайне, например, здесь.