Денискины рассказы независимый горбушка читать. Независимый горбушка

Независимый Горбушка - рассказ виктора Драгунского, любимый многими детьми и взрослыми. В нём класс, где учится Денис Кораблёв, устраивает встречу с писателем, рассказы которого ребята недавно прочитали. Когда автор историй пришёл к ним на встречу, оказалось, что он заикается в минуты волнения, как и один из одноклассников Дениса. Чем запомнится встреча ребятам, и что озадачит писателя? Узнайте вместе с детьми из рассказа, котораый учит вежливости, бережному отношению к чувствам людей, гостеприимству и взаимовыручке.

Недели две тому назад у нас в школе был огромный праздник — встреча со знаменитым писателем. Мы давно уже всем классом читали его смешные рассказы и стихи, и они нам очень нравились. За веселье. И когда Раиса Ивановна сказала, что в субботу он придет к нам в класс, мы захлопали в ладоши и закричали «бис». Но Раиса Ивановна сказала:

— Прекратите шум! Здесь не цирк. Здесь школа. Лучше давайте подумаем, как мы встретим нашего гостя.

Мы сейчас же стали поднимать руки и предлагать. Мы галдели все вместе, каждый свое:

— Надо ему цветы подарить!

— Назначить его почетным пионером!

— Лучше подарить ему подушечку для иголок!

— Сняться с ним на карточку!

— Ерунда! Его нужно угостить хорошенько!

— Чай с хлебом, с маслом и сосисками!

— Идея! Как войдет, так сразу громовое ура!

— Верно! И салют из пугачей! Сто один залп!

— Да! Дверь открывается, а мы трах-трабабах!

— Ночь в Крыму — все в дыму!

— Шик-блеск!

— А я говорю, лучше подушечку для иголок!

— Плевать он хотел на твою подушечку! Что он, ненормальный, что ли?

— От дурака слышу!

— Подарить надо моего кота Ваську. Шесть кило чистого весу!

— Нет, дудки. Подари кота кому-нибудь другому.

— Да его никто не берет!

— Подушечку для иголок!

— Пузырькова! Ты забудешь когда-нибудь про свои подушечки?

— Качать его надо!

— А если он тяжелый?

— Позвать восьмой класс на помощь!

Мы так долго еще обсуждали, и, в конце концов Раиса Ивановна сказала:

— В общем, ясно. Букет цветов — раз. Аплодисменты — два. Потом мы попросим его почитать. А когда он почитает, мы его выберем почетным пионером нашего отряда. И Маша Кожина наденет ему пионерский галстук. А уже потом мы постараемся сфотографироваться вместе с ним. Вот и все! Скромно и хорошо, не правда ли? Договорились?

— Правильно, — сказали мы, — договорились, все в порядке.

И тут встал маленький Петька Горбушкин. Он поднял руку, но Раиса Ивановна его не замечала, куда там, он маленький и толстенький, как ежик, а в классе столпотворение, его не видно вовсе. Тогда я сказал:

— Раиса Ивановна, Горбушкин хочет что-то сказать.

Она сказала:

— Ну что же, Горбушкин, выкладывай!

И Горбушкин начал. Он сначала немножко запел, вот так: «А-а-а…» А потом начал говорить:

— Ав… Авв… Аввв…

Он не смог с собою справиться. Он, наверное, волновался.

И мы терпеливо ждали, когда у него пройдет.

Дело в том, что наш Горбушкин заикался. С самого первого класса. И он не как-нибудь скромненько так заикался, нет, он был чемпионом заикания. Горбушка был неслыханный трехступенчатый заика. Прежде чем заговорить, он сначала как будто чего-то запевал потихоньку: «А-а-а-а-а-а…»

А потом вдруг сразу он переходил на вторую ступеньку и начинал говорить первый слог нужного слова. Например, если он хотел сказать «Здравствуйте», то после пения «ааааа» он начинал молоть, как попугай, раз десять подряд одно и то же: «Ззздра… Ззздра… Здра…»

И потом ему надоедало, и он соскакивал уже на третью ступеньку, и, быстро, потряхивая головой, как будто желая избавиться от заикания, как от надоедливой мухи, Горбушка выкрикивал волшебное слово: «тех-тех-тех», и после этого гладко и быстро выговаривал:

— Здравствуйте, Раиса Ивановна! Забыл дома тетрадь по русскому языку. Больше не буду!

Но это заикание у него получалось только в особо важных случаях, когда он волновался, а так он говорил очень хорошо, громко и бойко, и вообще был очень славный паренек, и лучше всех в классе рисовал лошадей, и всегда делился завтраком, и мы к нему привыкли, и никто никогда не смеялся над Горбушкой, что он заикается. И оттого, что мы над ним не смеялись, заикание у него почти совсем прошло. А вот сейчас он снова начал свою песенку «ааа»… И мы все терпеливо ждали. Нам хотелось узнать, что же скажет наш Горбушка. И он очень скоро сказал:

— Аааа… Ав а ва-тех-тех-тех — автограф надо у него попросить?

Это значит, Горбушка хотел попросить писателя, чтобы он ему надписал свою книжку на память. Я сказал:

— Молодец, Горбушка, правильная мысль!

