«Самый трудный день в детском лагере – третий. Готовимся к поездке в лагерь! Изучаем распорядок дня

В дачном сражении участвуют 2 команды с любым количеством игроков. Ответы на все задания записываются капитаном и передаются жюри. (За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.)

Мероприятие актуально для учащихся 2—4 классов.

Ведущий. Дача — это и место отдыха, где нас ждут купание, рыбалка, грибы, и место неустанной работы по возделыванию земельного участка. Дачный сезон длится с ранней весны до поздней осени. И каждый сможет найти себе на даче занятие по душе!

А мы с вами сегодня проведем дачный поединок и выясним, какая команда более компетентна в дачных вопросах.

Открываем сражение двух команд задачами про дачу. Каждую задачу я читаю один раз. Будьте внимательны. (После совместного обсуждения и решения капитан передает ответ в письменном виде жюри.)

ЗАДАЧИ

♦ Дядя Вася высадил на грядку 20 Капустин. 3 Капустины затоптал соседский индюк. 5 Капустин сломал сын дяди Васи футбольным мячом. 4 — съели вредители. Остальные Капустины выросли. Сколько кочанов капусты выросло? (8)

♦ Одна сторона участка дяди Васи длиной 18 метров примыкает к зоопарку, где живет очень любопытный жираф. Один шаг жирафа — 3 метра. Сколько шагов он делает, когда идет от одного края участка до другого? (6)

♦ Жираф из предыдущей задачи таскает с участка все, что там растет. Дядя Вася поставил со стороны зоопарка забор, вкопав через каждые 3 метра по столбу и натянув на них сетку. Сколько столбов понадобилось дяде Васе? (7)

Ведущий. Дачники используют на своих участках различные сельскохозяйственные орудия труда. Загадки о них я сейчас предложу командам. (Строго по номерам капитан записывает отгадки и передает жюри.)

ЗАГАДКИ

Древесину ест едок,

Сто зубов в один рядок. (Пила)

Где прошла гребенка,

Выросла копенка. (Грабли)

Перед ним дубы, и клены,

И березы бьют поклоны. (Топор)

Согнута в дугу,

Летом на лугу.

А зимой на крюку. (Коса)

Ручка есть, а не грабли,

Землю роет, а не плуг. (Лопата)

Нос дырявый у колодца —

И оттуда дождик льется. (Лейка)

Старая бабка по двору шныряет,

Чистоту соблюдает. (Метла)

Ведущий. Что только не растет на даче! Деревья, кустарники, овощи, фрукты, ягоды... А какие растения вы найдете на моей даче? Ответ получится, если в каждом данном слове заменить всего лишь одну букву.

Команды получают карточки.

Карточка

Слава — ..., река — ..., маг — ..., грех — ..., машина — ..., плюс — ..., луч — ..., линия — ..., порох

Ответы: слива, репа, мак, орех, малина, плющ, лук, лилия, горох.

Ведущий. Лакомством для дачников являются ягоды. Следующее здание называется «Слово рассыпалось». «Соберите» слова и получите названия ягод.

Команды получают карточки.

КАРТОЧКА

ИЛМААН, МРНСДИООА, ИОЫРЖВНКК, ЛБИКАНУК, ИЯНВШ, ЛОЕИАБПХ.

Ответы: малина, смородина, крыжовник, клубника, вишня, облепиха.

Ведущий. Конечно же, ни одна дача немыслима без овощей и фруктов. Что обычно выращивают дачники на своих земельных участках? Ответ кроется в загадках. Но в каждой загадке пропущена одна строчка. Нужно найти эту строчку в наборе карточек, которые я выдам каждой команде, и вписать ее в загадку.

Команды получают карточки с текстом загадок и наборы карточек с пропущенными строчками.

КАРТОЧКИ С ЗАГАДКАМИ

♦ Раскололся тесный домик

На две половинки,

……………….

Бусинки-дробинки.

♦ Привязан кустик к колышку.

На кустике — шары.

……………….

Краснеют от жары.

♦ ……………….

А придет на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна!»

♦ Я румяную матрешку

……………….

Подожду, пока матрешка

Упадет сама в траву.

♦ Долгоножка хвалится:

……………….

А всего-то косточка

Да красненькая кофточка.

♦ ……………….

Одета в шумные шелка.

Мы для нее готовим кадки

И крупной соли полмешка.

КАРТОЧКИ С ПРОПУЩЕННЫМИ СТРОЧКАМИ

♦ И посыпались в ладони

♦ Бока подставив солнышку,

♦ Неказиста, шишковата,

♦ От подруг не оторву.

♦ — Я ли не красавица?

♦ Расселась барыня на грядке,

Ведущий. Следующее задание носит название «Дачное ассорти». На карточке записаны слова. По определенному принципу их нужно разделить на три группы.

КАРТОЧКА

Огурец, малина, земляника, абрикос, груша, тыква, клубника, редис, яблоко.

Ответ.

