Анализ эпизода признания базарова литература. Объяснение Базарова с Одинцовой. (Анализ эпизода из романа Тургенева «Отцы и Дети»). Отношения Базарова и Одинцовой

Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети”, увидевший свет в 1862 году, вызвал вокруг себя небывалую полемику. Это неудивительно: писатель показал в романе перелом общественного сознания России, появление в ней новых сил.
Особенно сильные споры велись вокруг центральной фигуры романа – нигилиста Евгения Базарова. Этот герой выступает в романе как противник всего, созданного и накопленного русским дворянством и человечеством вообще: морально-нравственных ценностей, культуры, простых человеческих чувств. Чтобы показать неправильность взглядов Базарова, автор проводит его через жизненные испытания. Герой испытывает тоску одиночества и неразделенную любовь. В итоге он понимает, что нельзя отрицать естественные законы человеческой жизни, на которых строится существование любого человека.
Понять это Базарову помогает страстная влюбленность в Анну Сергеевну Одинцову, умную и красивую женщину. Будучи у нее в гостях, Базаров признается ей в своих чувствах. Это происходит в 18-ой главе романа. Под незначительным предлогом Одинцова пригласила Базарова в свою комнату, где захотела продолжить вчерашний разговор. Базаров сделал вид, что не помнит предмета их беседы. Но Одинцова напомнила герою: “о счастии”. Она, например, никогда не чувствовала себя счастливой. Даже в чудесные мгновения общения с музыкой, приятными людьми у героини возникало ощущение мимолетности, лишь подобия настоящего счастья. Базаров напоминает Анне Сергеевне, что она не удовлетворена своей теперешней жизнью, поэтому и не может почувствовать себя счастливой.
Одинцова переводит разговор на самого Базарова. Она хочет проникнуть к нему в душу, узнать сокровенные мысли героя, его планы на будущее. Но Базаров очень замкнут, он не привык изливать свою душу – еще одно подтверждение большого одиночества героя. Евгений пытается уйти от разговора, но Одинцова настаивает. Она хочет знать, что происходит в душе Базарова сейчас, в настоящее время. Анна Сергеевна уверяет, что герой может открыться ей: “Как хотите,…а мне все-таки что-то говорит, что мы сошлись недаром, что мы будем хорошими друзьями. Я уверена, что ваша эта, как бы сказать, ваша напряженность, сдержанность исчезнет наконец?”
Этот вопрос стал решающим. Базаров признается Анне Сергеевне, что причина его напряженности – любовь к ней: “Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно… Вот чего вы добились”. Эти слова героя – не только признание в любви, но и признание своего поражения. Все нигилистические теории героя разбились о его страстное чувство к Одинцовой. Именно поэтому автор замечает: “…страсть в нем билась, сильная и тяжелая – страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей…”
Глядя на мучения Базарова, Анна Сергеевна жалеет его и одновременно пугается: так сильны чувства героя. А что же сама Одинцова? Каково ее отношение к Евгению Базарову? После сцены объяснения, когда Базаров страстно обнимает ее, героиня говорит: “Вы меня не поняли”. Оставшись одна, Одинцова убеждает себя, что она относится к Базарову как к другу, что она не подозревала о его чувстве: “Я виновата, – промолвила она вслух, – но я это не могла предвидеть”.
Одинцова боится признаться себе, что и она чувствует влечение к Евгению. Весь ее облик говорит об этом: “Она увидала себя в зеркале; ее назад закинутая голова с таинственной улыбкой на полузакрытых… глазах и губах, казалось, говорила ей в этот миг что-то такое, от чего она сама смутилась…” Да и автор намеками дает понять нам, что Одинцова испытывает зарождение чувства к Базарову: “Одинцова протянула вперед обе руки”, “невольная нежность зазвенела в ее голосе”, “она не тотчас освободилась из его объятий”, “медленно проводила платком по шее, на которой ей все чудилось горячее пятно”, наконец, мысль Анны Сергеевны: “Я и себя не понимала”.
Но после тягостных раздумий Одинцова все же решает: “Нет,…Бог знает, куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете”. В героине боролись разные чувства, но победил сознательный выбор спокойной жизни без всплесков и сильных эмоций: “Под влиянием различных смутных чувств, сознания уходящей жизни, желания новизны она заставила себя дойти до известной черты, заставила себя заглянуть до нее – и увидела за ней даже не бездну, а пустоту…” Мне кажется, что Одинцова увидела там не пустоту богатой эмоциями жизни, а пустоту своей души, просто неспособной на чувства и переживания. Поэтому-то, на мой взгляд, героиня и чувствует себя несчастной. Ее холодность и каменное спокойствие делает жизнь Одинцовой серой, однообразной, лишенной смысла. Сам автор иронизирует над своей героиней, осуждая ее выбор: “Ее спокойствие не было потрясено; но она опечалилась и даже всплакнула раз…”
Таким образом, данный эпизод можно считать важным для раскрытия характеров обоих героев. Он является переломным в судьбе Базарова: герой терпит поражение от самого себя, своей природы: с любовью к Одинцовой рушатся все его теории, его представления о себе. Базаров понимает, что он самый обычный человек и что его жизнь определяют законы природы и человеческой натуры.
Но главной героиней этого эпизода является, по-моему, Анна Сергеевна Одинцова. Именно в сцене объяснения раскрывается ее характер, мы понимаем ее жизненную философию. Читатель понимает, что отношения между Базаровым и Одинцовой невозможны. Но именно такая героиня и была нужна Тургеневу: Базарову нужно было лишь понять, что и он способен на чувство. Тем самым автор заставляет героя осмыслить и почувствовать крушение всех своих взглядов, мироощущения, представлений о себе.

