Славянские игры. Русские народные игры и забавы

Создавая игры, русский народ вкладывал в них глубокий смысл - это и учеба, и труд, и воспитание. Подвижные игры развивают ловкость, гибкость, силу, воспитывают богатырский дух, к тому же заставляют думать. Народные игры вызывают чувство единения, товарищества.

Взятие городка

Взятие городка - На пригорке люди строят укрепление из дрёвен и сучьев, зимой - из снега. Это будет городок. Все дамы от мала до велика становятся защитниками крепости и находятся внутри городка. Мужчины делятся на всадников и коней и начинают наступать. Задача мужчин разрушить крепость, проникнуть внуть и захватить знамя. Сложность в том, что всё это время нужно быть на коне, если же наездника сбрасывают или он падает сам, то он вылетает из игры. Задача девушек защитить знамя и не дать его захватить. Для защиты знамени женщины могут использовать палки обмотанные шкурами, получается некая дубина, набитые соломой мешки и снежки зимой. Игра продолжается пока атакующие не захватят знамя или же не откажутся от этой идеи. Вбольшинстве случаев игра затягивается, ведь всадник который захватил флаг удостаивается чести перецеловать всех дам в крепости.

Коняшки

Коняшки - игроки делятся на две команды - два войска. Внутри команды происходит деление на всадников и коней. Всадниками чаще всего бывают женщины. Задача игроков - вывести из равновесия другую пару. Выигрывает та команда в кторой всадники останутся в "седле".
Христиане, насмотревшись из-за кустов за подобными игрищами, насочиняли затем страшные сказки о «скачущих ведьмах», загоняющих людей до смерти.

Ящер

В этой игре в роли ящера выступает юноша - он владыка подземного мира. Вкоруг него участники становятся кружком. Ярещеру завязывают глаза и вокруг него начинают водить хоровод, припевая песню:

Сидит ящер,
Орехи лущит
Под ореховым кустом
Чок-чок, пятачок,
Сидит ящер - дурачок.

«Ящер» :
Жениться хочу!

Возьми себе девку
Девку молодую.

«Ящер»:

Кто она такая,
Как её зовут
И откуда привезут?

Хор:
Вот она!

«Ящер», пальцем показывает жертву, не снимая повязки. Если выбранный игрок оказывается юноша, то он занимает место «ящера». Если девушка, то «ящер» несёт «топить» её к ближайшей речке. Пока ящер несёт девушку к воде она может откупиться поцелуем или подождать пока ящер устанет. Всё зависит от желания девушки.

Моргалочки

Участники образуют двойной круг, то есть за каждым человеком стоит второй - его пара. Один участник остаётся без пары.
Цель игрока без пары переманить себе игока стоящего во внутреннем круге, незаметно подмигнув ему. Если же игрок стоящий во внешнем круше не заметит подмигивания то он выходит в центр, а его место занимает водила.

1. Знакомство с понятием «славянские игрища». Историческая справка.

Учитель. Вряд ли когда-нибудь мы всерьез задумывались, кто и когда слепил первый снежок, кто выдумал кататься на санках с горки; или сколько лет “казакам-разбойникам”. Эти игры жили с нами с самого детства и воспринимались нами как нечто само собой разумеющееся. А ведь практически все активные детские игры имеют свою историю, которая тесно переплетается с историей нашей страны, просто мы не обращаем на это внимания. Если повнимательнее проследить за возникновением, историей и развитием народных игр, то можно заметить, что сами игры возникали не на пустом месте, а прообразом для них служили реальные события как бытовые, так и культурно-исторические.

Уже на раннем этапе язычества в период становления восточных славянских племён в 4 - 7 века н. э. существовали народные игрища, где встречались племя и род. Обожествляя Солнце, гром, молнию, реки, огонь, камни, славяне поклонялись им. На игрищах славяне веселились и совершали обряды, чтобы умилостивить природу. Эти обряды сопровождались играми, хороводами, плясками, пением и заклинаниями. Игрища были приурочены к календарным языческим праздникам: семик - праздник, связанный с весенними земледельческими работами - посевом; обжинки - окончание жатвы, сбор урожая; таусень - Новый год и др.

2. Составные части игрищ на Руси.

Учитель. Игры на Руси начинались с зазывалок. Сам игровой процесс не мыслим без прелюдии. Предыгровые зазывалки, как метод сбора участников будущей совместной игры при помощи специальной речевки, имеет давнюю традицию. Зазывалки использовались как зачин, призывающий потенциальных участников к игре: Чижик-пыжик воробушек, По улоньке скачет, Девиц собирает Поиграть-поплясать Себя показать….
Или: Тай-тай, налетай! Кто в жмурки (прятки, салки и т.д.) играй? Призыв к игре сопровождался подпрыгиванием на месте или по кругу
, а произносивший их должен был вытянуть вперед руку с отогнутым большим пальцем. Желающие играть должны были схватить зазывалу за палец кулаком и в свою очередь отогнуть свой большой палец. Все это время зазывала произносил приговор с указанием названия игры. Когда набиралось достаточное количество игроков, зазывала заканчивал набор: Тай-тай, налетай! Никого не принимай!

