Первые сведения о славянах. Проблема происхождения славян Гипотезы происхождения славянского этноса

Вопрос происхождения славян является достаточно спорным и на сегодняшний день существует большое количество теорий, которые с различных точек зрения подходят к изучению данного вопроса. Большинство историков сходится во мнении, что поиск предков славян следует искать во втором тысячелетии до нашей эры. Именно тогда произошло зарождение племени славян, которые проживали на территории, небольшой по размеру, в районе Вислы. В дальнейшем славяне осваивали все новые и новые земли, переселяясь западнее, и, в конечном итоге, достигли реки Одер. В учебниках часто можно встретить предположение, что переселение наших предков продолжилось бы дальше на запад, но через Одер их не пустили предки современных немцев. Одновременно славяне мигрировали и на восток. Абсолютно доказанным фактом является тот, что они достигли берегов Днепра.

По мнению В. Седова, первые исторические и географические сведения о древних славянах содержатся в трудах греко-римских авторов, писавших в начале I тыс. н. э. Многими историческими источниками зафиксировано название древних славян - венеды (венеты). Об этом, в частности, читаем у историка VI в. - Иордана. Однако, сами слаявне себя так не именовали. Данный этноним употребляется по отношению к ним только иностранными авторами.

Согласно "Повести временных лет", родиной древних славян, да и в целом всего человечества была Передняя Азия. Следуя летописи, историю славян начинают с вавилонского столпотворения, когда они выделились из 72 народов, рассеяных в разных направлениях.

Житие восточных славян. Худ. С. В. Иванов, 1909 г. Местонахождение картины неизвестно

Говоря о древних славянах, различают с известной долей условности исторических границ протославян (наиболее отдалённые предки) и праславян (ближайшие предки). Но дело не только в размытости временных границ. Размыты и языковые, и этнические границы. В этой связи возникает принципиальный вопрос: кого относить к предкам славян? Дело в том, что славяне, как, впрочем, в большинстве своём и другие народы, в процессе этно-территориальной локализации сформировались из многих племён и народов.

Иногда высказывается мысль о том, что изначально предки славян проживали на некоторой небольшой территории, с которой и расселились по необъятным просторам планеты. Несогласие с этой позицией было высказано ещё академиком Б. А. Рыбаковым и поддержано другими авторами. При этом была сформулирована другая, более продуктивная позиция, которая выражается в следующем: никакой «маленькой» прародины славян не существовало, да и не могло существовать согласно закономерностям и особенностям длительного этногенеза больших «массивов». Уже на заре своей истории предки славян представляли собой многочисленные родственные индоевропейские племена, населявшие обширные территории от Средиземного и Чёрного морей на юге до Балтики и Белого моря на севере, от северной Италии и бассейна Эльбы (Лабы) на западе до Малой Азии и бассейна Волги на востоке. И называли они себя своими племенными названиями. Поэтому у их предков на некотором историческом этапе, возможно, и не было единого собирательного названия, обозначавшего всю совокупность протославянских народов, а было несколько собирательных названий, имеющих диалектные различия. Более того, предками славян могли быть представители различных индоевропейских и не индоевропейских этнических групп. Те же прото- и праславянские народы приняли участие в территориальной локализации различных индоевропейских народов. Примеров тому множество. Например, кривичи участвовали в этногенезе славян на территории современной Белоруссии, России, стран Балтии и даже... на северо-западе Индии. Подобным образом обстоит дело с полянами, северянами и другими русско-венетскими народами, принявшими участие в становлении различных ветвей нынешнего славянского мира.

Древние славяне селились в городищах (аналог современного города). Городища выстраивались с большой оглядкой на безопасность, поскольку в любой момент можно было ожидать нашествия кочевников. Именно поэтому такие селения располагались на возвышенностях - на высоких холмах, в устьях рек. Городища строились близ рек и озер, что обеспечивало население пресной водой, которая также использовалась и для орошения пахотных земель. Род (семья) в городищах проживали в избах. Избы были достаточно примитивны и служили, главным образом, для защиты от природынх явлений (дождя, снега и ветра). В самой избе не было ни перегородок, ни разбивки на комнаты. В ней находился только очаг. Многие из таких изб представляли собой землянки, которые углублялись на 1,5 метров, что позволяло лучше удерживать тепло в зимнее время.

В Средней Европе примерно за 1700 лет до н.э. из числа родственных правенетских племён начала формироваться единая этническая и культурно-хозяйственная среда. Этап её развития, продолжавшийся примерно с XIII по IV век до н. э., получил наименование лужицкой археологической культуры позднего бронзового и раннего железного веков. Название восходит к славянской области Лужица - Лаузиц на территории Германии). Полабские славяне освоили земли от реки Одры (немецкое название - «Одер») до Лабы (по-немецки - «Эльбы») и её притока Заале. Раскопаны городища, селища, могильники с трупосожжениями. Основу хозяйства лужичан составляли земледелие и скотоводство.

Древние славяне занимались в основном земледелием и скотоводством. Скот использовался для работы, а также для пропитания жителей племени. В возделываемых культурах преобладали зерновые, излишки которых затем продавались. Древние славяне имели разветвленную сеть торговых путей и торговали с окрестными оседлыми племенами. Именно в развитии этих торговых отношений и кроются основные предпосылки быстрого развития славянской цивилизации. Экономические связи позволяли обеспечивать население, в частности, совершенным оружием, а также различными предметами, необходимыми в повседневной жизни, - тканями, посудой и прочей утварью.

1. Введение 3

2. Происхождение славян 4

3. Религия древних славян 8

4. Социальный строй 10

5. Культура славян 12

6. Список литературы 16

Введение

“История исследований происхождения и религии славян – это история разочарований” – так сказал видный славяновед Станислав Урбанчик, и у него были основания заявить это. Можно сказать, что от культуры славян не осталось ничего, так как почти все было уничтожено христианством. 70 лет назад Ватрослав Ягич, один из творцов исторической и лингвистической славистики, говорил, что согласился бы отдать всю накопившуюся научную литературу по данному вопросу за несколько древних текстов славянской культуры. С тех пор крупных находок подобных текстов не отмечалось, хотя археология добилась успехов, обнаружив и исследовав ряд неизвестных ранее древнеславянских поселений и культовых сооружений.

