Тратака — практика для астральных путешествий. Индийское упражнение тратака для восстановления зрения

Этапы выполнения:

  1. Примите удобную позу (предпочтительно асана для медитации) в темной комнате.
  2. Поставьте перед собой н зажженную свечу на расстоянии 30-60 см от лица на уровне глаз.
  3. Выпрямите спину, расслабьтесь и закройте глаза. Ощущайте только свое тело.
  4. Приняв удобное положение, постарайтесь в дальнейшем не шевелиться в течение всего упражнения.
  5. Когда вы будете готовы, откройте глаза и сфокусируйте взгляд на ярком пятне пламени (на самом кончике фитиля).
  6. Продолжайте смотреть на пламя с предельной концентрацией.
  7. Все ваше сознание должно быть полностью сосредоточено в глазах, в то время как восприятие остального тела должно раствориться.
  8. Взгляд должен быть сосредоточен на одной точке до появления слез.
  9. Когда глаза устанут или начнут слезиться, закройте их и расслабьтесь.
  10. Не двигайтесь.
  11. Сохраняйте перед закрытыми глазами образ пламени.

Каждый из нас, посмотрев на солнце (или на источник яркого света) и закрыв на некоторое время глаза, сохраняет его четкое изображение на сетчатке глаз. Точно так же произойдет и с пламенем свечи.

  • Выполняйте тратаку на изображение пламени свечи, удерживая его непосредственно перед междубровьем или чуть выше.
  • Как только изображение начнет пропадать, откройте глаза и вновь сконцентрируйтесь на пламени свечи.
  • Длительность одного сеанса медитации желательно должна равняться 10-15 минутам и больше.
  • Выполнять практику можно несколько раз в неделю.

Сосредоточение на пламени свечи совершенно безопасно.Нужно только избегать излишнего перенапряжения глаз вначале практики.

  • 2 способ -гимнастика

В этом видео я нашла еще один метод выполнения этой техники, который включает в себя несколько полезных упражнений.
Рекомендую посмотреть всем, кого это заинтересовало.

Как поверить, что это работает?

Просто вспомните, как успокаиваются глаза и нервы, если пристально и долго смотреть на горящий костер.

Медитативные практики являются одним из мощнейших и важнейших путей духовного роста, познания себя и даже средством самоисцеления. Однако их выполнение вызывает огромные трудности у начинающих. Ведь самое главное в медитации — контроль ума, его успокоение. Только тогда медитация возможна. Беспокойный, вечно блуждающий ум не позволяет йогу выполнять данную практику. Это приводит к тому, что тысячи людей отказываются в итоге от данной практики, многое теряя при этом. Ведь любой другой путь развития личности неизменно в той или иной степени связан с медитацией и её плодами.

Благодаря медитации для начинающих, медитации тратака, этой практикой могут заниматься все желающие. Слово "тратака" в переводе с санскрита означает "устойчивый пристальный взгляд". Речь идёт о концентрации внимания во время медитации на каком-либо объекте, что и легло в основу данной техники.

С точки зрения психологии, уму требуется объект, который является для него "пищей". Когда над умом взят полный контроль, то объекты не требуются. Именно поэтому начинающим предлагается выбрать для себя объект концентрации. Это может быть: свеча, Луна, звёзды, Божество или другие религиозные символы, звук повторения мантры, мандала, кристалл, кончик носа, глаза, точка между бровями и многое другое.

Вообще, данную технику, как вы уже могли понять из объектов концентрации внимания, используют многие направления духовного развития. В Индии её используют во время повторения мантры "Аум " или концентрации на божествах Шивы, Кришны и других. Отчасти, это является методом поклонения, но в основе его лежит принцип тратаки. Более того, в Индии часто практики занимаются созданием внешних и внутренних образов с помощью максимальной концентрации.

В христианстве концентрация идёт на образ Иисуса, символического креста и пламени свечи.

Даже дзен-буддизм абстрактно обращается к тратаке, предлагая сконцентрировать свой взгляд на пустой стене.

Таким образом, этот метод является универсальным, не относящимся к какой-либо определённой религиозной традиции или направлению, а потому может использоваться всеми.

