Петр Лавров: биография, деятельность и интересные факты. Петр лавров основные идеи

2(14).06.1823, с. Мелехово Великолукского уезда Псковской губ., - 25.01(6.02).1900, Париж

критик, публицист, философ, социолог, поэт. Революционный народник. Сын помещика, полковника в отставке, принадлежавшего к старинному дворянскому роду; мать, урожденная Гандвиг, - из обрусевшего шведского рода. Получил хорошее домашнее образование (с детства знал французский, немецкий языки). Учился в Артиллерийском училище в Петербурге (1837-1842); по окончании офицерского класса (1844) был оставлен, по рекомендации академика М.В.Остроградского, в училище репетитором математических наук. Полковник (1858), профессор Артиллерийской академии.
В 1856 г. он послал Герцену свои стихотворения, из которых два - "Пророчество", "Русскому народу", обличающие Николая I, были напечатаны в сборнике "Голоса из России" (1857. Кн.IV). Пропагандировал социалистические идеи в редактируемом им (со второго тома - полностью) "Энциклопедическом словаре, составленном русскими учеными и литераторами" (1861-1863), доведенном до буквы "Е" и запрещенном, в журнале "Заграничный вестник" (1864-1866), где вел отдел "Иностранная жизнь". Подписался под протестом литераторов Петербурга против ареста М.Л.Михайлова, участвовал в студенческих волнениях в Петербурге осенью 1861 г., организовывал через Литературный фонд материальную помощь заключенным. В 1862 г. вступил в подпольную организацию "Земля и воля". Сблизился с Чернышевским незадолго до его ареста. С 1862 г. за ним. была установлена слежка III отделением.
25 апреля 1866 г., вскоре после покушения Д.В.Каракозова на Александра II, Лавров был арестован, обвинен во "вредном образе мыслей", связях с политическими преступниками и др., уволен со службы и по приговору военного суда (январь 1867 г.) сослан в Вологодскую губ., где жил с 1867 по 1870 г. (Тотьма, Вологда, Кадников). В 1868-1869 гг. в газете "Неделя" опубликовал под псевдонимом П. Миртов "Исторические письма" (отд. перераб. изд. 1870), ставшие манифестом революционного народничества.
В феврале 1870 г. с помощью Г.А.Лопатина бежал из Кадникова через Петербург в Париж. Больше на родине он не был. Его почти 30-летняя жизнь за границей (с 1877 г. - почти безвыездно в Париже) наполнена революционной деятельностью. Он член I Интернационала, участник Парижской Коммуны 1871 г., посланный ею в Лондон для организации интернациональной помощи (что послужило поводом к встрече с К.Марксом и Ф.Энгельсом), глава русской политической эмиграции. Подобно Герцену, Лавров. был неутомимым издателем революционной литературы: издавал и редактировал "непериодическое обозрение" "Вперед!" и газету с тем же названием, редактировал журнал "Вестник "Народной воли" совместно с Л.А.Тихомировым (Париж, 1883-1886), "Материалы для истории русского социально-революционного движения" (Париж, 1893-1896). На базе сборников "Вперед!" возникло также одноименное книгоиздательство, выпустившее с 1873 по 1877 г. 16 названий книг и брошюр, в т.ч. "Письма без адреса" и "Пролог" Чернышевского, "Сказку о Мудрице Наумовне" и "Из огня да в полымя!" С.М.Кравчинского.
Резко осудил деятельность С.Г.Нечаева, критиковал анархизм М.А.Бакунина и заговорщическую тактику П.Н.Ткачева. В программе, опубликованной в первом сборнике "Вперед!", на первое место было выдвинуто положение, что "перестройка русского общества должна быть совершена не только с целью народного блага, не только для народа, но и посредством народа.

Соч.: Избр. соч. на социально-политические темы в восьми томах: Тт. I-IV / Вступ.ст. и общ.ред. И.А.Теодоровича; Коммент., библиогр. и биогр. очерки И.С.Книжника-Ветрова. М., 1934-1935; Философия и социология. Избр. произв.: В 2 т. / Сост. и примеч. И.С.Книжника-Ветрова; Вступ.ст. И.С.Книжника-Ветрова и А.Ф.Окулова. М., 1965; Этюды о западной литературе / Под ред. А.Гизетти, П.Витязева; Вступ.ст. А.Гизетти. Пг., 1923; Стихотворения / Поэты-демократы 1870-1880-х гг. Л., 1968.

Лит.: Переписка К.Маркса и Ф.Энгельса с русскими политическими деятелями. 2-е изд. М., 1951; Плеханов Г.В. Конспект речи в день похорон П.Л.Лаврова / Литературное наследие Плеханова. М., 1934. Сб. 1; "Вперед!" Сб. ст., посвященных памяти П.Л.Лаврова / Под ред. П.Витязева. Пг., 1920; П.Л.Лавров. Статьи, воспоминания, материалы. Пб., 1922. Сб.IV; Володин А.И., Итенберг Б.С. Лавров. М., 1981; Антонов В.Ф. Революционное творчество П.Л.Лаврова. Саратов, 1984; Коновалов В.Н. Литературная критика народничества. Казань, 1978. С.69-82; Лукин В.Н. П.Л.Лавров как эстетик и литературный критик. Саратов, 1979; Буданова Н.Ф. Роман И.С.Тургенева "Новь" и революционное народничество 1870-х годов. Л., 1983; Мысляков В.А. Салтыков-Щедрин и народническая демократия. Л., 1984. С.55-99; Итенберг Б.С. П.Л.Лавров в русском революционном движении. М., 1988.

