Остров пасхи раскопали, но ничего не поняли. Тайна загадочных скульптур острова пасхи

Когда появились и как называются статуи на острове Пасхи? Были ли они созданы обычными людьми или пришельцами из Космоса? Для каких целей установлены каменные изваяния? Дать точные ответы на эти вопросы мечтают многие историки.

Легенда гласит…

Единого мнения о том, каким образом появились на острове идолы, не существует ни среди историков, ни среди фольклористов. Одна из легенд гласит, что вождь клана Хоту Мату`а прибыл на этот остров в поисках новой земли. После его смерти кусок суши был разделён между детьми, а затем и другими потомками первооткрывателя. Обитатели острова уверены в том, что в каменных статуях находится особая энергетика, принадлежавшая предкам. Изваяния считаются своеобразным талисманом острова. Они притягивают благополучие и процветание.

В 50-х годах прошлого века норвежский путешественник Тур Хейердал представил свою версию появления статуй. Их создателями были названы представители племени «длинноухих». Такое прозвище эти люди получили потому, что оттягивали себе уши с помощью тяжёлых украшений. «Длинноухие» хранили секреты возведения и перемещения каменных лиц. Основное население острова – «короткоухие» – не было посвящено в эти тайны, что заставляло людей придумывать всевозможные мифы.

Загадочные моаи

Не каждый знает, как называются статуи на острове Пасхи. Их название – моаи («идол», «статуя»). Каменные изваяния возникли не одновременно:

  • Ранний период. Идолы этого периода могут быть разделены на 4 типа. Среди них есть экземпляры, выполненные в полный рост, а также не имеющие туловищ. Некоторые моаи изображают людей, сидящих на коленях.
  • Средний период. Статуи, возведённые в это время, считаются улучшенным вариантом более ранних изваяний. Каменные лица неестественно вытянуты. Такая вытянутость обусловлена стремлением создать более высокую фигуру. Когда-то считалось, что моаи воспроизводят лица европейцев. Однако если присмотреться к идолам внимательнее, можно заметить, что перед нами лица жителей Полинезии. Об этом свидетельствуют широкие азиатские носы идолов.

Образованному человеку необходимо знать не только, как называются статуи на острове Пасхи. Важно также иметь сведения и о создателях этого уникального памятника. Известная пословица утверждает, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Путешествие на остров поможет ближе познакомиться с каменными идолами.

Место нахождения: Чили, остров Пасхи
Изготовлены: между 1250 - 1500 годами
Координаты: 27°07"33.7"S 109°16"37.2"W

Остров Пасхи затерян в тихоокеанских просторах на расстоянии 4000 км от Чили . Ближайшие соседи — жители острова Питкэрн — проживают за 2000 км отсюда.

Своё необычное название остров Пасхи получил неслучайно: он был открыт голландским мореплавателем в Пасхальное воскресенье утром 5 апреля 1722 года. Пейзажи острова составляют потухшие вулканы, горы, холмы и луга. Здесь нет рек, основной источник пресной воды — дождевая вода, скапливающаяся в кратерах вулканов. Пасхальцы называют свой остров «Пупом Земли» (Те-Пито-те-хенуа). Этот уединённый и изолированный от остальной части мира уголок манит к себе учёных, мистиков, любителей тайн и загадок.

В первую очередь, остров Пасхи знаменит гигантскими каменными статуями в виде человеческой головы, их называют «моаи». Безмолвные истуканы весом до 200 тонн и высотой до 12 метров стоят спиной к океану. Всего на острове Пасхи обнаружено 997 статуй . Все моаи монолитные. Мастера вырезали их из мягкого вулканического туфа (пемзы) в каменоломне на склонах вулкана Рано-Рораку. Некоторые статуи передвинуты на ритуальную площадку («аху») и дополнены шапкой из красного камня (пукау). По предположениям учёных, когда-то моаи имели глаза: белки выкладывались из коралла, а зрачки — из сверкающих кусочков вулканического стекла.

