Театр является видом искусства. История театра: появление и развитие театрального искусства, занимательные факты. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

1. Театр как вид искусства имеет синтетическую природу. Театральные представления включают в себя выразительные возможности, средства практически всех видов искусства (литерат., музыку, изобр.искусство, хореографию и т.д.). При этом ни один из видов искусства не будет играть ведущей роли. В наст.время синтетичность театра достигается за счет использования наработок современной науки и техники (психологии, семиотики, техники).

2. Театр – коллективный творческий процесс. Речь идет не только о совместном творчестве членов труппы, но речь идет о взаимодействии, соавторстве зрителя. Зрительское восприятие может корректировать и видоизменять спектакль. Спектакль не возможен без зрителя. Зрительское восприятие – серьезная, творческая, интеллектуальная работа, даже если сам зритель этого не осознает.

3. Театр существует как сиюминутное представление. Каждый спектакль существует только в момент своего воспроизведения. За счет этого обеспечивается понимание идеи историчности в восприятии театра. Зритель именно в театре имеет непосредственный доступ, вовлеченность в произведение. Вне зависимости от того, какую эпоху разыгрывают актеры.

4. Театральное произведение не сохраняется в силу сиюминутности, оно существует только в текущий момент. Любое перенесение на пленку дает возможность только для фиксации действия. При этом магия искусства пропадает.

5. Театр подчинен как любой вид искусства определенному художественному времени, события на сцене (рождение произведения) совершаются одновременно с актом восприятия его зрителем. В театре выделяют т.н. сценическое время – в течение которого идет спектакль. В наст.время спектакль идет 2,5-3 часа, но отдельные постановки предполагают длительность в 5-10 часов. Иногда идут несколько дней.

6. Главный носитель театральной идеи, действия это актер. Актерский образ создается в рамках идеи, заложенной пьесой, ее интерпретации режиссером, но, не смотря на это, актер остается художником, который самостоятельно на сцене воплощает живые образы.

7. Театр как вид искусства находится в зависимости от интерпретации. Проблема интерпретации возникает по отношению не столько к текстам современной драматургии, сколько к текстам классиков. Интерпретация в театре – вариант нового прочтения известного произведения, в котором можно проследить философскую, политическую, нравственную позицию автора.

В театре за счет интерпретации оказывается возможным соотнесение проблем текущего дня с историческими фактами дня прошедшего.

В анализе театральной интерпретации важную роль играет понимание режиссерских установок, его мировоззрение, а также прояснение неких вечных проблем, касающихся сущности человека. Зритель, воспринимая в театре классическое произведение, вступает в диалог не столько с автором, сколько с режиссером-постановщиком, который позволяет приоткрыть суть конфликтов современного общества. Но одновременно с этим зритель находится в диалоге с эпохой, в которой было создано произведение. Режиссеры обращаются к классическим произведениям, интерпретируют их, т.к. в них конфликт не разрешим, вечен. Режиссер находится в состоянии «интерпретационного призыва» (У.Эко). Интерпретация в театре возможна, она возможна на уровне драматурга, на уровне режиссера, актера, зрителя, театральными критиками (Анатолий Сменлянский, А.В.Проташевич).

Написать эссе на тему: В чем сходство между театром и скульптурой? 1 стр.

Никто точно не знает, когда появилось театральное искусство. Оно было актуально и являлось показателем высокой культуры практически во все времена. В чем же заключается ценность Почему оно не утрачивает своей популярности и сегодня?

Театр знаменит своей неповторимой сказочной атмосферой. Это сложное искусство, ведь оно коллективно. Для театральной постановки необходимо гармоничное взаимодействие множества деталей. Это и декорации, и игра актеров, и сам сценарий.

Театральное искусство поистине уникально даже в наш современный век, богатый разнообразными развлечениями. В чем заключается его главное отличие от других видов культурного отдыха? Театр не отделяет актера от зрителя. Это, безусловно, живое искусство. Публика и актеры во время постановки являются практически одним целым. В этом и заключается особая прелесть театра.

Зритель воочию наблюдает, как актер вживается в роль. Публика, можно сказать, имеет уникальную возможность увидеть процесс творения. Актер, как истинный художник, создает необходимый образ, и все это здесь и сейчас, прямо на глазах у восхищенного зрителя.

В отличие от большинства других разновидностей искусств, театр не делает из своей публики сторонних наблюдателей. В любой постановке значение имеет не только игра актеров, но и реакция зрителей. Театральное искусство как бы дает ощутить публике, что она также неотделимая часть его же самого. Трудно себе представить постановку без восхищенных аплодисментов, или же напротив равнодушной тишины.

Некоторые древние мыслители пошли еще дальше в мысли об объединении зрителя и актера. Ранее существовала идея, по которой, человек, приходящий на спектакль, видя на сцене концентрированное выражение всех мощных эмоций, испытывает своеобразный катарсис. То есть, зритель идентифицирует себя с актером и ощущает освобождение всех своих подавленных чувств. То время, когда считалось, что театральное искусство не только доставляет эстетическое наслаждение, но и является своеобразным лекарством для души. Да и сейчас можно обнаружить в этой теории достаточно много правды.

Если упомянуть о театре, практически каждый человек представит себе обычную постановку. Однако есть и другие разновидности этого искусства. В первую очередь, это опера. Что это такое? Опера - это своеобразное и неповторимое представление, в котором актеры выражают свои эмоции через пение, а не через слова. Кроме того, этот жанр не может существовать без гениальной музыки. Опера, в отличие от обычных театральных постановок, более поэтична. Она воздействует не на рациональный и логический уровень человеческого сознания, но непосредственно на эмоции и интуицию. Этот вид театрального искусства следует воспринимать не мышлением, а чувствами. Может быть, именно поэтому такой жанр, как опера, нравиться далеко не каждому, у него есть и противники, и восхищенные поклонники.

Какие еще существуют виды театрального искусства? Разумеется, здесь нельзя обойти вниманием балет. Это вдвойне уникальный Здесь все чувства выражаются не только посредством музыки, но и при помощи танца. В этом и есть неповторимая магия и притягательность балета. Любое великое произведение можно выразить через танец. Однако при посещении балета от зрителя требуется предельная сосредоточенность и вовлеченность. Публика должна быть чрезвычайно восприимчива для того, чтобы суметь «прочитать» послание, которое содержится в каждом движении.

Несомненно, искусство театра будет пользоваться огромной любовью людей и спустя время. Это поистине культурный отдых в его высшем проявлении, который не просто наполняет зрителя новыми эмоциями, но и служит образовательным, развлекательным и даже воспитательным целям.

Насколько влияют сценические возможности театра определенной эпохи на работу драматурга, однозначно сказать трудно. Здесь необходимо разделить их на тех, кто писал для театра, сам не будучи участником театральных представлений (история знает много таких имен) и тех, кто сам работал в театре и знал его «изнутри» (Шекспир, Мольер, Брехт и т.д.). Эта граница трудно уловима, но весьма существенна. Для одних доминирующее значение имеет пьеса как литературный продукт, для других - как реальная возможность или запись игры . Другим важным фактором в этом вопросе является отношение драматурга к театру: как он его воспринимает, в качестве какого института?

