Конспект логопедического занятия звуки ш с. Фронтальное логопедическое занятие "Дифференциация звуков -". Дыхательная гимнастика «Ветерок»

Задачи:

Коррекционно-обучающие: уточнение и сравнение артикуляции звуков С- Ш; закреплять умение правильного произношения их в речи, дифференцировать их в словах, словосочетаниях, предложениях; продолжать учить правильно образовывать относительные прилагательные, обучать правильному составлению сложных предложений с союзом А.

Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух, зрительное восприятие, мелкую моторику, внимание, память.

Коррекционно-воспитывающие: воспитание заботливого и внимательного отношения к людям, самоконтроля.

Оборудование : телеграмма, колечки Су Джок, 2 куклы, песочница, маленькие игрушки(собака, сумка, колесо, слон, машина, кошка, шарик, лошадка), контурные изображения (собака, сумка, колесо, слон, машина, кошка, шарик лошадка),предметные картинки(сок, суп, салат, ватрушка, паштет, каша, колбаса, сыр, рис, пастила, ананас, шпикачки, шпроты, пшено, шоколад, груша),мяч.

Ход занятия

1. Оргмомент

Я сегодня получила телеграмму от сестёр Сони и Шуры, давай посмотрим, что же в ней написано.

Девочки приглашают нас на свой день рождения.

Отправимся к ним в гости?

2. Основная часть

· Дыхательное упражнение «Ветерок»

Дорога предстоит нам через лес. В лесу подул тёплый ветерок Ш-Ш-Ш-Ш. И мы подуем Ш-Ш-Ш-Ш. А сейчас дует холодный ветерок С-С-С-С. И мы подуем С-С-С-С.

Какой звук мы произносили, когда пели песенку теплого ветра?

А какой звук произносили, когда пели песенку холодного ветра?

Как ты думаешь, какие звуки мы будем различать на занятии?

Уточнить артикуляцию звука С и звука Ш. Показать кистью руки положение языка для данных звуков(С- ладошка «Блинчик», Ш - ладошка «Чашечкой»)

· Пальчиковая гимнастика с колечками Су Джок

Надеваем колечко на пальчик произносим слог со звуком С (СА), снимаем - слог со звуком Ш (ША). И т.д.

· Игра «Магазин подарков»

На день рождения нельзя прийти с пустыми руками, нужны подарки. И сейчас мы их «купим».

Из песочницы, с закрытыми глазами достаём игрушки, на ощупь определяем, что это, называем игрушку (собака, сумка, колесо, слон, машина, кошка, шарик, лошадка) .

После того, как достали все игрушки, спросить.

Как ты думаешь, какие игрушки мы подарим Соне, а какие Шуре? Почему?

Распределить игрушки между куклами Соней и Шурой.

· Составление предложений по образцу.

Образец: Соне я подарю собаку, а Шуре - машину.

Соне я подарю сумку, а Шуре - кошку.

Соне я подарю колесо, а Шуре - шарик.

Соне я подарю слона, а Шуре - лошадку.

· Дид. игра «Продукты»

Сестрички готовились к нашему приходу и поэтому сходили в магазин за продуктами. Посмотри, сколько всего они купили (предметные картинки: колбаса, сыр, рис, пастила, ананас, шпикачки, шпроты, пшено, шоколад, груша). Как ты думаешь, что купила Соня, а что- Шура?

(распределить соответствующие картинки между Соней и Шурой)

Перечисли всё, что купила Шура, а теперь всё, что купила Соня.

· Дид. игра «Поварята»

Соня и Шура приготовили угощения, каждая своё. Догадайся, что готовила Соня, а что Шура (предметные картинки: сок, суп, салат, ватрушка, паштет, каша).

(Соня готовила сок, суп и салат. Шура готовила ватрушку, паштет и кашу.)

· Дид.игра «Какой? Какая?»

Проводится как игра с мячом.

Логопед бросает мяч и произносит: «Суп из риса, какой?»

Ребёнок ловит мяч и отвечает: «Рисовый суп». И т.д.

(Сок из ананаса, салат из мяса, паштет из шпрот, каша из пшена, ватрушка с шоколадом)

· Игра «4 лишний»

На праздниках всегда есть развлечения, вот и сестрёнки подготовили для тебя одну игру «4 лишний».

