Ван гог работы с описанием. Биография винсента ван гога. Другие варианты биографии

По оценкам социологов, в мире наиболее известны три художника: Леонардо да Винчи, Винсент Ван Гог и Пабло Пикассо. Леонардо «отвечает» за искусство старых мастеров, Ван Гог — за импрессионистов и постимпрессионистов XIX века, а Пикассо — за абстракционистов и модернистов XX столетия. При этом если Леонардо предстает в глазах публики не столько живописцем, сколько универсальным гением, а Пикассо — модным «светским львом» и общественным деятелем — борцом за мир, то Ван Гог олицетворяет именно художника. Его считают сумасшедшим гением-одиночкой и мучеником, не думавшим о славе и деньгах. Однако этот образ, к которому все привыкли, не более чем миф, который был использован, чтобы «раскрутить» Ван Гога и с выгодой продать его картины.

В основе легенды о художнике лежит подлинный факт — он занялся живописью, будучи уже зрелым человеком, и всего за десять лет «пробежал» путь от начинающего художника до мастера, перевернувшего представление об изобразительном искусстве. Все это еще при жизни Ван Гога воспринималось как «чудо», не имеющее реальных объяснений. Биография художника не изобиловала приключениями, как, например, судьба Поля Гогена, который успел побывать и брокером на бирже, и матросом, и умер от экзотической для европейского обывателя проказы на не менее экзотическом Хива-Оа, одном из Маркизских островов. Ван Гог был «скучным трудягой», и, кроме странных психических припадков, появившихся у него незадолго до смерти, и самой этой смерти в результате попытки самоубийства, зацепиться мифотворцам было не за что. Но эти немногочисленные «козыри» были разыграны настоящими мастерами своего дела.

Главным творцом Легенды о мастере стал немецкий галерист и искусствовед Юлиус Мейер-Грефе. Он быстро понял масштаб гениальности великого голландца, а главное — рыночный потенциал его картин. В 1893 году двадцатишестилетний галерист приобрел картину «Влюбленная пара» и задумался о «рекламе» перспективного товара. Обладая бойким пером, Мейер-Грефе решил написать привлекательную для коллекционеров и любителей искусства биографию художника. Живым он его не застал и поэтому был «свободен» от личных впечатлений, которые отягощали современников мастера. Кроме того, Ван Гог родился и вырос в Голландии , а как живописец окончательно сложился во Франции . В Германии , где Мейер-Грефе стал внедрять легенду, о художнике никто ничего не знал, и галерист-искусствовед начинал с «чистого листа». Он не сразу «нащупал» образ того безумного гения-одиночки, который сейчас знают все. Сначала мейеровский Ван Гог был «здоровым человеком из народа», а его творчество — «гармонией между искусством и жизнью» и провозвестником нового Большого стиля, которым Мейер-Грефе считал модерн. Но модерн выдохся за считанные годы, и Ван Гог под пером предприимчивого немца «переквалифицировался» в бунтаря-авангардиста, который возглавил борьбу против замшелых академистов-реалистов. Ван Гог-анархист был популярен в кругах художественной богемы, но отпугивал обывателя. И только «третья редакция» легенды удовлетворила всех. В «научной монографии» 1921 года под названием «Винсент», с необычным для литературы такого рода подзаголовком «Роман о Богоискателе» Мейер-Грефе представил публике святого безумца, рукой которого водил Бог. Гвоздем этой «биографии» стала история об отрезанном ухе и творческом безумии, которое вознесло маленького, одинокого человека, вроде Акакия Акакиевича Башмачкина, до высот гениальности.


Винсент Ван Гог. 1873 год

О «кривизне» прототипа

Настоящий Винсент Ван Гог имел мало общего с «Винсентом» Мейер-Грефе. Начать с того, что он окончил престижную частную гимназию, свободно говорил и писал на трех языках, много читал, чем заслужил в художественных парижских кругах кличку Спиноза. За Ван Гогом стояла большая семья, которая никогда не оставляла его без поддержки, хотя и была не в восторге от его экспериментов. Его дед был известнейшим переплетчиком старинных манускриптов, работавшим для нескольких европейских дворов, трое из его дядей успешно торговали искусством, а один был адмиралом и начальником порта в Антверпене, в его доме он жил, когда учился в этом городе. Реальный Ван Гог был довольно трезвым и прагматичным человеком.

Например, одним из центральных «богоискательских» эпизодов легенды с «хождением в народ» стал факт, что в 1879 году Ван Гог был проповедником в бельгийском шахтерском районе Боринаж. Чего только не насочиняли Мейер-Грефе и его последователи! Тут и «разрыв со средой» и «стремление пострадать вместе с убогими и нищими». Объясняется же все просто. Винсент решил пойти по стопам отца и стать священником. Для того чтобы получить сан, необходимо было пять лет учиться в семинарии. Или — пройти ускоренный курс за три года в евангельской школе по упрощенной программе, да еще бесплатно. Предварял все это обязательный полугодичный «стаж» миссионерства в глубинке. Вот Ван Гог и отправился к шахтерам. Конечно, он был гуманистом, старался помочь этим людям, но сближаться с ними и не думал, всегда оставаясь представителем среднего класса. Отбыв положенный срок в Боринаже, Ван Гог решил поступать в евангельскую школу, и тут оказалось, что правила изменились и голландцам вроде него, в отличие от фламандцев, надо платить за обучение. После этого обиженный «миссионер» оставил религию и решил стать художником.

И этот выбор тоже не случаен. Ван Гог являлся профессиональным торговцем искусством — артдилером в крупнейшей фирме «Гупиль». Партнером в ней был его дядя Винсент, в честь которого и назвали юного голландца. Он ему покровительствовал. «Гупиль» играл ведущую в Европе роль в торговле старыми мастерами и солидной современной академической живописью, но не боялся продавать и «умеренных новаторов» вроде барбизонцев. За 7 лет Ван Гог сделал карьеру в непростом, основанном на семейных традициях антикварном бизнесе. Из амстердамского филиала он перебрался сначала в Гаагу, потом в Лондон и, наконец, в штаб-квартиру фирмы в Париже . За эти годы племянник совладельца «Гупиля» прошел серьезную школу, изучил основные европейские музеи и многие закрытые частные собрания, стал настоящим экспертом в живописи не только Рембрандта и малых голландцев, но и французов — от Энгра до Делакруа. «Находясь в окружении картин, — писал он, — я воспылал к ним неистовой, доходящей до исступления любовью». Его кумиром был французский художник Жан Франсуа Милле, прославившийся в то время своими «крестьянскими» полотнами, которые «Гупиль» сбывал по ценам в десятки тысяч франков.


Брат художника Теодор Ван Гог

Вот таким преуспевающим «бытописателем низших классов», как Милле, собирался стать и Ван Гог, используя свое знание жизни шахтеров и крестьян, почерпнутое в Боринаже. Вопреки легенде артдилер Ван Гог не был гениальным дилетантом вроде таких «художников воскресного дня», как таможенник Руссо или кондуктор Пиросмани. Имея за плечами фундаментальное знакомство с историей и теорией искусства, а также с практикой торговли им, упорный голландец в двадцать семь лет приступил к систематическому изучению ремесла живописи. Начал он с рисования по новейшим специальным учебникам, которые ему со всех концов Европы присылали дяди-артдилеры. Руку Ван Гогу ставил его родственник, художник из Гааги Антон Мауве, которому позже благодарный ученик посвятил одну из своих картин. Ван Гог даже поступил сначала в брюссельскую, а затем в антверпенскую Академию художеств, где проучился три месяца, пока не отправился в Париж.

Туда новоиспеченного художника уговорил в 1886 году уехать его младший брат Теодор. Этот бывший на подъеме успешный артдилер сыграл ключевую роль в судьбе мастера. Тео посоветовал Винсенту бросить «крестьянскую» живопись, объяснив, что это уже «паханое поле». И, кроме того, «черные картины» вроде «Едоков картофеля» во все времена продавалась хуже, чем светлое и радостное искусство. Другое дело — буквально созданная для успеха «светлая живопись» импрессионистов: сплошное солнце и праздник. Публика рано или поздно ее обязательно оценит.

