Значение культуры халифата образование наука литература искусство

Многие выдающиеся достижения античной культуры дошли до европейцев (особенно в средние века) через мусульманских посредников, в переводе с арабского. Под влиянием арабского мира развивались различные направления средневековой европейской науки, техники, искусства. Арабо-мусульманская культурная традиция представляет собой своеобразную ветвь восточной культуры.

Ислам как духовное явление возник в начале VII в. в результате процессов этнической и культурной консолидации и интеграции Аравии. Ислам стал особой системой догматов и ритуалов, он способствовал формированию у мусульман ощущения своей духовной исключительности. Культ ислама опирается на пять столпов веры. К ним относятся: исповедание единобожия и признание пророческой миссии Мухаммеда, молитва, пост, налог в пользу бедных, паломничество.

Главной особенностью исламской духовной традиции, отличающей ее от всех других, является нераздельность в ней религиозного и светского начал. В отличие от христианства, в исламе человек не может утверждаться как безусловная ценность, ибо безусловное принадлежит Богу. В то же время правом высказать свое мнение по вопросам религии всегда обладал любой мусульманин - лишь бы оно не противоречило Корану и сунне (сборник нравственных норм и правил поведения).

Для мусульманина “прогресс” есть движение не к лучшему, а к худшему, ибо общество все больше погружается в грехи, что означает близость его духовного падения, которое неминуемо повлечет за собой благодатное божественное вмешательство.

Другой характерной особенностью мусульманской духовной традиции является корпоративность. В отличие от православия, ислам личное спасение души возлагает не столько на личное подвижничество человека, сколько на жестко предписанное участие в делах общины (уммы). Поэтому в исламе интересы индивида как бы растворяются в интересах общины.

Усвоив и переработав значительную часть культурного наследия персов, сирийцев, народов Средней Азии, иудеев, а также наследие античной культуры, арабы достигли значительных успехов в области художественной литературы, философии, истории, географии, математики, астрономии, медицины, орнаментального искусства, меньше внимания уделялось художественной и исторической литературе.

В основе арабо-мусульманской научной мысли лежит идея космической детерминированности всех земных явлений и процессов, зависимости всего земного от движения небесных сфер. Это породило характерную особенность научного менталитета арабского Востока “философичность”. Вся наука арабо-мусульманского средневековья называлась “фальсафа”, т.е. философия. Поэтому в круг интересов интеллектуальной элиты входили все известные тогда науки, изучающие мироздание. Это придавало арабо-мусульманской научной мысли такую существенную черту, как энциклопедичность. Ученый (философ) был одновременно математиком, врачом, звездочетом-прорицателем и часто поэтом. Вот почему научно-философские труды нередко облекались в форму поэзии.

Религиозный запрет изображать людей и животных (из-за боязни идолопоклонства) помешал развитию скульптуры и живописи. Исключение составляет арабская книжная миниатюра, являвшаяся непреложной частью научной и художественной литературы. Среди памятников архитектуры арабского Востока преобладают культовые (мечети, медрессе, мавзолеи) и дворцовые здания.

Для арабского средневековья характерен принцип декоративности, породивший богатейший орнамент, особый в каждой из областей арабского мира, именуемый арабеской (памятники исламской архитектуры Севильи, Кордовы, Гранады, Багдада, Каира и др.).

Арабо-исламская культура была ярким самобытным явлением в истории мировой цивилизации эпохи средневековья. Она оказала глубокое влияние на значительную часть Азии, Северной Африки и самой Европы.

Современный ислам характеризуется разными типами религиозного сознания - “идеальным” и “бытовым”, “официальным” и “народным”. Его используют различные политические силы, все настойчивее заявляет о себе исламский фундаментализм.

Культура стран халифата

1. Образование. В халифат входило много стран с высокой древней культурой: Египет, Сирия, Палестина, Месопотамия, Иран, Средняя Азия. В этих странах широко распространился ислам, а вместе с ним - арабский язык. Его называли ʼʼлатынью Востокаʼʼ. Но в отличие от латинского языка в Средние века арабский язык был живым, разговорным языком для многих народов Востока. На нем вели дела в суде, его изучали в школах. Арабский язык стал языком науки и литературы.

