Гайдн детская симфония. Россия Гайдн детская симфония номер

Австрийский композитор, «отец» симфонии и квартета. Его композиторское наследие составляет свыше 100 симфоний, более 80 квартетов, более 50 сонат, написанных для клавира, более 30 опер, оратории и множество музыкальных произведений других жанров.

Гайдн появился на свет неподалеку от австрийской столицы Вены в селении Рорау в 1732 году. Его родители не были богатыми людьми, денег на образование детей у них не было. Между тем, семья была многодетной. Шутка ли? Семнадцать детей!!! Музыкальный талант Гайдн унаследовал от отца, который, не имея музыкального образования, прекрасно играл на арфе и пел. При этом отец совершенно не знал нот. Франц Гайдн, которого увлекали занятия музыкой, решил пойти певчим в церковный хор. Ему было тогда всего восемь лет.

Талантливого мальчишку заметили. Руководитель хора сказал родителям, что мальчика обязательно необходимо отправить в Вену, потому что у него хороший голос и выдающиеся музыкальные способности. Родители разрешили поездку, не подумав о том, что, когда у мальчишки начнет ломаться голос, он окажется совершенно никому не нужным и одиноким в большом городе. Так и произошло. Мальчика попросили уйти из церковной капеллы. Его просто выставили на улицу. Тем не менее, Гайдн стал выдающимся композитором. Он устроился на работу к композитору Николо Порпора. Работа была не связана с музыкой: Гайдн был прислугой, чистил одежду и обувь. За это старикан-композитор давал Гайдну полезные советы по музыке.

Способности и упорство принесли свои плоды. Гайдн в 1759 году стал капельмейстером у чешского графа Морцина, а позже у венгерского богача князя Эстергази. Работа капельмейстера заключалась не только в руководстве капеллой. В обязанности Гайдна входило обучение музыкантов. Гайдн должен был следить за сохранностью инвентаря капеллы, и при этом князь требовал от него сочинения симфоний, квартетов и опер. Сочинять музыкальные произведения приходилось за очень короткое время: Гайдну часто отводились для этого всего одни сутки. Так Гайдн работал в течение долгих тридцати лет. При этом все сочинения композитора были собственностью ненасытного князя Николая Эстергази Великолепного. После смерти князя правами на сочинения Гайдна стали обладать его наследники, которые в музыке ничего не понимали, но рукописи не отдавали, потеряв некоторые из них.

Но в такой работе капельмейстера для композитора были и свои положительные стороны: Гайдн постоянно прослушивал свои сочинения в исполнении вверенного ему оркестра и доводил их до соершниства. Гайдну дали прозвище «папаша». Так его называл даже великий Моцарт, считавший Гайдна своим наставником.

Гайдн был веселым, не унывающим человеком и большим шутником. И сочинял он такую же музыку: веселую, легкую, шутливую. Он даже сочинил симфонию для детских свистулек, барабана, трубы, треугола и трещоток. Но он был мастером и проникновенных лирических композиций. Как-то князь Эстергази осенью не покидал свой дворец. Гайдн дал удивительный концерт, который помог князю понять, что музыканты его капеллы нуждаются в отдыхе. Оркестр играл лирическую музыку. При этом музыканты в один момент начали по очереди вставать со своих мест, гасить свечи и уходить из зала. Князь был растроган. Он понял намек, и отпустил оркестр на отдых.

После смерти князя его наследник распустил музыкантов, но Гайдна попросил остаться, начислив ему пенсию. За этот период жизни композитор написал множество гениальных произведений. Среди них оратории «Сотворение мира», «Времена года». Гайдн дважды посетил Англию, где дирижировал оркестром, исполнявшим его произведения. На одном из таких концертов зрители встали со своих мест и подошли ближе к сцене, чтобы посмотреть на выдающегося австрийского композитора. И вдруг на то место, где они сидели, упала огромная тяжелая люстра. Зрители были спасены, благодаря гению Гайдна.

Прогуливаясь по Лондону, Гайдн зашел в магазин, где продавались ноты, и спросил торговца порекомендовать ему какие-нибудь хорошие музыкальные сочинения. Торговец, не знавший, что перед ним сам великий Гайдн, подал композитору его же сочинения. Гайдн сказал, что эти ноты ему не нужны и попросил что-нибудь другое. Продавец, разочаровавшись во вкусе покупателя, вообще отказался продавать ему ноты. Но когда знакомый назвал Гайдна по имени, продавец понял, что перед ним гений.

