Мужские архетипы. Тайны мужчин. Какому Богу поклоняетесь Вы? Психологические проблемы для окружающих

Зевс, Посейдон и Гадес составляют первое поколение богов-олимпийцев мужского пола. В них отражены три аспекта архетипа отца. Они разделили мир между собой, и каждый был полновластным хозяином своего царства. Архетипическое и метафорическое значение каждого бога неразрывно связано с его царством: Зевс и небо, Посейдон и море, Гадес и подземное царство. Зевс владел также и землей, хотя по договору она ему не принадлежала.

Зевс управлял всем. Он был главным богом и обладал личными качествами, свойственными властным отцам, царям, руководителям корпораций, армейским командирам и вообще мужчинам, занимающим высокие посты. Посейдон и Гадес отражают теневые качества Зевса -- те аспекты архетипа отца, которые власть имущие мужчины подавляют или игнорируют. Кроме того, конечно же, эти боги представляют отдельные психологические модели.

Биологическое отцовство и архетип отца не связаны между собой. Может быть, прочтя обо всех трех богах-отцах, вы не узнаете своего отца ни в одном из них, поскольку его среди них просто нет. Возможно, он подобен одному из сыновей-олимпийцев, -- а каждому из них свойственна своя собственная манера отцовства. Не всеми человеческими семьями правит Зевс, но в каждом патриархальном обществе очень четко проявляется его влияние.

В культуре патриархальных обществ Зевс является главенствующим архетипом и играет значительную роль в психологии мужчин. Как и мир греческой мифологии, психику мужчины можно разделить на такие части: царство сознания и ума, откуда происходит власть, воля и мысль (Зевс); царство эмоций и инстинктов (Посейдон), которое многие люди подавляют, недооценивают, а иногда и вообще вытесняют за пределы сознания; и сумрачное пугающее царство невидимых поведенческих моделей и безличных архетипов (Гадес), куда многие люди получают доступ только в снах.

В отличие от этих трех богов, представляющих собой устойчивые архетипические модели и ограниченных своими владениями, человек обладает потенциальной возможностью доступа во все три царства, -- он может сознательно двигаться по этим территориям и включать те или иные их аспекты в свою личность на сознательном уровне.

Обстоятельства рождения этих трех богов-правителей воспроизводятся в жизни многих мужчин. У Зевса, Посейдона и Гадеса был отчужденный отец, чья враждебность к детям обусловлена страхом, что они его свергнут или превзойдут, и беспомощная мать, горевавшая оттого, что не может позаботиться о своих детях и даже защитить их. Многие из нас родились в таких семьях. Более того, какой бы ни была наша семья, мы все живем в условиях патриархата, где больше всего ценится власть, и мужчины, которым удается добиться ее, пользуются особой благосклонностью общества. Это обстоятельство, как мы увидим, играет важную роль в психологии мужчин.

Они помогают нам реализовать себя в жизни, любить своего мужчину, создавать уют дома и в семье, заботиться о детях, понимать и принимать себя.

Мы открываем их божественное проявление в себе и живем по их правилам. Архетипы также влияют и на мужчин, которые живут с нами рядомдарят нам свою заботу, поддержку, защиту и любовь.

Существуют мужские архетипы : Зевс, Посейдон, Гадес (Аид), Аполлон, Гермес, Арес, Гефест, Дионис. Мужчины менее доверчивы, чем женщины и они не считают, что архетипы – это что-то полезное и необходимое для них. В мужской психике архетипы делятся на богов: отцов и сыновей, на королей и валетов.

Зевс, Посейдон и Гадес представляют три аспекта архетипа отца, они разделили мир между собой и каждый стал хозяином и властелином своей части. У каждого своя неповторимая манера отцовства.

Первый архетип – это Зевс – бог сознания и ума, максимально чтимый в эпоху патриархата, он готов на все ради успеха, богатства и власти. Тщеславен и очень богат, главным его символом является орел. Он жесток и коварен. Управляет всем материальным миром. Зевс обладает личными качествами, присущие властным отцам, руководителям, царям и мужчинам, занимающим высокие посты в обществе. Зевс умелый стратег и самый могущественный бог Олимпа. Он обладает умением убеждать других в своей правоте и подчинять своей воле. Это архетип царя и решительных действий. Зевс считает, что богатство и власть являются важным элементом его привлекательности. Он не церемонится с женщинами и ему достаточно, чтобы они выполняли то, что ему нужно. Мужчин он воспринимает либо как соперников, или как союзников.

Бог Посейдон , его собственное королевство - это моря и океаны. Творческая стихия- его власть, но часто он чувствует себя «лузером» и часто проигрывает Зевсу. Он управляет нашими эмоциями и творчеством. Отличительная черта Посейдона – бурный темперамент. Бывает раздражительным, жестоким и опасным подобно морской стихии с бурями, штормами и цунами. Ему тоже свойственно стремление к власти, но из-за излишней эмоциональности, он теряет такие важные черты характера как беспристрастность, силу воли, умение проигрывать и стратегическое мышление. Мужчина, в котором преобладает этот архетип, непосредственно связан с инстинктами и чувствами. Если он экстраверт, то он выражает эти эмоции. А если интроверт, то хранит в себе. Мужчине-Посейдону приносит удовлетворение работа, где можно применить данные ему от природы качества: умение творчески мыслить и выражать свои эмоции и чувства. Он себя комфортно чувствует в работе с природой и человеческой в том числе. Над женщинами он доминирует в силу патриархального склада ума и повышенной эмоциональности, у него, как правило, хорошо складываются отношения с деловыми женщинами, строящими свою карьеру, они тем самым дополняют его. Посейдон часто очень хороший друг, верный и преданный. В браке Посейдон выплескивает свои эмоции обиды или гнева на жену.

Архетип Гадес – царь подземного мира, которого боится даже Зевс. У него ключи от истинного богатства - от смыслов жизни. Он руководит нашими смыслами, бессознательным. Это ученые, мудрецы. Если они смогут проявиться во внешней жизни, то власть очень скоро будет у них в руках. Он источник субъективного знания и, когда мы сомневаемся и не можем понять, чего хотим, так важно обратится к Гадесу внутри себя как доброму советчику. Мужчина, в котором силен этот архетип невидим в обществе, у него нет четкого внешнего имиджа, живет он внутренней жизнью. Самая главная его проблема – это адаптация в мире. Для успешной реализации Гадесу необходимо обнаружить у себя интерес к какому-либо делу и выйти за пределы своего архетипа. Чаще всего он имеет очень скромный опыт общения с женщинами, либо они отвергают его. С мужчинами он не близок, так как не чувствует себя частью мужского общества. Мужчины, которые хотят быть его друзьями, должны долго принимать его внутренний мир, только потом он сможет довериться им. Если он влюбляется, он охотно вступает в брак и уже через семью приобщается к обществу. Только чувствительная и восприимчивая женщина сможет понять Гадеса и помочь ему открыть себя миру.

Самый любимый Сын ЗевсаАполлон – бог солнца! Самый спортивный, умный, красивый, перспективный. Он стремится достичь совершенства во всем. Мужчина, за которого, хочет выйти замуж любая девушка. Идеальное соотношение разума и физической формы. Для него важнее разум, отстраненность и субъективные интуитивные решения. Он очень востребован в современном мире благодаря своим мужским качествам. Аполлон ценит порядок и гармонию во всем. Это архетип - брата и он себя отлично чувствует, работая в команде. Он легко заслуживает доверие окружающих и добивается успеха, несмотря на свою отстраненность от окружающих.Часто его привлекает юриспруденция и медицина. Его тянет к независимой и привлекательной женщине, в их паре часто ощущается дух соперничества. С другими мужчинами Аполлон прекрасно ладит и, как правило, окружен настоящими друзьями. Он хорошо себя чувствует в браке, где нет излишней чувственности и близости, а скорее деловые и дружеские отношения. Аполлону для полноценной жизни необходимо научится смирению, возможности слышать свои желания, освободить «внутреннюю женщину».

Гермес – вестник богов . Плут, мошенник, торговец и дипломат. Самый веселый и гибкий бог. Гермес противоречивая натура, с одной стороны, изобретательность, способность действовать быстро, живость ума, которые он использует для творчества и для обмана. У него чрезвычайно острый ум и отличная интуиция, удержать его невозможно как воду в руках. Он авантюрист, способный сразу понять пользу от идеи или человека. С женщинами он непостоянен, так называемый Дон Жуан. Он подается увлечению и не думает об ответственности, верности и чувствах женщины и таинственно исчезает из ее жизни. Имея много друзей и приятелей, в душе Гермес одиночка. Скорее всего, он останется холостяком, или, повзрослев, найдет себе тихую и спокойную женщину, которая не будет доставать его вопросами, а будет беречь домашний очаг и ждать своего «путешественника». Гермесу-мужчине тяжело остепенится, это «вечный юноша». Он не способен к эмоциональной близости. Ему надо учиться у Аполлона основательности, и искать свою Афродиту.