Сочинение по литературе на тему: Объяснение Базарова с Одинцовой (анализ эпизода из 18-ой главы романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”)

Другие сочинения:

  1. В романе “Отцы и дети” Тургенев показывает не только идеологические споры, но и изображает героев влюбленных, героев, которые любят, женятся, живут вместе. Основной конфликт между Базаровым и “отцами” заключается в выборе жизненного пути и образа мыслей. Главный герой отрицает чувства, Read More ......
  2. Роман “Отцы и дети” был написан в 1861 году. Его жанр можно определить как социально-психологический роман. В этом произведении рассматриваются важные социальные проблемы второй половины 19 века, волновавшие Тургенева. В центр своего романа писатель ставит нигилиста Базарова и на его Read More ......
  3. На протяжении всего романа “Отцы и дети” И. А. Тургенев планомерно проводит главного героя – Евгения Базарова – через многие испытания, развенчивающие его нигилистическую теорию. Самым серьезным и болезненным для героя стало “испытание любовью”, которое перевернуло всю его жизнь, заставило Read More ......
  4. В романе “Отцы и дети” (1862) И. С. Тургенев показал новое общественное явление, возникшее в России в середине 19 века. Писатель верно изобразил и дал свою оценку нигилизму и нигилистам. Центральная фигура романа – нигилист Евгений Базаров. На страницах романа Read More ......
  5. Базаров узнает о существовании Анны Одинцовой от Кукшиной, знакомой его друга Ситникова. Первый раз он видит ее на балу у губернатора, куда приехал вместе с Аркадием. “Это что за фигура? – проговорил он. – На остальных баб не похожа”. Там Read More ......
  6. К работе над романом Тургенев приступил в начале августа 1860 года, а закончил его в июле 1861. Появился роман в февральской книге журнала “Русский вестник” за 1862 год. “Отцы и дети” – произведение, отразившее целый этап в историческом развитии России Read More ......
  7. Главным героем романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” является молодой нигилист Евгений Базаров. На страницах своего произведения автор подробно излагает взгляды этого человека, всесторонне освещает его характер – таким образом Тургенев изучает новое явление под названием “нигилизм”, захватившее Россию Read More ......
  8. В центре внимания в романе “Отцы и дети” стоит образ нигилиста Базарова. Он оказывается противопоставлен всем, окружающим его людям, но при этом до определенного момента позиция нигилиста кажется более сильной, чем у представителей либерального дворянства. Писатель сам признавал это, но Read More ......
Объяснение Базарова с Одинцовой (анализ эпизода из 18-ой главы романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”)

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ. 10 КЛАСС.

