Юрий Любимов: биография, личная жизнь. Юрий Петрович Любимов — биография, личная жизнь режиссера Сколько лет юрию любимову

66-й сезон в знаменитом Театре на Таганке завершился громким скандалом. Его основатель и художественный руководитель Юрий Любимов покинул занимаемый пост, упрекая труппу в «лицемерии и ничем не оправданных актерских амбициях». Последней каплей в напряженных отношениях стала невыплата актерам положенного гонорара за гастроли в Чехии. Труппа обвинила Любимова в обмане, он ее — в излишней жадности. В результате Любимов положил на стол заявление: «Я ухожу навсегда!»

Официально Юрий Петрович отстранен от должности с 16 июля. Художественным руководителем Театра на Таганке стал народный артист России Валерий Золотухин. Ушла с поста заместителя директора театра и супруга режиссера Каталин Кунц. Именно ей многие актеры приписывают все беды театра. «Театр сделал один человек и именно благодаря ему он стал знаменит!» — поддержала супруга Каталин, заявив, что Любимов может запретить актерам играть на сцене все его постановки…

«Я говорила Любимову, что сложившаяся ситуация плохо кончится»

— Положение дел ужасное, — печально сообщила «ФАКТАМ» по телефону заслуженная артистка России, вдова Семена Фарады Марина Полицеймако . — Что сказать? Юрий Петрович — мой учитель. Вы понимаете, как я сейчас переживаю все произошедшее. Это так тяжело.. .

— Говорят, конфликт с коллективом Театра на Таганке у Любимова был давно.

— Это правда. А поездка на гастроли в Чехию стала последней каплей. Но ситуацию, которая там сложилась, трудно назвать скандальной, как это пытаются некоторые преподнести. Просто чешские продюсеры, принимавшие наш театр на гастроли, сами как-то проговорились актерам, что им положены еще какие-то гонорары. И тогда один-единственный актер очень корректно спросил у Любимова о деньгах. Причем совершенно спокойным тоном, вот как сейчас я с вами разговариваю. На что Юрий Петрович ответил, мол, больше никаких денег нет, все остальное получите в Москве. Это значит — всего две-три тысячи рублей (около 600-800 гривен. — Авт . ). Актеры стали возражать, говоря, что им известно о гораздо больших суммах. И вот тогда Любимов стал жутко орать, обвиняя всех и вся.

— А актеры действительно отказались играть спектакли в Праге без денег?

— Это чистое вранье! И вообще весь этот скандал раздул сам Любимов.

*Марина Полицеймако и ее муж Семен Фарада много лет были в числе ведущих актеров Театра на Таганке

— Но зачем он ему?

— Знаете, Юрий Петрович очень изменился за последнее время. Он стал совсем другим. И перемены эти произошли с ним в силу семейных обстоятельств .

— Вы имеете в виду его супругу, венгерку Каталин Кунц?

— Ну да! Ведь по сути именно она руководит Театром на Таганке! Каталин ненавидит все русское, считая, что это, простите, говно. Русских она называет свиньями, а нас, актеров, — отвратительными тварями!

— Это Каталин, которая жила и училась в Москве?! Восемь лет прослужившая в вашем театре?!

— Да! Так и есть!

— И Юрий Петрович закрывает на это глаза?

— Сначала мы все терпели эти оскорбления, не хотели расстраивать Любимова, потому что очень его любили. Но в конце концов я лично ему обо всем рассказала, заметив, что это плохо кончится. Это был разговор тет-а-тет. Он мне лишь ответил: «Маша, Катя плохо владеет русским языком». Я возразила: «Юрий Петрович, она прекрасно понимает и знает, с кем и как разговаривает. Все терпят лишь из уважения к вам!» Я говорила это Любимову еще год назад. А в Чехии просто прорвался нарыв. Я туда не ездила, меня ко времени гастролей уже выкинули из спектакля «Добрый человек», но актеры очень живо все мне пересказали.

«Пусть он — гений, но это не дает ему право так поступать с нами!»

— Любимов сейчас довольно воинственно настроен по отношению к актерам, своим постановкам.

— Ужасно… Как он нас теперь «размазывает»! Говорит, что заставит освободить помещение театра и наберет новую труппу! «Я выкину вас всех!» — кричал он нам. Накануне его почти 100-летия это звучит более чем странно. Любимов собирается выкинуть тех актеров, которые помогали ему всю жизнь. И я одна из них!

— Вы ведь пришли в театр на втором году его существования…

— Да, в 1965-м. Любимов только набирал труппу, и я единственная, кто остался в театре из того, первого, набора. Мы все были отчаянно влюблены в Юрия Петровича! А он теперь говорит, что подобную ситуацию с актерами проходил дважды. Вранье! Никто из нас возражать такому мэтру, как он, и не думал! Когда Любимов был вынужден уехать из Советского Союза и восемь лет не мог вернуться, мы постоянно ходатайствовали за него перед властями. Даже Михаилу Горбачеву писали. Записки через иностранцев передавали на Запад… Но больше всего меня возмутило, что в одном из интервью Юрий Петрович обвинил во всем меня! Мол, я — заводила, именно я затеяла этот конфликт. И это после того, как я всегда его защищала и была ему верной…

*Жена Юрия Любимова Каталин Кунц благодаря поддержке мужа сделала в театре головокружительную карьеру — от уборщицы до директора

— Неужели жена имеет на Любимова такое влияние?

— Еще какое! Знаете, когда мужчине уже 94 года, он, конечно, зависим. Особенно от женщины, которая за ним ухаживает. Но это не дает ему право так поступать с нами! Да, пусть он — гений, но убивать детей своих же не позволительно!

— Супруга Любимова занимала в театре довольно влиятельную должность.

