Кто такие сваны в грузии. Кто такие сваны? Посол по особым поручениям юрий попов

Что-то я совсем переехала на фэйсбук.

Если меня еще кто-то там не нашел, ищем по имени Ksenia Svaneti Parjiani

Но не в этом дело.

Сейчас я активно зазываю людей к нам в Сванетию кататься на лыжах. Много где публикую информацию, иногда даже через чур. Чувствую себя спамером. Ну да ладно. Дело опять же не в этом.

На одном из форумов люди стали обсуждать чем же может быть привлекательна лыжная Сванетия.
Сравнивать ее с Альпами просто смешно, ну хотя бы с Гудаури. Но даже с Гудаури как-то не сравнивается.
Люди высказывали свои позиции почему они бы поехали кататься в Сванетию.
И тут конечно у многих на первое место выходило то, что Сванетия это уникальный край в котором живет народ с древнейшей культурой, где до сих пор не забыты традиции и сохраняется уклад жизни, принятый много веков назад. Мудрые, гордые, справедливые горцы. Так оно и бывает, здесь действительно много таких людей у которых можно учится мудрости, выдержке, вере и многим другим вещам, о которых иногда в современном мире просто забываешь.
Но надо понимать, что здесь не все такие. И если едешь как турист, живешь в гостинице или гостевом доме (самая распространенная сейчас форма в размещения в Сванетии) можешь столкнутся совсем с разным отношением. И, конечны, люди живущие здесь не идеальны.

Может быть мне не стоило выносить это за пределы того форума, но мой блог призван рассказывать о жизни в Сванетии. И если рассказывать только истории и легенды о горных сванах информацию это никак нельзя назвать полной.
Расскажу об обычных ситуациях возникающих здесь и расскажу как сделать, чтобы именно в вашем путешествии было их меньше.

Менталитет

сваны сильно отличаются от остальных народов Кавказа, как в прочем все народы Кавказа имеют значительные внешние и характерные отличия.
Сами грузины за глаза называют сванов "разбойниками" и рассказывают истории о том как с давних лет и до недавнего времени в те земли опасно было заезжать - ограбления (в первую очередь туристов) бывали на регулярной основе. В последние годы Саакашвили правда навел там железный порядок, и полиция действительно защищает туристов, бандитизм выведен почти что полностью. Тем ни менее, когда переезжаешь из других регионов в Сванетию то понимаешь что сваны действительно "дикие"."

Я бы назвала их не дикими, а темпераментными. Здесь людям требуется гораздо меньше времени, чтобы закипеть. А известная всем манера сванов говорить громко и активно жестикулируя многих действительно очень пугает и настораживает. Но редко можно встреть, чтобы эта темпераментность переросла в агрессию или бычарство, по типу, "ты че на меня вылупился?!"
Причем манера эта схватывается очень быстро, через пару дней, туристы пообщавшиеся со сванами, начинают тоже громко говорить)))

Обычный сван:
- любит чачу (ОЧЕНЬ ЛЮБИТ ЧАЧУ);
- гостепреимен (особенно после нескольких порций чачи, настолько гостепреимен, что чуть ли не силой затаскивает к себе в гости и пытается напоить любимой чачей). Вот только оказавшись у свана дома понимаешь что это было за "гостеприимство" - что для него ты есть очередной дикий баран, которого завели в стойло, и теперь будут активно стричь и агрессивно отстаивать от других "загонщиков", которые так и норовят тоже отстричь от вас деньжат;
- корыстен (если есть возможность нажится на окружающих - выдоит до последней копейки. Если вы у него остановились - обязаны оплачивать все и вся, причем только ему эксклюзивно)

Нужно признать, что такое в Сванетии происходит. Сваны многие очень любят выпить. Ну а выпивший человек будь он сван, будь он англичанин может вести себя неадекватно. Но у нас были непьющие туристы и не раз и сваны оставляли их в покое, не заставляя пить против воли. Как говорил наш гид своей группе: "Пьяный сван - плохой человек". Это правило стоит действительно запомнить и стараться избегать контактов. Мне кажется сделать это довольно не сложно. Тут нет такого быдла (по крайней мере я не видела за 5 лет), которое бы лезло наражен. По поводу того, что сванам только и надо что состричь с вас деньги. И когда они называют вам низкую цену, а в конце берут в два раза выше - это да. Такое тоже часто стало практиковаться. Выход простой. Пользуйтесь рекомендациями, благо таких много в интернете, приезжайте к знакомым или проверенным людям, пользуйтесь услугами тур-оператором, такие как Лиле-тур по Сванетии. В погоне за экономией, многие тратят гораздо больше. Я не говорю, что экономия это плохо, иногда стоит поторговаться даже, но нужно понимать, что люди здесь сейчас живут только туризмом, потому и хотят получать от этого больше денег, иногда не честными способами, к сожалению.

Обычный сван не любит соседей (все сваны при видимой дружбе на самом деле в непрерывном и жестком противостоянии. Практически до мордобития и прочих мафиозных разборок). Знаменитые сванские башни - как раз вынужденная мера выживания в мире, когда каждый сосед соседу враг и у кого башня выше - тот и стреляет из лука по соседям.

