Знания первобытных людей. Представления первобытных людей об окружающем мире Покатай меня, большая черепаха

§ 1. Как первобытный человек стал разумным?

Задача урока. Уметь объяснять понятия: труд, способности, творчество .

Давным-давно жили на Земле люди, совсем не похожие на современного человека. Это были первобытные люди . Они жили в пещерах, одевались в шкуры животных. (Подробнее об эпохе первобытности вы узнаете на уроках истории Древнего мира.)

Трудно представить, что первобытные люди были нашими предками.

Но это так. Через много миллионов лет появился человек современного вида (человек разумный ) – такой, как мы с вами. Каким образом это произошло?

Древнему человеку нужно было добывать себе пропитание, шить одежду и строить жилище.

Это было нелегко. Требовалось приложить много сил и труда . Чем более сложные задачи ставил перед собой человек, тем совершеннее становился его труд. Орудия, которыми он пользовался в работе, тоже совершенствовались. С помощью каменного топора, деревянного копья, костяного ножа он добывал себе пищу, шил из шкур одежду. Первобытный человек превращался в человека умелого . Ловкими становились его руки. Развивался мозг.

Сначала он охотился на животных, а потом стал их приручать. Овцы, козы, свиньи и коровы постепенно стали домашними животными. Раньше он выкапывал съедобные коренья, рвал плоды диких растений, а теперь начал сеять ячмень и пшеницу, выпекать из муки сытные лепёшки. Раньше он бродил по лесам, горам и долинам в поисках пищи, а теперь стал разумно планировать свой труд. Думал о том, как вырастить урожай, завести овец или коров, построить для них загон или сарай.

Труд помог первобытным людям развить свои способности . Они научились членораздельно говорить, общаться друг с другом. Появилось немного свободного времени для творчества , то есть для создания совсем новых, доселе неизвестных орудий, украшений, изображений.

Пройдёт ещё много времени, прежде чем человек научится писать, передавать свои знания и опыт тем, кто будет жить после него. Он научится познавать себя и окружающий мир.

Так, шаг за шагом древний человек, бессильный перед капризами природы, превращался в разумное существо, человека современного вида.

* * *

Вопросы и задания к параграфу

1. Как жили первобытные люди? Рассмотрите иллюстрации к параграфу.

2. Выделите причины, способствовавшие превращению первобытного человека в человека разумного современного вида.

3. Какую роль в этом сыграл труд? Приведите примеры, как труд влиял на развитие человека.

4 * . Используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета, дайте определение понятия «труд».

5. Как древний человек познавал мир?

Прочитайте, перескажите, обсудите

Юноша Барс

Племя, что несколько месяцев назад устроило стоянку у горы Большое Копьё, волновалось. Юноша Барс отказался ходить со всеми мужчинами на охоту. «Ты умрёшь от голода, – сказал ему старейшина. – Нам будет не хватать тебя». На это Барс отвечал: «Не заботьтесь обо мне. Я знаю, что делаю». В то время, когда его соплеменники охотились, он собирал различные травы и коренья, приговаривая: «Вот моё мясо. И вот моё мясо». И клал растения в плетённую из травы сумку.

Он любил долгие часы просиживать на берегу ручья. На мокром песке появлялись красивые узоры и загадочные знаки. Эти знаки очень нравились членам племени. Они копировали их на маленьких плоских камушках и брали с собой – на счастье.

Долго наблюдали за странным юношей соплеменники. Они не могли объяснить его чудачества. Он не охотился, но был здоров, крепок, никогда не болел. И тогда решили они выбрать его Хранителем Тайны: ведь он знал то, чего не знали они.

…Барс был первым среди них самостоятельно мыслящим человеком – первобытным учёным.

Закончите рассказ

Десятилетняя девочка из горного племени поймала оленёнка. Старшие велели ей привести оленёнка вечером к костру, чтобы его съесть. Но добрая девочка очень полюбила малыша оленёнка…

Подберите родственные слова

Способности. Творчество. Труд. Человек.

Размышляем над пройденным

1. Жестокими или добрыми были первобытные люди?

