Темное зеркало вов. Мнение: рассказ "Темное зеркало"

открываются новые подробности о жизни Натаноса Гнилостеня, чемпиона королевы банши, и его отношениях с ней.

Несмотря на обилие откровений из жизни Натаноса, я бы не сказал, что в этом рассказе подали такую новость о Сильване и Отрекшихся, которой нельзя бы было ожидать. Похищение людей, темные ритуалы и разного рода аморальные поступки - таких событий было достаточно еще со времен оригинального WoW. Но есть в этом рассказе одна вещь, которая меня по-настоящему удивила - о ней я напишу ближе к концу выпуска.


Королева и её защитник


А начать бы я хотел с разговора об отношениях Сильваны и Натаноса. Описанные в рассказе события не были чем-то неожиданным, ведь в истории Натаноса Марриса всегда красной нитью проходила его таинственная связь с Сильваной Ветрокрылой. Ныне ему принадлежит титул чемпиона королевы Отрекшихся, а при жизни он был единственным командиром-следопытом Кель’Таласа из рода людей за всю историю, да еще и служил тогда под началом всё той же Сильваны. В самой игре и рассказе “В тени Солнца” про Лор’темара было достаточно указаний на связь этой парочки. Известно, что при жизни они никогда открыто и не отрицали своей связи, пусть и не говорили о ней в открытую.


Тем не менее, и в “Темном Зеркале” о романтических отношениях Сильваны и Натаноса говорится лишь чередой намеков. Но эти намеки вполне прозрачны: тут и манера их общения, и проведенный вместе вечер, и слова темного следопыта Ани о природе привязанности Сильваны к своему чемпиону. Так что у этих двоих точно была особая связь, но она не была такой же, как скажем, у других сестёр Ветрокрылых. Всё-таки здесь одновременно с романтикой сосуществовали отношения военного командира и его подчиненного - командира следопыта высших эльфов и человека, достигшего в этой организации ранга ранее недостижимого для его народа. И важно отметить, что Натанос Маррис, действительно, заслужил титул командира-следопыта - он был столь же силен и ловок, как и его старшие товарищи-эльфы. Но это не избавило данную парочку от недовольных взглядов других следопытов, которых раздражало уже одно присутствие человека в их рядах.


Любопытно, что все три сестры из рода Ветрокрылых, в итоге, вступили в отношения с людьми. Старшая сестра Аллерия полюбила паладина Туралиона, бок о бок с которым она сражалась во Вторую Войну. А младшая сестра Вериса полюбила мага Ронина, и вместе эти двое помешали плану Смертокрыла подчинить себе Альянс. Примечательно, что отношения Сильваны и Натаноса зародились еще до этих историй. Возможно, на всё это как-то повлияла жизнь сестер на окраине королевства и их бытность следопытами. Может и какие-то особенности их семейного менталитета. Но в любом случае, такие союзы между людьми и эльфами всегда были редкостью в силу целого ряда причин: Кель’Талас был закрытым от чужаков государством, а единственным городом с по-настоящему большой общиной высших эльфов был Даларан (и вот там такие союзы не были столь диковинными в силу менталитета тамошних эльфов и людских магов); у обоих народов разные культуры, менталитет, и не стоит сбрасывать со счетов банальную ксенофобию или разницу в возрасте и скорости старения. Впечатляет, что сестры Ветрокрылые были выше таких предрассудков.



Но вернемся в настоящее время. Сейчас отношения Гнилостеня и королевы банши уже не такие, какими были раньше. Немудрено: эти двое уже и сами не те, что в былые времена. Натанос так вообще предпочитает считать себя из прошлого каким-то совершенно другим человеком. Но Сильвана до сих пор дорожит им. Это уже не та привязанность, что была раньше, ведь она тоже преобразилась вместе с самой банши. Но тем не менее, она существует. Сильвана нуждается в защитнике, но для неё очень важно, чтобы именно Гнилостень продолжал нести это бремя. Сильвана не хочет, чтобы он оказался в том же чудовищном месте, что и она, когда бросилась на саронитовые шпили в Нордсколе. И ей просто приятно снова видеть лицо, напоминающее лик того человека, который вместе с ней служил на благо Кель’Таласа, человека, который был ей дорог.


Но они уже никогда не будут так близки как раньше. Они и раньше были командиром и подчиненным, но теперь они королева и её фаворит - и Сильвана уже не станет терпеть неповиновения от своего чемпиона. И она пошла на риск, устроив тот ритуал. Натанос сам отметил, что темный следопыт находилась в зале на случай того, чтобы застрелить его, если он сойдет с ума в ходе ритуала.


В каком-то смысле, защитнику Сильваны повезло, что он уже нежить. Ведь не так давно Сильвана пыталась воссоединиться с младшей сестрой: собиралась убить её, а потом воскресить в виде нежити и соправительницы Отрекшихся. И лично я сомневаюсь, что темная госпожа не пожертвует своим защитником, если её жизни будет угрожать смертельная опасность, какие бы чувства она к нему до сих пор не испытывала.


