2 культура древних миров месопотамия. Культура Древней Месопотамии. Министерство образования республики беларусь

Месопотамия (Междуречье или Двуречье) - земли, расположенные между реками Тигр и Евфрат. Культура Месопотамии существовала с IV тыс. до н.э. до середины VI в. до н.э. Эта культура, в отличие от древнеегипетской, характеризовалась многослойностью. На территории Двуречья проживали шумеры, аккадцы, вавилоняне, ассирийцы. В результате эта культура формировалась в процессе многократных взаимопроникновений нескольких этносов и народов. Наибольшего развития и значения достигли культуры Шумера, Вавилона и Ассирии.

Если древнеегипетская цивилизация сохранила зрительные и письменные образы, то цивилизации Двуречья, особенно шумеро-вавилонская, в большей степени -- письменные. Одним из самых удивительных достижений месопотамской культуры было изобретение еще на рубеже IV -- III тысячелетий до н. э. письма, с помощью которого стало возможным сначала фиксировать многочисленные факты повседневной жизни, а довольно скоро также передавать мысли и увековечивать достижения культуры. Сначала шумерское письмо было пиктографическим, т. е. отдельные предметы изображались в виде рисунков. Но пиктография еще не являлась настоящей письменностью, поскольку отсутствовала передача связной речи, фиксировались только отрывочные сведения. Таким образом, с помощью пиктографии можно было отмечать лишь самые простейшие факты хозяйственной жизни (100 вертикальных черточек и помещенное рядом изображение рыбы означало, что на складе имеется указанное количество рыбы, бык и лев, изображенные рядом друг с другом, могли передавать информацию о том, что лев съел быка. Но с помощью такой письменности невозможно было фиксировать собственные имена или передавать абстрактные понятия (например, гром, наводнение) или человеческие эмоции (радость, горе и т. д.).

Постепенно в процессе длительного развития пиктография превратилась в словесно-слоговое письмо. Благодаря этому стала возникать полифония (многозначность), и один и тот же знак в зависимости от контекста читался совершенно по-разному. Или другой пример: знак, или рисунок для обозначения ноги, стали читать не только как «нога», но также «стоять», «ходить» и «бегать», т. е. один и тот же знак приобрел четыре совершенно различных значения, каждое из которых надо было подбирать в зависимости от контекста.

Одновременно с появлением полифонии письмо начало терять свой рисуночный характер. Вместо рисунка для обозначения того или иного предмета стали изображать какую-нибудь его характерную деталь (например, вместо птицы ее крыло), и то лишь схематически. Поскольку писали тростниковой палочкой на мягкой глине, рисовать на ней было неудобно. Кроме того, при письме слева направо рисунки пришлось повернуть на 90 градусов, в результате чего они потеряли всякое сходство с изображаемыми предметами и постепенно приобрели форму горизонтальных, вертикальных и угловых клиньев. Так в результате многовекового развития рисуночное письмо превратилось в клинопись. Каждый знак письменности представлял собой комбинацию из нескольких клинообразных черточек. Эти черточки оттискивались трехгранной палочкой на табличке из сырой глины, таблички после высушивались на солнце или обжигались на огне. Глина была долговечным материалом. Глиняные таблички не разрушались и от пожара, а, наоборот, приобретали еще большую прочность.

Шумерская письменность была заимствована и многими другими народами (эламитами, хурритами, хеттами, позднее и урартами), которые приспособили ее к своим языкам, и постепенно к середине II тысячелетия до н. э. вся Передняя Азия стала пользоваться шумеро-аккадским письмом. Одновременно с распространением клинописи аккадский язык превратился в международный язык общения, дипломатии, науки и торговли. В I тысячелетии до н. э. вавилоняне и ассирийцы стали употреблять для письма также кожу и импортный папирус. В это же время в Месопотамии стали пользоваться и узкими длинными дощечками из дерева, покрытыми тонким слоем воска, на который наносили клинописные знаки.

В настоящее время известно около полумиллиона текстов, записанных на глиняных табличках - от нескольких знаков до тысяч строк. Это - хозяйственные, административные, правовые документы, тексты религиозного содержания, строительные и посвятительные царские надписи. Таблички хранились в своеобразных «библиотеках» - запечатанных глиняных сосудах или корзинах. Шумеры составили первый в мире библиотечный каталог, первый сборник медицинских рецептов, разработали и записали календарь земледельца. Первые сведения о защитных насаждениях и идею создания первого в мире рыбного заповедника мы находим тоже у жителей Мессопотамии.

Система религиозно-мифологических представлений в культуре Шумера отчасти перекликается с египетской. Например, ней присутствовал миф об умирающем и воскресающем боге. Правитель города-государства объявлялся потомком бога и воспринимался в качестве земного бога. В то же время между шумерской и египетской системами ми имелись и заметные различия. Так, у шумеров заупокойный культ, вера в загробный мир не приобрели большого значения. Шумерская система религиозных верований менее сложна. Как правило, каждый город-государство имел своего бога-покровителя. Вместе с тем были боги, которые почитались во всей Месопотамии. Таковыми выступали бог неба Ан, бог земли Энлиль и бог воды Энки. Большое значение в шумерской религии имела богиня-мать, покровительница земледелия, плодородия и деторождения. Таких богинь существовало несколько, одной из них была богиня Инанна, покровительница города Урука. Некоторые мифы шумеров - о сотворении мира, о всемирном потопе - оказали сильное влияние на мифологию других народов, включая христианскую. Огромную роль в верованиях древних обитателей Двуречья играли культ воды и культ небесных светил. Вода, как в жизни, выступала и в качестве источника доброй воли, дарующей урожай, и в роли злой стихии, приносящей разрушение и гибель. Другим не менее важным культом был культ неба и небесных светил, которые, простерты над всем земным. В шумеро-аккадской мифологии «отец богов» Ан -- бог неба и его творец, Уту - солнечный бог, Шамаш - бог солнца, Инанна почиталась как богиня планеты Венеры. Астральные, солярные и другие мифы свидетельствовали об интересе жителей Двуречья к космическому пространству и их стремлении его познать. В неизменном движении небесных светил по постоянно заданному пути жители Месопотамии видели проявление божественной воли. Но они хотели познать эту волю, а отсюда внимание к звездам, планетам, солнцу. Интерес к ним вел к развитию астрономии и математики. Вавилонские «звездочеты» высчитали период обращения Солнца, Луны, составили солнечный календарь и карту звездного неба, обратили внимание на закономерность солнечных затмений.

В астральных мифах звезды и созвездия часто представлялись в виде животных. В Древней Вавилонии, например, выделялось 12 знаков зодиака, а каждому богу соответствовало свое небесное светило. Научные знания и исследования «ученых» и «звездочетов», в роли которых выступало в основном жречество, были связаны с магией и гаданием. Поэтому в Двуречье не случайно родились астрология и связанные с ней составления гороскопов. Сегодня нам известно 12 знаков зодиака, а составлением гороскопов мы обязаны именно шумерам.

