Характеристика героя из судьба человека миллер. "Судьба человека" - рассказ Шолохова. "Судьба человека": анализ. Жизнь до войны

1. Поведение главного героя как отражение его внутренней сущности.
2. Нравственный поединок.
3. Мое отношение к поединку Андрея Соколова и Мюллера.

В рассказе Шолохова «Судьба человека» есть много эпизодов, которые позволяют нам лучше понять особенности характера главного героя. Один из таких моментов, заслуживающих нашего, читательского, пристального внимания - сцена допроса Андрея Соколова Мюллером.

Наблюдая за поведением главного героя, мы можем оценить русский национальный характер, отличительной чертой которого является гордость и самоуважение. Военнопленный Андрей Соколов, измученный голодом и тяжелой работой, в кругу братьев по несчастью произносит крамольную фразу: «Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит». Об этой фразе стало известно немцам. И далее следует допрос героя.

Сцена допроса Андрея Соколова Мюллером - это своеобразная психологическая «дуэль». Один из участников поединка - слабый, изможденный человек. Другой - сытый, благополучный, самодовольный. И, тем не менее, победил слабый и изможденный. Андрей Соколов по силе своего духа превосходит фашиста Мюллера. Отказ от предложения выпить за победу немецкого оружия показывает внутреннюю силу Андрея Соколова. «Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?!» Сама мысль об этом показалась Андрею Соколову кощунственной. На предложение Мюллера выпить за свою погибель, Андрей соглашается. «А что мне было терять? - вспоминает он впоследствии. - За свою погибель и избавление от мук я выпью».

В моральном поединке Мюллера и Соколова последний одерживает победу еще и потому, что абсолютно ничего не боится. Андрею нечего терять, он уже мысленно простился с жизнью. Он откровенно издевается над тем, кто в данный момент наделен властью и обладает значительным преимуществом. «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость, и что в скотину они меня не превратили, как ни старались». Силу духа Андрея фашисты оценили. Комендант сказал ему: «Вот что, Соколов, ты - настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я - тоже солдат и уважаю достойных противников».

Я думаю, что сцена допроса Андрея Соколова Мюллером показала немцам всю выносливость, национальную гордость, достоинство и самоуважение русского человека. Для гитлеровцев это был хороший урок. Несгибаемая воля к жизни, которая отличает русский народ, позволила выиграть войну, несмотря на техническое превосходство противника.

Главный герой рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов многое испытал в своей жизни. Сама история в образе кровавой войны вмешалась и сломала судьбу героя. Андрей попал на фронт в мае 1942 года. Под Лоховеньками в грузовик, на котором он работал, попал снаряд. Андрея подобрали немцы, он попал в плен.

Шолохов ввёл в свой рассказ описание плена, что было несвойственно советской литературе той поры. Автор показал, как достойно, героически вели себя даже в плену русские люди, что они преодолели: «Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли, замученные там, в лагерях, сердце уже не в груди, а в глотке бьётся, и трудно становится дышать...»

Самый главный эпизод, показывающий жизнь Андрея Соколова в плену, – сцена его допроса Мюллером. Этот немец являлся комендантом лагеря, «по-ихнему, лагерфюрером». Он был безжалостным человеком: «…выстроит нас перед блоком – барак они так называли, – идет перед строем со своей сворой эсэсовцев, правую руку держит на отлете. Она у него в кожаной перчатке, а в перчатке свинцовая прокладка, чтобы пальцев не повредить. Идет и бьет каждого второго в нос, кровь пускает. Это он называл «профилактикой от гриппа». И так каждый день…Аккуратный был, гад, без выходных работал». К тому же Мюллер великолепно говорил по-русски, «еще на «о» налегал, будто коренной волжанин», и особенно любил русский мат.

Поводом к вызову Андрея Соколова на допрос послужило его неосторожное высказывание. Герой возмущался по поводу тяжелой работы в каменном карьере, неподалеку от Дрездена. После очередного рабочего дня он зашел в барак и обронил такую фразу: «Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит».

На следующий день Соколова вызвали к Мюллеру. Понимая, что он идет на смерть, Андрей попрощался с товарищами, «… стал…собираться с духом, чтобы глянуть в дырку пистолета бесстрашно, как и подобает солдату, чтобы враги не увидали в последнюю мою минуту, что мне с жизнью расставаться все-таки трудно.»

