Политическая элита в демократическом обществе. Политическая элита

Руководят народами элиты - люди, занимающие серьезные посты, имеющие доступы к закрытым источникам информации. Они довольно разнообразны и формируются различными способами. Давайте рассмотрим, каковы как они влияют на развитие общества. Вопрос непраздный. От действий и решений этих людей зависят наши судьбы. Кроме того, они оказывают серьезное влияние на будущее, значит, формируют условия для жизни потенциальных детей и внуков. Простым гражданам желательно понимать, какая группа людей в стране осуществляет управление, чтобы понимать смысл происходящих событий, прогнозировать вероятные последствия.

Что такое элита?

Слово это мы часто слышим в телепередачах, встречаем в серьезных статьях. Элита - эта группа людей, имеющая возможность оказывать влияние на общество. Необходимо понимать, что обычного доступа к властным рычагам недостаточно. В истории множество примеров того, как лидеры появлялись из народа, отодвигая от управления тех, кому положено было занимать это место по действующему праву. Но чтобы стать элитой, необходимо обладать определенным набором качеств и навыков. Это и образование, и связи, и мудрость, харизма, умение анализировать, планировать действия и договариваться. У властных рычагов стоит правящая элита. Те, кто не имеет возможности принимать участие в управлении, оппонирует им. Это контрэлиты. Кроме того, существуют еще деятели культуры, чье влияние на общество порой огромно. Еще стоит указать на военные элиты. В некоторых государствах они играют определяющую, главенствующую роль. Нельзя обойти и научные круги, хотя нынче их роль не так заметна, как в прошлом веке. Политические элиты страны формируются под влиянием сложившихся исторических обстоятельств, экономических факторов. Иногда руководящий класс полностью переформатируется под давлением общественности

Типы политических элит

Разбираемый вопрос политологами освещается часто и разнообразно. Это зависит от степени развития общества, его традиций, мышления, исторического пути. Выделяют такие типы политических элит:

  • Открытая, в нее могут попасть все граждане.
  • Закрытая пополняется только представителями определенных групп (аристократия, к примеру).

Индийский ученый П. Шаран предложил собственную классификацию. Он так описывает типы политических элит:

  • Высшая занимает руководящие позиции.
  • Средняя - люди, обладающие определенным состоянием, профессиональными навыками, образованием.
  • Административная - работники высших государственных например.
  • Маргинальная не обладает перечисленными выше признаками, но имеет влияние в обществе.

Правящая элита

Главные позиции в любом государстве занимаются люди, обладающие достаточными навыками и влиянием. Ими являются представители всех типов элит. Современное общество имеет сложную структуру. Чтобы держать его под контролем, необходимо влиять на все слои населения. С этой точки зрения необходимо постоянное взаимодействие управленцев, корректировка планов и действий. Организует эту работу видимая правящая элита. Административная осуществляет исполнительские функции, а высшая генерирует идеи. Каждый стремится выдвинуть своих представителей на вершину власти. Это происходит в том числе во время выборов. Депутатский корпус пополняет элитарные круги демократического общества на разных уровнях. В то же время существует устойчивое мнение о том, что руководят миром только избранные. Эти люди получают особое образование и управленческие навыки. Выделяют два типа рекрутирования элит: антрепренерскую и систему гильдии. Рассмотрим их подробнее.

Система гильдии

Практически во всех странах на вершину власти попасть непросто. Формирование политической элиты идет по принципу принадлежности к определенной группе или касте. Это закрытый отбор. Он предполагает постепенное, достаточно медленное продвижение по карьерной лестнице. Кандидата на вступление в элитарный круг проверяют на уровень образованности, умение общаться с народом, публично выступать и так далее. Имеют значение также родственные связи, партийный стаж и другие вещи. Эту систему считают консервативной. Решение по поводу вступления в элитный клуб принимает верхушка, склонная воспроизводить один тип руководства. В ней отсутствует конкуренция. Это приводит к постепенной деградации элит. Люди эти не успевают реагировать на вызовы современности, не обладают достаточной гибкостью. Так было, например, в СССР, что способствовало краху державы. Положительной стороной системы гильдии считается то, что она не способствует возникновению внутренних конфликтов, ее политика предсказуема. Такой метод выдвижения элит присутствует в демократических странах с сильной партийной системой.