И после этого мы стали ждать писателя. Некоторые в классе учили его стихи наизусть. Пузырькова все-таки вышивала ему подушечку для иголок, большинство ждало просто так, но с нетерпением, а дни катились один за другим, очень быстро, и вот наконец наступила наша Великая Суббота. В этот день мы все, еще с утра, были вымытые, и причесанные, и прилизанные, в белых глаженых рубашках, с красными галстуками, и я просто удивился, что от этой чистоты получилось, как будто мы все очень красивые. Даже девочки, вот что странно. В общем, у нас был какой-то ненастоящий вид. И класс был нарядный и чистый, и на столе стоял букет цветов. И вдруг дверь распахнулась, и к нам вошел писатель. Он был высоченный. Под потолок. А больше ничего особенного. Ни-че-го. Просто так. И главное, в нем не было никакой важности. Было сразу видно, что он нисколько не задается. Когда он вошел, мы сразу все встали, он подошел к столу, а Раиса Ивановна сказала:

— Дорогие ребята, сегодня у нас в гостях ваш любимый писатель…

И не успела она произнести его фамилию, как мы захлопали изо всех сил, а он улыбнулся и сразу стал такой симпатичный и веселый, что мы еще громче захлопали, и не выдержали и завопили, а некоторые даже стали подпрыгивать на одном месте, а другие их стали успокаивать, и успокаивали обеими руками, а те не захотели успокаиваться и стали отбиваться. Я, например, здорово съездил Левке по затылку, а затем он меня схватил поперек живота. В общем, у нас в классе получилась небольшая кутерьма.

Наконец Раиса Ивановна хлопнула по столу, и мы стали затихать. И когда стало совсем тихо, наш писатель уперся своими длинными руками в стол, наклонился и сказал:

— Ззздра… Зззздра… Здра…

Мы просто остолбенели. Что это такое? Он заикается, что ли? А мы этого не знали. Это было для нас неожиданно. Нас никто не предупредил, и поэтому наша классная дурында Соня Пузырькова на задней парте сразу захихикала своим глупым голосом. Тогда писатель слегка покраснел и сказал в сторону Соньки нормально и спокойно:

— Ребята, я хотел вас предупредить, что когда я чем-нибудь взволнован или тронут, я начинаю немножко заикаться. Кому это смешно — может выйти из класса. Я не обижусь!

Вот как он ее отбрил. Она вся надулась, стала красная и опустила голову. А я встал и сказал:

— Михал Михалыч, не обращайте на Пузырькову внимания. Пожалуйста, не стесняйтесь. Заикайтесь сколько угодно.

И весь класс опять захлопал, а писатель улыбнулся и стал еще симпатичнее в сто раз. И он прочитал нам вслух все любимые наши стихи и рассказы. И он здорово читал, великолепно, лучше любого артиста, и мы чуть животики не надорвали, и так было это все интересно, особенно то, что он это сам все сочинил, сам придумал, и вот он здесь, живой, с нами, вправду, наяву!!!

Вот он сидит улыбается, и можно потрогать его руками, и он не рассердится, потому что добрые не сердятся на детей. И он все еще читал, и ребята даже визжали, а я просто не знал, что мне делать от удовольствия. И это продолжалось долго, наверно, больше часа, и я мог бы так сидеть и слушать до позднего вечера, но некоторые ребята стали поднимать руку и спрашивать: «Можно выйти?»

И тогда писатель остановился и сказал:

— Ну, вот на этом разрешите закончить. Желаю вам всем здоровья и веселья. Я надеюсь, что мы с вами подружились? Да?

— Спа! Си! Бо! Спа! Си! Бо!

И тут какая-то девчонка подарила ему цветы и совсем осмелела и поцеловала его в ухо. У него покраснели глаза, и он помахал рукой, чтобы привлечь наше внимание. Он сказал:

— Пппа… Ппппа… ппа…

И мы поняли, что он опять тронут и волнуется. Мы сейчас же притихли, чтобы услышать, что он нам скажет. Но в эту самую минуту Горбушка вытащил из парты какую-то книжку, встал, поднял ручку и завел тоже:

— Ппа… Ппа… Ппа…

Горбушка, наверное, тоже волновался. Писатель глянул на него краешком глаза, но не обратил внимания. Он хотел успокоиться и что-то нам сказать. Но ему не удавалось успокоиться, как он ни старался, и поэтому у него получилось только: «Ппа… ппа… ппа…»

А Горбушка что, хуже, что ли? Он тоже тянул свое: «Ппа… ппа… ппа…»

Тогда писатель разозлился и сказал:

— Ты чего, мальчик, дразнишься? Это не красиво.

А Горбушка быстро ответил:

— Я и не думаю дразниться…

Он протянул писателю книжку и жалобно сказал:

— Пппа… ппа… ппа…

У писателя глаза прямо сверкнули. Я подумал, что он сейчас, чего доброго, убьет нашего Горбушку. Он сказал:

— А ты зачем заикаешься? Это я заикаюсь, а не ты. Не путай, пожалуйста!

Тут Горбушка протрещал с каким-то даже отчаянием:

— Я тоже заикаюсь. Еще не хуже вас! Ппа… ппа… ппа…

Я подумал, что без меня они, того гляди, перессорятся сейчас. Я вскочил с места.

— Михал Михалыч, — сказал я, — это наш Горбушка! Он вас не дразнит. Просто он заикается тоже. Но он заикается самостоятельно, Михал Михалыч. Просто тут так сошлось. Что вот вы оба… Но вы не думайте, он сам по себе, а вы сами по себе. Горбушка! Ты что хотел сказать? Только не волнуйся! Возьми себя в руки! Постарайся!

Горбушка сейчас же постарался и взял себя в руки:

— Пожалуйста, надпишите мне вашу книжку на память, мы ее очень любим!

— Вот и все! — сказал я. — Молодец, Горбушка! Видите, Михал Михалыч, вот он что хотел сказать, он славный, а заикается он совершение независимо.