В истории было несколько точек зрения на сущность и назначение театрального искусства. Театр использовался как расширенная модель религиозных мистерий, как средство для распространения политических идей или пропаганды, как развлечение и как форма искусства. Можно сказать, что театр существовал на трех уровнях одновременно:

* как свободно организованное популярное развлечение;

* как господствующая общественная деятельность;

* как художественная форма;

На уровне популярного развлечения он состоит из актеров или маленьких трупп, обычно работающих вне установленных театральных канонов, исполняя что-нибудь от цирковых номеров до фарсов для массовой аудитории. Эта форма предшествует самым старым известным пьесам. Театр как господствующая общественная деятельность - это, как правило, литературная драма, исполняемая в общественных театрах: греческая трагедия, средневековые мистерии и моралите, цам и т.д. Театр как элитарная художественная форма наиболее прост и определен; он предназначен ограниченной группе зрителей со специализированными вкусами. Эта форма располагается от жанра придворной маски эпохи Ренессанса к современному авангардистскому театру.

Кроме сущности и назначения театрального представления, так же необходимо отметить и саму специфику, функции театрального представления, тип театра в котором происходит представление и еще ряд определенных элементов влияющих на пьесу в момент ее создания.

Специфика театральная.

Поиск и выделение специфики театрального исполнения, в первую очередь необходимы нам для того, чтобы отделить его от других видов искусств (хореография, живопись, архитектура и т.д.) Этот вопрос является обратной стороной вопроса о сущности театра. Основа театрального представления, заключается в том, что визуальное действие и текстовое сливаются в нерасторжимое целое, при этом они сохраняют достаточную самостоятельность и могут доминировать друг над другом в различной степени. По этому соотношению и происходит типизация театра (музыкальный, драматический, и т.д.). Другим аспектом этого вопроса является соотношение игры актера в плане физических действий его тела (жесты, позы, мимика и т.д.) и голоса.

В искусстве театра соединяются многие искусства, но они не подчинены сцене в той степени, в которой подчинена драма. Ориентированная на сценическое изображение, на действенное воспроизведение драма порождает категорию, присущую только театру и делающая его театром - это действие . Действие - сама сущность театра, оно интегрирует все элементы театрального представления в одно единое художественное целое и законченное произведение. При этом все системы театрального представления органично взаимодействуют между собой целое, не вызывая конфликта ресурсов (декорация, свет, музыка и т.д.). Наиболее элементарные (рудиментарные) действия могут зависеть от определенного места, целей исполнения и быть работой единственного актера. Большинство действий, однако, требует совместных (кооперативных) усилий многих творческих и технически обученных людей, чтобы сформировать, идеально, гармоничный спектакль.

Элементы театрального исполнения.

Исполнение имеет только два существенных и необходимых элемента: исполнитель и аудитория . Исполнение может быть пантомимическим или вербальным (использовать язык). Потребность в исполнителе не всегда может быть, например марионеточная драма или механические представления (оптический или световой театр). Спектакль может быть насыщен костюмом, сценографией, освещением, музыкой, и специальными эффектами, т.е. техническим оснащением, которое используется для того, чтобы помогать создать иллюзию различного характера: места, времени и т.д. И наконец, театральное производство, с технической сточки зрения, в любой своей форме всегда представляется живой аудитории. Именно поэтому элементы театрального представления всегда по существу визуальны, т.е. представлены непосредственно (хотя фильм, видеозапись или записанный звук может быть включен в исполнение). Они управляются определенными наборами правил (заключенных в сценарии), определяющих язык и действия исполнителей.

Термин «театр» часто применяется только к драматическим и музыкальным пьесам и не включает оперу, танец, цирк и карнавалы, пантомиму, водевиль, кукольные представления, театрализованные представления и другие формы - все те, которые имеют отдельные элементы театра в себе.

Типы Западного Театра.

Кроме эстетических, телеологических и технологических критериев (о которых мы уже писали) Западный театр может также классифицироваться в терминах экономики и подходов к производству как:

· коммерческий (частный);

· некоммерческий (государственный);

· экспериментальным или художественный театр;

· сообщество (антреприза);

· академический театр;

Театр также может быть рассматриваем в терминах типа «место », в котором он осуществлен. Сцена и аудитория имели свои отличительные формы в каждой эпохе и в различных культурах. Сегодня театры имеют тенденцию быть очень гибкими и эклектичными в своем проекте, включать элементы нескольких стилей.

Исполнение спектакля по существу не требует архитектурной структуры, предназначенной под театр или даже самой необходимости в здании. В этом направлении характерны эксперименты английского режиссера Питера Брука по созданию театра в «пустом месте». Наиболее ранние формы театра существовали на улицах, открытых площадках, рыночных площадях, церквях или зданиях, не предназначенных для использования под театр. Многие современные экспериментальные театры отклоняют формальные ограничения доступных театров и ищут для своих постановок более необычные места (улица, лужайки, сараи, крыши и т.д.). Во всех этих «найденных» театрах, смысл сцены и аудитории создаются действиями исполнителей и естественными особенностями местности. Современная сцена представляет собой сложное архитектурно-техническое сооружение. Этот тип сложился в результате длительной эволюции театра от древнегреческой орхестры, средневековых подмостков (симультанных и педжент), итальянской сцены-коробки эпохи Возрождения к современной сцене. Ее отличает то, что это прежде всего здание, сооружение, предназначенное только для театральных представлений. Сама же сцена в основном портальная, снабженная разнообразной сценической техникой, а иногда - трансформирующаяся, которая может превращаться в одну из обычных театральных сцен. В истории театра, однако, большинство театров использовало один из трех типов сцены: коробка, помост и арена.

Все эти типы сцен в своем историческом развитии обуславливали появление того или иного типа драматургии. Кроме того, они сформировывали определенные приемы сценического решения материала, требовали определенных приемов в режиссуре, «своих» мизансцен и т.д. Каждый тип сцены предполагает свой оригинальный набор выразительных средств и одна и та же пьеса будет «решаться» на них по-разному. Поэтому хоть этот материал и не относиться к теории драматургии, но раз он затрагивает законы театра и вопросы сценического воплощения пьесы, то игнорировать мы его не можем.

Открытая сцена-помост Сцена- коробка. Сцена-арена Открытая сцена-арена

Сцена-помост - приподнятая платформа, стоящая перед аудиторией. Часто она помещается в один конец прямоугольного места. Эта сцена более известна как круг, окруженный с трех сторон аудиторией. Эта форма использовалась в древнегреческом театре, классическом Испанском театре, Английском театре Ренессанса, Японском и Китайском классическом театре, во многих Западных театрах ХХ столетия. Помост может поддерживаться стеной (скеной). Отодвинутый на задний план она может изображать пейзаж и скрывать уходящих со сцены актеров. В этом типе сцены не существует барьера между исполнителями и зрителями, сцена создает ощущение большой близости, как будто игра происходит посреди аудитории.

