Что дают шахматы ребенку. Для чего нужны шахматы

Шахматы сыграли значительную роль в развитии многих известных теперь ученых, политиков, философов, художников и музыкантов. Их свойство синхронизировать полушария мозга, способствуя его гармоничному развитию, фактически бесценно. Во время игры используется и абстрактное, и логическое мышление. За логическую составляющая отвечает левое полушарие, за «проигрывание» вариантов и моделирование глобальной ситуации на доске отвечает правое полушарие. Мнемоническая составляющая тоже очень важна, так как игроки используют и кратковременную, и долговременную память, оперируя цифровой, визуальной и цветовой информацией.

Важное умение прогнозировать события, просчитывать варианты и исходы, совершать значимые ходы и принимать быстрые решения – все эти навыки получает шахматист. Чем раньше человек начинает играть в , тем большее влияние они оказывают на его развитие как в личностном, так и в интеллектуальном плане. Шахматы развивают мышление ребенка, улучшают концентрацию и память. К тому же они формируют эмоциональную устойчивость, жесткую волю, стремление к победам. Неизбежные поражения учат людей достойно проигрывать, относится к себе с адекватной критикой, анализировать действия, извлекая даже из поражения важный опыт.

Самой короткой возможной шахматной партией является так называемый «дурацкий мат», который состоит всего из двух ходов.

Вред шахмат

К сожалению, как практически любая вещь в этом мире, шахматы обладают рядом недостатков. При серьезном увлечении этой игрой человек ведет малоподвижный образ жизни. Зачастую люди с расшатанной нервной системой плохо переживают проигрыши, особенно, если сразу попадают на слишком сильного противника. Тогда они могут впасть в меланхолию или уныние. Слишком долгая череда без единой победы может привести к развитию депрессии.

Дети, увлеченные шахматами, зачастую забывают про необходимость физического развития и укрепления опорно-двигательного аппарата. Стереотип о том, что – худые люди , которые ни в какой ситуации не могут за себя постоять, не на пустом месте.

В попытке объединить физическое и интеллектуальное развитие был создан шахбокс. Соревнования по шахбоксу чередуют раунды на ринге и раунды на шахматной доске.

Так что, если рассматривать шахматы не в качестве профессионального спортивного поприща, а в качестве интеллектуального тренажера, не стоит забывать о других сторонах жизни.

То, как в последнее время усиливается внимание к шахматам, подтверждает: роль интеллекта в экономической гонке возросла.

Это мог бы быть очередной текст во славу шахмат – выдающейся интеллектуальной игры. Ведь несмотря на то, что прошло почти 20 лет, как компьютер Deep Blue обыграл Гарри Каспарова и установил вычислительное превосходство над человеком, шахматные турниры сохраняют свою аудиторию – как среди зрителей, так и среди игроков.

Это могла бы быть статья о том, что важнее шахмат для ребенка вообще ничего нет. Тогда я рассказал бы вам о нескольких исследованиях.

К примеру, в 2008 году в четырех немецких начальных школах провели эксперимент. Дети с проблемами в обучении (их IQ был на уровне 70-85) были случайным образом распределены в две группы. Одной – экспериментальной – предстояло в течение года 1 час в неделю заниматься шахматами, другая – сравнительная – этот час дополнительно занималась математикой. По итогам выяснилось, что первая группа значительно обогнала сравнительную по вычислительным способностям.

В 2013 году в Италии взяли 568 обычных школьников и тоже поделили их на группы. Экспериментальная, помимо основных занятий, занималась шахматами. Результаты показали, что уровень результатов экспериментальной группы в математических тестах оказался выше и возрастал тем больше, чем больше они занимались шахматами.

И таких исследований только за последние годы существует десятки. Но я хотел бы сказать о другом.

Главный миф звучит так: "шахматы – это панацея для интеллектуального развития". Многие критики этой игры не понимают инициативы ввести школьный шахматный всеобуч (как, например, в Армении) – и небезосновательно.

