Анализ стихотворения "О красоте человеческих лиц" Заболоцкорго Н.А. Заболоцкий Н - О красоте человеческих лиц (стих. чит. И.Кваша)

«О красоте человеческих лиц» Николай Заболоцкий

Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица — подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие — как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица — подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.

Анализ стихотворения Заболоцкого «О красоте человеческих лиц»

Поэт Николай Заболоцкий очень тонко чувствовал людей и умел охарактеризовать их по нескольким чертам или же случайно оброненным фразам. Однако автор считал, что больше всего о человеке может рассказать его лицо, управлять которым очень сложно. Действительно, уголки губ, морщины на лбу или же ямочки на щеках указывают на то, какие эмоции испытывают люди еще до того, как прямо скажут об этом. С годами эти эмоции откладывают на лицах свой неизгладимый отпечаток, «читать» который не менее забавно и интересно, чем увлекательную книгу.

Именно о таком «чтении» рассказывает в своем стихотворении «О красоте человеческих лиц» автор. Это произведение было написано в 1955 году – на заре жизни поэта. Опыт и природная интуиция позволили ему к этому моменту безошибочно определять внутреннее «содержание» любого собеседника всего лишь по движению бровей. В этом стихотворении поэт дает классификацию различным людям, и она оказывается удивительно меткой. Действительно, даже сегодня без труда можно встретить лица, «подобные пышным порталам», которые принадлежат людям, не представляющим из себя ничего особенного, но при этом пытающимся выглядеть весомее и значимее. Другая разновидность подобных индивидуумов, по мнению автора, вместо лиц имеет «подобия жалких лачуг», В отличие от напыщенных особ такие люди осознают свою никчемность и не пытаются ее маскировать под умными взглядами и скептически скривленными губами. Лица-башни и лица-темницы принадлежат тем, кто практически полностью закрыт для общения по различным причинам. Отчужденность, высокомерие, личная трагедия, самодостаточность – все эти качества также отражаются в мимике и движении глаз, не оставаясь незамеченными со стороны поэта. Самому же автору импонируют лица, которые напоминают маленькие хижины, где из окон «струилось дыханье весеннего дня». Такие лица, как утверждает Заболоцкий, подобны «ликующей песне», потому что наполнены радостью, открыты для каждого и настолько доброжелательны, что в них хочется вглядываться снова и снова. «Из этих, как солнце, сияющих нот составлена песня небесных высот», — отмечает автор, подчеркивая, что внутренняя, душевная красота каждого человека всегда непременно отражается на лице и является определенным барометром благополучия всего общества. Правда, далеко не все умеют «читать» мимику и получать удовольствие от познания людей через их лица.

Имя Николая Заболоцкого связывают с реалистической традицией в литературе, которую развивали поэты, входящие в группу «Объединения Реального Искусства». Годы работы были посвящены «Детгизу», издательству, выпускающему произведения для детей, а Заболоцкий ко всему прочему имел педагогическое образование. Именно поэтому многие его стихи могут быть адресованы и отлично поняты детьми и подростками, при этом они не содержат скучной дидактичности и отвечают на первые философские вопросы, волнующие юных читателей.

Стихотворение «О красоте человеческих лиц» появилось в завершении писательской деятельности Николая Заболоцкого - в 1955 году. Был период «оттепели», Заболоцкий испытывал творческий подъем. Многие строки, которые у всех на устах, родились именно в это время - «Некрасивая девочка», «Не позволяй душе лениться», многие объединены общей проблематикой.

Главная тема стихотворения

Главная тема стихотворения - мысль о том, что жизненный путь, черты характера, привычки и наклонности - все это буквально пишется на лице человека. Лицо не обманывает, и рассказывает всё человеку, способному логически мыслить и анализировать, составляя не только внешний, но и внутренний портрет. Умение составлять такие портреты, читая судьбу собеседника, словно книгу, называется физиогномикой. Так, для наблюдательного физиогномиста один человек предстанет вычурно-прекрасным, но пустым внутри, другой может оказаться скромным, но содержать в себе целый мир. Еще люди похожи на здания, ведь каждый человек «строит» свою жизнь, и у каждого получается по-разному - либо роскошный замок, либо ветхая лачуга. Окна в построенных нами зданиях - это наши глаза, по которым можно прочесть внутреннюю жизнь - наши мысли, намерения, мечты, наш интеллект.

