Жизненный путь и его выбор. Судьба и жизненный путь человека

В Западной культуре нумерология известна давно. Отсчет этому учению можно вести со знаменитого греческого математика и мистика Пифагора: он пользовался им еще 2500 лет назад.
Он даже построил особую нумерологическую схему, согласно которой каждый должен проживать жизнь, уготованную ему цифрами. Мол, если вы этого не делаете (по незнанию или неумению слышать свое сердце), ваш жизненный путь просто-таки обречен на неудачу!
Звучит как какое-то сумасшествие, но вы попробуйте. И расскажите нам, прав ли был Пифагор насчет ваших природных талантов!

Итак, вот 60-секундный тест, который поможет узнать, по тому ли жизненному пути вы идете.

Шаг 1: Сложите все числа своего дня рождения вместе. Не забудьте написать полный год своего рождения (например, 1969, а не 69).

Шаг 2: Если число получилось двузначным, сложите цифры из него. Например, если получилось 27, то 2+7=9. Продолжайте так до тех пор, пока у вас в итоге не получится одна цифра от 0 до 9.

Возьмем для примера 29 марта 1969 года. Предположим, кто-то из вас родился именно в этот день. Получается, полная дата выглядит так: 29.03.1969.

2+9+0+3+1+9+6+9 = 39
3+9 = 12
1+2 = 3. Значит, ваш жизненный путь - номер три!

Шаг 3: найдите свое число в этом списке и узнайте, чем вам надо заниматься в жизни!

Жизненный путь №1:

Люди-единицы - это, прежде всего, оригинальные мыслители и творческие умы. Из них часто получаются отличные целеустремленные лидеры, которые предпочитают все делать самостоятельно или нести ответственность за всех и сразу.

Подходящие вам профессии: фрилансер/независимый подрядчик; владелец бизнеса; менеджер; специалист по продажам; маркетолог; специалист в области рекламы; дизайнер; инженер по качеству; тренер-консультант; политик; застройщик или брокер; финансовый консультант; креативный директор; спортсмен.

Жизненный путь №2:

Люди-двойки в первую очередь ориентированы на детали. Они любят замечать и видеть то, чего не видят и не замечают другие. Обычно из них получаются отличные друзья и воспитатели, потому что никто не может так хорошо поддержать, как они.

Они обычно довольно ловко управляются с жизнью, потому что привыкли доверять своей интуиции. А еще они часто борются за расширение прав и возможностей других.

Подходящие для вас профессии: Воспитатель; психотерапевт; целитель; повар; переговорщик/дипломат; политик; музыкант; художник; дизайнер; социальный работник; администратор; терапевт; специалист по альтернативной медицине; бухгалтер; массажист; актер.

Жизненный путь №3:

Люди-тройки привыкли говорить сами за себя: они любят самовыражаться и имеют творческую натуру. Вот почему с ними обычно так приятно общаться!

Своей страстью к прекрасному они могут заразить кого угодно. А главное для них - раскрыть свое «Я»: хоть в творчестве, хоть в спорте. хоть в ораторском искусстве; хоть в научном сообществе.

Вот подходящие для вас профессии: конферансье; художник; журналист; дизайнер; повар; музыкант; танцор; тренер; писатель; фотограф; продавец; архитектор; графический дизайнер; парикмахер; косметолог; визажист; специалист по искусству.

Жизненный путь №4:

Люди-четверки - это те, кто сильнее из всех нас ценит детали и системный, методологический подход. Если вы хотите сделать с ними что-то отчаянное и по-быстрому, такие люди не согласятся: они любят, когда их план продуман до мелочей.

Вот почему из них получаются такие высокопрофессиональные менеджеры и организаторы. Везде, где бы ни появлялся человек-четверка, надолго воцаряются стабильность и порядок.

Подходящие для вас профессии: директор; управляющий; владелец бизнеса; редактор; аудитор; бухгалтер. врач; инженер; военный или сотрудник правоохранительных органов; персональный тренер; аналитик; архитектор/градостроитель; адвокат; должностное лицо, бизнес-консультант; банкир или специалист по финансам и инвестициям.

Жизненный путь №5:

Пятерки - это люди, которые превыше всего в жизни ценят разнообразие, новизну и волнение от неопределенности.

Разумеется, от природы они одарены коммуникабельностью и сильным аналитическим мышлением. Друзья ценят их за то, что они всегда дают хорошие советы, умеют рекламировать и продвигать непопулярные идеи и могут быть адвокатами хоть самого дьявола!

Вот подходящие для вас профессии: Менеджер по проектам; менеджер-консультант в турфирме; организатор праздничных мероприятий; следователь; консультант по рекламе и маркетингу, промоутер, специалист по PR, парикмахер; спортсмен или телеведущий.

Жизненный путь №6:

Люди, рожденные под знаком 6 , чаще всего выбирают работу в сфере услуг. Им нравится помогать другим, консультировать и поддержать других. Из них получаются отличные советники, консультанты и менеджеры.

А вот список самых подходящих для вас профессий: парикмахер; модный консультант; дизайнер интерьеров; терапевт; учитель; целительница. декоратор; мануальный терапевт; модель. визажист; медицинский работник; косметолог.

