Мандельштам О.Э. Основные даты жизни и творчества. Мандельштам Осип Эмильевич – биография и произведения

Краткая биография Осипа Мандельштама

Осип (Иосиф) Эмильевич Мандельштам – русский поэт и прозаик, литературный критик и­ переводчик. Родился 3 (15) января 1891 года в Варшаве, в семье купца первой гильдии еврейского происхождения. В 1897 Мандельштамы переехали в Петербург, где Осип получил образование. Вначале он окончил Тенишевское училище, затем был отправлен на учебу в Сорбонну. Там познакомился с основоположником акмеизма Гумилевым, с которым впоследствии водил дружбу. К 1911 году семья Осипа была разорена и более не могла оплачивать его обучение за границей.

Вернувшись в Петербург, он получил квоту на поступление в университет, но учился безалаберно, так и не окончив историко-филологический факультет. Первая публикация поэта состоялась в 1910 году в журнале «Аполлон». В 1912 году он познакомился с А. А. Блоком и вступил в кружок акмеистов. Дебютная книга стихов Мандельштама под названием «Камень» издавалась трижды. Первое издание относится к 1913 году. Ранние стихи поэта наполнены тревогой за судьбу человека. Более сложные отношения к поэтическому слову отражены в сборнике «Tristia» (1922).

Двигаясь в ногу со временем, Мандельштам не остался в стороне от революционных событий. В его поэзии появилась тема государства, а также тяжелые отношения между личностью и властью. Послереволюционное творчество поэта затрагивало тему неустроенности быта, постоянные поиски заработка, отсутствие читательской аудитории, и было пронизано чувством потерянности и страха. Его трагические предчувствия отразились в сборнике «Стихотворения» (1928), ставшем его последним изданием при жизни.

В 1930 году, по ходатайству Н. И. Бухарина, Мандельштам был отправлен в командировку на Кавказ, вернувшись из которой, он снова приступил к написанию стихов. Несмотря на то, что его писательский дар достиг расцвета, его нигде не печатали. А в связи с публикацией его работы «Путешествие в Армению» (1933) в некоторых газетах появились разгромные статьи. Тогда же он написал антисталинскую эпиграмму, после чего в мае 1934 года поэта арестовали и сослали в Чердынь.

После попытки самоубийства его жена обратилась с просьбой о помощи во все советские инстанции. После этого Мандельштамы по собственному желанию были перевезены в Воронеж. Там он пишет цикл стихотворений, ставший вершиной его творчества. В 1937 году, с окончанием срока ссылки, чета возвращается в Москву. Через год Осип Эмильевич был вновь арестован за «похабные и клеветнические» эпиграммы. На этот раз его отправили по этапу на Дальний Восток. Скончался писатель в декабре 1938 года в пересыльном лагере, место захоронения неизвестно. Мандельштам был посмертно реабилитирован.

Осип Эмильевич Мандельштам (1891 -1938) родился в Варшаве. Его отец вырос в семье ортодоксальных евреев. Эмилий Вениаминович юношей убежал в Берлин и самостоятельно приобщался к европейской культуре, но никогда не смог говорить по-русски или по-немецки чисто.

Мать Мандельштама, уроженка Вильно, происходила из интеллигентной семьи. Она привила троим сыновьям, из которых Осип был старшим, любовь к музыке (сама играла на фортепиано) и к русской литературе.

Детство Мандельштама прошло в Павловске, с шести лет он жил в Петербурге. В 9 лет Осип поступил в Тенишевское училище, которое славилось воспитанием мыслящей молодёжи. Здесь он полюбил русскую словесность и начал писать стихи.

Родителям не понравилось увлечение юноши политикой, поэтому в 1907 г. они отправили сына в Сорбонну, где Мандельштам изучал творчество французских поэтов разных эпох. Он познакомился с Гумилёвым, продолжал писательские опыты. После Сорбонны Мандельштам изучал философию и филологию в Гейдельбергском университете.

С 1909 г. Мандельштам входит в литературный круг Петербурга. Он бывает на собраниях в «башне» Вячеслава Иванова и знакомится с Ахматовой .

Начало творчества

Дебют Мандельштама состоялся в 1910 г. Первые 5 стихотворений поэта были напечатаны в журнале «Аполлон». Мандельштам становится членом «Цеха поэтов», читает стихи в «Бродячей собаке».

Из-за обнищания семьи Мандельштам не может продолжать обучение за границей, поэтому в 1911 г. он поступает на романо-германское отделение историко-философского факультета в Петербурге. Для этого юноше пришлось креститься. Вопрос религиозности и веры Мандельштама очень сложен. И иудаизм, и христианство влияли на его прозаические и поэтические образы.

В 1913 г. была издана первая книга Мандельштама «Камень». Она переиздавалась трижды (1915,1923), состав стихов в ней менялся.

Мандельштам - акмеист

Мандельштам всю жизнь был верен литературному направлению акмеизма, ратовавшего за конкретность и материальность образов. Слова поэзии акмеизма должны быть точно вымерены и взвешены. Стихи Мандельштама были напечатаны как образец поэзии акмеизма под декларацией 1912 г. В это время поэт часто печатался в журнале «Аполлон», первоначально бывшем органом символистов, которым акмеисты себя противопоставляли.

Судьба в революцию и гражданскую войну

Служба мелким чиновником не приносила денег. Мандельштам после революции скитался. Он побывал в Москве и Киеве, в Крыму по недоразумению попал во врангелевскую тюрьму. Освобождению способствовал Волошин, утверждавший, что Мандельштам не способен к службе и к политическим убеждениям.

Надежда и любовь Мандельштама

В 1919 г. Мандельштам нашёл свою Надежду (Хазину) в киевском кафе ХЛАМ (художники, литераторы, артисты, музыканты). Они поженились в 1922 г. Супруги всю жизнь поддерживали друг друга, Надежда ходатайствовала о смягчении приговоров и освобождении.

Пик поэтического творчества

В 1920-1924 гг. Мандельштам творит, постоянно меняя место жительства (Петроград комната в «Доме искусств» – путешествие по Грузии – Москва – Ленинград).