1. Огурец, тыква, редис — овощи.

2. Малина, земляника, клубника — ягоды.

3. Абрикос, груша, яблоко — фрукты.

Ведущий . Дачный сезон совпадает с грибным. Многие дачники пользуются возможностью пособирать в ближайшем лесочке съедобные грибы. Перед вами кроссворд, в который за три минуты нужно вписать как можно больше знакомых вам названий съедобных грибов (в единственном числе).

Ответы. 1. Масленок. 2. Сыроежка. 3. Груздь. 4. Подосиновик. 5. Боровик. 6. Волнушка (свинушка). 7. Рыжик. 8. Дождевик.

Ведущий. Слово жюри для подведения окончательных итогов.

Лагерь – это большая, умная игра, которая помогает детям
радоваться жизни, праздновать жизнь практически ежечасно.
С.А. Шлаков

В условиях динамики современных экономических и социальных процессов постоянно увеличивается нагрузка на школьников, которым необходим полноценный отдых.

Каникулы – самая яркая по эмоциональной насыщенности пора у школьников. Это период, когда школьники полностью освобождены от проблем школьной жизни и часто предоставлены сами себе. Проблему полноценного отдыха и оздоровления детей эффективно решают лагеря с дневным пребыванием детей.

Однако в летний период важным является не только решение задач оздоровления и отдыха детей, но и организация воспитательного процесса. Летняя практика работы с детьми убеждает нас, что каждый день лагерной смены может стать в умелых руках педагога прекрасной площадкой для самораскрытия, самоутверждения, самореализации ребенка. Сколько различных умений, навыков, знаний о себе и других могут приобрести за это время ребята, смогут много узнать нового, понять цену дружбы и товарищества, ощутить радость труда на общую пользу, научиться жить в коллективе.

Эффективной формой такого воспитательного процесса в условиях летнего отдыха является проведение тематического дня.

Область применения разработки: оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей.

Возраст: с 6 до 15 лет

Цель проведения тематического дня: организацияинтересного отдыха детей,углубление знаний, развитие навыков, умений, личностных качеств в рамках конкретно взятой темы.

  • создание условий для проведения тематического дня
  • организация совместной деятельности детей и взрослых
  • подбор актуальных тем и эффективных форм для проведения мероприятий
  • составление плана

Ожидаемые результаты: полноценный, интересный отдых, формирование новых знаний, культурно-нравственных ценностей, развитие умений и навыков ребят.

Формы и методы реализации: в рамках тематического дня используются разнообразные формы (викторины, соревнования, конкурсы, эстафеты, театрализации, праздники, посиделки, игры, смотры, турниры, встречи и т.д.) объединенные одной темой.

Материально-техническое обеспечение: подручные материалы, техническое оборудование, канцелярские товары, спортивный инвентарь, методические разработки, методическая и художественная литература и т.д.

1. Понятия и определения.

Что нужно понимать под термином “Тематический день?”. Тематическим днем называется такой день, в котором проводятся мероприятия, связанные единой тематикой. Тематика таких дней разнообразна:

  • интеллектуальная (игры, викторины, защиты, тренинги).
  • творческая (концерты, конкурсы, конференции).
  • спортивная (соревнования, турниры, спартакиады)

Тематические дни, как правило, имеют название, точно указывая сферу отбора содержания: например: День цветов, День именинника, День мам. Или образное “название-символ” (строки из песен, стихов, пословиц и другое...), например: “Помнит мир спасенный...”, “Его величество, театр...”

Программа дня может включать различные направления деятельности:

  • интеллектуальное (викторины, игры)
  • трудовое (трудовые десанты, работа в творческих мастерских, сбор и заготовка..)
  • творческое (конкурсы, праздники, концерты..)
  • спортивное (соревнования)
  • организаторское (советы дел, ведущие, творческие группы, члены жюри и др.)

3. Вариативные модели организации тематических дней.

Модель № 1.

Тематические дни выделяются в плане работы всего лагерного коллектива. И тогда в содержании дня предусматриваются дела для ребят разных возрастов, а также программы для всех.

Разработку планирования и организацию такого дня берет на себя координационный совет, куда входят председатели советов отдельных дел дня. Например: “День мира”. В программу можно включить:

  • Конкурс рисунков на асфальте, плакатов “Мы мечтою о мире живем” (ответственные: творческая группа. Участвуют младшие отряды).
  • Военно-спортивная эстафета “Смелые. Сильные. Ловкие.” Участвуют команды отрядов (разновозрастные). Ответственные: совет дела, представители отрядов)
  • Час встреч. “У нас в гостях участники войны, труженики тыла”. Мероприятие проходит по отрядам или по возрастным группам.
  • Программа “А песня ходит на войну”

Модель № 2.