Антрепренерская система

Современное общество развивается стремительно, сталкивается с большим количеством проблем. Чтобы оно нормально жило, необходимо проводить тщательный отбор управленцев. Антрепренерская или предпринимательская система предполагает отбор кандидатов, обладающих определенными качествами. Одним из главных является умение нравиться публике. Любой социальный слой может выдвинуть своего представителя на самый верх. Конкуренция в этой системе очень высока. Отбор же проводит все население страны. Такая система характерна для развитых демократий. Например, одним из президентов США стал актер (Р. Рейган). При предпринимательской системе отбора не имеет особого значения профессиональная подготовленность будущего управленца. Он должен нравиться людям, уметь реагировать на общественные запросы и вызовы. Недостатком системы считается вероятность прихода к власти случайных, неподготовленных лиц.

О роли политических элит

Необходимо отметить, что для развития государства очень важно, кто им управляет. Роль политической элиты весьма важна и многопланова. Эти люди влияют на благосостояние граждан, культуру, образование. Им принадлежит право контролировать безопасность страны. Фактически от них зависят жизни людей. Важно, чтобы современные политические элиты обладали высоким уровнем профессионализма. Мир довольно сложен. Если количество ошибочных решений будет высоко, то можно его просто разрушить. В большей части стран формирование политической элиты проходит по комбинированному принципу. То есть часть ее отбирается из определенных групп, яркие личности приходят к власти из народа. Это позволяет соблюсти в то же время сохранить баланс и стабильность в обществе. Не секрет, что неправильная, деструктивная политика не раз приводила к разрушению государства. Нынче этих ошибок пытаются избегать, привлекая население к оценке управленцев.

Ошибки элит - беда для народа

Очень важно, чтобы элита страны была сплочена, придерживалась строго определенных правил, не вступала в серьезные конфликты. В любой стране на влиятельных позициях находятся живые люди, имеющие как достоинства, так и недостатки. Они занимаются различными вопросами, влияющими на общество. Они должны уметь вырабатывать общее мнение, согласованное с чаяниями населения. То есть открытые и закрытые элиты обязаны действовать сообща, решая конфликты внутри себя, без привлечения народа. В качестве отрицательного примера можно привести многострадальную Украину. Ее элиты много лет боролись за власть. Президентом страны становился то представитель западных регионов, то восточных. Политики не смогли договориться, что привело к возникновению вооруженных столкновений. То есть элитарный круг просто не справился со своими обязанностями.

От чего зависит качество управленцев

Демократическое общество стремится к установлению баланса между различными группами и слоями. Необходимо находить консенсус при выполнении любой задачи. От политиков зависит мир и стабильность в государстве. Управление страной необходимо доверять подготовленным, грамотным и талантливым людям. То есть элиту следует специально готовить. В то же время нельзя отказываться от социальных лифтов. Конкуренция способствует повышению качества управленцев, генерации, что важнее, новых идей. Качество элит, как бы читатель ни возражал, зависит от населения. Именно его реакция на этих людей является основным и самым главным мерилом эффективности их работы. Например, не стоит бездумно голосовать за кандидата в депутаты, которого вы никогда не видели в своем дворе. Он не выполняет обязанностей, значит, не достоин места в элитарном кругу.

Профессиональное обеспечение управленцев

Уже упоминалось, что типология политической элиты имеет сложную структуру. Это помогает не терять управления страной при смене правителя. Обеспечивают работу государственных органов в основном профессионалы. Это люди, имеющие специальные знания, навыки, опыт. Без их помощи никакой яркий лидер не в состоянии обойтись. В структуре любой политической партии, к примеру, есть аппарат. Его верхушка известна всем по выступлениям и публикациям. Обеспечивают же деятельность лидеров обычные специалисты, иногда именуемые бюрократами. Они ведут огромную организационную и аналитическую работу. Этих людей тоже следует относить к элите. Ведь они влияют на решения и поступки своего лидера. Иногда говорят о том, что любой тип элиты размыт. Рядом с влиятельными людьми, занимающими высокие посты, находятся родственники и персонал. Они тоже оказывают определенное влияние на их политику.

Особенности смены элит

Как правило, круги влиятельных людей пополняются постоянно и постепенно. Людей готовят, подбирают, испытывают. Но бывали в истории и исключения. Революции выталкивают на вершину власти смелых и решительных людей. Они занимают самые высшие должности. Естественно, революционный процесс - это серьезное потрясение для общества. Чтобы его не допустить, необходимо постоянно совершенствовать систему управления. В нее должны приходить новые люди, приносить идеи, популярные в обществе.

