Характеристика и образ репетилова в комедии грибоедова горе от ума сочинение. Зачем нужен образ Репетилова в комедии горе от ума? Пожалуйста

Образ Репетилова
В комедии «Горе от ума»

Комедия была закончена Александром Сергеевичем Грибоедовым в 1824 году. Она была запрещена цензурой, но начала распространяться в сотнях рукописей. Для декабристов комедия была отображением их собственных воззрений. Комедия была злободневна. В ней показано столкновение двух общественных лагерей: лагеря феодальной реакции и от лица передового дворянского молодого поколения, под предвадительством Чацкого. Персонажи в произведении выросли из реальной московской жизни начала XIX века.

Репетилов появляется в четвертом действии. Мы наблюдаем его в шести из четырнадцати явлений. Никчемный крикун Репетилов характерен для фаму-совского общества. Образ Репетилова помогает уяснить политическую обстановку в начале XIX века. В то врем многие выражали сочувствие либеральному движению, потому что была мода на либерализм, исходящая из обещаний Александра I. От либеральных пустомель отворачивались и реакционеры, и действительные либералы.
Как появляется Репетилов? Встав после падения при входе, он признается в любви к Чацкому. После падения это признание не производит особого впечатления. Чацкий с досадой отвечает: «Да полно вздор молоть». Чацкий хорошо понял Репетилова. В бахвальстве и вранье Репетилова можно заметить серьезные вещи.

Репетилов:

Из шумного я заседанья.
Пожалоста молчи,
Я слово дал молчать;
У нас есть общество,
И тайные собранья
По четвергам.
Секретнейший союз...

Вслух, громко говорим, никто не разберет.
Я сам, как схватятся, об камерах, присяжных,
О Бейроне, ну о матерьях важных.

Камеры - палаты депутатов. Присяжные - присяжные заседатели в суде, приводимые к присяге, чего в российском суде не было. Бейрон - это поэт-романтик Джордж Байрон, участник борьбы греческого народа против турецкого ига и движения карбонариев.

Почему же Чацкий говорит Репетилову, что надо прогнать и вас, и ваши тайны»? Чацкому известна глупость Репетилова . Репетилов и сам не делает из этого секрета: «Частенько слушаю, не разжимая губ. Мне не под силу, брат, и чувствую, что глуп».

Репетилов опошляет большое революционное дело. Он не понимает его сути. Репетилов - попутчик больших дел и крупных личностей. И он потенциально опасен для них. Репетилов носит маску прогрессивного человека, не являясь таковым. Репетилов является пародией на Чацкого. Чацкий «славно пишет, переводит». Репетилов «лепит» вшестером водевильчик. Чацкий был «с министром в связи». Репетилов - «зять министра».

Репетилов критикует власть, но за свои неудачи по службе. Похожи на Образ Репетилова Лахмотьев, Леван и Боринька, англоман князь Григорий, «гений» Удушьев Ипполит Маркелыч, написавший труд «Взгляд и нечто».

Репетиловпшна - показной либерализм. Сам Репетилов говорит: «Шумим, братец, пгумим„» Чацкий согласен: «Шумите вы? И только?»
Пушкин не считал Образ Репетилова гадким. Салтыков-Щедрин относил Образ Репетилова к легкомысленным, назойливым и неприятным людям. В романе «Дым» Тургенев выводит Бамбаева, бывшего москвича, как очень похожего на Образ Репетилова , «человека хорошего, из числа пустейших». В романе Достоевского «Преступление и наказание» на Образ Репетилова похож образ Андрея Семеновича Лебезятникова, который «прикомандировался» к прогрессу.

Завершая сочинение, необходимо отметить, что Грибоедову в комедии удалось сделать яркими не только образы главных героев, но и остальные персонажи, к каковым относится и Репетилов.

Образ Репетилова в комедии «Горе от ума»

Репетилов появляется в пьесе последним: он приезжает на бал к Фамусову как раз тогда, когда все гости уже разъезжаются по домам. Выйдя на сцену, он говорит почти без умолку и за двадцать минут успевает рассказать историю своей жизни, описать свои нынешние занятия, своих приятелей. Едва увидев Чацкого, Репетилов бросается к нему со словами: «Сердечный друг! Любезный друг!» (IV, 4). Впрочем, так же радостно он приветствует и Скалозуба, и других гостей, которые по очереди появляются в парадных сенях фамусовского дома. Очень скоро становится ясно, что Репетилов — пустой болтун и не может быть настоящим другом Чацкого, Репетилов по образу жизни и взглядам — один из представителей фамусовского общества.