В 1922-23 гг. выходит три поэтических сборника Мандельштама («Tristia», «Втора книга» и последнее издание «Камня»), печатаются стихи в СССР и Берлине. Мандельштам активно пишет и печатает публицистику. Статьи посвящены проблемам истории, культурологии, филологии.

В 1925 г. опубликована автобиографическая проза «Шум времени». В 1928 г. выходит сборник стихов. Это последняя поэтическая книга, напечатанная при жизни поэта. В это же время печатается сборник статей «О поэзии», повесть «Египетская марка».

Годы скитаний

В 1930 г. Мандельштам с женой путешествовал по Кавказу. Были созданы публицистика «Путешествие в Армению» и цикл стихов «Армения». По возвращении чета Мандельштамов в поисках жилища переехала из Ленинграда в Москву, а вскоре непрактичному Мандельштаму выхлопотали пенсию 200 рулей в месяц «за заслуги перед русской литературой». Как раз в это время Мандельштама перестают печатать.

Гражданский подвиг поэта

После 1930 г. характер творчества Мандельштама меняется, стихи приобретают гражданскую направленность и передают ощущения лирического героя, который живёт, «под собою не чуя страны». За этот памфлет, эпиграмму на Сталина Мандельштам был впервые арестован в 1934 г. Ссылку на три года в Чердынь заменили ссылкой в Воронеж по ходатайству Ахматовой и Пастернака . Приютить Мандельштамов после ссылки было актом гражданского мужества. Им запрещено было селиться в Москве и Петербурге.

В 1932 г. Мандельштам был арестован за контрреволюционную деятельность и умер в том же году в пересыльной тюрьме Владивостока от тифа. Мандельштам похоронен в братской могиле, место захоронения неизвестно.

  • «Notre Dame», анализ стихотворения Мандельштама

Осип Мандельштам краткая биография и творчество описаны в этой статье.

О. Э. Мандельштам краткая биография

Осип Эмильевич Мандельштам - поэт, прозаик, эссеист, переводчик и литературный критик, один из крупнейших русских поэтовXX века.

Родился 3 (15) января 1891 года в Варшаве, в еврейской семье купца. В 1897 Мандельштамы переехали в Петербург, где Осип получил образование. Вначале он закончил Тенишевское училище, затем был отправлен на учебу в Сорбонну.

К 1911 году семья Осипа была разорена и более не могла оплачивать его обучение за границей.

Вернувшись в Петербург, он получил квоту на поступление в университет, но учился плохо, так и не окончив историко-филологический факультет. Первая публикация поэта состоялась в 1910 году в журнале «Аполлон». В 1912 году он познакомился с А. А. Блоком и вступил в кружок акмеистов. Дебютная книга стихов Мандельштама под названием «Камень» издавалась трижды. Первое издание относится к 1913 году. Ранние стихи поэта наполнены тревогой за судьбу человека. Более сложные отношения к поэтическому слову отражены в сборнике «Tristia» (1922).

Двигаясь в ногу со временем, Мандельштам не остался в стороне от революционных событий. В его поэзии появилась тема государства, а также тяжелые отношения между личностью и властью. Послереволюционное творчество поэта затрагивало тему неустроенности быта, постоянные поиски заработка, отсутствие читательской аудитории, и было пронизано чувством потерянности и страха. Его трагические предчувствия отразились в сборнике «Стихотворения» (1928), ставшем его последним изданием при жизни.

В 1930 году, по ходатайству Н. И. Бухарина, Мандельштам был отправлен в командировку на Кавказ, вернувшись из которой, он снова приступил к написанию стихов, но его нигде не печатали. А в связи с публикацией его работы «Путешествие в Армению» (1933) в некоторых газетах появились разгромные статьи. Тогда же он написал антисталинскую эпиграмму, после чего в мае 1934 года поэта арестовали и сослали в Чердынь.

После попытки самоубийства его жена обратилась с просьбой о помощи во все советские инстанции. После этого Мандельштамы по собственному желанию были перевезены в Воронеж. Там он пишет цикл стихотворений, ставший вершиной его творчества. В 1937 году, с окончанием срока ссылки, чета возвращается в Москву. Через год Осип Эмильевич был вновь арестован за «похабные и клеветнические» эпиграммы. На этот раз его отправили по этапу на Дальний Восток.

  1. Евреи
  2. Самым влиятельным человеком Нового времени был родившийся в Германии физик Альберт Эйнштейн. Законодатель Моисей выделил еврейский народ и по сути основал цивилизацию. Иисус из Назарета обратил многие миллионы человек в беззаветную веру. На рассвете первого технологического столетия Эйнштейн открыл неиссякаемые возможности…

  3. Об Исааке Левитане российский писатель Григорий Горин как-то заметил: "Исаак Левитан был великим русским художником. И сам о себе так и говорил... Когда ему говорили: но ты же еврей! Он говорил: да, я еврей. И что? И ничего. Умные люди соглашались,…

  4. В любом перечислении самых влиятельных евреев не только современной истории, но и всех времен Зигмунд Фрейд должен быть назван в числе первых. Фрейд был (как охарактеризовал его Пол Джонсон в "Истории евреев") "величайшим из евреев новаторов". Такая характеристика весьма справедлива. Эрнест…

  5. Великий драматург и критик Джордж Бернард Шоу однажды язвительно заметил, что наряду с Иисусом и Шерлоком Холмсом Гарри Гудини был одним их трех самых известных людей в мировой истории. Колкость Шоу вполне могла соответствовать истине в период, чуть больший двенадцати лет,…

  6. (род. 1923) Будучи несомненно одним из тех американцев, которые вызывали наибольшие споры во второй половине двадцатого века, Генри Киссинджер руководил внешней политикой своей страны во время эскалации вьетнамской войны и затем вывода американских войск из Вьетнама, во время вторжения в Камбоджу,…

  7. (род. 1941) Сын Битти и Эйба Циммерманов Роберт Аллен родился в городе Дулуте, в штате Миннесота, перед самым вступлением Америки во Вторую мировую войну. Бобби рос в соседнем Хиббинге - заселенном в основном христианами маленьком городке Среднего Запада. Как и в…