Это замечание очень близко к реальности. Почему-то в Сванетии сейчас самые серьезные конфликты возникают именно между соседями. Скажу вам честно, каких-то 50 лет назад такого не было. Люди жили более мирно. Конфликты могли вспыхивать, но основания у них были другие. И башни, как вы понимаете никак не спасали от конфликтов, учитывая тот факт, что соседи - это всегда члены одного клана, одной семьи. Но что поделать, научаемся мы так жить, часто не доверяя самым близким. А в Местиа еще и конкуренция. Все спешат вырвать друг у друга туриста. Потому хорошо бы если рынок немного улегся и стал стабильный, чтобы народ заказывал жилье заранее, многих конфликтов можно было бы избежать. А так да. в Местиа часто даже мордобои бывают между местными. Но, кстати, и не только в Местиа. Мне гости рассказывали, как два таксиста на их глазах начали бить морды друг другу кто поедет. И в итоге все решилось при помощи цены. Один хотел 5 лари, другой согласился на 4 лари.

Еда.
Местные магазины весьма скудны продуктами (замороженные сосиски, вермишель и консервы... пожалуй и все. Back to the USSR), да и готовить на своей кухне вам сваны не дадут - пожалуйста кушайте местную кухню втридорога. Да и ту будут готовить из тушонки и прочих дешевых продуктов. Продукты сваны обычно сами себе возят, так что повторяю - на магазины не рассчитывайте. Про вкуснейшую настоящую грузинскую кухню - это Вам точно не в Сванетию. В Сванетии вкусно только одно - сванская соль. Нет в Сванетии кухни - до нормального магазина (в Зугдиди) 6 часов по горной дороге. Так что исторически там кухня скудная и незамысловатая.

Были у меня тут гости из Украины недавно, все спрашивали какая еда, да сколько, а не будем ли мы голодными. Я все удивлялась, откуда такие вопросы. Когда они приехали, они мне объяснили, что отдыхали в прошлом году в Гудаури и не встретили там того самого Грузинского стола, который ломится от яств. Я говорю им, но не может же быть застолье каждый день. А они отвечают, а мы готовы были платить хорошие деньги за это, но нам никто не мог предложить. К слову едой в нашем доме они остались более чем довольны. Таки да, в Местиа часто в домах кормят туристов чем по-проще, чем по-дешевле. Ну а что делать. Турист не соразмеряет что чтобы кормили хорошо, это не может стоить дешево. Сельское хозяйство в Сванетии сейчас в упадке. Свиней почти никто не содержит, за 3 года уже раз пять поголовье побил грипп. А так как они все на свободном выгуле, распространяется болезнь мгновенно. Чтобы содержать мясо-молочное хозяйство надо много сена. Сено надо заготовить, а заготавливать некоему, все туризмом заняты. Еле-еле справляется народ, чтобы прокормить себя. А вообще все завозиться из Тбилиси, Кутаиси, Зугдиди. Всегда дороже и не всегда свежее и вкуснее. Так что опять же большим плюсом будут рекомендации и отзывы гостей ну и разумность с выборе.
Что я хочу сказать еще, Сванетия это прекрасный регион. И не смотря на возможные минусы знакомство с ним принесет вам массу положительных впечатлений и эмоций. Если вы читаете мой блог, не обходите стороной. Я очень многим помогла увидеть Сванетию без всех указанных минусов. С очень многими мы стали друзьями. Возможно, я предлагаю не самый дешевый вариант. В нашей базе нет домов, принимающих за 35 лари с двухразовым питанием. Но их потому и нет, что я могу дать голову на отсечение везде, где мы вас поселим, вам будут рады как старым добрым друзьям, от еды будет ломится стол и вы увидите тех самых мудрых и спокойных сванов, о которых так много написано.
Люблю вас, друзья мои!

, мегрелы , лазы

Сва́ны (самоназвание ლუშნუ, груз. სვანები ) - народность сванской группы картвельской языковой семьи . Самоназвание «lushnu» , ед. «mushwan». Говорят на сванском языке , входящем в отдельную от грузинской ветви северную ветвь картвельской языковой семьи . До 30-х годов XX века выделялись отдельной народностью (перепись 1926 года) , но затем последующие переписи не выделяли их отдельно и включали (как и сегодня) в состав грузин . Кроме своего родного языка , все сваны владеют грузинским языком . Сванские фамилии имеют окончание «ани».

Расселение

Территория расселения сванов - Сванетия - один из самых высокогорных исторических райнов Грузии. Она расположена на южных склонах центральной части Главного Кавказского хребта и по обе стороны Сванетского хребта, в северной части Западной Грузии. Верхняя Сванетия (Земо-Сванети) находится в ущелье реки Ингури (на высоте 1000-2500 метров над уровнем моря), а Нижняя Сванетия (Квемо-Сванети) - в ущелье реки Цхенисцкали (на высоте 600-1500 метров над уровнем моря). На юго-востоке Сванетия граничит с историческими районами Рача и Лечхуми (восток и юго-запад края Рача-Лечхуми и Нижней Сванетии соответственно), на западе - с Абхазией , с юга примыкает Имеретия и часть территории Мегрелии . На севере граница Сванетии проходит по Главному Кавказскому хребту , по ту сторону которого находятся Карачаево-Черкесия и Кабардино-Балкария .