Сатирически изображая этого героя, Грибоедов использует те же самые приёмы, что он применял при описании других действующих лиц пьесы. Репетилов сам себе даёт яркую характеристику: «Я жалок, я смешон, я неуч, я дурак» (IV, 4). Далее он откровенничает, рассказывая о своей жизни, и тем самым разоблачает сам себя: он, как и все вокруг, мечтал о карьере, но вместо того, чтобы честно служить, выбрал более лёгкий путь — задумал породниться с большим человеком, почти министром. Здесь он преуспел — женился на дочери важного чиновника, но тесть, боясь упрёков и семейственности, не стал помогать Репетилову в карьерном росте. Этот поворот в своей жизни сам Репетилов описывает следующим образом:

И я в чины бы лез, да неудачи встретил,
Как, может быть, никто и никогда. (IV, 5)

И отставке Репетилов живёт так же привольно, как и Фамусов, правда, отдаётся развлечениям (обедам, балам, картам) с большей страстью, что соответствует возрасту и неуёмной энергии этого героя:

Сам бредил целый век обедом или балом!
Об детях забывал! Обманывал жену!
Играл! проигрывал! в опеку взят указом.
Танцовщицу держал! и не одну: Трёх разом!
Пил мёртвую! не спал ночей по девяти! (IV, 4)

Итак, первая функция образа Репетилова ясна: он — неотъемлемая часть фамусовского общества.

Однако в пьесе уже были показаны самые разнообразные представители фамусовской Москвы, поэтому появление на сцене пустого прожигателя жизни Репетилова не добавляет ничего нового к портрету фамусовского общества. Чтобы не стать простым повторением других героев, Репетилов должен продемонстрировать не только типичные черты представителя фамусовского общества, но и индивидуальные: показное свободомыслие и пустое фразёрство. Так возникает вторая функция образа Репетилова — доказать, что громогласные выступления представителей фамусовского общества против современных порядков не что иное, как игра в либерализм. Знаменитая фраза Репетилова: «Шумим, братец, шумим» (IV, 4), — вполне перекликается со словами Фамусова о московских старичках, которые любят покритиковать правительство для вида, то есть так, чтобы ничего не менялось:

А наши старички?? — Как их возьмёт задор,
Засудят о делах, что слово — приговор, —
Ведь столбовые всё, в ус никого не дуют;
И об правительстве иной раз так толкуют,
Что если б кто подслушал их...беда!
Не то, чтоб новизны вводили, — никогда,
Спаси нас Боже! Нет. А придерутся
К тому, к сему, а чаще ник чему,
Поспорят, пошумят и... разойдутся. (II,5)

Если Фамусов рассказывает о заседаниях московских либералов в общих чертах, то Репетилов, являясь как раз этим самым московским болтуном -либералом, подробно описывает собрания, в которых сам принимает участие. «Секретнейший союз» устраивает «тайные сходки» по четвергам в Английском клубе (!), известном всей Москве. Члены «союза» под стать Репетилову: англоман князь Григорий веселит соратников шутками, Евдоким Воркулов поёт, братья Лев и Борис ничего не делают, Удушьев пишет статьи «Отрывок», «Нечто» для журналов, а предводитель всей этой компании (знаменитый в Москве карточный шулер и дуэлянт) вдохновенно говорит о честности (!). Все эти достойные господа любят обсуждать и другие «важные материи», например: деятельность палаты народных депутатов, достоинства и недостатки суда присяжных (оба этих государственных органа в принципе невозможны при абсолютизме), вольнолюбивое творчество Дж.Г.Байрона, а в перерывах между подобными дебатами, когда их посещает вдохновение, сочиняют водевили: Репетилов «невзначай родит каламбур», другие подхватят

И вместе, глядь, водевильчик слепят,
Другие шестеро на музыку кладут,
Другие хлопают, когда его дают. (IV, 3)

Более ядовитую карикатуру на официальных либералов трудно нарисовать!