— Юрий Петрович сам ее на нее и назначил. Но происходило ее восхождение постепенно. Сначала Каталин просто убирала туалеты. Потом стала его помощницей и наконец директором. В последнее время она открыто говорила, что Любимов — ноль, здесь все, мол, решаю я! Она увольняла актеров, творила произвол. Ой, все это так неправильно…

— Помните ваш последний разговор с Юрием Петровичем?

— Это было на собрании всего коллектива. Очень тяжелый получился разговор. Любимов нас всех обвинял в непокорстве, ему вторила супруга. Тогда мы и решили, что на смену ему должен прийти человек из нашего же коллектива. Все поддержали кандидатуру Валерия Золотухина. Потом выбрали худсовет, людей, которые будут следить за театром во время нашего отпуска. Ведь с понедельника мы отдыхаем. Дай Бог, чтобы не вернулись к закрытым дверям театра. От Любимова теперь можно всего ожидать. Вот такая ситуация, дорогая моя Украина…

ИЗ ДОСЬЕ «ФАКТОВ»

1964 год . В Московский театр драмы и комедии пришел молодой главный режиссер — артист Театра имени Вахтангова Юрий Любимов. С тех пор театр стал носить имя улицы, на которой и расположен, — Таганка.

Среди ведущих актеров театра были Владимир Высоцкий, Алла Демидова, Вениамин Смехов, Леонид Филатов, Борис Хмельницкий, Семен Фарада.
Самые знаменитые спектакли в постановке Любимова — «Добрый человек из Сезуана», «Десять дней, которые потрясли мир», «Гамлет», «Живой», «Владимир Высоцкий».

1984 год. Из-за конфликта с властями Юрий Любимов покидает Советский Союз, его лишают гражданства. Театром руководит его ученик Николай Губенко.

1989 год. С началом перестройки Юрий Любимов вновь возглавляет Театр на Таганке.

30 июня 2011 года. На спектакле «Маска и душа» Юрий Любимов, выйдя к зрителям, объявил, что прекращает работу с труппой театра.

Из официального заявления Юрия Любимова:

«Труппа Театра на Таганке, созданного мною, в последнее время утратила интерес к игре на сцене. А когда этот интерес утрачивается, все начинает распадаться. Этот распад проявляется в небрежной сценической работе, опозданиях на репетиции и на спектакли, вплоть до неявок, бесконечных отказах от ролей, незнании текста, нежелании являться на тренинги по движению, хоровые занятия. Зато актеры очень дружно приходят на профсоюзные собрания, охотно ведут бесконечные препирательства с дирекцией. Они забывают о том, что их главное предназначение — хорошо играть на сцене. На гастролях в Чехии актеры Таганки в ультимативной форме потребовали выплаты еще не отыгранных ими денег, при том, что им были выплачены и суточные в Москве, и дополнительные 600 крон по приезде. Им надо было срочно «отовариться» (так говорили в СССР), или же сделать «шопинг», как говорят сейчас, — потому что, как сказали они, в Чехии все дешевле… Актеры Таганки, к сожалению, выступили в эстетике бесконечных криминальных сериалов, их вымогательство переводилось просто: «гони бабки».

У меня нет опасений относительно собственного будущего. Я могу работать в любом полушарии. Предложений ставить спектакли у меня достаточно. Захочу — наберу антрепризную труппу…

Когда-то меня выгнало государство, а теперь довели артисты… Зачем мне работать с такой труппой? В конце концов, чего на свете не бывает, — и мужья с женами разводятся. Я свободный человек. А Таганка кончена…»

Из открытого письма артистов Театра на Таганке Юрию Любимову:

« Уважаемый Юрий Петрович!
Вы, как человек творческий, как режиссер, наделенный небывалым воображением, судя по всему, и впрямь отождествили нас с «подонками квартала» из Вашей легендарной брехтовской постановки. « Хамло, быдло, непотребство, подонки, негодяи, подверженные бешеным приступам идиоты », — вот неполный перечень тех званий, в которые в течение одной календарной декады Вы успели произвести Ваших учеников и многолетних соратников от мала до велика. В пылу обуявшего Вас гнева весьма сомнительно выразились и о покойниках. Стоит ли пятнать память Л. Филатова публичными домыслами об интимных подробностях его жизни? Да и В. Высоцкий, которому Вы некогда посвятили выдающийся спектакль, все-таки останется в людском сознании как поэт и артист, а не как Ваш личный домашний информатор…

Ваш сын, получивший благодаря Вам прекрасное западное образование и возможность жить в любой стране мира, всегда может с полным правом и с гордостью сказать: « Мой отец — великий режиссер, составивший славу русской советской культуры, основатель всемирно прославленного театра ». Почему же нашим детям и внукам Вы не уготовили ничего, кроме позорной участи стыдливо отводить глаза, когда им кто-нибудь бросит в лицо: « Вы из семьи тех негодяев, которые развалили прекрасный театр? Тех, кого можно оскорбить, опорочить, смешать с грязью, а они малодушно этого не заметят? Тех, кого можно выкинуть на улицу, как использованную тряпку? Тех, кому можно при всех плюнуть в лицо, а они утрутся и пойдут дальше «кривляться» и заниматься «профессией падших», как Вы изволили обобщить суть актерского ремесла? ..»

Но Вы ошиблись, уважаемый Юрий Петрович, если подумали, что мы, как стадо баранов, жертвенно склонив головы, потащимся на заклание и потянем за собой свои семьи. Это был бы очень плохой и некрасивый конец.

А первый и главный урок, который мы восприняли от Вас, а Вы от одного из Ваших театральных крестных отцов Б. Брехта, сводится к следующему:

Плохой конец заранее
отброшен,
Он должен, должен,
должен быть хорошим!»