  8. Вряд ли возможно представить себе смерть шести с лишним миллионов человек. Подумайте о городе, в котором вы живете. Если только это не Москва, Нью-Йорк или Токио, численность его жителей, скорее всего, окажется значительно меньше шести миллионов. Даже в иных странах или…

  9. Один из руководителей Русской революции, "истинный революционный вождь", правая рука Ленина и заклятый враг Сталина, Лев Троцкий (урожденный Лейба Давидович Бронштейн) был одним из самых влиятельных и ненавистных политиков современной истории. Основав газету "Правда"1, Троцкий обеспечил в значительной степени интеллектуальную базу…

  10. В изданной в 1913 году книге "Витамин" Казимир Функ совершил революцию в биохимии, которая повлияла на медицину, что для здоровье человека требуется не один или несколько основных витаминов, а многие витаминные соединения

  11. Хаим Вейцман первый президент Израиля, ученый и самый влиятельный еврей в истории, который непосредственно участвовал в создании государства Израиль.

  12. Альберт Абрахам Майкельсон стал первым американским ученым, удостоившимся Нобелевской премии (первым американцем, награжденным ею, был президент Теодор Рузвельт, отмеченный за вклад в прекращение в 1905 г. войны между Россией и Японией). Удостоенный награды Нобелевского комитета в 1907 г. "за свои точные…

  13. Он родился в Париже в семье польского музыканта и матери-ирландки и стал одним из самых известных философов своего времени. Воззрения Бергсона на время, эволюцию, память, свободу, восприятие, разум и тело, интуицию, интеллект, мистику и общество повлияли на мышление и труды европейских…

  14. Джон фон Нейман, венгерский ученый математик из еврейской семьи, который прежде известен терминами "Алгебра фон Неймена и теоремой о минимаксе, а также "отцом компьютера".

  15. Сын эльзасского раввина Эмиль Дюркгейм был не только основателем современной социологии, но и - наряду с Фрейдом, Марксом и Максом Вебером - одним из самых глубоких мыслителей девятнадцатого и начала двадцатого веков. Пытаясь поначалу привести в систему социологию, Дюркгейм стремился объяснить,…

  16. В 1950-х годах Грегори Гудвин Пинкус разработал противозачаточную таблетку, которая неизмеримо повлияло на планирование семьи в обществе, но при этом имя создателя не стало известным обществу. Новый препарат стал фармацевтическим прорывом, который имел 100% эффект.

Осип Мандельштам

Осип Эмильевич Мандельштам - один из самых крупных поэтов России XX века - родился 3(15) января 1891 г. в Варшаве, в еврейской семье коммерсанта, впоследствии купца первой гильдии, промышлявшего обработкой кожи, Эмилия Вениаминовича Мандельштама. Отец, в свое время учившийся в Высшей талмудической школе в Берлине, хорошо знал и чтил еврейские традиции. Мать - Флора Осиповна - была музыкантшей, родственницей известного историка русской литературы С.А. Венгерова.

Детство и юность Осипа прошли в Петербурге, куда семья переехала в 1897 г. Поэт Георгий Иванов пишет о среде, формировавшей будущего поэта: "Отец - не в духе. Он всегда не в духе, отец Мандельштама. Он - неудачник-коммерсант, чахоточный, затравленный, вечно фантазирующий... Мрачная петербургская квартира зимой, унылая дача летом... Тяжелая тишина... Из соседней комнаты хриплый шепоток бабушки, сгорбленной над Библией: страшные, непонятные, древнееврейские слова..."

Мандельштам был европейским, германоориентированным евреем первой трети XX в. со всеми сложностями и изгибами духовной, религиозной, культурной жизни этого важнейшего отрезка европейской культуры. В "Краткой еврейской энциклопедии" мы читаем о поэте: "Хотя Мандельштам в отличие от ряда русских писателей-евреев не пытался скрывать свою принадлежность к еврейскому народу, его отношение к еврейству было сложным и противоречивым. С болезненной откровенностью в автобиографическом "Шуме времени" Мандельштам вспоминает о постоянном стыде ребенка из ассимилированной еврейской семьи за свое еврейство, за назойливое лицемерие в выполнении еврейского ритуала, за гипертрофию национальной памяти, за "хаос иудейский" ("...не родина, не дом, не очаг, а именно хаос"), от которого он всегда бежал".

Однако если мы внимательно перечтем автобиографическую повесть Мандельштама, то увидим, что этот "хаос иудейский" (у Мандельштама выражение это, кстати, не несет отрицательных смыслов) относится далеко не ко всему иудейству. "Хаосом иудейским" назван не иудаизм в целом, а конкретная сцена, следующая за описанием синагоги, из которой 9-10-летний Осип вернулся в некотором "чаду".

В 1899-1907 гг. Мандельштам учился в Тенишевском коммерческом училище, одном из лучших учебных заведений Петербург того времени, увлекался эсеровским движением. 1907-1910 гг. он провел в Европе: в Париже посещал лекции на словесном факультете Сорбонны, два семестра проучился в Гейдельбергском университете, жил в Швейцарии, совершил поездку в Италию.

Вернувшись в Петербург, в 1911 г. Мандельштам поступил на отделение романских языков историко-филологического факультета Петербургского университета, но не окончил его.

В России Мандельштам интересуется религией (особенно напряженно в 1910 г.), посещает заседания Религиозно-философского общества. Но в стихах его религиозные мотивы целомудренно-сдержанны ("Неумолимые слова..." о Христе, который не назван). Из стихов этих лет Мандельштам включил в свои книги менее трети. Но в 1911 г. он все же принимает крещение по методистскому обряду у протестантского пастора, что было "уступкой обстоятельствам, связанным с невозможностью из-за процентной нормы поступить в университет".

Первые его поэтические опыты - два стихотворения в традициях народнической лирики - были опубликованы в студенческом журнале Тенишевского училища "Пробужденная мысль" в 1907 г. Но подлинный его литературный дебют состоялся в августе 1910-го, в девятом номере журнала "Аполлон", где была напечатана подборка из пяти его стихотворений.

Поначалу Мандельштам примыкал к поэтическому течению "символизм", посещал В.И. Иванова, посылал ему свои стихи. Но 1911 г. Мандельштам сблизился с Н.С. Гумилевым и А.А. Ахматовой, и в 1913 г. его стихи "Notre dame", "Айя-София" печатаются в программной подборке акмеистов.

Акмеизм для Мандельштама гораздо ближе символизма - это конкретность, "посюсторонность", "сообщничество сущих в заговоре против пустоты и небытия", преодоление хрупкости человека и косности мироздания через творчество ("из тяжести недоброй и я когда-нибудь прекрасное создам"). Поэт уподобляет себя зодчему, почему первую свою книгу Мандельштам и называет "Камень" (1913, 2-е издание, значительно переработанное, 1916).

К Мандельштаму приходит известность в литературных кружках, он свой человек в петербургской богеме, задорный, веселый до ребячливости и самозабвенно-торжественный над стихами.

Раннее творчество Мандельштама неразрывно связано с акмеизмом, деятельностью "Цеха поэтов" и литературной полемикой между акмеистами и символистами. Ему принадлежит один из манифестов акмеизма - "Утро акмеизма" (написанный в 1913 г., но опубликованный только в 1919-м), провозгласивший ценность "слова, как такового" - в единстве всех его элементов - в противовес футуристическому отказу от смысла слова во имя звука, Так и символистскому стремлению увидеть за конкретным образом его подлинную скрытую сущность.

К октябрьской революции 1917 г. Мандельштам относился как к катастрофе (стихи "Кассандре", "Когда октябрьский нам готовил временщик..."), однако вскоре у него возникает робкая надежда на то, что новое "жестоковыйное" государство может быть гуманизовано хранителями старой культуры, которые вдохнут в его нищету домашнее, "эллинское" (но не римское) тепло человеческого слова. Об этом его лирические статьи 1921-1922 гг.: "Слово и культура", "О природе слова", "Гуманизм и современность", "Пшеница человеческая" и другие.

В первые годы после революции 1917 г. Мандельштам работает в Наркомпросе. В 1919-1920 гг. (и позднее, в 1921-1922 гг.) он уезжает из голодного Петербурга на юг - Украину, Крым, Кавказ, - но от эмиграции отказывается.

В 1922 г. Мандельштам поселяется в Москве вместе с молодой женой Надеждой Хазиной (Н.Я. Мандельштам), с которой он познакомился 1 мая 1919 г. Она станет его опорой на всю жизнь, а после гибели поэта сохранит его литературное наследие.

Мандельштам обожал жену, называя ее своим вторым "я". А. Ахматова вспоминает: "Осип любил Надю невероятно, неправдоподобно. Когда ей резали аппендикс в Киеве, он не выходил из больницы и все время жил в каморке у больничного швейцара. Он не отпускал Надю от себя ни на шаг, не позволял ей работать, бешено ревновал, просил ее советов в каждом слове в стихах. Вообще я ничего подобного в своей жизни не видела".

К 1923 г. надежды поэта на быструю гуманизацию нового общества иссякают. Мандельштам чувствует себя отзвуком старого вен в пустоте нового ("Нашедший подкову", "1 января 1924"), и после 1925 г. на пять лет он вообще перестает писать стихи. Только в 1928-м выходят итоговый его сборник "Стихотворения" и прозаическая повесть "Египетская марка" (о судьбе маленького человека в провале двух эпох).

С 1924 г. Мандельштам живет в Ленинграде, а с 1928-го в Москве, он и жена практически бездомные, с вечно неустроенным бытом.

Начиная с середины 1924 г. Мандельштам, зарабатывая на жизнь, занимается переводами; пишет автобиографическую прозу "Шум времени" (1925), "Четвертая проза" (издана посмертно в 1966 году); выпускает сборник статей "О поэзии" (1928). И самого себя в те годы он так характеризует: "Чувствую себя должником революции, но приношу ей дары, в которых она не нуждается".

Всего при жизни Мандельштама вышло шесть его поэтических книг: три издания "Камня" (1913, 1916 и 1923); "Tristia" (1922 г., переводе с греческого это слово означает "печаль, скорбное песнопение"); "Вторая книга" (сборник был издан в 1923 году в Берлине и был назван так М.А. Кузьминым) и "Стихотворения" (1928)". В 1931-1932 гг. Мандельштам заключил договоры на сборники "Избранное" и "Новые стихи", а также на двухтомное собрание сочинений, но эти издания не состоялись.

После гибели поэта имя Мандельштама оставалось в СССР под запретом около 20 лет. Первое в СССР посмертное издание стихов Мандельштама было анонсировано в 1958 г., но вышло только 1973-м - Мандельштам О. "Стихотворения", в большой серии "Библиотека поэта". (Впервые же собрание сочинений поэта было издано в США в 1964 г.).

В начале 1930-х гг. Мандельштам уже вполне принимает идеалы революции, но категорически отвергает власть, которая их фальсифицирует. В 1930-м он пишет свою "Четвертую прозу" - жесточайшее обличение нового режима, а в 1933-м - стихотворную "эпиграмму" на Сталина "Мы живем, под собою не чуя страны..." Внутренний разрыв с рабством официальной идеологии дает Мандельштаму силу вернуться к подлинному творчеству, которое у него шло, за редким исключением, "в стол", не предназначаясь для сиюминутной печати.

14 мая 1934 г. за "эпиграмму" "Мы живем, под собою не чуя страны..." и другие стихи Мандельштам был арестован в своей квартире.

Мы живем, под собою не чуя страны,

Наши речи за десять шагов не слышны,

А где хватит на полразговорца,

Там припомнят кремлевского горца.

Его толстые пальцы, как черви, жирны,

И слова, как пудовые гири, верны.

Тараканьи смеются глазища

И сияют его голенища.

А вокруг его сброд тонкошеих вождей,

Он играет услугами полулюдей.

Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,

Он один лишь бабачит и тычет.

Как подкову, кует за указом указ -

Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.

Что ни казнь у него - то малина,

И широкая грудь осетина.