Анализ эпизода «Последняя встреча Базарова с Одинцовой»

Ход урока .

Вступительное слово. Наш урок начался грустным романсом из фильма, поставленному по великому роману « Отцы и дети».

И.С.Тургенев так вспоминал о своей работе: "Я однажды прогуливался и думал о смерти. Вслед за тем передо мной возникла картина умирающего человека. Это был Базаров. Сцена произвела на меня сильное впечатление, и затем начали развиваться остальные действующие лица и само действие".

Тургенев не одинок в этом: в русской литературе множество сюжетов заканчиваются смертью героев, и во многих романах есть важный эпизод последней встречи.

Ленский и Ольга

Печорин и Бела

Катерина и Борис

Я думаю, вы легко назовете, о какой сцене в романе «Отцы и дети» будет идти речь. Запишите тему урока

«Последняя встреча Базарова и Одинцовой».

Тургенев придавал такое значение последним сценам, в них заключена какая-то особенная мысль.

Сформулируйте цель нашего урока.

ЦЕЛЬ: анализ или исследование эпизода, определение роли эпизода в романе. Что такое анализ?

Анализ - это процесс разложения на составные части одного целого объекта или явления с целью его более подробного и тщательного изучения.

Для выполнения цели нужно выполнить определенные задачи. Попытайтесь назвать эти задачи.

Посмотрите на план.

Анализ эпизода.

4.Какие стороны характера героев

5. Как говорят герои их речь .

Вывод

Ход урока

Разберемся, что такое эпизод?

ЭПИЗО́Д (греч. ἐπεισόδιον, букв. - вставка) - основной структурный элемент сюжета эпического произведения. Каждый эпизод воплощает один законченный момент действия , происходящего между двумя и более персонажами в одном месте и на протяжении ограниченного промежутка времени, или поступок одного из персонажей.

Э. играют разл. роль в развитии действия; особо выделяются Э., выступающие в качестве завязки , кульминации и развязки сюжетного конфликта. Выполняя содержат. функцию, Э. раскрывают стороны характера, мировоззрения героев произв., их внутреннее состояние, перемены в их жизни, новый поворот в отношениях героев (ссора Ленского с Онегиным в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»), выносят оценку 917 персонажу (прощание Манилова с Чичиковым в «поэме) Н. В. Гоголя «Мертвые души») и т. д.

Итак, обратимся к плану. Первый вопрос о месте эпизода в сюжете и композиции романа.

1.Место эпизода в развитии сюжета и композиции произведения.

  • Какие важные эпизоды вы можете назвать в романе?
  • Какую часть произведения он занимает (т.е. роль в композиции )? Глава 27. Предпоследняя глава романа
  • Если посмотреть на сюжет всего произведения, то какова роль эпизода в сюжете (он является завязкой, одним из проходных событий действия, кульминацией, развязкой)? Если посмотреть на всё произведение, то какую роль в судьбе героя имеет этот случай (эпизод) играет, что изменил или не изменил в ней, а мог бы?

Эпизод находится перед развязкой. Перед смертью. Он предваряет развязку – смерть Базарова.

2.Композиция самого эпизода, его сюжет.

  • Можем ли мы выделить вступление, кульминацию, развязку в нем.

3. Речевой строй эпизода: повествование, описание, (пейзаж, портрет, психологическое состояние героев), диалог, монолог, авторские ремарки, рассуждения,

  • Выберите, что присутствует? Докажите.
  • Ребята, 4 и 5 пункты касаются самих героев эпизода. Ясно, что наше внимание приковывает сам Базаров.

Чтобы продолжить анализ, мы не можем не обратиться к тому знанию, которое у нас уже имеется.

Перед вами таблица. Первый столбик называется «Что я знаю о Евгении Базарове?».

