Крупнейшие техногенные аварии 20 21 века. Крупнейшие техногенные катастрофы XXI века

24.11.2012

1. Землетрясение в Гаити (количество жертв 313 000)

Землетрясение в Гаити произошло 12 января 2010 года в 16:53 по местному времени. Его величина была 7.0 балла, а эпицентр находился в районе города Леогане, что почти на 25 км к западу от столицы Гаити, Порт-о-Пренс.

Толчки продолжались до 24 января и имели магнитуду 4,5 баллов. По оценкам, около 3 миллионов человек пострадали от стихийного бедствия, а число погибших достигло около 316 000 человек, число раненных - 300000 раненых, а миллион жителей остались без крова. Стихийное бедствие стало серьезной проблемой, поскольку возникли серьезные проблемы с распределением помощи, а так же вспышки насилия и грабежа.

Гаити является самой бедной страной в Западном полушарии и сто сорок девятой в рейтинге из 182 стран по индексу развития человеческого потенциала. Гаитянский министр образования, Джоэл Жан-Пьер, сообщил, что вся система образования в стране рухнула, поскольку почти 1300 школ и три основных университета в Порт-о-Пренсе разрушены. Около 1,1 млрд. долларов были пожертвованы для облегчения последствий.

2. Цунами в Индийском океане (количество жертв 230 000)

В декабре 2004 года Индийском океане произошло землетрясение, известное в научном мире как Суматро-Адаманское землетрясение. Эпицентром толчков стала область неподалеку индонезийского острова Суматра. Цунами, последовавшее за толчками, унесло жизни почти 230 тысяч человек в 14 странах.

Наиболее пострадавшими странами были Индонезия, Шри-Ланка, Индия и Таиланд. Землетрясение ощущалось в то же время в таких местах, как Бангладеш, Индия, Малайзия, Мьянма, Таиланд, Сингапур, Мальдивские острова. Количество выпущенной в результате землетрясения энергии можно сравнить со взрывом в 1502 раза больше взрыва бомбы, брошенной на Хиросиму, но меньшим, чем взрыв Царь Бомбы.

Это цунами считается одним из самых страшных катастроф в истории человечества. Волны достигали высоты в тридцать метров, а колебания имели магнитуду в 9,1 и 9, 3 балла. Это третье по величине землетрясение, когда-либо зарегистрированное сейсмографами. Так же оно имело самую длинную продолжительность: от 8 до 10 минут. В целом, международное сообщество пожертвовало более 14 млрд. долларов за гуманитарную деятельность.


3. Циклон "Наргис", Мьянма (количество жертв 146 000)

Циклон "Наргис" - тропический циклон, который стал худшим стихийным бедствием в Мьянме 2 мая 2008 года и привел к смерти около 146 тысяч, а 55 тысяч человек пропали без вести. Число погибших может быть и выше, но бирманское правительство, опасаясь неблагоприятных политических последствий, занизило цифры.

Ущерб, по оценкам экспертов, составил 10 миллиардов долларов. Этот циклон является самым опасным в Северном бассейне Индийского океана, вторым по числу смертей после тайфуна "Нина" в 1975 году. Название циклона "Наргис" – слово персидского происхождения и означает название цветка «нарцисс».



4. Землетрясение 2008 года в провинции Кашмир, Пакистан (количество погибших 86 000)

Утром в 8:52 по местному времени 8 октября 2005 года в контролируемой Пакистаном части штата Кашмир, известной как Азад Кашмир, произошло землетрясение, от которого пострадали соседние области Гилгит-Балтистана и большей части провинции Хайбер-Пахтунхва. Сила толчков, по оценкам метеорологического агентства Японии, составила 7,8 балла. По официальным данным правительства Пакистана, около 75 000 человек погибли, а международные эксперты оценивают число погибших в 86 000. Различные отчеты предполагают, что в северном Пакистане были уничтожены десятки городов и деревень.

Толчки также ощущались в таких соседних странах как Таджикистан, Афганистан, Западный Китай, а также индийской части Кашмира, где около 1400 человек погибли. Землетрясение стало следствием роста Гималаев. Измерения спутников показывают, что части гор непосредственно над эпицентром поднялись на несколько метров. Около 6,2 млрд. долларов были получены правительством Пакистана на ликвидацию последствия бедствия.


5. Землетрясение в провинции Сычуань, Китай (количество погибших 67 197)

В 2008 году произошло землетрясение в провинции Сычуань, которое также иногда называют Великим землетрясением в провинции Сычуань. Сила толчков составила 8,0 баллов по шкале Рихтера. Землетрясение началось в 14:28 по местному времени 12 мая. По официальным данным погибло около 69 197 человек. Так же стало известно, что 374176 человек получили ранения, 18222 числились пропавшими без вести, а около 4,8 миллиона человек остались без крова.

Данное землетрясение считается самым смертоносным в Китае, после землетрясения 1976 года в провинции Таньхань, где погибло около 240 тысяч человек. Колебания ощущались и в Пекине и Шанхае, а также в соседних странах. Китайское правительство было вынуждено потратить 146,5 миллиардов долларов на ликвидацию последствий несчастья.



6. Волны жары из России 2010-го года (количество смертей 56 000)

В 2010 году лето в Северном полушарии было весьма экстремальным по температурным показателям на территории Соединенных Штатов, Канаде, России, Монголии, Китае, Японии, Корее, Казахстане, Индокитае и на Европейском континенте в целом. Его даже окрестили «русской волной жары».