(убрать лишнюю карточку)

Колбаса, рис, сыр, пшено.

Шоколад, груша, рис, шпикачки.

Пастила, шпроты, ананас, сыр.

Суп, сок каша салат.

3. Итог

Пора прощаться с Соней и Шурой. А какие же звуки нам помогли познакомиться с этими девочками?

Кушнина Олеся Викторовна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МАОУ "Рябининская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Пермский край, Чердынский район, п.Рябинино
Наименование материала: конспект
Тема: КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ.ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [С] – [Ш]
Дата публикации: 13.12.2016
Раздел: начальное образование

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ [С] – [Ш]

Цели:
учить дифференцировать звуки [с], [ш] в словах, фразе; сравнивать характеристики этих звуков; развивать фонематический слух; упражнять в звуком анализе, определении позиции звука в словах;
Оборудование:
предметные картинки на звуки [с], [ш]; конверт с просьбой; дидактическая игра «Звуковой поезд»
(ФОТО№1)
; Картинки девочек Сони и Маши; Л.С. Комарова «Автоматизация звука С в игровых упражнениях, с. 1
1. Организационный момент.

Логопед.
Ребята, я получила сегодня на почте письмо. Давайте посмотрим, что в нем. (Логопед достает приглашение из конверта и зачитывает). Ребята, у нас к вам большая просьба, мы отправились в страну Свистелкино – Шипелкино на звуковом поезде, а чемоданчики в которых перевозили предметы случайно оставили у вас. Помогите нам, пожалуйста, отправить наши посылочки. Мы будем вам очень благодарны и наградим вас.
Логопед.
Нас просят помочь отправить в страну Свистелкино – Шипелкино потеряные вещи. Ребята, поможем?
Дети
: поможем!
Логопед:
А пригласили нас туда подружки Соня и Маша. Логопед помещает перед детьми изображения Сони и Маши, сообщает тему занятия.
2. Анализ и сравнение характеристик звуков.

Логопед.
Послушайте и определите, какой звук я выделю в имени Соня, а какой звук я выделю в имени Маша. (логопед произносит имена, четко выделяя звуки [C] – [Ш])
Дети.
Звуки С и Ш.
Логопед
. Правильно, давайте дадим характеристику этим звукам.
Дети.
Звук [с] – согласный, твердый, глухой. Звук [Ш] – согласный, твердый, глухой.
Логопед.
Чем похожи эти звуки?
Дети.
Они оба согласные, твердые, глухие.
Логопед.
Чем отличаются друг от друга по произнесению? Посмотрите, пожалуйста, в зеркала и произнесите эти звуки (Дети произносят звуки и находят отличие при произнесении.)
Дети.
При произнесении звука [с] – губы улыбаются и кончик языка лежит внизу за нижними зубками, а при произнесении звука [ш] – губы в виде
рупора тянутся вперед, зубы обнажены, язык поднимается к верхним зубам в виде чашечки.
3Артикуляционная гимнастика
Прежде чем начать погружать в поезд потерянные вещи нам необходимо размяться. Соня и Маша предлагают выполнить артикуляционную разминку. (Л.С. Комарова «Автоматизация звука С в игровых упражнениях, с. 1»)
4
.
Развитие фонематического слуха
. Логопед: А теперь выполним гимнастику для наших ушек ИГРА «Поймай звук» Логопед: когда услышите звук С – хлопните в ладоши, а когда услышите звук Ш- топните ногой. Звуковой ряд: ш, р, в, с, с, ш, с, ш, к, л, д, ш Слоговой ряд: ша, са, со, шу, шо, ле, сы, ши Ряд слов: Зайка, сумка, завод, кошка, шило, шишка, лошадь (дети выполняют инструкцию)
5. Работа с картинками
Логопед обращает внимание детей на картинки, расположенные на столе (редис, абрикос, сом, собака, страус, такса, футболист, колбаса, собаки, сани, лошадь, башмак, кошка, кувшин, чашка, шишка) и на поезд с тремя вагончиками.
Логопед.
Ребята, посмотрите, на чем мы отправим с вами потерянные предметы в страну Свистелкино -Шумелкино?
(ФОТО №1)