Каждый мусульманин, в случае если собирался занять какую-либо должность, должен был получить образование. Начальные школы у мусульман были частными. Те, кто мог платить, занимались на дому с наемными учителями. Образование можно было продолжить, посœещая лекции и беседы знатоков Корана, Сунны1 и шариата. При наиболее известных мечетях2 в больших городах были открыты высшие мусульманские школы - медресе.

Каждый знатный человек желал иметь в своем окружении как можно больше выдающихся поэтов, ученых, знатоков Корана. Чем более известные люди его окружали, тем выше были его престиж и слава. Писатели и ученые жили чаще всœего при дворцах халифов и эмиров, получали содержание и дары от своих покровителœей, за это прославляли их, посвящали им свои произведения.

2. Наука. ʼʼВажнейшее украшение человека - знаниеʼʼ, - говорили арабские ученые. В халифате успешно развивались математика, астрономия, география, медицина.

В VIII-IX веках на арабский язык были переведены научные труды древнегреческих, иранских, индийских ученых.- Особенно много переводов было сделано при Харуне ар-Рашиде и его сыне. В Багдаде тогда был основан ʼʼДом мудростиʼʼ - хранилище рукописей, где переводили и переписывали книги. По примеру Багдада и в других больших городах были созданы ʼʼДома мудростиʼʼ; в них ученые получали книги, жилье и денежные средства.

Арабским математикам были известны труды Пифагора, Евклида и Архимеда, индийских астрономов и математиков. Οʜᴎ создали алгебру, стали пользоваться индийскими цифрами. Постепенно эти цифры, названные арабскими, и их счёт проникли в Европу, стали общепринятыми во всœем западном мире и очень облегчили развитие математики и основанных на ней наук и практических знаний.

В Багдаде и Дамаске действовали обсерватории. Пользуясь сложными инструментами, астрономы сумели приблизительно вычислить окружность Земли, описали положение видимых звезд на небе. Ученый аль-Бируни (973- 1048) из Средней Азии написал множество ценных трудов по различным отраслям знания: географии, истории, астрономии и другим наукам. Он высказал гениальную догадку, что центром нашей Вселœенной является Солнце, а Земля движется вокруг него.

Письменная история родилась у арабов вместе с исламом. Появились предания и сообщения о Мухаммеде, его биографии, сведения о том, как возник ислам. Историки прославляли завоевания арабов и в кратком виде излагали историю римских, византийских и иранских правителœей.

В большом почете у арабов была география. Об этом говорит пословица: ʼʼКто отправляется в путь ради науки, перед тем открываются двери раяʼʼ. Географы не только изучали сообщения о других странах, но и стремились побывать в них, с риском для жизни совершали далекие путешествия. Арабские путешественники и купцы описали страны халифата͵ Индию, Китай, проникли далеко в глубь Африки и Восточной Европы. Οʜᴎ составили карты известных им стран и морей.

Успешно развивалась медицина. В Средней Азии жил великий ученый Ибн Сйна (980- 1037), в Европе его называли Авиценна. Он был очень разносторонним мыслителœем - философ, астроном, географ, медик, поэт. Ему принадлежит более ста научных трудов. На Востоке Ибн Сину называли ʼʼглавой ученыхʼʼ. Особенно прославился Ибн Сина как врач. В своем знаменитом труде по медицинœе он описал признаки многих болезней, которые до него не умели различать.

3. Литература. Вместе с товарами купцы и погонщики верблюдов привозили из других стран чудесные сказки. Их рассказывали во дворцах халифа и знати, на базарах, улицах и в домах Багдада. Многие слушатели любили рассказы об удивительных путешествиях и приключениях. Простой люд передавал смешные истории о хитрецах, которые ловко обманывали судей и чиновников. Из этих сказок позднее был составлен известный всœему миру сборник ʼʼТысяча и одна ночьʼʼ, вобравший в себя предания и легенды многих народов.