Весь период с апреля по июнь стал самым теплым на континентальных участках в Северном полушарии. Эти экстремальные погодные условия привели к лесным пожарам в Китае, и к сильнейшей засухе за последние 60 лет в провинции Юньнань. Около 56000 человек умерли в указанном регионе из-за этого бедствия. Москва и Московская область так же задыхались в дыму лесных пожаров.

Отошел самый большой кусок шельфового ледника в Северном Ледовитом океане, который соединяет Гренландию и пролив Нейрс. По всей видимости, подобные аномалии вызваны высоким содержанием углекислого газа в атмосфере, что приводит к увеличению средних температур.


7. Землетрясение 2003-го года в городе Бам, Иран (количество жертв 43 000)

Землетрясение в городе Бам и окружающих местечках в провинции Керман на юго-востоке Ирана произошло в 5:46 утра по местному времени 26 декабря 2003 года. Землетрясение оценили в 6,6 балла согласно с данными Геологической службы Соединенных Штатов. Было зафиксировано 26271 смертей и около 30000 раненых.

Но некоторым другим оценкам, число погибших составило 43000. Разрушения приняли катастрофический характер из-за использования сырцового кирпича в качестве стандартного материала в конструкциях, что не соответствовало правилам безопасности строительства, принятым в Иране в 1989 году. Знаменательно, что около 44 стран незамедлительно прислали помощь и 60 сделали предложение помощи.

8. Жара в Европе в 2003-м году (количество жертв 40 000)

В 2003 году европейская жара стала убийственным фактором, особенно во Франции. Из-за серьезных проблем со здоровьем и засухой число погибших достигло почти 40 000. По данным французского Национального института здоровья причиной почти 14802 смертей во Франции была жара.

В Португалии, где температура воздуха достигла 48 градусов Цельсия, пронеслись обширные лесные пожары: под огнем оказались почти пять процентов сельской местности и десять процентов лесов. В Нидерландах около 1500 смертей так же были связаны с высокими для этой страны температурами (почти 37, 8 градусов Цельсия).

Пару сотен смертей были зарегистрированы в Испании и Германии, где температура достигала 45,1 и 41 градусов Цельсия соответственно. В Швейцарии в Альпах растаяли многие ледники, вызывая сход лавин и наводнения. Был установлен новый национальный рекорд температуры в 41,5 градусов Цельсия. Тысячи людей погибли по всей Великобритании. Производительность сельскохозяйственного сектора сократилась на десять процентов из-за засухи и жары.


9. Цунами и землетрясение в регионе Тохоку, Япония (количество жертв 18 400)

Землетрясение в Тохоку, которое еще называют "Морское землетрясение в Северо-восточном регионе Тихого океана ", величиной около 9,0 балла ударило по побережью Японии около 14:46 по местному времени 11 марта 2011 года. Эпицентр находился в 72 км к востоку от полуострова Ошика региона Тохоку. Волны цунами достигали 23,6 м. Они добрались до берегов Японии в течение нескольких минут после землетрясения. Меньшая ударная волна через несколько часов достигла других стран, расположенных вдоль Тихоокеанского побережья.

Новый век только начался, а крупные техногенные катастрофы уже неоднократно потрясли мир. Погибли тысячи людей, нанесён колоссальный ущерб экономике разных стран.

Часть нефти удалось собрать, а всю остальную вывели из реки с помощью специальных потоков.

После катастрофы компании «Петробрайс» пришлось заплатить крупный штраф государству в размере пятидесяти шести миллионов долларов. Компенсацию в тридцать миллионов долларов получил и штат страны.

Но ущерб, нанесённый флоре и фауне этого удивительного уголка, никакими средствами не возместить.

Эта техногенная катастрофа достаточно серьезно ударила по экосистеме реки Игуасу и близлежащих природных регионов.
Многие виды растений и живых организмов обитающих в воде, были уничтожены полностью.

21 сентября 2001 год, Франция

Повредив 6 реакторов атомной станции, водяной колосс вывел из строя систему охлаждения, что и привело к серии глобальных взрывов водорода и расплавлению активной зоны.

Радиоактивные вещества йод-131 и цезий-137 были выброшены в атмосферу.

И хотя объём выброса составил не более 20% по сравнению с Чернобыльской аварией, жителям японского острова не стало легче.

Общий же ущерб от катастрофы атомной станции «Фукусима-1» эксперты расценили в 74 млрд долларов.

А на полную ликвидацию последствий аварии и демонтаж разрушенных реакторов потребуется около 40 лет!
И хорошо, что на службе человека есть теперь для таких дел.



11 июля 2011 год, Кипр

Кипр, военно-морская база, рядом с городком Лимасола.
Очередной прогремевший взрыв разрушил крупнейшую электростанцию острова и унёс жизни 13 человек .

Это небольшое островное государство крайне зависимо от единственного источника энергообеспечения. Авария на электростанции поставила Кипр на грань экономического кризиса.

Виновники трагедии были найдены. Им оказался президент республики Димитрис Христофиас. Он крайне халатно отнёсся к хранению боеприпасов, которые были конфискованы по подозрению в контрабанде.
Боеприпасы складировались буквально на земле военно-морской базы. Высокая температура сделала своё дело. Произошла детонация.

28 февраля 2012 год, Китай

Взрыв газового трубопровода под УФОЙ! 1989г.

