Презентация «Борис Степанович Житков и его произведения. Презентация «Борис Степанович Житков и его произведения Морские истории борис житков презентация

Слайд 2

02.10.2016 2 Интересный факт: Борис Житков является главным героем известного детского стихотворения Самуила Маршака «Почта». - Заказное из РостоваДля товарища Житкова!- Заказное для Житкова?Извините, нет такого!- Где же этот гражданин?- Улетел вчера в Берлин.Житков за границуПо воздуху мчится -Земля зеленеет внизу.А вслед за ЖитковымВ вагоне почтовомПисьмо заказное везут.

Слайд 3

А еще не всякий человек становится прототипом героя художественного фильма. Борис Житков стал прообразом одного из главных героев фильма «На миг оглянуться». Уже по этому факту можно сказать, что он был интересным и необычным человеком. Но этого слишком мало, чтобы охарактеризовать его. Если попытаться сделать это кратко, то можно сказать, что это был человек- приключение, с необыкновенными талантами и с необыкновенной судьбой. 02.10.2016 3

Слайд 4

Будущий классик отечественной словесности Борис Житков родился 11 сентября 1882 г. в Новгороде; Его отец был преподавателем математики в Новгородском учительском институте, мать - пианистка. Детство провел в Одессе. Получил начальное домашнее образование, затем окончил гимназию. Во время учебы подружился с К. И. Чуковским.

Слайд 5

02.10.2016 5 С детства окружали Житкова океанские пароходы, баржи, лодки. И как вспоминала его сестра, «бегал Борис по всем пароходам, спускался в машинное отделение, играл с ребятишками- детьми матросов. По вечерам катался с отцом на лодке».

Слайд 6

Ему не было и десяти лет, а он уже великолепно плавал, нырял, один уходил на лодке далеко в море, вызывая зависть соседских мальчишек. Никто из одноклассников не мог лучше и быстрее его вязать морские узлы, грести, предсказывать погоду, распознавать насекомых и птиц. Ему всегда нравились простые и мужественные люди, которые не боятся никаких трудностей и опасностей.

Слайд 7

02.10.2016 7 Когда он стал взрослым, воля и настойчивость помогли ему овладеть многими профессиями, но о море никогда не забывал. Житков работал химиком, кораблестроителем и даже штурманом дальнего плавания. Он осуществил свою мечту и отправился в кругосветное путешествие: побывал во многих городах и странах земного шара, в научных экспедициях.

Слайд 8

А вот стать писателем Борис Житков не собирался. Просто он славился среди знакомых как чудесный рассказчик. Однажды по просьбе своего друга К. И. Чуковского Житков записал один из своих рассказов. Это решило его судьбу. К.И.Чуковский

Слайд 9

02.10.2016 9 Борис Житков пришел в литературу уже зрелым человеком. Ему было уже 42 года.

Слайд 10

Вскоре в журналах появились веселые истории Житкова для детей: «Про слона», «Про обезьяну», «Мангуста», «Компас», «Гривенник» и др. Борис Степанович писал о настоящей храбрости, о дружбе и товариществе, о массе интереснейших на свете вещей. И дети сразу полюбили его книги.

Слайд 11

02.10.2016 11 Он рассказывал о разных профессиях, но неиссякаемым источником его вдохновения была его любовь к морю, к путешествиям и приключениям.

Слайд 12

02.10.2016 12 Герои Житкова часто попадают в экстремальные ситуации. Об этом циклы «На воде», «Над водой», «Под водой», «Механик Салерно» и др.

Слайд 13

02.10.2016 13 Красивое и спокойное море в шторм становится страшным и разъярённым. В рассказе «Злое море» под стать такому морю и человек - жестокий англичанин Паркер. Просто так направил он свой пароход на маленькую рыбацкую шхуну. Семеро русских матросов погибли. С первых же строк читателей волнует, спасутся ли пассажиры перевернувшегося во время шторма парусного судна (рассказ «Шквал»), удастся ли матросам снять компас с захваченного предателями парохода (рассказ «Компас»),

Слайд 14

02.10.2016 14 Произведения Житкова насыщены действием, он часто пользуется формой разговора с читателем, пишет всегда образно и ясно. Задача творчества Житкова - сообщение детям полезных сведений и воспитание в них лучших человеческих качеств.