Вопрос: А какие зазывалки, вы, знаете?

Так как в большинстве игр требуется водящий, нередко зазывалка использовалась заодно и для его определения: Последнему - водить! В тех случаях, когда зазывалка не определяла водящего или такового не было в самой игре (например, в командных играх), использовали жребий или считалку. Считалки Считалками называют короткие рифмованные стихи, применяемые для определения водящего или для распределения ролей в игре:
Раз, два, три, четыре, пять, Шесть, семь, восемь, девять, десять Вышел красный месяц А за ним - луна, поводи одна. Шесть, семь, восемь, девять, десять Царь решил меня повесить А царица не дала И повесила царя.

Считалка - неотъемлемая часть детской игры во все времена- “механизмом случайного распределения ролей”.

Обыгрывается зазывалки и жребий.

3. учитель. Перед началом игры, нам необходимо пройти проверку - достойны ли вы оказаться в то историческое время, это вы докажем своими знаниями. Испытание- в Древней Руси важным умением считалось попадание в цель- дротиками, ножами, снежками. Вам тоже предстоит попробовать попасть в цель. Вы обратили внимание на нашу мишень, там цифры с заданиями, чем ближе попадете в цель, вас ожидает легкое задание по истории Киевской Руси. Чем дальше, тем сложнее. Первого готового идти на испытание мы уже выбрали.

4. Проверка знаний (приложение).

5. Учитель. М ожно разделить народные игры на несколько типов:
игры, отражающие отношения человека и Природы
игры, отражающие повседневные занятия и быт наших предков
игры по религиозно-культовым мотивам
игры на находчивость, быстроту и координацию
игры на силу и ловкость
военные игры.

Отметим, что деление это весьма условно и не ставит перед собой цели обязательно загнать все игры в определенные классификационные рамки. Вполне возможно, что какие-то из представленных далее народных игр подойдут сразу к нескольким категориям.

6. Народные игры, отражающие повседневные занятия наших предков.

Вопрос . Какие основные виды занятий были у древних славян?

Охота, рыбалка, промыслы, бытовые сценки и многое другое, составляющее повседневные занятия людей в старину дошло до наших дней в многочисленных играх-отражениях. Глядя на которые совсем нетрудно себе представить, чем и как жили наши предки. В качестве примера ниже
Своеобразные диалоги-приговорки в играх могли быть довольно длинными и забавными. Причем менять по ходу игры фразы в них не возбранялось. Наоборот, это добавляло игре интереса и живости.
Игра «Удочка»

7. Игры по религиозно-культовым мотивам

Вопрос. Как называлась религия у древних славян до принятия христианства? Какие боги существовали? Кто охранял жилище? Какие сказочные персонажи существовали?

Подобные мотивы четко прослеживаются в народных забавах. Водяные, русалки, домовые, чародеи, нечистая сила фигурируют не только в сказках и обрядах, но и появляются в сюжетах игр. Вообще детству свойственен некое своеобразное мировосприятие, делающее игры подобной тематики живыми и яркими.

Игра «Водяной»

8.Игры на силу и ловкость

Сильных и ловких уважали во все времена и в любом обществе. Игра - то занятие в котором дети могли продемонстрировать сверстникам эти свои качества.

Игра «Малечина-Колечина»

«Дуга», «Репа»

9. Военные игры

Военная тематика, само собой, не могла не войти и в детские игры. За свои долгую историю военные игры не претерпели каких-либо серьезных видоизменений, и дошли до нас в почти первозданном виде. В самом общем варианте игра войну представляет собой состязание двух команд, в котором народной традицией определяются допустимые средства и приемы противоборства и условия признания победителей.
На Руси военные игры с давних пор были любимейшим развлечением большинства мальчишек.

Игра «Петушиный бой»

10.Хоровод.

Танец - это особый вид народного искусства. Не поддаётся счёту сколько различных танцев и плясок бытовало на Руси и существует до сих пор в современной России. Они имеют самые разнообразные названия: иногда по песне, под которую танцуются ("Камаринская", "Сени"), иногда по количеству танцоров ("Парная", "Четвёрка"), иногда название определяет картину танца ("Плетень", "Воротца"). Но во всех этих столь различных танцах есть что-то общее, характерное для русского народного танца вообще: это широта движения, удаль, особенная жизнерадостность, поэтичность, сочетание скромности и простоты с большим чувством собственного достоинства. Р усские хороводы представляются столько же древними, сколько древня наша жизнь. Жили ли предки наши дома, они занимались играми, плясками, хороводами; были ли они на побоище, они воспевали родину в своих былинах. С веселых пиров Владимира песни разносились по всей Руси и переходили из рода в род. История хороводов заключается в преданиях; а все наши народные предания говорят о былом, как о настоящем времени, без указаний дней и годов; говорят, что делали наши отцы и деды, не упоминая ни места действия, ни самих лиц.