Происхождение славян

“- Расскажи, Гамаюн, птица вещая, о рождении русского рода,

о законах, Сварогом данных!

Ничего не скрою, что ведаю...”

“И пошли у Живы Cвароговны с молодым Дажьбогом Пepуновичем.

скоро дети: князь Кисек, отец Орей. А отец Орей породил сыновей - Кия, Щека и Хорива младшего.

Их поила Земун молоком своим, колыбель качал бог ветров Стрибог, их Семаргл согревал, Хоpс им мир озарял.

Появились у них и внуки, а потом появились правнуки - то потомки Дажьбога и Живы и Роси - русалки прекрасной, то народ великий и славный, племя то по имени - Русь”

Песни птицы Гамаюн

Предки славян издавна жили на территории Центральной и Восточной Европы. По своему языку они относятся к индоевропейским народам, которые населяют Европу и часть Азии вплоть до Индии. Археологи считают, что славянские племена можно проследить по данным раскопок с середины второго тысячелетия до н.э. Предков славян (в научной литературе их называют праславяне) предположительно находят среди племен, населявших бассейн Одры, Вислы и Днепра; в бассейне Дуная и на Балканах славянские племена появились лишь в начале н.э.

Рыбаков в своей книге "Мир истории" пишет, что славянские народы принадлежат к древнему индоевропейскому единству, включавшему такие народы, германские, балтийские ("литовско-латышские"), романские, греческие, индийские ("арийские") и др., раскинувшиеся еще в древности на огромном пространстве от Атлантического океана до Индийского и от Ледовитого океана до Средиземного моря. Четыре-пять тысяч лет назад индоевропейцы занимали еще не всю Европу и не заселили еще Индостан.

Предполагаемая максимальная территория расселения предков наших славян на западе доходила до Эльбы (Лабы), на севере до Балтийского моря, на востоке - до Сейма и Оки, а на юге их границей была широкая полоса лесостепи, шедшая от левого берега Дуная на восток в направлении Харькова. На этой территории обитало несколько сот славянских племен.

Несмотря на вроде бы разрозненность и разбросанность славянских племен, все-таки славянские племена представляли из себя единое целое. Летописец " Повести временных лет" в начале своего труда писал:"... Был один народ славянский" ("Бе един язык словенск"). Проблему составляет не только определить прародину славян, но даже и ответить на вопрос об их происхождении. По этой проблеме существует множество версий, однако, ни одну из них нельзя признать полностью достоверной.

В VI в. из единой славянской общности выделяется восточнославянская ветвь (будущие русский, украинский, белорусский народы). Приблизительно к этому времени относится возникновение крупных племенных союзов восточных славян. Летопись сохранила предание о княжении в Среднем Приднепровье братьев Кия, Щека, Хорива и их сестры Лыбеди и об основании Киева. Такие же княжения были и в других племенных союзах, включающих в себя 100-200 отдельных племен.

Многие славяне, обитавшие на берегах Вислы, поселились на Днепре в Киевской губернии и назывались полянами от своих чистых полей. Это имя исчезло в древней России, но сделалось общим именем ляхов, основателей польского государства. От этого же племени славян были два брата, Радим и Вятко, главами радимичей и вятичей: первый избрал себе жилище на берегах Сожа, в Могилевской губернии, а второй на Оке, в Калужской, Тульской или Орловской. Древляне, названные так от своей лесной земли, обитали в Волынской губернии; дулебы и бужане по реке Бугу, впадающему в Вислу. Лутичи и тиверцы по Днестру до самого моря и Дуная, уже имея города в земле своей; белые хорваты в окрестностях гор Карпатских. Северяне, соседи полян, на берегах Десны, Семи и Суды, в Черниговской и Полтавской губернии; в Минской и Витебской, между Припетью и Двиною Западною. Дреговичи; в Витебской, Псковской, Тверской и Смоленской, в верховьях Двины, Днепра и Волги. Кривичи; а на Двине, где впадает в нее река Полота, единоплеменные с ними полочане, на берегах же озера Ильменя собственно так называемые славяне, основавшие Новгород.

Наиболее развитыми и культурными среди славянских объединений были поляне. По данным летописца «земля полян также носила название "Русь". Одно из объяснений происхождения термина "Русь", выдвигаемых историками, связано с названием реки Рось, притока Днепра, давшей имя племени, на территории которого жили поляне.

Религия древних славян

Древние славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Главным богом был, по-видимому, Род, бог неба и земли. Важную роль играли также божества, связанные с теми силами природы, которые особенно важны для земледелия: Ярило - бог солнца (у некоторых славянских племен он назывался Ярило, Хорс) и Перун -бог грома и молнии. Перун был также богом войны и оружия, а потому его культ впоследствии был особенно значителен в дружинной среде. Кумир его стоял в Киеве на холме, вне двора Владимирова, а в Новгороде над рекою Волховом был деревянный, с серебряною головою и с золотыми усами. Известны также «скотий бог» Волос, или Белее, Дажбог, Самаргл, Сварог (бог огня) Мокоша (богиня земли и плодородия) и др. Языческий культ отправлялся в специально устроенных капищах, где помещался идол. Князья выступали в роли первосвященников, но были и особые жрецы - волхвы и кудесники. Язычество сохранялось до 988 года, до вторжения христианской веры

В договоре Олега с греками упоминается еще о Волосе, которого именем и Перуновым клялися росичи в верности, имея к нему особенное уважение, так как он считался покровителем скота, главного их богатства. Бог веселья, любви, согласия и всякого благополучия именовался Ладо; ему жертвовали вступающие в брачный союз. Купалу, богу земных плодов, почитали перед собиранием хлеба, 23 июня. Молодые люди украшались венками, раскладывали ввечеру огонь, плясали около его и воспевали Купала. 24 декабря славим Коляду, бога торжеств и мира.

У славян существовал годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Языческие обряды должны были обеспечить высокий урожай, здоровье людей и скота.

Социальный строй

Тогдашний уровень развития производительных сил требовал значительных затрат труда для ведения хозяйства. Трудоемкие работы, которые нужно было выполнять в ограниченные и строго определенные сроки, мог выполнить только коллектив. С этим связана большая роль общины в жизни славянских племен.

