Cочинение «О великом подвиге народа в годы войны (на примере поэмы «Василий Теркин»). А.Т. Твардовский "Василий Теркин": описание, герои, анализ поэмы

Василий Теркин! Когда произносишь это имя, в воображении сразу возникает образ бравого солдата, и губы сами расползаются в улыбке. Василий Теркин - это мистер Питкин или бравый солдат Швейк на на¬шей почве. Но Теркин был не только веселым, он был храбрым, мужественным, стойким.
Александр Твардовский писал свою «Книгу для бойца», понимая, как солдату нужна шутка на привале, поддержка в бою. Вот такой и стала его поэма «Василий Теркин». Образ Теркина появился как бы из веселых комиксов и постепенно обрел серьезность, вобрал в себя юмор, простоту, талантливость народа, который защищал свое отечество. Твардовский пишет правду о войне, и правду эту понимает простой русский солдат, который стоит в двух шагах от смерти:

И какой ты вдруг покорный
На груди лежишь земной,
Заслонясь от смерти черной
Только собственной спиной.

Василий Теркин, «парнишка двадцати неполных лет», он хочет остаться живым, вернуться домой, прийти в свою деревню на гулянку героем, а на войне как на войне: то ты шутишь, то «вот тебе сейчас и крышка, вот тебя уже и нет». Вот так просто говорит о смерти герой. Но пока он жив, он - «сильный малый». Простой солдат, он может все: и пилу развести, и часы отремонтировать, и яичницу поджарить. Он умеет играть на гармони, да так, что все пускаются в пляс, а танкисты, огорченные смертью своего командира, отходят душой и дарят ему командирскую гармонь. Теркин - тот человек, которому можно доверить память о друге.
Он забывает о себе, трудности ему нипочем. А об особенной награде он и не мечтает:

Так скажу: зачем мне орден?
Я согласен на медаль.

Теркин - настоящий солдат, замечательный товарищ. Этот образ был близким каждому солдату, казалось, такой встречался когда-то всем. Весельчак, подобный Теркину, был в каждой роте, взводе, батальоне. Без таких людей наш народ не выиграл бы войну. Потому что победила в годы Великой Отечественной войны не столько сила, сколько дух, удаль, стойкость людей, их патриотизм и любовь к родному отечеству.

Бой идет святой и правый,
Ради жизни на земле.
А. Т. Твардовский
Александр Трифонович Твардовский написал выдающееся произведение о войне - поэму «Василий Теркин». Книга очень полюбилась практически всем, кто ее прочитал, и это не случайно: ведь так о Великой Отечественной войне еще никто до Твардовского не писал.
Многие выдающиеся полководцы издавали свои книги, в которых рассказывали о планах грандиозных сражений, о перемещениях армий, о тонкостях военного искусства. Военачальники знали и видели то, о чем писали, и они имели полное право освещать именно эту сторону войны.
Но была и другая жизнь, солдатская, о которой нужно знать не меньше, чем о стратегии и тактике. Очень важно понимать проблемы, переживания и радости рядовых. Наверное, трудно представить человеку, не принимавшему участия в войне, жизнь простого солдата. Твардовский рассказывает нам о ней очень правдиво, без прикрас, ни о чем не умалчивая. Писатель сам был на фронте, узнал обо всем не понаслышке.
Понимал Твардовский, что победа над Германией складывалась из подвигов, совершенных обыкновенными людьми, простыми солдатами, такими, как главный герой его поэмы - Василий Теркин.
Кем же был Василий Теркин? Простым бойцом, каких очень часто можно встретить на войне. Не занимать ему было чувства юмора, ведь
На войне одной минутки
Не прожить без прибаутки,
Шутки самой немудрой.

Сам Твардовский говорит о нем:

Теркин - кто же он такой?
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой.
Он обыкновенный.

