Карта смешивания красок. Почему же сразу «обман»? Как вы теперь уже знаете, свет — это электромагнитное излучение, воспринимаемое рецепторами сетчатки глаза. В свою очередь рецепторы способны посылать нервные импульсы в мозг и формировать там ощущение как

Таблица смешивания цвета

Как получать новые цвета при смешивании красок.

В живописи нужный цвет можно получить разными способами. Например, положить краску в чистом виде без смешивания с другими или получить искомый цвет путем смешивания двух или нескольких красок.

Некоторые краски при смешивании могут вступать в нежелательное химическое взаимодействие. В результате может произойти растрескивание красочного живописного слоя. Полученный от смешивания цвет может изменяться - сереть, темнеть. Например, смесь красной киновари со свинцовыми белилами дает красивую розовую краску. Однако в результате химического взаимодействия через некоторое время полученный цвет темнеет.

Желтую, красную и синюю краски невозможно получить путем смешивания каких-либо красок. В то же время в смеси друг с другом или в смеси с другими красками они дают чрезвычайно много самых различных сочетаний цветов.

Бесконечное разнообразие оттенков можно получить, если смешивать две любые краски. В зависимости от количества одной краски, примешиваемой к другой, вновь получаемый цвет будет приближаться либо к одному, либо к другому смешиваемому цвету. Например, смешивая желтую и синюю краски в равных количествах, мы получим зеленый цвет.

Примешивая каждый раз к получаемому зеленому цвету определенное количество желтой краски, можно будет наблюдать, как все новые и новые зеленые тона постепенно переходят в желтый цвет. Вновь получить синий цвет можно, если к полученному от смешивания желтой и синей красок зеленому цвету постепенно добавлять в определенных количествах синюю краску.

Смешивание хроматического цвета с другим хроматическим цветом, близко расположенным в цветовом круге к дополнительному, не дает чистого цветового тона, хотя полученный цвет и будет иметь ясно выраженный хроматический оттенок. Так, если смешивать зеленый цвет с пурпуровым или с оранжевым, имеющим красноватый оттенок, то полученный в результате смешивания цвет будет приближаться к ахроматическому.

Таким образом, чем дальше цвета удалены друг от друга по цветовому кругу, чем ближе они к дополнительным, тем менее насыщенный цвет получается в результате их смешивания, т. е. они приобретают серую окраску. И наоборот, чем ближе цвета расположены друг к другу в цветовом круге, чем ближе они по цветовым тонам, тем чище и насыщеннее выглядят их смеси.

Серый цвет получается в результате смешивания белой и черной красок в определенных соотношениях. В акварели серый цвет получается путем разбавления черной краски водой и использования белого тона бумаги. Серый цвет может принимать сравнительно холодный или теплый оттенок. В первом случае к серому в небольшом количестве можно подмешивать синие или зеленые краски; во втором - охру светлую, сиену натуральную или умбру.

Живописец должен стремиться использовать минимальное количество красок, чтобы создать впечатление многокрасочности. При этом он должен знать, какие краски допустимо смешивать между собой, а какие нет, чтобы исключить из набора краски малостойкие - чернеющие, выгорающие и т. д. Для приобретения практических навыков в получении прочных смесей красок и избежания нежелательных смесей рекомендуем учащимся внимательно изучить таблицу нежелательных смесей художественных масляных красок и опробовать их на практике. По мере приобретения опыта в живописи эти знания и навыки будут постоянно совершенствоваться.

Абрикосовый

Красный + Охра + Белый (Красный + Жёлтый + Коричневый + Белый)

Бежевый

Белый + Коричневый + Жёлтый

Бирюзовый

Синий + Зелёный

Горчичный

Жёлтый + Красный + Чёрный + Зелёный

Зелёный

Жёлтый + Голубой или Синий

Зелёный Оливковый

Зеленый + Жёлтый

Зелёный Хвойный

Зеленый + Жёлтый + Чёрный

Золотой

Жёлтый + Красный или Коричневый

Коричневый

Красный + Зелёный (Красный + Жёлтый + Синий)