Наиболее ранней формой государственной организации в Месопотамии были города-государства. Во главе стоял правитель - энси («возглавляющий род», «закладывающий храм») или лугаль («большой человек», «хозяин»). Созывались общинные собрания и советы старейшин. Эти органы избирали правителей, определяли объем их полномочий, а также обладали финансовыми, законодательными и судебными функциями. Правитель являлся главой культа, предводителем войска, ведал ирригацией, строительством, хозяйством.

В результате победоносных войн роль правителей усиливалась, и их власть выходила за пределы отдельных городов и общин. Создается административный аппарат и храмовая администрация. Происходит передача власти по наследству. Формируется представление о божественном происхождении царской власти. Наибольшей концентрации власть достигает в Древневавилонском царстве при царе Хаммурапи. Формально у царя были неограниченные законодательные полномочия. Он выступал главой большого управленческого аппарата (наместники в городах и областях, военачальники, послы), смещал и назначал чиновников. У царя были обширные хозяйственные функции: ирригация, строительство и т.д.

Среди представителей шумерского общества следует выделить также земледельцев-общинников, ремесленников, торговцев, воинов и жрецов. В Древней Месопотамии уже наблюдается социальное расслоение. Так, в источниках мы встречаем упоминание о рабах. Первоначально источником рабства был захват в плен в результате военных действий. В административном отношении страна была разделена на области, которые находились под управлением царских чиновников.

Говоря о культуре Древней Месопотамии следует отдельно остановиться на особом типе храмового строительства - зиккурате. Зиккурат - культовая ярусная башня из кирпича-сырца с 3-7 ярусами в форме усеченной пирамиды или параллелепипеда, с внутренним двором и статуей божества во внутреннем святилище. Ярусы соединялись лестницами и пологими подъемами-пандусами. Каждый ярус (ступень) посвящался одному из богов и его планете, был, видимо, озеленен и имел определенную окраску. Многоступенчатые храмы завершались павильонами-обсерваториями, откуда жрецы вели астрономические наблюдения. Семиярусный зиккурат мог иметь следующие посвящения и цвета: 1-й ярус посвящался Солнцу и окрашивался в золотой цвет; 2-й ярус - Луне - серебряный; 3-й ярус - Сатурну- черный; 4-й ярус - Юпитеру- темно-красный; 5-й ярус -Марсу -ярко-красный, как цвет крови, пролитой в сражениях; 6-й ярус - Венере - желтый, потому что она ближе всех находится к Солнцу; седьмой - Меркурию - синий. В отличие от пирамид зиккураты не являлись посмертными или заупокойными памятниками.

Самым большим зиккуратом была, видимо, Вавилонская башня. По одной из версий, башня имела высоту и основание 90 м, озелененные террасы.

Храмы Двуречья были не только культовыми, но и научными, коммерческими учреждениями, центрами письменности. Писцов обучали в школах, называвшихся «домами табличек» и существовавших при храмах. В них готовили специалистов, владеющих письмом, счетом, певческим и музыкальным искусством. Учетные работники могли быть выходцами из бедных семей и даже рабами. После завершения обучения в школах выпускники становились служителями в храмах, частных хозяйствах и даже при царском дворе.

Таким образом, Двуречье, как и Египет, стало настоящей колыбелью человеческой культуры и цивилизации. Шумерская клинопись и вавилонские астрономия и математика - ???го уже достаточно, ч??бы говорить об исключительном значении культуры Месопотамии.

На основе археологических находок можно судить, что древние цивилизации Двуречья представляли собой высокоразвитое общество с городской архитектурой, пиктографическими документами, обширными торговыми связями и религией. Древнейшая история Шумера отражена в легендах и эпосе. Важнейшим культурным открытием Шумеров было изобретение клинописной системы письма. Клинопись развилась из пиктографии.

Религия . Очень многие письменные тексты имеют религиозное содержание. Религиозные представления были одним из важнейших факторов в развитии мышления населения Двуречья. В них нашли отражение те явления природы, сущность и действие которых люди не могли себе объяснить. Кроме того, в повседневной жизни человека был тесно связан с явлениями природы. Ему приходилось иметь дело с ее животворящими силами, рождением, смертью всего живого, с явлениями природы, имеющими благотворные и губительные последствия.

Уже с 5 тыс. до н.э. появляется культ вечно плодоносящей и рождающей силы, которую олицетворяла богиня-мать. Ей был подчинен бог-мужчина. Сохранились их многочисленные глиняные статуэтки.

Для религии Двуречья был свойственен большой консерватизм. Содержание молитв и культовый инвентарь очень мало изменились за 3 тысячи лет. Переход к земледелию и оседлости способствовал формированию пантеона богов. В 3 тысячелетии до н.э. у шумеров были сотни богов. Главное место в пантеоне играла триада: Ан – бог неба, Энлиль – бог земли, Энки – бог воды. 4-е место занимала Нинхурсаг – мать всего живого. Выделялись также 2 большие группы богов: земные Аннунаки и небесные Игиги. С ходом времени функции отдельных богов расширялись.

С возвышением Вавилона на первые роли выходит бог Мардук. В Ассирии царем всех богов стал Ашшур. В Нововавилонском црстве возвышается Адад, бог погоды. Типично сельскохозяйственный характер носил культ бога растительности – умирающего и воскресающего Думузи. Это божество имело популярность во всей Передней Азии. Было несколько богов подземного мира.

Мифы и эпос . Из всех месопотамских мифов наибольшего внимания заслуживает миф о сотворении мира и людей как шумерский, так и аккадский варианты. Его называют “Энума Элели”. По этому мифу мы можем судить о космологических представлениях шумеров и аккадцев, которые оказали влияние на античность.

Значительные фрагменты шумерской мифологии сохранились в библейском тексте. В отрывках дошло до нас шумерское сказание о братьях-полубогах Эмеше и Энтене, сотворенных богом Энлилем, а в отрывках угадывается библейское сказание о Каине и Авеле. Сохранились также несколько месопотамских повествований о всемирном потопе и рассказ о первом рае.

Из эпических произведений наиболее известна поэма о Гильгамеше, полулегендарном герое и правителе г. Урука. В эпосе отражены многие реалии политической истории Шумера. Существовали и другие литературные жанры: гимны, молитвы, плачи, любовная лирика, дидактические и философские произведения, басни, пословицы, поговорки, сочинения с политической тенденцией.

Архитектура и изобразительное искусство . Близко к литературе стоит такой редкий вид изобразительного искусства, как резьба на цилиндрических печатях. На них обычно вырезались иллюстрации к наиболее популярным мифам и литературным произведениям. Наука о резьбе на печатях называется глиптика.

Древнейшими скульптурами являются глиняные культовые статуэтки плодородия и культовые маски. С началом возведения храмов с 4 тыс. до н.э. в их интерьеры непременно помещают скульптуры богов со зримыми пережитками тотемизма, а иногда с фантастической внешностью.

