Очки виртуальной реальности вредны? А VR-шлем опасен для детей? Отвечают эксперты

Очки виртуальной реальности создают дополнительные опции игры с более четкими эффектами, при этом с минимальным влиянием на зрение. Большинство проблем от устройства связаны с его влиянием на нервную систему и затягиванием человека в мир игры и увода от реального мира. Негативное воздействие на глаза создается только при чрезмерном увлечении очками, если пользоваться ими не более 30 минут в день - вреда не будет. Желательно ограничивать пользование устройством детям до 12 лет.

Что собой представляют и как работают?

VR очки - устройство, которое позволяет погрузиться в игру или сюжет, применяя дополнительно только смартфон или компьютер. Они довольно легкие, средний вес составляет 300 г. Имеют в своем арсенале эластичные ремни для смягчения нагрузки на голову и шею, но долгое ношение наносит вред мышцам шеи, давят на переносицу и нагружает глаза. Корпус изготовлен с пластика или картона, внутренняя часть - ткань либо резина. Имеют экран для одного или двух глаз (в таком случае между ними перегородка). Для подвижности изображения функционирует гироскоп или другие датчики движения, которые фиксируют движения пользователя.

Первые 30 минут не ощутимы для человека, хоть они уже и влияют на организм и первые признаки усталости появляются через час пользования. Эта игра для детей и взрослых, которая отправляет человека в другую реальность. Медики отмечают факт зависимости, особенно подростков, к такому увлечению. Они опасны для не сформировавшейся психики, человек может сильно увлечься, потерять ощущение времени, отчего страдает организм, истощается и портится зрение.

Стоит отметить, что влияние самих очков клинически не подтверждено. Зачастую детям опасно играть в определенные игры, которые заставляют их полностью погрузиться в мир иллюзий. Зрения страдает от продолжительного использования устройства.

Польза и вред для зрения

Близорукость может быть результатом частого и длительного по времени ношения такого изделия.

В вопросе влияния очков виртуальной реальности нет единого мнения. Множество родителей утверждают, что они портят глаза и оказывают плохое воздействие на психику ребенка. Однозначного утверждения на этот счет нет. При длительном ношении очков (более 40 минут в день) возникает сильное напряжение на мышцы глаз, они начинают слезиться, отекать. Систематическое применение VR очков способно вызывать близорукость, глаукому и другие патологии зрительной системы наравне с экраном компьютера или телевизора.

Информация о виртуальной реальности и аксессуарах, связанных с ней, поступают отовсюду. В интернете и СМИ постоянно говорят о технологии виртуальной реальности и об очках ВР в частности. Возникает закономерный вопрос о безопасности использования таких устройств.

Максимальное погружение в несуществующий мир до недавних пор оставалось лишь мечтой игроманов. В конце марта прошлого года массовый прибор ВР появился в продаже.

Шлему удается создать невероятно сильную иллюзию нахождения в вымышленной реальности. Разработанные ранее аксессуары не могли даже близко сравниться с ним. К ним не относятся специальные комплексы ВР, изготовленные для спецслужб и военных.

Виртуальная реальность на протяжении всех предыдущих лет оставалась вне потребительской сферы, ее не было в продаже. За людьми, принимавшими участие в экспериментах, постоянно наблюдали специалисты. Одной из причин этому является колоссальная стоимость оборудования.

После выхода приборов ВР в продажу у покупателей стали возникать определенные вопросы, которые почему-то остаются без ответа. Например, вред и польза от виртуальной реальности.

Такое поведение изготовителей понятно, ведь от скорости выпуска продукции зависит прибыль и привлечение максимального числа клиентов. На вопросы контролирующих органов у поставщиков очков VR приготовлена спасительная фраза, что формально аксессуары виртуальной реальности производят уже более 10 лет и за этот срок серьезных проблем у потребителей не обнаружено.

На самом же деле все предыдущие версии шлемов системы виртуальной реальности не имели спроса на рынке. Их максимальный тираж составил несколько тысяч, а в таком случае нельзя говорить об опыте массового использования. Их воздействие на людей невозможно даже приблизительно сравнить с очками нового поколения.

При использовании прибора мозг начинает соотносить себя с вымышленным протагонистом. Такая ассоциация провоцирует возникновение ряда проблем. Например, тошнотворные ощущения или головокружение испытывает каждый обладатель гаджета. Это лишь наименьшее из неприятных последствий. Длительная эксплуатация устройства в игре насильственного характера может вызвать психические нарушения.