Слайд 15

02.10.2016 15 Многое можно узнать из историй Б.Житкова: что такое «камбуз» и «кубрик», что за остров Джарылгач, на котором давно никто не живёт, о ручном леопарде Ваньке. Возил его с собой буфетный Степаныч. Вспоил он, вскормил Ваньку с малых лет. «Сядет Степаныч, а леопард ему на колени голову положит и урчит, как кошка». А ещё есть такой народ - «синеглазы». «Чёрные» они, «курчавые» и такие отважные, что на «двух брёвнах, сбитых двумя перемычками» выходят под парусами в океан за рыбой» (рассказ «Урок географии»).

Слайд 16

Но не только о море писал Борис Степанович. Много у него рассказов о животных: про обезьянку, жившую в доме Житковых; про беспризорную кошку, которая «пришла из города, раскопала пошире кроличью нору, кроликов выгнала и стала жить по дикому». Привыкнет ли одичавшая кошка к человеку и подружится ли она с собакой вы узнаете если прочитаете рассказ.

Слайд 17

02.10.2016 17 Циклы детских рассказов «Что я видел» и «Что бывало».Главный герой первого цикла - любознательный мальчик «Алёша-Почемучка», прототипом которого стал маленький сосед писателя по коммунальной квартире Алёша Некрасов. Автор отвечает на многообразные вопросы, возникающие у малыша при первом столкновении с «чудом» железной дороги, новыми людьми, предметами и животными.

