Явление гулага. Презентация по литературе "лагерная тема в литературе. система гулаг" лет провёл в заключении

АЛЕКСААНДР
ИСААЕВИЧ
СОЛЖЕНИА ЦЫН
АРХИПЕЛАГ
ГУЛАГ

«Архипелаг ГУЛААГ» -
художественно-историческое
исследование Александра
Солженицына о советской
репрессивной системе в
период с 1918 по 1956 годы.
Основано на рассказах
очевидцев, документах и
личном опыте автора.
ГУЛАГ - аббревиатура от
Главное Управление ЛАГерей.
«Архипелаг ГУЛАГ» был
написан Солженицыным в
СССР тайно в период с 1958 до
1968 года (закончен 22
февраля 1967 года), первый
том опубликован в Париже в
декабре 1973 года.
Информацию для этого труда Солженицыну
предоставляли около 300 человек. Некоторые
фрагменты текста были написаны знакомыми
Солженицына (в частности, В. Ивановым).

"Архипелаг ГУЛАГ" - самая
известная книга
А.И.Солженицына, и по сей
день тема ее не потеряла
своей актуальности, а
авторский текст –
непримиримости и страстности.
В документально-
художественной эпопее
"Архипелаг ГУЛАГ"
всесторонне рассмотрена
введенная в нашей стране при
советской власти система
наказания, когда каторге были
подвергнуты миллионы ни в
чем неповинных людей.
Писатель собрал и обобщил огромный исторический
материал, развеивающий миф о "гуманности"
ленинизма. Эта сокрушительная и глубоко
аргументированная критика советской системы
произвела во всем мире эффект разорвавшейся бомбы.
(В СССР за чтение, хранение, распространение
"Архипелага ГУЛАГ" можно было получить до восьми
лет лишения свободы.)

АРХИПЕЛАГ ГУЛАГ

С 1921 ПО 1954 ГОД
ЗА «КОНТРРЕВОЛЮЦИОННЫЕ ДЕЙСТВИЯ»
БЫЛО ОСУЖДЕНО
3.777.380 ЧЕЛОВЕК
ИЗ НИХ:
-ВЫСШАЯ МЕРА НАКАЗАНИЯ – 642.980
-ЛАГЕРЯ И ТЮРЬМЫ – 2.369.220
ЧЕЛОВЕК
ЧЕЛОВЕК
-ССЫЛКА – 765.880 ЧЕЛОВЕК

53 лагеря
53 лагеря
425 исправительно-трудовых
425 исправительно-трудовых
колоний
колоний
50 колоний для
50 колоний для
несовершеннолетних
несовершеннолетних

СВИДЕТЕЛИ «АРХИПЕЛАГА
ГУЛАГ»
«В этой книге нет ни вымышленных
лиц, ни вымышленных событий.
Люди и места названы их
собственными именами. Если
названы инициалами, то по
соображениям личным. Если не
названы вовсе, то лишь потому, что
память людская не сохранила имён,
-- а всё было именно так».
А.И. Солженицын

СВИДЕТЕЛИ «АРХИПЕЛАГА
ГУЛАГ»
«Эту книгу непосильно было бы создать
одному человеку. Кроме всего, что я вынес с
Архипелага, - шкурой своей, памятью, ухом,
глазом, материал для этой книги дали мне в
рассказах, воспоминаниях и письмах».
А.И.
Солженицын
Информацию для этого труда Солженицыну
предоставили, как указывалось в первых
изданиях, 227 человек. В издании 2007 года
впервые раскрыт список «свидетелей
архипелага, чьи рассказы, письма, мемуары
и поправки использованы при создании этой
книги», включающий 257 имён.

ЖИТЕЛИ АРХИПЕЛАГА ГУЛАГ

Сам автор “Архипелага”
определил его жанр и
способ изображения в нем
истории как “опыт
художественного
исследования”.
Солженицын предлагает
нам воспринимать эту
книгу скорее как
“художественный”, чем
как исторический текст.
При этом он рассматривает
правду с точки зрения
нравственного выбора.
Солженицын говорит о
главном в своей книге -
поиске правды и
человеческой душе.
Проблема нравственного
выбора человека -
выбора между добром и
злом - для Солженицына
важнее любой
политической истины.

ТОТАЛИТАРНЫЙ РЕЖИМ –
РЕЖИМ, ОСНОВАННЫЙ НА
ПОЛНОМ ГОСПОДСТВЕ
ГОСУДАРСТВА НАД ВСЕМИ
СТОРОНАМИ ЖИЗНИ
ОБЩЕСТВА, НАСИЛИИ,
УНИЧТОЖЕНИИ
ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ СВОБОД И
ПРАВ ЛИЧНОСТИ.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕПРЕССИИ –
КАРАТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ,
НАКАЗАНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ
МНИМЫХ.
ГОСУДАРСТВЕННЫМИ
ОРГАНАМИ В ЦЕЛЯХ
ПОДАВЛЕНИЯ ИЛИ
УСТРАШЕНИЯ
СВОИХ ПРОТИВНИКОВ,
КАК РЕАЛЬНЫХ, ТАК И

СЮЖЕТНЫЕ ЛИНИИ:
1. ИЗОБРАЖЕНИЕ ПОСТЕПЕННОГО, НО
НЕУКЛОННОГО СПОЛЗАНИЯ СТРАНЫ К
МАССОВОМУ БЕЗЗАКОНИЮ
(ВСЕОХВАТЫВАЮЩИЙ ТЕРРОР).