Тут писатель засмеялся и сказал:

— Давай свою книжку!

Взял и написал на первой странице: «Независимому Горбушке на добрую память». Потом он встал и тихо сказал:

— Ппо… ппо… ппозвольте сказать вам, что я вас очень люблю и я желаю вам всего-всего хорошего! До свидания! — И ушел.

Только тут я догадался, что эти люди обманули меня и что мама ничего не изобрела, а просто так, пугала меня своей ненастоящей трубой, и я, как доверчивый дурачок, верил ей и боялся, и вел себя, как приличный отличник. И от этого всего я так обиделся на весь свет, и на маму, и на папу, и на все эти дела, что я выбежал сразу во двор как угорелый и затеял там великую срочную драку с Костиком, и с Андрюшкой, и с Аленкой. И хотя они втроем прекрасно меня отлупили, все равно настроение у меня было отличное, и после драки мы все вчетвером лазали на чердак и на крышу, а потом карабкались на деревья, а потом спустились в подвал, в котельную, в самый уголь, и извозились там просто до умопомрачения. И все это время я чувствовал, что у меня словно камень с души свалился. И хорошо было, и свободно на душе, и легко, и весело, как на Первое мая.

Независимый Горбушка

Недели две тому назад у нас в школе был огромный праздник - встреча со знаменитым писателем. Мы давно уже всем классом читали его смешные рассказы и стихи, и они нам очень нравились. За веселье. И когда Раиса Ивановна сказала, что в субботу он придет к нам в класс, мы захлопали в ладоши и закричали «бис». Но Раиса Ивановна сказала:

Прекратите шум! Здесь не цирк. Здесь школа. Лучше давайте подумаем, как мы встретим нашего гостя.

Мы сейчас же стали поднимать руки и предлагать. Мы галдели все вместе, каждый свое:

Надо ему цветы подарить!

Назначить его почетным пионером!

Лучше подарить ему подушечку для иголок!

Сняться с ним на карточку!

Ерунда! Его нужно угостить хорошенько!

Чай с хлебом, с маслом и сосисками!

Идея! Как войдет, так сразу громовое ура!

Верно! И салют из пугачей! Сто один залп!

Да! Дверь открывается, а мы трах-трабабах!

Ночь в Крыму - все в дыму!

Шик, блеск!

А я говорю, лучше подушечку для иголок!

Плевать он хотел на твою подушечку! Что он ненормальный, что ли?

От дурака слышу!

Подарить надо моего кота Ваську. Шесть кило чистого весу!

Нет, дудки. Подари кота кому-нибудь другому.

Да его никто не берет!

Подушечку для иголок!

Пузырькова! Ты забудешь когда-нибудь про свои подушечки?

Качать его надо!

А если он тяжелый?

Позвать восьмой класс на помощь!

Мы так долго еще обсуждали, и в конце концов Раиса Ивановна сказала:

В общем, ясно. Букет цветов - раз. Аплодисменты - два. Потом мы попросим его почитать. А когда он почитает, мы его выберем почетным пионером нашего отряда. И Маша Кожина наденет ему пионерский галстук. А уже потом мы постараемся сфотографироваться вместе с ним. Вот и все! Скромно и хорошо, не правда ли? Договорились?

Правильно, - сказали мы, - договорились, все в порядке.

И тут встал маленький Петька Горбушкин. Он поднял руку, но Раиса Ивановна его не замечала, куда там, он маленький и толстенький, как ежик, а в классе столпотворение, его не видно вовсе. Тогда я сказал:

Раиса Ивановна, Горбушкин хочет что-то сказать.

Она сказала:

Ну что же, Горбушкин, выкладывай!

И Горбушкин начал. Он сначала немножко запел, вот так: «А-а-а…»

А потом начал говорить:

Ав… Авв… Аввв…

Он не смог с собою справиться. Он, наверное, волновался.

И мы терпеливо ждали, когда у него пройдет.

Дело в том, что наш Горбушкин заикался. С самого первого класса. И он не как-нибудь скромненько так заикался, нет, он был чемпионом заикания. Горбушка был неслыханный трехступенчатый заика. Прежде чем заговорить, он сначала как будто чего-то запевал потихоньку: «А-а-а-а-а-а-а…»

А потом вдруг сразу он переходил на вторую ступеньку и начинал говорить первый слог нужного слова. Например, если он хотел сказать «Здравствуйте», то после пенья «ааааа» он начинал молоть, как попугай, раз десять подряд одно и то же: «Ззздра… Ззздра… Здра…»

И потом ему надоедало, и он соскакивал уже на третью ступеньку, и, быстро потряхивая головой, как будто желая избавиться от заикания, как от надоедливой мухи, Горбушка выкрикивал волшебное слово: «тех-тех-тех», и после этого гладко и быстро выговаривал:

Здравствуйте, Раиса Ивановна! Забыл дома тетрадь по русскому языку. Больше не буду!

Но это заикание у него получалось только в особо важных случаях, когда он волновался, а так он говорил очень хорошо, громко и бойко, и вообще был очень славный паренек, и лучше всех в классе рисовал лошадей, и всегда делился завтраком, и мы к нему привыкли, и никто никогда не смеялся над Горбушкой, что он заикается. И оттого, что мы над ним не смеялись, заикание у него почти совсем прошло. А вот сейчас он снова начал свою песенку «ааа»… И мы все терпеливо ждали. Нам хотелось узнать, что же скажет наш Горбушка. И он очень скоро сказал:

Аааа… Ав а ва-тех-тех-тех - автограф надо у него попросить?