На основании исторических, фольклорных и топонимических сведений некоторые учёные полагают, что в определённый период (XVII-XVIII вв.) сваны обитали и по другую сторону Кавказского хребта, в районе Приэльбрусья .

Язык

Быт и культура

История народа сванов насчитывает несколько тысячелетий. У сванов никогда не было крепостного права, и дворянство носило условный характер. Сваны никогда не вели захватнических войн, об этом свидетельствуют исторические факты, один из которых - строительство в старину сторожевых и оборонительных башен, именуемых «Сванскими башнями». Издревле сваны традиционно увлекались созданием живописных изделий из меди, бронзы и золота. Известные сванские кузнецы, каменотесы и резчики по дереву изготавливали посуду и различный хозяйственный инвентарь из серебра, меди, глины и дерева, а также сванские шапочки - национальный сванский головной убор и уникальные «канци» из турьих рогов.

Традиционным было для сванов пчеловодство - древнее занятие многих народов, распространенное в том числе и в горных районах Западной Грузии. Но самыми уважаемыми и почитаемыми профессиями для свана являются охота и альпинизм. Сваны были и остаются профессиональными охотниками и альпинистами. Охотничий промысел для сванов фактически равноценен хозяйственной деятельности, а альпинизм - национальный вид спорта Сванетии.

Сванские праздники

Известные представители

  • Лейла Мушкудиани

Напишите отзыв о статье "Сваны"

Примечания

Отрывок, характеризующий Сваны

– Коли вы не отвечаете, то я вам скажу… – продолжала Элен. – Вы верите всему, что вам скажут, вам сказали… – Элен засмеялась, – что Долохов мой любовник, – сказала она по французски, с своей грубой точностью речи, выговаривая слово «любовник», как и всякое другое слово, – и вы поверили! Но что же вы этим доказали? Что вы доказали этой дуэлью! То, что вы дурак, que vous etes un sot, [что вы дурак,] так это все знали! К чему это поведет? К тому, чтобы я сделалась посмешищем всей Москвы; к тому, чтобы всякий сказал, что вы в пьяном виде, не помня себя, вызвали на дуэль человека, которого вы без основания ревнуете, – Элен всё более и более возвышала голос и одушевлялась, – который лучше вас во всех отношениях…
– Гм… гм… – мычал Пьер, морщась, не глядя на нее и не шевелясь ни одним членом.
– И почему вы могли поверить, что он мой любовник?… Почему? Потому что я люблю его общество? Ежели бы вы были умнее и приятнее, то я бы предпочитала ваше.
– Не говорите со мной… умоляю, – хрипло прошептал Пьер.
– Отчего мне не говорить! Я могу говорить и смело скажу, что редкая та жена, которая с таким мужем, как вы, не взяла бы себе любовников (des аmants), а я этого не сделала, – сказала она. Пьер хотел что то сказать, взглянул на нее странными глазами, которых выражения она не поняла, и опять лег. Он физически страдал в эту минуту: грудь его стесняло, и он не мог дышать. Он знал, что ему надо что то сделать, чтобы прекратить это страдание, но то, что он хотел сделать, было слишком страшно.
– Нам лучше расстаться, – проговорил он прерывисто.
– Расстаться, извольте, только ежели вы дадите мне состояние, – сказала Элен… Расстаться, вот чем испугали!
Пьер вскочил с дивана и шатаясь бросился к ней.
– Я тебя убью! – закричал он, и схватив со стола мраморную доску, с неизвестной еще ему силой, сделал шаг к ней и замахнулся на нее.
Лицо Элен сделалось страшно: она взвизгнула и отскочила от него. Порода отца сказалась в нем. Пьер почувствовал увлечение и прелесть бешенства. Он бросил доску, разбил ее и, с раскрытыми руками подступая к Элен, закричал: «Вон!!» таким страшным голосом, что во всем доме с ужасом услыхали этот крик. Бог знает, что бы сделал Пьер в эту минуту, ежели бы
Элен не выбежала из комнаты.

Через неделю Пьер выдал жене доверенность на управление всеми великорусскими имениями, что составляло большую половину его состояния, и один уехал в Петербург.

