Источники финансирования бизнеса — грамотно привлекаем ресурсы. Источники финансирования малых предприятий в российской экономике

Выбирая основные источники финансирования бизнеса, большинство начинающих предпринимателей не учитывают, что инвестиции необходимы не только на этапе открытия, а и на протяжении всего процесса жизнедеятельности созданного предприятия. Хотите, чтобы ваш проект был успешным и долгосрочным - изучите возможные способы изыскания средств!

Под финансированием бизнеса понимают снабжение (обеспечение) предпринимательской деятельности финансовыми ресурсами. Зависимо от места возникновения материальных средств различают внутреннее и внешнее финансирование.

На начальном этапе формирования производственного процесса руководители задействуют внешние ресурсы, происхождение которых обеспечивают следующие источники:

  • государство ;
  • банковские организации;
  • акционеры;
  • некоммерческие компании;
  • фирмы-партнеры;
  • физические лица.

Когда производство начинает приносить доход, появляется возможность привлекать внутренние ресурсы, среди которых:

  • чистая прибыль;
  • доходы будущих периодов;
  • (отчисления на оборудование);
  • целевые резервы, выделяемые на покрытие предстоящих затрат.

В идеале, эффективным и прибыльным бизнесом считается тот, который себя окупает и не требует привлечения затрат со стороны. Однако на первых порах и в период расширения сферы деятельности тяжело обойтись без использования внешних видов финансирования бизнеса - далее о каждом из них в подробностях.

Основные источники финансирования бизнеса в сравнении

Распространенная среди субъектов хозяйственной деятельности практика - привлечение заемных источников финансирования. Чтобы сохранить право полноценно распоряжаться собственным бизнесом, большинство предпринимателей прибегают к проверенному источнику привлечения денег - берут ссуды, кредиты, займы.

Банковское кредитование

Займы от банков занимают лидирующую позицию среди способов финансирования малого бизнеса, поскольку охватывает расширенный спектр назначения затрат: промышленные, потребительские, сельскохозяйственные, ипотечные ссуды.

Плюсы :

  • оперативное решение о выдаче;
  • самостоятельное распределение средств без контроля и указаний со стороны инвестора.

Минусы :

  • малый срок пользования (стандарт - 36 месяцев);
  • необходимость предоставления залогового имущества; обязательная выплата процентов и страховых взносов.

Лизинговые программы

Лизинг - комплексная форма финансового кредитования, основанная на предоставлении основных фондов в аренду предпринимателю с последующим выкупом.

Предметом лизинга могут выступать предприятия, земельные участки, транспортные средства, оборудование, любое имущество (движимое-недвижимое).

Плюсы :

  • финансирование исчисляется в 100%-ном соотношении со стоимостью оборудования - для сравнения, банки требуют 10-15% от цены;
  • отсутствует требование предоставления залога - залоговым имуществом выступает арендуемое (покупаемое) оборудование (участок, транспортное средство и пр.);
  • долг в балансе организации не увеличивается;
  • более лояльные условия в сравнении с ссудой банка;
  • все платежи лизингополучателя относятся в издержки предприятия.

Минусы :

  • при оформлении лизинга может потребоваться первоначальный взнос - до 30% от стоимости имущества;
  • для предпринимателей, работающих по упрощенной системе налогообложения, подходят не все схемы лизингового кредитования - следует внимательно выбирать компанию для сотрудничества;
  • на сумму лизингового займа начисляется НДС.

Торговый займ

Форма взаиморасчетов между фирмами. Вы можете заказать необходимый товар (оборудование) с отсрочкой оплаты. Такой способ часто используют предприниматели, чьей деятельностью является реализация продукции другого производителя: на закупку берется оптовая партия товара, а расчет производится после его продажи в розничной сети.

Возможен и способ взаимовыгодного сотрудничества между фирмами разных направлений - заказанный товар (услуга) оплачивается в натуральной форме - товаром (услугой), производимым другим предприятием.

Государственные дотации, налоговые льготы

Начинающие предприниматели могут рассчитывать на помощь государства в организации бизнеса. Одним из средств такой помощи являются дотации - разовые выплаты от государства, органов местного самоуправления или международных организаций на покрытие части затрат, капитальных издержек или взносов.

Кроме того, в системе налогообложения предусмотрены специальные условия для индивидуальных предпринимателей (ИП), регламентируемые Федеральным законом № 477-Ф3.

Получить право на налоговые каникулы (обнуление налоговой ставки) в 2016 году могут следующие ИП:

  • зарегистрированные впервые;
  • выбравшие одну из систем налогообложения - упрощенную (УСН) или патент (ПСН);
  • ведущие деятельность в социальной, производственной или научной отраслях.

Льгота рассчитана на два года, что существенно экономит затраты начинающих бизнесменов.

Все же, какой бы хорошей и перспективной не выглядела ваша идея, постарайтесь минимизировать траты и полагаться только на собственные ресурсы, помня пресловутую поговорку: «Берешь чужое, а отдаешь свое!»

Гранты и другие источники финансирования проекта

Наиболее привлекательной формой финансирования малого бизнеса несомненно является - безвозмездной целевой субсидии, которую можно потратить на научные исследования, обучение, лечение и реализацию социальных проектов. Однако, чтобы государственный или коммерческий грант достался именно вам, идея должна соответствовать следующим критериям:

  1. вы сможете представить доказательное обоснование важности собственного проекта;
  2. ваш проект по окупаемости недолгосрочен - гранты, как правило, выделяют на короткий срок (от нескольких месяцев до года);
  3. у вас есть четко разработанный план реализации бизнес идеи с указанием сроков достижения поставленных целей;
  4. вы готовы взять на себя определенную часть затрат;
  5. вы сможете отчитаться за каждую потраченную из выделенных средств копейку.

Хотя государственные гранты больше рассчитаны на поддержку ученых и молодых специалистов, на субсидирование малых форм собственности в России ежегодно выделяются средства из бюджета.

Параллельно на государственном и региональном уровнях разрабатываются - информация о действующих проектах представлена в территориальных центрах занятости и на официальном сайте Министерства Финансов.

Кстати, иностранные инвесторы также подыскивают перспективных представителей малого бизнеса и готовы вкладывать в развитие интересных проектов довольно внушительные суммы. Однако, учтите, что иностранные «доноры» зачастую требуют взамен долю собственности или большой процент от прибыли, а также выставляют условие об официальном закреплении за собой авторства на идею.

Если без привлечения дополнительных инвестиций вам не обойтись, еще раз удостоверьтесь в правильности принятого решения, просчитайте все возможные риски и выставьте самому себе временные рамки для погашения займа, в которые вы точно уложитесь!

Белолипецкая Дарья Николаевна, Чеховская Ирина Александровна
Волгоградский государственный технический университет
Belolipetskii Darya, Chekhova Irina
Volgograd State Technical University

Аннотация: Деятельность малых предприятий ориентирована главным образом на местный рынок, на решение региональных проблем. Они становятся основой формирования рациональной структуры местного хозяйства и его финансирования. Сферы малого предпринимательства нуждаются в активном финансировании и государственной поддержке.

Abstract: Small business activities are focused mainly on the local market, on the solution of regional problems. They become the basis for the formation of a rational structure of the local economy and its financing. Small businesses need the funding and government support.