Жизнь советских деятелей искусства отличается своей насыщенностью и неоднозначностью. Среди множества талантливых людей прошлого века в театральной профессии ярким человеком прослыл также и Юрий Петрович Любимов. Биография Юрия ознаменовалась пышными всполохами и многочисленными смутами. Как внутренними, так и внешними.

Но уют и душевное спокойствие к Любимову пришли в его личной жизни, которая, однако, все же не была безоблачной, и ради спокойствия рядом с родным человеком ему пришлось вынести немало сложных жизненных испытаний.

Рождение актера произошло в купеческой семье, его отец владел магазином. Этот предприимчивый человек слыл истинным барином, который не любил себе в чем-либо отказывать, ему была присуща любовь к красивым и дорогим вещам. Торговал он преимущественно различными соленьями, и эта деятельность сделала его по тем временам зажиточным человеком. Юрий Петрович на четверть имел цыганскую кровь, переданную ему его дедом. Мать Любимова была интеллигентной женщиной, имевшей педагогическое образование, и по этой причине посвятившая свою жизнь преподавательской сфере.

Родным городом для Юрия Петровича был Ярославль, но в скором времени его семье удалось перебраться в столицу, где, будучи еще ребенком, ему пришлось наблюдать весьма трагическую картину – его родителей подвергли аресту. Виной всему послужило щегольство его отца, в доме которого находилось немало вещей роскоши, а также огромная, многотомная библиотека.

Его погубил дерзкий нрав, и поэтому все имущество, находящееся в его распоряжении и представлявшее какую-либо ценность, было конфисковано. Так однажды отец Любимова потерял все то, что собирал длительные годы. Юрий фактически оказался предан самому себе, и это в будущем отразилось на его предпочтениях в том, чему он желает посвятить свою дальнейшую жизнь, что, впрочем, повлекло исключительно положительный эффект.

Однако спустя непродолжительный промежуток времени мать Юрия выпустили, и она смогла вернуться к своим трем детям. У Любимова был старший брат Давид и сестра Наташа, горячо им любимые. Все они, закаленные временами сурового НЭПа, мужественно снесли все испытания, какие только могли свалиться на их юные плечи. В этом помогла та сила духа, которая передалась им по наследству.

Зажиточная семья, членом которой был Юрий, не только дала ему возможность самообразования через чтение хорошей литературы, но и выработала в нем стойкость к всевозможным препонам судьбы.

Юрий Любимов на съемках фильма «Робинзон Крузо»

Юрий Петрович вырос буквально на улице, где передряги происходили практически ежедневно, но выработанный годами характер помог будущему актеру добиться уважения среди сверстников и детей немногим старше. Так за ним закрепилось уважение с их стороны, и впоследствии никто больше не смел, чинить с ним разборки. Это еще подкреплялось тем, что Любимов однажды пошел на улицу с пистолетом в руке, что сыграло свою роль.

Юрий Петровича в скором времени полностью поглотила учеба в московской студии, расположенной при Московском художественном театре. При обучении он проявлял явное трудолюбие, и уже спустя год на сцене в своем исполнении он представил первую эпизодическую роль.

С этого момента началась его актерская карьера, Любимова приглашали в разнообразные спектакли всевозможных тематик. Он с особым жаром брался за работу, потому что чувствовал, что именно на этой стезе он сможет найти себя. В будущем его интуиция не обманула. Так в дальнейшем он сыграл в картинах под названиями:

  • «Человек с ружьем»;
  • «Много шума из ничего»;
  • «Принцесса Турандот» и т.д.

К сожалению, спустя небольшой промежуток времени саму студию закрыли. В качестве дипломной выпускной работы Юрию Петровичу предназначалось сыграть в спектакле «Мещане». С этой ролью он справился весьма успешно.

Начало карьеры и первая любовь

После своего выпуска, первой профессиональной работой актера стал театр имени Вахтангова, и два года подряд он был частью труппы этого учреждения. Спокойное время закончилось внезапно, летним воскресным днем 1941 года, но актер не бросил своего любимого дела. После призыва в армию его служба заключалась в том, чтобы давать небольшие концерты и участвовать в различных художественных постановках, дабы солдаты на передовой не теряли боевого духа.

Ансамбль, в котором этот талантливый человек принимал участие, гастролировал везде, где только могла понадобиться моральная поддержка. Несмотря на ужасы войны, Любимов воспылал к своему творческому делу еще больше только потому, что оно приносило пользу. Его концерты внушали бойцам решимость и твердость в сражениях.

Романтическая полоса в личной жизни у Юрия Петровича началась именно в ансамбле. В труппе принимала участие балерина Ольга Ковалева, которая буквально поразила его своим очарованием и грацией. Привлекательная и одаренная девушка быстро заняла место в сердце актера, и даже война не оказалась помехой близкой связи их душ. Недолго думая, влюбленные узаконили свои отношения, а спустя непродолжительный срок их семья пополнилась старшим сыном, которого назвали Никитой.

Супруга практически никогда не ревновала своего мужа, хотя среди женской половины он имел завидную популярность. Казалось, это не мешало их семейному счастью, но эти отношения были недолговечны. Их разрыв произошел спонтанно: Ольга забрала Никиту и уехала в Абхазию. Впоследствии она утверждала, что не было никакого критического момента, который мог подтолкнуть ее к этому решению, но никогда не конкретизировала причину их расставания.

Никита, который рос исключительно в обществе матери, успел проникнуться русским православием. Его твердым намерением впоследствии стало пойти не в обычную школу, а закончить духовную семинарию. В конечном счете, сын пошел по стопам отца, его профессией и любимым делом стала драматургия.

К тому времени Любимову удалось расширить сферу своей творческой деятельности. В том же году ему досталась роль свинопаса в кинематографической картине. После этого он играл в военной драме, а также в комедии, вышедшей уже после Великой Отечественной, носившей наименование «Беспокойное хозяйство». На сцене он буквально забывался, искусство помогало ему на время уйти от гнетущих переживаний расставания с женой.