Еще до ислама у арабов возникла богатая поэзия, отразившая быт и обычаи кочевников. В каждом племени был свой признанный поэт, выступавший на празднествах. Доисламские поэты воспели смелого воина, щедрого и верного данному слову. Знакомство с культурой покоренных народов изменило интересы и вкусы арабов. Поэтов интересовали теперь ʼʼвечныеʼʼ вопросы: о добре и зле, о жизни и смерти, о богатстве и бедности, о любви и измене, о красоте мира и его печалях.

Особых успехов достигла поэзия в Иране и Средней Азии; здесь поэты писали произведения обычно на таджикско-персидском языке - фарси.

Одним из самых знаменитых поэтов был Фирдоуси (934-1020). Более 30 лет он работал над поэмой ʼʼШах-намёʼʼ (ʼʼКнига царейʼʼ). В ней рассказывается о борьбе иранского народа против завоевателœей, прославляются подвиги легендарных героев. Фирдоуси высоко ценил знание: ʼʼК словам разумным ты ищи пути, весь мир пройди, чтоб знанья обрестиʼʼ.

4. Искусство. Из всœех видов искусства более всœего в халифате была развита архитектура. Строители возводили для халифов великолепные дворцы, гробницы и крепости. Всему миру известна Альгамбра - дворец эмира в испанском городе Гранаде.

В городах сооружали мечети. Мечеть служила не только местом молитвы, но и залом суда, хранилищем книг, а также денег, собранных для бедных, и просто клубом, где можно было потолковать с друзьями.

Главное здание мечети - четырехугольный молитвенный зал, открытый во двор.
Размещено на реф.рф
Обширный двор обычно окружала галерея с колоннами, где собравшиеся отдыхали и укрывались от солнца; в серединœе двора верующие совершали омовение у бассейна с проточной водой. Иногда над мечетью возводили купол, но чаще крыша была плоской. Множество колонн, изящных и легких, заполняли молитвенный зал. Во время молитвы всœе становились лицом к специальной нише - михрабу, направленному в сторону Мекки, и повторяли всœе движения стоящего перед ними священнослужителя - муллы, или имама.

По сравнению с христианским храмом убранство мечети самое простое: в ней нет ни мебели, ни дорогой утвари, ни музыкальных инструментов. Пол застлан коврами, на которых рассаживаются посœетители, предварительно оставив за дверями обувь; стены расписаны - и то не всœегда - лишь изречениями из Корана. Но арабская азбука настолько красива, что эти изречения выглядят как прекрасный узор - ʼʼвязь из буквʼʼ. Около мечети возводили один или несколько минаретов - высоких башен, с которых пять раз в день верующих созывали на молитву специальные служители.

Арабские постройки богато украшали резьбой по камню, изразцами, мозаикой на стенах и на полу. Стены зданий покрывали арабесками - сложными геометрическими узорами из пересекающихся и переплетающихся линий. Изображение людей и животных мусульманством запрещено.

5. Значение культуры халифата. Европейцы восприняли от арабов много ценных научных знаний. Труды арабских математиков, врачей и астрономов служили руководством для ученых средневековой Европы. От арабов европейцы получили не только цифры и новую систему счета͵ но и знания по астрономии, в т.ч. названия многих звезд. У арабов они научились чертить более совершенные карты, позднее - пользоваться компасом и глобусом. Сочинœение Авиценны по медицинœе, переведенное на латинский язык, до XVII века было настольной книгой европейских врачей. Мусульманское искусство повлияло на особенности архитектуры, на многие моды и обычаи Испании и Южной Италии, многих стран Африки.

С культурой стран халифата европейцы знакомились главным образом через завоеванную арабами Испанию. В Кордове было много высших школ, где лекции читали видные ученые.