Ключевые слова: Малое предпринимательство, финансирование, внешнее, внутреннее, собственный капитал, заемный капитал, инвестиции, резерв, взнос, фонд, акции, акционерное общество

Keywords: Small business, finance, external, internal, equity, debt capital, investment, reserve, fee, fund, stocks, joint-stock company


В отличие от крупного бизнеса, который привлекает дополнительные источники финансирования деятельности, на малых предприятиях вопрос поиска и привлечения финансовых ресурсов возникает как в процессе развития, так и в процессе текущей деятельности. Нехватка оборотных средств является одной из наиболее распространенных проблем на малых предприятиях. В связи с этим, предприятия малого бизнеса испытывают более высокую потребность в привлечении дополнительных источников финансирования.

На сегодняшний день существует достаточно широкий перечень различных способ привлечения финансовых ресурсов или форм финансирования. Традиционно финансовые ресурсы подразделяют на три основных вида:

Собственные средства (уставный капитал, накопленная чистая прибыль)

Заемные средства (долгосрочные и краткосрочные кредиты, займы)

Инвестиции (частные вложения, доли в уставном капитале, субсидии)

Обратимся к анализу основных форм финансирования, которые доступны предприятиям малого бизнеса. По конечному виду получения источников средств можно подразделить их на основные (прямые) и производные (косвенные). К прямым формам финансирования относятся договора, в результате заключения которых малое предприятие получает непосредственно денежные средства как источник обеспечения деятельности. К таким формам относятся:

банковские кредиты

государственные субсидии

накопленная чистая прибыль предприятия.

Под производными формами финансирования следует понимать формы обеспечения деятельности предприятия, получаемые не в виде непосредственно денежных средств, а в виде какого-либо актива или действия, оказывающего влияние на рост выручки предприятия.

К данным формам будем относить:

лизинг

факторинг

интеграция

кооперация.

Следует отметить, что перечисленные выше косвенные формы финансирования начали применяться в российской практике относительно недавно, таким образом, они составляют основу современных инструментов финансового менеджмента для малых предприятий.

В современной литературе такие явления как интеграция и кооперация напрямую не относят к формам финансирования. Хотя процесс реализации этих мероприятий оказывает влияние как на рост активов предприятия, так и на рост выручки от реализации продукции. Поэтому в данной статье мы будем рассматривать интеграцию и кооперацию малых предприятий как формы финансирования.

Основные формы финансирования предприятия можно разделить по функциональной направленности, а также по конечному объекту обеспечения.

Таблица 1.

Основные формы финансирования малых предприятий.

Классификация форм финансирования

Формы финансирования

Объект обеспечения форм финансирования

Прямые

Банковский кредит

Основные средства,

оборотные средства

Государственные субсидии

Накопленная чистая прибыль

Косвенные

Лизинг

Основные средства

Факторинг

Оборотные средства

Кооперация

Выручка

Интеграция

Выручка, основные средства, оборотные средства

Источник: по материалам

На малых предприятиях в силу специфики их функционирования и наиболее распространенной отраслевой принадлежности к торговле могут отсутствовать внеоборотные активы, источниками формирования оборотных активов часто служат заемные средства и кредиторская задолженность .

Основными источниками заемных средств являются коммерческие банки. Малый бизнес по ряду причин является привлекательной сферой деятельности кредитных организаций. С точки зрения банков, положительными моментами сотрудничества с малыми предприятиями являются достаточно небольшие сроки окупаемости ссуд, гибкость малого бизнеса, позволяющая реагировать на изменения рыночной конъюнктуры, а также способность малых предприятий к внедрению новых технологий .

Однако, в то же время существует ряд серьезных проблем с получением кредита предприятием малого бизнеса. К примеру, большинство банковских программ кредитования малого бизнеса предполагает предоставление обеспечения по кредиту в виде залога или поручительства. Причем залоговым обеспечением должны выступать среднеликвидные активы (автотранспорт, недвижимость). Далеко не все предприятия малого бизнеса имеют данные активы в собственности. Однако, здесь на помощь малым предприятиям приходит такая форма финансирования как микрокредитование. Особенности функционирования микрофинансовых организаций заключаются:

в сокращении операционных затрат по оказываемым услугам;

в уменьшении времени обслуживания клиентов;

в использовании гибких требований по обеспечению кредита;

в увеличении суммы выдаваемого кредита на основании предоставляемого заемщиком баланса и наличия обеспечения, а также с течением времени при наличии положительной кредитной истории .

Кроме этого надо отметить, что российские банки выдают небольшие креди­ты малому бизнесу под более высокие проценты. Одна из причин высоких процентов по кредитам для предприятия малого бизнеса - большой риск их кредитования. Финансовое состо­яние этих предприятий нестабильное и неопределенное, да и низкая капитализация существенно увеличивает риск невозврата кредитов .

Говоря об инвестициях в малый бизнес, следует отметить, что основным инвестором малого предприятия чаще всего выступает государство. Частные инвестиции более распространены в крупном бизнесе, т.к. инвестор планирует получать дивиденды от своих вложений, а в масштабах малого бизнеса их размер будет не так велик, да и сами инвестиции чаще всего носят венчурный характер. Государственная поддержка малого бизнеса обеспечивает ему финансовую устойчивость и возможность конкурировать с крупными и средними предприятиями. Эта поддержка заключается в предоставлении малым предприятиям налоговых отсрочек, льгот, инвестиционных кредитов, льготного доступа к кредитным ресурсам банков, снижения процентов по кредитам и других возможностей, вплоть до участия в выполнении государственных заказов . Кроме этого к мерам государственной поддержки малого бизнеса относится субсидирование. В данном случае государство вкладывает средства в малые предприятия условно на безвозмездной основе. Свои «дивиденды» государство со временем получает в виде налоговых платежей.

Лизинг, или финансовая аренда, является наиболее удобной формой финансирования для производственных предприятий. Поскольку торговые предприятия не нуждаются в дорогостоящем оборудовании, для них лизинг представляет меньший интерес. У производственных предприятий набор возможных предметов лизинга гораздо шире. Это может быть и автотранспорт, и производственное оборудование, и спецтехника. Взяв оборудование в лизинг, фактические активы предприятия сразу увеличиваются, при этом отсутствует необходимость единовременных капитальных вложений .

Другим источником финансирования малых предприятий является факторинг. Факторинг – это финансовая комиссионная операция, при которой клиент переуступает дебиторскую задолженность факторинговой компании с целью незамедлительного получения большей части платежа, гарантии полного погашения задолженности, снижения расходов по ведению счетов . Предприятия малого бизнеса имеют гораздо меньше возможностей, чем средний и крупный бизнес, следовательно, масштабы производства промышленных малых предприятий существенно меньше. В современной литературе выделяют два основных типа функционирования малых промышленных предприятий:

малые предприятия, осуществляющие деятельность, ориентируясь на крупный холдинг, по принципу вертикальной интеграции;

малые предприятия, осуществляющие самостоятельную деятельность на рынке свободной конкуренции.

Для предприятий первого типа характерны специализация на производстве ограниченного круга деталей и узлов, более низкие издержки производства, позволяющие крупному бизнесу экономить свои ресурсы; гибкость производства, способствующая его быстрой переналадке .