Для изготовления скульптур в Двуречье привозили из других стран мрамор, гранит, базальт, алебастр, драгоценные и поделочные камни, а также слоновую кость и перламутр. Изображения: крылатые колоссы быков или львов с человеческими головами, крупные рельефы, которыми были облицованы стены дворцов. Обычно изображались сцены из семейной жизни правителей, батальные сцены и мифологические сюжеты.

Храмовое зодчество. Храмы того времени были огромными и величественными зданиями без окон, правильной прямоугольной формы, со стенами, расчлененными нишами. Все сооружения воздвигались во избежание затопления на насыпных платформах. С конца III тыс. до н.э. храмы (зиккураты) приобретают вид ступенчатых башен.

Жители Месопотамии умели строить благоустроенные и красивые города. Их широкие улицы перекрещивались под прямыми углами и были усажены пальмами и другими растениями. Для регулярного снабжения водой к городам подводили водопроводы и акведуки. К городским гидросооружениям относились также плотины, набережные и каналы.

Образование и наука . Главными центрами грамотности были школы при дворцах и храмах. Школа называлась “дом табличек”, директора именовались “отцом дома табличек”, а ученики – “сыновья дома табличек”. Кроме обычных школ были и высшие специальные училища. В них принимали только грамотных молодых людей. Здесь изучались такие предметы как богослужение, астрономия, природоведение, физика, химия, медицина. Школы и училища имели при себе библиотеки “глиняных книг”. Знания в области математики, геометрии, астрономии, появление календаря, познания в области медицины.

Верования Древней Месопотамии оказали влияние на такие религии как христианство, иудаизм, ислам.

Министерство сельского хозяйства РФ

ФГОУ ВПО «НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Факультет заочного обучения

Отделение государственного и муниципального управления

Кафедра истории и политологии

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Культурология» на тему:

«Культура Месопотамии »

Выполнила: Фазылова И.А.

1 курс, 3 группа

Шифр У-06074у

Проверила: Ляпина Е.И.

Новосибирск 2006 г.


Введение 3

1. Как возникла культура в Двуречье Тигра и Евфрата,

основные этапы ее развития. 4

2. Культура Шумера, его письменность, наука,

мифологические сказания, искусство. 6

3. Культура Вавилона: законы Хаммурапи, письменность,

литература, архитектура и искусство. 8

4. Культура Ассирии: военное устройство, письменность,

литература, архитектура, искусство. 12

5. Мифология Двуречья. 14

Заключение 20

Список использованной литературы 21


ВВЕДЕНИЕ

Изучение культуры древних народов является неотъемлемой частью культуры в наши времена. Очень большое значение имеет культурный опыт, накопленный тысячелетиями многими народами. Культура Месопотамии отличалась насыщенной культурной жизнью: письменность, научные изыскания, искусство, литература, архитектура – все это оставило нам множество памятников своей гениальности и отличительной неповторимости. Множество идей, открытий, записей, сделанных народами Месопотамии используются в наши дни и они без сомнения представляют большую важность для ученых многих областей. Также изучение культурологии имеет большое социальное значение, а именно, создание культурного человека, занимающегося своим культурным совершенствованием и совершенствованием культуры своего государства.

А так как занимаясь какой – либо областью культуры: искусством, литературой, архитектурой и т.д., следует знать историческое развитие данной области: «прецеденты развития» и интересные факты, то постоянный интерес к течению культурной жизни должен быть неотъемлемой частью жизни каждого интересующегося культурой человека.

В наше время, без сомнения, все понимают важность и ценность изучения исторического развития культурологии. Любой человек, считающий себя интеллигентным, культурным человеком должен разбираться в стремительном течении культурной жизни и по возможности участвовать в ее круговороте.

Множество литературы, описывающей бытность древних народов, представляет большой интерес, так как позволяет разобраться в особенностях жизнедеятельности разных народов, в особенностях принятия ими решений при жизни в различных климатических условиях и при различных условиях жизни (государственный строй).

1 КАК ВОЗНИКЛА КУЛЬТУРА В ДВУРЕЧЬЕ ТИГРА И ЕВФРАТА, ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

В IV – III тыс. до н.э. на территории Двуречья – долине рек Тигр и Евфрат – возникла и утвердилась высокая культура. Это был один из древнейших очагов человеческой цивилизации. В Двуречье стремительно (по историческим меркам) сменяли друг друга различные государственные образования, в том числе Шумер, Аккад, Вавилония, Ассирия, перемешивались, торговали и воевали друг с другом разные народы, быстро воздвигались и до основания разрушались храмы, крепости, города.

Основателями всей вавилонской культуры были шумеры. Множество источников свидетельствуют о высоких астрономических и математических достижениях шумеров, их строительном искусстве (именно шумеры построили первую в мире ступенчатую пирамиду). 0ни авторы древнейшего календаря, рецептурного справочника, библиотечного каталога. Однако, пожалуй, самым весомым вкладом древнего Шумера в мировую культуру является "Сказание о Гильгамеше" ("все видевшем") - древнейшая на земле эпическая поэма.

Записанная клинописью, которая была общей системой письменности для говоривших на разных языках народов Месопотамии, поэма о Гильгамеше является великим памятником и культуры Древнего Вавилона. Вавилонское (собственно, Древневавилонское) царство объединило север и юг - области Шумера и Аккада, став наследником культуры древних шумеров. Город Вавилон достиг вершины величия, когда царь Хаммурапи сделал его столицей своего царства. Хаммурапи прославился как автор первого в мире свода законов (откуда до нас дошли, например, выражение "око за око, зуб за зуб").

Культура Древнего Вавилона связана с земной сферой существования

человека, его мирскими заботами. Это легко объяснить бурным течением потока истории в междуречье Тигра и Евфрата.

Культура Ассирии отличается поразительной даже для того времени жестокостью, милитаризованным характером. Даже царь здесь - не столько сакральная фигура, сколько военачальник. Основная тема ассирийского искусства - охота, сражения, расправа над пленными. Вместе с тем это жестко натуралистическое искусство отличается поражающей воображение выразительностью. Говоря об ассирийской культуре, нельзя не упомянуть знаменитую библиотеку царя Ашшурбанипала (VII век до н.э.). В своем дворце в Ниневии, столице Ассирийского царства, Ашшурбанипал собрал грандиозную (особенно если учесть, что клинописные тексты писались на глиняных табличках) библиотеку.

Ассиро-вавилонская культура стала наследницей культуры Древней Вавилонии. Вавилон, входивший в состав могучей Ассирийской державы, был огромным (около 1 миллиона жителей) восточным городом, горделиво именовавшим себя "пупом земли".

Вавилоняне внесли в мировую культуру позиционную систему чисел, точную систему измерения времени. Оставили вавилоняне потомкам и астрологию, науку о предполагаемой связи человеческих судеб с расположением небесных светил. Все это - далеко не полное перечисление наследия вавилонской культуры в нашей повседневности.


2 КУЛЬТУРА ШУМЕРА, ЕГО ПИСЬМЕННОСТЬ, НАУКА, МИФОЛОГИЧЕСКИЕ СКАЗАНИЯ, ИСКУССТВО.