Третья, наверное самая важная, функция образа Репетилова состоит в том, что он является своеобразным «кривым зеркалом» главного героя комедии — Чацкого. Человек, который смотрится в кривое зеркало, видит карикатуру на себя: черты его лица и фигуры в кривом отражении искажаются, уменьшаются, искривляются. Этот эффект используется и в художественной литературе: рядом с главным героем помещается второстепенный, который оттеняет некоторые черты характера главного. Чацкий в сравнении с Репетиловым выглядит серьёзным человеком, его убеждения — глубокими и продуманными. А Репетилов не имеет собственных убеждений и легко повторяет чужие мысли.

Как и другие персонажи пьесы, он получает «говорящую» фамилию, образованную от латинского глагола repetere, что значит «повторять». Репетилов болтает, бездумно перескакивая с одной темы на другую. Например, он беспощадно ругает себя:

Ругай меня, я сам кляну своё рожденье,
Когда подумаю, как время убивал! (IV, 4)

«Убивать время» — это устойчивый оборот, который значит «заниматься каким-нибудь бесполезным, случайным делом». Мысль Репетилова цепляется за слово «время», и в следующей фразе он спрашивает Чацкого уже о конкретном времени: «Скажи, который час?». Точное время понадобилось ему потому, что он вдруг (раз уж опоздал на бал) придумал съездить вместе с Чацким в клуб на заседание «секретнейшего союза». Но до того, как предложить Чацкому эту поездку, он вскользь упомянул о какой-то книге, вспомнил свой прежний разгульный образ жизни и под конец расписал своё нынешнее житьё-бытьё — деятельность в «секретнейшем союзе».

Однако образ Репетилова подчёркивает не только сильные, но и слабые черты характера Чацкого: ведь Грибоедов в комедии высмеивает как представителей фамусовского общества, так и главного героя, сближая его с пустомелей Репетиловым. Оба сходным образом появляются на сцене. Чацкий вбегает к Софье со словами:

Чуть свет — уж на ногах! И я у ваших ног. (I, 7),

а Репетилов, будучи, видимо, слегка навеселе, буквально падает «со всех ног» в сенях фамусовского дома (IV, 4). Фамусов говорит Скалозубу, рекомендуя Чацкого:

Славно пишет, переводит. (II,5)

Правда, больше об этих интеллектуальных занятиях главного героя никто не вспомнит: то ли представители фамусовского общества не знают о них, то ли не считают серьёзными. Репетилов тоже пишет-сочиняет вместе с приятелями по Английскому клубу... водевили (IV, 4).

Оба героя чрезвычайно болтливы. Активное желание Чацкого обязательно высказаться по всем важным и неважным вопросам перед Фамусовым или перед гостями на балу (перед глухими старичками, глупыми княжнами, лицемерным Молчалиным ит.д.) непростительно, по мнению Пушкина, и смешно. Думается, что драматург не случайно сближает высказывания Чацкого и Репетилова. Например, они оба ругают балы как пустое времяпрепровождение. «Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два» (1,7), — пренебрежительно говорит Чацкий. И Репетилов повторяет практически ту же мысль:

Что бал? братец, где мы всю ночь до бела дня,
В приличьях скованы, не вырвемся из ига... (IV, 4)

При этом оба ездят на балы. Ещё пример сближения — оба снисходительно смотрят на собственные неудачи по службе. «Чины людьми даются, А люди могут обмануться» (III, 3), — заявляет Чацкий, а Репетилов вторит ему: «Тьфу! служба и чины, кресты — души мытарства» (IV, 5). Наконец, оба уезжают из дома Фамусова, произнеся очень похожие фразы. Никто из гостей, с которыми Репетилов столкнулся в сенях, не пожелал с ним поболтать, тогда он приказывает лакею:

Куда теперь направить путь?
А дело уж идёт к рассвету.
Поди, сажай меня в карету,
Вези куда-нибудь. (IV, 9)

Чацкий, оскорблённый клеветой фамусовского общества и поведением Софьи, тоже вспоминает о карете, чтобы уехать без оглядки куда-нибудь из Москвы.