Тематические дни определяются в плане на каждый день. Тогда планируются центральные дела дня, за организацию которых ответственен тот или иной отряд или творческая группа из числа ребят, выражающих интерес к определенной теме. Такие дни могут быть как в общелагерных так и в отрядных планах. Например: “День спорта” (соревнования, награждение), “День туриста” (поход, туристическая эстафета,), “День памяти” (линейка, конкурс рисунков, возложение венков к памятнику), “День веселых мастеров” (работа в мастерских, конкурс-выставка “Своими руками”, награждение, концерт-экспромт, “День барона Мюнхгаузена” (конкурс на лучший рассказ-небылицу, отыскать ошибки в рассказе Барона и др.), “Веселая пятница” - День забот и развлечений, “День смеха” (смехопанорама), “День фантазеров” (конкурс фантастических проектов), “День музыки” (концертный зал “Мелодия”)

Модель № 3.

Тематические дни могут быть включены в циклограмму работы лагеря. Тогда программы этих дней будут представлены различным содержанием. Ответственность за организацию таких дней могут нести:

  • дежурный отряд;
  • совет дела (представители разных отрядов);
  • творческие группы

Пример:

  • Понедельник - День леса
  • Вторник - День игры и игрушки
  • Среда - День сказки
  • Четверг - День творчества
  • Пятница - День здоровья
  • Суббота - День великих открытий
  • Воскресенье - День путешественников

Тематический день включает программу содержательной деятельности детей и взрослых вокруг какой-либо темы, проблемы.

Участвовать в тематическом дне детям значительно интереснее, чем играть в обычные повседневные игры, особенно если этот день хорошо продуман.

Удобство такого дня прежде всего организационно – содержательное: не надо ломать голову, что провести с детьми утром и что в обед. Логика дня выстраивается сама собой, тема, как нить Ариадны, ведет отряд от одного мероприятия к другому. Нужно лишь заложить в программу что – то спортивное, что – то познавательное, что - то творческо-конкурсное, что – то из разговорного жанра. Например, если планируешь, День Леса, то программа дня будет такой:

  • “Зоологические забеги” (что - то спортивное);
  • Викторина “Загадки леса” (что - то познавательное);
  • Беседа “Человек – дитя природы” (что - то из разговорного жанра).
  • Конкурс и фантазия (что - то творческое).

При организации любого другого дня алгоритм остается тем же. Может меняться только очередность. И может что- то добавиться, например: танцевально – игровая программа или концерт и т.д. Поэтому тематический день можно сравнить с калейдоскопом: бусинки одни и те же, а узор каждый раз новый.

Еще одно преимущество тематического дня в том, что не надо к каждому мероприятию придумывать новое оформление. Достаточно накануне вечером изготовить что-то тематически-сообразное, и оно сгодится для всего, что в этот день запланировано.

Тематический день позволяет внести “что-то свеженькое в скучные организационные моменты. Ведь и зарядка и завтрак становятся тематически нацеленными. В результате появляются на свет “смотр индейских войск” вместо зарядки, “процедура заправки топливом” вместо “завтрака” и др.

4. Порядок разработки тематического дня.

Все начинается с выбора тематической темы. От этого выбора во многом зависит успех всего мероприятия, так как педагогу хорошую тему легче разрабатывать, а детям интереснее в нее играть. Выбор темы чем-то похож на придумывание названия отряда.

  • Придумать связующую нить (сюжет, цель, логика...)
  • Идея (мысль) дня может тоже наличествовать.
  • Важно уметь вставить стандартное мероприятие в тематический день.
  • Тематический день может быть отрядным или общелагерным.
  • Тема дня - всё что угодно (День индейца, Нептуна, красоты, любви, науки и т.д....)

Желательно, чтоб к теме привязывались не только мероприятия, но и режимные моменты (тематическая зарядка), разные фишки, связанные с темой (не отряды, а племена, у каждого своя фирменная раскраска, и т.п.)

Для примера рассмотрим всё тот же день индейца:

Зарядка: разминка молодого война/охотника (метание копья, преодоление препятствий, загон добычи)

Утром: Посвящение в индейцы - игра по станциям с заданиями на ловкость, дружность, заканчивающаяся визитом к загадочному богу огня и рисованием магического символа на лбу.

Затем можно выйти на тропу войны, и сыграть в зарницу в индейском стиле (вместо погон - животворящий амулет, боевая раскраска...)

“Однако, - говорит вожатый, - война - не лучший способ решения конфликтов”, и поэтому после обеда: великая сходка племён - творческий конкурс: представление от племени, племенная песня, конкурс вождей, шаманов, охотников, поваров.

Тематический день - это заранее запланированная серия дружинных и/или отрядных мероприятий, объединенных целями, задачами, общими названием и темой, проводящихся в 1 или 2 дня.

Тематические дни бывают:

  • По характеру проведения - общелагерные и отрядные
  • По количеству дней - простые (1 день) и составные (более 1 дня).

Требования к тематическим дням:

  • Тема Дня так или иначе перекликается с темой сезона.
  • В простом тематическом дне не менее двух отрядных и лагерных мероприятий.
  • У всех мероприятий единые цели, но разные задачи.
  • Важно предвидеть результаты тематического дня.