Предприятия второго типа, которые осуществляют самостоятельную деятельность на рынке, имеют большую независимость, гибкость и маневренность. Они не связаны определенными требованиями к выпускаемой продукции, вследствие чего могут быстро перепрофилироваться в соответствии с изменяющимися потребностями рынка. Первоначальной и далее основной задачей менеджмента всегда является привлечение финансовых ресурсов, поскольку за счет источников средств осуществляется формирование всей остальной ресурсной базы предприятия.

Для наиболее эффективной работы предприятия необходимо выбирать формы финансирования. При необходимости единовременного вложения существенной суммы средств наиболее оптимальной формой финансирования является банковский кредит. При отсутствии активов, а также при потребности во вложениях возможно привлечение средств в форме микрокредитования. При потребности вложения небольшой суммы средств, отсутствии срочности или наличии возможности временного изымания из оборота собственных средств предприятие может воспользоваться государственной субсидией. При необходимости обновления основных средств, предприятие может воспользоваться лизингом. Для увеличения оборотных средств наиболее простым решением будет использование факторинга. При наличии узкоспециализированного производства для оптимизации финансовой устойчивости целесообразно применение принципа кооперации, т.е. вливания малого промышленного предприятия в структуру крупной компании, а при работе на конкурентном рынке возможно объединение нескольких малых предприятий.

Библиографический список

1. Бурмистрова Л.М. Финансы организаций (предприятий): Учеб.пособие. – М.: ИНФРА-М. – 2014. – 240с. – (Высшее образование).
2. Батяев А.А., Дудкина М.Г., Нурушева Л.К. Кредиты для малого бизнеса в условиях кризиса – М., Научная книга, 2010. – 84с.
3. Королев Д. А. Перспективы развития микрофинансирования малого бизнеса в России. // Общество: политика, экономика, право. – 2013 – №2. – с.54-58.
4. Организация предпринимательской деятельности: Учеб.пособие для вузов /Пол ред. проф. В.Я. Горфинкеля, акад. Г.Б. Поляка, проф. В.А. Швандара. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 525 с.
5. Сокольских Е.В. Микрокредитование и лизинг как механизмы привлечения ресурсов в малый бизнес // Российское предпринимательство. - 2011. - № 4 Вып. 1 (88). - c. 47-50. - http://www.creativeconomy.ru/articles/9811/
6. Ладанов А.А. Использование факторинга для повышения конкурентоспособности малого и среднего бизнеса // Российское предпринимательство. - 2012. - № 4 (202). - c. 30-34.
7. Особенности финансов организации малого бизнеса. Образовательно-информационный портал ATEXNIK.RU. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.atexnik.ru/neopredeleno/osobennosti_finansov_organizacii_malogo.php
8. Киперман Г.Я. Полное товарищество: удобная форма интеграции //Право и экономика. 2015. №5. С.1.
9. Серебряков Н.В. Совершенствование управления малыми предприятиями деревообрабатывающей промышленности // Российское предпринимательство. - 2014. - № 7 Вып. 1 (93). - c. 38-43. - http://www.creativeconomy.ru/articles/10083/

Правовое положение субъектов малого и среднего предпринимательства. Причины несовершенства финансовых рынков по отношению к малым предприятиям. Анализ малого бизнеса как модели экономической деятельности. Развитие рынка долгосрочного кредита в России.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения

Российской Федерации

Фармацевтический факультет

Кафедра управления и экономики фармации

на тему: Основные источники финансирования деятельности малого (индивидуального) предпринимательства

Еремеева М.Н.

Томск -- 2014

Введение

Предпринимательская деятельность - по гражданскому законодательству РФ самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст. 2 ГК РФ) .

Можно выделить следующие его признаки:

Первым из них является осуществление деятельности с целью получения прибыли. Каждый собственник имущества вправе свободно им распоряжаться по своему усмотрению себе во благо, что выражается, как правило, в плодах и доходах от имущества.

Следующий бесспорный признак предпринимательской деятельности -- ее осуществление на свой риск, то есть под собственную имущественную ответственность. Такой риск включает принятие на себя предпринимателем как собственником имущества не только могущих произойти неблагоприятных последствий, но и дополнительного (специфического предпринимательского) риска в обязательственных отношениях .

Малое предпринимательство (малый бизнес) -- предпринимательство, опирающееся на деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения .

Финансирование деятельности малого предпринимательства представляет собой обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами на их становление и развитие. Объем финансирования определяется на основе запланированных расходов и источников их обеспечения. Финансирование осуществляется из разных источников на разных этапах своего стратегического развития .

1. Правовое положение субъектов малого и среднего предпринимательства

Правовое положение субъектов малого предпринимательства определено Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (в ред. от 05.07.2010 г.) «О развитии малого предпринимательства в Российской Федерации».

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся хозяйствующие субъекты - индивидуальные предприниматели, малые предприятия, в том числе и микропредприятия и средние предприятия (ст. 4 указанного Закона).

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства .

2. Источник финансирования деятельности малого предпринимательства

Любое малое предприятие для осуществления своей хозяйственной деятельности нуждается в финансовых средствах либо в виде заемного, либо в виде собственного капитала. В зависимости от источника выделяют внешнее и внутреннее финансирование (рис. 1).

Рис. 1. Источники финансирования малых предприятий .

Источниками собственных средств являются:

· уставный капитал (средства от продажи акций и паевые взносы участников);

· резервы, накопленные предприятием;

· прочие взносы юридических и физических лиц (целевое финансирование, пожертвования, благотворительные взносы и др.).

К основным источникам привлеченных средств относятся:

· ссуды банков;

· заемные средства;

· средства от продажи облигаций и других ценных бумаг;

· кредиторская задолженность.

Принципиальное различие между источниками собственных и заемных средств кроется в юридической причине -- в случае ликвидации предприятия его владельцы имеют право на ту часть имущества предприятия, которая останется после расчетов с третьими лицами.

Основными источниками финансирования являются собственные средства. Приведем краткую характеристику этих источников.

Уставный капитал представляет собой сумму средств, предоставленных собственниками для обеспечения уставной деятельности предприятия. Содержание категории “уставный капитал” зависит от организационно-правовой формы предприятия:

· для государственного предприятия -- стоимостная оценка имущества, закрепленного государством за предприятием на праве полного хозяйственного ведения;

· для товарищества с ограниченной ответственностью -- сумма долей собственников;

· для акционерного общества -- совокупная номинальная стоимость акций всех типов;

· для производственного кооператива -- стоимостная оценка имущества, предоставленного участниками для ведения деятельности;

· для арендного предприятия -- сумма вкладов работников предприятия;

· для предприятия иной формы, выделенного на самостоятельный баланс, -- стоимостная оценка имущества, закрепленного его собственником за предприятием на праве полного хозяйственного ведения.

При создании предприятия вкладами в его уставный капитал могут быть денежные средства, материальные и нематериальные активы. В момент передачи активов в виде вклада в уставный капитал право собственности на них переходит к хозяйствующему субъекту, т. е. инвесторы теряют вещные права на эти объекты. Таким образом, в случае ликвидации предприятия или выхода участника из состава общества или товарищества он имеет право лишь на компенсацию своей доли в рамках остаточного имущества, но не на возврат объектов, переданных им в свое время в виде вклада в уставный капитал. Уставный капитал, следовательно, отражает сумму обязательств предприятия перед инвесторами.

