Аргументы проблемы благодарности из художественной литературы и кинематогрофа. Пример бескорыстия в литературе Проявление бескорыстной помощи

В сегодняшней работе мы приведем аргументы проблемы благодарности. Как известно, сочинения на едином государственном экзамене пишутся по особому алгоритму. Чем подробнее вы раскроете тему, тем больше баллов сможете получить.

Какие темы наиболее часто встречаются? Это проблема любви к матери и родине, бесчеловечности, благородства, внутренней культуры человека и, конечно, проблема благодарности. Примеры в сочинении необходимо привести из литературы, кинематографа или жизни. Сейчас мы вам упростим задачу и подробно распишем некоторые из них.

Сочинение ЕГЭ

В статье нами будет рассматриваться проблема благодарности. Сочинение на едином государственном экзамене стоит начинать с ссылки на слова автора, ведь творческую работу мы пишем по отрывку, где явно видны некоторые проблемы.

В билетах единого государственного экзамена эта тема часто затрагивается И. Ильиным. Можно сочинение начать таким образом: проблема затрагивается известным критиком И. Ильиным . Далее нужно выразить свои мысли относительно проблемы. Пример: благодарность - это невероятное чувство, которое присуще всем живым существам нашей планеты… В нашей творческой работе затрагивается проблема благодарности, обязательно стоит приводить максимально раскрывающие ее суть.

После того, как вы отразили свою точку зрения на данную нужно написать один небольшой абзац, где вы объясните: согласны ли вы с автором или нет и почему. Далее вы увидите пример данного абзаца. Я полностью согласен с автором, чувство благодарности дарит людям радость и любовь. Последние являются нашими проходными билетами в светлое будущее. Наверняка, каждый из нас туда стремится. Очень жаль, что не все люди способны испытать данное чувство.

Только после данных слов необходимо переходить к аргументам проблемы благодарности.

«Уроки французского»

Хорошим и ярким примером является произведение Валентина Григорьевича Распутина, которое называется «Уроки французского». Главная героиня - это добрый, отзывчивый, сострадающий и бескорыстный человек Лидия Михайловна, которая всеми способами помогает своему ученику пережить страшные голодные времена.

Учительница английского языка выдумывает все новые и новые способы помощи пятикласснику. Попытка отправить посылку с продуктами не увенчалась успехом, ведь мальчик отверг ее помощь. Тогда изобретательная Лидия Михайловна предлагает сыграть в придуманную игру на деньги, которая называется «замеряшки». Мальчик думает, что игра - это честный способ заработать денег, и соглашается с предложением учителя.

Узнав о данном происшествии, директор школы увольняет учительницу английского языка. Только вся проблема кроется в том, что он не разобрался в причине такого поступка Лидии Михайловны.

После данного происшествия женщина отправляется к себе на родину, но ее чувства к мальчику настолько глубоки, что она стремится ему помочь, даже находясь за много километров от него. Это очень яркий аргумент проблемы благодарности. Мальчик на всю свою жизнь запомнит данные уроки доброты и своего учителя. Лидия Михайловна испытывает только положительные чувства и никогда не винит мальчика в том, что она лишилась работы. В посылке, которую она отправила ученику с Кубани, были яблоки, которые мальчик видел только на картинках в книгах.

«Капитанская дочка»

Аргумент проблемы благодарности можно привести из романа Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Это произведение описывает события, происходящие в момент восстания Е. Пугачева. В повести мы видим жесты благодарности сразу от двух героев. Начнем с самого начала.

Главный герой (Петр) отправляется на место прохождения службы в сопровождении Савельича. На их пути встречается сильнейшая метель, в результате данного происшествия герои сбиваются с пути. Тогда им на помощь приходит мужик, который просто им указывает дорогу. Гринев был очень рад помощи и хотел отблагодарить мужика, тогда Петр решает подарить ему свой заячий тулуп.