Лавров, Петр Лаврович

Философ позитивистического направления, русский эмигрант. Род. в 1823 г.; окончил курс в артиллерийском училище; был преподавателем математики, помощником редактора "Артиллерийского Журнала", в 1861-64 гг. - редактором выходившего тогда "Энциклопедического Словаря", негласным редактором "Заграничного Вестника". В конце шестидесятых годов Л. подвергся административной ссылке и бежал за границу, где редактировал социалистические издания на русском языке. Помимо множества статей по философии, педагогии, антропологии, истории, литературе, политической экономии, помещенных в разных журналах и газетах, Л. издал отдельно: "Очерки вопросов практической философии" (СПб., 1860); "Три беседы о современном значении философии" (СПб., 1861); "Очерк истории физико-математических наук" (вып. 1, СПб., 1866; в "Мор. Сборнике" 1865-66 г. напечатано гораздо больше, чем в отдельном издании); "Исторические письма" (СПб., 1870); "Опыт истории мысли" (вып. 1, СПб., 1874); "L"idée du progrès dans l"anthropologie" (П., 1873); "Опыт истории мысли нового времени" (т. I, Женева, 1888 и сл.); "Государственный элемент в будущем обществе" (Л., 1876). Л. называет свое учение антропологизмом и видит элементы его у Протагора, древних скептиков, сенсуалистов, Конта и особенно у Фейербаха. Философская мысль есть специально мысль объединяющая, теоретически-творческая. Она черпает весь свой материал из знания, верования и практических побуждений, но вносит во все эти элементы требование единства и последовательности. Всякое мышление и действие предполагает, с одной стороны, мир, как он есть, с законом причинности, связывающим явления, с другой - возможность постановки вами целей и выбора средств по критериям приятнейшего, полезнейшего, должного. Но то и другое существует не само по себе, а для нас; следовательно, исходной точкой философского построения является человек, проверяющий себя теоретически и практически и развивающийся в общежитии. Антропологизм допускает три здоровые области зрелого теоретического мышления: знание, свободное сознательное творчество искусства, критически-объединяющее творчество философское. Нравственность не прирождена человеку: далеко не все вырабатывают себе нравственные побуждения, точно так же как далеко не все доходят до научного мышления. Прирождено человеку лишь стремление к наслаждению; развитой человек вырабатывает наслаждение нравственной жизнью и ставит его на высшую ступень в иерархии наслаждений. Большинство останавливается на способности расчета пользы. Нравственная жизнь начинается в элементарной форме выработкой представления о личном достоинстве и стремлением воплотить его в жизни; она получает прочную основу, когда человек сознает, что процессу этой жизни присуще развитие, вырабатывает в себе способность наслаждения собственным развитием и потребность развиваться. По самой сущности этого процесса с ним нераздельна критика. Дальнейшим признаком нравственного убеждения является требование нравственности общественной, заключающейся в укреплении и расширении общественной солидарности. Отсюда признание за другими личностями человеческого достоинства и требование поступать с ними сообразно их достоинству. Вся этика исчерпывается основными понятиями достоинства, развития, критического убеждения и справедливости. Для развитого человека они так же определенны и обязательны, как понятия геометрии. Социология исследует формы проявления, стремления и ослабления солидарности между сознательными органическими особями и потому охватывает, с одной стороны, все животные общества, в которых особи выработали в себе некоторую степень индивидуального сознания, с другой - не только существующие уже формы человеческого общежития, но и те общественные идеалы, в которых человек надеется осуществить более солидарное, а вместе и более справедливое общежитие, и те практические задачи, которые вытекают из стремления осуществить эти идеалы. Прогрессом Л. считает одновременное усиление сознательных процессов в особи и солидарности в обществе. Прогрессивное движение прочно лишь тогда, когда интересы большинства совпадают с убеждениями наиболее развитого меньшинства. История, как процесс, есть процесс развития, обусловленный положительным или отрицательным проявлением прогресса. История, как наука, есть отыскание закона последовательности в развитии индивидуального сознания и в фазисах солидарности между личностями. Главная ее задача - отделение для каждой эпохи, в области сознания и солидарности, характеристических черт от переживаний старого и от зародышевых состояний нового. О Л. см. Антонович, "Два типа современных философов" ("Совр." 1861, 4), Д. Писарев. "Схоластика XIX в." ("Рус. Сл." 1861, 5); H. Шелгунов, "Историческая сила критической личности" ("Дело", 1870, 11); П. Щебальский, в "Русском Вестнике" (1871, 2); A.A. Козлов, в "Знании" (1871, 3); С. Южаков, "Субъективный метод в социологии" ("Знание", 1873,10); П. Никитин (Ткачев), "Роль мысли в истории" ("Дело", 1875, 9 и 12); В. А. Попов, "О самозарождении организмов" ("Прав. Собес." 1877, 5); В. К., "Позитивизм в русской литературе" ("Рус. Бог." 1889, 4-6); H. Г. Дебольский. "О высшем благе" (стр. 2-7, 26-51); J. Kolubowsky, "Philosophie in Russland" ("Zeitschr. f. Philos.", т. 103).