Впрочем, парень хоть куда.
Парень в этом роде
В каждой роте есть всегда,
Да и в каждом взводе.
В главе «Теркин - Теркин» мы встречаем еще одного бойца с такой же фамилией и таким же именем, и он тоже герой.
Теркин говорит сам о себе во множественном числе, показывая тем самым, что он - это собирательный образ:
И не раз в пути привычном,
У дорог, в пыли колонн,
Был рассеян я частично,
А частично истреблен...
Первый подвиг Теркина, о котором мы узнаем, - это побег из немецкого плена. В те времена его могли расстрелять за то, что он не покончил жизнь самоубийством. Именно к этому призывало руководство страны всех пленных, находящихся в Германии. Но чем же виноват человек, попавший к врагам? Не по своей ведь воле он это сделал.
Думаю, что из-за такого отношения страны к попавшим в плен (кстати, очень многих взяли из-за просчетов руководителей, особенно в первые месяцы войны) несчастные люди и переходили на
сторону фашистов. А Теркин не побоялся, бежал оттуда, чтобы снова защищать Родину от врага.
Несмотря на это, он чувствовал себя виноватым:
Заходил в любую хату,
Словно чем-то виноватый
Перед ней. А что он мог!
Да, действительно, ничего он не мог поделать, так уж сложились обстоятельства.
Мы видим, что часто на войне бойцы чувствуют себя виноватыми из-за того, что кто-то погиб. Когда во время переправы один из взводов остался на вражеском берегу, другие солдаты избегали говорить об этом:
И о нем молчат ребята
В боевом родном кругу,
Словно чем-то виноваты,
Кто на левом берегу.
Бойцы уже и не надеялись увидеть товарищей живыми, мысленно попрощались с ними, и вдруг дозорные увидели какую-то точку вдали. Конечно, они обсуждают увиденное, высказывают различные мнения, но даже не смеют думать о том, что кто-то мог доплыть живым с того берега.
Но в том-то и дело, что Теркин опять совершил героический поступок - добрался до своих по ледяной воде, которая «даже рыбам холодна». Этим он спас жизнь не только себе, но и целому взводу, за которым были посланы люди.
Поступил Теркин очень мужественно, далеко не каждый решится на такое. Попросил солдат у полковника вторую стопку водки: «так два ж конца».
Теркин не может оставить друзей в неведении, поэтому плывет обратно на другой берег, чтобы обрадовать их благополучным исходом своего путешествия. А опасность для него представляет не только холод, еще и «пушки бьют в кромешной мгле», потому что
Бой идет святой и правый,
Смертный бой не ради славы -
Ради жизни на земле.
Защита жизни на земле - главное дело солдата, и иногда приходится для этого жертвовать собственной жизнью, здоровьем. На войне без ранений не обходится, не избежал этого и Теркин.
Он попал в «погребушку» к немцам, чтобы проверить, не оттуда ли бьет пушка. Сидевший там немец выстрелил и попал Теркину в плечо. Страшные сутки провел Теркин, «оглушенный тяжким гулом», теряя кровь. По нему били свои же орудия, а погибнуть от своих - это еще ужаснее, чем от врагов.
Только через сутки нашли его, истекающего кровью, «с лицом землистым». Надо ли говорить о том, что Теркин вполне мог бы и не ходить туда, ведь никто не принуждал его идти к врагу в одиночку.
Интересно отношение Теркина к награде:
- Нет, ребята, я не гордый,
Не загадывая вдаль,
Так скажу: зачем мне орден?
Я согласен на медаль.
Везде и всегда есть люди, которые стремятся к высоким наградам, это основная цель их жизни. Безусловно, и на войне таких было достаточно. Многие из кожи вон лезли, только бы получить орден. Причем обычно это люди, которые не особо любят рисковать своей жизнью, а больше сидят в штабе, выслуживаются перед начальством.
Как мы понимаем из слов самого героя, даже медаль ему нужна не для хвастовства, а как память о войне, и он ее заслужил:
Обеспечь, раз я достоин.
И понять вы все должны:
Дело самое простое -
Человек пришел с войны.
По-моему, отказ от ордена - тоже своеобразный подвиг.
У Теркина был страшный поединок с немцем:
Так сошлись, сцепились близко,
Что уже обоймы, диски,
Автоматы - к черту, прочь!
Только б нож и мог помочь.
Они дерутся один на один, «как на древнем поле боя». Твардовский прекрасно понимал, что такая борьба - это совсем другое, тут каждый полагается лишь на свои силы, это как бы возвращение к истокам боевого искусства.
Исход любой битвы зависит не только от физической силы противников, в конечном счете решают все чувства, эмоции. А в рукопашной схватке эта зависимость итога борьбы от чувств проявляется еще сильнее. В начале главы «Поединок» автор показывает физическое превосходство немца, «дармовым добром кормленного». Но Теркина разозлило то, что кто-то смеет заявляться в российские дома, требовать себе еды, наводить в стране «свой порядок». И еще больше подхлестнуло Теркина то, что немец замахнулся на него своей каской:
Ах, ты вон как! Драться каской?
Ну не подлый ли народ!
И это действие немца решило все, исход борьбы был ясен. Теркин взял «языка» - добычу ночи». Он снова совершил подвиг, выиграв ужасный поединок.
Пожалуй, самое жуткое место «Книги про бойца» - это глава «Смерть и воин». Она повествует о том, как смерть пришла к нашему герою, который «неподобранный лежал». Смерть уговаривала его сдаться ей, но Теркин мужественно отказывался, хотя ему стоило это очень больших усилий. Смерть не хочет так просто упускать свою добычу и не отходит от раненого. Наконец, когда Теркин стал понемногу уступать, он задал Смерти вопрос:
Я не худший и не лучший,
Что погибну на войне.
Но в конце ее, послушай,
Дашь ты на день отпуск мне?
Из этих слов солдата мы понимаем, что уже даже и не жизнь больше всего дорога ему, он готов расстаться с ней, но победу русских ему видеть необходимо, он в ней даже в самом начале войны нисколько не сомневался. Участие в войне против фашизма, этом страшнейшем и величайшем событии XX века, - главное дело его жизни.
Настоящие бойцы, такие, как Теркин, не боятся смерти, не боятся риска. Они просто сражаются и совершают подвиги, не думая о награде, - подвиги человека на войне.

