А. С. Даргомыжский - биография. Биография даргомыжский александр сергеевич кратко Биография даргомыжского краткое содержание самое главное

Александр Даргомыжский оказал огромное влияние на развитие русского музыкального искусства. Садясь за фортепиано, этот человек полностью преображался. Он восхищал всех своей страстью к музыке и лёгкой игрой, хотя в повседневной жизни он не производил яркого впечатления на людей.

Музыка - именно та область, где он раскрывал свой талант, а затем дарил миру великие произведения.

Детство

Александр родился в деревне Троицкой в 1813 году 2/14.02. Его семья была большая, помимо него было ещё пятеро детей. До пяти лет маленький Саша не разговаривал. Его голос поздно сформировался. На всю жизнь он остался у него высоким с небольшой хрипотцой, что не считалось недостатком, а помогало ему трогать сердца слушателей во время пения.

В 1817 году Даргомыжские переезжают в Петербург. Его отец получил там должность в канцелярии. А Александр начинает свое музыкальное образование. Тогда он впервые сел за фортепиано. Страсть к различным видам искусства ему прививали дома. Его мать, Мария Борисовна, тесно соприкасалась с литературой. Атмосфера в доме располагала к творчеству. Вечерами дети устраивали спектакли, а в дневное время занимались гуманитарными предметами: и поэзией, и иностранными языками, и историей.

Его первая учительница музыки - Луиза Вольгенборн. Прозанимавшись с ним два года, она дала ему мало знаний на этом поприще. Поэтому преподавателя пришлось сменить. С 1821 года Александр начинает занятия с А.Т. Данилевским, уже известным человеком в музыкальных кругах. После нескольких занятий с ним Даргомыжский делает успехи. Помимо регулярных уроков с педагогом, мальчик пробовал сам сочинять мелодии.

Творческая деятельность не вызвала одобрения у строгого педагога. Он считал неприличным дворянину посвящать время сочинительству. В эту же пору у будущего композитора появляется второй преподаватель - крепостной Воронцов, который обучал мальчика игре на скрипке. В отличие от Данилевского, он поощрял творческие эксперименты Александра. Чтобы добавить сыну концертной практики, его родители пригласили пианиста Франца Шоберлехнера. Они прозанимались с 1828 по 1831 годы. За это время Даргомыжский отточил свое мастерство до такой степени, что уже в 30-е годы был знаменит на весь Петербург. Помимо игры на музыкальных инструментах, Александр имел тягу к пению. Он занимался с педагогом по вокалу Бенедиктом Цейбихом, который стал последним учителем композитора. После занятий с ним Даргомыжский самостоятельно продолжил свой музыкальный путь.

Зрелые годы

В 1827 году Александр начинает работать в канцелярии. На службе он имел значительные успехи. Однако его жизнь все еще неразрывно связана с музыкой и с сочинительством. В 1835 году его близким знакомым становится М. Глинка, с которым он занимался музицированием. Опера этого композитора - «Жизнь за царя» - вдохновила Даргомыжского на написание собственного большого произведения.

Сюжет для оперы он взял по книге Гюго «Лукреция Борджиа». Однако впоследствии он отказался от этой драмы и обратился к «Собору Парижской Богоматери». В 1841 году он закончил работу, назвав ее «Эсмеральда». Однако опера не имела успеха. Сначала она пролежала долгих 8 лет в столе композитора, а затем после пары лет постановок в Большом театре в Москве совсем забылась. Подавленный музыкант, тем временем, не опускал руки и продолжал писать романсы, а также давать уроки по вокалу.

В 1843 году он выходит в отставку и отправляется в путешествие по Европе, где знакомится с известными музыкантами. Спустя два года он возвращается на родину, и все время посвящает изучению фольклора и написанию произведений на его основе. Главным музыкальным творением, в котором четко прослеживались фольклорные элементы, была «Русалка». Первый раз на сцене ее показали в 1856 году. Она долгое время держалась в репертуаре театров.

В обществе он приблизился к кругу писателей, придерживающихся демократических взглядов. Он даже участвует в выпуске журнала «Искра». В 1859 году Александр становится одним из руководителей Русского музыкального общества. В это же время он ищет новый сюжет. Отвергнув несколько Пушкинских «трагедий», он останавливается на «Каменном госте». Однако возникший у него творческий кризис, в связи с пренебрежением к нему юных композиторов, мешал написанию музыки. Тогда Даргомыжский вновь отправляется за границу.