А. Ахматова вспоминает: "Обыск продолжался всю ночь. Искали стихи... Осипа Эмильевича увели в 7 часов утра, было совсем светло... Через некоторое время опять стук, опять обыск. Пастернак, у которого я была в тот же день, пошел просить за Мандельштама в "Известия", я - к Енукидзе, в Кремль..."

Возможно, это заступничество известных поэтов и Николая Бухарина сыграло свою роль. Известен факт звонка Сталина Пастернаку, в котором предметом разговора был Мандельштам.

Резолюция Сталина была: "Изолировать, но сохранить". И вместо расстрела или лагерей - неожиданно мягкий приговор - ссылка вместе с женой, Надеждой Мандельштам, в город Чердынь-на-Каме Пермской области.

В Чердыни у Мандельштама были приступ душевной болезни и попытка самоубийства. Он выбросился из окна больницы и сломал себе руку.

Вскоре место ссылки было заменено на Воронеж, где Мандельштам пробыл до 1937 г. Стихи, написанные в этот период, по словам А. Ахматовой - "...вещи неизреченной красоты и мощи", составили "Воронежские тетради", опубликованные посмертно в 1966 г.

В Воронеже Мандельштам живет нищенски, сперва на мелкие заработки, потом на скудную помощь друзей и постоянно продолжает ждать расстрела.

Странная и неожиданная мягкость приговора вызвала в Мандельштаме подлинное душевное смятение, вылившееся в ряд стихов с открытым приятием советской действительности и с готовностью на жертвенную смерть: "Стансы" (1935 и 1937), так называемая "Ода" Сталину (1937) и другие. Но многие исследователи творчества Мандельштама видят в них только самопринуждение или "эзопов язык". Мандельштам временами надеялся, что "Ода" Сталину спасет его, но позже он говорил, что "это была болезнь", и хотел ее уничтожить.

После Воронежа Мандельштам почти год живет в окрестностях Москвы, по словам А. Ахматовой, "как в страшном сне". Этот сон оборвался в 1938-м.

После ссылки разрешения жить в столице Мандельштам не получил. Работы не было. И вдруг секретарь Союза писателей СССР Ставский, к которому безуспешно пытался попасть Мандельштам, но который так и не принял поэта, - именно он предлагает Мандельштаму и его жене путевку в Дом отдыха "Саматиха", причем на целых два месяца. А. Фадеев, узнав об этом, почему-то очень расстроился, но Мандельштам был несказанно рад.

30 апреля 1938 г. был подписан ордер на новый арест поэта. Мандельштама арестовали в том Доме отдыха, путевку в который ему любезно предоставил человек, перед этим написавший... донос на поэта. Донос и стал причиной ареста. Судить же Мандельштама могли уже за одну его анкету: "Родился в Варшаве. Еврей. Сын купца. Беспартийный. Судим". 1 мая 1938 г. Мандельштама арестовали второй раз.

"Ося, родной, далекий друг! - пишет мужу Надежда Мандельштам. - Милый мой, нет слов для этого письма, которое ты, может, никогда не прочтешь. Я пишу его в пространство. Может, ты вернешься, а меня уже не будет. Тогда это будет последняя память... (...)

Каждая мысль о тебе. Каждая слеза и каждая улыбка - тебе. Я благословляю каждый день и каждый час нашей горькой жизни, мой друг, мой спутник, слепой поводырь... (...)

Жизнь долга. Как долго и трудно погибать одному - одной. Для нас ли - неразлучных - эта участь? Мы ли - щенята, дети, ты ли - ангел - ее заслужил? (...)

Не знаю, жив ли ты... Не знаю, где ты. Услышишь ли ты меня. Знаешь ли, как люблю. Я не успела тебе сказать, как я тебя люблю. Я не умею сказать и сейчас. Я только говорю: тебе, тебе...

Ты всегда со мной, я - дикая и злая, которая никогда не умела просто заплакать, - я плачу, плачу, плачу.

Это я - Надя. Где ты? Прощай".

Это письмо Надежда Мандельштам написала мужу 28 октября 1938 г., оно уцелело случайно. В июне 1940 г. жене поэта вручили свидетельство о смерти Осипа Мандельштама. Согласно официальному свидетельству, Мандельштам умер в пересыльном лагере под Владивостоком "Вторая речка" 27 декабря 1938 г. от паралича сердца.

Помимо данной версии существовало еще и множество других. Кто-то рассказывал, что видел Мандельштама весной 1940 г. в партии заключенных, отправляющейся на Колыму. На вид ему было лет 70, и производил он впечатление сумасшедшего. По этой версии он умер на судне по дороге на Колыму, и тело его было брошено в океан. По другой версии - Мандельштам в лагере читал Петрарку и был убит уголовниками. Но это все легенды.

Мандельштама уничтожили физически, но не сломили нравственно. В нем до конца "росли и переливались волны внутренней правоты". Железный дух Мандельштама невозможно было согнуть, и он прекрасно все понимал про себя и свое Божье дело: "Раз за поэзию убивают, значит, ей воздают должный почет и уважение, значит, она власть".

"Когда я умру, потомки спросят моих современников: "Понимали ли вы стихи Мандельштама?" - "Нет, мы не понимали его стихов". - "Кормили ли вы Мандельштама, давали ли ему кров?" - "Да, мы кормили Мандельштама, мы давали ему кров". - "Тогда вы прощены".

18+, 2015, сайт, «Seventh Ocean Team». Координатор команды:

Осуществляем безвозмездную публикацию на сайте.
Публикации на сайте, являются собственностью их соответствующих владельцев и авторов.

1920 , 3 (15) января – в Варшаве в семье кожевенника Эмилия (Хацкеля) Вениаминовича Мандельштама (1852?–1938) и Флоры Осиповны Вербловской (1866?–1916) родился первенец – Иосиф (Осип) Эмильевич Мандельштам.

1894 – семья переезжает в Павловск: Павловск, Правленская ул., 42.

1898 – семья переезжает в Петербург и поселяется в Коломне.

1899 – поступил в 1-й класс общеобразовательной школы князя В.Н.Тенишева (с 1.09.1900 – Тенишевское коммерческое училище).