Прошло два месяца после получения известий в Лысых Горах об Аустерлицком сражении и о погибели князя Андрея, и несмотря на все письма через посольство и на все розыски, тело его не было найдено, и его не было в числе пленных. Хуже всего для его родных было то, что оставалась всё таки надежда на то, что он был поднят жителями на поле сражения, и может быть лежал выздоравливающий или умирающий где нибудь один, среди чужих, и не в силах дать о себе вести. В газетах, из которых впервые узнал старый князь об Аустерлицком поражении, было написано, как и всегда, весьма кратко и неопределенно, о том, что русские после блестящих баталий должны были отретироваться и ретираду произвели в совершенном порядке. Старый князь понял из этого официального известия, что наши были разбиты. Через неделю после газеты, принесшей известие об Аустерлицкой битве, пришло письмо Кутузова, который извещал князя об участи, постигшей его сына.
«Ваш сын, в моих глазах, писал Кутузов, с знаменем в руках, впереди полка, пал героем, достойным своего отца и своего отечества. К общему сожалению моему и всей армии, до сих пор неизвестно – жив ли он, или нет. Себя и вас надеждой льщу, что сын ваш жив, ибо в противном случае в числе найденных на поле сражения офицеров, о коих список мне подан через парламентеров, и он бы поименован был».
Получив это известие поздно вечером, когда он был один в. своем кабинете, старый князь, как и обыкновенно, на другой день пошел на свою утреннюю прогулку; но был молчалив с приказчиком, садовником и архитектором и, хотя и был гневен на вид, ничего никому не сказал.
Когда, в обычное время, княжна Марья вошла к нему, он стоял за станком и точил, но, как обыкновенно, не оглянулся на нее.
– А! Княжна Марья! – вдруг сказал он неестественно и бросил стамеску. (Колесо еще вертелось от размаха. Княжна Марья долго помнила этот замирающий скрип колеса, который слился для нее с тем,что последовало.)
Княжна Марья подвинулась к нему, увидала его лицо, и что то вдруг опустилось в ней. Глаза ее перестали видеть ясно. Она по лицу отца, не грустному, не убитому, но злому и неестественно над собой работающему лицу, увидала, что вот, вот над ней повисло и задавит ее страшное несчастие, худшее в жизни, несчастие, еще не испытанное ею, несчастие непоправимое, непостижимое, смерть того, кого любишь.
– Mon pere! Andre? [Отец! Андрей?] – Сказала неграциозная, неловкая княжна с такой невыразимой прелестью печали и самозабвения, что отец не выдержал ее взгляда, и всхлипнув отвернулся.
– Получил известие. В числе пленных нет, в числе убитых нет. Кутузов пишет, – крикнул он пронзительно, как будто желая прогнать княжну этим криком, – убит!
Княжна не упала, с ней не сделалось дурноты. Она была уже бледна, но когда она услыхала эти слова, лицо ее изменилось, и что то просияло в ее лучистых, прекрасных глазах. Как будто радость, высшая радость, независимая от печалей и радостей этого мира, разлилась сверх той сильной печали, которая была в ней. Она забыла весь страх к отцу, подошла к нему, взяла его за руку, потянула к себе и обняла за сухую, жилистую шею.
– Mon pere, – сказала она. – Не отвертывайтесь от меня, будемте плакать вместе.
– Мерзавцы, подлецы! – закричал старик, отстраняя от нее лицо. – Губить армию, губить людей! За что? Поди, поди, скажи Лизе. – Княжна бессильно опустилась в кресло подле отца и заплакала. Она видела теперь брата в ту минуту, как он прощался с ней и с Лизой, с своим нежным и вместе высокомерным видом. Она видела его в ту минуту, как он нежно и насмешливо надевал образок на себя. «Верил ли он? Раскаялся ли он в своем неверии? Там ли он теперь? Там ли, в обители вечного спокойствия и блаженства?» думала она.
– Mon pere, [Отец,] скажите мне, как это было? – спросила она сквозь слезы.
– Иди, иди, убит в сражении, в котором повели убивать русских лучших людей и русскую славу. Идите, княжна Марья. Иди и скажи Лизе. Я приду.
Когда княжна Марья вернулась от отца, маленькая княгиня сидела за работой, и с тем особенным выражением внутреннего и счастливо спокойного взгляда, свойственного только беременным женщинам, посмотрела на княжну Марью. Видно было, что глаза ее не видали княжну Марью, а смотрели вглубь – в себя – во что то счастливое и таинственное, совершающееся в ней.

Сванетия - историческая горная область Севера-Запада Грузии. Высокогорная долина в верхнем течении реки Ингури . Сванетия граничит с Абхазией и Кабардино-Балкарией. Территория Сванетия занимает всего 4,5% всей территории Грузии.

Сванетия, одна из самых высокогорных областей Грузии, на границе с Россией (Кабордино-Балкарией) горы достигают более 5.000 метров и покрыты ледниками.

Сванетия, «Страна тишины и спокойствия », как назвал ее в 253 году до нашей эры грузинский царь Саурмаг, выселивший сюда своих непокорных подданных. Сванетия — символ гордого свободолюбия. Сванетия, крошечная страна, мир ледников, узких долин, бешеных потоков.



Сванетия делиться на Верхнюю и Нижнюю и разделены Сванетским хребтом высотой 4 008 м. С севера и востока Верхнюю Сванетию окаймляет Главный Кавказский хребет с вершинами Шхара, Ушба, Тетнульди и др., по которому проходит граница Грузии с Россией.
Именно здесь, в Сванети, находятся главные вершины Кавказа и крупнейшие ледники, которые охватывают до 300 кв. км территории и как ледяная броня высятся над Кавказом. Главные вершины: Цурунгала (4220 м), Аилама (4550 м), Шхара (5068 м), Джанга (5060 м), Гестола (4860 м), Тихтингени (4620 м), Тетнулди (4860 м), Мазери (4010 м), Чатини (4370 м). Тут же расположен широко известный двуглавый горный, крутой скалистый массив Ушбы (4700 м). Если в Альпах эталоном красоты и трудности считается Матерхорн (4478 м), то на Кавказе - Ушба.

В Верхнюю Сванетию можно попасть только через перевалы или по узкому ущелью реки Ингури. В Верхней Сванетии говорят так : «Плохая дорога это та, с которой путник обязательно свалится, и тела его найти нельзя. Хорошая дорога — та, с которой путник падает, но труп его можно найти и похоронить. А прекрасная дорога та, с которой путник может и не упасть ».