Первоначальное значение хоровода, кажется, потеряно навсегда. Мы не имеем никаких источников, указывающих прямо на его появление в русской земле, и поэтому все предположения остаются ничтожными. Хоровод известен всем племенам и княжествам. Литовцо-руссы хоровод переименовали в корогод. Богемцы, хорваты, карпато-руссы, морлаки, далматы обратили его в kolo - круг. Славянское коло также сопровождалось песнями, плясками и играми, как и русский хоровод.

«Хороводная игра»,

11. Все славянские игрища заканчивались плясками и танцами. Пляски-соревнования, пляски-борьба, пляска-выбор невесты. Танец «Барыня»- это соревнование между юношами за невесту. В танце они должны показать свою удаль, умение и привлечь внимание девушки . Но ни в коем случае нельзя дотрагиваться не до девушки не до соперника, нельзя его отталкивать .

Но неизменно весной и летом игрища заканчивались игрой в «Ручеек»- это игра на сплочение, дружбу и доверие.

Возникновение народной игры на Руси

Вряд ли когда-нибудь мы всерьёз задумывались, кто и когда слепил первый снежок, кто придумал кататься на санках с горки и сколько лет «казакам-разбойникам». Эти игры жили с нами с самого детства и воспринимались нами как нечто само собой разумеющееся. А ведь все активные детские игры имеют свою историю, которая тесно переплетается с историей нашей страны, просто мы не обращаем на это внимания. Если внимательно понаблюдать за возникновением, историей и развитием народных игр, то можно заметить, что сами игры возникали не на пустом месте, их прообразом служили реальные события - бытовые и культурно-исторические. «Сундучок с играми» - расписанный в русских художественных традициях ларчик с инвентарём для игр. Спортивные отлично сочетаются с интеллектуальными!

Классификация игр древних славян

Рассмотрим типичные народные игры. В каждую из этих игр дети могут поиграть и сейчас. Они просты, понятны и не требуют специфических навыков, специальной подготовки и какого-либо инвентаря, за исключением самого простейшего. Детские игры полны смеха, радости и движения.

Народные игры можно разделить на несколько типов - с оговоркой, что деление это весьма условно:

  • игры, отражающие отношения человека и природы;
  • игры, отражающие повседневные занятия и быт наших предков;
  • игры по религиозно-культовым мотивам;
  • игры на находчивость, быстроту и координацию;
  • игры на силу и ловкость;
  • военные игры.
Жизнь человека в старину была намного более тесно связана с природой, чем в наши дни. Леса были полны зверей. Полевые работы, охота, промыслы были подчинены природным циклам и погодным условиям. Во многом именно от природы зависело, будет ли община сыта или людям придётся голодать.

Закономерно, что эта связь нашла своё отражение в культуре, обычаях, традициях и праздниках у славянских народов. Дети в своём стремлении подражать взрослым в их делах, проделывали то же самое в игровой форме. Так возникли игры, в которых отражается отношение человека к природе. Во многих из них лесные хищники - медведь, волк, лисица - главные действующие лица. К примеру, «Волки во рву», «Волки и овцы», «Хромая лиса», «Медведь и вожак».

Охота, рыбалка, промыслы, бытовые сценки и многое другое, что составляло повседневные занятия людей в старину, дошло до наших дней в многочисленных играх-отражениях. Глядя на них, совсем нетрудно себе представить, чем и как жили наши предки. Игровой инвентарь для русских игр можно в избытке найти в любом доме. Примеры таких игр: «Бояре», «Невод», «Удочка», «Птицелов».

Религиозно-культовые мотивы чётко прослеживаются в народных забавах. Водяные, русалки, домовые, чародеи, нечистая сила фигурируют не только в сказках и обрядах, но и в сюжетах игр. Детству свойственно особое мировосприятие, делающее игры подобной тематики живыми и яркими. Это «Водяной», «Черти в аду», «Дедушка-рожок» («Колдунчики»).

Бег, прыжки и другие проявления двигательной активности свойственны детям, но особенно привлекательными они становятся, будучи оформленными в виде игры. Азарт, игровой задор, элементы соперничества и соревнования - вот главные составляющие славянских народных игр на находчивость, быстроту и координацию. Например, «Горелки», «Свайка», «12 палочек», «Жмурки».

Сильных и ловких уважали во все времена и в любом обществе. Игра - такое занятие, в котором дети могли продемонстрировать сверстникам свои лучшие качества. Примеры таких игр: «Чехарда», «Дуга», «Бой петухов».

