Первый заместитель секретаря совета безопасности российской федерации. Утверждение военной доктрины российской федерации

НацБез.ру

Прообразом российского Совета Безопасности можно считать Совет Безопасности СССР, образованный в соответствии с союзным Законом от 26 декабря 1990 г. "Об изменениях Конституции (Основного Закона) СССР в связи с совершенствованием системы государственного управления". На него возлагалась выработка рекомендаций по проведению в жизнь общесоюзной политики в области обороны страны, по поддержанию ее надежной государственной, экономической и экологической безопасности, преодолению последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, обеспечению стабильности и правового порядка в обществе.

В 1991 году еще в рамках союзного государства в некоторых его республиках также стали создаваться советы безопасности. Причем это осуществлялось, как правило, путем внесения дополнений в конституции соответствующих республик.

Впервые о Совете Безопасности РСФСР говорится в Законе РСФСР от 24 апреля 1991 г. "О Президенте РСФСР". Этим актом предусматривалось, что Президент возглавляет Совет Безопасности РСФСР, структура, полномочия и порядок формирования которого определяются законом РСФСР (п. 9 ст. 5). Конституционный статус Совет Безопасности РСФСР получил 24 мая 1991 г., когда Законом РСФСР "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона)" названная норма была инкорпорирована в Основной Закон.

19 июля 1991 г. при Президенте РСФСР была сформирована Комиссия по разработке предложений по статусу, структуре и порядку деятельности Совета Безопасности РСФСР.

В результате совместной работы этой комиссии, комитетов Верховного Совета Российской Федерации по безопасности и по законодательству был подготовлен проект Закона Российской Федерации "О безопасности", который был принят 5 марта 1992 г. В Законе были определены статус, состав и порядок формирования Совета Безопасности Российской Федерации, его основные задачи и формы деятельности.

На Совет Безопасности как конституционный орган, осуществляющий подготовку решений Президента Российской Федерации в области обеспечения безопасности, возлагалось рассмотрение стратегических проблем государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности, охраны здоровья населения, прогнозирования, предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, обеспечения стабильности и правопорядка.

Указом Президента Российской Федерации от 3 июня 1992 г. № 547 был образован Совет Безопасности Российской Федерации "для обеспечения реализации функций Президента по управлению государством, формированию внутренней, внешней и военной политики в области безопасности, сохранению государственного суверенитета России, поддержанию социально-политической стабильности в обществе, защите прав и свобод граждан".

Постоянными членами СБ являются Президент, председатель Правительства и секретарь Совета безопасности, членами Совета - руководители силовых структур, МИДа и других министерств и ведомств.

Секретари Совета Безопасности Российской Федерации:

18 июня 1996 года секретарем Совета Безопасности РФ и помощником президента Б. Н. Ельцина по национальной безопасности становится занявший третье место по итогам президентских выборов генерал Александр Лебедь.

С подачи Бориса Березовского в конце октября 1996-го секретарем Совета безопасности РФ и полномочным представителем президента России в Чеченской Республике назначается Иван Рыбкин . Сам же Борис Абрамович номинально становится заместителем секретаря Совбеза, а фактически на целый год, вплоть до своей отставки - встает у руля этого важнейшего государственного органа. 29 октября 1996 г. указом президента РФ, Борис Березовский был назначен заместителям секретаря Совета безопасности РФ Ивана Рыбкина (назначенного на эту должность вместо смещенного Александр Лебедя). Многие политики и эксперты расценили это назначение как следствие протекции главы администрации президента Анатолия Чубайса.

3 марта 1998 г. Указом Президента Секретарем Совета Безопасности РФ назначен Андрей Кокошин , выходец из института США и Канады АН СССР, соратник Георгия Арбатова.

14 сентября 1998 года на должность секретаря Совбеза назначен генерал-полковник Николай Бордюжа , возглавлявший до этого Федеральную пограничную службу.