Арес – бог войны. Нелюбимый сын Зевса, назвал драчуном ивсячески его критиковал. Тот мужчина, который, по-настоящему, любит мужское братство, любит авантюру, движение и силу. Он отважен и беспощаден как к другим, так и к себе. Всплеск эмоций у него ведет к физическим действиям. Он живет телесными ощущениями и очень сексуален. Но в состояние ярости он похож на зверя и способен нанести вред и проблемы себе и окружающим. Он напорист, активен и очень эмоционален. Ареса притягивают чувственные и экспрессивные женщины, с которыми он может вести себя искренне и спонтанно, выражая симпатию физически. Он привязан к мужчинам-друзьям и всегда готов выступить на их защиту. Часто это военное братство. Аресу необходимо учится самоконтролю, и сохранять хладнокровие в сложных и противоречивых ситуациях.

Гефест – бог кузни . Некрасивый внешне бог, но очень красивый внутренне. Он может делать много чудесных вещей, но чаще не признан. Любит мастерить, создавать что-либо, творить. Ремесленник, изобретатель, затворник. Он гениален и способен долго и кропотливо работать. Этот архетип заставляет мужчину не говорить о своих чувствах и не думать о них. Впечатлительный интроверт, окружающим сложно понять, что происходит у него в душе из-за излишней скромности и скрытности. Типичная профессиональная среда Гефеста – это мир творчества. Женщины в его жизни играют исключительную роль, они являются источником вдохновения для него, контролируют его благосостояние, помогают адаптироваться в обществе и выгодно себя представить. Гефест восхищается красивыми, умными и сильными женщинами и нередко они, впоследствии имеют власть над ним. Это моногамный и верный партнер, ожидающий от любимой таких же качеств. Он способен накапливать сексуальную энергию и воплощать ее в своем творчестве. Брак для этого архетипа очень важен, но в силу его качеств характера и проблематичен одновременно. Гефест не завязывает поверхностные отношения с людьми, поэтому у него может быть один или два верных друга, имеющие схожие интересы и не посягающие на его внутреннюю свободу и привычки. Мужчина-Гефест чаще всего страдает от депрессии, нереализованности во внешнем мире, низкой самооценки. Ему жизненно необходимы навыки общения, объективный взгляд на жизни и здоровые амбиции.

Дионис – бог экстаза и чувственного наслаждения. Он максимально способен почувствовать женскую натуру. Этот архетип неоднозначный, в нем огромный позитивный и негативный потенциал. В его душе постоянная борьба противоположностей - жизненность и разрушение, экстаз и ужас. Мужчина-Дионис излишне обаятелен и очарователен, чувствителен и женственен, и не вписывается в категорию «серьезного мужчины». Он не стремится к карьере и среди этого архетипа много безработных. Его привлекает мистика и ритуалы и если он дойдет до крайней степени в духовном плане, то может стать священником. Диониса всегда окружают женщины, они с детства становятся ему подругами и с ними завязываются доверительные и близкие отношения.Но любовные отношения с ним очень сложны из-за непостоянства и перепадов настроения.А с мужчинами он не находит ничего общего, ему малоинтересен дух соперничества. Если у него все-таки завязывается дружба, то каждый приятель для него особенно ценен, он искренне интересуется его делами, мыслями и чувствами. Проявление сексуальности для него имеет огромное значение. Брак с таким мужчиной напоминает вулкан и постоянные сюрпризы. Трудно рассчитывать на его верность и ответственность перед семьей, он сам является «большим ребенком». Дионис очень подвержен вредным привычкам, они помогают ему расслабляться и чувствовать себя самим собой. Мужчине-Дионису необходимо научится стабильности, повзрослеть и найти свою Ариадну.

Очень интересно окунутся в мир мужчин, в их сильные стороны и слабости, чтобы лучше понимать их и поддерживать в стремлении к цели. В этих архетипах я нашла своих коллег, друзей и любимого мужчину. Желаю Вам приятного путешествия в страну Богов мужского мира.

Делитесь своим опытом и мнением!

Несмотря на то, что большинство теоретиков и практиков психологии – мужчины, сфера чувств, общения и отношений считается традиционно женской. Женщины более эмоциональны, отзывчивы, лучше понимают и чувствуют внутренний мир другого человека. Мужчину с детства учат быть направленным на внешний мир, его познание и покорение. Он должен быть сдержанным в проявлении эмоций, смелым и деятельным. Но что движет мужчиной?

Американский психоаналитик юнгианского направления Джин Шинода Болен занималась изучением женских и мужских архетипов. В 1989 году выходит ее книга «Боги в каждом мужчине » , где мужские архетипы представлены в образе мифических богов Олимпа.

Классификация мужских архетипов, предложенная Дж. Болен – это взгляд женщины-ученого на архетипичную природу мужской психики и на психологию мужчин.

Мужские архетипы – это врождённые схемы восприятия и поведения, глубоко укоренившиеся в психике и формирующие психотип мужчины изнутри. Архетипы бессознательны и сильны, они влияют на все сферы жизни, предопределяя область интересов и направления деятельности человека.

Именно оттого, что мужчины реже женщин осознают происходящие в них движения души, архетипы чаще управляют ими. В мужчине живут, сочетаются, проявляются такие боги :

  • волевой и властный Зевс ,
  • эмоциональный и инстинктивный Посейдон ,
  • загадочный и отчужденный Гадес ,
  • трудолюбивый Гефест ,
  • любимый сын Аполлон ,
  • воин Арес ,
  • хитрец Гермес ,
  • мистик Дионис .

Боги – возможные модели поведения. В психике одни боги бывают активизированы, а другие – подавлены. Так случается оттого, что мужчине приходится соответствовать, приспосабливаться, отвечать ожиданиям окружающих.

К примеру, родители хотят, чтобы их мальчик вырос мужественным и стал военным (архетип Арес), поэтому и воспитывают его советующим образом, а сам ребенок мечтает быть модельером (архетип Дионис).

Зевс

Зевс – главный бог, диктатор, царь. Мужчина-Зевс стремится к могуществу, власти, высокому положению и статусу.

Зевс упорно и плодотворно трудится и пользуется властью, распределяя обязанности между подчиненными. Он экстраверт, карьерист, лидер. Целеустремленный, амбициозный, честолюбивый, решительный, сильный и уверенный в себе, мыслящий здраво, но не лишенный способности чувствовать интуитивно.

Зевс живет в настоящем и ориентируется на будущее. Много работает, поэтому достигает вершин в карьере, успеха в обществе и материального достатка. Этот архетип делает мужчин дипломатичными и дальновидными стратегами, поэтому они часто становятся руководителями и бизнесменами .

У Зевса много женщин (и любовниц, в том числе) и многочисленное потомство. Он авторитарный, патриархальный отец, муж, глава семьи. В жены он берет женщину во всех смыслах достойную быть его царицей: красивую, умную, здоровую, из хорошей семьи.

Отрицательные качества : жестокость, эгоцентризм, эмоциональная незрелость.

Посейдон


Посейдон
– хозяин морской стихии, его нрав подобен ее могуществу: сильный, эмоциональный, чувствующий, взрывной, стремительный, страстный.

Посейдону необходимы постоянные изменения, он тянется ко всему новому, редко достигает поставленных целей, так как часто их меняет. Им руководят сиюминутные эмоции. При этом Посейдон часто не уверен в себе, полон сомнений и тревог. Может быть как экстравертом, живущим в настоящий момент, так и интровертом, ориентированным на прошлое.

Из мужчин-Посейдонов получаются прекрасные актеры театра и кино. Любая творческая работа подойдет такому мужчине. Но этот архетип часто подавляется, так мальчиков учат быть бесстрастными, а у Посейдона в душе буря и шторм страстей.

В обличие от Зевса, Посейдон – верный муж , но также патриархальный. В жены он берет женщину кроткую, спокойную, ведомую, так как любит доминировать и подчинять ее своей власти.

Отрицательные качества : эмоциональная нестабильность, заниженная самооценка.

Гадес

Гадес – мужской архетип

Гадес – бог подземного царства. Его богатый внутренний мир не виден окружающим, он кажется беспристрастным, хотя умеет тонко чувствовать людей.

Замкнутый, необщительный, пессимистичный и неуверенный в себе, полностью интровертированный психотип. Не знает как подать себя в обществе, угрюм и одинок. Отрешенный от мира, он остается самодостаточным в своем одиночестве.

Гадесу все равно, что о нем думают люди, он имеет свое, особое мировоззрение, но часто испытывает трудности с самореализацией. Гадес склонен к самопознанию и самоанализу.

Несмотря на то, что этот бог по своей сути отшельник, он способен на очень сильные и глубокие чувства. Женщин в его жизни мало, он ищет ту, которая поймет его душу. Становится верным и преданным мужем, готовым на все ради счастья жены. Ему подходит добрая, смелая, безоценочно принимающая женщина, которая сможет стать посредником между ним и внешним миром и поможет ему адаптироваться в нем.