Тот самый мужик, который в свое время направил Гринева в нужное ему направление - это Пугачев. Далее в романе встречается сцена взятия Белогородской крепости, где Пугачев узнает Петра и дарит ему жизнь, отменяя смертный приговор. Что его сподвигло совершить данный поступок? Конечно, благодарность главному герою за услугу, которую оказал Гринев Распутину, который в тот момент находился в бегах от «своих недугов».

Несмотря на то что Пугачев сделал ему такой как сохранение жизни, он предложил поступить к нему на службу. Даже после отказа он не отпускает героя с пустыми руками, а дарит лошадь, клячу и шубу. Пугачев - это неоднозначная личность, которая способна на благородные поступки.

«За имя мое»

Привести довольно яркий аргумент можно даже из художественных фильмов. Например, фильм «За имя мое» очень хорошо освещает суть проблемы. Стоит отметить, что даже дети способны на такое невероятное чувство. Главная героиня Аня благодарна священнослужителю за то, что он дал ей это имя. Она полностью доверяет этому человеку и открывает все свои сокровенные тайны.

Сочинение по тексту:

Не исчезнет ли бескорыстие из нашей жизни навсегда? Не уничтожат ли честных и скромных людей «высоковельможные чиновники»? Над этими вопросами меня заставил задуматься текст-притча Виктора Петровича Астафьева, известного русского писателя.

Автор обращается к важнейшей нравственной проблеме современности — проблеме отношения к человеческому бескорыстию. Мне кажется, это один из вечных вопросов человечества: каких людей считать сильными: способных на милосердие и сострадание или людей, жёстко и уверенно идущих к своей цели и готовых уничтожить всё и вся на пути к желаемому материальному благу.

Для того чтобы привлечь внимание читателя к рассматриваемой проблеме, писатель рассказывает притчу о молодых парнях, живущих на природе вдали от «оголтелого и усталого: мира». Этим людям не надо многого, поэтому они берут от природы ровно столько, сколько необходимо для жизни, они защищают живой мир от браконьеров, владеющих техникой «Разве плохо такое существование, в основе которого бескорыстное отношение человека к природе»? — такой вопрос задаёт В.П. Астафьев читателю. Казалось бы, разве может быть отрицательный ответ. Оказывается, может. Не нужны бескорыстные люди местному чиновничеству, которое, по меткому выражению автора, имеет опыт по изводу честных и добрых людей. С какой горечью писатель говорит: «Между тем парней-то дотаптывают потихоньку, с места сживают...» Видимо, не доросли наши власть имеющие соотечественники до понимания того, что бескорыстные, нежадные, честные и открытые люди — это суть нации, лучшие её представители, на которых держится всё отечество.

К нерадостному выводу приходит В.П. Астафьев: не по сердцу и, главное, не по уму массе, жадной до удовольствий те, кто не крадёт у природы, а защищает её, поддерживает и оберегает.

Просто невозможно не согласиться с мнением автора: сколь редкостны сегодня люди бескорыстные, не жаждущие наживы, а берущие от жизни и от природы ровно столько, сколько нужно для скромной, тихой жизни в единстве с самим собой, природой и Богом.

Проблема отношения к бескорыстным людям не раз волновала русских писателей, изображавших в своих произведениях праведников, без которых жадные и жестокие забудут о бескорыстии и милосердии. Таким праведником, безусловно, является главная героиня рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор». Добрая, бескорыстная женщина светло и тихо смотрит на мир и людей. Всем готова помочь, не спрашивая награды. Этот образ — идеал русского бесхитростного человека, живущего по законам совести.

Не менее бескорыстен и Юшка, герой рассказа А. Платонова «Юшка». Он обладает душевной щедростью, большим сердцем, излучающим добро и любовь. Бескорыстно делится деньгами с совершенно чужой девушкой, помогает ей получить образование. А ведь мог бы, кажется, подумать и о себе, ведь болен смертельно. Но не может бескорыстный человек думать исключительно о себе: счастье своё он находит в заботе о тех, кому ещё тяжелее приходится в жизни, чем ему.