Шахматы не заменяют традиционные общеобразовательные предметы, они – не вещь в себе, а всего лишь еще один инструмент, который столетиями доказывает свою эффективность. Выдающийся шахматист Михаил Ботвинник говорил: "Никогда не сможет стать чемпионом мира тот, кто не имеет высшего образования". Замкнутый только на шахматах игрок, скорее, наоборот деградирует в социальной жизни. Ведь единственное, что он улучшает – это навык играть в шахматы. Всего лишь заточка инструмента, который так и не применяется в реальной жизни.

Шахматы – не модель жизни, хоть именно так утверждает Гарри Каспаров в одной из своих книг. Попытки экстраполировать шахматы на все сферы подряд выглядят искусственно и нежизнеспособно. С таким же успехом можно говорить о го, нардах или картах, как о таких моделях. Тем более, что в двух последних вариантах присутствует элемент случайности, которого шахматы лишены, но которым полна реальная жизнь.

Однако посмотрим на другой аспект.

Интеллектуальные игры, незначительно видоизменяясь, пришли в современность через столетия. Шахматы в первом своем исполнении появились еще в начале эры в Индии, а пятьсот лет назад правила и положения игры более-менее устоялись. Многие исторические оценки указывают на то, что шахматы с момента своего появления были игрой для элит: правителей, знати, военачальников, религиозных деятелей (которые, кстати, мирянам долго их запрещали).

Задумывались ли наши предки о том, что шахматы развивают интеллект и разные полушария мозга? Была ли у них достаточная практическая и теоретическая база, чтобы оценить полезность этой игры? Едва ли – они даже не владели таким дискурсом. Значит, основания были другими. Подсказка лежит в самой первой версии шахмат – индийской чатуранге. Она представляла собой модель битвы с участием четырех родов войск – пешки, слоны, кони, колесницы-туры – и велась до полного уничтожения соперников. А тогда на одной доске сражались целых четыре "войска".

Поэтому есть у шахмат очень полезная функция, применимая к сегодняшнему дню.

Несмотря на многовековые преобразования, шахматная игра представляет из себя всё то же – великолепную модель конфликта, в которой, казалось бы, используется ограниченное число ресурсов со своими возможностями и жесткие стартовые условия, но присутствует огромное многообразие вариантов развития. В главной степени это площадка для тренировки умения конкурировать с практически равным соперником (учитываем право первого хода за белыми).

Как и любой конфликт, шахматы тренируют психологическую устойчивость. Вряд ли тот, кто не способен мыслить ясно и длительное время выдерживать нервное напряжение, может одержать победу, особенно в вариантах с ограничением времени. Умение обуздать эмоции и включить холодный стратегический расчет – побочный эффект от игры.

Почему же сейчас, в 21-м веке, нашим детям нужны интеллектуальные игры и шахматы в частности?

Потому что конкурентность среды растет.

В современном динамичном мире, наполненном высокими технологиями, умение думать на далекую перспективу и грамотно использовать ресурсы при движении к ней – чуть ли не самое главное качество человека будущего.

Есть и еще один, менее заметный фактор. Шахматный спорт тренирует главную "мышцу" – мозг, поэтому ребенок раньше других приобретает умение преобразовывать первобытные физические конфликты в интеллектуальные. Шахматы сегодня – это одна из моделей бизнес-борьбы, где возможны либо победа, либо поражение, либо временный компромисс. Навык выигрывать и проигрывать правильно, обязательно учась и делая выводы, воспитывает в ребенке здоровое отношение к поражению и дух целеполагания.

Я вовсе не говорю о том, что физический спорт не развивает. Он обязателен в любом случае, и большинство шахматистов занимается плаванием, гимнастикой, игровыми видами. Без крепкого тела нечего и говорить о выносливости, физические усилия тренируют навык преодолевать, держаться до последнего. Однако в развитых странах, в число которых стремится попасть Украина, главный запрос сформирован на интеллектуальную молодежь. Именно она – двигатель прогресса, именно на нее делают акцент. И именно это пока не до конца понимают в нашем государстве.