{Брокгауз}

Лавров, Петр Лаврович (дополнение к статье)

Русский политический деятель, философ и публицист (дополнительная статья о той стороне деятельности Л., о которой ранее нельзя было писать по цензурным условиям). В 1866 г., после покушения Каракозова, Л. был арестован и предан военному суду. Непричастность его к Каракозовскому делу не подлежала ни малейшему сомнению; суд признал его виновным только в сочинении нескольких революционных стихотворений, в близости к людям преступного направления (Чернышевскому, Михайлову и др.) и в проведении вредных идей путем легальной печати. Л. был приговорен к увольнению со службы (в чине полковника) и ссылке в Кадников Вологодской губернии. Оттуда он сотрудничал в "Отечественных Записках" и "Неделе"; в последней им были напечатаны в 1868-69 гг. его знаменитые "Исторические Письма", подписанные псевдонимом: Миртов. В феврале 1870 г. Герман Лопатин организовал побег Л. из Кадникова. Л. поселился в Париже, где его застала осада города германскими войсками и коммуна; во время последней он сблизился со многими коммунарами, в особенности с Варленом. Из Парижа Л. отправился в Лондон, где познакомился с Марксом и Энгельсоном, с которыми сохранял дружеские отношения до их смерти. Там он вступил в международное общество рабочих. В 1872 г. делегаты от русских революционных кружков предложили Л. организовать издание русского заграничного журнала. Л. согласился, переехал в Цюрих и с 1873 по 1875 г. издал 3 тома непериодического издания "Вперед" (см. доп. ст.), при котором в 1875-77 гг. выходила двухнедельная газета под тем же названием. "Вперед" выступил с программой рабочего и в особенности крестьянского социализма, выставив своей задачей подготовление социальной революции. Программа была построена на признании двух родов борьбы, которую должен вести всякий мыслящий человек: "борьбы реального миросозерцания против миросозерцания богословского, науки против религии", и "борьбы труда против праздного пользования благами жизни, борьбы равноправности личности против монополии во всех ее формах и проявлениях, борьбы рабочего против классов, его эксплуатирующих, борьбы свободной ассоциации против обязательной государственности, короче говоря, борьбы за реализацию справедливейшего строя общества". Главным классом, на который рассчитывал "Вперед", был тем не менее не класс рабочий, а класс крестьянский; социализм журнала "Вперед" был вполне окрашен в крестьянский оттенок. Журнал, редактированный Л. (кроме последнего, 5-го тома), был органом революционного народничества, выразившегося в так называемом хождении в народ в 1870-х гг. Он вел борьбу не только с русским правительством, но и с анархизмом Бакунина. Л. не вполне разделял надежды тогдашних народников на революцию и ее торжество в скором времени, самое большее в 2 - 3 года, но все же был не очень далек от подобных верований. Вера в близость революции создала в России благоприятную почву для идеи Бакунина и Ткачева, находившей сильный отголосок даже в кругах народников (напр. у Мышкина), что живому человеку теперь поздно учиться, что он все свои силы должен посвятить активной деятельности, довольствуясь тем запасом знания, какой у него имеется, подобно тому как, находясь у постели умирающего, поздно отправляться в медицинскую школу, а нужно лечить на основании имеющихся знаний. Л., напротив, очень высоко ценил науку и знание и потому энергично боролся с этой идеей, требуя от молодежи ученья. Арест почти всех деятелей народнической фазы революционного движения в России (1874-5 гг.), за которым последовал ряд политических процессов (так называемый процесс 50-ти в Москве и 193-х в Петербурге 1877-78), нанес сильный удар народническому направлению, особенно в практической его деятельности, и последняя должна была изменить свой характер. Под влиянием событий в России произошло изменение и в политическом миросозерцании Л. Увлекаемый ходом революционной мысли в России, ни в каком случае не идя впереди ее, он в конце 1870-х гг. сделался, хотя и не безусловным и несколько колеблющимся, сторонником нового революционного направления, известного под именем народовольчества (см. Народная Воля). В 1882 г. Л. был одним из основателей в Париже "Красного Креста Народной Воли" (см.), за что был выслан из Франции; в 1883 г. он получил возможность вернуться в Париж, где и жил до самой смерти. С 1883 по 1886 гг. он был одним из редакторов непериодического издания: "Вестник Народной Воли". В 1892-96 гг. Л. принимал участие в издании " Материалов для истории русского социально-революционного движения", в которых поместил две статьи: "История социализма и русское движение" и "Народники 1873-78 гг.". Вообще Л. писал чрезвычайно много как в легальных, так и в нелегальных изданиях. Его псевдонимы в легальной литературе Миртов, Щукин, П. Кедров, П. Угрюмов, П. Крюков, С. Кошкин, П - ский и многие др. Библиографию его сочинений см. в "Вопросах психологии и философии" (1890), в "Материалах для истории философии в России" Я. Н. Колубовского и во "Введении в изучение социологии" Н. И. Кареева. Библиографии его нелегальных сочинений нет. Начиная с конца 1890-х гг. стали появляться также в России частью старые, частью новые работы Л., выходившие под разными псевдонимами. Так появились: С. С. Арнольди, "Задачи понимания истории. Проект введения в изучение эволюции человеческой мысли", издание М. Ковалевского (Москва, 1898); Арнольди, "Современные учения о нравственности и ее истории" (СПб., 1904); Арнольди, "I. Кому принадлежит будущее. II. Из рукописей 1890-х гг." (СПб., 1905); Доленга, "Важнейшие моменты в истории мысли" (М., 1903; несколько сокращенная по цензурным причинам перепечатка самого замечательного из философских сочинений Л., изданного за границей и оставшегося неоконченным: "Опыт истории мысли"); "Исторические письма" (издание редакции "Русское Богатство", СПб., 1905). Л. писал и на иностранных языках, преимущественно статьи о России. В первом томе "Jahrbuch für Sozialwissenschaft und Sozialpolitik, herausgegeben von Dr. Ludwig Richter" (Цюрих, 1879) ему принадлежит обозрение истории революционного движения в России. В "Neue Zeit" 1889 г. он напечатал биографию и характеристику своего друга Германа Лопатина. Умер Л. 25 января 1900 г. См. П. Н. Милюков, "П. Л. Л." (некролог, "Мир Божий", 1900, № 3); С. Ан-ский, "П. Л. Л." ("Русское Богатство", 1905, № 8); "Воспоминания педагога", В. Г. фон Бооля ("Русская Старина", 1904, № 9); "Страничка из воспоминаний", Лесевича, в сборнике "На Славном Посту"; Засодимский, "Страничка из литературных воспоминаний" ("Исторический Вестник", 1904, № 5); "Семидесятилетие П. Л. Л. Отчет о праздновании 14 июля 1893 г." (издание группы старых народовольцев, Женева, 1898); Кареев, "Теория личности П. Л. Л." ("Историческое Обозрение", 1901); М. Негрескул (дочь Л.), "Отрывки из воспоминаний" (о бегстве П. Л. Л. из Кадникова, "Сын Отечества", 1905, № 245); J. Halaida, "Peter Lаwrow" ("Socialistische Monatshefte", 1900).