Военная тематика не могла не войти в детские игры. За свою долгую историю военные игры не претерпели каких-либо существенных изменений и дошли до нас в почти первозданном виде.

В самом общем варианте игра в войну представляет собой состязание двух команд, в котором народной традицией определяются допустимые средства и приёмы противоборства и условия признания победителей.

На Руси военные игры с давних пор были любимейшим развлечением большинства мальчишек. Это «Кулачный бой», «Снежки», «Палочный бой», «Казаки-разбойники», «Взятие крепости».

Далеко не все нынешние дети играют в народные игры, хватает иных развлечений. Многие просто не знают, что это такое. Но не утратить народные традиции, сохранить самобытные игры для следующих поколений - одна из главных целей нашей культуры, ведь именно играми наши предки воспитывали сильных, ловких, мудрых и храбрых людей.

Наталья Сафарова,

Анастасия Савельева,

Алина Костылева,

педагоги школы № 141, г. Москва

Народная игра – это игра, широко распространенная в национальном сообществе в конкретный исторический период, отражающая особенности этого сообщества.

Народные игры отражают культуру и менталитет нации, поэтому претерпевают существенные изменения под влиянием экономических, социальных, политических, и прочих процессов. Игра – деятельность непродуктивная, ее мотивация заключается в самом игровом процессе. Но как бы игровой процесс не строился, и насколько бы сложны или просты ни были правила игры, она остается не только развлечением или физической тренировкой, но и средством психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. Без игры не мыслимо формирование человека, как полноценной личности. И культура славян – один из лучших тому примеров, т.к. является одной из богатейших в мире по количеству и разнообразию народных игр. На Руси умели и работать и весело отдыхать.
Славянские народные игры – самодостаточные произведения народного творчества, созданные и отточенные десятками поколений наших предков, и вобравшие в себя опыт народа.

Вряд ли когда-нибудь мы всерьез задумывались, кто и когда слепил первый снежок, кто выдумал кататься на санках с горки; или сколько лет “казакам-разбойникам”. Эти игры жили с нами с самого детства и воспринимались нами как нечто само собой разумеющееся. А ведь практически все активные детские игры имеют свою историю, которая тесно переплетается с историей нашей страны, просто мы не обращаем на это внимания. Если повнимательнее проследить за возникновением, историей и развитием народных игр, то можно заметить, что сами игры возникали не на пустом месте, а прообразом для них служили реальные события как бытовые, так и культурно-исторические. “Сундучок с играми” – расписанный в русских художественных традициях ларчик с инвентарем для игр. Спортивные отлично сочетаются с интеллектуальными!

Для удобства рассмотрения можно разделить народные игры на несколько типов:

игры, отражающие отношения человека и Природы
игры, отражающие повседневные занятия и быт наших предков
игры по религиозно-культовым мотивам
игры на находчивость, быстроту и координацию
игры на силу и ловкость
военные игры

Отметим, что деление это весьма условно и не ставит перед собой цели обязательно загнать все игры в определенные классификационные рамки. Вполне возможно, что какие-то из представленных далее народных игр подойдут сразу к нескольким категориям. Ниже мы рассмотрим наиболее типичные народные игры, а так же некоторые предыгровые моменты, без которых рассказ о самих играх был бы не полон. В каждую из этих игр дети могут вполне поиграть и сейчас. Они просты, понятны и не требуют специфических навыков, специальной подготовки и какого-либо инвентаря, за исключением самого простейшего. Детские игры – полны смеха, радости и движения

Зазывалки

Сам игровой процесс не мыслим без прелюдии. Предыгровые зазывалки, как метод сбора участников будущей совместной игры при помощи специальной речевки, имеет давнюю традицию. Зазывалки использовались как зачин, призывающий потенциальных участников к игре:
Чижик-пыжик воробушек, По улоньке скачет, Девиц собирает Поиграть-поплясать Себя показать….
Или:
Тай-тай, налетай! Кто в жмурки (прятки, салки и т.д.) играй?
Призыв к игре сопровождался подпрыгиванием на месте или по кругу, а произносивший их должен был вытянуть вперед руку с отогнутым большим пальцем. Желающие играть должны были схватить зазывалу за палец кулаком и в свою очередь отогнуть свой большой палец. Все это время зазывала произносил приговор с указанием названия игры. Когда набиралось достаточное количество игроков, зазывала заканчивал набор:
Тай-тай, налетай! Никого не принимай!

Так как в большинстве игр требуется водящий, нередко зазывалка использовалась заодно и для его определения: Последнему – водить! В тех случаях, когда зазывалка не определяла водящего или такового не было в самой игре (например, в командных играх), использовали жребий или считалку. Считалки Считалками называют короткие рифмованные стихи, применяемые для определения водящего или для распределения ролей в игре:
Раз, два, три, четыре, пять, Шесть, семь, восемь, девять, десять Вышел красный месяц А за ним – луна, поводи одна. Шесть, семь, восемь, девять, десять Царь решил меня повесить А царица не дала И повесила царя.