Очевидно, установка статуй требовала огромных затрат труда. По легенде, истуканы шли сами. Однако гипотезы, подтверждённые научными экспериментами, доказывают, что моаи передвигали жители острова и никто другой, но пока не определено каким именно способом они это делали. В 1956 году норвежский путешественник Тур Хейердал поставил эксперимент с перемещением статуи моаи, наняв бригаду туземцев острова Пасхи, которая успешно воспроизвела все этапы изготовления и установки моаи.

Вооружившись каменными топорами, туземцы вытесали 12-тонную статую, и, ухватившись за канаты, начали тянуть её по земле. А чтобы не повредить хрупкого исполина, островитяне изготовили деревянные салазки, предотвращающие его трение о землю. С помощью деревянных рычагов и камней, подкладываемых под основание статуи, её водрузили на платформу-постамент.

В 1986 году чешский исследователь П. Павел вместе с Туром Хейердалом организовал дополнительное испытание, в котором группа из 17 туземцев довольно быстро установила 20-тонную статую в вертикальное положение, используя канаты .

«Окаменевший мир со своими окаменевшими жителями»

Заселение острова Пасхи началось в 300 — 400 годах выходцами из Восточной Полинезии. По другой версии, предложенной Туром Хейердалом, первыми жителями острова являлись переселенцы из Древнего Перу . Переплыв Тихий океан от берегов Южной Америки до Полинезии на деревянном плоту «Кон-Тики», норвежский учёный доказал, что даже в условиях древней цивилизации американские индейцы могли преодолевать большие водные пространства.

Коренное население острова Пасхи принадлежало к двум племенам — «длинноухим», которые и создали моаи, и «короткоухим». «Длинноухие» получили своё название потому, что они носили в ушах тяжёлые украшения, иногда такого размера, что мочки оттягивались до плеч. Пасхальцы верили, что в каменных изваяниях заключена сверхъестественная сила их клана, называемая «маной». Вначале длинноухие и короткоухие жили в мире и согласии друг с другом, но их поздняя история отмечена чередой жестоких войн, вызванных нехваткой продовольствия.

Из-за засухи снижались урожаи, не хватало деревьев на изготовление лодок, с которых можно было ловить рыбу. Теперь моаи отождествлялись с образом врага, и статуи уничтожались племенами-соперниками. Существует множество теорий относительно назначения моаи. Возможно, это были островные боги, запечатлённые в камне, или портреты вождей, правивших островом. По мнению Тура Хейердала, статуи изображают белых индейцев, прибывших на остров из Латинской Америки . В эпоху культурного расцвета (XVI—XVII вв.) на острове Пасхи проживало до 20 тысяч человек.

После прибытия европейцев численность населения сократилась, многие пасхальцы были вывезены в Перу для каторжных работ. Сегодня остров населяют около 4000 человек. Условия жизни островитян значительно улучшились, построен аэропорт, туристы приносят небольшой доход. Но остров Пасхи по-прежнему кажется безлюдным, как во времена исследований Тура Хейердала, когда норвежцу виделся «какой-то окаменевший мир со своими окаменевшими жителями».

  • Адрес: остров Пасхи, Чили;
  • Изготовлены: между 1250 и 1500 гг.;
  • Примерное количество: 887 статуй;
  • Средний вес: менее 5 т;
  • Средняя высота: 3-5 м.

Одно из чудес света, статуи моаи, находятся на , расположенном в центральной части Тихого океана. Остров принадлежит , свое название он получил, потому что был открыт голландским мореплавателем в Пасхальное воскресенье. Кроме статуй, туристы приезжают увидеть уникальный пейзаж, вулканические кратеры, пляжи с прозрачной голубой водой.

Моаи – описание и интересные факты

Все хоть раз заочно видели статуи на острове Пасхи – фото монументов имеются в избытке, но они не смогут создать полное впечатление, поэтому при первой возможности следует посетить остров и в живую осмотреть их.