Тео-провидец

Так Ван Гог оказался в столице «нового искусства» — Париже и по совету Тео поступил учиться в частную студию Фернана Кормона, бывшую тогда «кузницей кадров» нового поколения художников-экспериментаторов. Там голландец близко сошелся с такими будущими столпами постимпрессионизма, как Анри Тулуз-Лотрек, Эмиль Бернар и Люсьен Писсарро. Ван Гог изучал анатомию, рисовал с гипсов и буквально впитывал все новые идеи, которыми бурлил Париж.

Тео знакомит его с ведущими художественными критиками и своими клиентами-художниками, среди которых были не только добившиеся прочного положения Клод Моне, Альфред Сислей, Камиль Писсарро, Огюст Ренуар и Эдгар Дега, но и «восходящие звезды» Синьяк и Гоген. К моменту приезда в Париж Винсента его брат был руководителем «экспериментального» отделения «Гупиля» на Монмартре. Человек с обостренным чувством нового и превосходный бизнесмен, Тео одним из первых разглядел наступление новой эры в искусстве. Он уговорил консервативное руководство «Гупиля» позволить ему рискнуть заняться торговлей «светлой живописью». В галерее Тео проводил персональные выставки Камиля Писсарро, Клода Моне и других импрессионистов, к которым Париж начал понемногу привыкать. Этажом выше, в своей собственной квартире, он устраивал «сменные экспозиции» картин дерзкой молодежи, которые «Гупиль» боялся показывать официально. Это был прообраз элитных «квартирных выставок», вошедших в моду в XX веке, и их гвоздем стали работы Винсента.

Еще в 1884 году братья Ван Гоги заключили между собой соглашение. Тео в обмен на картины Винсента выплачивает ему 220 франков в месяц и обеспечивает его кистями, холстами и красками лучшего качества. Кстати, благодаря этому картины Ван Гога в отличие от работ Гогена и Тулуз-Лотрека, из-за безденежья писавших на чем попало, так хорошо сохранились. 220 франков составляли четверть месячного заработка врача или юриста. Почтальон Жозеф Рулен в Арле, которого легенда сделала кем-то вроде покровителя «нищего» Ван Гога, получал вдвое меньше и в отличие от одинокого художника кормил семью с тремя детьми. Денег Ван Гогу хватало даже на создание коллекции японских гравюр. Кроме того, Тео поставлял брату «прозодежду»: блузы и знаменитые шляпы, необходимые книги и репродукции. Он же оплачивал лечение Винсента.

Все это не было простой благотворительностью. Братья составили амбициозный план — создать рынок живописи постимпрессионистов, поколения художников, шедшего на смену Моне и его друзьям. Причем с Винсентом Ван Гогом как одним из лидеров этого поколения. Соединить, казалось бы, несоединимое — рискованное авангардное искусство мира богемы и коммерческий успех в духе респектабельного «Гупиля». Тут они почти на столетие опередили свое время: только Энди Уорхолу и другим американским попартистам удалось сразу разбогатеть на авангардном искусстве.

«Непризнанный»

В целом положение Винсента Ван Гога было уникальным. Он работал художником на договоре у артдилера, который был одной из ключевых фигур рынка «светлой живописи». И этим артдилером был его брат. О таком положении считающий каждый франк неприкаянный бродяга Гоген, например, мог только мечтать. Ко всему прочему Винсент не был простой марионеткой в руках бизнесмена Тео. Не был он и бессребреником, не желавшим продавать профанам свои картины, которые он даром раздавал «родственным душам», как писал Мейер-Грефе. Ван Гог, как и всякий нормальный человек, желал признания не у далеких потомков, а при жизни. Признания, важным знаком которого для него являлись деньги. И будучи сам в прошлом торговцем искусством, он знал, как этого добиваться.

Одна из главных тем его писем к Тео отнюдь не богоискательство, а рассуждения о том, что надо делать, чтобы выгодно сбыть картины, и какая живопись быстрее найдет путь к сердцу покупателя. Для продвижения на рынке он вывел безупречную формулу: «Ничто не поможет нам продать наши картины лучше, чем их признание хорошим украшением для домов среднего класса». Чтобы наглядно показать, как будут «смотреться» картины постимпрессионистов в буржуазном интерьере, Ван Гог сам в 1887 году устроил две выставки в кафе «Тамбурин» и ресторане «Ла Форш» в Париже и даже продал с них несколько работ. Позже легенда обыграла этот факт как акт отчаяния художника, которого никто не хотел пускать на нормальные выставки.

А между тем он постоянный участник выставок в Салоне независимых и Свободном театре — самых модных местах парижских интеллектуалов того времени. Его картины выставляют артдилеры Арсен Портье, Джордж Томас, Пьер Мартин и Танги. Великий Сезанн получил возможность показать свое творчество на персональной выставке только в возрасте 56 лет, после почти четырех десятилетий каторжного труда. Тогда как работы Винсента, художника с шестилетним стажем, можно было увидеть в любое время на «квартирной выставке» Тео, где перебывала вся художественная элита столицы мира искусства — Парижа.

Реальный Ван Гог меньше всего похож на отшельника из легенды. Он — свой в среде передовых художников эпохи, самое убедительное свидетельство чему — несколько портретов голландца, написанных Тулуз-Лотреком, Русселем, Бернаром. Люсьен Писсарро изобразил его беседующим с самым влиятельным художественным критиком тех лет Фенелоном. Камилю Писсарро Ван Гог запомнился тем, что не стеснялся остановить нужного ему человека на улице и прямо у стенки какого-нибудь дома показывать свои картины. Представить в такой ситуации настоящего отшельника Сезанна просто невозможно.

Легенда прочно утвердила представление о непризнанности Ван Гога, о том, что при жизни была продана всего одна его картина «Красные виноградники в Арле», которая сейчас висит в московском Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. На самом деле продажа этого полотна с выставки в Брюсселе в 1890 году за 400 франков была прорывом Ван Гога в мир серьезных цен. Он продавался ничуть не хуже своих современников Сера или Гогена. По документам известно, что у художника купили четырнадцать работ. Первым это сделал друг семьи голландский артдилер Терстиг в феврале 1882 года, и Винсент написал Тео: «Первая овечка прошла через мост». В реальности продаж было больше, об остальных просто не сохранилось точных свидетельств.

Что касается непризнанности, то начиная с 1888 года известные критики Гюстав Кан и Феликс Фенелон в обзорах выставок «независимых», как называли тогда авангардистов, выделяют свежие и яркие работы Ван Гога. Критик Октав Мирбо посоветовал Родену купить его картины. Они были в коллекции такого взыскательного ценителя, как Эдгар Дега. Еще при жизни Винсент прочитал в газете «Меркюр де Франс», что он великий художник, наследник Рембрандта и Халса. Это написал в своей статье, целиком посвященной творчеству «удивительного голландца», восходящая звезда «новой критики» Анри Орье. Он намеревался создать биографию Ван Гога, но, к сожалению, умер от туберкулеза вскоре после смерти самого художника.

О разуме, свободном «от оков»

Зато «биографию» издал Мейер-Грефе, и в ней он особенно расписал «интуитивный, свободный от оков разума» процесс творчества Ван Гога.

«Винсент писал картины в слепом, бессознательном упоении. Его темперамент выплескивался на холст. Деревья кричали, облака охотились друг за другом. Солнце зияло ослепительной дырой, ведущей в хаос».

Проще всего опровергнуть это представление о Ван Гоге словами самого художника: «Великое создается не одним только импульсивным действием, но и соучастием множества вещей, которые были приведены к единому целому... С искусством, как и со всем остальным: великое не является чем-то случайным, но должно быть создано упорным волевым напряжением».

Подавляющее большинство писем Ван Гога посвящено вопросам «кухни» живописи: постановка задач, материалы, техника. Случай почти беспрецедентный в истории искусства. Голландец был настоящим трудоголиком и утверждал: «В искусстве надо работать, как несколько негров, и спускать с себя кожу». В конце жизни он действительно писал очень быстро, картину мог от начала до конца сделать за два часа. Но при этом все время повторял любимое выражение американского художника Уистлера: «Я сделал это в два часа, но работал годами, чтобы сделать в эти два часа что-нибудь стоящее».