Что же до Натаноса, то Сильвана осталась единственным смыслом его существования. Он живет, чтобы служить ей и исполнять её волю. И он готов умереть, если его госпоже тоже будет суждено погибнуть. Так бы он покончил со своим бренным жалким существованием и смог бы вечно быть с Сильваной, пусть и в аду. Любопытно, что Гнилостень не просто осознает, что их старая близость осталась в прошлой жизни - он вообще отказывается от мысли, что может быть дорог Сильване не просто как её личный страж. Тем не менее, ему важно её внимание и одобрение, и ему даже было важно узнать, как она относится к его новой внешности.


Изменения в Натаносе - теория



А теперь можно поговорить и о концовке рассказа.


Взяв в руки латный нагрудник, Натанос невольно вспомнил о своем кузене, убитом ради ритуала по восстановлению плоти, и эти воспоминания были сопряжены с чувством вины. Новое ощущение удивило Натаноса, ведь подобных терзаний он не испытывал с тех пор, как был живым. Оно и понятно: Гнилостень с наслаждением пытал и убивал своих бывших соратников из следопытов, да и его отношение к Стефану было холодным и жестоким.


Я веду к тому, что такая реакция у Натаноса на произошедшее со Стефаном, неестественна для его персоны. Еще совсем недавно ему было плевать на мучения и даже смерть кузена, которого он любил при жизни, так что поверить во внезапное пробуждение человечности, вызванное одним лишь содеянным поступком, здесь сложно. Я подозреваю, что здесь есть и другая причина - ритуал, через который прошел Гнилостень. Обретенное им тело не просто выглядит более живым: в какой-то мере оно и есть более живое, чем тело обычного Отрекшегося. Именно поэтому Натанос и почувствовал тлетворный запах, исходящий от других Отрекшихся. И что если вместе с чувствами тела вроде тактильной чувствительности и обоняния к темному следопыту в какой-то мере вернулось и восприятие эмоций, свойственное живым людям?


Такой поворот событий легко обьяснит перемену в самом Гнилостене тем, что его естество просто не смогло совладать с совершенным злодеянием - потому что это самое естество стало ближе к тому, что у него было при жизни. Если следовать этой теории, то получается, что Гнилостень просто сильно омрачился благодаря своей бытностью ожившим мертцвецом. Но я должен подчеркнуть, что это лишь моя теория - просто спекуляция.


И тут есть одна тонкость - подчас очень сложно понять, что именно вызвало перемены в личности того или иного человека, ставшего Отрекшимся. Некоторые из них восстают из могил уже не такими, какими были при жизни - иногда это следствие повреждений мозга, иногда тут может быть замешана и магия. Да хотя бы тот факт, что души Отрекшихся по словам Шона Коупленда, разработчика из отдела творческой разработки, не очень крепко связаны с их телами, и следовательно, не находятся в состоянии гармонии. К тому же, все Отрекшиеся проходят через череду серьезных потрясений: осознание фактов своей смерти и последующего воскрешения, привыкание к своему мертвому телу и к жизни в обществе оживших мертвецов на руинах королевства людей или в его канализации. Кому-то это дается легко, а для кого-то заканчивается тяжелейшей психологической травмой. Такая жизнь уже может сломать даже того индивида, что восстал той же личностью, какой он был при жизни.


“Есть сведения о том, что после длительного контакта со Светом у некоторых Отрекшихся наблюдалось частичное обострение их обычно приглушенного обоняния, осязания и пр., а также учащение количества случаев проявления положительных эмоций, которые обычно являются большой редкостью для нежити.

Но есть и те, кто стали монстрами и без поврежденных мозгов и исковерканной чередой потрясений психикой. Они стали жестокими садистами просто… потому что могли ими стать. Перед этими людьми открылись новые двери, и они сами вошли в них, отбросив мораль, что сковывала их раньше. Но в тоже время, среди Отрекшихся есть более чем достаточное количество тех, кто сохранил свое прежнее “я” и просто хочет жить в мире. И не каждый из тех, кто изменился в нежизни, обязательно стал мясником и убийцей. А страх смерти для них бывает еще ужаснее, чем для живых: в то время как одни практически ждут повторного упокоения, другие справедливо боятся умирать, не зная, что уготовано нежити вроде них в посмертии.


А Подгород остается для свободной нежити безопасной гаванью. Относительно, конечно - но внешний мир для них может быть еще опаснее. И пожалуй, во всем этом и заключается главная трагедия современного Лордерона: здесь нет простого ответа. Решительный крик “Они нежить! Они все должны вернуться в могилы” тут будет таким же несправедливым вердиктом, как и попытка закрыть глаза на ужасы в глубинах Подгорода со словами “Пощадите их, они все простые люди - такие же как мы с вами!”



Вообще Гнилостень не создает впечатление такой личности, что совершила все свои чудовищные акты насилия просто потому, что он нежить. Но в этом и проблема - с Отрекшимися в этом бывает трудно разобраться. Из рассказа у меня сложилось впечатление, что бытность нежитью внесла свою лепту в личность нашего героя, но я не верю, что дело только в этом. Я считаю, что у него было достаточно свободы воли и разума, чтобы сбавить, так сказать, обороты. Так что он заслуживает того, чтобы снова отправиться на тот свет от меча кого-нибудь из своих врагов. И после садистского убийства своих бывших товарищей никакой истории искупления про этого темного следопыта мне видеть не хочется. Но опять-таки, лоскуты сознания нежити - это очень тонкие материи, и поэтому я могу ошибаться насчет этого персонажа.