Гайдном написано 104 симфонии, первая из которых была создана в 1759 году для капеллы графа Морцина, а последняя - в 1795 году в связи с лондонскими гастролями.

Жанр симфонии в творчестве Гайдна эволюционировал от образцов, близких бытовой и камерной музыке, к «Парижским» и «Лондонским» симфониям, в которых утвердились классические закономерности жанра, характерные типы тематизма и приемы развития.

Богатый и сложный мир гайдновских симфоний обладает замечательными качествами открытости, общительности, направленности на слушателя. Основной источник их музыкальногоязыка-жанрово-бытовые, песенные и танцевальные интонации, иногда непосредственно заимствованныеиз фольклорныхисточников.Включенныевсложныйпроцесссимфонического развития,ониобнаруживаютновыеобразные,динамическиевозможности.

В зрелых симфониях Гайдна устанавливается классический состав оркестра, включающий все группы инструментов (струнные, деревянные и медные духовые, ударные).

Почти все гайдновские симфонии непрограммны, они не имеют какого-то определенного сюжета. Исключение составляют три ранних симфонии, названные самим композитором «Утро», «Полдень», «Вечер» (№№6, 7, 8). Все другие названия, данные симфониям Гайдна и закрепившиеся в практике, принадлежат слушателям. Некоторые из них передают общий характер произведения («Прощальная» - № 45), другие отражают особенности оркестровки («С сигналом рога» - № 31, «С тремоло литавр» - № 103) или акцентируют какой-то запоминающийся образ(«Медведь» - № 82, «Курица» - № 83, «Часы» - № 101). Иногданазвания симфоний связаны с обстоятельствами их создания или исполнения («Оксфордская» - № 92, шесть «Парижских» симфоний 80-х годов). Однако сам композитор никогда не комментировал образное содержание своей инструментальной музыки.

Симфония у Гайдна обретает смысл обобщенной «картины мира», в которой разные стороны жизни - серьезные, драматические, лирико-философские, юмористические - приведены к единству и равновесию.

Гайдновский симфонический цикл, как правило, содержит типичные четыре части (allegro , andante , менуэт и финал), хотя порою композитор увеличивал количество частей до пяти (симфонии «Полдень», «Прощальная») или ограничивался тремя (в самых первых симфониях). Иногда ради достижения особого настроения он изменял обычную последовательность частей (симфония № 49начинается скорбным adagio ).

Законченные, идеально уравновешенные и логическивыстроенныеформычастей симфонического цикла (сонатная, вариационная, рондо и др.) включают элементы импровизационности,замечательныеотклоненияинеожиданностиобостряют интересксамомупроцессуразвитиямысли,всегдаувлекательному, наполненному событиями. Излюбленныегайдновские«сюрпризы»и«розыгрыши» помогали восприятию самого серьезного жанра инструментальной музыки.

Среди многочисленных симфоний, созданных Гайдном для оркестра князя Николая I Эстергази, выделяется группа минорных симфоний конца 60-х - начала 70-х годов. Это симфонии№ 39 (g - moll ),№ 44 («Траурная», е- moll ),№ 45 («Прощальная», fis-moll)и№ 49 (f-moll, « La Passione , то есть связанная с темой страдания и смерти Иисуса Христа).

«Лондонские» симфонии

Высшим достижением гайдновского симфонизма считаются его 12 «Лондонских» симфоний.