В огромных библиотеках здесь хранились старинные рукописи. Многие труды древнегреческих ученых и писателœей, а также мыслителœей из стран халифата стали известны в Европе благодаря арабам.

Культура стран халифата - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Культура стран халифата" 2017, 2018.

Период, когда мусульманский мир находился под властью Халифата, назван Золотым веком ислама. Эта эпоха длилась с VIII по XIII столетие нашей эры. Она началась с торжественного открытия Дома Мудрости в Багдаде. Там ученые из разных уголков мира стремились собрать все доступные на тот момент знания и перевести их на арабский. Культура стран Халифата в этот период переживала небывалый расцвет. Закончился Золотой век во время монгольского нашествия и падения Багдада в 1258 году.

Причины культурного подъема

В VIII веке из Китая на территории, заселенные арабами, проникло новое изобретение - бумага. Она была намного дешевле и проще в производстве, чем пергамент, удобнее и долговечнее, чем папирус. Она также лучше впитывала чернила, что позволяло быстрее изготавливать копии рукописей. Благодаря появлению бумаги книги стали гораздо дешевле и доступнее.

Правящая династия Халифата, Аббасиды, поддерживала накопление и передачу знаний. Она ссылалась на изречение Пророка Мухаммеда, которое гласило: "Чернила ученого - большая святыня, чем кровь мученика".

В марокканском городе Фес в 859 году был основан университет. Позже подобные заведения открылись в Каире и Багдаде. В университетах изучались богословие, право и исламская история. Культура стран Халифата была открыта для внешнего влияния. Среди преподавателей и студентов были не только арабы, но также и иностранцы, в том числе не мусульмане.

Медицина

В IX веке на территории Халифата начала развиваться система медицины, основанная на научном анализе. Мыслители этого времени Ар-Рази и Ибн Сина (Авиценна) систематизировали современные им знания о лечении болезней и изложили их в книгах, которые впоследствии получили широкую известность в средневековой Европе. Благодаря арабам христианский мир заново открыл древнегреческих медиков Гиппократа и Галена.

Культура стран Халифата включала в себя основанные на предписаниях ислама традиции помощи бедным. Поэтому в крупных городах существовали бесплатные больницы, оказывавшие помощь всем обратившимся пациентам. Они финансировались религиозными фондами - вакуфами. На территории Халифата появились и первые в мире учреждения для ухода за душевнобольными.

Изобразительное искусство

Особенности культуры арабского Халифата особенно ярко проявились в декоративном творчестве. Исламские орнаменты невозможно спутать с образцами изобразительного искусства других цивилизаций. Характерными узорами украшали ковры, одежду, мебель, посуду, фасады и внутренние помещения зданий.

Использование орнамента связано с религиозным запретом на изображение одушевленных существ. Но он не всегда строго выполнялся. В книжных иллюстрациях изображения людей были широко распространены. А в Персии, которая также была частью Халифата, подобные фрески рисовали и на стенах зданий.

Изделия из стекла

Египет и Сирия еще в античные времена были центрами стекольного производства. На территории Халифата сохранился и совершенствовался этот вид ремесла. В эпоху лучшие в мире изделия из стекла производились на Ближнем Востоке и в Персии. Высочайшая Халифата была по достоинству оценена итальянцами. Позже венецианцы, пользуясь наработками исламских мастеров, создали свою стекольную промышленность.

Каллиграфия

Стремлением к совершенству и красоте надписей пронизана вся культура арабского Халифата. Кратко выраженное религиозное наставление или отрывок из Корана наносили на самые разные предметы: монеты, керамические плитки, металлические решетки, стены домов и т. д. Мастера, владевшие искусством каллиграфии, имели в арабском мире более высокий статус, чем прочие художники.

Литература и поэзия

На начальном этапе культура стран Халифата характеризовалась концентрацией на религиозных сюжетах и стремлением вытеснить региональные языки арабским. Но позднее произошла либерализация многих сфер общественной жизни. Это в частности привело к возрождению персидской литературы.