  • Напишите 5 слов или словосочетаний, характеризующих, речь, посту Базарова.

Работают индивидуально, составляя список.

Объединение в пары и обсуждение своих списков. Добавление тех замечаний напарника.

Мы сейчас снова прочитаем этот эпизод, но особым способом. С пометками

Восприятие новой информации

У каждого на парте текст, это эпизод из романа. Текст читается особым образом.

Во время чтения ставятся следующие знаки в том месте, где это, по мнению учащегося необходимо.

«V» - мне это понятно,

«+» - это подтверждает мои мысли о Базарове,

«-» - это что-то новое о Базарове,

«?» - мне это осталось непонятным.

Учитель или ученик читает текст.

При чтении текста ученики индивидуально проставляют предложенные учителем значки.

  • Заполните второй и третий столбики.
  • Прочитайте, что у вас получилось?

Работа в группах

Необходимо разделиться на 3 группы:

1 колонка будут анализировать речь Базарова, О чем и как он говорит? Найти в репликах Базарова проявление чувств к Одинцовой и родителям. О чем это говорит? Докажите, что речь Базарова стала поэтической.

2 колонка – поведение, найти в тексте портрет Базарова, предложения-ремарки, рисующие поведение Базарова и Анны Сергеевны, какую роль они играют? Какие черты характера резко проявляются в эпизоде?

3 побывают в художественной мастерской Тургенева. Н айдите в репликах Базарова сравнения, эпитеты, образные выражения. Зачем это нужно? Д окажите, что эпизод и речь героя построена на антитезе. Зачем это нужно?

Таким образом, выходим на вывод. Что нового мы видим в этом эпизоде? Каково значение эпизода для раскрытия главной мысли произведения? Как он раскрывает авторскую позицию и идею произведения? Запись вывода.

Вот как представила эту сцену современный режиссер Авдотья Смирнова. Внимание на экран.

Вы стали свидетелями последнего свидания. Напишите небольшую записку от имени Анны Сергеевны Аркадию (рефлексия) .

По словам Д. И. Писарева: «Весь интерес, весь смысл романа заключается в смерти Базарова ... Описание смерти Базарова составляет лучшее место в романе Тургенева; я сомневаюсь даже, чтобы во всех произведениях нашего художника нашлось бы что-нибудь более замечательное».

ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ

  1. Отрывок из романа И.Тургенева «Отцы и дети»

Полчаса спустя Анна Сергеевна в сопровождении Василия Ивановича вошла в кабинет. Доктор успел шепнуть ей, что нечего и думать о выздоровлении больного.

Она взглянула на Базарова... и остановилась у двери, до того поразило ее это воспаленное и в то же время мертвенное лицо с устремленными на нее мутными глазами. Она просто испугалась каким-то холодным и томительным испугом; мысль, что она не то бы почувствовала, если бы точно его любила -- мгновенно сверкнула у ней в голове.

Спасибо, -- усиленно заговорил он, -- я этого не ожидал. Это доброе дело. Вот мы еще раз и увиделись, как вы обещали.

Анна Сергеевна так была добра... -- начал Василий Иванович.

Отец, оставь нас. Анна Сергеевна, вы позволяете? Кажется, теперь...

Он указал головою на свое распростертое бессильное тело.

Василий Иванович вышел.

Ну, спасибо, -- повторил Базаров. -- Это по-царски. Говорят, цари тоже посещают умирающих.

Евгений Васильич, я надеюсь...

Эх, Анна Сергеевна, станемте говорить правду. Со мной кончено. Попал под колесо. И выходит, что нечего было думать о будущем. Старая штука смерть, а каждому внове. До сих пор не трушу... а там придет беспамятство, и фюить! (Он слабо махнул рукой.) Ну, что ж мне вам сказать... я любил вас! Это и прежде не имело никакого смысла, а теперь подавно. Любовь -- форма, а моя собственная форма уже разлагается. Скажу я лучше, что -- какая вы славная! И теперь вот вы стоите, такая красивая...