Сцена - коробка. Начиная с эпохи Ренессанса, Западный театр был во власти варианта сцены называемого просцениум (proscenium). Просцениум - стена, отделяющая сцену от аудитории, арка (дуга), которая может быть и квадратом, является неким отверстием в той стене, через которую аудитория наблюдает за действием. Занавес, который поднимается или открывается к сторонам, может висеть в этом месте. Просцениум развивается в ответ на желание замаскировать пейзаж, скрыть сценическую машинерию, создать за кулисами место для выходов и входов исполнителей. В результате он увеличивает иллюзию, устраняя все то, что не является частью сцены. Кроме того, поощряет аудиторию воображать, что они не могут видеть и продолжать перспективу того, что они наблюдают на сцене. Поскольку просцениум - архитектурный барьер, это создает ощущение расстояния или разделения между сценой и зрителями. Арка просцениума также создает сцену и поэтому часто называется зеркалом сцены или сценой со структурой картины.

Сцена - арена. Сцена в форме арены или круглый театр, является местом, полностью окруженным аудиторией. Эта форма была использована несколько раз в течении всего ХХ столетия, но ее исторические прецеденты - в значительной степени в недраматических формах типа цирка, что в целом ограничило ее популярность. Потребность обеспечения равных условий и возможностей наблюдать за действием для всех зрителей, создает определенные трудности в типе используемой сценографии и в движениях актеров, потому что в какой-то момент времени аудитория будет неизбежно рассматривать исполнителя со спины. В сцене-арене более всего трудно выдержать эффект иллюзии, так как в большинстве пьес входы и выходы не должны быть на виду аудитории, создавая элемент неожиданного появления. Этого в данном типе сцены добиться нельзя, т.к. актер всегда находиться на виду у зрителя. Тем не менее, арена, когда должным образом используется, может создавать ощущение близости, не возможной в других типах сцены и она хорошо подходит для многих недраматических форм. Кроме того, из-за различных сценических требований в сцене-арене большие закулисные области, связанные с просцениумом, могут быть устранены, таким образом позволяя более экономически использовать сценическое место. Модификацией этого типа сцены в сторону сцены-помоста является открытая сцена-арена .

Одной из оригинальных форма организации сценических представлений является «театр окружающей среды » имеющим прецеденты в средневековом театре (Адам де ла Аль), в эпоху Ренессанса (пасторали) и который широко использовался в ХХ в. авангардистским театром (например в «бедном театре» Е. Гротовского). Этот вид театра устраняет отдельную или центральную сцену в пользу окружения зрителей или разделения места с ними; место сцены и место зрителя становятся неразличимым.

Аудитория. Зритель располагается в соответствии с тем типом театра, который был рассмотрен нами выше. Он может быть:

· четко разделен (креслами);

· не разделен (скамьи);

· структурирован (партер, амфитеатр);

· иерархизирован (ложи, бельэтаж, галерка);

· либо свободно располагаться (стоя, сидя) по своему усмотрению и выбору;

Расположение аудитории в ХХ столетии главным образом исходит из различных вариантов веерообразно зала, который более демократичен в своей организации. Но в конечном итоге это мало влияет на драматургию, если только автор уже при написании пьесы решает разместить тем или иным способом зрительскую аудитории по отношению к сцене (см. драматургию театра абсурда).

Сценография. Художественное оформление спектакля - проект набора определенных театральных выразительных средств. Этот проект является своего рода визуальным урегулированием окружающей средой, в которой осуществляется пьесы. Его цель состоит в том, чтобы предложить время и место и создать надлежащее им настроение или атмосферу. Общее сценографические решения можно разделить на такие основные типы как: реалистический , абстрактный и функциональный;

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ИСКУССТВА

Искусство (творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.) существует и развивается как система взаимосвязанных между собой видов, многообразие которых обусловлено многогранностью самого (реального мира, отображаемого в процессе художественного творчества.

Виды искусства – это исторически сложившиеся, формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения (слово в литературе, звук в музыке, пластические и колористические материалы в изобразительном искусстве и т. д.).

В современной искусствоведческой литературе сложились определенная схема и система классификации искусств, хотя единой до сих пор нет и все они относительны. Наиболее распространенной схемой является его деление на три группы.

В первую – входят пространственные или пластические виды искусств. Для этой группы искусств существенным является пространственное построение в раскрытии художественного образа – Изобразительное искусство, Декоративно-прикладное искусство, Архитектура, Фотография.

Ко второй группе относятся временные или динамические виды искусств. В них ключевое значение приобретает развертывающаяся во времени композиция – Музыка, Литература.Третью группу представляют пространственно-временные виды, которые называются также синтетическими или зрелищными искусствами – Хореография, Литература, Театральное искусство, Киноискусство.

Существование различных видов искусств вызвано тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать художественную всеобъемлющую картину мира. Такую картину может создать только вся художественная культура человечества в целом, состоящая из отдельных видов искусства.

ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Театр – вид искусства, художественно осваивающий мир через драматическое действие, осуществляемое творческим коллективом.

Основа театра – драматургия. Синтетичность театрального искусства определяет его коллективный характер: в спектакле объединяются творческие усилия драматурга, режиссера, художника, композитора, хореографа, актера.

Театральные постановки подразделяются по жанрам:

Трагедия;

Комедия;

Мюзикл и т.д.

Театральное искусство уходит своими корнями в глубокую древность. Его важнейшие элементы существовали уже в первобытных обрядах, в тотемических плясках, в копировании повадок животных и т. д.

Театр - искусство коллективное (Захава)

Первое, на чем останавливается наше внимание, когда мы думаем о специфике театра, - это то существенное обстоятельство, что произведение театрального искусства - спектакль - создается не одним художником, как в большинстве других искусств, а многими участниками творческого процесса. Драматург, актеры, режиссер, гример, декоратор, музыкант, осветитель, костюмер и т.д. - каждый вкладывает свою долю творческого труда в общее дело. Поэтому подлинным творцом в театральном искусстве является не отдельный человек, а коллектив - творческий ансамбль. Коллектив в целом - автор законченного произведения театрального искусства - спектакля. Природа театра требует, чтобы весь спектакль был пропитан творческой мыслью и живым чувством. Ими должны быть насыщены каждое слово пьесы, каждое движение актера, каждая мизансцена, созданная режиссером. Все это - проявления жизни того единого, целостного, живого организма, который, будучи рожден творческими усилиями всего театрального коллектива, получает право называться подлинным произведением театрального искусства - спектаклем. Творчество каждого отдельного художника, участвующего в создании спектакля, есть не что иное, как выражение идейно-творческих устремлений всего коллектива в целом. Без объединенного, идейно сплоченного, увлеченного общими творческими задачами коллектива не может быть полноценного спектакля. Полноценное театральное творчество предполагает наличие коллектива, обладающего общностью мировоззрения, общими идейно-художественными устремлениями, единым для всех своих членов творческим методом и подчиненного строжайшей дисциплине. «Коллективное творчество, - писал К. С. Станиславский, - на котором основано наше искусство, обязательно требует ансамбля, и те, кто нарушают его, совершают преступление не только против своих товарищей, но и против самого искусства, которому они служат». Задача воспитания актера в духе коллективизма, вытекающая из самой природы театрального искусства, сливается с задачей коммунистического воспитания, которое предполагает и всемерное развитие чувства преданности интересам коллектива, и самую ожесточенную борьбу со всеми проявлениями буржуазного индивидуализма.