Древнейшая культура Двуречья – шумеро-аккадская. По мнению большинства востоковедов, шумеры – родоначальники всей вавилонской культуры. Их культурные достижения велики и бесспорны: шумеры создали первые в человеческой истории поэмы – о «Золотом веке»; написали первые элегии, составили первый в мире библиотечный каталог. Шумеры – авторы первых и древнейших в мире медицинских книг – сборников рецептов. Они разработали и записали первый календарь для двух сезонов (зимы и лета), делившийся на 12 месяцев по 29 и 30 дней каждый. Каждый новый месяц начинался вечером при исчезновении лунного серпа. Составили первые сведения о защитных насаждениях. Даже идею создания первого в истории людей рыбного заповедника впервые письменно зафиксировали тоже шумеры. Им принадлежит первая глиняная карта. Первые струнные музыкальные инструменты – лира и арфа – появились также у шумеров.

Древнейшая на Земле письменность принадлежит этому же народу – это шумерская клинопись. Она очень декоративна и, как полагают исследователи, берет начало от рисунков. Впрочем, старые предания говорят о том, что и до возникновения рисуночного письма здесь существовал еще белее древний способ фиксации мыслей – завязывание узелков на веревке. Со временем рисуночное письмо совершенствовалось и видоизменялось: от полного, достаточно подробного и тщательного изображения предметов шумеры постепенно переходят к его неполному или символическому изображению. Древнейшие в мире письменные памятники – шумерские клинописные таблички – относятся к середине IV тыс. до н.э. Клинопись – это письменность, знаки которой состоят из групп клинообразных черточек, они выдавливались на сырой глине. Клинопись возникла как идеографическо-ребусное письмо, впоследствии превратившееся в словесно-слоговое. Долгое время ученые считали, что язык шумеров не похож ни на один из известных человечеству живых или мертвых языков, и вопрос о происхождении этого народа оставался загадкой. Однако сейчас можно считать установленным, что язык шумеров так же, как язык древних египтян, относился к семито-хамитской языковой семье.

Сохранилось много памятников шумерской литературы – они записаны на глиняных табличках, и почти все их них удалось прочесть. В основном это гимны богам, религиозные мифы и легенды, в частности, о возникновении цивилизации и земледелия, заслуги чего приписываются богам.

На шумерских табличках, относящихся примерно к 2800г. До н.э., записаны произведения первой известной миру поэтессы – Энхедуанны, дочери аккадского царя Саргона. Возведенная в ранг верховной жрицы, она написала несколько гимнов в честь великих храмов и богов Земли.

Важнейший памятник шумерской литературы – цикл сказаний о Гильгамеше, царе города Урука, сыне смертного и богини Нинсун. Герой поэмы, получеловек-полубог, борясь с многочисленными опасностями и врагами, побеждая их, познает смысл жизни и радость бытия, узнает (впервые в мире!) горечь потери друга и бесповоротность смерти. Предания о Гильгамеше оказали очень сильное слияние на культуру соседних народов, которые приняли и адаптировали их к национальной жизни.

Исключительно сильное воздействие на всемирную литературу оказали легенды о всемирном потопе. В них рассказывается, что потоп был устроен богами, которые замыслили погубить все живое на Земле. Только один человек смог избежать гибели – благочестивый Зиусудра, который по совету богов построил заранее корабль.


3 КУЛЬТУРА ВАВИЛОНА: ЗАКОНЫ ХАММУРАПИ, ПИСЬМЕННОСТЬ, ЛИТЕРАТУРА, АРХИТЕКТУРА И ИСКУССТВО

Наследницей шумеро-аккадской цивилизации была Вавилония. В середине II тыс. до н.э. при царе Хаммурапи город Вавилон объединил под своим главенством все области Шумера и Аккада. При Хаммурапи появился знаменитый Свод законов, записанный клинописью на двухметровом каменном столбе. В этих законах отразились хозяйственная жизнь, быт, нравы и мировоззрение древних обитателей Двуречья. Мировоззрение их определялось необходимостью постоянной борьбы с окружающими племенами. Все основные интересы были сосредоточены на реальной действительности. Вавилонский жрец не обещал благ и радостей в царстве мертвых, но в случае послушания обещал их при жизни. В вавилонском искусстве почти нет изображений погребальных сцен. В целом религия, искусство и идеология Древнего Вавилона били реалистичными.

Огромную роль в верованиях древних обитателей Двуречья играл культ воды. Отношение к воде не было однозначным. Вода считалась источником доброй воли, приносящей урожай и жизнь, вода – это культ плодородия. Вода – это также мощная и недобрая стихия, причина разрушений и бед.

Другим очень важным культом был культ небесных светил. В их неизменности и чудесном движении по раз и навсегда заданном пути жители Вавилона видели проявление божественной воли. Внимание к звездам и планетам способствовало быстрому развитию математики и астрономии. Так была создана шестидесятеричная система, которая и по сей день существует в исчислении времени – минутах, секундах. Вавилонские астрономы впервые в истории человечества высчитали законы обращения Солнца, Луны и повторяемость затмений. Однако все научные знания и исследования ученых Вавилонии были связаны с магией и гаданием; как научное знание, так и магические формулы и заклинания были привилегией мудрецов, звездочетов и жрецов.

Научные знания, например в области математики, часто опережали практические потребности, религиозные воззрения отвечали духовным запросам общества.

Согласно учению вавилонских жрецов, люди были созданы из глины, чтобы служить богам. Вавилонские боги были многочисленны. Самыми главными из них были: Шамаш – богиня Солнца, Син – бог Луны, Адад – бог непогоды, Иштар – богиня любви, Нергал – бог смерти, Ирра – бог войны, Вильги бог огня. Боги изображались как покровители царя, что свидетельствует об оформлении идеологии обожествления сильной царской власти. В то же время богов очеловечивали: как и люди, они стремились к успеху, желали выгоды, устраивали свои дела, действовали по обстоятельствам. Они были неравнодушны к богатству, владели имуществом, могли обзаводиться семьями и потомством. Они должны были пить и есть, как и люди; им, как и людям, были свойственны различные слабости и недостатки: зависть, злость, непостоянство. Боги определяли судьбы людей. Волю богов могли знать только жрецы: они одни могли и умели вызывать и заклинать духов, беседовать с богами, определять будущее по движению небесных светил.

Люди покорялись воле жрецов и царей, веря в предопределенность человеческой судьбы, в подвластность человека высшим силам, добрым и злым. Но покорность судьбе была далеко не абсолютной: она сочеталась с волей людей одержать победу в борьбе с враждебным окружением человека. Постоянное сознание опасности для человека в окружающем мире сочеталось с желанием полностью насладиться жизнью. Загадки и страхи, суеверие, мистика и колдовство сочетались с трезвой мыслью, точным расчетом и прагматизмом.