Считалка – неотъемлемая часть детской игры во все времена. Современные игроделы могут солидно называть ее “механизмом случайного распределения ролей”. Удивительное многообразие считалок наводит на вопрос, откуда же берутся для них темы? При их создании дети часто используют мотивы и образы колыбельных, прибауток, хороводных, плясовых, шуточных песен, частушек и других жанров фольклора, приспосабливая их к новым игровым задачам. Из текстов-источников выбирается то, что привлекает внимание игрой звуков или необычностью ситуации, и убирается все лишнее, что придает этому сюжетному действию динамику. Считалки могут начинаться как загадки:
Сидела баба на пече, на каленом кирпиче, Не могла стерпеть, начала пыхтеть….
Или как сказки:
Жили-были два гуся….
Концовки разнообразны: “выйди вон”, “это, верно, будешь ты”, “все равно тебе водить”. “Выход” – это заключительный элемент в общей композиции считалки, обязательный для этого жанра. Если считалка не имеет концовки, то последние строки текста отличаются особой эмоциональной выразительностью, заметной при исполнении.

Жребий в игровой традиции выполняет функцию высшей справедливости. Его решению при распределении игровых ролей все обязаны подчиняться беспрекословно. Обычно жеребьевка предназначена для тех игр, в которых предусмотрено две команды. Из числа самых ловких игроков выбираются две матки (капитана), затем ребята, примерно равные по силам и возрасту, отходят парами в сторону, сговариваются и, договорившись, подходят к маткам:
Мати, мати, Что вам дати?
и спрашивают, кто из них кого выбирает:
Какого коня – сивого Или златогривого?
Или:
За печкой заблудился Или в стакане утопился? И т.д.
Постепенно все игроки делятся на две команды. Сам процесс формирования двух команд – своего рода “игра перед игрой”, и если вспоминать компьютерные игры, то по своей увлекательности он напоминает генерацию персонажа перед началом любой ролевой игры (даже перед большинством компьютерных).
Конечно, далеко не все нынешние подростки играли в народные игры – хватает иных развлечений. Многие просто не знают, что это такое. Но не утратить народные традиции, сохранить самобытные игры для следующих поколений есть одной из наиглавнейших целей нашей культуры, ведь именно играми Наши Предки воспитывали сильных, ловких, мудрых и храбрых людей.

Игры по религиозно-культовым мотивам

Подобные мотивы четко прослеживаются в народных забавах. Водяные, русалки, домовые, чародеи, нечистая сила фигурируют не только в сказках и обрядах, но и появляются в сюжетах игр. Вообще детству свойственен некое своеобразное мировосприятие, делающее игры подобной тематики живыми и яркими.

Водяной (водящий) сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие водят вокруг него хоровод со словами:
Дедушка водяной,
Что сидишь ты под водой? Выгляни на чуточку, На одну минуточку.
Круг останавливается и водяной встает и, не открывая глаз, подходит к одному из играющих. Задача водяного - определить, кто перед ним. Если водяной угадал, он меняется ролью и теперь тот, чьё имя было названо, становится водящим.
Детали:
Водяной может трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя.

Черти в аду

Эта игра – разновидность пятнашек. На земле чертят параллельные линии на расстоянии 2 метров, и называется это пространство Адом. Внутри него бегают двое водящих, взявшись за руки - черти. Все остальные участники стоят по разные стороны Ада и стараются перебежать через него на другую сторону. Тех, кого запятнали, тоже становятся чертями.
Детали:
Чертям запрещено отпускать руки друг-друга.

Дедушка-рожок

В наше время игра известна под названием “колдунчики”. Выбранному по жребию водящему, в данном случае дедушке-рожку (колдуну), отводится дом, в котором он сидит смирно до поры до времени. Остальные игроки, разбившиеся на две группы поровну, отходят в разные стороны от этого дома – на расстояние 15-25 шагов. При этом каждая партия проводит для себя черту или кладет жердь, обозначая тем каждый свой дом. Свободное пространство между этими чертами, или домами, называется полем.
Дедушка-рожок из своего дома спрашивает:
- Кто меня боится?
- Никто! - отвечают игроки, перебегая через поле, и дразня водящего:
- Дедушка-рожок, на плече дыру прожег!
Тому надо поймать игроков и отвести их в свой дом. Такие игроки считаются заколдованными и покидать дом не могут.

Современный вариант игры в “колдунчики”. На роликовых коньках
Пока дедушка-рожок занят ловлей кого-нибудь из бегущих, пойманных им игроков могут выручать их товарищи. Для этого надо подбежать к дому колдуна и дотронуться рукой до пойманного. Этот игрок считается расколдованным. Он может покинуть дом и присоединиться к своей прежней группе. Если дедушка-рожок переловит всех, то водить в следующей игре начинает тот, кого изловили первым.
Детали:
Пойманный колдуном игрок, желающий, чтобы его расколдовали, должен вытянуть в стороны руки со словами: “Чай-чай, выручай!”