Заболоцкий и рисует эти несколько образов-зданий, прибегая к развернутым метафорам:

Совершенно ясно, что самому автору по душе такие открытия - когда в «маленькой хижине» обнаруживается настоящий клад положительных человеческих качеств, талантов. Такую «хижину» можно открывать снова и снова, и она будет радовать своей разносторонностью. Такая «хижина» внешне неприметна, но опытному человеку, умеющему читать лица, может посчастливиться встретить такого человека.

Автор прибегает к приемам развернутой метафоры и антитезы («порталы» противопоставлены «жалким лачугам», высокомерные «башни» небольшим, но уютным «хижинам»). Противопоставляются величие и приземленность, талант и пустота, теплый свет и холодная темнота.

Структурный анализ стихотворения

Среди стилистических средств художественной изобразительности, выбранных автором, также можно отметить анафору (единоначатие строк «Есть..» и «Где…»). С помощью анафоры раскрытие образов организуется по единой схеме.

Композиционно стихотворение содержит нарастающую эмоциональность, переходящую в торжество («Поистине мир и велик и чудесен!»). Авторская позиция в финале выражена восторженным осознанием того, что людей великих и чудесных в мире немало. Нужно лишь их отыскать.

Стихотворение написано в размере четырехстопного амфибрахия, содержит 4 катрена. Рифма параллельная, женская, по преимуществу точная.

Анализ стихотворения Н. А. Заболоцкого «О красоте человеческих лиц».

Поэта всегда волновал вопрос, что же главнее в человеке: его внешность, обложка, или его душа, внутренний мир. Этой теме посвящено стихотворение «О красоте человеческих лиц», написанное в 1955 году. Уже в названии звучит слово красота. Какую же красоту ценит поэт в людях?

Стихотворение можно разделить на две части. Первая часть - размышление лирического героя о красоте человеческих лиц: «Есть лица, подобные пышным порталам, Где всюду великое чудится в малом».

В этих строках поэт использует необычные метафоры и сравнения. Портал это главный вход большого здания, его фасад. Обратим внимание на эпитет «пышный» – нарядный, красивый. Не всегда по внешнему виду можно судить о человеке. Ведь за красивым лицом, модной одеждой может скрываться духовное убожество. Не случайно поэт использует антонимы: «великое чудится в малом».

Далее звучит сравнение, противопоставленное первому: «Есть лица подобия жалких лачуг, Где варится печень и мокнет сычуг». Эпитет создает неприглядную картину, подчёркивает бедность, убожество: «лачуга жалкая». Но здесь мы видим нищету не только внешнюю, но и внутреннюю, духовную пустоту. Одинаковое построение предложений в этом четверостишии (синтаксический параллелизм) и анафора используются для того, чтобы усилить, выделить антитезу.

В следующем четверостишии продолжаются философские размышления автора. Местоимения «иной – другой» символичны, подчёркивают однообразие. Обратим внимание на эпитеты «холодные, мёртвые лица» и метафору-сравнение «закрыты решётками, словно темницы». Такие люди, по мнению автора, замкнуты в себе, никогда не делятся с окружающими своими проблемами: «Другие как башни, в которых давно Никто не живёт и не смотрит в окно».

Брошенный замок опустел. Такое сравнение подчёркивает утрату человеком мечты, надежды. Он не пытается что-то изменить в своей жизни, не стремится к лучшему. Вторая часть противопоставлена первой в эмоциональном плане. Союз «но» подчёркивает антитезу. Яркие эпитеты «весенний день», «ликующие песни», «сияющие ноты» меняют настроение стихотворения, оно становится солнечным, радостным. Несмотря на то, что малая хижина «неказиста, небогата», она излучает свет. Восклицательное предложение подчёркивает такое настроение: «Поистине мир и велик и чудесен!» Для поэта главное - духовная красота человека, его внутренний мир, то, чем он живёт: «Есть лица - подобья ликующих песен, Из этих, как солнце, сияющих нот Составлена песня небесных высот».

В этих строках выражена идея стихотворения. Именно такие люди, простые, открытые, жизнерадостные привлекают поэта. Именно такие лица поэт считает по-настоящему красивыми.