Заключение

Читатель наверняка задается вопросом: а как попасть в круг избранных? В современном мире это не невозможно. Если посмотреть на элиты большинства стран, вы увидите, что они отличаются от большинства простых граждан образованием, активностью, смелостью, склонностью к анализу. Необходимо воспитывать в себе эти качества с молодости. Может, президентом и не станете, но почетное и достойное место в обществе займете.

И какую роль в обществе они играют. Выясним, по каким особенностям проходит разделение разных видов упомянутой элиты. Узнаем их признаки и функции. И определим, в чем именно заключается понятие: "типы политических элит", "формирование элит".

Типы

Виды политической элиты делятся по целому ряду особенностей. Так, в зависимости от способа отбора, она может определятся как открытая или закрытая. А при ориентировании на занимаемое место в ее можно разделить на правящую и оппозиционную.

Политическая элита может быть объединенной или разъединенной, в зависимости от характера внутренних отношений в ней, и низкой или высокой, по степени представительства.

По способу отбора

Политическая элита может быть открытой или закрытой. Первая характеризуется тем, что при желании попасть в её ряды перед претендентом появляется ограниченное число формальностей, которые нацелены на то, чтобы подобрать человека с необходимыми личными качествами.

Механизм её работы - выборы, которые подразумевают конкурентную борьбу. Особенностью данного типа элиты является то, что ей обеспечена высокая степень циркуляции. Иными словами, попасть в неё могут представители различных слоев. Благодаря этому в открытую элиту часто приходят люди с новыми идеями. От этого наблюдается низкая преемственность в вопросах выработки политики.

Политическая элита, сформированная по типу гильдий (закрытая) характеризуется тем, что попасть в неё кандидат может лишь соответствуя значительному количеству формальных требований. В этом случае большую важность играет личная преданность по отношению к руководству и готовность без вопросов выполнять полученные приказы. В качестве механизма отбора используется назначение.

Из плюсов можно сказать, что такие элиты обеспечивают высокую степень преемственности при выработке политики, низкое количество внутренних конфликтов, а также поддерживают уравновешенность принимаемых решений. Но при этом инициативные люди сюда приходят в малом количестве (к тому же им не дают возможности хорошо развернуть деятельность). Это ведёт к тому, что закрытая элита костенеет, деградирует и вырождается. Степень циркуляции в данном случае низкая.

Закономерности

Следует сказать, что функции и типы политических элит являются взаимосвязанными. Как пример можно привести следующее.

Существуют пары: закрытая и объединенная; открытая и разъединенная. Но это вовсе не значит, что один признак всегда является сопутствующим другому, хотя при этом в их группировании прослеживаются весьма явные закономерности.

Также нельзя точно сказать, что какая-то элита полностью открытая или закрытая, поскольку нет четких границ в данном определении.

Характер внутренних отношений

В данном случае могут быть такие типы политической элиты: объединённая и разъединённая. В первом случае она довольно сплочена и может похвастаться высокой степенью интеграции. Внутри такой элиты межгрупповая конкуренция держится на низком уровне, а конфликты не переходят в стадию непримиримого характера. Причем при объединении на основе определённой идеологии возникает нетерпимость ко всем, кто придерживается инакомыслия.

Наиболее оптимально действуют элиты, которые объединились на основе консенсуса. В таком случае ими вырабатывается соглашение относительно основных ценностей, целей и методов политики, которая будет проводиться.

Особенностью разъединенной элиты является низкая степень интеграции. Это сопровождается наличием острой борьбы между разными группировками, которые хотят иметь под своим контролем стратегические должности, сферы контроля и руководить распределением ресурсов. Благодаря высокой степени конкуренции широко практикуются осуждаемые методы борьбы (в том числе и грубая компрометация соперников).

Место в политической системе

Ранее отмечалось, что в случае с определением места в политической системе, различают правящую элиту и контрэлиту. К первой относят тех, кто косвенно или прямо принимает участие в управлении обществом. Контрэлитами называют лиц, обладающих качествами, которые характерны для элит, но в силу различных препятствий или своего социального статуса не имеющих возможности осуществлять управление.