Ван Гог писал не по наитию — долго и напряженно работал над одним и тем же мотивом. В городе Арле, где он устроил свою мастерскую, уехав из Парижа, он начал серию из 30 работ, связанных общей творческой задачей «Контраст». Контраст цветовой, тематический, композиционный. Например, пандан «Кафе в Арле» и «Комната в Арле». В первой картине — мрак и напряжение, во второй — свет и гармония. В этом же ряду несколько вариантов его знаменитых «Подсолнухов». Вся серия задумывалась как пример украшения «жилища среднего класса». Перед нами от начала и до конца продуманные творческая и рыночная стратегии. Посмотрев его картины на выставке «независимых», Гоген написал: «Вы единственный думающий художник из всех».

Краеугольный камень легенды о Ван Гоге— его безумие. Якобы только оно позволило ему заглянуть в такие глубины, которые недоступны простым смертным. Но художник не был с юности полубезумцем со вспышками гениальности. Периоды депрессии, сопровождаемые припадками, похожими на эпилепсию, от которых он лечился в психиатрической клинике, начались у него только в последние полтора года жизни. Врачи видели в этом действие абсента — алкогольного напитка, настоянного на полыни, чье разрушительное действие на нервную систему стало известно только в XX веке. При этом как раз именно в период обострения болезни художник не мог писать. Так что псхическое расстройство не «помогало» гению Ван Гога, а мешало.

Очень сомнительна знаменитая история с ухом. Оказалось, что Ван Гог не мог отрезать его себе «под корень», он просто истек бы кровью, ведь помощь ему оказали только через 10 часов после инцидента. У него была отрезана только мочка, о чем сказано во врачебном заключении. И кто это сделал? Существует версия, что это произошло во время ссоры с Гогеном, которая имела место в тот день. Искушенный в матросских драках Гоген полоснул Ван Гога по уху, и у того от всего пережитого случился нервный припадок. Позже, чтобы оправдать свое поведение, Гоген сочинил историю о том, что Ван Гог в припадке безумия гонялся за ним с бритвой в руках, а потом покалечил сам себя.

Даже картина «Комната в Арле», искривленное пространство которой считали фиксацией безумного состояния Ван Гога, оказалась на удивление реалистичной. Были найдены планы дома, в котором художник жил в Арле. Стены и потолок его жилища действительно были скошенными. Никогда Ван Гог не писал картин при луне со свечами, укрепленными на шляпе. Но творцы легенды всегда вольно обращались с фактами. Зловещую картину «Пшеничное поле», с уходящей вдаль дорогой, застилаемой стаей воронов, они, например, объявили последним полотном мастера, предсказывающим его смерть. Но хорошо известно, что после нее он написал еще целый ряд работ, где злополучное поле изображено сжатым.

«Ноу-хау» главного автора мифа о Ван Гоге Юлиуса Мейер-Грефе — не просто вранье, а подача вымышленных событий вперемешку с подлинными фактами, да еще в форме безупречного научного труда. Например, подлинный факт — Ван Гог любил работать под открытым небом потому, что плохо переносил запах скипидара, которым разводят краски, — «биограф» использовал как основу для фантастической версии о причине самоубийства мастера. Якобы Ван Гог влюбился в солнце — источник его вдохновения и не позволял себе покрывать голову шляпой, стоя под его жгучими лучами. У него сгорели все волосы, солнце напекло незащищенный череп, он сошел с ума и покончил с собой. На поздних автопортретах Ван Гога и изображениях мертвого художника, сделанных его друзьями, видно, что волос на голове он не утратил до самой смерти.

«Прозрения юродивого»

Ван Гог выстрелил в себя 27 июля 1890 года, после того как, казалось, его психический кризис был преодолен. Незадолго до этого его выписали из клиники с заключением: «Выздоровел». Сам факт того, что хозяин меблированных комнат в Овере, где Ван Гог жил в последние месяцы своей жизни, доверил ему револьвер, необходимый художнику для отпугивания ворон во время работы на этюдах, говорит о том, что он вел себя абсолютно нормально. Сегодня врачи сходятся на том, что самоубийство произошло не во время припадка, а было результатом стечения внешних обстоятельств. Тео женился, у него появился ребенок, и Винсента угнетала мысль, что брат будет заниматься только своей семьей, а не их планом покорения художественного мира.

После рокового выстрела Ван Гог прожил еще два дня, был удивительно спокоен и стойко переносил страдания. Он скончался на руках у безутешного брата, который так и не смог оправиться от этой потери и умер спустя полгода. Фирма «Гупиль» за бесценок распродала все произведения импрессионистов и постимпрессионистов, которые накопил в галерее на Монмартре Тео Ван Гог, и закрыла эксперимент со «светлой живописью». Картины Винсента Ван Гога вдова Тео Иоганна Ван Гог-Бонгер увезла в Голландию. Только в начале XX столетия к великому голландцу пришла тотальная слава. Как считают специалисты, если бы не почти одновременная ранняя смерть обоих братьев, это произошло бы еще в середине 1890-х годов и Ван Гог был бы очень богатым человеком. Но судьба распорядилась иначе. Пожинать плоды трудов великого живописца Винсента и великого галериста Тео стали люди типа Мейер-Грефе.

В кого вселился Винсент?

Роман о богоискателе «Винсент» предприимчивого немца пришелся как нельзя кстати в обстановке крушения идеалов после бойни Первой мировой войны. Мученик от искусства и безумец, мистическое творчество которого предстало под пером Мейер-Грефе чем-то вроде новой религии, такой Ван Гог захватил воображение и пресыщенных интеллектуалов, и неискушенных обывателей. Легенда оттеснила на задний план не только биографию реального художника, но и извратила представление о его картинах. В них видели какое-то месиво красок, в котором угадываются пророческие «прозрения» юродивого. Мейер-Грефе превратился в главного знатока «мистического голландца» и стал не только торговать картинами Ван Гога, но и за большие деньги выдавать сертификаты о подлинности произведений, появлявшихся под именем Ван Гога на художественном рынке.

В середине 1920-х годов к нему пришел некий Отто Вакер, выступавший с эротическими танцами в берлинских кабаре под псевдонимом Олинто Ловель. Он показал несколько картин с подписью «Винсент», написанных в духе легенды. Мейер-Грефе пришел в восторг и немедленно подтвердил их подлинность. Всего Вакер, открывший свою собственную галерею в модном районе на Потсдамерплац, выбросил на рынок больше 30 «Ван Гогов», пока не поползли слухи о том, что они фальшивые. Поскольку речь шла об очень большой сумме, в дело вмешалась полиция. На суде танцор-галерист рассказывал байку-«провенанс», которой «кормил» и своих доверчивых клиентов. Картины он якобы приобрел у русского аристократа, который купил их еще в начале века, а во время революции успел вывезти из России в Швейцарию. Имя Вакер не называл, утверждая, что озлобленные потерей «национального сокровища» большевики уничтожат семью аристократа, оставшуюся в Советской России.

В битве экспертов, которая развернулась в апреле 1932 года в судебном зале берлинского района Моабит, Мейер-Грефе и его сторонники горой стояли за подлинность вакеровских «Ван Гогов». Но полиция устроила обыск в ателье брата и отца танцора, которые были художниками, и нашла 16 свеженьких «Ван Гогов». Технологическая экспертиза показала, что они идентичны проданным полотнам. К тому же химики выяснили, что при создании «картин русского аристократа» были использованы краски, появившиеся только после смерти Ван Гога. Узнав об этом, один из «экспертов», поддержавших Мейер-Грефе и Вакера, заявил ошеломленному судье: «А откуда вы знаете, что Винсент после смерти не вселился в конгениальное тело и не творит до сих пор?»

Вакер получил три года тюрьмы, а репутация Мейер-Грефе была разрушена. Вскоре он умер, но легенда, несмотря ни на что, продолжает жить до сих пор. Именно на ее основе американский писатель Ирвинг Стоун в 1934 году написал свой бестселлер «Жажда жизни», а голливудский режиссер Винсенте Миннелли в 1956 году поставил фильм о Ван Гоге. Роль художника там сыграл актер Кёрк Дуглас. Фильм заработал «Оскара» и окончательно утвердил в головах миллионов людей образ полубезумного гения, взявшего на себя все грехи мира. Затем американский период в деле канонизации Ван Гога сменился японским.