Таким образом, подводя итог рассуждения В.П. Астафьева о бескорыстии, хочется сказать, что, несмотря на наш материалистический век и всепоглощающий эгоизм людей, никогда не исчезнут в России чистые, честные, бескорыстные люди. «Пока ещё не выжили», — утверждает писатель. Хочется верить, что никогда и не выживут, и «не дотопчут» никакие бюрократы и чиновники добрых и бескорыстных людей, лучших людей нашего великого отечества.

Текст В. Астафьева:

(1)На далёком-далёком берегу озера Хантайки, там, где уже кончается земля и нет никакого населения, живут молодые парни. (2)Они ушли от этого оголтелого и усталого мира на природу, первозданную, мало ещё побитую и не испорченную.

(3)Они ловят рыбу, добывают зверьков ровно столько, чтоб хватило на нехитрое пропитание и одежду.

(4)Сюда, в эти дивно красивые и суровые края, тоже проникает рука браконьера, чаще всего высоковельможного, владеющего воздушной и водяной техникой. (5)Парни не дают браконьерить никому, в том числе и современным вельможам. (6)Те обещают снять их с берега, вытурить из лесов и потихоньку, но умело — опыт-то по изводу честных людей в нашей доблестной державе, особенно в этих местах каков! — выживают их с Хантайки.

(7)Но пока ещё не выжили...

(8)По берегу, по плодоносному песку или дресвянику, в крошеве камешника растут яркие, крупные цветы, россыпью — черничник, голубика и дивная ягода севера — княженика. (9)Эта неженка, цветущая неброским розовым цветком, растёт всюду островками, загорожена тонкими жёрдочками и ветвями, над нетолстыми пеньками стоят связанные треугольником жёрдочки. (10)Бывали тут разные людишки, секли реденький, стойкий лесок бездумно, что поближе, что топору сподручней, оголили мыс, но природа не сдаётся. (11)В раскоренье пеньев, которые часто не толще человеческого кулака, вдруг зашевелится куропашечным птенчиком, задрожит пушком хвои побег лиственницы — основного здесь дерева, годного на стройматериалы, на топливо, на дрова, на жерди, на плахи для ловушек, и погибнуть тому росточку, что и птенцу лесотундры, суждено чаще, чем выжить.

(12)Парни-первопоселенцы над каждым побегом поставили треугольники — смотри, человек и зверь, не наступи на лесного младенца, не растопчи ег — в нём будущая жизнь планеты.

(13)«Добрый знак жизни — их так мало осталось и ещё меньше появляется вновь, глядя на те жердяные треугольники, под которыми растут малые деревца, подумал я. — (14)Сделать бы их экологическим знаком нашего сибирского края, может, и всей страны, может, и всего мира».

(15)Между тем парней-то дотаптывают потихоньку, с места сживают — перестали принимать у них рыбу, грозятся на пушнину договор не заключать.

(16)Парни подумывают в Канаду махнуть, там обжить таёжное или тундряное место, и кто молча и зло, кто доброжелательно и сочувственно в спину подталкивают:

(18)«И не по уму»! — добавлю я от себя.

(По В. Астафьеву)

В. Гюго в своем романе “Отверженные” рассказывает историю о том, как вор однажды из дома епископа, куда попросился на ночлег, украл серебряную посуду. Полиции удалось быстро справиться с поимкой преступника и привезти в дом священника. Однако епископ к всеобщему удивлению вора и полиции сказал, что вещи были унесены из дома с его же разрешения.

Мошенника поразило случившееся до глубины души, и он в один миг переродился, встав на путь истинный. Так автор хотел донести до своего читателя мысль о том, что собственной верой в добродетель

человеческую и совесть епископ пробудил аналогичные качества в воре, изменив его в буквальном смысле слова.