Под контрэлитой могут понимать, к примеру, политическую оппозицию, поскольку она желает ослабить власть элиты и перебрать на себя часть или все её полномочия. В более широком смысле под этим может пониматься социальная группа, которая наделена элитарными качествами.

Особенностью в данном случае является то, что она не хочет быть в составе правящей элиты, а имеет перед собой цель лишить её власти, чтобы в последующем выстроить новую систему. Осуществляется это посредством социальных революций.

Степень представительности

Этот параметр важен для народа. Ведь если элиты обладают высокой степенью представительности, то они смогут выразить интересы большого количества сегментов общества. Таким образом оно будет развиваться более-менее сбалансировано. Если же степень представительства низкая, то, соответственно, будут представлены интересы незначительного числа сегментов.

Эта типология используется для понимания процессов трансформации, которые проходит политическая элита. Признаки, которые привели к современному положению дел, можно найти в прошлом. Давайте рассмотрим ситуацию на примере современной РФ.

В дореволюционные часы элита и контрэлита формировались в условиях, когда отсутствовали демократические свободы в обществе. Официально она состояла из чиновников и формировалась по сословному принципу. Таким образом, лучше всего в ней представлялись интересы верхов (причем это было открыто и законно). Начиная с 1917 года, место элиты начинает занимать «пролетарская» бюрократия. Она формировалась согласно бессословно-номенклатурному принципу. Законодательно было оформлено, что бюрократия представляет интересы всего народа.

Другие виды

Рассмотренные ранее типы политической элиты являются общепринятыми при классификации. Но существуют и другие подходы, которые предлагают свои способы классификации. Давайте же разберем альтернативные версии того, какие типы политической элиты могут быть:

  1. Традиционные и современные.
  2. Высшая, средняя и административная.

Традиционные и современные элиты

Деление в данном случае осуществляется на основании используемых элитой средств утверждения. Так, для традиционных элит характерным является опора на определенные явления:

  • обычаи;
  • собственность на землю;
  • воинскую доблесть;
  • знатность происхождения;
  • религиозные заслуги и т. д.

В качестве примеров можно привести родовую знать, земельную аристократию, религиозные иерархии и др.

Современные элиты получают свою власть благодаря ценностям, которые распространены в наше время:

  • финансовые капитал;
  • профессиональные достижения;
  • образованность и др.

К современным элитам можно отнести предпринимателей, политических лидеров, представителей научно-технических ремесел. Но это относится не ко всем поголовно, а только к тем, кто может влиять на принимаемые решения и занимает определённую властную позицию.

Высшая, средняя и административная элиты

Деление в данном случае осуществляется на основании полученных властных полномочий, но четких критериев этого нет. Высшей элитой считают людей, которые могут оказывать влияние на самые значимые в масштабах общества решения. В качестве примера можно привести глав государств, председателей парламентов, премьер-министров - всех, кто занимает высокие посты в любой из трёх ветвей власти. Количественно данная группа обычно колеблется в диапазоне от 100 до 200 человек.

К средней элите относят большое число должностных лиц, которые получают своё положение во время выборов. К ней относят членов государственной думы (если рассматривать реалии Российской Федерации), губернаторов, лидеров разных политических партий и общественных движений, глав городов и так далее. В этой среде наблюдается сильная дифференциация, поэтому в качестве объединительного фактора здесь выступает то, что её представители избираются на выборах.

Под административной элитой понимают высший слой чиновничества, который занимает высокие позиции в комитетах, министерствах и иных органах государственного управления. Их особенностью является то, что их назначают.

Заключение

Как видите, существуют различные типы элит. Система координат их классификации будет меняться зависимо от того, что мы будем выбирать в качестве отправной точки. Если есть желание попасть в состав элиты, то необходимо помнить, что это не дело одного дня. Для этого человеку необходимо иметь авторитет, знания и связи.

Не менее важным является и осознание того, что большие права - это соразмерные им обязанности. За принимаемые решения приходится расплачиваться. Поэтому в своих желаниях необходимо быть осторожным и избегать совершения действий, последствия которых верно оценить не получается.

Привилегии - это узаконенные льготы, прежде всего для властных структур и должностных лиц, необходимые им для полноценного выполнения своих полномочий.