2. Заботились ли они о детях?

3 * . Пользуясь словарём или Интернетом, сформулируйте, что такое способности и какие способности были у первобытных людей.

Поработайте с рисунками

Рассмотрите рисунки и выберите, какие из них относятся к первобытному обществу, а какие – к более позднему периоду времени и к современности. Составьте маленькие рассказы.

Поиграйте

Первобытный человек попадает в современный универсальный магазин. Он голоден и хочет найти какую-нибудь одежду. Продавцы пытаются научить его правильно вести себя в магазине.

Заполните схему

Используя свои знания по истории Древнего мира, заполните схему превращения первобытного человека в человека современного вида.

Первые представления о Земле и её форме складывались постепенно. Вначале они были очень далеки от современных. В Древней Индии считали, что Земля лежит на спинах трёх слонов, а те стоят на огромной черепахе.

В более полном описании древние индийцы представляли Землю в виде
полусферы, опирающейся на слонов. Слоны стояли на огромной черепахе,
а черепаха на змее, которая свернувшись кольцом, замыкает околоземное пространство.


Когда животные начинали шевелиться — на Земле случались землетрясения.

В представлении древних египтян: внизу — Земля (бог земли Геб), над ней — богиня неба (богиня неба Нут), слева и справа — корабль бога Солнца (бог солнца Ра), показывающий путь Солнца по небу от восхода до заката.


Древним славянам Земля казалась похожей на большое яйцо, внутри которого находится плоская Земля, причем в верхней части расположен мир людей,
а в нижней — ночная страна. Вокруг земли, подобно белку расположены 9 небес, каждое из которых имело свое предназначение — одно для солнца и звезд, второе — для месяца, третье — для туч и ветров.


В Древней Руси считали, что Земля плоская, что она — такой плоский толстый блин, который лежит на спинах трёх огроных рыб или китов, плавающих на
поверхности безбрежного океана.


Жители Вавилонского царства представляли Землю в виде горы. На западном склоне которой находится Вавилония. К югу от Вавилона раскинулось море, а на востоке расположены горы, через которые не решались переходить. Поэтому им и казалось, что Вавилония расположена на западном склоне «мировой» горы.


Древние греки представляли Землю как диск. Сушу со всех сторон омывает река Океан. Над Землей раскинулся медный небосвод, по которому движется Солнце.


Викинги считали, что мир зародился в северных льдах. В центре мира находится гигантский ясень. У его корней находится холодное подземное царство, в котором обитают великаны, крону населяют боги, а мир людей расположен посредине ствола. По этому дереву беспрестанно бегает белка, которая приносит новости орлу, восседающему высоко в ветвях, а змее, прячущейся в корнях.


С древнейших времён, познавая окружающую среду и расширяя жизненное пространство, человек задумывался о том, как устроен мир, где он живёт. Пытаясь объяснить и Вселенной, он использовал близкие и понятные ему категории, прежде всего, проводя параллели со знакомой природой и местностью, в которой сам проживал. Как люди раньше представляли Землю? Что они думали о её форме и месте во Вселенной? Как со временем менялись их представления? Всё это позволяют узнать исторические источники, дошедшие до сегодняшних дней.

Как древние люди представляли себе Землю

Первые прообразы географических карт известны нам в виде изображений, оставленных нашими предками на стенах пещер, насечек на камнях и костях животных. Исследователи находят такие зарисовки в разных частях мира. Подобные чертежи отображают охотничьи угодья, места, где добытчики дичи расставляли ловушки, а также дороги.

Схематически изображая реки, пещеры, горы, леса на подручном материале, человек стремился передать информацию о них последующим поколениям. Чтобы отличать уже знакомые им объекты местности от новых, только что открытых, люди давали им названия. Так, постепенно человечество накапливало географический опыт. И уже тогда наши предки начинали задаваться вопросом о том, что такое Земля.

То, как древние люди представляли себе Землю, во многом зависело от природы, рельефа и климата тех мест, где они проживали. Потому народы разных уголков планеты по-своему видели окружающий мир, и взгляды эти существенно различались.