5. Условия разработки тематического дня.

При разработке тематического дня необходимо:

  • четко сформулировать цели и задачи дня и отдельных мероприятий;
  • подобрать мероприятия в соответствии с видом дня;
  • учитывать, что погода от нас не зависит;
  • знать, что два одинаковых по типу мероприятия в один день не проводятся;
  • статичное лагерное мероприятие (с одним сюжетом или одной задачей) не должно проводиться более 1 часа, динамичное мероприятие – не более 1,5 часов;
  • помнить, что любой элемент тематического дня требует оформления;
  • помнить, что любой тематический день требует подведения итогов.

Обычно на лагерную смену приходится 3 – 4 тематических дня. При желании можно сделать тематическими хоть каждый день. Вот возможные темы:

  • День рекордов (приложение №1),
  • День здоровья.
  • День сказочных затей (приложение №2).
  • День спорта.
  • День цветов.
  • День проказов и приколов.
  • День космонавтики (приложение №3).
  • День дружбы.
  • День наоборот.
  • День хороших манер.
  • День государственности и др.

Таким образом получается, что тематический день - замечательная организационная находка.

6. Примеры методических разработок тематических дней

Вариант №1

День творчества “Мой Называевск, родной”

  • театрализованное представление: “Говорит Называевск”
  • конкурсы (на разных площадках): ораторов – “Приезжайте в город к нам”, певцов – “Мелодии Сибири”, умельцев – “Сибирский сувенир”, реклам – “Сделано в Называевске”, рисунков – “Уголки родного города!”
  • представление лауреатов, награждение, демонстрация лучших работ, выступлений.

Вариант № 2

День творчества “Русские узоры”

  • посиделки “А у нас...”;
  • конкурсы: частушечников “Сибирские попевочки”, шумовых оркестров “Перезвон”, мастеров росписи “Матрешка”, плясунов “Веселый каблучок”, скороговорщиков “Тараторки”;
  • галерея лауреатов: представление, награждение, выступления.

Вариант № 3

День творчества “Его величество театр”

  • конкурсная программа “Театральные мастера”,
  • конкурсы: художников (“Афиша” спектаклю), пантомимы, выразительного чтения, сценического движения, моя роль...(в костюме), веселых рассказчиков анекдотов, театрального костюма.
  • гала-концерт. Награждение.

Таким образом, тематические дни представляют собой интересную форму организации жизнедеятельности детского коллектива, позволяющие объединить детей и взрослых, придать самобытность лагерной смене, сформировать привлекательный имидж лагеря.

Примерные программы проведения тематических дней в лагере дневного пребывания:

“День мальчиков”

  • Утренний сюрприз. Мелодии о мальчиках, красочные газеты, плакаты, фотоколлажи встречают мальчиков на территории, в столовой и т.д.
  • Театрализованное приветствие
  • Праздничный приказ “Мы вам точно сказать хотим”.
  • Конкурсы: спортивный, военный, бизнес, этикета, хозяин, эрудит (жюри только девочки)
  • Концерт “На сцене только девочки”
  • Парад мальчишек

“День именинника”

  • Газеты Поздравительные телеграммы, открытки от ребят, сказочных и эстрадных звезд и др.
  • Стол подарков от друзей.
  • Шоу-программа “Под знаком “Близнецы”
  • Концерт-капустник “Посвящаем Вам” (по заявкам)
  • “Благодарим...” (ответное слово именинников)

Здравствуйте, мои дорогие читатели. Я — Евгения Климкович. Сегодня мне хотелось бы коснуться не очень любимой нашими детьми, но так необходимой нам, родителям, темы — распорядок дня. Мы, взрослые, понимаем, что жить в обществе, не следуя общеустановленным правилам, невозможно. Однако у детей есть по этому поводу своё мнение: они готовы ложиться спать, когда глаза уже просто не могут смотреть и сами смыкаются; вставать, когда уже все позавтракали; гулять в то время, когда надо учиться.

Если дома мы настойчиво приучаем свои детей соблюдать режим, то в наше отсутствие, например, при предстоящих летом , детям придется подстроиться под уже сложившиеся до них правила жизни вне дома. Так для чего же нужен этот распорядок дня в летнем лагере, не проще ли дать детям отдохнуть вволю после напряженного учебного года. Давайте обсуждать, чтобы и нам было проще объяснить, и детям с первого раза легко понять.

План урока:

Что такое распорядок и с чем его едят?

У некоторых детей хорошая привычка следовать режиму заведена в семье. О распорядке дня имеет представление каждый ребёнок, хоть раз побывавший в пришкольном или оздоровительном лагере. Как правило, это словосочетание ассоциируется с красивым плакатом, на котором в виде списка к определённому времени привязаны все мероприятия, начиная с раннего утра и заканчивая почти поздним вечером.