В. В-в.

{Брокгауз}

Лавров, Петр Лаврович

(1823-1900) - бывш. преподаватель Мих. арт. училища и ред-р "Арт. Журн.", впоследствии известн. рус. эмигрант и философ позитив. направления. Окончив курс Мих. арт. училища в 1842 г. прап-ком, Л. был сейчас же перечислен в офиц. классы его (ныне Мих. арт. академия), по окончании которых в 1844 г. был оставлен репет-ром, а в 1849 г. утвержден в должности преподавателя математики. В 1853 г. в чине штабс-капитана зачислен в лейб-гвардии 2-ю арт. бригаду и утвержден чл. конф-ции Мих. арт. академии. В 1855 г., во время Крымск. кампании в чине кап. был командирован летом в крепость Нарву в помощь начальнику гарнизона. В 1858 г. произв. в полк., а в 1860 г. утвержден, кроме того, в должности наставника-наблюдателя в Конст. воен. училище. В апр. 1866 г. был арестован по подозрению в соучастии в деле Каракозова, но на воен. суде, которому он был передан в авг. того же года, ясно была установлена его непричаст-ть к делу, а "за хранение у себя сочинений преступного содержания и за близкие сношения с людьми, известными правительству своим преступным направлением", он был приговорен к 3-мес. аресту, причем генерал-аудиториат нашел, что Л. не может быть терпим на службе; в начале 1867 г. он был уволен в отставку с чином полковника и сослан на поселение внутрь России под строг. надзор полиции. Вскоре ему удалось скрыться за границу, где он оставался до смерти, посвятив себя всецело философской, литературной, а отчасти и революц. деятельности, оставив после себя много крупных сочинений, гл. обр., по философии. Как препод-тель, Л. пользовался больш. уважением слушателей (В . К . Позитивизм в рус. лит-ре. "Рус. Бог.", 1889).

{Воен. энц.}

Лавров, Петр Лаврович

изв. социолог и философ, теоретический вождь революц. движений 1870-х гг., б. проф. Михайловск. артилл. акад., р. 2 июня 1823 в с. Мелехове, Псковск. г., в двор. семье, † 25 июня 1900 в Париже (псевд. Арнольди, Доленги, Кедров, Миртов).