29 марта 1999 года президент Борис Ельцин подписал Указ о назначении Путина Владимира Владимировича Секретарем Совета Безопасности Российской Федерации с сохранением за ним исполнения обязанностей директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

16 ноября 1999 года Сергей Иванов , согласно указу президента России, назначен секретарем Совета безопасности РФ. По некоторым сведениям, кандидатуру Иванова предложил Ельцину Владимир Путин. Ранее С.Иванов занимал пост заместителя директора ФСБ.

31 мая Президент РФ В.Путин своим указом назначил некоего Михаила Фрадкова первым заместителем Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации

28 марта 2001 года в правительстве РФ произошли серьезные перестановки. Новым министром обороны назначен секретарь Совета безопасности Сергей Иванов, обязанности секретаря Совета безопасности РФ были возложены на министра внутренних дел Владимира Рушайло .

24 апреля 2004 года секретарем Совета Безопасности РФ назначен Игорь Иванов , бывший министр иностранных дел.

Три с половиной года назад обозреватель «Независимой газеты» Михаил Ходаренок предсказывал превращение Совбеза в недалеком будущем в административного супермонстра, объединившего функции Ставки Верховного Главнокомандования, Государственного комитета обороны и Генерального штаба одновременно.

Тем не менее этого не произошло, более того Совбез стал подвергаться нападкам за пассивность и размытость формулировок. По некоторым утверждениям, это было связано с личностью бывшего секретаря Совета Владимира Рушайло, который в своё время считался человеком Березовского, что в последние годы зачастую звучало как приговор.

Тем не менее, нельзя сказать, что чиновники Совета даром ели свой хлеб. С их участием были приняты важнейшие документы, такие как «Концепция национальной безопасности Российской Федерации», «Военная доктрина Российской Федерации», «Концепция внешней политики Российской Федерации», «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации», «Морская доктрина Российской Федерации». В частности, последняя явилась обоснование создания Морской коллегии – органа, комплексно занимающегося как военными, так и экономическими аспектами.

К заслугам Совета Безопасности РФ относится и создание системы базового мониторинга на всех стратегически важных объектах страны. Ее разработку с целью защитить население от возможных техногенных аварий, а также природных катастроф и террористических угроз называют одним из главных результатов работы Совета безопасности РФ в уходящем году.

Безусловно, многое из деятельности Совбеза спорно, по каждому из принятых документов до сих пор идут яростные дебаты. Но критика – это всего лишь один из показателей работы.


Другие материалы раздела:

Войну в Афганистане обсудили эксперты разных стран
На открытии выставки в Госдуме наградили ветеранов войны в Афганистане
Состоялся запуск парламентского телевидения "Дума ТВ"
Музей военных строителей появится на территории парка "Патриот"
Президент Люксембургского форума Вячеслав Кантор призывает к стабилизации военно-политической ситуации в мире

На основании п. "ж" ст. 83 Конституции РФ Президент формирует и возглавляет Совет Безопасности. Правовое положение Совета Безопасности определяется Законом Российской Федерации от 5 марта 1992 г. N 2446-I "О безопасности" и Указом Президента РФ от 2 августа 1999 г. N 949 "Об утверждении Положения о Совете Безопасности Российской Федерации".

Председателем Совета Безопасности по должности является Президент Российской Федерации. В состав этого органа входят: председатель, секретарь, постоянные члены и члены Совета Безопасности. Постоянные члены и члены Совета назначаются Президентом по представлению Секретаря Совета Безопасности. Решения Совета Безопасности по важнейшим вопросам оформляются указами Президента, иные решения - протоколами. Организацию заседаний и обеспечение подготовки проектов решений осуществляет Секретарь Совета Безопасности.

Основные рабочие органы Совета Безопасности - межведомственные комиссии. Положения о комиссиях и их составы установлены Указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 2000 г. N 1603 "Вопросы межведомственных комиссий Совета Безопасности Российской Федерации".

Утверждение военной доктрины Российской Федерации

Пунктом "з" ст. 83 Конституции РФ установлено, что Президент утверждает военную доктрину Российской Федерации. Этот документ представляет собой систему официальных взглядов по военным вопросам. В соответствии с Федеральным законом "Об обороне" от 31 мая 1996 г., разработка основных направлений военной политики и положений военной доктрины - составная часть организации обороны в Российской Федерации. Военная доктрина является одним из документов, на основе которых формируется государственный оборонный заказ.