Послевоенная деятельность в театре и кино

Демобилизация вновь привела его в 1946 году в труппу, в которой он начинал свое актерское ремесло. Театр имени Вахтангова вновь раскрыл перед ним свои двери, и Юрий Петрович целиком и полностью отдал себя неустанной работе, благодаря чему и получил достаточно быстро общенародное признание.

В 1951 году Юрия пригласили в постановку «Много шума из ничего», роль которая приносила актеру одно удовольствие. Во время работы над образом персонажа он сам не раз говорил, что для него были находкой те драматургические аспекты, какие он познал, участвуя в этой картине, потому как они ему глубоко интересны и близки.

За последующее десятилетие самыми значительными работами в области театра для Любимова стали такие постановки, как:

  • «Два веронца» (1952 г.);
  • «Чайка» (1954 г.);
  • «Идиот» (1958 г.).

В этот же период он начинает заниматься преподавательской деятельностью в училище имени Щукина, что давалось ему относительно легко, от матери Юрию Петровичу достались хорошие ораторские навыки. Ученики внимали практически каждому его слову.

Однако посвящая себя одной работе, второму ремеслу Любимов уделял не так много времени. Актерское участие в кино занимало в биографии Юрия не столь весомое место, поэтому в пятидесятые годы он мало снимается, хотя это было обосновано им же самим. Любимов всегда упоминал, что для него игра в спектаклях стояла всегда выше кинематографа, и он скорее предпочтет съемочной площадке уютную театральную сцену.

Руководительство в театре на Таганке

В это время Театр комедии и драмы, располагавшийся на Таганской площади, находился в ужасном упадке, едва держась наравне с другими, более успешными театрами. Юрию Петровичу предложили исправить плачевное положение этого учреждения культуры, и Любимов с удовольствием взялся за дело. В течение активной работы над улучшением состояния театра он смог в короткие сроки добиться смены состава труппы и даже репертуара.

Благодаря Юрию Петровичу, театр изменил не только свое внутреннее положение, но и название. В конце концов, он стал именоваться «театром на Таганке» и поставил свой первый за долгое время спектакль «Добрый человек из Сезуана», что произошло 23 апреля 1964 года.

Интересным фактом оказалось то, что после упорной реконструкции работы театра за безапелляционные и неординарные постановки его в народе стали называть метафорически «островом свободы в несвободном море».

Театральная сцена позволяла зрителям на время покинуть тот суровый мир, в котором они жили, и погрузиться в атмосферу действия иной реальности. Однако власть имущие лица государства не могли пройти мимо некоторых, по их мнению, чересчур дерзких моментов, а потому не упустили возможность позднее сказать об этом самому Юрию Петровичу.

Активная деятельность Любимова на посту руководителя позволила театру стремительно набрать успех и стать одним из ведущих в Москве. Позже Юрий Петрович был назначен режиссером в оперном театре, где первой его работой стала постановка «Под жарким солнцем любви», которая привела в восторг публику в 1975 году на итальянской сцене, а спустя четыре года на ней же дебютировал спектакль «Борис Годунов».

Среди наиболее знаменитых режиссерских работ Любимова значатся следующие:

  • «Много ли человеку надо» (1959 г.);
  • «Послушайте!» по В. Маяковскому (1967 г.);
  • «Мать» по М. Горькому (1969 г.);
  • «Гамлет» У. Шекспира (1971 г.);
  • «Мастер и Маргарита» по М. Булгакову (1977 г.);
  • «Дом на набережной» (1980 г.) и др.

В биографии Любимова восьмидесятые годы ознаменовались тяжелым периодом его жизни, так как в театре на Таганке длительное время трудился рядом с ним Владимир Высоцкий, и его внезапная смерть стала для актера страшным ударом. Но еще большим разочарованием для Юрия оказался запрет прощальной постановки в честь этого великого человека. За этим трагическим событием последовало изъятие из репертуара и «Бориса Годунова».

Лишение гражданства и работа за границей

Юрий Петрович преумножил свой талант и стал известен не только отечественной публике, но вышел за пределы родной страны. В начале восьмидесятых годов он покидает СССР и играет в спектаклях уже на зарубежной сцене. За территорию любимой страны он выезжает как прославленный режиссер, затем аудитория узнает его в амплуа актера. С этого момента начинается его незримый конфликт с Родиной.

В 1984 году Любимов пребывал в Лондоне, где узнал, что в советском союзе его лишили гражданства, чему причиной была «гражданская позиция, противоречившая политике СССР».

Но Юрий Петрович не остался отверженным и в западных странах. С огромным восторгом он был принят в Израиле, продолжал актерскую деятельность во Франции, Италии, Германии, Финляндии, США и нескольких других государствах. Его успех на чужбине был просто ошеломителен.

Возвращение на Родину

И хотя за границей Любимова признали, в душе он всегда тосковал по Родине, поэтому в 1988 году он возвращается обратно в Москву. Родина встретила актера победителем, это был настоящий триумф для Юрия, и спустя год ему вернули гражданство.

Юрий Петрович продолжил работу в родном театре на Таганке и наравне с этим не оставил деятельность на зарубежной сцене. Даже в достаточно преклонном возрасте Любимов ставил спектакли, не оставлявшие зрителей равнодушными.

Тем не менее, в 2011 году произошел раскол в труппе – разгорелся конфликт между актерами, и по этой причине Юрий был вынужден подать в отставку, но перед этим успел лишить должности художественного руководителя театра на Таганке. Он считал, что тот не имел достаточно навыков для своей профессии.

Биография Любимова повернулась вспять – он возобновил сотрудничество с театром имени Вахтангова, на сцене которого представил публике пьесу Достоевского «Бесы». Успех сопровождал Юрия и в этой работе.