Сколько статуй на острове Пасхи? Благодаря постоянным археологическим раскопкам уже удалось найти около 887 статуй. Эти каменные исполины с большими головами и бесформенным телом разбросаны по всей территории острова.


Как называются статуи на острове Пасхи? Местные жители зовут их моаи, приписывая им особые силы и считая, что в глыбах заключена духовная сила острова. Только благодаря ей устанавливается хорошая погода, возможен успех в любви и войне, сбор богатого урожая. Довольно часто можно услышать, что каменные статуи острова Пасхи сами выбирают место установки. Мана, так называется сверхъестественная сила, оживляет статуи, после чего они сами находят свое место.

Из чего сделаны статуи на острове Пасхи? Их появление датируется XIII-XVI столетиями. Большинство моаи изготовлены из вулканического туфа, который легко поддается обработке, и лишь небольшая часть – из трахита или базальта. Также существует особо почитаемая местным населением статуя – Хоа-Хака-Нан-Иа, которая выполнена из муджиерита вулкана Рано Као.

Откуда взялись статуи на острове Пасхи? Очевидно, что их сооружение занимало много времени, сил. Сначала ходили легенды о вожде клана Хоту Мату`а, который первым нашел остров и поселился на нем. Лишь в 1955-1956 годах выяснилась правда, это произошло, когда известный норвежский археолог Тур Хейердал посетил – статуи, происхождение которых занимало умы всех ученых, возвело вымирающее племя «длинноухих». Такое странное название появилось из-за длинных мочек ушей, которые украшались тяжелыми серьгами. Поскольку тайна создания моаи тщательно скрывалось от коренного населения, жители приписывали им чудодейственные свойства.


Как объяснили путешественнику оставшиеся в живых представители племени «длинноухих», памятники моаи создавались их предками. Сами они знали процесс изготовления лишь в теории. Но уступив просьбам Тура Хейердала, представители племени высекли статую каменными молоточками, переместили волоком на определенное место, и приподняли, подкладывая камни под основание, рычагами выступили три бревна. Данная технология передавалась устно из поколения в поколения, с ранних лет дети слушали рассказы взрослые и повторяли то, что запомнили. Так продолжалось, пока дети не выучивали процесс полностью.

Слухи о злых каменных истуканах

Статуи моаи на острове Пасхи обвиняли в вымирании местного населения. Если верить одной группе ученых, то возведение памятников привело к истреблению леса, ведь их перевозили на деревянных катках. Из-за этого уменьшились источники пропитания, и вскоре наступил голод. Это привело к почти полному вымиранию местного населения. Другая группа ученых утверждает, что причиной исчезновения деревьев стали полинезийские крысы. Современные статуи были отреставрированы уже в 20-м веке, так как землетрясения и цунами изрядно повредили их. Уцелело всего несколько памятников, установленных древними рапануйцами.


Удивительные открытия

Сначала каменные моаи воспринимались как загадочные лики, установленные на склонах острова Пасхи. Так как археологи не оставляли попыток понять предназначение истуканов, стали проводиться раскопки. В итоге, когда статуи на острове Пасхи раскопали, то обнаружили, что у голов есть туловища, общая длина тел достигает около 7 м. По крайне мере 150 самых легко узнаваемых моаи были зарыты по плечи, это и ввело народ в заблуждение, что установлены только головы. Теперь, когда всему миру открылось, что нашли под статуями на острове Пасхи, поток туристов только увеличился, чему местные жители весьма рады, ведь туризм – это основной источник дохода для острова.


Есть ли у голов на острове Пасхи ноги? June 26th, 2014

Моа́и (статуя, истукан, идол) - каменные монолитные статуи на тихоокеанском острове Пасхи, принадлежащем Чили. Изготавливались аборигенным полинезийским населением между 1250 и 1500 гг. Сейчас известно 887 статуй.

Не возникал у вас вопрос, а что там в земле у голов острова Пасхи? Вот мы привыкли видеть их такими:

Фото 1.

И вот после 12-ти лет раскопок ученые обнаружили тела каменных истуканов.