Уставный капитал формируется при первоначальном инвестировании средств. Его величина объявляется при регистрации предприятия, а любые корректировки размера уставного капитала (дополнительная эмиссия акций, снижение номинальной стоимости акций, внесение дополнительных вкладов, прием нового участника, присоединение части прибыли и др.) допускаются лишь в случаях и порядке, предусмотренных действующим законодательством и учредительными документами.

Формирование уставного капитала может сопровождаться образованием дополнительного источника средств -- эмиссионного дохода. Этот источник возникает в случае, когда в ходе первичной эмиссии акции продаются по цене выше номинала. При получении этих сумм они зачисляются в добавочный капитал.

Прибыль является основным источником средств динамично развивающегося предприятия. В балансе она присутствует в явном виде как нераспределенная прибыль, а также в завуалированном виде -- как созданное за счет прибыли фонды и резервы. В условиях рыночной экономики величина прибыли зависит от многих факторов, основным из которых является соотношение доходов и расходов. Вместе с тем в действующих нормативных документах заложена возможность определенного регулирования прибыли руководством предприятия. К числу таких регулирующих процедур относятся:

· варьирование границей отнесения активов к основным средствам;

· ускоренная амортизация основных средств;

· применяемая методика амортизации малоценных и быстроизнашивающихся предметов;

· порядок оценки и амортизации нематериальных активов;

· порядок оценки вкладов участников в уставный капитал;

· выбор метода оценки производственных запасов;

· порядок учета процентов по кредитам банков, используемых на финансирование капитальных вложений;

· порядок создания резерва по сомнительным долгам;

· порядок отнесения на себестоимость реализованной продукции отдельных видов расходов;

· состав накладных расходов и способ их распределения.

Прибыль -- основной источник формирования резервного капитала (фонда). Этот капитал предназначен для возмещения непредвиденных потерь и возможных убытков от хозяйственной деятельности, т. е. является страховым по своей природе. Порядок формирования резервного капитала определяется нормативными документами, регулирующими деятельность предприятия данного типа, а также его уставными документами.

Добавочный капитал как источник средств предприятия образуется, как правило, в результате переоценки основных средств и других материальных ценностей. Нормативными документами запрещается использование его на цели потребления.

Специфическим источником средств являются фонды специального назначения и целевого финансирования: безвозмездно полученные ценности, а также безвозвратные и возвратные государственные ассигнования на финансирование непроизводственной деятельности, связанной с содержанием объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, на финансирование издержек по восстановлению платежеспособности предприятий, находящихся на полном бюджетном финансировании, и др.

Сравнение различных методов финансирования позволяет предприятию выбрать наиболее оптимальный вариант финансового обеспечения операционной деятельности и расходов капитального характера. Необходимо также отметить, что развитие рынка долгосрочного кредита в России возможно только при условии стабилизации хозяйственной системы, т.е. преодоления спада производства, снижения темпов роста инфляции (до 3-5% в год), уменьшения учетной ставки банковского процента до 15-20% годовых, ликвидации значительного бюджетного дефицита .

Самым распространенным из внешних источников финансирования являются кредиты, выдаваемые малому бизнесу.

Кредитованием малого бизнеса, как правило, занимаются кредитные организации -- банки, а также специализированные финансовые организации. Понятно, что кредит под малый бизнес является доминирующим среди всех источников финансирования, так как основными держателями денежных средств являются банки. У предприятий же, или как говорят, у предприятий реального сектора экономики, деньги являются исключительно средством предпринимательского процесса и постоянно находятся в движении. Банки же наоборот консолидируют денежные средства, поэтому банк -- это один из основных финансовых институтов, где можно взять деньги на организацию и развитие своего бизнеса много и надолго. предпринимательство финансовый бизнес кредит

Хотя кредитование малого бизнеса и является доминирующим среди всех источников внешнего финансирования, реально же получить кредит под малый бизнес очень непросто. Несмотря на то, что в последнее время появились предложения для малого бизнеса -- кредит за один день, реальное состояние дел с кредитованием малого бизнеса оставляет желать лучшего.

Основная причина этого в том, что банки рассматривают малый бизнес как самый рискованный и незащищенный. Более того, малый бизнес, как правило, не спешит показывать свою капитализацию, поэтому и банки понимая это, считают, что малый бизнес недолговечен, и соответственно не надежен в качестве клиента для кредитования. Из-за этого банки предъявляют особые требования для получения кредита под малый бизнес .

3. Финансовые проблемы малого бизнеса и микрофинансирование

Основные проблемы в развитии малых предприятий носят также финансовый характер, что проявляется: - в сокращении платежеспособного спроса на продукцию малых предприятий;

Отсутствии оборотных средств в связи со значительным сокращением оборотов (объемов производства и продаж) у малых предприятий (особенно в строительстве, производстве стройматериалов, грузоперевозках, торговле непродовольственными товарами);

Росте просроченной кредиторской задолженности фирм перед банками, лизинговыми компаниями и контрагентами при отсутствии системы ее реструктуризации;

Разворачивании системы неплатежей;

Отсутствии доступа к банковскому кредитованию (в связи с ужесточением требований к заемщикам и ростом процентных ставок по кредитам).

На сегодняшний день финансирование малого бизнеса осуществляется за счет трех основных источников: собственный капитал, бюджетные средства и кредитование. При этом структура распределения выглядит следующим образом: бюджетные средства и кредиты составляют не более 10%, притом, что основная часть этих источников приходится на собственный капитал. Такая диспропорция отражается на структуре оборота малых предприятий. Имея значительный объем оборота (за первое полугодие 2010 года он составил 4 454 481,9 млн. руб.) малый бизнес демонстрирует прибыль не более 1%. Данная тенденция свидетельствует об отсутствии у малого бизнеса средств на его расширенное воспроизводство. Эта же тенденция обуславливает высокую долю теневого наличного оборота. Преодоление данной проблемы возможно на основе расширения доступа малого бизнеса к «дешевым» ресурсам. Значительную роль в этом могло бы сыграть микрофинансирование. Под микрофинансовой деятельностью понимается деятельность юридических лиц, имеющих статус микрофинансовой организации, а также иных юридических лиц, имеющих право на осуществление микрофинансовой деятельности по предоставлению микрозаймов (микрофинансирование) .

4. Краткие анализы малого предпринимательства

Таблица 1. Сравнительный анализ преимуществ и недостатков малого предпринимательства

Роль малого предпринимательства в экономике страны

Таблица 2. Анализ малого бизнеса как модели экономической деятельности

Рисунок 2. Укрупненное «дерево» проблем российского малого предпринимательства

5. Причины несовершенства финансовых рынков по отношению к мелким предприятиям

Рисунок 3

6. Финансовые инструменты, используемые для увеличения притока различных видов финансирования в малые предприятия

Рисунок 4

Заключение

В настоящее время в экономике России ключевым источником роста эффективности производства, насыщения рынка необходимыми товарами, услугами и повышения уровня жизни населения является развитие малого предпринимательства.

Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться, создавать атмосферу конкуренции, и это, пожалуй, самое главное, без чего рыночная экономика невозможна.

В развитых странах со сложившейся рыночной экономикой малое предпринимательство пользуется государственной поддержкой, поскольку оно обеспечивает необходимую для нормального функционирования народного хозяйства конкурентную среду, способствует росту промышленной продукции, совершенствованию технологических процессов, снижению безработицы. Государственная поддержка особенно нужна малому предпринимательству в условиях перехода плановой экономики к рыночной, когда предприниматели вступают в конкурентную борьбу со сложившимися за долгие годы монопольными структурами, главенствующими на внутреннем и внешнем рынке, обладающими большими финансовыми, материальными и людскими ресурсами и, как правило, базирующихся на наиболее эффективных источниках сырья.

Список литературы

1. Батычко, В.Т. Предпринимательское право / В.Т. Батычко // Административно - управленческий портал [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Таганрог, 2011.

2. Буев, В. Малый бизнес: текущее состояние и проблемы финансирования / В. Буев, А. Шамрай, А. Шестоперов // Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Москва, 2010

3. Бурлуткин, Т.В. Анализ источников финансирования малых предприятий / Т.В. Бурлуткин // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса, - 2012. - № 3 (20). - С. 243

4. Источники финансирования предприятий [Электронный ресурс] / СТАРТАП - 2012.

5. Кошелева Т.Н. Финансирование деятельности малого предпринимательства в процессе его стратегического развития / Т.Н. Кошелева // Институт бизнеса и права [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - СПб, 2010

6. Михайлов А. Финансирование малого бизнеса - кредиты под малый бизнес

7. Малое предпринимательство [Электронный ресурс] / Википедия - свободная энциклопедия. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Малое_предпринимательство. - Загл. с экр.

8. Организация предпринимательской деятельности. Схемы и таблицы: учебное пособие / сост. В.П. Попков, Е.В. Евстафьева. - СПб, 2007. - 67 - 70 с., 202- 203 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Развитие малого предпринимательства в России и его современное значение. Критерии отнесения предприятий к малым. Особенности налогообложения субъектов малого бизнеса в РФ. Анализ различных режимов налогообложения, оценки эффективности их применения.

    курсовая работа , добавлен 25.09.2014

    Теоретическая характеристика экономической сущности инвестиционной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса. Инвестиционные ресурсы и источники их финансирования. Оценка инфраструктуры малого и среднего предпринимательства а Республике Казахстан.

    дипломная работа , добавлен 09.11.2010

    Понятие субъектов малого предпринимательства и государственная регистрация субъектов малого предпринимательства. Анализ финансово экономических показателей на примере ООО "Окей Сервис". Нормированное регулирование налогообложения субъектов малого бизнеса.

    дипломная работа , добавлен 26.11.2008

    Обзор состояния налоговой системы Украины, места налогов в экономической системе и развитии малого предпринимательства. Изучение нормативно-правового механизма налогообложения субъектов малого бизнеса и его влияния на социально-экономические результаты.

    статья , добавлен 19.11.2011

    дипломная работа , добавлен 01.12.2017

    Количественные показатели деятельности малого бизнеса в Бийске Алтайского края за 2006-2007 годы. Характеристика налоговых поступлений в местный бюджет по субъектам малого бизнеса. Программные мероприятия, направленные на поддержку предпринимательства.

    реферат , добавлен 15.11.2010

    Проведение анализа действующей системы льготного налогообложения малого бизнеса: определение принципов, преимуществ и недостатков. Изучение практики применения специальных режимов наложения пошлин на субъектов малого предпринимательства в России.

    дипломная работа , добавлен 25.03.2010

    Эволюция системы налогообложения малого предпринимательства. Упрощённая система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства. Единый налог на вменённый доход для определенных видов деятельности.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2005

    Основные этапы развития и законодательного определения малого и среднего предпринимательства в России. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для малых предприятий. Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности.

    контрольная работа , добавлен 01.04.2016

    Понятие малого бизнеса, его статистика. Анализ упрощенной системы налогообложения субъектов малого предпринимательства. Проблемы российского малого бизнеса, пути их решения. Законодательство РФ и предложения по изменению системы государственной поддержки.

3. Источники финансирования малых предприятий

Финансирование малых предприятий в странах с развитой рыночной экономикой осуществляется за счет как внутренних, так и внешних источников. Согласно российскому законодательству, в качестве внешних источников финансирования могут использоваться целевые банковские вклады, паи, акции, технологии, машины, кредиты, товарные знаки, интеллектуальные ценности. Основными внутренними источниками привлечения средств являются финансовые ресурсы и внутрихозяйственные резервы предпринимателя-инвестора, то есть прибыль, а также амортизационные отчисления, денежные накопления и сбережения предпринимателей, средства от страхования деятельности, денежные суммы, получаемые в качестве неустоек, штрафов и т.п. К неформальному рынку ссудных капиталов (внутренний источник финансирования) относится заем денег у родных и знакомых. Этим источником пользуются свыше 1/3 предпринимателей в нашей стране.

Согласно Федеральной программе поддержки предпринимательства на 1998-1999 годы финансирование и развитие инфраструктуры малого бизнеса должны осуществляться через Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции при Государственном комитете РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Участие Фонда в финансировании - долевое. Один из главных принципов его деятельности - условие возвратности средств. Фонду дано право выступать залогодателем, поручителем, гарантом по обязательствам предприятий.

Кратко опишем механизм кредитования малых предприятий. Вначале производится отбор представленных в Фонд проектов и программ. На этом этапе главная задача - выявить проекты, которые отвечают государственным экономическим приоритетам. В дальнейшем операции непосредственно по кредитованию и контроль за их использованием осуществляются Фондом совместно с Межэкономсбербанком и его банками-агентами на местах. Межэкономсбербанк взял на себя определенные обязательства, позволяющие: предоставлять банковские гарантии малым предприятиям для получения кредитов в коммерческих банках; увеличивать ресурсы для кредитования малого бизнеса за счет средств генерального банка; управлять банковской системой поддержки предпринимательства; получать дивиденды на вложенный капитал.

Банк-агент выделяет кредитные ресурсы строго в соответствии с перечнем проектов, утвержденным в установленном порядке Фондом, и в пределах средств кредитной линии, открытой Межэкономсбербанком. Размер маржи, взимаемой банком-агентом, устанавливается в межбанковском договоре с Межэкономсбербанком и не может превышать 5%.

Временное положение от 25 ноября 1993 г. содержит основные требования, которые будут предъявляться при рассмотрении заявок на получение кредита. В частности, предусмотрено, что удельный вес кредита в общей сумме финансирования проекта должен, как правило, составлять 50% (но не более 70%). Остальную часть средств изыскивает предприниматель за счет других источников, в первую очередь собственных. Чем больше доля инвестора в финансировании проекта, тем ниже процентная ставка по кредиту. Максимальный срок реализации проекта и погашения кредита - 1,5 года (для отдельных проектов - до 2 лет).