Другие игры подобной тематики:

Пахари и Жнецы;
Иван-косарь и звери;
Люлька.

Военные игры

Военная тематика, само собой, не могла не войти и в детские игры. За свои долгую историю военные игры не претерпели каких-либо серьезных видоизменений, и дошли до нас в почти первозданном виде.
В самом общем варианте игра войну представляет собой состязание двух команд, в котором народной традицией определяются допустимые средства и приемы противоборства и условия признания победителей.
На Руси военные игры с давних пор были любимейшим развлечением большинства мальчишек.

Кулачный бой

Для многих читателей будет удивительным, но в кулачных боях на Руси участвовали и дети. Конечно, они бились не с взрослыми, а между собой, “для затравки”.
В одном из видов подобных игр главное место занимало контактное противоборство “бойцов”. Допускались удары кулаками (обычно из поражаемой зоны исключались лицо и пах), захваты тела и одежды соперников и приемы борьбы. Играющие делились на две команды. Столкновение обеих партий проходило на открытом пространстве, и в итоге надо было захватить противника в плен или обратить в бегство, что делало игру похожей на традиционные кулачные бои взрослых. “Бойцы”, упавшие или поваленные на землю, считались “убитыми” и выбывали из игры.

Как один из вариантов этого вида игры в войну можно рассматривать игру в “снежки”, когда одна команда мальчишек состязалась с другой в кидании друг в друга комками снега. Играть могли до тех пор, пока одна из команд не признавала свое поражение, не выдержав обстрела противника. Либо оговаривались какие-либо дополнительные правила. Например, игрок, пораженный снежком, мог считаться “убитым” или “раненым” и выбывал из дальнейшей игры. Или продолжал в ней участвовать (в случае “ранения”), но с ограничениями. Тяжесть “ранения” определялась местом попадания снежка. Раненый в ногу мог передвигаться теперь, только скача на здоровой ноге и т.д.

Палочный бой

В еще одной разновидности игры в войну соперники фехтовали деревянным оружием: “шпагами”, “мечами”, палками. Правила “ранений” в этой игре были сходны с правилами “снежков”. Выключались из игры и “пленные”, захваченные соперничающей партией. Категорически запрещалось умышленно поражать “оружием”, голову, шею и пах. Противоборство велось до тех пор, пока все играющие одной из сторон не были “убиты”, “ранены тяжело”, “взяты в плен” или обращены в бегство.

Казаки-разбойники

При игре в еще одну распространенную военную игру – “казаки-разбойники”, одна из команд (“разбойники”) должна была прятаться, а вторая (“казаки”) ее искать и преследовать. “Разбойники” в ходе игры стремилась разными способами запутать противника, усложнить ему поиск. При встрече обеих команд или их отдельных представителей условия игры предусматривали как прямое рукопашное противоборство, так и бой деревянным оружием, “перестрелку”, “взятие в плен”.

Взятие крепости

Последний, рассматриваемый в этой статье вид игры в “войнушку” требовал предварительных приготовлений. Каждая соперничающая сторона возводила неподалеку друг от друга укрепления, “крепости”. Материалы для них могли быть самые разные зимой – снег и куски льда, летом дерево: доски, ветки, бревна. Команды обстреливали друг друга снежками, льдинами, мешочками с песком или травой, либо предпринимали “штыковые” атаки на укрепления противника, в ходе которых допускались рукопашный бой и фехтование палками. Победившая партия старалась, как правило, разрушить “крепость” противника.

Другие игры подобной тематики.

Русский народ издревле славился не только уникальной и крайне интересной культурой, но и увлекательными играми как для детей, так и для взрослых. Однако, время, воины и влияние европейских соседей постепенно затмили старинные русские игры. Сейчас они начинают возрождаться и не перестают восхищать свой живостью, оригинальными идеями и заданиями, наполненными шумным весельем.

Узнав нехитрые правила русских народных игр, можно погрузиться не только в захватывающий мир детства, но и понять, как жили и отдыхали наши предки.

Русские народные игры и их правила

Бирюльки

Это игра известна издревле, однако, ее правила знают сейчас очень немногие. Смысл заключается в том, что берется от 60 до 100 палочек длиной 10 см. Их кладут в мешок, а затем высыпают на ровную поверхность. Палочки, высыпаясь, ложатся беспорядочно и задача игры заключается в том, что каждый по очереди убирает по одной бирюльке, стараясь не потревожить те, которые находятся рядом. Побеждает тот, у кого, после разбора всей кучи, насчитывается больше всего собранных «трофеев». Чтобы сделать игру еще интереснее, можно палочки сделать в виде лопатки, копья или ложки. За такие бирюльки начисляется большее количество очков.