1907
январь – первая публикация стихов (в рукописном журнале «Пробужденная мысль» Тенишевского училища).
15 мая – получает аттестат (за №24) об окончании Тенишевского училища.
сентябрь–октябрь – в Париже записывается на факультет словесности Сорбонны и поселяется напротив него (rue de Sorbonne,12); посещает лекции А. Бергсона и Ж. Бедье в College de France; увлечен французской поэзией – от старофранцузского эпоса «Песни о Роланде» и Ф. Вийона до Ш. Бодлера и П. Верлена; пишет стихи и прозу.

1908
май – возвращается из Парижа домой.
сентябрь – собирается поступить в Императорский Санкт-Петербургский университет, но после утверждения царем (16.09.1908) положения совета министров о процентной норме в столичных учебных заведениях для лиц иудейского вероисповедания эта попытка оставлена ввиду ее полной бесперспективности. Посещает собрания Религизно-философского общества.

1909
апрель – начинает посещать заседания «Академии стиха» – домашние лекции Вяч. Иванова о стихосложении.
16 мая – литературное «крещение» на заседании поэтической «Проакадемии» Вяч. Иванова в его «Башне». Стихи О.М. получили высокую оценку Вяч. Иванова.
июнь–июль – вместе с семьей живет на даче в Царском Селе.
1 ноября – записался на философский факультет университета в Гейдельберге (на зимний семестр 1909/1910 гг.).

1910
март–июль – после возвращения в Россию поселяется в Финляндии – в Талбачке под Гельсингфорсом (Хельсинки) и в Хангё (Ханко). В Хангё знакомится с С. П. Каблуковым – в то время секретарем Религиозно-философского общества.
август – литературный дебют – в Петербурге вышел №9 журнала «Аполлон» с подборкой из пяти его стихотворений.

1911
25 февраля – дата официального отчисления из Гейдельбергского университета (как не внесшего плату за обучение).
14 марта – знакомство с А.Ахматовой в «Башне» у Вяч. Иванова.
2 апреля – поездка к Гумилевым в Царское Село.
4 апреля – вместе с Н.Гумилевым, А.Ахматовой и М.Кузминым читал стихи на квартире Вяч. Иванова.
10 сентября – зачислен студентом Императорского Санкт-Петербургского университета по отделению романских языков историко-филологического факультета; одновременно – неудачная попытка устроиться секретарем «Журнала для всех».
ноябрь – вышел «Литературный альманах» книгоиздательства «Аполлон» с подборкой из трех стихотворений О.Мандельштама.
2 декабря – впервые присутствует на заседании «Цеха поэтов» (у Гумилевых в Царском Селе).
3 декабря – на посвященном памяти И. Анненского заседании «Поэтической академии» («Общество ревнителей художественного слова») говорил об И.Анненском как о «поэте отливов дионисийского чувства».
10 декабря – присутствовал на заседании «Цеха поэтов».

1912
13 января – читал стихи в «Бродячей собаке» .
осень – поселился в Петербурге, посещает университет, «Бродячую собаку».
15 октября – посещение М.Лозинского. Вышел №1 журнала «Гиперборей» (до 30.06.1913 редакция находилась в квартире Лозинского).
19 декабря – в «Бродячей собаке» участвовал в прениях после лекции С.Городецкого «Символизм и акмеизм».

1913
январь – провозглашение акмеизма в манифестах Н.Гумилева и С.Городецкого, напечатанных в первом номере «Аполлона» (стихи и статьи О.Мандельштама выходили в №№ 2, 3 и 4 «Аполлона» за 1913 год).
15 февраля – вместе с другими акмеистами выступал на заседании Всероссийского Литературного общества.
конец марта – в издательстве «Акмэ» вышла первая поэтическая книга О.М. – «Камень» .
16 ноября – вместе с В.Маяковским , И.Северяниным , Г.Ивановым читает стихи на вечере вологодского землячества.
7 декабря – присутствовал на лекции В. Пяста «Поэзия вне групп» в Тенишевском училище.
19 декабря – в «Бродячей собаке» участвовал в диспуте после доклада Н.Кульбина «Футуризм и отношение к нему современного общества и критики»; начало сближения с Б.Лившицем .

1914
3 января – вечером в «Бродячей собаке» написано стихотворение «Вполоборота, о печаль...», посвященное А. Ахматовой.
16 января – вместе с Н.Гумилевым и С.Городецким «ломал копья в защиту акмеизма» после лекции Г. Чулкова «Пробуждаемся мы, мертвецы, или нет?» в Тенишевском училище.
около 7 апреля – был на представлении «Балаганчика» А.Блока в Тенишевском училище.
15 апреля – дано разрешение М.Лозинского поставить на 2-м издании книги стихов О.М. «Камень» марку издательства «Гиперборей». (Книга готовилась в издательстве М.В.Аверьянова, но так и не вышла.)
18 апреля – вместе с Н.Гумилевым избран членом Всероссийского Литературного общества.
15 июля – по пути из Финляндии в Петербург заехал в Куоккалу на дачу К.Чуковского (записал в «Чукоккалу» стихотворение «Нет, не луна, а светлый циферблат...»).
август – пишет ряд стихотворений, в центре которых стоят «Рим» и «место человека во вселенной» («Пусть имена цветущих городов...» и «Природа тот же Рим...», а также «О временах простых и грубых...»).
21 октября – проводит заседание «Цеха поэтов» в качестве синдика (избран в середине октября на время отсутствия Н.Гумилева).
ноябрь – работает над статьей «Петр Чаадаев», предложенной редакции «Аполлона»; чтение стихов в «Бродячей собаке», на «средах» в редакции «Нового журнала для всех», а также в Художественном бюро Н. Е. Добычиной.

1915
18 апреля – читает стихи на вечере в Тенишевском училище.
30 июня – приехал в Коктебель, где пробыл до конца августа. Совместные ужины с А.Н.Толстым и Е.О.Волошиной (М.Волошин в это время находился в Париже). Знакомство с сестрами Цветаевыми. В Коктебеле написаны стихотворения «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «С веселым ржанием пасутся табуны...», «Обиженно уходят на холмы...».
декабрь – в издательстве «Гиперборей» вышло 2-е издание «Камня» (на титуле указан 1916 год).
28 апреля – участвовал в организованном Петроградским художественным обществом вечере поэзии в «Привале комедиантов».