БОЛЬШОЙ ТЕРРОР…
ВЕЛИКОЕ
БЕЗУМИЕ…

«АРХИПЕЛАГ ГУЛАГ» – «ОКАМЕНЕЛАЯ
НАША СЛЕЗА» (А.СОЛЖЕНИЦЫН)
Солженицын первым дал систематический обзор
преступлений правящего режима против своего
народа:
История всех волн массовых репрессий, начиная с
1921 года (концлагеря для семей крестьян во время
Тамбовского восстания) и кончая 1948 – высылка
причерноморских греков;
История самых громких политических процессов – с
1918г. до 1938г.;
Обозрение всех разновидностей карательных
учреждений, созданных советской властью
Длиннейший список строек, выполненных рабским
трудом арестантов
Жуткая классификация приемов сламывания воли и
личности арестанта во время следствия

ЦИТАТЫ ИЗ КНИГИ
ЦИТАТЫ ИЗ КНИГИ

«АРХИПЕЛАГ ГУЛАГ»
«АРХИПЕЛАГ ГУЛАГ»


Каждый из нас – центр вселенной.
Смирная овца – волку по зубам.
Человек, внутренне не подготовленный

к насилию, всегда слабей насильника.

У каждого всегда дюжина гладеньких
причин, почему он прав, что не
жертвует собой.
жертвует собой.

…не результат важен, а ДУХ! Не
что сделано – а как. Не что
достигнуто, а какой ценой.
… именно система ИТЛ с
обязательным непомерным
физическим трудом и обязательным
участием в унизительно-гудящем
многолюдьи была более
действенным способом уничтожения
интеллигенции, чем тюрьма. Именно
интеллигенцию система эта
смарывала быстро и до конца.

… наша страна постепенно вся была отравлена
ядами Архипелага. И избудет ли их когда-
нибудь – Бог весть.
Признаки:
- постоянный страх…приводил к верному
сознанию своего ничтожества и отсутствия
всякого права
- прикрепленность: пропиской все были
привязаны по местам. И еще – жильем, которого
не продашь, не сменишь, не наймешь.
- скрытность, недоверчивость- естественная
защита всякой семьи и каждого человека. Это
всеобщее взаимное недоверие углубляло
братскую яму рабства.
- всеобщее незнание: абсолютная негласность,
абсолютная дезинформация

Стукачество, развитое умонепостижимо.
Кроме цели ослабить связь между людьми,
тут была и другая – поддавшись на вербовку,
стыдясь общественного разоблачения, будут
заинтересованы в незыблемости режима.
- предательство как форма существования.
Самое мягкое, зато и самое распространенное
предательство – это ничего худого не делать,
но: не заметить гибнущего рядом, не помочь
ему, отвернуться, сжаться. Люди жили в поле
предательства – и лучшие доводы шли на
оправдание его.
- растление. В обстановке многолетнего
страха и предательства уцелевшие люди
уцелевают только внешне. Телесно. А что
внутри – то истлевает.


Мы должны знать, как это произошло, чтобы никто и никогда не мог выкрасть выкрасть наше будущее снова.

Изучение прошлого – спасение будущего, это его гарант.

Евгений Евтушенко .


Это надо не мёртвым, Это надо живым…


Зарождение ГУЛАГа

Будущая система ГУЛАГа начала складываться сразу после прихода к власти большевиков. Во время Гражданской войны Советская власть начала изолировать своих классовых и идеологических врагов в специальных концентрационных лагерях.


Сначала лагеря были в ведении Льва Троцкого и Владимира Ленина. Массовый террор против «контрреволюции» включал в себя поголовные аресты богатой буржуазии, фабрикантов, помещиков, торговцев, деятелей церкви и т. д. Скоро лагеря были отданы ВЧК, председателем которой был Феликс Дзержинский. В них организовывались принудительные работы. Это было необходимо еще и для того, чтобы поднимать разрушенную экономику. Если в 1919 году на территории РСФСР был только 21 лагерь, то к концу Гражданской войны их было уже 122. В одной только Москве таких заведений существовало семь, куда свозились заключенные со всей страны. В 1919 году их в столице было более трех тысяч человек. Это была еще не система ГУЛАГа, а только ее прообраз.