Золотые ворота

Эта игра отличается большой динамичностью и рассчитана не столько на ловкость ее участников, сколько на их везение. Правила «Золотых ворот» следующие: два игрока становятся напротив друг друга и соединяют руки таким образом, чтобы получились ворота. Остальные участники берутся за руки и по очереди проходят через них. Игроки, составляющие ворота при этом напевают:

Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!

После того, как заканчивается песня они опускают руку, и те игроки, которые попались также становятся воротами. Таким образом, постепенно уменьшается цепочка участников. Игра заканчивается в тот момент, когда все становятся «воротами».

Поймай рыбку

Чтобы победить в этой игре нужно обладать хорошей реакцией и скоростью. Смысл этой забавы в том, что участники образуют круг, в центре которого стоит «вода» с веревкой и вращает ее по полу вокруг своей оси. Задача участников - подпрыгивать над веревкой. Тот игрой, который зацепится за нее, выбывает из игры.

Горячее место

Эта забава прекрасно подходит для тех, кто любит играть в догонялки. Ее смысл заключается в том, что в центре площадки обозначается место, которое будет называться горячим. «Вода» должен стараться поймать участников, стремящихся попасть в это место. Тот, кого ловят, помогает «воде». Если игроку удается достигнуть «горячего места», он может там отдыхать сколько пожелает, однако, выйдя за его пределы, вновь должен будет убегать от «воды». Игра длится до тех пора, пока не поймают всех игроков.

Слон

Эта игра позволяет проверить силу и выносливость, поэтому ее больше всего любят мальчишки. Смысл игра заключается в том, что участники делятся на две равные команды. После этого, одна из них будет «слон», а другая станет на него запрыгивать. Участник первой команды подходит к стене и нагибается, упираясь в нее руками. Следующий подходит сзади и обхватывает его за талию руками, наклонив голову. Остальные игроки делают также. Получается «слон». Первый участник другой команды разбегается и старается запрыгнуть на «слона» таким образом, чтобы осталось место для других членов команды. После того, как вся команда оказалась на спине «слона», чтобы выиграть, она должна продержаться так в течение 10 секунд. После этого, команды могут поменяться местами.

Краски

Это очень подвижная и веселая игра. Согласно ее правилам, нужно выбрать двух участников: «монаха» и «продавца». Другие игроки становятся в шеренгу, а продавец говорит им шепотом любой цвет. После этого, происходит следующий диалог:

Монах заходит в магазин красок и говорит продавцу:

Я монах в синих штанах, пришел за краской. - За какой?

Монах называет цвета (например, красный). В случае, если такого цвета нет, продавец отвечает:

Нет такой! Скачи по красной дорожке, на одной ножке, найдешь сапожки, поноси, да назад принеси!

При этом, монаху дается задание: пройтись уточкой или попрыгать на одной ноге. Если, такой цвет есть, то продавец отвечает:

Есть такая! - Сколько стоит? - Пять рублей

После этого, монах хлопает по ладони продавца пять раз). Как только прозвучал последний хлопок, участник-«краска» вскакивает и бежит вокруг шеренги. Если монах его догоняет, то сам становится «краской», а тот, кого поймали становится на его место.

Гуси-лебеди

Эта забава для тех, кто любит активные игры. Ее смысл состоит в том, что из всех участников выбирается два волка и один вожак. Все остальные становятся гусями. Вожаку нужно находиться на одной стороне площадки, а лебедям на другой. Волки стоят поодаль «в засаде». Вожак произносит следующие слова:

Гуси-лебеди, домой!

Бегите, летите домой, стоят волки за горой!

А чего волкам надо?

Серых гусей щипать да косточки глодать!

Когда закончится песня, гуси должны добежать до вожака и постараться не быть пойманными волками. Те, кого поймали, выходят из игры, а остальные возвращаются обратно. Игра заканчивается тогда,когда будет пойман последний гусь.

Репа

Название этой игры произошло от старинной русской сказки «Репка», поэтому ее смысл несколько похож на это произведение. Она прекрасно подходит для развития реакции и координации движений.

Правила игры таковы: все участники становятся в круг и начинают водить хоровод. В его центре находится ребенок-«репка», а за кругом «мышка». Все игроки во время хоровода напевают такую песню:

«Расти ре-понь-ка!
Расти кре-понь-ка!
Ни мала, ни велика,
До мышиного хвоста!»

Пока звучит песня, репка постепенно «растет», то есть поднимается. После окончания песни мышка должна постараться проникнуть в круг и поймать репку. Остальные участники могут ей либо мешать, либо помогать. После того, как мышка поймает репку, выбираются новые игроки.

Существует еще одна вариация этой игры.

Игроки становятся друг за другом и обхватывают руками талию предыдущего участника. Первый из игроков должен крепко держаться за ствол дерева. Игра начинается тогда, когда «дед» пытается отцепить крайнего участника от остальной команды и так, пока «репка» не будет полностью «вытянута».