Военная доктрина Российской Федерации утверждена Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 г. Доктрина носит оборонительный характер. В ее положениях сочетаются идеи последовательной приверженности миру и защиты национальных интересов.

Реализация Военной доктрины достигается за счет централизации государственного и военного управления, осуществления комплекса политических, дипломатических, экономических, социальных, информационных и других мер, направленных на обеспечение безопасности Российской Федерации и ее союзников.

Формирование Администрации Президента РФ

В соответствии с п. "к" ст. 83 Конституции РФ Президент формирует свою Администрацию. В Конституции не установлен характер этого органа, поэтому представляется, что статус и основные функции Администрации должны определяться Президентом по его усмотрению. При этом Администрация Президента должна действовать в пределах полномочий Президента и не может вторгаться в сферу компетенции других государственных органов, определенную законодательством.

По действующему Положению об Администрации Президента Российской Федерации, утвержденному Указом Президента от 2 октября 1996 г. N 1412 (с последующими изменениями и дополнениями), Администрация - это государственный орган, обеспечивающий деятельность Президента. Общее руководство Администрацией осуществляет Президент Российской Федерации.

Конституционный совещательный орган, осуществляющий подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам защиты интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения национальной безопасности.

Совет безопасности обеспечивает условия для реализации президентом Российской Федерации его конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности.
В состав СБ РФ входят Председатель, Секретарь, постоянные члены и члены СБ РФ. Решения СБ РФ имеют для Президента РФ рекомендательный характер и оформляются указами Президента.
Основной документ, определяющий статус СБ РФ, - Положение о Совете Безопасности Российской Федерации, утвержденное указом Президента РФ № 949 от 2 августа 1999 года.
Законодательное решение о создании Совета безопасности было принято одновременно с учреждением поста президента РСФСР: законами «О Президенте РСФСР» от 24 апреля 1991 года и соответствующими поправками к Конституции от 24 мая 1991 года. Статус Совета безопасности и порядок его формирования были установлены законом «О безопасности» от 5 марта 1992 года. Совет безопасности непосредственно был создан указом президента от 3 июня 1992 года. Тогда же было утверждено первое положение о нем. В соответствии с законом 1992 года заседания Совета безопасности должны проводиться на регулярной основе не реже одного раза в месяц; в случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания. Повестку дня и порядок рассмотрения вопросов на заседаниях определял председатель Совета безопасности по представлению секретаря Совета безопасности.

Политическая роль Совета безопасности в различные этапы новейшей российской истории была различной. В период противостояния президента Б.Н. Ельцина с Верховным советом России , Совет безопасности стал органом координации силовых ведомств и политических сил вокруг президента. Если до сентября 1993 года Совет безопасности был коллегиальным органом в составе руководителей исполнительной и законодательной власти, и все постоянные члены Совета безопасности входили в него по должности, то после издания президентского указа № 1400 от 21 сентября 1993 года Б.Н. Ельцин взял на себя формирование персонального состава Совета безопасности, включая постоянных членов, фактически превратив его в совещательный орган при президенте. В связи с вступлением в силу Конституции 1993 года статус Совета безопасности был изменен. Постоянные члены и члены Совета безопасности назначаются президентом, который является председателем Совета безопасности. Ему непосредственно подчинен секретарь Совета безопасности, который руководит аппаратом и проводит рабочие совещания с членами Совета безопасности.

С 31 июля 1996 года постоянными членами Совета безопасности назначались на персональной основе шесть человек: президент, председатель правительства, секретарь Совета безопасности, министр иностранных дел, министр обороны, директор Федеральной службы безопасности . Позднее постоянными членами Совета безопасности стали также председатели обоих палат российского парламента . Решения Совета безопасности по важнейшим вопросам оформляются указами президента, иные решения - протоколами. Число непостоянных членов Совета безопасности не определено: в разное время составляло от 7 до 19 человек; все они имеют только право совещательного голоса.
Во время президентских выборов 1996 года на пост секретаря Совета безопасности был назначен А.И. Лебедь , что стало знаком его союза с Б.Н. Ельциным. В конце 1990-х годов пост секретаря Совета безопасности занимали лица, рассматривавшиеся в качестве преемников Б.Н. Ельцина. С приходом к власти В.В. Путина пост секретаря Совета безопасности в значительной степени потерял политическое значение, обычно его занимали отставные министры (В.Б. Рушайло, И.С. Иванов , Н.П. Патрушев).