Только в 1937 году, когда по ней была проложена автомобильная магистраль , сваны впервые увидели колесо, до этого весь груз перевозился здесь вьюком или на санях при помощи быков.


Верхняя Сванетия известна своими архитектурными сокровищами и живописными пейзажами. Выделяются жилые башни, сооружённые главным образом в IX—XII столетиях. Также сохранились древние каменные православные церкви.
Абсолютная высота теменной части Кавказа - Сванети - 4125 м, максимальная - 5068 м (Шхара), минимальная - 3168 м (Донгузоринский переход). На этом участке Кавказа насчитывается до двадцати перевалов различной степени трудности, которые с северной стороны спускаются на сторону Российской Федерации. Высота перевалов достигает 3160 м. Некоторые из них годятся для сапалне (мера вина) транспорта, большинство же предназначено для пешеходов, а некоторые доступны только альпинистам.

Верхняя Сванетия — не только в целом отделенная от всего мира страна, но и внутри ее долины с селениями отделены друг от друга горными хребтами и сообщаются лишь через перевалы, не проходимые из-за снега девять месяцев в году. На Камчатской Чукотке, на самом краю света, чукчи и коряки имеют больше возможностей общаться друг с другом и с внешним миром, чем жители Сванетии. Те могут зимой съезжаться на оленях и собаках на праздники, на ярмарки, бывать в культурных центрах. В Сванетии же, до появления авиации, в зимнее время невозможно было проникнуть в соседнее ущелье без риска погибнуть в снежной лавине..


В Сванетии живут сваны . До 1930 года, сваны считались отдельным народом, но позднее их стали считать просто грузинами.

Сванети - единственное место, где до сегодняшнего дня сохранилась у сванов тайна добычи из рек золотого песка.

Сегодня точно не известно, сколько сванов живёт в Грузии, по одним данным 14.000 человек, по другим 30.000 человек. Усванов есть свой безписьменный язык у которого ещё имеется 4 диолекта и несколько групп наречий. Все сваны свободно владеют так же грузинским языком, хотя сванетский язык на грузинский так не похож, что грузины из других регионов его даже вообще не понимают.

Сванский язык живет параллельно с грузинским. По-грузински читают и учатся, а на сванском говорят в семье и поют песни . Большинство сванов таким образом пользуются теперь тремя различными языками — сванским, грузинским и русским..

Все сванетские фамилии оканчиваются на =ани =. Например: Хергиани, Кипиани, Чаркивани, Головани, Иоселиани...

История народа сванов насчитывает несколько тысячелетий. У сванов никогда не было крепостного права , и дворянство носило условный характер. Сваны никогда не вели захватнических войн, об этом свидетельствуют исторические факты, один из которых — строительство в старину сторожевых и оборонительных башен, именуемых «Сванскими башнями». Издревле сваны традиционно увлекались созданием живописных изделий из меди, бронзы и золота. Известные сванские кузнецы, каменотесы и резчики по дереву изготавливали посуду и различный хозяйственный инвентарь из серебра, меди, глины и дерева, а также сванские шапочки — национальный сванский головной убор и уникальные «канци» из турьих рогов.

Традиционным было для сванов пчеловодство — древнее занятие многих народов, распространенное в том числе и в горных районах Западной Грузии. Но самыми уважаемыми и почитаемыми профессиями для свана являются охота и альпинизм . Сваны были и остаются профессиональными охотниками и альпинистами. Охотничий промысел для сванов фактически равноценен хозяйственной деятельности, а альпинизм — национальный вид спорта Сванетии.


Все сваны православные . Но есть у них и свои народные праздники, как например праздник Лампроба . Этот праздник отмечают в феврале за 10 недель до Пасхи и воспевают доблесть сванетского мужчины, юноши, мальчика перед врагами. Главный герой праздника, Св. мученик Георгий Победоносец . Основные мероприятия праздника связаны с поминовением предков, разжиганием костров, факельными шествиями и праздничной трапезой .

В день Лампроба в домах Сванетии зажигается столько факелов сколько мужчин в семье. А если в доме есть беременная женщина, то зажигается факел в честь ребёнка, которого она носит, ведь это может быть и мальчик! Факел готовится из цельного ствола дерева, верхушка которого расщепляется на несколько частей.

Шествие мужчин с горящими факелами направляется в сторону церкви с песнями на сванском языке. На церковном дворе складывается большой костер из факелов, там же накрываются столы. Всю ночь до появления первых лучей солнца сваны читают молитвы святому Георгию и поднимают тосты .

Сваны, в горах ощущают себя свободными и независимыми. По своей природе очень мужественны. Постоянные риск-факторы - обвалы, потоки брекчий, частые оползни, очень суровые холодные зимы и многие другие трудности, требуют от горцев большой выносливости, зоркости, проницательности, внимания и отваги.

Война шла не только между отдельными селениями, но и между домами. Достаточно было сказать обидное слово или пнуть ногой собаку, чтобы получить пулю в лоб. И тогда мужчины поднимались в башни. Они забирали туда женщин и детей, прокопченные мясные туши, боеприпасы, наполняли водой деревянные баклаги в башнях. Башни имеют выход в дом, который тоже представлял из себя крепость. Вместо окон в сванских домах узкие бойницы, а сами дома построены из камня — не подожжешь.