Дети
. На поезде.
Логопед.
Наш поезд необычный – звуковой, потому что на нем перевозят разные предметы и животных в названии которых есть звуки [С] и [Ш]
(ФОТО №2)
. Давайте с вами распределим по вагончикам картинки. В первый вагончик кладем картинки, в названиях которых есть звук [с], во второй вагончик кладем картинки, в названиях которых есть звук [ш], а в третий – картинки, где нет ни того и ни другого звука. (Дети произносят каждую картинку и выполняют инструкцию)
Логопед
: Молодцы!
6. Физкультминутка
Ветер дует мне в лицо, Закачалось дерево. Ветерок всё тише, тише, Деревцо всё выше, выше… (Логопед читает стихотворение, дети выполняют соответствующие тексту движения).
7. Звуковой анализ. Определение позиции звука в слове (ФОТО№ 3).
Логопед смешивает все картинки со звуками [с] и [ш]. Ребята, предлагаю потренироваться определять место звука в слове, т. е. где он может находиться: в начале, середине или в конце. Если звук стоит в начале слова, то кладем картинку в вагончик номер 1. Если в середине- во 2 вагончик, а если же в конце – в 3 вагончик.
Например, в слове абрикос звук [с] находится в конце слова, значит, кладем картинку в третий вагончик. (Дети выполняют задание сначала со всеми картинками, в названиях которых есть звук [с], затем со всеми картинками, в названиях которых есть звук [ш]).
8. Итог занятия.
Вот и наш звуковой поезд, наполненный всеми предметами, в названиях которых есть звуки [с] и [ш] отправился к девочкам Маше и Соне. Они очень вам благодарны. Молодцы! С какими звуками мы сегодня работали? Что понравилось на занятии?

«Дифференциация звуков С-Ш»

Тема: «Магазин игрушек»

Цели: 1. Закрепить артикуляцию звуков , упражнять в умении различать звуки с -ш в словах, фразах и предложениях.

2. Формировать фонематический слух и восприятие.

3. Актуализация и пополнение словарного запаса по теме «Игрушки».

4. Совершенствование грамматического строя речи.

5.Формировать навык и умения, согласовывать местоимение и существительное.

6.Развивать внимание, память, мышление.

Оборудование: картинки с изображением игрушек - полки, зеркало, мяч.

Организационный момент:

1.Загадывание загадок:

Надо хлеба нам купить

Иль подарок подарить, -

Сумку мы с тобой берем,

И на улицу идем,

Там проходим вдоль витрин и заходим

Ответ детей: в магазин.

2. Основная часть:

Сегодня мы с тобой отправимся в магазин игрушек, но для того, чтобы туда попасть, надо правильно и четко проговорить названия игрушек. Для этого требуется выполнить первое задание: артикуляционная гимнастика, сейчас мы вспомним и покажем ее: (Упражнения: «Лягушка», «Чашечка», «Грибок», «Лошадка», «Гармошка», «Фокус»).

3. Посмотри внимательно, перед тобой полки, они пустые, сейчас мы поставим туда игрушки: на 1 – где слышен звук [c], на 2 – где слышен звук [ш] (мишка, слон, машина, пушка, самосвал, матрешка, самолет, солдат)

4. Молодец! А теперь давай про наши игрушки пропоем песенку:

Ши - ши - ши – как игрушки хороши,

Шо - шо - шо – мы играем хорошо,

Си - си - си – ты игрушки в дом неси,

Са - са - са – происходят чудеса.

5. Игра «Исправь ошибки ». Послушай внимательно предложения, найди в них смысловые ошибки и правильно их скажи.

Игрушки купили Соню. Кукла любит играть с Шурой. Саша разбил мяч окном. Машина играла с Семеном.

6..Игра с мячом «Скажи наоборот». Мяч поймай – слоги повторяй.

Са - са - ша ша - ша - са

Сы - ши - сы ши - сы - ши

Ас - ас - аш аш - аш - ас

Ос - ос - ош ош - ош - ос

Ус - уш - ус уш - ус - уш

На полочке нашей смешные игрушки:

Смешные ежи (бег мелкими шажками по кругу),

Смешные лягушки (прыжки),

Смешные медведи (ходят, как медведи),

Смешные олени (руки к голове, пальцы рук раздвинуты),

Смешные моржи (двигаются боком),

Смешные тюлени (бегут боком).