Наибольший интерес представляет поэзия того периода. Стихи встречаются почти в каждой персидской книге. Даже если это труд по философии, астрономии или математике. Например, почти половина текста книги Авиценны по медицине написана стихами. Широкое распространение получили панегирики. Развивалась также эпическая поэзия. Вершиной этого направления является поэма "Шахнамэ".

Знаменитые сказки "Тысяча и одна ночь" также имеют персидское происхождение. Но впервые они были собраны в одну книгу и записаны на арабском языке в XIII веке в Багдаде.

Архитектура

Культура стран Халифата сформировалась под влиянием как древних доисламских цивилизаций, так и соседних с арабами народов. Наиболее ярко этот синтез проявился в архитектуре. Здания в византийском и сирийском стиле характерны для раннего мусульманского зодчества. Архитекторами и оформителями многих сооружений, построенных на территории Халифата, были выходцы из христианских стран.

Великая мечеть в Дамаске была построена на месте базилики и почти в точности повторяла ее форму. Но вскоре появился и собственно исламский архитектурный стиль. Великая мечеть Кейруана в Тунисе стала образцом для всех последующих мусульманских религиозных сооружений. Она имеет квадратную форму и состоит из минарета, большого двора, окруженного портиками, и огромного молитвенного зала с двумя куполами.

Культура стран арабского Халифата имела ярко выраженные региональные особенности. Так, для персидской архитектуры были характерны стрельчатые и подковообразные арки, для османской - здания с множеством куполов, для магрибской - использование колонн.

Халифат имел обширные торговые и политические связи с другими странами. Поэтому его культура оказала большое влияние на многие народы и цивилизации.

В средние века (7-8 век) было образовано государство Арабский халифат, де ведущей религией стал ислам. Фактически, это был союз мусульманских стран. Огромные территории халифата занимали площади современных Северной Африки, Ближнего Востока, Аравийского полуострова, Ирана и частично даже Пакистана. Халифат существовал в 7-13 веках.

Понятно, что и культура исламского халифата базировалась на культуре мусульманской в целом. Во-первых, арабский язык в период существования государства объединил многие народы: создалось единое культурное пространство. Также создано было общее пространство торговое.

Наука и искусство арабского халифата

Большой пласт великолепных сказок создан при арабском халифате: в том числе легендарная и несравненная «Тысяча и одна ночь». Впервые она напечатана в Багдаде, столице халифата, в 10 веке. «Книга Синдбада-морехода» тоже дошла до нас из Индии благодаря халифату – те перевели ее на арабский и «дали ей свет».

Знаменитый литератор халифата – Абу-Навас, поэт из Багдада. Некоторое время жил в халифате, в городе Исфахан в Иране, и великий средневековый поэт Омар Хайям, не менее великий математик, чем литератор.

Что касается произведений искусства материального, то тут нужно отметить великолепие арабских ковров, оружия и тканей, изделий из резной слоновой кости . В изобразительном искусстве пальму первенства держат разноцветные мозаики – ими украшали мечети и гробницы правителей. Определенный отпечаток на изобразительное искусство наложил исламский обычай не изображать людей на картинах и росписях: потому чаще они украшены орнаментами. Теперь этот обычай позволяет легко узнавать арабский творческий стиль.

Активно развивается в арабском мире медицина, математика и астрономия. В веках сохранились имена математиков Аль-Хорезми (он еще и крупнейший астроном) и Аль-Фараби, имя доктора Авиценны (Ибн-Сины). Активно развивалась философия и прочие гуманитарные науки (здесь стоит упомянуть снова-таки Аль-Хорезми, философа и историка). Аль-Фараби жил в Сирии, Ибн-Сина в Иране, Аль-Хорезми в Ираке, входившие в Арабский халифат в период расцвета этого государства. Активно переводят на арабский иностранную литературу и научные трактаты.