{Венгеров}

Лавров, Петр Лаврович

Социолог, философ, публицист и критик. По происхождению дворянин. Образование получил в артиллерийском училище в Петербурге, - был профессором математики в Артиллерийской академии. В 60-х гг. принимал деятельное участие в литературе и общественной работе и в студенческом движении, сблизился с Чернышевским, входил в состав первой "Земли и воли". После покушения Каракозова Л. был арестован и сослан в Вологодскую губ. В ссылке Л. было написано самое известное его произведение - "Исторические письма". В 1870 он при помощи Лопатина бежал в Париж, где связался с зап.-европейским рабочим движением и вступил в число членов I Интернационала. В целях организации помощи осажденной Парижской Коммуне ездил в Лондон, где познакомился с Марксом и Энгельсом. В 1873-1877 редактирует журн. "Вперед" и одноименную двухнедельную газету [в 1875-1876] - органы возглавлявшегося Л. направления русского народничества, так наз. лавризма. После убийства Александра II сближается с народовольцами и в 1883-1886 редактирует вместе с Тихомировым "Вестник Народной воли". Л. умер в Париже, где и похоронен. По философским своим воззрениям JI. был эклектиком, пытавшимся сочетать в одно учение системы Гегеля, Фейербаха, Ф. Лангe, Конта, Спенсера, Прудона, Чернышевского, Бакунина, Маркса. Основной чертом его мозаичного миросозерцания был позитивистический агностицизм. Как историк и социолог Л. был идеалистом и субъективистом. Процесс исторического развития он оценивал с точки зрения субъективно выбранного нравственного идеала. Историю в конечном счете делает по своей воле образованное и нравственное меньшинство ("критически мыслящие личности"). Поэтому первой задачей революционных деятелей является выработка нравственного идеала, к осуществлению которого им и надлежит стремиться в своей практической деятельности. Своему идеалу Л. дал следующую формулировку: "Развитие личности в физическом, умственном и нравственном отношении, воплощение в общественных формах истины и справедливости". Морализующий и академический характер социально-политической программы Л. сделал его вождем правого крыла русских революционеров 70-х гг. Революционный подъем 70-х гг. привел к быстрой потере Л. его популярности и переходу гегемонии в революционном движении к бакунизму. Призывая к единству всех социалистических направлений, Л. стремился к включению в свою систему и элементов марксизма. Несмотря на это, социализм Л. носил типично народнический характер (учение об особых путях развития России, о крестьянстве как носителе социалистического идеала и т. д.). Однако связь лавристов с международным рабочим движением, их большое внимание к работе среди городских рабочих привели к тому, что лавризм сыграл некоторую роль в деле подготовки кадров для первых соц.-дем. кружков в России.

В вопросах искусства Л. первоначально [в 50-60-х гг.] стоял на позиции чистого искусства. В 70-80-х годах Л. стал ценить искусство с точки зрения соответствия его содержания идеалам революционной интеллигенции (ст. "Два старика", 1872, - о Гюго и Мишле - и др.), не переставая говорить о "стройности формы". Реакционное искусство признается им не только вредным, но и не имеющим эстетической ценности. Л. один из первых занялся изучением революционной и рабочей поэзии (статьи "Лирики тридцатых и сороковых годов" - о Гервеге, Эб. Эллиоте и др., 1877). В 90-х гг. Л. становится на точку зрения отрицания искусства как самостоятельной надстройки: единственная задача, которая по его мнению останется за искусством, - это "украшение жизненных и научных потребностей". Эта динамика воззрений Л. на литературу дала себя знать в статьях, посвященных явлениям зап.-европейской литературы (помимо упомянутых статей - "Лаокоон Лессинга", 1860, "Мишле и его Колдунья ", 1863, "Г. Карлейль", 1881, "Лонгфелло" и "Шекспир в наше время", 1882), представляющих интерес и в том отношении, что в них раскрывается литературно-критический метод Л. (см. "Критика "). Порицая писателя за "отсутствие страстного и живого участия в интересах и вопросах современности" (статья "Лонгфелло"), Л. преимущественно базировался на творчестве таких авторов с социальным уклоном, как Гюго, Гервег, Уитмен и др., давая им не лишенные социальной и политической остроты характеристики.

Л. был дворянином, ушедшим от своего класса и перешедшим на сторону крестьянства. Дворянское прошлое внесло в народническую идеологию Л. своеобразные ноты - теорию уплаты долга народу за привилегированное положение свое и своих предков.

Библиография: II. Русанов Н., Лавров, Очерк его жизни и деятельности, в кн. "Социалисты Запада и России", СПб, 1908; "П. Л. Лавров", Сборн. статей, изд. "Колос", П., 1922; Энгельс о П. Лаврове и П. Ткачеве, с предисл. Рязанова, "Под знаменем марксизма", 1922, май - июнь; Плеханов Г. В., Наши разногласия, Собр., сочин., т. II; Его же, К вопросу о развитии монистического взгляда на историю, Собр. сочин., т. VII; Его же, О социальной демократии в России, Собр. сочин., т. IX; Горев. Б., Лавров и утопический социализм, "Под знаменем марксизма", 1923, № 6-7; Фриче В., Лавров и чистое искусство, там же; Козьмин В., Ткачев и Лавров, сборн. "воинствующий материалист", кн. I, М., 1924; Ладоха Г., Исторические и социологические воззрения П. Л, Лаврова, в сборн. "Русская историческая литература в классовом освещении", т. I, М., 1927; Книжник-Ветров Ив. С., II. Л. Лавров, М., 1930.

…мы - только выражение ваших чувств, ваших

стремлений, вашей злобы, вашей борьбы…

П.Л. Лавров

Петр Лаврович Лавров (1823 -- 1900) - знаменитый теоретик русского революционного народничества, философ, публицист, социолог. Лавров является одной из ключевых фигур эпохи революционного народничества.

Главной для творчества Лаврова стала проблематика революции и социализма. Свою роль Петр Лаврович видел в том, чтобы в качестве мыслителя быть «знаменщиком», наставником революционеров. Он отмечал, что революция - это назревший плод эволюции, которая приходит с неизбежностью в кризисной ситуации, когда частичное обновление общества невозможно. Следуя традиции А.И. Герцена, Лавров различал революцию политическую и социальную. Последняя должна произойти не в форме простой перемены власти господствующих классов, а «в форме полного экономического переворота, во имя определенных начал, которые требуется осуществить». История, утверждал он, показывает постоянное уменьшение политического и увеличение социального элемента в борьбе масс. Причем уже с середины XIX в. наступила эра народных, социальных революций, необходимость и возможность которых Лавров увязывал, прежде всего, не с факторами экономической детерминации развития общества (как марксисты), а с развитием естественных потребностей людей, их стремлением к справедливому решению экономических и общественных проблем. К тому же критическая мысль, по его мнению, дошла до научного понимания законов социологии, образовалась «новаторская интеллигенция», видящая в социальной революции единственно разумную революцию в истории. Лавров допускал возможность победы социальной революции первоначально в одной стране или ряде стран, при этом утверждалось, что при всем различии стран Запада и России, социальный взрыв везде стоит в повестке дня.

