Для чего нужны мемориалы. Какие памятники нужны русскому народу? Какие учреждения занимаются сохранением памятников культуры

Уже в глубокой древности властители прекрасно осознавали влияние монументальных сооружений на сознание и психику людей. Памятники своим величием дают эмоциональный заряд, внушают уважение к истории своей страны, помогают сохранять значимое прошлое. Они призваны воспитывать в гражданах чувство гордости за предков. Иногда памятники ставят живым людям, которые отличились чем-то хорошим.

Пройдет совсем немного времени, и не останется в живых очевидцев Великой Отечественной войны. Наличие же памятника, который рассказывает о подвиге русского народа, позволит потомкам не забывать об этих годах. В любом населенном пункте нашей страны можно обнаружить каменные свидетельства этой жестокой поры. Между памятниками и обществом существует невидимая связь. Историко-культурная среда, частью которой являются памятники, оказывают влияние на формирование мировоззрения каждого жителя.

Кроме этого, памятники истории и культуры являются информацией, которая нужна для прогнозирования будущих процессов. Наука, используя такой археологический материал, как памятники, не только восстанавливает то, что происходило в прошлом, но и делает прогнозы. В архитектурном плане памятники помогают организовывать пространство, исполняют роль визуального центра общественного пространства.

Для объективного понимания культурных и исторических процессов в обществе важно сохранять памятники. Отношение к ним определяется позицией общества к своему прошлому и может проявляться незнанием, заботой и осознанным уничтожением. Это зависит от многих факторов - от уровня образованности и культуры населения, господствующей идеологии, позиции государства к своему культурному наследию, политического устройства, экономического состояния страны. Чем выше образованность, культура, экономика общества, гуманнее его идеология, тем более осознанно оно относится к своему историко-культурному наследию.

Увидев в новостях заметку о намечающемся в столице референдуме на тему возвращения памятника «Железному Феликсу» на Лубянку, решил порассуждать вместе с читателями о том, какие памятники нам нужны и почему.

Тема эта важная и актуальная, поскольку напрямую связана с сохранением в народе исторической памяти, а значит и с национальной самоидентификацией человека. А если заглянуть совсем глубоко, то и успехи будущего развития нашего Отечества связаны с тем, насколько хорошо мы умеем усваивать уроки прошлого.

Что есть памятник и какую роль он выполняет?

Если обратиться к «Яндексу» и набрать в поисковой строке слово «памятник», то создается полное впечатление того, что никаких памятников, кроме надгробных не существует... Поэтому, прежде чем начинать рассуждения, вспомним, какие виды памятников вообще есть и для чего памятники вообще нужны.

Итак, назначение памятника коренится в его названии. Памятники нужны для того чтобы помнить или, как говорит энциклопедия, для «увековечения людей, событий, объектов, иногда животных, литературных и кин матографических персонажей и др. Кроме выполнения объективно-исторической функции, многие памятники несут и политическую нагрузку, являясь объектами фундаментальной пропаганды».

А выполнены памятники могут быть в виде не только скульптур, бюстов или скульптурных групп, но и в виде абстрактных композиций, барельефов, памятных досок, триумфальных арок, обелисков и колонн.

Таким образом, памятники могут выглядеть очень по-разному, и далеко не всегда посвящены конкретному человеку, но своим присутствием не дают нам забыть о чем-то или о ком-то важном.

Зачем памятник? Напишем книгу/снимем фильм!

Памятник, прежде всего, берет своей наглядностью.

Да, если мы смотрим кино об интересующем нас событии, явлении или человеке, то мы получаем более сильные впечатления. Зрительный образы, поставленные в правильном порядке, вызывают в нас бурю эмоций и запечатлеваются в сознании.

А если мы читаем книгу или статью о том, что нас заинтересовало, то получаем гораздо больше информации, чем нам могла бы дать скульптура - объемную картину с целым ворохом нюансов, дат, мнений.

Но памятник ценен другим. Тем, что он - здесь и сейчас. Про хороший фильм или книгу надо сначала узнать. А бюст заслуженному маршалу, если мы едем по городу в автобусе или гуляем с друзьями и вдруг натыкаемся на него взглядом, сразу заставляет нас вспомнить о войне, в которой он участвовал, эпохе в которую он жил. Довольно часто это подвигает нас получше изучить историю собственной страны.

Кроме того, памятник является произведением искусства. Благодаря вложенным скульпторам движениям и созданным им сопроводительным атрибутам, мы прочитываем в «Рюрике» ум, мужество и решительность, а в «Пирогове» - его человеколюбие и готовность к самопожертвованию.