Как бы там ни было, теория о том, что к Натаносу вернулась часть прежней человечности, автоматически вызывает новые вопросы. Изменится ли личность Гнилостеня от вернувшейся к нему крохи человечности? И если ответ - да, то каким образом? Возможно, он решит подавить эту сторону своей души, чтобы остаться верным Сильване, или же человечность вынудит его изменить свое мнение о темной госпоже - и тут он может как остаться на её стороне, так и начать переосмысливать свое бытие. Наверняка тут что-то сказать сложно - в конце концов, жизнь командира следопытов Подгорода целиком и полностью посвящена королеве банши.


И второй вопрос - это то, как в свете этой теории выглядит сама Сильвана. Ведь её тело находится в схожей кондиции, да и нам уже известно, что королева Подгорода способна распознавать запахи. Что же до эмоциональности, то достаточно вспомнить историю с Верисой из “Военных Преступлений”: Сильвана хотела убить свою сестру и воскресить в виде нежити, которая бы правила вместе с ней. А когда все планы банши в той истории рухнули, то она не на шутку разгневалась. То есть её тело обеспечивает её спектр эмоций, схожий с оным у Натаноса.


Из этого следует, что Сильвана избрала общий градус безжалостности своих поступков и суждений по собственной воле - да, бытность нежитью, естественно, внесла во всё это свою лепту. Как и её, без всяких сомнений, ужасная судьба. Но получается, что тот рычаг, который сильно давит на многих Отрекшихся в силу того, что они очень сильно отдалились от своих прежних личностей, не мог иметь схожего влияния на среднюю из сестер Ветрокрылых просто в силу того, что её случай был иным с точки зрения… физиологии нежити. И это возвращает нас к Натаносу. Как он будет оценивать поступки своей госпожи, зная, что у них примерно одинаковый эмоциональный спектр? Проникнется ли он той же специфической моралью, которой следует Сильвана, или отдалится от неё? Этого мы не знаем. Но повторюсь, Гнилостень верен Сильване до глубины своей истерзанной души, и я сомневаюсь, что он вообще способен оставить её, как бы ни относился к её деяниям.


Но всё это просто спекуляция.


Но взгляд Натаноса на остальных Отрекшихся может измениться и без неё. Ведь теперь его чувства обострились, и один тот факт, что он ясно чует смрад, исходящий от их тел, уже может вызвать в нем определенную брезгливость. Впрочем, индивид он тот еще, так что может и привыкнуть.


Убийство паладина


Одна из самых горячо обсуждаемых тем из событий данного рассказа - смерть Стефана Марриса, кузена Гнилостеня. Дело в том, что Стефан был паладином Серебряного Авангарда, поэтому его гибель от рук Отрекшихся, на первый взгляд, представляется очень враждебным жестом со стороны свободной нежити. Но здесь всё не так просто.


Стефан убивал Отрекшихся, что для представителя придерживающегося нейтралитета Серебряного Авангарда более чем опасный ход. Эта его активность и позволила Отрекшимся схватить его, а позже использовать для ритуала, когда Сильвана отдала соответствующий приказ. Исходя из текста создается впечатление, что Стефан в своем крестовом походе против Отрекшихся был одиночкой (возможно, он преследовал конкретную цель в лице Гнилостеня), поэтому говорить о жертвах среди других представителей Авангарда тут нельзя. И если до Авангарда или Серебряной Длани дойдет весточка об этом событии, Подгород может справедливо ответить, что лишь устранил угрозу своему народу.



Поскольку нам неизвестна полная версия событий, связанных с убийством солдат Отрекшихся у фермы Маррисов, можно предположить, что Авангард не воспринял бы смерть Стефана симметричным ответом на его… труды. Но это не имеет значения. Подгород, очевидно, просто скроет эту информацию, чтобы избежать опасных последствий. Более того, для подавляющего числа жителей этого самого Подгорода тайна трансформации Натаноса навсегда останется тайной.


И не будем забывать, что Чумные земли остаются опасным местом. В Авангарде, скорее всего, посчитают, что Стефан погиб от руки какого-нибудь поганища в чаще зачумленного леса.



“Смертность” Отрекшихся


В этом рассказе вспомнили об одной достаточно важной особенности народа Отрекшихся - о том, что и они в некотором роде смертны. Они всё-таки ожившие трупы, и гниение не обходит их стороной. Некоторым повезло: их тела подняли относительно “свежими”, и они поддерживают их в “приличном” виде с помощью различных растворов. Магия тоже может стать здесь отличной помощницей. Но Отрекшиеся - это целая нация. Неизвестно, станут ли бальзамирующие препараты панацеей. И у каждого ли Отрекшегося есть к ним доступ? Про магию и говорить нечего. Конечно, Отрекшийся может заменить себе отвалившеюся руку или челюсть новыми, но это скорее временное решение. Так что гниение тела может стать аналогом смерти от старости для многих Отрекшихся: они же всё-таки не скелеты. Впрочем, замедлить этот процесс реально. А в случае Натаноса его вовсе и свели на нет.