Привилегии являются одним из важнейших признаков политической элиты. Исключительные права и особые возможности тесно связаны с элитой потому, что она включает в себя группы лиц, обладающих природной одаренностью, яркими талантами, особенными идеологическими, социальными и политическими качествами, которые определяют особую роль людей, выполняющих важнейшие функции управления обществом. Политическая элита, активно участвуя в осуществлении государственной власти или в прямом воздействии на нее, затрачивает немато энергии, сил, ресурсов. Чтобы эффективнее управлять, элите необходимы соответствующие источники восполнения данной энергии. Поэтому положение элиты подкрепляется ее престижем, привилегиями, льготами, поэтому она пользуется значительными материальными и духовными благами.

  • 1 Крыштаповская О. Анатомия российской элиты. М., 2005. С. 284.
  • 2 Перегудов С. Г1. Новый российский корпоративизм: демократический или бюрократический? // Полис. 1997. № 2. С. 24.

Следовательно, формирование политической элиты стимулируется тем, что высокий статус управленческой деятельности сопряжен с возможностью получения различного рода материальных и моральных привилегий, преимуществ, почета, славы.

Как пишет Р. Миллс, властвующая элита «состоит из людей, занимающих такие позиции, которые дают им возможности возвыситься над средой обыкновенных людей и принимать решения, имеющие крупные последствия... Это обусловлено тем, что они командуют важнейшими иерархическими институтами и организациями современного общества... Они занимают в социальной системе стратегические командные пункты, в которых сосредоточены действенные средства, обеспечивающие власть, богатство и известность, которыми они пользуются» 1 .

Однако в силу ограниченности ресурсов власти (материальных и духовных благ, ценностей), представители элиты в добровольном порядке, как правило, не отказываются от привилегий. Элиты, для того чтобы победить в этой войне, вынуждены сплачиваться, группироваться. Само высокое положение политической элиты в обществе обусловливает необходимость ее сплоченности, групповой заинтересованности в сохранении своего привилегированного статуса. «Для элитистской парадигмы, - подчеркивает Г. К. Ашин, - характерно утверждение о том, что общество не может нормально функционировать без элиты, что она имеет право на привилегированное положение, более того, должна бдительно охранять свои привилегии от “посягательств” со стороны масс» .

А. В. Малько отмечает еще один фактор, обусловливающий тесную связь элиты с привилегиями. Он состоит в том, что данная группа лиц олицетворяет собой власть, которая (в силу того, что сопряжена с распределением ценностей и ресурсов) открывает широкие возможности для реализации индивидуальных интересов элиты и ее окружения . Следовательно, борьба за привилегии - это во многом борьба за власть, возможности, ресурсы, влияние.

После Февральской и Октябрьской революций 1917 г. произошла массовая отмена несправедливых, во многом уже отживших феодальных привилегий, произошла смена политических элит. Кроме этого, законные преимущества, исключительные права для органов и должностных лиц советского государства стали в законодательстве обозначать в большей мере посредством понятия «льготы». Развернувшаяся борьба против классовых и сословных привилегий, несовместимых с идеалами равенства и справедливости, с принципами социалистического строительства, привела к тому, что термин «привилегия» стал восприниматься как отражающий сугубо противоправные преимущества. В связи с чем и был практически вычеркнут из правотворческого оборота.

Однако вопреки марксистскому учению в советском обществе с самого начала наметилось расслоение населения на классы, занимающие различное положение в социальной структуре и, соответственно, обладающие различными возможностями в распределении жизненных благ. Неравенство в этом отношении было не каким-то уклонением от неких правильных норм, предписанных классиками марксизма, а проявлением объективных законов социального бытия. К концу брежневского периода классовое расслоение советского общества достигло высокого уровня. Стала очевидной тенденция к снижению вертикальной динамики населения, то есть сокращались возможности перехода из одних слоев в слои более высокого уровня. Представители высших эшелонов власти редко опускались в низшие, так как имели разнообразные привилегии и возможности приобретать жизненные блага благодаря своему положению в обществе.

Подобные привилегии, получаемые, прежде всего, номенклатурой, не были закреплены в нормах нрава либо были установлены в закрытых решениях. К таким преимуществам относились следующие: распределение жилья, дачных участков, путевок в санатории и престижные дома отдыха, дефицитных товаров и т. п.