В период халифата также арабы перевели на свой язык (и использовали для своих научных изысканий) практически все научное наследие Древней Греции – в первую очередь, трактаты по физике, математике, астрономии, музыкальной теории и медицине.

В тот период ислам весьма лояльно относился к развитию науки и литературы, и не препятствовал их развитию (в отличие от средневековой Европы с ее католичеством). Каноны ислама не были жесткими в обществе. Это давало дополнительный толчок для культурного и научного расцвета.

Образование в арабском халифате

Большим покровителем науки и искусств тех времен считается знаменитый правитель, халиф Гарун-аль-Рашид . По его инициативе была создана в Багдаде большая библиотека, где переводили и копировали лучшие книги того времени. При библиотеке находилась академия для студентов.

Бесплатного образования в халифате не существовало. В начальных школах учили читать и писать, обязательно изучали Коран. Лишь получив начальное образование, юноша мог рассчитывать на какую-нибудь простейшую государственную должность: мелкого чиновника, лесника и тд.

Среднее и высшее образование в халифате можно было получить в крупных городах, в медресе – специальном исламском учебном заведении, что обычно соседствовало с мечетью . Мало кто получал даже среднее образование. Выпускник медресе уже мог работать учителем сам. Богатые дети имели личных учителей.

Небольшая ремарка. Во главе арабского халифата стояли халифы, отсюда и название государства. Русичи же называли жителей арабского халифата «агарянами».

Значение культуры арабского халифата

Человечество благодарно халифату за немало выдающихся достижений: особенно в медицине, астрономии и математике Весь же арабский мир может говорить о периоде существования халифата как о «золотом веке» арабской культуры.

Ширился арабский язык, рушились языковые барьеры между мусульманскими странами, прочие народы знакомились с арабской культурой через торговые пути. Торговые связи арабского халифата доходили до русских и прочих славянских земель. Благодаря торговым связям в халифате накопили большие знания по географии.

Благодаря арабам в большой мере не исчезли с лица Земли научные и культурные достижения древних греков.

Слайд 2

Арабские завоевания неизбежно сопровождались гибелью произведений искусства. Однако арабы сумели усвоить многие знания и традиции покоренных народов, связать их воедино и развить на основе Корана и арабского языка

Слайд 3

Мусульмане считают, что Коран поощряет развитие науки и научного знания, призывает людей задуматься о природных явлениях и изучать их. Мусульмане считают научную деятельность актом религиозного порядка, обязанностью мусульманской общины. В исламе наука и окружающий мир неразрывно связаны. Каждый мусульманин, если собирался занять какую-либо должность, должен был получить образование. Начальные школы были частными.

Слайд 4

При наиболее известных мечетях были открыты высшие мусульманские школы – медресе (в переводе с арабского – «место, где изучают»). Первые медресе возникли в X в. в Средней Азии и Иране, а затем распространились по всему мусульманскому миру. Часто были не только духовными, но и культурными, научными центрами. Медресе Шердор. Самарканд Медресе Мустансирия. Внутренний двор. 1233 г. Багдад, Ирак

Слайд 5

Исторические условия развития культуры стран Арабского халифата

  • Слайд 6

    Развитие получили те отрасли знаний, которые были связаны с практическими потребностями ремесла и торговли: география, математика, астрономия, а также медицина, литература, архитектура

    Слайд 7

    Развитие географических знаний

    Арабские географы были первыми в области знания путей, дорог и маршрутов. Книга «Города и страны» историка-географа аль-Якуби является одним из первых сочинений о географии. Он совершил длительные путешествия в Армению, Иран, Индию, Египет и в европейские страны.

    Слайд 8

    Особое место в развитии географии занимает арабский путешественник Ибн Фадлан. Его путешествие в 309 г. до сих пор изучается европейскими исследователями. Арабская карта мира «Кто отправляется в путь ради науки, перед тем открываются двери рая». Арабская пословица

    Слайд 9

    Арабское судно. Миниатюра Хlll в. Арабская астролябия. Хl в. Арабские корабли были надежны, а карты и навигационные приборы отличались точностью. Они изъездили мир от Атлантики до Тихого океана, и от Африки до Руси.