Но это временно. Перенасыщенный некомпетентными руководителями социум давно и остро нуждается в людях, которые могут стать локомотивами инноваций и являются экспертами в своей сфере. Поэтому умный и разносторонне развитый человек, умеющий грамотно "сражаться" за ценности, расширяет диапазон своих возможностей. Помочь своему ребенку стать таким – серьезная миссия каждого родителя.

Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела!

Это продолжение первой части статьи . Во второй статье из цикла развитие разумы мы поговорим о таком универсальном и всестороннем способе развития интеллекта как логические и интеллектуальные игры. Это шахматы, нарды профессиональный покер и т. д.

Самым ярким примером являются шахматы , игра которая позволяет одновременно развивать логические, аналитические, дедуктивные, прогностические способности, абстрактное мышление, концентрацию, память, быстроту мышления (если не понятно о чем я, то читаем первую часть). Тот кто в детстве занимался шахматами лучше и быстрее соображает в зрелом возрасте.

Шахматы

Игра подразумевает глубокий анализ действий противника, сбор и обобщение разбросанной по доске информации, планирование ходов наперед, и тщательное продумывание стратегии. Умение играть в шахматы позволит вам поднять на нужный уровень многие интеллектуальные способности. Если вы хотите тренироваться, то не нужно изобретать велосипед, найдите хороший доступный учебник по шахматам и учитесь по нему. Что касается практики, то, если вы играете в интернете, то это упрощает поиски партнера по игре.

Думаю существует масса сайтов, которые позволяют быстро подбирать соперника, который подходим вам по уровню игры. Ну кто-то играет у вас в семье и способен обучить вас(обычно это дедушки: в советское время был очень развит этот спорт), то это даже еще лучше. Не нужно думать, что эта скучная игра, даже если вы в начале не испытываете большого энтузиазма и не видите в ней особого интереса, то начните ее изучать по учебнику.

Отнеситесь к этому с начала просто как к полезному умственному упражнению, которым нужно заниматься. По своему опыту знаю, что интеллектуальные игры не приносят особого удовольствия до тех пор, пока не начнешь в них разбираться и думать над ходами, продумывать стратегию, использовать силу своего ума для того, чтобы обыгрывать противника, это приносит радость соперничества. А в случае проигрыша, когда соперник разыграл изощренную комбинацию вы учитесь у него и получаете удовольствие от искусно разыгранной вашим оппонентом партии. Так что необходимо всего лишь немного терпения и игра начнет приносить удовлетворение.

Покер — математическая и психологическая игра

Я в шахматах не силен, но очень хочу научиться в этой игре. Намного лучше я играю в покер. Хотя далеко не профессионал, так как нет времени практиковаться, но способен обыгрывать новичков(с поправкой на их и мое везение/невезение) и уверенно вести свою партию. Знаю что у этой игры сложилась репутация азартного, безбашенного соревнования крупных ставок, где выигрыш всецело зависит от поворотов колеса фортуны. Хотя на самом деле это игра строгой логики, острой наблюдательности, холодного расчета и крепких нервов. Конечно можно просто поиграть на кухне, особо не задумываясь над ходами, делая ставку на каждый свой ход и часто идя ва-банк… Но настоящий покер совсем в другом.

Конечно если сравнивать его с шахматами, то может это не настолько изощренная и богатая комбинациями игра, вероятно что у шахматистов какие-то части мозга развиты лучше чем у покеристов (хотя тоже можно поспорить), но у покера есть несколько безусловных преимуществ, об этом чуть позднее. Но тем не менее в этих двух играх содержится много общего. Это доказывается тем, что многие шахматисты играют в профессиональный покер, так как там можно заработать больше чем в уже утратившим популярность виде спорта с фигурами на доске. Они грамотно используют умения, которые получили в шахматном спорте в покере и добиваются хороших результатов и больших выигрышей.

В чем особенности покера?