Вавилон

Ценные исторические сведения о том, как древние люди представляли себе Землю, оставили нам цивилизации, проживавшие на землях между и Евфратом, населявшие дельту Нила и берега Средиземного моря (современные территории Малой Азии и юга Европы). Этой информации более шести тысяч лет.

Так, древние вавилоняне считали Землю "мировой горой", на западном склоне которой находилась Вавилония - их страна. Такому представлению способствовало то, что восточная часть знакомых им земель упиралась в высокие горы, которые никто не решался перейти.

К югу от Вавилонии находилось море. Это позволило людям считать, что "мировая гора" на самом деле круглая, и омывается морем со всех сторон. На море, подобно перевёрнутой чаше, опирается твёрдый небесный мир, который во многом подобен земному. Здесь тоже была своя "суша", "воздух" и "вода". Роль суши исполнял пояс Зодиакальных созвездий, перегородивший небесное "море" подобно плотине. Считалось, что по этой тверди двигаются Луна, Солнце и несколько планет. Небо у вавилонян представлялось местом жительства богов.

Души умерших людей, напротив, обитали в подземной "бездне". Ночью Солнце, погружаясь в море, должно было проходить по этому подземелью от западного края Земли до восточного, а утром, восходя из моря на небесную твердь, снова начинать по ней свой дневной путь.

В основу того, как представляли люди Землю в Вавилоне, были положены наблюдения за природными явлениями. Однако правильно истолковать их вавилоняне не могли.

Палестина

Что касается жителей данной страны, то на этих землях царили другие представления, отличные от вавилонских. Древние евреи проживали в равнинной местности. Поэтому Земля в их видении также выглядела равниной, которую местами пересекали горы.

Ветры, приносящие с собой то засуху, то дожди, занимали в поверьях палестинцев особенное место. Обитая в "нижнем поясе" неба, они отделяли "небесные воды" от поверхности Земли. Вода, кроме того, находилась и под Землёй, питая оттуда все моря и реки на её поверхности.

Индия, Япония, Китай

Наверное, самая известная в наши дни легенда, повествующая о том, как древние люди представляли себе Землю, была сложена древними индийцами. Этот народ верил, что Земля на самом деле имеет форму полусферы, которая опирается на спины четырёх слонов. Эти слоны стояли на спине гигантской черепахи, плавающей в бескрайнем море молока. Все эти существа обвивала множеством колец чёрная кобра Шешу, имевшая несколько тысяч голов. Эти головы, согласно поверьям индийцев, подпирали Вселенную.

Земля в представлении древних японцев ограничивалась территорией известных им островов. Ей приписывалась кубическая форма, а частые землетрясения, происходящие на их родине, объяснялись буйством огнедышащего дракона, живущего глубоко в её недрах.

Около пятисот лет назад польский учёный-астроном Николай Коперник, наблюдая за звёздами, установил, что центром Вселенной является именно Солнце, а не Земля. Почти через 40 лет после смерти Коперника его идеи были развиты итальянцем Галилео Галилеем. Этот учёный сумел доказать, что все планеты Солнечной системы, включая и Землю, на самом деле вращаются вокруг Солнца. Галилея обвинили в ереси и заставили отречься от своего учения.

Однако англичанину Исааку Ньютону, родившемуся спустя год после смерти Галилея, впоследствии удалось открыть закон всемирного тяготения. На его основе он объяснил, почему Луна обращается вокруг Земли, а планеты со спутниками и многочисленные совершают обороты вокруг Солнца.

Алеся Ермолаева
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе по теме «Как жили древние люди?»

Цель : формирование элементарных представлений об истории человечества через реконструкцию образа жизни древних людей .

Задачи :

1. Дать детям первичные представления о том, какими были первые люди на Земле : познакомить с их внешним обликом и образом жизни.

2. Пополнить словарный запас детей словами «человекообразные» , «пещера» , «хижина» .

3. Расширить кругозор и познавательный интерес к жизни людей древнего мира .