Отрицательные качества : неумение презентовать свою личность и адаптироваться к жизни в обществе, заниженная самооценка, склонность к депрессии.

Гефест

Гефест – кузнец, работяга, мастеровой, изобретатель, ремесленник и творец. Два основных его достоинства : умение работать руками и творческие способности.

Гефест – скрытный, замкнутый молчун. Он полон глубоких и сильный чувств, но не умеет их выражать на словах. Ему легче что-то сделать своими руками, проявив творчество или помочь на деле.

Сильный духом мужчина-Гефест никому не рассказывающий о своих проблемах и в то же время он ранимый, тревожный, неуверенный в себе человек.

Гефест прагматичен, практичен, приземлен. Окружающим сложно его понять, он не умеет вести себя так, чтобы быть понятным, да ему это и не нужно, внешний мир его мало интересует.

Общение для него является проблемой, вызывающей тревогу и волнения. Круг знакомых очень узок, а новых знакомств он сам не заводит.

Женщины не слишком часто обращают на него внимание, не замечая его достоинств. А он терпеливо ждет ту, которая заметит, поймет и полюбит его всей душой. Гефест любит глубоко, сильно, страстно и преданно. Он верен жене. Ею чаще всего становится нежная, добрая, ласковая, чувственная, дипломатичная и независимая женщина, способная быть его представителем в обществе.

Отрицательные качества : неумение общаться, вписываться в общество, заниженная самооценка.

Аполлон

Аполлон – бог Солнца и лучник. Мужчина, с выраженным архетипов Аполлона живет разумом, а не сердцем. Больше всех он любит себя и является «примерным мальчиком», маменькиным сынком.

Аполлоны общительные, целеустремленные, благоразумные, любят всегда и во всем соблюдать порядок, точность, объективность. Они знают чего хотят и как этого добиться, поэтому бывают успешными, но не амбициозными. Аполлон доволен жизнью, когда ощущает комфорт , о большем он не мечтает.

Сфера чувств у мужчин-Аполлонов подавлена, их внутренний мир для них же самих абсолютная тайна. От чужих эмоций и чувств они стараются абстрагироваться. Из Аполлонов получаются прекрасные дипломаты и юристы .

Жену такие мужчины выбирают, основываясь на расчете, выгоде, интересе к личности, но никак не на любви или страсти. Им подходят женщины сильные, независимые, дерзкие, прагматичные, деловые, часто это коллега по работе, женщина с такими же, как у Аполлона целями или та, с которой он соперничает.

Отрицательные качества : бесчувственность, высокомерие, снобизм, эгоизм.

Арес

Арес – бог войны, страстный воин и любовник. Мужчины, у которых главенствует архетип Ареса, живут инстинктами , эксцентричные, безудержные. Они любят драться, спорить, конфликтовать, не думая о последствиях, действуют, опираясь на сиюминутные эмоции.

Арес агрессивен и активен, но не целеустремлен, он деятельный, но не строит планов. Для него важно получить статус «настоящего мужчины». У военных, спортсменов, танцоров , как правило, сильно выражен архетип Ареса.

Эмоциональный, страстный и сексуальный Арес привлекателен для женщин . Он не переносит одиночества, поэтому умеет привлекать внимание, ведет себя галантно, обходительно и любезно. Искусный и чувственный любовник, Арес ищет женщину, которая не побоится его напора и тяги к экспериментам, опытную, раскрепощенную, веселую. В брак вступает с темпераментной женщиной, поэтому не знает что такое рутина, супруги бурно ссорятся и также бурно мирятся.

Отрицательные качества : вспыльчивый, неуправляемый, жестокий, грубый.

Гермес

Гермес – посланник богов, вечный юноша, хитрец и путешественник. Мужчина-Гермес дружелюбный, общительный, активный, талантливый, позитивный, стремительный, легкий на подъем.

У мужчины-Гермеса живой, острый ум, он полон энтузиазма и идей, обладает даром ораторского искусства. Общение для него – практически вся жизнь, он ярко выраженный экстраверт, не может быть в одиночестве, у него очень много знакомых. Гермес умело вдохновляет, поддерживает словом, но также умеет бессовестно обманывать, сплетничать, льстить.

Гермес не готов ждать и бороться за идею, для него лучше все изменить или бросить, чтобы начать новое дело. Гермес не способен по настоящему привязаться ни к дому, ни к человеку, поэтому нередко становится вечным странником.

Мужчина-Гермес непостоянен. Сфера его интересов велика, он выдумщик, может увлечься чем угодно, но продолжительно заниматься одним и тем же занятием не в состоянии. Ему нравится выполнять легкую и быструю работу , часто менять род деятельности.

Для женщин мужчины, у которых преобладает архетип Гермеса, представляют опасность и скрытую угрозу быть обманутой. Однако Гермес столь харизматичен, обаятелен и очарователен, что не влюбиться в него сложно. Женщин привлекает его легкость, чувство юмора, умение говорить комплименты. Отношения с доверчивой женщиной Гермес выстраивает очень быстро, но его чувства непостоянные и поверхностные. Покорив одну девушку, он быстро переключается на другую, не заботясь о чувствах первой. Вступает в брак не единожды и всегда изменяет своим женам.

Отрицательные качества : непостоянный, безответственный, нетерпеливый, ленивый, имеет антисоциальные наклонности.

Дионис


Дионис
– бог вина и экстаза. Самый загадочный архетип, способный вывести мужчину на «скользкую дорожку» алкоголизма, наркомании и разврата. Этот архетип наполнен страстью и каким-то возвышенным хаосом, любовью к природе и красоте, стремлением получить как можно более богатый чувственный опыт и сделать миг незабываемым.

Мужчина-Дионис веселый выпивоха или страстный любовник, но всегда не так прост, как может показаться изначально. Он загадочен и экзальтирован, увлекается мистикой, эзотерикой, психологией, духовными практиками.

Дионис прекрасно разбирается в психологии женщин. С самого детства он окружен мамками-няньками, подругами и поклонницами. Ценит заботу женщин, но сам не склонен заботиться.

Эмоции Диониса бурные, настроение слишком переменчиво. В его образе много женственности и тонкости, он любит красиво одеваться и выделяться из толпы, экстравагантен.

Дионисам подходят профессии творческие , связанные с миром моды, красоты, шоу-бизнеса.

Мужчина-Дионис способен в самой консервативной и бесчувственной женщине разбудить страсть, он любит толкать на безумие добропорядочных скромниц. Мужем Дионис становится, но не прекращает вести разгульный образ жизни. Укротить его способна женщина, умеющая быть для него одновременно и заботливой «мамой» и фанатичной «девочкой».

Отрицательные качества : склонность к зависимостям, аффективность переживаний, слишком нестабильные эмоции и непредсказуемое поведение.

Как правило, поведение мужчины базируется на одном ведущим и двух дополнительных архетипах, остальные оказываются подавленным. Для гармоничного развития личности, предотвращения внутренних и межличностных конфликтов, лучшего понимания своего «Я», нужно «познакомиться» со всеми внутренними богами и научиться управлять ими.

Какой бог руководит Вами?


Представьте себе абсолютно безмятежное море, но при этом не забывайте, что под водной гладью живет вспыльчивый, гневливый и мстительный бог, готовый разразиться яростью и крушить все на своем пути. Этот образ поможет вам понять некоторые важнейшие черты архетипа Посейдона. Этот архетип представляет составную часть архетипа отца, встречающую неодобрение со стороны Зевса и подавленную в тех мужчинах, которые, подобно Зевсу, стремятся держать все под своим контролем.

Когда царство эмоций подавляется, данный архетип уходит в подполье и остается не включенным в личность мужчины. Эмоции заперты и не проявляются свободно. Однако Посейдон не может вечно оставаться в заточении, когда-нибудь гнев и горечь выйдут наружу и человеком овладеет первобытный порыв сокрушить того, кто причинил ему боль, – чего бы это ни стоило.

И еще через архетип Посейдона можно познать необычайно прекрасное царство психологических глубин. Подводный мир Посейдона не виден с горы Олимп и не описан в греческих мифах. Эмоциональные глубины – не оцененный аспект психики мужчин. Этим аспектом пренебрегают, его подавляют. От рядового американского мужчины, представителя среднего класса, ожидают умения сдерживать свои эмоции. Представитель высшего класса в Британии должен уметь оставаться бесстрастным в любых обстоятельствах.