Каждый год в мире происходят десятки страшных техногенных катастроф, которые наносят существенный вред мировой экологии.
2000 год

Петробрайс - бразильская государственная нефтяная компания. Штаб-квартира компании расположена в Рио-де-Жанейро. В июле 2000 года в Бразилии в результате катастрофы на нефтеперерабатывающем в реку Игуасу вытекло больше миллиона галлонов нефти (около 3 180 тонн). Для сравнения, недавно около курортного острова в Таиланде вылилось 50 тонн сырой нефти.
Образовавшееся пятно продвигалось по течению, грозя отравить питьевую воду сразу для нескольких городов. Ликвидаторы аварии построили несколько заградительных барьеров, но остановить нефть удалось лишь на пятом. Одну часть нефти собрали с поверхности воды, другая ушла по специально построенным отводным протокам.
Компания «Петробрайс» выплатила 56 долларов штрафа в государственный бюджет и 30 миллионов - в бюджет штата.

21 сентября 2001 года в французском Тулузе на химическом комбинате AZF произошел взрыв, последствия которого считаются одной из крупнейших техногенных катастроф. Взорвалось 300 тонн нитрата аммония (соль азотной кислоты), которые находились на складе готовой продукции. По официальной версии, виновато руководство комбината, которое не обеспечило безопасное хранение взрывоопасного вещества.
Последствия катастрофы были гигантские: погибли 30 человек, общее число раненых - более 3 00, были разрушены или повреждены тысячи жилых домов и зданий, в том числе почти 80 школ, 2 университета, 185 детских садов, без крыши над головой остались 40 000 человек, более 130 предприятий фактически прекратили свою деятельность. Общая сумма ущерба - 3 млрд евро.

13 ноября 2002 года около берегов Испании попал в сильный шторм нефтяной танкер Prestige, в трюмах которого находилось более 77 000 тонн мазута. В результате шторма в корпусе судна образовалась трещина длиной около 50 метров. 19 ноября танкер разломился пополам и затонул. В результате катастрофы в море попали 63 000 тонны мазута.


Очистка моря и берегов от мазута стоила 12 млр долларов, полный ущерб, нанесенный экосистеме, оценить невозможно.

26 августа 2004 года недалеко от Кельна на западе Германии с моста Wiehltal высотой 100 метров упал бензовоз, перевозивший 32 000 литров топлива. После падения бензовоз взорвался. Виновником аварии была спортивная машина, которую занесло на скользкой дороге, что и вызвало занос бензовоза.
Эта авария считается одной из самых дорогостоящих техногенных катастроф в истории - временный ремонт моста стоит 40 млн долларов, а полная реконструкция - 318 млн долларов.


2007

19 марта 2007 года из-за взрыва метана на шахте «Ульяновская» в Кемеровской области погибли 110 человек. Вслед за первым взрывом через 5-7 секунд последовало ещё четыре взрыва, что вызвало обширные обвалы в выработках сразу в нескольких местах. Погибли главный инженер и почти всё руководство шахты. Эта авария является крупнейшей в российской угледобыче за последние 75 лет.

17 августа 2009 года произошла техногенная катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС, расположенной на реке Енисей. Это случилось во время ремонта одного из гидроагрегатов ГЭС. В результате аварии были разрушены 3-й и 4-й водоводы, произошло разрушение стены и подтопление машинного зала. 9 из 10 гидротурбин полностью вышли из строя, ГЭС была остановлена.
Из-за аварии было нарушено энергоснабжение сибирских регионов, в том числе ограничена подача электричества в Томске, отключения коснулись нескольких сибирских алюминиевых заводов. В результате катастрофы погибли 75 человек, еще 13 было ранено.


Ущерб от аварии на Саяно-Шушенской ГЭС превысил 7.3 миллиарда рублей, включая ущерб экологии. На днях в Хакасии стартовал процесс по делу о техногенной катастрофе на Саяно-Шушенской ГЭС в 2009 году.

4 октября 2010 на западе Венгрии произошла крупная экологическая катастрофа. На крупном заводе по производству алюминия взрыв разрушил плотину резервуара с ядовитыми отходами - так называемым красным шламом. Около 1,1 миллиона кубометров едкого вещества затопили 3-метровым потоком города Колонтар и Дечевер в 160 километрах к западу от Будапешта.


Красный шлам - это осадок, который образуется при производстве оксида алюминия. При попадании на кожу он воздействует на нее как щелочь. В результате катастрофы 10 человек погибли, около 150 получили различные травмы и ожоги.



22 апреля 2010 в Мексиканском заливе у побережья американского штата Луизиана после взрыва, унесшего жизни 11 человек, и 36-часового пожара, затонула управляемая буровая платформа Deepwater Horizon.


Остановить утечку нефти удалось лишь 4 августа 2010 года. В воды Мексиканского залива вылилось около 5 млн баррелей сырой нефти. Платформа, на которой произошла авария, принадлежала швейцарской компании, а на момент техногенной катастрофы платформой управляла компания Вritish Petroleum.

11 марта 2011 года на северо-востоке Японии на АЭС «Фукусима-1» после сильнейшего землетрясения произошла крупнейшая за последние 25 лет после катастрофы на Чернобыльской АЭС авария. Вслед за подземными толчками магнитудой 9,0 на побережье пришла огромная волна цунами, которая повредила 4 из 6 реакторов атомной станции и вывела из строя систему охлаждения, что привело к серии взрывов водорода, расплавлению активной зоны.


Общий объем выбросов йода-131 и цезия-137 после аварии на АЭС «Фукусима-1» составил 900 000 терабеккрелей, что не превышает и 20% от выбросов после Чернобыльской аварии в 1986 году, который составил тогда 5.2 млн терабеккерелей.
Суммарный ущерб от аварии на АЭС «Фукусима-1» эксперты оценили в 74 млрд долларов. Полная ликвидация аварии, в том числе демонтаж реакторов, займет около 40 лет.