Жизненный путь №7:

Люди-семерки обладают созерцательным характером. Они не очень активны, любят надо всем хорошенько поразмыслить: такова природа их аналитического ума.

Они быстро и хорошо учатся, умеют разрабатывать сложные стратегии для решения сложных вопросов. А еще обожают технологии и постояло находятся в духовном поиске. Их любимая наука - психология.

Вот подходящие вашей душе профессии: исследователь/ученый; аналитик; IT-консультант; философ, психолог. журналист. инженер по качеству; программист; бухгалтер. духовный учитель; врач; натуропат; биограф.

Жизненный путь №8:

Люди-восьмерки - это талантливые руководители-инноваторы, рожденные для того, чтобы решать большие проблемы. Они редко любят работать на кого-то, особенно если этот кто-то - диктатор. Вот почему эти люди становятся наиболее успешны тогда, когда начинают собственный бизнес.

Соответственно, вот подходящие для вас профессии: владелец бизнеса; независимый подрядчик; менеджер проектов; банкир; бизнес-консультант; брокер; адвокат; хирург; политик, должностное лицо высокого ранга.

Жизненный путь №9:

Девятки - люди-уникумы. Потому что сочетают в себе и творческое начало, и умение работать на благо других. Поэтому они чаще всего выбирают работу в сфере услуг.

Такие люди часто становятся талантливыми преподавателями (такими, которых студенты запоминают на всю жизнь), целители, руководителями. К вашему мнению обычно прислушиваются, не так ли?

Вот подходящие для вас отрасли и профессии: специалист в области здравоохранения или образования; художник; профессиональный писатель; правозащитник; адвокат; актер; политик; гражданский активист; специалист по кадрам (HR); специалист по PR, энергетик, графический дизайнер; модельер; фотограф.

Каждый человек рождается в соответствии со своей кармой — в определенном месте, в определенной семье. И по моменту рождения уже видно, какое тело он получит и какую конституцию. Например, есть люди, которые рождаются изначально сильными, и им легче достичь успеха в спорте. А другие будут прилагать больше усилий, но результаты окажутся намного хуже. Это касается физической конституции. Аналогию можно провести и в эмоциональной сфере. Рождается человек, и у него уже есть характер. Вы можете наблюдать это у детей. Они часто говорят и ведут себя так, что родители удивляются: у нас в семье такого не было! Сейчас все чаще рождаются дети, которые задают такие вопросы в два-три года, что непонятно, откуда они это взяли, как они вообще могут понимать подобные вещи. Но дело в том, что психологическая природа определяется нашим подсознанием, которое, в свою очередь, зависит от того, как мы думали и вели себя в прошлых жизнях.

Очень важно, чтобы каждый человек выбирал занятие в соответствии со своей природой.

Согласно Аюрведе, если человек не следует своему пути, у него начинает ухудшаться карма, что в первую очередь сказывается на здоровье и отношениях с другими людьми, начинают появляться различные проблемы. Но самое главное — он не может быть удовлетворен. И едва ли можно найти человека, который спокоен и счастлив, если он не занимается тем, что ему нравится и соответствует его природе.

Обратите, пожалуйста, внимание, болезни и проблемы начинают зарождаться не тогда, когда мы неправильно питаемся, обижаемся на кого-то, что тоже конечно важно, а когда отходим от своего Пути. То есть мы не можем быть счастливыми, здоровыми и успешными, если мы не заняты своим делом, тем, чем нам предназначено природой.

По большому счету, Аюрведа говорит, что здоровье — это состояние счастья . И если у человека нет постоянно увеличивающегося состояния счастья, значит, он не идет своим путем. Литературный перевод слова счастье подразумевает быть частью одного Единого Целого, частью Бога. И занимать место во Вселенной, которое нам предназначено.

У каждого человека своя психологическая основа: у одного сильно развита интуиция, у другого — логика, третий прекрасно общается с людьми, четвертому, наоборот, тяжело с окружающими, зато он, как рыба в воде, чувствует себя в области техники. В этих качествах частично проявляется психофизическая природа. Более того, у каждого человека есть талант. И мы счастливы, когда оказываемся способны развить этот талант и приносить благо миру. Хотел бы подчеркнуть: у каждого есть своя миссия, свое предназначение в этой жизни. И огромная проблема состоит в том, что большинство людей не живет в соответствии с этой миссией. В основном потому, что ими движут страх, жадность и невежество. Это главные враги человека на пути к жизненному успеху. Считается, что человек не может успешно развиваться духовно, материально и физически, если он не реализовался социально, согласно своей природе. Для того чтобы достичь цели жизни, человек должен быть трудолюбивым. Трудолюбивый — не тот, кто работает с утра до ночи, а тот, кто любит то, что он делает. И чтобы подняться на этот уровень, человек, в частности, должен научиться не зависеть от денег. Но, к сожалению, основной настрой современного общества — заработать как можно больше денег любым путем. И чем больше человек зарабатывает в этой жизни, тем более благополучным и успешным он считается. И, конечно же, пока существует такое умонастроение, не может быть речи о счастье, так как зависимость от денег порождает страх и жадность, которые затрудняют поиски именно своего предназначения, своей миссии и не позволяют добиться успеха. И наоборот, мы можем быть счастливы и получать полное удовлетворение от жизни, если видим, что наша деятельность приносит благо.