Обработка земли стала возможна силами одной семьи. Хозяйственная самостоятельность отдельных семей делала излишним существование прочных родовых коллективов. Выходцы из родовой общины уже не были обречены на гибель, т.к. могли осваивать новые земли и стать членами территориальной общины. Родовая община разрушалась также в ходе освоения новых земель (колонизация) и включения в состав общины рабов.

Каждая община владела определенной территорией, на которой жили несколько семей. Все владения общины делились на общественные и личные. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь были личной собственностью каждого общинника. Общую собственность составляли пашня, луга, леса, промысловые угодья, водоемы. Пахотная земля и покосы могли периодически делиться между общинниками.

Распаду первобытно-общинных отношений способствовали военные походы славян и, прежде всего, походы на Византию.

Участники этих походов получали большую часть военной добычи. Особенно значительной была доля военных предводителей - князей и родоплеменной знати - лучших мужей. Постепенно вокруг князя складывается особая организация профессиональных воинов - дружина, члены которой и по экономическому, и по социальному положению отличались от своих соплеменников. Дружина делилась на старшую, из которой выходили княжеские управители, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство.

Важнейшие вопросы в жизни общины решались на народных собраниях -вечевых сходах. Помимо профессиональной дружины существовало также и общеплеменное ополчение (полк, тысяча).

Культура славян

О культуре славянских племен известно мало. Это объясняется крайне скупыми данными источников. Меняясь с течением времени, народные сказки, песни, загадки сохранили значительный пласт древних верований. Устное народное творчество отражает разнообразные представления восточных славян о природе и жизни людей.

До наших дней дошло очень немного образцов искусства древних славян. В бассейне реки Рось был найден интересный клад из вещей VI-VII вв., среди которых выделяются серебряные фигурки коней с золотыми гривами и копытами и серебряные изображения мужчин в типичной славянской одежде с узорчатой вышивкой на рубахе. Для славянских серебряных изделий из южнорусских областей характерны сложные композиции из человеческих фигур, зверей, птиц и змей. Многие сюжеты в современном народном искусстве имеют очень древнее происхождение и мало изменились с течением времени.

Славянские народы занимают на земле места больше, чем в истории. Итальянский историк Мавро Орбини в своей книге «Славянское царство», вышедшей в свет еще в 1601 году, писал: «Славянский род старше пирамид и столь многочисленен, что населил полмира ».

Письменная история о славянах до нашей эры ничего не сообщает. Следы древних цивилизаций на Русском Севере – научный вопрос, не решенный историками. Страна утопия, описанная еще древнегреческим философом ученым Платоном Гиперборея — предположительно арктическая прародина нашей цивилизации.

Гиперборея, она же Даария или Арктида — древнее название Севера. Судя по летописям, легендам, мифам и преданиям, которые существовали у разных народов мира в древности, Гиперборея располагалась на севере сегодняшней России. Вполне возможно, что она затрагивала также Гренландию, Скандинавию или, как показано на средневековых картах, вообще раскинулась на островах вокруг Северного полюса. Населяли ту землю люди, имеющие генетическое родство с нами. О реальном существовании материка свидетельствует карта, скопированная величайшим картографом XVI века Г.Меркатором в одной из египетских пирамид в Гизе.

Карта Герхарда Меркатора, изданная его сыном Рудольфом в 1535 году. В центре карты изображена легендарная Арктида. Картографические материалы такого рода до потопа могли быть получены только с использованием летательных средств, высокоразвитых технологий и при наличии мощного математического аппарата, необходимого для создания специфических проекций.

В календарях египтян, ассирийцев и майя катастрофа, погубившая Гиперборею, датируется 11542 годом до н. э. Изменение климата и Всемирный Потоп 112 тысяч лет тому назад заставили наших Предков покинуть свою прародину Даарию и мигрировать через единственный перешеек ныне Ледовитого океана (Уральские горы).

«…весь мир перевернулся, и звезды упали с неба. Это произошло оттого, что огромная планета упала на Землю… в тот момент «сердце Льва достигло первой минуты головы Рака». Великая арктическая цивилизация была уничтожена всепланетарной катастрофой.

В результате удара астероида 13659 лет назад Земля совершила «скачок во времени». Скачок повлиял не только на астрологические часы, которые стали показывать иное время, но и на общепланетарные энергетические часы, задающие животворящий ритм всему живому на Земле.

Прародина народов Белой расы родов затонула не полностью.

От огромной территории севера Евразийского плато, некогда являвшегося сушей, сегодня над водой видны только Шпицберген, Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Северная Земля и Новосибирские острова.

Астрономы и астрофизики, изучающие проблемы астероидной безопасности утверждают, что каждые сто лет Земля сталкивается с космическими телами размером менее ста метров. Более ста метров – каждые 5000 лет. Удары астероидов с поперечником в километр возможны раз в 300 тысяч лет. Раз в миллион лет не исключены столкновения с телами диаметром более пяти километров.

Сохранившиеся древние исторические хроники и проведенное исследование показывают, что в течение последних 16000 лет крупные астероиды, размеры которых превосходили десятки километров в поперечнике, поражали Землю дважды: 13659 лет назад и за 2500 лет до этого.

Если отсутствуют научные тексты, материальные памятники скрыты под арктическим льдом или не распознаны, на помощь приходит реконструкция языка. Племена, расселяясь, превращались в народы, и на их хромосомных наборах оставались метки. Такие метки остались на арийских словах, и их можно узнать в любом западноевропейском языке. Мутации слов совпадают с мутациями хромосом! Даария или Арктида, названная греками Гипербореей, является, прародиной всех арийских народов и представителей расового типа белых людей Европы и Азии.

Очевидны две ветви арийских народов. Примерно 10 тысяч лет до н.э. одна распространилась на восток, а другая двинулась с территории Русской равнины в Европу. ДНК-генеалогии показывает, что эти две ветви проросли из одного корня из глубины тысячелетий, от десяти до двадцати тысяч лет до нашей эры, он гораздо древнее, нежели тот, о котором пишут сегодняшние учёные, предполагая, что арии распространились с юга. Действительно, движение ариев на юге существовало, но оно было гораздо позже. Вначале было переселение людей с севера на юг и в центр материка, где и появились будущие европейцы, то есть представители белой расы. Еще до переселения на юг эти племена жили вместе на территориях, примыкающих к Южному Уралу.