АЭС «Фукусима-1»


11 июля 2011

11 июля 2011 года на военно-морской базе неподалеку от Лимасола на Кипре произошел взрыв, который унес 13 жизней и поставил островное государство на грань экономического кризиса, разрушив крупнейшую электростанцию острова.
Следователи обвинили президента республики Димитриса Христофиаса в том, что он халатно отнесся к проблеме складирования боеприпасов, конфискованных в 2009 году с судна «Мончегорск» по подозрению в контрабанде оружия Ирану. По факту боеприпасы хранились прямо на земле на территории военно-морской базы и сдетонировали из-за высокой температуры.

Разрушенная электростанция Mari на Кипре


2012 год

28 февраля 2012 года на химическом предприятии в китайской провинции Хэбэй произошел взрыв, унесший жизни 25 человек. Взрыв прогремел в цехе по производству нитрогуанидина (его используют в качестве ракетного топлива) на химзаводе компании «Хэбэй Кээр» в городе Шицзячжуан

18 апреля 2013 в американском городе Вест в штате Техас на заводе удобрений произошел мощный взрыв.
Почти 100 зданий в округе были разрушены, от 5 до 15 человек погибли, около 160 человек получили ранения, а сам городок стал похож на зону военных действий или на съемочную площадку очередного фильма про Терминатора.



2014 год – год катастроф мировой авиации


В 2014 году в мире произошёл ряд авиационных аварий и катастроф. По предварительным данным, с начала этого года по настоящее время по всему миру произошло примерно 30 авиакатастроф, в результате которого погибли более тысячи человек. Одни аварии и катастрофы случились из-за технических неполадок, ошибок экипажа и естественных причин, а другие произошли из-за умышленной диверсии, которую международное сообщество назвало «преступлением».
Место крушения малайзийского самолёта Боинг 777 на востоке Украины.
Фото: РИА Новости

В истории мировой авиации произошли страшные катастрофы. В 1972 году более 3300 человек погибли при крушении самолетов и вертолетов – самое большое количество жертв авиакатастроф. К настоящему моменту самой страшной катастрофой в истории гражданской авиации стало падение самолёта Боинг 747-200 японской авиакомпании Japan Airlines 12 августа 1985 года, которое унесло жизни 520 пассажиров и членов экипажа. Однако в 2014 году во многих странах мира произошла серия катастроф внутренних и международных рейсов, которые потрясли весь мир из-за их уровня страшности, а также экономического ущерба. Эти катастрофы снова поставили вопрос авиационной безопасности, а также безопасности в мире.
Самые ужасные дни для мировой авиации в 2014 году
8 марта 2014 года пропал с экрана радаров лайнер Боинг 777 авиакомпании Malaysia Airlines, который совершал рейс MH370 из Куала-Лумпура в Пекин. Исчезновение этого пассажирского самолёта стало беспрецедентным в современной истории мировой авиации. Многие государства мира приложили совместные усилия и потратили сотни миллионов долларов США для поиска малайзийского лайнера, что стало самой дорогостоящей поисковой операцией в истории. Расследования причин исчезновения Боинга проводятся до сих пор, но информация об исчезнувшем самолёте и судьбе 227 пассажиров и 12 членов экипажа на борту остаётся тайной.
17 мая 2014 года разбился военный самолёт AN-74 TK300 военно-воздушных сил Лаоса. Самолёт с 19-ью высшими военными на борту потерпел крушение на пути в провинцию Сиенг Куанг. Делегация направлялась на празднование юбилея второй дивизии народной армии Лаоса. В результате крушения самолёта погибли четыре высокопоставленных военачальника. Июль 2014 года считается самым страшным месяцем для мировой авиации. 7 июля учебно-тренировочный вертолёт военно-воздушных сил Вьетнама потерпел крушение из-за технической неисправности, в результате чего погибли 18 военных. Спустя неделю после этого, при проведении учений на юге камбоджийской столицы Пномпеня потерпел крушение военный вертолёт, погибли пять человек и ещё один получил серьёзные ранения. 17 июля на юге Республики Корея разбился пожарный вертолёт, в результате чего погибли все пять человек, находившихся на борту. 23 июля тайванский пассажирский самолёт пытался приземлиться в аэропорту города Магун на архипелаге Пэнху. Из-за плохой погоды, пилоты попросили о второй попытке приземления, после чего воздушное судно потеряло связь с авиадиспетчерами. В результате катастрофы погибли 51 человек и 7 остальных получили ранения.

Преступление в воздушном пространстве
Однако самой страшной и шокирующей катастрофой стал тот факт, что малайзийский лайнер Боинг авиакомпании Malaysia Airlines, летевший рейсом из Амстердама в Куала-Лумпур, был сбит в воздушном пространстве Украины. Катастрофа унесла жизни 298 человек. Прошло почти полгода, но расследование причин крушения самолёта идёт очень медленно, а мировая общественность возмущена тем, что пока ещё не известны те, кто сбил авиалайнер.
Кто сбил малайзийский самолёт? Почему сбили пассажирский самолёт? Почему авиалайнер пролетал над зоной конфликта? Какая информация содержалась в «чёрном ящике» рейса MH17? Пока ещё не найдены должные ответы на эти вопросы. Полномасштабное расследование причин крушения самолёта начало проводиться после катастрофы, но кажется, оно постепенно забывается. Вместо сотрудничества в поисках правды, к настоящему моменту мировая общественность видела только затяжную «словесную войну» между заинтересованными сторонами. Украинское правительство обвинило в крушении Боинга ополченцев на востоке страны, которые использовали зенитно-ракетный комплекс «Бук». Причём, местные силы самообороны опровергли обвинение со стороны киевских властей. Когда Россия возложила на правительство Украины ответственность за крушение малайзийского лайнера, США и Запад обвинили Россию в причастности к данной трагедии.
Трагедия могла бы не произойти, если бы в этом регионе поддерживался мир. Однако общественность сомневается в том, что в современную эпоху быстрого развития технологий расследование точных причин катастрофы не дало окончательного результата. Кто найдёт справедливость для 298 безвинных жертв трагедии? Катастрофа рейса MH17 стала ещё одним доказательством последствий войны между группами интересов, этническими группами, от которой страдают мирные жители. И человечество ещё раз настоятельно призывает к миру.