Жизнь и творчество Бориса Житкова. Житков Борис Степанович. (1882-1932) Биография Б.С.Житкова Воспоминания К.Чуковского Творчество писателя Читаем книги Б.Житкова Борис Житков родился в 1882 году в Новгороде. Отец его был очень хорошим учителем математики, а мать – отличной пианисткой. Борису было шесть лет, когда семья переехала в деревню к бабушке. Вскоре семья перебирается в Одессу. Новый, сверкающий мир открылся перед мальчиком: море, порт, пароходы, белоснежные парусники. Они жили прямо в гавани, и мимо их окон проходили корабли. «Мы были однолетки, учились в одном классе Одесской второй гимназии. Мне импонировал его важность, ибо я сам был очень вертляв и болтлив и во мне не было ни тени солидности. Он учил меня всему: французскому языку, завязыванию морских узлов, распознаванию насекомых и птиц, плаванию, ловле тарантулов… …И был очень обрадован, когда через двадцать шесть лет после разлуки он появился на пороге. Борис пробыл у меня целый день. Он рассказывал детям разные морские истории. Когда собрался уходить, я сказал: -Слушай, Борис, а почему бы не сделаться тебе литератором? Попробуй опиши приключения,о которых ты сейчас говорил, выйдет неплохая книжка! Через несколько дней он принёс школьную тетрадку и вскоре убедился, что редакторскому карандашу нечего делать. Радость моя была безгранична: литература для детей и подростков пробрела в лице этого сорокалетнего морехода, кораблестроителя, математика, физика надёжную силу.» К. И.Чуковский С.Маршак встретил Житкова как долгожданного друга. В то время Маршак возглавлял созданный им детский журнал «Воробей». Житков с необычайным увлечением стал работать в маршаковском журнале. Житков является главным героем известного детского стихотворения Самуила Маршака « Почта ». - Заказное из Ростова Для товарища Житкова! - Заказное для Житкова? Извините, нет такого! В Лондон вылетел вчера В семь четырнадцать утра. Житков за границу По воздуху мчится - Земля зеленеет внизу. А вслед за Житковым В вагоне почтовом Письмо заказное везут « Житков избегает навязчивой морали, но сам юный и неискушённый читатель отчётливо различает в его книгах борьбу со злом, правды- с ложью. Но предвзятая характеристика, не рекомендация, данная автором, а поведение его действующих лиц в трудных и острых положениях даёт нам представление об их чувствах и характерах. В минуты тяжёлого испытания –во время шторма, крушения, метели - яснее видишь, кто смел, щедр, великодушен и кто себялюбив, мелочен, труслив. Говорить о главных, о самых существенных чертах человека – дело настоящего, большого писателя, а детского в особенности. Это умел делать Борис Житков». С. Маршак Для того чтобы написать эти рассказы, мало было одного таланта. Нужно было прожить такую жизнь, какую прожил Борис Степанович Житков. Борис Степанович окончил университет с дипломом химика, имел звание штурмана дальнего плавания, был инженеромкораблестроителем, владел десятком языков, мог ответить на любой вопрос, за всё это его называли «живой энциклопедией». Очень простое, на первый взгляд его рассказы были плодами большого труда. Он сочинял их годами, прикладывая в уме слово к слову но не записывая ни строчки. И только когда был отделен начисто и навсегда закреплён в памяти Борис Житков записывал его- а для этого нужно было один – два дня. Можно сказать, его рука с детства тянулась к перу, «перо к бумаге». Он выпускал рукописные журналы. Всю жизнь вёл дневники. Его письма порой - целые рассказы. Однажды для племянника Борис Степанович придумал длиннющую повесть в письмах с продолжением. Писал он и стихи: их у него накопилась целая тетрадь. К тому же он оказался великолепным рассказчиком. Да и рассказать ему было о чём. Больше всего на свете он любил море и его тружеников - матросов, рыбаков, кочегаров, портовых рабочих, механиков, капитанов малых и больших кораблей.Именно здесь,на море, лицом к лицу с природой, наиболее полно раскрываются и хорошие и дурные стороны человека. Когда читаешь его рассказы на морскую тему, часто обращаешься в толковый словарь за объяснением значений слов. Поэтому мы в классе из слов,встречаемых в рассказах Б.