    Слайд 10

    Астрономия

    На территории арабского халифата существовало много обсерваторий: в Дамаске, Самарканде, Каире, Фесе, Толедо, Кордове и других городах. Сборник наблюдений, составленный в обсерваториях Багдада и Дамаска, был включён в трактат, называемый «Проверенные таблицы». Их наблюдения за днями равноденствия с достаточной точностью позволили зафиксировать длину года.

    Слайд 11

    Пользуясь сложными инструментами, астрономы сумели приблизительно вычислить размеры земного шара, описали положение видимых звезд на небе. Ученый Аль-Бируни высказал гениальную догадку, что Земля движется вокруг Солнца. Иллюстрация из книги Аль-Бируни. Показаны разные фазы Луны

    Слайд 12

    Математика

    Аль-Хорезми впервые представил алгебру как самостоятельную науку об общих методах решения числовых линейных и квадратных уравнений, дал классификацию этих уравнений. Аль-Хорезми разработал подробные тригонометрические таблицы, содержащие функции синуса. До XVI века переводы его книг по арифметике использовались в европейских университетах как основные учебники по математике. Памятник аль-Хорезми. Тегеран. Иран

    Слайд 13

    Медицина

    Ибн Сина (~ 980–1037) Философ, врач Ибн Сина (лат. Авиценна) - среднеазиатский философ, врач, естествоиспытатель и поэт. Его основные труды - философская энциклопедия «Книга исцеления» и труд по медицине «Медицинский канон» - получили широкое распространение на Востоке, были переведены на латинский язык и пользовались большой популярностью на Западе.

    Слайд 14

    Копия рукописи «Канон врачебной науки» Ибн Сины 1030 года Ибн Сина предположил, что заболевания могут вызываться какими-то мельчайшими существами. Они же портят воду, передают болезнь. Он первый обратил внимание на заразность оспы, определил различие между холерой и чумой, описал проказу, отделив её от других болезней, изучил ряд других заболеваний.

    Слайд 15

    Могила Авиценны в Хамадане, Иран Научное наследие Ибн Сины охватывает различные области знания: философию, медицину, математику, астрономию, минералогию, поэзию, музыку и т.д. Точное количество принадлежащих ему трудов не установлено: приписывается до 456.

    Слайд 16

    Литература

    Первым памятником арабской письменности был Коран, в котором собраны религиозные проповеди Мухаммеда, рассказы на библейские сюжеты, назидательные речи и законоположения исламской общины и государства. Влияние Корана ощущается во всей последующей арабской литературе. Страница из Корана

    Слайд 17

    Наиболее известным памятником арабской литературы является сборник «Тысяча и одна ночь». В сборнике сказок «Тысяча и одна ночь» выделяется несколько частей: волшебные сказки индийского или персидского происхождения; 2) истории, связанные с Багдадом, халифом Харуном аль-Рашидом и его визирем Джафаром; 3) «городские» сказки. В собрание также вошли повествования, которые возникли и стали известны как отдельные произведения, в их числе сказка о приключениях Синдбада Морехода, история о мудром Хайкаре, повесть о рыцаре аль-Нумане и т. д.

    Слайд 18

    В VIII-IX веках на арабский язык были переведены научные труды древнегреческих, иранских, индийских ученых. При Харуне ар-Рашиде в Багдаде был основан «Дом мудрости» - хранилище рукописей, где переводили и переписывали книги. В Багдад изо всех областей халифата были собраны выдающиеся учёные. «Книги – сады для ученых» Арабская мудрость

    Слайд 19

    «Красота человека в красоте его письма» Арабская мудрость Каллиграфия – искусство красивого написания букв и слов. В искусстве орнамента арабы достигли таких высот, что он получил название «арабеска». Калам – тростниковое перо для письма