Но все равно даже Сильвана сама признает реальность этой проблемы:


“Благодаря силе валь"кир мое тело будет в сохранности на протяжении веков.

Твое же человеческое тело, как и тела многих других Отрекшихся, столько не

протянет. Я хочу остановить твой распад. Избавить тебя от боли, которую я

испытала, когда…”


Также для Отрекшихся существует угроза стать безмозглой нежитью - примеры данного недуга есть в WoW. Он может являться как следствием слабости разума (дело в гниении мозга?), так и продолжения влияния Чумы на Отрекшегося.


“Мне сейчас так холодно. Чума Нежизни расползается по моим венам, подобно ледяной змее. Уже скоро я впаду в бездумное состояние.” - Гретхен Дедмар



Кто знает, быть может, что в своей погоне за Эйир Сильвана преследовала не только свои личные интересы, но и пыталась решить эту самую проблему смертности своих подданных.


“Наша цель лежит в этом склепе. У меня нет времени объяснять всё в деталях - просто знай, что для Отрекшихся жизненно необходима наша победа.” - Сильвана Ветрокрылая


Ритуал, проведенный над Натаносом, требовал наличия родственной ему плоти. Так что вряд ли он применим на целую нацию нежити. Но как-то законсервировать их разложение на манер того, как это происходит с рыцарями смерти? Это возможный вариант. В конце концов, усиливая Отрекшихся, Сильвана укрепляет свои щиты и отдаляет от себя смерть - так что такое предприятие в её интересах. И с этой точки зрения оно всё-таки подпадает под личные интересы темной госпожи.


“С благословением королевы Валькир ты открыл путь, на котором будет выкована судьба всего Азерота. Я приглашаю тебя стать свидетелем рассвета нового дня для народа Отрекшихся!” - Сильвана Ветрокрылая


Увы, истинные планы Сильваны на Эйир, как и подробности её сделки с Хелией, всё еще остаются загадкой.



Ответы на вопросы


В: Сильвана выбрала Стефана из-за того, что он был похож на Натаноса?

О: Как говорится в рассказе, для ритуала необходима плоть, совместимая с изначальной у самого Натаноса. Только ли на этом основывался её выбор? Решайте сами.


В: После прочтения этого рассказа я стал относиться к Сильване еще хуже, чем раньше. Она вечно думает только о себе и сосредоточена только на том, что ей хочется, и чего ей нужно.

О: Справедливо. Я хотел, чтобы читатель испытал чувство отторжения к поступкам, которые она совершает, но при этом, надеюсь, что и испытывал определенную симпатию к той жизни, которая у неё была когда-то, и которую она потеряла.


Заметки

    Меня заинтересовало наличие в Подгороде системы тайных коридоров и комнат, которую в полной мере знает, наверное, только сама Сильвана.

    В Подгороде держат пленников из Альянса , которых используют в качестве живых тренировочных манекенов. Печально, но ожидаемо.

    В рассказе хорошо описано мышление простого ожившего мертвеца , подчиненного воле Короля-лича. Натаносом двигали ненависть, желание убивать и пожирать плоть убитых им жертв. Но выше всего этого для него оставалась воля Короля-лича. При этом он был в сознании, пусть оно и было ограничено дикой ненавистью, жаждой убивать и желанием исполнять волю своего господина. А вот с той же Сильваной всё было иначе: будучи банши на службе Плети она сохранила свой разум, но была вынуждена подчиняться приказам Артаса и воле Нер’зула. Так её наказали за яростное сопротивление маршу Плети на Кель’Талас.

    При жизни Натанос считал, что из Лор’темара политик бы вышел лучше, чем следопыт. Не думаю, что это делает из Терона менее умелого следопыта, но он всё-таки стал очень успешным политиком - лордом-регентом Луносвета. Ирония здесь в том, что Лор’темар не стремился к этой должности, и бытность следопытом его вполне устраивала.

    Заметил одно расхожее заблуждение: мол, ритуал превратил Натаноса в рыцаря смерти. Это неправда. Смысл сравнения с рыцарями смерти был в том, что ритуал по созданию нового тела для Натаноса требовал куда большей силы, чем поднятие простого Отрекшегося, и в плане затрат этой самой силы он как раз сравним с созданием рыцаря смерти. А Натанос Гнилостень - темный следопыт . И теперь он внешне соответствует своим соратницам: такая же бледная кожа и красные глаза.

    И второе популярное заблуждение: якобы Сильвана подчинила Натаноса-раба Плети своей силой банши. Нет, тут дело в другом - привязанность Натаноса к своему командиру была настолько велика, что пересилила собой власть Короля-лича. Это говорит как о том, насколько верен Натанос своей госпоже, так и том, что у него очень сильная воля.