Большим открытием для него стало то, что его произведения пользуются популярностью у иностранцев. Вдохновлённый этим, он вновь обретает веру в себя и возвращается в Россию, чтобы закончить своего «Каменного гостя». Но многочисленные неудачи и непризнание уже сыграли свое дело. Здоровье композитора подорвано. Александр не успевает дописать оперу и поручает закончить ее Цезарю Кюи. Даргомыжский умирает в 1869 году 5/17.02. в возрасте 55 лет в одиночестве: жены и детей у знаменитого композитора не было.

Творчество Даргомыжского

Необычные музыкальные решения сделали Александра новатором в классической музыке. Так, например, его опера «Русалка» была первой в своем роде психологической драмой с элементами фольклора. А знаменитый «Каменный гость» был основан на «мелодических речитативах», положенных на музыку. Композитор считал себя писателем «драматической правды» и старался воспроизводить пение человека таким образом, чтобы в нем отражались всевозможные эмоциональные оттенки.

Если ранние работы музыканта полны лирического начала, то в поздних все чаще встречается драматизм и яркая страсть. В своих произведениях он старался отобразить исключительно напряженные моменты, конфликты человеческой жизни, наполненной как положительными, так и отрицательными эмоциями. Спокойствие в музыке было чуждо для него.

Знаменитые произведения Даргомыжского

  • «Эсмеральда» (1841)
  • «Торжество Вакха» (1848)
  • «Русалка» (1855)
  • «Казачок» (1864)
  • «Каменный гость» (1869)
  • После отмены крепостного права был одним из тех помещиков, кто отпустил крестьян на волю.
  • Не был женат, но в обществе ходили слухи о его романтической связи со своей ученицей Любовью Миллер.
  • Преподавал вокал певцам совершенно бесплатно.
  • Всю жизнь прожил с родителями.
  • При жизни к произведениям композитора проявляли не слишком большой интерес. Только спустя десятилетия после его смерти, музыка Даргомыжского была оценена потомками по достоинству. Будучи основоположником реализма в музыке, он оказал огромное влияние на музыкантов последующих поколений.

Александр Сергеевич Даргомыжский - русский композитор, один из основоположников русской классической музыки.

Александр Сергеевич Даргомыжский родился 14 февраля (2 февраля по старому стилю) 1813 года, в селе Троицкое, ныне Белёвского района Тульской области. Учился пению, игре на фортепиано и скрипке. В конце 20 - начале 30-х годов 19 веков были изданы его первые сочинения (романсы, фортепианные пьесы). Решающую роль в музыкальном развитии Даргомыжского сыграла встреча с русским композитором, родоначальником русской классической музыки Михаилом Ивановичем Глинкой (начало 1835).

В 1837 - 1841 годах Александр Сергеевич написал свою первую оперу - «Эсмеральда» (по роману французского писателя-романтика Виктора Гюго «Собор Парижской богоматери», постановка в 1847, в Москве), в которой отразились романтические тенденции, характерные для его раннего творчества. В 40-х гг. создал ряд лучших романсов, в том числе «Я вас любил», «Свадьба», «Ночной зефир».

Главное произведение композитора - опера «Русалка» (по одноименной драматической поэме русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, постановка в 1856, в Петербурге).

С конца 50-х годов широко развернулась музыкально-общественная деятельность Даргомыжского. В 1859 он был избран членом комитета Русского музыкального общества. В это время он сблизился с группой молодых композиторов, известной впоследствии под названием. «Могучая кучка»; участвовал в работе сатирического журнала «Искра» (позже и «Будильника»).

В 60-х годах Александр Сергеевич обратился к симфоническому жанру и создал 3 оркестровые пьесы, основанных на народных темах: «Баба-яга, или С Волги nach Riga» (1862), «Малороссийский казачок» (1864), «Чухонская фантазия» (1867).