А. И. Куприным было написано произведение “Чудесный доктор”, в котором повествуется об истории маленького Гриши Мерцалова, повстречавшего на собственном пути еще в детстве доктора Пирогова, абсолютно бескорыстно спасшего жизнь младшей сестре героя, и оказал помощь в целом семье Мерцаловых. Семейство Гриши ожидала буквально голодная смерть, а поиски работы для его отца всегда заканчивались провалом.

Счастливый случай свел отца с человеком, в итоге оказавшимся доктором. Именно в тот момент пришел конец всем бедам в семье героя. Нашлась для отца работа, мальчики начали посещать гимназию, а сестренка выздоровела. Гриша вырос и получил должность управляющего в банке. Куприн наделил своего персонажа чуткостью к просьбам людей, попавших в беду. Множество раз им была рассказана эта история о чудесном докторе друзьям и близким. Его воспоминания были наполнены благодарностью и теплотой. Подобные чувства героя понять можно ведь, именно благодаря доктору, его вниманию, искренности и бескорыстию сформировалась личность ребенка.

Из рассказа “Уроки французского”, написанного В. Распутиным, мы узнаем о том, что на формирование личности главного героя оказала большое влияние учительница Лидия Михайловна. Ей удалось стать для него наиболее запоминающимся человеком в жизни, так как научила главной науке – науке человечности и великодушия. Она стремилась оказывать всяческую поддержку мальчику в непростые времена.


Другие работы по этой теме:

  1. Мысленно обращаясь к русской классической литературе, вспомним роман И. А. Гончарова “Обломов”.Атмосфера лени, безделья, царившая в семье Ильи Ильича Обломова, изуродовала душу маленького Ильи, что...
  2. У каждого человека есть мечта. Для одних она остается просто мечтой, ненавязчивым и иногда неосуществимым желанием, а для других становится жизненной целью. И те, чья...
  3. Несомненно, что жизнь любого человека ценна. Но не каждый может понять даже ценность своей жизни, не говоря уже о других. И, как мне кажется, только...
  4. Каждому из нас следует сделать девизом фразу из “Маленького принца” Антуана Сент-Экзюпери: “Мы в ответе за тех, кого приручили”. Страницы ставшей бестселлером повести-сказки пронизаны человечностью...
  5. В предложенном для анализа тексте Ю. Я. Яковлев поднимает проблему подвига, героизма и самоотверженности. Именно над ней он и размышляет. Эта проблема социально-нравственного характера не...
  6. В предложенном для анализа тексте В. П. Астафьев поднимает проблему утраты близких людей и позднего раскаяния перед ними. Именно над ней он и размышляет. Это...
  7. Приходилось ли вам задумываться о старости? Молодежь вряд ли думает о ней в силу своего возраста. Зачем мыслить о далеком будущем, когда ты полон энергии,...
  8. В предложенном для анализа тексте поднимается проблема детства. Детство – неотъемлемая часть жизни каждого человека, поэтому тем детства никогда не потеряет своей актуальности. Чтобы заинтересовать...
  • Поступки, совершенные из милосердия, на первый взгляд могут показаться нелепыми и бессмысленными
  • Человек может проявлять милосердие даже в самых сложных для него ситуациях
  • Поступки, связанные с помощью сиротам, можно назвать милосердными
  • Проявление милосердия часто требует от человека жертв, но эти жертвы всегда чем-то оправданы
  • Люди, проявляющие милосердие, достойны уважения

Аргументы

Л.Н. Толстой «Война и мир». Наташа Ростова проявляет милосердие — одно из важнейших человеческих качеств. Когда все начинают уезжать из захваченной французами Москвы, девушка распоряжается отдать подводы раненым, а не везти на них свои собственные вещи. Помощь людям для Наташи Ростовой гораздо важнее материального благополучия. И ей совершенно не важно, что среди вещей, которые должны были быть увезены, приданое — часть ее будущего.