Но для многих школьников всё-таки остается до конца непонятным, зачем так детально расписывать каждый час. Не проще ли посвящать мероприятиям свободное время по мере его появления? Да и что говорить о детях, если зачастую мы сами не расписываем в планингах, в какое время и что именно необходимо сделать, а просто делаем намётки предстоящих на день дел.

Итак, распорядок дня – это, прежде всего, чередование времени работы и времени отдыха. Только следуя определённому графику, можно правильно распределить нагрузку на организм и предотвратить «я устал, я больше не могу». Более того, режим позволяет правильно использовать наш потенциал по степени важности и срочности дел в зависимости от времени суток, чтобы всё успеть, при этом не устав и потратив минимум времени. Ведь порой за хлопотами и суетой мы зачастую даже забываем про обед и переносим его ближе к ужину. Согласитесь, такое часто бывает.

Если в домашней обстановке режим у ребёнка может состоять из ряда позиций про «встал — позавтракал — пошёл в школу — сделал уроки — спать», в летнем лагере это подробное расписание жизни, чтобы не скучать ни одной минуты, залог хорошего отдыха и оздоровления. Причём все дети прекрасно знают, что расписание закреплено на весь период лагерной смены, и выполнять его следует неукоснительно, чтобы не остаться без полдника, или, чего хуже, не опоздать к построению на экскурсию.

Только не надо пугаться такого, на первый взгляд, военного образа жизни, назначение распорядка дня состоит не в требовательной строгости, а дисциплинированной помощи. Все мы из своего режимного детства помним заветные слова «свободное время», когда можно заняться любимым делом.

Общие правила для распорядка дня

Конечно, у каждого лагеря есть свои подходы к разработке основного поддерживающего дисциплину документа. Однако если объединить в единое целое все подходы к расписанию жизни детей в лагере, можно обозначить основные позиции режима:

  • Всё начинается с подъёма, это обычно интервал от 7 до 8 утра – идеальное время для начала нового дня.
  • Приблизительно через полчаса после подъема одетые, умытые и причёсанные дети дружно идут на зарядку, которая позволит придать всем бодрости, даже тому, кого «подняли, а разбудить забыли». На утренний заряд обычно отводят минут двадцать.
  • Утренняя линейка – обязательный атрибут лагеря, где выстраиваются все отряды, определяются общие мероприятия и задачи на предстоящий день.
  • Дружной шеренгой после построения дети идут завтракать. Прием пищи утром занимает около получаса.
  • Сытые и довольные следующие полчаса юные жители лагеря занимаются либо своими, либо общественными делами. Это время уборки территории, дежурства, звонков домой, просто разговоров и чтения любимых книг.
  • Обычно часам к 10-11 детей собирают на разнообразные отрядные мероприятия. Идут ли они на пляж, занимаются в секциях или едут на экскурсии – всё это они делают вместе и дружно.
  • 13:00 часов — Обед из трёх блюд. И компот!
  • Уставшие после активно проведённой первой половины дня дети не прочь поваляться в кровати, даже если спать они не хотят. В течение 2 отведённых на отдых часов можно просто тихонько поболтать «ни о чём». Старшие отряды с вожатыми решают в этот промежуток свои внутренние организационные вопросы и проводят репетиции. Ну а малыши в силу своей усталости, как правило, сладко сопят.
  • После сна лагерь устраивает небольшой перекус: все идут на полдник, где ждут фрукты и сладкое печенье. Для этого достаточно обычно минут пятнадцати.
  • Последующие два часа, как правило, отводятся общелагерным мероприятиям, среди которых соревнования и конкурсы между отрядами, представления и мастер-классы. В этот промежуток многие лагеря включают и уборку комнат.
  • В период между 18.00 и 19.00 проходит ужин, после которого предоставляется любимое свободное время: можно посмотреть фильмы, просто погулять или рассказать родным о произошедших событиях.
  • В каждом лагере обязательно устраивается вечерняя дискотека, которую дети ждут с нетерпением, так как можно накрасить губы, подушиться одеколоном, щегольнуть новым платьем или красивой рубашкой. Начинается она обычно в районе 20.00.
  • На вечерней линейке приблизительно в 22.30 некоторых хвалят за успехи, других песочат за поведение, в общем, подводят итоги прошедшего дня.
  • После линейки ближе к 23.00 часам с почищенными зубками и расплетёнными косами дети укладываются спать, чтобы завтра начать новый, не менее интересный день.
  • Как правило, в 23.00 в лагере наступает полная тишина.

Согласитесь, не так уж и плох этот распорядок дня. Мне дак очень даже нравится! Особенно тихий час)

Особенности режимов в лагерях

Принимая за основу общие правила распорядка дня, многие учреждения отдыха для детей устанавливают свои, исходя из специфики предоставления услуг. Прежде всего, это относится к , ежедневная работа которых сокращена до половины суток.