Сванский жилой дом называемый Мачуби , представлял собой высокое двухэтажное здание. Первый этаж использовался для жилья и под хлев для скота, на вотором этаже находился сеновал. Дом отапливался очагом-камином характерной для сванской архитектуры конструкции, здесь же готовилась пища. Как правило, дом был пристроен (приставлен) к 3-4 этажной сторожевой башне. Численность семьи колебалась от тридцати человек и выше, иногда достигая и ста . Такие крупные жилые комплексы сохранились до сегодняшнего дня. В общине Мулахи двор семьи Калдани окружен трехметровой крепостной стеной. Во дворе и по сей день стоят одна хорошо сохранившаяся и одна полуразвалившаяся башни. Там же находится церковь с уникальными иконами, крестами и святыми мощами.

Основная часть жилого дома свана - башня . Она представляет собой стоящее отдельно четырехстороннее (5х5м) квадратное, высокое сооружение. Башня - многогранная каменная вышка, напоминающая пирамиду, высота которой может достигать 25 метров. В башне четыре или пять этажей. В верхней части находится оконное пространство, внутренние размеры которого больше наружного проема, что способствует большему обзору местности и увеличивает её оборонительную способность. Башню строили на склоне, и обязательно ее ребро было направлено на этот склон. Ориентация башни, предназначенная для наблюдения за местностью, массивное полушарие в её основании, являются гарантией её устойчивости во время природных катаклизмов (обвалы, наводнения, снежные лавины и др).

В Сванети с древности была внедрена своеобразная демократическая форма правления: главу общины (теми) - Махвиши - выбирали на общем собрании. Участвовать в собрании имели право здравомыслящие лица обоих полов, достигшие 20 лет. Избранный Махвши выделялся своей мудростью, степенностью, справедливостью и душевной чистотой. Он был проповедником христианской религии и морали. В мирное время он являлся и судьей, а в военное - возглавлял рать (лашкари), т. е. был главнокомандующим. Во время набата (общий сбор) проводилось объединенное собрание общины - Съезд Хеви , где все вопросы решались большинством голосов. Рассматривались важнейшие проблемы Хеви, как внутренние, так и возникшие за его пределами. Обсуждались обострения отношений с соседями, готовность к предстоящим войнам, стратегия обороны, нужды крупных церквей, вопросы строительства (фортификационные сооружения, мосты, дороги) и участие во всем этом членов общины. Съезд занимался также и юридическими вопросами - утверждал нормы и формы наказаний. В юридической иерархии Съезд считался высшей инстанцией. Он ни перед кем не отчитывался. Его решения были окончательны и не подлежали обсуждению .

В Сванети плодородные земли были собственностью конкретных лиц, правами пользования лугами, полями и лесами обладали все члены общины. Кроме того, существовали т. н. иконный лес и земля, которые использовались для церковных нужд и религиозных праздников.

Каждое гражданское или уголовное дело рассматривалось местным судом, в состав которого входили судьи - медиаторы. В Сванети их называли “Морвали”. Обе стороны, ведущие тяжбу, выбирали судей из семейного клана, но могло быть задействовано и постороннее лицо. “Морвали” всех внимательно выслушивали. Процесс обсуждения, переговоры были долгими и могли затянуться на целые годы. Это длилось до тех пор, пока дело не доводилось до полной ясности и точности. Перед святой иконой давалась клятва быть честными и справедливыми. После клятвы уже никто не сомневался в объективности приговора, и “Морвали” принимали решение, которое в большинстве случаев было окончательным и не требовало пересмотра. Во время объявления приговора судья брал камень и глубоко погружал его в землю, что означало конец дела. Часто рассматриваемые дела заканчивались примирением. Суд был справедлив и пользовался всеобщим уважением. Если вина приступника была доказана, его изгоняли из своего общества, а дом могли предать огню. Иногда выносились смертные приговоры.

В последнюю неделю Большого поста начиналась т. н. Хориемма. Глава семьи молился, брал два железных бруска и ударами их друг о друга изгонял из дома темные силы (каджи), затем выходил во двор и для устрашения злых духов стрелял из ружья. Всем членам семьи на правые руки, скоту на рога, а также на соху хозяйка дома наматывала черные нити. Этот ритуал оберегал людей от сглаза, сохранял скот и орудия труда.
Во время засухи женщины бросали кости в ближайшее озеро и, проводя дни и ночи в молитвах, просили у бога обильного дождя. В некоторых общинах мужчины выносили иконы Иисуса Христа и Девы Марии (Богоматери), обмывали их в реке и в песнопениях просили спасти землю от засухи.


Национальная шапочка свана

Сванская женщина всегда делила с мужчиной все трудности и радости, постоянно была рядом - и во время пахоты, сева, и особенно во время сбора урожая. Поэтому в приданное невесте всегда давали серп, как символ сбора зерна.

Суровые природа и быт воспитали сванов трудолюбивыми, мужественными и выносливыми людьми. Поэтому на бирже труда в Грузии сван-рабочий и его труд оплачивались вдвойне .