В 1864 - 1865 годах совершил заграничную поездку (впервые был за границей в 1844 - 1845), во время которой в Брюсселе исполнялись некоторые его произведения. В 1866 композитор начал работать над оперой «Каменный гость» (по Пушкину), поставив новаторскую задачу - написать оперу на полный, неизмененный текст литературного произведения. Работа не была завершена. По завещанию автора неоконченную 1-ю картину дописал русский композитор Цезарь Антонович Кюи, а инструментовал оперу композитор, дирижер и музыкально-общественный деятель Николай Андреевич Римский-Корсаков (постановка в 1872, в Петербурге).

Александр Сергеевич вслед за Глинкой заложил основы русской классической музыкальной школы. Развивая народно-реалистические принципы музыки Глинки, он обогатил их новыми чертами. В творчестве композитора нашли отражение тенденции критического реализма 40 - 60-х годов 19 века. В ряде произведений (опера «Русалка», песни «Старый капрал», «Червяк», «Титулярный советник») он с большой остротой воплотил тему социального неравенства. Для лирики композитора характерно стремление к детальному психологическому анализу, к обнажению сложных душевных противоречий. Он тяготел преимущественно к драматическим формам выражения. В «Русалке», по словам композитора, его задачей было воплощение драматических элементов русской народности.

Склонность к драматизации часто проявлялась у Даргомыжского и в вокальной лирике (романсы «Мне грустно», «И скучно и грустно», «Я всё ещё его люблю» и др.). Основным средством создания конкретного индивидуального образа служило для него воспроизведение живых интонаций человеческой речи. Его девизом были слова: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды». Этот принцип наиболее радикально осуществлен в опере «Каменный гость», основанной почти полностью на мелодизированном речитативе.

Реалистическое новаторство А.С. Даргомыжского, его смелую постановку социальных проблем русской действительности, гуманизм высоко оценивало молодое поколение композиторов, выдвинувшееся в 60-х годах 19 века. Модест Петрович Мусоргский, наиболее близкий Андреем Сергеевичем по направленности творчества, назвал его великим учителем правды в музыке.

Александр Сергеевич Даргомыжский скончался 17 января (5 января по старому стилю) 1869 года, в Петербурге.

Александр Сергеевич Даргомыжский родился 2 февраля 1813 года в селе Троицкое Тульской губернии. Первые четыре года своей жизни он находился вдали от Петербурга, но именно этот город оставил наиболее глубокий след в его сознании.

В семье Даргомыжских было шестеро детей. Родители заботились о том, чтобы все они получили широкое гуманитарное образование. Александр Сергеевич получил домашнее воспитание, он никогда не обучался ни в одном учебном заведении. Единственным источником его знаний были родители, многочисленная семья и домашние учителя. Они были той средой, которая формировала его характер, вкусы и интересы.

Александр Сергеевич Даргомыжский

Особое место в воспитании детей в семье Даргомыжских занимала музыка. Родители придавали ей большое значение, считая, что она является началом, смягчающим нравы, действующим на чувства и воспитывающим сердца. Дети учились играть на различных музыкальных инструментах.

Маленький Саша в 6 лет стал учиться игре на фортепьяно у Луизы Вольгеборн. Через три года его учителем стал знаменитый в то время музыкант Андриан Трофимович Данилевский. В 1822 году мальчика начали учить игре на скрипке. Музыка стала его страстью. Несмотря на то что он должен был учить много уроков, Саша примерно в 11 – 12 лет уже начал сам сочинять небольшие фортепьянные пьески и романсы. Интересен тот факт, что учитель мальчика, Данилевский, был категорически против его сочинительства, и даже бывали случаи, когда он рвал рукописи. Впоследствии для Даргомыжского был нанят знаменитый музыкант Шоберлехнер, который завершил его образование в области игры на фортепьяно. Кроме этого, Саша брал уроки вокала у учителя пения по фамилии Цейбих.

В конце 1820-х годов стало окончательно ясно, что Александр имеет большую тягу к сочинению музыки.

В сентябре 1827 года Александр Сергеевич был зачислен в контроль министерства Двора на должность канцеляриста, но без жалования. К 1830 году весь Петербург знал Даргомыжского как сильного пианиста. Не зря Шоберлехнер считал его своим лучшим учеником. С этого времени юноша, несмотря на департаментские обязанности и занятия музыкой, стал все больше внимания уделять светским развлечениям. Неизвестно, как сложилась бы судьба Даргомыжского-музыканта, если бы провидение не свело его с Михаилом Ивановичем Глинкой. Этот композитор сумел угадать настоящее призвание Александра.