Анна Сергеевна невольно содрогнулась.

Ничего, не тревожьтесь... сядьте там... Не подходите ко мне: ведь моя болезнь заразительная.

Анна Сергеевна быстро перешла комнату и села на кресло возле дивана, на котором лежал Базаров.

Великодушная! -- шепнул он. -- Ох, как близко, и какая молодая, свежая, чистая... в этой гадкой комнате!.. Ну, прощайте! Живите долго, это лучше всего, и пользуйтесь, пока время. Вы посмотрите, что за безобразное зрелище: червяк полураздавленный, а еще топорщится. И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта -- как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет... Все равно: вилять хвостом не стану.

Базаров умолк и стал ощупывать рукой свой стакан. Анна Сергеевна подала ему напиться, не снимая перчаток и боязливо дыша.

Меня вы забудете, -- начал он опять, -- мертвый живому не товарищ. Отец вам будет говорить, что вот, мол, какого человека Россия теряет... Это чепуха; но не разуверяйте старика. Чем бы дитя ни тешилось... вы знаете. И мать приласкайте. Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать... Я нужен России... Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник... мясо продает... мясник... постойте, я путаюсь... Тут есть лес...

Базаров положил руку на лоб.

Анна Сергеевна наклонилась к нему.

Евгений Васильич, я здесь...

Он разом принял руку и приподнялся.

Прощайте, -- проговорил он с внезапной силой, и глаза его блеснули последним блеском. -- Прощайте... Послушайте... ведь я вас не поцеловал тогда... Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет...

Анна Сергеевна приложилась губами к его лбу.

И довольно! -- промолвил он и опустился на подушку. -- Теперь... темнота...

Анна Сергеевна тихо вышла.

  1. План анализа эпизода

Анализ эпизода.

1.Место эпизода в развитии сюжета и композиции произведения.

2.Композиция самого эпизода, его сюжет (вступление, кульминация, развязка).

3.Речевой строй эпизода: повествование, описание, (пейзаж, портрет, психологическое состояние героев), диалог, монолог, авторские ремарки, рассуждения,

4.Какие стороны характера героев раскрываются? Особенности авторских ремарок. Что и как описывается? Какие детали можно считать главными?

5. Как говорят герои , о чем говорят, на что указывает их речь .

6. Какие изобразительно-выразительные средства художественной речи использует автор? Сравнения, эпитеты, олицетворения, метафоры, повторы, инверсии, антитеза и др.

Вывод . Роль эпизода в произведении? Каково значение эпизода для раскрытия главной мысли произведения? Как он раскрывает авторскую позицию и идею произведения?

Чтение с пометками

«V» - мне это понятно,

«+» - это подтверждает мои мысли о Базарове,

«-» - это что-то новое о Базарове,

«?» - мне это осталось непонятным.

  1. Справочный материал

Роман И.Тургенева «Отцы и дети» подсказывает, что он построен на антитезе. В романе большую роль играют споры героев, конфликты между персонажами, их мучительные размышления, напряженные диалоги. Сюжет строится на соединении прямого и последовательного повествования с жизнеописанием основных героев. Истории жизни персонажей нарушают течение романного повествования, уводят читателя в иные времена, возвращают к истокам происходящего в современности. Так, биография Павла Петровича Кирсанова прерывает общий ход повествования. Его жизнеописание даже стилистически чужеродно роману. Тургенев, рассказывая историю жизни Павла Петровича, намеренно приближается к стилю и образности романов 30-40-х годов XIX века (на это время выпадает молодость героя), воссоздает особый стиль романтическогоповествования, уводящего от реальной, приземленной повседневности.