Религиозные верования древних обитателей Двуречья отразились в их монументальном искусстве. В городах строили храмы, посвященные богам; возле храма главного местного божества обычно находился зиккурат – высокая башня из кирпича, опоясанная выступающими террасами и создающая впечатление нескольких башен, которые уменьшались в объеме уступ за уступом. Заккураты были раскрашены, причем нижние уступы более темные чем верхние; террасы были, как правило озеленены. Верхняя башня заккурата нередко была увенчана золотым куполом. В ней находилось святилище бога, его «жилище», где бог гостил по ночам. Внутри этой башни не было ничего, кроме ложа и золоченного стола. Впрочем, эту башню использовали и для более конкретных и земных нужд: жрецы вели от туда астрономические наблюдения.

Архитектурных памятников дошло до нас гораздо меньше, чем, например египетского. Это вполне объяснимо: в отличие от Египта территория Двуречья была бедна камнем, и основным строительным материалом был кирпич. Т.к. кирпич – материал недолговечный, кирпичные постройки почти не сохранились. Тем не менее и сохранившиеся постройки позволили искусствоведам высказать точку зрения, что именно вавилонские зодчие явились создателями тех архитектурных форм, которые легли в основу строительного искусства Древнего Рима, а затем и Средневековой Европы. Многие ученые считают, что прообразы европейской архитектуры нашей эры следует искать в долине Тигра и Евфрата. Основными элементами этой архитектуры были купола, арки, сводчатые потолки, ритм горизонтальных и вертикальных сечений определял в Вавилонии архитектурную композицию храма.

Вавилон был огромным и шумным восточным городом. Его окружила мощная и толстая стена, на которой могли свободно разъехаться две колесницы, запряженные четверкой лошадей. В городе имелось 24 больших проспекта, достопримечательностью был семиярусный зиккурат бога Этеменанки высотой 90 м. – Вавилонская башня – одно из семи чудес света. Озелененные террасы Вавилонской башни, известные как висячие сады Семирамиды – ассирийской царицы, жившей в IX в. до н.э., - также одно из семи чудес света. О Вавилоне сложено много легенд. И ученым предстоит еще много сделать, чтобы отличить правду от вымысла.

Для вавилонского изобразительного искусства типичным было изображение зверей, - чаще всего льва или быка. Замечательны также мраморные статуэтки из Телль-Асмара, изображающие группу мужских фигур. Каждая фигурка поставлена так, что зритель всегда встречал ее взгляд. Характерными особенностями этих статуэток была тонкая проработка деталей, большая реалистичность и живость изображения.


4 КУЛЬТУРА АССИРИИ: ВОЕННОЕ УСТРОЙСТВО, ПИСЬМЕННОСТЬ, ЛИТЕРАТУРА, АРХИТЕКТУРА, ИСКУССТВО.

Культуру, религию и искусство Вавилонии заимствовали и развили ассирийцы. В развалинах ассирийского царя Ашшурбанипала (VII в. до н.э.) в Ниневии ученые обнаружили громадную для того времени библиотеку, которая насчитывала десятки тысяч клинописных текстов. Предпологается, что эта библиотека хранила все важнейшие произведения вавилонской литературы. Царь Ашшурбанипал – образованный и начитанный человек – вошел в историю как собиратель древних письменных памятников: по его словам, записанным и оставленным для потомков, для него было большой радостью разбирать красивые и непонятные тексты, написанные на языке древних шумеров.

Более 2 тыс. лет отделяло царя Ашшурбанипала от древнейшей культуры Двуречья, но, понимая ценность старых глиняных табличек, он собирал их и сохранял. Образованность, однако, была присуща не всем правителям Ассирии. Более обычной и постоянной чертой ассирийских владык было стремление к могуществу, господству над соседними народами, желание утвердить и продемонстрировать свою власть.

Ассирийское искусство Iтыс. до н.э. исполнено пафосом силы, оно прославляло мощь и победы завоевателей. Характерны изображения грандиозных и высокомерных крылатых быков, с надменными человеческими лицами и сверкающими глазами. Каждый бык имел пять копыт. Таковы, например, изображения из дворца Саргона II. Но и другие знаменитые рельефы их ассирийских дворцов – это всегда прославления царя – могущественного, грозного и беспощадного. Такими были ассирийские владыки в жизни. Такой была и ассирийская действительность. Не случайно поэтому особенность ассирийского искусства – беспримерные для мирового искусства изображения царской жестокости. Жестокость нравов ассирийского общества сочеталась, по-видимому, с его невысокой религиозностью.

В городах Ассирии преобладали не культовые сооружения, а дворцы и светские постройки, так же, как в рельефах и росписях ассирийских дворцов – не культовые, а светские сюжеты. Характерными были многочисленные и великолепные изображения животных, в основном льва, верблюда, коня.

Большое развитие в Ассирии получило инженерное искусство – был построен первый канал-водопровод и акведук длиной 3000 и шириной 15 ярдов.


5 МИФОЛОГИЯ ДВУРЕЧЬЯ

Мифология Двуречья дошла до нас в разных формах – шумерской, вавилонской и ассирийской. Хотя между вариантами любого конкретного мифа существует очень небольшая разница, тем не менее между шумерским и ассирийско-вавилонским вариантами мифа о творении разница очень существенна, более того, некоторые шумерские мифы не имеют семитских аналогов. Так как шумеры являются родоначальниками всей вавилонской культуры, следует начать рассказ о месопотамской мифологии именно с мифологии шумеров.

Шумерские мифы

Благодаря труду ученых-шумерологов, среди огромного материала, который имеется в нашем распоряжении, выделяются три мифа, которые нашли столь широкое распространение, что их можно считать базовыми мифами. Сейчас стало ясно, что, хотя эти базовые мифы занимают значительное место и в семитской мифологии, их горни кроются в культуре шумеров, поэтому рассмотрение шумерской мифологии следует начать с них.

Миф о Думузе и Инанне

Первый их этих мифов с давних пор известен как миф о том, как Иштар спустилась в подземное царство, и существовав в виде отдельных фрагментов; однако благодаря усилиям профессора Крамера этот миф теперь известен в своей полной форме как миф о Димузи и Инанне. Димузи – шумерский аналог героини Таммузи; а Инанна – шумерский аналог героини семитских мифов Иштар, богини небес. В варианте мифа, который стал основой культа Таммуза, центральным сюжетом является заточение бога в подземном царстве. Оно же является главной причиной для нисхождения Инанны в подземный мир. Однако в самом раннем варианте этого мифа причина путешествия богини в подземное царство так и остается невыясненной.

Объяснение изменениям, которые произошли в этом мифе, можно найти в том факте, что шумеры, придя в дельту, перешли от первобытной экономики к аграрной. В молитвах Таммуза и Иштар часто изображают как мужское и женское хвойное дерево. А хвойные деревья не растут в дельте Тигра и Евфрата. Они растут только в горах, от куда пришли шумеры. Более того, тот факт, что «зиккураты» были частью шумерской храмовой архитектуры, тоже указывает на это. Первоначальный вариант мифа, скорее всего, возник под влиянием условий жизни, которые чрезвычайно отличались от уклада, к которому шумеры должны были приспособиться, живя в дельте. Есть свидетельства того, что семиты и шумеры вместе жили в дельте задолго до нашествия амореев и последующего завоевания шумеров семитами. Известно, что семиты переняли у шумеров клинопись, а также значительную часть их религий и мифологии. Это можно принять в качестве объяснения изменений в мифе о Таммузе-Иштар, которые произошли в асссирийско-вавилонский период.