Житкова, составили «Словарь морских выражений». Бак- носовая часть палубы. Бейдевинд- когда судно идёт под парусами так, что ветер дует почти в нос судну. Бизань- третья мачта, считая от носа. Брашпиль- машина,которой поднимают якорь. Бриз- ветер, который дует с берега. Ванты-верёвки, которые идут от мачты к бортам. Гот-мачта- вторая мачта, считая от носа. Дрейф-снос судна по ветру. Камбуз- кухня на судне. Кильватер- так говорят, когда суда идут гуськом. Кубрик- общая матросская каюта в носу судна. Норд-вест-направление почти прямо на запад. Житков – мастер слова. Человека, умело, творчески выполняющего свое дело, называют мастером. Мастером называем мы Бориса Степановича Житкова. Читая его книги, мы попадаем в мастерскую, богатую, изящную, талантливую мастерскую слова. Кто в детстве из любопытства не разбирал свои игрушки? Что же там – внутри, внутри барабана, паровоза, часиков или парохода? Хотите знать, что искал мальчик внутри парохода в рассказе «Как я ловил человечков» «Я все смотрел на пароходик. И наверно, в нём живут человечки. Маленькие, как раз по росту пароходика. Выходило, что они должны быть чуть ниже спички. Наверно, подглядывают. А когда дома никого нет, выходят на палубу. Лазят, наверно, по лестничкам на мачты.» Что я видел Б.Житков создал много книг для юного читателя, самая большая его заслуга – создание своеобразной энциклопедии для дошкольников «Что я видел» « Эта книга - о вещах. Писал я её, имея в виду возраст от трёх до шести лет. Книжки этой должно хватить на год. Пусть читатель живёт в ней и вырастает. Ещё раз предупреждаю: не читайте помногу! Лучше снова прочесть сначала». А рассказы «Про слона» или «Беспризорная кошка» мог написать человек, не только любивший животных, но и понимавший их. Как тут не вспомнить, что были у Бориса Житкова и дрессированный волк, и кот, умевший «становиться обезьяном». Дрессированный пудель выделывал всякие выкрутасы и понимал (как утверждал Житков) двести слов. Снял Житков отдельную комнатку, где поселился со своими четвероногими друзьями: собакой, кошкой и маленьким волчонком, которого решил приручить. А там, в клетке,мишка ходил мимо решётки и на всех глядел. Он на собаку похож. Только он толстый. А глазки совсем маленькие, черненькие». Из рассказа «Зоосад» «Я увидел большую клетку, а в ней ходит зверь, и у него волосы были до половины. А сзади коротенькая шерсть. Только он очень большой и жёлтый, а не чёрный. И он очень сердито смотрел… Это книга для тех, кто любит далёкие путешествия и хочет стать героем. Ведь что получается: Робинзон был взрослый, капитан Немо был взрослый, пятнадцатилетний капитан Дик Сэнд был почти взрослый. Но дети тоже хотят путешествовать и ещё как! И вот Борис Житков написал книгу о ребёнке, который отправился в путь по огромной стране, и рассказал, что он видел. А видел он и льва в зоопарке, и Красную армию на учениях, и медведя в лесу, и таинственную дзыгу на верёвочке. Недаром книга называется "Всё о приключениях больших и маленьких" Отвечаем на вопросы викторины Иллюстрации к рассказам Б.Житкова Викторина по рассказам Б. Житкова. 1.Рассказ «Вата». Что нашёл таможенный досмотрщик в угольной яме? 2.Какое задание было у Сеньки с его другом? 3.Кто был доносчиком? 4. Рассказ «Обвал». Как очистили дорогу от обвала? 5.Рассказ «На льдине» На льдине унесло сколько человек? 6.Рассказ «Белый домик». Почему брат с Ниночкой не попали в белый домик? 7.Рассказ «Разиня». Кто помог разине Саше найти корзину»? 8.Рассказ «Скат». Какую неприятность сделала рыба скат старику? 9.Рассказ «Как подняли пароход со дна». Как подняли пароход со дна? 10.Как звали обезьянку в рассказе «Про обезьянку»? 11.Из какой книги Житкова можно узнать обо всем на свете? («Что я видел») 12. Как звали главного героя этой книги? Ответы на викторину 1.Рассказ «Вата». Что нашёл таможенный досмотрщик в угольной яме? (Бумаги, журнальчики) 2.Какое задание было у Сеньки с его другом? (Доставлять журналы) 3.Кто был доносчиком? (Зуев) 4. Рассказ «Обвал». Как очистили дорогу от обвала? (Насосом-гидротараном) 5.Рассказ «На льдине» На льдине унесло сколько человек? (Восемь человек) 6.Рассказ «Белый домик». Почему брат с Ниночкой не попали в белый домик? (Сели на мель) 7.Рассказ «Разиня». Кто помог разине Саше найти корзину»? (Собака) 8.Рассказ «Скат». Какую неприятность сделала рыба скат старику? (Разорвал живот) 9.Рассказ «Как подняли пароход со дна». Как подняли пароход со дна? (В бидоны накачали воздух,они поплыли вверх и подняли с собой пароход) 10.Как звали обезьянку в рассказе «Про обезьянку»? (Яша) 11.Из какой книги Житкова можно узнать обо всем на свете? («Что я видел») 12. Как звали главного героя этой книги? (Алеша Почемучка) Список литературы 1. Черненко, Г. Две жизни Бориса Житкова//Я познаю мир: Литература. Б. С. Житков. - М., 2000.-С.: 181184. 2. Житков Борис Степанович//Кто есть кто. – М.Слово, Олма-Пресс, 2003. – С.: 541543. 3. Любые издания книг Б.Житкова. 4. Ильчук, Надежда. Житков Борис Степанович. http:// www.bibliogid.ru/. 5. Б.Житков. "Чтоя видел". Рассказы и сказки Издательство "Вэсэлка", Киев, 1988 6.Материалы сайтов: http://www.biblioguide.ru, http://www.rgdb.ru, http://bookoliki.gmsib.ru