Исследовательская группа во главе с Анной Ван Тилбург, руководителем «Проекта скульптура острова Пасхи», выяснила, что статуи острова Пасхи имеют не только головы, но и тела. Размеры туловищ идолов по размерам соотносимы с головами - длина тел достигает 7 метров.

Фото 2.

Исследовательница отмечает, что представления о том, что у истуканов острова Пасхи есть только головы связано с тем, что на фотографиях чаще всего запечатлевают лишь 150 скульптур, вкопанных в землю по плечи. Между тем, на острове их около 800 штук. По мнению археологов, изначально статуи не были закопаны. Они погрузились под землю под влиянием климатических изменений.

В процессе раскопок археологи выяснили, что статуи были окрашены красным пигментом, пишет газета Mirror. Кроме того, неподалеку от статуй были найдены людские захоронения.

Фото 3.

Отмечается, что во время раскопок были найдены и механизмы, позволявшие устанавливать колоссов. Ученые установили, что истуканов притаскивали на место установки в горизонтальном положении, а затем устанавливали в выкопанную яму. В качестве направляющих использовались веревки и стволы деревьев.

Спины каменных идолов покрыты надписями, говорят археологи. Анна Ван Тильбург предполагает, что петроглифы, покрывающие торс «красавцев» могут быть подписью скульптора или группы владельцев статуи.

Фото 4.

887 каменных гигантов острова Пасхи представляют собой покровителей острова. Статуи острова Пасхи также называются Моаи. Вопреки распространенному мнению, они смотрят не в сторону океана, а вглубь острова. Некоторые моаи имеют шапки из красного камня. Изготовлялись моаи в каменоломнях в центре острова. А их высота порой достигает 20 метров.

Фото 5.

Фото 6.

Фото 7.

Фото 8.

Фото 9.

Фото 10.

Фото 11.

Вот такой вариант сувенирчика из поездки на остров:

Фото 12.

А вообще еще конечно есть вот такая версия всего этого.

Туземцы, приветствовавшие в пасхальное воскресенье 1722 г. голландских мореплавателей, казалось, не имели ничего общего с гигантскими статуями своего острова. Детальный геологический анализ и новые археологические находки позволили раскрыть загадку этих изваяний и узнать о трагической судьбе каменотесов.

Остров пришел в запустение , его каменные часовые пали, и многие из них утонули в океане. Подняться с посторонней помощью удалось лишь жалким остаткам таинственной армии.

Кратко об острове Пасхи

Остров Пасхи, или Рапануи на местном наречии, - это крошечный (165.5 кв. км) клочок суши, затерянный в Тихом океане на полпути между Таити и Чили. Он является самым изолированным обитаемым (около 2000 чел.) местом в мире - ближайший Городок (около 50 чел.) в 1900 км, на острове Питкэрн, где в 1790 г. нашла пристанище взбунтовавшаяся команда «Баунти» .

Береговая линия Рапануи украшена сотнями насупленных истуканов-туземцы называют их «моаи». Каждый вытесан из цельного куска вулканической породы; высота некоторых почти 10 м. Все статуи сделаны по одному образцу: длинный нос, оттянутые мочки ушей, мрачно сжатый рот и выступающий подбородок над коренастым торсом с прижатыми к бокам руками и лежащими на животе ладонями.

Многие «моаи» установлены с астрономической точностью . Например, в одной группе все семь статуй смотрят в точку (фото слева), где садится солнце в вечер равноденствия. Более сотни истуканов лежат в каменоломне не до конца вытесанные или практически готовые и, по-видимому, ждавшие отправки к месту назначения.

Более 250 лет историки и археологи не могли понять, как и зачем при дефиците местных ресурсов примитивные островитяне, полностью отрезанные от остального мира, умудрялись обрабатывать гигантские монолиты, тащить их километры по пересеченной местности и ставить вертикально. Предлагалось множество более или менее научных теорий , причем многие специалисты считали, что Рапануи был в свое время заселен высокоразвитым народом, возможно, носителем американской , погибшим в результате какой-то катастрофы.