В центре повествования фигура Базарова. Все сюжетные нити тянутся к нему. В романе нет ни одного сколько-нибудь значительного эпизода, в котором бы не участвовал Базаров. Из двадцати восьми глав он не появляется лишь в двух. Умирает Базаров, и кончается роман. Система действующих лиц выстроена так, что отношения героев с Базаровым раскрывают читателю их внутреннюю сущность, в то же время сопоставление каждого из них с Базаровым вносит какой-либо новый штрих в характер главного героя. Можно выстроить целую цепочку таких сопоставлений: Базаров - Павел Петрович, Базаров - Николай Петрович, Базаров - Аркадий, Базаров - Одинцова, Базаров - родители, Базаров - Ситников и Кукшина, Базаров - дворовые в Марьине, Базаров - мужики в его собственной деревне, Базаров - Фенечка и т. д. Но думается, главное сопоставление - это Базаров и автор. В романе Базаров оказывается крупнее, масштабнее любого из действующих лиц, и только сила таланта автора, его поклонение вечной истине и вечной красоте торжествуют над Базаровым. Тургенев противопоставляет Базарову не каких-либо героев или группу героев, а саму жизнь.

Чтобы осуществить эту задачу, И. С. Тургенев избирает весьма своеобразную композицию. Он дважды проводит Базарова по кругу: Марьино (Кирсановы), Никольское (Одинцова), родительская деревенька. В итоге создается поразительный эффект. В ту же обстановку, в схожие ситуации, к тем же людям во второй части романа приходит иной Базаров: страдающий, сомневающийся, мучительно переживающий любовную драму, пытающийся отгородиться от реальной сложности жизни своей нигилистической философией. Даже любимая наука теперь не приносит облегчения. Вторая половина романа строится на разрушении прежних связей Базарова с другими героями. «Автор проводит своего героя по книге, последовательно устраивая ему экзамены во всех сферах жизни - дружбе, вражде, любви, семейных узах. И Базаров последовательно проваливается всюду. Череда этих экзаменов и составляет сюжет романа» (Вайль, А. Генис. «Формула жука»). Постепенно Базаров остается в полном одиночестве, наедине со смертью, которую «попробуй отрицать», она сама «тебя отрицает». В эпилоге романа обнаруживается полная несостоятельность нигилизма Базарова перед вечным движением жизни и величественным спокойствием «равнодушной» природы.


Одной из линий общего конфликта в романе «Отцы и дети» являются отношения Евгения Васильевича Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой. В двух главах (16 и 17) между этими героями происходит разговор, помогающий раскрыть не только их характеры, но и те различия в жизненных установках, которые привели к печальной развязке.
С первых же дней проживания в Никольском Базаров изменился: «...легко раздражался, говорил нехотя, глядел сердито и не мог усидеть на месте». Причиной было новое для него чувство, которое герой никогда раньше не испытывал ни к одной из женщин, хотя до них «был великий охотник». Он, к своей досаде, сразу понял, что с Одинцовой « не добьешься толку», но не думать о ней уже не мог, за что и презирал себя.
Автор, описывая героя, сразу подчеркивает, что между Базаровым и Одинцовой изначально нет ничего общего: «герцогиня» и «лекарь». Она спокойна и холодна, как лед, а он смел и страстен. Однако нас не удивляет, что Базаров «поразил воображение Одинцовой», ведь таких неординарных людей она еще не встречала. И чтобы «его испытать и себя изведать», затевает странную беседу, которая вселяет в героя ложную надежду.
Анна Сергеевна говорит Базарову, что ей будет скучно после его отъезда. Потом позволяет остаться в своем кабинете после десяти вечера, чтобы продолжить беседу, нарушая заведенный ею же порядок, и просит его рассказать о семье, об отце. Базаров в недоумении. Зачем ей это? Конечно, он, умный и проницательный, догадывается, что Одинцовой движет не чувство к нему, а любопытство, но, заметив ее неожиданное волнение, проникается им тоже. После жалоб Одинцовой на свою «несчастную» жизнь и на то, что « воспоминаний много, а вспомнить нечего», Базаров прозорливо замечает: « Вам хочется полюбить, а полюбить вы не можете: вот в чем ваше несчастье».
Одинцова, кажется, намеренно пытается спровоцировать Базарова на откровенное признание, но он на это не идет, хоть « сердце его так и рвалось». Как же трудно дается Базарову чувство к этой женщине! Он любит и мечтает о нежности! Но мы понимаем, что это несбыточно, что герой стоит на пороге личной драмы: Одинцова не может им серьезно увлечься. Основа ее жизни - спокойствие, а вторжение Базарова означало бы конец этого спокойствия.
На следующий день в том же кабинете вновь продолжилась беседа героев, в ходе которой женщина добивается признания. После чего автор пишет:« Одинцовой стало и страшно, и жалко его». Именно страсть, сильная и тяжелая, похожая на злобу, так испугала Анну Сергеевну. При чтении данного эпизода невольно задаешься вопросом, могла ли она войти в «горькую терпкую вольную жизнь» Базарова. Но, зная о привычках Одинцовой, любящей комфорт и порядок, понимаешь, что ей не стать женой нигилиста.
Тургенев часто испытывает главных героев своих повестей и романов любовью. Это чувство не только изменяет их, но и обогащает, открывая новый мир переживаний и ощущений. В любящем Базарове просыпается чувствительная душа, таящая бездну страстей, а потому притягивающая к себе и становящаяся как бы продолжением той ночной стихии, которая стояла за окном во время его разговора с Одинцовой.