Ученый и революционер полагал (как и другие народники), что в России налицо специфические, по сравнению с Западом, условия для социалистических преобразований. Страна может миновать капитализм и перейти к «сознательному прогрессивному общежитию», благодаря сохранению «элементарной солидарности» людей, «значительной солидарности обычая». Возможности такого перехода Лавров объяснял особенностями русского крестьянства, сохранением «формы общинного быта и артельных союзов» (Лавров П.Л. Философия и социология. Т. 2. С. 487). Отсюда вывод: революция, политическая и одновременно социальная, выйдет не из городов, а из сел. Применительно к России середины 1870-х гг. были сформулированы признаки революционной ситуации: 1) увеличение страданий масс, которые не могут быть устранены «в формах старого порядка»; 2) умственный и нравственный паралич господствующих групп старого общества; 3) наличие «развитых личностей», как среди интеллигенции, так и народа, которые могут увлечь за собой народные массы. Однако в начале 1880-х гг. Лавров, с учетом изменившейся ситуации в России, конкретизировал задачи борьбы, признав первостепенность задач политического переворота. В 1883 г. в «Вестнике Народной воли» (№ 1) устранение абсолютизма, изменение политического строя в России он объявлял необходимой ступенью в достижении целей социалистов.

Значительное внимание Лавров, в отличие от других народников, уделял проблемам подготовки революции, доказывая, что методом стихийного порыва, без серьезного подготовления социального взрыва успеха невозможно добиться. Во-первых, сами революционеры должны вооружиться знанием «законов развития общественных форм», понять народные потребности, во-вторых, благодаря пропаганде и посредством своей «страдальческой жизни», народ должен осознать необходимость революции и поверить в свои могучие силы. Интеллигенты-пропа­гандисты должны помочь становлению армии пропагандистов из народа. При этом только после социальной революции, когда рухнет притеснительное государство возможно приобщение на­рода к широкому образованию и научному знанию. За подобные установки многие эмигранты упрекали Лаврова в «недостаточной революционности».

В контексте взглядов на социальную революцию, необходимость ее подготовки Лавров первым серьезно разрабатывал учение о партии, которая, придавая борьбе «направление и единство», должна организовать победу. Первоначально главную роль в построении революционной партии он уделял радикальной интеллигенции, критически мыслящим личностям, отмечал необходимость их сплочения, самоорганизации, чтобы они из единиц стали коллективной силой. Однако позднее, с учетом опыта «хождения в народ», Лавров в работах «Государственный элемент в будущем обществе» (1876), «Задачи организации социально-революционных сил в России» (1876) и др. внес коррективы и обосновал концепцию тайной революционной партии самого народа, которая имела бы секции по всей России. Он полагал, что задача «первоначального кадра» настоящей партии - групп молодежи из интеллигенции - привлечь в нее общинников, артельщиков, тех, кто не оторвался от «народной солидарности». Тогда по всей России будет складываться партия предводителей народа, ведущая пропаганду, действующая в своей среде, способная пропитать массы волей к борьбе, чтобы они вырвали свой «исторический крест». Народ «выставит десятки тысяч сознательных социалистов, в среде которых расплывутся, как капля в море, сотни революционеров из интеллигенции, и этим лучшим людям из народа будет принадлежать действительное подготовление революции, определение минуты ее наступления, призыв к восстанию, руководство на другой день после революции». Лавров особо подчеркивал важность идейного и организационного единства партии как «стройной и цельной организации, достаточно искусно связанной во всех своих частях», необходимость ее взаимодействия с единомышленниками в зарубежных странах. После волны репрессий, последовавшей за убийством императора Александра II народовольцами 1 марта 1881 г., Лавров вновь внес важные дополнения в планы строительства партии, исходившие из того, что в создавшейся ситуации одной из главных непосредственных задач является удар по правительству. Отдельные концептуальные положения Лаврова, относившиеся к революционной партии, нашли отражение в деятельности «Народной воли». В первые годы ее существования (1879 - 1880) он относился к ней сдержанно, и не только в силу принципиальных разногласий (например, Лавров не одобрял акценты на террор), но и субъективных причин (партия создавалась без его участия). Однако с 1881 г. Петр Лаврович приступил к тесному сотрудничеству с «Народной волей», убедившись, что «…успех революционного дела в России все более отождествляется с успехом этих ”террористов”» (Лавров П.Л. Философия и социология. Т. 2. С. 652). В 1882 г. он участвовал в создании заграничного отдела «Красного креста ”Народной воли”» в Париже, с 1883 г. был соредактором журнала «Вестник Народной воли», который, как он заявлял, должен отражать мнения представителей «разных теоретических оттенков социализма». Разделяя цели «Народной воли», Лавров не полностью соглашался с установками этой партии, в частности считал опасной систему «красного террора» против представителей власти в качестве главного тактического оружия. В то же время Лавров стал скептически относиться к способности интеллигенции сблизиться с народом; был вынужден признать ограниченность классового самосознания крестьянства.