Когда голодный Соколов вошел к коменданту, первое, что он увидел, был стол, заставленный едой. Но Андрей не повел себя, как голодное животное. Он нашел в себе силы отвернуться от стола, а также не увиливать и не пытаться избежать смерти, отказавшись от своих слов. Андрей подтвердил, что четыре кубометра – это слишком много для голодного и уставшего человека. Мюллер решил оказать Соколову «честь» и лично расстрелять его, но перед этим он предложил ему выпить за немецкую победу. «Как только услыхал эти слова, - меня будто огнем обожгло! Думаю про себя: «Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?! А кое-чего ты не хочешь, герр комендант? Один черт мне умирать, так провались ты пропадом со своей водкой!» И Соколов отказался выпить.

Но Мюллер, уже привыкший издевательски относиться к людям, предлагает Андрею выпить за другое: «Не хочешь пить за нашу победу? В таком случае выпей за свою погибель». Андрей выпил, но, как по-настоящему мужественный и гордый человек, пошутил перед смертью: «Я после первого стакана не закусываю». Так выпил Соколов и второй стакан, и третий. «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались».

Увидев такую недюжинную силу воли у истощенного физически человека, Мюллер не удержался от искреннего восторга: «Вот что, Соколов, ты - настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я - тоже солдат и уважаю достойных противников. Стрелять я тебя не буду».

Почему же Мюллер пощадил Андрея? Да еще и дал с собою хлеба и сала, которые потом в бараке военнопленные поделили между собой?

Мне думается, что Мюллер не убил Андрея по одной простой причине: он испугался. За годы работы в лагерях он видел немало надломленных душ, видел, как люди становятся животными, готовыми за кусок хлеба убить друг друга. Но такого он еще не видел! Мюллер испугался, потому что причины подобного поведения героя ему были непонятны. Да и не мог он их понять. Впервые среди ужасов войны и лагеря, он увидел нечто чистое, большое и человеческое – душу Андрея Соколова, которую ничто не смогло развратить. И немец преклонился перед этой душой.

Главным мотивом данного эпизода является мотив испытания. Он звучит во всем рассказе, но только в этом эпизоде приобретает настоящую силу. Испытание героя – прием, активно используемый в фольклоре и русской литературе. Вспомним испытания героев в русских народных сказках. Андрею Соколову предлагается выпить именно три раза. В зависимости от того, как повел бы себя герой, решилась бы его судьба. Но Соколов с честью выдержал испытание.

Для более глубокого раскрытия образа в данном эпизоде автор использует внутренний монолог героя. Прослеживая его, мы можем сказать, что Андрей повел себя по-геройски не только внешне, но и внутренне. У него не было даже мысли о том, чтобы поддаться Мюллеру и проявить слабость.

Повествование в эпизоде ведется от главного действующего лица. Так как между сценой допроса и временем, когда Соколов рассказывает эту историю, прошло несколько лет, то герой позволяет себе иронию («аккуратный был, гад, без выходных работал»). Удивительно, но спустя столько лет Андрей не выказывает ненависти к Мюллеру. Это характеризует его как по-настоящему сильного человека, умеющего прощать.

В этом эпизоде Шолохов говорит читателю о том, что самое главное для человека в любых, даже самых страшных обстоятельствах, – всегда оставаться человеком! И судьба главного героя рассказа, Андрея Соколова, подтверждает эту мысль.


Сцена допроса Андрея Соколова Мюллером. Соколов - воплощение национального русского характера, поэтому его речь образна, близка к народ­ной, разговорной. Андрей использует пословицы: «табак моченый, что конь леченый». Он употребляет сравнения и поговорки: «как конь с черепахой», «по­чем фунт лиха стоит». Андрей - простой, малогра­мотный человек, поэтому в его речи много непра­вильных слов и выражений. Характер Соколова раскрывается постепенно. До войны он был хорошим семьянином. «Работал я эти десять лет и день и ночь. Зарабатывал хорошо, и жили мы не хуже людей. И дети радовали…» «Перед войной поставили до­мишко».

Во время войны он ведет себя как настоящий муж­чина. Терпеть не мог Андрей «этаких слюнявых», которые «сопли по бумаге размазывали». «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все вынести, если к этому нужда позвала». Соколов был простым солдатом, выполнял свой долг, служил как на работе.