Познакомились они в 1834 году на квартире у Глинки, весь вечер оживленно беседовали и играли на фортепьяно. Даргомыжский был поражен, очарован и ошеломлен игрой Глинки: такой мягкости, плавности и страсти в звуках он не слышал никогда. После этого вечера Александр становится частым гостем в квартире Глинки. Несмотря на разницу в возрасте, между двумя музыкантами установились тесные дружеские отношения, которые длились 22 года.

Глинка старался помочь Даргомыжскому как можно лучше овладеть композиторским мастерством. Для этого он отдал ему свои конспекты по теории музыки, которую ему преподавал Зигфрид Ден. Александр Сергеевич и Михаил Иванович познакомились как раз в то время, когда Глинка работал над оперой «Иван Сусанин». Даргомыжский очень много помогал своему старшему другу: доставал нужные для оркестра инструменты, разучивал партии с певцами и репетировал с оркестром.

В 1830-е годы Даргомыжский написал множество романсов, песен, дуэтов и пр. Поэзия Пушкина стала основополагающим моментом в художественном формировании композитора. На стихи гениального поэта были написаны такие романсы, как «Я вас любил», «Юноша и дева», «Вертоград», «Ночной зефир», «В крови горит огонь желанья». Помимо этого, Александр Сергеевич писал и на гражданские, социальные темы. Ярким примером этого может служить песня-фантазия «Свадьба», которая стала одной из любимых песен студенческой молодежи.

Даргомыжский был завсегдатаем различных литературных салонов, часто появлялся на светских вечеринках и в художественных кружках. Там он много играл на фортепиано, аккомпанировал певцам, а иногда сам пел новые вокальные пьесы. Помимо этого, он иногда участвовал в квартетах в качестве скрипача.

В это же время композитор задумал написать оперу. Ему хотелось найти сюжет с сильными человеческими страстями и переживаниями. Именно поэтому он остановил свой выбор на романе В. Гюго «Собор Парижской Богоматери». К концу 1841 года работа над оперой была завершена, о чем было сообщено в газете «Разные новости». В небольшой заметке автор писал о том, что Даргомыжский окончил оперу «Эсмеральда», которую у него приняла дирекция петербургских театров. Было также сообщено о скорой постановке оперы на сцене одного из театров. Но прошел один год, потом другой, третий, а партитура оперы так и лежала где-то в архиве. Уже не надеясь на постановку своего сочинения, Александр Сергеевич в 1844 году решил уехать за границу.

В декабре 1844 года Даргомыжский прибыл в Париж. Целью его путешествия было познакомиться с городом, его жителями, образом жизни, культурой. Из Франции композитор писал множество писем своим родственникам и друзьям. Александр Сергеевич регулярно посещал театры, в которых чаще всего слушал французские оперы. В письме своему отцу он писал: «Французскую оперу можно сравнить с развалинами превосходного греческого храма… а между тем храма уже не существует. Могу вполне убедиться, что французская опера могла сравниться и превзошла всякую итальянскую, но все-таки сужу по одним обломкам».

Через полгода Даргомыжский вернулся в Россию. В эти годы на родине обострились общественно-политические противоречия. Одной из основных задач искусства стало правдивое раскрытие непримиримых разногласий между миром богатых и простых людей. Теперь героем многих произведений литературы, живописи и музыки становится человек, вышедший из средних и низших слоев общества: ремесленник, крестьянин, мелкий чиновник, бедный мещанин.

Александр Сергеевич также посвятил свое творчество показу жизни и быта простых людей, реалистичному раскрытию их душевного мира, обличению социальной несправедливости.

Не только лирика звучит в романсах Даргомыжского на слова Лермонтова «И скучно, и грустно» и «Мне грустно». Для того чтобы в полной мере понять и постичь значение первого из вышеназванных романсов, нужно вспомнить, как прозвучали в эти годы данные стихи Лермонтова. Композитор же стремился подчеркнуть в произведении значительность и весомость не только каждой фразы, но чуть ли не каждого слова. Этот романс представляет собой элегию, которая напоминает положенную на музыку ораторскую речь. Подобных романсов еще не было в русской музыке. Вернее было бы сказать, что это монолог одного из лирических лермонтовских героев.