Лавров много внимания уделял изучению истории социализма, истоки которого пытался найти в отдаленном прошлом; он проследил фазисы развития социализма через развитие идей. О социализме Петр Лаврович писал больше, чем любой другой теоретик революционного народничества. Он разработал концепцию «научного», или «рабочего социализма», который строился на почве «общности труда» и выступал как неизбежное следствие прошедших этапов истории. Лавров надеялся, что борьба под знаменем «рабочего социализма» приведет к строю «социалистического общежития», к гармонии интересов, труда и знания. Человек будет на основе всеобщего труда на общую пользу отдавать все свои силы для развития общества и брать лишь необходимое для личного существования и развития. Фактически Лавров, вслед за Герценом и Чернышевским, отстаивал общинный строй будущего общества, для которого характерны общая собственность и всеобщий труд, а основным звеном государственного и общественного устройства выступает «автономная светская община». В противовес анархистам, Лавров подчеркивал вынужденную необходимость использования государственной машины победившим народом для «осуществления прогресса» и подавления реакционных сил, предполагая при этом, что государственные элементы будут постепенно отмирать по мере формирования «свободной федерации общин».

Отмечая роль марксизма, Лавров считал его только одним из учений «научного социализма», разработанным в основном на материалах Западной Европы. При этом он неоднократно критиковал марксистов за их попытки утвердить свое идеологическое господство в социалистическом движении. С середины 1880-х гг., не без влияния марксизма, Лавров стал больше внимания уделять тенденциям развития реального общества, в частности экономическим процессам. Изучал особенности классовой борьбы в различных странах, деятельность политических партий. Отстаивая необходимость единства, солидарных действий всех социально-революционных сил в родной стране, Лавров порицал Г.В. Плеханова за неоправданную остроту и категоричность его выступлений против народников. Приветствовал начало (с середины 1890-х гг.) массовой пролетарской борьбы в России. В последние годы жизни издал ряд обобщающих трудов, в частности: «Народники-пропагандисты 1873 - 1878 гг.» (1896), «Очерк эволюции человеческой мысли» (1898), «Задачи понимания истории» (1898). http://www.hrono.ru Хронос. Всемирная история в интернете

Петр Лаврович Лавров (1828-1900) известен как один из основных идеологов российского народничества. В свое время он оказал немалое влияние на формирование революционного движения в нашей стране. Интерес представляют и его социологические и философские исследования, позволяющие понять отношение интеллигенции к общественно-политической ситуации, сложившейся в России во второй половине 19 века, а также предсказание краха большевизма.

Семья

Петр Лавров происходил из известного дворянского рода. Его отец, Лавр Степанович, служил в армии и участвовал в Отечественной войне 1812 года. Он был дружен с начальником Императорской канцелярии и Алексеем Аракчеевым, который пользовался безграничным доверием Александра Первого. После войны Л. С. Лавров вышел в отставку в чине полковника артиллерии и женился на Елизавете Карловне Гандвиг. Девушка происходила из обрусевшего шведского дворянского рода и была превосходно образована для своего времени. В 1823-м году у них родился сын Петр. На момент его появления на свет семья проживала в имении Мелехово, расположенном в Псковской губернии.

Петр Лаврович Лавров: краткая биография (молодые годы)

Как и другие его сверстники из дворянского сословия, будущий философ с детства изучал иностранные языки. В частности, благодаря матери и опытному гувернеру он очень рано в совершенстве овладел французским и немецким языками.

В 1837 году Петра Лаврова отправили в Петербург, где он успешно выдержал экзамен и поступил в артиллерийское училище. В годы учебы в этом престижном военном вузе молодой человек проявил себя прилежным курсантом и считался лучшим учеником академика М. Остроградского. Его успехи были настолько серьезными, что после получения диплома его оставили репетиторствовать в родном училище. Параллельно с проведением занятий Петр Лавров самостоятельно изучал научную литературу по обществознанию и экономике, писал стихи и занимался исследованиями в области математики. Большое впечатление на него произвели произведения социалистов-утопистов.

Дальнейшая карьера

Молодой репетитор математических наук вскоре получил признание коллег и занял должность военного преподавателя в Михайловской артиллерийской академии Петербурга, дослужившись до звания полковника. В 1860 году он был переведен в Константиновское военное училище, где несколько лет был наставником-наблюдателем.

Личная жизнь

В 1847 году Петр Лавров женился на красавице-вдове А. Х. Ловейко. Брак с матерью двоих детей, да еще немкой по происхождению (девичья фамилия Капгер) расстроил планы Лавра Степановича, мечтающего о блестящей партии для сына. В результате Петр был лишен финансовой поддержки родителя. Со временем у пары появилось еще четверо общих сыновей и дочерей, что сделало материальное положение семьи еще более шатким. Чтобы хоть как-то «выкрутиться», Лавров был вынужден подрабатывать репетиторством «на стороне» и писать специальные статьи для «Артиллерийского журнала». Ситуация изменилась в лучшую сторону после смерти отца и старшего брата, когда Петр Лаврович получил неплохое наследство.