Потом попал он в плен и узнал и настоящее сол­датское братство, и фашизм. Вот как их вели в плен: «…наши подхватили меня на лету, затолкали в сере­дину и с полчаса вели под руки». Писатель показыва­ет ужасы фашистского плена. Немцы загнали плен­ных в церковь с разбитым куполом на голый пол. Затем Андрей видит пленного доктора, который проявляет настоящий гуманизм по отношению к другим товари­щам по несчастью. «Он и в плену, и в потемках свое великое дело делал». Здесь же Соколову пришлось совершить свое первое убийство. Андрей убил плен­ного солдата, который хотел выдать немцам своего взводного. «Первый раз в жизни убил, и то своего».

Кульминацией рассказа является эпизод с Мюл­лером. Мюллер - комендант лагеря, «невысокого роста, плотный, белобрысый и сам весь какой-то бе­лый». «По-русски говорил как мы с тобой». «А ма­терщинничать был мастер ужасный». Действия Мюллера - воплощение фашизма. Он каждый день в кожаной перчатке со свинцовой прокладкой выхо­дил перед пленными и бил каждого второго в нос. Это была «профилактика от гриппа».

Андрея Соколова вызвали к Мюллеру по доносу «какого-то подлеца», и Андрей приготовился к «рас­пылу». Но и тут наш герой не ударил в грязь лицом. Он захотел показать, «что хотя и с голоду падает, но давиться ихней подачкой не собирается, что у него есть свое, русское достоинство и гордость и что в ско­тину они его не превратили». И Мюллер, хотя и был истинным фашистом, зауважал Андрея и даже на­градил за смелость. Таким образом, Соколов спас се­бе жизнь.

В «Судьбе человека» Шолохов раскрыл характер сильного духом и гордого человека, который даже перед лицом смерти не желает унижаться и сохраня­ет свое человеческое достоинство. Но самое важное, на мой взгляд, то, что Андрей Соколов в ту роковую для него минуту отождествлял себя со всем русским народом.

И, сохраняя собственное достоинство и гордость, герой защищал достоинство и гордость всего русского народа.

М. Шолохов.
«Судьба человека»

1 Каковы особенности композиции и сюжета этого произведения?
Композиция – рассказ в рассказе.
Сюжет – рассказ Андрея Соколова о своей судьбе,
исповедь мужественного человека.
2 Каковы основные вехи судьбы Андрея Соколова?
1 –
2 –
3……
Что помогает герою выстоять? Как проявляет себя
герой во всех испытаниях? (Перечислить качества личности,
характера)

3 В каких сценах наиболее полно показано
«русское достоинство и гордость»?
4 Какую роль играет встреча с Ванюшкой
в судьбе Соколова?

Анализ сцены в церкви.
Место эпизода. (главный, один из основных,
второстепенный)
Как проявляют себя люди? (о позиции каждого)
Какая позиция ближе всего Соколову?
Как повёл себя сам герой?
Авторская позиция.
Роль эпизода в рассказе.

В эпизоде «В церкви» Шолохов раскрывает
возможные типы человеческого поведения в
бесчеловечных обстоятельствах. Разные персонажи
воплощают здесь разные жизненные позиции.
Солдат-христианин предпочитает погибнуть,
нежели, покорившись обстоятельствам, отступиться
от своих убеждений. Однако при этом он становится
виновником гибели четырёх человек.
Крыжнев пытается купить себе право на жизнь,
заплатив за него чужой жизнью.
Взводный своей участи ожидает безропотно.
Только позиция доктора, «который и в плену, и в
потёмках своё великое дело делал», вызывает у
Соколова искреннее уважение и восхищение.

В любых условиях оставаться самим собой – позиция
Соколова. Он не приемлет ни покорности, ни
противопоставления своей жизни жизням других.
Поэтому и решается убить Крыжнева, чтобы спасти
взводного.
Нелегко дается Соколову убийство, тем более,
убийство «своего». Но не может он допустить
несправедливости.
Эпизод «В церкви» показывает, как жестоко
проверяется характер человека.
Жизнь ставит порой перед необходимостью
выбора.
Герой поступает так, как велит ему совесть.