По мнению неврологов, видеозаписи, компьютерные игры, книги и фильмы по-разному влияют на отдельные типы личности. Время нахождения в виртуальном мире тоже оказывает свое влияние на игроков. Наиболее точная передача картинки по сравнению с ПК неоспорима, но это нужно доказать научным путем. В перечне производителя указаны наиболее вероятные побочные действия. Это тошнота и головокружение. Гораздо реже (1 случай из 4 тыс.) могут наблюдаться приступы эпилепсии или судороги.

В руководстве пользователя к гаджетам virtual reality указаны общие правила. В частности, при ходьбе в очках по лестницам, приближении к незакрытому окну или взаимодействии с острыми предметами велика вероятность травм. Что касается вреда здоровью, то здесь используются расплывчатые формулировки. Врачи тоже не могут прокомментировать этот момент, объясняя свою неготовность отсутствием статистики.

Согласно информации в инструкциях производителя, опубликованных на официальном веб-ресурсе Oculus, категорически запрещено применение аксессуаров лицами младше 13-летнего возраста, поскольку их зрительная система сформирована неокончательно.

До наступления совершеннолетия наблюдать за подростками должны взрослые. Это необходимо для соблюдения режима и принятия мер при возникновении побочных действий, вызванных применением гаджета.

Консультация с врачом необходима беременным женщинам и тем пользователям, у которых присутствуют зрительные заболевания, психические расстройства и болезни сердечно-сосудистого характера.

Cкопировано из сайта сайт Подписывайтесь на наш Telegram

«Нельзя назвать комфортным или полезным для здоровья постоянное использование монитора прямо перед вашими глазами»

Данное решение обеспечивает комфортное для глаз использование технологии виртуальной реальности. Глазу человека кажется, что мы смотрим на изображение, которое находится на достаточном расстоянии. Длина этого виртуального промежутка может быть разной для каждого устройства. Например, в Oculus Rift DK1 оптическое изображение находится бесконечно далеко. А в Oculus Rift DK2 создается иллюзия того, что оно расположено примерно в 1,4 метрах .

В данной статье описывается работа линз в идеальных условиях. Далеко не все устройства виртуальной реальности могут их предоставить. Поэтому иногда возникают своеобразные помехи. Например, геометрические искажение и хроматическая аберрация. О них мы поговорим в следующий раз.

Заметка:

Работая уже практически год на Российском рынке виртуальной реальности в нашем клубе побывало более 3000 человек , которые впервые попробовали погрузиться и испытать все ощущения от шлемов, контроллеров, симуляторов и игр виртуальной реальности. Мы проводили опросы и тесты VR-шлемов на фокус-группах, узнавали мнения и анализировали результаты от большого количества посетителей Virtuality Club . Основываясь на своей практике, мы сделали вывод, что подавляющее большинство игроков, попробовавших виртуальную реальность, остаются с положительными впечатлениями. Всего 15% от общего числа опрошенных сообщили о незначительном дискомфорте после опыта использования Oculus Rift DK2 . Большинство негативных ощущений присуще игрокам, использующим очки и страдающих проблемами со зрением. В данный момент в комплекте с DK2 идут дополнительные линзы, для людей с незначительной близорукостью, но мы надеемся, что разработчики шлемов в будущих версиях придумают механизм линз, адаптирующихся под людей с дефектами зрения.

Поинтересовались у медиков, не опасен ли шлем виртуальной реальности детям. Если со взрослыми всё понятно (вестибулярный аппарат можно и натренировать), то с растущим человеческим организмом вопросов возникает немало. Возрастные ограничения производителей

Сперва следует обратить внимание на то, что указывают сами производители. Например, у и стоит ограничение по возрасту 13 лет и выше. У - 12 лет . Компания HTC напрямую не указывает конкретный возраст, а просто упоминает нежелательность применения шлема детьми. Но как определялись данные ограничения? Это юридическая формальность или в действительности угроза здоровью ребёнка?