В центре внимания в романе «Отцы и дети» стоит образ нигилиста Базарова. Он оказывается противопоставлен всем, окружающим его людям, но при этом до определенного момента позиция нигилиста кажется более сильной, чем у представителей либерального дворянства. Писатель сам признавал это, но отмечал, что в отношении к природе, искусству и особенно любви не разделяет мнения своего героя. Именно любовь к аристократке, светской львице, красавице Анне Сергеевне Одинцовой меняет все в жизни Базарова, подготавливая перемену в его позициях.

Анализируемый эпизод из 18 главы и представляет собой ключевую сцену, в которой определяются отношения этих героев и в целом дальнейшее развитие сюжета, приводящее к гибели Базарова.

Объяснение с Одинцовой показывает одновременно силу, способность глубоко и искренне любить, присущую Базарову, и глубинные противоречия его натуры. Ведь до встречи с Анной Сергеевной он «отрицал» любовь как романтическое чувство. И теперь оно «мстит» ему: дело не только в том, что он полюбил, но гораздо важнее внутренняя борьба в душе героя, сопровождающая это чувство. В сцене объяснения с глубоким психологизмом автор показывает,

Как напускная холодность Базарова сменяется мучительной, тяжелой страстью, «похожей на злобу». На кого он так зол, что даже «задыхается»? На Анну Сергеевну, которая, как кошка с мышью, играет с ним, оставаясь внутренне холодной? Ее тщеславная, самолюбивая натура заставляет героиню пойти на весьма опасное объяснение, но она вовремя останавливается. «Нет, …этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете», - думает она после объяснения с Базаровым.

Но не зря именно ее полюбил этот сильный, самобытный, неординарный человек. Натура глубокая, независимая, наделенная развитым умом, Одинцова единственная в романе верно поняла сложный и противоречивый характер Базарова, по достоинству оценила его. Об этом она говорит в сцене их объяснения: «Возможно ли, чтобы вы удовольствовались такою скромною деятельностью…Вы - с вашим самолюбием - уездный лекарь!». Как и Базаров, она презирает мнение окружающих ее людей, сама определяет свою судьбу. Быть может, в ней даже зарождается какое-то чувство к Базарову. Но он пугает ее именно тем, что его чувство дисгармонично, искалечено им самим выдуманными рамками. «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? … Это все чепуха, романтизм, гниль, художество», - так ранее отзывался Базаров о подобном чувстве. Теперь борьба прежних взглядов и того, что он сам оказался способен испытать в отношении к Одинцовой, как будто раздирает его на части. Вот откуда та злоба, которая звучит в голосе Базарова в сцене признания и так пугает Одинцову. Насыщенной, непредсказуемой, но крайне трудной жизни с этим необыкновенным человеком она предпочитает несколько скучное, но весьма комфортное существование в привычных для нее условиях богатого аристократического круга. В конце романа мы узнаем, что Анна Сергеевна весьма удачно вышла замуж и вполне удовлетворена своей жизнью.