Раскрыть тайну острова позволил детальный анализ образцов его почвы. Правда о том, что здесь случилось, может послужить отрезвляющим уроком для жителей любого уголка планеты.

Прирожденные моряки. Некогда рапануйцы охотились на дельфинов с каноэ, выдолбленных из пальмовых стволов. Однако открывшие остров голландцы увидели лодки из множества скрепленных дощечек - крупных деревьев уже не осталось.

История открытия острова

5 апреля, в первый день Пасхи 1722 года три голландских корабля под началом капитана Якоба Роггевена наткнулись в Тихом океане на остров, не нанесенный ни на одну карту. Когда они бросили якорь у его восточного берега, к ним подплыли немногочисленные туземцы на своих лодках. Роггевен был разочарован, Лодки островитян, записал он: «плохие и непрочные... с легким шпангоутом, обшитым множеством мелких дощечек» . Лодки так сильно текли, чаю гребцам приходилось то и дело вычерпывать воду. Ландшафт острова тоже не согрел душу капитана: «Его запустелый вид наводит на мысль о крайней нужде и бесплодии» .

Конфликт цивилизаций. Истуканы с острова Пасхи сейчас украшают парижские и лондонские музеи, но добыть эти экспонаты было нелегко. Островитяне знали каждого «моаи» по имени и не желали расставаться ни с одним из них. Когда французы в 1875 г. вывозили одну из этих статуй, толпу туземцев приходилось сдерживать ружейными выстрелами.

Несмотря на дружелюбное поведение ярко раскрашенных туземцев, голландцы сошли на берег , готовые к самому худшему, и построились в боевое каре под изумленными взорами хозяев, ни разу не видевших других людей, не говоря уже об огнестрельном оружии.

Вскоре визит омрачился трагедией . Один из матросов выстрелил. Потом он утверждал, что якобы видел, как островитяне поднимают камни и делают угрожающие жесты. «Гости» по приказу Роггевена открыли огонь, убив на месте 10-12 хозяев и ранив еще столько же. Островитяне в ужасе разбежались, по потом вернулись на берег с фруктами, овощами и домашней птицей - чтобы умилостивить свирепых пришельцев. Роггевен отметил в своем дневнике почти голый ландшафт с редкими кустами не выше 3 м. На острове, названном им в честь Пасхи, интерес вызывали только необычные статуи (головы) , стоявшие вдоль берега на массивных каменных платформах («аху»).

Сначала эти идолы потрясли нас. Мы не могли понять, как островитяне, не имеющие прочных канатов и толпой строительной древесины для изготовления механизмов, тем не менее смогли воздвигнуть статуи (идолы) высотой не менее 9 м, притом довольно объемистые.

Научный подход. Французский путешественник Жан Франсуа Лаперуз высаживался на острове Пасхи в 1786 г. в сопровождении хроникера, трех натуралистов, астронома и физика. В результате 10-часовых исследований он предположил, что в прошлом местность была лесистой.

Кем были рапануйцы?

Люди заселили остров Пасхи лишь около 400 года. Принято считать, что они приплыли на огромных лодках из Восточной Полинезии. Их язык близок к наречиям жителей Гавайских и Маркизских островов. Найденные при раскопках древние рыболовные крючки и каменные тесла рапануйцев похожи на орудия, применявшиеся маркизцами.

Сначала европейские мореплаватели встречали голых островитян, но к XIX веку они сами ткали одежду. Впрочем, больше ценились семейные реликвии, а не древние ремесла. Мужчины иногда надевали головные уборы из перьев давно вымерших на острове птиц. Женщины плели соломенные шляпы. И те и другие прокалывали уши и носили в них костяные и деревянные украшения. В результате мочки ушей оттягивались и свисали почти до плеч.