1916
около 7 января – Встреча на «нездешнем вечере» у Каннегисеров с М.Цветаевой , приехавшей в Петроград на Рождество.

1917
18 мая – получил в университете выходное свидетельство №1879 за подписью декана исторического факультета Ф.Брауна: «Имея шесть зачтенных семестров из восьми прослушанных, государственных экзаменов не держал и полного учебного курса не кончил».

1918
зима – живет в Петрограде; сотрудничает в газетах «Страна», «Вечерняя звезда», «Знамя труда» и др.
1 июня – по рекомендации А.Луначарского работает в Наркомпросе заведующим подотделом художественного развития учащихся в отделе реформы высшей школы. Вместе с комиссариатом переезжает в Москву; живет в «Метрополе».
ноябрь–декабрь – в Петербурге активная деятельность в Наркомпросе: доклад о ритмике (будущая статья «Государство и ритм»); присутствие на заседании секции эстетического развития, на совместных заседаниях с литературно-издательским подотделом, где рекомендует ряд книг по ритмике для переиздания; составление проекта сметы Центрального института по ритмическому воспитанию. Посещает заседания Московского лингвистического кружка.

1919
конец марта–начало апреля – из Харькова переезжает в Киев, где выступает на вечерах; печатается в журнале «Гермес»; встречается с киевскими поэтами и художниками; посещает поэтическое кафе «ХЛАМ» («Художники. Литераторы. Артисты. Музыканты»).
1 мая – на дне рождения А. Дейча в кафе «ХЛАМ» знакомится с Надей Хазиной – юной художницей, ученицей А.А.Экстер - своей будущей женой.

1920
26 сентября – вечер О.М. и И.Эренбурга в Тифлисской консерватории. Позднее – вечера в тифлисском «Цехе поэтов».
не позднее 15 октября – возвращение в Петроград; остановился на Воздвиженке; вскоре получил комнату в Доме Искусств (наб. Мойки, 59). Выступления на поэтических вечерах, принесшие ему широкое признание.
22 октября – читал стихи в Клубе поэтов на Литейном проспекте. А.Блок, присутствовавший на вечере, в своем дневнике дал им высокую оценку («Гвоздь вечера – И.Мандельштам...»).
5 ноября – заключил договор с Я.Н.Блохом, владельцем «Петрополиса», на издание книги стихов «Новый камень» объемом от 4 до 6 печатных листов.
25 ноября – написано стихотворение «В Петербурге мы сойдемся снова...» .

1921
май – в альманахе «Дракон» «Цеха поэтов» опубликована статья О.Мандельштама «Слово и культура».
июнь – вместе с Н.Я. едет в Ростов (встречает там художника Б.Лопатинского, устроившего их в служебный поезд «Центроэвака») и далее на Кавказ по маршруту: Кисловодск – Баку (где встречался с Вяч. Ивановым и С.Городецким) – Тифлис – Батум.
7 августа – смерть А.Блока . В Батуме, в Центросоюзе, О.М. прочитал доклад об А.Блоке.

1922
7 марта – в Киевской философской академии прочел лекцию «Акмеизм или классицизм? (Внутренний эллинизм в русской литературе. В.Розанов, И.Анненский, А.Блок, лжесимволисты, акмеисты, имажинисты. Выход из акмеизма и классицизма)».
28 мая – публикация в Литературном приложении к газете «Накануне» стихотворения «Люблю под сводами седыя тишины...». Сотрудничает также в «Известиях», «Московском понедельнике», «России», «Сегодня», «Гостинице для путешествующих в прекрасном», «Парусах».
август – в Берлине в издательстве «Petropolis» вышел сборник стихов «Tristia» (на обложке указан 1921 год).

1923
около 21 мая – поездка в Петроград; знакомство Н.Я. с А.Ахматовой .
июль – в Госиздате вышло третье издание «Камня».
около 10 августа – вместе с Н.Я. приехал в Гаспру, в Дом отдыха ЦЕКУБУ, где работал над «Шумом времени».

1924
конец мая–начало июня – поездка с Н.Я. в Ленинград; были у В. Шилейко и А. Ахматовой. О.М. вступил в Ленинградское отделение Московского общества драматических писателей и композиторов.
июнь–июль – уезжает в дом отдыха ЦЕКУБУ в Апрелевке; работает над переводами. Заканчивает «Шум времени».
октябрь–декабрь – работает над переводами, детскими стихами , внутренними рецензиями для издательств «Время» и «Прибой», а также Госиздата.

1925
январь – вышла книга детских стихов «2 трамвая» .
середина апреля – в издательстве «Время» вышла книга «Шум времени».

1926
февраль–март – живет в Ленинграде у Е.Э.Мандельштама. Много работает для Госиздата и «Прибоя».

1927 – живет преимущественно в Детском селе (в Лицее), где весной и летом готовит к печати книги стихов, прозы и критической прозы.
28 января – принят в члены Ленинградского отделения Всероссийского союза поэтов.

1928
конец июня – в издательстве «Academia» вышла из печати его книга «О поэзии».

1929
7 апреля – выход в «Известиях» статьи «Потоки халтуры». Начало третейского суда в Ленинграде по «делу о Майн Риде» (И. И. Ионов обвиняет О.М. и Б.Лившица в том, что при переводе романов М.Рида они пользовались не английскими оригиналами, а переводами на французский, О.М. и Лившиц отстаивают свою правоту).

1930
январь – переходит в редакцию газеты «Вечерняя Москва» (газета «Московский комсомолец» закрылась) и в журнал «Пятидневка». Работает над «Четвертой прозой».
ноябрь – написаны стихотворения «Дикая кошка – армянская речь...» и «И по звериному воет людье...». Приезд в Москву. О.М. и Н.Я. живут в служебной квартире отца Э. Герштейн (ул. Щипок, д. 8) и у А.Э.Мандельштама.

1931
март – в «Новом мире» (1931, №3) напечатан цикл «Армения».
17–28 марта – написано стихотворение «За гремучую доблесть грядущих веков...» («Волк»).
3 мая – написано стихотворение «Сохрани мою речь навсегда за привкус несчастья и дыма...», завершающее «Волчий цикл».
1 июля – передал в «Новый мир» подборку из десяти стихотворений. Только одно из них было принято, отказался от публикации, обратившись к В.П.Полонскому, главному редактору журнала, с письмом: «Это стихотворение дает читателю, с которым я и без того достаточно разобщен, крайне неполное понятие о последних этапах моей лирики, а потому печатать его обособленно я не могу».

1932
январь – О.М. и Н.Я. переезжают в Дом Герцена (Тверской бульвар, д. 25, кв. 8) в десятиметровую каморку. (Весной переселились в соседнюю комнату, более сухую и просторную.) Продолжение работы над «Путешествием в Армению».
апрель – в журнале «Новый мир» (1932, №4) опубликованы стихотворения «Довольно кукситься, бумаги в стол засунем...» и «О, как мы любим лицемерить...».
8 сентября – подписан договор с ГИХЛом на издание книги «Стихи».
23 ноября – в «Литературной газете» опубликована подборка стихотворений: «Ленинград» , «Полночь в Москве» и «К немецкой речи».

1933
2 марта – второй вечер О.М. в Ленинграде (в Доме печати). В программе: «Стихи из «Камня». Отвечая на вечере на вопрос: «Вы тот самый Мандельштам, который был акмеистом?», О.М. ответил, что он «тот самый Мандельштам, который был, есть и будет другом своих друзей, соратником своих соратников, современником А. Ахматовой».
ноябрь – написаны роковые стихотворения «Мы живем, под собою не чуя страны...», «Квартира тиха, как бумага...».
декабрь – начало работы над вольными переводами сонетов Петрарки.

1934
15 апреля – присутствует на собрании востоковедов в Ленинграде, обсуждавших перевод М.Лозинским «Шахнаме». Из дневника Д.Выгодского: «Когда заговорил Мандельштам, он десятью словами перечеркнул и холодные слова арабиста, и стихи Лозинского... Заговорил один из глубочайших людей нашего времени, заговорил поэт, в котором тревога, для которого Фирдоуси целый мир, который он по-своему, своим миром ощущает, переживает, к которому у него есть отношение... Мандельштам сразу поднял на сто градусов весь этот разговор, который писатели уже не могли поддержать».
ночь с 13 на 14 мая – обыск и арест (по данным НКВД – с 16 на 17 мая). «Обыск продолжался всю ночь, искали стихи. Его увели в семь часов утра – было совсем светло» (А.Ахматова. Листки из дневника). Наутро Н.Я. идет к своему брату, Е.Я.Хазину, А.Ахматова – к Б.Пастернаку и Авелю Енукидзе (в то время секретарю Президиума ЦИК СССР). Узнав об аресте, Б.Пастернак обращается к Демьяну Бедному и Н.Бухарину с просьбой сделать для О.М. все возможное.
27 мая – окончание следствия. Приговор: трехлетняя ссылка на поселение в г. Чердынь Пермской области (формулировка: «Изолировать, но сохранить»). Н.Я. предложено сопровождать мужа. А.Ахматова и Е.С.Булгакова собирают деньги на отъезд.
14–15 июня – в Чердынь приходит официальная телеграмма о трехлетней административной высылке из Москвы с лишением по истечении этого срока права проживать в Москве, Ленинграде и еще десяти городах страны («минус двенадцать»). Последняя регистрация в Чердынском райотделении ОГПУ. Вызов к коменданту для выбора города высылки; остановились на Воронеже.

1935
3 июня – написаны стихотворения «На мертвых ресницах Исаакий замерз...» и «Возможна ли женщине мертвой хвала...», законченное 14 декабря 1936 г.
10 октября – по рекомендации местного отделения ССП назначен на должность заведующего литературной частью в воронежский Большой Советский театр.

1936
26 января – на заседании правления Воронежского отделения ССП рассматривалось заявление Н.Я. об оказании помощи О.М. Постановили: в связи с ухудшением здоровья О.М. обратиться в Литфонд СССР и просить разрешить и оплатить ему выезд на курорт за счет средств Литфонда; обеспечить наблюдение за состоянием его здоровья до разрешения Москвой вопроса о дальнейшем лечении; выдать О.М. 80 рублей из средств Литфонда.
11 сентября – на собрании воронежских писателей, посвященном вопросам борьбы с классовыми врагами на литературном фронте, обсуждали деятельность писателей Л.Завадовского, Б.Пескова и О.М.

1937
январь – разгар работы над «Второй воронежской тетрадью», начиная с середины января – регулярная работа над «Одой» Сталину, призванной, по первоначальному замыслу, спасти поэта от гибели. Стихотворения посылаются в «Звезду» и другие журналы.
16 мая – конец срока ссылки О.М. Возвращение в Москву.
17 ноября – О.М. и Н.Я. прописались в Калинине (3-я Никитинская ул., 43, дом Травниковых).

1938
2 мая – арест О.М. опергруппой НКВД в присутствии главврача и исполняющего обязанности директора дома отдыха «Саматиха» (в 25 верстах от железнодорожной станции Черусти, находящейся за Шатурой) С.В.Фомичева (по данным НКВД – 3 мая). Обыска не было, но в заранее приготовленный мешок вытряхнули содержимое чемодана (по описи: «Рукопись и переписка – одна пачка, книга – автор О. Мандельштам»). Вся операция заняла около 20 минут; Н.Я. не было позволено проводить О.М. до станции Черусти.
2 августа – особое совещание при НКВД СССР постановило заключить О.М. в исправительно-трудовой лагерь за контрреволюционную деятельность сроком на пять лет, считая от 30 апреля 1938 г.
27 декабря – Осип Эмильевич Мандельштам умер (смерть удостоверена врачом Кресановым и дактилоскопистом Поверенновым). Причина смерти: «паралич сердца а/к склероз».