Покер - математическая и психологическая игра , также как и шахматы подразумевает сбор и анализ информации и продумывание стратегии и своих будущих ходов, подразумевает глубокую концентрацию на игре и большую сосредоточенность. Покер развивает все те же способности ума что и шахматы. Есть у покера несколько преимуществ. Во-первых, эта игра способна, в отличие от консервативных и старомодных шахмат, сразу захватить новичка и скрасить досуг в любой компании из-за элемента азарта. Смешно даже подумать что компания молодых людей, парней и девушек может собраться вечером и сосредоточенно рубиться в шахматы. Во-вторых, несмотря на то что, во время шахматного турниры игроки находятся под психологическим давлением, но это даже нельзя сравнить с тем уровнем стресса, который испытывает игрок за покерным столом, в живую или в интернете.

Это связано не только с тем, что соперники пытаются друг-друга запутать, сознательно действовать на нервы, но тут еще и другое. Хоть я и уверяю вас что успех в покере в большей степени зависит от вашего умения играть, а вовсе не от удачи, но элемент фортуны тоже присутствует. И большое умение заключатся в том чтобы сдерживать эмоции, когда изменчивая фортуна поворачивается к вам другой стороной(задней) и новички, которые только недавно узнали что такое покер обыгрывают вашу сильную руку, с каким-то мусором на руках с которым они непонятно зачем входили в игру. Вы испытываете удачу постоянно во время игры: ждете какая придет карта, она может усилить вашу карту так и наоборот сделать сильную руку слабее, бьетесь в догадках какая карта на руках противника. А вдруг он с самого начала был впереди, а вы уже вложили много денег в банк и что делать дальше? А может сейчас вы впереди, но следующая карта его еще усилит? Какую нужно сделать ставку чтобы он сбросил карты? А если он ответит на нее и не сбросит тогда что я буду делать?

И вот вам, терзаемым с одной стороны всеми этими сомнениями, с другой реакцией противника, с третьей изменчивой фортуной, а с четвертой деньгами (выиграете вы все или уйдете ни с чем) нужно еще не забывать проводить анализ, принимать взвешенные решения и при этом не демонстрировать вашей реакции противнику, сохраняя невозмутимое выражение лица и хладнокровие. Эмоции не должны оказать влияния на ваше окончательное действие. Сложно? Не то слово как! Именно это задает возможность такого высокого профессионализма в этой игре и устанавливает большую дифференциацию в умении играть у разных игроков: есть покеристы абсолютно разной степени мастерства, от самых новичков до профессионалов мирового класса, которые уверенно одерживают победу за победой на различных турнирах.

Ну я это все к тому, что покер, в отличие от древней игры в шахматы подразумевает огромную степень владения собой, своими эмоциями, развивает способность абстрагироваться от чувств, а именно автономность ума, о которой я говорил и осознанность. Я очень сильно сомневаюсь, что профессиональные покерные игроки могут показывать волнение во время встреч, переговоров или выходить из себя в стрессовых ситуациях. Эти умения владеть собой очень полезно в жизни. Вот собственно и есть несомненный плюс умения играть в покер, вы учитесь не только каким-то стратегическим умениям и планированию ходов, но и закрепляете за собой полезные эмоциональные и волевые привычки.

Играть можно в как в интернете, так и в живую, как на деньги так и на фантики. Но еще раз повторяю, если вы хотите не только поиграть но и получить какие-то бонусы вроде приращения интеллекта и степени самоконтроля, то не надо превращать покер в рулетку и легкомысленную пьяную забаву на прокуренной кухне! Читайте учебники по покеру (если кому-то интересно, спросите в комментариях - отвечу какие книги лучше читать), материалы в интернете, применяйте ум и логику и только тогда можно ждать какого-то результата, играйте по науке а не по наитию!

Я не хочу давать вредных советов и брать ответственность за неточную интерпретацию моих мыслей. Я не призываю бросить все и начать вкладывать все ваши усилия в покер, так как понимаю насколько эта игра может сильно увлечь. Сложно представить что кто-то способен до посинения рубиться в шахматы, не спать ночами и пропускать важные дела из-за этого. Но в отношении покера такое патологическое пристрастие возможно.