7. Задание, направленное на умение подбирать к местоимению существительные с соответствующей родовой принадлежностью.

Посмотри внимательно на полки с игрушками, назови игрушки, про которые можно сказать: «Он мой…», «Она моя…», «Они мои…».

8.Итог занятия:

С какими звуками мы сегодня занимались?

Вспомни и назови игрушки, в которых есть звуки [c] и [ш]

галина кузина
Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков (С-Ш)»

ЦЕЛЬ. Дифференциация и закрепление правильного произношения звуков (С, (Ш) в слогах, в словах, во фразах.

ЗАДАЧИ :

Развитие фонематического восприятия;

Развитие общей и мелкой моторики, речевого дыхания;

Активизация психических процессов : восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления;

Обогащение словаря;

Формирование у ребенка навыков самоконтроля за собственной речью;

Формирование навыков фонематического анализа и синтеза.

Стимулирование детей к речевым высказыванием;

Воспитание доброго отношения друг к другу.

Оборудование : игрушки (кошка, собачка, картинки со звуками (С-Ш, пособия для дыхательной гимнастики

Ход занятия.

1. Оргмомент.

Психогимнастика.

Представьте, дети, что мы сейчас в лесу. Покажите, какие там большие деревья.

(Дети поднимают руки) .

Подул теплый ветерок : Ш-Ш-Ш, зашелестели листочки.

(Дети быстро- быстро сгибают и разгибают пальчики)

Подул холодный ветер : С-С-С, закачались сосны

(Дети покачиваются и машут руками.)

Ветер затих – не шелестят больше ни листочки, ни ветки.

(Дети расслабляются)

Снова подул ветер.

(Дети вновь напрягаются, покачивают и машут руками, затем опять расслабляются)

2. Сообщение темы занятия .

Как шумела листва от теплого ветерка ? (Ш-Ш-Ш)

Как подул холодный ветер? (С-С-С)

Сегодня мы будем повторять звуки С-Ш . К нам пришли гости, отгадайте кто :

«В дом чужого не пущу, без хозяина грущу» (Собачка)

«Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьет, песенки поет.» (Кошка)

Есть в этих словах звуки (С) и (Ш) и где они находятся? (Ответы детей)

Собачка и кошка хотят с вами поиграть. Давайте разомнемся.

3. Артикуляционная гимнастика :

Шалунишка – язычок,

В доме ротике живет.

Приоткрыл язык окно,

А на улице тепло.

Язычок наш потянулся,

Широко нам улыбнулся,

А потом пошел гулять,

Свою лошадь запрягать.

Затем увидел маляра.

Красить потолок пора.

Вот и банка с краской рядом.

Обновить заборчик надо.

Приустали и присели,

Покататься на качели.

Индюки ходили мимо

Болболтали, претомили.

Рядом дятел дерево долбил.

Он жуков там находил.

Язычок наш погулял.

Много нового узнал.

Он немного претомился.

К себе в домик воротился.

4. Дыхательная гимнастика

Игра “Греем руки”: дуть на ладошки, меняя силу выдоха.

Игра “Дышим носом”: поочерёдное вдыхание и выдыхание воздуха, то правой, то левой ноздрёй.

5. Произношение звуков С-Ш в слогах .

Игра «Запомни и повтори»

СА-СА-ША СО-СО-ШО АША - АСА- АША

ШИ-СЫ-ШИ СУ-ШУ-СУ АШИ-АСЫ-АСЫ

АШ-АШ-АС УС-УШ-УС АШ-АС-АС

6. Произношение звуков С-Ш в словах

Игра «Наоборот»

САШКА-ШАШКА ШОК-СОК ШУТ-СУД

ШУТКИ-СУТКИ ВАШ - ВАС УШИ-УСЫ

ПОШЕЛ - ПОСОЛ ШИФОН-СИФОН ШКАЛА-СКАЛА

КАШКА-КАСКА МИШКА-МИСКА БАСНЯ-БАШНЯ

Игра «Подарим картинки собачке и кошке»

(Набор картинок со звуками (С) (Ш) .)