Как выражена в рассказе авторская позиция?
Шолохов в образе своего героя раскрывает трагедию всего нашего
народа, его бедствия и страдания.
Авторская боль, сочувствие ощущаются в тоне повествования, в
выборе героя – простого человека.
Основной прием построения рассказа – антитеза – тоже служит
выражением авторской позиции:
Мирная жизнь – разрушительная война;
Добро и справедливость – изуверства, жестокость, бесчеловечность;
Преданность – предательство;
Свет – мрак…
Ясно, на какой стороне автор.

Несгибаем солдат, когда держит ответ перед
комендантом Мюллером, приговорившим его к
расстрелу за агитацию в лагере против
каторжного труда. Мюллер предлагает выпить
стакан шнапса за победу немецкого оружия,
одержанную якобы в Сталинграде. Соколов
отказывается. Мюллер предложил другое: «Не
хочешь пить за нашу победу? В таком случае
выпей за свою погибель».

Вся эта сцена не только пример бесстрашия Соколова, но
и его вызов тем насильникам, которые хотели унизить
советского человека. Выпив стакан шнапса, Соколов
благодарит за угощение и добавляет: «Я готов, герр
комендант, пойдёмте, распишите меня».
И то, что он отказывается закусывать и после первого
стакана, и после второго – это деталь, в другом случае не
играющая никакой роли, здесь подчёркивает моральную
стойкость русского человека.
Соколов держится с фашистами так, как положено
советскому гражданину, представителю рабочего класса.
Не случайно многие исследователи проводят
параллель между этим эпизодом и тем событием, в честь
которого так самонадеянно пируют немцы, -
Сталинградской битвой, отмечая, что в обоих случаях
именно русский солдат оказался победителем.

Теперь он нашёл себе радость. Полюбился ему
заброшенный парнишка, «этакий маленький
оборвыш: личико всё в арбузном соку, покрытом
пылью, грязный, как прах, нечёсаный, а глазёнки –
как звёздочки ночью после дождя!» - рассказывает
Соколов, и в самом тоне его рассказа мы чувствуем,
как он неравнодушен к человеческой судьбе.
«Закипела тут во мне горючая слеза…» - говорит он.
На душе Соколова стало легче и
светлее. Жизнь обретает
высокий человеческий смысл.
Появились трогательные заботы
о том, чтоб одеть и накормить
мальчика, ждавшего отца:
«Ночью то погладишь его
сонного, то волосёнки на вихрах
понюхаешь, и сердце отходит,
становится легче, а то ведь оно у
меня закаменело от горя…»

Зачем писатель ввёл в произведение образ
рассказчика?
Позволяет дать портретную характеристику
Андрею Соколову: 274 – 275.
И обеспечить эпический объём рассказу.
Рассказчик оказывается посредником между
героем и читателем. Точка зрения Андрея
преломляется в восприятии автора, таким
образом объективность рождается из
совокупности воззрений на
действительность отдельных личностей.
Наконец, автор здесь не противопоставлен
своему герою, он сам оказывается
человеком из народа, недаром Андрей
Соколов принимает его за «своего брата-
шофёра».

Композиционно рассказ Соколова представляет собой ряд новелл,
в каждой из которых идёт речь о каком-то эпизоде его жизни.
Судьба Андрея Соколова мучительна. В рассказе
есть две контрастные картины:
семья провожает его на фронт – жена Ирина, сын, две
дочери.
К концу войны, когда Соколов прибыл на то место в отпуск,
увидел другое: глубокая воронка, налитая ржавой водой, по
пояс бурьян… Прямое попадание немецкой бомбы – и не стало
дома, жены, дочерей. Никакого следа.

Какие грани русского национального характера
воплощает в себе Андрей Соколов?
Простой человек, солдат, отец
выступает как
защитник
жизни, её основ, нравственных законов.
Герой Шолохова защищает смысл и правду самого
человеческого существования.
Андрей Соколов воевал на поле брани, воевал, как мог, и в плену
отстаивал человеческое достоинство, честь своей родины.
Каждый поворот его судьбы одновременно проецируется на историю,
на судьбу родного ему народа, неотъемлемой частью которого он
является.

Название рассказа.
«Судьба» имеет значения:
Стечение обстоятельств, не
зависящих от воли человека, ход
жизненных событий
По суеверным представлениям,
«потусторонняя сила,
предопределяющая всё, что
происходит в жизни».

– Какое представление о
судьбе свойственно герою?