    Услышав, как валь’кира читает слова ритуала, Натанос “ощутил в её голосе мощь Короля-лича” . Очень любопытная деталь, но на самом деле, это похоже просто на издержки восприятия самого Гнилостеня. Он ощутил мощь валь’киры, связанную с энергией некромантии, и тут же связал это в своей голове с Королем-личом. Так что, я думаю, что это не более, чем его пустые ассоциации.

    А еще слова того ритуала были прочитаны на древнем неведемом Натаносу языке. Вероятно, это либо врайкульский, либо язык смерти Культа Проклятых. Конечно, этот культ не назовешь древним, но в то же время, происхождение его тайного языка остается неизвестным.

    В самом ритуале тоже есть определенная недосказанность. Лично у меня сложилось впечатление, что тела Стефана и Натаноса слились в одно, создав некую химеру. Ведь если бы его новое тело было бы точной копией Стефана, Гнилостень бы это сразу заметил. При этом в своем отражении в зеркале Натанос увидел “не совсем свое лицо.” Отсюда и моя идея с “химерой.”

    Меня впечатлило то, как основательно Сильвана подошла к сохранности своего тела. Очевидно, что её неживое тело изначально было особенным. Ведь за исключением Сильваны и её темных следопытов такими не гниющими телами могли похвастаться разве что Сан’лейн и часть рыцарей смерти. Это заслуга магии Короля-лича. И меня уже давно интересовало, может ли “выдохнуться” этот эффект без поддержки его магии. Из манги “Рыцарь смерти” и различных заданий про рыцарей смерти складывается впечатление, что у них есть приличный заряд собственной силы - они и сейчас вовсю колдуют и поднимают вурдалаков. Так что с ними объяснение есть. Сан’лейн - вампиры, да и вообще были верны Королю-личу. И вот в “Темном Зеркале” объяснили, что Сильвана решила эту проблему собственными батарейками, валь’кирами : “Благодаря силе валь"кир мое тело будет в сохранности на протяжении веков.”

    Как мы уже вспоминали, Сильвана боится, что Натаноса в смерти могут ждать те же ужасы, что она испытала на собственном опыте после попытки самоубийства. Но мы не знаем этого наверняка. И нет доказательств того, что это ждет всех Отрекшихся после смерти. В истории Warcraft уже были редкие примеры нежити, обретшей покой после смерти. Тот же Александрос Могрейн явился Дариону в виде духа после победы над Артасом в Цитадели Ледяной Короны, чтобы отблагодарить своего сына за спасение собственной души. Возможно, тут дело в поступках.

    Натанос считает Сильвану прекрасной подобно богине - это вполне ожидаемо. А еще он размышлял о том, что лидеры её врагов втайне перешептываются о её красоте - опять-таки, от Натаноса другой оценки тут ждать не стоило, но судя по слогу автора в рассказе, это правда. Удивительно.

    Бессчетные представители благородных домов предлагали Сильване свою руку, а по слухам, этого желал даже сам принц Кель . Надеюсь, что эти слухи - ложь, потому что у бедного Келя и без того была тяжелая судьба, чтобы добавлять в неё второе любовное фиаско (первым, как известно, была Джайна).

Спасибо, что прочли этот выпуск

И до встречи в следующих! *)


И снова благодарю читателей, поддерживающих блог на patreon : pitet, dervesp, Владимира Кравчука, Максима Зуева, Vemy, Дениса Матвеева, zymko, Леорика, Fadj, Sergey и Dyshik.