Это значит, Горбушка хотел попросить писателя, чтобы он ему надписал свою книжку на память. Я сказал:

Молодец, Горбушка, правильная мысль!

И после этого мы стали ждать писателя. Некоторые в классе учили его стихи наизусть. Пузырькова все-таки вышивала ему подушечку для иголок, большинство ждало просто так, но с нетерпением, а дни катились один за другим очень быстро, и вот наконец наступила наша Великая Суббота. В этот день мы все, еще с утра, были вымытые, и причесанные, и прилизанные, в белых глаженых рубашках, с красными галстуками, и я просто удивился, что от этой чистоты получилось, как будто мы все очень красивые. Даже девочки, вот что странно. В общем, у нас был какой-то ненастоящий вид. И класс был нарядный и чистый, и на столе стоял букет цветов. И вдруг дверь распахнулась, и к нам вошел писатель. Он был высоченный. Под потолок. А больше ничего особенного. Ни-че-го. Просто так. И главное, в нем не было никакой важности. Было сразу видно, что он нисколько не задается. Когда он вошел, мы сразу все встали, он подошел к столу, а Раиса Ивановна сказала:

Дорогие ребята, сегодня у нас в гостях ваш любимый писатель Иван Владиславович…

И не успела она произнести его фамилию, как мы захлопали изо всех сил, а он улыбнулся и сразу стал такой симпатичный и веселый, что мы еще громче захлопали, и не выдержали и завопили, а некоторые даже стали подпрыгивать на одном месте, а другие их стали успокаивать, и успокаивали обеими руками, а те не захотели успокаиваться и стали отбиваться. Я, например, здорово съездил Левке по затылку, а затем он меня схватил поперек живота. В общем, у нас в классе получилась небольшая кутерьма.

Наконец Раиса Ивановна хлопнула по столу, и мы стали затихать. И когда стало совсем тихо, наш писатель уперся своими длинными руками в стол, наклонился и сказал:

Ззздра… Ззздра… Здра…

Мы просто остолбенели. Что это такое? Он заикается, что ли? А мы этого не знали. Это было для нас неожиданно. Нас никто не предупредил, и поэтому наша классная дурында Соня Пузырькова на задней парте сразу захихикала своим глупым голосом. Тогда писатель слегка покраснел и сказал в сторону Соньки нормально и спокойно:

Ребята, я хотел вас предупредить, что когда я чем-нибудь взволнован или тронут, я начинаю немножко заикаться. Кому это смешно - может выйти из класса. Я не обижусь!

Вот как он ее отбрил. Она вся надулась, стала красная и опустила голову. А я встал и сказал:

Иван Владиславович, не обращайте на Пузырькову внимания. Пожалуйста, не стесняйтесь. Заикайтесь сколько угодно.

И весь класс опять захлопал, а писатель улыбнулся и стал еще симпатичнее в сто раз. И он прочитал нам вслух все любимые наши стихи и рассказы. И он здорово читал, великолепно, лучше любого артиста, и мы чуть животики не надорвали, и так было это все интересно, особенно то, что он это сам все сочинил, сам придумал, и вот он здесь, живой, с нами, вправду, наяву!!!

Вот он сидит улыбается, и можно потрогать его руками, и он не рассердится, потому что добрые не сердятся на детей. И он все еще читал, и ребята даже визжали, а я просто не знал, что мне делать от удовольствия. И это продолжалось долго, наверно, больше часа, и я мог бы так сидеть и слушать до позднего вечера, но некоторые ребята стали поднимать руку и спрашивать: «Можно выйти?»

скачать

Аудио рассказ Виктора Драгунского "Независимый Горбушка" о том, как Дениска и его одноклассники встречались с писателем. Писатель был известный и очень любимый всеми ребятами. Писатель Иван Владиславович был очень высокого роста и сильно заикался, когда волновался. В классе был мальчик Петька Горбушкин, который тоже заикался, когда волновался. Встреча прошла замечательно, писатель великолепно читал свои стихи и рассказы, лучше любого артиста. Писателя благодарила за его книги, приняли в почётные пионеры, одна из девочек подарила ему цветы и поцеловала в ухо. Иван Владиславович был так растроган, что вновь стал заикаться. Тут Горбушка решил взять у писателя автограф и обратился к нему. Писатель и ученик некоторое время произносили только "ппа... ппа... ппа..." и дальше ни один никак не мог продвинуться. Казалось, ещё чуть-чуть и они подерутся. Но тут вмешался Дениска Кораблёв, всё разъяснил, никто ни на кого не обиделся, книга была подписана и писатель сказал ребятам, что он их очень любит.
Можете прочитать краткое содержание аудио рассказа Виктора Драгунского о Дениске Кораблёве и его одноклассниках "Независимый Горбушка", слушать онлайн или скачать бесплатно и без регистрации.

Краткая пояснительная записка

Комогорова Любовь Федоровна

Тема урока

В. Драгунский. Независимый Горбушка

Основной учебник

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.

Литературное чтение. Учебник, 3-й класс. («В одном счастливом детстве»). 2 ч.- 4-е изд., перераб. – М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2012.