Жизненный путь человека… Что это? Простой набор фактов биографии или субъективная картина мира, нечто предначертанное или подвижное, меняющееся по воле самой личности?

Вопросы, на которые так просто не ответить. Однако поразмышлять и посмотреть, какие мнения высказывают об этой фундаментальной проблеме ученые, можно.

Что говорит наука

Проблема жизненного пути изучается множеством дисциплин: это и психология, и история, и философия, и биология... И конечно, специалисты в каждой области предлагают смотреть на эту проблему с определенной стороны. К примеру, биологи говорят о важности так называемых сенситивных периодов в жизни человека, то есть таких, в которые создаются наиболее благоприятные условия для формирования определенных свойств и качеств организма (например, период развития речи).

Социологи отмечают значимость социальных ритуалов: достижения совершеннолетия, вступления в брак… Ведь действительно, после таких событий, как правило, у человека появляется новый набор прав и обязанностей, меняется его отношение к самому себе и отношение к нему других.

Сейчас психология определяет жизненный путь личности весьма широко: процесс индивидуального развития от рождения до смерти. Но в самом ли деле индивидуального? На каждого из нас влияют принятые в обществе правила и нормы, те самые социальные ритуалы, существующие во всякой культуре.

Считается, что нужно закончить школу, затем вуз, работать, завести семью… Или одинаковые для всех организмов одного вида биологические стадии развития, о которых мы тоже уже упоминали? И тогда как найти свой, действительно свой путь, если за тебя уже, кажется, все решено?

Тут появляется еще один термин - «жизненный цикл». Он как раз и включает повторяющиеся, уже определенные стадии развития, которые должны проходить все люди, - стадии биологические и социальные. К первым, например, относятся рождение, детство, юность, взросление, старение… Ко вторым - усвоение какой-либо социальной роли, ее исполнение, а затем отказ от нее.

К чему мы идем

Именно от определения жизненного цикла отталкивалась Шарлотта Бюлер, исследовательница, предложившая понятие «жизненный путь личности». В отличие от жизненного цикла в жизненный путь включается возможность выбора из множества вариантов. Рассматривая связь между фазами жизненного цикла и изучая биографии реальных людей, принадлежащих к различным социальным группам, она выделила три линии, задающие направление человеческой жизни.

  • Объективные события, приходящие друг другу на смену.
  • То, как человек переживает смену этих событий, его духовный мир.
  • Результаты действий человека.

В целом, как считала Бюлер, главной силой, которая заставляет личность двигаться по жизненной дороге, становится стремление к «самоосуществлению», то есть достижение всех целей, осознанных или неосознанных. Бюлер выделила этапы жизненного пути, основываясь на двух факторах – возрасте человека и его отношении к целям в каждый период развития.

  • До 16-20 лет: перед самоопределением. Вопросы о том, как найти свой жизненный путь, человека еще не беспокоят.
  • До 25-30 лет: активизация тенденций к самоопределению. Человек ищет подходящий ему вид деятельности, выбирает спутника жизни. Цели и планы на жизнь еще носят предварительный характер.
  • До 45-50 лет: кульминация самоопределения. Это пора расцвета: считается, что удалось определить профессиональное призвание, создать стабильную семью. Уже есть результаты, которые можно сравнить с намеченными целями. Однако на данном этапе может наступить и кризис. Личность может осознать, что цели не достигнуты или были неправильно поставлены.
  • До 65-70 лет: снижение тенденций к самоопределению. Меняется психология личности: отныне человек больше обращен назад, к прошлому, а не к возможности новых свершений.
  • От 70 лет: после самоопределения. Человеком овладевает стремление к размеренности и покою. На этом этапе личность может оценить жизнь как целое.

Как элементарную структурную единицу жизни Бюлер выделяла событие, причем, как она полагала, события могут быть объективными (происходящими во внешнем мире) и субъективными (во внутреннем мире личности). Интересно, что большое количество последних, по мнению исследовательницы, свидетельствует о более активных попытках узнать свое предназначение, о более сильном желании самоопределения.

Событийного подхода придерживался и первый из отечественных ученый, рассмотревший проблему жизненного пути, - С. Л. Рубинштейн. По его мнению, к событиям могут быть отнесены только некие поворотные моменты, которые задают направление развития личности в дальнейший период жизни. Рубинштейн настаивал на том, что жизненный путь необходимо рассматривать не только как процесс развития организма, но и как индивидуальную историю конкретной личности.

Индивидуальный вклад человека подчеркивает и К. А. Абульханова-Славская. Исследовательница не отрицает, что личность ограничена социумом и господствующими в нем нормами, однако в то же время она способна, сравнивая себя с другими, найти свое место в мире. Важен особый взгляд на собственную жизнь – ее нужно рассматривать как управляемую, подчиняющуюся разуму и усилиям человека.

В поисках себя

Современная психология в целом отмечает несколько факторов, влияющих на жизненный путь человека: определенный исторический период, объективные события, происходящие во время него, общественные нормы, поступки личности, ее внутренние переживания и так далее.

Так или иначе, сложно не признать, что выбор жизненного пути во многом зависит от самого человека. Любая периодизация развития жизни условна, каждый подход субъективен.