Театр - искусство синтетическое. Актер -носитель специфики театра

В самой тесной связи с коллективным началом в театральном искусстве находится другая специфическая особенность театра: его синтетическая природа. Театр - синтез многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. К ним принадлежат литература, живопись, архитектура, музыка, вокальное искусство, искусство танца и т. д. В числе этих искусств находится одно такое, которое принадлежит только театру. Это - искусство актера. Актер неотделим от театра, и театр неотделим от актера. Вот почему мы можем сказать, что актер - носитель специфики театра. Синтез искусств в театре - их органическое соединение в спектакле - возможен только в том случае, если каждое из этих искусств будет выполнять определенную театральную функцию. При выполнении этой театральной функции произведение любого из искусств приобретает новое для него театральное качество. Ибо театральная живопись не то же самое, что просто живопись, театральная музыка не то же самое, что просто музыка, и т.д. Только актерское искусство театрально по своей природе. Разумеется, значение пьесы для спектакля несоизмеримо со значением декорации. Декорация призвана выполнять вспомогательную роль, тогда как пьеса - это идейно-художественная первооснова будущего спектакля. И все же пьеса - не то же самое, что поэма или повесть, хотя бы и написанная в форме диалога. В чем же наиболее существенное (в интересующем нас смысле) отличие пьесы от поэмы, декорации от картины, сценической конструкции от архитектурной постройки? Поэма, картина имеют самостоятельное значение. Поэт, живописец обращаются непосредственно к читателю или зрителю. Автор пьесы как произведения литературы тоже может обратиться к своему читателю непосредственно, но только вне театра. В театре же и драматург, и режиссер, и декоратор, и музыкант говорят со зрителем через актера или в связи с актером. В самом деле, разве звучащее на сцене слово драматурга, которое автор не наполнил жизнью, не сделал своим словом, воспринимается как живое? Может ли формально выполненное указание режиссера или предложенная режиссером, но не пережитая актером мизансцена оказаться убедительной для зрителя? Конечно, нет! Может показаться, что с декоративным оформлением и музыкой дело обстоит иначе. Представьте себе, что начинается спектакль, раскрывается занавес, и, хотя на сцене нет ни одного актера, зрительный зал бурно аплодирует великолепной декорации, созданной художником. Получается, что художник адресуется к зрителю совершенно непосредственно, а вовсе не через актера. Но вот выходят действующие лица, возникает диалог. И вы начинаете чувствовать, что по мере того как развертывается действие, внутри вас постепенно нарастает глухое раздражение против декорации, которой вы только что восхищались. Вы чувствуете, что она отвлекает вас от сценического действия, мешает вам воспринимать актерскую игру. Вы начинаете понимать, что между декорацией и актерской игрой есть какой-то внутренний конфликт: либо актеры ведут себя не так, как нужно себя вести в условиях, связанных с данной декорацией, либо декорация неправильно характеризует место действия. Одно с другим не согласуется, нет синтеза искусств, без которого нет театра. Часто бывает, что публика, восторженно встретившая ту или иную декорацию в начале акта, бранит ее, когда действие кончилось. Это означает, что публика положительно оценила работу художника безотносительно к данному спектаклю как произведение искусства живописи, но не приняла ее как театральную декорацию, как элемент спектакля. Это означает, что декорация не выполнила своей театральной функции. Чтобы выполнить свое театральное назначение, она должна отразиться в актерской игре, в поведении действующих лиц на сцене. Если художник повесит в глубине сцены великолепный задник, превосходно изображающий море, а актеры будут вести себя на сцене так, как это свойственно людям, находящимся в комнате, а не на морском берегу, задник останется мертвым. Любая часть декорации, любой предмет, помещенный на сцену, но не оживленный выраженным через действие отношением стера, остается мертвым и должен быть удален со сцены. Любой звук, прозвучавший по воле режиссера или музыканта, но никак не воспринятый актером и не отразившийся в его сценическом поведении, должен умолкнуть, ибо он не приобрел театрального качества. Театральное бытие всему, что находится на сцене, сообщает актер. Все, что создается в театре в расчете на то, чтобы получить полноту своей жизни через актера, театрально. Все, что претендует на самостоятельное значение, на самодовлеющее бытие, антитеатрально. Вот признак, по которому мы отличаем пьесу от поэмы или повести, декорацию от картины, сценическую конструкцию от архитектурного сооружения.

Театр- искусство коллективное

Театр-искусство синтетическое. Актер-носитель специфики театра

Действие-основной материал театрального искусства

Драматургия-ведущий компонент театра

Творчество актера-основной материал режиссерского искусства

Зритель-творческий компонент театра ЗАХАВА!!!

ТЕАТР (от греч. theatron – места для зрелища, зрелище), основной род зрелищного искусства. Родовое понятие театра подразделяется на виды театрального искусства: драматический театр, оперный, балетный, театр пантомимы и т.д. Происхождение термина связано с древнегреческимантичным театром , где именно так назывались места в зрительном зале (от греческого глагола «теаомай» – смотрю). Однако сегодня значение этого термина чрезвычайно многообразно. Его дополнительно употребляют в следующих случаях:

1. Театром называют здания, специально построенные или приспособленные для показа спектаклей («Театр уж полон, ложи блещут» А.С.Пушкин).

2. Учреждение, предприятие, занимающееся показом спектаклей, а также весь коллектив его сотрудников, обеспечивающих прокат театральных представлений (Театр Моссовета; гастроли Театра на Таганке и т.п.).

3. Совокупность драматургических или сценических произведений, структурированных по тому или иному принципу (театр Чехова, театр эпохи Возрождения, японский театр, театр Марка Захарова и т.д.).

4. В устаревшем значении (сохранившемся только в театральном профессиональном арго) – сцена, подмостки («Благородная бедность хороша только на театре» А.Н.Островский).

5. В переносном значении – место каких-либо происходящих событий (театр военных действий, анатомический театр).

Театральное искусство обладает специфическими особенностями, делающими его произведения уникальными, не имеющими аналогов в других родах и видах искусства.

Прежде всего, это синтетическая природа театра. Его произведения с легкостью включают в себя практически все иные искусства: литературу, музыку, изобразительное искусство (живопись, скульптуру, графику и т.д.), вокал, хореографию и др.; а также используют многочисленные достижения самых разнообразных наук и областей техники. Так, например, научные разработки психологии легли в основу актерского ирежиссерского творчества, так же, как и исследования в областисемиотики , истории, социологии, физиологии и медицины (в частности, в обучении сценической речи и сценическому движению). Развитие разных отраслей техники дают возможность усовершенствованию и переходу на новый уровень машинерии сцены; звуковому и шумовому хозяйству театра; световой аппаратуры; возникновению новых сценических эффектов (например, дым на сцене и пр.). Перефразируя известное изречение Мольера , можно сказать, что театр «берет свое добро там, где его находит».

Отсюда – следующая видовая особенность театрального искусства: коллективность творческого процесса. Однако здесь дело обстоит не так просто. Речь идет не только о совместном творчестве многочисленного коллектива театра (от актерского состава спектакля до представителей технических цехов, чья слаженная работа во многом определяет «чистоту» спектакля). В любом произведении театрального искусства есть еще один полноправный и важнейший соавтор – зритель , чье восприятие корректирует и трансформирует спектакль, по-разному расставляя акценты и порой кардинально меняя общий смысл и идею представления. Театральный спектакль без зрителя невозможен – уже само название театра связано со зрительскими местами. Зрительское восприятие спектакля – серьезная творческая работа, вне зависимости от того, осознается это публикой или нет.