Личная жизнь

Личная жизнь Любимова с его второй женой окутана ореолом таинственности. Это была в некоторой степени загадочная любовь. В театре имени Вахтангова работали Галина и Лариса Пешковы, и обе были очаровательны настолько, что сам актер не смог первое время понять, в какую же женщину в действительности он влюблен, тем более что Галина составляла конкуренцию Людмиле Целиковской, которая была фавориткой Сталина.

Эта любовная история оказалась настолько запутанной благодаря приукрашиваниям коллег, что не имеет определенного финала.

Говорят, что некоторое время Любимов жил сразу с двумя, но, в конце концов, женился на одной из сестер, хотя в сердце дать себе определенный отчет в чувствах так и не смог.

Некоторое время назад Юрий был очарован Людмилой Целиковской. Пятнадцать лет бездетного гражданского брака моментально рухнули, так как Людмила не смогла терпеть рядом с собой появление еще одной женщины, ее чувство соперничества не позволило ей это принять.

Как только страсти улеглись, и наступило затишье, на горизонте появилась Каталина Кунц, венгерка по происхождению, совмещавшая журналистскую деятельность с работой переводчика. И тогда, в шестидесятилетнем возрасте, Любимов, наконец, был окружен уютом домашнего очага и чувствовал себя как в тихой гавани. Детей Любимов и его супруга завели гораздо позже. В 1979 году на свет появился их сын Петр. Со «своей Катей», как актер любил повторять, Юрий прожил до конца своих дней.

Смерть

В один из осенних дней 2012 года Любимова доставили в больницу с сердечным приступом. Довольно быстро ситуация усложнилась, и актер впал в кому, в которой находился целые сутки. Когда же беда миновала, восстановлению сил значительно способствовал летний отдых актера следующим годом.

Однако 2 октября 2014 года оказалось для Юрия Петровича роковым. Его настигла смерть через три дня, был поставлен диагноз острой сердечной недостаточности.

Похороны гениального актера и выдающегося педагога состоялись спустя шесть дней. Его тело нашло свой последний покой на Донском кладбище. Ранее в торжественной обстановке прошла прощальная церемония в театре имени Вахтангова.

Лауреат Сталинской премии, Народный артист РФ, актер и режиссер, реформатор и патриарх российского театра, маэстро. Как только не величали Юрия Любимова. Им восхищались, одновременно побаиваясь тяжелого и конфликтного характера. После изгнания из СССР Любимову рукоплескали в Америке и Европе. Режиссер ставил драматические и оперные спектакли на подмостках Ла Скала, Ковент-Гардена и Гранд-опера. Вернулся мэтр триумфатором и до глубокой старости – 97 лет – непрерывно творил.

Детство и юность

Родился будущий артист и режиссер осенью революционного 1917 года в Ярославле в зажиточной купеческой семье. Когда Юрию исполнилось 5 лет, семья перебралась в Москву. Во времена НЭПа в Охотном ряду купец Петр Любимов держал лавку, в которой торговал шотландской сельдью. Родители Юрия Петровича – образованные люди. Отец окончил коммерческое училище, мама – педагогическое. Она работала учительницей в начальной школе.

В конце 1920-х бывшего купца лишили гражданских прав как живущего на нетрудовые доходы. Лишенца Любимова неоднократно арестовывали. Чтобы обезопасить родных, Петр Захарович развелся с женой, но семья с трудом выживала. Помогала многочисленная родня, не отвернувшаяся от «опасного» родственника.


Юрий Любимов окончил семь классов: в старшие парня не приняли из-за происхождения. Он поступил в техникум, чтобы получить специальность электромеханика. Но мир искусства манил Юрия. Увиденную в детстве на подмостках МХАТа игру Константина Станиславского Любимов запомнил на всю жизнь. Студент поступил в театральную студию, работавшую при 2-м МХАТе. В 1935 году 18-летний Юрий Любимов впервые вышел на подмостки. Так началась его творческая биография.

Театр

Первая роль – эпизод в постановке «Мольба о жизни». В 1936-м 2-й МХАТ закрыли, но Юрий Любимов уже не мыслил жизни без театра. Он перешел в училище имени Б. В. Щукина, открывшееся при Театре имени Е. Б. Вахтангова. Молодой артист вышел на подмостки вахтанговского театра в постановках «Человек с ружьем» и «Много шума из ничего». Вскоре талантливого актера задействовали во второстепенных ролях спектаклей «Принцесса Турандот» и «Путь к победе».


Юрий Любимов отличился в дипломном спектакле «Мещане», и в 1939-м его приняли в труппу. Работу в Театре имени Евгения Вахтангова прервала армейская служба. Артиста в 1941-м взяли в созданный при НКВД эстрадный ансамбль, задача которого состояла в поднятии боевого духа войск на передовой.

Демобилизовавшись в 1946 году, артист вернулся на вахтанговские подмостки и вскоре стал ведущим актером. Юрий Любимов сыграл Кошевого в «Молодой гвардии», Криса в постановке «Все мои сыновья», Шубина в спектакле «Накануне». В 1950-е Юрий Любимов сыграл звездные роли в спектаклях «Много шума из ничего», «Чайка», «Идиот», «Маленькие трагедии».


Режиссерский дебют состоялся в 1959-м. Юрий Петрович поставил спектакль «Много ли человеку надо». Его позвали преподавать в «Щуке». Здесь он, подобрав актеров из учащихся, поставил пьесу «Добрый человек из Сезуана». Спектакль получился революционным, и если бы не протекция влиятельных персон во власти, его сняли бы с репертуара.