Красно-коричневый

Красный + Коричневый

Лимонный Желтый

Жёлтый + Белый + Зелёный

Оранжевый

Красный + Жёлтый

Охра

Жёлтый + Коричневый

Пурпурный

Красный + Синий + Жёлтый

Серый

Белый + Черный

Серый теплый

Серый + Охра или Умбра

Серый холодный

Серый + Синий или Зелёный

Табачный

Жёлтый + Зелёный + Белый + Красный

Терракот

Оранжевый + Коричневый (Красный + Жёлтый + Коричневый)

Фиолетовый

Красный + Синий

Хаки

Коричневый + Зелёный

Чёрный

Красный + Синий + Зелёный

Урок по смешиванию акриловых красок из книги «Acrylic Painting with Lee Hammond» художницы Ли Хэммонд. Этот материал будет весьма полезен для новичков. А не новичкам наверняка покажется интересным. Особенно тем, кто не может позволить себе купить всю готовую палитру от производителя. Да и не нужно этого делать, ведь краски смешиваются. Мы все, ещё с детского сада или начальной школы знаем прописные истины рисования: желтый с синим – получаем зелёный, и т.д.

Однако в живописи трудности возникают тогда, когда при смешивании красного и голубого вдруг получается не фиолетовый, а коричневый. Оказывается, не все пигменты хорошо смешиваются между собой. И эта статья будет посвящена именно проверенным пигментам, которые хорошо смешиваются, и их комбинациям . Зная их, вы более осознанно подойдёте к покупке красок: потратите меньше денег, а цветовую палитру получите обширнее.

Почему в статье некоторые названия красок переведены на русский язык, а некоторые нет? Потому что это в основном художественные краски носят названия по цветному пигменту, из которого и сделаны. Большая их часть используется для производства красок многие столетия. Например сажа, охра и другие. Их названия давно стали международными. Назвав их в магазине вы сможете купить и наши краски, и импортные, одинаковые по цвету. Переведены только те названия, где может быть не понятно.

Для новичков важный совет: когда пойдёте в магазин покупать краски, выпишите названия нужных вам на бумажку и покупайте именно их. Это важно потому, что некоторые краски на вид одинаковые (ну, красный и красный), но составлены из разных пигментов. А пигменты обладают разными свойствами, плотностью, прозрачностью. И именно при смешивании вы получите не тот результат, на который рассчитывали.

  • Помните, что в этой статье автор говорит только об акриловых красках.

Из чего будет состоять ваша ОСНОВНАЯ ПАЛИТРА

Основная палитра весьма скромна: всего 7 красок. Но из них можно создать огромное количество цветов и оттенков. (Конечно, это не означает, что вы не можете покупать другие цвета. Но они будут уже дополнительными, и в этом уроке не рассматриваются. С опытом вы сами определитесь, какие краски вам имеет смысл докупить).

  • Три главных цвета:

  • Два дополнительных цвета:


  • Два нейтральных цвета:

Вот и всё. Теперь начинаем смешивать и «добывать» необходимые цвета.

1. Начнём со светлых тонов

Сначала попробуем смешать каждый цвет из основной палитры с белым. Получаем светлые тона.

ВНИМАНИЕ: Под каждым образцом цвета подписаны названия красок, из которых его получили.


Итак, что мы в итоге получили? Разбираем слева–направо и сверху–вниз:

1 – палевый; 2 – персиковый (коралловый); 3 – розовый,
4 – бежевый; 5 – небесно-голубой; 6 – серый.

2. Темные тона

Теперь получим тёмные оттенки, путём смешивания цветов из основной палитры с чёрным цветом.


Получили:
1 - темный оливково-зелёный; 2 – каштановый; 3 – сливовый,
4 – тёмно-коричневый; 5 – тёмно-синий.

3. Оттенки зелёного

А теперь приступаем к следующему уровню сложности смешивания красок. Теперь некоторые цвета мы будем получать путём смешивания не только основных красок, но и уже смешанных нами ранее с базовыми. Не удивляйтесь, что такой важный и полезный цвет автор урока Ли Хэммонд не поместила в основную палитру. Она описывает как, его получить. Причём в разных вариантах.


Получили:
1 - оливково-зелёный; 2 – серо-зелёный; 3 – зелёный; 4 – мятно-зелёный.

Смешивание зелёного цвета очень интересная и богатая тема. Возможно, поначалу, она покажется трудоёмкой. Это связано с огромным количеством возможных вариантов. Вы можете получить зелёный цвет из синего и жёлтого, или жёлтого с добавлением капельки чёрного. Землистые оттенки зелёного получаются путём добавления коричневого цвета.