Необходимые технические средства и материалы для проведения урока

Проектор, интерактивная доска, ноутбуки для работы в группах, колонки, наглядный и раздаточный материал, интерактивное приложение

Самоанализ представленного материала

На конкурс представлена разработка урока литературного чтения и дополнительные материалы к уроку:

§ Файл Комогорова Л.Ф. презентация;

§ Файл Комогорова Л.Ф. видеопривет и видеовопрос;

§ Файл Комогорова Л.Ф. видеозаключение;

§ Файл Комогорова Л.Ф. аудио В.Драгунский_Независимый Горбушка;

§ Файл Комогорова Л.Ф. фотоматериал

§ Файл Комогорова Л.Ф. станции и словарная работа;

§ Файл Комогорова Л.Ф. медали и смайлики;

§ Файл Файл Комогорова Л.Ф. оценочный лист, задания на ноутбуках для работы в группах

Развивающее содержание направлено на формирование УУД.

Данный урок построен в форме путешествия по станциям, сочетания разных методов и приемов работы, связан с предыдущими на этапе актуализации опорных знаний.

1) Оргмомент. Эмоциональный настрой – ЛИЧНОСТНЫЕ УУД

2)Планирование деятельности в форме путешествия по станциям. Формирование умения планировать работу, формирование умения принимать и сохранять задачу - РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД.

3) Актуализация знаний (Станция «Разминка»)

Работа с интерактивным приложением на интерактивной доске. Формирование познавательной активности, формирование умения работать с информацией - ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД. Формирование умения

ясно и интересно излагать информацию, умения слушать и понимать речь других – КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД.

Использование оценочных листов и средства обратной связи, смайликов. Развитие умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации – РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД. Формирование мотивации к обучению - ЛИЧНОСТНЫЕ УУД.

4) Развитие умений

Станция «Литературное попурри». Файл Комогорова Л.Ф. видеопривет и видеовопрос. Формирование познавательной активности - ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД. Формирование умения слушать и понимать речь других – КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим, дружбы - ЛИЧНОСТНЫЕ УУД.

Словарная работа. Файл Комогорова Л.Ф. фотоматериал. Формирование умения работать с информацией - ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД. Формирование умения коротко, ясно и интересно излагать информацию, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях - КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД.

Работа с заданием в группах на ноутбуках. Развитие познавательной активности, формирование умения преобразовывать информацию из одной формы в другую, делать выводы в результате совместной работы, ориентироваться на компьютере - ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД. Формирование умения работать по предложенному учителем плану – РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД. Развитие навыков сотрудничества - КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД.

Файл Комогорова Л.Ф. презентация. Развитие навыков самоконтроля - РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД.

Использование оценочных листов и средства обратной связи, смайликов. Развитие умения контролировать и оценивать учебные действия – РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД. Формирование мотивации к обучению - ЛИЧНОСТНЫЕ УУД.

Выставка книг В. Драгунского. Файл Комогорова Л.Ф. презентация. Развитие познавательной активности - ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД.

Станция «Чтение –лучшее учение». Файл Комогорова Л.Ф. аудио В.Драгунский_Независимый Горбушка. Формирование умения слушать и понимать речь других – КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД.

Радиоспектакль. Совершенствование навыка правильного беглого выразительного чтения целыми словами,. Формирование умения слушать и понимать речь других, развитие навыков сотрудничества – КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД. Развитие умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией - ЛИЧНОСТНЫЕ УУД.

Использование медалей, оценочных листов, смайликов. Развитие умения контролировать и оценивать учебные действия – РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД. Формирование мотивации к обучению - ЛИЧНОСТНЫЕ УУД.

Станция «Гимнастика для ума». Работа в парах. Формирование умения работать в парах, задавать вопросы – КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД. Развитие познавательной активности, формирование умения преобразовывать информацию из одной формы в другую - ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД.

5. Подведение итогов

Использование оценочных листов. Развитие умения контролировать и оценивать учебные действия – РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД.

Файл Комогорова Л.Ф. видеозаключение. Развитие познавательной активности, привитие интереса к чтению - ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД. Формирование умения слушать и понимать речь других – КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

Комогорова Любовь Федоровна, учитель начальных классов МОУ Урлукская СОШ

Тема урока: В. Драгунский «Независимый Горбушка»

Цель:

Формирование УУД (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных) учащихся через знакомство с произведением В. Драгунского «Независимый Горбушка».

Задачи:

I. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения.

1. Развитие умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции, о ценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

2. Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

3. Развитие навыков сотрудничества.

4. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим, дружбы.

II. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения.

Познавательные : Развитие познавательной активности, формирование умения преобразовывать информацию из одной формы в другую, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, ориентироваться в учебнике, на компьютере, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Регулятивные: Формирование умения принимать и сохранять задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; работать по предложенному учителем плану .

Коммуникативные: Формирование умения работать в парах, группах, умения коротко, ясно и интересно излагать информацию, умения слушать и понимать речь других, выразительно читать текст, задавать вопросы

III. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения.

Совершенствование навыка правильного беглого выразительного чтения целыми словами, умения формулировать тему и идею произведения; привитие интереса к чтению и музыке.

Оборудование:

Проектор, интерактивная доска, ноутбуки для работы в группах;

Презентация к уроку, видеофрагменты (видеопривет и видеовопрос, видеозаключение), аудиозапись, фотоматериал, станции и словарная работа, медали, смайлики для обратной связи, оценочные листы;

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение. Учебник, 3-й класс. («В одном счастливом детстве»). 2 ч.- 4-е изд., перераб. – М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2012.

С.А. Маркова. Повторение и контроль знаний. Литературное чтение. 3-4 классы. Интерактивные дидактические материалы (по УМК «Школа 2100»). – М.: Планета, 2011.

Ход урока

1.Оргмомент.

Приветствие.

2. Планирование деятельности.

Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по станциям. Спланируем нашу работу.

На доске на листах:

Давайте познакомимся с оценочными листами. Они будут помогать оценивать вашу работу на каждой станции. Впишите свою фамилию, имя.

Какой раздел мы изучаем? («Наполним музыкой сердца»)

Кто готов отправиться в путешествие, покажите смайлики

3. Актуализация знаний.

Работа с интерактивным приложением на интерактивной доске.

4. Развитие умений.

Ребята Урлукской школы передают вам видеопривет и видеовопрос.

(файл Комогорова Л.Ф. видеопривет и видеовопрос )

Что вы слушали?

(Мы слушали музыкальную пьесу, отрывки из песен)

Как называется музыкальная пьеса, составленная из отрывков различных общеизвестных мелодий?

(Попурри) Словарная работа на доске.

По этому принципу ребята составили для вас литературное попурри из строчек известных вам произведений одного автора, с чьим произведением будем работать на уроке.

На этом этапе урока будем работать в группах. Каждой группе на 4 человека на ноутбуке предложено задание.

И они начали играть и возиться, и потом, когда устали, побежали к речке совсем рядышком. Как будто взялись за руки.

Мы устроим карнавал. Каждому надо нарядиться в кого угодно, а за лучший костюм выдадут премию.

Одна девочка была в серебряном платье с воздушным плащом, и у неё были длинные руки.

А мне мама закричала: «Посмотри, на кого ты стал похож! Вылитый Кощей! Ешь кашу!»

Ну, вот, например, чтобы дети были во всех делах главные, и взрослые должны были бы их во всём, во всём слушаться.

Потише ты, храбрый портняжка! Ты что, не чувствуешь, что шьёшь прямо по живому?

Проверим работу групп. Представитель от каждой команды озвучит вариант ответа, остальные ребята показывают свое согласие смайликами

Самоконтроль на слайде презентации. (файл Комогорова Л.Ф. презентация слайд 2)

Что общего в ваших ответах?

(Эти произведения написал один писатель –Виктор Драгунский)

(файл Комогорова Л.Ф. презентация слайд 3)

Выставка книг В. Драгунского.

Формулирование темы и целей урока.

Учитывая всё сказанное, сформулируйте первую часть темы.

(Сегодня будем знакомиться с произведением Виктора Юзефовича Драгунского)

Работа по учебнику с. 155.

Работа с текстом до чтения.

– Рассмотрите иллюстрацию в учебниках на стр.155.

– О чем будет это произведение?

– Глядя на название, предположите, о чем будет рассказ?

Сформулируйте вторую часть темы.

Вернемся к оценочным листам. Впишите название и автора.

Поставьте цели.(Слайд 3.)

– Кто будет главным героем?

– Прочитайте слова на доске, объясните значение. (Для обратной связи использовать смайлики)

Прослушайте аудиозапись 1 части рассказа. (файл Комогорова Л.Ф. аудио В.Драгунский_Независимый Горбушка )

После чтения части 1:

– Вам понравился такой вариант встречи? А вы бы как встретили любимого писателя? Обратите на речь, интонацию. Человек, какой профессии читает аудио рассказы? (Диктор). А как вы считаете, легко быть диктором?

У вас есть возможность выступить в роли диктора. Помните, что в отличие от обычного спектакля, где артисту помогает мимика, жесты, в радиоспектакле артист работает только голосом. Значит, чтение должно быть выразительным и четким. Кто желает быть диктором? (Желающие поднимают руки.) Кто будет радиослушателями? Внимательно слушайте дикторов. А затем сделайте вывод о том, кто лучше всех справился с данной ролью. Кто бы хотел стать корреспондентом и задать несколько вопросов?

Чтение 2 части.

Ребята, какая часть рассказа вам особенно понравилась? А от чего волновался Горбушкин? Можно ли сказать, что ребята дружные? Как поддерживали Горбушкина? Для чего берут автографы у известных, знаменитых людей?

Я приглашаю дикторов выйти к доске и наши корреспонденты зададут вопросы. (Трудно ли было вам читать? В чем заключалась трудность? И др.)

Радиослушатели, кто же на ваш взгляд справился с поставленной задачей лучше? (Ответы) Задайте вопросы радиослушателям.

Дикторам, корреспондентам и радиослушателям мы вручаем медали за хорошее исполнение роли.

Домашнее задание: с. 155-157, выразительное чтение, проиллюстрировать понравившийся отрывок.

5. Подведение итогов

– Что вам показалось на уроке самым интересным? Какие цели ставили? Достигли их?

– Как вы думаете, почему этот рассказ включён в раздел «Наполним музыкой сердца…», ведь в нём ничего не говорится о музыке? (Не только музыка, но и литература обладает удивительной способностью «наполнять сердца», влиять на людей – на их души и ум, на их чувства и мысли.)

(Файл Комогорова Л.Ф. видеозаключение )

Спасибо за работу на уроке.


Совершенно непонятно, как Виктору Драгунскому удавалось так тонко чувствовать всю ребячью натуру? Очевидно, что каждый его рассказ не только остроумен, но и будто пестрит психологическими гранями. Дети словно воспитываются сами собой, не замечая, как автор тонко подсказывает им, как правильно себя вести. Рассказ Независимый Горбушка - это прелестная история встречи класса детей с любимым писателем, их подготовка к событию. Маленький мальчик Горбушка оказывается заикой, и вот тут Драгунский очень легко и с какой-то прямо-таки щемящей душу добротой показывает ребятам, как же здорово хорошо относиться к детям с особенностями, помогать им и ценить их внутренний мир. Независимый Горбушка - рассказ, читать и при необходимости пояснять, нужно деткам младшего школьного возраста.