В Стране восходящего солнца великого голландца благодаря легенде стали считать чем-то средним между буддийским монахом и совершившим харакири самураем. В 1987 году компания «Ясуда» купила на аукционе в Лондоне «Подсолнухи» Ван Гога за 40 миллионов долларов. Три года спустя эксцентричный миллиардер Риото Сайто, который ассоциировал себя самого с Винсентом из легенды, заплатил на аукционе в Нью-Йорке 82 миллиона долларов за «Портрет доктора Гаше» кисти Ван Гога. Целое десятилетие это была самая дорогая картина в мире. По завещанию Сайто ее должны были сжечь вместе с ним после его смерти, но кредиторы разорившегося к тому времени японца не дали этого сделать.

Пока мир сотрясали скандалы вокруг имени Ван Гога, историки искусства, реставраторы, архивисты и даже врачи шаг за шагом исследовали подлинные жизнь и творчество художника. Огромную роль в этом сыграл Музей Ван Гога в Амстердаме, созданный в 1972 году на основе коллекции, которую подарил Голландии сын Тео Ван Гога, носивший имя своего великого дяди. Музей занялся проверкой всех картин Ван Гога в мире, отсеяв несколько десятков фальшивок, и проделал огромную работу по подготовке научной публикации переписки братьев.

Но, несмотря на огромные усилия как сотрудников музея, так и таких корифеев вангоговедения, как канадка Богомила Велш-Овчарова или голландец Ян Хальскер, легенда о Ван Гоге не умирает. Она живет своей жизнью, порождая очередные фильмы, книги и спектакли о «святом безумце Винсенте», не имеющем ничего общего с великим тружеником и первооткрывателем новых путей в искусстве Винсентом Ван Гогом. Так уж устроен человек: романтическая сказка для него всегда привлекательнее «прозы жизни», какой бы великой она ни была.

30 марта 1853 года родился знаменитый нидерландский художник-постимпрессионист Винсент Ван Гог, выставку которого в своей песне в прошлом году воспела известная группировка "Ленинград". Редакция решила напомнить своим читателям, что это за мастер, чем он знаменит и как остался без уха.

Кто такой Винсент Ван Гог и что он нарисовал?

Ван Гог – всемирно известный художник, автор знаменитых "Подсолнухов", "Ирисов" и "Звездной ночи". Мастер прожил всего 37 лет, из которых не больше десяти посвятил живописи. Несмотря на непродолжительность творческого пути, его наследие огромно: он успел написать больше 800 картин и тысячи рисунков.

Каким Ван Гог был в детстве?

Винсент Ван Гог родился 30 марта 1853 года в нидерландской деревушке Грот-Зюндерт. Его отец был протестантским пастором, а мать – дочерью переплётчика и продавца книг. Свое имя будущий художник получил в честь деда по отцовской линии, но предназначалось оно не ему, а первому ребенку родителей, который появился на свет на год раньше Ван Гога, но умер в первый же день. Так, Винсент, будучи рожденным вторым, стал в семье старшим.

Домочадцы маленького Винсента считали своенравным и странным, за проделки его часто наказывали. Вне семьи он, напротив, был очень тихим и задумчивым, с другими детьми почти не играл. В деревенскую школу он ходил всего год, после его отправили в интернат за 20 км от родного дома – этот отъезд мальчик воспринял как настоящий кошмар и не мог забыть о случившемся, даже будучи взрослым. После его перевели в другой интернат, который он бросил посреди учебного года и больше так и не восстановился. Примерно то же отношение ожидало все последующие места, где он пытался получить образование.

Когда и как начал рисовать?

В 1869 году Винсент устроился на службу в крупную художественно-торговую фирму своего дяди в качестве дилера. Именно здесь он начал разбираться в живописи, учиться ценить ее и понимать. После ему надоело торговать картинами, и он понемногу начал сам рисовать и делать наброски. Как такового образования Ван Гог не получил: в Брюсселе он учился в Королевской Академии изящных искусств, но через год ее бросил. Также художник посещал престижную частную художественную студию знаменитого в Европе педагога Фернана Кормона, изучал живопись импрессионизма, японскую гравюру, произведения Поля Гогена.

Как складывалась его личная жизнь?

В жизни Ван Гога были лишь неудачные отношения. В первый раз он влюбился, еще работая у своего дяди дилером. Касаемо этой барышни и ее имени биографы художника спорят до сих пор, не вдаваясь в подробности, стоит сказать, что девушка ухаживания Винсента отвергла. После мастер полюбил свою кузину, она также ему отказала, а настойчивость юноши и вовсе настроила против него всех их общих родственников. Следующей его избранницей стала беременная уличная женщина Христин, с которой Винсент познакомился случайно. Она, не раздумывая, к нему переехала. Ван Гог был счастлив – у него появилась натурщица, но у Христин оказался настолько суровый нрав, что дама превратила жизнь молодого человека в ад. Так каждая любовная история заканчивалась весьма трагично, а Винсент долго не мог оправиться от нанесенных ему психологических травм.

Правда ли, что Ван Гог хотел стать священником?

Это действительно так. Винсент был из религиозной семьи: отец – пастор, один из родственников – признанный теолог. Когда Ван Гог охладел к торговле живописью, он решил стать священником. Первое, что он сделал, покончив с карьерой дилера – перебрался в Лондон, где трудился учителем в нескольких интернатах. После, правда, вернулся на родину и работал в книжном магазине. Большую часть своего времени он делал наброски и переводил отрывки из Библии на немецкий, английский и французский языки.

Тогда же Винсент изъявил желание стать пастором, а семья его в этом поддержала и отправила в Амстердам готовиться к поступлению в университет на отделение теологии. Только учеба его, так же как и в школе, разочаровала. Оставив и это заведение, он прошел курсы в Протестантской миссионерской школе (а может, и не окончил их - версии существуют разные) и провел полгода в качестве миссионера в шахтерском посёлке Патюраж в Боринаже. Художник настолько рьяно работал, что местное население и члены Евангелического общества назначили ему жалованье в 50 франков. Пройдя полугодичный стаж, Ван Гог намеревался поступить в евангельскую школу для продолжения образования, но счёл введённую плату за обучение проявлением дискриминации и отказался от своих намерений. Тогда же он решил побороться за права рабочих и обратился к дирекции шахт с ходатайством об улучшении условий труда. Прислушиваться к нему не стали и отстранили от должности проповедника. Это стало серьёзным ударом по эмоционально-психическому состоянию художника.

Зачем отрезал ухо и как умер?

Ван Гог близко общался с другим, не менее знаменитым художником Полем Гогеном. Когда Винсент в 1888 году обосновался на Юге Франции в городке Арль, он решил создать "Мастерскую Юга", которая должна была стать особым братством художников-единомышленников, важную роль в мастерской Ван Гог отводил Гогену.

25 октября того же года Поль Гоген приехал в Арль, чтобы обсудить идею создания мастерской. Но мирное общение не задалось, между мастерами возникали конфликты. В конце концов Гоген решил уехать. После очередного спора 23 декабря Ван Гог набросился на друга с бритвой в руках, но Гогену удалось его остановить. Как произошла эта ссора, при каких обстоятельствах и что послужило причиной – неизвестно, но в ту же ночь Винсент отрезал себе не ухо целиком, как многие привыкли считать, а только его мочку. Выразил ли он так свое раскаяние или это было проявлением болезни – неясно. На следующий день, 24 декабря, Ван Гога отправили в психиатрическую лечебницу, где приступ повторился, и мастеру поставили диагноз "эпилепсия височных долей".

Наклонность причинять себе боль стала и причиной смерти Ван Гога, хотя касаемо этого тоже существует множество легенд. Основной считается версия, что художник отправился на прогулку с материалами для рисования и выстрелил себе в область сердца из револьвера, купленного для отпугивания птиц во время работы на пленэре. Но пуля прошла ниже. Так мастер самостоятельно дошел до гостиницы, в которой жил, ему оказали первую помощь, но спасти Винсента Ван Гога так и не удалось. 29 июля 1890 года он умер от потери крови.

Сколько стоят картины Ван Гога сейчас?

Винсент Ван Гог к середине XX века стал рассматриваться как один из величайших и самых узнаваемых художников. Его работы, по оценкам аукционных домов, считаются одними из наиболее дорогих. Распространился миф, что за свою жизнь мастер продал только одно полотно – "Красные виноградники в Арле", но это не совсем так. Эта картина стала первой, за которую заплатили существенную сумму – 400 франков. При этом сохранились документы о прижизненной продаже еще как минимум 14 работ Ван Гога. Сколько было совершено им реальных сделок – неизвестно, но не стоит забывать, что начинал он все-таки как дилер и торговать своими картинами был способен.