«Лондонские» симфонии (№№ 93-104) были написаны Гайдном в Англии, во время двух гастрольных поездок, устроенных известным скрипачом и концертным предпринимателем Саломоном. Первые шесть появились в 1791-92 годах, еще шесть - в 1794-95 годах, т.е. уже после смерти Моцарта. Именно в «Лондонских» симфониях композитор создал свой, не похожий ни на кого из его современников, устойчивый тип симфонии. Эта типичная для Гайдна модель симфонии отличается:

Все «Лондонские» симфонии открываются медленными вступлениями (кроме минорной 95-й). Вступления выполняют многообразные функции:

  • Они создают сильный контраст по отношению ко всему остальному материалу I части, поэтому в дальнейшем ее развитии композитор, как правило, обходится без сопоставления разнохарактерных тем;
  • Вступление всегда начинается с громкого утверждения тоники (пусть даже одноименной, минорной - как, например, в симфонии № 104) - а это значит, что главная партия сонатного allegro может начаться тихонько, исподволь и даже сразу отклониться в другую тональность, что создает устремленность музыки вперед, к предстоящим кульминациям;
  • Иногда материал вступления становится одним из важных участников тематической драматургии. Так, в симфонии № 103 (Es-dur, «С тремоло литавр») мажорная, но сумрачная тема вступления появляется и в разработке, и в коде I части, причем в разработке она становится неузнаваемой, сменив темп, ритм и фактуру.

Сонатная форма в «Лондонских симфониях» весьма своеобразна. Гайдн создал такой тип сонатного allegro , в котором главная и побочная темы не контрастны друг другу и нередко вообще строятся на одном и том же материале. Однотемны, например, экспозиции симфоний №98, 99, 100, 104. В I части симфонии № 104 (D - dur ) песенно-танцевальная тема главной партии изложена одними струнными на p , лишь в заключительном кадансе вступает весь оркестр, неся с собой задорное веселье (такой прием стал художественной нормой в «Лондонских» симфониях). В разделе побочной партии звучит та же тема, но только в доминантовой тональности, причем в ансамбле со струнными теперь поочередно выступают деревянные-духовые.

В экспозициях I частей симфоний № 93, 102, 103 побочные темы строятся на самостоятельном, но не контрастном по отношению к главным темам материале. Так, например, в I части симфонии № 103 обе темы экспозиции задорны, жизнерадостны, в жанровом отношении близки австрийскому лендлеру, обе мажорны: главная - в основной тональности, побочная - в доминантовой.

Главная партия:

Побочная партия:

В сонатных разработках «Лондонских» симфоний господствует мотивный тип развития . Это обусловлено танцевальным характером тем, в которых огромную роль играет ритм (танцевальные темы легче членятся на отдельные мотивы, чем кантиленные). Развитию подвергается наиболее яркий и запоминающийся мотив темы, причем не обязательно начальный. Например, в разработке I части симфонии № 104 разрабатывается мотив 3-4 тактов главной темы, как наиболее способный к изменениям: он звучит то вопросительно и неуверенно, то грозно и настойчиво.

Развивая тематический материал, Гайдн проявляет неистощимую изобретательность. Он использует яркие тональные сопоставления, регистровые и оркестровые контрасты, полифонические приемы. Темы нередко сильно переосмысливаются, драматизируются, хотя больших конфликтов не возникает. Строго соблюдаются пропорции разделов - разработки чаще всего равны 2/3 экспозиций.

Излюбленной у Гайдна формой медленных частей являются двойные вариации , которые иногда так и называют «гайдновскими». Чередуясь между собой, варьируются две темы (обычно в одноименных тональностях), различные по звучности и фактуре, но интонационно близкие и потому мирно друг с другом соседствующие. В такой форме написано, например, известнейшее Andante из 103 симфонии : обе его темы выдержаны в народном (хорватском) колорите, в обеих обыгрывается восходящее движение от T к D , пунктирный ритм, присутствует альтерация IV ступень лада; однако минорная первая тема (струнные) носит сосредоточенно-повествовательный характер, а мажорная вторая (весь оркестр) - маршевый и энергичный.

Первая тема:

Вторая тема:

Встречаются в «Лондонских» симфониях и обычные вариации, как например в Andante из 94 симфонии. Здесьварьируется тема, отличающаяся особой простотой. Эта нарочитая простота заставляете течение музыки внезапно прерывает оглушительный удар всего оркестра с литаврами (это и есть тот «сюрприз», с которым связано название симфонии).

Наряду с вариационной, композитор нередко использует в медленных частях исложную трехчастную форму , как, например, в симфонии№ 104 . Все разделы трехчастной формы содержат здесь что-то новое по отношению к начальной музыкальной мысли.

По традиции медленные части сонатно-симфонических циклов - это центр лирики и певучего мелодизма. Однако гайдновская лирика в симфониях явно тяготеет к жанровости. Многие темы медленных частей опираются на песенную или танцевальную основу, обнаруживая, например, черты менуэта. Показательно, что из всех «Лондонских» симфоний ремарка «певуче» присутствует только в Largo 93 симфонии.

Менуэт - единственная часть в симфониях Гайдна, где в обязательном порядке присутствует внутренний контраст. Гайдновские менуэты стали эталоном жизненной энергии и оптимизма (можно сказать, что индивидуальность композитора - черты его личного характера - проявились здесь наиболее непосредственно). Чаще всего это живые сценки народного быта. Преобладают менуэты, несущие традиции крестьянской танцевальной музыки, в частности, австрийского лендлера (как,например, в симфонии № 104 ).Более галантный менуэт в «Военной» симфонии, причудливо-скерцозный (благодаря острой ритмике) - в симфонии № 103 .

Менуэт симфонии №103:

Вообще, подчеркнутая ритмическая острота во многих гайдновских менуэтах настолько видоизменяет их жанровый облик, что, по-существу, прямо подводит к бетховенским скерцо.

Форма менуэта - всегда сложная 3-частная da capo с контрастным трио в центре. Трио обычно мягко контрастирует с основной темой менуэта. Очень часто здесь действительно играют лишь три инструмента (или, во всяком случае, фактура становится более легкой и прозрачной).

Финалы «Лондонских» симфоний все без исключения мажорны и радостны. Здесь в полной мере проявилась предрасположенность Гайдна к стихии народного танца. Очень часто музыка финалов вырастает из подлинно народных тем, как в симфонии № 104 . Ее финал основан на чешской народной мелодии, которая изложена таким образом, что ее народное происхождение сразу очевидно - на фоне тонического органного пункта, подражающего волынке.

Финал поддерживает симметрию в композиции цикла: он возвращает к быстрому темпу I части, к действенной активности, к жизнерадостному настроению. Форма финала - рондо или рондо-соната (в симфонии № 103 ) или (реже) - сонатная (в симфонии № 104 ). В любом случае она лишена каких-либо конфликтных моментов и проносится, подобно калейдоскопу пестрых праздничных образов.

Если в самых ранних симфониях Гайдна духовая группа состояла лишь из двух гобоев и двух валторн, то в поздних, лондонских, систематически встречаетсяполный парный состав деревянных духовых (включая кларнеты), и в ряде случаев также трубы и литавры.

Симфония № 100, G-dur получила название «Военной»: в ее Allegretto публика угадывала чинный ход гвардейского парада, прерываемого сигналом военной трубы. В № 101, D-dur тема Andante разворачивается на фоне механического «тиканья» двух фаготов и pizzicato струнных, в связи с чем симфония была названа «Часы».

Иозеф Гайдн (1732-1809)

Ранней весной 1739 г. маленький австрийский городок Хайнбург посетил капельмейстер венского собора св. Стефана Г. Рейтер, искавший для своей капеллы музыкально одаренных детей. Местный священник обратил внимание столичного гостя на семилетнего Йозефа Гайдна, сына кухарки и каретного мастера из Рорау (Нижняя Австрия). Чудесный голос и необыкновенные музыкальные способности маленького певчего покорили Рейтера. Он зачислил его в свою капеллу и обещал родителям позаботиться о дальнейшей судьбе мальчика. И «позаботился»: за 10 лет, проведенных Гайдном в капелле (1740 - 1749), он дал ему всего два урока по композиции. Когда же Гайдну исполнилось 17 лет и он потерял голос, капельмейстер вышвырнул юношу на улицу.

Долгое время Гайдн скитался по дорогам Австрии. На бродячего музыканта обратил внимание знаменитый комик Курц, с которым Гайдн создал новаторскую по тем временам комическую оперу (зинг-шпиль) «Хромой бес».

«Хромой бес» подарил Гайдну короткую славу и 25 гульденов, которые были вскоре истрачены. Гайдн вынужден был искать новых заработков и нашел себе место аккомпаниатора у известного итальянского композитора Н. Порпоры. Порпора очень скоро по достоинству оценил музыкальные способности Гайдна и начал заниматься с ним композицией.

Йозеф Гайдн.

Неожиданная удача позволила Гайдну начать независимую жизнь. Некий коммерсант Бухгольц ссудил юноше 150 гульденов. Гайдн снял под крышей шестиэтажного дома в Вене жалкую мансарду. Начинающий композитор сутками просиживал за клавиром и с гордостью говорил: «Я не завидую счастью любого короля!»

В 1759 г. Гайдн поступил на службу к графу Морцину, а через два года, на долгие 30 лет, - к богатейшим венгерским князьям Эстерхази.

Служба капельмейстера и придворного композитора была тяжелой. Контракт лишал его права покидать владения князя, его произведения также принадлежали княжеской семье. В его обязанности входило не только дирижировать оркестром и сочинять музыку. Он отвечал за сохранность музыкальных инструментов и нот, следил за тем, чтобы музыканты были чисто и по форме одеты, отвечал за все неполадки в капелле. Себя Гайдн называл крепостным слугой, каким по существу и был.

Лишь оставив службу у Эстерхази, Гайдн обрел истинную свободу. Он переехал в Вену, встречался с друзьями, совершил два путешествия в Англию, много сочинял, пересматривал ранее написанное. Произведения Гайдна печатались в Париже, Амстердаме, Лондоне. Его концертов, как праздника, ждали во всех городах Европы. В 1791 г. Гайдну была присуждена степень почетного доктора Оксфордского университета, он стал членом Шведской королевской музыкальной академии, почетным гражданином Вены, почетным членом Петербургского филармонического общества.

За 53 года творчества (первое серьезное сочинение - Месса фа мажор относится к 1750 г., последний квартет написан Гайдном в 1803 г.) он создал около тысячи музыкальных произведений самых разных жанров: 104 симфонии, 83 струнных квартета, 24 оперы, 3 оратории, 41 фортепианное и 21 струнное трио, 52 сонаты для фортепиано и многое, многое другое: песни, вариации, фантазии, марши, танцы.

Гайдн - один из основоположников венской классической школы (см. статьи «Классическая музыка XVII - XVIII вв.», «Музыкальные жанры»). Он завершил формирование симфонического оркестра, установив его классический состав, строгие законы которого обязательны и по сей день. Он довел до полного совершенства квартетную музыку, добившись того, что все инструменты (две скрипки, алы и виолончель) стали равноправными участниками этого и поныне популярного ансамбля.

Гайдн обладал живостью ума, неистощимым юмором и склонностью к хорошей шутке. Много остроумной выдумки было в его симфониях. То он изобразит танец неуклюжего медведя, то кудахтанье курицы (впоследствии эти симфонии получили названия «Медведь», «Курица»). Однажды Гайдн возвращался с охоты и по дороге попал на ярмарку. Заметив, с какой жадностью смотрит босоногая детворе на корзину продавца игрушек, он накупил глиняных совушек, кукущек, свистулек, дудочек и барабанчиков и роздал их детям. Счастливые оборванцы принялись с восторгом дудеть, свистеть и барабанить. А Гайдн с улыбкой слушал этот гомон и вскоре написал оригинальную, очаровательную «Детскую симфонию» (1794).

Не менее оригинальна одна из лондонских симфоний Гайдна - «С ударом литавр, или Сюрприз» (1791). Гайдн был особенно доволен медленной частью - анданте. Но чопорным англичанам музыка показалась скучной, навевающей дрему. Тогда Гайдн взял и кое-что изменил в партитуре. На следующем концерте он попросил музыкантов играть анданте все тише и тише. И вдруг посередине части раздался громовой удар литавр, заставивший подскочить на месте тех, кто делал вид, что дремлет.

А история создания «Прощальной симфонии» («Симфонии при свечах», 1772)?.. Князь Эстерхази долго не отпускал музыкантов на отдых. Истомленные ожиданием, участники капеллы пришли в отчаяние. Тогда Гайдн написал симфонию, где после обычных четырех частей начиналась пятая... Музыканты один за другим покидали свои места и, погасив свечи на пультах, удалялись. Наконец в оркестре осталось всего два скрипача, один из них - сам Гайдн. Доиграв трепетную, словно молящую о чем-то мелодию, они ушли. Сцена осталась погруженной в темноту. Князь Эстерхази понял намек Гайдна и распустил капеллу на отдых.