Юрию Любимову предложили возглавить столичный Театр драмы и комедии на Таганской площади, который находился в то время в упадке. За пару лет режиссер переломил ситуацию, превратив «Таганку», как его теперь называли театралы, в ведущий театр. Дебютным спектаклем, поставленным на его сцене Любимовым, стал все тот же «Добрый человек из Сезуана». Премьера состоялась 23 апреля 1964 года.


В первые 2-3 года на подмостках шли драматические постановки, потом Юрий Любимов ввел в репертуар классику и произведения современных писателей. Он поставил пьесу Бертольта Брехта «Жизнь Галилея», «Гамлета», современные поэтические пьесы «Послушайте!» и «Товарищ, верь…». О спектаклях Юрия Любимова заговорили в Европе, называя «Таганку» «островком свободы» в Советском Союзе. С постановкой «Преступление и наказание» любимовская труппа побывала на гастролях в Лондоне, где в 1983 году удостоилась награды.

О многогранности таланта режиссера говорят его работы в оперном театре. Дебютной стала авангардистская постановка «Под жарким солнцем любви», поставленная на подмостках «Ла Скала» в середине 1970-х. Позже последовали оперы «Дон Жуан», «Пиковая дама», «Набукко». 1980-е начались для Юрия Любимова трудно. Скончался , ведущий артист «Таганки». Спектакль в его честь цензура не пропустила. Революционность разглядели в спектакле « », запретив и его.


В 1984-м Юрий Любимов, будучи на гастролях в Лондоне, где ставил на сцене театра «Лирик» спектакль «Преступление и наказание», узнал о лишении гражданства. Указ генсека СССР последовал после того, как советский режиссер дал интервью «Таймс». Гражданство опальному режиссеру предоставил Израиль. Семь лет Юрий Любимов работал за рубежом, переезжая из Австрии в Англию, оттуда в Америку, Италию и Швецию. Мастеру рукоплескали театралы Европы и США.


Возвратиться в Россию режиссер смог в конце 1980-х, во времена перестройки, начатой . Ему вернули гражданство. Юрий Любимов снова возглавил «Таганку». В 1992-м он стал Народным артистом России. Но в 1993 году грянул скандал: труппа, недовольная стилем управления Юрия Петровича, раскололась. Группу «раскольников» возглавил Николай Губенко.

В 1997-м 80-летний Юрий Любимов поставил «Братьев Карамазовых», а через пять лет на «Таганке» состоялась премьера «Фауста». Труппа под руководством легендарного режиссера гастролировала по стране и за рубежом. В этот период в Россию вернулась супруга режиссера Каталин Кунц, вскоре став администратором театра. Труппа приняла Кунц враждебно, ведь она заявила в интервью, что за годы отсутствия Юрия Петровича «Таганка» превратилась в «помойную яму». Артисты, боровшиеся за возвращение Любимова в СССР, почувствовали обиду.


В конце 2010 года Юрий Любимов подал в отставку, посетовав на чиновничью бюрократию. Но скандал замяли, и худрук остался в театре. В следующем году грянул новый скандал. Актеры «Таганки» на гастролях в Чехии потребовали от Любимова выплатить причитающиеся деньги, но Юрий Петрович отказался. Конфликт обострился. Труппа потребовала уволить Каталин Кунц. Любимов хлопнул дверью.

В 2012 году на вахтанговских подмостках прошел премьерный показ спектакля «Бесы» по одноименному произведению классика. 94-летнему Юрию Любимову аплодировали стоя. Последними работами режиссера на сцене стали опера «Князь Игорь» в 2013-м и опера-буффа «Школа жен» в мае 2014 года.

Фильмы

В кино Юрий Любимов дебютировал в 1941 году. Артист появился на экране в роли Принца в картине «Цветные киноновеллы». В 1940-х актер снялся в десяти художественных фильмах, среди которых наиболее яркими оказались военная драма «Дни и ночи», комедия «Беспокойное хозяйство», драма «Голубые дороги» и культовая музыкальная комедия «Кубанские казаки», где Любимову досталась роль Андрея.


Юрий Любимов в фильме "Кубанские казаки"

В 1950-е годы Юрий Любимов появился в восьми лентах, среди которых биографический фильм «Белинский», драма Александра Довженко «Прощай, Америка!», блестящий водевиль «На подмостках сцены» и киноповесть «Город зажигает огни». Больше он в кино не снимался, сосредоточив силы на театре.

Личная жизнь

Женщины обожали Юрия Любимова. Поговаривают, он был настоящим сердцеедом, харизматичным и притягательным. После войны он женился на балерине Ольге Ковалевой, с которой познакомился в ансамбле НКВД. В 1949 году у Любимова родился первенец – сын Никита. Позже он стал студентом духовной семинарии. Вскоре супруги расстались – женщина предпочла Любимову дирижера Юрия Силантьева.


Слава актера Любимова в 1950-х набрала обороты. В вахтанговском театре он сблизился с коллегой и примой Людмилой Целиковской, с которой познакомился в театральном училище. В 1945-м они снялись в картине «Беспокойное хозяйство», а в 1960-х начали жить под одной крышей. В гражданском браке пара прожила 15 лет. Расстался Юрий Любимов с Людмилой после знакомства на гастролях в 1976 году с венгерской переводчицей Каталин Кунц.


В 1978-м 60-летний режиссер женился на 32-летней Кунц. Через год Каталин родила супругу сына Петра. Вместе они жили в вынужденной эмиграции. Друзья пары утверждают, что именно благодаря жене Юрий Любимов дожил до глубокой старости и надолго остался в искусстве.

Смерть

В октябре 2012 года режиссер пожаловался на боли в сердце. Курс интенсивной терапии не помог, и 30 октября Юрий Любимов впал в кому. Но вечером следующего дня вышел из коматозного состояния и в конце ноября выписался.


Через 2 года, в октябре, мэтра доставили в больницу, диагностировав сердечную недостаточность. Спустя 3 дня, 5 октября 2014 года, . Его похоронили на Донском кладбище. Могила патриарха сцены находится на участке №15 рядом с местами упокоения родителей.

