Иоганн Вольфганг фон Гете: биография, фото, произведения, цитаты. Гете, Иоганн Вольфганг фон: краткая биография

Иоганн Вольфганг Гете – немецкий писатель, драматург и поэт, вошедший в историю мировой литературы. Произведения этого автора бессмертны и носят философский характер. Создатель знаменитого «Фауста» был добрым и загадочным человеком, разбирающимся в науках и адвокатской деятельности.

Родился немецкий гений классической литературы 28 августа 1749 года в Германии, в процветающем торговом городе Франкфурт-на-Майне. Детство талантливого мальчика прошло в тихом и уютном доме у Оленьего оврага, который в будущем станет музеем имени Иоганна Вольфганга Гете.

Родители писателя имели знатное положение: Каспар Гете был юристом и имперским советником, а Катарина Элизабет Гете являлась дочерью верховного городского судьи Иоганна Вольфганга Текстора. Стоит сказать, что супруга Каспара младше его на 21 год, девушку выдали замуж за юриста в юном возрасте, и первоначально любовных чувств она к нему не питала.

Каспар Гете жил в достатке и ни в чем ни себе, ни семье не отказывал, благодаря полученному наследству от Фридриха Георга, который являлся ему отцом. Огромное состояние дедушка писателя заработал самостоятельно, пройдя путь от портного до владельца трактира. Отец Иоганна был умным человеком с сильным нравом, но с ограниченным кругозором и со строгим характером.


Глава семейства не работал, так как полученных денег хватало на всю жизнь. Вместо кропотливого труда Каспар много путешествовал, особенно ему приглянулась Италия и культура Рима. Также он собирал домашнюю библиотеку, которую старательно изучал юный будущий автор «Фауста». На книжных полках Фридриха накапливалось порядка двух тысяч книг – целое литературное состояние.

В шестилетнем возрасте маленький Иоганн начинает интересоваться религиозным вопросом. После землетрясения в Лиссабоне мальчик задумывается, а есть ли Бог. Если он существует, то почему забрал невинных добродетельных людей, которые погибли во время стихийного бедствия? У Иоганна была сестра Корнелия, с которой брат поддерживал теплые отношения. Помимо мальчика и девочки Катарина родила еще четверых детей, но они умерли в младенческом возрасте.


Мать писателя – полная противоположность супруга: Катарина была веселой и улыбчивой женщиной, которая на все стороны жизни старалась смотреть с оптимистичной стороны. Из-за задорного характера Катарины маленький Иоганн любил ее больше, чем отца, однако с Фридрихом у мальчика также сложилась дружба, несмотря на частые ссоры и вспыльчивый характер Гете старшего.

Катарина не получила среднего образования, что было нередко для женщин в эти времена, но хранительница очага семьи Гете также любила читать и увлекалась театрами. Маленький Иоганн очень любил сказки, которые ему читала на ночь мама: Катарина сама сочиняла их. Правда женщина действовала хитро: будущий писатель рассказывал бабушке о своих переживаниях, а она в свою очередь передавала «тайну» внука его матери. Таким образом, Катарина понимала, о чем поведать сыну в следующем рассказе.


Будущий немецкий литературный деятель Иоганн Гете рос в уютной обстановке, полной любви и понимания. Хоть родители мальчика имели достаток, Гете не был разбалованным ребенком и с раннего возраста пристрастился к литературе, познакомился с «Метаморфозами» и «Илиадой». Когда мальчику было 4 года, он получил роскошный подарок от бабушки – небольшой кукольный домик. Маленький Гете обожал играть с игрушечным театром и придумывал миниатюрные сценки. Иоганн начинает писать стихи с десятилетнего возраста. С тех пор будущий великий писатель именует себя поэтом.

С 1756 по 1758 года юный Гете ходит в среднюю школу, а затем переводится на домашнее обучение. Фридрих не жалел денег на образование детей, поэтому с Иоганном и Корнелией занимались только лучшие частные учителя. Мальчик изучал иностранные языки, естественные науки и увлекался рисованием. Помимо этого в домашнее обучение входили занятия конным спортом, фехтованием, танцами, а также игрой на пианино и виолончели.


Занятия французским, греческим, английским, латинским и т.д. помогают юному Гете написать стихотворный роман о братьях и сестрах, которые посылают друг другу письма на разных языках. Мальчик пишет первое произведение от скуки, так как ему надоело выполнять домашнюю работу.

Осенью 1765 года Гете поступает в Лейпцигский университет, который считается одним из самых лучших в Германии. Фридрих желал, чтобы сын пошел по его стопам, поэтому отдал подростка на юридический факультет. Однако Иоганн с неохотой посещает занятия по праву, отдавая предпочтение философии, естествознанию и литературе. Гете любил слушать лекции немецкого поэта и философа Христиана Геллерта, а также в студенческие годы на уроках рисования знакомится с Иоганном Винкельманом, которого считает своим наставником.


Находясь в «Маленьком Париже», Гете жил на улице Ноймаркт, в доме под названием «Огненный шар». Юный Гете был общительным студентом, в его окружении было много приятелей-одногруппников, с которыми будущий писатель устраивал дружеские встречи, а также посещал театр, музицировал на фортепиано и играл в карты. Одет Иоганн Гете был «с иголочки». Но первоначально студент приехал в город в «простецком наряде провинциала» и вызывал насмешки.

Заботливый Фридрих, не жалевший денег на увеселение и одежду Иоганна, каждый месяц посылал студенту 100 гульденов, что в те времена было хорошим состоянием.

Несмотря на сообразительность и прилежность в учебе, Гете не удается окончить вуз. Из-за обострения туберкулеза летом 1768 года юноше приходится вернуться в родной город. Из-за того, что Иоганн вернулся во Франкфурт без диплома, начинаются разногласия между отцом и сыном.

Литература

После приезда из Лейпцига Гете долго болеет и сидит дома. Находясь на больничном, юноша пишет первое произведение – комедию Die Mitschuldigen («Соучастники»)

В 1770 году Гете в надежде получить юридическое образование отправляется в город Страсбург: на новом месте будущий писатель начинает интересоваться химией, медициной, а также филологией. Там он знакомится с немецким писателем и теологом Иоганном Гердером, который оказал на юношу положительное влияние.


В новом городе молодой Гете формирует себя как поэта и относится к течению «Бури и натиска». Это практически то же самое, что и сентиментализм в Европе: на смену классическим деятелям разума приходят почитатели эмоциональных чувств.

В Страсбурге Гете влюбляется во Фридерику Брион, и молодой поэт посвящает ей лирические стихотворения: «Степная розочка», «Майская песня» и т.д. Сспустя время Гете пишет Брион, что его чувства к девушке охладели.

В 1773 году Гете пишет пьесу о швабском рыцаре «Гец фон Берлихинген с железною рукою», которая приносит популярность юному писателю на манифесте «Бури и натиска».


1772 году по настоянию отца Гете отправляется в Вецлар на адвокатскую практику. В старинном городе молодой человек страстно влюбляется в Шарлотту Буфф, встретив ее на танцевальном вечере. Поэта пленила красота очаровательной девушки. Проведя вечер в окружении Гете, Шарлотта не отвечает взаимностью юному Иоганну, из-за чего у писателя случается депрессия.

Но стоит отдать должное этой мимолетной встрече, ведь благодаря ей в 1774 году у Гете рождается гениальное произведение «Страдание юного Вертера», где Шарлотта была прототипом Лотты. Роман в письмах рассказывает о юноше, который безответно влюбился и покончил жизнь самоубийством. Такая сюжетная развязка была навеяна Гете его другом Карлом Вильгельмом Иерузалемом, который в 1772 году застрелился в своей квартире из-за чувств к замужней женщине.


Роман Иоганна Гете "Страдание юного Вертера"

Роман о безответной любви Вертера приобрел популярность и принес известность Гете, однако по Германии прошла война самоубийств на почве безответной любви: юные немцы восприняли произведение Гете слишком близко к сердцу. Поэтому в некоторых городах книгу Иоганна даже запрещали.

"Фауст"

На книжных полках библиотеки семьи Гете стояла книжка об Иоганне Георге Фаусте. Этот человек, живший в 15-16 веках, был загадочной личностью, которой интересовались многие поэты последующих времен. И, конечно же, интерес к мистическому чернокнижнику не обошел и Гете, который любил изучать оккультную науку и алхимию.


Поэмы Иоганна Гете "Фауст"

Над поэмой «Фауст» Иоганн Гетте работал большую часть своей жизни начиная с 20-летнего возраста. Это произведение гениально по структуре и содержанию, а также отражает литературные взгляды поэта, которые менялись на протяжении писательских лет.

Впервые отрывок из «Фауста» публикуется в 1808 году, а целая книга, состоящая из фрагментов, выходит в свет в 1832 году.


Трагедия Гете была переведена на многие языки мира и до сих пор считается достоянием культуры. Переводом на русский занимались , Анатолий Мамонтов, Александр Струговщиков и другие. Но наиболее известная русификация произведения принадлежит .

Цитата злого духа из поэмы является эпиграфом к роману «Мастер и Маргарита»:

«Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» – говорил Мефистофель, которого русский писатель делает прототипом Воланда в своей книге.

Еще одним популярным мистическим произведением Иоганна Гете является баллада «Лесной царь», написанная в 1782 году. Сюжет повествует о сверхъестественном существе, которое умертвило ребенка: Гете проводит аналогию с болезнью мальчика. Бредил ли герой «Лесного царя» или же повстречался со злым королем?


Иллюстрация к поэме Иоганна Гете "Фауст"

Эта баллада стала узнаваемым произведением Гете, ее с легкостью можно отнести к народному эпосу. Также стихи в будущем нашли отражение в литературе и музыке: пишет роман «Бледный огонь», а немецкая группа Rammstein исполняет песню «Dalai Lama».

Личная жизнь

Гете был обаятельным и добрым человеком, которому удавалось овладеть любыми знаниями. За счет заинтересованности к искусству и литературе Гете с детства развивал характер, читая бессмертную классику.

Несмотря на общительность, Иоганн Вольфганг слыл загадочным человеком, некоторые историки считают, что часть характера Генриха Фауста из произведения Гете была присуща автору поэмы.


Даже на фотографических портретах Иоганна Гете прослеживается некая мистичность, его карие глаза будто бы хранят некую тайну, которой ведал он сам.

Гете пользовался популярностью у женщин, и не хватит книги, чтобы описать любовные интриги немецкого классика. И только Кристиана Вульпиус влюбила в себя поэта на целых тридцать лет.


Кристиана не была красавицей, как первая любовь писателя Шарлотта, однако пленила Гете простотой и искренностью. Встретились они случайно на улице, девушка передала будущему избраннику письмо. Бедная крестьянка так очаровала Иоганна Вольфганга, что тот незамедлительно предложил молодой девушке поселиться в его имении. Большинство любовниц поэта посчитали оскорблением выбор писателя, который предпочел «простушку». У Гете и Кристины было пятеро детей, хотя у немецкого классика имеются дети и от других женщин.

В свободное время Гете разводил фиалки и коллекционировал минералы.

Смерть

В 1832 году весной Гете простудился во время прогулки в открытой карете, и болезнь резко ухудшила здоровье 82-летнего писателя. 22 марта великий поэт умер из-за остановки сердца. Последние слова автора «Фауста»:

«Пожалуйста, закройте окно».

Цитаты

  • «Человечество могло бы достигнуть невероятных успехов, если бы оно было более трезвым»
  • «Вера - это радужный мост между небом и землей, всем на отраду, но из странников каждый видит его по-разному, в зависимости от того места, где находится»
  • «Всякий, кто не верит в будущую жизнь, мертв и для этой…»
  • «Бог есть всё, если мы стоим высоко; если мы стоим низко, он есть дополнение нашего убожества»
  • «Влюбившийся дурак на глупости горазд: / И солнце, и луну, и звезды он отдаст / На фейерверк – красотке на забаву!»

Библиография

  • «Страдание юного Вертера» (1774);
  • «Ифигения в Тавриде» (1787);
  • «Римские элегии» (1788);
  • «Торквато Тассо» (1790);
  • «Метаморфоз растений» (1790);
  • «Годы учения Вильгельма Мейстера» (1796);
  • «Фауст» (1808-1831);
  • «Мариенбадская элегия»;
  • «Волшебная флейта»;
  • «Учение о цвете»;
  • «Материалы для истории учения о цвете»;
  • «Западно-восточный диван» (1819);

Дом-Музей Гёте (итал. Casa di Goethe) представляет собой многоэтажное здание в центральной части Рима, в котором в конце XVIII века, во время двухлетнего путешествия по Италии, останавливался Иоганн Вольфганг фон Гёте. В комнатах, где проживал известный писатель и поэт со своим другом–художником, сегодня размещается единственный, расположенный за пределами Германии, немецкий музей.

Содержание
содержание:

Здание, построенное более 400 лет назад, в XVIII веке принадлежало одной из знатных римских семей Браччи. В те времена помещения первого этажа были заняты под коммерческую деятельность, на втором уровне находились жилые покои хозяев, а комнаты, расположенные выше, сдавались в аренду гостям города. В этот период, здесь проживали многие выдающиеся деятели культуры и науки, знаменитые художники и скульпторы, однако свою популярность данный многоэтажный дом приобрёл только после того, как среди его постояльцев появился немецкий писатель Иоганн Вольфганг фон Гёте.

В своё путешествие по Италии Гёте отправился в начале сентября 1786 года. Выехав рано утром из Карлсбада (совр. Карловы Вары), он прибыл в Италию по фальшивому паспорту, оформленному на имя другого человека. Посетив несколько небольших городов на севере Апеннинского полуострова и познакомившись поближе с работами великих итальянских мастеров, Гёте отправился в Рим. Будучи религиозным человеком и восторгаясь фигурой Святого Отца, немецкий писатель поспешил посетить один из главных католических праздников - День всех Святых. По прибытии в город, ему удалось попасть на мессу, проводимую Папой Римским Пием VI накануне торжественного мероприятия. Позже, на страницах своего дневника Гёте признался, что посетив папскую службу, он обнаружил в себе дух протестанта и раскритиковал главу католической церкви за его несдержанность.

Музей Гёте в Риме был открыт в 1997 году и на сегодняшний день пользуется популярностью не только среди поклонников творчества знаменитого писателя, но и среди ценителей искусства в целом. Основная экспозиция музея рассказывает о путешествии Гёте по Италии, о его жизни и деятельности в Риме. Помимо оригинальных писем и дневников писателя, здесь можно увидеть несколько картин, написанных его другом и попутчиком, где Гёте предстает перед зрителем совершенно в другом облике. Его жизнь в Риме в значительной степени отличается от той, которая у него была до приезда в Италию. Кроме этого, коллекция хранит некоторые зарисовки, выполненные Гёте и свидетельствующие о его любви к искусству.

подсказка : если хотите найти недорогой отель в Риме, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений . Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.

В музее представлены работы и других немецких деятелей искусства, чьё творчество так или иначе было связано с Италией: картины, скульптуры, книги, черновики и открытки с автографами. Каждая вещь представляет особую ценность и хранит свою интересную историю.

Гордостью музея считается библиотека, насчитывающая порядка 4000 изданий на немецком, английским и итальянском языках. Среди них особое место занимают произведения Гёте и, в частности, их первые публикации. Некоторые книги посвящены жизни самого писателя, другие же - критике его произведений. Фонды библиотеки хранят в себе ценные издания об истории искусства и развитии отношений в области культуры между Германией и Италией.

- групповая экскурсия (до 10 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями - 3 часа, 31 евро

- погрузиться в историю Древнего Рима и посетить главные памятники античности: Колизей, Римский Форум и Палатинский холм - 3 часа, 38 евро

- история римской кухни, устрицы, трюфель, паштет и сыр во время экскурсии для настоящих гурманов - 5 часов, 45 евро

Выход Маргариты из церкви. Картина Вильгельма Коллера. Слева - Мефистофель и Фауст. Видна часть готического портала, старательно и грамотно прорисованного. Справа - кусочек средневекового немецкого городка. Обратите внимание на одежду Маргариты и ее служанки (особенно - головные уборы).

Выход Маргариты из церкви. Картина Лоуренса Альмы-Тадемы. В центральной части картины монахиня с чётками. Маргарита выходит в сопровождении брата. Фауст почти не виден за постаментом с Распятием.

Выход Маргариты из церкви. Картина Шандора Лизен-Мейера.

Маргарита в церкви. Картина Томаса Баркера.

Маргарита в церкви. Картина Джеймса Тиссо. Тиссо осмыслил «Фауста» в манере фламандской «осени Средневековья».

Маргарита — подлинная трагическая героиня: она виновна и сама ощущает свою вину. Свою вину в грехопадении с Фаустом она пытается загладить в молитвах перед Богородицей в соборе. Кроме сознания нравственной вины, в Маргарите говорит и сознание греха, которое привито ей церковью, и страх перед наказанием. Совершив аморальный проступок, она не только не находит поддержки и помощи, но чувствует занесенную над собой карающую руку церкви. Вот почему ей трудно дышать от мощных звуков органа, на нее давят своды собора. И если она совершила преступление, убила своего ребенка, то только потому, что он не будет признан церковью.

Свидание Фауста и Маргариты. Картина Ури Шеффера. Типичное полотно в духе маньеризма.Свидание Фауста и Маргариты. Картина Джеймса Тиссо. Еще одна блестящая фламандская стилизация.

Картина Дэниела Маклайса.

Фауст мечтает и просит Мефистофеля о встречи с ней. Мефистофель же стремится отвлечь Фауста от его высоких помыслов и разжигает в нем страсть к девушке. На какой-то момент Мефистофелю удается его замысел, и Фауст требует, чтобы он помог ему соблазнить девушку. Но девичья комната Маргариты (Гретхен), в которой он появляется, будит в нем лучшие чувства. Он очарован покоем, простотой, чистотой и скромностью этого жилища:

Как дышит здесь повсюду дух покоя, Порядком все проникнуто кругом! Средь бедности довольство здесь какое! Святое место! Благословенный дом! ...Я не ушел бы, кажется отсюда! Лелеяла природа в легких снах Здесь ангел...

Картина бретонца Паскаля Даньяна-Бувре - Маргарита с умерщвлённой ею дочкой.

Маргарита ощущает себя трагически одинокой. Гете выразительно рисует силы, которые обрушиваются на несчастную жертву и уничтожают ее. Маргарита — подлинная трагическая героиня: она виновна и сама ощущает свою вину. Свою вину в грехопадении с Фаустом она пытается загладить в молитвах перед Богородицей в соборе. Кроме сознания нравственной вины, в Маргарите говорит и сознание греха, которое привито ей церковью, и страх перед наказанием. Совершив аморальный проступок, она не только не находит поддержки и помощи, но чувствует занесенную над собой карающую руку церкви. Вот почему ей трудно дышать от мощных звуков органа, на нее давят своды собора. И если она совершила преступление, убила своего ребенка, то только потому, что он не будет признан церковью.

Фауст и Мефистофель. Картина Михаила Врубеля.

Фауст — ученый, который находится в поиске истины. Мефистофель — фантастический образ с чертами скептика и остроумца, дьявол, символ сомнения, отрицания и разрушения. А в Маргарите можно увидеть реальный тип немецкой девушки XVIII века.

Был ли знаменитый в Германии поэт, космополит и государственный деятель Иоганн Вольфганг фон Гете также заинтересованным и образованным медиком? Однозначно - да. Гете обладал множеством талантов и непостижимым количеством интересов. Все, что касалось жизни, бытия человека, и развития человеческого духа до высших сфер было «его делом».

«Не достаточно знать, нужно применять это. Не достаточно только хотеть, надо делать. - Мы должны совершенствовать наши способности, не наши особенности»

Гете ученый

Еще во время обучения в Университете Лейпцига Гете интересовался медицинскими и анатомическими вопросами и соответственно посещал лекции. Его работы по естествознанию были признаны коллегами-современниками, они относились к ним серьезно. Речь там шла не только о теории, он стремился развить силы самоисцеления и выяснить, насколько действенна такая мыслительная защита и действенна ли она также с применением потусторонних опытов.

Гете всегда хотел знать точно. Так как он был знаком с анатомией, он предпринимал в этой области эмпирические исследования и открыл одну незнакомую до той поры кость - посредине человеческого лица - меж челюстную кость (Sutura incisiva Goethei).

Практика вместо теории

Он занимался «наукой о душе», учением о питании, лечебными травами, лечебными ваннами, банками и страстно дискутировал со знаменитыми врачами о соотношении здоровья и болезни. Или о более основательном, как например, о позитивной стороне болезни. Так как будучи пациентом, на практике познакомился с неприятными сторонами многих теорий. Он является первооткрывателем применяемой сегодня конфронтационной терапии - так он излечил себя от страха высоты. Он заставил себя забраться на Страсбургский кафедральный собор и позволил себе спуститься только после того, как страх был преодолен. У него была ясная цель: он хотел путешествовать по Альпам.

Поэзия, опыт, истина

В своей поэзии Гете выражает также людские страдания, которые он переживал сам, как никто другой, он страдал тяжелыми заболеваниями, и часто бывал при смерти. Особенно его интересовала «меланхолия» - предсмертная болезнь или стремление умереть и следующее за этим самоубийство, которые отразились в его знаменитом романе «Страдания юного Вертера» или в «Миньоне».

Но все-таки Гете понимал страдания как экзамен или возможность встретиться с собой, неподдельным, настоящим. Вся человеческая боль и несостоятельность были для него процессом созревания, путем к самоочищению и ценой роста - к высшей духовной природе.

Следствия опыта

В своем стремлении к здоровому образу жизни он воздерживался от приносящих удовольствие ядов, как табак и кофе, он плавал в холодной воде, воодушевленно танцевал, путешествовал и скакал на лошади. Этим он показывал ответственность и осознание духовного измерения в живой и по-прежнему часто и тяжело болел. Возможно, причина была в ранних эксцессах, - в одной Франкфуртской небылице предполагается, что своего рода «немецкие частушки», в которых прославляется наслаждение жизнью и вином могли быть написаны Гете. Тем не менее, не смотря на свой ранний инфаркт, заболевание легких, меланхолию и ревматизм он прожил 82 года.

До 23 августа 2009 в Дюссельдорфском музее Гете во дворце Ягерхоф в Германии проводится выставка с оригинальными свидетельствами

Информацию на немецком языке о выставке можно посмотреть по ссылке: www.goethe-museum-kippenberg-stiftung.de

Деятельность Тишбейна, как и многих его современников - немецких мастеров эпохи неоклассицизма, была связана с Италией, где он жил в Риме (1773-1781, 1783-1787) и Неаполе (1787-1798). В среде работавших в Риме во второй половине XVIII века мастеров он был одним из самых ревностных последователей эстетических идей И.Й. Винкельмана и А.Р. Менгса. Как всех живописцев неоклассицизма, его влекла в Италию возможность изучения великого античного наследия, сама атмосфера «Великого города», ставшего в этот период центром европейской культуры. Значительную роль Тишбейн играл и в среде просвещенных деятелей европейского искусства в Неаполе, где в 1789 году стал президентом неаполитанской Академии художеств.

Тишбейн учился у своего дяди И.Г. Тишбейна Старшего в Касселе. В качестве пенсионера был в Париже, затем (с 1773 года) - в Италии. Он был не только живописцем, но и высокопрофессиональным рисовальщиком, создал много акварелей, сепий. Его привлекало иллюстрирование и издание книг. В 1801-1804 годах с его рисунками были выпущены два тома с изображением сюжетов из Илиады Гомера в произведениях античности. Манера линейного рисунка, в которой они были исполнены, была популярна среди мастеров европейского неоклассицизма конца XVIII - начала XIX века. Во время работы в Неаполе Тишбейн увлекся гравюрой, и им был издан каталог собрания античных («этрусских», как их тогда называли) ваз посланника Великобритании в Королевстве Неаполя и Обеих Сицилий лорда Уильяма Гамильтона, иллюстрированный гравюрами с собственных рисунков. Это издание, подобно широко публиковавшимся в те годы специальным выпускам, посвященным только что открытым памятникам Геркуланума, Помпеи, Стабии, стало важнейшим источником знаний об античности на рубеже веков, настольной книгой антикваров. Наделенный и литературным даром художник писал статьи по вопросам искусства, был автором книги Из моей жизни. Разностороннее дарование Тишбейна Младшего восхищало И.В. Гёте, с которым они находились в дружеских отношениях. Немецкий поэт опубликовал биографический очерк о художнике.

В свою очередь Тишбейн, испытывавший глубокое уважение в творчеству Гёте, создал много рисунков, посвященных их совместному пребыванию в Риме и поездке в Неаполь в 1787 году. Возможно (об этом не существует точных документальных сведений), вместе они совершили путешествие на Везувий, делая зарисовки дымящегося кратера, остатков лавы, окрестностей. Гёте тоже был прекрасным рисовальщиком, и сохранились рисунки обоих, связанные с подобными научными экспедициями, распространенными в те годы. В период пребывания Гёте в Италии Тишбейн создал известное полотно «Гёте в Римской Кампанье» (1786, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский художественный институт).

Величественная фигура поэта, уподобленная скульптурному рельефу, предстает на фоне широкой панорамы окрестностей Рима с руинами храмов, деталями античной скульптуры и архитектуры. Находясь в элегическом настроении, поэт словно обдумывает строки из Итальянского путешествия. Этот портрет Тишбейна стал одним из ведущих произведений эпохи неоклассицизма, поэтически раскрывающим колорит эпохи века Просвещения.

Кисти Тишбейна принадлежит и портрет известного немецкого поэта И.Я. Бодмера (1781, Цюрих, Кунстхалле). Внутренний мир человека века просветительской мысли, придавшего искусству дух свободного творчества, художник передал с присущим ему живописным мастерством и проникновением в характер модели. О творческом вдохновении, работе, приносящей прежде всего наслаждение, повествует Автопортрет (1785, Веймар, Художественные собрания), на котором Тишбейн изобразил себя за мольбертом в момент рождения замысла.

Дух эпохи, прежде всего ценившей античный идеал, передан в портретах Тишбейна, на которых модели представлены «в образе», то есть уподоблены мифологическим персонажам. Леди Шарлотта Кемпбелл, дочь известного английского мецената и коллекционера полковника Кемпбелла, представлена в виде Дианы с ланью в идиллическом пейзаже (1787-1798, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии). Портрет был написан во время пребывания художника в Неаполе. В этот же период был создан и портрет леди Эммы Гамильтон, супруги лорда У. Гамильтона, часто позировавшей художникам и известной своей красотой (1788, Веймар, Художественные собрания). Модели придан облик сивиллы; сочетание белого и пастельного оттенков розового и серо-голубого в манере палитры мастеров рококо, создают изысканно утонченную колористическую гамму портрета.

Эмма Гамильтон, актерский талант которой отмечал Гёте, позировала Тишбейну и для образа Ифигении в полотне «Орест и Ифигения» (1788, частное собрание). Существует предположение, что Оресту художник придал сходство с Гёте, что вполне вероятно, так как полотно было создано на сюжет драмы Гёте «Ифигения в Тавриде». Для полотен на мифологические и исторические сюжеты Тишбейн любил избирать драматические сюжеты. История Ифигении, дочери царя Агамемнона и сестры Ореста, привлекла его возможностью передать в типично неоклассицистическом сюжете высокий трагизм ситуации. Спасенная Артемидой в Авлиде и перенесенная богиней в Тавриду, Ифигения должна была приносить в жертву всех чужестранцев. Орест, собиравшийся в Тавриде похитить статую Артемиды, должен был погибнуть, но Ифигения, спасая брата, бежала с ним в Грецию. Возможно, Тишбейн читал и трагедии Еврипида, посвященные истории Ифигении; эта тема была популярна в современной художнику музыке. Крупные, четко выписанные фигуры Ореста и Ифигении уподоблена античным скульптурам, а композиция полотна восходит к помпеянским росписям, которые являлись источником вдохновения для многих мастеров неоклассицизма.

Драматический сюжет из античной истории избирает художник и в полотне «Брут находит имена своих сыновей в списке участников заговора, приговоренных к смерти» (Цюрих, Кунстхалле). Изложенная Плутархом история Луция Юния Брута, боровшегося против Тарквиния Гордого, закончившаяся изгнанием тирана, соответствовала духу модных в конце XVIII столетия тираноборческих, героических сюжетов. Композиция полотна с изображенными на одном уровне фигурами персонажей напоминает неоклассицистический рельеф, в котором всегда соблюдается античный принцип равноголовия (исокефалия). Четкому абрису и скульптурной пластике фигур вторят сдержанные жесты и благородные позы героев.

Тишбейна и в живописи привлекали темы из Илиады, ставшей излюбленной книгой всех увлеченных античностью просвещенных людей эпохи. Картины «Гнев Ахилла и Отбытие Брисеиды» (обе - 1776, Гамбург, Кунстхалле) повествуют об истории Ахилла и его заложницы Брисеиды, «златой Афродите подобной ликом». К этим сюжетам обращались многие живописцы и скульпторы, как и Тишбейн, стремясь, не выходя за границы стилистики неоклассицизма, передать глубокие чувства героев.

По мотивам стихотворения И.Я. Бодмера «Конрадин Швабский» (1771) было написано полотно Конрадин «Швабский и Фридрих Баденский в ожидании смертного приговора» (1784, Гота, Городской музей). Обращение к истории Средневековья характерно для Тишбейна, отразившего в своем творчестве увлечение подобными сюжетами в духе раннего немецкого романтизма. Взятые в плен захватившим Сицилию Карлом Анжуйским, Конрадин и Фридрих были обезглавлены в Неаполе в 1268 году. Оба героя мужественно принимают известие о смертном приговоре. Облику Конрадина приданы черты Аполлона Бельведерского, а судье, читающему приговор, - римского императора Вителлия. Все персонажи (кроме двух главных героев) изображены в античных одеяниях. Подобная антикизация сюжета из истории Средневековья характерна для эпохи.

С 1800 года Тишбейн находился на службе у герцога Ольденбургского, исполняя роль хранителя галереи его замка. В 1817-1820 годах им были исполнены сорок пять небольшого формата панно для украшения замка. Идею их создания он вынашивал давно вместе с Гёте, которому принадлежала программа украшения залов. Идиллические сюжеты были навеяны поэзией швейцарского поэта С. Гесснера, сборник стихов которого Идиллии был популярен в конце XVIII столетия. Изображенные Тишбейном несущиеся в вакхической пляске нимфы и фавны, сценки в пейзажах с фигурами трех граций, Вулкана и Венеры, Марса и Венеры, отдыхающего семейства сатиров, Психеи, Авроры, парящих геркулановских танцовщиц с гирляндами цветов написаны в мягких рокайльных тонах на светлом фоне. Тема «Золотого века» античности раскрыта в пейзажах «Идеальный пейзаж и Вид Тиволи» (Гамбург, Кунстхалле). Сидящие среди пиний и кипарисов, на фоне окутанных дымкой гор и водопада мифологические персонажи и животные олицетворяют царящую здесь идиллию. Созданные в эпоху романтизма, полотна Ольденбургского цикла звучат как поэтическое воспоминание об Италии, о мире классики.

Следуя общей тенденции в развитии стиля неоклассицизма, искусство Тишбейна всегда несло в себе черты его разносторонней одаренности и глубокой классической эрудиции. Все созданное им стало высшим живописным достижением эпохи.

Елена Федотова