Например, можно поспорить с этапом старости в концепции Бюлер. Да, безусловно, это менее активный период по сравнению со зрелостью, но жизнь (особенно в наш век) совсем не прекращается после 70 лет. Так же и с самым ранним этапом: известны отдельные личности, уже в подростковом возрасте определившиеся с планами на всю жизнь.

Об этом нельзя забывать, пытаясь найти свой жизненный путь: в конечном итоге выбор всегда за вами. Конечно, проблема выбора жизненного пути после прочтения этого текста не решится. Не решится она и после десятка таких текстов или более серьезных психологических трудов.

Психология тут может помочь только отчасти, однако грамотный психологический тренинг или консультация специалиста, возможно, подскажут, в каком направлении следует двигаться. В любом случае вы начали поиск ответа, а значит, ступили на сложный, но невероятно интересный и полезный путь самосовершенствования. И это уже здорово! Автор: Евгения Бессонова

Жизненный путь - индивидуальная история личности. Как отмечает Б.Г. Ананьев "субъективная картина жизненного пути строится соответственно индивидуальному и социальному развитию, соизмеряемому в биографо-исторических датах". Специфика жизненного пути состоит в его исторической природе, понимаемой как включенность жизни человека в исторический процесс. По этому поводу С.Л. Рубинштейн пишет: "Не только человечество, но и каждый человек является в какой-то мере участником и субъектом истории человечества и в известном смысле сам пишет историю".

И чтобы понять свой жизненный путь, человек должен рассмотреть и ответить на вопросы: "Кем я бы был? Что я сделал? Кем я стал?"

Как отмечает С.Л. Рубинштейн, было бы неправильно думать, что в своих делах, в продуктах своей деятельности, своего труда личность лишь выявляется, будучи до и помимо них уже готовой и оставаясь после них тем же, чем была. Человек, сделавший что-нибудь значительное, становится в известном смысле другим человеком. Конечно, чтобы сделать что-либо значительное, нужно иметь внутренние возможности для этого. Однако, эти возможности и потенции глохнут и отмирают, если они не реализуются; лишь по мере того, как личность предметно, объективно реализуется в продуктах своего труда, он через них растет и формируется.

Когда мы видим, как много самого себя вложил человек в то, что он сделал, мы чувствуем, что за делом стоит человек, личность которого представляет собой интерес. Таким образом, "в деятельности человека, в его делах практических и теоретических, - отмечает С.Л. Рубинштейн, психическое, духовное развитие человека не только проявляется, но и совершенствуется". В этом ключ к пониманию развития личности - того, как она формируется, совершая свой жизненный путь.

Первой и наиболее крупной по своему теоретическому потенциалу была постановка проблемы жизненного пути Ш. Бюлер, которая предприняла попытку интегрировать биологическое, психологическое и историческое времена жизни в единой системе координат. Она наметила три аспекта изучения жизненного пути личности:

исследование объективных условий жизни, основных событий жизни и поведения в этих условиях (биолого-биографический аспект);

изучение истории становления и изменения ценностей, переживаний, эволюции внутреннего мира человека (историко-психологический аспект);

исследование истории творчества человека, продуктов и результатов его деятельности (психолого-социальный аспект).

Движущей силой развития личности является, по мнению Ш. Бюлер, врожденное стремление к самоосуществлению, самоисполнению - реализация "самого себя". Понятие самоосуществление близко по смыслу к понятию самореализации. Но самореализация является лишь началом самоосуществления.

Жизненный путь в концепции Ш. Бюлер рассматривается как процесс, состоящий из пяти жизненных циклов (фаз жизни). Каждая фаза жизни имеет в своей основе развитие целевых структур личности - самоопределение.

Первая фаза (от рождения до 16-20 лет) считается периодом предшествующим самоопределению, и как бы выносится за пределы жизненного пути.

Вторая (от 16-20 до 25-30 лет) - период проб человека в разных видах деятельности, поиска им спутника жизни, т.е. его попытка самоопределиться, спрогнозировать свое будущее.

Третья фаза (от 25-30 до 45-50 лет) - период зрелости. В этот период его ожидания от жизни реальны, он трезво оценивает свои возможности, его самооценка отражает результаты жизненного пути как целого, первые итоги своей жизни и своих достижений.

Четвертая фаза (от 45-50 до 65-70 лет) - фаза стареющего организма. Завершается или близится к завершению профессиональная деятельность. Из семьи уходят взрослые дети, наступает биологическое увядание.

Усиливается склонность к мечтам, воспоминаниям, исчезает постановка перспективных целей жизни.

Пятая фаза (65-70 лет до смерти) - старость. Большинство людей оставляют свою профессиональную деятельность, внутренний мир стариков обращен к прошлому, о будущем они думают с тревогой, предчувствуя близкий конец.

Все циклы жизненного пути взаимосвязаны. Факт начала деятельности имеет фундаментальное значение для жизненного пути личности. Как отмечает Б.Г. Ананьев, развитие человека от рождения до зрелости совпадает со сменой воспитания, образования и обучения формирующейся личности и перспективно ориентировано на подготовку человека к самостоятельной жизни. В генетическом отношении эта подготовительная фаза очень важна, так как воспитание есть основная форма социального управления процессом формирования личности, субъекта познания и поведения. "В этот период формируется и готовность человека к самостоятельному труду, самоуправлению".