Отсюда и следующая особенность театрального искусства – его сиюминутность: каждый спектакль существует только в момент его воспроизведения. Эта особенность присуща всем видам исполнительского искусства. Однако здесь есть свои особенности.

Так, в цирке , при требовании артистизма участников представления, основополагающим фактором все же становится техническая чистота трюка: ее нарушение несет опасность для жизни циркового артиста, вне зависимости от присутствия или отсутствия зрителей. В принципиальном активном соавторстве со зрительской аудиторией находится, пожалуй, лишь один цирковой артист – клоун. Отсюда и пошло развитие одного из видов театра, театральной клоунады, которая развивается по законам, близким к цирковым, но все же иным: общетеатральным.

Исполнительское же музыкальное и вокальное искусство с развитием техники аудиозаписи получило возможность фиксации и дальнейшего многократного воспроизведения, идентичного первоначальному. А вот адекватная видеозапись театрального спектакля в принципе невозможна: действие нередко развивается одномоментно в разных частях сцены, что придает объем происходящему и формирует гамму тонов и полутонов сценической атмосферы. При крупных планах съемки нюансы общей сценической жизни остаются за кадром; общие же планы слишком мелки и не могут передать всех деталей. Не случайно творческими удачами становятся лишь режиссерские, авторские телевизионные или кинематографические версии театральных спектаклей, сделанные по кросскультурным законам. Это как с литературным переводом: сухая фиксация театрального спектакля на пленку аналогична подстрочнику: вроде бы все верно, но магия искусства пропадает.

Любое ничем не заполненное пространство можно назвать пустой сценой. Человек движется

в пространстве, кто-то смотрит на пего, и этого уже достаточно, чтобы возникло театральное

действие. Тем не менее, говоря о театре, мы обычно имеем в виду нечто другое. Красные

занавеси, софиты, белый стих, смех, темнота - все это беспорядочно перемешивается в

нашем сознании и создает расплывчатый образ, который мы во всех случаях обозначаем

одним словом. Мы говорим, что кино убило театр, подразумевая тот театр, который

существовал в момент появления кино, то есть театр с театральной кассой, фойе, откидными

креслами, рампой, переменами декораций, антрактами и музыкой, как будто само слово

«театр» по определению означает только это и почти ничего больше.

Я попробую расчленить это слово четырьмя способами и выделить четыре разных его

значения, поэтому я буду говорить о Неживом театре, о Священном театре, о Грубом театре

и о Театре, как таковом. Иногда эти четыре театра существуют по соседству где-нибудь в

Уэст-Энде в Лондоне или недалеко от Таймс-сквер а Нью-Йорке. Иногда их разделяют сотни

миль, а иногда это разделение носит условный характер, так как два из них объединяются на

один вечер или на один акт. Иногда на какое-то одно мгновение все четыре театра -

Священный, Грубый, Неживой н Театр, как таковой,- сливаются воедино. П. Брук «Пустое пространство»

1. ТЕАТРАЛЬНОСТЬ И ПРАВДАОскар Ремез «Мастерство режиссера»

Если верно, что «театральность» и «правда» - суть глав¬ные составляющие драматического спектакля, так же верно И то, что борьба этих двух начал является источником развития выра-зительных средств в театральном искусстве. Борьба эта легко уга¬дывается , когда мы обозреваем прошлое театра, и гораздо труд¬нее обнаруживается при рассмотрении живого творческого про-цесса , развивающегося на наших глазах.

3. ЦИКЛИЧНОСТЬ ТЕАТРАЛЬНОЙ ИСТОРИИ

Сопоставляя широкоизвестное прошлое и формирующееся настоящее, можно прийти к выводу об особой закономерности смен театральных направлений, особой, строго размеренной, циклично¬сти театральных эпох.

На смену «Принцессе Турандот» пришел новый критерий сце¬нической правды - метод физических действий. Новая театраль¬ная традиция нашла продолжение в работах М. Кедрова. В это же время и в том же русле работали театры А. Попова и А. Лобанова. Далее на смену все более строгой и последователь¬ной сценической «жизненности» приходит романтическая театраль¬ность Н. Охлопкова. Синтез двух начал, вершина театра конца 40-х годов - «Молодая гвардия», спектакль Н. Охлопкова, наибо¬лее полно выразивший действительность средствами современного художественного языка. В середине 50-х годов - новая волна - торжество метода действенного анализа: работы М. Кнебель, рож¬дение «Современника», спектакли Г. А. Товстоногова.

Как видим, каждое театральное направление сначала развива¬ется как бы подспудно, часто зреет в недрах предшествующего (и как выясняется потом - полярного) направления, возникает не¬ожиданно, развивается в конфликте с традицией и проходит обус¬ловленный диалектикой путь - восхождение, полноту выражения, творческий кризис. Каждый период театральной истории имеет своего лидера. Ему следуют, ему подражают, с ним яростно спо¬рят, как правило, с двух сторон - те, что остались сзади, и те, что окажутся впереди.

Разумеется, путь восхождения к театральному синтезу много¬сложен. Поворотные явления театрального искусства не обязатель¬но связаны с именами названных здесь режиссеров. Вряд ли пра¬вомерно и педантичное деление деятелей театра на «группы», «те¬чения», «лагеря». Не забудем - в период театрального синтеза 20-х годов не кто иной, как К. С. Станиславский, создал спектак¬ли, в которых победившая тенденция выразилась наиболее полно и ярко - «Горячее сердце» (1926) и «Женитьба Фигаро» (1927). Именно в этих работах блистательная театральность сочеталась с глубокой психологической разработкой.

Продолжением подобного рода традиции в Художественном театре явился и такой спектакль, как «Пиквикский клуб» (1934), поставленный режиссером В. Я. Станицыным.

Может сложиться представление, что театр повторяется, сле¬дуя по одному предначертанному кругу. Весьма близкую к подоб¬ного рода понимания концепцию (при некоторой сдвинутости и неясности терминологии) предложил в свое время Дж. Гасснер в книге «Форма и идея в современном театре».

Однако концепция замкнутой цикличности развития театра оши¬бочна . Объективная картина развития театральной истории - дви¬жение , свершаемое по спирали Существенно важно , что на каж¬дом новом ее витке театр выдвигает принципиально новые крите¬рии правды и театральности, что венчающий каждый, из циклов развития синтез возникает каждый раз на другой основе. Вместе с тем новая театральность не может не осваивать (даже вопреки полемике) предшествующий опыт, а это и есть предпосылка не¬минуемого в будущем динамического равновесия. Таким образом, борьба театральности и правды становится содержанием истории режиссерских выразительных средств, источником развития новых, современных театральных форм.

ТЕАТР КАК ВИД ИСКУССТВА

Как и любой другой вид искусства (музыка, живопись, литература), театр обладает своими, особыми признаками. Это искусство синтетическое: театральное произведение (спектакль) складывается из текста пьесы, работы режиссёра, актёра, художника и композитора. В опере и балете решающая роль принадлежит музыке.