Заключая договоры с банками-агентами на предоставление кредитных ресурсов, Межэкономсбербанк в целях обеспечения своевременного возврата кредита и уплаты процентов запрещает использовать полученные банком-агентом кредитные ресурсы для зачисления на депозитные счета, осуществления операций по межбанковскому кредитованию, покупки свободно конвертируемой валюты, а также отвлекать средства на другие цели, не предусмотренные договором. Для получения кредита субъекты малого предпринимательства предоставляют соответствующие документы в региональные органы, которые в месячный срок, проведя независимую экспертизу проекта, выносят заключение о целесообразности выделения на него средств. Затем на их основе формируется региональная программа, которая направляется в исполнительную дирекцию Фонда.

Недостатком системы предоставления кредитов через Фонд является ее громоздкость. Целесообразно, на наш взгляд, создать при Фонде совещательно-рекомендательный совет из представителей общественных объединений малых предприятий в лице Торгово-промышленной палаты РФ, банковских структур, заинтересованных министерств и ведомств.

Учитывая общее состояние российской экономики и значительный дефицит государственного бюджета, единственным реальным внешним источником финансирования малого бизнеса в настоящее время является банковский кредит. Для объектов малого предпринимательства из-за высоких рисков, связанных с предоставлением кредита, кредитные сделки следует оформлять под какой-либо залог: недвижимости, товаров, ценных бумаг. Нужно более широко использовать и нетрадиционные виды финансовых услуг. Приблизительная схема финансирования малого предприятия при помощи лизингового кредита заключается в следующем: предприятие хочет приобрести новое оборудование; банк оплачивает эту услугу, то есть 100% стоимости оборудования; предприятие либо берет его у банка в аренду, либо использует лизинговый кредит с последующим выкупом. Срок подобного кредита составляет от 2 до 6 лет. Существует также лизинг недвижимости: строительство здания банком и сдача его в аренду предприятию с условием его последующего выкупа. При факторинговых операциях при неоплате требований плательщиком они переуступаются факторинговому отделу банка, и последний платит определенный в договоре процент от суммы требований. Таким образом, в данном случае происходит переуступка просроченной задолженности.

Функционирование малых предприятий и кредитных учреждений в рыночной экономике, с одной стороны, требует решения проблемы выработки критериев платежеспособности заемщика, а с другой -проведения анализа условий предоставления кредитов и принципов их использования. Кредитное учреждение должно быть уверено в наличии у кредитуемого предприятия средств для расчетов, в его способности к своевременному погашению кредита. На основании данных бухгалтерского баланса можно оценить, насколько прибыльна деятельность предприятия и каков размер риска, принимаемого на себя банком.

При расчете кредитоспособности предприятия используются следующие показатели его финансово-хозяйственной деятельности: коэффициент финансового покрытия - он характеризует общую кредитоспособность предприятия - отношение текущих активов к текущим обязательствам; коэффициент текущей ликвидности - отношение денежных средств, средств в расчетах и оборотных активов предприятия к текущим обязательствам; коэффициент абсолютной ликвидности - отношение денежных средств предприятия к текущим обязательствам; коэффициент соотношения собственных средств и привлеченного капитала - он характеризует финансовую устойчивость предприятия; коэффициент оборотных средств - отношение собственных средств к итогу баланса.

Класс кредитоспособности клиентов определяется путем сопоставления значений финансовых коэффициентов, полученных на основе показателей баланса, с критериальным уровнем, характерным для данного класса их рейтинга. В качестве показателей таких уровней должны использоваться среднеотраслевые значения финансовых коэффициентов.

На основании представленных досье клиентов и их гарантий коммерческим банкам последним необходимо разрабатывать собственные планы финансирования мелких и средних предприятий, устанавливая объем и сроки их кредитования. Возможен следующий порядок предоставления им кредитов:

Составление досье клиента;

Разработка плана финансирования;

Сопоставление кредита с результатами деятельности предприятия, если ссудой покрывается 50-80% его расходов;

Определение класса кредитоспособности предприятия;

Выбор ставки процента за кредит (она может быть постоянной или переменной);

Расчет срока окупаемости кредита;

Принятие решения о сроке кредитования;

Определение регулярности возмещения кредита;

Составление контракта (договора о возврате);

Проверка и контроль различных этапов выполнения контракта;

В случае задержки выполнения или невыполнения условий контракта - совместные действия по исправлению ситуации.

Создание специальной сети коммерческих банковских структур для финансирования малых предприятий - одна из насущных проблем. Для повышения заинтересованности банков в такой деятельности необходимо предусмотреть, помимо общих (уменьшение ставки процента в 1,5 раза согласно Указу президента РФ от 22 декабря 1993 г.), дополнительную систему льгот и приоритетов, например, рекомендовать полное или частичное освобождение от налогов прибыли банков, полученной от вложения средств в малый бизнес, а также определить совместно с Центральным банком России порядок компенсации коммерческим банкам льгот по целевым кредитам для предприятий малого бизнеса.

Стимулировать коммерческие банки к посредничеству и предоставлению кредитов малому бизнесу будет появление организации по переучету займов. Программы такого переучета привлекательны тем, что они приводят к росту портфеля займов без излишней нагрузки на собственные ресурсы банков.

Внешним внебюджетным источником финансирования малого бизнеса, помимо коммерческих банков, является частное или спонсорское финансирование. На Западе нередко за малой фирмой стоит крупная частная корпорация, заинтересованная в результатах работы тех или иных предприятий, например, венчурных компаний, которые берут на себя риск конструкторской, технологической и проектной разработки принципиально новых технологий, опытного и промышленного их освоения.

Главный стимул венчурного инвестирования - прибыль от прироста стоимости акций компании. Кредитор рассчитывает на то, что последняя, быстро достигнув стадии серийного производства новой оригинальной продукции, станет приносить повышенную прибыль. В этом случае финансист, предоставивший кредит в обмен на акции новой фирмы, сможет с большой выгодой реализовать свою долю ценных бумаг. Несмотря на то, что многие венчурные фирмы терпят неудачу (и соответственно средства, предоставленные им, приходится списывать в убытки), прибыль, полученная от успешных проектов, с лихвой оправдывает риск. Использование венчурного капитала пока не получило широкого распространения в российской предпринимательской практике, хотя отечественное законодательство предусматривает возможность участия в инвестиционной деятельности как частных лиц, так и предприятий различных организационно-правовых форм.

Еще одним внешним внебюджетным источником финансирования малых предприятий может служить совместное инвестирование. Например, в ФРГ банками и страховыми компаниями создаются специальные фирмы, участвующие и капитале мелких и средних предприятий. Совместное инвестирование в нашей стране возможно через договоры-подряды по финансированию какой-либо разработки. В зависимости от характера выполняемых работ и достигнутых между сторонами договоренностей финансирование производится путем частичной предварительной оплаты (финансирования) или предоплаты.

Особый интерес представляет такой внешний источник финансирования, как привлечение капиталов с помощью выпуска и размещения акций и иных ценных бумаг при посредничестве инвестиционных институтов. Существенным недостатком акционирования в качестве способа привлечения дополнительных средств является возможность частичной или полной утраты финансируемым предприятием-эмитентом самостоятельности.