Наиболее детально разработанная и признанная в психологии периодизация жизненных циклов принадлежит Э. Эриксону, который выделяет в жизненном пути личности восемь стадий. Каждая стадия сопровождается кризисом, который является поворотным моментом в жизни, возникающим в результате достижения определенного уровня психического развития и изменения отношений с окружающими людьми и миром. Вследствие этого человек приобретает нечто новое, характерное для данного цикла развития личности. Сами эти личностные новообразования возникают не на пустом месте, их появление подготовлено на предшествующих стадиях развития личности.

Формируясь, личность приобретает не только достоинства, но и недостатки. В своей концепции личностного развития Э. Эриксон описывает лишь крайние линии личностного развития: нормальную и аномальную. В чистом виде они встречаются редко, но зато вмещают возможные промежуточные варианты личностного развития человека.

В соответствии с теорией Э. Эриксона, основы личностного развития закладываются на первой стадии (стадии доверия - недоверия), которая длится от рождения до 18 месяцев. В этот период развивается социальное взаимодействие, положительным полюсом которого служит доверие, а отрицательным - недоверие. Степень доверия зависит от проявляемой к ребенку заботы, ласки, внимания к его потребностям и т.д. Отсутствие любовной заботы, должного внимания и ухода вырабатывают недоверие, боязливость и подозрительность. Доверие-недоверие ребенок несет с собой в другие стадии развития, и на последующих стадиях ребенок может преодолевать первоначальную недоверчивость, но может и потерять доверие к другим.

Вторая стадия (автономии стыда) длится от полутора до трех-четырех лет. В этот период на основе развития моторных и психических способностей развивается самостоятельность ребенка. Он все стремится делать сам, проявляет активность. Главный позитивный результат развития на этой стадии - достижение чувства независимости. Но жизненная активность может быть и небезупречной, в результате чего ребенок сталкивается с неодобрением со стороны окружающих. Слишком строгий или непоследовательный внешний контроль заставляет ребенка усомниться в значимости своей личности, формируют застенчивость, сомнение в своих силах и чувство стыда.

Третья стадия (инициативы - вины) начинается примерно в четыре года (до 6 лет). В этот период у ребенка появляются первые представления о том, каким он может стать человеком. Интенсивно развивается познавательная активность ребенка, любознательность. Планы, которые он постоянно строит и которые ему позволяют осуществлять, способствуют развитию инициативы. Но если родители показывают ребенку, что его инициатива, любознательность нежелательна и вредна, игры бестолковы, вопросы назойливы, он начинает чувствовать себя виноватым и уносит это чувство вины и покорность в следующие стадии.

Четвертая стадия (трудолюбие или чувство неполноценности) длится примерно с шести до одиннадцати лет. В этот период ребенок включается в систематическую организованную деятельность, которую осуществляет самостоятельно. На протяжении этого периода ребенок пытается завоевать признание, заслужить одобрение, осуществляя учебную, трудовую деятельность. У него развивается трудолюбие. Но если у ребенка не формируется трудолюбие, то уровень развития навыков учебной, трудовой деятельности ниже, чем у других, низкий статус в ситуациях совместной деятельности способствует появлению чувства неадекватности, некомпетентности и неполноценности.

Пятая стадия (идентификация личности или ролевая неопределенность). При переходе на пятую стадию (12-18 лет) подросток созревает физиологически и психически, у него формируются новые взгляды на мир, новый подход к жизни и себе. Идет активный поиск себя, проигрывание различных ролей. В поисках личной идентичности человек решает, что является для него важным, вырабатывает нормы для оценки своего поведения и поведения других людей. Этот процесс связан с осознанием собственной ценности и компетентности, развитием планов на будущее. Если человек успешно справляется с задачей психосоциальной идентификации, то у него появляется ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет. Неспособность к идентификации может привести к статусной неопределенности, путанице ролей, неуверенности в себе, проблемам в самоопределении.

Шестая стадия (близость-изоляция) начинается в 20 и завершается к 45 годам. Под близостью Э. Эриксон понимает не только физическую близость, но и способность заботиться о другом человеке, устанавливать доверительные отношения, любить. Успех или провал на этой стадии зависит от того, насколько успешно человек прошел другие стадии. Социальные условия могут облегчить или затруднить достижение близости. Но если человек не достигает близости, уделом его становится одиночество - такое состояние человека, при котором ему не с кем разделить свою жизнь, не о ком заботиться.

Седьмая стадия (общечеловечность - самопоглощенность). Эта стадия охватывает период от 45 до 60 лет. Общечеловечностью Э. Эриксон называет способность человека интересоваться другими людьми, задумываться над жизнью грядущих поколений. Человек испытывает гордость за своих детей, удовлетворенность полноценной и разнообразной жизнью, он творчески работает над собой. Этот период отличается высокой продуктивностью в самых разных областях. Тот же, у кого чувство сопричастности человечеству не выработалось, сосредотачивается на самом себе, главной его заботой становится удовлетворение своих потребностей, собственный комфорт.

Восьмая стадия (полнота жизни-отчаяние) переживается во время старения, после 60 лет. Это стадия достижения человеком цельности, ощущения им полноты и полезности прожитой жизни и осознание того, что жизнь прошла не зря. Смерть неизбежна, но не страшна.

Если человек не удовлетворен прожитой жизнью, осознает бессмысленность своего существования, то он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии.

Б.Г. Ананьев отмечал, что стремление выразить вехи жизненного пути личности в хронологических датах оправдано. Каждая фаза жизненного пути: подготовительная, старт, кульминация, финиш - характеризуют изменение субъекта деятельности, личности. Однако, условность средних величин кульминации не требует доказательств. Снижение продуктивности деятельности ученого, художника, инженера, писателя и т.д. может быть временным, и после снижения или творческого упадка наступает новый подъем, новая кульминация. Кроме того, существует определенная зависимость кульминации от старта, а старта от воспитания личности. В такой же мере можно предположить наличие связи между кульминацией и финишем.

Жизненная периодизация личности и ее жизненные структуры зависимы от самой личности, от ее возможностей и смысла жизни. Смысл жизни - это обобщение личностью своих задач, возможностей и места в жизни, т.е. концепция жизни человека.

Осуществление личностью своих жизненных планов, задач является самоактуализацией личности. Самоактуализация - это "полное использование талантов, способностей, возможностей и т.д." - отмечает А. Маслоу. Он писал: "Я представляю себе самоактуализировавшегося человека не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничего не отнято". Он называет характеристики самоактуализировавшейся личности:

более эффективное восприятие реальности и более комфортабельные отношения к ней;

принятие себя, других, природы;

спонтанность, простота, естественность;

центрированность на задаче (в отличие от центрированности на себе);

автономия, независимость от культуры и среды;

постоянная свежесть оценки;

чувство сопричастности, единения с другими;

более глубокие межличностные отношения;

различие средств и целей, добра и зла;

философское, невраждебное чувство юмора;

демократическая структура характера.

Самоактуализация, как отмечает А. Маслоу, - это не отсутствие проблем, а движение от преходящих и нереальных проблем к проблемам реальным.

Самоактуализация играет важнейшую роль на всем жизненном пути личности и вместе с тем определяет ее.

Многие авторы считают, что самоактуализирующаяся личность - это человек, имеющий свободу творить себя и свою жизнь, превращая в праздник, в увлекательную игру самую рутинную деятельность. Э. Фромм определил свободу как способность совершать сознательный выбор. Одним из шагов к свободе является умение любить. Многие люди не знают, не понимают, что мы не можем любить других, пока не полюбим себя. А полюбить себя - это принять себя со всеми слабостями и недостатками. Такое же отношение должно быть и к другим людям. Мы же подвержены иллюзиям, что любить можно только за совершенство, поэтому любовь заменяется властью над человеком, стремлением исправлять других.

Таким образом, позитивный жизненный путь имеет стремящаяся к самоактуализации личность, для которой характерна вера в себя, в свое Я, адекватная самооценка своих качеств, высокий уровень самоуправления своими действиями и поступками. Началом пути к самоактуализации является развитие способности к самопознанию, самоуважению и уверенности в себе.

Личностью, как мы видели, человек не рождается; личностью он становится. Это становление личности существенно отлично от развития организма, совершающегося в процессе простого органического созревания. Сущность человеческой личности находит свое завершающее выражение в том, что она не только развивается как всякий организм, но и имеет свою историю.

В отличие от других живых существ человечество имеет историю, а не просто повторяющиеся циклы развития, потому что деятельность людей, изменяя действительность, объективируется в продуктах материальной и духовной культуры, которые передаются от поколения к поколению. Через их посредство создается преемственная связь между поколениями, благодаря которой последующие поколения не повторяют, а продолжают дело предыдущих и опираются на сделанное их предшественниками, даже когда они вступают с ними в борьбу.

То, что относится к человечеству в целом, не может не относиться в известном смысле и к каждому человеку. Не только человечество, но и каждый человек является в какой-то мере участником и субъектом истории человечества и в известном смысле сам имеет историю. Всякий человек имеет свою историю, поскольку развитие личности опосредовано результатом ее деятельности, аналогично тому как развитие человечества опосредуется продуктами общественной практики, посредством которых устанавливается историческая преемственность поколений. Поэтому, чтобы понять путь своего развития в его подлинной человеческой сущности, человек должен его рассматривать в определенном аспекте: чем я был? - что я сделал? - чем я стал? Было бы неправильно думать, что в своих делах, в продуктах своей деятельности, своего труда личность лишь выявляется, будучи до и помимо них уже готовой и оставаясь после них тем же, чем была. Человек, сделавший что-нибудь значительное, становится в известном смысле другим человеком. Конечно, правильно и то, что, чтобы сделать что-нибудь значительное, нужно иметь какие-то внутренние возможности для этого. Однако эти возможности и потенции человека глохнут и отмирают, если они не реализуются; лишь по мере того как личность предметно, объективно реализуется в продуктах своего труда, она через них растет и формируется. Между личностью и продуктами ее труда, между тем, что она есть, и тем, что она сделала, существует своеобразная диалектика. Вовсе не обязательно, чтобы человек исчерпал себя в том деле, которое он сделал; напротив, люди, в отношении которых мы чувствуем, что они исчерпали себя тем, что они сделали, обычно теряют для нас чисто личностный интерес. Тогда же, когда мы видим, что, как бы много самого себя человек ни вложил в то, что он сделал, он не исчерпал себя тем, что он совершил, мы чувствуем, что за делом стоит живой человек, личность которого представляет особый интерес. У таких людей бывает внутренне более свободное отношение к своему делу, к продуктам своей деятельности; не исчерпав себя в них, они сохраняют внутренние силы и возможности для новых достижений.

Речь, таким образом, идет не о том, чтобы свести историю человеческой жизни к ряду внешних дел. Меньше всего такое сведение приемлемо для психологии, для которой существенно внутреннее психическое содержание и психическое развитие личности; но суть дела в том, что само психическое развитие личности опосредовано ее практической и теоретической деятельностью, ее делами. Линия, ведущая от того, чем человек был на одном этапе своей истории, к тому, чем он стал на следующем, проходит через то, что он сделал. В деятельности человека, в его делах, практических и теоретических, психическое, духовное развитие человека не только проявляется, но и совершается.

В этом ключ к пониманию развития личности - того, как она формируется, совершая свой жизненный путь. Ее психические способности не только предпосылка, но и результат ее поступков и деяний. В них она не только выявляется, но и формируется. Мысль ученого формируется по мере того, как он формулирует ее в своих трудах, мысль общественного, политического деятеля - в его делах. Если его дела рождаются из его мыслей, планов, замыслов, то и сами его мысли порождаются его делами. Сознание исторического деятеля формируется и развивается как осознание того, что через него и при его участии совершается, наподобие того когда резец скульптора из глыбы каменной высекает образ человеческий, он определяет не только черты изображаемого, но и художественное лицо самого скульптора. Стиль художника является выражением его индивидуальности, но и сама индивидуальность его как художника формируется в его работе над стилем произведений. Характер человека проявляется в его поступках, но в его поступках он и формируется; характер человека - и предпосылка, и результат его реального поведения в конкретных жизненных ситуациях; обусловливая его поведение, он в поведении же и складывается. Смелый человек поступает смело и благородный ведет себя благородно; но, для того чтобы стать смелым, нужно совершить в своей жизни смелые дела, и чтобы стать действительно благородным, - совершить поступки, которые наложили бы на человека эту печать благородства. Дисциплинированный человек обычно ведет себя дисциплинированно, но как становится он дисциплинированным? Только подчиняя свое поведение изо дня в день, из часа в час неуклонной дисциплине.

Точно так же, чтобы овладеть высотами науки и искусства, нужны, конечно, известные способности. Но, реализуясь в какой-нибудь деятельности, способности не только выявляются в ней; они в ней же и формируются, и развиваются. Между способностями человека и продуктами его деятельности, его труда существует глубочайшая взаимосвязь и теснейшее взаимодействие. Способности человека развиваются и отрабатываются на том, что он делает. Практика жизни дает на каждом шагу богатейший фактический материал, свидетельствующий о том, как на работе, в учебе и труде развертываются и отрабатываются способности людей.

Для человека не является случайным, внешним и психологически безразличным обстоятельством его биография, своего рода история его "жизненного пути". Недаром в биографию человека включают прежде всего, где и чему учился, где и как работал, что он сделал, его труды. Это значит, что в историю человека, которая должна охарактеризовать его, включают прежде всего, что в ходе обучения он освоил из результатов предшествующего исторического развития человечества и что сам он сделал для его дальнейшего продвижения - как он включился в преемственную связь исторического развития.

В тех случаях, когда, включаясь в историю человечества, отдельная личность совершает исторические дела, т.е. дела, которые входят не только в его личную историю, но и в историю общества, - в историю самой науки, а не только научного образования и умственного развития данного человека, в историю искусства, а не только эстетического воспитания и развития данной личности и т.д., - она становится исторической личностью в собственном смысле слова. Но свою историю имеет каждый человек, каждая человеческая личность. Всякий человек имеет историю, поскольку он включается в историю человечества. Можно даже сказать, что человек лишь постольку и является личностью, поскольку он имеет свою историю. В ходе этой индивидуальной истории бывают и свои "события" - узловые моменты и поворотные этапы жизненного пути индивида, когда с принятием того или иного решения на более или менее длительный период определяется жизненный путь человека.

При этом все то, что делает человек, опосредовано его отношением к другим людям и потому насыщено общественным человеческим содержанием. В связи с этим дела, которые делает человек, обычно перерастают его, поскольку они являются общественными делами. Но вместе с тем и человек перерастает свое дело, поскольку его сознание является общественным сознанием. Оно определяется не только отношением человека к продуктам его собственной деятельности, оно формируется отношением ко всем областям исторически развивающейся человеческой практики, человеческой культуры. Через посредство объективных продуктов своего труда и творчества человек становится человеком, поскольку через продукцию своего труда, через все то, что он делает, человек всегда соотносится с человеком.