Как видим, второй и четвертый оттенки зелёного мы получили из соединения краски из Основной палитры с краской, смешанной самостоятельно. Конкретно, чтобы получить оттенок Grayish Green (Серо-зеленый) надо взять оттенок Olive green (Оливковый зеленый), который мы получили в прошлом шаге. И добавить в него титановые белила – краска из Основной палитры.

ВНИМАНИЕ!
Здесь и далее везде, где используется составной цвет из описанных выше таблиц, Хэммонд ставит метку «mix» к названию цвета.

4. Фиолетовые и пурпурные оттенки

Различные фиолетовые и пурпурные цвета, в нашем случае делаются путём добавления Берлинской лазури или в Ализарин розовый или в Красный кадмий. (Prussian Blue + Alizarin Crimson или Prussian Blue + Cadmium red medium ). Все цвета из Основной палитры.


как получать новые тона из краски

Получили:
1 - каштановый; 2 – тепло-серый; 3 – сливовый; 4 – лавандовый.

Цвет - одна из сложнейших категорий, имеющих огромное значение при описании окружающего нас мира. Существует мнение, что человек способен различить около 10 млн цветов, а у серого есть 500 оттенков, а не в десять раз меньше.
Каждый человек в силу мельчайших особенностей строения глаза и отделов мозга, отвечающих за зрение, по-своему определяет для себя цвет предметов и объектов природы, но смешивание цветов для получения нужных оттенков, актуальное для многих отраслей жизни и творчества, имеет общую теоретическую основу.

Физическая природа цвета

Что такое цвет и почему в окружающем мире может приобретать великое множество оттенков - такие вопросы ученые ставили перед собой, начиная с очень далекого времени. Первые же оптические теории, принадлежавшие Ньютону и Гюйгенсу, обладали логичностью и стройностью, хотя кардинально отличались взглядом на природу этого глобального явления: Ньютон считал свет потоком частиц, сторонники Гюйгенса отстаивали волновую природу света.

Современные взгляды физиков говорят о двойственной природе света, представляющего собой или электромагнитное излучение, которое распространяется в вакууме с конечной скоростью - 299 792 458 м/с, или поток особых частиц, называемых фотонами. Если считать главным чисто физические характеристики, то цвет и смешивание цветов определяется длиной волны электромагнитного излучения, которое попадает на зрительные рецепторы.

Свет и цвет

Падая на предмет, световая волна делится на три части, величина которых определяется оптическими свойствами поверхности. Часть излучения отражается и рассеивается, вторая - поглощается объектом, третья проходит сквозь него. Черный цвет - результат отсутствия отраженной и проникающей части световой волны, если все излучение или отражается, или поглощается - предмет непрозрачен.

Цветовой состав светового луча становится виден при прохождении им через стеклянную призму, что впервые было показано Ньютоном. Ему же принадлежит идея о наличии нескольких базовых цветов, и что в основе огромного многообразия оттенков лежит смешивание цветов. Это находит подтверждение в исследованиях строения зрительной системы человека: среди чувствительных клеток сетчатки глаза - колбочек, отвечающих за цветовые ощущения, различают только три вида, реагирующих на определенную длину волны и частоту светового излучения.

Этим характеристикам соответствуют три основных цвета, соответствующие желтой, красной и синей части спектра.

Виды смешивания цветов

Исходя из физики светового электромагнитного излучения и устройства системы зрения различают субтрактивное смешивание цветов и аддитивное. Первый в большей степени относится к излучаемому свету, когда нужный цвет получается путем вычитания из белого излучения, например, с помощью светофильтров. Субтрактивное смешивание лежит в основе цветопередачи, используемой в экранах телевизоров, мониторов и различных гаджетов.

Самый наглядный пример аддитивного - смешивание цветов красок в живописи, когда нужный колер достигается или механическим перемешиванием пигментов на палитре, или путем так называемого оптического смешивания, когда два близко расположенных мазка разного цвета при удалении от плоскости картины воспринимаются как единый. Такой эффект лежит в основе целого живописного течения, которое получило название пуантилизма (от франц. point — точка).

Каждый сталкивается при оптическом смешении в полиграфии и принтерной печати, когда смешивание цветов красок достигается микроскопическим размером капель чернил и красочных точек, из которых создается высокочачественное цветное изображение.