А Базарову как будто мстит сама жизнь: за гордость, эгоизм, отрицание всего самого нежного, светлого в человеческой душе он расплатился одиночеством, разлукой с глубоко любимой женщиной, а в конце романа - и самой жизнью.

Тот, кто с удовольствием посещал уроки литературы во время обучения в школе, обязательно помнит произведение И. С. Тургенева «Отцы и дети» и его главного героя, Евгения Базарова. Наверняка большинство читателей на вопрос, кто он такой, ответят, что этот персонаж - нигилист. Однако чтобы вспомнить, каково было большинству из нас понадобится некоторое время, чтобы извлечь из памяти то, что было прочитано. Кто-то познакомился с этим произведением пять лет назад, а кто-то - двадцать пять. Что ж, попробуем вспомнить вместе, что говорит Базаров о любви.

Любовь и нигилизм

Анна Сергеевна Одинцова

Все представления Евгения о любви меняются после того, как он знакомится с Чувство к этой женщине врывается в его сердце и берет верх над разумом. Оно противоречит всем его Отношение к любви Базарова идет вразрез с его представлениями о том, как должно быть.

Анна Сергеевна привлекает внимание Евгения на бале, он любуется красотой и статью этой прекрасной женщины, но спрашивает о ней с напускной небрежностью.

Отношения Базарова и Одинцовой

Анна Сергеевна тоже слегка заинтересовалась Евгением. Она приглашает его погостить в Никольское, свое имение. Базаров принимает это приглашение, эта женщина интересует его. В Никольском они проводят много времени, гуляя по окрестностям. Они много беседуют друг с другом, спорят. Евгений Базаров в глазах Одинцовой - очень интересный собеседник, она видит в нем умного человека.

А что же наш герой? Надо сказать, что после поездки в Никольское любовь в жизни Базарова перестает быть лишь тем, что не поднимается выше уровня физиологии. Он по-настоящему полюбил Одинцову.

Трагедия нигилиста

Итак, в душе Базарова произошла перемена, которая опровергает все его теории. Его чувство к Анне Сергеевне глубокое, сильное. Первоначально он пытается отмахнуться от этого. Однако Одинцова вызывает его на откровенный разговор во время прогулки по саду и получает признание в любви.

Базаров не верит в то, что чувство Анны Сергеевны к нему взаимно. Тем не менее любовь в жизни Базарова поселяет в его сердце надежду на ее расположение к нему. Все его мысли, все стремления теперь связаны с одной-единственной женщиной. Базаров хочет быть только с ней. Анна Сергеевна предпочитает не давать ему надежду на взаимность, выбрав душевное спокойствие.

Отвергнутый Базаров тяжело переживает. Он отправляется домой, пытаясь забыться в работе. Становится понятно, что прежнее отношение к любви Базарова навсегда осталось в прошлом.

Последняя встреча

Главному герою было суждено встретиться со своей любимой еще раз. Будучи смертельно больным, Евгений отправляет посыльного за Анной Сергеевной. Одинцова приезжает к нему с доктором, но она не бросается к нему в объятия. Она просто испугалась за Базарова. Евгений умирает на ее руках. К концу жизни он остается абсолютно одиноким. Базаров отвергнут всеми, только пожилые родители продолжают беззаветно любить своего сына.

Итак, мы видим, насколько сильно поменялось отношение к любви Базарова, когда он встретил свой женский идеал в лице Анны Сергеевны. Трагедия этого героя оказалась очень похожа на любовные разочарования, которые испытывал, вероятно, каждый. Мы встречаем человека, которого считаем идеальным, но он оказывается недосягаем по каким-то причинам. Мы страдаем от недостатка внимания, не замечая, что близкие люди готовы отдать очень многое ради нас. К концу жизни Базаров наконец начинает понимать силу родительской любви: «Таких людей, как они, в нашем свете днем с огнем не сыскать». Однако такое важное понимание приходит к нему слишком поздно.