Из инета

Экологические катастрофы имеют свою специфику - во время них может не погибнуть ни одного человека, но при этом будет нанесён очень значительный урон окружающей среде. В наше время виновником экологических катастроф является в основном человек. Рост промышленного и сельскохозяйственного производства приносит не только материальные блага, но и медленно убивает нашу среду обитания. Поэтому в людской памяти надолго запечатлеваются самые большие экологические катастрофы в мире.

1. Утечка нефтепродуктов из танкера «Престиж»

Плававший под багамским флагом однокорпусный танкер «Престиж» был построен на японской верфи Hitachi для перевозки сырой нефти и спущен на воду в 1976 году. В ноябре 2002 года проходя через Бискайский залив, танкер попал возле берегов Галисии в сильный шторм, в результате чего получил трещину длиной 35 м, из которой стало вытекать около тысячи тонн мазута в сутки.
Испанские береговые службы отказали грязному судну заходить в ближайший порт, поэтому его попытались отбуксировать в Португалию, но и там был получен аналогичный отказ. В конце концов, неприкаянный танкер отбуксировали в Атлантику. 19 ноября он затонул окончательно, расколовшись на две части, которые погрузились на дно на глубину порядка 3700 м. Поскольку устранить поломку и откачать нефтепродукты было невозможно, то в океан попало свыше 70 000 кубометров нефти. На поверхности вдоль береговой линии образовалось пятно длиной более тысячи километров, это нанесло местной фауне и флоре колоссальный ущерб.
Для Европы это стал самый катастрофический разлив нефти за всю историю. Ущерб от него оценили в 4 млрд евро, над ликвидацией его последствий трудились 300 000 волонтёров.

2. Крушение танкера «Эксон Валдез»

23 марта 1989 года из терминала в аляскинском порту Валдиз отплыл полностью загруженный нефтью танкер «Эксон Валдез», который направлялся в калифорнийский порт Лонг-Бич. Выведя судно из Валдиза, лоцман передал управление танкером капитану Джозефу Джефри, а тот уже к тому времени был «навеселе». В море были айсберги, поэтому капитан вынужден был отклониться от курса, оповестив об этом береговую охрану. Получив разрешение от последней, он поменял курс, а в 23 часа покинул рубку, оставив управление судном на третьего помощника и матроса, которые перед этим уже отстояли свои вахты и нуждались в 6-часовом отдыхе. Фактически танкером управлял автопилот, руководствовавшийся навигационной системой.
Перед уходом капитан проинструктировал помощника, что через две минуты после прохождения траверза острова нужно изменить курс. Помощник передал этот приказ матросу, но либо он сам запоздал, либо запоздало его исполнение, но в половине первого ночи 24 марта танкер врезался в Блайт-риф. В океан в результате катастрофы вылилось 40 000 кубометров нефти, а экологи считают, что значительно больше. Загрязнению подверглись 2400 км береговой линии, что сделало эту аварию одной из самых значительных экологических катастроф в мире.


Смерчем (в Америке это явление называют торнадо) называется довольно устойчивый атмосферный вихрь, чаще всего возникающий в грозовых облаках. Он визуа...

3. Чернобыльская катастрофа

Всем людям, родившимся в СССР, печально известна катастрофа на Чернобыльской АЭС. Её последствия действуют и ныне, и ещё много лет будут напоминать о себе. 26 апреля 1986 года на 4-м энергоблоке ЧАЭС произошёл взрыв, полностью разрушивший реактор, а в окружающую среду было выброшены тонны радиоактивных материалов. В момент самой трагедии погиб 31 человек, но это только верхушка айсберга - подсчитать количество жертв и пострадавших от этой аварии просто невозможно.
Официально считаются погибшими от аварии порядка 200 человек, непосредственно принимавших участие в её ликвидации, всех их унесла лучевая болезнь. Громадный урон понесла природа всей Восточной Европы. Десятки тонн радиоактивных урана, плутония, стронция и цезия были распылены в атмосфере и стали медленно оседать на землю, разносимые ветром. Свою долю в трагичность разворачивающихся событий вокруг ЧАЭС внесло стремление властей не предавать широкой огласке произошедшее, чтобы среди населения не началась паника. Поэтому многие тысячи жителей городов и деревень, не попавших в отчуждаемую 30-километровую зону, беспечно остались на своих местах.
В последующие годы среди них наблюдался всплеск онкологических заболеваний, матери рождали тысячи уродцев, и это наблюдается до сих пор. Всего из-за распространения радиоактивного загрязнения местности властям пришлось эвакуировать свыше 115 000 человек, проживавших внутри 30-километровой зоны вокруг АЭС. В ликвидации этой аварии и её затяжных последствий приняли участие более 600 000 человек, были потрачены колоссальные средства. Территория, непосредственно примыкающая к ЧАЭС, до сих пор является запретной зоной, поскольку непригодна для проживания.