Подводя итог, следует подчеркнуть два важных момента, касающиеся образа Репетилова. Во-первых, этот образ вместе с другими действующими лицами комедии создаёт яркий портрет фамусовского общества, противостоящего вольнодумцу Чацкому. Характер Репетилова и вполне реалистичен, так как соединяет в себе множество разных черт, присущих человеку: Репетилов одновременно глуп, ветрен, доверчив, ленив, добродушен, болтлив и т.д.. То, что Грибоедову удалось создать такой сложный характер для эпизодического лица, говорит о высоком мастерстве драматурга. Это же отметил и Пушкин в своём отзыве о «Горе от ума».

Во-вторых, в сравнении с Репетиловым более полно охарактеризован Чацкий. Репетилов становится как бы «кривым зеркалом», которое под конец пьесы драматург приберёг для главного героя и через такой приём раскрыл своё отношение к нему, иными словами, драматург использует пародийное снижение образа Чацкого. Болтовня Репетилова подчёркивает серьёзность Чацкого, но в то же время эти два персонажа комедии похожи: Репетилов трещит без умолку обо всём на свете, а Чацкий высказывает свои передовые убеждения перед Фамусовым, Скалозубом и т.д. Понятно, что умную проповедь главного героя в доме Фамусова никто не услышит. Тогда зачем все эти вдохновенные монологи?

Репетилов появляется в пьесе последним: он приезжает на бал к Фамусову как раз тогда, когда все гости уже разъезжаются по домам. Выйдя на сцену, он говорит почти без умолку и за двадцать минут успевает рассказать историю своей жизни, описать свои нынешние занятия, своих приятелей. Едва увидев Чацкого, Репетилов бросается к нему со словами: «Сердечный друг! Любезный друг!» (IV, 4). Впрочем, так же радостно он приветствует и Скалозуба, и других гостей, которые по очереди появляются в парадных сенях фамусовского дома. Очень скоро становится ясно, что Репетилов — пустой болтун и не может быть настоящим другом Чацкого, Репетилов по образу жизни и взглядам — один из представителей фамусовского общества.

Сатирически изображая этого героя, Грибоедов использует те же самые приёмы, что он применял при описании других действующих лиц пьесы. Репетилов сам себе даёт яркую характеристику: «Я жалок, я смешон, я неуч, я дурак» (IV, 4). Далее он откровенничает, рассказывая о своей жизни, и тем самым разоблачает сам себя: он, как и все вокруг, мечтал о карьере, но вместо того, чтобы честно служить, выбрал более лёгкий путь — задумал породниться с большим человеком, почти министром. Здесь он преуспел — женился на дочери важного чиновника, но тесть, боясь упрёков и семейственности, не стал помогать Репетилову в карьерном росте. Этот поворот в своей жизни сам Репетилов описывает следующим образом:

И я в чины бы лез, да неудачи встретил,
Как, может быть, никто и никогда. (IV, 5)

И отставке Репетилов живёт так же привольно, как и Фамусов, правда, отдаётся развлечениям (обедам, балам, картам) с большей страстью, что соответствует возрасту и неуёмной энергии этого героя:

Сам бредил целый век обедом или балом!
Об детях забывал! Обманывал жену!
Играл! проигрывал! в опеку взят указом.
Танцовщицу держал! и не одну: Трёх разом!
Пил мёртвую! не спал ночей по девяти! (IV, 4)

Итак, первая функция образа Репетилова ясна: он — неотъемлемая часть фамусовского общества.

Однако в пьесе уже были показаны самые разнообразные представители фамусовской Москвы, поэтому появление на сцене пустого прожигателя жизни Репетилова не добавляет ничего нового к портрету фамусовского общества. Чтобы не стать простым повторением других героев, Репетилов должен продемонстрировать не только типичные черты представителя фамусовского общества, но и индивидуальные: показное свободомыслие и пустое фразёрство. Так возникает вторая функция образа Репетилова — доказать, что громогласные выступления представителей фамусовского общества против современных порядков не что иное, как игра в либерализм. Знаменитая фраза Репетилова: «Шумим, братец, шумим» (IV, 4), — вполне перекликается со словами Фамусова о московских старичках, которые любят покритиковать правительство для вида, то есть так, чтобы ничего не менялось:

А наши старички?? — Как их возьмёт задор,
Засудят о делах, что слово — приговор, —
Ведь столбовые всё, в ус никого не дуют;
И об правительстве иной раз так толкуют,
Что если б кто подслушал их...беда!
Не то, чтоб новизны вводили, — никогда,
Спаси нас Боже! Нет. А придерутся
К тому, к сему, а чаще ник чему,
Поспорят, пошумят и... разойдутся. (II,5)

Если Фамусов рассказывает о заседаниях московских либералов в общих чертах, то Репетилов, являясь как раз этим самым московским болтуном -либералом, подробно описывает собрания, в которых сам принимает участие. «Секретнейший союз» устраивает «тайные сходки» по четвергам в Английском клубе (!), известном всей Москве. Члены «союза» под стать Репетилову: англоман князь Григорий веселит соратников шутками, Евдоким Воркулов поёт, братья Лев и Борис ничего не делают, Удушьев пишет статьи «Отрывок», «Нечто» для журналов, а предводитель всей этой компании (знаменитый в Москве карточный шулер и дуэлянт) вдохновенно говорит о честности (!). Все эти достойные господа любят обсуждать и другие «важные материи», например: деятельность палаты народных депутатов, достоинства и недостатки суда присяжных (оба этих государственных органа в принципе невозможны при абсолютизме), вольнолюбивое творчество Дж.Г.Байрона, а в перерывах между подобными дебатами, когда их посещает вдохновение, сочиняют водевили: Репетилов «невзначай родит каламбур», другие подхватят

И вместе, глядь, водевильчик слепят,
Другие шестеро на музыку кладут,
Другие хлопают, когда его дают. (IV, 3)

Более ядовитую карикатуру на официальных либералов трудно нарисовать!

Третья, наверное самая важная, функция образа Репетилова состоит в том, что он является своеобразным «кривым зеркалом» главного героя комедии — Чацкого. Человек, который смотрится в кривое зеркало, видит карикатуру на себя: черты его лица и фигуры в кривом отражении искажаются, уменьшаются, искривляются. Этот эффект используется и в художественной литературе: рядом с главным героем помещается второстепенный, который оттеняет некоторые черты характера главного. Чацкий в сравнении с Репетиловым выглядит серьёзным человеком, его убеждения — глубокими и продуманными. А Репетилов не имеет собственных убеждений и легко повторяет чужие мысли.

Как и другие персонажи пьесы, он получает «говорящую» фамилию, образованную от латинского глагола repetere, что значит «повторять». Репетилов болтает, бездумно перескакивая с одной темы на другую. Например, он беспощадно ругает себя:

Ругай меня, я сам кляну своё рожденье,
Когда подумаю, как время убивал! (IV, 4)

«Убивать время» — это устойчивый оборот, который значит «заниматься каким-нибудь бесполезным, случайным делом». Мысль Репетилова цепляется за слово «время», и в следующей фразе он спрашивает Чацкого уже о конкретном времени: «Скажи, который час?». Точное время понадобилось ему потому, что он вдруг (раз уж опоздал на бал) придумал съездить вместе с Чацким в клуб на заседание «секретнейшего союза». Но до того, как предложить Чацкому эту поездку, он вскользь упомянул о какой-то книге, вспомнил свой прежний разгульный образ жизни и под конец расписал своё нынешнее житьё-бытьё — деятельность в «секретнейшем союзе».

Однако образ Репетилова подчёркивает не только сильные, но и слабые черты характера Чацкого: ведь Грибоедов в комедии высмеивает как представителей фамусовского общества, так и главного героя, сближая его с пустомелей Репетиловым. Оба сходным образом появляются на сцене. Чацкий вбегает к Софье со словами:

Чуть свет — уж на ногах! И я у ваших ног. (I, 7),

а Репетилов, будучи, видимо, слегка навеселе, буквально падает «со всех ног» в сенях фамусовского дома (IV, 4). Фамусов говорит Скалозубу, рекомендуя Чацкого:

Славно пишет, переводит. (II,5)

Правда, больше об этих интеллектуальных занятиях главного героя никто не вспомнит: то ли представители фамусовского общества не знают о них, то ли не считают серьёзными. Репетилов тоже пишет-сочиняет вместе с приятелями по Английскому клубу... водевили (IV, 4).