Законы цветового смешивания

Для практического использования смешивания цветов, красок в живописи, дизайне, строительстве и т. п., важно знать некоторые законы, выведенные еще первыми исследователями оптических явлений. В этих закономерностях фигурирует понятие хроматических цветов, в значении именно цветности, степени их отличия от ахроматических - белого, серого и черного.

Первый закон: для каждого цвета существует другой и единственный, называемый дополнительным, при смешивании с которым получается ахроматический (белый или серый).

Во-вторых, результат смешивания двух хроматических цветов - это промежуточный между исходными, и получить из готовой смеси любой из исходных цветов никаким образом невозможно.

Третье: два одинаковых по хроматичности цвета в результате смешивания дают тот же цвет, вне зависимости от их места в спектре.
В-четвертых, насыщенность цвета при смешивании красок двух различных тонов всегда ниже, чем у хотя бы одного из исходных.

Цветовой круг

Чтобы визуально выразить взаимоотношения различных цветов многие ученые и художники предлагали свои схемы и модули. Наибольшую известность получила разработка художника и теоретика искусства, ведущего преподавателя знаменитой школы дизайна - Баухауса - Иоганнеса Иттена (1888-1967). С помощью двенадцатисекционного круга Иттена нетрудно представить какие цвета получаются при смешивании красок, сделанных на основе различных природных и искусственных пигментов.

Свой круг Иттен описывает вокруг треугольника из трех основных цветов: желтого, красного и синего, каждый их которых нельзя получить из двух других. Иттен придавал особое значение их чистоте, отсутствию любых сторонних оттенков. Позднее в русскоязычной литературе появились профессиональные названия цветов, наиболее полно соответствующие этому требованию: стронциановый лимонно-желтый, краплак розово-красный и лазурь голубая.


Из них путем смешивания получают вторичные цвета: оранжевый (желтый + красный), зеленый (желтый + синий) и фиолетовый (красный + синий). Заполнят же круг до конца сектора, закрашенные цветами, полученными путем смешивания основных и вторичных цветов. Правильно выполненный цветовой круг помогает представить основные цветовые взаимодействия, в частности напротив каждого сектора находится дополнительный цвет, - при смешивании цветов диаметрально противоположных секторов получается ахроматический (серый) цвет.

Смешивание цветов в живописи

Знание основ природы света, цветообразования может помочь любому, кто сталкивается с проблемой выбора нужного цвета в одежде или в интерьере дома. Тем более у каждого художника - профессионала и любителя - свой, уникальный и неоценимый опыт, как получить цвета при смешивании красок. Этот опыт - основа неповторимости каждого индивидуального взгляда на мир, дающего ценность произведениям искусства.

Важным техническим приемом живописи является вливание цвета в цвет. Рисуя, например, осенний листик (желто-зеленый), в свежепроложенный локальный (желтый) цвет листика вливают другие цвета (зеленый), которые плавно сливаются с еще влажным желтым цветом.

Этот способ работы называется «рисование по мокрому».


Что дает такое смешение красок?
Многие художники безуспешно пытаются точно подобрать цвет изображаемой им натуры. Но это невозможно. Ведь основных цветов в живописи всего три: красный, желтый и синий . Основные цвета не могут быть созданы никакими иными.

Зеленый, оранжевый, фиолетовый и другие цвета можно получить, смешивая основные, поэтому их и называют производными. Например, зеленый цвет мы получим, смешивая желтый и синий, оранжевый – желтый цвет с красным, фиолетовый – красный с синим. Одна и та же краска может дать темные и светлые оттенки. А если по уже высохшей краске нанести тонкий прозрачный слой, получится новый оттенок.

Кроющие краски, непрозрачные (кадмий, белила) служат основой рисунка. Полупрозрачные (земляные краски) и прозрачные (ультрамарин, краплак) используются для создания нового цвета.

Для смешения красок используется палитра, которую в случае использования масляных красок, пропитывают маслом. Краски соответствующего цвета разводят в таком количестве, чтобы их хватило на покрытие необходимой плоскости.

Не менее важен и порядок, в котором вы будете заполнять палитру красками.

Чтобы не получилось грязных цветов, надо располагать краски в следующем порядке: синие, зеленые, желтые, оранжевые, красные, земляные . Отдельно располагаем белила, их мы будем использовать практически в каждой смеси.