Литературная и научная деятельность

Несмотря на жизненные невзгоды, неутомимый Петр Лавров находил время для изучения наиболее известных работ европейских философов своего времени, публиковал стихи у А. И. Герцена, участвовал в создании «Энциклопедического словаря», издавал статьи по философии и социологии, а также по проблемам общественной нравственности, литературы, искусства и народного образования.

Кроме того, в 1860 году была издана его первая книга. В этом труде, озаглавленном как «Очерки вопросов практической философии», Лавров утверждал, что нравственная личность не может не вступить в конфликт с обществом, в котором царит несправедливость. По его мнению, идеальным обществом может быть только строй, который основан на добровольном союзе нравственных и свободных людей.

Арест и ссылка

В 1860-х годах Петр Лаврович Лавров, биография которого представлена выше, являлся деятельным участником студенческого и революционного движении. Он сблизился с Н. Г. Чернышевским и стал членом первой организации «Земля и воля».

4 апреля 1866 года у ворот Летнего сада Д. Каракозов совершил покушение на Александра Второго. Оно было неудачным, однако явилось причиной репрессий, жертвой которых стал в том числе Петр Лавров. Он был арестован по обвинению в «распространении вредных идей» и в контактах с Чернышевским, Михайловым и с профессором П. Павловым. После непродолжительного содержания в тюрьме и суда его отправили ссылке в Там он жил с 1867 по 1870 годы и познакомился с ссыльной участницей Польского восстания А. Чаплицкой, которая стала его гражданской женой.

«Исторические письма»

Его «Исторические письма» содержали призыв к молодежи проснуться, и, понимая задачи исторического момента, а также потребности простого народа, помочь ему осознать свою силу. Появление этого произведения было более чем своевременным, так как революционная интеллигенция находилась в поиске новых возможностей приложения своих сил. «Исторические письма» Лаврова стали «ударом грома» и одним из идейных побудителей для организации практической деятельности революционной интеллигенции.

Биография (Петр Лавров) после 1870 года

После возвращения из ссылки революционеру удалось нелегально покинуть страну и отправиться в Париж. Там он связался с представителями западноевропейского рабочего движения и вступил в I интернационал. В период существования ездил в Лондон с целью организовать помощь осажденным товарищам.

Во время пребывания в столице Британской империи Лавров познакомился с Марксом и Энгельсом.

В 1873-1877 годах революционер стал редактором журнала «Вперед» и одноименной 2-хнедельной газеты — рупоров направления русского народничества, названного «лавризмом». После убийства Александра Второго Петр Лаврович сблизился с народовольцами. Он даже согласился редактировать «Вестник Народной воли» вместе с Л. Тихомировым.

Вместе с тем рос его международный авторитет. Достаточно сказать, что в июле 1889 года члены армянской партии Гнчак — первой социалистической партии, имеющей отделения на территории Персии и Османской империи, уполномочили Петра Лаврова представлять ее на конгрессе Второго интернационала.

Последние годы жизни

До своих последних дней Петр Лавров продолжал поддерживать связи с революционным движением. Однако в конце жизни его больше интересовали вопросы, связанные с историей философии. В результате его научных изысканий было написано несколько теоретических трудов, в том числе монография «Задачи понимания истории».

Петр Лавров, основные идеи которого были основой движения народовольцев, умер в Париже в в возрасте 72-х лет и был похоронен на кладбище Монпарнас.

После себя он оставил обширное литературное наследие, включающее 825 произведений и 711 писем. Он является также автором нескольких десятков политических стихотворений, среди которых особой популярностью пользовалась «Рабочая Марсельеза», начинающаяся словами «Отречемся от старого мира…», на которую позже была написана музыка. В первые два десятилетия 20 века эта песня была одной из наиболее часто исполняемых во время забастовок, стачек, а также съездов революционеров, а в первые годы Советской власти и народных депутатов.

Философские взгляды

В официальной науке принято относить Лаврова к эклектикам. И это вполне обосновано, так как в своей позитивистически-агностицистической философии он пытался сочетать системы Гегеля, Ф. Ланге, Фейербаха, Конта, Прудона, Спенсера, Чернышевского, Бакунина и Маркса.

По его мнению, историю делает по своей воле нравственное и образованное меньшинство, поэтому первой задачей революционеров является выработка нравственного идеала.

В 1870-х годах у Лаврова появились ярые последователи, так называемая группа башенцев. Кроме того, он стал признанным вождем правого крыла революционеров Российской империи. Однако такое положение длилось недолго, и вскоре многие сторонники его идеологии повернулись в сторону более радикального бакунизма. Тем не менее, лавризм сыграл не последнюю роль в деле подготовки членов для будущих первых социал-демократических кружков.

Теперь вы знаете, кем был П. Лавров. Являясь одним из немногих представителей дворянского сословия, кто искренне стремился к улучшению положения рабочих и крестьян, Петр Лаврович не был забыт властями Первого в мире государства рабочих и крестьян. В частности, в его честь была переименована Фурштатская улица Ленинграда. Благодаря этому сегодня многим питерцам известен Дворец Петра Лаврова, где проводятся церемонии бракосочетания. И это вполне символично, так как известный философ когда-то пожертвовал финансовым благополучием ради женитьбы на любимой женщине, а затем прожил с ней тридцать счастливых лет.