Менее известный аспект Посейдона символизируется подземными водами. Это скрытые под землей эмоциональные глубины, – непроявленные, незримые, они, тем не менее, присутствуют в качестве глубоких интровертированных чувств, и для того, чтобы что-то узнать о них, к ним нужно обрести доступ и научиться выражать их.
^

Архетип ныряльщика в морские глубины


Посейдон – единственный олимпийский бог, имеющий доступ в глубины вод. Он может нырять на любую глубину и оставаться под водой, сколько хочет. Но стоит морскому богу сказать лишь слово златогривым коням, запряженным в его колесницу, и они быстро вынесут на поверхность. Вокруг него танцуют и резвятся дельфины. Все это – золотая мечта аквалангиста. Посейдон также символизирует мужчину (или женщину), который может окунуться в мир чувств и эмоций, чтобы обрести доступ к тому, что таится в глубинах: воодушевление и грусть, несказанная красота и чудовища дна, – уголки, столь глубокие и сумрачные, что уже почти ничего не видно и можно лишь смутно ощущать, что творится вокруг. Эти подводные глубины и просторы невозможно ни измерить, ни до конца постичь.

Мужчина, отрезанный от своей посейдоновой природы, может войти туда во хмелю, когда он льет слезы, "нырнув на дно стакана", или окунуться в эти глубины в минуты горя и гнева, – тогда он спускается в царство Посейдона и барахтается, словно утопающий, оказавшись на время во власти эмоций.

Как противоположность такому человеку, существуют своего рода профессиональные ныряльщики, исследующие глубины посейдонова архетипа, – поэты, драматурги, писатели, композиторы, музыканты или психотерапевты, которых время от времени влечет окунуться поглубже в царство эмоций, где можно приобщиться к источнику коллективного бессознательного человечества. В культурах, на чью долю в силу исторических обстоятельств выпало много страданий, где искусству и литературе традиционно придают особенно большое значение и где национальный характер более эмоционален (например, Россия и Ирландия), к царству Посейдона, похоже, относятся с большим уважением. Мужчинам, представителям этих культур, позволяют вести себя более эмоционально, иррационально и экспрессивно.
^

Архетип царя


Так же как Зевс и, в меньшей степени, Гадес, Посейдон стремится обрести собственные владения, а также завоевать уважение и власть, какими пользуется царь. Мужчина-Посейдон стремится "быть важным человеком". Однако мужчине, в ком доминирует архетип Посейдона, недостает беспристрастности, умения мыслить стратегически и силы воли, необходимых патриархальному небесному богу, чтобы добиться успехов и создать свое "царство". Его усилия в бизнесе напоминают деятельность мифологического Посейдона, который вновь и вновь проигрывал другим божествам состязания за владения городами, подвергался публичному унижению и очень гневался по этому поводу.

В силу бурной эмоциональности Посейдона, мужчина, воплощающий в жизни данный архетип, обычно не умеет достойно проигрывать. С точки зрения Зевса, любой спор честно и справедливо решается должным образом назначенными судьями. Посейдон всегда отвечал на поражения вспышками ярости, – подобным образом ведут себя некоторые мужчины, не способные принять правила, сулящие им имущественные потери и бесчестье, и не умеющие "проигрывать красиво". Чаще всего Посейдон отвечал на проигрыш потопом, – как его архетип может затопить психику мужчины чувствами, топя в них любые рациональные мысли.

Если такому мужчине не удается утвердиться в мире, его единственным царством остается дом.
^

Владелец трезубца


Символ Посейдона – трезубец, фаллический символ. Трезубец, наряду с именем этого бога (муж земли), свидетельствует о доолимпийских корнях Посейдона, когда он являлся супругом Великой Богини, у которой было три ипостаси: дева, мать и старуха. Трезубец Посейдона является символическим тройным фаллосом. Вместе с двумя животными-символами – быком и конем – трезубец указывает на сексуальность и плодовитость Посейдона, хотя и более абстрактно.

Носитель трезубца обладает высокой потенцией, способностью оплодотворять. Эта способность к оплодотворению направлена не только на фемининность, способную к деторождению (Богиня как мать), но и на девственную, целостную, невинную фемининность (Богиня как дева) и на женственный аспект мудрости (Богиня как старуха). Воплощенная в своей наиболее буквальной архетипической форме, эта неразборчивая беспорядочная сексуальная психопатическая маскулинность проявляется в мужчинах, не делающих различия между молодыми и пожилыми женщинами. Если речь идет о тесных взаимоотношениях как таковых, архетипический носитель трезубца – это мужчина, являющийся мужем девы, матери и старухи, сосуществующих в его жене. Если же говорить о прочном браке, сохраняющемся на протяжении жизни, то вначале он становится мужем девы, идущей с ним под венец; затем он – муж матери его детей; а в старости – муж пожилой женщины.

В наиболее абстрактном значении Посейдон – муж земли, жизнепорождающая влага, необходимая почве для плодородия. Он представляет подземные воды, и трезубец символизирует его способность обращаться к этим источникам, – вспомним, что, ударив трезубцем о землю, Посейдон может пробудить родник.
^

Посейдон как непримиримый враг


История о том, как Посейдон в течение десяти лет неустанно преследовал Одиссея, – это история о разгневанном отце, стремящемся отомстить человеку, ослепившему его одноглазого сына. Он не берет в расчет, что Полифем собирался съесть Одиссея и его спутников и только благодаря личной отваге и мудрости Одиссей сумел предотвратить это пиршество. Это справедливость по типу "око за око", не признающая никаких компромиссов. На самом деле такая "справедливость" является не более чем мстительностью – стремлением непременно отплатить за вред, причиненный врагом мстителю или его владениям. Посейдон готов терпеливо ждать случая для сведения старых счетов, и затаенная злоба не ослабевает со временем. Пусть даже сменится три поколения, – как это было в случае с троянцами, – но однажды он отплатит за обиду. Этой архетипической модели следуют многие мужчины. Так Чарльз Бронсон в сериале "Желание смерти" и Джордж С. Скотт в фильме "Закоренелый" играли именно отцов-Посейдонов, вступивших на путь вендетты. Эти киногерои решили собственноручно покарать обидчиков и сделали это с исключительной жестокостью. Подобным образом адмирал тихоокеанского флота США Уильям Хэлси по кличке "Бык" во время Второй мировой войны преследовал японские корабли на бескрайних просторах Тихого океана с неутолимой ненавистью Посейдона, охотящегося за хитроумным Одиссеем. Для него "Хороший японец – мертвый японец". И ветхозаветный Яхве, говоря о мщении и непримиримости, проявляет этот же аспект посейдонова архетипа.
^

Посейдон как архетип дикаря


Выдающийся американский поэт и лидер мужского движения Роберт Блай, выдвигая идею о том, что мужчины должны вернуть себе мужественность (особенно это касается мужчин, достигших зрелости в 60-е годы), активно эксплуатирует образ "дикаря со дна пруда". Этот образ взят из сказки братьев Гримм о железном Гансе. Возле одной деревни был лес, где без вести пропадали охотники, и поэтому все боялись туда ходить. Однажды некий бесстрашный чужеземец все-таки отправился туда на охоту вместе со своим псом. Когда пес, преследуя дичь, бежал вдоль берега пруда, из воды появилась рука, схватила собаку и утащила в воду. Увидев это, охотник привел к пруду трех мужчин с ведрами и велел им вычерпать пруд. Когда обнажилось дно, они увидели дикаря с коричневым, словно ржавое железо, телом и лицом, скрытым за свисающими до колен волосами.

Блай утверждает, что мужчина-дикарь является символом мужественности – инстинктивной, не прирученной женщинами, близкой к природе и являющейся ее частью. Эту мужественность будут унижать, игнорировать и даже бояться ее до тех пор, пока мужчины не отважатся познать этот источник силы, а также утвердить его в своем сознании и в культуре.

Я вижу в дикаре, живущем на дне пруда, образ отвергнутого и униженного Посейдона, – тот же подавленный архетип из сферы бессознательного, но только под другим именем. В сказке мужчину-дикаря освобождает из плена мальчишка. В благодарность дикарь обещает ему свою помощь: если будет нужно, мальчик должен только прийти в лес и позвать друга. Дикарь – это источник силы и могущества (архетип), к которому мальчишка затем обращается в час испытания. При этом мальчишка превращается в мужчину, исполненного любви и отваги, а дикарь оказывается величественным королем.
^

Посейдон как мужчина


Царство Посейдона – это сфера эмоций, и мужчина, в ком доминирует этот архетип, непосредственно связан с инстинктами и чувствами. Если он является экстравертом, то выражает свои эмоции спонтанно и непосредственно, а если интровертом – может хранить их в себе. В обоих случаях он умеет чувствовать глубоко и сильно. А расти ему приходится в культуре, где считается, что мальчик и мужчина должен быть бесстрастным.
^

Ранние годы


Ребенок-Посейдон остро чувствует все, что его касается. Этот ребенок реагирует на любые воздействия бурными и спонтанными эмоциями и действиями – особенно если он экстраверт. Он хочет получить то, что его привлекает, и ясно дает понять, что ему нужно получить это немедленно! Его желания сродни острому чувству голода, и он ревет от гнева и обиды, если не получает желаемое немедленно! Если он получает то, что хочет, сразу, то в его теле и голосе проявляется огромнейшее удовлетворение, – но если желание исполняется позже, тогда это совсем не то же самое. Страсть угасает, и предмет желания утрачивает привлекательность, которую давали ему эмоции. Как ни сильны эмоции в отношении конкретного желания, внимание этого ребенка можно отвлечь и перевести в другое русло, – как воды ливневого паводка можно направить в специальные каналы. В отличие от своего брата Зевса, Посейдон может отвлечься от того, что было для него важно, и перевести внимание на другой объект.

Ребенок, вынужденный из страха перед родителями подавлять свои эмоции, может научиться скрывать свои чувства. Эмоции остаются столь же сильными, – просто он их сдерживает. Тогда он превращается в Посейдона-интроверта, о котором говорят "в тихом омуте черти водятся", – на поверхности он хранит спокойствие, но в глубине таятся сильные бурные чувства.

Если даже дома мальчика-Посейдона не упрекают за спонтанность и эмоциональность, то в школе он непременно встретит неодобрение. Его дразнят, когда он плачет; одергивают, когда он слишком экспрессивно трясет поднятой рукой, желая ответить на вопрос учителя; постоянно требуют, чтобы он навел порядок, тогда как этот ребенок буквально генерирует вокруг себя хаос... В общем, маленького Посейдона непрестанно критикуют за то, что он не отвечает узким ожиданиям окружающих относительно того, как нужно себя вести. Его характер, его эмоции, его вещи не вмещаются в очерченные обществом рамки, и это раздражает окружающих.

Родители

Если Посейдону повезет, он родится в семье, подходящей ему по темпераменту, где приветствуются эмоции, драматизм, слезы и смех. Такие люди склонны к физическим проявлениям чувств. В этом доме спокойно относятся к беспорядку, возникающему, когда люди делают по нескольку дел параллельно и эти дела находятся на разных стадиях завершения. Здесь ничего не происходит "вовремя" (нельзя сверять часы по тому, когда на столе появляется обед или когда члены семьи уходят из дому и входят в дом). Если атмосфера в доме именно такова, значит, Посейдон растет в семье, где его могут принять и оценить таким, какой он есть. Но здесь его не научат адаптироваться к требованиям внешнего мира, в чем он немедленно убедится, поступив в любую школу.

Некоторые дети-Посейдоны рождаются в семьях, где не принято вести себя эмоционально, спонтанно и открыто. Здесь ценят хорошие манеры, интеллект, послушание, аккуратность, способность доводить дело до конца и наводить после себя порядок. Ребенок с темпераментом Посейдона не вписывается в такое окружение. У него более активно правое полушарие мозга, а у родителей – левое. В этой семье его будут постоянно отчитывать за все, что он делает (или не делает): за беспорядок в его комнате, за несвоевременное выполнение домашних обязанностей, за то, что он не кладет вещи на место, и так далее. (А он утверждает, что прекрасно ориентируется в своем беспорядке, а в прибранной комнате ничего не может найти.) Эмоциональность такого ребенка тоже, вероятно, встретит неодобрение, и его будут постоянно одергивать: "Большие мальчики не плачут" (когда он расстроен) и "Что это за клоунада?" (когда ему весело). Если мальчик вынужден слушаться родителей, то ему приходится подавлять свой естественный нрав и подстраиваться под желания старших.

В идеальной ситуации отец с матерью принимают и ценят ребенка, "как он есть", но в то же время терпеливо и настойчиво учат его соблюдать порядок, рационально распоряжаться временем и вести себя последовательно – умение планировать заранее не приходит к нему само собой. На стене в его комнате не мешало бы повесить плакат с надписью "Готовь сани летом, а телегу зимой". (Как мы увидим далее, никто из богов, погруженных в мир эмоций, не умеет как следует обращаться с линейным временем, поэтому такой плакат был бы полезен многим.)

В наихудшем случае ребенок-Посейдон вступает в противоборство с излишне жесткими родителями, которые требуют беспрекословного послушания и приходят в ярость, когда сын пытается оставаться собой, ведет себя непунктуально, неаккуратно и не доводит начатые дела до конца. Родители могут воспринимать такое поведение как непослушание, достойное сурового наказания. В подобной ситуации вероятно, что его станут наказывать или презирать также за проявления естественной эмоциональности. Положение ребенка может усугубляться субъективным ощущением, что он обладает определенной властью и правами – а это провоцирует его на реакции типа "Я вам покажу, с кем вы имеете дело" в ситуациях, где он обречен на поражение. (Мальчик-Зевс более успешно скрывает подобные чувства.) В подобном окружении мальчик-Посейдон может также научиться очень хорошо сдерживаться и таиться – но позже будет выплескивать накопившийся гнев на тех, кто слабее.
^

Юность и молодость


Посейдон-подросток обычно бывает эмоциональным эксцентричным молодым человеком. Очень подверженный влиянию гормональных сдвигов в организме, он постоянно бегает за хорошенькими девушками. При этом он стремится именно "порезвиться", а не найти себе постоянную пару. В этот период жизни представитель среднего класса, как правило, поступает в колледж. Считается, что он должен сосредоточить основные усилия на учебе, – но Посейдону это не интересно.

Кроме того, в большинстве учебных заведений темперамент и таланты Посейдона остаются невостребованными: он реагирует на все эмоционально, принимает решения, основываясь на чувствах, – а поэтому в академическом мире чувствует себя как рыба на суше. Ему недоступна красота логических построений, ему не нравится аналитическая работа, он не терпит монотонности, ненавидит экзамены, большинство обязательных предметов кажутся ему смертельно нудными. Чтобы хорошо учиться, ему необходимо присутствие также других архетипов.

Посейдон-спортсмен нередко действительно избирает водные виды спорта – водное поло или плавание. Кроме того, такой молодой человек может найти свою нишу в театральной студии, где высоко ценится умение подключаться к миру своих эмоций и воплощать их на сцене.

Он не особо заботится об оценках, однако может взяться за работу и добиться неплохих результатов – если окружающие внушат ему, что хорошо учиться необходимо и что у него достаточно ума для этого. Но, как бы он ни учился, академическая успеваемость не имеет для него особого значения. Обычно юный Посейдон не знает, кем хочет стать, когда вырастет.

Если Посейдон плохо учится в старших классах школы, он нередко сожалеет об упущенных возможностях, когда подходит время поступать в колледж либо идти на работу. Эта ситуация может повториться и позже в жизни, когда более целеустремленные ровесники обретают материальную стабильность, а он только сетует на свою участь.

Работа

В таких индустриально-корпоративных странах, как наша (США. – ^ Прим. перев .), мужчине-Посейдону нередко бывает сложно найти работу, которая приносила бы ему личное удовлетворение и в то же время служила источником приличного дохода, уважения в обществе и самоуважения. В офисах и на заводах Посейдон оторван от своей стихии. Чтобы преуспеть в этих сферах, ему необходимо подавить свою эмоциональность и развить в себе черты другого бога. Если это ему удастся, он сможет неплохо приспособиться, – но, выполняя работу, которая доставила бы мужчине другого типа личное удовлетворение, Посейдон нередко чувствует, что трудится только ради денег, – каких бы вершин власти и славы он ни добился. Если же он не научится пользоваться левым полушарием мозга, как того требует работа; не сумеет держать в узде свой бурный темперамент; не сможет ладить с начальством, – тогда ему придется довольствоваться самой неквалифицированной работой, которая не принесет ни личного удовлетворения, ни сколько-нибудь "достойного уровня жизни", – что приводит его в ярость.

Мужчине-Посейдону доставляет удовольствие работа, позволяющая применять и развивать данные ему от природы качества: способность глубоко чувствовать и выражать свои чувства. Способности Посейдона нередко хорошо применяются в работе с природой (включая человеческую природу), где время измеряется циклами, периодами, сезонами. Это мир растений, животных, подводных течений, метеорологических потоков, людей – здесь он может доверять своим инстинктам и опыту.
^

Взаимоотношения с женщинами


У Посейдона есть два аспекта, обусловливающих его склонность доминировать над женщинами: патриархальный склад ума и бурная эмоциональность. Поэтому он сознательно или бессознательно пренебрегает чувствами женщины и нарушает границы, которые она устанавливает между собой и миром. Начиная с юных лет Посейдон отказывается принять отрицательный ответ женщины, если он испытывает половое возбуждение и настроился на физическую близость. Такое отношение может привести к изнасилованиям различной степени тяжести в период ухаживания – начиная со склонности форсировать события, игнорируя ее потребность не спешить, и заканчивая насильственным овладением девушкой, едва она позволит ему приобнять или поцеловать себя. Обычно у него не очень хорошо складываются отношения с современными женщинами, активно делающими собственную карьеру. Сам он не склонен играть роль молодого и честолюбивого профессионала, но, как правило, ведет себя так, будто он обязан доминировать над женщиной уже просто потому, что он мужчина. Это нередко приводит к противостоянию с более сильными женщинами, которые, как правило, побеждают. Как Афина в состязании с Посейдоном, такая женщина нередко отчетливо видит, что требуется в данной ситуации, тогда как он многого не принимает в расчет – и проигрывает.
^

Взаимоотношения с мужчинами


Посейдон оказывается в невыгодном положении в западной индустриальной культуре, управляемой Зевсом. Он склонен реагировать эмоционально, а не рационально, – а в нашей культуре такое поведение неприемлемо. Хотя окружающие не "подначивают" его, – поскольку мужчина-Посейдон обычно держит себя весьма важно, – нередко он обнаруживает, что его совершенно вытеснили из конкурентной борьбы за положение в обществе. Мужчина-Посейдон говорит с этими людьми "на разных языках", и, если он не сумеет как следует приспособиться, не научится сдерживать свои эмоции и не разовьет в себе линейное мышление, сосредоточенность и целеустремленность, ему не удастся преуспеть в мире, где побеждает хладнокровие и умение мыслить стратегически.