Но человек, как бы тяжело ни складывались
обстоятельства, может поступать так, как требует
человеческое достоинство. Человек может
относиться к обстоятельствам активно.
«Надо было сильно спешить»,
«Я должен проскочить, и баста!» 282/4.
«И надо мне не одному бежать»,
«Мне его живого надо было доставить» - о побеге из
плена;
«Захотелось им, проклятым, показать» - о поединке
с Мюллером.

Не «жизнь» человека – назвал рассказ Шолохов, а
выбрал другие слова «судьба». - Самое прекрасное
в жизни (а она неистребима) – человек, труженик,
народ.
«Человек» тоже может пониматься как
конкретно (Андрей Соколов), так и обобщённо
(человек, который поставлен войной в условия
власти над ним обстоятельств; и только сильный
духом способен противопоставить этим
обстоятельствам свою волю, свои представления о
долге и свободе).
Судьба Андрея Соколова – это судьба всего
русского народа, прошедшего страшную войну,
фашистские лагеря, потерю самых близких людей, -
но не сломавшихся окончательно.

Проанализируйте речь героя. Как
своеобразие речи Андрея Соколова
помогает проникнуть в замысел
произведения?
1 Шолохова упрекали, что речь Андрея Соколова мало напоминает речь
рядового шофёра, хоть и насыщена шофёрскими профессионализмами….
2 С помощью народнопоэтических вкраплений он выступает как бы от
имени всего русского народа. Потому что насыщена просторечиями:
(«да вот сердце у меня раскачалось, поршня
надо менять»
«продрогли как собаки»,
«зуб на зуб не попадает»,
«но и тут получилась у меня полная



осечка»,



«родни – хоть шаром покати»,
«баста»,
«дуй»,

Для Шолохова важно не то, что Соколов шофёр, и
не то, что он воронежец. Важен характер,
порождённый историческими обстоятельствами.
Поэт Шолохов не делает упора на
профессиональное и диалектное в речи своего
героя. Но обойтись без этих словесных красок
писатель также не может, так как он реалист,
ему необходимо создать достоверный образ.
Шолохов создаёт образ живого человека,
перерастающий в символ.

1. Поведение главного героя как отражение его внутренней сущности.
2. Нравственный поединок.
3. Мое отношение к поединку Андрея Соколова и Мюллера.

В рассказе Шолохова «Судьба человека» есть много эпизодов, которые позволяют нам лучше понять особенности характера главного героя. Один из таких моментов, заслуживающих нашего, читательского, пристального внимания - сцена допроса Андрея Соколова Мюллером.

Наблюдая за поведением главного героя, мы можем оценить русский национальный характер, отличительной чертой которого является гордость и самоуважение. Военнопленный Андрей Соколов, измученный голодом и тяжелой работой, в кругу братьев по несчастью произносит крамольную фразу: «Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит». Об этой фразе стало известно немцам. И далее следует допрос героя.

Сцена допроса Андрея Соколова Мюллером - это своеобразная психологическая «дуэль». Один из участников поединка - слабый, изможденный человек. Другой - сытый, благополучный, самодовольный. И, тем не менее, победил слабый и изможденный. Андрей Соколов по силе своего духа превосходит фашиста Мюллера. Отказ от предложения выпить за победу немецкого оружия показывает внутреннюю силу Андрея Соколова. «Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?!» Сама мысль об этом показалась Андрею Соколову кощунственной. На предложение Мюллера выпить за свою погибель, Андрей соглашается. «А что мне было терять? - вспоминает он впоследствии. - За свою погибель и избавление от мук я выпью».

В моральном поединке Мюллера и Соколова последний одерживает победу еще и потому, что абсолютно ничего не боится. Андрею нечего терять, он уже мысленно простился с жизнью. Он откровенно издевается над тем, кто в данный момент наделен властью и обладает значительным преимуществом. «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость, и что в скотину они меня не превратили, как ни старались». Силу духа Андрея фашисты оценили. Комендант сказал ему: «Вот что, Соколов, ты - настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я - тоже солдат и уважаю достойных противников».

Я думаю, что сцена допроса Андрея Соколова Мюллером показала немцам всю выносливость, национальную гордость, достоинство и самоуважение русского человека. Для гитлеровцев это был хороший урок. Несгибаемая воля к жизни, которая отличает русский народ, позволила выиграть войну, несмотря на техническое превосходство противника.