Номинация «Мультимедийные технологии в учебном процессе в начальной школе»

Презентация выполнена в виде литературной викторины, состоящей из 5 заданий: «Восстанови биографию», «Узнай по отрывку», «Зоосад в природе», кроссворд «О каком герое идёт речь?», математическая загадка «Разгадай название рассказа».

Проводится в форме соревнования между 2 командами.

Целевая аудитория: дети 9 - 10 лет.

Цель: создание информационно-коммуникационной среды для обобщения и систематизации знаний биографии и произведений Б.С. Житкова.

Задачи:

Образовательные: в игровой форме обобщить знания учащихся о произведениях Б.С. Житкова. Проверить умение ориентироваться в прочитанных произведениях. Расширять метапредметные связи (литературное чтение, окружающий мир, математика).

Развивающие: развивать логическое мышление и познавательные функции обучающихся: внимание, память, воображение. Формировать положительную мотивацию к обучению и активную жизненную позицию.

Воспитательная: прививать любовь и интерес к книгам. Формировать навыки работы в формате сотрудничества и воспитывать уважение к мнению других.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Место использования: литературное чтение, внеклассное мероприятие.

Эффективность и практическая значимость: данный урок способствует созданию информационно-коммуникативной среды, соответствует требованиям современного урока, активизирует познавательную активность, создает комфортные условия для личностного и интеллектуального роста каждого участника.

Приложение 1. Презентация.

Приложение 2. Викторина .

Cлайд 1

Житков Борис Степанович Биография. Творчество Библиотека БОУ «СОШ №2 г. Грязовца»

Cлайд 2

Борис Степанович Житков (1882 - 1938), русский советский писатель, автор многочисленных книг для детей

Cлайд 3

Виталий Бианки Штурман дальнего плавания, повидавший половину стран земного шара, инженер-кораблестроитель, изобретатель, настоящий «мастер на все руки», бескорыстный друг всех тружеников, человек всесторонних знаний, огромного жизненного опыта и к тому же одаренный изумительным даром рассказчика - большим талантом художника, - что же удивительного, что такой человек в конце концов берется за перо и, взявшись за него, сразу же создает беспримерные в мировой литературе книжки.

Cлайд 4

Детство Родился Борис Житков 30 августа (11 сентября н.с.) в Новгороде в семье преподавателя математики. Получил прекрасное домашнее образование. Детство провел в Санкт - Петербурге, Риге, Одессе. Новгород Одесса Рига С-Петербург

Cлайд 5

Cлайд 6

Корней Иванович Чуковский Титульный лист книги «Жизнь и творчество Б.С. Житкова», Худож. С. Пожарский 1955г.

Cлайд 7

Юность После окончания гимназии Б. Житков поступил на естественное отделение Новороссийского университета, откуда был дважды исключен за участие в студенческих беспорядках. В 1905 в Одессе принимал участие в революционных событиях. Окончил университет в 1906. Плавал матросом и штурманом на парусниках по Черному, Средиземному и Красному морям, участвовал в экспедиции по Енисею, успев закончить мореходное училище и получить звание штурмана дальнего плавания; читал лекции по химии и физике на вечерних курсах для рабочих в СПб. В 1911-16 г. учился в Петербургском политехническом институте на кораблестроительном отделении.

Cлайд 8

Профессии Вернулся в Одессу в 1917 г., работал инженером в порту, заведовал техническим училищем, преподавал на рабфаке. Он поменял множество профессий: ихтиолог, штурман парусника, рабочий-металлист, морской офицер и инженер, капитан научно-исследовательского судна, преподаватель физики и черчения, руководитель технического училища. Окончив в 1916 г. СПб политехнический институт с дипломом кораблестроителя, был призван на военную службу и направлен в Англию и Францию в качестве контролера по приемке моторов для русских подводных лодок и самолетов.

Cлайд 9

Литературная деятельность Переехав в Петроград, занялся литературной деятельностью; С 1924г. он печатался в сборнике рассказов «Злое море», сотрудничал также в журнале «Воробей», впоследствии «Новый Робинзон», в сборниках «Советские ребята», некоторое время работал в журнале «Еж». Был членом Союза Писателей. Морские повести Сказочные повести Научно-художественные книги Произведения для детей

Cлайд 10

Произведения для детей Житков сыграл большую роль в становлении советской детской литературы: внес в нее строгий реализм, уважительный разговор с подростком о героизме и требовательности к себе; он умел показывать красоту и творческую силу труда. Написал также «Рассказы о животных» (1935) и несколько рассказов для самых маленьких читателей. Сотрудничал во многих детских газетах и журналах: Ленинские искры, Новый Робинзон, Еж, Чиж, Юный натуралист и др. Писал и для самых маленьких читателей: Пудя, Метель и др.

Cлайд 11

Cлайд 12

Cлайд 13

Cлайд 14

Итог Всего Б.С. Житковым за четырнадцать с половиной лет литературной работы было написано 192 произведения, считая по заглавиям, то есть суммируя и крупные вещи, и маленькие рассказы для дошкольников. В том числе: 74 очерка, 59 повестей и рассказов, 38 маленьких рассказов для дошкольников, 7 крупных произведений, 14 статей. Из общего числа написанных Б.С. Житковым произведений 8 остались неопубликованными, а 29 вышли в свет после смерти писателя.