4. Продолжать развивать внимание, логическое мышление и наблюдательность, воображение и фантазию через продуктивную деятельность.

5. Воспитывать любознательность и коммуникативные навыки, вызывать интерес с к совместной деятельности, умение договариваться и помогать друг другу.

Материал и оборудование :

Демонстрационный :

Мультимедийное оборудование и презентация;

Деревянная палка и доска для разведения огня :

Мнемотаблица.

Раздаточный :

Одежда, имитирующая шкуру первобытного человека на каждого ребенка и воспитателя; шкуры, на которых сидят дети;

Разрезная картинка «Первобытный мир» - 2 штуки;

Бусины и шнуры (по количеству девочек) ;

Материал для конструирования хижины : шкурки на магнитах 4 штуки, камушки из ткани на магнитах 10 штук, косточки из ткани 16 штук;

Листы для рисования в виде скалы с точечным рисунком древних животных и угольные карандаши (по количеству мальчиков) ;

Влажные салфетки;

Деревянные палочки (10см) на каждого ребенка :

Глиняные фигурки мамонтов по количеству детей.

Ход непрерывной образовательной деятельности.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ. МОТИВАЦИЯ.

(Дети входят в зал, навстречу выходит воспитатель, переодетый в костюм древнего человека , волокущий за собой шкуру, на которой находятся шкуры для детей. Наталкивается на детей и удивляется).

Воспитатель : Какие интересные дети, так странно одеты. (Обращается к ребёнку) . Что это на тебе одето? Откуда вы? (Ответы детей) . Значит и я в детском саду? Я - древний человек . Я хочу домой, в древний мир . Поможете мне, проводите меня? (Дети соглашаются) . Для начала вам нужно переодеться, у нас так не ходят! Вот и одежда для вас. (Дети переодеваются)

Воспитатель садится на шкуру возле экрана.)

Воспитатель : Присаживайтесь ко мне поближе. Теперь вы тоже древние люди . (Дети садятся на шкуры)

Как вы думаете, откуда появился самый первый человек на Земле? (Ответы детей) . На самом деле это все еще остается большой загадкой. Одни ученые считают, что нас создал Бог. Другие, что мы произошли от обезьян. А третьи, вообще, думают, что человек создан инопланетянами.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Воспитатель : Много-много лет назад в Африке появились обезьяны, которые постепенно приобретали человеческий образ и черты, их называют человекообразные обезьяны. Они жили сообща – группами , помогали друг другу и совсем не могли разговаривать. Со временем самые сильные и выносливые превратились в людей. В отличие от других обезьян они ходили без помощи рук, на двух ногах, шерсть на теле стала едва заметной, изменилась форма головы. Так появились древние люди .

Они научились изготавливать простейшие орудия труда. Как выдумаете, какие? (Ответы детей) . Верно, копья, топоры, ножи, палки-копалки.

Посмотрите на экран. С помощью таблицы найдите отличия между человекообразной обезьяной и древним человеком ? (Ответы детей) .

Воспитатель : Чтобы увидеть, как раньше жили ваши предки нужно немного постараться. (Дети самостоятельно делятся на группы по 5 человек ) . Посмотрите, изображение испорчено, его нужно собрать из нескольких частей. (Дети собирают картинку из 5 частей, возвращаются назад к экрану)

Вот они, ваши далекие предки.

Воспитатель : Как вы думаете, чем питались древние люди ? (Ответы детей)

Правильно, ели они ягоды, фрукты, корни растений, яйца птиц. Ловили рыбу, ходили на охоту.

Воспитатель : Вы переоделись в одежду древнего человека . Как она называется? (Ответы детей)

Воспитатель : Верно. В древнем мире не было современной одежды, фабрик, которые ее шили. Древние люди шили одежду из шкуры с помощью тонких полосок кожи, а иголку им заменяли отточенные зубы и кости животных.