Рассказ Независимый Горбушка скачать:

Рассказ Независимый Горбушка читать

Недели две тому назад у нас в школе был огромный праздник — встреча со знаменитым писателем. Мы давно уже всем классом читали его смешные рассказы и стихи, и они нам очень нравились. За веселье. И когда Раиса Ивановна сказала, что в субботу он придет к нам в класс, мы захлопали в ладоши и закричали «бис». Но Раиса Ивановна сказала:

— Прекратите шум! Здесь не цирк. Здесь школа. Лучше давайте подумаем, как мы встретим нашего гостя.

Мы сейчас же стали поднимать руки и предлагать. Мы галдели все вместе, каждый свое:

— Надо ему цветы подарить!

— Назначить его почетным пионером!

— Лучше подарить ему подушечку для иголок!

— Сняться с ним на карточку!

— Ерунда! Его нужно угостить хорошенько!

— Чай с хлебом, с маслом и сосисками!

— Идея! Как войдет, так сразу громовое ура!

— Верно! И салют из пугачей! Сто один залп!

— Да! Дверь открывается, а мы трах-трабабах!

— Ночь в Крыму — все в дыму!

— Шик-блеск!

— А я говорю, лучше подушечку для иголок!

— Плевать он хотел на твою подушечку! Что он, ненормальный, что ли?

— От дурака слышу!

— Подарить надо моего кота Ваську. Шесть кило чистого весу!

— Нет, дудки. Подари кота кому-нибудь другому.

— Да его никто не берет!

— Подушечку для иголок!

— Пузырькова! Ты забудешь когда-нибудь про свои подушечки?

— Качать его надо!

— А если он тяжелый?

— Позвать восьмой класс на помощь!

Мы так долго еще обсуждали, и, в конце концов Раиса Ивановна сказала:

— В общем, ясно. Букет цветов — раз. Аплодисменты — два. Потом мы попросим его почитать. А когда он почитает, мы его выберем почетным пионером нашего отряда. И Маша Кожина наденет ему пионерский галстук. А уже потом мы постараемся сфотографироваться вместе с ним. Вот и все! Скромно и хорошо, не правда ли? Договорились?

— Правильно, — сказали мы, — договорились, все в порядке.

И тут встал маленький Петька Горбушкин. Он поднял руку, но Раиса Ивановна его не замечала, куда там, он маленький и толстенький, как ежик, а в классе столпотворение, его не видно вовсе. Тогда я сказал:

— Раиса Ивановна, Горбушкин хочет что-то сказать.

Она сказала:

— Ну что же, Горбушкин, выкладывай!

И Горбушкин начал. Он сначала немножко запел, вот так: «А-а-а…» А потом начал говорить:

— Ав… Авв… Аввв…

Он не смог с собою справиться. Он, наверное, волновался.

И мы терпеливо ждали, когда у него пройдет.

Дело в том, что наш Горбушкин заикался. С самого первого класса. И он не как-нибудь скромненько так заикался, нет, он был чемпионом заикания. Горбушка был неслыханный трехступенчатый заика. Прежде чем заговорить, он сначала как будто чего-то запевал потихоньку: «А-а-а-а-а-а…»

А потом вдруг сразу он переходил на вторую ступеньку и начинал говорить первый слог нужного слова. Например, если он хотел сказать «Здравствуйте», то после пения «ааааа» он начинал молоть, как попугай, раз десять подряд одно и то же: «Ззздра… Ззздра… Здра…»

И потом ему надоедало, и он соскакивал уже на третью ступеньку, и, быстро, потряхивая головой, как будто желая избавиться от заикания, как от надоедливой мухи, Горбушка выкрикивал волшебное слово: «тех-тех-тех», и после этого гладко и быстро выговаривал:

— Здравствуйте, Раиса Ивановна! Забыл дома тетрадь по русскому языку. Больше не буду!

Но это заикание у него получалось только в особо важных случаях, когда он волновался, а так он говорил очень хорошо, громко и бойко, и вообще был очень славный паренек, и лучше всех в классе рисовал лошадей, и всегда делился завтраком, и мы к нему привыкли, и никто никогда не смеялся над Горбушкой, что он заикается. И оттого, что мы над ним не смеялись, заикание у него почти совсем прошло. А вот сейчас он снова начал свою песенку «ааа»… И мы все терпеливо ждали. Нам хотелось узнать, что же скажет наш Горбушка. И он очень скоро сказал:

— Аааа… Ав а ва-тех-тех-тех — автограф надо у него попросить?

Это значит, Горбушка хотел попросить писателя, чтобы он ему надписал свою книжку на память. Я сказал:

— Молодец, Горбушка, правильная мысль!