М. Шолохов «Судьба человека». Андрей Соколов, несмотря на тяжелые жизненные испытания, не потерял способности проявлять милосердие. Он потерял семью и дом, но не смог не обратить внимание на судьбу Ванюшки — маленького мальчика, родители которого погибли. Андрей Соколов сказал мальчику, что является его отцом, и забрал к себе. Способность к милосердию сделала ребенка счастливым. Да, Андрей Соколов не забыл свою семью и ужасы войны, но он не оставил в беде Ваню. А значит, сердце его не очерствело.

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Судьба Родиона Раскольникова тяжела. Он живет в жалкой, темной комнате, недоедает. После убийства старухи-процентщицы вся жизнь его напоминает страдание. Раскольников по-прежнему беден: взятое из квартиры он прячет под камень, а не забирает себе. Однако последние герой отдает вдове Мармеладова на похороны, не может пройти мимо случившегося несчастья, хотя самому ему не на что существовать. Родион Раскольников оказывается способным на милосердие, несмотря на убийство и созданную им ужасную теорию.

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита». На что угодно готова пойти Маргарита, чтобы увидеть своего Мастера. Она идет на сделку с дьяволом, соглашается быть королевой на страшном балу у сатаны. Но когда Воланд спрашивает, что она желает, Маргарита просит лишь о том, чтобы Фриде перестали подавать платок, которым она заткнула рот собственному ребенку и закопала его в землю. Маргарита желает избавить совершенно чужого для нее человека от страданий, в этом и проявляется милосердие. Она уже не просит о встрече с Мастером, потому что не может не позаботиться о Фриде, пройти мимо чужого горя.

Н.Д. Телешов «Домой». Маленький Семка, сын умерших от тифа переселенцев, больше всего хочет вернуться в свое родное село Белое. Мальчик сбегает из барака и отправляется в путь. По дороге он встречает незнакомого дедушку, они идут вместе. Дедушка тоже идет в родные края. В дороге Семка заболевает. Дедушка относит его в город, в больницу, хотя знает, что ему нельзя туда идти: оказывается, он уже третий раз сбегает с каторги. Там дедушку и ловят, а потом отправляют снова на каторгу. Несмотря на опасность для самого себя, дедушка проявляет милосердие по отношению к Семке — он не может бросить больного ребенка в беде. Собственное счастье становится для человека менее значимым, чем жизнь ребенка.

Н.Д. Телешов «Елка Митрича». Семен Дмитриевич в канун Рождества понял, что у всех будет праздник, кроме восьми детей-сирот, живущих в одном из бараков. Митрич во что бы то ни стало решил порадовать ребят. Хотя ему было тяжело, он принес елку, купил конфет на полтинник, выданный переселенческим чиновником. Семен Дмитриевич отрезал каждому из ребят по кусочку колбаски, хотя для него колбаса была любимым лакомством. Сочувствие, сострадание, милосердие подтолкнули Митрича на этот поступок. И итог оказался действительно прекрасным: радость, смех, восторженные крики наполнили прежде мрачную комнату. Дети были счастливы от устроенного им праздника, а Митрич от того, что сделал это доброе дело.

И. Бунин «Лапти». Нефед не мог не осуществить желание больного ребенка, который все время просил какие-то красные лапти. Несмотря на непогоду, он отправился за лаптями и фуксином пешком в Новоселки, находившиеся за шесть верст от дома. Для Нефеда желание помочь ребенку было важнее, чем обеспечение собственной безопасности. Он оказался способным на самопожертвование — в каком-то смысле высшую степень милосердия. Нефед погиб. Его привезли домой мужики. За пазухой у Нефеда нашли пузырек с фуксином и новые лапти.