В маленьком городе Чита жила маленькая девочка Валя Ю. Ей было 6 лет. Она недавно закончила садик и должна была пойти в школу. Валя жила с папой. Он был очень хорошим, но раз в месяц, после зарплаты, он приходил домой очень странным. Он приводил друзей, которые громко разговаривали, ходили, слегка пошатываясь и могли просто взять что-то и сломать. В эти моменты Валя запиралась в шкафу и читала....читала всё, что ей попадалось. А попадалось ей многое: в основном это были книжки по биологии - иначе - о живой природе, ну и сказки. Но иногда папа (почему-то) несколько раз в месяц был странным. В эти дни Валя узнавала много нового. В полной темноте она читала книжки о больших чёрных пауках и длинных змеях. Она читала сказки о бабе Яге и Кощее бессмертном и о их бедных жертвах,которым они отрубали головы или сажали их в темницу, и те умирали мучительной смертью. Иногда Вале попадались газеты, и она читала статьи о браконьерах и с ужасом разглядывала фотографии мёртвых животных. Начитавшись всего помногу, Валя стала бояться..бояться браконьеров, а за одно и животных, Бабу Ягу и Кощея Бессмертного, темниц и, естественно, темноты. Иногда, она пугалась даже собственного шкафа. И, наконец, она стала бояться папу и его странных друзей. Кроме этого, у Вали появилось много разных боязней. : ангарофобия, гленофобия(по этому она не играла в куклы), акустикофобия, альгофобия, аэрофобия, виккафобия, гемофобия, гефирофобия, гексакосиойгексеконтагексафобияглоссофобия, демофобия, энтомофобия, кинофобия, изоптерофобия и т.д. Приближался сентябрь. И вот он наступил. Валя оделась, как подобает первокласснику и пошла в школу. Валя пришла в школу одной из первых, но с каждой минутой подходили люди. Толпы людей. Валя оказалась в середине всех этих толп. Она с ужасом смотрела вокруг, а людям не было конца и края. Но больше этой толпы, Валю пугали некоторые тёти. У ни были очень высокие причёски(а Валя боялась высоты) и самое ужасное - у них был очень яркий грим, такой ужасный, как у клоунов. А ещё эти тёти громко кричали (а Валя боялась громких звуков). Они выкрикивали непонятные ей фраз, типа*1 а! 1 а! Сюда!* или *8 д! 8 д! Тише!* Какая-то гримированная тётя потащила Валю за руку. Валя увидела большую, длинную лестницу, ведущую в огромную серую школу с раскрытыми окнами и дверьми.. Заиграла очень громкая музыка. Там пелось что-то о коле. Вале было не просто страшно. Ей было жутко. Она хотела закрыть глаза,зажать уши и бежать отсюда, но музыка прекратилась и гримированная тётя, которую все называли учительницей, потащила её за руку в школу. Несколько человек из толпы пошло за ними. *Что она со мной сделает??* - думала Валя. Ей очень хотелось обратно в шкаф.... Учительница привела всех в комнату со столами, называемыми партами. Валя села за последнюю. *Можете положить цветы*,-сказала учительница. Валя положила цветы. *Ты даришь мне 2 цветка?*, - спросила учительница. Дети громко засмеялись. *Почему они смеются?*, - думала Валя. Она ненавидела школу. На следующий день Валя пришла в этот же кабинет. Начался урок. - Вы должны нарисовать то, чего боитесь больше всего,- сказала учительница. Прошло 15 минут. - Почему ты не рисуешь?, - спросила учительница у Вали. - Здесь всё не поместится. Весь класс громко засмеялся, и учительница тоже. Даже ветер смеялся так дул в раскрытое окно, что открылась дверь. *Эти люди..они не люди..*,-думала Валя:*Почему они так громко смеются?*. Валя выбежала из школы. Она не знала куда бежит. Она ни чего не знала и не понимала. Она прибежала на какое-то поле. На открытое поле..Валя боялась открытых пространств. Она побежала дальше. Она побежала дальше и наткнулась на колодец и посмотрела в него. Он был очень глубоким, тёмным и страшным. Теперь маленькая Валя Ю. боялась и колодцев. Она побежала дальше и, наконец, вышла в город и увидела свой. дом. В подъезде было темно. Валя быстро побежала к квартире и открыла дверь. Дверь сломалась. *Неужели папа опять получил зарплату??*, - подумала она. Она была права. В комнате сидело 10 человек и играли в карты и громко пели на непонятном языке, смутно напоминающем русский. Валя побежала к шкафу. *Диээээвачка*,-сказал один из папиных друзей:*Смотри, какую я теве куку..калку..уклу..куклу принёс!!*,-он открыл дверь шкафа, где сидела Валя и кинул ей куклу. Валя никогда не играла в куклы. У Вали была гленофобия. Она закричала и откинула куклу. На неё попадали книжки..книжки с большими чёрными пауками и газеты с фотографиями мёртвых животных. Валя с криком выскочила из шкафа в комнату, из комнаты в тёмный коридор и на улицу. На улице машины громко проносились по дорогам. Вале было очень страшно. Она побежала в лес. В лесу её ни кто не тронет, не будет кричат, не будет смеяться, не будет пугать своей странностью. Валя прибежала в лес и села на пень.Тут ей вспомнилось..Она где-то читала, что у кукушки можно узнать количество лет, отведённых тебе ещё. - Кукушка-кукушка, сколько мне жить осталось?, - спросила Валя. Кукушка молчала Вале стало холодно от страха. Она решила пройтись перед смертью. Стало темнеть. Валя шла вглубь леса. Под ногам и она увидела лужу и посмотрела в неё и тут же отпрыгнула с новым приливом страха. В лесу света почти не было и Валино отражение слегка искажалось в луже. В луже Валя почти ни чего не разглядела. Только смутные очертания. Только свои ярко горящие испуганные глаза и ветку за спиной. *ААааааааааа!!*, - закричала Валя, ей показалось, что сама Смерть смотреть на неё из отражения. Валя бежала по лесу. Всё дальше и дальше. Она не смотрела куда бежит. Она думала, что убежит от Смерти.. Она напоролась на корень дерева. НЕТ!! НЕ Трогайте меня!Уберите руки!!**, - кричала Валя. Она не знала куда бежать от своих страхов. Не знала, но бежала дальше. И запуталась в паутине. По паутине ползли большие чёрные пауки. Целая стая пауков. Они ползли в разные стороны и наконец Валя увидела зеркало. Большое, огромное зеркало. В нём она увидела своё испуганное отражение, - ведь Валя боялась смотреть в зеркало в темноте. Она увидела своё испуганное отражение и испугалась. Ей было страшно смотреть на себя, боящуюся.Ей было страшно смотреть на свой страх. И Валя подумала: что страшнее? : бояться своего испуганного отражения или бояться страха перед этим отражением. Солнце зашло. Валя Ю. стояла в полной темноте и смотрела в зеркало. Она сделала свой выбор. Она пошла обратно, но другой дорогой. Она пошла не по страшному тёмному лесу мимо ужасных ветвей. Нет. Она пошла по красивому тёмному лесу мимо тонких ветвей деревьев с большими зелёными листьями. Он не пошла по пустынному, навивающему страх полю мимо глубокого колодца. Она пошла по большому жёлтому полю мимо деревянного колодца. Она не шла в неизвестность. Она шла к большому и загадочному горизонту, к новой жизни. И ей очень хотелось туда прийти.