В 1990 году на аукционе Кристи в Нью-Йорке картина Ван Гога "Портрет доктора Гаше" была куплена за $ 82,5 млн, а "Портрет художника без бороды" стоил $ 71,5 млн. Полотна "Ирисы", "Пейзаж с грозовыми облаками", "Пшеничное поле с кипарисами" оцениваются примерно от $ 50 млн до $ 60 млн. Натюрморт "Ваза с ромашками и маками" в 2014 году купили за $ 61,8 млн.

Винсент Ван Гог. Эта фамилия знакома каждому школьнику. Ещё в детстве мы шутили между собой «рисуешь как Ван Гог»! или «ну ты Пикассо!»… Ведь бессмертен лишь тот, чье имя навсегда останется в истории не только живописи и мирового искусства, но и человечества.

На фоне судеб европейских художников жизненный путь Винсента Ван Гога (1853-1890) выделяется тем, что он достаточно поздно обнаружил в себе тягу к искусству. До 30 лет Винсент не подозревал, что именно живопись станет конечным смыслом его жизни. Призвание созревает в нём не спеша, чтобы подобно взрыву вырваться наружу. Ценой труда почти на грани человеческих возможностей, который станет уделом всей его оставшейся жизни, на протяжении 1885-1887 годов Винсент сумеет выработать свой индивидуальный и уникальный стиль, который в будущем назовут «импасто». Его художественная манера будет способствовать укоренению в европейском искусстве одного из самых искренних, чутких, человечных и эмоциональных направлений – экспрессионизма. Но, главное, она станет истоком его творчества, его картин и графики.

Винсент Ван Гог родился 30 марта 1853 года в семье протестантского пастора, в голландской провинции Северный Брабант, в деревне Грот Зюндерт, где его отец пребывал на службе. Семейная среда очень многое определили в судьбе Винсента. Род Ван Гогов был старинным, известным ещё с XVII века. В эпоху Винсента Ван Гога было два традиционных семейных занятия: кто-то из представителей этого рода обязательно занимался церковной деятельностью, а кто-то – торговлей произведениями искусства. Винсент был старшим, но не первым ребёнком в семье. Годом ранее родился, но вскоре умер его брат. Второй сын и был назван в память умершего Винсентом Виллемом. После него появилось ещё пятеро детей, но только с одним из них будущий художник будет связан тесными братскими узами до последнего дня своей жизни. Не будет преувеличением сказать, что без поддержки младшего брата Тео, Винсент Ван Гог как художник вряд ли бы состоялся.

В 1869 году Ван Гог переезжает в Гаагу и начинает заниматься торговлей картинами в фирме «Гупиль» и репродукциями произведений искусства. Винсент активно и добросовестно работает, в свободное время много читает и посещает музеи, понемногу рисует. В 1873 Винсент начинает переписку с братом Тео, которая продлится до самой его смерти. В наше время письма братьев изданы в книге, которая называется «Ван Гог. Письма к брату Тео» и купить её можно практически в любом хорошем книжном магазине. Эти письма – волнующие свидетельства внутренней духовной жизни Винсента, его поисков и ошибок, радостей и разочарований, отчаяния и надежд.

В 1875 году Винсент получает назначение в Париж. Он регулярно посещает Лувр и Люксембургский музей, выставки современных художников. К этому времени он уже сам рисует, однако ещё ничто не предвещает, что занятие искусством скоро станет всепоглощающей страстью. В Париже происходит перелом в его душевном развитии: Ван Гог сильно увлекается религией. Многие исследователи связывают это состояние с несчастной и односторонней любовью, которую Винсент пережил в Лондоне. Много позже, в одном из писем к Тео, художник, анализируя свою болезнь, отметит, что психическое нездоровье является их семейной чертой.

С января 1879 года Винсент получает должность проповедника в Ваме, поселке, расположенном в Боринаже – области в южной Бельгии, центре угольной промышленности. Его глубоко поражает крайняя нищета, в которой живут шахтеры и их семьи. Начинается глубокий конфликт, который открывает глаза Ван Гога на одну истину – служители официальной церкви вовсе не заинтересованы по-настоящему облегчить участь людей, оказавшихся в нечеловеческих условиях.

Поняв до конца эту ханжескую позицию, Ван Гог испытывает ещё одно глубокое разочарование, порывает с церковью и делает свой окончательный жизненный выбор – служить людям своим искусством.

Ван Гог и Париж

Последние приезды Ван Гога в Париж были связаны с работой в «Гупиль». Однако ни разу до этого художественная жизнь Парижа не оказывала заметного влияния на его творчество. На этот раз пребывание Ван Гога в Париже длится с марта 1886-го по февраль 1888-го. Это два чрезвычайно насыщенных года в жизни художника. За этот короткий период он осваивает импрессионистическую и неоимпрессионистическую техники, что способствует высветлению его собственной цветовой палитры. Приехавший из Голландии художник превращается в одного из самых оригинальных представителей парижского авангарда, новаторство которого разрывает изнутри все условности, сковывающие огромные выразительные возможности цвета как такового.

В Париже Ван Гог общается с Камилем Писсаро, Анри де Тулуз-Лотреком, Полем Гогеном, Эмилем Бернаром и Жоржем Сера и другими молодыми живописцами, а также с торговцем красками и коллекционером папашей Танги.

Последние годы жизни

К концу 1889 года, в это сложное для себя время, обостряющееся припадками сумасшествия, душевных расстройств и тяге к суициду, Ван Гог получает приглашение принять участие в выставке Салона независимых, организованной в Брюсселе. В конце ноября Винсент отсылает туда 6 картин. 17 мая 1890 года у Тео есть план поселить Винсента в городке Овер-сюр-Уаз под присмотром доктора Гаше, который увлекался живописью и был другом импрессионистов. Состояние Ван Гога улучшается, он много работает, пишет портреты своих новых знакомых, пейзажи.

6 июля 1890 года Ван Гог приезжает в Париж к Тео. Альбер Орье и Тулуз-Лотрек навещает дом Тео, чтобы встретится с ним.

Из последнего письма к Тео Ван Гог говорит: “…Через меня ты принимал участие в создании кое-каких полотен, которые даже в бурю сохраняют мой покой. Что ж, я заплатил жизнью за свою работу, и она стоила мне половины моего рассудка, это так… Но я не сожалею”.

Так закончилась жизнь одного из величайших художников не только XIX века, но и во всей истории искусства в целом.

Тощий котенок неловко карабкается вверх по изогнутому стволу яблони. Страх сорваться гонит его все выше и выше. Вчера Винсент наблюдал за несмышленышем в саду, а сегодня принес и положил на колени матери лист бумаги – свой первый рисунок. Мать немного удивлена: ее старший сын – замкнутый и нелюдимый мальчик – впервые приоткрыл для нее свой мир. Однажды Винсент уже пытался вылепить из глины слона, но, заметив, что за ним наблюдают, смял его в кулачке. Мальчишке недавно исполнилось восемь лет. Пройдут годы, и о нем заговорят как о чудаке и лишь через десятки лет – как о настоящем художнике.

Семья, детство

Винсент Ван Гог родился в семье пастора в небольшом поселке Гроот-Зюндерт. Его отец принадлежал к известному нидерландскому роду и даже мог похвастаться семейным гербом – веткой с тремя розами. Издавна представители почтенного семейства Ван Гогов занимали видные посты, жили в достатке и обладали отменным здоровьем. Однако отец Винсента Теодор Ван Гог всего этого не унаследовал. Наделенный добрым нравом, этот простой человек с аккуратностью клерка выполнял обязанности священника, а прихожане называли его «славным пастором». Заурядность его обывательской жизни будет по­тревожена лишь через двадцать лет после рождения старшего сына Винсента, когда в его душе поселится постоянный страх за непутевого горе-художника.

Мать Винсента Анна Корнелия Карбентус из почтенной семьи придворного мастера-переплетчика была женщиной импульсивной, с беспокойным характером. Она часто бывала резка со своими детьми, даже в повседневных делах проявляла упрямство избалованной девочки.

Неожиданные вспышки гнева и приступы ярости еще маленького Винсента свидетельствовали о тяжелой наследст­венности. Из шестерых детей пастора только он отличался угрюмостью, любил гулять в одиночестве, подолгу молчал. Он вообще мало походил на ребенка: приземистая и неуклюжая фигура, покатый лоб, густые брови и недетский мрачный взгляд.

На формирование психики мальчика не могло не повлиять и странное, почти мистическое обстоятельство, связанное с его появлением на свет. Винсент не был первенцем у своих родителей. Ровно за год до его рождения, день в день, Анна Корнелия родила мальчика. Младенца нарекли Винсентом, что означает «победитель». Но он прожил всего шесть недель. Боль от потери смягчилась лишь тогда, когда Анна вновь забеременела. 30 марта 1853 года она разрешилась от бремени мальчиком. В память о первенце его назвали Винсентом Виллемом. Эта история могла стать семейной тайной, но маленький Винсент знал ее от родителей. И малыша нередко видели на кладбище, где покоился его старший брат.

Одинокие прогулки пробудили в Винсенте чуткую наблюдательность. Он разглядывал растения, изучал насекомых, собирал гербарий и жестяные коробки с жучками-паучками.

В большой семье пастора любили и баловали упрямого и своенравного старшенького. Братья и сестры его немного побаивались, хотя маленький дикарь не был злобным или заносчивым. Настоящая, пытливая и деятельная дружба возникла у Винсента только с младшим братом Тео.

Продавец картин Ван Гог

Когда Винсенту исполнилось шестнадцать лет, почтенный пастор созвал семейный совет – нужно было определять будущее сына. Дядюшка Сент, который содержал в Гааге картинную галерею, обещал племяннику свое покровительство и дал рекомендации к господину Терстеху, директору гаагского филиала парижской фирмы «Гупиль».

Родственники были довольны: Винсент устроен не хуже других, поднакопит опыта, и из него выйдет образцовый служащий. Стоит ли говорить, что юный продавец картин вовсе не стремился к этому. Разговаривая с клиентами, он не старался им угодить, вступал в дерзкие споры об искусстве, а иногда что-то сердито бормотал себе под нос. Но этот чудаковатый новенький странным образом притягивал покупателей, он завораживал своим глубоким интересом к «товару» – картинам. Окунувшись в мир живописи, Винсент восторженно старался в нем разобраться и узнать как можно больше. Каждое воскресенье он посвящал музеям. Через четыре года Винсента с повышением перевели в лондонский филиал.

Ван Гог представлял себе английскую столицу только по романам Диккенса, которые читал с упоением. Приехав в Лондон, он сразу же купил себе цилиндр, зная наверняка, что здесь без такого элегантного головного убора «невозможно вести дела». Гуляя по городу, он пытался разглядеть в пестрой толпе персонажей своего любимого писателя, а в воображении рисовал картины бесхитростного и безмятежного английского счастья. Ему так хотелось примерить на себя роль добродушного отца многочисленного семейства!

Вскоре молодой человек, которому уже исполнилось двадцать лет, впервые влюбился. Как это часто бывает – в первую попавшуюся смазливую девчонку – дочь его квартирной хозяйки. Робкий и неуклюжий юноша еще не знал правил любовной игры. А ведь кокетка Урсула вовлекала его именно в игру. Ван Гог со всех ног спешил домой с работы, чтобы наконец увидеть ее, а Урсула только благосклонно принимала его неумелые ухаживания. Он называл свою любимую «ангелом с младенцами», а ее лишь забавлял этот неказистый голландец, к тому же скверно владеющий английским языком.

Долгие месяцы Винсент вынашивал в душе слова любви, но, когда признался в своих чувствах, был потрясен: Урсула смеялась. Она уже давно помолвлена, она невеста другого. Эта довольно банальная история первой любви нанесла глубокую рану искреннему и страстному юноше. И, как принято писать в биографиях, стала поворотным этапом в судьбе будущего художника.

Чудак в стоптанных башмаках

Спасаясь бегством из Лондона, Ван Гог едет в Хелфоурт, где живут теперь его родители. Закрывшись в своей комнате на ключ, Винсент оказывается один на один с бедой, крушением радужных планов и надежд. Не здесь ли – в горестном уединении, отвергнутый женщиной – он набил свою первую трубку? Сказать точно не смог бы и самый дотошный его биограф. Но с тех пор Ван Гога везде и почти всегда видели с трубкой в зубах. Сам он не раз утверждал, что табак действует на него успокаивающе.

Просидев в добровольном заточении несколько дней, Ван Гог вынужден был вернуться к работе. Но он потерял весь свой энтузиазм. Спасаясь от тяжких размышлений, он стал посещать протестантскую и англиканскую церкви и петь псалмы. Казалось бы, его жизнь вновь стала простой и разумной. Но неистовый голландец ни в чем не знал меры, и его первоначальная благостная любовь к Богу переросла в настоящий религиозный экстаз. Продавец картин возненавидел свою работу и однажды даже сказал своим хозяевам, что «торговля произведениями искусства – всего лишь форма организованного грабежа». Последовавшее за этим увольнение все же удивило, даже огорошило его. Он вновь почувствовал себя изгоем, вновь обманул ожидания родных. Разгневанный его поведением, дядюшка Сент отказался помогать незадачливому племяннику.

Но Ван Гога уже съедала новая страсть. Чтобы загладить свою вину перед отцом, он пойдет по его стопам! Устроившись приказчиком в книжную лавку, он глотает одну за другой книги, вникает в смысл библейских историй. Слово Божие он стремится донести до всех страждущих, подолгу бродит в бедных кварталах, делает рисунки. Он пишет брату Тео: «Меня влечет ко всему библейскому. Я хочу утешать сирых. Я полагаю, что профессия художника или артиста хороша, но профессия моего отца более благочестива. Я хотел бы стать как он».

Но Ван Гог совсем не похож на своего достопочтенного батюшку. Он облачился в старую военную куртку, скроил себе обмотки из мешковины, нахлобучил на голову кожаную шахтерскую фуражку и обул деревянные башмаки. Рубашки он сооружает себе из оберточной бумаги. Винсент в своих исканиях доходит до того, что умерщвляет плоть, стараясь приучить себя к лишениям. Однако он не в силах отказаться от трубки, ставшей его постоянной спутницей.

Религиозное рвение и желание помогать бедным приводит его в шахтерский городок Патюраж в небольшом районе Боринаж на юге Бельгии. Жители – углекопы со своими семьями – были поражены этим проповедником, не имевшим даже разрешения на свою миссию: он мог остановить на улице человека, чтобы прочитать ему строки из Священного писания.

Многие считали его безумцем, мальчишки кричали вслед: «Чокнутый!», но постепенно голландец безраздельно завоевал сердца углекопов – в его косноязычных речах была притягательная сила.

Слух об успешной деятельности Ван Гога дошел до Евангелического общества, и Винсента официально назначили проповедником в Ваме, маленьком городке недалеко от Патюража.

В перерывах между проповедями Винсент рисовал, внутренний огонь не давал ему ни минуты душевного покоя. Будущий художник словно чувствовал свое предназначение: «С тех пор как я живу на свете, мне кажется, что я в тюрьме. Все считают, что я ни на что не годен. И все-таки я должен что-то совершить. Чувствую: я должен сделать нечто такое, что могу сделать лишь я один. Но что это? Что? Вот этого я не знаю».

Винсент указывал рабочим на жестокость хозяев угольных шахт, и, заразившись его бунтарскими идеями, они решились на забастовку. На этом миссия Ван Гога закончилась. Увольнение с должности проповедника было обосновано недостатком красноречия.

Пастор Ван Гог уходил в Брюссель пешком, собрав свои пожитки в небольшой платок, завязанный узлом. И вслед ему не неслись оскорбления. Потребность рисовать созревала в нем уже давно, и теперь Винсент понял, какое поприще его ожидает. Измученный молодой человек с заострившимися от голода чертами лица шел навстречу своему истинному призванию.

Дерзкий ученик и отчаянный труженик

Так изгнанный проповедник вновь превратился в ученика – Ван Гог часами рисует с натуры. И вот фигуры людей на бумаге, поначалу застывшие, начинают оживать. Ван Гог копирует «Часы дня» и «Полевые работы» Милле, а также «Рисунки углем» Барга – их ему дал Терстех, его хозяин в те времена, когда он служил в гаагской галерее. Преодолевая недомогание, вызванное нуждой и постоянным перенапряжением, Винсент исступленно работает.