О том, что на территории России в глубокой древности жили предшественники ариев и существовала развитая цивилизация, подтверждает обнаруженный на Урале в 1987 году один из древнейших городов, город — обсерватория, который существовал уже в начале 2-го тысячелетия до н. э... Назван по близлежащему селению Аркаимом. Аркаим (XVIII–XVI вв. до н. э.) — современник египетского Среднего царства, крито-микенской культуры и Вавилона. Расчеты показывают, что Аркаим старше египетских пирамид, его возраст не менее пяти тысяч лет, как и Стоунхендж.

По типу захоронений в Аркаиме можно утверждать, что в городе жили протоарии. Наши предки, проживавшие на земле России, уже 18 тысяч лет назад имели точнейший лунно-солнечный календарь, солнечно-звездные обсерватории удивительной точности, древние города-храмы; они дали человечеству совершенные орудия труда и заложили животноводство.

На сегодняшний день арийцев можно выделить

  1. по языку — индо-иранская, дардская, нуристанская группы
  2. Y-хромосоме — носители некоторых субкладов R1a в Евразии
  3. 3) антропологически — прото-индоиранцы (арьи) являлись носителями кроманьоидного древне евразийского типа, который не представлен в современном населении.

Поиск современных «арийцев» наталкивается на ряд подобных затруднений — невозможно свести эти 3 пункта к одному значению.

В России интерес к поискам Гипербореи был издавна, начиная с Екатерины II и ее посланцев на север. С помощью Ломоносова она организовала две экспедиции. 4 мая 1764 года императрица подписала секретный указ.

ВЧК и лично Дзержинский тоже проявляли интерес к поиску Гипербореи. Интересовал всех секрет Абсолютного оружия, по силе схожего с ядерным. Экспедиция ХХ века

под руководством Александра Барченко искала именно его. На территориях русского Севера побывала даже гитлеровская экспедиция, состоявшая из членов организации «Аненербе».

Доктор философских наук Валерий Демин, отстаивая концепцию полярной прародины человечества, приводит разносторонние аргументы в пользу теории, согласно которой на Севере в далеком прошлом существовала высокоразвитая гиперборейская цивилизация: в нее-то и уходят корни славянской культуры.

Славяне, как и все современные народы, возникли в результате сложных этнических процессов и являются смесью предшествующих разнородных этнических групп. История славян неразрывно связана с историей возникновения и расселения индоевропейских племен. Четыре тысячи лет назад единая индоевропейская общность начинает распадаться. Формирование славянских племен происходило в процессе выделения их из числа многочисленных племен крупной индоевропейской семьи. В Центральной и Восточной Европе отделяется языковая группа, в которую, как показали данные генетики, входили предки германцев, балтов и славян. Они занимали обширную территорию: от Вислы до Днепра, отдельные племена доходили и до Волги, тесня финно-угров. Во 2-м тысячелетии до н.э. германо-балто-славянская языковая группа также переживала процессы дробления: германские племена уходят на Запад, за Эльбу, а балты и славяне остаются в Восточной Европе.

С середины II тыс. до н.э. на больших пространствах от Альп до Днепра славянская или понятная славянам речь преобладает. Но на этой территории продолжают находиться и другие племена, причем одни из них покидают эти территории, другие появляются из несмежных областей. Несколько волн с юга, а затем кельтское нашествие побуждали славян и родственные им племена уходить на север и северо-восток. По-видимому, это часто сопровождалось определенным снижением уровня культуры, тормозило развитие. Так балтославяне и выделившиеся славянские племена оказались выключенными из культурно-исторической общности, которая формировалась в то время на основе синтеза средиземноморской цивилизации и культур пришлых варварских племен.

В современной науке наибольшее признание получили взгляды, согласно которым славянская этническая общность первоначально складывалась в ареале либо между Одером (Одрой) и Вислой (одерско-висленская теория), либо между Одером и Средним Днепром (одерско-днепровская теория). Этногенез славян развивался поэтапно: протославяне, праславяне и раннеславянская этнолингвистическая общность, которая впоследствии распалась на несколько групп:

  • романскую — от неё произойдут французы, итальянцы, испанцы, румыны, молдаване;
  • германскую - немцы, англичане, шведы, датчане, норвежцы; иранскую — таджики, афганцы, осетины;
  • балтийскую — латыши, литовцы;
  • греческую – греки;
  • славянскую — русские, украинцы, белорусы.

Предположение о существовании прародины славян, балтов, кельтов, германцев довольно спорно. Краниологические материалы не противоречат гипотезе о том, что прародина праславян находилась в междуречье Вислы и Дуная, Западной Двины и Днестра. Нестор посчитал прародиной славян Дунайские низменности. Для изучения этногенеза многое могла бы дать антропология. Славяне в течение I тысячелетия до нашей эры и I тысячелетия нашей эры сжигали умерших, поэтому в распоряжении исследователей такого материала нет. А генетические и другие исследования — дело будущего. Взятые в отдельности различные сведения о славянах в древнейший период — и данные истории, и данные археологии, и данные топонимики, и данные языковых контактов — не могут обеспечить достоверных оснований для определения прародины славян.

Гипотетический этногенез протонародов около 1000 г. до н. э. (праславяне выделены жёлтым цветом)

Этногенетические процессы сопровождались миграциями, дифференциацией и интеграцией народов, ассимиляционными явлениями, в которых принимали участие различные, как славянские, так и неславянские этносы. Возникали и менялись контактные зоны. Дальнейшее расселение славян, особенно интенсивное в середине I тысячелетия н.э., происходило по трём основным направлениям: на юг (на Балканский полуостров), на запад (в район Среднего Дуная и междуречье Одера и Эльбы) и на северо-восток по Восточно-Европейской равнине. Письменные источники не помогли ученым определить границы распространения славян. На помощь пришли археологи. Но при изучении возможных археологических культур было невозможно выделить именно славянскую. Культуры налагались друг на друга, что говорило об их параллельном существовании, постоянном перемещении, войнах и сотрудничестве, смешении.