Новая политическая элита, возглавляемая Б. Н. Ельциным, несмотря на то что пришла к власти в том числе на волне борьбы с привилегиями, не только не отказалась от имеющихся привилегий, но и увеличила их.

Система привилегий, как пишет С. В. Поленина, получила, к сожалению, «широкое распространение не только в годы застоя и деформации социализма, но и в еще большей степени в нынешний, демократический период. Речь идет о льготах, с помощью которых создаются условия повышенной комфортности жизни для избранного круга “наиболее ответственных” лиц, вычлененного по признаку их принадлежности либо приближенности к власть предержащим. В этом случае льготы не базируются на объективных основаниях и превращаются в обычные привилегии, существование которых противоречит идее формирования правового государства и подрывает как принцип равноправия граждан, так и принцип социальной справедливости, под лозунгом которой они обычно устанавливаются» .

Значительная часть правящей современной российской элиты, не обладая высокими управленческими и нравственными качествами, получив громадные привилегии в результате номенклатурной приватизации значительной части государственной собственности, оказалась неспособной достойно управлять страной и во многом виновна в кризисе, охватившем общество в 1990-х гг.

В подлинно демократической стране незаконные и чрезмерные привилегии должны быть отменены. Необходимо инкорпорировать по тематическому принципу нормативные акты, посвященные льготам для высших должностных лиц, включая президента Российской Федерации, а затем и опубликовать для всеобщего сведения и контроля за их соблюдением. Кроме того, все чаще встает вопрос о тщательном контроле за имеющейся и формирующейся политической элитой (через институт выборов, референдумов, отчетов депутатов перед избирателями, средств массовой информации, опросов общественного мнения и т. п.), чтобы она не превращалась в замкнутую господствующую привилегированную касту, а работала на благо общества, большинства граждан России.

По-настоящему «демократической может считаться политсистема, которая реализует верховенство народа, влияние которого на политику является решающим, тогда как влияние элиты - ограниченным, лимитированным законом, политсистема, в которой элита подконтрольна народу. Следовательно, если мы не можем игнорировать тезис о том, что наличие элиты - это реальная или потенциальная угроза демократии, то выход, условие сохранения демократии - в постоянном контроле народа над элитой, ограничении привилегий элиты лишь теми, которые функционально необходимы для осуществления ее полномочий, максимальной гласности, возможности неограниченной критики элиты, разделении властей и относительной автономии политической, экономической, культурной и иных элит, наличии оппозиции, борьбы и соревнования элит, арбитром которой (причем не только во время выборов) выступает народ, иначе говоря, все то, что в своей совокупности и составляет современный демократический процесс» 1 .

Для России важно формировать общественное мнение таким образом, чтобы политическая элита сама начала ограничивать себя в ряде привилегий, которые с моральной точки зрения выглядят явно несоразмерными на фоне бедности большинства населения.

Для современного российского государства все острее встает проблема становления квалифицированной, высокопрофессиональной политической элиты, которой могло бы доверять население. Такую элиту необходимо российскому обществу создавать, прилагая значительные усилия для того, чтобы с помощью демократических и юридических норм и механизмов, в том числе и посредством законных и обоснованных привилегий, проводить своеобразную «селекцию» новых политиков, имеющих государственное мышление и способных взять персональную ответственность за преобразования в стране.

  • Миллс Р. Властвующая элита. М., 1959. С. 24.
  • Ашин Г. К. Элитология в зеркале политической философии и политической социологии // Элитологические исследования. 1998. X? 1. С. 11.
  • Малько А. В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы. М., 2000. С. 193.
  • Поленина С. В. Закон как средство реализации задач формирования правового государства//Теория права: Новые идеи. М, 1993. Вып. 3. С. 16.

Политическая элита – небольшая группа людей, которая благодаря привилегированному положению в обществе, своим особым способностям или качествам занимает командные высоты в управлении обществом или оказывает существенное влияние на политическую власть. К политической элите относят не только лидеров государств и политических партий, не только «первых лиц», но всех, кто играет значительную роль в политике, оказывает на нее существенное влияние, включая бизнес-элиту, видных ученых (научная элита), журналистов, видных представителей культуры (медиаэлита), а также общественных и религиозных деятелей. Политическую элиту иногда называют «правящим политическим классом общества». Один из основоположников элитаризма в политике Г. Моска писал: «Во всех обществах – от наименее развитых и цивилизованных и до самых развитых и могущественных – обнаруживаются два класса людей – класс, который правит, и класс, которым правят. Первый, всегда менее многочисленный, берет на себя все политические функции, монополизирует власть и пользуется преимуществами, которые из нее вытекают, тогда как второй, более многочисленный, руководим и управляем первым, иногда более или менее законно, а иногда более или менее волюнтаристски и насильственно».