Театр - искусство коллективное. Спектакль - это результат деятельности многих людей, не только тех, кто появляется на сцене, но и тех, кто шьёт костюмы, мастерит предметы реквизита, устанавливает свет, встречает зрителей. Недаром существует определение ";работники театрального цеха";: спектакль - это и творчество, и производство.

Театр предлагает собственный способ познания окружающего мира и, соответственно, собственный на бор художественных средств. Спектакль - это и особое действие, разыгранное в пространстве сцены, и особое, отличное, скажем, от музыки образное мышление.

В основе театрального представления лежит текст, например пьеса для драматического спектакля. Даже в тех сценических постановках, где слово как таковое отсутствует, текст бывает необходим; в частности, балет, а иногда и пантомима имеет сценарий - либретто. Процесс работы над спектаклем состоит в перенесении драматургического текста на сцену - это своего рода ";перевод"; с одного языка на другой. В результате литературное слово становится словом сценическим.

Первое, что видит зритель после того, как откроется (или поднимется) занавес, - это сценическое пространство, в котором размещены декорации. Они указывают место действия, историческое время, отражают национальный колорит. При помощи пространственных построений можно передать даже настроение персонажей (например, в эпизоде страданий героя погрузить сцену во мрак или затянуть её задник чёрным). Во время действия с помощью специальной техники декорации меняют: день превращают в ночь, зиму - в лето, улицу - в комнату. Эта техника развивалась вместе с научной мыслью человечества. Подъёмные механизмы, щиты и люки, которые в давние времена приводились в действие вручную, теперь поднимает и опускает электроника. Свечи и газовые фонари заменены на электролампы; часто используют и лазеры.

Ещё в античности сформировалось два типа сцены и зрительного зала: сцена коробка и сцена амфитеатр. Сцена коробка предусматривает ярусы и партер, а сцену амфитеатр зрители окружают с трёх сторон. Сейчас в мире используют оба типа. Современная техника позволяет изменять театральное пространство - устраивать помост посреди зрительного зала, сажать зрителя на сцену, а спектакль разыгрывать в зале.Большое значение всегда придавали театральному зданию. Театры обычно строились на центральной площади города; архитекторы стремились, чтобы здания были красивыми, привлекали внимание. Приходя в театр, зритель отрешается от по вседневной жизни, как бы поднимается над реальностью. Поэтому не случайно в зал часто ведёт украшенная зеркалами лестница.

Усилить эмоциональное воздействие драматического спектакля помогает музыка. Иногда она звучит не только во время действия, но и в антракте - чтобы поддержать интерес публики. Главное лицо в спектакле - актёр. Зритель видит перед собой человека, таинственным способом превратившегося в художественный образ - своеобразное произведение искусства. Конечно, произведение искусства - не сам исполнитель, а его роль. Она творение актёра, созданное голосом, нервами и чем то не уловимым - духом, душой. Чтобы действие на сцене воспринималось как цельное, необходимо его продуманно и последовательно организовать. Эти обязанности в современном театре выполняет режиссёр. От таланта актёров в спектакле зависит, конечно, многое, но тем не менее они подчинены воле руководителя - режиссёра. Люди, как и много веков назад, приходят в театр. Со сцены звучит текст пьес, преображённый силами и чувствами исполнителей. Артисты ведут свой диалог - и не только словесный. Это беседа жестов, поз, взглядов и мимики. Фантазия художника декоратора с помощью цвета, света, архитектурных сооружений на площадке заставляет пространство сцены ";заговорить";. И всё вместе заключено в строгие рамки режиссёрского замысла, что придаёт разнородным элементам завершённость и цельность.

Зритель сознательно (а порой и бессознательно, будто против воли) оценивает игру актёров и режиссуру, соответствие решения театрального пространства общему замыслу. Но главное - он, зритель, приобщается к искусству, непохожему на другие, творимому здесь и сейчас. Постигая смысл спектакля, он постигает и смысл жизни. История театра продолжается.

ВИДЫ ТЕАТРА

Первые театральные представления включали в себя слово и пение, танец и движение. Музыка и жесты усиливали значение слов, танцы иногда становились самостоятельными ";но мерами";. Подобные действа отличались синкретизмом (от греч. ";синкретисмос"; - ";соединение";), т. е. такой степенью слитности составных частей (музыки и слова в первую очередь), что зритель не мог вычленить их в своём сознании и оценить каждую форму отдельно. Постепенно публика научилась различать элементы представления, и со временем из них развились известные нам виды театра. Синкретизм сменился синтезом - намеренным соединением разных форм.

Самый распространённый и популярный вид - драматический т еатр. Главное выразительное средство - слово (не случайно этот театр иногда называют разговорным). Смысл происходящих на сцене событий, характеры действующих лиц раскрываются с помощью слов, которые складываются в текст (он может быть прозаическим или стихотворным). Ещё один вид театрального искусства - опера (см. статью ";Музыка Италии"; в разделе ";Музыка";), В опере условность театра особенно очевидна - ведь в жизни люди не поют, чтобы рассказать о своих чувствах. Главное в опере - музыка. Однако партитура (нотная запись музыки) должна быть представлена, разыграна на сцене: содержание произведения раскроется полностью только в сценическом пространстве. Такой спектакль требует особого мастерства от исполнителей: они должны не только уметь петь, но и обладать актёрскими способностями. При помощи звуков актёр певец способен выразить самые сложные чувства. Воздействие музыкального спектакля - при сильном составе певцов, хорошем оркестре, профессиональной режиссуре - может быть мощным, даже опьяняющим. Оно подчиняет зрителя, уводит его в мир божественных звуков.

В XVI в. на основе придворных и народных танцев начал формироваться балетный театр. Само слово ";балет"; происходит от позднелатинского ballare - ";танцевать";. В балете о событиях и взаимоотношениях персонажей рассказывают движения и танцы, которые артисты исполняют под музыку, сочинённую на основе либретто. В конце XX в. стали распространёнными бессюжетные спектакли, созданные на музыку симфонических произведений. Ставит подобные представления хореограф. ";Хорея"; в переводе с древнегреческого значит ";пляска";, а ";графо"; - ";пишу";. Следовательно, хореограф ";пишет спектакль"; при помощи танца, строит пластические композиции в соответствии с музыкой и сюжетом.

В балетных спектаклях, как правило, заняты солисты, а также корифеи - именно так в русском театре называли главного артиста кордебалета, танцевавшего на первой линии, ближе к зрителям. Кордебалетом именуют участников массовых сцен. История оперетты насчитывает чуть больше полутора веков. В науке существуют две точки зрения на оперетту. Некоторые учёные считают её самостоятельным видом театрального искусства, другие - жанром (то же можно сказать о мюзикле).

Первые спектакли, преимущественно комического содержания, по явились во второй половине XIX в. в парижском театре ";Буфф Паризьен";. Сюжеты оперетт обычно комедийные, разговорные диалоги чередуются с пением и танцами. Иногда музыкальные номера не связаны с сюжетом, являются интермедиями (см. статью ";Жак Оффенбах, Иоганн Штраус и лёгкая музыка второй половины XIX века"; в разделе ";Музыка";).