Начинается каждый день жизни такого лагеря с утреннего приёма детей, которые приходят или приезжают в школу обычно к полдевятому — девяти. Обязательными атрибутами (ведь это всё-таки лагерь!) является утренняя зарядка и линейка. Зачастую это происходит на свежем воздухе, так как по утрам дети собираются из домов одетые, не нужно тратить время на сборы. После завтрака начинается время для поездок, спортивных занятий и творческих кружков. Как и в других лагерях, обед приходится на 13.00-14.00 часов, после которого, в зависимости от вида площадки, следует либо сон, либо время подвижных игр на свежем воздухе, если позволяет погода.

Лагеря, которые работают неполный рабочий день, отправляют детей домой около 15.00. Пришкольные площадки полноценного дня после тихого часа посвящают время различным мероприятиям, кормят детей полдником и после 17.00-18.00 часов отпускают к родителям.

Другие по профилю лагеря, например спортивные, могут раньше вставать и раньше ложиться, больше времени уделять спортивным мероприятиям и походам, исключая или сокращая по времени дневной отдых. Оздоровительные санатории наоборот уделяют больше времени на сон и в некоторых случаях увеличивают количество приемов пищи.

В заключении хотелось бы отметить, что любое обязательное правило, к коим относится и распорядок дня, можно преподнести для ребёнка в виде игры, сделать это весело и интересно. Тогда оно не будет пугать своим неукоснительным соблюдением, а станет настоящим помощником для успешного выполнения поставленных задач.

Ну а для тех, кто до сих пор не понял, что такое расписание и зачем оно нужно, представляю следующее видео) Там все очень подробно! Я так понимаю, это вожатые покуражились) Молодцы!

Не забудьте ознакомиться со .

Делитесь статьей и высказывайте своё мнение, друзья. Буду вам за это очень благодарна! Невозможно знать всё, но всему можно научиться. Давайте это делать вместе!

Всегда ваша, Евгения Климкович!

С "соотрядниками" и любовь к своим вожатым часто зарождается на вечерних свечках.

Что такое вечерняя свечка

Правила проведения огонька

Свечка в лагере проводится по определённым правилам, соблюдение которых обеспечит решение всех поставленных задач. Эти правила заключаются в следующем:

  • вожатый должен подготовить детей к предстоящей свече;
  • все участники располагаются на одном уровне и на одинаковом расстоянии от свечи или предмета, её заменяющего;
  • нельзя перебивать говорящего;
  • не допускается обсуждение конкретной личности, допускается осуждение лишь плохих поступков;
  • нельзя есть и пить во время огонька;
  • разговоры должны вестись спокойно, следует избегать повышенных тонов;
  • через центр круга переходить строго запрещается;
  • всё сказанное должно оставаться между участниками свечи;
  • сбор на свечу должен всегда быть неформальным, без принуждения;
  • тема мероприятия должна быть актуальной для его участников.

Это лишь основные законы проведения свечки в лагере. Каждый отряд может следовать и своим собственным традициям.

Свечи оргпериода

По временному развитию смены свечи подразделяются на огоньки оргпериода, основного и итогового.

Цель свечей оргпериода состоит в знакомстве, адаптации и побуждении ребят к общению и совместной деятельности.

Что сказать на свечке в лагере? Вожатый должен тщательно подготовиться к первому огоньку. Ему следует рассказать об истории лагеря, описать местность, в которой он расположен, познакомить детей с местными легендами. Рассказ не должен быть слишком перегруженным различной информацией, его следует "разбавить" весёлыми шутками, историями, личными воспоминаниями.

Огоньки, направленные на знакомство, могут проходить в следующих форматах::

  • Рассказ-эстафета. По кругу передаётся предмет (можно придумать символ отряда и передавать его). Каждый, в чьих руках он оказался, рассказывает о себе.
  • Конверт откровений. Ведущим подготавливается конверт с необычными вопросами. Каждый участник свечи вытягивает вопрос и отвечает на него.
  • Шкатулка с любимыми вещами. Каждый член отряда рассказывает не о себе, а о своей любимой игрушке, талисмане или предмете, который его характеризует. Можно продемонстрировать эту вещь на огоньке.
  • Гороскоп. Все участники огонька распределяются по группам - знакам зодиак. Вожатый представляет характеристику каждого из представленных знаков и предлагает каждой группе составить её "портрет" из фактов про каждого её участника, подтверждающем правдивость гороскопа.
  • Запоминающийся день. Каждый ребёнок рассказывает о самом ярком дне своей жизни.

Огоньки оргпериода могут отличаться низкой активностью и зажатостью детей. Вожатый должен приложить все усилия, чтобы сделать обстановку доброжелательной и непринуждённой, побуждая детей к откровенному и эмоциональному разговору.

Огоньки основного периода

В самом разгаре смены основная цель огоньков - анализ и оценка совместной деятельности отряда и каждого его члена.

Темы для свечек в лагере в середине смены зависят от задач, которые ставит перед собой вожатый.