Спектакли

  • 1964 - «Добрый человек из Сезуана»
  • 1971 - «А зори здесь тихие»
  • 1971 - «Гамлет»
  • 1973 - «Товарищ, верь…»
  • 1979 - «Преступление и наказание»
  • 1981 - «Три сестры»
  • 1982 - «Борис Годунов»
  • 1993 - «Живаго»
  • 1997 - «Братья Карамазовы»
  • 2000 - «Театральный роман»
  • 2002 - «Фауст»
  • 2005 - «Суф(ф)ле»
  • 2006 - «Антигона»
  • 2010 - «Мед»
  • 2011 - «Маска и Душа»

Фильмография

  • 1941 – «Цветные киноновеллы»
  • 1943 – «Дни и ночи»
  • 1945 – «Поединок»
  • 1946 – «Беспокойное хозяйство»
  • 1946 – «Голубые дороги»
  • 1949 – «Кубанские казаки»
  • 1951 – «Прощай, Америка!»
  • 1956 – «На подмостках сцены»
  • 1958 – «Город зажигает огни»
  • 1958 – «Человек с планеты Земля»

Однажды Юрия Любимова спросили: «Про вас говорят, что вы были страшным бабником. Это правда?» Режиссер отрицать не стал: мол, влюблялся не раз. Но сказал, что на нескромные вопросы он не отвечает и говорить о дамах не любит. Скрыть романы в театральном мире практически невозможно. О них можно лишь забыть за давностью лет, ведь мэтру театра уже 95.

Она звалась Галиной. Или Ларисой? Сейчас свидетели тех страстей путаются в показаниях. Обе актрисы были красавицами. Служили они, как и Юрий Любимов, в Театре Вахтангова и обе были Пашковы. Сестрички.

Галина, старшая, слыла конкуренткой артистки Людмилы Целиковской, любимицы Сталина. Зрительницы Вахтанговского театра делились на «целикисток» и «пашкисток». Их стычки порой доходили до рукопашных боев. Мужчины тоже были от них без ума.

Юрий Любимов играл на сцене в паре с Галиной Пашковой в спектакле «Ромео и Джульетта». Но шекспировские страсти кипели не только на сцене.

– У Любимова был брак с одной из знаменитых сестер-актрис Пашковых, – выдала не так давно сердечную тайну режиссера актриса Елена Корнилова.

Сам Юрий Петрович об этом факте своей биографии не обмолвился ни разу. По словам той же Корниловой, тому есть причина. И весьма пикантная. Как поведала актриса одному из столичных изданий, Любимов якобы разрывался между Галиной и Ларисой…

Но в начале 50-х Юрий Петрович, когда ему уж минуло 40 лет, остепенился и женился – на балерине по имени Ольга. Ее девичью фамилию сейчас уж никто и не вспомнит. Позже, разведясь с Любимовым, она вышла замуж за известного музыканта, дирижера Юрия Силантьева. В браке с Любимовым она родила сына Никиту. Но семейное счастье продолжалось недолго: Юрий Петрович принялся ухаживать за примой театра Людмилой Целиковской. Ее популярность была фантастической. Ходит легенда, что даже на фронтах Великой Отечественной солдаты шли в бой со словами: «За Родину! За Сталина! За Целиковскую!» Женщины, подражая ей, шили платья, как у Целиковской, делали прическу под «Люсеньку». Про нее говорили: «Три миллиона мужчин не могут ошибаться». Ее засыпали цветами поклонники, причем высокопоставленные.

В одном интервью Любимов уверял, что из-за романа с ним разрушился ее брак с Каро Алабяном – знаменитейшим архитектором, построившим Театр Советской армии. Говорил, будто ему на выходе из театра преградили дорогу молодчики и, намекая на его близость с Целиковской, грозились избить. Предупреждали: «Хорошенько подумай!» А он им сказал: «Вы дол…бы – поняли? Стыдно такими вещами-то заниматься!»

Хотя поговаривали и другое: что Любимов, заведя роман с Целиковской, попросту пытался утешиться. Ведь Ольгу, жену, у него отбил Юрий Силантьев. Он стал другом семьи, когда Любимов работал с ним вместе в Ансамбле песни и пляски НКВД.

Ольга, взяв сына, ушла к музыканту, который зарабатывал гораздо больше ее благоверного. Впрочем, понять, кто говорит правду, а кто нет, сейчас уже невозможно.

Сама Целиковская и ее родственники не раз подчеркивали, что Любимов поддержал актрису в тяжелое время, когда ее муж Каро Алабян умер. Дескать, лишь тогда между ними и зародилась любовь. Утверждали, будто он был влюблен в Целиковскую еще со времен учебы в Щукинском училище. Но некоторые злословили: он женился на Целиковской по расчету, ведь именно благодаря ее авторитету ему, малоизвестному в то время вахтанговцу, дали возможность создать Театр на Таганке.

– Мое первое воспоминание после смерти папы: мы поехали отдыхать на море вместе с Любимовым, – вспоминал сын актрисы Александр. – Сначала он вошел в нашу жизнь на правах маминого товарища и потом стал жить в нашей квартире. И отношения вообще, особенно первое время, были очень хорошие.

И в то же время Александр Алабян признавал:

– На мой взгляд, Любимов – достаточно эгоистичный человек, который по-настоящему любит только себя. Не только ко мне – и к своему сыну Никите, который заходил к нам, он не проявлял человеческого тепла. Тем более что в те годы большую часть времени отдавал своему театру.

В жизни Театра на Таганке Целиковская не была сторонним наблюдателем. И по признанию многих современников тех событий, она была автором многих идей легендарных постановок, они рождались на кухне в ее доме. Целиковская сочиняла инсценировки для спектаклей Таганки. Она скромно называла их «болванками». К тому же она всячески оберегала мужа от нападок чиновников.