На протяжении истории человечества сильнейшие землетрясения не раз наносили людям колоссальный урон и были причиной огромного числа жертв среди населе...

4. Авария на АЭС Фукусима-1

Но самая крупная экологическая катастрофа на памяти человека случилась 11 марта 2011 года. Началось всё с сильнейшего землетрясения и мощного цунами, они-то и вывели из строя резервные дизельные генераторы и систему электропитания атомной станции. Это привело к дисфункции системы охлаждения реакторов, расплавления активной зоны в трёх энергоблоках станции. В процессе аварии выделился водород, который взорвался, разрушив внешнюю оболочку реактора, но сам реактор при этом уцелел.
Из-за утечки радиоактивных веществ быстро начал расти уровень радиации, ведь разгерметизация оболочек тепловыделяющих элементов вызвала утечку радиоактивного цезия. В 30 километрах от станции в океане взяли 23 марта пробы воды, которые показали превышение норм по иоду-131 и цезию-137, но радиоактивность воды всё возрастала и к 31 марта превысила нормальный уровень почти в 4400 раз, ведь и после аварии заражённая радиацией вода продолжала просачиваться в океан. Понятно, что спустя некоторое время в местных водах стали попадаться животные с диковинными генетическими и физиологическими изменениями.
Распространению радиации поспособствовали и сами рыбы, и другие морские животные. Из зараженного радиацией района пришлось отселить много тысяч местных жителей. Год спустя на побережье близ АЭС радиация превышала норму в 100 раз, поэтому работы по дезактивации будут здесь вестись ещё долго.

5. Бхопальская катастрофа

Катастрофа в индийском Бхопале оказалась поистине страшной не только потому, что она нанесла огромный урон природе штата, но и потому, что унесла жизни 18 000 жителей. Дочерняя фирма от Union Carbide Corporation строила в Бхопале химический завод, который по первоначальному проекту должен был производить пестициды, использующиеся в сельском хозяйстве.
Но чтобы завод стал конкурентоспособным, технологию производства решено было изменить в сторону более опасной и сложной, для которой не требовалось бы более дорогое импортное сырьё. Но ряд неурожаев привёл к тому, что спрос на продукцию завода снизился, поэтому владельцы решили его продать летом 1984 года. Финансирование работающего предприятия было свёрнуто, оборудование постепенно изнашивалось и перестало соответствовать нормам безопасности. В конце концов, в одном из реакторов перегрелся жидкий метилизоцианат, произошёл резкий выброс его паров, которыми был разорван аварийный клапан. В атмосферу за считаные секунды попали 42 тонны ядовитых паров, которые образовали над заводом и окружающей местностью смертоносное облако диаметром 4 километра.
В зону поражения попали жилые районы и железнодорожный вокзал. Власти не успели вовремя проинформировать население об опасности, да и медперсонала критически не хватало, поэтому в первый же день, надышавшись ядовитым газом, умерло 5000 человек. Но ещё на протяжении ряда лет после этого отравленные люди продолжали умирать, а общее число жертв той аварии оценивается в 30 000 человек.


Под опасными природными явлениями подразумеваются экстремальные климатические либо метеорологические явления, происходящие естественным путём в той ил...

6. Катастрофа на химическом предприятии Sandoz

Одна из самых страшных экологических катастроф, нанёсшая невероятный ущерб природе, произошла 1 ноября 1986 года в благополучной Швейцарии. Завод химического и фармацевтического гиганта Sandoz, построенный на берегу Рейна возле Базеля, производил разнообразные химикаты, применявшиеся в сельском хозяйстве. Когда на заводе вспыхнул сильный пожар, то в Рейн попали порядка 30 т пестицидов и соединений ртути. Вода в Рейне приобрела зловещий красный цвет.
Власти запретили жившим на его берегах жителям покидать свои жилища. Ниже по течению, в некоторых немецких городах пришлось перекрыть централизованную подачу воды, а жителям питьевую воду привозили в цистернах. В реке погибла практически вся рыба и другая живность, некоторые виды были безвозвратно утрачены. Позднее была принята программа до 2020 года, целью которой было сделать воды Рейна пригодными для купания.

7. Исчезновения Аральского моря

Ещё в середине прошлого века Арал был четвёртым по площади озером мира. Но активный забор воды из Сырдарьи и Амударьи на полив хлопка и других культур привёл к тому, что Аральское море начало быстро мелеть, разделилось на 2 части, одна из которых уже полностью пересохла, а вторая последует её примеру в ближайшие годы.
Учёные подсчитали, что с 1960 по 2007 год Аральское море лишилось 1000 кубических километров воды, что привело к его сокращению более чем в 10 раз. Раньше в Арале обитали 178 видов позвоночных, а теперь их насчитывается лишь 38.
Десятилетиями в Арал сбрасывались и оседали на дне отходы сельского хозяйства. Теперь они превратились в ядовитый песок, который ветер разносит на полсотни километров вокруг, загрязняя окрестности и уничтожая растительность. Остров Возрождения давно уже превратился в часть материка, а ведь когда-то на нём находился полигон испытания бактериологического оружия. Там есть захоронения с такими смертельно опасными болезнями, как тиф, чума, оспа, сибирская язва. Некоторые возбудители живы и сейчас, поэтому могут благодаря грызунам распространиться в обитаемые зоны.


Изредка в океане возникают волны цунами. Они очень коварны - в открытом океане совсем незаметны, но стоит им приблизиться к береговому шельфу, г...