Кухня Сванетии . На сванском столе можно видеть в первую очередь хачапури — лепешки с мясом или с сыром. Сулугуни — соленый сыр. Мясо. Баранина, телятина и свинина. На праздничном столе часто появляется маленький поросенок, запеченный целиком. Холодная закуска из курицы — сациви — с острой приправой. Сванская соль, перемешанная с перцем и ароматной толченой травкой. Изредка делают шурпу, то есть мясной бульон, остроперченый, иногда с картофелем. Почти каждый день едят мацони — кислое молоко, что-то вроде простокваши. Бывают на столе мед и орехи. . Всей Грузии известна Сванетская соль, состоит из столовой соли, цицака (перец) и разнообразных ароматных трав. Блюда, приготовленные с этой солью, отличаются особым ароматом, остротой и необыкновенно вкусны. Сванскую соль употребляют также и отдельно.
Все блюда Сванети приготовлены из местных натуральных продуктов, поэтому они очень ароматныи и экологически чисты.

А вот вина в национальной кухне в Сванетии нет , а всё потому, что винаград в той частии Грузии не выживает, а потому вино завоздное с других регионов. Сваны традиционно пьют водку, фруктовую или медовую . Главный атрибут застолья - минеральная вода , добытая из многочисленных источников, которыми так богата земля Сванети.

Сваны долгое время сохраняли родовой строй. Совсем недавно здесь еще были живы родовые отношения в своей неприкосновенности. В один род входило около тридцати домов, только они назывались не домами, а «дымами» — дым, очаг, кладовая, хозяйство. В роду насчитывалось обычно двести-триста родичей. Поселение бывшего рода так и называлось «селение».

Три года на своём клочке земли свены сражались против Советской власти. Впервые Советская власть победила тут в 1921 году. Но малочисленной группе партийцев во главе с С.Навериани пришлось отступить под натиском контрреволюционных сил. Отряд Красной Армии, посланный на подавление контрреволюции, погибает вместе со своим командиром Прохоровым в теснине Ингури, где была устроена засада. Окончательная победа приходит в 1924 году, когда сваны расстреливают последних сванских князей Дадешкелиани , разрушают их замок в Мазери и восстанавливают Советскую власть по всей Верхней Сванетии. Центром ее становится революционный очаг — местечко Местиа .

Только с 1917 года по 1924 год, до установления в Верхней Сванетии Советской власти, от кровной мести погибло здесь 600 мужчин. За семь лет — 600 мужей Сванетии, 600 пастухов, пахарей, отцов, братьев! Почти по сто человек в год уносила в это время кровная месть. А бывали в истории Сванетии годы, когда эти страшные цифры были еще больше.

Война, распри, кровная месть тяжелым бременем ложились на маленький гордый народ, были для него страшной бедой. Очевидно, именно отсюда в Сванетии ведет свое начало обычай носить такой продолжительный траур. Ведь если в год погибало только от «лицври» около ста человек, имеющие очень широкое родство сваны просто никогда не снимали черной одежды, они не успевали окончить один траур, как начинался другой .

Носить национальный костюм уже не принято в Сванетии. Традиция умерла . Об этом можно только пожалеть. А ранее свана всегда можно было отличить по круглой войлочной шапочке .

На Кавказе сваны ни когда не были богатым народом, но всегда считались самыми гордыми и самыми гостеприимными людьми .
Сваны уважают старших. Если в комнату входит человек, по возрасту старше присутствующих, все встают .

Сваны неторопливы, сдержанны и вежливы. Они никогда не обидят человека. Сванский язык отличается отсутствием бранных слов . Самое сильное ругательство у сванов — слово «дурак.


. Зато воровать людей из соседних селений или обществ было делом довольно обычным для сванов . Существовала даже определенная такса для выкупа украденных людей, она обычно исчислялась не быками, не землей, а оружием. Например, молодая и красивая девушка была «эквивалентна» позолоченному ружью.

Сванские церкви очень маленькие зато их бывает в селе до 60 штук. Люди заходят ставить свечи.

Одну из самых больших ценностей сванских церквей составляют, безусловно, серебряные иконы, чеканные, давленые и кованые, многие из которых относятся к X-XII векам. Верхняя Сванетия занимает одно из первых в Грузии мест по количеству и разнообразию сохранившихся здесь стенных росписей X-XII веков. Кресты в храмах делались большими, в рост человека и выше, устанавливались в середине сванских церквей. Не в алтаре, а перед алтарной преградой. Этот сванский обычай уходил в глубь веков, к IV столетию, и был запрещен специальным постановлением только в XVI веке. Делались кресты из дубовых балок и сплошь обивались чеканными серебряными пластинками. По лицевой стороне чеканка золотилась .

Христианство в Сванетию пришло поздно, только в 9 веке, а до 19 века здесь и свещенники бывали редко

В Сванетии нет городов. Посёлок городского типа Местия является административной столицей. Тут живут 2600 человек. При этом в Местии есть аэропорт .



Сванетия регион дорогой, так в Местии продукты и товары на 50% выше чем в Тбилиси .

В Сванетии говорят: "Кто приезжает в Грузию не побывав в Сванетии, тот не видел настоящую Грузию! ".

В Грузии говорят: «Кто не был в Сванетии, тот не видел Грузии!».