Миф о творении

Вторым основополагающим мифом, в шумерском варианте, является миф о творении. Следует отметить, что ни в одном из древних мифов о творении нет идеи о создании мира «из ничего». То есть во всех этих мифах сотворение мира – это наведение порядка в существующем хаосе.

Шумерские мифы о творении можно разделить на три подгруппы: происхождение вселенной; устройство вселенной; сотворение человека.

Происхождение вселенной

На табличке со списком шумерских богов богиня Намму описывается как «мать, давшая жизнь небу и земле». Из других мифов становится ясно, что небо и земля первоначально представляли собой гору, основанием которой была земля, а вершиной – небо. Небо олицетворял бог Ан, землю – богиня Ки. От их союза родился бог воздуха Энлиль, который отделил небо от земли и создал вселенную в виде неба и земли, разделенную воздухом. Шумерская мифология не дает никаких объяснений появлению древнего моря.

Устройство вселенной

Этот аспект творения мира затрагивается в целом ряде мифов, которые рассказывают, как возникли божественные создания и другие элементы шумерской цивилизации. Первый из этих мифов описывает рождение бога луны Нанны, или Сина.

Сушествуют мифы, в которых говорится о сотворении пищи и одежды. Также, помимо них, существуют самые разнообразные мифы о возникновении других элементов цивилизации и устройства вселенной. В длинной поэме, большая часть которой до сих пор не расшифрована, описывается создание Энлилем топора и то, как он подарил это ценное орудие людям, чтобы они смогли строить дома и города. В другом мифе описывается деятельность богов по обеспечению шумеров самыми необходимыми элементами цивилизации. Там говорится как Энке, побывав сначала у шумеров, проехал по всему свету, раздавая «таблицы судеб». Этим термином шумеры обозначали творческую деятельность богов по наведению порядка во вселенной.

Последний миф, касающийся устройства мироздания, связан с деятельностью богини Инанны (или Иштар). Уже упоминалось о таблицах судьбы, они играют очень важную роль в нескольких мифах. Обладание ими было одной из привилегий божества. Часто в мифах говорится, что эти таблицы были украдены или отняты у богов силой. Дело в том, что бог, обладающий «таблицами судьбы», получает власть над миропорядком. Так Инанна, желая распространить блага цивилизации на свой город Урук, отправляется в Эриду, где живет Энке, в руках которого находятся «ме» - шумерские слово, означающее ту же силу и власть, что и «таблицы судьбы». Энке гостеприимно принимает у себя свою дочь и устраивает в честь нее грандиозный пир. Став пьяным от вина, он обещает ей грандиозные подарки, в том числе и «ме». Вскоре, обнаружив пропажу, Энке посылает своего слугу Исимуда вернуть священные «таблицы судьбы». Он пытается сделать это семь раз, но каждый раз ему мешает Нинбуш, визирь Инанны. Таким образом, богиня приносит в Урук блага цивилизации. Следует отметить, что тема соперничества между шумерскими городами-государствами, так или иначе, просматривается во многих мифах.

Сотворение человека

Этот миф, текст которого разрознен и труден для общего понимания, описывает процесс сотворения человека. Хотя по содержанию шумерские мифы существенно отличаются от вавилонского «Эпоса о творении», их объединяет одинаковое понимание цели, ради которой был создан человек. Человек был сотворен, чтобы служить богам, обрабатывать землю и освободить богов от необходимости самим создавать все необходимое для жизни. По повелению богини Намму и Нинмах, богини рождения, при помощи других божеств, смешивают глину, взятую из источника сладкой воды, и создают человека.

Миф о потопе

Третьим основным мифом является миф о потопе. Миф об уничтожении человечества потопом в том или ином виде встречается во всех частях света. Основная идея мифа заключается в том, что боги решают уничтожить человечество. Издавна известно, что библейская история о потопе основана на вавилонском мифе. Однако до 1914 года, когда американец Арно Пебл опубликовал фрагмент текста одной из глиняных табличек, никто не предполагал, что вавилонский вариант мифа, в свою очередь, основывался на еще более раннем шумерском мифе. В шумерской версии содержалось гораздо больше подробностей о причине потопа и строительстве ковчега.

Помимо трех основных описанных мифов существует еще великое множество шумерских мифов. Среди них такие как: Миф об Энке и Нинхурсаг; миф о Думузи и Энкимду; Мифы о Гильгамеше.

Оставив шумерскую мифологию, переходим к аккадской, а именно к ассиро-вавилонкой, большая часть которой основана на шумерских мифах.

Семитские завоеватели переняли у шумеров клинопись и адаптировали ее к семитскому (аккадскому) языку, который абсолютно не похож на язык шумеров. Поэтому многие боги шумерского пантеона появляются в аккадской мифологии под семитскими именами. Тем не менее, многие обрядовые и храмовые термины сохраняют свою шумерскую форму. Многие из молитв и песнопений по-прежнему декламировались на шумерском языке, который остался языком религиозных обрядов и литургий даже после того, как он перестал существовать в своей разговорной форме. Таким образом, аккадские варианты шумерских мифов отражают как изменившуюся политическую ситуацию (завоевание шумеров семитами), так и совершенно иную ментальность семитов.

Вавилонские мифы

В вавилонском варианте мифа о сошествии Иштар в преисподнюю, она представляется более агрессивной и даже грозной, чем у шумеров.

Миф о творении в Вавилоне занял главенствующее положение в иерархии мифов благодаря тому, что он ассоциировался с главным праздником Вавилона – Новым годом (или Акиту). Этот миф нашел свое воплощение в литургической поэме, известной по ее начальным строкам как «Энума Элиш» («Когда вверху…»). Эта поэма стала обрядовым мифом, обладающим магической силой и играющим жизненно важную роль в вавилонском празднике Нового года, в связи с драматическим воплощением сюжета о смерти и воскрешении богов.

Третий из основополагающих мифов – это миф о потопе. В рассматриваемом случае несколько фрагментарный шумерский миф был значительно расширен, и вавилонский вариант мифа о потопе стал частью «Эпоса о Гильгамеше».

Проблема смерти, болезней и поисков бессмертия практически отсутствовала в шумерской мифологии, но она очень заметна в семитских мифах. В «Эпосе о Гильгамеше» она возникает перед Гильгамешем, когда умирает его друг Энкиду. Он отправляется на поиски своего предка, чтобы раскрыть секрет бессмертия.

Проблеме смерти и бессмертия посвящен и другой миф, который был популярен и за пределами Месопотамии, поскольку его фрагмент бал найден в архивах Амарны в Египте. Это миф об Адапе.