Стихотворение «О красоте человеческих лиц» было написано Заболоцким в 1955 г. и напечатано впервые в журнале «Новый мир» за 1956 г., в № 6.

В последние годы своей жизни Заболоцкий был крайне подозрительным. Он боялся, что его снова арестуют, боялся измены друзей. Не удивительно, что поэт вглядывался в лица людей, читая по ним их души и пытаясь найти искренние.

Жанр стихотворения

Стихотворение относится к жанру философской лирики. Проблема истинной, душевной красоты волновала Заболоцкого в этот период времени. Ей, например, посвящено одно из самых знаменитых стихотворений поэта – хрестоматийная «Некрасивая девочка».

В 1954 г. писатель пережил первый инфаркт, столкнулся с неискренностью и лицемерием близких. Последние годы жизни он очень ценил всё настоящее, истинное, в том числе и красоту.

Тема, основная мысль и композиция

Философская тема заявлена в названии стихотворения.

Основная мысль: красота человеческих лиц заключена не во внешних чертах, а в душе, отражённой во взгляде, в выражении.

Стихотворение состоит из четырёх строф. В первых двух описаны четыре типа лиц неприятных. В третьей строфе возникает лицо, которое дарит радость. Последняя строфа – обобщение: лирический герой восхищён величием и гармонией вселенной, в которой есть лица божественной, небесной красоты, отражающие божественную природу человека.

Тропы и образы

Основной троп стихотворения – сравнение, образуемое при помощи слов «подобия» (2 раза), «подобно» и «как» (по 1 разу).

Первый тип лиц – «подобные пышным порталам». С помощью антонимов во второй строке лирический герой раскрывает «загадку» этих лиц: «Великое чудится в малом». Безличный глагол «чудится» сразу выдаёт «тайну» такого Значительного Лица (гоголевская параллель напрашивается), состоящую в том, что на самом деле нет никакой тайны, есть лишь напыщенная наглость. «Красота» таких лиц – внешняя, лицемерная.

Другой тип лиц некрасив даже внешне. Они подобны жалким лачугам, но и внутри отвратительны, наполнены вонью и грязью, требухой (метафора «варится печень и мокнет сычуг»).

Второе четверостишие полностью посвящено мёртвым лицам и мёртвым душам. Вот третий тип лиц: их лирический герой характеризует эпитетами «холодные, мёртвые». Они сравниваются с закрытыми решётками темницы. Это лица равнодушных людей. Но бывают души и «ещё мертвее» (и здесь вновь прослеживается гоголевская художественная логика), и это – четвёртый тип: покинутые башни (свежая метафора) некогда могучей, на века возведённой крепости, ныне, увы, бессмысленной и необитаемой. В окна этих башен (метафорический образ человеческих глаз) давно никто не смотрит, ибо в башнях «никто не живёт» – а кто мог бы там жить? Конечно, душа. Значит, душевная жизнь человека, физически ещё живого, давно прекратилась, и лицо его эту смерть души невольно выдаёт.

Развитие метафоры окон (в значении глаз), но уже в положительном смысле, мы видим в третьей строфе, в которой описано лицо человека, остающегося живым не только телом, но и душой. Такой человек не выстраивает лицом крепостей с неприступными башнями, нет в лице его показного величия, «хижина» его «неказиста» и «небогата», но этим, казалось бы, сугубо отрицательным эпитетам контекст всего стихотворения придаёт противоположный – положительный – смысл, а метафора «дыханье весеннего дня», которое «струится» из окошка хижины, довершает образ восхитительного, одухотворённого лица.

Наконец, четвёртая строфа начинается строкой веры и упования лирического героя: «Поистине мир и велик и чудесен!» Оба эпитета в данном контексте переливаются всеми оттенками своих значений. Это не только оценочные эпитеты: «велик» в смысле величья и «чудесен» в смысле «прекрасен». Но это вера в то, что мир настолько огромен («велик» в смысле величины) и долговечен, что унылая действительность, окружающая лирического героя, есть как бы очень частный случай, вызванный нынешними печальными обстоятельствами. Истинно человеческие лица есть чудо (и в этом смысле «чудесны»), они подобны песням , созданным из нот, каждая из которых сияет, как солнце (два нанизанных друг на друга сравнения).

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным амфибрахием, рифмовка смежная, женские рифмы чередуются с мужскими.