Оба героя чрезвычайно болтливы. Активное желание Чацкого обязательно высказаться по всем важным и неважным вопросам перед Фамусовым или перед гостями на балу (перед глухими старичками, глупыми княжнами, лицемерным Молчалиным ит.д.) непростительно, по мнению Пушкина, и смешно. Думается, что драматург не случайно сближает высказывания Чацкого и Репетилова. Например, они оба ругают балы как пустое времяпрепровождение. «Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два» (1,7), — пренебрежительно говорит Чацкий. И Репетилов повторяет практически ту же мысль:

Что бал? братец, где мы всю ночь до бела дня,
В приличьях скованы, не вырвемся из ига... (IV, 4)

При этом оба ездят на балы. Ещё пример сближения — оба снисходительно смотрят на собственные неудачи по службе. «Чины людьми даются, А люди могут обмануться» (III, 3), — заявляет Чацкий, а Репетилов вторит ему: «Тьфу! служба и чины, кресты — души мытарства» (IV, 5). Наконец, оба уезжают из дома Фамусова, произнеся очень похожие фразы. Никто из гостей, с которыми Репетилов столкнулся в сенях, не пожелал с ним поболтать, тогда он приказывает лакею:

Куда теперь направить путь?
А дело уж идёт к рассвету.
Поди, сажай меня в карету,
Вези куда-нибудь. (IV, 9)

Чацкий, оскорблённый клеветой фамусовского общества и поведением Софьи, тоже вспоминает о карете, чтобы уехать без оглядки куда-нибудь из Москвы.

Подводя итог, следует подчеркнуть два важных момента, касающиеся образа Репетилова. Во-первых, этот образ вместе с другими действующими лицами комедии создаёт яркий портрет фамусовского общества, противостоящего вольнодумцу Чацкому. Характер Репетилова и вполне реалистичен, так как соединяет в себе множество разных черт, присущих человеку: Репетилов одновременно глуп, ветрен, доверчив, ленив, добродушен, болтлив и т.д.. То, что Грибоедову удалось создать такой сложный характер для эпизодического лица, говорит о высоком мастерстве драматурга. Это же отметил и Пушкин в своём отзыве о «Горе от ума».

Во-вторых, в сравнении с Репетиловым более полно охарактеризован Чацкий. Репетилов становится как бы «кривым зеркалом», которое под конец пьесы драматург приберёг для главного героя и через такой приём раскрыл своё отношение к нему, иными словами, драматург использует пародийное снижение образа Чацкого. Болтовня Репетилова подчёркивает серьёзность Чацкого, но в то же время эти два персонажа комедии похожи: Репетилов трещит без умолку обо всём на свете, а Чацкий высказывает свои передовые убеждения перед Фамусовым, Скалозубом и т.д. Понятно, что умную проповедь главного героя в доме Фамусова никто не услышит. Тогда зачем все эти вдохновенные монологи?

/ / / Образ Репетилова в комедии Грибоедова «Горе от ума»

В своей знаменитой комедии Александр Сергеевич Грибоедов изобразил типичное дворянское общество начала 19 столетия с его укладом и нравами. Этот временной промежуток характеризуется наметившимся противостоянием между теми, кто придерживался консервативных взглядов и выступал за прежнюю спокойную жизнь, и теми, кто принял идеи декабристов и был приверженцем новых прогрессивных идей.

Историческая реальность со всеми ее перипетиями нашла отражение на страницах пьесы. Александр Андреевич Чацкий, главный герой комедии, очень похож на самого автора и разделяет его взгляды, а именно: уважает личность, стремится к достижению свободы и справедливости для всего народа. Есть, правда, в произведении и такие персонажи, для которых все вышеназванные идеи – не стремление, а просто дань моде, так принято сейчас, значит, так нужно. Нет осознания и принятия. В этой связи хочется назвать одного персонажа, о котором и пойдет речь, - Репетилова.