Теперь перейдём к видам тратаки и краткой технике её выполнения:

  1. Бахир тратака — внешняя тратака. Она заключается в созерцании внешнего объекта с открытыми глазами. Начинающим свой путь в техниках медитации, очень сложно делать это с закрытыми глазами. Они либо открываются через несколько секунд, либо человек вообще засыпает. Поэтому рекомендуется начинать с внешней тратаки. Сконцентрировав длительно свой взгляд на объекте, не моргая, практикующий должен сформировать чёткий образ для выполнения внутренней тратаки. Также такое созерцание является хорошей тренировкой для глаз, улучшая зрение.
  2. Антар тратака — внутрнняя тратака. Во время её выполнения полностью отсутствует связь с внешним миром. Она заключается в создании чёткого внутреннего образа и его последующем созерцании, аналогично бахир тратаке. Однако этот метод сложен для начинающих и требует предварительной подготовки. Рекомендуется начинать всё же с внешней тратаки или совмещении внешней и внутренней тратаки, а затем уже переходить к этому уровню медитации. Преимуществом внутренней тратаки является развитие осознания более глубоких аспектов ума, раскрытие его потенциала.
  3. Совмещение внешней и внутренней тратаки. По сути, этот этап является переходным к внутренней тратаке. Технически это выглядит так: сначала человек концентрируется на внешнем объекте, затем, запечатлев внешний образ, закрывает глаза и продолжает созерцать этот объект внутренним зрением.

Практиковать тратаку можно в любой устойчивой позе, даже просто сидя на стуле, что также является преимуществом данного метода, поскольку многие медитативные практики требуют выполнения строго определённых асанах (позах).

Объект концентрации должен находиться примерно на уровне глаз, не слишком далеко и не слишком близко. Каждый может сам определить для себя необходимое расстояние.

Очень важно, чтобы объект имел чёткие очертания контура, поэтому людям с проблемным зрением следует отрегулировать положение объекта.

Продолжительность практики может начинаться с 2-3 минут, постепенно увеличивая это время.

Лучше всего заниматься тратакой в утренние или вечерние часы. Главное, чтобы ничто не отвлекало внимания во время практики.

Практика тратаки очень мощная. Поскольку, целью любой медитации является очищение ума, усиление осознанности, то при выполнении могут выйти на поверхность какие-то острые проблемы, накопившиеся за долгие годы. В этом случае следует обратиться к специалисту, чтобы он помог решить их.

Как уже и говорилось ранее, тратака — один из мощнейших инструментов на пути самоосознания, духовного развития, личностного роста. Также было упомянуто, что она помогает улучшить зрение, благодаря такой тренировке глаз. Однако это не все благотворные влияния данной техники. Поскольку тратака связана с тренировкой концентрации внимания, то это помогает и в обыденной жизни при выполнении человеком той или иной работы.

Спокойствие ума способствует улучшению памяти, обретению внутренней гармонии и равновесия, что избавляет человека от стрессов депрессий, бессонницы и т.д.

Также тратака позволяет развить парапсихические способности: телепатия, ясновидение и т.п.

Практически каждый человек в той или иной степени обращался к практике тратаки. Теперь же есть возможность выполнить её в полном объёме, получив максимальный эффект и максимальную пользу для себя.

Вне всяких сомнений, медитация тратака — один из лучших способов обретения гармонии, внутреннего покоя и удовлетворения, а также личностного и духовного роста для современного человека.

Н е секрет, что большинство современных людей часто переживают опустошение, упадок сил, депрессию, неудовлетворённость. В связи с чем ухудшается и состояние физического тела, в том числе органов зрения. Простые и эффективные практики йоги помогут сбалансировать ваше внутреннее состояние, прийти к внутренней гармонии и равновесию, а также восстановить и поддерживать зрение в течение всей жизни. Поговорим о "тратаке" - медитации для начинающих и в то же время очищающей технике для глаз.

Тратака – это попытка взять под контроль своё внимание и снизить уровень неконтролируемого мысленного шума (один из "побочных” эффектов тратаки – улучшение зрения).

Типичная проблема современного горожанина – усталость глаз. Её вызывают и длительная работа на компьютере, плохое качество воздуха, недостаточное питье воды, стресс, напряженное вождение автомобиля, а также неправильное освещение на рабочем месте.

Чтобы избавиться от усталости глаз и предотвратить ухудшение зрения в дальнейшем, полезно делать йоговскую практику Тратака .

Это специальная медитация для глаз, в которой надо концентрировать взгляд на самой яркой части пламени свечи.

Эту практику достаточно делать 1 раз в день вечером перед сном. Тратака работает с Аджна-чакрой «Третий глаз», поэтому не только предотвращает болезни глаз, но и повышает интуицию (видение «насквозь» людей и динамики развития ситуаций), способствует оптимальному принятию решений, повышает качество сновидений.