Признаки политической элиты

1. Это более или менее закрытая социальная группа, составляющая меньшинство общества и выполняющая управленческие функции. В западных демократиях, по некоторым оценкам, на каждый миллион жителей приходится примерно 50 представителей высшей политической элиты, а ее ядро в каждой стране составляет примерно 200 – 400 человек. К средней элите относят примерно 5 процентов населения. При этом политическая элита внутренне неоднородна. Вот чем, например, объясняет это обстоятельство известный западный политолог Карл Дойч: «В целом люди, чей образовательный уровень гораздо выше, чем доход, … более критичны к существующим отношениям… и тяготеют к центризму или левому радикализму. Лица, чей доход заметно превышает уровень образования, также зачастую не удовлетворены своим положением, и, как правило, занимают правые политические позиции. Таким образом, взгляды 5% взрослого населения страны, составляющего элиту общества, определяемого соотношением доходов, профессионального статуса и образования, могут многое поведать о том, что политически приемлемо и что не приемлемо для данной страны». Иными словами, только эти 5% способны всесторонне и трезво оценивать ситуацию, и преимущественно их мнением (если согласиться с К. Дойчем) следует руководствоваться обществу и власти при принятии политических решений.

Кроме того, в обществе повсеместно присутствует так называемая маргинальная политическая элита (маргинал, дословно, – находящийся на обочине). Это разобщенные между собой группы, проявляющие высокую политическую активность, но не способные объективно оценить причины своей активности и ее последствия для страны. Представители этой группы обычно занимают, по мнению некоторых политологов, крайние (либо лево-, либо праворадикальные) и поэтому, в отличие от высшей и средней элиты, «неконструктивные» позиции. Остальные – подавляющее большинство населения не относятся к политической элите.

    Политическая элита – это особая относительно сплоченная группа людей, не имеющая статуса организации и, соответственно, каких бы то ни было своих публичных официальных органов управления. Образно говоря, люди в элиту не вступают, они к ней относятся благодаря своему привилегированному положению в данном обществе, своим особым качествам и возможностям.

    Предметом первостепенного внимания политической элиты

является власть: владение, распоряжение или осознанное и целенаправленное на нее влияние.

Основными признаками политической элиты выступают обладание властью и монополизация права на принятие решений.

Если учесть, что общества всех типов по своей внутренней структуре обычно делятся на две «страты»: меньшинство, которое правит, и большинство, которым правят, то меньшинство, которое правит, и называют политической элитой. Причем правление этого меньшинства отличается структурным постоянством : при изменении (смене) персонального состава элиты ее властные отношения в своей основе всегда были и остаются неизменными. Известно, что в ходе истории сменялись вожди племен, рабовладельцы, монархи, бояре и дворяне, народные комиссары и партийные секретари, парламентарии и министры и т.д., но отношения господства и подчинения между элитой и массами всегда сохранялись и сохраняются до сих пор, ибо никогда не было народа, который бы сам управлял собой, и никогда его не будет. И всякое правление, даже самое демократическое, является на самом деле олигархичным, т.е. правлением немногих над многими.

Следует обратить внимание и на такую характеристику элиты, как ее внутренняя дифференцированность . Элита делится на правящую, т.е. непосредственно обладающую государственной властью, и неправящую, оппозиционную. Последняя охватывается понятием «контрэлита» .

Существует и такое понятие, как «субэлита» . Им обозначают различные подвиды правящей элиты. Помимо собственно политической элиты (высших политико-государственных функционеров) в эту категорию входят «капитаны промышленности» (руководители крупных корпораций), «лорды войны» (высшая армейская и полицейская иерархия), держатели «духовной власти» (священники, интеллектуалы, писатели и др.), «вожаки масс» (руководители партий и профсоюзов) и т.д.

Виды политических элит

Вопрос. Понятие и типология политического лидерства.

Политическое лидерство - долговременное влияние на большие группы людей, опирающееся на личный авторитет лидера.