Иногда у Посейдона устанавливается прочная эмоциональная связь с мужчиной, обладающим противоположными психологическими качествами. Каждого из них притягивает возможность развить в себе скрытые глубоко в подсознании свойства. Посейдон способен на верность и глубокие эмоциональные переживания – качества, не поощряемые в мире Зевса, где мужчины соперничают друг с другом на пути вверх и нередко приходится оставлять позади тех, кто не выдерживает ритма гонки.

Сексуальность

Сексуальность Посейдона с самого начала проявляется как природная стихия. Это обусловлено бурной эмоциональностью и сильными инстинктами Посейдона. Символы этого бога, бык и конь, очень хорошо отображают врожденную неразборчивую сексуальность, – олицетворением Посейдона может также служить племенной жеребец, всегда готовый к делу.

Мужчина-Посейдон бывает столь же бесчувствен, как Посейдон-бог, настигший и принудивший к близости убитую горем Деметру, когда та искала свою похищенную дочь. Нередко женщина в замужестве с мужчиной-Посейдоном обнаруживает, что половые аппетиты стоят у него на первом месте, – его совершенно не интересует, что у нее на душе. Стремясь избежать его домогательств, она, подобно Деметре, может попытаться спрятаться, приглушить свою сексуальность, – но, как и у богини, у нее ничего не получится.

Пока этот мужчина остается во власти своего архетипа и его половое поведение проявляется как природная стихия, он "бесчеловечен" и психологически отстранен от партнерши. Он одержим своими внутренними силами, которые крепко держат его в своих объятиях – как он партнершу.

Если мужчина-Посейдон является гомосексуалистом, он еще больше, чем гетеросексуальный мужчина, склонен играть роль жеребца среди готовых к сближению партнеров, – особенно это касалось времен, предшествовавших распространению СПИДа. Пожилой Посейдон-гомосексуалист может воспроизводить миф о Посейдоне и Пелопе. Бог Посейдон полюбил необычайно красивого юношу по имени Пелоп и взял его на Олимп. Подобным образом преуспевающий влиятельный гомосексуалист в летах может стать любовником и патроном молодого человека, помогая ему утвердиться в мире.

Как Зевс, так и Посейдон предстают перед нами в образе могущественных мужчин, которые испытывали страсть ко многим женщинам, состояли в браке и стали отцами многих детей. При этом обоим было не чуждо и влечение к юношам – что было довольно широко распространено среди мужчин в Древней Греции. Современные гетеросексуальные могущественные Зевсы и Посейдоны нередко с беспокойством замечают, что с возрастом их начинают привлекать молодые мужчины.

Брак

История о том, как Посейдон ухаживал за Амфитритой и женился на ней, в метафорической форме предоставляет нам некоторые намеки относительно того, что требуется, чтобы Посейдон завязал устойчивые взаимоотношения с женщиной. Посейдон увидел танцующую Амфитриту и полюбил ее. (Полюбил – это намного больше, чем воспылал страстью: она пробудила в нем внутренний образ возлюбленной – то, что Юнг называл "анимой".) После того как он начал за ней ухаживать (изнасиловал), испуганная Амфитрита сбежала в недоступное для него место. Посейдон вел себя так, как привык: следуя зову страсти, он применил напор и силу. Затем он почувствовал, что ему не хватает именно этой конкретной женщины и он не в силах вернуть ее своими привычными методами. В том же положении нередко оказывается и мужчина-Посейдон, слишком поздно осознающий, что любимая от него ушла.

Чтобы вернуть Амфитриту, Посейдону потребовалась помощь дельфина, который отыскал ее и убедил выйти замуж за морского бога. Мужчина-Посейдон нередко обнаруживает, что ему нужно пробудить внутри себя "дельфина" – умеющего настроиться на другого человека ("найти" возлюбленную, хотя на самом деле она и не прячется), чувствительного, заботливого, способного к общению на глубоком уровне. Это просто необходимо, если он намерен убедить любимую добровольно к нему вернуться. Она не согласится остаться с ним, если он будет доминировать.

Если мужчине-Посейдону это удастся, – если он созреет психологически и женится на женщине, которая подтолкнула его к этим внутренним переменам, – тогда они "будут жить в прекрасном подводном дворце", в глубинах своего эмоционального царства.

Однако часто брак с Посейдоном лишен какой бы то ни было красоты и глубины, – и недостаточно зрелый мужчина постоянно выплескивает на жену свой гнев и обиду (накопившиеся на работе или в результате ее отсутствия). Неспособность контролировать свои эмоции, стремление к власти (нередко безуспешное), мнение, что секс является обязанностью в браке, – все это делает союз с Посейдоном наихудшим из возможных, особенно если все эти проблемы усугубляются алкоголизмом или наркоманией.

Подобно мужчине-Зевсу и мужчине-Гадесу, мужчина-Посейдон стремится вступить в брак. Представители этих трех архетипов активно поддерживают идею патриархальной семьи, во главе которой стоит непременно мужчина.

Дети

С человеком, который так открыт для проявления чувств, детям живется либо очень хорошо, либо просто ужасно. Если Посейдона самого принимали в детстве таким, как он есть; если он сумел развить и другие свои качества; если нашел свое место в мире, – такой мужчина может быть прекрасным отцом. Он отзывчив эмоционально и умеет проявлять свои чувства физически; он служит детям образцом сильного человека, который умеет смеяться и плакать; это близкий и понятный отец – а не далекий и недоступный, как это чаще бывает в нашей культуре.

Однако он может быть и ужасным человеком – по отношению к жене или к детям, а чаще всего и к жене, и к детям. Эмоционально, а часто и физически издеваясь над женой, он не щадит и детей. Его сыновей травмируют отцовские припадки гнева, он внушает им страх. Как только такой сын почувствует за собой силу, он, скорее всего, и сам будет вести себя как папа. В большинстве отпрысков мифологического бога Посейдона воплотились его наихудшие черты. Один из этих детей – известный насильник по прозвищу "морской сатир". Другие – ужасные монстры огромного роста и дикого нрава.

Дочери Посейдона, как правило, ничем не примечательны. Обстоятельства детства делают их главными кандидатами в жертвы дальнейших издевательств. А поскольку эти женщины из собственного опыта знают, что такое боль, они нередко пытаются играть роль спасительниц.
^

Средний возраст


К середине жизни гетеросексуальный мужчина-Посейдон, как правило, успевает жениться, завести детей, и к этому времени становится ясно, развивается ли его семейная жизнь по наилучшему или наихудшему сценарию. Семья (благополучная или крайне неблагополучная) обычно является центром эмоциональной жизни Посейдона. Поэтому, если жена покинет его в этот период, Посейдон может пережить тяжелейший кризис среднего возраста. В таком случае приливные волны чувств грозят затопить его самого и окружающих, нередко вынося на поверхность эмоциональные комплексы, которые до этого момента преспокойно лежали где-то на дне подсознания.

Средний возраст может также принести с собой депрессии или значительные перемены в жизни мужчины, который в свое время подавил в себе Посейдона, чтобы оправдать чьи-то ожидания. Он научился сдерживать свои чувства ради успехов во внешнем мире. Проблема в том, что, даже добившись, на зависть окружающим, власти и влияния, такой мужчина нередко обнаруживает, что лично для него все это не имеет никакого значения. Человек словно прожил чужую жизнь, – не свою. И в среднем возрасте ему становится ясно, что сделка была невыгодной.

Такой мужчина может сказать: "Что с того, что я стал вице-президентом и провожу полжизни в самолетах? Мои дети растут без отца". Что же делать? Бросить работу и отказаться от того уровня жизни, который она сулит? Случается, что мужчина-Посейдон так и делает, – а это может стать серьезным испытанием для брака, если он женат на женщине, не способной принять серьезные изменения в финансовом положении семьи.