Для сглаживания конфликтов в процессе проведения огонька темы могут быть следующими:

  • Письмо другу. Участники пишут "письмо" родным или близким людям, в котором делятся своими переживаниями. Затем все ребята зачитывают свои послания.
  • Хочу понять. Этот огонёк допускает возможность бессистемного расположения участников. Каждый ребёнок может подойти к другому и задать вопрос, начинающийся с "Я хочу понять....".
  • Разговор с попутчиком. Каждый участник огонька рассказывает "попутчику" о лагерных событиях.
  • Круг молчания. Все участники располагаются спиной к центру круга. Разворачивается только говорящий. Постепенно высказываются все ребята, втягиваясь в обсуждение проблемного вопроса.

Тематические свечки в лагере можно провести в течение смены в зависимости от событий и логики.

Примерами тематических огоньков могут быть:

  • огонёк о дружбе и любви;
  • свеча, посвящённая памятной дате;
  • песенная свеча;
  • огонёк на экологическую тематику и т.п.

Можно дополнить огонёк песнями под гитару, подходящими по смыслу к его теме.

Огоньки итогового периода

Задачей огоньков итогового периода является подведение итогов смены. Каждый ребёнок должен проанализировать собственные изменения за период пребывания в лагере и увидеть и оценить перемены в других.

Формат огоньков может быть таким:

  • Цепочка. Первый участник говорит несколько фраз, отражающих его впечатление о смене, его сосед продолжает разговор и передаёт слово по цепочке далее.
  • Роль отряда. Каждый из ребят вслух размышляет по очереди над вопросом "Чем отряд стал для меня за смену?".
  • Рассказы друг о друге. Ребята по очереди высказывают мнения и впечатления от общения с одним из членов отряда. Таким образом, каждый получает о себе коллективное мнение.

Каждая из свечек в лагере должна проходить душевно и сопровождаться совместными действиями, например, завершаться отрядной песней или совместным гашением свечки. Каждый из участников должен чувствовать себя полноценным членом коллектива, мнение которого ценится и уважается.

Тематический день — программа содержательной деятельности детей и взрослых вокруг какой-либо темы, проблемы.

Тематические дни, как правило, имеют название, например: День именинника, День мам, «Помнит мир спасенный...», «Его величество театр» и т. д.

Программа дня может включать различные направления деятельности:

Интеллектуальное (викторины, игры);

Трудовое (труддесанты, работа в творческих мастерских);

Творческое (конкурсы, концерты);

Спортивное (соревнования, эстафеты);

Организаторское (советы дел, ведущие, оргкомитет, члены жюри).

Тематические дни для всего лагеря . В содержании дня предусматриваются дела для ребят разных возрастов, а также программы для всех.

Разработку планирования и организацию такого тематического дня берет на себя координационный совет, куда входят председатели советов отдельных дел дня.

Тематический день на каждый день . Планируются центральные дела дня, за организацию которых ответственен тот или иной отряд или творческая группа (оргкомитет) из числа ребят, интересующихся определенной темой. Такие дни могут быть как в общелагерных, так и в отрядных планах. Например: «День спорта» (соревнования, трибуна наград). «День туриста» (поход, туристическая эстафета, конкурс «Лесная фантазия»), «День дозорных» (отряд дежурит по лагерю), «День памяти» (возложение венков к памятнику 22 июня, линейка), «День веселых мастеров» (работа в мастерских, конкурс-выставка «Своими руками», награждения, концерт-экспромт), «День барона Мюнхгаузена» (конкурс на лучший рассказ-небылицу, задание отыскать ошибки в рассказе барона и др.), «День Шерлока Холмса» (конкурсы, игры на внимание, наблюдательность), «Речной день» (соревнования по плаванью, игры на воде), «День военного положения» (военная игра), «День смеха» (смехопанорама), «День фантазеров» (конкурс фантпроектов), «День музыки» (концерт «Мелодия»), «День села» (встреча с сельскими ребятами, трудовые дела).

Тематические дни, включенные в циклограмму работы лагеря . Ответственность за организацию таких дней могут нести:

Дежурный отряд;

Совет дела (представители разных отрядов);

Оргкомитет.

Ниже мы предлагаем вам несколько примерных программ проведения тематических дней в лагере:

Мой Новосибирск родной

Театрализованное начало: «Говорит Новосибирск».

Конкурс ораторов «Приезжайте в город к нам», певцов — «Мелодии Сибири», народных умельцев — «Сибирский сувенир», реклам — «Сделано в Новосибирске», рисунков -— «Уголки родного города». Конкурсы проводятся на разных площадках.

Демонстрация лучших работ, награждение выступлений, представление лауреатов.

День мира

Шествие и торжественный митинг у памятника «Помнит мир спасенный».

Конкурс рисунков на асфальте, плакатов «Мы мечтою о мире живем» (участвуют младшие отряды).

Военно-спортивная эстафета «Смелые. Сильные. Ловкие.» Участвуют разновозрастные команды отрядов.

Час встреч «У нас в гостях участники войны, труженики тыла». Мероприятие проходит по отрядам или по возрастным группам.