В 1919 году ВЧК создала несколько трудовых лагерей на севере России, а точнее, в Архангельской губернии. Скоро эта сеть получила название СЛОН. Аббревиатура расшифровывалась как "Северные лагеря особого назначения". Система ГУЛАГ в СССР появилась даже в самых отдаленных регионах большой страны.


"...заключённым – гнилая треска, солёная или сушёная; худая баланда с перловой или пшенной крупой без картошки, никогда ни щей, ни борщей. И вот – цинга, и даже «канцелярские роты» в нарывах, а уж общие... С дальних командировок возвращаются "этапы на карачках" (так и ползут от пристани на четырёх ногах).

(А.Солженицын "Архипелаг ГУЛАГ".)


Сталинский ГУЛАГ

В 1930 году окончательно сформировалась система ГУЛАГ при Сталине. Она была подчинена НКВД и являлась одним из пяти главных управлений в этом народном комиссариате. Также в 1934 году в ГУЛАГ перешли все исправительные учреждения, которые до этого принадлежали Наркомату юстиции. Труд в лагерях был законодательно утвержден в Исправительно-Трудовом кодексе РСФСР. Теперь многочисленные заключенные должны были реализовывать самые опасные и грандиозные экономические и инфраструктурные проекты: стройки, рытье каналов и т. д.



Заключенные должны были реализовывать самые опасные и грандиозные экономические и инфраструктурные проекты: стройки, рытье каналов и т. д. Власть делала все, чтобы система ГУЛАГ в СССР казалась свободным гражданам нормой. Для этого запускались регулярные идеологические кампании. В 1931 году началось строительство знаменитого Беломорканала. Это был один из самых значительных проектов первой сталинской пятилетки. Система ГУЛАГа - это еще и один из экономических механизмов советского государства. Для того чтобы обыватель мог подробно узнать о строительстве Беломорканала в положительных тонах, Коммунистическая партия дала задание известным писателям подготовить хвалебную книгу. Так появилось произведение «Канал имени Сталина». Над ним работала целая группа авторов: Толстой, Горький, Погодин и Шкловский.



Еще до войны, для того чтобы не подрывать экономическую эффективность лагерей, Сталин отменил условно-досрочные освобождения в лагерях.

Но эффективность труда заключенных становилась всё ниже: у многих из них были проблемы со здоровьем. Этому способствовал плохой рацион, тяжелые условия жизни, издевательства администрации и многие другие невзгоды. В 1934 году 16 % заключенных были неработающими, а 10 % - больными.



Система лагерей ГУЛАГ делилась на две части. Это был мир политических и уголовников . Последние из них признавались государством «социально близкими». Некоторые уголовники старались сотрудничать с администрацией лагеря, для того чтобы облегчить свое существование. При этом от них власть требовала лояльности и слежки за политическими. Многочисленные "враги народа", а также осужденные за мнимый шпионаж и антисоветскую пропаганду не имели никаких возможностей, чтобы защищать свои права.



Шарашки ГУЛАГа

Больше везло тем специалистам и ученым, которые попадали в так называемые шарашки. Это были научные заведения закрытого типа, где работали над секретными проектами. Многие знаменитые ученые попадали в лагеря за свое вольнодумство. Например, таким был Сергей Королев – человек, ставший символом советского покорения космоса. В шарашки попадали конструкторы, инженеры, люди, связанные с военной промышленностью. Подобные заведения нашли свое отражение в культуре. Писатель Александр Солженицын, побывавший в шарашке, через много лет написал роман «В круге первом», где подробно описал быт таких заключенных. Этот автор больше всего известен другой своей книгой - «Архипелаг ГУЛАГ».



Колыма

Одним из самых суровых лагерей Советского периода была Колыма.

В 1928 году на Колыме нашли богатейшие месторождения золота. К 1931 году власти приняли решение осваивать эти месторождения силами заключенных.

Будь проклята ты, Колыма,

Что прозвана чудной планетой!

Сойдёшь поневоле с ума,

Отсюда возврата уж нету…


Соловки - один из ключевых символов ГУЛАГа. Это был Соловецкий лагерь особого назначения. Его проект был предложен Иосифом Уншлихтом – одним из тогдашних руководителей ВЧК-ГПУ. Его судьба показательна. Этот человек способствовал развитию репрессивной системы, жертвой которой он в конце концов стал. В 1938 году он был расстрелян на знаменитом полигоне «Коммунарка». Это место было дачей Генриха Ягоды – наркома НКВД в 30-е годы.

  • Соловки стали одним из главных лагерей в ГУЛАГе 20-х годов. Согласно предписанию ОГПУ в нем должны были содержаться уголовные и политические заключенные .
  • Система ГУЛАГа постоянно расширялась за счет новых заключенных.




В 1930-е гг. беспризорных детей было около семи миллионов. Тогда проблема беспризорности была решена просто - помог ГУЛАГ. Эти пять букв стали зловещим символом жизни на грани смерти, символом беззакония, каторжного труда и человеческого бесправия. Жителями страшного архипелага оказались дети.



Из воспоминаний Ефросинии Керсновской

«На нижних полках рядками лежали маленькие старички с ввалившимися глазами, заостренными носиками и запекшимися губами. Я смотрела на ряды умирающих детей, на лужи коричневой жижи, плещущейся на полу. Дизентерия. Дети умрут, не доехав до низовьев Оби, остальные умрут там. Там же, где Томь впадает в Обь на правом берегу, мы их похоронили. Мы, - потому что я вызвалась рыть могилу. Странные это были похороны... Я впервые видела, как хоронят без гроба, не на кладбище и даже не на берегу, а у самой кромки воды. Подняться выше конвоир не разрешил. Обе матери опустились на колени, опустили и положили рядышком сперва девочку, затем мальчика. Одним платком прикрыли лица, сверху - слой осоки. Матери стояли, прижимая к груди свертки с застывшими скелетиками детей, и застывшими от отчаяния глазами смотрели в эту яму, в которую сразу же стала набираться вода…»


ГУЛАГ объединял 53 лагеря с тысячами лагерных отделений и пунктов, 425 колоний, 50 колоний для несовершеннолетних, 90 «домов младенца». Но это официальные данные. Истинные цифры нам неизвестны. О ГУЛАГе тогда не писали и не говорили. Да и сейчас часть информации считается закрытой.


Нашивки с номерами на головном уборе и на спине должны были

носить политические заключенные Особых лагерей № 1

(«Минеральный») и № 6 («Речной»), созданных в 1948 году

на базе Интинского и Воркутинского лагерей.


ТОТАЛИТАРНЫЙ - основанный на полном господстве государства над всеми сторонами жизни общества, насилии, уничтожении демократических свобод и прав личности. Т. режим. Тоталитарное государство. ДИКТАТУРА 1. Государственная власть, обеспечивающая полное политическое господство определённого класса, партии, группы. Фашистская д. Д. пролетариата (в России: провозглашённая большевистской партией власть рабочего класса). 2. Ничем не ограниченная власть, опирающаяся на прямое насилие.Военная д. ТЕРРОР 1. Устрашение своих политических противников, выражающееся в физическом насилии, вплоть до уничтожения. Политический т. Индивидуальный т. (единичные акты политических убийств). 2. Жесткое запугивание, насилие. Т. самодура. ГУЛАГ - сокращение: главное управление лагерей, а также разветвлённая сеть концлагерей во время массовых репрессий. Узники гулага. ЗЕК - то же, что заключённый.

ДИССИДЕНТ - это название участников движения против тоталитарного режима в бывших социалистических странах в конце 1950 х - середине 80 х гг. В разных формах выступали за соблюдение прав и свобод человека и гражданина (правозащитники)


Алекса́ндр Иса́евич Солжени́цын

Русский писатель, публицист, поэт, общественный и политический деятель, живший и работавший в СССР, Швейцарии, США и России. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1970)

Диссидент, в течение нескольких десятилетий (1960-е -против политического строя СССР и политики его властей.





Варлаа́м Ти́хонович Шала́мов

Русский прозаик и поэт советского времени. Создатель одного из литературных циклов о советских лагерях.

18 лет провёл в заключении.





Олег Васильевич Волков

Русский прозаик, публицист, мемуарист. Публиковался под псевдонимом Осугин, который в ряде источников (в том числе у Вольфганга Казака) назван в качестве настоящей фамилии.

28 лет провёл в заключении.


Анато́лий Влади́мирович Жигу́лин

Был осуждён на 10 лет.

А я лишь смертный. За своё в ответе Я об одном при жизни хлопочу: О том, что знаю лучше всех на свете, Сказать хочу. И так, как я хочу.


А.Солженицын «Один день Ивана Денисовича»

В рассказе А.И.Солженицына “Один день Ивана Денисовича” описываются сутки из жизни заключённого Щ-854, Ивана Денисовича Шухова, крестьянина-колхозника.


В.Шаламов «Колымские рассказы»

В этой книге Шаламов описал тот ужас, что пережил, видел и перенес за годы заключения. Множество людей погибло, сгинуло на Колыме. Объективные свидетельства этому несложно найти: описанные кладбища людей в вечной мерзлоте дальнего востока до сих пор существуют…


О. Волков «Погружение во тьму»

В «Погружении во тьму» О.Волкова главным героем является СТРАХ.


А.Жигу́лин «Чёрные камни»

«Чёрные камни» -подробный и спокойно-искренний рассказ об истории «вины» юного Жигулина перед социалистическим государством, наказании за нее и долгом пути обретения истины…

Я поеду один

К тем заснеженным скалам,

Где когда-то давно

Под конвоем ходил.

Я поеду один,

Чтоб ты снова меня не искала,

На реку Колыму

Я поеду один...


Уроки прошлого

Лагерь – отрицательная школа жизни целиком и полностью. Ничего полезного, нужного никто оттуда не вынесет, ни сам заключённый, ни его начальник, ни его охрана, ни невольные свидетели – инженеры, геологи, врачи – ни начальники, ни подчинённые” (Шаламов)


Особенности лагерной прозы :

  • автобиографичность, мемуарный характер
  • документальность, установка на правдивость;
  • временнóй интервал как авторского опыта, так и отражаемого явления – сталинская эпоха;
  • убеждение автора в ненормальности такого явления, как лагерь;
  • разоблачительный пафос;
  • серьёзность интонации, отсутствие иронии.


Русская литература, 11 класс

Тема. «Человек в тоталитарном государстве» / по творчеству

А.И.Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» /.

Цель: показать значение фигуры А. Солженицына, ставшего символом

открытости;

углубить знания о тоталитарном режиме, уродующем

внутренний мир человека;

попытаться понять, что каждый человек ответственен за историю.

Оборудование: портрет Солженицына, Сталина, фотографии Соловецкого

монастыря, Секирной башни, песня на слова В. Лебедева-Кумача

«Песня о родине», кластер, выставка книг А. И.Солженицына.

Ход урока

I . Вступительное слово учителя.

«Архипелаг ГУЛАГ» - это опыт художественного исследования, опыт многих людей, прошедших через лагеря. А. Солженицын использовал 227 свидетельств бывших узников ГУЛАГа /главное управление лагерей/, а также документы, которые представляют собой художественную ценность. Главная тема «Архипелага» - тема сопротивления антинародному режиму.

II . Краткая летопись жизни и творчества А.И.Солженицына / доклад

ученика/. Итог подводит учитель.

Итак, А.И.Солженицын был осуждён к 8 годам лагерей, а по окончании срока в марте 1953 года сослан навечно в Казахстан /Коктерек Жамбылской области/. Преподаёт физику, математику, астрономию. До последних лет жизни очень тепло отзывался о казахском народе. В 1956 годуссылка была снята, он возвращается в Среднюю Россию. Из-за выхода в свет повести «Один день Ивана Денисовича» А.Солженицына исключают из Союза писателей /познакомить учащихся со статьёй «Как Солженицына исключали из Союза писателей, газета «Труд», 1967 год/. В 1974 году после появления первого тома «Архипелага ГУЛАГ» обвинён в измене родины и выслан за границу. Безвыездно прожил 18 лет в штате Вермонт, США. Женат, трое сыновей.

III . Эпоха тоталитаризма /на доске плакат со словарной статьёй из философского словаря, 1986 года – объяснение учителя.

Итог подводят учащиеся.

Власть сосредоточена в одних руках. Государство вмешивается во все сферы общественной жизни. Ключевое слово этой эпохи – аресты. /Учащиеся показывают сценку «Аресты» о том, как осуществлялись аресты/. Арестовывали за каждую мелочь, за каждое слово. Ведь лагерям нужна была бесплатная сила.

Учитель: 5 сентября 1918 года был издан Декрет о Красном Терроре. В нём говорилось, что необходимо очистить страну от «врагов народа», отправить их в лагеря /концентрационные, принудительные/.

Так кто же такие «враги народа»?

Учащиеся зачитывают из текста эпизоды:

Полуграмотный печник расписался на газете, где росчерк пришелся по лицу Сталина. За это он получил 10 лет тюрьмы, то есть он уже «враг народа».

Вопрос:

Какое слово из этой песни не ассоциируется с эпохой тоталитаризма? (Вольно). Учащиеся рассказывают о физических методах, с помощью которых вольных людей следствие пыталось согнуть, сломать, чтобы загнать в лагерь. Например: голод, битьё, карцер, гашение папиросы и т.д. Надо сказать, что лагерь был создан исключительно ради убийства. Он убивал в человеке главное – мысли, совесть, честь.

Учитель: - Но прежде чем перейти к разговору о лагерной жизни, поговорим о том, как же образовался Архипелаг? Где?

Учащиеся:

Архипелаг родился и созрел на Соловках и начал своё злокачественное движение по стране. То есть из Соловецкого монастыря образовалась соловецкая тюрьма. До этого там был процветающий монастырь /показать фото/. И вот решено было сделать на Соловках образцово-строгий лагерь. Монахи на коленях просили оставить их умирать на святой земле. Им отвели особый от лагеря уголок Кремля со своим выходом – Сельдяные ворота.

Из этой соловецкой опухоли открывались всё новые и новые лагеря. И столицей всего Архипелага стала Караганда – прилагерный мир.

Учитель:

Сталин отдавал приказы: строить быстро, а самое главное, без особых затрат. Поэтому труд заключённых был экономически выгоден. У Сталина было шесть главных надсмотрщиков Беломора, шесть наёмных убийц, за каждым из которых тысяч по сорок жизней: Семён Фирин, Матвей Берман, Нафталий Френкель, Лазарь Коган, Яков Рапопорт, Сергей Жук /показать фото/ - это были жестокие, безжалостные люди.

Это издеватели, которые заставляли выкладывать стены канала камнями для

красоты, а длина канала – 128 км. И это всего лишь Беломор. А сколько работ выполняли зэки! Даже МГУ построили.

На Соловецких островах образовались северные лагеря Особого назначения – СЛОН.

Хочу обратить ваше внимание на следующую аббревиатуру:

Из ГУИТЛа, сына ГУМЗака, получился ГУЛАГ.

ГУИТЛ – Главное Управление Исправительно-трудовых лагерей.

ГУМЗак – Главное Управление Мест Заключения.

ГУЛАГ – Главное Управление Лагерей.

Зачем же нужны лагеря?

Вообще надо сказать, что лагерь был создан исключительно ради убийства. Он убивал в человеке главное – мысли, совесть, честь.

Итак, как и где образовался лагерь мы знаем. А теперь предлагаю перейти уже к жизни лагерной.

Жителей Архипелага ГУЛАГ называли туземцами.

Как кормили туземцев? (работа с текстом)

Наливалась в котёл вода, ссыпалась в него нечищенная мелкая картошка, а то и капуста чёрная, свекольная ботва. Мясо падших животных – это пир.

Как были одеты туземцы? (работа с текстом)

Сами бушлаты одного цвета, рукава к ним – другого. Или бушлат-огонь (лохмотья как языки пламени). А на ногах – русские лапти… Или кусок автопокрышки, привязанный прямо к босой ноге проволокой.

(Обратить внимание учащихся на номерной знак, который крепили на шапку, на грудь или сзади на спину. Друг друга знали только по номерам /позаимствовали у фашистов/. Щ-262 – это номер А.Солженицына).

Самое страшное в лагере – попасть на общие работы.

Что же это такое?

Учащиеся:

Это ломать из карьера голыми руками камень и уголь. Три недели лесоповала называли сухим расстрелом. Работали в лесу до полуночи, замёрзших списывали, ползучих – конвой пристреливал /ответ зачитывается из текста/.

Учитель:

Многих и очень многих лагерь перемолол в пыль.

В 1926 году вышла статья 12, разрешающая судить детей с 12-летнего возраста. В 1927 году заключённых от 16 до 26 лет было 48% от всех заключённых.

Откуда же брались юные преступники?

Что же нужно было сделать, чтобы попасть в лагерь в возрасте 12 лет?

За десяток огурцов с колхозного поля – 5 лет.

За карман картошки – 8 лет.

За стрижку колосьев – 8 лет.

Голодная девочка пошла вдоль улицы собрать вместе с пылью узкую струйку зерна, просыпавшегося из грузовика – 3 года.

(примеры берутся из текста).

Жертвы, жертвы, груды жертв. После всего услышанного и увиденного возникает вопрос: почему же терпели? Почему не возмущались?

У Солженицына даже глава называется «Почему терпели?». Дело в том, что были и протесты, и голодовки, и мятежи, и побеги. Было. Но с бунтовщиками очень быстро расправлялись, их просто-напросто убивали.

Потому-то и терпели. Ведь каждый хотел выжить, отбыть срок и выйти из этого ада.

V . Итог урока.

2. Зачем же нам надо знать о том, что было?

Кластер после подведения итогов.

ТОТАЛИТАРИЗМ : страх, недоверие, доносы, аресты, предательство, ложь,

жестокость, тюрьмы, лагеря и т.д.

Лазарь Коган Френкель Нафталий

Матвей Берман Яков Рапопорт

Генрих Ягода Сергей Жук

Cлайд 1

Cлайд 2

«Архипелаг ГУЛА Г» - художественно-историческое исследование Александра Солженицына о советской репрессивной системе в период с 1918 по 1956 годы. Основано на рассказах очевидцев, документах и личном опыте автора. ГУЛАГ - аббревиатура от Главное Управление ЛАГерей. «Архипелаг ГУЛАГ» был написан Солженицыным в СССР тайно в период с 1958 до 1968 года (закончен 22 февраля 1967 года), первый том опубликован в Париже в декабре 1973 года. Информацию для этого труда Солженицыну предоставляли около 300 человек. Некоторые фрагменты текста были написаны знакомыми Солженицына (в частности, В. Ивановым).

Cлайд 3

“Архипелаг ГУЛАГ” был написан А. И. Солженицыным между 1958 и 1967 годами и стал составной частью потока документальной литературы в послесталинскую эпоху. В “Послесловии” к этому произведению автор признался: “Эту книгу писать бы не мне одному, а раздать бы главы знающим людям... Уж я начинал эту книгу, я и бросал её... Но когда вдобавок к уже собранному скрестились на мне еще многие арестантские письма со всей страны - понял я, что раз дано все это мне, значит я и должен”.

Cлайд 4

Сам автор “Архипелага” определил его жанр и способ изображения в нем истории как “опыт художественного исследования”. Солженицын предлагает нам воспринимать эту книгу скорее как “художественный”, чем как исторический текст. При этом он рассматривает правду с точки зрения нравственного выбора. Солженицын говорит о главном в своей книге - поиске правды и человеческой душе. Проблема нравственного выбора человека - выбора между добром и злом - для Солженицына важнее любой политической истины.

Cлайд 5

"Архипелаг ГУЛАГ" - самая известная книга А.И.Солженицына. Впервые это фундаментальное исследование о репрессиях эпохи Сталина было издано в начале 70-х гг. на Западе, потом в "самиздате" и лишь в годы "перестройки" – в России, но и по сей день тема не потеряла свою актуальность, а авторский текст – непримиримость и страстность. В документально-художественной эпопее "Архипелаг ГУЛАГ" всесторонне рассмотрена введенная в нашей стране при советской власти система наказания, когда каторге были подвергнуты миллионы ни в чем неповинных людей. Писатель собрал и обобщил огромный исторический материал, развеивающий миф о "гуманности" ленинизма. Эта сокрушительная и глубоко аргументированная критика советской системы произвела во всем мире эффект разорвавшейся бомбы. (В СССР за чтение, хранение, распространение "Архипелага ГУЛАГ" можно было получить до восьми лет лишения свободы.)

Cлайд 6

Критика Критиками указывалось на противоречия между приводимыми Солженицыным многократно завышенными оценками числа репрессированных, с одной стороны, и архивными данными, которые стали доступны в период перестройки, а также расчётами некоторых демографов, - с другой. Солженицына также неоднократно, особенно часто в 1970-х, после выхода «Архипелага», критиковали за сочувственное отношение к Русской освободительной армии в ходе Великой Отечественной войны и связанные с этим мнения относительно судьбы советских военнопленных. С приходом перестройки официальное отношение в СССР к творчеству и деятельности Солженицына стало меняться, были опубликованы многие его произведения. В 1990 году он был восстановлен в советском гражданстве. За книгу «Архипелаг ГУЛАГ» в 1990 была присуждена Государственная премия.

Книга берёт весь склад из того общества, в котором возникает, обобщает его, делает более наглядным и резким… (А. Герцен)Книга берёт весь склад из того общества, в котором возникает, обобщает его, делает более наглядным и резким… (А. Герцен) Действие человека мгновенно и одно; действие книги множественно и повсеместно. (А. Пушкин)Действие человека мгновенно и одно; действие книги множественно и повсеместно. (А. Пушкин) Дорога та книга, по словам К. Зелинского, «за которой стоит большой человек». Таким человеком для нас является А. И. Солженицын, а книгой – его роман «Архипелаг ГУЛАГ». Дорога та книга, по словам К. Зелинского, «за которой стоит большой человек». Таким человеком для нас является А. И. Солженицын, а книгой – его роман «Архипелаг ГУЛАГ».


Писатель Александр Солженицын скончался 4 августа прошлого года в Москве на 90- м году жизни. На протяжении нескольких десятилетий имя Солженицына можно было произносить только шепотом, а его главную книгу, " Архипелаг ГУЛаг ", изданную за границей и распространявшуюся в России в тысячах перепечатанных и рукописных копий, можно было читать только по ночам, твердо осознавая степень риска. Писатель Александр Солженицын скончался 4 августа прошлого года в Москве на 90- м году жизни. На протяжении нескольких десятилетий имя Солженицына можно было произносить только шепотом, а его главную книгу, " Архипелаг ГУЛаг ", изданную за границей и распространявшуюся в России в тысячах перепечатанных и рукописных копий, можно было читать только по ночам, твердо осознавая степень риска.


Книга, ставшая для многих откровением, а для многих - напоминанием о кошмарах советских лагерей, навсегда определила особое место Александра Солженицына в русской литературе - место человека, посмевшего вслух рассказать о том, о чем многие даже боялись думать. Книга, ставшая для многих откровением, а для многих - напоминанием о кошмарах советских лагерей, навсегда определила особое место Александра Солженицына в русской литературе - место человека, посмевшего вслух рассказать о том, о чем многие даже боялись думать.




В 1974 г. за роман ""Архипелаг Гулаг"" Солженицына лишили советского гражданства и выслали в ФРГ.


Мечта писателя сбылась, в 1989 году журнал «Новый мир» вновь взял на себя смелость и опубликовал в 9,10,11 номерах «Архипелаг» Мечта писателя сбылась, в 1989 году журнал «Новый мир» вновь взял на себя смелость и опубликовал в 9,10,11 номерах «Архипелаг»


«Архипелаг ГУЛАГ» - вершина творчества А.И.Солженицына, над которым он работал с 1958 по 1979 год. В нём собраны свидетельские показания 227 человек, которые присылали писателю свои письма и с которыми он побеседовал лично. Роман состоит из 64 глав, собранных в 3 тома. Слово «ГУЛАГ» имеет в книге двойное написание. «ГУЛАГ» - сокращённо Главное управление лагерей МВД; «ГУЛАГ» - как обозначение лагерной страны, Архипелага. «Архипелаг ГУЛАГ» - вершина творчества А.И.Солженицына, над которым он работал с 1958 по 1979 год. В нём собраны свидетельские показания 227 человек, которые присылали писателю свои письма и с которыми он побеседовал лично. Роман состоит из 64 глав, собранных в 3 тома. Слово «ГУЛАГ» имеет в книге двойное написание. «ГУЛАГ» - сокращённо Главное управление лагерей МВД; «ГУЛАГ» - как обозначение лагерной страны, Архипелага.