Вавилоняне верили, что различные болезни, которыми страдали жители, были вызваны нападением злых духов либо кознями волшебников или ведьм. Поэтому применение лекарств сопровождалось чтением заклинаний. В заключительных строках этого заклинания говорится, что его следует повторить три раза над больным после того, как ему дадут лекарство или совершат какие-то процедуры.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении, следует сказать, что культура Месопотамии, как видно из реферата - один из древнейших очагов человеческой цивилизации, который с полной уверенностью можно назвать высококультурной цивилизацией, достойной внимания современников.

Из жизни и деятельности народов Месопотамии можно сделать множество выводов и открытий, которые помогут в поиске своих идеалов и жизненных целей. Вклад, который они внесли в мировую культуру, никогда не будет забыт, и на протяжении долгих лет будет способствовать развитию культуры человечества.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Самуэль Хук. Мифология ближнего востока. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2005.

2. Культурология. Учебное пособие. – М.: Юнити, 2005.

Кратко о культуре Междуречья (Месопотамии, Двуречья)

Клинопись (письменность) Междуречья (Междуречья, Двуречья)

Народы Месопотамии создали богатую культуру. Культура Месопотамии (Междуречья, Двуречья), а именно к примеру письменность - это одно из величайших культурных достижений того времени. Создание письменности способствовало развитию науки и искусства. Творцами письменности были шумеры. Древнейшее письмо было рисуночным. Трудность передачи рисунком отвлеченных понятий вызвала замену рисуночного письма клинописью.

Значки, состоящие из клиньев, стали обозначать не только отдельные слова, но и слоги.
Клинописная система письма была сложной и громоздкой. Один и тот же клинописный знак имел до десятка различных значений, всего же знаков было свыше 600.

Однако, несмотря на все неудобства, клинопись для своего времени имела большое значение и оказала влияние на развитие письменности народов Востока. Из клинописи вышли алфавитные системы 29. Клинописные таблички. письма.
Клинописью писали на глине, имевшейся в изобилии в Междуречья. Обожженные таблички из глины
лучше сохраняются, чем папирус или другой писчий материал растительного или животного происхождения. Благодаря этому из Месопотамии дошло множество письменных памятников. Обнаружены целые библиотеки клинописных табличек.

Наука Месопотамии (Междуречья, Двуречья)

Потребности жизни и хозяйства способствовали развитию науки и научных знаний. Нужды земледельческого хозяйства заставили жителей Двуречья обратиться к изучению небесных светил. Они вели наблюдение за движением Солнца, Луны и звезд. Была создана звездная карта и на ней отмечены все небесные тела, видимые простым глазом. Вавилонские астрономы. из числа неподвижных звезд, или, как их называли, «спокойно пасущихся небесных овец», выделили пять ярких звезд, имеющих самостоятельное движение (планет), и довольно точно определили их сложный путь. В VII в. до н. э. они научились предсказывать лунные затмения.

Развитие астрономических знаний позволило создать календарь. Год делился на двенадцать лунных месяцев, каждый из которых состоял или из 29, или из 30 дней, так что в году было 354 дня. Ошибка по сравнению с солнечным годом исправлялась введением високосного года, состоявшего из 13 месяцев.

Медицина Месопотамии (Междуречья, Двуречья)

Значительного развития достигла в Месопотамии медицина. Хирурги умели делать сложные операции. Болезни лечились при помощи лекарств. Лекарства изготовлялись главным образом из растений. Непонимание причин болезней вызвало применение врачами всевозможного рода заговоров и заклинаний для изгнания «злого духа», будто бы вселившегося в человека.


Математика в Месопотамии

Развиваются знания в области математики. Для практических нужд были составлены многочисленные таблицы на четыре арифметических действия: сложение, вычитание, умножение и деление. Система чисел у вавилонян основывалась на числах 12 и 60. Остатки этой системы в нашем делении дня и ночи на 12 часов, часа на 60 минут, года на 12 месяцев. В Месопотамии были выработаны единицы мер веса, длины, площади, объема, денежного счета, заимствованные впоследствии другими народами.

Уже в третьем тысячелетии до н. э. в Двуречье умели изготовлять стекло. Сохранились клинописные таблички, описывающие устройство стеклоплавильной печи, а также украшения из стекла. Были созданы прочные краски (эмали) для покрытия кирпичей. Изразцы, изготовленные при их помощи, пролежав тысячелетия в земле, выглядят так, словно сделаны совсем недавно.

Архитектура в Междуречье

Большого мастерства достигли жители Месопотамии в строительном деле. Они впервые научились складывать своды, широко применяемые в архитектуре более позднего времени. Из сырцового, реже обожженного, кирпича сооружались величественные царские дворцы с множеством залов, внутренних дворов, коридоров. Особым великолепием отличались царские дворцы ассирийцев, в VII в. до н. э.
владевших всей Передней Азией и Египтом.

Стены дворцов художники часто покрывали изображениями придворной жизни, битв и охоты. Они искусно передавали напряжение боя, ярость хищников, преследуемых охотниками и раненных стрелами, а нередко и вереницы пленных, безжалостно подгоняемых воинами. Возводились также храмы в виде поднимающихся уступами башен. Верхние площадки этих башен использовались для наблюдений за небесными светилами.

Миф о потопе в двуречье

В глубокой древности зародились легенды, в которых нашли отражение попытки человека понять природные явления, смену дня и ночи, происхождение вселенной, растительности и животного мира. В некоторых легендах отразились стихийные бедствия, с которыми сталкивались люди в древности. На глиняных табличках записано сказание о потопе. Оно рассказывает, что боги, разгневавшись на людей, послали на землю потоп, чтобы истребить человечество. Лишь один человек был предупрежден о предстоящем бедствии. Он построил большой корабль с мачтой и парусом, забрал свою семью, домашних и диких животных, семена растений. Шесть дней продолжался потоп. Вода залила всю землю. Погибло все живое. Только один корабль носился по безбрежному морю. На седьмой день море утихло, и над водной пустыней человек увидел остров, оказавшийся вершиной высокой горы. К ней пристал корабль. Спасшиеся люди и животные выбрались на сушу.
Установлено, что когда-то огромное наводнение обрушилось на Междуречье, так что она оказалась под водой. Страх перед грозным и непонятным явлением природы породил миф, будто бы потоп послан богами, разгневавшимися на людей. Скудные познания в географии привели к тому, что наводнение в Месопотамии было воспринято как «всемирный потоп»,

Культура Двуречья (Месопотамии) возникла примерно в то же время, что и египетская. Она сложилась в долинах рек Тигр и Евфрат и существовала с IV тыс. до н.э. до середины VI в. до н.э. В отличие от египетской культура Месопотамии не была однородной, она формировалась в процессе многократных взаимопроникновений нескольких этносов и народов и потому была многослойной.

Главными обитателями Двуречья были шумеры, аккадцы, вавилоняне и халдеи на юге: ассирийцы, хурриты и арамеи на севере. Наибольшего развития и значения достигли культуры Шумера, Вавилонии и Ассирии.