Нередко в силу подсознательного стремления достичь эмоциональных глубин, – то, к чему Посейдон склонен от природы, – его непреодолимо влечет к той или иной женщине. Может он обнаружить в себе и влечение к юноше, который олицетворяет либо отвергнутого мальчика в нем самом, либо подавленную половую ориентацию. Такие гомосексуальные порывы могут привести к внутреннему кризису, даже если он не осуществит своих фантазий. В любом случае, подавленные чувства прорываются с огромной разрушительной силой, и все усилия, которые он прилагал для того, чтобы адаптироваться к внешнему миру, могут пойти прахом. Особенно яркие перемены происходят тогда, когда сильный Посейдон, подвергавшийся подавлению в первую половину жизни, прорывается – почти как мститель – во второй половине жизни и требует своего.

Старость

Когда мужчина-Посейдон вступает в последний этап своей жизни и выходит на финишную прямую, уместно снова вспомнить его символ – жеребца. Сберег ли он связь с инстинктами и чувствами, когда развивал в себе способность просчитывать и строить стратегические планы? Смог ли сохранить единство с конем – своей инстинктивной натурой – и в то же время научиться думать, наблюдать и принимать решения? Если да, значит, этот мужчина прожил жизнь искренне и полнокровно.

Или, может быть, он измучил и убил своего "коня", поскольку окружающие его не ценили и порицали за излишнюю эмоциональность? Может, он проклял и подавил своего коня, потому что, появляясь из глубин психики, тот вовлекал его в неприятности (как это было с юным героем пьесы Питера Шеффера "Эквус" )? И теперь, в последние годы жизни, не оказался ли он отрезанным от источника глубины и смысла – не стал ли холодным, поверхностным человеком?

Или его "конская" природа завладела им безраздельно и этот человек так и не смог научиться рассудительности и умеренности? С возрастом жизнь усложняется, и реакции, основанные на инстинктах и аппетитах, в конце концов ведут к поражению. С годами такой мужчина становится все менее привлекательным, – в отличие от того мужчины-Посейдона, который остается верен своей подлинной природе и при этом развивает собственный потенциал, стремясь выйти на более высокий уровень.

Наивысшие человеческие возможности осуществления данного архетипа представлены в образе самого Посейдона, мчащегося по безмятежному морю в колеснице, влекомой златогривыми конями в окружении танцующих морских тварей. Этот Посейдон (мужчина или женщина) может спуститься в морские глубины, где находится его дом, и упиваться красотой и безмятежностью морских глубин. Он не боится сумрачных теней, в которых посторонний мог бы узреть ужасных чудовищ.

Именно страх рождает "чудовищ" из едва различимых сущностей, живущих в глубинах коллективного бессознательного. Поднимите этих чудищ на поверхность, где их можно увидеть и поговорить с ними, – и они совершенно изменятся.

Мы все ощущаем присутствие смутных неоформленных невероятно могущественных сил в глубинах своего существа и, возможно, боимся их до тех пор, пока Посейдон – поэт, писатель, композитор, психолог, танцовщик или художник – не вынесет их на поверхность. Такой человек, оседлавший собственную инстинктивную природу и близко познакомившийся со своей эмоциональной стихией, переводит наши страхи в формы, доступные человеческому сознанию.
^

Психологические проблемы


Психологические проблемы возникают, когда эмоциональные и инстинктивные порывы Посейдона, не будучи сдерживаемыми и перенаправленными, захлестывают личность. Кроме того, сложности возникают, когда характерные качества Посейдона подвергаются недооценке и его не принимают таким, какой он есть.

Посейдон – это тень Зевса, эмоциональный аспект архетипа отца, подвергающийся подавлению или угнетению, а поэтому неразвитый и недоступный в человеке, который сознательно отождествляет себя с Зевсом.
^

Избыточная текучесть: эмоциональная нестабильность


Непосредственные эмоциональные реакции, совершенно естественные для ребенка, представляют собой психологическую проблему у взрослого человека. Ребенок плачет, когда ему больно, голодно, неудобно, страшно или грустно, какова бы ни была причина. Когда все хорошо, малыш удовлетворенно воркует. При этом он может за одну секунду перейти от одного эмоционального состояния к другому. У него еще не развита личность-наблюдатель, нет умения ждать, нет понимания: огорчение – это огорчение, потребность – это потребность, комфорт либо есть, либо его нет, и ничье мнение о его эмоциях его не интересует. Младенец является из влажного царства околоплодной жидкости и приходит в мир как существо, способное на эмоциональные реакции и являющееся центром собственной вселенной. Он не воспринимает иной реальности, кроме собственного субъективного ощущения комфорта, нужды или страдания. И для младенца такое состояние совершенно нормально.

Другое дело взрослый человек. Если мужчина (или женщина) находится во власти переменчивых субъективных чувств, не принимает в расчет окружающих людей и не чувствует ситуацию, значит, он эгоистичен, неотзывчив и неадекватен. Окружающие считают его эмоционально незрелым или неуравновешенным. Однако не забывайте и того, что социальные стандарты мужского поведения требуют подавления эмоций – до такой степени, что сенатор Эдмунд Маски не стал кандидатом в президенты от своей партии лишь из-за того, что во время предвыборной кампании пролил несколько слезинок.

Общество устанавливает социальные, политические, а также психологические нормы относительно того, какое проявление эмоций считать нормальным, а какое "чрезмерным", – и стереотипы здесь весьма сильны. Поведение мужчины-Посейдона разнится от умеренной эмоциональной экспрессивности до состояния, когда эмоции полностью овладевают им. Если мужчина "одержим" чувствами до совершенно иррациональной степени, окружающие справедливо считают, что он "не в своем уме".
^

Приливы и землетрясения: разрушительные эмоции и потрясения


Посейдон в мифологии управляет приливными волнами. Его также называют сотрясателем земли. Психическим эквивалентом этих качеств является мощный эмоциональный комплекс, способный нанести настолько сильный удар, что он сминает и разрушает обычную личность человека. Рациональное мышление опрокинуто, реальность искажена и затоплена водами эмоций, и человек, – подобно Королю Лиру в грозу, – сходит с ума. Лишь после того, как воды сойдут или земля перестанет колебаться, возможно новое строительство или восстановление разрушенного. Тогда эго-наблюдатель обретает некоторый покой, – он может осознать свой опыт, а также воссоздать себя и те взаимоотношения, которые он, несомненно, разрушил, хотя бы и на время.

"Приливная волна" может быть усилением его обычной естественной эмоциональности. Например, мужчина (или женщина), узнав об утрате или предательстве, может настежь открыть шлюзы печали и гнева и пережить данные эмоции так сильно, как никогда прежде. Эти чувства не новы для него, – просто они особенно сильны.

"Землетрясение" – это эмоции человека, долго скрывавшего свои чувства под поверхностью. Интровертированные чувства продолжают жить, словно вода в подземных пустотах. Они уходят глубоко, и в этих глубинах могут таиться слепые чудовища, никогда не видевшие дневного света, – эквивалент подавленных, а поэтому не развитых примитивных эмоциональных комплексов. Подземные воды следуют линиям разломов, и по мере того, как давление под землей нарастает, ощущаются слабые подземные толчки, – но на них, как правило, никто не обращает внимания, пока не разразится катастрофа. Лишь после серьезного землетрясения мы вспоминаем о предупреждающих "раскатах", которые намекали на то, что под спокойной поверхностью существует некая нестабильность и эмоциональная напряженность. Если в жизни мужчины-Посейдона случается поворот к худшему относительно какой-то особенно уязвимой точки – или линии разлома, – происходит землетрясение, и его психику затопляют эмоции, подвергавшиеся подавлению с детства или даже с младенчества. Иррациональный первобытный гнев, который он обрушивает на людей, может оказывать разрушительное воздействие не только на окружающих, но и на самого мужчину (возможно, даже в большей степени).

Некоторые люди живут около бурного моря, некоторые – в сейсмоактивной зоне. Им полезно уметь разбираться в метеорологических и сейсмологических прогнозах. Они должны знать, чего следует ждать от природных катаклизмов, как к ним готовиться и как строить дома, чтобы они могли выдержать наводнения или землетрясения. Мужчины (или женщины), чья посейдонова эмоциональность может в любой момент захлестнуть их эго, должны осознать собственную неуравновешенность и как можно лучше изучить условия, вызывающие эмоциональные бури, и признаки их приближения. Они должны научиться жить с этой мощной составляющей собственной личности. Точно так же следует научиться распознавать приближение бури и тем людям, которые живут рядом с неуравновешенным Посейдоном. Или же они могут предпочесть просто расстаться с таким человеком, – как некоторые уезжают из Калифорнии, не желая дожидаться очередного разрушительного землетрясения.
^

Око за око


В мифах о Посейдоне часто упоминается о его обидчивости и мстительности. В сюжете Гомеровой "Одиссеи" важное место занимает неутолимая ненависть Посейдона к Одиссею за то, что тот ослепил его одноглазого сына, циклопа Полифема. Именно усилиями Посейдона путь Одиссея домой оказался столь труден и долог. В этой мстительности проявляется темная сторона архетипа отца – принцип "око за око". Нередко он совершенно не допускает нейтралитета с чьей-либо стороны: "Кто не со мной, тот против меня". Мстя, он не думает о правосудии или справедливости и не щадит невиновных, – за грехи отцов расплачиваются дети и внуки.