Поэма «Василий Теркин» датирована 1941-1945 годами - сложными, страшными и героическими годами борьбы советского народа с немецко-фашистскими захватчиками. В этом произведении Александр Твардовский создал бессмертный образ простого, советского бойца, защитника Отечества, который стал неким олицетворением глубокого патриотизма и любви к своей Родине.

История создания

Поэма начала писаться в 1941 году. Отдельные отрывки были напечатаны в газетном варианте в период с 1942 по 1945 годы. В том же 1942 году отдельно было опубликовано еще незаконченное произведение.

Как ни странно, но работа над поэмой была начата Твардовским еще в 1939 году. Именно тогда он уже трудился военным корреспондентом и освещал в газете «На страже Родины» ход финской военной кампании. Имя было придумано в соавторстве с членами редакционной коллегии газеты. В 1940 году была выпущена небольшая брошюра «Вася Теркин на фронте», которая среди бойцов считалась большой наградой.

Образ красноармейца понравился читателям газеты с самого начала. Понимая это, Твардовский решил, что эта тема является перспективной и начал ее развивать.

С самого начала Великой Отечественной Войны, находясь на фронте в качестве военного корреспондента, он попадает в самые горячие сражения. Попадает в окружение вместе с солдатами, выходит из него, отступает и идет в атаку, переживая на собственном опыте все то, о чем он хотел бы написать.

Весной 1942 года Твардовский приезжает в Москву, где пишет первые главы «От автора» и «На привале», и она сразу же печатаются в газете «Красноармейская правда».

Такого взрыва популярности Твардовский не мог представить даже в самых смелых своих мечтах. Центральные издания «Правда», «Известия», «Знамя» перепечатывают отрывки из поэмы. На радио тексты читают Орлов и Левитан. Художник Орест Верейский создает иллюстрации, окончательно сформировавшиеся образ бойца. Твардовский проводит в госпиталях творческие вечера, а также встречается с трудовыми коллективами в тылу, поднимая боевой дух.

Как всегда, то, что нравилось простому народу, не получила поддержки партии. Твардовского критиковали за пессимизм, за отсутствие упоминаний о том, что партия руководит всеми свершениями и достижениями. В связи с этим автор хотел в 1943 году закончить поэму, однако благодарные читатели не дали ему этого сделать. Твардовскому пришлось согласиться на цензурные правки, взамен он был удостоен Сталинской премии за свое ставшее бессмертным произведение. Поэма была закончена в марте 1945 года - именно тогда автор написал главу «В бане».

Описание произведения

В поэме 30 глав, которые условно можно разделить на 3 части. В четырех главах Твардовский не рассказывает о герое, а просто рассуждает о войне, о том, сколько пришлось пережить простым советским мужикам, ставшим на защиту своей Родины, и намекает на ход работы над книгой. Роль этих отступлений нельзя приуменьшить - это диалог автора с читателей, который он ведет напрямую, даже в обход своего героя.

В ходе повествования нет четкой хронологической последовательности. Более того, автор не называет конкретные бои и сражения, однако отдельные сражения и операции, выделенные в истории Великой Отечественной Войны, угадываются в поэме: отступления советских войск, столь распространённые в 1941 и 1942 годах, битва у Волги, ну и, конечно, взятие Берлина.