ТЕМНОЕ ЗЕРКАЛО

С точки зрения самосовершенствования, «Темное зеркало» я считаю одним из важнейших своих произведений. К счастью, мне довелось тогда работать с Джимом Лоудером, одним из самых требовательных и внимательных редакторов в этой области литературы. Джим никогда не позволяет автору свернуть на легкий путь поверхностных историй. Он всегда спрашивает: «Почему?»

К моменту появления этого рассказа первоначальный восторг от публикаций уже угас, так же как и желание писать непрерывно, которое я (к своему ужасу) испытывал в 1990 году после ухода с места основной деятельности. Принять участие в работе над сборником меня прежде всего подтолкнуло собственный интерес к забавному парадоксу, который получил дальнейшее развитие в цикле легенд о Дзирте. Очень многие читатели писали мне на электронную почту, требуя прокомментировать расовую тему книг о темном эльфе. И действительно, сквозь призму подвигов и злоключений Дзирта я мог исследовать и развивать многие вопросы расовых различий, при этом неизбежно возникали аналогии с нашим современным миром, но отступать от своих замыслов я не хотел.

В конце концов, разве классическая сага Толкина не построена на понятиях расизма? Эльфы отличаются от дворфов, отличаются от хафлингов и людей, от орков и гоблинов. Да, орки и гоблины у него всем мешают. Но разве подобная характеристика одной из рас не является классическим проявлением расизма? Безусловно! А что, если я брошу в лицо Дзирту, самому пострадавшему от расизма, его собственные предрассудки? Что, если с помощью своего героя-дроу я (хотя и непреднамеренно) вызову волнение на спокойной глади зоны фэнтези?

Ради этого и было написано «Темное зеркало». Кроме того, этот рассказ стал поворотным пунктом в моем творчестве. Будучи молодым нетерпеливым автором, полным волнующих идей, я думал, что мне известны все ответы. Я искренне считал, что моя задача - провозглашать людям истины. Я думал, что знаю все (позже я убедился, что подобным высокомерием страдает большинство молодых авторов). Но я повзрослел и понял, что ничего не знаю, и моя задача состоит не в том, чтобы давать ответы, а в том, чтобы заставлять людей задавать вопросы самим себе. Попросту говоря, мне неизвестно решение расовой проблемы, поднятой в «Темном зеркале». Уверен, что при необходимости я мог бы дать какие-то объяснения и в поддержку своих «истин» привести цитаты Джозефа Кэмпбелла или какого-то другого божества от литературы. Это выглядело бы весьма внушительно.

Но, хотя я и фантаст, я стараюсь не лгать.

* * * * *

Восход. Рождение нового дня. Пробуждение лежащего на поверхности мира, наполненное миллионами надежд. И, как ни печально, должен добавить, наполненное безнадежными трудами для многих других.

В мрачном мире родины темных эльфов, в беспросветном Подземье, нет ничего, что могло бы сравниться с красотой солнца, встающего над восточным краем горизонта. Нет дня, нет ночи. В постоянном тепле и темноте Подземья душе чего-то недостает. В этом вечном сумраке невозможно воспарить на крыльях надежд, какими бы безрассудными они ни были. Но в тот волшебный миг, когда поднимающееся солнце зажигает небосвод серебром, любые вершины могут показаться достижимыми. А в нескончаемой тьме сопутствующие сумеркам сомнения быстро рассеиваются и загадочные тайны земной ночи сменяются фактическими врагами и весьма реальными опасностями Подземья.

И времен года в Подземье тоже нет. На поверхности зима знаменует период раздумий, это время размышлений о смертности, о тех, кто ушел навеки. Но это всего лишь один период времени, и меланхолия не успевает пустить глубокие корни. Я наблюдал, как с приходом весны возвращаются к жизни животные, как просыпаются медведи, как рыбы преодолевают стремительное течение в своем стремлении к местам нереста. Я видел, как кружатся в небе птицы, как грациозно прыгают новорожденные жеребята…

В Подземье животные не танцуют.

Смена сезонов на поверхности, как мне кажется, не очень сильно влияет на настроение. Эмоциональный подъем, возникший при виде восходящего солнца, может бесследно исчезнуть, когда пылающий шар скрывается за западным краем горизонта. И это неплохо. Страхи и сомнения присущи ночи, а день полон света и надежд. А гнев остывает под зимними снегами и вместе с ними тает от весеннего тепла.