– Все эти господа, власти предержащие, они тоже всегда склоняли перед ее именем голову, – рассказывала актриса Людмила Максакова. – Это было волшебное имя. Был случай, когда она позвонила Юрию Петровичу, ему в очередной раз устраивали какую-то выволочку, очередную проработку, его нет и нет. И она, чувствуя, что уже время затягивается, стала нервничать, позвонила, секретарше сказала: «Соедините меня немедленно» с каким-то высоким чином, ей не смогли отказать. Она сказала: «Мой Юрий там? Немедленно домой. Не унижайся, Юрий, купи по дороге бутылку можайского молока. Немедленно домой».

Юрий Петрович высоко ценил супругу, но и тогда не мог устоять перед красивыми женщинами. Одной из них была Елена Корнилова. Лишь недавно она рассказала об этом тайном романе. И что удивительно: призналась, что жалеет о нем. Говорит, воспоминания о близости с Любимовым вызывают в ней острую боль…

В 1974 году Целиковская стала бабушкой. В театре для нее наступило время возрастных ролей. Людмила Васильевна все больше ощущала, что муж отдаляется.

– Чтобы жить с гением, нужно быть душечкой. Я же – совсем наоборот, упрямая, со своими взглядами, – сетовала она.
Любимова как раз постигла новая страсть. К молодой венгерке.

– Она долго боролась за Любимова, но Каталин оказалась сильнее, – утверждает Корнилова.

По словам Любимова, битья посуды и криков не было.

– Ничего плохого о Людмиле сказать не могу, – говорил Юрий Петрович. – Для нее наш разрыв стал большим горем, трагедией. Она уже была в летах, да и мне тогда годков набежало порядком – без пяти минут пенсионер.

– Они с Юрием Петровичем прожили почти 20 лет, а расстались в одночасье, – вспоминала одна из подруг Целиковской. – Она поняла, что он увлечен, и не стала бороться за то, чтобы остаться вместе, считала это совершенно ненужным. И показала: «Вот Бог, вот порог». В один вечер. Она только его спросила: «Ты почему так поздно? Она приехала, и ты ходил ее провожать домой?» Он сказал: «Да, она остановилась в гостинице, я ее должен был проводить». И все.

Любимов объясняет свой поступок просто:

– Влюбился я в Каталин. Она, знаете, у меня какая – боевая венгерка… Это человек неумолимый… Что там декабристские жены – она не только коня на скаку остановит, но и танк…

Едва он стал жить с Каталин, многие почувствовали перемены в характере Любимова.

– Как только Любимов познакомился с Каталин, все его окружение почувствовало, что стала пропадать доброта. А доброту он всегда проповедовал в своем творчестве. По-моему, у Каталин – озлобленный, «шпионский» характер. Я на полном серьезе уверена, что ему ее подослали, – рассказывает Корнилова.

– Мама отдала Любимову много прекрасных, творческих лет жизни, а он в одночасье оставил ее и, когда мама умерла, даже не пришел на похороны, – вздыхает Александр Алабян. – Хотя из-за него она так и не стала народной артисткой СССР. Театр несколько раз подавал на звание, но было мнение – раз в гражданском браке с Любимовым, ходу не давать...

…Каталин работала в Обществе советско-венгерской дружбы. Устраивала выставки изобразительного искусства и фотографии. И однажды ей удалось пригласить в Будапешт Театр на Таганке.

– У меня возникла очень сильная симпатия… Не хочется говорить «любовь с первого взгляда» или «страсть», эти слова стали такими затертыми, – признавалась Каталин.

Она была тогда замужем, Любимов тоже был несвободен, живя с Целиковской. Но Каталин почувствовала: он к ней отнесся с очень большой симпатией.

Они часами бродили по Будапешту. А уехав в СССР, он стал ей звонить. Каждый день. Уезжая за границу, старался лететь через Будапешт и останавливался там на несколько дней. Поженились они в 1978 году. Через год у них родился сын Петр. Любимова не хотели выпускать в Венгрию, чтобы он не мог увидеть сына. Каталин перебралась в Москву. Потом – эмиграция.

Каталин, как и Целиковская, не осталась в стороне от театральных дел мэтра. В недавнем конфликте Юрия Любимова с актерами Театра на Таганке и в последующем его уходе оттуда, по мнению многих, виновата она же, его жена. Говорят, именно Каталин на гастролях в Чехии обозвала артистов быдлом, когда те потребовали причитающиеся им за работу 16 тысяч $…

Но это уже другая история.

Не так давно Любимова спросили, что он чувствует, когда мимо него проходят 18-летние девчонки в мини-юбках.

– Прилив бодрости! – ответил, не раздумывая, режиссер. – На молодых приятно смотреть, особенно когда всё не чересчур, а то наденут джинсы, которые того и гляди упадут с бедер… Я все-таки за то, чтобы штаны покрепче держались…

Не испугался он и вопроса, может ли сейчас испытать эротические волнения.

– Эту тему я развивать не стану, – сказал он. – Важно, что могу!

Кстати

Никита Любимов , сын режиссера от первого брака, сильно страдал, что отец от него отвернулся, женившись на Каталин. После окончания Литературного института талантливый парень нигде не мог устроиться на работу. Никто не хотел брать к себе сына «врага народа». С большим трудом ему удалось найти только место дворника в одном из театров… Сейчас ему 62 года, он на пенсии, пишет стихи.

Петр Любимов получил в Кембридже аттестат зрелости, окончил университет, год совершенствовал итальянский язык в Италии, работал в строительной компании. А потом счел, что его долг – помочь отцу. До недавнего времени работал с отцом в Театре на Таганке.