Поэтому еще раз заклинаю, если решите начать, подходите к игре как к математическому состязанию , используйте теорию вероятностей комбинаторику и холодный отстраненный анализ, стремитесь к стабильности и совокупному выигрышу на длинных дистанциях, а не в конкретном, частном поединке. Игра не должна становиться ареной проявления вашего тщеславия и желания морально подавлять окружающих: не нужно никого унижать за столом, стремиться кого-то проучить, выбить из поединка и все силы направлять на это.

Так делает много игроков, но они вряд ли когда-нибудь добьются чего-то так как неадекватно реагируют на проигрыш и ими управляют эмоции. Если воспринимать покер только как азартную игру то он быстро надоест, хотя сначала будет весело. Вот собственно, надеюсь что я сформировал в вас здравое понимание моей позиции в этой отношении.

Польза покера

А теперь поговорим о пользе покера

Если говорить про меня, то мои упражнения в покере научил меня лучше:

  • Мыслить на несколько ходов вперед, рассматривать несколько возможных альтернатив, вариантов развития (помогает за рулем когда нужно быстро проложить на мысленной карте несколько разных маршрутов, по которым до этого не ездил и выбрать оптимальный, легче планировать что-то на будущее, моделировать последовательность действий в уме)
  • Держать в голове результат от любых тех действий, которые собираюсь произвести (раньше не всегда получалось задумываться о последствиях каждого своего поступка, что могло послужить причиной всяких необдуманных, безрезультатных действий или ситуаций с плохим исходом… Очень помогает в работе и бизнесе в т.ч. Помогает избежать лишней работы так как сразу обдумываю результат и цель)
  • Быстро и уверенно принимать решения на основе неполной информации
  • Контролировать эмоции и мимику
  • Считать в уме
  • Анализировать информацию
  • Логически рассуждать

Я не призываю вас играть именно в покер если хотите овладеть какой-нибудь интеллектуальной игрой, все же быстрее и эффективней умственные параметры должны развить шахматы, это дело вкуса, смотрите, решайте сами. Может быть вам вообще захочется рубиться в нарды, что кстати тоже очень неплохо. А лучше играть во все эти игры если позволяет время.

Вот собственно все то что я хотел рассказать про интеллектуальные игры, в следующих статьях продолжу разговор о развитии интеллекта. Расскажу почему полезно читать хорошие книги, как можно развить память и про другие способы улучшения качеств нашего ума. Постараюсь не затягивать с выходом новых статей, мне еще много хочется рассказать!

В 1798 году Бенджамин Франклин сказал: «Так же, как огранка алмаза превращает его в бриллиант, занятия шахматами позволяют раскрыть умственные способности». Этой увлекательной игрой с древнейшей историей, которая сегодня считается вид спорта, увлекаются миллионы человек во всех уголках планеты. Мы решили напомнить родителям о том, как обучение этой игре влияет на интеллект и характер детей.

Способ отвлечься от компьютера (телевизора)

В последнее время и врачи, и учителя, и родители бьют тревогу. Дети перестают играть во дворе - не играют в догонялки или «казаки-разбойники», девочки не прыгают через скакалку или ещё недавно популярные резинки. Почему позабыто так много игр и развлечений, из-за которых раньше детей нельзя было зазвать домой, даже чтобы поужинать? Сегодня всё свободное время у них отнимают компьютерные игры или «общение» в социальных сетях.

Умные родители, стремясь воспитать из ребёнка самостоятельного и успешного человека, стараются ограничивать время, проводимое чадом за компьютером. А для этого стараются заполнить свободное время занятиями в спортивных секциях, возят в музыкальную или художественную школу. Ещё один отличный способ избежать интернет-зависимости - это научить ребёнка играть в шахматы. Эта игра доставляет детям много радости, в то же время оказывает огромное влияние на их умственное и психическое развитие.