В конце XIX столетия в США появился мюзикл. Это сценическое произведение (как комическое, так и драматическое по сюжету), в котором используются формы эстрадного искусства, драматического театра, бале та и оперы, бытового танца. В оперетте музыкальные фрагменты могут быть вставными, в мюзикле -. никогда, они ";растворены"; в действии. Мюзикл - искусство для всех. Сюжеты, как правило, просты, а мелодии часто становятся шлягерами. История мюзикла началась в 1866 г. - тогда в Нью-Йорке было показано музыкально драматическое представление ";Чёрный плут"; (в другом переводе ";Злодей мошенник";). Успех был ошеломляющим и неожиданным. Однако полноправное место среди других видов театрального искусства мюзикл занял только в 20х гг. XX столетия. Подобные спектакли стали появляться сначала в США, а после Второй мировой войны - на сценах Англии, Австрии, Франции. Наиболее удачные мюзиклы были экранизированы (";Кабаре";, ";Шербурские зонтики";, ";Звуки музыки";).

Самый древний вид театральных представлений - пантомима (от греч. ";пантбмимос"; - ";всё воспроизводящий подражанием";). Это искусство зародилось ещё в античности. Современная пантомима - спектакли без слов: это или короткие номера, или развёрнутое сценическое действие с сюжетом. В XIX столетии искусство пантомимы прославили английский клоун Джозеф Гримальди (1778-1837) и французский Пьеро - Жан Гаспар Дебюро (1796-1846). Традиция была продолжена Этьеном Декру (1898- 1985) и Жаном Луи Барро (19 10- 1994). Декру основал школу так называемой чистой пантомимы - чтобы делать на сцене ";только то, что не под силу другому искусству";. Сторонники таких представлений считали, что жест правдивее и ярче слова. Традиции Барро и Декру про должил знаменитый французский мим Марсель Марсо (родился в 1923 г.). В Москве Генрих Мацкявичюс организовал Театр пластической драмы, репертуар которого включает сложные и глубокие спектакли на мифологические и библейские темы.

В последнюю четверть XIX в. по всей Европе, но в первую очередь во Франции, стали создаваться театры кабаре , в которых соединились формы театра, эстрады, ресторанного пения. Наиболее знаменитыми и популярными были ";Чёрная кошка"; в Париже, ";Одиннадцать палачей"; в Мюнхене, ";Пропади всё пропадом"; в Берлине, ";Кривое зеркало"; в Петербурге.

В помещениях кафе собирались люди искусства, и это создавало особую атмосферу. Пространство таких представлений могло быть самым необычным, но чаще всего выбирался подвал - как нечто обыкновенное, но в то же время таинственное, немного запретное, подпольное. С кабаретными представлениями (короткими сценками, пародиями или песнями) и для публики, и для исполнителей было связано особое переживание - чувство ничем не скованной свободы. Ощущение тайны обычно усиливалось тем, что такие представления давались поздно, иногда ночью. По сей день в разных городах мира встречаются настоящие кабаре.

Особый вид театрального представления - кукольный театр. В Европе он появился в эпоху античности. В Древней Греции и Риме игрались домашние спектакли. С того времени театр, конечно, изменился, но осталось главное - в таких представлениях участвуют только куклы. Впрочем, в последние годы куклы часто ";делят"; сцену с актёрами.

У каждого народа свои кукольные герои, в чём то похожие, а чем то разные. Но всех их объединяет од но: на сцене они шутят, озорничают, высмеивают недостатки людей. Куклы отличаются друг от друга, и по ";внешности";, и по устройству. Наиболее распространены куклы, управляемые при помощи ниток, перча точные и тростевые куклы. Представления кукольного театра требуют специального оборудования и особой сцены. На первых порах это был просто ящик с проделанными снизу (или сверху) отверстиями. В Средние века спектакли устраивались на площади - тогда между двух столбов натягивалась занавеска, за которой прятались кукловоды. В XIX в. представления стали играть в специально выстроенных помещениях.

Особая форма кукольного театра - театр марионеток, деревянных кукол. Для кукольного театра сочинялись специальные сценарии. История мирового театра кукол знает много известных имён. Огромным успехом пользовались спектакли С. В. Образцова. Новые решения предлагает в своих фантазиях Реваз Леванович Габриадзе (родился в 1936 г.), грузинский кукольник и драматург.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТЕАТРА.

Театр - искусство ";исчезающее";, трудно поддающееся описанию. Спектакль оставляет след в памяти зрите лей и очень мало вещественных, материальных следов. Именно поэтому наука о театре - театроведение - возникла поздно, в конце XIX столетия. Тогда же появились две теории происхождения театра. Согласно первой, искусство сиены (как западное, так и восточное) развилось из обрядов и магических ритуалов. В подобных действах всегда присутствовала игра, участники часто использовали маски и специальные костюмы. Человек ";играл"; (изображал, например, божество), чтобы воздействовать на окружающий мир - людей, природу, богов. Со временем некоторые обряды превратились в светские игры и стали служить для развлечения; позже участники таких игр отделились от зрителей.

Другая теория связывает происхождение европейского театра с ростом самосознания личности. У чело века возникла потребность выразить себя посредством зрелищного искусства, обладающего мощным эмоциональным воздействием.

";ИГРАТЬ, КАК ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ, ТОЛЬКО ЛУЧШЕ";

Мысль о том, что АЛЯ детей нужно создавать особые театры, возникла давно. Одной из первых ";детских"; постановок стала работа Московского Художественного театра. В 1908 г. К. С. Станиславский поставил пьесу сказку бельгийского драматурга Мориса Метерлинка ";Синяя птица";, и с тех самых пор знаменитый спектакль не сходит со сиены МХАТ имени М. Горького. Эта постановка определила путь развития сценического искусства для детей - такой театр обязан быть понятным ребёнку, но ни в коем случае не примитивным, не одномерным.

В России детские театры начали появляться после Октября 1917г. Уже в 1918 г. в Москве открылся Первый детский театр Московского Совета. Организатором и заведующей стала Н. И. Сац, оформляли спектакли замечательные художники В. А. Фаворский и И. С. Ефимов, здесь работал известный балетмейстер К. Я. Голейзовский. Наталья Ильинична Сац (1903-1993) всю свою творческую жизнь посвятила театру для детей. В 1921-1937 гг. она была художественным руководителем Московского театра для детей (ныне Центральный детский театр). Последнее её детище - Московский детский музыкальный театр (носит имя Н. И. Сац). В феврале 1922 г. первых зрителей принял Театр юных зрителей в Ленинграде. Одним из его основателей и бессменным руководителем был режиссёр Александр Александрович Бряниев (1883-1961). Он считал, что в театре нужно объединить художников, умеющих мыслить как педагоги, и педагогов, способных воспринимать жизнь как художники.

В детских театрах работали такие выдающиеся режиссёры, как Г. А. Товстоногов и М. О. Кнебель, игра ли И. В. Ильинский, Н. К. Черкасов, О. Н. Ефремов, Р. А. Быков, Б. П. Чирков. Иногда спектакли становились событиями общественной жизни, например постановка пьесы ";Друг мой, Колька"; (режиссёр А. В. Эфрос). Ныне старейшие отечественные детские театры (Российский молодёжный театр и Театр юного зрите ля в Москве) возглавляют соответственно А. В. Бородин и Г. Я. Яновская - режиссёры, интересно и оригинально мыслящие.