Сванети (Сванетия ) — наиболее красивая и живописная альпийская область, расположена с южной стороны основного Кавказского хребта. Включает в себя 2 района: Местийский (Верхняя сванетия) и Лентехский (Нижняя сванетия). Именно в Верхней сванетии находится самый высокий населённый пункт в Европе — село Ушгули (Ushguli) ок. 2500 м над уровнем моря. Сванетия является частью Колхиды. Согласно греческой мифологии аргонавты пошли за Ясоном в Колхиду, чтобы найти Золотое Руно. Девственная природа, высокие горы и гордые башни создают непередаваемые ощущения. Здесь формируются реки Ингури (Inguri), Кодори (Kodori) и Цхенисцхали (Tskhenistsqali). Эта древняя, уникальная земля сохранила до настоящего дня свою первозданность., одна из которых строительство в старину сторожевых и оборонительных башен, именуемых «Сванскими башнями».

Кто такие сваны

Одни считали их персами по происхождению; другие утверждали, что это выходцы из Месопотамии и Сирии; находились и такие, которые доказывали непосредственное происхождение сванов от древних римлян. Основанием для таких гипотез служили отдельные сходства сванского и персидского языков, сирийские орнаменты на старинных сванских украшениях, а также некоторые италийские элементы г. древней архитектуре Сванетии. Теперь мы знаем, что сваны по своему происхождению картвелы, они принадлежат к семье собственно кавказских, или яфетических народов. Яфетидами назывались древнейшие жители Кавказа, его аборигены. Сванетия-органическая часть Грузии. Она связана с ней не только территориально, но к всей своей историей и многовековой культурой. Тем не менее сванский язык совершенно непохож на современный грузинский. Сванский язык никогда не имел своей письменности, письменность была принята грузинская. На грузинском языке ведется преподаванием школах, на нем же печатаются в Сванетии все книги, журналы и газеты. Язык сванов принадлежат к кавказской группе языков, к южной ее группе, но обособлен отдельной сванской подгруппой. В нерпой подгруппе южных кавказских языков стоят мингрельский и чанский, во второй, картвельской подгруппе-грузинский с его различными говорами (хевсурским, карталинским, имеретинским, гурийским и т. д.), а в третьей, особняком-сванский. Не раз приходилось убеждаться в том, что грузины с говорами картвельской подгруппы ни слова не понимают по-свански. Сванский язык живет параллельно с грузинским. По-грузински читают и учатся, а на сванском говорят в семье и поют песни. Большинство сванов таким образом пользуются теперь тремя различными языками-сванским, грузинским и русским.

То же касается Месопотамии и Персии, то теперь известно: далекие предки картвел заселяли когда-то Малую Азию. Сванетия, как и другие части Грузии, с древнейших времен находилась в самом тесном культурном общении с Сирией, Палестиной и Северной Месопотамией. С распространением в Грузии христианства эти связи окрепли еще больше. В отношении связей с Италией дело. обстоит несколько сложнее. Римляне были знакомы со Сванетией уже с I века нашей эры, когда сваны занимали гораздо большую территорию. Ученые Рима, историки и географы, считали сванов могучим и воинственным народом, с которым приходилось считаться даже римским полководцам. Уже тогда сваны обладали высокой культурой и были хорошо организованы, крепко спаяны своим родовым общественным строем. Не исключено, что какое-то италийское влияние проникло в Сванетию и принесло сюда совершенно чуждые другим районам Кавказа архитектурные формы. Зубцы сванских башен чем-то напоминают о Московском Кремле. Известно, кремлевские стены строили в XV веке итальянцы. На Кавказе и в других местах есть сторожевые башни, в Осетии, например, но нигде ничего подобного архитектурным формам сванских башен вы не найдете. Разве что в средневековой Италии…

Картвелы появились в Грузии за 1000 лет до нашей эры, когда же они поселились в Сванетии, доподлинно пока неизвестно. Однако в Местийском музее можно видеть найденные в Сванетии предметы, принадлежащие людям не только бронзового, но и каменного века.

Сваны - небольшой народ. В настоящее время в Верхней Сванетии насчитывается всего около 18 тысяч жителей. Весьма интересны данные по соотношению полов для 1931 года. До 15-летнего возраста включительно в Верхней Сванетии преобладали в это время мужчины, а после 15 лет-женщины. Это объясняется несчастными случаями в горах (на охоте, в лавинах-при переходе перевалов в горных реках), гибелью во время гражданской войны, а также результатом расцветшей в 1917-1924 годах кровной мести. К счастью, эта вспышка «лицври» была последней. Повзрослевшие ребятишки уже уравновесили это страшное несоответствие. Все сваны до фанатичности гостеприимны. Сейчас по Сванетии ходит много всякого народа, и все пока находят себе кров, приют и пищу в сванских домах. Сваны неторопливы, сдержанны и вежливы. Они никогда не обидят человека. Сванский язык отличается отсутствием бранных слов. Самое сильное ругательство у сванов-слово «дурак». (Остальные заимствованы из других языков.) Но и это слово самолюбие свана не могло вынести, часто из-за него возникала вражда и даже кровная месть. Вежливость сидит в крови у свана, заложена многими поколениями. Уважение к старшим, почитание стариков возведено в Верхней Сванетии в незыблемый закон. С глубокой внутренней культурой, тактом и выдержанностью в характере свана уживаются безумная смелость и отвага.