Как вы думаете, для чего древние люди стали изготавливать одежду из шкуры? (Ответы детей) . Для чего еще можно было использовать шкуры животных? (Ответы детей)

Воспитатель : Правильно. Чтобы не замёрзнуть, человеку нужна одежда. Что ещё помогало людям согреваться? (Ответы детей) Верно. Однажды во время грозы молния попала в дерево, начался пожар. Так древние люди впервые познакомились с огнём , и поняли, что огонь даёт свет, тепло и отпугивает хищников. Со временем они научились сами добывать огонь. Знаете ли вы, с помощью чего раньше добывали огонь? (Ответы детей) . Давайте, и мы с вами попробуем добыть огонь. (Воспитатель показывает упражнение пальчиковой и дыхательной гимнастики, затем повторяет вместе с детьми). Вот так древние люди добывали огонь .

Знаете ли вы, что служило домом для древних людей ? (Ответы детей) . Правильно, жили они в пещерах и хижинах. Пещера - самое первое жилище людей . Они находили углубление в горе, чтобы укрыться от непогоды и хищных зверей. Со временем древние люди научились строить хижины. Из чего древние люди могли построить хижину? (Ответы детей)

Воспитатель : Из веток, костей и шкуры. В жилище обязательно оставляли место для огня и огораживали это место камнями. Как вы думаете, для чего? (Ответы детей) . (Воспитатель обращает внимание детей на экран) .

Воспитатель : Кажется, потемнело. Посмотрим, не сгущаются ли тучи, не собирается ли дождь. Только глазами посмотрите на небо, влево, вправо, теперь осмотримся вокруг (круговое движение глаз) (2 раза) . Может пойти дождь и нам нужно где-то укрыться. Поэтому мы построим хижины. (Воспитатель предлагает сконструировать хижину из заготовленных деталей – дети делятся на две команды по 5 человек, под музыку)

Воспитатель : Славные и уютные хижины вы построили. (Возвращаются на свои места у экрана) .

Уже в то время люди любили украшать себя. Как вы думаете, что они использовали для украшения? (Ответы детей)

Правильно, пришивали к одеждам ракушки и перья, делали ожерелья из косточек и зубов животных, камешков и других материалов.

С давних времён люди стали украшать своё жилище . В пещерах учёные находят изображения охотников и животных, живших в те далёкие времена. Сначала рисовали только углём. Первые краски делали из мягких пород, которые растирали в порошок и смешивали с животным жиром. Рисовали пальцем, а закрашивали кусочком меха смоченным краской.

Мы с вами сегодня древние люди . Перед вами фрагмент скалы, рисунок на ней не дорисован. Я предлагаю мальчикам с помощью угля соединить точки, и вы увидите, какое животное изображено на скале. А девочки, изготовьте бусы, нанизывая на нитку разные предметы. (Дети выполняют задание, мальчики вытирают руки влажными салфетками, называют животных, девочки надевают бусы). Вы замечательно умеете украшать себя и своё жилище .

(Дети встают в полукруг) .

РЕФЛЕКСИЯ.

Воспитатель : Ребята, сегодня вы мне очень помогли. Спасибо. Вам пора возвращаться назад, но…как это сделать?

Голос : Чтобы вернуться назад, вам нужно ответить на мои вопросы. Зачем вы отправились в прошлое? (Ответы детей) Чем занимались древние люди ? (Ответы детей) . Какое задание для вас оказалось самым сложным? Почему? (Ответы детей) . За вашу смелость и сообразительность на память о сегодняшнем дне дарю вам мамонтят. (Воспитатель с детьми демонстрирует подарки, проходят через дверь – раздает мамонтят)

Воспитатель : Нашу встречу я буду долго помнить. Все, что вы сегодня сделали, вы можете оставить у себя в группе и вместе с вашим воспитателем организовать музей древнего мира . (Прощаются) .

Слайд №1 - заставка.

Слайд №2 – детский сад

Слайд №3 – лес.