Культура Шумера

Основу экономики Шумера составляло земледелие с развитой системой орошения. Отсюда понятно, почему одним из главных памятников шумерской литературы стал «Земледельческий альманах», содержащий наставления по ведению земледелия - как сохранять плодородие почвы и избегать ее засоления. Важное значение имело также скотоводство.Высокого уровня достигла шумерская металлургия.Уже в начале III тыс. до н.э. шумеры начали изготовлять бронзовые орудия, а в конце II тыс. до н.э. вступили в железный век. С середины III тыс. до н.э. в производстве посуды применяется гончарный круг. Успешно развиваются другие ремесла - ткацкое, камнерезное, кузнечное. Широкая торговля и обмен имеют место как между шумерскими городами, так и с другими странами - Египтом, Ираном. Индией, государствами Малой Азии.

Следует особо подчеркнуть значение шумерского письма. Изобретенная шумерами клинопись оказалась наиболее удачной и эффективной. Усовершенствованная во II тыс. до н.э. финикийцами, она составила основу почти всех современных алфавитов.

Система религиозно-мифологических представлений и культов Шумера отчасти перекликается с египетской. В частности, в ней также присутствует миф об умирающем и воскресающем боге, каковым выступает бог Думузи. Как и в Египте, правитель города-государства объявлялся потомком бога и воспринимался в качестве земного бога. В то же время между шумерской и египетской системами имелись и заметные различия. Так, у шумеров заупокойный культ, вера в загробный мир не приобрели большого значения. В равной мере жрецы у шумеров не стали особым слоем, игравшим огромную роль в общественной жизни. В целом же шумерская система религиозных верований представляется менее сложной.

Как правило, каждый город-государство имел своего бога-покровителя. Вместе с тем были боги, которые почитались во всей Месопотамии. За ними стояли те силы природы, значение которых для земледелия было особенно велико - неба, земли и воды. Таковыми выступали бог неба Ан, бог земли Энлиль и бог воды Энки. Некоторые боги были связаны с отдельными звездами или созвездиями. Примечательно, что в шумерском письме пиктограмма звезды означала понятие «бог». Большое значение в шумерской религии имела богиня-мать, покровительница земледелия, плодородия и деторождения. Таких богинь существовало несколько, одной из них была богиня Инанна. покровительница города Урука. Некоторые мифы шумеров - о сотворении мира, всемирном потопе - оказали сильное влияние на мифологию других народов, включая христианские.


В художественной культуре Шумера ведущим искусством была архитектура. В отличие от египтян шумеры не знали каменного строительства и все сооружения создавали из кирпича-сырца. Из-за болотистой местности постройки возводились на искусственных платформах - насыпях. С середины III тыс. до н.э. шумеры первыми начинают широко использовать в строительстве арки и своды.

Первыми памятниками архитектуры стали два храма, Белый и Красный, обнаруженные в Уруке.

Скульптура в Шумере получила меньшее развитие, чем архитектура. Как правило, она имела культовый, «посвятительный» характер: верующий ставил сделанную по его заказу, чаше всего небольшую по размерам, статуэтку в храме, которая как бы молилась о его судьбе. Человек изображался условно, схематически и абстрактно. без соблюдения пропорций и без портретного сходства с моделью, часто в позе молящегося.

Высокого уровня достигла шумерская литература.

Вавилония

Ее история распадается на два периода: Древний, охватывающий первую половину II тыс. до н.э., и Новый, приходящийся на середину I тыс. до н.э.

Своего наивысшего подъема Древняя Вавилония достигает при царе Хаммурапи (1792-1750 до н.э.). От его времени остались два значительных памятника. Первый из них - Законы Хаммурапи - стал самым выдающимся памятником древневосточной правовой мысли. 282 статьи судебника охватывают практически все стороны жизни вавилонского общества и составляют гражданское, уголовное и административное право. Вторым памятником является базальтовый столб (2 м), на котором изображен сам царь Хаммурапи, сидящий перед богом солнца и правосудия Шамашем, а также запечатлена часть текста знаменитого кодекса.

Новая Вавилония достигла своего высшего расцвета при царе Навуходоносоре(605-562 до н.э.). При нем были сооружены знаменитые «висячие сады Семирамиды»,ставшие одним из семи чудес света. Их можно назвать грандиозным памятником любви, поскольку они были подарены царем любимой жене, чтобы облегчить ее тоску по горам и садам своей родины.

Не менее известным памятником является также Вавилонская башня. Это был самый высокий в Месопотамии зиккурат (90 м), состоявший из нескольких поставленных друг на друга башен, на верхней из которых находилось святил и ше Мардука - главного бога вавилонян. Видевший башню Геродот был потрясен ее величием. Она упоминается в Библии. Когда персы завоевали Вавилонию (VI в. до н.э.), они разрушили Вавилон и все находившиеся в нем памятники.

Особого выделения заслуживают достижения Вавилонии гастрономии и математике. Вавилонские звездочеты с удивительной точностью вычислили время обращения Луны вокруг Земли, составили солнечный календарь и карту звездного неба. Названия пяти планет и двенадцати созвездий солнечной системы имеют вавилонское происхождение. Звездочеты подарили людям астрологию и составление гороскопов. Еще более впечатляющими были успехи математиков. Они заложили основы арифметики и геометрии, разработали «позиционную систему», где числовое значение знака зависит от его «позиции», умели возводить в квадратную степень и извлекать квадратный корень, создали геометрические формулы для измерения земельных участков.

Третья могущественная держава Месопотамии - Ассирия - возникла в III тыс. до н.э., однако наивысшего расцвета достигла во второй половине II тыс. до н.э. Ассирия была бедна ресурсами, но добилась возвышения благодаря своему географическому положению. Она оказалась на перекрестке караванных путей, и торговля сделала ее богатой и великой. Столицами Ассирии последовательно были Ашшур, Калах и Ниневия. К XIII в. до н.э. она стала самой могущественной империей всего Ближнего Востока.

В художественной культуре Ассирии - как и во всем Двуречье - ведущим искусством была архитектура. Наиболее значительными архитектурными памятниками стали дворцовый комплекс царя Саргона II в Дур-Шаррукине и дворец Ашшур-банапала в Ниневии.

Широкую известность приобрели также ассирийские рельефы, украшавшие дворцовые помещения, сюжетами которых были сцены из царской жизни: культовые церемонии, охота, военные события.

Одним из лучших примеров ассирийских рельефов считается «Большая львиная охота» из дворца Ашшурбанапала в Ниневии, где сцена, изображающая раненых, умирающих и убитых львов, наполнена глубоким драматизмом, острой динамикой и яркой экспрессией.

В VII в. до н.э. последний правитель Ассирии Ашшур-банапап создал в Ниневии великолепную библиотеку, содержащую более 25 тыс. глиняных клинописных табличек. Библиотека стала самой большой на всем Ближнем Востоке. В ней были собраны документы, в той или иной мере касавшиеся всего Двуречья. Среди них хранился и упомянутый выше «Эпос о Гильгамеше».