Оптометрист и профессор визуальных наук, психологии и неврологии Калифорнийского университета в Беркли (США) Мартин Бэнкс (Martin Banks) говорит, что до сих пор ещё не встречал прямых доказательств негативного эффекта от использования шлема виртуальной реальности детьми. «Я думаю, все производители отталкиваются от самого факта развития детей, которое замедляется с достижением подросткового возраста, в котором они могут уже играть безопасно для своего здоровья. Поэтому они и советуют людям не допускать использования (VR-шлема, - примечание автора) в период значительного развития ребёнка ».

То есть производители VR-гарнитур просто осторожничают в свете того, что виртуальная реальность технология относительно новая, и нам просто могут быть неизвестны её побочные эффекты, которые проявятся в долгосрочном наблюдении.

Профессор Бэнкс считает, близко расположенные к глазам дисплеи шлема виртуальной реальности могут оказать на зрение ту же нагрузку, что и телефон или книга, если смотреть на них с малого расстояния. В итоге это выльется в развитие близорукости (миопии). Данная проблема очень распространена на нашей планете, и зачастую её вызывают такие увлечения, как чтение книг и работа за компьютером. Объекты рядом вы различаете хорошо и чётко видите все детали, а дальние размыты, на них сложно сфокусироваться.

Однако мистер Бэнкс отмечает одно важное различие между книгой/смартфоном и VR-шлемом. В первом случае зрение фокусируется на одной близко расположенной к зрачкам точке. Когда как оптика гарнитуры виртуальной реальности стимулирует зрение наблюдать за фиктивным дальним объектом. Такой обманный эффект снижает нагрузку на мышцы глаз, следовательно, не вызывая нарушений в процессе работы зрительных органов. То есть VR-шлем может оказать меньше проблем, чем книги или смартфоны.

Стереоскопический обман

В то же время профессор Питер Ховарт (Peter Howarth) будучи экспертом в оптике и преподавателем в области визуализации отмечает, что разница между естественным взглядом человека на окружающий мир и просмотром стереоскопических трёхмерных сцен через оптику шлема виртуальной реальности довольно существенная. В гарнитуре происходит имитация реального изображения, которая подсовывает глазу разные картинки.

«Способность видеть и различать детали зависит от формирования резкого изображения на сетчатке. Опять же, использование системы VR с перерывами не должно оказать негативного влияния на зрение, даже если качество изображения значительно уступает картинке реального мира », - уверяет Питер .

Более того, он считает, что такие устройства (VR-шлемы) помогут медицине справиться с проблемой «ленивого глаза» (амблиопия), например. То есть виртуальная реальность не только практически не портит зрение, но и даже при разумном подходе поможет человечеству избавиться от физиологических проблем.

Медикам известны следующие проблемы при использовании VR-шлема:

- Зрительно- и вестибулярно-индуцированная болезнь движения .
Если вы когда-либо испытывали серьёзный дискомфорт на американских горках или других экстремальных аттракционах в парках развлечений, то всё тоже самое вам грозит и с VR-гарнитурой.

- Задержка (Latency) приводит к эффекту тошноты .
Данному аспекту производители уделяют особое внимание - физический поворот головы пользователя и последующее смещение ракурса камеры в виртуальном мире происходят с небольшой разницей во времени, именуемой задержкой. При длительном использовании и в случае недостаточной производительности системы это приводит к тошноте, укачиванию, головным болям и другим подобным эффектам «морской болезни».

- Угроза удариться в реальном мире при перемещениях в виртуальном .
Некоторые игры предлагают владельцам VR-шлема трекинг всего тела с переносом движений в виртуальное пространство. Наткнуться на углы или удариться обо что-нибудь в комнате не составит никаких проблем, если ваши глаза не видят ничего, кроме дисплеев гарнитуры. Производители оснащают свои системы предупреждающим программным обеспечением, чтобы такого не случилось. Но с ребёнком это может и не сработать.

- Мозгу нужно время для того, чтобы вернуться в реальный мир и адаптироваться .
Упрощённые правила и максимальный эффект обмана мозга через зрительные и слуховые органы заставляет человека погрузить сразу треть своей нервной системы в виртуальный мир. После одной активной игры нарушается координация и постуральная устойчивость. Не рекомендуется, например, вождение или управление сложной техникой, о чём говорится и в инструкции по эксплуатации.

Детям можно использовать VR-шлем, но очень осторожно

Нельзя запретить шлем виртуальной реальности для детей - никакой прямой угрозы не существует. Но есть множество косвенных опасностей, что могут возникнуть без присмотра взрослыми. Начиная от вероятности смертельного удара об угол стола и заканчивая психологической зависимостью от VR-игр.