7. Физминутка «Кошка»

«Вот окошко распахнулось, вышла кошка на карниз

Посмотрела кошка наверх, посмотрела кошка вниз.

Вот налево повернулась, проводила взглядом мух.

Улыбнулась, потянулась и присела на карниз»

8. Произношение звуков в чистоговорках

Давайте вспомним чистоговорку про кошку.

«Наша большая пушистая кошка сидит на окошке.

А ваша маленькая смешная кошка ушла с окошка»

А сегодня мы выучим новую чистоговорку

«Мы купили кошке к празднику сапожки,

Причесали ей усы, сшили новые штаны»

9. Словообразование. Рифмовки-путаницы.

Собачка захотела с вами поиграть в игру – путаницу, заменяя «путанные» звуки и слова на правильные.

Кошка ловит «миску» , Пожарный носит «кашку» ,

Мама моет «мышку» . Саша ела «каску»

На виду у детворы Танцует Миша в «машке»

«Крысу» красят маляры. Конфету дали «маске»

10 Произношение звуков с , ш в предложениях.

Ответьте на вопросы. Определите наличие и место звуков в словах .

1. Кто ведёт поезд? машинист

2. Что светит днём? солнышко

3. Как называется человек, который пасёт стадо? пастушок

4. Чем покрыто тело кошки, собаки? шерстью

5. Каким другим словом можно назвать маленькие баранки? сушки

6. Дети прослушали рассказ и рассмеялись. Какой был рассказ? смешной

7. Как называются маленькие крапинки на лице? веснушки

8. Как называется дорога, по которой едут машины? шоссе

11. Развитие фонематического восприятия.

Игра «Поймай звук »

Я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши, если в слове есть звук (С, поднимите руку, если услышите звук (Ш) .

Называются слова : мишка, маска, сын, сабля. машина, сапоги, Миша, Маша, соль, санки, шапка, шуба, автобус, стол, шашки, шишки

12 Итог занятия

Ребята, кошке и собачке очень понравилось, как вы с ними играли, они еще придут к вам в гости. А вам в какие игры понравилось играть? (Ответы детей)

Вы сегодня проговаривали слоги и слова, подбирали подходящие слова к стихотворениям, учили чистоговорки, играли в разные игры.

Зачем мы это всё делали?

Дети : «Мы учились различать звуки С и Ш

Все молодцы, очень постарались.

Подгрупповое логопедическое занятие

Дифференциация С - Ш

Подготовила

Учитель-логопед

Табакова Юлия Вячеславовна

2011 учебный год

Тема: Дифференциация С-Ш.

Цели:

Коррекционно-образовательные: уточнять и сравнивать артикуляцию звуков, учить дифференцировать буквы С-Ш, давать их сравнительную характеристику, формировать умение различать на письме С-Ш в слогах, словах, предложениях ;

Коррекционно-развивающие: развивать звуковой анализ и синтез, фонематический слух и восприятие, логическое мышление, память, пространственные и временные представления;

Коррекционно-воспитательные: воспитывать культуру речи, прививать интерес к занятиям.

Оборудование: мячик, индивидуальные зеркала, предметные картинки, карточки для индивидуальной работы, цветные карандаши, артикуляционные профили и схемы звуков.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

Прежде чем начнем работу над темой занятия, давайте вспомним:

Какой сегодня день недели?

Какой день был вчера?

Какой будет завра?

Как называется первый день недели?

Какое сегодня число? Какой месяц? Вспомните зимние месяцы? Какой первый месяц зимы? Второй? Третий?

Молодцы! Настроились на работу!

2. Работа над темой занятия.

1. Формулировка темы занятия.

Мы сегодня продолжим работу над смешиваемыми звуками, а над какими именно вы узнаете, когда отгадаете загадки (по первому звуку отгадки):

Гладишь – кусается, дразнишь - кусается (с обака).

Сижу верхом не знаю на ком, знакомца встречу, соскочу, привечу (ш апка).

Словарная работа: привечу - Поприветствовать, поздороваться.

Молодцы! Мы с вами будем работать над звуками [с-ш]. И тема нашего занятия звучит так: «Дифференциация С-Ш».