Тратака: техника выполнения

  1. Выполняется созерцание свечи, сидя с прямой спиной.
  2. Свеча располагается так, чтобы пламя было на уровне глаз и на расстоянии вытянутой руки.
  3. Перед созерцанием свечи обязательно на несколько минут закрываем глаза и успокаиваем дыхание.
  4. Открываем глаза и смотрим на свечу. Не двигаемся, не моргаем. Стараемся по возможности даже не двигать глазными яблоками. Секрет в том, чтобы изначально не напрягать глаза – тогда слёзы не наворачиваются так быстро. Если же глаза всё-таки устали – спокойно закрываем их, отдыхаем 15-20 секунд, затем снова приступаем к созерцанию.
  5. Отслеживаем попытки своего ума погрузиться в размышления. В случае, если мы осознали, что в голове у нас вертится какая-то мысль, спокойно констатируем этот факт, а затем отпускаем мысль из головы "на волю”. Вместо того, чтобы бороться с мыслями – просто "не думаем” их.
  6. Глядя на пламя свечи, видим его таким, какое оно есть. Да, мы знаем, что пламя – результат реакции окисления углеводородов. Знаем, что оно горячее, и об него можно обжечься. Знаем, что у него есть название – "пламя”. Но во время тратаки все эти знания нужно забыть. Слишком уж часто в жизни мы смотрим на что-то через призму своих знаний, и эта призма искажает то, что мы видим до неузнаваемости. Мы просто смотрим на огонь, забыв, что он называется этим словом. Смотрим, как смотрит на лесной пожар дикое животное, не знающее слов.
  7. В конце практики закрываем глаза на 2-3 минуты и созерцаем "отпечаток” пламени свечи на сетчатке глаз. Стараемся удержать этот отпечаток перед своим внутренним взором как можно дольше. Признак того, что всё удаётся сделать правильно: в какой-то момент из нашего поля зрения исчезают все окружающие предметы и их очертания, и остаётся только пламя свечи.

Главной целью всех медитативных практик является достижение сосредоточенности ума, и управление им. Для этого существует множество методов. В данной статье мы рассмотрим способ под названием Тратака. Он очень простой, но эффективный. Для новичков освоения медитаций это лучшее упражнение.

Что такое Тратака

Из перевода с санскрита слова тратака («устойчивый пристальный взгляд» или «неподвижный взгляд») не сложно догадаться в чем заключается принцип данной техники.

Тратака – это метод сосредоточения ума при помощи направления взгляда на какую-либо точку или объект. Другими словами, человек должен сконцентрироваться на чем-либо, при этом нельзя моргать и двигать глазами, и, конечно же, следует очистить свой ум, не впускать в голову никаких мыслей.

Поначалу, практикуя данную технику, глаза будут слезиться и ощущать дискомфорт, вам будет хотеться убрать взгляд с предмета, или вовсе закрыть глаза. Обычно новички могут продержаться максимум 10 секунд . Но не стоит останавливаться! Если вы проявите усердие и силу воли, то с каждым разом продолжительность концентрации на объекте будет увеличиваться.

Тратака избавит от беспокойства, улучшит сон, память и т.д

Медитация на объект (например, на свечу) помогает избавиться от различных заболеваний глаз, усталости и даже лени. Этот способ положительно сказывается для многих ментальных и физиологических функций организма человека. Уходит депрессия, проблемы со сном, беспокойства, улучшается память и концентрация.

Разновидности техники: бахиранга, антаранга и их совмещение

1. Бахиранга (внешняя Тратака) – это концентрация взгляда на объекте или точке, о чем уже было сказано выше.

2. Антаранга (внутренняя Тратака) — концентрация на вымышленном в уме образе. С первого раза это будет довольно трудно сделать, потому что почти у каждого человека в голове постоянно крутится мысленный (внутренний) диалог. Все зависит от частоты практики, чем чаще вы будете стараться следовать данной методике, тем лучше у вас будет получаться, и продолжительность концентрации на вымышленном образе увеличиться.

3. Совмещение первых двух видов (бахиранга и антаранга). Сначала идет концентрация на каком-нибудь материальном объекте, а потом следует закрыть глаза, и постараться мысленно представить тот же объект.

Техника выполнения медитации Тратака

Поза для проведения медитации неважна, главное, чтобы вам было удобно. Продолжительность одного сеанса должна составлять не меньше 10-15 минут, желательно, конечно же, больше.

Методику Тратака можно встретить во многих древних писаниях, но под разным названием. Суфии рисовали точку между бровями и, смотря на нее в зеркало, практиковали этот способ. Объектами концентрации для христиан несколько веков были свечи, иконы и иные религиозные символы.

Объектом концентрации взгляда может быть все что угодно: фигурки, звезды, луна, ручка и т.д. Но для новичков все-таки лучше всего подойдет пламя свечи, так как оно притягивает взгляд, а благодаря своей яркости помогает сконцентрироваться.

Тратака на свечу для восстановления зрения

Важным условием выполнения техники — свеча не должна мерцать. Поэтому постарайтесь устранить вероятность возникновения сквозняков.

Расположите свечу на расстоянии вытянутой руки, чтобы пламя находилось на уровне глаз.Смотреть надо на середину пламени. Тело должно быть расслабленным. Смотрите на свечу, не моргая как можно дольше. Старайтесь «отключить» все свои мысли.

Через некоторые время (не меньше 3-5 мин) мы можете закрыть глаза. Вы увидите небольшую светящуюся точку. Следите за ней. В данном случае вы начнете практиковать 2 вида техники Тратака — бахиранга и антаранга.

Точка может исчезнуть через несколько секунд или минут. Но не стоит сразу открывать глаза. Попытайтесь силой ума отыскать ее — и она появится.

Продолжительность «двойной» техники Тратака: 5 минут смотреть на свечу (внешняя концентрация) и 20 мин смотреть закрытыми глазами на точку (внутренняя концентрация). Время следует постепенно увеличивать.

Если первое время у вас не будет получаться, не стоит опускать руки, пытайтесь снова и снова, пока не получится. «Дорогу осилит идущий!» Каждый новичок проходит этот этап, и только те, кто не сдался достиг спокойствия и гармонии. Научиться концентрироваться может каждый, достаточно только «включить» терпение.

Техника выполнения тратаки со свечой

Для усвоения методики, предлагаем просмотреть видео (мужчина поднимет вам настроение).

Здравствуйте, уважаемые читатели моего блога www.сайт.

В сегодняшнем посте предлагаю вашему вниманию перевод из ранних учений Сатьянанда Сарасвати.
Отрывок из лекции Свами, прочитанной 31 июля1967 года на тренинге для учителей йоги.

В этом учении рассказывается о тратаке , одной из составляющей очистительной системы упражнений, которая называется - Шаткармы , об истинной цели практики тратаки , говориться о ее стадиях и дается детальное описание тратаки на пламени свечи.

Практика тратаки широко распространена в культурах народов мира. Гипнотизеры и маги практиковали ее. Термин тратака значит – пристально смотреть. Но, тратака не значит просто смотреть куда попало, а значит полное сосредоточение на одном объекте или точке.

Тратака - это часть хатха-йоги, а так же и раджа-йоги. Когда вы практикуете – пока слезы не польют градом, то это хатха-йога, но когда вы практикуете в другом ключе, который я хочу объяснить далее, то это раджа йога.

Цель тратаки

Тратака это важная крия, которая должна практиковаться с большой осторожностью и при соблюдении правильной мотивации.

Она не должна применяться неискренно и беспечно. Перед началом практики вы должны твердо понимать, что вы хотите этим достичь. Есть много различных методов тратаки, и вы должны выбрать правильный. Если вы хотите получить телепатические способности, то это один метод. Если хотите оказывать влияние на сознание других людей, то другой. Если просто хотите улучшить свое зрение, то снова нужно подобрать подходящий для этого способ сосредоточения.

Так, для определенной задачи нужен свой метод практики. В Индии, для примера, есть особая практика, которая называется – чанья упасана (chanaya upasana) - искусство сосредоточения на тени. Она позволяет узнать точное время смерти и предвидеть надвигающуюся опасность.

В одном из древних ритуалов Персии, я нашел, что определенный дух может быть вызван с помощью тратаки. С помощью взгляда с особой ментальной установкой вызывалась определенная личность. Сейчас данный способ утрачен.
Практика тратаки должна быть использована только теми, кто стремится идти по пути йоги. Тем не менее, многие в Индии и за ее пределами не правильно понимали эту науку, используя ее в эгоистических целях, и даже употребляли во зло другим.

Из-за этого, столетия назад, христианская церковь запрещала такие практики, рассматривая их, как проявления черной магии. Все, кто практиковал их, были отлучены от церкви.

Я объяснял эту точку зрения, так, что эта секретная наука не должна использоваться не по предназначению.
Вы должны практиковать ее только имея духовный настрой. Тратака может быть использована, как элемент йога-терапии для исцеления, но это ее не главная цель.
Тратака это метод, практикуя который, можно легко войти в медитативное состояние.
Когда в уме состояние турбулентности, и вы не можете отследить свои блуждающие мысли – тратака поможет успокоиться и достигнуть успеха в медитации.
Перед медитацией нужно выполнить некоторое время тратаку, а затем сидя расслабиться в полном покое -
практикуя в этом ключе медитация придет спонтанно. Это и есть цель тратаки.

Стадии практики тратаки

Практика тратаки может быть разбита на четыре стадии –

  1. Концентрация на внешнем объекте, когда глаза остаются открытыми и взгляд направляется на какие-либо объекты. В качестве предметов для сосредоточения могут выступать - пламя свечи, черная точка на белом фоне, восходящее солнце и т.д.
  2. Концентрация на внутреннем объекте, когда вы с закрытыми глазами стараетесь удержать внимание на ярком отпечатке, точке света, черной точке или цветной.Это практика удержания внутреннего видения. На санскрите это называется дришти садхана, «дришти» значит – внутреннее видение (inner vision), а «садхана» - делать непоколебимым. Здесь внутреннее око должно быть устойчиво – для этого вы должны иметь точку опоры. Пока не появится внутренняя точка, вы не сможете практиковать это. Эта внутренняя психическая точка может быть сверкающей звездой, которую вы должны созерцать, а не просто визуализировать.
  3. Концентрация на пустоте, которая называется шунья дришти. «шунья» значит пустота или состояние без форм, не чидакаша («экран» внутреннего пространства). В шунья дришти нет объектов осознавания. Эта форма тратаки делается с открытыми глазами. Вы смотрите в никуда. Чтобы войти в это состояние требуется много времени, может десять минут, или тридцать, или час. Глаза открыты, но вы не способны что-либо видеть, потому, что ум становиться интровертным, погружается вовнутрь. Это не так трудно достичь – состояние приходит достаточно естественно.Через некоторое время глаза тускнеют, они на половину закрыты, и вы ничего не видите.
  4. Постоянное созерцание – направление взгляда на любую точку без моргания на протяжении многих и многих часов. Это что-то типа того, как практиковал Рамана Махарши – сидя по 12 часов без отведения взгляда и морганий.

Тратака на внешних объектах

Любые объекты природа которых устойчива, которые не пульсируют и не мерцают могут быть использованы для тратаки.
Тем не менее, они не должны быть ослепительно яркими или обладать деструктивным излучением. Внешняя тратака может практиковаться на пламени свечи или черной точке. Если точка расположена далеко, то она должна быть больше, если близко, то меньшего размера. Размеры варьируются от практики к практике. Вы также можете практиковать с кристаллом, восходящим солнцем, объемной фигуркой божества – мурти, использовать символы – крест, свастику, полумесяц, сердечный лотос и т.д.
Однако вы должны выбрать один объект и практиковать только с ним. Вы должны проверить несколько вариантов и выбрать подходящий именно вам. Для примера, в некоторых случаях, практика тратаки на восходящем солнце приносит большую пользу, а в некоторых может навредить. Это значит, что в зависимости от человека должна использоваться именно ему нужная и для него эффективная практика.


Во время тратаки пламя свечи не должно мерцать, поэтому нужно практиковать в помещении, где нет сквозняков, тихо и спокойно. Так же следует добавить, что пламя не должно двоиться в глазах.

Свеча должна быть расположена на расстоянии вытянутой руки, чтобы пламя находилось на уровне глаз. Когда пламя стабильно устремится вверх, нужно направить взгляд на него и сконцентрироваться. Не смотрите на все пламя, а сконцентрируйтесь на середине, чуть поверх фитиля. Продолжайте смотреть на пламя, как можно дольше, без морганий и засыпаний и без какого-нибудь напряжения. Когда в глазах почувствуется усталость, то нужно закрыть их. Старайтесь сидеть расслабленно.

Когда вы закроете глаза, то начинайте созерцать внутреннюю точку. Здесь вы практикуете комбинацию внешней и внутренней тратаки. Закройте ваши глаза и смотрите, где на чадакаше появилась крошечная светящаяся цветная точка. Она по форме похожа на зернышко пшеницы или овса, меняющая цвет от момента к моменту. Это зависит от времени концентрации на пламени свечи. После пяти минут пристального смотрения на пламя свечи точка может быть ярко красной, но если концентрироваться только минуту, то точка может быть черной, белой или мутно коричневой.