Другой лирический монолог Лермонтова – «Мне грустно» – построен по тому же принципу сочетания песенности и декламации, что и первый романс. Это не размышления героя наедине с самим собой, а обращение к другому человеку, наполненное задушевным теплом и лаской.

Одно из наиболее важных мест в творчестве Даргомыжского занимают песни, написанные на слова поэта-песенника А. В. Кольцова. Это песни-зарисовки, показывающие жизнь обыкновенных людей, их чувства и переживания. Например, лирическая песня-жалоба «Без ума, без разума» повествует о судьбе крестьянской девушки, которую насильно выдали замуж за нелюбимого. Почти такая же по характеру и песня «Лихорадушка». Вообще, большая часть песен и романсов Даргомыжского посвящена рассказу о тяжелой женской доле.

В 1845 году композитор начал работу над оперой «Русалка». Он трудился над ней в течение 10 лет. Работа шла неравномерно: в первые годы автор был занят изучением народного быта и фольклора, затем он перешел к составлению сценария и либретто. Хорошо продвигалось написание произведения в 1853 – 1855 годах, а вот в конце 1850-х годов работа почти остановилась. Этому было много причин: новизна задачи, творческие трудности, напряженная общественно-политическая обстановка той эпохи, а также равнодушие к творчеству композитора со стороны дирекции театров и общества.

Отрывок из романса «Мне грустно» А. С. Даргомыжского

В 1853 году Александр Сергеевич писал В. Ф. Одоевскому: «По силе и возможности я в „Русалке“ своей работаю над развитием наших драматических элементов. Счастлив буду, если успею в этом хотя вполовину против Михайлы Ивановича Глинки…»

4 мая 1856 года был дан первый спектакль «Русалки». На представлении присутствовал тогда еще молодой Л. Н. Толстой. Он сидел в одной ложе с композитором. Опера вызвала широкий интерес и обратила на себя внимание не только музыкантов, но и разночинного слушателя. Однако спектакль не удостоился посещения особами царской фамилии и высшего петербургского общества, в связи с чем с 1857 года его стали давать реже и реже, а потом и вовсе сняли со сцены.

В журнале «Русская музыкальная культура» появилась статья, посвященная опере Даргомыжского «Русалка». Вот что в ней высказал автор: «„Русалка“ – первая значительная русская опера, появившаяся после „Руслана и Людмилы“ Глинки. Вместе с тем это опера нового типа – психологическая бытовая музыкальная драма… Раскрывая сложную цепь взаимоотношений между действующими лицами, Даргомыжский добивается особенной полноты и многосторонности в обрисовке человеческих характеров…»

Александр Сергеевич, по словам современников, впервые в русской опере воплотил не только социальные конфликты того времени, но и внутренние противоречия человеческой личности, т. е. способность человека быть разным в определенных обстоятельствах. П. И. Чайковский очень высоко оценил это произведение, сказав, что в ряду русских опер оно занимает первое место после гениальных опер Глинки.

1855 год стал переломным в жизни российского народа. Только что была проиграна Крымская война, несмотря на 11-месячную оборону Севастополя. Это поражение царской России выявило слабость крепостного строя и стало последней каплей, переполнившей чашу народного терпения. По России прошла волна крестьянских бунтов.

В эти годы наибольшего расцвета достигла журналистика. Особое положение в ряду всех изданий занимал сатирический журнал «Искра». Почти с момента создания журнала членом редакционной коллегии являлся Даргомыжский. Многим в Петербурге было известно о наличии у него сатирического дарования, а также о его социально-обличительной направленности в творчестве. Многие заметки и фельетоны о театре и музыке принадлежали перу Александра Сергеевича. В 1858 году он сочинил драматическую песню «Старый капрал», которая представляла собой одновременно монолог и драматическую сцену. В ней прозвучало гневное обличение общественного строя, который допускает насилие человека над человеком.

Большое внимание русская общественность уделила также комической песне Даргомыжского «Червяк», в которой рассказывается о мелком чиновнике, пресмыкающемся перед сиятельным графом. Яркой образности композитор достиг и в «Титулярном советнике». Это произведение – не что иное, как маленькая вокальная картинка, показывающая неудачную любовь скромного чиновника к надменной генеральской дочери.