Аппарат Совета безопасности является самостоятельным подразделением администрации президента и имеет статус управления. Совет безопасности образует межведомственные комиссии - свои основные рабочие органы. В зависимости от возлагаемых задач они могут создаваться по функциональному или региональному признаку, на постоянной или временной основе. В целях научного обеспечения деятельности Совета безопасности при нем образован научный совет. В его состав включаются представители Российской академии наук, отраслевых академий наук, руководители научных организаций и образовательных учреждений высшего профессионального образования, а также отдельные специалисты.

Сове?т безопа?сности Росси?йской Федера?ции (СБ РФ) - совещательный орган, осуществляющий подготовку решений президента Российской Федерации по вопросам обеспечения защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики по обеспечению национальной безопасности. Совет безопасности обеспечивает условия для реализации президентом Российской Федерации его конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности. Порядок формирования СБ определяется президентом России в соответствии с Конституцией и Законом Российской Федерации «О безопасности». Постоянные члены и члены Совета безопасности назначаются президентом - председателем Совета безопасности. Ему непосредственно подчинен секретарь СБ, который обеспечивает деятельность Совета безопасности, руководит его аппаратом и проводит рабочие совещания с членами Совбеза. В остальном вопросы деятельности СБ решает президент. В настоящее время постоянные члены и члены Совета безопасности назначаются на персональной основе (а не по должности). Решения Совета безопасности по важнейшим вопросам оформляются Указами Президента, иные - протоколами. Число непостоянных членов Совета безопасности в разное время составляло от 7 (лето 1996 года) до 19 (в 2001-2002 годы) человек; все они имеют право совещательного голоса на заседаниях. Основными направлениями его деятельности были определены: · подготовка ежегодного доклада Президента Российской Федерации Верховному Совету об обеспечении безопасности России как основного программного документа для органов исполнительной власти по вопросам внутренней, внешней и военной политики, а также для разработки правовых актов в области защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз; · организация работы постоянных и временных межведомственных комиссий, образуемых Советом Безопасности на функциональной и региональной основе, как главного инструмента по выработке проектов решений Президента Российской Федерации; · разработка предложений по обеспечению защиты конституционного строя, государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации в пределах, определенных Конституцией, Федеративным договором и законами Российской Федерации. В состав Совета Безопасности входят Председатель Совета Безопасности, которым по должности является Президент Российской Федерации, Секретарь Совета Безопасности, постоянные члены и члены Совета Безопасности, включаемые в состав Совета Безопасности и исключаемые из него Президентом Российской Федерации по представлению Секретаря Совета Безопасности. Члены Совета Безопасности принимают участие в заседаниях Совета Безопасности с правом совещательного голоса. Основные организационно-правовые формы работы Совета Безопасности – заседания, оперативные совещания, совещания по стратегическому планированию, рабочие совещания, а также заседания его рабочих органов - постоянных межведомственных комиссий, научного совета и его секций. Заседания Совета Безопасности проводятся на регулярной основе (как правило, один раз в квартал) по планам, утверждаемым Председателем Совета Безопасности. В случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания. Заседания Совета Безопасности ведет Председатель Совета Безопасности. Решения Совета Безопасности принимаются на его заседании постоянными членами Совета Безопасности простым большинством голосов от их общего числа и вступают в силу после утверждения Председателем Совета Безопасности. 1.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Совет Безопасности РФ: формирование, состав, полномочия.:

  1. 26. Состав и порядок формирования Совета Евр. Союза. «Формации» Совета.
  2. Военные суды. Понятие, полномочия и система. Военная коллегия Верховного суда РФ. Полномочия, состав, порядок формирования.