Несмотря на многие тяготы жизни, Гайдн всегда оставался человеком общительным, веселым, наход-

Истристория созданя детской симфонии гайдна

Ответ(ы):

Ответил Гость:

Композитор Иосиф Гайдн был очень веселым человеком. Такой же веселой и жизнерадостной была его музыка. Почти в каждой симфонии – а написал он больше ста – есть что-то неожиданное, интересное, смешное. То он изобразит в симфонии неуклюжего медведя, то кудахтанье курицы – симфонии эти так потом и называют: "Медведь", "Курица", то накупит разных детских игрушек – свистулек, трещоток, рожков и включит их в партитуру своей "Детской" симфонии. Одну его симфонию называют "Часы", другую – "Сюрприз" за то, что там, в середине медленной, тихой и спокойной музыки раздается вдруг очень громкий удар, а затем снова неторопливо, как ни в чем не бывало, продолжается спокойная, даже какая-то важная музыка. Все эти выдумки, все эти "сюрпризы" объяснялись не только веселым характером композитора. Тут были и другие, гораздо более важные причины. Гайдн начал писать музыку, когда произведения в форме симфонии только-только начали появляться. Вот почему этот замечательный немецкий композитор столько выдумывал, когда писал свою музыку, – он пробовал, искал, создавал новый вид музыкального произведения. Нам теперь почти невозможно представить себе, что "отец симфонии", "великий Гайдн", как его называли уже при жизни, был всего-навсего придворным капельмейстером австро-венгерского князя Николо Эстергази. Трудно поверить, что композитору, которого знала вся Европа, концертов которого ждали в Париже и Лондоне, как праздника, этому самому композитору каждый раз приходилось спрашивать "у господина" разрешения на выезд из поместья Эстергази для устройства своих концертов. Князь любил музыку, но не настолько, чтобы отказаться от такого "выгодного" слуги. В контракте капельмейстера Гайдна были оговорены его многочисленные обязанности. В ведении Гайдна находилась домашняя капелла Эстергази – хор, солисты и оркестр. За все неполадки, за все ссоры и отступления от правил поведения слуг-музыкантов отвечал Гайдн. Он же отвечал и за качество исполнения музыки, так как был дирижером. Он должен был сочинять любую музыку по требованию князя, не имея никаких прав на собственные сочинения – они тоже принадлежали князю, как и сам Гайдн. И даже одеваться он не мог по своему желанию и вкусу. Форма одежды – от чулок до парика – была установлена князем. Тридцать лет прожил Гайдн у Эстергази и все тридцать лет оставался "крепостным слугой". Так называл себя он сам, таким считал его и князь Николо Эстергази. И все-таки композитор Гайдн был веселым человеком! Одна его симфония – "Прощальная" – кончается музыкой, которую можно назвать скорее грустной, чем веселой. Но именно об этой симфонии вспоминается, когда хочешь рассказать о Гайдне – жизнерадостном и добром человеке. Музыкантам князя Эстергази долго не давали отпуска и не платили денег. Их "папаша Гайдн" не мог добиться этого никакими мольбами и просьбами. Загрустили оркестранты, а потом стали роптать. Уж на что умел Гайдн ладить со своими музыкантами, а тут и его перестали слушаться – работать, репетировать стало трудно. А князь требовал исполнения новой симфонии на предстоящем празднике. И Гайдн написал новую симфонию. Что это за музыка, князь не знал, а может быть, и не очень интересовался – в этом-то он вполне доверял своему капельмейстеру. Но только оркестранты вдруг проявили необыкновенное рвение к репетициям... Наступил день праздника. Князь заранее сообщил гостям о новой симфонии, и теперь они с нетерпением ждали начала концерта. Зажжены свечи на пюпитрах, раскрыты ноты, приготовлены инструменты... Вышел плотный, коренастый "папаша Гайдн" в парадной форме и свеженапудренном парике. Симфония зазвучала... Все с наслаждением слушают музыку – одна часть, другая... третья... наконец, четвертая, финал. Но тут оказалось, что у новой симфонии есть еще одна часть – пятая и притом медленная, грустная. Это было против правил: в симфонии полагалось писать четыре части, и последняя, четвертая, должна быть самой живой, самой быстрой. Но музыка прекрасная,