В. Распутин «Уроки французского». Для Лидии Михайловны, учительницы французского языка, желание помочь своему ученику оказалось важнее сохранения собственной репутации. Женщина знала, что ребенок недоедал, из-за чего и играл на деньги. Поэтому она предложила мальчику играть на деньги с ней. Это недопустимо для учителя. Когда обо всем узнал директор, Лидия Михайловна была вынуждена уехать на Родину, на Кубань. Но мы понимаем, что ее поступок вовсе не плох — это проявление милосердия. Недопустимое, казалось бы, поведение учительницы на самом деле несло добро и заботу о ребенке.

Проблема бескорыстной помощи (по рассказу Бориса Екимова «Как рассказать»)

В чём истоки бескорыстия? Можно ли объяснить свою потребность бескорыстно помогать людям? Над этим размышляет Борис Екимов в своём произведении под названием «Как рассказать…».

Чтобы привлечь наше внимание к волнующим его вопросам, он описывает ежегодные поездки героя рассказа на Дон. Григорий говорит своей жене и заводским друзьям, что едет на весеннюю рыбалку, а на самом деле он едет помогать деревенской тётке Варе, от которой тоже скрывает истинную причину своего приезда. Почему же он так делает? Однажды Григорий увидел, как тяжело пожилой женщине копать огород, и с тех пор уже пятый год помогает ей сажать картошку и ещё кое-что делать по хозяйству. И хотя тётка Варя - совершенно чужой ему человек, и трезвый голос останавливает: «Мало ли кто на белом свете мучается», - «но сердце помнило, и не хотело забыть тётку Варю, и болело о ней».

Он на всю жизнь запомнил посещение цирка с моряком и пирожки контролёра тёти Кати. Может быть, память о поступках этих людей так благотворно повлияла на формирование характера героя рассказа? Он никому не говорит о настоящей цели своих поездок, всё время мысленно повторяя: «Как рассказать…».

Григорий, мечтая привезти своего подросшего сына к тётке Варе поработать, надеется, что ничего объяснять ему не придётся: он сам всё увидит и поймёт. Ведь «надо, чтобы он кого-то жалел. Тогда не будет жестокости».

Автор рассказа не выражает прямо свою позицию, но мы, читатели, понимаем её, анализируя поступки главного героя. Во-первых, писатель как бы призывает: сочувствуя человеку, помоги ему делом и не жди в ответ благодарности. А во-вторых, своей «души прекрасные порывы» не надо объяснять, ведь сколько людей, столько и мнений.

Был добр к тебе какой-то человек –

Его добра не забывай весь век!

Сам сделал доброе кому-нибудь –

Не поминай ему о том и сам забудь!

В подтверждение сказанного можно привести следующий литературный пример. Вспомним рассказ А. Платонова «Юшка». Как издеваются над подручным кузнеца и дети, и озлобленные взрослые! А он считает, что все люди добрые и просто не умеют выразить свою любовь. Сам больной чахоткой, он недоедает, чтобы скопить деньги и помочь сироте. Никто и не догадывается, куда Юшка уходит каждое лето. А он пешком ходил в город, чтобы отнести деньги на проживание и обучение девочки. Поступок Юшки принёс свои плоды: девочка, которой он помогал, выросла и стала врачом. Она бесплатно лечила больных туберкулёзом.

Приведём ещё один пример из русской литературы. Героиня рассказа В. Распутина «Уроки французского», учительница Лидия Михайловна, зная, что может потерять работу, играет на деньги со своим голодающим учеником, потому что он из скромности отвергает все попытки учительницы помочь ему. А директор школы, очевидно, не смог понять мотивов её благородного поступка, и Лидии Михайловне пришлось уйти из школы.

Итак, всё сказанное позволяет сделать следующий вывод: главное - делать добро, а не трубить на каждом перекрёстке о своей благотворительности. И объяснять ничего не нужно, потому что человек с добрым сердцем поймёт всё без слов, а до жестокосердного никакими словами не достучишься.