Но раскрыть этот образ представляется возможным, только если сделать это через обращение к другому герою – Чацкому, который настроен решительно против московских обычаев: вседозволенности богатых помещиков, не считающих крестьян за людей и позволяющих себе менять их на борзых собак, отсутствия нравственности, оценивания людей по чинам и размеру кошелька. Александр Андреевич выступает против всего этого один, не имея никакой поддержки. Но его идеи понятны и просты: честь и достоинство должны быть главным мерилом человеческой личности и никак иначе.

А что же образ Репетилова? Как его интерпретировать? Автор вводит этого героя для того, чтобы наиболее полно представить положение дел и ту обстановку, которая царила в стране в обозначенный исторический период.

С этим персонажем Грибоедов знакомит читателей лишь только в последнем действии. Репетиров выступает своеобразным двойником Чацкого. Правда, в отличие от оригинала, он смешон: повторяя слова, содержащие глубокий смысл, он совершенно не осознает их. Репетилов пытается войти в высшее общество, получить там определенный вес, же хочет исправить сложившийся уклад, изменить веками укоренявшиеся устои и обычаи.

У героя интересная фамилия, такие принято называть говорящими. Что же она означает? В ее основе французское слово со значением «повторять». Репетилов только бездумно следует идеям декабристов, не вникая в их суть.

Автор изображает героя как пустого человека, он говорит слова, но они не наполнены смыслом. Сам Репетилов не осознает их до конца, да и хочет ли это делать? Он состоит в тайном обществе, на собрание зовет с собой сначала Чацкого, а когда тот отказывается, предлагает поехать Скалозубу. Получается, ему все равно, с кем ехать, на деле он не становится союзником Александра Андреевича. Этому герою в принципе все равно, за кого выступать: за «старых» или за «новых». Главное – быть признанным в светском обществе.

В заключении можно сказать, что Репетилов – это карикатура, отражение Чацкого в кривом зеркале.

В комедии Грибоедова «Горе от ума» господин Репетилов появляется в четвертом действии произведения. Это второстепенный, но яркий персонаж произведения, приглашенный на бал к Фамусову по случаю именин его дочери Софьи. Его образ - характеризует человека, который выбирает легкий путь в жизни.

Основные черты героя

Что говорит сам о себе Репетилов? То, что он дурак и смешон. Наш герой не умеет вести правильную беседу, перескакивает с темы на тему. Это либерал, которого не устраивает положение в обществе, да и в стране в целом.

Как и многие его современники, Репетилов мечтал об успешной карьере. Для достижения цели выбрал легкий путь: породнился со знатным и богатым родом. Став зятем известного чиновника, он забыл о всех тяготах жизни. Время и статус позволяют ему тратить свою жизнь в развлечениях на званых ужинах и за игрой в карты.

Во времена, описанные Грибоедовым, в моде были различные тайные общества. Автор посчитал нужным «наградить» героя членством в престижном английском клубе для элиты и некого «тайного» общества (под ним понимается зарождающееся декабристское движение). И даже там Репетилов прослыл как «шут», способный только на то, чтобы развлекать всех болтовней. Его фамилия с латинского языка переводится характерно: «повторять». Таким авторским приемом показано: Репетилов в разговоре постоянно возвращается к одним и тем же темам.

Отрицательные черты характера: ложь, глупость, лень. Репетилов показан как плохой отец и муж, постоянно обманывающий жену. Есть в герое и положительные черты: доброта и жизнерадостность. Но они "теряются" на фоне негативного образа жизни.

Роль героя в произведении

Появление на балу старого приятеля Чацкого, которым и является Репетилов, сопровождается шумной болтовней «ни о чем». Будучи любезным со всеми гостями, он за короткое время умудряется показать всю никчемность своей жизни. Автор «рисует» героя, как типичного представителя общества, в котором хотят глобальных изменений, но чужими руками. Главное - ничего не делать для этого самому. Но порассуждать о проблемах любят.

Репетилов - это собирательный образ нескольких характеров, представители которых подстраиваются под моду определенного времени. Это острая пародия на общества, интересы и «пустых» людей, которые ведут беспорядочную жизнь и не меняются годами. В образе персонажа Репетилова и его способа жизни Грибоедов показал, как можно высокие идеалы «опошлить и приземлить».