Впрочем, то же самое можно отнести и, например, к смартфону. Ребёнок может заглядеться в его экран и провалиться в люк, либо испытывать острый невроз при потере телефона, верно? Так вот производители просто обезопасили себя на юридическом уровне, что если ребёнок младше 12 лет попал в неприятность из-за использования VR-шлема, то родителям, допустившим такое, будет трудно отсудить что-нибудь у производителя.

Очки виртуальной реальности создают ощущение присутствия во время игры или просмотра фильма. Они позволяют абстрагироваться от окружающего мира и отправиться в 3D-путешествие. Многие спрашивают, вредны ли очки виртуальной реальности для зрения. Этот вопрос очень актуален для родителей. Рассмотрим, как этот гаджет влияет на здоровье глаз.

Данное устройство пользуется огромной популярностью у детей и взрослых. С помощью таких очков человек может стать полноценным участником событий, происходящих в виртуальной реальности: ощутить себя персонажем игры, фильма или видеоролика. Современные модели девайсов создают не только зрительный, но и акустический (звуковой) эффект присутствия, что позволяет абстрагироваться от окружающей действительности и окунуться в увлекательный мир приключений. Устройство имеет достаточно простую, но в то же время тщательно проработанную конструкцию. Его корпус зачастую выполнен из пластика или картона. Внутри девайс снабжен асферическими линзами, за которыми располагается один или два экрана. Чтобы каждый глаз мог воспринимать изображение с правильного ракурса, очки дополнены специальной перегородкой. Кроме того, гаджет снабжен гироскопом — специальным датчиком, который отслеживает движение головы человека и перестраивает картинку таким образом, чтобы она не двигалась. Это создает иллюзию присутствия и позволяет оказаться в глубине виртуального мира. С помощью такого девайса можно смотреть видео и фильмы, а также играть в игры и просматривать 3D-фотографии с полным погружением. Поэтому неудивительно, что устройство настолько популярно среди любителей современных технологий. Вместе с тем появляются споры о том, что очки виртуальной реальности портят зрение. Рассмотрим, какие типы данных устройств бывают и какое влияние они оказывают на здоровье глаз.

Какие очки виртуальной реальности бывают?

В настоящее время представлен широкий выбор очков виртуальной реальности. Принцип работы всех устройств остается схожим: глаза воспринимают разные изображения благодаря наличию перегородки и асферических линз, которые впоследствии объединяются мозгом в единую 3D-картинку. Это происходит незаметно для человека, поэтому создается полноценный эффект присутствия. Большой популярностью пользуются VR-очки, предназначенные для работы со смартфоном. Они не имеют собственного экрана, поэтому качество получаемого изображения напрямую зависит от качества дисплея телефона. При этом данные устройства имеют весомое преимущество: они являются портативными и позволяют наслаждаться 3D-путешествием в любом месте. Подростки часто используют их во время игры и просмотра видеороликов на смартфоне. Также весьма распространены очки виртуальной реальности, предназначенные для работы с персональным компьютером. Для их подключения требуется предварительная установка специального программного обеспечения (драйверов). Такие девайсы не являются портативными. Они предназначены для просмотра 3D-фильмов рядом с ПК. Наиболее современным вариантом считаются автономные модели очков, снабженные собственным процессором, оперативной и флеш-памятью, а также аккумулятором и дисплеем. Такой гаджет представлен в виде шлема, который надевается на голову и работает автономно (без смартфона и ПК). Также существуют 3D-очки для приставок (консолей). Они не являются портативными, поскольку подключаются к приставке с помощью USB-кабеля.

Виды очков виртуальной реальности:

    VR-модели для работы со смартфоном (портативные);

    Девайсы, предназначенные для работы с ПК (не портативные);

    Автономные устройства, представленные в виде шлемов (не требуют подключения смартфона, компьютера или консоли);

    Очки для приставки (подключаются с помощью USB-кабеля).

Вредны ли очки виртуальной реальности для зрения?