«Крестьянин, который видит, как я целый час, не сходя с места, рисую ствол старого дерева, воображает, что я рехнулся, и смеется надо мной, – пишет он брату. – Молодая дама, которая воротит нос от простого рабочего в залатанной, пыльной и пропахшей потом одежде, разумеется, не может понять, зачем человеку ехать к рыбакам Хейста или к углекопам Боринажа, тем более спускаться в шахту, и тоже заключает, что я сумасшедший».

Ван Гог уже не раз слышал это слово в свой адрес. Окружающие смеются над ним, и он догадывается, чем это вызвано: в общении он просто несносен, дерзок, резок, не признает компромиссов. Не складываются у него отношения и с художниками, знакомыми брата Тео. Большин­ство коллег по ремеслу, представляющих академическое направление, находят Ван Гога бездарным. А школы живописи, классы по рисунку, где он пытается набраться опыта, учат его лишь тому, как рисовать не надо.

В семье тоже не поддерживают увлечение Винсента, даже отцу и матери его полотна кажутся весьма странными. К тому же он очутился в положении иждивенца, так как живет на деньги, что присылает ему младший брат. Постоянно чувствовать осуждение окружающих нелегко, и нервы художника на пределе. Получив очередную небольшую сумму от Тео, Ван Гог начинает терзаться угрызениями совести, шлет брату длинные письма с оправданиями. Ему хочется доказать родным, что он труженик и много работает. Но его рисунки и холсты не пользуются спросом и не приносят денег.

Ван Гог все еще лелеет мечту справиться с той одержимостью, которая овладевает им, когда он берет в руки кисти. «Я добьюсь успеха. Я стану не каким-то необыкновенным человеком, а, напротив, самым обыкновенным!» – такие мысли вновь овладевают им, когда он влюбляется в свою кузину Кее, молодую вдову и мать четырехлетнего малыша. Винсент хочет создать семью и познать наконец радость безмятежного покоя. Он продумывает стратегический план, чтобы расположить к себе Кее. Но его ухаживания скорее напоминают навязчивое преследование.

Не в силах выдержать поток изъявлений любви, Кее уезжает в Амстердам. Ван Гог начинает слать ей по нескольку писем в день – она возвращает их нераспечатанными. Молчание любимой приводит Винсента в ярость, на сей раз он не желает мириться с отказом. Он едет в дом ее родителей. Но Кее не хочет выйти к своему настойчивому поклоннику. В отчаянии Винсент хватает горящую лампу и сует руку прямо в пламя: он будет держать ее так, пока она не спустится к нему. Но отец девушки задул огонь и вытолкал несчастного за дверь.

Об этой любовной истории поползли слухи, и окружающие стали считать Ван Гога не только угрюмым чудаком и иждивенцем, но и развратником.

Убитый горем Винсент вновь оказался один, теперь он знал, что тоска не отступит уже никогда. Отгоняя мрачные мысли, он пробует начать новую жизнь – конечно же, в живописи. Все свое время он проводит за рисованием, стараясь овладеть техникой акварели. «Даже если я упаду девяно­сто девять раз, в сотый раз я снова поднимусь», – пишет Винсент Тео и объясняет, что имеет в виду живопись – на личной жизни он ставит крест.

Жажда любви

И вот когда художник решил, что над ним тяготеет проклятие и родственную душу ему не найти, в кафе он знакомится с Христиной. Еще молодая, но уже поблекшая женщина, худая и бледная, она была на пятом месяце беременности. Его очень взволновала ее история: соблазненная негодяем, девушка была вынуждена ступить на скользкую дорожку, и теперь, наполовину спившаяся, зарабатывала себе на жизнь проституцией.

Но их отношения были скорее пародией на семейную жизнь. Винсент вновь поступил вопреки общественному мнению, принципам добропорядочного обывателя и, наконец, здравому смыслу. Ему хотелось любви, и он решил изобразить идиллию. Он приютил Син – так Ван Гог называл Христину – у себя вместе с ее старшим ребенком. Сам кое-как сводя концы с концами, он содержал теперь и своих «домашних». Он редко наедался досыта и очень много курил, чтобы заглушить чувство голода. Тео, разумеется, был не в восторге, что у него на шее оказалось целое семейство. Винсент же был доволен: теперь у него появились модели – он рисовал Син, ее сына и мать.

Но и связь с Син оказалась непрочной. Винсент сильно подорвал здоровье, стараясь вытянуть свою подругу со дна, а та между тем обманывала его и даже втайне пыталась вновь устроиться в публичный дом. В итоге Ван Гог просто сбежал из Гааги на север Голландии в Дренте, край вересковых пустошей.

«Тео, когда посреди вересковой пустоши я вижу бедную женщину, которая несет на руках или прижимает к своей груди ребенка, на глазах у меня выступают слезы. Я знаю, что Син – дурная женщина, что я имел полное право поступить так, как поступил… и все-таки у меня разрывается душа и щемит сердце, когда я вижу бедную, больную и несчастную женщину. Как бесконечно печальна жизнь! И все же я не могу отдаться во власть печали, я должен найти какой-то выход, я обязан работать. Порой меня успокаивает только мысль, что и меня самого тоже не пощадит беда».

Поиски себя в искусстве

Винсенту исполнилось тридцать лет, рисунком он занимается три года, живописью – серьезно уже год. Поиски себя в искусстве неизменно связаны у Ван Гога со странствиями. Из Дренте он отправлется в брабантский городок Нюэнен, где работает над картиной «Едоки картофеля» и серией крестьянских портретов. Затем бежит и из этого края унылых степей в цветущий город Антверпен, на родину Рубенса. Попав в местную Школу изящных искусств, где преподаватели критиковали и даже высмеивали работы Ван Гога, он усваивает для себя «как делать не надо» и методом от противного убеждается в собственной правоте. Винсент узнает о мастерских Парижа, где ученикам предоставляют полную свободу, и столица искусств становится его новой мечтой.

Тео в письмах уже рассказывал Винсенту об импрессионистах. Тогда Ван Гог отвечал: «Здесь, в Голландии, нам трудно понять, что такое импрессионизм. За окном пасмурно, поля усеяны черными глыбами земли, между которыми пятнами лежит снег, часто один за другим следуют дни, когда видишь только туман да грязь, по утрам и по вечерам – багровое солнце, ворон, сухую траву и увядшую гниющую зелень, черные рощи и ветви тополей и ив, вздыбленные на фоне хмурого неба, словно колючая проволока».

Теперь Винсенту хочется попробовать себя в импрессионизме и примерить блестящую столичную жизнь. Его приезд становится неожиданностью даже для Тео.

Однако именно в Париже Ван Гог, который пишет всегда только с натуры, не обращаясь к вымышленным персонажам и отвлеченным сюжетам, понимает, что его «палитра, по всей вероятности, станет еще темнее».

Постигая возможности цвета, он с головой уходит в свои поиски. Можно сказать, что Ван Гог открыл для себя живопись. Теперь, когда он собирается писать картину, отправная точка для него – цвет.

В Париже

К 1886 году импрессионизм уже вступил в пору зрелости. Двадцать три года прошло с тех пор, как Мане выставил в Салоне Отверженных свой «Завтрак на траве», и больше десяти минуло с 1874 года – первой выставки импрессионистов. Многие из создателей направления уехали из Парижа, их творческие пути разошлись. И хотя Ван Гог многому у них научился, эта живопись видимости, игры светотени очень далека от того, к чему тяготеет он сам.

В Париже художник пристрастился к абсенту. Теперь его рацион состоит из хлеба, сыра, мутной зеленоватой жидкости чрезвычайно крепкого градуса и неизменной трубки, набитой самым дешевым табаком. Винсенту приходится жить на деньги Тео, его долг перед братом растет, а вместе с ним растет и нервное напряжение. Парижская жизнь не по карману Ван Гогу, и в его кипящей идеями голове рождается новая фантазия. Он грезит о создании Южной мастерской, представляя себе некую артель живописцев, братство, а не тот столичный круг коллег по ремеслу, где царят зависть и соперничество.

Здоровье художника вновь пошатнулось, Винсент чувствует, что дошел до предела моральных и физических сил. Пасмурное парижское небо лишь усугубляет его тоску. К тому же с первыми заморозками он всегда впадает в депрессивное состояние – зиму Винсент переживает нелегко. И тут он вспоминает о городке Арль: приятель Тулуз-Лотрек рассказывал ему, что жизнь там недорогая. Для Винсента это очень важно, ведь иногда в отчаянии он несет свои полотна старьевщику, который продает их как «холсты, бывшие в употреблении». Создавать «мастерскую будущего», как он сам ее называл, Ван Гог приглашает Поля Гогена.