Если краски в тюбиках подсохли их можно разбавить специальными разбавителями (например, пинен) . Также для этой цели многие художники используют «тройчатку» — художественный лак в соединении с растительным маслом и скипидаром.

Используя смеси красок, картина получается живая, наполненная смыслом.

Выдавливая краску на палитру, будьте осторожны, не переборщите. На самом деле для смешивания надо не так уж и много краски. Можно смешивать цвета и прямо на холсте, для этого делаются очень близкие мазки кистью разных цветов, тем самым создается иллюзия как новое цветовое решение.

Завершив работу, протрите палитру чистой тряпочкой, смоченной маслом. Не оставляйте остатки краски.

Светлую краску с более темной возможно смешать лишь мелкими мазками темной краской по светлой.

Соединение двух прозрачных красок образует новый прозрачный цвет.

Чем большее количество красок смешивается, тем более размытым получается цвет.

Можно получить много оттенков путем регулирования количества смешиваемой краски (больше – меньше) . Но не смешивайте более двух-трех красок, иначе цвет будет выглядеть грязным.

Пусть под рукой всегда будет баночка с терпентином и кусочек ткани. По окончании работы с одним цветом тщательно очистите кисть или мастихин. Тогда следующий цвет будет таким, как вы задумали, без лишних примесей.

И еще важный моментправильное смешение красок . Не соединяйте охру с кадмиями, такие смеси темнеют. Смесь охры с зеленой быстро чернеет. Это происходит оттого, что природа пигментных красок разная, они химически воздействуют друг на друга. Ультрамарин с большой осторожностью вводится в смеси, избегайте соединения с желтыми и красными кадмиями.

Очень красивый оттенок можно получить, смешивая изумрудную зелень с английской красной краской.

Избегайте смешения чужеродных по химическому составу красок, подобные смеси кроме вреда ничего не дадут. Краски должны быть близки по своей природе и тогда ваше произведение будет колоритным, с неповторимым нюансом.

Каждый начинающий художник или просто любитель изобразительного творчества рано или поздно задается вопросом о правильном смешении цветов. Получение нужного цвета играет первостепенную роль в написании картины. Здесь также важно принять во внимание многообразие возможных оттенков и цветовую насыщенность. Для того чтобы научиться смешивать цвета можно взять любые виды красок. Но наиболее удобным для практики смешивания цветов будут акриловые краски. Здесь можно обойтись стандартным набором красок: белый, черный, синий, красный, голубой, желтый и пурпурный. Итак, приступим. Рассмотрим для начала самый простой способ. Для получения новых цветов используется метод сочетания имеющихся базовых красок. Базовыми красками для смешения являются 3 цвета: желтый, голубой и пурпурный. Такие цвета называются первичными. С их помощью можно получить вторичные цвета. Например: голубой + желтый = зеленый голубой + пурпурный = синий пурпурный + желтый = красный Если же смешать все 3 первичных цвета в соотношении 1:1:1, то можно получить черный. При этом первичные цвета невозможно получить путем смешивания каких-либо красок. Варьируя соотношения первичных цветов мы можем получить различные оттенки вторичных. Примите также к сведению, что сочетания вторичных цветов могут давать те же варианты цветов, что и первичные, только темнее. Для того, чтобы сделать получившийся цвет светлее – необходимо добавить немного белой краски. И наоборот, для затемнения используйте немного черной краски. Да, наверняка, эти примеры известны практически всем. Поэтому рассмотрим правила получения более сложных цветов. В помощь начинающим художникам может прийти такой инструмент, как цветовой круг, который представляет собой непрерывный переход всех цветов радуги. Например, для затенения выбранного цвета используются оттенки, расположенные на противоположных концах цветового круга. Так, для затенения пурпурного используется немного зеленого. При смешивании противоположных цветов в равном количестве мы получим черный цвет.


Всего здесь представлено 12 цветов, но основными – первичными являются 3 цвета: желтый, красный и синий. Далее идут цвета второго порядка: оранжевый, фиолетовый и зеленый. Остальные цвета получаются при смешивании основных. Здесь можно наглядно увидеть, какие цвета контрастируют друг с другом, какие наиболее сочетаемы между собой. Круг Иттена наглядно показывает, какие цвета надо смешать, чтобы получить желаемый.