В начале 60-х годов Александр Сергеевич создал целый ряд сочинений для симфонического оркестра. Среди них можно назвать «Украинского казачка», который перекликается с «Камаринской» Глинки, а также «Бабу Ягу», являющуюся первым в русской музыке программным оркестровым сочинением, содержащим в себе острые, витиеватые, иногда просто комические эпизоды.

В конце 60-х годов Даргомыжский взялся за сочинение оперы «Каменный гость» на стихи А. С. Пушкина, которая, по его мнению, стала «лебединой песней». Остановив свой выбор на этом произведении, композитор поставил перед собой огромную, сложную и новую задачу – сохранить в неприкосновенности полный текст Пушкина и, не сочиняя обычных оперных форм (арий, ансамблей, хоров), написать на него музыку, которая бы состояла из одних речитативов. Такая работа была по плечу тому музыканту, который в совершенстве владел способностями музыкального перевоплощения живого слова в музыку. Даргомыжский справился с этим. Он не только представил работу, обладающую индивидуальным музыкальным языком для каждого персонажа, но и сумел при помощи речитатива изобразить повадки героев, их темперамент, манеру речи, смену настроений и пр.

Даргомыжский не раз говорил своим друзьям, что если он умрет, не дописав оперы, то допишет ее Кюи, а инструментирует Римский-Корсаков. 4 января 1869 года в первый раз исполнилась Первая симфония Бородина. Александр Сергеевич в это время был уже тяжело болен и никуда не выходил. Но он живо интересовался успехами нового поколения русских музыкантов, хотел слышать об их работах. Пока шли репетиции Первой симфонии, Даргомыжский всех, кто приходил навестить его, расспрашивал о ходе подготовки к исполнению произведения. Он хотел первым услышать о том, как ее приняла широкая публика.

Этого шанса судьба ему не дала, потому что 5 января 1869 года Александр Сергеевич умер. 15 ноября 1869 года опера «Каменный гость» была полностью показана на обычном вечере у его друзей. По завещанию автора Кюи и Римский-Корсаков забрали рукопись оперы сразу после его смерти.

Даргомыжский был смелым новатором в музыке. Он первым из всех композиторов запечатлел в своих сочинениях тему большой социальной остроты. Поскольку Александр Сергеевич был тонким психологом, отличавшимся замечательной наблюдательностью, он смог создать в произведениях широкую и разнообразную галерею человеческих образов.

Из книги Энциклопедический словарь (П) автора Брокгауз Ф. А.

Из книги Энциклопедический словарь (М) автора Брокгауз Ф. А.

Меншиков Александр Сергеевич Меншиков (Александр Сергеевич, 1787 – 1869) – адмирал, ген.-адъютант, светлейший князь. Сначала вступил в дипломатический корпус, затем перешел в военную службу и был адъютантом графа Каменского. В 1813 г. находился в свите императора Александра I и

Из книги Самые знаменитые поэты России автора Прашкевич Геннадий Мартович

Александр Сергеевич Пушкин Нет, я не дорожу мятежным наслажденьем, Восторгом чувственным, безумством, исступленьем, Стенаньем, криками вакханки молодой, Когда, виясь в моих объятиях змией, Порывом пылких ласк и язвою лобзаний Она торопит миг последних содроганий. О,

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДА) автора БСЭ Из книги Популярная история музыки автора Горбачева Екатерина Геннадьевна

Александр Сергеевич Даргомыжский (1813–1869) Родился Александр Сергеевич Даргомыжский 14 февраля 1813 года в Тульской губернии. Ранние детские годы будущего композитора прошли в имении родителей в Смоленской губернии. Затем семья переехала в Петербург. Родители будущего

Из книги Словарь афоризмов русских писателей автора Тихонов Александр Николаевич

Александр Сергеевич Даргомыжский Александр Сергеевич Даргомыжский родился 2 февраля 1813 года в селе Троицкое Тульской губернии. Первые четыре года своей жизни он находился вдали от Петербурга, но именно этот город оставил наиболее глубокий след в его сознании.В семье