За каждой теорией всегда, в конечном счете, стоит какая-то идеология; за каждой психологической теорией - какая-то общая концепция человека, которая получает в ней более или менее специализированное преломление. Так, определенная концепция человеческой личности стояла за традиционной, сугубо созерцательной, интеллектуализированной психологией, в частности психологией ассоциативной, которая изображала психическую жизнь как плавное течение представлений, как протекающий целиком в одной плоскости процесс, урегулированный сцеплением ассоциаций наподобие бесперебойно работающей машины, в которой все части прилажены друг к другу; и точно так же своя концепция человека как машины или, вернее, придатка к машине лежит в основе поведенческой психологии.

Своя концепция человеческой личности стоит и за всеми построениями нашей психологии. Это реальный живой человек из плоти и крови; ему не чужды внутренние противоречия, у него имеются не только ощущения, представления, мысли, но также и потребности, и влечения; в его жизни бывают конфликты. Но сфера и реальная значимость высших ступеней сознания у него все ширятся и укрепляются. Эти высшие уровни сознательной жизни не надстраиваются внешним образом над низшими; они все глубже в них проникают и перестраивают их; потребности человека все в большей мере становятся подлинно человеческими потребностями; ничего не утрачивая в своей природной естественности, они сами, а не только надстраивающиеся над ними идеальные проявления человека, все в большей степени превращаются в проявления исторической, общественной, подлинно человеческой сущности человека.

Это развитие сознательности человека, ее рост и укоренение ее в нем совершаются в процессе реальной деятельности человека. Сознательность человека неразрывно связана с действительностью, а действенность - с сознательностью. Лишь благодаря тому, что человек, движимый своими потребностями и интересами, объективно предметно порождает все новые и все более совершенные продукты своего труда, в которых он себя объективирует, у него формируются и развиваются все новые области, все высшие уровни сознания. Через продукты своего труда и своего творчества, которые всегда являются продуктами общественного труда и общественного творчества, поскольку сам человек является общественным существом, развивается сознательная личность, ширится и крепится ее сознательная жизнь. Это в свернутом виде также цельная психологическая концепция. За ней, как ее реальный прототип, вырисовывается облик человека-творца, который, изменяя природу и перестраивая общество, изменяет свою собственную природу, который в своей общественной практике, порождая новые общественные отношения и в коллективном труде создавая новую культуру, выковывает новый, подлинно человеческий облик человека.

А также сам процесс ее изменения и эволюции начиная с рождения человека и заканчивая его смертью. Во многих случаях этот термин является синонимом к слову "биография".

Первым человеком, сформулировавшим понятие жизненного пути, была Ш. Булер. В ее формулировке жизненный путь имел три различных линии. Первая - это последовательность реальных событий, происходящих в Вторая - это эмоциональные переживания, связанные с ними. Третья - это результаты действий, осуществляемых этим человеком.

Одновременно с ней собственную теорию выдвигал П. Жане, характеризовавший жизненный путь как последовательность этапов развития и биографии личности, ее эволюцию.

Существуют и другие формулировки этого понятия, однако все они являются вариациями на тему этих двух первых определений. Какой трактовки придерживаться, каждый решает сам для себя - поскольку существенных различий между ними нет, любая из них имеет право на существование.

Следует отметить, что приведенные выше определения жизненного пути являются приемлемыми лишь для человека с рациональным Мистик же считает, что под понятием "жизненный путь" подразумевается некий сценарий, придуманный специально для него высшими силами. Но даже он, как правило, признает, что есть возможность как-то влиять на этот самый сценарий. Как? Своими собственными действиями! Сделав что-то правильное (читай - что-то выгодное для "сценаристов"), он как бы получает вознаграждение в виде благоприятного развития событий, а допустив ошибку, вынужден терпеть многочисленные неприятности.

Точка зрения такого мистика хоть и не слишком-то верна, но, безусловно, намного интереснее сухих знаний реалиста.

Однако существует еще одна трактовка понятия жизненного пути. Она не менее важна, чем приведенные выше, да и используется чаще, чем они. Итак, жизненный путь личности - это процесс осуществления ею своего предназначения, дорога, ведущая к цели жизни.

К сожалению, для большинства людей поиски этой самой дороги являются очень сложным делом. Почему? Да потому, что окружающие (родители, друзья, коллеги, родственники) часто считают, что они лучше знают, какой жизненный путь лучше подходит их близким. Особенно сильное влияние ощущают дети - со стороны многочисленных взрослых родственников. Поэтому-то так много людей выбирают себе неправильную дорогу в жизни - за гомоном голосов друзей и близких очень сложно услышать тихий зов истинного призвания.

Наиболее остро встает жизненного пути у молодых людей, только-только начинающих взрослую жизнь. Это и не удивительно, ведь именно перед ними разворачивается множество разных возможностей.

И именно у молодых людей больше всего шансов сделать ошибку и жалеть о ней всю жизнь. Поэтому им так важно научиться принимать правильные решения, а для этого нужно соблюдать несколько простых правил.

Во-первых, нужно научиться отличать собственные желания и стремления от образов, навязанных другими людьми. Не менее важно отличать желания истинные, осознанные, идущие от сердца, от низменных стремлений, навеваемых инстинктами.

Во-вторых, каждый человек должен научиться уважать собственные желания и не ставить их ниже желаний посторонних людей - хотя бы наедине с собой.

И, в-четвертых, нельзя забывать об ответственности: любой выбор будет на совести человека, сделавшего его - неважно, по собственной воле или под чьим-то влиянием.