Строгого сюжета в поэме нет - да и у автора не было задачи передать ход войны. Центральная глава - «Переправа». Там четко прослеживается основная идея произведения - военная дорога. Именно по ней Теркин со своими товарищами шагает к достижению цели - полной победе над немецко-фашистскими захватчиками, а значит, к новой, лучшей и свободной жизни.

Герой произведения

Главный герой - Василий Тёркин. Вымышленный персонаж, веселый, жизнерадостный, прямодушный, несмотря на сложные обстоятельства, в которых он живет во время войны.

Мы наблюдаем за Василием в разных ситуациях - и везде можем отметить его положительные качества. Среди боевых побратимов он - душа компании, балагур, всегда находящий возможность пошутить и рассмешить остальных. Когда он идет в атаку - он пример для остальных бойцов, проявляет такие свои качества, как находчивость, смелость, выдержка. Когда он отдыхает после боя - он может спеть, он играет на гармони, но при этом может ответить достаточно жестко и с юмором. Когда солдаты встречаются с мирным населением, Василий - само обаяние и скромность.

Мужество и достоинство, проявляемые во всех, даже самых безвыходных ситуациях, - вот главные черты, которые отличают главного героя произведения и формируют его образ.

Все остальные герои поэмы абстрактны - у них нет даже имен. Боевые побратимы, генерал, старик и старуха - все они только подыгрывают, помогая раскрыть образ главного героя - Василия Теркина.

Анализ произведения

Поскольку у Василия Теркина нет реального прототипа, то можно со всей смелостью сказать, что это - некий собирательный образ, который был создан автором, основываясь на его реальных наблюдениях за солдатами.

У произведения есть одна отличительная особенность, которая выделяет его среди аналогичных произведений того времени, - это отсутствие идеологического начала. В поэме нет восхвалений партии и лично товарищу Сталину. Это, по мнению автора, «разрушило бы замысел и образный строй поэмы».

В произведении используются два стихотворных размера: четырехстопный и трехстопный хорей. Первый размер встречается гораздо чаще, второй - лишь в отдельных главах. Язык поэмы стал своеобразной карточкой Твардовского. Некоторые моменты, выглядящие как поговорки и строки из смешных песенок, что называется, «ушли в народ» и стали употребляться в повседневной речи. Например, фраза «Нет, ребята, я не гордый, я согласен на медаль» или «Города сдают солдаты, генералы из берут» употребляются многими и в настоящее время.

Именно на таких, как главный герой этой поэмы в стихах, пали все тяготы войны. И только их человеческие качества - сила духа, оптимизм, юмор, умение посмеяться над другими и над собой, вовремя разрядить натянутую до предела обстановку - помогли им не только победить, но и выжить в этой страшной и беспощадной войне.

Поэма до сих пор жива и любима народом. В 2015 году журнал «Русский репортер» проводил социологические исследования относительно сотни самых популярных стихотворений в России. Строки из «Василия Теркина» заняли 28-ое место, что говорит о том, что память о событиях 70-летней давности и подвиге тех героев все еще жива в нашей памяти.

«Василий Теркин» - это торжество истории, подлинной и выверенной. Сам писатель был фронтовым писателем, поэтому он в точности описал события, происходящие во время Великой Отечественной войны. Действия этой «боевой» поэмы относятся к 1942 году. По одному только названию становится ясно, что Василий Теркин - это коллективный персонаж, что таких Тёркиных во время войны было тысячи, в каждой роте по одному. Без них бы мы не выиграли, без них скучно было бы нести оборону.

Василий Теркин - это­ персонаж, преисполненный героизма. Он является воплощением всех русских солдат, которые без страха охраняли границу своей необъятной Родины. Это одно из ключевых произведений Александра Твардовского, получившее сразу же народное признаниие. Несмотря на то, что герой поэмы вымышленный, он олицетворяет солдата Великой Отечественной, который прошел через всю войну и пронес с собой неиссякаемый энтузиазм. Но главные качества героя Твардовского это, конечно же, смелость и отвага.

Это человек, который никогда не унывает, даже в самый трудный момент может отпустить шутку, а самое главное не боится смерти, о чем свидетельствуют главы «Переправа», «Смерть и воин». Его путь преисполнен печальных дней и событий, но как правильно замечают критики, это поэма скорее оптимистична, так как чувствуется вера в конечную победу. Читая ее впервые, можно подумать, что центральным героем является один человек, один рядовой солдат. На самом деле, центральным составляющим является народный дух.