Из книги автора

ГРИБОЕДОВ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ Александр Сергеевич Грибоедов (1795–1829). Русский драматург, поэт, дипломат. Автор комедии «Горе от ума», пьес «Молодые супруги», «Студент» (в соавторстве с П. Катениным), «Притворная неверность» (в соавторстве с А. Жандром), «Своя семья, или

Из книги автора

ПУШКИН АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ Александр Сергеевич Пушкин (1799–1837). Русский поэт, писатель, драматург, создатель современного русского литературного языка. Заслуги А. С. Пушкина перед русской литературой и русским языком невозможно переоценить, перечисление даже самых

Где дети получают возможность творческого развития. А кто такой Даргомыжский и каким образом он связан с Вяземской землей, можно узнать, познакомившись с его биографией.

Александр Сергеевич Даргомыжский (1813-1869) – русский композитор, который оставил значимый след в развитии музыки, создавая одно из новых направлений - реалистичное. Даргомыжский Александр Сергеевич в автобиографическом письме писал как-то: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды» и это у него прекрасно получалось, ведь не зря же его Мусоргский назвал «учителем музыкальной правды».

Александр Сергеевич Даргомыжский краткая биография

Начинается жизненный путь Даргомыжского и его краткая биография с рождения. Это произошло в феврале 1913 года. Именно тогда мир увидел маленький мальчик, который родился в семье дворян, а назвали его Александром, славная биография которого началась в Троицком селе Тульской области. Сразу, как войска Наполеона были изгнаны с территории России, Даргомыжские селятся в имении, что досталось по наследству матери Даргомыжского, в имении Твердуново, в Вяземском районе. Там прошли первые четыре года будущего композитора, после чего все семейство, переезжает в Петербург. Там Александр Сергеевич Даргомыжский занимается музыкальным образованием. Он учится игре на скрипке, фортепиано, учится пению, пробовал себя в написании первых своих романсов, пьес для фортепиано.

Среди его знакомых, было много литераторов, среди которых был Лев Пушкин, Жуковский Василий, Петр Вяземский. Большую роль в судьбе Даргомыжского сыграла встреча и знакомство с Глинкой.

Александр Сергеевич Даргомыжский создавал музыку и первая его большая работа была работа над оперой «Эсмеральда», которую не сразу поставили на сцене, а когда автор добился ее выхода, то после премьеры и вовсе быстро сошла со сцены и редко ставилась. Такая неудача болью и переживаниями отразилась на душевном состоянии Даргомыжского, но он продолжает создавать и пишет ряд романсов.

Русалка история создания

Композитор Даргомыжский уезжает за границу, так сказать, для вдохновения. Там знакомится с музыковедами, мировыми композиторами, а вернувшись на родину, Александр стал увлекаться фольклором, чьи отзвуки прослеживаются во многих его работах, в том числе в знаменитом его произведении, которое принесло автору большую популярность. И это работа Александра Сергеевича Даргомыжского «Русалка» на сюжет трагедии Пушкина «Русалка». Если говорить о работе Александра Сергеевича Даргомыжского «Русалка» и его истории создания, то стоит сказать, что для написания произведения композитора ушло около семи лет. Начал ее писать в 1848 году, а завершил работу в 1855 году.

Следующая опера, которую задумал Даргомыжский, была опера «Каменный гость», но пишется она медленно из-за испытываемого автором творческого кризиса, который был вызван выходом из репертуара театров его работы «Русалка». Опять за вдохновением Даргомыжский едет за границу. По прибытии берется вновь за «Каменного гостя», но завершить его не смог.

Опера А.С.Даргомыжского Русалка

Александр Сергеевич Даргомыжский музыка

Даргомыжский - Мельник, ноты

Меланхолический вальс А. Даргомыжский

В 1869 году Даргомыжский покидает наш мир. Похоронили его на Тихвинском кладбище в Некрополе мастеров искусств.

Александр Сергеевич Даргомыжский интересные факты из жизни

Изучая биографию Александра Сергеевича Даргомыжского, можно отметить такой интересный факт его жизни, как завершение оперы «Каменный гость», которую закончил Цезарь Кюи.
После себя Даргомыжский оставил множество произведений, а это и оперы, и камерно-вокальные произведения, и песни социально-бытового содержания, и романсы, и произведения для фортепиано.