В первых театрах шли в основном инсценировки сказок. Постепенно появились драматурги, пишущие специально для детей. Писательница Александра Яковлевна Бруштейн (1884-1968) - автор популярных в своё время пьес ";Продолжение следует"; (1933 г.) и ";Голубое и розовое"; (1936 г.). Классикой репертуара детских театров стали сочинения Евгения Львовича Шварца (1896-1958). Его пьесы сказки - ";Снежная королева"; (1938 г.), ";Два клёна"; (1953 г.), ";Голый король"; (1934 г.), ";Тень"; (1940 г.) и др. - идут в театрах десятилетиями. В пьесах Шварца сочетаются фантастика и правдивость в изображении характеров. О внутреннем мире подростков талантливо рассказывал Виктор Сергеевич Розов (родился в 191 3 г.). Пьесы ";Её друзья"; (1949 г.), ";Страница жизни"; (1953 г.), ";В добрый час"; (1954 г.), ";В поисках радости"; (1957 г.) определяли репертуар детских театров в 50-60х гг., некоторые не сходят со сиены и в наши дни.

Современные режиссёры обращаются к очень разным произведениям. Для самых маленьких играют сказки, для подростков - пьесы, посвящённые жизни молодёжи; есть в афишах театров и классика, отечественная и зарубежная. Так, в репертуаре Московского театра юного зрителя мирно уживаются спектакль ";Буратино в Стране дураков"; (инсценировка сказки А. Н. Толстого), ироническое представление по стихотворению С. Я. Маршака ";Гудбай, Америка"; и ";Гроза"; по пьесе А. Н. Островского.Театры для детей и юношества созданы во многих странах мира. В 1965 г. в Париже была учреждена Международная ассоциация, которая помогает их становлению. Проходят международные фестивали детских театров.

СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ OБPA3ЦOB

Удивительный человек уникальной профессии, артист кукольник, писатель, драматург - всё это Сергей Владимирович Образцов (1901 - 1992). Имя его популярно и в нашей стране и за её пределами. Творчество и жизнь артиста нашли широкое отражение в книгах, статьях. Его спектакли живут сегодня в театре, по праву носящем имя Образцова.

Такие замечательные постановки, как ";По щучьему велению"; (1936 г.), ";Волшебная лампа Аладина"; (1940 г.), ";Божественная комедия"; (1961 г.), ";Необыкновенный концерт"; (1968 г.),";Дон Жуан82"; и другие, служат украшением репертуара Центрального театра кукол и до сих пор. Образцов, отличный рассказчик, остроумный и наблюдательный художник, оставил интереснейшее литературное наследство в своих книгах ";Актёр с куклой";, ";Моя профессия";, ";Эстафета искусств";, ";По ступенькам памяти";, ";Моя кунсткамера"; и др.

Детство Образцова прошло в интеллигентной московской семье: отец - инженер путеец, учёный, позже академик, мать - педагог, преподавательница русского языка. Способности к рисованию, живописи и графике, обучение у художников Абрама Ефимовича Архипова (1862-1930) и Владимира Андреевича Фаворского (1886- 1964), уроки пения, актёрские занятия в Музыкальном театре под руководством В. И. Немировича Данченко, исполнение небольших характерных ролей на сиене Московского Художественного театра, общение с К. С. Станиславским, наблюдения за повадками животных, птиц, рыб - всё это шло в творческую копилку. Квартира прославленного мастера была заполнена стеллажами из аквариумов с разнообразнейшими рыбками. Комнату наполнял гомон необычных птиц.

А началось всё в детстве с материнского подарка - маленькой куклы Бибабо, положившей начало целой серии различных вариантов кукол, которых называют перчаточными. Они надеваются на руку, как перчатки, и известны еще со времён комедий о Петрушке. Подобные куклы существовали и в Китае, и в Индии, и в Древней Греции и имели имена.

Постоянной спутницей выступлений Образцова стала музыка. Портативная ширма с внутренними карманами, концертмейстер - и вот уже готов театр одного актёра! Наклонности художника помогали Образцов в создании кукольного образа. Это могли быть Титулярный советник в инсценировке романса А. С. Даргомыжского, выпивающий с горя огромную бутыль, или Негр и Старушка в романсе ";Мы сидели с тобой у заснувшей реки";, или смешные куклы обезьяны, исполняющие романс ";Минуточка";, подражая А. Н. Вертинскому.

Образцов постоянно стремился учиться. Неудачи или просчёты становились поводом для новых открытий и поисков. Широта эрудиции в своей профессии подкреплялась знакомством с разнообразны ми кукольными представлениями во время зарубежных гастролей. Так, в Англии Образцов познакомился с куклой Панч, в Германии - с Гансом Вурстом, в Чехословакии - с Кашпареком и т. д. Характерно, что, высоко ценя искусство своих коллег, он хотел остаться верным своей самобытности. Размах и разнообразие личного репертуара не могли не привести к созданию театра. Один за другим рождаются новые спектакли, переносящие зрителей то в сказку, то в атмосферу эстрадного концерта. В спектакле ";Необыкновенный концерт"; участвовала большая группа актёров - воспитанников Образцова. Здесь звучал ";цыганский хор";, исполнялся опереточный дуэт, был смешной конферанс (куклу озвучивал актёр Зиновий Ефимович Гердт, 1916- 1998). Это представление прошло несчётное количество раз, его видели зрители многих стран. Хор, оркестр, оформление приблизили кукольный театр к актёрскому, но специфика кукольного театра осталась. Забавные человечки вызывали смех и сопереживание аудитории самых разных возрастов. В конце спектакля из-за ширм выходили кукловоды, появлялся и главный режиссёр Сергей Образцов - душа театра.

вид искусства (музыка, живопись, литература), театр обладает своими, особыми признаками. Это искусство ... живопись. В современном театре взаимодействуют приёмы и методы разных видов искусства . Новаторским можно...

  • Теоретические пояснения к темам тема №1 «музыка как вид искусства знакомство с инструментом»

    Документ

    Тема №1 «Музыка как вид искусства . Знакомство с инструментом» Музыка – один из видов искусства , отражающий в художественных образах... же определенностью выразить содержание как литература, поэзия, театр и кино. Она не может...

  • Театр как система понятия и вещи 46 акад часов

    Краткое содержание

    Спектакль. Драма и театр . Драма как вид театре театре . Малый театр и МХАТ как театре . Театр как искусство интерпретации...

  • Театр как система понятия и вещи 46 акад часов (1)

    Краткое содержание

    Спектакль. Драма и театр . Драма как вид текста. Драматический диалог. Слово в театре . Словесная составляющая... российском театре . Малый театр и МХАТ как хранители старых традиций. Статус классики в современном театре . Театр как искусство интерпретации...

  • Научно- практической конференции «Принципы партнерских взаимоотношений Учредителя и Театра» в рамках проекта «Всероссийская конференция «ЖИЗНЬ СЦЕНЫ И КОНТРАКТНЫЙ МИР театр общество государство в условиях социального партнерства» 15-16 декабря

    Программа

    ... ; защите интересов деятелей театра , чей творческий труд используется другими видами искусства , средствами массовой... являются: обеспечение условий для развития театра как вида искусства и социального института, обогащения театральной жизни...