8. Авария на химзаводе в Фликсборо

В британском городе Фликсборо находился завод «Нипро», который производил аммиачную селитру, а на его территории хранились 4000 т капролактама, 3000 т циклогексанона, 2500 т фенола, 2000 т циклогексана и ещё много других химпрепаратов. Но различные технологические ёмкости и шаровые резервуары имели недостаточную заполненность, из-за чего возрастала опасность взрыва. Кроме того, под высоким давлением и при высокой температуре в заводских реакторах находились различные легковоспламеняемые материалы.
Администрация стремилась повысить производительность завода, но это снижало эффективность средств пожаротушения. Инженеров компании часто заставляли закрывать глаза на отступления от технологического регламента, пренебрегать нормами безопасности - картина знакомая. Наконец, 1 июня 1974 года завод содрогнулся от мощного взрыва. Мгновенно производственные помещения были объяты пламенем, а ударная волна от взрыва пронеслась по окружающим населённым пунктам, разбивая вдребезги окна, срывая с домов крыши и калеча людей. Тогда погибло 55 человек. Мощность взрыва оценили в 45 т в тротиловом эквиваленте. Но хуже всего, что взрыв сопровождался возникновением большого облака токсичных паров, из-за чего властям пришлось срочно эвакуировать жителей некоторых соседних населённых пунктов.
Ущерб от этой техногенной катастрофы оценили в 36 млн фунтов - это было самое дорогое для британской промышленности чрезвычайное происшествие.

9. Пожар на нефтяной платформе Piper Alpha

В июле 1988 года на платформе Piper Alpha, использовавшейся для добычи нефти и газа, произошла большая катастрофа. Её последствия усугубили нерешительные и непродуманные действия персонала, из-за которых из 226 человек, работавших на платформе, погибли 167. Ещё некоторое время после аварии по трубам продолжали поступать нефтепродукты, поэтому пожар не затухал, а ещё больше разгорался. Эта катастрофа закончилась не только человеческими жертвами, но и большим ущербом окружающей среде.


Италия является классическим примером лучшего отдыха на море. В этой стране множество отличных и самых разнообразных курортов. Её береговая линия насч...

10. Взрыв нефтяной платформы в Мексиканском заливе

20 апреля 2010 года на нефтедобывающей платформе Deep Water Horizon, принадлежащей компании British Petroleum, и расположенной в акватории Мексиканского залива, произошёл взрыв, из-за чего продолжительное время из неконтролируемой скважины в море выбрасывались огромные количества нефти. Сама платформа погрузилась в воды Мексиканского залива.
Специалисты лишь примерно смогли оценить объём вылившейся нефти, но ясно одно - эта катастрофа стала одной из самых страшных для биосферы не только побережья Мексиканского залива, но и вод Атлантического океана. Нефть выливалась в воду на протяжении 152 дней, 75 000 кв. км вод залива были покрыты толстой нефтяной плёнкой. От загрязнения пострадали все штаты, чьё побережье выходит к Мексиканскому заливу (Луизиана, Флорида, Миссисипи), но больше всех досталось Алабаме.
Под угрозой исчезновения оказались около 400 видов редких животных, на залитых нефтью берегах гибли тысячи морских птиц и земноводных. Управление особо охраняемых ресурсов сообщило, что после разлива нефти имела место вспышка смертности среди китообразных в заливе.

Ситуация вокруг Большого Барьерного рифа продолжает ухудшаться и грозит превратиться в самую масштабную катастрофу в истории человечества. reCensor вспомнил, когда еще экология была в чрезвычайном положении из-за действий человека.

Ученые считают, что, несмотря на все усилия экологов, в ближайшее время самому большому в мире коралловому рифу грозит уничтожение. Совсем недавно эксперты отмечали, что более 50% Большого Барьерного рифа в Австралии находится на стадии гибели. По обновлённым данным показатель увеличился до 93%.

Формирование столь уникального природного образования произошло около 10 тысяч лет назад. Он включает в себя почти 3 тысячи различных коралловых рифов. Длина Большого Барьерного рифа составляет 2,5 тысячи километров при площади в 344 тысячи квадратных километров. Коралловый риф является местом обитания миллиардов разнообразных живых организмов.

В 1981 году ЮНЕСКО признало Большой Барьерный риф чудом природы, которое подлежит защите. Однако в 2014 году экологи стали замечать, что многие кораллы потеряли свой цвет. Следует отметить, что подобные изменения произошли со многими коралловыми рифами по всему миру, поэтому первоначально ученые решили, что это стандартная аномалия. Но спустя несколько месяцев стало ясно, что количество обесцвеченных кораллов растет в геометрической прогрессии.

Терри Хьюз , являющийся главой Центра передового опыта по исследованию коралловых рифов при Университете Джеймса Кука, рассказал, что обесцвечивание кораллов практически всегда приводи к их гибели. «Кораллы могут быть спасены, если показатель обесцвечивания не достиг 50% процентов. На данный момент показатель обесцвечивания более половины кораллов Большого Барьерного рифа составляет от 60% до 100%.

Экологи бьют тревогу вот уже несколько лет, поскольку гибель кораллов приведет к исчезновению всей экосистемы. Обесцвечивание кораллов происходило в несколько этапов. В 2015 году произошла наиболее крупная волна обесцвечивания, но ученые считают, что самое масштабное вымирание еще впереди. «Причиной этому являются климатические изменения, связанные с глобальным потеплением. Температура вод в океанах сильно повысилась, в результате чего кораллы стали погибать. Самое печальное, что мы не знаем, как противостоять этой проблеме, поэтому вымирание Большого Барьерного рифа будет продолжаться и дальше», — констатируют ученые.