Коммерческие банки могли бы организовывать сотрудничество между отечественными финансово-промышленными группами и малым и средним бизнесом с помощью контрактных, субподрядных, арендных отношений. Это позволило бы соединить мобильность, гибкость, инициативу малого производства и мощь и влияние крупных предприятий. В результате возрастет конкуренция в сфере малого и среднего бизнеса за контракты с корпорациями.

Финансированию малого бизнеса могут содействовать кредитные программы и многочисленные региональные, городские, целевые фонды. Поскольку деятельность самих малых предприятий ориентирована главным образом на местный рынок, многие финансовые вопросы необходимо решать с участием местных органов власти. Последние должны определить основные направления поддержки предпринимательства, разработать комплекс необходимых мероприятий, изыскать материально-технические и финансовые ресурсы для их реализации за счет региональных источников.

Согласно Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 1998-1998 гг. доходы от деятельности Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, преобразованного из Фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции и находящегося в ведении Государственного комитета РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, государственных и муниципальных фондов остаются в их распоряжении, не подлежат налогообложению и направляются на реализацию целей и задач, предусмотренных федеральным законом.

Большую роль в организации финансирования малого бизнеса в регионах могли бы сыграть общества взаимного кредита и торгово-промышленные палаты, выступающие в качестве гарантов кредита. Общество взаимного кредита - объединение страховой организации и банка для финансирования малых предприятий. Ему предоставляется право производить все краткосрочные банковские операции, кроме выдачи целевых кредитов, прежде всего товарно-комиссионные, учет и обеспечение векселей. Названные общественные структуры должны также давать коммерческим банкам или городским фондам свои рекомендации по кредитованию отдельных предприятий после соответствующей проверки их финансового состояния. В этих случаях кредит может выдаваться без залога.

III. Заключение: Перспективы малого бизнеса в России

Одно из решающих направлений развития российской экономики - структурная перестройка индустрии, призванная обеспечивать, в частности, развертывание сети малых промышленных предприятий. Роль этого сектора действительно велика, поскольку он способствует рыночно ориентированному выпуску инвестиционных и потребительских товаров, восстановлению технологических кооперационных “цепочек”, стимулирует дух предпринимательства, инновационную активность, а в конечном счете обеспечивает рост ВВП, доходов бюджетов и занятости, решение других социально-экономических проблем. В регионы с благоприятными условиями для развития малых предприятий, например, в Москве, структурная перестройка уже принесла положительные результаты.

Развитие российских малых промышленных предприятий (в том числе исследовательских и конструкторских, нацеленных на технологические инновации) имеет некоторые особенности. В числе последних обычно называют вынужденную диверсификацию деятельности, стремление к максимальной самостоятельности (включая пассивное отношение к участию в союзы, ассоциациях, объединениях, обществах взаимного кредитования и в других формы предпринимательской самоорганизации), ориентацию на производство конечного продукта, слабость менеджмента, неразвитость инфраструктуры поддержки, и др. Со всем этим нельзя не согласиться, однако не менее специфичен и вопрос о том, кто именно в условиях России является или в ближайшем будущем сумеет выступить в качестве инициатора, организатора и инвестора промышленных проектов в сфере малого предпринимательства. Думается, на эти роли могут в принципе претендовать три основные категории физических или юридических лиц.

Речь идет, во-первых, о носителях тех научно-технических знаний, которые имеют перспективу реализации в продукции высокого рыночного спроса. Как правило, это работники научно-технических организаций и промышленных предприятий (иногда и коллективы отдельных их подразделений), обладающие “ноу-хау”, научно-техническими заделами и т.п., приобретенными в предшествующий период. Подобного рода “итээровские” специалисты обладают, конечно, неким потенциалом осуществления инновационных промышленных проектов, однако на практике он реализуется далеко не всегда в связи с хорошо известными финансовыми, организационными, маркетинговыми, юридическими н иными многочисленными проблемами, с преодолением которых сопряжено открытие в России малого предприятия.

Реальной помощью со стороны федеральных и местных органов в реализации промышленных проектов для этой группы лиц способно выступить развертывание системы бизнес-инкубаторов, предоставляющих лабораторно-производственные площади и оказывающих технические, организационные, информационные и прочие необходимые услуги начинающим предпринимателям. Однако в условиях острейшего дефицита бюджетного финансирования нужд развития малого предпринимательства соответствующие надежды весьма слабы. Ныне бездействуют даже многие из уже созданных бизнес-инкубаторов (в Зеленограде – 70 %).

Во-вторых, инициаторами создания малых промышленных предприятий могут выступать крупные производственные организации, а также финансово-кредитные институты. Однако многие из первых ныне сами испытывают весьма серьезные финансовые затруднения, и их интересы подчас вынужденно лежат совсем в других сферы. Кроме того, в отличие от ситуации в странах с развитой рыночной экономикой (особенно в Японии, где корпорации, как известно, оказывают весьма ощутимую поддержку малому бизнесу, причем не только финансовую, но и в части технологии менеджмента, маркетинга, контроля качества и т.п.) российские крупные производства склонны к поглощению, инкорпорированию малых предприятий в свои структуры. Положению, характерна для второй половины 80-х годов, когда крупные предприятия создавали малые “при себе), зачастую (извлекая при этом нелегальные доходы, ныне в корне изменилось. Даже сравнительно успешно работающие предприятия не проводят и, по-видимому, еще долго не будут проводить политику “отпочкования” своих структурных подразделений в самостоятельные производственные единицы (исключая, конечно, посреднические организации или хотя бы линию на поощрение подобных инициатив со стороны. Действительная поддержка малого промышленного предпринимательства со стороны крупных производств, как известно, базируется на реальных связях по кооперации (поставках комплектующих, нестандартного технологического оборудования и т.п.); между тем многолетняя ориентация отечественных крупных предприятий на собственные силы, а не на межпроизводственную кооперацию, можно полагать, сохраняются в течение длительного времени.

Для коммерческих банков в настоящее время характерны процессы укрупнения капиталов путем слияний, поглощений и т.п. Опыт показывает, что кредитование малых предприятий не входит в круг интересов мощных коммерческо-банковских структур; еще менее склонны они заниматься самостоятельным поиском и отбором инвестиционных проектов в сфере малого предпринимательства (то же можно сказать и о других финансово-кредитных институтах). Что касается выдачи малым предприятиям кредитов на реализацию промышленных проектов под гарантии правительственных органов, то подобного рода механизмы пока еще совершенно не отработаны.

В-третьих, в контингент потенциальных организаторов и инвесторов малого промышленного предпринимательства входят, думается, сами малые и средние предприятия, функционирующие как в сферах торговли и посреднических услуг, так и непосредственно в производстве. В силу интенсификации конкуренции и естественного ужесточения внешних условий функционирования малые предприятия в этих сферы обнаруживают стремление к диверсификации, расширению профильности, переводу инвестиционных потоков в новые отрасли. В этом плане производственная сфера начинает представлять для рассматриваемых потенциальных инвесторов существенный интерес.

Основания для подобного вывода таковы.

Во-первых, торговые и посреднические предприятия могут быть заинтересованы в том, чтобы самостоятельно производить профильную для своей деятельности продукцию (или непосредственно контролировать производство), экономя тем самым на трансакционных операциях, определяя номенклатуру и качество, а в известном смысле и монополизируя сети распределения данного товара.