Салки

Это одна из распространенных вариаций подвижной и физически развивающей игры. Ее участника расходятся по площадке, закрывают глаза, а руки при этом держат за спиной. Ведущий кладет одному из игроков в руку предмет на счет «раз, два, три» все открывают глаза. Руки участников при этом остаются за спиной. То игрок, у которого оказывается предмет говорит: «Я салка». Остальные участники должны от него убежать, прыгая на одной ноге. Тот, кого коснулся «салка» сам становится «водой». Важным условием является то, что и «салка» тоже должен прыгать на одной ноге.

Удар по веревке

Эта нехитрая игра поможет развить скорость реакции и хорошо повеселиться. Смысл ее заключается в том, что берется плотная веревка, которая связывается в кольцо. Все игроки становятся снаружи и берутся за него одной рукой. В центре кольца стоит «вода». Он должен успеть «засалить» одного из игроков, который затем становится на его место.

Казаки-разбойники

Эта старая русская забава, правила которой назубок знают наши родители, бабушки и дедушки. Ее смысл заключается в том, что все участники делятся на две команды «казаки» и «разбойники». Казаки выбирают себе место, в котором будут обустраивать «темницу» и выбирают сторожа. Разбойники в этом время разбегаются и прячутся, оставляя на своем пути стрелочки и другие подсказки. Казаки должны найти каждого разбойника и привести в темницу. С каждым пойманным игроком остается сторож, однако, другие разбойники могут помочь партнеру по команде и, схватив сторожа, освободить пленника. Игра заканчивается тогда, когда все разбойники будут пойманы.

Разбойники для того, чтобы их как можно дольше их не могли найти, вначале убегают все вместе, а затем разделяются.

По одной из версий этой игры, разбойники загадывают секретное слово-пароль, а казаки должны его узнать. Поэтому игра длится даже после поимки всех разбойников, пока не узнан пароль.

«Тише едешь»

Эта шумная и веселая игра требует не только сноровки, но и находчивости. Перед началом необходимо нарисовать на земле две линии на расстоянии 5 метров друг от друга. Перед одной из линий стоит «вода», перед другой - остальные игроки. Задача участников добежать до «воды». Кто первым это сделает становится на его место. Сложность заключается в том, что «вода» периодически говорит: «Тише едешь – дальше будешь. Замри!». После этой фразы все игроки должны замереть, а цель ведущего - постараться рассмешить каждого из участников, не дотрагиваясь до него. Можно строить гримасы, пристально глядеть в глаза, рассказывать смешные истории. Если кто-то из игроков рассмеялся или улыбнулся, он возвращается обратно к линии.

Медвежонок

Это очень подвижная и веселая игра. Вначале необходимо нарисовать на земле два круга. В одном из них будет находиться «берлога» с «медвежонком», а в другой - дом для остальных участников. Игроки выходят из «домика» и напевают: «Грибочки, ягодки беру. А медведь не спит и на нас рычит». После того, как они допели, медвежонок с рычанием выбегает из своей берлоги и старается догнать остальных игроков. Тот, кого поймают, сам становится медвежонком.

Горелки

Эта игра была очень популярной в старину. Она прекрасно развивает внимание и скорость. Смысл ее заключается в том, что игроки в количестве 11 человек выбирают воду, а затем разбиваются на пары и образуют колонну. «Вода» становится спиной к участникам и не смотрит назад. Перед ним в двадцати метрах рисуется линия.

Участники напевают следующую песню:

«Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо:
Птички летят,
Колокольчики звенят!»

После ее окончания, последняя пара разъединяет руки и бежит по разные стороны от колонны к «воде». Поравнявшись с ним, они кричат: «Раз, два, не воронь, беги, как огонь!». После этого, «вода» начинает гнаться за этой парой и должен «засалить» одного из них, до того, как они добегут до линии и возьмутся за руки. Если ему это удалось, то он становится в пару с оставшимся участником, а тот, кого догнали выполняет обязанности «воды». Если догнать не удалось, то пара становится во главу колонны, а «вода» продолжает «гореть».

Эта игра отличается тем, что в нее можно играть очень долго, пока участники не устанут.

Старинные русские игры люди придумывали с заботой о своих детях, с мыслями о том, чтобы они не только весело и энергично проводили время, но и учились общаться друг с другом, узнавали цену дружбы и знали, что такое честность и взаимовыручка. Нет ничего лучше забав на свежем воздухе, которые помогают не только выбраться из знакомой духоты закрытых комнат, но и найти верных друзей, увидеть мир во всех его завораживающих красках, а также дать свободу собственной фантазии.

Современные дети считают старинными и игры, в которые с удовольствием играли мы - современные взрослые, в своем детстве. Это "Колечко", "Море волнуется", "Вышибалы", "Классики", "Резиночка" и другие.