По мнению производителей, данные гаджеты безопасны для здоровья глаз человека при условии соблюдения правил эксплуатации. Офтальмологи соглашаются с этим и утверждают, что нерегулярное использование очков виртуальной реальности не оказывает негативного влияния на органы зрения человека. При этом длительность 3D-путешествий должна составлять не более 30 минут в день. Многие интересуются, не способствуют ли такие очки развитию близорукости у детей и взрослых, ведь картинка находится достаточно близко от глаз. Офтальмологи утверждают, что появление аномалии рефракции у человека со здоровой зрительной системой возможно только при длительном и систематическом погружении в виртуальное пространство. При этом существенно возрастает риск возникновения миопии.

Многие интересуются, портят ли зрение очки виртуальной реальности людям, имеющим различные аномалии рефракции. Противопоказанием к использованию данных устройств является астигматизм. Это связано с тем, что данное заболевание сопровождается искривлением сферической формы хрусталика или роговицы, что не позволяет полноценно сформировать 3D-картинку. В результате возникают зрительные аберрации, которые способствуют головокружению, помутнению зрения, появлению головной боли и пр. Пациенты с близостью и дальнозоркостью могут пользоваться данными очками без ограничений, однако предварительно рекомендуется проконсультироваться с офтальмологом.

Достоверно сказать, очки виртуальной реальности портят зрение или нет, нельзя, поскольку зрительная система каждого человека по-разному реагирует на восприятие 3D-картинки. Большинство специалистов утверждает, что устройство полностью безопасно, однако существует и альтернативное мнение. Ученые из крупной британской офтальмологической компании Focus говорят о том, что такие очки способствуют появлению сухого кератита и приводят к быстрой утомляемости глаз. При этом следует помнить, что данные симптомы также наблюдаются при нахождении перед телевизором и монитором, а рассматриваемый гаджет — это тот же монитор, поэтому и влияет он на зрение так же, как смартфон или компьютер. Для профилактики появления сухости глаз при высоких зрительных нагрузках рекомендуется использовать специальные увлажняющие капли.

Вредны ли очки виртуальной реальности? Что нужно знать об этом гаджете:

    Устройство не оказывает негативного влияния на органы зрения при нерегулярном использовании;

    Гаджет не провоцирует развитие аномалий рефракции у людей со здоровой зрительной системой при ношении до 30 минут в день;

    Противопоказанием к погружению в виртуальную реальность является астигматизм;

    Людям с близорукостью и дальнозоркостью необходимо проконсультироваться с офтальмологом перед началом эксплуатации гаджета.

Со сколько лет можно использовать очки виртуальной реальности?

Производители очков устанавливают возрастные ограничения до 12 лет. Использование такого гаджета ребенком более младшего возраста может повлечь за собой развитие зрительных патологий (преимущественно миопии), а также другие негативные последствия: нарушение работы вестибулярного аппарата и всевозможные психические расстройства (перевозбуждение, стресс). Это связано с тем, что нервная система ребенка не может быстро адаптироваться к большому объему виртуального контента. После ношения очков у маленького ребенка могут возникнуть такие симптомы, как дезориентация в пространстве, головокружение, тошнота и прочие неприятные ощущения. Поэтому рекомендуется отказаться от покупки девайса детям до 12 лет. Также следует учитывать, что автономные шлемы создают ощущение полного погружения в виртуальный мир благодаря зрительным и акустическим эффектам. Из-за этого человек может частично утратить восприятие действительности, упасть или удариться о какой-либо предмет. Чтобы исключить эти неприятные явления, детям старше 12 лет и подросткам рекомендуется использовать шлемы исключительно в присутствии взрослых.

Насколько эффективна виртуальная «гимнастика» для глаз?

Некоторые производители утверждают, что такие девайсы не портят, а только способствуют улучшению зрения. Для этого разработаны специальные приложения, позволяющие тренировать глазные мышцы людям, страдающим косоглазием и амблиопией. В ближайшее время планируется выпуск программного обеспечения для «лечения» близорукости и дальнозоркости с помощью специальных упражнений в VR-очках. В настоящее время офтальмологи затрудняются ответить, насколько эффективна такая «гимнастика» для глаз. Исследования в этом направлении продолжаются.

Одним из наиболее популярных способов улучшения зрения при различных аномалиях рефракции являются контактные линзы. С большим ассортиментом данной продукции Вы можете ознакомиться на сайте . У нас представлены высококачественные товары от мировых брендов: Air Optix, Acuvue, Biofinity, Dailies и пр. Доставка заказов осуществляется максимально быстро во все города России!