Потерянные поколения - найдены ответы

В марте 1774 г. английский капитан Джеймс Кук обнаружил на острове Пасхи порядка 700 отощавших от недоедания туземцев. Он предположил, что местное хозяйство сильно пострадало от недавнего вулканического извержения: об этом говорило много рухнувших со своих платформ каменных истуканов. Кук был убежден: их вытесали и расставили вдоль берега далекие предки нынешних рапануйцев.

«Эта работа, потребовавшая огромного времени, убедительно демонстрирует изобретательность и упорство тех, кто жил тут в эпоху создания статуй. Нынешним островитянам почти наверняка не до этого, ибо они даже не чинят фундаменты у тех, что вот-вот рухнут».

Ученые лишь недавно нашли ответы на некоторые загадки «моаи». Анализ пыльцы из осадочных отложений, скопившихся в болотах острова, показывает, что некогда он был покрыт густыми лесами, зарослями папоротников и кустарников. Все это кишело разнообразной дичью.

Исследуя стратиграфическое (и хронологическое) распределение находок, ученые обнаружили в нижних, самых древних слоях пыльцу эндемичного дерева, близкого к винной пальме, высотой до 26 и диаметром до 1,8 м. Ее длинные, прямые, неветвящиеся стволы могли бы служить отличными катками для транспортировки глыб весом в десятки тонн. Найдена также пыльца растения «хаухау» (триумфетты полутрех-лопастной), из луба которого в Полинезии (и не только) делают канаты .

То, что древним рапануйцам еды хватало, вытекает из анализа ДНК остатков пищи на раскопанной посуде. Островитяне выращивали бананы, батат, сахарный тростник, таро, ямс.

Те же ботанические данные демонстрируют медленное, но верное разрушение этой идиллии . Судя по содержимому болотных осадков, уже к 800 году площадь лесов сокращалась. Древесная пыльца и споры папоротников вытесняются из более поздних слоев углем - свидетельством лесных пожаров. Одновременно все активнее трудились дровосеки.

Дефицит древесины начал серьезно сказываться на образе жизни островитян, особенно на их меню. Изучение ископаемых мусорных куч показывает, что одно время рапануйцы регулярно ели мясо дельфинов. Очевидно, этих плавающих в открытом море животных они добывали с крупных лодок, выдолбленных из толстых пальмовых стволов.

Когда корабельного леса не осталось, рапануйцы лишились своего «океанского флота», а вместе с ним дельфиньего мяса и океанической рыбы. В 1786 г. хроникер французской экспедиции Лаперуза записал, что в море островитяне добывают лишь обитающих на мелководье моллюсков и крабов.

Конец «моаи»

Каменные статуи начали появляться примерно в X веке. Вероятно, они олицетворяют полинезийских богов или обожествленных местных вождей. Согласно рапануйским легендам, сверхъестественная сила «мана» поднимала вытесанных истуканов, вела их на отведенное место и позволяла бродить по ночам, охраняя покой изготовителей. Возможно, кланы соперничали друг с другом, стараясь вытесать «моаи» покрупнее и покрасивее, а также поставить его на более массивную, чем у конкурентов, платформу.

После 1500 года статуй практически не делали, Видимо, на разоренном острове не осталось деревьев, необходимых для их транспортировки и подъема. Примерно с того же времени в болотных осадках не встречается пальмовая пыльца, а на помойки уже не выбрасывают дельфиньи кости. Изменяется и местная фауна. Исчезают все местные наземные птицы и половина морских.

С продовольствием становится все хуже, и население, насчитывавшее некогда около 7000 человек, убывает. С 1805 г. остров страдает от рейдов южноамериканских работорговцев: одних туземцев они увозят, многие из оставшихся болеют подхваченной от чужаков оспой. Выживают всего несколько сот рапануйцев.

Жители острова Пасхи воздвигали «моаи» , надеясь на защиту воплощенных в камне духов. По иронии судьбы, именно эта монументальная программа и привела их землю к экологической катастрофе . А истуканы возвышаются жутковатыми памятниками бездумному хозяйствованию и человеческому безрассудству.