Также одной из причин вымирания кораллов рассматривается катастрофа крупного промышленного танкера, произошедшего в 2010 году. В результате крушения танкера в воды Большого Барьерного рифа попало более 65 тонн угля и 975 тонн нефти.

Эксперты уверены, что этот инцидент стал непоправимой экологической катастрофой. «В современном мире образовалась тенденция, которая ведет к тому, что по причине крайне неосторожной деятельности человека погибнут практически все животные, населяющие нашу планету. Даже гибель Аральского моря не сможет сравниться с уничтожением Большого Барьерного рифа», — отмечает профессор Терри Хьюз .

Большая часть крупнейших экологических трагедий произошла в XX-XXI веках. Ниже вашему вниманию представлен список 10 самых масштабных экологических катастроф в истории, информацию о которых собрали корреспонденты reCensor.




Одним из самых масштабных инцидентов, нанесших серьезный ущерб экологии, является крушение нефтяного танкера «Престиж». Происшествие случилось 19 ноября 2002 года на побережье Европы. Корабль попал в сильный шторм, из-за чего в его корпусе образовалась огромная пробоина, длинною более 30 метров. Каждые сутки танкер не менее 1 тысячи тонн нефти, которая выбрасывалась в воды Атлантики. В конце концов танкер распался на две части, затонув со всем хранившимся на нем грузом. Общее количество нефти, попавшей в Атлантический океан, составило 20 миллионов галлонов.

2. Бхопальская утечка метилизоцианата


В 1984 году произошла крупнейшая в истории утечка ядовитых паров метилизоцианата в городе Бхопал. Трагедия стала причиной гибели более 3 тысяч человек. Кроме того, еще 15 тысяч человек скончались позже в результате воздействия яда. По данным экспертов объем смертельных паров, оказавшихся в атмосфере, составил около 42 тонн. До сих пор остается неизвестным, из-за чего случилась авария.

3. Взрыв на заводе «Нипро »


В 1974 году на заводе «Нипро », расположенном в Великобритании, прогремел мощнейший взрыв, за которым последовал пожар. По сообщениям экспертов, взрыв был настолько мощным, что повторить его можно было бы только, собрав 45 тонн тротила. Жертвами инцидента стали 130 человек. Однако самой большой проблемой стал выброс аммония, в результате чего в больницы поступили тысячи людей с заболеваниями зрения и дыхательных путей.

4. Крупнейшее загрязнение Северного моря


В 1988 году на нефтяной платформе «Пайпер-Альфа» произошла крупнейшая авария в истории добычи нефти. Ущерб аварии составил 4 миллиарда долларов США. Авария стала причиной мощного взрыва, который полностью уничтожил нефтедобывающую платформу. Практически весь персонал предприятия в ходе аварии погиб. В течении последующих дней нефть продолжала поступать в Северное море, воды которого теперь являются одними из самых загрязненных в мире.

5. Крупнейшая ядерная катастрофа


Самой масштабной экологической катастрофой в истории человечества является взрыв на Чернобыльской АЭС, произошедший в 1986 году на территории Украины. Причиной взрыва авария в четвертом энергоблоке атомной электростанции. Взрыв стал причиной гибели более 30 человек.

Тем не менее, самым страшным последствием является выброс огромного количества радиации в атмосферу. На данный момент количество людей, погибших в результате радиационного заражения в последующие годы, перевалило за несколько тысяч. Их число продолжает расти, несмотря на цинкованный саркофаг, которым был запечатан взорвавшийся реактор.




В 1989 году крупная экологическая катастрофа произошла на побережье Аляски. Нефтяной танкер «Эксон-Вальдез» налетел на риф и получил серьезную пробоину. В результате все содержимое в объеме 9 миллионов галлонов нефти оказалось в воде. Почти 2,5 тысячи километров побережья Аляски были затянуты нефтью. Данная авария стала причиной гибели десятков тысяч живых организмов, обитающих как в воде, так и на суше.




В 1986 году в результате трагедии на Швейцарском заводе химической промышленности река Рейн навсегда перестала быть безопасной для купания. Химическое предприятие горело на протяжении нескольких дней. За это время более 30 тонн ядовитых веществ, вылились в воду, уничтожив миллионы живых организмов, и загрязнив все питьевые источники.




В 1952 году в Лондоне произошла страшная катастрофа, причины которой до сих пор не известны. 5 декабря столица Великобритании погрузилась в едкий смог. Поначалу горожане восприняли его за обычный туман, однако спустя несколько дней он так и не рассеялся. В больницы стали поступать люди, с симптомами легочных заболеваний. Всего за 4 дня погибло около 4 тысяч человек, большая часть их которых дети и старики.

9. Утечка нефти в Мексиканском заливе


В 1979 году еще одна нефтяная катастрофа произошла в Мексиканском заливе. Авария случилась на буровой установке «Исток-1». В результате неполадок в воду вылилось почти 500 тысяч тонн нефти. Скважину удалось закрыть лишь через год.

10. Крушение нефтяного танкера «Амоко Кадис»


В 1978 году в Атлантическом океане затонул нефтяной танкер «Амоко Кадис». Причиной крушения стали подводные скалы, которые не заметил капитан судна. В результате катастрофы побережье Франции было залито 650 миллионами литров нефти. Из-за крушения нефтяного танкера погибли десятки тысяч рыб и птиц, обитавших в прибережном регионе.

ТОП-10 крупнейших экологических катастроф в истории обновлено: Июль 7, 2016 автором: РЕДАКЦИЯ