Обобщенный образ Теркина это не просто образ балагура и весельчака, а самого настоящего бойца, который не раз воевал, не раз оказывался в окружении, не раз бывал в одном шаге от смерти. Теркин бывал даже «частично истреблен», но всякий раз возрождался. Как говорится в поэме: «однако, жив вояка». Тяжела была война, велики были потери, но Василий знал, что самый большой недостаток это проявление уныния, безверия и отчаяния. Поэтому солдату пристало быть стойким и уверенным.

Именно такие качества нужны на поле боя. Автор и сам любуется своим героем, как бы невзначай расхваливая его в каждой главе. У него и руки золотые, и на гармони играть умеет, и товарищей поддержать в трудную минуту может. Одним словом Теркин просто незаменим. Сам себя он называет «большим любителем жить». Когда он вернулся в свою роту, там уже был «новый Теркин», только не Василий, а Иван. Они начали было спорить, но старшина сказал, что каждой роте «будет придан Теркин свой».

Основная цель автора, на мой взгляд, донести до читателя скромные подвиги своего героя, как на поле боя, так и в обычной жизни. В образе Теркина соединены национальные и общечеловеческие черты, присущие русскому народу. Его жизненный путь даже через много лет вызывает уважение и благодарность.

В жанровом отношении «Василий Теркин» - это свободное повес­твование-хроника («Книга про бойца, без начала, без конца...»), которое охватывает всю историю войны - от трагического отступления до По­беды. Главы поэмы высвечивают разные грани и аспекты событий вой­ны: «На привале», «Перед боем», «Переправа», «Гармонь», «В наступ­лении», «На Днепре» и др. Стержнем поэмы является образ главного ге­роя - рядового Василия Теркина. Реального прототипа у него нет. Это собирательный образ, соединяющий в себе основные типические черты духовного облика и характера «обыкновенного» русского солдата. Теркин - кто же он такой? Скажем откровенно: Просто парень сам собой Он обыкновенный. Впрочем, парень хоть куда, Парень в этом роде В каждой роте есть всегда, Да и в каждом взводе...

Образ Теркина имеет фольклорные корни, это «богатырь, сажень в плечах», «весельчак», «человек бывалый». За иллюзией простова­тости, балагурства, озорства скрываются нравственная чуткость и органично присущее чувство сыновнего долга перед Родиной, способ­ность без фразы и позы совершить подвиг.

Подвиг солдата на войне показан Твардовским как каждодневный и тяжкий ратный труд - бой, переход на новые позиции, ночлег в око­пе или прямо на земле, «заслонясь от смерти черной только собствен­ной спиной». А герой, совершающий этот подвиг, - обыкновенный, простой солдат:

Человек простой закваски,

Что в бою не чужд опаски...

То серьезный, то потешный..

Он идет - святой и грешный...

Большие сокращения сделаны Твардовским в главе «Поединок», в которой Теркин пошел в разведку за линию фронта не один, а в паре с физически очень сильным, но необстрелянным и неопытным бойцом Савчуком:

Ночь. Идут в разведку двое...

На обратном пути разведчики нос к носу столкнулись с разведчи­ком немецким, возвращавшимся из-за линии фронта с нашей стороны. Савчук, несмотря на свою медвежью силу, был сбит с ног упитанным немцем, и тогда в рукопашную с ним вступил Теркин, измотавший противника; очнувшийся Савчук догнал уползавшего фашиста, вдох­новляемый возможностью добыть от него трофейную зажигалку, и «язык» таким образом (цель проведенной разведки) был получен.

Вся эта довольно пространная часть главы была вычеркнута Твар­довским из первого отдельного издания, как уводившая от развития главной темы. Иван Савчук оказывался единственным, кроме Терки­на, персонажем поэмы, наделенным собственным именем и детальной характеристикой, что нарушало замысел автора представить Теркина максимально обобщенной фигурой советского солдата. Поэтому в окончательном тексте рукопашный бой с вражеским разведчиком ве­дет один Теркин, Савчука же совсем нет в поэме.

  • Можно ли считать Матрену Тимофеевну Корчагину счастливой? (по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо») - -
  • Каково значение «Повести о капитане Копейкине» в поэме «Мертвые души»? - -
  • Можно ли согласиться с утверждением А. Белого о том, что «Чичиков - подлинный черт»? (по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души») - -
  • Почему история бегства Мцыри из монастыря завершается трагически? (по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»)? - -