Развитие логики и пространственного воображения

Прежде всего шахматы - это прекрасный тренажёр для мозга, значительно увеличивающий его интеллектуальные способности. В процессе игры происходит одновременная и синхронная работа сразу двух полушарий мозга, благодаря чему отмечается активное развитие как логического, так и абстрактного мышления.

Благодаря шахматам в работу включается левое полушарие мозга, отвечающее за логический компонент, построение грамотных и последовательных цепочек. Обратите внимание: в школах уроков логики нет, а занятие шахматами с первых же дней знакомства с ними учат детей логически мыслить и рассуждать.

Не менее значима и работа правого полушария, которое отвечает за моделирование и создание возможных ситуаций, что влияет на развитие пространственного воображения. Умение предугадывать и прогнозировать события, стремление просчитать все возможные варианты и исходы игры, умение принимать оперативные решения и делать значительные решающие ходы – вот основные навыки, которые получает шахматист.

Тренировка памяти и концентрации внимания

Во время занятий шахматами у ребёнка вырабатывается усидчивость, поскольку он концентрирует внимание на одном процессе. Особенно важно обучение игре в шахматы гиперактивных детей, которые с трудом могут усидеть пять минут на месте. Они становятся спокойнее, уравновешеннее.

Мнемические процессы также интенсивно используются в шахматах, поскольку игрок использует как долговременную, так и оперативную память, используя при этом визуальную, цифровую, цветовую стимульную информацию. Экспериментально подтверждено, что у детей, играющих в шахматы, скорость интеллектуальной реакции становится выше. У них улучшается успеваемость в школе, особенно по точным наукам.

Эти факты принимают во внимание педагоги всего мира. В некоторых странах шахматы даже являются обязательным школьным предметом (Испании, Германии, Китае, Мексике, Лиме, Японии), а где-то их только начинают активно внедрять в области детского образования и воспитания (США, Канада, Венгрия и некоторые другие европейские державы).

Приучение к самостоятельности и ответственности

Ребенок учится самостоятельно мыслить логически и осмысленно принимать решения. Даже, казалось бы, простые решения (какой фигурой сделать ход) приучают детей к самостоятельности и ответственности. У них формируются общие навыки планирования действий, которые необходимы уже в дошкольном возрасте, чтобы дети учились правильно планировать свое время, стратегически мыслить и достигать целей.

Увы, многие из нас зачастую лишь запоздало вспоминают поговорку «семь раз отмерь, один – отрежь». А вот шахматы научат детей не принимать поспешных решений, ибо они часто являются ошибочными. Статистический анализ доказывает, что из числа людей, умеющих играть в шахматы, вырастают многие выдающиеся специалисты, учёные и руководители большого государственного масштаба.

Творческое самовыражение

Одним из важнейших качеств шахмат является то, что они могут стать школой творчества для детей, своеобразным выходом из одиночества и активный досугом, который позволяет утолить жажду общения и самовыражения. Играя с соперником, ребёнок постепенно начинает играть и с самим собой - и приходит к выводу, что моделировать ситуации и последствия ходов в уме куда эффективнее, чем испытывать их непосредственно на практике. Таким образом, мозг постепенно начинает работать не только на запоминание и воспроизведение информации, но и на поиск оригинальных идей и нестандартных решений для достижения желаемого результата.

Формирование характера

Начиная увлекаться шахматными партиями в раннем возрасте, ребёнок получает мощный толчок развития - как в интеллектуальном, так и в личностном плане. Шахматы помогают избавиться от застенчивости: дети, которые начинают занятия «тихонями» и боятся лишнее слово сказать, быстро раскрываются: становятся общительными, проявляют настойчивость и целеустремлённость.

Благодаря своей спортивной составляющей шахматы закаляют бойцовский характер: у ребёнка формируются такие черты как эмоциональная устойчивость, твёрдая воля, решимость, желание побеждать и стремление к победе. При этом поражения, которые неизбежно постигают любого игрока, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, видя в нём новую возможность для развития, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт.