Психотехнологии гипнотического манипулирования сознанием. Психологическое давление и как ему противостоять

Побывавший в фашистских концентрационных лагерях австрийский психиатр Бруно Беттельгейм , выделил внедряемые там способы подавления сознания (помимо тяжёлого физического труда).

Вот как пересказывает наблюдения Бруно Беттельгейма М. Максимов:

Привитие взрослому человеку психологии ребенка;
- хроническое недоедание;
- физические унижения и/или постоянная угроза физических унижений;
- намеренно бессмысленные нормы и работы;
- уничтожение веры в своё будущее;
- недопущение индивидуальных достижений и возможности как-то повлиять на своё положение и т.п.

«Привычная сцена из лагерной жизни: эсэсовец заставляет группу заключённых выполнять бессмысленные «упражнения»: «Встать! Лечь! Встать! Лечь!» Смотришь - и волосы начинают шевелиться на голове, тебя охватывает животный ужас. Вроде бы ничего страшного. Мы привыкли видеть большие группы людей, согласованно выполняющих команды, - строй солдат, массовые гимнастические упражнения. Дело, однако, в том, что когда дают команду, то между её получением и началом исполнения есть небольшой зазор - нужно время на обработку команды внутри человека. Как бы мал ни был этот зазор, наблюдатель легко его улавливает. Так вот. У заключённого этого зазора нет. Команда мгновенно проваливается в исполнительные органы. Обработки внутри не происходит, потому что «нутра» - нет. У этого существа (это не человек) нет внутреннего содержания, нет личности, нет души - как хочешь это называй. Ты понимаешь это кожей - и тебя сжимает страх. Ты понимаешь, что и с тобой можно сделать то же самое. Такое существо дальше я буду называть «идеальным заключённым». […]

Суть метода - прививание взрослому психологии ребёнка. Это проявляется в лагере повсюду. Хроническое недоедание заставляет человека всё время думать о еде. Постоянные темы разговоров заключённых: что давали или будут давать в столовой, что удалось достать в лагерном магазине, стащить со склада, выменять на что-нибудь ценное, что едят эсэсовцы и т. п. Далее, в лагере особое, преувеличенное внимание - чистоте. У заключённых всё время проверяют чистоту рук, ушей, обуви, постели. Как их наказывают? Взрослому человеку при всём честном народе снимают штаны и стегают его розгами - типично детское наказание. Далее, в лагере действует огромное число законов, предписаний, инструкций, постановлений и так далее. Причём многие из них неизвестны заключённым, зачастую противоречат друг другу и создают в лагере такую обстановку, в которой каждый твой шаг - нарушение. Ты всё время находишься в состоянии нашкодившего школьника - тебя всё время есть за что наказать. В результате - взрослый человек начинает вести себя, как ребёнок. В лагере между заключёнными нет сильных, постоянных привязанностей, нет настоящей дружбы. Узники - как дети, то поссорятся, то помирятся, то снова ссорятся. Этические нормы - детские. Заслугой считается украсть, утащить что-нибудь из лагерного хозяйства. В лагере полно добровольных доносчиков, хотя доносительство никак не вознаграждается, не создаёт лучших условий, не спасает от газовой камеры. […]

Коллективная ответственность. В лагере не наказывают именно того человека, который совершил проступок. Наказанию подвергается вся группа заключённых, в которой находился провинившийся. Если нарушение произошло в бараке, наказывают весь барак, если во время работы - всю рабочую команду. Бывали случаи, когда и весь лагерь отвечал за проступок одного человека. Этот метод хорош тем, что заставляет самих заключённых следить, чтобы в лагере всегда всё было в полном порядке. Тебе не дадут совершить подвига, поступка твои же товарищи по несчастью - они вовремя свяжут тебя по рукам и ногам. Парадоксальная ситуация - интересы эсэсовцев и заключённых начинают совпадать. Легко понять, что возможность нести ответственность за свои собственные поступки - это сильное душеукрепляющее средство, и в лагере оно недопустимо. […]

В лагере постоянно, примерно на одном уровне, поддерживается «фон террора»: время от времени на глазах у заключённых кого-то секут розгами, расстреливают, посылают в газовую камеру. Вот стоит эсэсовец. Он чувствует, что для поддержания этого фона уже пора кого-то наказать. Кого выбрать, когда все такие неразличимые - одинаково постриженные, в одинаковых полосатых пижамах? Того, кто хоть чем-то выделяется из общей массы, то есть ещё сохранил что-то своё, индивидуальное. Сила этого метода в том, что человек в своём естественном стремлении к безопасности станет сам производить внутреннюю работу по разрушению своей личности, чтобы слиться с этой серо-полосатой массой, стать неотличимым. […]

Ещё одна сцена из лагерной жизни. Эсэсовец измывается над своей жертвой. К месту действия приближается группа заключённых. Метров за десять они все, как по команде, демонстративно поворачивают головы в другую сторону и переходят на бег трусцой. Эсэсовец останавливает их: «Смотрите - так будет со всяким, кто осмелится…». Что же происходит? Всё правильно - заключённые показывают эсэсовцу, что они «не видят» того, что им не положено видеть, но видят, если им это прикажут. Суть метода - подмена естественных, спонтанных реакций человека реакциями по приказу: прикажут - вижу, прикажут - не вижу. Почему в лагере запрещено носить часы? Имея часы, ты знаешь, сколько времени осталось до обеда, можешь распределить свои силы, сам что-то спланировать, сам, хоть в какой-то мере, управлять ситуацией. Это частный случай общего правила - отсутствие в лагере информации о чём бы то ни было. Информация - не просто удобство, это возможность самостоятельно оценить ситуацию, это какое-то право. А в лагере человек лишён даже «самого личного» права - права на смерть. Попытка самоубийства наказывалась: смертной казнью. […]

Завыла сирена. 45 минут - на то, чтобы встать, прибрать постель, совершить утренний туалет, выпить чашечку тёплой жидкости, называемой «кофе», и построиться на плацу. Заправке постелей - особое внимание. Всё должно иметь абсолютно правильную геометрическую форму: углы - прямые, поверхности - плоские. Подушка - в форме куба, одеяло, на которое специально нанесён симметричный прямоугольный рисунок, должно быть сложено способом, соответствующим этому рисунку. И не просто одна постель, но и ряд их в одном проходе должны быть выстелены по струнке - иногда эсэсовцы проверяют заправку постелей с помощью геодезических приборов. Теперь представьте себе барак, двух- или трёхэтажные нары, а на них - люди, разбуженные сиреной после шестичасового заполненного кошмаром сна. Тот, кто наверху, неизбежно портит всё тому, кто внизу. И если хоть одна постель будет убрана неправильно, пострадают все. А у тебя только 45 минут. Идёт зарядка, зарядка враждой и ненавистью к своему же товарищу, заключённому. Но вот с постелями покончено, теперь - в туалет. Ну, туалет - это слишком сильно сказано. На барак в тысячу человек - пять открытых всем ветрам и взорам толчков. Выстраивается очередь. У всех заключённых из-за плохого питания, тяжёлой работы и общей нервной обстановки трудности с желудком. Очередь двигается невыносимо медленно. Она начинает подгонять человека, занимающего толчок, оскорблениями, насмешками. Надо успеть, потому что потом, во время работы, если тебя прихватит, придётся идти к эсэсовцу и, превратившись в ребёнка, выпрашивать у него разрешение сходить в туалет. Вдоволь поиздевавшись над тобой, он может разрешить. А может - не разрешить. Идёт утренняя зарядка злобой и ненавистью, которой должно хватить на весь день. Эта едкая кислота, накапливаясь внутри человека, обращается против него самого - разъедает его существо».

Максимов М., На грани - и за ней. Поведение человека в экстремальных условиях, журнал «Знание–сила», 1988 г, N 3, c. 73-79.

Существуют определенные, хорошо известные психологам методики, позволяющие сделать любого человека своим единомышленником, другом, или просто подтолкнуть к нужному вам решению, но ни один из этих способов не расскажет, как психологически сломать человека , только лишь как сделать его своим сторонником.

1. Возьмите за правило просить

Это правило еще называют эффектом . Когда-то ему потребовалось одобрение человека, негативно к нему настроенного. Чтобы привлечь этого человека на свою сторону, Франклин очень вежливо попросил у него книгу. А когда он получил книгу, то поблагодарил еще более вежливо. Это позволило ему сломать человека и оба стали друзьями.

В своей жизни вам наверняка тоже приходилось наблюдать подобное. Если человек сделал вам одолжение, он и в следующий раз сделает это намного охотнее, чем тот, кто вам чем-либо обязан. Причина такого поведения проста. Если вы что-то просите, значит, в будущем сами откликнитесь на просьбу.

2. Требуйте больше

Можно встретить и такое название этого способа, как «дверью в лоб». Сначала надо просить у человека намного больше, чем вы хотите получить от него на самом деле. Или же, если речь идет о конкретных вещах, можно попросить о чем-то совершенно нелепом, это позволит сломать человека . Обычно на такую просьбу следует отказ. После отказа можно смело просить о том, что нужно было вам изначально. Из-за возникшей неловкости человек, скорее всего вам не откажет, при условии, что просьба разумна.

3. Обращайтесь по имени

По мнению , обращаться к собеседнику по имени исключительно важно. Для каждого человека его собственное имя – самое приятное сочетание звуков. Поэтому, когда к человеку обращаются по имени, это сразу же на подсознательном уровне располагает собеседника, заставляет его испытывать положительные эмоции. Вам удается сломать человека и настроить его на себя.

Похожий эффект наблюдается и тогда, когда к человеку обращаются с указанием его звания, титула, чина. От того, как вы ведете себя по отношению к человеку, зависит то, как он будет относиться к вам. Называя кого-то другом, вы можете рассчитывать на появление ответных дружеских чувств.

4. Лесть

Как бы понятно, что это такое. Но имеются некоторые правила. Лесть не может быть ложной. Если говорить откровенную ложь, лесть принесет вред, а не пользу. По мнению исследователей, люди стремятся к тому, чтобы их мысли и чувства совпадали. Например, говоря лесть человеку с большим самолюбием, при этом демонстрируя искренность, вы получите только одобрение. Ваша лесть совпадет с мнением человека о самом себе. Тот же самый прием с человеком с низкой самооценкой сработает с точностью до наоборот, ведь психологически сломать человека в данном случае можно только подтвердив его собственные мысли о себе.

5. Отражение

Эффект отражения носит и другое название – мимикрия. Этот эффект зачастую используют бессознательно, но работает от этого он ничуть не хуже. Копируя чье-то поведение, манеры, жесты можно добиться расположения, психологически сломать человека.

Людям в целом свойственно относится лучше к тем, кто имеет с ними сходство. При этом, если человека копировали, эффект несколько более широкий – человеку становится легче и приятнее общаться и с другими собеседниками. Наблюдается похожий эффект, как и при обращении к человеку по имени.

6. Используйте усталость оппонента

Усталый человек более восприимчив к чужим словам, просьбам, заявлениям. Психологически сломать человека можно в момент его усталости, в момент пониженного уровня психической энергии. Если попросить об одолжении уставшего человека, он, скорее всего, согласится, чтобы не принимать более трудного решения отказать в просьбе. При этом на следующий день просьбу, скорее всего, выполнят, так как было дано обещание.

7. Неудобные просьбы

Чтобы впоследствии попросить о чем-то важном и большом, сначала попросите человека о чем-то незначительном и простом. Однажды откликнувшись на вашу просьбу, в дальнейшем человек будет охотнее идти на контакт. Этот способ позволяет сломать человека только в том случае, если между вашими просьбами имеется некоторый интервал – хотя бы пара дней.

8. Умение слушать

Не стоит кому-либо тыкать в лицо его ошибками. В ответ можно получить только негатив. Если вы не знаете, как психологически сломать человека, сначала послушайте его, постарайтесь его понять. Скорее всего, вам удастся найти общие точки соприкосновения, даже если в целом ваши мнения и противоположны. Сначала согласитесь с собеседником, тогда он намного внимательнее выслушает ваши доводы.

9. Повторение за собеседником

Проще всего сломать человека – это показать свое понимание его точки зрения. Попробуйте перефразировать его слова. Повторяя то же самое, но своими словами, вы показываете свое полнейшее одобрение. Такая техника называется рефлективным слушанием. Психотерапевты широко используют этот прием в своей практике.

В разговоре с другом эту технику использовать проще всего. Выслушайте фразу, а затем повторите ее, как уже свой вопрос – так человек увидит, что его слушают, и будет чувствовать себя комфортно. К вашему мнению он прислушается уже намного охотнее.

10. Кивание

Кивком обычно мы показываем, что согласны с собеседником. Сломать человека можно, просто кивая в процессе беседы. Это еще один из эффектов мимикрии. Если вы будете кивать в процессе беседы, выслушивая позицию собеседника, вам будет намного проще убедить его затем в своей правоте.

Для начала проанализируйте ситуацию, постарайтесь объективно оценить, являетесь ли вы на самом деле таким деспотом и тираном, как вам представляется? С чего вы взяли, что оказываете давление на людей? Кто-нибудь из окружающих говорил вам о том, что вы чересчур властный и требовательный человек? Как часто вы ставите условия другим? Если все ваши ответы на вышеприведенные вопросы убедили вас в вашей жесткой позиции по отношению к окружающим, вам действительно стоит пересмотреть ваше мировоззрение.

Постарайтесь честно ответить себе на вопросы: почему вы считаете, что окружающие вас люди должны жить по вашей указке? Может быть, вам кажется, что вы умнее других, что другие люди не обладают теми знаниями и тем житейским опытом, который имеется у вас? Постарайтесь понять и принять ту истину, что каждый человек имеет право на ошибки, как и на то, чтобы пройти свой жизненный путь самостоятельно, без чьей-то указки.

В вашем стремлении давить на людей и руководить ситуацией, скорее всего, виновата и ваша гиперответственность. Наверняка вы ощущаете всю тяжесть мира на ваших плечах, вникаете во всевозможные проблемы, даже те, которые вас не касаются. Подобная привычка часто приводит к психологическими и физиологическим проблемам – болезням сердца и сосудов, так сказывается постоянное психоэмоциональное напряжение, которое вы испытываете, пытаясь всем руководить. В данном случае единственно верным является совет: воспитывать в себе умеренное чувство безответственности, умение пускать все на самотек, учиться доверять окружающим вас людям.

Терпение, уважение и другие признаки проявления такта по отношению к окружающим

Собираясь в очередной раз надавить на кого-то, взять кого-либо в оборот, вспомните и о таких общечеловеческих ценностях, как уважение, толерантность, любовь к окружающим вас людям. Подумайте о том, что привычка использовать людей в своих целях противоречит этическим и моральным нормам.

Представьте ситуацию наоборот: некто требует от вас выполнения определенных действий, невзирая на все ваши доводы и отговорки. Как вы охарактеризуете его поведение? Насилие над личностью? Порабощение? Что вы сможете сказать ему в оправдание своего нежелания плясать под его ? То, что вы не обязаны выполнять все его требования только потому, что так хочется ему? Скорее всего, вы ответите ему именно так.

Развивайте гармоничное позитивное мировоззрение, в котором нет места злобе, агрессии, зависти и другим негативным эмоциям. Помните, что каждый человек, вне зависимости от того, каким социальным статусом он обладает, прежде всего – свободная личность, имеющая право на самореализацию, промахи и ошибки.