Как негативный эмоциональный комплекс, Посейдонова мстительность может стать всеобъемлющей и разрушительной и для того, кто ею одержим, и для тех, на кого она направлена. Человек, одержимый жаждой мщения, подкладывает бомбы, пытается сокрушить кого-то экономически, прилагает усилия, чтобы подмочить чью-то репутацию, – или предается навязчивым фантазиям о том, как он это делает. Но внутренняя ситуация та же: он целиком оказался во власти мощного негативного аспекта Посейдона.
^

Заниженная самооценка


Когда внутренние качества мужчины не соответствуют стереотипу "мужественности", берущему за образец Зевса, страдает его самооценка. Мужчину-Посейдона критикуют за то, что он "излишне эмоционален" или "недостаточно рационален", и он может принять эти упреки настолько близко к сердцу, что будет критиковать себя еще долго после того, как окружающие перестанут говорить ему подобные вещи. Когда этот человек не получает одобрения окружающих или не добивается успехов, так легко дающихся тем, кто "соответствует" идеалу, он начинает критиковать себя еще более сурово, его самооценка падает еще ниже. Возможно, вместо того, чтобы искать работу, которая подходит лично ему, он, следуя стереотипам, попытается стать не таким, каков он есть. Если Посейдон сумеет добиться успехов на этом пути, то вследствие подавления своей природы у него может возникнуть ощущение, что он самозванец или что его работа не имеет смысла. И все это опять-таки негативно сказывается на самооценке. Более того, если в его душе затаилась какая-то обида, если он лелеет мысли о мести, он не может быть доволен собой уже в силу того, что негативные мысли отрицательно влияют на ощущение благополучия и отношение к себе.
^

Психологические проблемы для окружающих


Мужчина-Посейдон относится к "брачному типу" (в эту категорию попадают Зевс, Посейдон и Гадес). При этом Посейдон, подобно Зевсу, склонен иметь связи на стороне, что может превратить ранимую жену в ревнивую Амфитриту, которая не уступает мстительностью Гере.

Жизнь с ним может превратиться в кошмар, если он – обидчивый и гневливый Посейдон, преувеличенно реагирующий на любые раздражители. Неспособность сдерживать эмоции и инстинкты в сочетании с разочарованием и обидой на мир может превратить его в жестокого мужа или отца, – особенно если способность контролировать себя ослаблена алкоголем.
^

Пути развития


Психологический рост мужчины, на которого значительное влияние оказывает архетип Посейдона, возможен тогда, когда его врожденная связь с царством эмоций находит выражение в работе, взаимоотношениях и творческой деятельности. Поскольку такой мужчина подвержен сильному влиянию эмоций, ему необходимо развивать в себе способность к наблюдению, размышлению и объективной оценке событий.
^

Развитие "я"-наблюдателя


Большинство из нас знают, что значит, с одной стороны, "быть собой", а с другой – "выйти из себя" или "быть не в своем уме". Мы признаем, что бывают периоды, когда человек в некотором смысле "не в себе". В терминах юнгианской психологии можно описать эти состояния так: личностью овладевает тот или иной эмоциональный комплекс, временно подчиняя себе эго, обычно управляющее личностью. Эго представляет собой последовательный, наблюдающий, запоминающий и принимающий решения элемент психики, – именно эго вы имеете в виду, когда говорите "я". Комплекс есть не что иное, как архетипическая схема, заряженная энергией какой-либо эмоции. Если комплекс временно обретает больше могущества, или энергии, чем эго, он может на некоторое время "овладеть" личностью или стать причиной "одержимости".

Например, отец может стать "как одержимый" и преисполниться жаждой мести, если кто-то обидит его ребенка. Он уподобляется Посейдону, неотступно преследующему Одиссея: все, кроме гнева и жажды мщения, утрачивает для него смысл; этот человек даже не находит времени, чтобы поддержать, утешить и вылечить того самого ребенка, во имя которого он действует. В другом мужчине в такой же ситуации тот же комплекс может быть активизирован в меньшей степени, поскольку его эго более сильно по отношению к комплексу. Возможно, его станут одолевать живые фантазии о сценах отмщения и он даже будет таскать с собой "свой верный нож", – но такой мужчина понимает, что необходимо преодолеть ненависть, поскольку она угрожает ему же. И еще он понимает, что должен прежде всего позаботиться о ребенке – о его чувствах и потребностях. А третьего мужчину "одержимость" этим же комплексом вообще не спровоцирует ни на какие действия – даже воображаемые.

Когда человеком "овладевает" эмоциональный комплекс, "я" теряет свои полномочия. Человек не видит или не осознает, что происходит вокруг. Другие люди реагируют на его поведение по-разному: кто-то посмеивается над ним, кто-то избегает или боится его, а в ком-то его комплекс пробудит аналогичный бессознательный комплекс. Или же, возможно, человек борется со своим комплексом, ощущая, что он реагирует на ситуацию неадекватно или ведет себя так, как ему не свойственно. Психотерапия, как и жизненные ситуации, тоже может пробуждать комплексы – с тем, чтобы исследовать их. Сам акт наблюдения за комплексом позволяет изъять у него энергию и передать ее эго, – тогда "я" постепенно осознает, что происходит, и сопротивляется власти комплекса. В результате комплекс теряет свою силу и влияние, постепенно сходя на нет. Когда этому процессу сопутствует сострадание по отношению к себе и к другим людям, подверженным влиянию того же комплекса, человек растет и развивается – как и его взаимоотношения с окружающими.

Мужчине (или женщине), живущему в водном царстве Посейдона и подверженному влиянию сильных эмоций, необходимо развивать в себе способность видеть обстоятельства бесстрастно и объективно (точка зрения Зевса). И еще – ему нужно признать, что его эмоции нередко связаны с архетипическими образами (схемами поведения и восприятия, существующими в коллективном бессознательном, которое, как мы увидим в следующей главе, принадлежит царству Гадеса).
^

Учиться у дельфина: отказаться от потребности доминировать


Полюбив Амфитриту, Посейдон решил, что может подавить ее и добиться доминирования. Однако она сбежала от морского бога и не вышла бы за него замуж, если бы не вмешательство дельфина, сумевшего найти убедительные доводы в пользу этого брака. В благодарность Посейдон поместил его на небо – превратил в созвездие.

Если мужчина-Посейдон усвоил урок дельфина, – для которого царство морского бога является родным домом, – он не пытается ни над кем доминировать, никого подавлять и не вступает в борьбу за территорию, принадлежащую другим. Если для человека чувства и эмоции являются, так сказать, естественной средой обитания, ему легко достигать согласия и взаимопонимания с другими людьми. Более того, у такого человека есть естественный потенциал для эмоционального самовыражения – который тоже требует поощрения и развития. Да, талант чувствовать точно так же требует поощрения и развития, как художественные таланты.
^

Творческое самовыражение


Для того чтобы глубина и бурная энергия Посейдона выразилась в драматургии, поэзии и литературе, мужчине необходимо развить в себе архетип Гермеса. Гермес – это вестник богов, который передает слова (и проводит души) с одного уровня на другой. Если у мужчины-Посейдона есть врожденные склонности к музыке или изобразительному искусству, он может создавать эмоционально экспрессивную музыку или картины. Каковы бы ни были средства выражения, искусство Посейдона пробуждает сильные и бурные чувства. Творчество может служить отдушиной для потенциально разрушительных эмоций мужчины-Посейдона. То, что происходит в глубинах его психики, может быть осознано и оформлено через искусство.

Гефест, Бог Кузни, – еще один архетип, способный помочь Посейдону трансформировать эмоции в творческую работу. Гефест еще в большей степени, чем Посейдон, является отверженным богом. Но вместо того, чтобы давать волю ярости, он занялся изготовлением прекрасных и полезных изделий. Его гнев не был обращен на разрушение, а подвергся трансмутации.
^

Эффект ослабления Посейдона


Когда активизированы и другие архетипы, Посейдон обычно утрачивает способность полностью наводнять личность эмоциями. Поэтому важный путь личного развития для носителя данного архетипа состоит в том, чтобы культивировать в себе других богов (и богинь). Особенно полезны в этом смысле Аполлон, бог солнца, Афина, богиня мудрости, и Зевс. В этих трех божествах олицетворяется способность думать о последствиях, мыслить объективно и отстраняться от происходящего. Именно эти качества необходимо развивать в себе мужчине-Посейдону.