И после этого мы стали ждать писателя. Некоторые в классе учили его стихи наизусть. Пузырькова все-таки вышивала ему подушечку для иголок, большинство ждало просто так, но с нетерпением, а дни катились один за другим, очень быстро, и вот наконец наступила наша Великая Суббота. В этот день мы все, еще с утра, были вымытые, и причесанные, и прилизанные, в белых глаженых рубашках, с красными галстуками, и я просто удивился, что от этой чистоты получилось, как будто мы все очень красивые. Даже девочки, вот что странно. В общем, у нас был какой-то ненастоящий вид. И класс был нарядный и чистый, и на столе стоял букет цветов. И вдруг дверь распахнулась, и к нам вошел писатель. Он был высоченный. Под потолок. А больше ничего особенного. Ни-че-го. Просто так. И главное, в нем не было никакой важности. Было сразу видно, что он нисколько не задается. Когда он вошел, мы сразу все встали, он подошел к столу, а Раиса Ивановна сказала:

— Дорогие ребята, сегодня у нас в гостях ваш любимый писатель…

И не успела она произнести его фамилию, как мы захлопали изо всех сил, а он улыбнулся и сразу стал такой симпатичный и веселый, что мы еще громче захлопали, и не выдержали и завопили, а некоторые даже стали подпрыгивать на одном месте, а другие их стали успокаивать, и успокаивали обеими руками, а те не захотели успокаиваться и стали отбиваться. Я, например, здорово съездил Левке по затылку, а затем он меня схватил поперек живота. В общем, у нас в классе получилась небольшая кутерьма.

Наконец Раиса Ивановна хлопнула по столу, и мы стали затихать. И когда стало совсем тихо, наш писатель уперся своими длинными руками в стол, наклонился и сказал:

— Ззздра… Зззздра… Здра…

Мы просто остолбенели. Что это такое? Он заикается, что ли? А мы этого не знали. Это было для нас неожиданно. Нас никто не предупредил, и поэтому наша классная дурында Соня Пузырькова на задней парте сразу захихикала своим глупым голосом. Тогда писатель слегка покраснел и сказал в сторону Соньки нормально и спокойно:

— Ребята, я хотел вас предупредить, что когда я чем-нибудь взволнован или тронут, я начинаю немножко заикаться. Кому это смешно — может выйти из класса. Я не обижусь!

Вот как он ее отбрил. Она вся надулась, стала красная и опустила голову. А я встал и сказал:

— Михал Михалыч, не обращайте на Пузырькову внимания. Пожалуйста, не стесняйтесь. Заикайтесь сколько угодно.

И весь класс опять захлопал, а писатель улыбнулся и стал еще симпатичнее в сто раз. И он прочитал нам вслух все любимые наши стихи и рассказы. И он здорово читал, великолепно, лучше любого артиста, и мы чуть животики не надорвали, и так было это все интересно, особенно то, что он это сам все сочинил, сам придумал, и вот он здесь, живой, с нами, вправду, наяву!!!

Вот он сидит улыбается, и можно потрогать его руками, и он не рассердится, потому что добрые не сердятся на детей. И он все еще читал, и ребята даже визжали, а я просто не знал, что мне делать от удовольствия. И это продолжалось долго, наверно, больше часа, и я мог бы так сидеть и слушать до позднего вечера, но некоторые ребята стали поднимать руку и спрашивать: «Можно выйти?»

И тогда писатель остановился и сказал:

— Ну, вот на этом разрешите закончить. Желаю вам всем здоровья и веселья. Я надеюсь, что мы с вами подружились? Да?

— Спа! Си! Бо! Спа! Си! Бо!

И тут какая-то девчонка подарила ему цветы и совсем осмелела и поцеловала его в ухо. У него покраснели глаза, и он помахал рукой, чтобы привлечь наше внимание. Он сказал:

— Пппа… Ппппа… ппа…

И мы поняли, что он опять тронут и волнуется. Мы сейчас же притихли, чтобы услышать, что он нам скажет. Но в эту самую минуту Горбушка вытащил из парты какую-то книжку, встал, поднял ручку и завел тоже:

— Ппа… Ппа… Ппа…

Горбушка, наверное, тоже волновался. Писатель глянул на него краешком глаза, но не обратил внимания. Он хотел успокоиться и что-то нам сказать. Но ему не удавалось успокоиться, как он ни старался, и поэтому у него получилось только: «Ппа… ппа… ппа…»

А Горбушка что, хуже, что ли? Он тоже тянул свое: «Ппа… ппа… ппа…»

Тогда писатель разозлился и сказал:

— Ты чего, мальчик, дразнишься? Это не красиво.

А Горбушка быстро ответил:

— Я и не думаю дразниться…

Он протянул писателю книжку и жалобно сказал:

— Пппа… ппа… ппа…

У писателя глаза прямо сверкнули. Я подумал, что он сейчас, чего доброго, убьет нашего Горбушку. Он сказал:

— А ты зачем заикаешься? Это я заикаюсь, а не ты. Не путай, пожалуйста!

Тут Горбушка протрещал с каким-то даже отчаянием:

— Я тоже заикаюсь. Еще не хуже вас! Ппа… ппа… ппа…

Я подумал, что без меня они, того гляди, перессорятся сейчас. Я вскочил с места.

— Михал Михалыч, — сказал я, — это наш Горбушка! Он вас не дразнит. Просто он заикается тоже. Но он заикается самостоятельно, Михал Михалыч. Просто тут так сошлось. Что вот вы оба… Но вы не думайте, он сам по себе, а вы сами по себе. Горбушка! Ты что хотел сказать? Только не волнуйся! Возьми себя в руки! Постарайся!

Горбушка сейчас же постарался и взял себя в руки:

— Пожалуйста, надпишите мне вашу книжку на память, мы ее очень любим!

— Вот и все! — сказал я. — Молодец, Горбушка! Видите, Михал Михалыч, вот он что хотел сказать, он славный, а заикается он совершение независимо.

Тут писатель засмеялся и сказал:

— Давай свою книжку!

Взял и написал на первой странице: «Независимому Горбушке на добрую память». Потом он встал и тихо сказал:

— Ппо… ппо… ппозвольте сказать вам, что я вас очень люблю и я желаю вам всего-всего хорошего! До свидания! — И ушел.