Посвящаю всем, кому не хватило жизни об этом рассказать. И да простят они мне, что я не всё увидел, не всё вспомнил, не обо всём догадался. Посвящаю всем, кому не хватило жизни об этом рассказать. И да простят они мне, что я не всё увидел, не всё вспомнил, не обо всём догадался. Сентябрь, 1973 г.




В романе описана трагедия, какой Россия ещё не знала в своей истории ни по глубине, ни по размеру. Счёт ведь шёл уже ни на миллионы, а на десятки миллионов погубленных жизней, а затем перевалил и за сотню. В романе описана трагедия, какой Россия ещё не знала в своей истории ни по глубине, ни по размеру. Счёт ведь шёл уже ни на миллионы, а на десятки миллионов погубленных жизней, а затем перевалил и за сотню.








Именно этот свой труд писатель хотел увидеть первым в числе вновь издаваемых на родине, обоснованно утверждая: «Если бы «Архипелаг ГУЛАГ» был напечатан в Советском Союзе, совершенно открытым тиражом и в неограниченном количестве,- я всегда считал, что Советский Союз бы изменился. Потому что после этой книги…жизнь не может продолжаться так же ». Именно этот свой труд писатель хотел увидеть первым в числе вновь издаваемых на родине, обоснованно утверждая: «Если бы «Архипелаг ГУЛАГ» был напечатан в Советском Союзе, совершенно открытым тиражом и в неограниченном количестве,- я всегда считал, что Советский Союз бы изменился. Потому что после этой книги…жизнь не может продолжаться так же ». Начало 1974 года. Советская пресса изо всех сил клеймит писателя. Всё это время в приёмную Верховного Совета идут письма советских граждан с откликами сначала на газетные статьи, а затем и на указ. Многие из них созвучны нашему мнению о самом писателе и его главном произведении. Начало 1974 года. Советская пресса изо всех сил клеймит писателя. Всё это время в приёмную Верховного Совета идут письма советских граждан с откликами сначала на газетные статьи, а затем и на указ. Многие из них созвучны нашему мнению о самом писателе и его главном произведении.


Солженицын – человек-предание, человек-легенда – первым прорвал блокаду немоты; вернул совершившемуся – реальность, множеству жертв и судеб – имя, и главное – событиям их истинный вес и поучительный смысл. Мы заново узнали, - слышим, видим, что это было такое: обыск, арест, тюрьма, пересылка, этап, лагерь. Голод, побои, труд, труп.


Нам кажется, что выход в свет в 1973 году новой книги Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» - событие огромное. По неизмеримости последствий его можно сопоставить только с событием 1953 года – смертью Сталина. Нам кажется, что выход в свет в 1973 году новой книги Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» - событие огромное. По неизмеримости последствий его можно сопоставить только с событием 1953 года – смертью Сталина. 20 …И тогда поднимем в оправданье Медный, мукой мира стёртый крест. Крест погибших в тюрьмах и изгнаньях, Крест для Бога брошенных невест. Крест детей без хлеба и без крова, Нашей повседневной нищеты, И того, кто светоч мира – слово Нес в года великой немоты. Безвестный священномученик ГУЛАГа


Список литературы: –Архипелаг ГУЛАГ: // Знание – сила. – – с –«Архипелаг ГУЛАГ» читают на родине. Из писем в ред. «Нового мира»/ //Новый мир. – – с.283 –Венгерский Ежи. Память о ГУЛАГе (Переписка А.Солженицына с Ежи Венгерским)//Нов.Польша, -с –Гегина Т.В. «Архипелаг ГУЛАГ» А.Солженицына.// Природа художественной правды – Залыгин С. Вступительная статья// Новый мир с.7 – Зорин А. Внебрачное наследие ГУЛАГа// Новый мир с. –Лейдерман Н.Л. Александр Солженицын//Современная русская литература с.179 –О смерти Елизаветы Денисовны Воронянской [ К истории уничтожения рукописи «Архипелаг ГУЛАГ»: Публ. Документов 1973/Подготовка к печати Т.Зазорина и Иофе]// Звезда. – с –Паламарчук Пётр ж.«Литература в школе 5» // 1989 г. Москва –Письма о Солженицыне// Слово – с –Смертоносная барщина о труде а ГУЛАГе// История 2006 – февр.(43) – с