В Арле

Весну Винсент встречает уже в Арле. Под лучами жгучего южного солнца зацветают сады и раскрывается его талант. Ван Гог без устали пишет фруктовые сады в цвету. Сильный мистраль мешает ему, но художник продолжает работать, привязав мольберт к колышкам, вбитым в землю. В письме к брату он признается: «Я извожу несметное количество холста и красок, но надеюсь, что эти деньги не пропадут даром».

Увы, именно здесь, в его Южной мастерской, Ван Гога подстерегает беда, которую он уже давно предчувствовал и предсказывал. Его организм, последние несколько лет работавший на износ, дает сбой. А точнее – его мозг, воспаленный непрерывным чрезмерным эмоциональным накалом. Ван Гог не умеет справляться со своими эмоциями, спокойствие и рассудочность вообще не свойственны ему. Поссорившись с Гогеном, Винсент пытается напасть на него с бритвой, но терпит неудачу. Тогда он отрезает собственное ухо, и, завернув его в тряпье, несет в публичный дом и вручает своей подруге Рашель. Эта история, которую всегда припоминают в связи с именем художника, и есть первый тревожный сигнал. За ним последовали новые очень тяжелые приступы болезни.

Когда Винсента выписывают из клиники, он боится возвращаться домой: Гоген уехал, их «желтый домик» (так Ван Гог называл мастерскую) опустел. Ему страшно остаться наедине с собой, теперь он знает, что не может на себя положиться. В его душе поселяется страх повторения припадков.

Однако через месяц после выписки художник с удивлением обнаружил, что творческие силы возвращаются к нему. Он пишет портрет своего лечащего врача – доктора Рея. Доктор относился к своему пациенту с симпатией, но портрет ему совсем не понравился. На протяжении одиннадцати лет этот холст прикрывал дыру в курятнике.

Винсент пишет брату: «Если нет необходимости сажать меня в палату для буйных, значит, я еще гожусь, чтобы оплатить хотя бы товаром то, что я рассматриваю как свой долг». Лихорадочное состояние, в котором художник работает, приводит ко второму припадку. Когда бред отступает и сознание возвращается к Винсенту, он осознает, что его помешательство не случайность, что его место – в психиатрической клинике. По крайней мере в солнечном Арле он жить больше не может: мальчишки бросают ему в спину камни с криками «Чокнутый!», взрослые судачат о его безумии.

Восемьдесят жителей Арля подписали петицию мэру с требованием посадить голландца под замок. Ван Гога поместили в палату для буйных, а его дом опечатали. Винсент смирился со своей судьбой. Ради спокойствия окружающих он хочет жить в приюте для умалишенных. И Тео отправляет его в монастырь Сен-Поль под наблюдение доктора Пейрона. Жить бок о бок с сумасшедшими невесело.

Припадки повторяются, у Винсента появляются галлюцинации религиозного содержания. В передышках, которые дает ему болезнь, он старается как можно больше успеть за мольбертом. В каталогах значится около ста пятидесяти картин и ста рисунков, написанных художником за пятьдесят три недели, которые он прожил в стенах лечебницы. Бессчетное число полотен было утрачено. Многие погибли нелепейшим образом по вине их владельцев. Сын доктора Пейрона использовал картины как мишени для стрельбы из карабина, а местный фотограф соскоблил с холстов краску и рисовал на них сам.

Последдние годы

За год в клинике Винсенту так и не смогли помочь справиться с недугом, да и не прикладывали для этого усилий: два раза в неделю ему были предписаны ванны. Врачи не могли даже вынести диагноз: шизофрения, эпилепсия, паранойя? Родные решили, что здоровая атмосфера и благожелательное окружение будут Винсенту полезнее, чем заточение в монастыре, оглашаемом криками буйнопомешанных. И он отправляется в Париж – к брату, невестке Иоханне и их новорожденному сыну, названному в его честь.

Однако в доме брата Ван Гог не находит себе пристанища, он слишком не вписывается в рамки обычной семейной жизни. Винсент вынужден поселиться неподалеку от Парижа в Овере. Здесь ему работается «много и быстро», а по воскресеньям он навещает брата, чью жизнь тоже нельзя назвать благополучной. Ребенок и жена болеют, сам Тео дошел до истощения. Денег не всегда хватает даже на самое необходимое. И после очередного визита в Париж Винсент пишет брату странную записку: «Мне кажется, что, поскольку все немного взвинчены и к тому же слишком заняты, не стоит до конца выяснять все взаимоотношения. Меня немного удивило, что вы как будто хотите поторопить события. Чем я могу помочь, вернее, что мне сделать, чтобы вас это устраивало? Так или иначе, мысленно снова крепко жму вам руки и, несмотря ни на что, рад был повидать вас всех. Не сомневайтесь в этом».

Очевидно, Винсенту был брошен неосторожный упрек: он – обуза для семьи. Художник и так тяготился своим долгом перед братом и хорошо понимал, что возможностью работать он обязан ему. Осознавал он и свою беспомощность. Помочь он может, лишь перестав быть обузой. Ван Гог пытается вновь с головой уйти в работу, но кисти валятся у него из рук. И художник решается ускорить развязку, «поторопить события».

27 июля 1890 года Ван Гог, взяв мольберт, как обычно, отправился бродить в поля. Когда начало смеркаться, он достал пистолет и выстрелил себе прямо в грудь. Истекая кровью, художник пришел домой и лег в постель. Хозяев пансиона Винсент попросил послать за его лечащим врачом. Своему другу доктору Гаше Ван Гог рассказал о неудавшейся попытке самоубийства. И спокойно попросил дать ему трубку и табак. Всю ночь у постели художника дежурили, а он молча и невозмутимо курил неизменную трубку – свою верную спутницу во всех мытарствах.

P.S. Винсент Ван Гог умер 29 июля 1890 года в возрасте тридцати семи лет. Незадолго до этого Тео удалось продать одну его картину – «Красный виноградник». Позаботиться об остальных многочисленных полотнах Винсента он не успел. Потрясенного Теодора накрыла волна безумия. Он пережил брата меньше чем на полгода.

— великий нидерландский художник, постимпрессионист. Ван Гог родился 30 марта 1853 года в Грот-Зюндерт. Умер 29 июля 1890 года в Овер-сюр-Уаз, Франция. За свою творческую жизнь создал большое количество картин, которые сегодня считаются шедеврами мировой живописи. Творчество Винсента Ван Гога невозможно переоценить, так как его искусство оказало огромное влияние на развитие живописи XX века.

За свою жизнь Ван Гог создал более 2100 произведений! При жизни художника его творчество не было так широко известно, как сегодня. Он жил в нужде и нищете. В 37 лет он совершил попытку самоубийства, выстрелив в себя из пистолета, после чего скончался. После смерти Винсента Ван Гога, ценители и критики живописи обратили на его искусство пристальное внимание; в разных городах мира стали открываться выставки картин художника и в скором времени он был признан одним из самых великих и самых влиятельных художников всех времён. Винсент Ван Гог сегодня входит в число самых узнаваемых художников мира. Некоторые из его картин считаются одними из самых дорогих произведений искусства мира. Картина «Портрет доктора Гаше» была продана за 82,5 миллиона долларов. Стоимость картины «Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой» в 1990 году составила от 80 до 90 миллионов долларов. Картина «Ирисы» был продана в 1987 году за 53,9 миллионов долларов.

В коллекции живописи Винсента Ван Гога есть большое количество картин, которые считаются невероятно дорогими, очень известными, а с культурной точки зрения — бесценными. Однако среди всех картин Ван Гога есть и самые знаменитые, которые являются не просто баснословно дорогими, но и настоящими «визитными карточками» этого художника. Далее вы можете увидеть картины Винсента Ван Гога с названиями, которые считаются наиболее известными.

Самые знаменитые картины Винсента Ван Гога

Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой

Автопортрет

Воспоминание о саде в Эттене

Едоки картофеля

Звёздная ночь над Роной

Звездная ночь

Красные виноградники в Арле

Луковичные поля

Ночная терраса в кафе

Ночное кафе