А еще памятник, как правило, гораздо более долговечен, чем иные элементы культуры. Бронзовая или бетонная фигура может простоять века, а при благоприятном стечении обстоятельств и тысячелетия.

Кого будем помнить?

На этот вопрос существует несколько ответов. Некоторые люди считают, что увековечения достойны только личности, события и ценности, почитаемые ими, а то, что они считают неправильным, надо прочно забыть. Соответственно, если я монархист - ставим памятник Петру Великому, а всех вождей революции сносим и сдаем в переплавку, а если коммунист - громим скульптуры прихвостней царизма.

Правильно ли это? Считаю, что нет! Сегодня идеология одна. Завтра другая. А через сорок лет - пятнадцатая. И если мы, руководствуясь текущим моментом будем всех сносить, то делать новые мемориалы скульпторов не хватит. Проще тогда, как предлагал сатирик Задорнов, делать памятники с отвинчивающимися головами... Экономии ради.

Да и кого можно вырастить в таком непостоянстве? Приспособленцев? Иванов, не помнящих родства? Каким станет общество? Раздерганным на множество ненавидящих друг друга группировок?

Есть и те, кто выступает против любых общественных конфликтов. Эти люди призывают ставить памятники тем людям, личности которых не вызывают острых общественных дискуссий: защитникам Родины, таким как Суворов или Александр Невский, первопроходцам, таким как Федот Попов или Григорий Шелехов, докторам, ученым, поэтам.

По-своему неплохое предложение. Если не учитывать того, что таких однозначно бесспорных персон в истории не очень много и того, что помнить нужно не только хорошее, но и плохое. Иначе не получится извлекать из прошлого полноценные уроки и мы будем постоянно страдать «шапкозакидательством».

Кроме того, изучая деятельность личностей противоречивых, мы приобретаем навык рассуждения, который позволяет нам взять от них хорошее без плохого и лучше ориентироваться в делах наших власть имущих современников.

Наконец, есть и третья позиция. Ее занимают ученые-историки и те люди, которые наблюдают за общим мировым развитием. Они видят, что наиболее успешно развивающиеся ныне страны, такие как Великобритания, Франция, Япония или Китай, не воюют с прошлым.

В ситуации, когда памятники разнообразных прошлых эпох мирно соседствуют друг с другом, жители этих государств получают цельное представление о пути своей страны, начинают уважать ее многогранную культуру и не поджимают брезгливо губы, услышав о «традициях» и «народном».

Наверное, именно так стоит поступить и нам. Ставить памятники тем, кому они еще не установлены, оставлять те, что стоят и восстанавливать те, которые были кем-то разрушены.

Общественная дискуссия.

Вообще, традиция последних лет, согласно которой инициируется публичное обсуждение предлагаемых общественных инициатив - хорошая и нужная. Дискуссия позволяет учесть интересы большей части общества и избежать излишнего напряжения в нем.

В любом случае, народ является сюзереном нашего государства и именно его мнение относительно того, кому, где и какой н жно ставить памятник, и вообще, достойна ли памятника представленная персона, должно быть определяющим.

Поэтому, инициативу властей Москвы о местном референдуме по возможному возвращению памятника Дзержинскому на Лубянку можно только приветствовать. Пусть жители столицы решают - нужен ли он им там или нет.

Главное в деле увековечения тех или иных деятелей - это соблюдать пропорцию. В нашей стране действительно слишком много памятников, например, Ленину. Не в обиду коммунистам.

Но вместо того, чтобы их демонтировать, как поступают сейчас на Украине, лучше пойти по другому пути и поставить пропорциональное количество памятников русским царям, Сталину, летописцам, святым, дипломатам, первопечатникам, героям социалистического труда...

Наша страна достаточно велика для того, чтобы места под памятники хватило еще десяткам будущих поколений.

Какие памятники важнее именно сейчас?

Естественно, памятники основателям Русского государства. Так ответит любой разумный человек, если вспомнит о том, что памятник является еще и инструментом продвижения государственной идеологии, а также насущную необходимость в какой-то объединяющей платформе именно сейчас, когда Россия находится в состоянии серьезного внешнего давления.

Конечно же, можно вернуть и Феликса Эдмундовича на его историческое место, если этого всем так уж очень захочется. Ресурсы страны позволяют.

Но памятники князю Владимиру, который крестил Русь и определил ее цивилизационный выбор на тысячелетия, князьям Рюрику и Олегу, которые объединили разрозненные земли славян в единую державу, сейчас является гораздо более приоритетными и актуальными.