Во-вторых, наличие в промышленности незагруженных или недогруженных производственных мощностей, причем зачастую вполне современных по своим технологическим возможностям и характеристикам, позволяет достаточно выгодно использовать их либо на правы аренды, либо выкупая у собственника.

В-третьих, производство той или иной продукции может быть обеспечено необходимыми материалами и комплектующими изделиями при весьма благоприятных договорных условиях, если производители этих материалов испытывают трудности со сбытом. В-четвертых, не единичны случаи, когда некоторые ресурсы, прежде всего природные (продукция первичных отраслей), непосредственно реализуемые на внутренних или внешних рынках, даже при неглубокой степени переработки могут иметь существенно более высокую цену. В-пятых, малый бизнес, как известно, особо адаптирован к регионами, где он функционирует. В связи с этим большое влияние на его развитие оказывает политика местных администраций, которая, как и предусматривает госпрограмма поддержки и развития малого предпринимательства, адаптирует задаваемые федеральными законами параметры к условиям соответствующих регионов. Так, в 1997 г. более чем в 40 регионах России созданы соответствующие фонды поддержки, развивается инфраструктура, реализуются поддерживающие программы и т.д. Для многих региональных администраций активизация малого промышленного производства является предпочтительной, позволяя прежде всего решать проблемы занятости квалифицированных работников, высвобожденных в связи с остановкой крупных индустриальных предприятий. Надо иметь в виду: малые промышленные предприятия контролируются значительно легче, чем организации, скажем, торговли и общественного питания, что упрощает сбор налогов и других платежей.

Рассматриваемая третья группа потенциальных организаторов является и наиболее состоятельной в инвестиционном плане. Малые предпринимательские структуры располагают реальными средствами для создания основных и оборотных фондов, обеспечивающих стартовые условия маломасштабного промышленного производства. Наличие таких средств позволяет структурам, о которых идет речь, перераспределять потоки финансовых ресурсов между сферами деятельности, что способствует эффективности реализация промышленных проектов. Существенно, далее, следящее: действующие малые предприятия имеют устоявшиеся схемы взаимодействия с финансово-кредитными учреждениями, а также собственность в виде объектов недвижимости и запасов товарно-материальных ценностей, что облегчает получение ими кредитов, необходимых для выполнения инвестиционных промышленных проектов. Наконец, важнейшим преимуществом данной группы инвесторов, готовых диверсифицировать свою предпринимательскую активность, является тот опыт практического менеджмента, которого обычно столь недостает в начальный период бизнес-деятельности.

Вышеизложенное позволяет утверждать, что в обозримой перспективе инициативы по созданию и инвестированию малых промышленных предприятий будут исходить прежде всего от небольших организаций непроизводственной и производственной сфер. Из этого утверждения следует минимум два основных вывода относительно содержания действий, направленных на поддержку подобных инициатив.

Первый состоит в том, что государству в лице его федеральных и региональных органов власти и управления, следует создать условия для перелива частных капиталов в реализацию малых промышленных проектов. Здесь существует ряд возможностей, таких, в частности, как приоритетное гарантирование кредитов под эти программы и введение налоговых каникул на период их осуществления, снижение или отмена налогов на часть прибыли, направляемой на инвестиционные цели. Перечень мер подобной политики может быть продолжен на основе обобщения и первого отечественного опыта, и богатой зарубежной практики поддержки малого предпринимательства со стороны государственных органов (Администрации малого бизнеса и ее региональных органов США, Агентства малого и среднего предпринимательства Министерства внешней торговли и промышленности Японии, палат ремесел Германии и Франции, и т.д.).

Второй вывод касается выбора промышленных проектов, т.е. вопроса о том, каким образом инициаторы создания малых промышленных предприятий могут определять оптимальные сферы приложения их предпринимательских усилий, места размещения, масштабы деятельности и т.п. Решению этой проблемы вряд ли может помочь изучение зарубежного опыта, хотя данные об отраслевой специализации малого бизнеса регулярно публикуются соответствующими национальными и международными организациями (слишком уж существенны различия экономики России и стран с развитыми рыночными системами). Малые предпринимательские структуры не имеют ни организационных, ни финансовых возможностей для формирования экспертных комиссий, способных (по численности и уровню квалификации своих членов) оценить приоритеты проектов по необходимому набору критериев. Хуже того, задача подчас заключается не столько в выборе лучшего проекта из имеющихся альтернатив, сколько в поиске самих альтернативных проектов.

Каким же может быть адаптированный к российским реальностям алгоритм поиска промышленных проектов, посильных малым предпринимательским структурам. Исходным пунктом должно стать определение основных факторов, ограничивающих зоны возможных решений: ресурсный потенции, приоритеты, риски, рынки. В состав фактора “ресурсный потенциал” входят возможности: использования собственных средств, получения кредита и льгот, долевого участия других инвесторов. Фактор “приоритеты” раскрывается следующим образом: наличие платежеспособного спроса, высокая доходность, короткие сроки реализации, высокая ликвидность, вхождение в состав приоритетов промышленной политики. Фактор “риски” охватывает политические, экономические, конкурентные и технологические риски, а фактор “рынки” - внутренний монопольный, региональный монопольный и экспортный монопольный рынки, рынки импортозамещающие и свободные. Определение факторов и их состава позволяет построить двухмерную матрицу решений и субъективно оценить важность значений ее строк и столбцов. Выявленные таким образом приоритеты инвестирования указывают на зоны поиска потенциальных проектов.

Предлагаемый подход к решению задачи выбора инвестиционных проектов в сфере малого предпринимательства основан на субъективной оценке факторов и их состава. Однако эту оценку можно было бы существенно объективировать при определенных организационных усилиях госорганов поддержки предпринимательства. Они могли бы, во-первых, разрабатывать перечни приоритетных проблем отраслевого или регионального характера. Во-вторых, определение состава факторов и раскрытие содержания их элементов, необходимые для выбора промышленных проектов, можно было бы организовать путем проведения представительных опросов (на добровольной основе) - руководителей предпринимательских структур и публикаций соответствующих усредненных значений. Тем самым потенциальные инвесторы имели бы возможность получать достоверные исходные данные для выбора промышленных проектов в сфере малого предпринимательства.

Зависимы от региональных и местных администраций, чем крупные и средние предприятия. Поэтому рассмотрение региональных особенностей развития малого предпринимательства в России на сегодняшний день представляется актуальным. В каждом регионе предпринимательство развивается по-своему, в зависимости от физико-географической структуры, экономической составляющей, политико-административной структуры...

Малого предпринимательства участников конференции ознакомил заместитель губернатора Краснодарского края Александр Ремезков: в целом Краснодарский край по показателям развития малого бизнеса входит в двадцатку по России и лидирует по югу России. Было сказано об основных проблемах тормозящих развитие предпринимательства и конкретных мероприятиях, призванных устранить их. Во-первых, необходимо...

Быть ничего удивительного или неожиданного: именно слабость, неопределенность, робость такой поддержки (особенно если иметь в виду не декларации, а реальные дела) является одним из важнейших факторов, не позволяющих малому бизнесу в России обрести твердую почву под ногами и тем самым создать важную опору для выхода страны из сковывающего ее затяжного экономического кризиса. В пользу акцента на...