От момента к моменту яркость точки будет слабеть, и в конце концов точка может исчезнуть совсем. Это может случиться в течение нескольких секунд, но нужно быть бдительным и не открывать глаза. Нужно сделать специальную установку на счет этого. Даже если психическая точка исчезнет - не открывайте глаза. Снова попытайтесь приложить силу ума и отыскать психическую точку. Через несколько секунд она появиться, только будет совсем другого цвета.
Вы должны продолжить концентрацию, используя силу вашего внутреннего восприятия, видения и силу ваших внутренних глаз.
Точка будет мутнеть становиться все слабее и слабее, а потом снова исчезнет. По-прежнему, не открывайте глаза и снова используйте силу ума и постарайтесь отыскать точку, которая вскоре снова появится перед внутренним видением.
Эта психическая точка будет появляться и исчезать, становиться мутной и еле заметной, становясь все тусклее и тусклее. В конце концов она станет полностью черной и сольется с психическим экраном.
Этот круг (внешняя и внутренняя) займет у вас вначале не более пяти минут, но со временем, практикуя, вы легко сможете растянуть его на пол часа или более. Три минуты внешняя концентрация на пламени свечи и двадцать семь минут внутренняя на точке, которая будет исчезать, снова появляться, менять цвет и т.д.
Те, кто практикуют это, сталкиваются со следующим явлением. Когда вы закроете глаза для внутренней концентрации, психическая точка может начать двигаться и может переместиться вверх «экрана». Для многих это является явным препятствием к практике, так как через некоторое время они просто не знают куда смотреть. Они не могут смотреть выше, хотя точка уходит за «экран». Те, кто практикует шамбхави мудру, способны остановить точку в бинду чакре. Точка устремляется вверх и стремится стать одним с бинду чакрой.
Так, что можно сделать? Мое мнение, что если начинающие практикуют тратаку на пламени свечи, и выполняя внутреннюю концентрацию точка начинает уходить вверх, то нужно следовать за ней.
Когда они не смогут следовать далее, нужно «сбросить» взгляд вниз и попытаться найти точку на этом уровне.
Когда точка появится, нужно снова отслеживать ее, пока это возможно и проделать то же самое, если точка уходит слишком высоко.
Когда точка не появляется, и вы использовали все силы ума - нужно открыть глаза и проделать следующий круг тратаки.

Во время пристального взгляда на пламя свечи, если это связано с духовной практикой для развития концентрации и внутреннего видения, нужно закрывать глаза значительно раньше возникновения напряжения в них и до того, как потекут слезы. Практикующий должен контролировать себя, сколько практиковать, и закрыв глаза, не должен чувствовать в них жжения и не должно быть потоков слез.
У меня был опыт во время концентрации на пламени свечи. Закончив внешнюю тратаку - у меня не было проблем с глазами, я закрывал глаза для внутренней, а из них устремлялись потоки слез.

Время внешней концентрации нужно выбирать индивидуально. Если вы можете концентрироваться три минуты, то остановитесь на двух. Тем не менее, это зависит от многих факторов.

Практика тратаки попросту невозможна с использованием вентилятора, потому, что пламя будет мерчать. Если использование вентилятора необходимо, то нужно заменить свечу на черную точку.
Под вентилятором или на ветру в глазах будет сухость, и быстро выступят слезы.

Вам необходимо выполнить одиннадцать кругов тратаки (один круг – внешняя и внутренняя). Считается, что одиннадцать кругов составляют одну дхарану, что означает, что концептуальный ум становится прозрачным. Если вы думаете о корове, и вы ее видите в своем уме, то это есть дхарана. Если, вы только можете думать о ней, но не видеть, то это называется – калпана, низшая стадия визуализации. Дхарана это высшая стадия калпаны – визуализация с четким представлением.

Будьте уверены, что после одиннадцати кругов тратаки, закрыв глаза, вы будете четко видеть перед собой каждую деталь свечи – цвета, световые эффекты, фитиль.

Вы способны будете видеть, как плавиться воск и стекает по свече. Это будет доказательством вашей силы ума. Когда эта стадия будет достигнута, то можно говорить о медитации. Хотя объекты видятся четко в поле зрения вашего ума, не всегда легко войти в медитативное состояние и тем более погрузиться в самадхи.