Программа «А песня ходит на войну...»: театр военной песни, солист с гитарой, музыкальная викторина, гости программы.

Его величество театр!

Просмотр спектакля.

Конкурс художников «Афиша» — нарисовать афишу к просмотренному спектаклю.

Конкурс выразительного чтения и сценического движения «Моя роль...» (в костюме).

Конкурс театрального костюма.

Гала-концерт. Награждение.

ДЕНЬ ЛЕСА

Игра-путешествие «Тайны зеленого бора»

(старшие отряды проводят для младших)

Лесная эстафета:

игровые задания,

викторины (старшие проводят для средних)

Выставка «Лесная фантазия»:

Сбор материалов и оформление

Работа жюри

«Лесоконцертный зал приглашает...»:

музыкальные клипы

Аукцион лесных даров

ДЕНЬ ЦВЕТОВ

Прогулка в лес:

Подготовка к выставке цветочных композиций

Конкурсы на выставке:

- «Придумай название»

- «Самый внимательный посетитель»

- «Знатоки цветов»

«Цветик-семицветик»: Игры, эстафета для всех

Концерт-ромашка (выступление младших отрядов)

Карнавал цветов: костюмированное представление старших отрядов

Цветодискотека.

ДЕНЬ СКАЗКИ

Сказочная зарядка (проводят герои сказок)

Путешествие в Сказочный лес

Программа конкурсов «В гостях у царевны Несмеяны»

Богатырские потешки

(спортивные соревнования для мальчиков)

Брейн-ринг «В некотором царстве»

Вечерняя программа «Дом сказок»

(театрализованное действо с играми, затеями, потехами)

ДЕНЬ ДЕВОЧЕК

«Сюрприз с утра»:

песня у окна

Джентльменская линейка:

Творческие поздравления

Сувениры (сердечки, солнышки) в подарок девочкам

Эстафета конкурсов:

«А ну-ка, девочки!», конкурс модельеров, хозяюшек, танцевальный конкурс, литературный турнир (жюри - только мальчики)

Шоу-программа «В кафе "Людмила"»:

Награждения по номинациям

Угощения

Танцевально - развлекательные паузы

ДЕНЬ МАЛЬЧИКОВ

Утренний сюрприз:

Песни о мальчиках

Красочные газеты

Плакаты, фотоколлажи

Праздничный приказ «Мы вам точно сказать хотим...»

Конкурсы:

«Хозяин», «Эрудит» (жюри — только девочки)

Шоу-программа «В кафе "Руслан"»:

Показательные выступления (на сцене только девочки)

Награждения по номинациям

Парад мальчишек

Дискотека

ДЕНЬ ИМЕНИННИКОВ

Пресс-стена «Поздравляем...»:

Поздравительные телеграммы

Открытки от ребят, сказочных героев, эстрадных звезд и др.

Стол подарков:

Праздничный обед (специальный стол для именинников)

Поздравительные тосты друзей

Шоу-программа «Под знаком именинника»

Концерт-капустник «Мы посвящаем Вам...»

(музыкальная программа по заявкам)

Лотерея имен

Ответное слово именинников «Благодарим...»

Танцы, игры, затеи

Спортивный стенд в летнем лагере

Не секрет, что качество проведения любого дела далеко не в последнюю очередь зависит от того, как оно оформлено, т. е. речь идет о таких средствах наглядности, как афиши, вывески, стенды и проч. Мы предлагаем вам свой вариант оформления спортивного стенда на всю смену лагеря (см. рис.).

На стенде могут быть представлены следующие рубрики:

Спортинформбюро представляет . Это спортивный календарь смены — информация о спортивных делах отрядов, например: «День бегуна», «Веселые старты», «Спортивная кругосветка», «Встреча по пионерболу», «Розыгрыш кубка по футболу» и т. п.

Спортивные звезды сезона. Размещаются фотографии (или таблички с именами и фамилиями) ребят, ставших призерами спортивных состязаний (с указанием отряда и вида спорта). Это может быть:

Пьедестал почета: сменная информация по итогам прошедших в лагере соревнований по различным видам спорта (индивидуальные, командные первенства).

Флаг поднят в честь: стойка с флагами разных цветов; с эмблемами тех или иных соревнований; табличка с фамилиями указывает, в честь кого поднят флаг.

Герои «Дня Нептуна»: имена и фамилии ребят-победителей конкурсов или соревнований на воде.

Шахматный трон: почетное место для информации о победителях шахматного турнира.

Летние игры . Смена может включать в себя следующие четыре тура:

. «Лесной стадион»;

. «На солнечной полянке»;

. «Школа мячиков»;

. «Голубая волна».

Имена победителей каждого тура размещают на свободном лепестке цветка (см. рис.). В середине цветка можно отметить имена тех, кто стал призером по общим итогам прошедших игр.

От старта к финишу. Это своеобразный экран соревнований, изготовленный в виде плаката. Соревнования могут проходить по различным игровым направлениям. Например.