Индоевропейская языковая общность сложилась у населения, отдельные группы которого находились в прямом общении между собой. Такое общение возможно было только на сравнительно ограниченной и компактной территории. Существовали довольно обширные зоны, в границах которых складывались родственные языки. Во многих районах жили чересполосно разноязычные племена, и такое положение могло сохраняться тоже целые столетия. Их языки сближались, но сложение относительно единого языка могло осуществиться только в условиях государства. Миграции племен представлялись естественной причиной распада общности. Так некогда ближайшие «родственники» – германцы стали для славян немцами, дословно «немыми», «говорящими на непонятном языке». Миграционная волна, выбрасывала тот или иной народ, тесня, уничтожая, ассимилируя другие народы. Что же касается предков современных славян и предков современных балтийских народов (литовцев и латышей), то они составляли единую народность на протяжении полутора тысяч лет. В этот период в составе славянства возрастали северо-восточные (главным образом балтские) компоненты, которые привносили и изменения в антропологический облик, и в определенные элементы культуры.

Византийский писатель VI в. Прокопий Кесарийский описывал славян как людей очень высокого роста и огромной силы, с белым цветом кожи и волос. Вступая в битву, они шли на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же никогда не надевали. Славяне пользовались деревянными луками и небольшими стрелами, смоченными особым ядом. Не имея над собой главы и враждуя друг с другом, они не признавали военного строя, неспособны были сражаться в правильной битве и никогда не показывались на открытых и ровных местах. Если и случалось, что они отваживались идти в бой, то с криком все вместе медленно продвигались вперёд, и если противник не выдерживал их крика и натиска, то они активно наступали; в противном случае обращались в бегство, не спеша помериться силами с неприятелем в рукопашной схватке. Используя леса как укрытие, они устремлялись к ним, потому что только среди теснин умели отлично сражаться. Часто захваченную добычу славяне бросали якобы под влиянием замешательства и бежали в леса, а затем, когда враги пытались ею завладеть, они неожиданно наносили удар. Некоторые из них не носили ни рубашек, ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бёдрах, и в таком виде отправлялись сражаться с врагом. Сражаться с врагом они предпочитали в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; внезапно атаковали и днём и ночью, с выгодой для себя пользовались засадами, хитростями, изобретая множество хитроумных способов неожиданно поразить врага.Они легко переправлялись через реки, мужественно выдерживая пребывание в воде.

Пленников славяне не держали в рабстве в течение неограниченного времени, как прочие племена, а через определённое время предлагали им выбор: за выкуп вернуться восвояси или остаться там, где они находились, на положении свободных людей и друзей.

Индоевропейская языковая семья — одна из крупнейших. Язык славян сохранил архаичные формы некогда общего индоевропейского языка и начал складываться в середине I тысячелетия. К этому времени у группы племен уже сформировались. собственно славянские диалектные черты, достаточно отличавшие их от балтов, сформировалось то языковое образование, которое принято называть праславянским. Расселение славян на обширных пространствах Европы, их взаимодействие и метисация (смешанная родословная) с другими этносами нарушили общеславянские процессы и заложили основы становления отдельных славянских языков и этносов. Славянские языки распадаются на ряд диалектов.

Слова «славяне» в те древнейшие времена не было. Народ был, но по-разному именованный. Одно из имён – венеды, происходит от кельтского vindos, что означает "белый. Это слово и поныне сохранилось в эстонском языке. Птолемей и Иордан считают, что венеды это древнейшее собирательное имя всех славян, обитавших в то время между Эльбой и Доном. Наиболее ранние известия о славянах под именем венедов относятся к I — III вв. н.э. и принадлежат римским и греческим писателям — Плинию Старшему, Публию Корнелию Тациту и Птолемею Клавдию. По мнению этих авторов, венеды жили вдоль Балтийского побережья между Штетинским заливом, куда впадает Одра, и Данцингским заливом, куда впадает Висла; по Висле от ее верховьев в Карпатских горах и до побережья Балтийского моря. Соседями их были германцы-ингевоны, которые, возможно, и дали им такое название. Такие латинские авторы, как Плиний Старший и Тацит так же выделяют их как особую этническую общность с названием «венеды». Спустя полвека Тацит, отмечая этническое отличие германского, славянского и сарматского миров, отводил венедам обширную территорию между Балтийским побережьем и Прикарпатьем.

Венеды населяли Европу уже в 3 тысячелетии до нашей эры.

Венеды с V века занимали часть территории современной Германии между Эльбой и Одером. В VII веке венеды вторглись в Тюрингию и Баварию, где нанесли поражение франкам. Набеги на Германию продолжались до начала X века, когда император Генрих I начал на венедов наступление, выставив в качестве одного из условий заключения мира принятие ими христианства. Покоренные венды часто восставали, но всякий раз терпели поражение, после чего все большая часть их земель переходила к победителям. Поход против вендов в1147году сопровождался массовым уничтожением славянского населения, и впредь венеды не оказывали германским завоевателям сколько-нибудь упорного сопротивления. На некогда славянские земли пришли немецкие поселенцы, и основанные новые города стали играть важную роль в экономическом развитии северной Германии. Приблизительно с 1500 область распространения славянского языка свелась почти исключительно к Лужицким маркграфствам – Верхнему и Нижнему, позднее вошедшим соответственно в Саксонию и Пруссию, и прилегающим территориям. Здесь, в районе городов Котбус и Баутцен, и проживают современные потомки венедов, которых осталось ок. 60 000 (в основном они католики). В русской литературе их принято называть лужичанами (название одного из входивших в группу вендов племен) или лужицкими сербами, хотя сами они называют себя Serbja или serbski Lud, а их современное немецкое название – Sorben (прежде также Wenden). С 1991 вопросами сохранения языка и культуры этого народа в Германии ведает Фонд по делам лужичан.

В IVвеке древние славяне окончательно обособляются и появляются на исторической арене как отдельный этнос. Причем под двумя именами. Это — «словене» и второе название – «анты». В VI в. писавший по-латыни историк Иордан в своем сочинении «О происхождении и деяниях гетов», сообщает достоверные сведения о славянах: "Начиная от места рождения реки Вистулы, на безмерных пространствах расположилось многочисленное племя венетов. Хотя их наименования теперь меняются соответственно различным родам и местностям, все же преимущественно они называются склавенами и антами. Склавены живут от города Новиетуна и озера, именуемого Мурсианским, до Данастра, а на север — до Висклы; вместо городов у них болота и леса. Анты же — сильнейшие из обоих (племен) — распространяются от Данастра до Данапра, там, где Понтийское море образует излучину». Эти группировки говорили на одном и том же языке. В начале VII века название «анты» перестает употребляться. Видимо, потому, что в ходе миграционных движений распался некий племенной союз, который назывался таким именем. В античных (римских и византийских) литературных памятниках название славян выглядит как «склавины», в арабских источниках как «сакалиба», иногда со славянами сближают самоназвание одной из групп скифов «сколоты».

Славяне окончательно выделились в качестве самостоятельного народа не раньше 4 века н.э. когда «Великое переселение народов», «разорвало» балто-славянскую общность. Под своим названием «славяне» появились в летописях в VI веке. С VI в. сведения о славянах появляются во многих источниках, что бесспорно свидетельствует о значительной силе их к этому времени, о выходе славян на историческую арену в Восточной и Юго-Восточной Европе, об их столкновениях и союзах с византийцами, германцами и другими народами, населявшими в ту пору Восточную и Центральную Европу. К этому времени они занимали обширные территории, их язык сохранил архаичные формы некогда общего индоевропейского языка. Лингвистическая наука определила границы происхождения славян от XVIII в.до н.э. до VI в. н.э. Первые известия о славянском племенном мире появляются уже в преддверии Великого переселения народов.

Прежде чем рассматривать многочисленные версии происхождения славян, надо отметить, что все средневековые авторы вплоть до 9 века такого народа, как славяне, не знали и сообщают только о склавах или склавинах , хотя при переводе их произведений на русский язык переводчиками повсеместно употребляется форма «славяне».

Народ же под именем «склавины» стал известен с 6 века, хотя некоторые историки считают, что поиском славянской прародины занимались еще античные авторы. При этом к славянам относили народы, жительство которых было связано с территориями будущих славянских государств, образовавшихся в конце 1-го тысячелетия н. э.

1 Скифо-сарматская теория

По этой теории, славяне - скифы, сарматы и роксоланы

Скифо-сарматская теория происхождения славян предполагала, что предки славян вышли из Передней Азии и расселились в южной части Восточной Европы под именами скифов, сарматов и роксоланов. Впервые появившись в Баварской хронике 13 веке, скифо-сарматская теория развивалась западноевропейскими историками вплоть до 18 века. Одним из приверженцев происхождения славян от сарматов (савроматов) был английский историк Э. Гиббон, создавший объемный труд по истории Европы.

В России идея происхождения славян непосредственно от скифов и сарматов разделялась М.В. Ломоносовым (1711-1765) в его «Кратком Российском летописце» и «Древней Российской истории». Российский ученый писал, что «единородство славян с сарматами , чуди со скифами для многих ясных доказательств не споримо» (34, 25). В наше время эта теория всерьез не рассматривается, хотя все еще имеет своих приверженцев.

2 Дунайская теория

Это самая распространенная теория происхождения славян

Дунайская теория происхождения славян предполагала, что предки славян образовали свой этнос на территории, прилегающей к Среднему Дунаю, а затем расселились по Центральной, Южной и Восточной Европе. Это самая распространенная теория, особенно среди российских историков, так как в главном русском историческом источнике – в Лаврентьевской летописи сказано , что после разрушения Вавилонского столпа и разделения народов «спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели» (72, 25). К приверженцам этой теории можно отнести и таких видных западнославянских авторов, как

  • Кадлубек,
  • Богуфал,
  • Далимил,
  • Шафарик,

а также русских историков

  • С.Л. Соловьева,
  • В.И. Ключевского,
  • М.Н. Погодина,
  • О.Н. Трубачева.

3 Дунайско-балканская теория

К этой теории примыкает дунайско-балканская теория происхождения славянской прародины, одна из самых старых по времени происхождения, но затем долго не находившая сторонников из-за якобы невозможности в древности переселения праславян в Висло-Одерскую область будущего распространения славян через Судетско-Карпатский барьер. В конце 20 веке польский археолог В. Хенсель предложил считать, что через эту горную цепь с юга на север перешли еще не совсем праславяне, язык которых не успел оформиться и выделиться как праславянский, и только здесь в Повисленье этот народ сумел сформировать свой оригинальный язык.

Поскольку в «Повести временных лет» традиционно для времени ее создания повествование начинается от библейских персонажей – Ноя и его сыновей, принято рассматривать «историческое прошлое» не только праславян, но и их предшественников-протославян. Некоторые авторы (В.М. Гобарев и др.) продлевают историю славян с их предшественниками до 2-го тысячелетия до н. э., считая предками славян скифов-сколотов . Другие (А.И. Асов) называют предками славян народ хеттов из Малой Азии, потомки которых пришли вместе с Энеем и Антенором из Трои в Италию и Иллирик.

Вообще, желание считать происхождение своего народа от героев Трои присуще не только российским историкам, оно упорно поддерживалось в историографии и других европейских народов. Так, еще в середине 19 века английский историк Г.Т. Бокль, критикуя эту многовековую легенду, говорил, что «никому не приходило в голову усомниться в этом факте. Спор шел только о том, от кого именно происходили отдельные нации . Однако относительно этого вопроса образовалось известное единогласие: так – не говоря о второстепенных народах – полагали, что французы происходят от Франка, и всякий знал, что это был сын Гектора; точно так же было тогда известно, что бритты произошли от Брута, отцом которого был не кто иной, как сам Эней» (75, 48).

А В.Н. Демин выводит славян от ариев , пришедших в далекие времена из Гипербореи. Ю.А. Шилов, на основе своих раскопок курганов 4-2-го тысячелетия до н. э., сделал вывод в соответствии с мифами древних ариев, что территория Южной Украины была местом зарождения индоевропейского праэтноса вообще и арийских народов в частности. Именно здесь, как считает Ю.А. Шилов, были сложены веды, записанные позднее в «Велесовой книге», а славяне явились непосредственными потомками ариев. Б.А. Рыбаков считает, что «отмежевание праславянских племен от родственных им соседних индоевропейских племен произошло примерно 4-3,5 тыс. лет назад, в начале II тыс. до н. э.» (53, 14).

4 Висло-одерская теория

Эта теория происхождения славян зародилась в Польше

Висло-одерская теория происхождения славян, возникшая в 18 веке в среде польских историков, предполагала, что славянский народ возник на территории междуречья Вислы и Одера, и выводила праславян из племен лужицкой культуры бронзового или начала железного века. Среди российских приверженцев этой теории можно отметить археолога В. В. Седова, считающего, что праславянская культура зародилась в 5-6 веках до н. э. в бассейне среднего и верхнего течения Вислы и распространилась в дальнейшем до Одера. В.В. Седов предложил соотнести культуру подклошовых погребений с культурой праславян.

5 Одерско-днепровская теория

Одерско-днепровская теория возникновения славян предполагает, что праславянские племена почти одновременно появились на огромных просторах от Одера на западе до Днепра на востоке, от Припяти на севере до Карпатских и Судетских гор на юге. При этом первославянскими считаются следующие типы культур:

  • тшинецкая культура XVII-XIII вв. до н. э.,
  • тшинецко-комаровская культура XV-XI вв. до н. э.,
  • лужицкая и скифские лесостепные культуры XII VII вв. до н. э.

К приверженцам этой теории относятся поляки Т. Лер-Сплавинский, А. Гардавский, а в России П.Н. Третьяков, Б.А. Рыбаков, М.И. Артамонов. Однако и в версиях этих авторов есть значительные расхождения.

6 Прикарпатская теория

Основана на высокой концентрации славянских топонимов, особенно гидронимов

Прикарпатская теория возникновения славян, выдвинутая в 1837 г. словацким ученым П. Шафариком и возрожденная усилиями немецкого исследователя Ю. Удольфа в XX в., основывается на сверхплотной концентрации славянских топонимов , особенно гидронимов в Галиции, Подолии, Волыни. Среди российских авторов можно упомянуть А.А. Погодина, сделавшего большой вклад в развитие этой теории, систематизировав гидронимы указанных областей.

7 Припятско-полесская теория

Эта теория основана на языковых особенностях народов из этих регионов

Припятско-полесская теория славянской прародины подразделяется на два течения:

  1. припятско-верхнеднепровскую и
  2. припятско-среднеднепровскую теорию

и основывается на языковых особенностях народов, проживающих в этих регионах. Приверженцы этой теории, одним из которых был польский археолог К. Годлевский, считают, что в Висло-Одерское междуречье славяне продвинулись из Полесья .

Припятско-среднеднепровский вариант припятско-полесской теории получил гораздо большее распространение в Польше и Германии, чем в России. Одним из основателей этой версии является польский этнолог К. Мошинский, который вдобавок продлил существование праславян на Среднем Днепре до VII-VI вв. до н. э., считая, что тогда протославяне, т. е. предки праславян , еще не выделившиеся из индоевропейского объединения, обитали где-то в Азии в соседстве с уграми, тюрками и скифами.

Протославяне - это предки праславян

Среди российских ученых, поддерживающих нахождение прародины славян в междуречье Среднего Днепра и Южного Буга, необходимо отметить Ф.П. Филина и Б.В. Гортунга. Причем Б.В. Гортунг, в противовес К. Мошинскому, считал, что в этом ареале обитали протославяне трипольской культуры 4-3-го тысячелетий до н. э., которые затем, перейдя в междуречье Верхней Вислы и Днепра, превратились в праславян уже в тшинецко-комаровской культуре 2-го тысячелетия до н. э.

Еще одним приверженцем этой теории был в начале XX в. чешский славист Л. Нидерле, который разместил праславян в среднем и верхнем течении Днепра.

8 Балтийская теория

Балтийская теория, создателем которой является крупнейший исследователь русских летописей А.А. Шахматов, предполагает, что прародина славян находилась на побережье Балтийского моря в низовьях Западной Двины и Немана и только впоследствии славяне ушли на Вислу и в другие земли. В подтверждение этому им выявлен пласт древней славянской гидронимии между Неманом и Днепром.

Согласно одной теории славяне представляли собой многочисленный народ , который не имел общего для всех места расселения. Якобы этот народ изначально при появлении в Европе был рассеян во многих местах среди других народов, более многочисленных в данном месте и более известных историкам. Поэтому долгое время славянский народ в истории был неизвестен, а иногда упоминался под чужими названиями .

При этом считается, что на Среднем Дунае славяне выступали под именами иллирийцев и кельтов, в бассейнах Вислы и Одера – венетов, кельтов и германцев, а в Карпатах и на Нижнем Дунае – даков и фракийцев. Ну, а в Восточной Европе славяне, естественно, выступали под именами скифов и сарматов. Поэтому и представления у античных и средневековых авторов о славянах как о едином народе не сложилось. К этой теории примыкает и версия о том, что все европейские народы произошли от протославян, являвшихся ядром индоевропейской общности.

Все европейские народы произошли от протославян

В.П. Кобычев в книге «В поисках прародины славян», проанализировав значительное количество версий, пришел к выводу, что «отказав в славянской принадлежности неврам, а также в раннюю пору венедам и спорам, мы поставили себя в крайне тяжелое положение в вопросе о происхождении славян. На этнической карте Восточной Европы им буквально не осталось места. Нижнее Повисленье и Понеменье отпадают, так как славяне не были знакомы с морем, более южные области отпадают тоже, потому что там обитали невры, которые…были, возможно, балтами, кельтами или кем угодно, но только не славянами. В Карпатах и по Дунаю жили…геты и даки; Северное Причерноморье занимали ираноязычные скифы . Верхнее, а отчасти и Среднее Поднепровье и прилегающую к нему часть бассейна Оки заселяли летто-литовские племена, еще более северные и восточные области – финно-угры…» (53, 17).

Действительно, при такой разноречивости версий и теорий происхождения славян сложно прийти к единому мнению, а уж тем более обосновать его и доказать. А может, и не имеет смысла продолжать эти многовековые поиски черной кошки в темной комнате, тем более что ее, скорее всего, там и не было? Ведь многочисленные германоязычные племена сначала по воле римлян были названы одним именем германцев, а только спустя века стали представлять собой единое целое.

Славяне же наоборот, сначала получили общее наименование склавинов, а затем разделились на множество славянских племен со своими наименованиями. Геродот о народах севернее Дуная ничего не знал, хотя в Восточной Европе его познания в локализации различных народов были куда более обширны. Но именно из-за северных пределов Дуная в дальнейшем распространились в Европе одни из самых многочисленных этнических образований – германцы и славяне . Если происхождение германцев, по крайней мере, с начала нашей эры, считается в достаточной мере известным и решенным, то происхождение славян с каждым новым поколением историков, археологов, лингвистов становится все более запутанным.

Каждое новое поколение ученых все больше запутывает происхождение славян

Существует и версия происхождения славян от многочисленных рабов, которые в эпоху рабовладельческого строя являлись основой производства сельскохозяйственной продукции и материальных ценностей. М. Гимбутас приводит следующее объяснение этой версии: «Многие лингвисты и историки пытались объяснить происхождение корня слав. Основываясь на «склавинах» и «склавенах» , упоминаемых Иорданом и Прокопием, некоторые связывали его с латинским словом «sclavus», означающим «раб». Это, возможно, и объясняет, почему ск– было заменено на сл– в этих источниках, но, конечно, не объясняет происхождение слова «словене» (22, 69). Тем не менее эта версия остается одной из самых непроработанных в течение нескольких веков, и таковой остается, скорее всего, из-за возможной ее непопулярности среди историков, а, скорее всего, из-за отсутствия поддержки ее в среде политических элит славянских стран.

Поэтому, несмотря на обилие версий о местоположении прародины славян и их происхождения, подкрепленных соответствующими теориями и томами исследований в этой области, вопрос этот до сих пор остается открытым. А это означает, что или теории эти не верны, или до 6 века никаких славян как народа еще не существовало. И предысторию славян, вероятно, стоит искать не среди этого множества версий их происхождения, а наоборот, отстранившись от них, более внимательно рассмотреть их происхождение от многочисленных рабов государства гуннов, тем более что исследована такая версия слишком поверхностно. Вполне возможно, что происходило это из-за «ложного патриотизма» историков славянских стран. Однако чтобы отвергнуть эту версию, необходимо более досконально ее исследовать.

На земном шаре в наши дни существует около 200 миллионов человек, говорящих на тринадцати славянских языках, и тем не менее, для историков до сих пор остается загадкой, где зародился славянский язык и где находится прародина славян, откуда они разошлись по Центральной, Южной и Восточной Европе.

Многие вопросы истории, к сожалению, не всегда остаются точно изученными и исследованными. Это порождает образование многих предположений и гипотез. И одним из таких спорных вопросов был, есть и остается славянский, а точнее говоря– о происхождении славян. Ученые и историки спорят и дискутируют по этому поводу не один десяток лет. Хотя, с другой стороны, наличие загадок только подстегивает интерес к изучению жизни и происхождения наших предков.

Все существующие гипотезы и теории происхождения славян можно разделить на две большие группы. Первая из них объединяет так называемые миграционные теории, а вторая — автохтонные. Из названия этих групп становится ясно одно: кто-то уверен в том, что славяне пришли с других территорий и земель в Европу (миграционные теории), а их оппоненты придерживаются диаметрально противоположной точки зрения. Кто из них прав, сказать сложно. Однако наибольшее распространение и признание все же получили миграционные.

Попытаемся разобраться в каждой из теорий. Миграционные теории происхождения славян:

Как мы видим, все миграционные теории утверждают, что славяне – своеобразные «пришельцы». Они стали гостями на тех землях, которые всегда считались их Родиной. И еще одна важная особенность: в разных хрониках и летописях славяне зачастую упоминаются под другими именами.

Теперь перейдем ко второй, не менее известной группе теорий — автохтонной. Вообще, если быть точнее, теория тут одна. Она заключает в себе мысль о том, что славяне жили там, где изначально и появились (то есть она принципиально отличается от миграционной теории происхождения славян). Этого предположения придерживались советские историки. Славянская общность, в частности восточные славяне, образовалась на территории нынешней Польши, а также Украины и Белоруссии. Причем считается, что славянская общность стала объединением мелких и разрозненных племен, которые проживали на этих землях. Выделяют три этапа формирования славянской группы народов:

  • Протославянский. Он длился с третьего по первое тысячелетия.
  • Праславянский – до шестого века.
  • Собственно славянский. Тогда уже сформировались полноценные и самостоятельные народы, государства.

Некоторые считают, что автохтонная теория происхождения славян просто придумана, чтобы преувеличить роль некоторых государств (Польши, Болгарии, России).

Мы, конечно, лишь кратко рассмотрели теории происхождения славян. Но есть и еще современные взгляды на эту проблему. О чем же они гласят?

Начнем с того, что славяне являются выходцами из огромного массива народов, которые некогда назывались индоевропейцами. Индоевропейская общность в древности населяла масштабные территории: на западе границей был Атлантический океан, на востоке – Индийский, на севере – Ледовитый, а на юге – Средиземноморье. В четвертом-пятом тысячелетиях Европа еще не была ими полностью освоена. Если отметить на карте примерный центр расселения индоевропейцев, то он будет располагаться на северо-востоке Балкан и Малой Азии. Что касается праславянских племен, то они занимали земли ближе к Карпатам.

Но затем племена и народы постепенно стали осваивать все новые площади. Это объясняется легко: началось бурное развитие скотоводства и земледелия, а эти занятия требовали много земельных участков. Последних стало не хватать на всех. Так племена освоили и Центральную, и Восточную Европу, дойдя до Средней Волги. И, конечно, среди них были и предки славян. Конечно, эти процессы миграции шли довольно долго, постепенно. Относятся эти события примерно ко второму тысячелетию. И необходимо отметить, что четко сформированной славянской общности тогда еще не существовало.

Пятнадцатый век прошлой эры стал временем, когда процессы переселения поутихли. Теперь жизнь стала оседлой, более спокойной. Теперь всем хватало земли, что способствовало к дальнейшему расцвету земледелия. И примерно в это же время формируются самостоятельные племена, в том числе и славянские. То есть, согласно современной теории, прародиной славян была Центральная и Восточная Европа. Затем, как мы знаем, все славяне поделились по территориальному признаку на восточных, западных и южных.

Таково мнение большинства ученых на сегодняшний день. Вообще оно является общепринятым, с ним иногда бывает трудно поспорить ввиду отсутствия других фактов.

В заключение

К сожалению, мы никогда уже не сможем восстановить картину тех событий, когда на земле появились первые славяне. Для нас история их происхождения останется загадкой навсегда. Но это же не запрещает ученым и историкам предполагать, думать, высказывать свои мнения и выдвигать гипотезы.

Конечно, не все существующие теории одинаково распространены. Какие-то имеют гораздо больше приверженцев, а какие-то себя и вовсе почти изжили. А к какой теории склоняетесь Вы? Или, может быть, у Вас появился свой взгляд на данную проблему?..