Нередко политический лидер является руководителем организации - политической партии, общественного движения, государства и т.д. Однако значения понятий «руководство» и «лидерство» не совпадают. Руководство - это обладание формальным правом принимать решения, что не обязательно подразумевает авторитетность. Реальный руководитель может и не пользоваться авторитетом и уважением: в этом случае он не будет лидером. Лидер в свою очередь может не занимать руководящих постов, и такого лидера называют неформальным. Наилучшие перспективы для эффективной политической деятельности имеются у лица, которое одновременно занимает руководящий пост и является авторитетным лидером.

Способность к лидерству подразумевает наличие у человека таких качеств, как интеллект, интуиция, организаторские способности, готовность брать на себя ответственность, умение нравиться публике.

Итальянский философ Никколо Макиавелли (1469-1527) в своей работе «Государь» подробно описал основные требования к человеку , который хочет стать политическим лидером: ему нужно уметь избегать ненависти и внушать доверие; вне зависимости от реальных поступков он должен представляться народу как образец благородства и добродетели; он должен быть готов при необходимости действовать быстро и жестоко. В зависимости от обстановки он должен менять стиль управления - быть то хитрым, как лис, то сильным, как лев.

Типы лидеров

Выделяют различныетипы лидерства. По отношению к подчиненным выделяют авторитарных и демократических лидеров; по масштабу- общенациональных, классовых, партийных. В современной политологии выделяется несколько собирательных типов лидера:

§ лидер-знаменосец , которого отличают особое видение действительности, привлекательный идеал, мечта, способная воодушевить широкие массы;

§ лидер-служитель, который в своей деятельности ориентируется на нужды и потребности своих приверженцев и избирателей и действует от их имени;

§ лидер-торговец, который способен привлекательно преподнести свои идеи, грамотно убедить граждан в преимуществе своих идей над идеями других;

§ лидер-пожарный, который ориентирован на самые насущные, жгучие проблемы и действия которого зависят от конкретной ситуации.

Обычно выделенные образы не встречаются в чистом виде: у конкретных лидеров возможно сочетание этих характеристик в разных пропорциях.

Некоторые лидеры способны увлечь людей, вдохновить их на какую-то деятельность. В этом случае часто говорят о харизме (от греч. charisma - божественный дар, благодать) - представлении об исключительной одаренности человека.Харизматичного лидера окружающие склонны наделять свойствами исключительности, сверхъестественности, непогрешимости. Право такого человека быть лидером поддерживается слепой верой, благоговением, преданностью людей. Ему верят не потому, что он сказал нечто правильное, а потому что это сказал именно он. Харизматичный лидер способен сплотить своих последователей перед лицом опасности, однако он, как правило, мало пригоден для решения текущих дел. История также много раз демонстрировала, что харизматичные лидеры могут легко превращаться в диктаторов.

Многие исследования лидерства опираются на типологию легитимного господства, разработанную М. Вебером. Выделяют :

1) традиционное лидерство
, основанное на традициях, обычаях и привычке последователей к подчинению. В рамках этого типа лидерства отношения между лидерами и последователями основываются на личной преданности последних своему руководителю отчасти в силу традиции, отчасти в силу произвола лидера, которому позволительная свобода действия, основывающаяся на традиции. Безграничное почитание лидера – основа его легитимности. Деятельность лидера как опирается на традиции, так и ограничена ими. Выход подданных из повиновения связано не с сопротивлением существующему порядку, а с протестом против господина, нарушающего традиции. Традиционное лидерство опирается на лиц: лично зависимых от господина, состоящих с лидерами в особо доверительных отношениях (фаворитов), законно подчиненных ему (вассалов);

2) харизматическое лидерство
, основывающееся на вере в необыкновенные, выдающиеся качества вождя. «Харизмой», отмечал Вебер, обозначается определенное качество личности, считающееся необычайным, благодаря которому она оценивается как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, особыми силами и свойствами, недоступными другим людям. Такое свойство личности может рассматриваться в качестве божественного. Харизматическое лидерство возникает из потребности в откровении, почитания героев и упования на вождя;

3) рационально-легальное (бюрократическое) лидерство , осуществляющееся на основе законов и в рамках законов. В отличие от двух предыдущих типов, рационально-легальное лидерство в наибольшей степени институционализировано. Оно подчиняется официально установленным нормам, правилам и процедурам.