За свою жизнь Даргомыжский так и не встретил ту единственную, с которой он бы создал семью и воспитал детей. В Вязьме, рядом со школой искусств, А.С. Даргомыжскому установлен памятник, и недавно появилась .

Ну а вам предлагаем познакомиться ближе с композитором. Посмотрев фото Даргомыжского Александра Сергеевича, а также можете прикоснуться к творчеству Александра Сергеевича Даргомыжского, слушая его произведения.

Даргомыжский Александр Сергеевич родился 14 ноября 1813 года в имении Троицкое Белевского уезда Тульской губернии. С 1817 года жил в столице, Санкт-Петербурге. В детстве получил прекрасное музыкальное образование. Помимо базового фортепиано, хорошо играл на скрипке, имел успех в вокальном исполнении. Современники отмечали, что высокий хрипловатый голос мальчика «трогал до слез».

Учителями будущего композитора в разные периоды были Луиза Вольгеборн, Франц Шоберлехнер и Бенедикт Цайбиг. В юности Даргомыжский идет по стопам отца, по карьерной лестнице госслужбы, и на некоторое время забывает о композиции.

Ключевым в творчестве композитора стало знакомство с . С 1835 года Даргомыжский изучает теорию музыки по его конспектам, неоднократно выезжает в европейские страны. К сорока годам творчество Даргомыжского выходит на пик. В 1853 году в Санкт-Петербурге с большим успехом проходит концерт, состоящий только из его произведений. Параллельно с композицией Даргомыжский издается в популярных сатирических журналах «Искра» и «Будильник», принимает активное участие в создании Русского музыкального общества. С 1867 года становится руководителем Петербургского отделения Общества.

«Могучая кучка» и творчество Даргомыжского

Александр Сергеевич Даргомыжский – один из вдохновителей и организаторов «Могучей кучки». Как и другие члены общества, исповедовал принципы народности, национального характера и оттенка музыки. Для его творчества характерно горячее сочувствие к простым, «маленьким» людям, раскрытие душевного мира человека. Не только в музыке, но и в жизни А.С. Даргомыжский следовал своим принципам. Одним из первых в России дворян он освободил своих крестьян от крепостничества, оставил им всю землю и простил долги.

Фундаментом для появления новых приемов и средств музыкальной выразительности стал главный эстетический принцип Даргомыжского: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды».

Наиболее ярко принцип «музыкальной правды» просматривается в речитативах произведений Даргомыжского. Гибкие, мелодичные музыкальные приемы передают все оттенки и краски человеческой речи. Знаменитый «Каменный гость» не только стал воплощением декламационной формы пения, но и сыграл значительную роль в развитии русской классической музыки.

Были по достоинству оценены как современниками, так и потомками. Очень точно обобщил творчество Александра Сергеевича другой русский музыкальный классик Модест Петрович Мусоргский:

«Даргомыжский – великий учитель музыкальной правды!»

Александр Сергеевич Даргомыжский ушел из жизни 17 января 1869 года, совершив перед тем длительное зарубежное турне (Берлин, Лейпциг, Брюссель, Париж, Лондон). Похоронен в Александро-Невской лавры, неподалеку от М. Глинки.

Даргомыжский. Самые известные сочинения:

  • опера «Эсмеральда» (1838-1841);
  • опера-балет «Торжество Вакха» (1848), «Русалка» (1856), «Каменный гость» (1866-1869, сочинение завершили после смерти композитора Ц. Кюи и Н. Римский-Корсаков в 1872 году);
  • неоконченные оперы «Рогдана» и «Мазепа»;
  • фантазии «Баба-Яга, или с Волги nach Riga», «Малороссийский казачок», «Чухонская фантазия»;
  • произведения для фортепиано «Блестящий вальс», «Табакерочный вальс», Две мазурки, Полька, Скерцо и другие;
  • вокальные произведения. Даргомыжский – автор более чем сотни песен и романсов, среди которых «И скучно, и грустно», «Шестнадцать лет», «Я здесь, Инезилья», «Мельник, «Старый капрал» и др., хоровые произведения.

А.С. Даргомыжский. «Каменный гость». Трансляция из Мариинского театра