    Слайд 20

    Фирдоуси

    Персидский эпический поэт X–XI вв., автор великой эпической поэмы «Шах-наме». В поэме повествуется о сотворении мира, становлении и развитии человеческого общества на Земле, о борьбе добра и зла. Фирдоуси читает "Шах-Намэ" Махмуду Газневи Картина В. Суренянца, 1913 год 940-1020

    Слайд 21

    Омар Хайям

    Сын ремесленника-портного, сумевший стать «царем философов Запада и Востока». В Исфахане он возглавлял «Дом мудрости» – обсерваторию, в которой долгие годы наблюдал звездное неба. Создал очень точный солнечный календарь и вывел математические формулы, открытые в Европе только 500 лет спустя. 1048-1131

    Слайд 22

    «То, что Бог нам однажды отмерил друзья, Увеличить нельзя и уменьшить нельзя. Постараемся с толком истратить наличность, На чужое не зарясь, взаймы не прося» "От земной глубины до далеких планет Мирозданья загадкам нашел я ответ. Все узлы развязал, все оковы разрушил, Узел смерти одной не распутал я, нет!»

    Слайд 23

    Архитектура

    Мечеть Омейядов в Дамаске В Средние века мусульмане считали ее одним из чудес света. Построена на месте древнеримского храма Юпитера.

    Слайд 24

    После взятия Иерусалима арабами по приказу халифа Омара на Храмовой горе, которая в древности почиталась как центр мира, была построена мечеть «Купол Скалы»

    Слайд 25

    Альгамбра – жемчужина мавританского зодчества. Гранада. Испания. Построена в XIII-XIV вв. Массивные стены крепости, её башни и ворота с бастионами, ловушками и потайными входами скрывают и защищают «сокровище» – дворец, одновременно роскошный и удобный для жизни.

    Слайд 26

    В переводе с арабского “Альгамбра” значит “красная” – возможно произошло оно от цвета кирпичей, из которых выложена стена замка, но есть и более интересная версия происхождения названия мавританского архитектурного комплекса – арабские историки считают, что строительство велось ночью, при свете факелов, и такая подсветка придавала стенам красноватый оттенок - отсюда якобы и произошло название “Альгамбра”

    Слайд 27

    Мавзолей Гур-Эмир. Самарканд. Начало XV века Мавзолей азиатского завоевателя Тамерлана в Самарканде Гур-Эмир был построен в 1404 г. Мозаика, собранная из светло- и темноголубыхглазурированных кирпичей, украшает стены и барабан, геометрический мозаичный орнамент ярко сверкает на солнце.

    Слайд 28

    Значение культуры стран Арабского халифата

  • Слайд 29

    Использованные ресурсы

    Е.В.Агибалова, Г.М.Донской Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс. – М., Просвещение 2012 г. CD История Средних веков 6 класс. 1С: Образование 4.Дом – 000 «1С-Паблишинг», 2009 ЗАО «1С», Москва Электронное приложение к учебнику «История. Средние века. 6 класс» В.А.Ведюшкин, В.И.Уколова http://islam-today.ru/images/small/5624.jpg http://www.namaste.org.ua/images/photoalbum/album_22/church_88_t2.jpg http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%EE%EC_%CC%F3%E4%F0%EE%F1%F2%E8 http://gallerynikole.bestpersons.ru/feed/post31721027/ http://commons.wikimedia.org/wiki/File:IbnSinaCanon3.jpg?uselang=ru http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%E1%ED_%D1%E8%ED%E0 http://fcior.edu.ru/search.page?phrase=%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0+%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD+%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B1%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE+%D1%85%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%84%D0%B0%D1%82%D0%B0 http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Statue_of_Ferdowsi_in_Rome_%28detail%29.JPG?uselang=ru http://ru.wikipedia.org/wiki/%CE%EC%E0%F0_%D5%E0%E9%FF%EC http://open.az/uploads/posts/2012-08/1343967819_1343942453_img_6840.jpg http://www.skyscrapercity.com/showthread.php?t=1065453

    Посмотреть все слайды