В последние годы устанавливается очень много памятников святым, героям войн, христианским и патриотическим символам. Памятники устанавливает народ. А значит, христианство и патриотизм - это те ценности, которые являются для него наиболее близкими. Государство должно учитывать и уважать этот выбор.

Каждый человек должен знать о том месте, где он родился, живёт. В большой стране у каждого человека есть маленький уголок – деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая великая Родина.

Мы живем в небольшом городке, но знаем ли свой город? Как относимся к его культурному наследию?

В нашем городе много памятников, но люди мало знают об их истории, что не все памятники известны жителям нашего города и ещё меньше они знают о событиях, в честь которых установлены эти памятники. Почему? Зачем в городах устанавливают памятники? Каково значение памятника в нашей жизни?

Люди проходят мимо, спешат по делам. Просто горожане не замечают вещи, которые им кажутся обыденными, а на самом деле таят в себе огромную культурную и историческую ценность. Наш город связан со многими великими событиями и интересными людьми. Много сооружений, которые хранят память об этих событиях и людях. К таковым можно отнести скульптурные памятники, бюсты, постаменты, мемориальные доски и стелы, увековечившие героические усилия и жертвы солдат на фронтах и тружеников тыла в годы прошедших войн, а их у нас немалое количество.

Люди должны знать и помнить историю и героев своего города, чтобы учиться уважать предков и помнить о том, что в свою очередь нужно будет для их потомков. Каждый начинает учиться ответственности - нравственной ответственности перед людьми прошлого и одновременно перед людьми будущего».

Все эти объекты могут обладать категорией федерального, регионального или местного историко-культурного значения.

Наши памятники

Много в нашем городе исторических зданий, которые являются достопримечательностью его.

Здание Спасского гарнизонного офицерского собрания, построенное в 1906-1907 гг. Торговый дом Герваса и Савченко Здание Спасской смешанной прогимназии

http://www.timerime.com/en/timeline/3258748/+/


Вывод. В ходе работы мы узнали, что наш город обладает большим культурным наследием, представленным памятниками архитектуры. Они придают особый облик и исторический колорит городу.

Только узнав о городе, архитектуре и социуме чуть больше, мы сможем сформировать компетентное общество, способное взять на себя ответственность за городское пространство и совместными усилиями сохраним наше культурное наследие.

Не зная прошлого или пренебрегая им, можно прожить жизнь, так и не став настоящим человеком, сознающим ответственность за прошлое и будущее Земли.

Как ни парадоксально это звучит, но, именно встречаясь с культурой минувшего, мы можем ощутить дыхание будущего. Того будущего, когда для всех будет ясным и несомненным ценность искусства и человечности.

Зачем нужны памятники? Наверное, чтобы понимать и ценить свою страну, её историю, уважать себя за то, что ты являешься частицей чего-то большого, важного, ценить и защищать наши общие достижения.

Зачем нужны памятники? Чтобы воспитывать в гражданах, особенно в молодежи, чувство гордости за своих предков, за свою державу, готовность защищать ее с оружием в руках при нападении врага. Монументы должны порождать гордость за предков…

Римляне говорили, что искусство вечно, а жизнь коротка. К счастью, это не совсем так, ведь бессмертное искусство создается людьми. И в наших с вами силах хранить бессмертие человечества.

Надо помнить, что у траты культурных ценностей невосполнимы и необратимы.

По всей нашей стране, ввиду ее героического прошлого, разбросаны памятники военной старины. Достаточно назвать Триумфальную арку на площади Победы и конный монумент М.И. Кутузова у музея-панорамы "Бородинская битва", Памятник-часовню гренадерам – героям Плевны как напоминание об одной из русско-турецких войн позапрошлого века. А о Великой Отечественной войне и говорить нечего. В любом населенном пункте можно обнаружить каменные свидетельства той жестокой поры. Возьмем хотя бы Волгоград, один из тех городов, которые больше всех пострадали во Второй мировой. Благодарность страны за стойкость Сталинграда воплотилась в известном всему миру монументе Родины-Матери и скульптурного ансамбля "Мамаев Курган", которые с тех неспокойных времен и стали символом города.

Как бы то ни было, но от любого памятника веет чем-то могильным и фатальным. Причем это относится не только к военным монументам, обелискам и надгробиям, но и к скульптурам, установленным для увековечивания благих дел культурных и политических деятелей. Памятники, за редким исключением, устанавливаются в память уже умерших людей. И не важно, когда ушел в вечность человек: неделю, месяц, 10 лет или 200 лет назад, – все равно его каменное или бронзовое изваяние дышит прошлым.