Слайд-видео №4 –-превращение в человека

Слайд №6 – эволюция

Слайд №7 – быт древнего человека

Слайд №8 – добывание еды

Слайд №9 – древняя девушка шьет одежду

Слайд №10 – древний человек и шкуры

Слайд №11 – огонь

Слайд №12 – ночь и огонь

Слайд №13 – добывание огонь

Слайд №14 – пещера

Слайд №15 – хижина

Слайд №16 – тучи

Слайд №17 – хижина

Слайд №18 – украшения

Слайд №19 – наскальные рисунки

Слайд №20 - рисунки

Публикации по теме:

Итоговое занятие по ознакомлению с окружающим миром «Удивительный мир природы» в подготовительной к школе группе №9 Цель: Систематизировать знания детей о природе, через эмоциональное отношение к окружающему миру. Задачи: Продолжать формировать познавательный.

Конспект на игровую ситуацию в образовательной области «Ознакомление с окружающим» в средней группе на тему «Осень» Подготовила воспитатель:.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Осень. Периоды осени. Деревья осенью» в подготовительной к школе группе Тема. Осень. Периоды осени. Деревья осенью. Цель: обобщить и систематизировать представления об осени и типичных осенних изменениях в природе.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе по теме «Транспорт». Воспитатель: Макарова Эвелина. Цель: расширять.

Программное содержание: Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана..

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Осенний цветок» Конспект непрерывной образовательной деятельности детей по ознакомлению с окружающим миром «Осенний цветок»Предмет: Образовательная область.

Конспект по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «В гостях у Гриба-Лесовичка»

Конспект по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе. Тема: «В гостях у Гриба-Лесовичка» Воспитатель Гаан Ирина Николаевна Цели и задачи: Закрепить знания о характерных признаках осени, о дарах осени, съедобных и несъедобных.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для подготовительной группы с использованием ИКТ «Знаменитые люди России» Тема: «Знаменитые люди России» Задачи: Познавательное развитие: расширять и закреплять знания детей о знаменитых людях России, чем они прославили.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Семья не только у меня» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе. Тема «Семья не только у меня». Программное содержание:.

Библиотека изображений:

События

Homo habilis (человек умелый) научился обрабатывать камень и делать примитивные орудия труда.

Неандертальцы делали орудия из камня, строили дома, хоронили умерших, высекали огонь. Занимались охотой и собирательством.

Кроманьонцы пользовались каменными орудиями (значительно усовершенствовав их), занимались охотой и собирательством. Они создали первые примитивные формы обжига гончарных изделий. У кроманьонцев впервые появляется искусство . Кроманьонцы, в отличие от неандертальцев, имели физические особенности, необходимые для формирования связной, сложной речи.

Участники

Люди научились изготавливать простейшие орудия труда. Ударяя камнем о камень, они раскалывали гальку так, чтобы ее края стали острыми, как нож. С помощью такого рубила можно было заострять палки, разделывать туши животных, колоть орехи (рис. 2). Умение изготавливать орудия труда было главным отличием древнейших людей от животных.


Главными занятиями наших далеких предков были собирательство и охота. Они искали съедобные коренья и улиток, плоды и ягоды, яйца птиц. Во время охоты люди криками загоняли слабых, старых или совсем молодых животных, оглушали их дубинами и убивали.

Люди постепенно овладели огнем. Испытывая, как и все животные, страх перед таким стихийным бедствием, как лесные пожары, наши далекие предки научились сохранять и поддерживать огонь (рис. 3). Огонь отпугивал диких животных, согревал жилище, освещал стоянку в темное время суток, мясо, испеченное на углях, оказалось вкуснее и питательнее сырого.

Рис. 3. Древние люди изготавливают копья при помощи огня ()

В те далекие времена человеку предстоял еще долгий путь развития, прежде чем стать таким, как современные люди.

Список литературы

  1. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс. — М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира. — М.: Просвещение, 1991.
  3. Древний Рим. Книга для чтения / Под ред. Д. П. Каллистова, С. Л. Утченко. — М.: Учпедгиз, 1953.

Дополнительные р екомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Всемирная История ().
  2. Экологический портал ().

Домашнее задание

  1. Где жили первобытные люди?
  2. Как выглядели наши далекие предки?
  3. В чем было главное отличие древнейших людей от животных?
  4. Почему первобытный человек не мог прожить в одиночку?