В неизменности Подземья гнев сохраняется до тех пор, пока его не сменит сладость мщения.

Постоянство отражается и в религии, играющей важную роль в жизни моих сородичей, темных эльфов. Моим родным городом правят жрицы, и все его обитатели подчиняются воле жестокой Паучьей Королевы Ллос. Но, несмотря на торжественные ритуалы и церемонии, религия в основном преследует практическую цель - сохранение власти, а духовная жизнь эльфов отсутствует. Ведь духовность подразумевает столкновение эмоций, контраст между ночью и днем, неизвестный дроу. Контраст между глубинами отчаяния и высотами восторга.

И чем глубже пропасть, тем величественнее вершины.

* * * * *

Я не смог бы выбрать лучшего дня для выхода из Мифрил Халла, где королем снова стал мой добрый друг дворф Бренор Боевой Молот. Два столетия родина дворфов оставалась в руках злобных серых дворфов, дергаров, и их могущественного предводителя, темного дракона по имени Мерцающий Мрак. Но теперь дракон мертв - убит лично королем Бренором, а серых дворфов разогнали.

Вокруг крепости дворфов еще лежит глубокий снег, но предутреннее небо уже синеет, и последние звезды упрямо светят до самого конца, до окончательного отступления ночи. Я правильно рассчитал время и вышел к выметенной ветром каменной скамье на восточной стороне за несколько мгновений до ежедневного события, которое надеюсь никогда не пропустить.

Не могу описать трепет в груди и замирание сердца в последнее мгновение перед тем, как золотой край фаэрунского солнца пересекает пылающую линию горизонта. Я вышел в Верхний Мир почти два десятка лет назад, но наблюдать восход мне никогда не надоедает. Встающее солнце стало противовесом моей беспокойной жизни в Подземье, символом освобождения от постоянной темноты и мрачных обычаев моих сородичей. Даже после того как все закончилось и солнце быстро поднимается по восточному краю небосклона, я чувствую, как его тепло проникает сквозь мою кожу цвета эбенового дерева, напитывая энергией, какой я никогда не ощущал в глубине земли.

Вот и начался еще один день в юго-восточных отрогах Хребта Мира. Всего несколько часов назад я покинул Мифрил Халл, а впереди сотня миль пути до самого удивительного города этого мира - Серебристой Луны. Печально покидать Бренора и остальных, когда в шахтах еще так много работы. Только этой зимой мы отвоевали крепость и очистили ее от проходимцев дергаров и прочих мерзавцев, поселившихся здесь во время двухсотлетнего отсутствия клана Боевого Молота. Но над горами уже поднимаются столбы дыма из дворфских кузниц и раздается звон молотов неутомимых искателей мифрила.

Бренор с головой погрузился в работу, да еще устраивал помолвку своей приемной дочери Кэтти-бри с варваром Вульфгаром. Бренор был счастлив как никогда, но подобно многим другим существам, которых я успел узнать, дворф не мог просто наслаждаться своим счастьем. Он затеял лихорадочные приготовления к свадьбе, желая устроить самую пышную церемонию из всех, что видели северные земли.

Я не стал ничего говорить Бренору, это было бы бессмысленно, хотя его колоссальная увлеченность сдерживала мое желание покинуть Мифрил Халл.

Но приглашение Аластриэль, великолепной правительницы Серебристой Луны, нельзя проигнорировать, тем более отступнику-дроу, который стремится завоевать признание среди народов, относящихся к его сородичам с опаской.

В тот первый день мне легко шагалось по дороге. Я собирался переправиться через реку Сарбрин и оставить позади самые высокие горы. Но около полудня, по пути к берегу реки, я увидел следы. Смешанная группа, около двух десятков путников, прошла тем же путем, и совсем недавно. Самые большие отпечатки принадлежали ограм. Эти создания встречаются здесь не так уж часто, но больше всего меня встревожили мелкие следы. Судя по размерам и форме, они были оставлены людьми, а некоторые, похоже, принадлежали детям. Еще большее беспокойство вызывал тот факт, что следы пересекались, значит, все путники шли одной группой. Так кто же был пленником, а кто захватчиком?

Идти по следам было совсем нетрудно. Ярко-красные капли на дороге усилили мои опасения, но имеющееся у меня снаряжение придавало мне уверенности. Для первого похода в Серебристую Луну Кэтти-бри одолжила мне Тулмарил Искатель Сердец. С этим могущественным волшебным луком в руке я мог продолжать путь, ничуть не сомневаясь, что справлюсь с любыми опасностями.

Я стал двигаться осторожнее, по возможности держался в тени и закрывал лицо зеленым капюшоном плаща. И все же я знал, что быстро догоняю идущую впереди группу. Между нами было не больше часа пути, и настало время призвать моего самого верного союзника.

Я вынул фигурку пантеры, связывающую меня с Гвенвивар, поставил ее на землю и позвал. В громком призыве не было необходимости - Гвенвивар отлично знала мой голос. Сначала, как и обычно, заклубился серый туман, а через мгновение появилась черная пантера - шестьсот фунтов великолепных мышц, готовых к бою.