Никто не говорит о том, что нужно предать забвению подвиги предков и снести все монументы до основания. Ни в коем случае: это наша история, наша культура. Речь идет о том, чтобы просто придать общечеловеческое и вневременное культурным ценностям.

В Волгограде, например, первые шаги к этому сделаны. В 2005 году в кратчайшие сроки были установлены сразу 3 новых памятника: бронзовая скульптура Ангела-Хранителя, памятник Влюбленным и памятник "Медикам Царицына – Сталинграда – Волгограда". От всех иных монументов и изваяний города-героя они отличаются неперсонифицированностью, устремленностью к будущему и к духовным ценностям. В частности, скульптура Ангела-Хранителя призвана охранять горожан от бед.

На постаменте высечены слова "Святой ангеле, моли Бога о нас". И сама скульптура представляет собой бронзового ангела с раскрытыми крыльями, стоящего на гранитной полусфере. Одухотворенное и доброе лицо его обращено к Волге, руки сложены в величественной молитве за всех горожан.

Но, как и у любого культурного явления, нашлись у него и сторонники, и противники. Некоторые усмотрели в Ангеле сходство с демоном, более лояльные критики просто подчеркнули чуждость памятника русскому сознанию ввиду того, что скульптурное изображение ангела не свойственно Православию.

В основание статуи была заложена капсула с сокровенными желаниями и мечтами волгоградцев. После возведения памятника родилась примета, что если загадать желание и дотронуться до крыла Ангела, то оно непременно сбудется. Так это или нет, история пока умалчивает. А жителям города все равно приятно. Ведь широко известно, как быстро любые культурные точки обрастают мифами и легендами и как приятно людям в них верить. Даже законченные скептики трут до блеска в Москве нос собаке и дуло ружья на площади Революции в метрополитене, а в городе-герое, протянувшемся на многие десятки километров вдоль Волги вопреки кольцевым законам формирования городов, теперь натирают крылья Ангелу.

Памятник "Медикам Царицына – Сталинграда – Волгограда" установлен перед центральным входом в Волгоградский государственный медицинский университет. Открытие изваяния было приурочено к празднованию 70-летия университета. Сам памятник воздвигнут в честь всех медицинских работников, самоотверженно борющихся за жизнь и здоровье своих пациентов. Скульптурная композиция представляет собой пару рук, вырубленных в граните и соединенных в виде сердца, из которого пробивается на фоне кардиограммы "росток жизни". Автором этой композиции, как и скульптуры Ангела-Хранителя Волгограда, является заслуженный архитектор России Сергей Щербаков.

Спешащие по своим делам жители города то и дело с недоумением вглядываются в это "творение" рук человеческих. В данной абстрактной скульптуре некоторых удручает ее чрезмерная замысловатость. Мол, если бы не надпись на граните, догадаться о том, кому посвящен этот монумент, было бы невозможно. Но надпись имеется, местоположение памятника говорит само за себя, гранитная плита, скрещенные руки и кардиограмма символизируют жизненно важный орган – сердце, а следовательно, и саму жизнь.

Еще менее восторженные отзывы горожан относятся к памятнику Влюбленным, автором которого является уже не русский архитектор, а флорентийский скульптор Сильвио Белуччи. Впрочем, предпочтения волгоградцев определяются вовсе не чувством патриотизма, а эстетическими взглядами. Памятник Влюбленным, или фонтан любви, представляет собой две бронзовые обнаженные фигуры мужчины и женщины, почему-то повернутые друг к другу спиной (в народе говорят еще проще – см. фото). Ничего пошлого и вульгарного в этой скульптуре нет, но чего-то все равно не хватает. Влюбленные, которые во все времена обожают назначать свидания в "культовых" местах, данное сомнительное место сразу же занесли в список "must date", однако романтики их встречам это вряд ли добавит. Впрочем, о вкусах не спорят.

Вот такие вот новые памятники нового времени… А что до домыслов, касающихся связи стремительного "насаждения" памятников со сменой руководства города, а также сомнительных эстетических достоинств вышеперечисленной "тройки", так они пусть домыслами и остаются. Несмотря на все кажущиеся и реальные недостатки, приписываемые суровыми критиками и рядовыми горожанами новым волгоградским памятникам, сама идея возведения на пьедестал общечеловеческого и духовного не может быть предана осуждению.