2. Артикуляционный уклад звуков [с-ш].

Звук [с]

Губы растянуты в улыбке, зубы обнажены, кончик языка упирается в нижние резцы (получается «Мостик», схема ↓).

Звук [ш]

Губы округлены и слегка выдвинуты вперед, зубы обнажены, языка приподнят к переднему краю твердого неба в форме «Чашечки», схема .

Таким образом, при произнесении звука [с] – получается «Мостик», а при произнесении звука [ш] – «Чашечка».

Кроме этих вариантов различения звуков, которые мы можем увидеть, есть еще один признак, по которому мы можем почувствовать различение этих звуков.

Прикладываем ладонь к губам и попробуем произнести звук [с] – холодный воздух, а звук [ш] – теплый.

Запомнили! Сейчас проверим!

2. Характеристика звуков [с-ш].

Звук [с] – согласный, твердый, парный, глухой.

Звук [ш] – согласный, твердый, парный глухой.

3.Развитие фонематического слуха.

С помощью схемы, попробуем произнести зашифрованные звуки:

↓ ↓ ↓ ↓ ↓

ш с ш с с ш с ш ш с

4. Первичное закрепление знаний.

1.Выделение и различение звуков [с] - [ш] в слогах:

Я называю слоги, а вы с помощью схемы показываете: звук [с] - ↓, звук [ш] –

ша, то, со, су, ши, аш, ок, ис, ош, ши, ос, са.

А сейчас два слога одновременно:

са – ша шо – со шу - си

су – ши шу – су ас - иш

2.Повторить цепочки слогов в той же последовательности:

Са – ша – со сы – ши – сэ

Со – шо – со сы – ши - сы

Со – шо – су су – ши – со

Аса – аса - аша асу – ашу – асу

Осо – ошо – осо осы – осы – оши

Сшо – сшо – сша сши – сши – сши

Сшу – сшу – сши аши – аши - асы

3.Работа над чистоговоркой (нормальный темп, медленный, быстрый).

Шишки на сосне

Шашки на столе.

Наша серая кошка сидела на крыше,

А ваша серая кошка сидела выше.

4.Работа над звуковым анализом.

В карточках надо зачеркнуть цифру, соответствующую месту звука [с] или [ш] в слове.

стакан (1) кошка (3)

мост (3) крыша (4)

старушка (1, 6) сосулька (1, 3)

матрешка (6) снег (1)

5.Физкультминутка.

В начале занятия мы вспоминали временные представления, а сейчас вспомним пространственные:

Поднять правую руку (опустить)

Поднять левую руку (опустить)

Показать левой рукой правое ухо

Показать правой рукой левое колено

Показать правой рукой правую бровь.

6.Групповая работа.

Отобрать картинки в две группы:

1 – в названиях, которых есть звук [с]

2 – в названиях, которых есть звук [ш]

7.Изменить слова по образцу (игра с перекидыванием мяча).

Просить – Я прошу

спешить – спешу спросить – спрошу

носить – ношу красить - крашу

месить – мешу плясать - пляшу

откусить – откушу косить – кошу.

8.Гимнастика для глаз.

Движения зрачков влево – вправо, вверх – вниз, круговые движения зрачками. Крепко зажмурить глаза на 10-20 секунд. Ослабить мышцы, глаза открыть. Массаж глазных век подушечками пальцев. Слегка поглаживать себя пальцами по векам, бровям, вокруг глаз.

9.Работа в тетрадях.

Откройте тетради и запишите число.

Задание: Списать слова, вставить пропущенные буквы эс, ша. Подчеркнуть их цветными карандашами.

Игру…ка, пё…трый, …каф, кра…ивый, …катулка, …тальной, …ить, голо…, маку…ка, ме…то, ри…, …гать, кро…ить, …крепка, камы…, плюю…ка, пи…к, каранда…, вы…ивать, реди…ка, марты…ка, …ур…ит, кро…ки.

Проверка записанных слов.

5. Подведение итога.

Молодцы, ребята! Давайте еще раз вспомним, над какой темой мы работали сегодня?

Над какими буквами мы работали? Какие звуки они обозначают?

Что было самое трудное?

У кого самые лучшие результаты?

Занятие закончено, до свидания!