Река святого лаврентия - один из уникальнейших водоемов мира. Святого лаврентия

Длина Святого Лаврентия: 1 197 километров.

Площадь бассейна Святого Лаврентия: 1 290 000 квадратных километров.

Где протекает река Святого Лаврентия: одна из величайших , берет начало из озера Онтарио, под 44°10` и 76°30` западной долготы, несет воды четырех Канадских озер в северо-восточном направлении, к и, вместе с тем, служит истоком пяти огромных озер. Если принять за исток ее реку Святой-Луис, самую большую из рек, впадающих в Верхние озера, то длина ее течения со всеми изгибами равняется 3 360 километра, с бассейном в 367 000 квадратных километров.

В разных частях своего течения река Святого Лаврентия носит различные названия; между и Верхним озер называется Ст-Мэрю, между Гуроном и Эри - Ст-Клер и Детройт, между Эри и Онтарио - Ниагарой и только от озера Онтарио - Святого Лаврентия; длина течения реки от этого пункта до впадения в залив = 1197 километров, из коих 560 километров - озеровидные глубокие плесы, имеющие ширину в 15 километров. При выходе из Онтарио русло Святого Лаврентия так широко, что его называют озером Тысячи островов (1 620 островов). Далее лежат опять на пути течения реки, которая образует здесь стремнины Лонг-Солт и Биг-Питч. Ниже Корнуолля и С.-Регис, где река входит в область , река Святого Лаврентия расширяет свое русло до 15 километров и образует озеро Святой-Франсис, на конце которого бегут стремнины, далее идет водопад озера Святой-Луис.

Вообще на всем расстоянии между озерами Онтарио и Монтреалем плавание затрудняется стремнинами, из коих значительны Сидар и Лашин, последний в 15 км от города . Не доходя Монреаля, река Святого Лаврентия принимает в себя реку , с которой образует здесь многие острова, на одном из коих лежит Монреаль. Приняв в себя далее реки Ришелье и Святой-Морис, река Святого Лаврентия расширяется в озеро (20 км ширины) Святой-Питер, с которого уже начинаются . У Квебека река разделяется на 2 рукава, образуя остров Орлеан; 150 километров далее встречается последняя стремнина, Ришелье. На 37 км ниже вода становится уже солоноватой, а 135 км далее, у Святого-Пашаля - вполне соленой. Крайние пункты реки Святого Лаврентия на юге мыс Розы, а на севере - острова Минган, Кап-Ша и Монт Пелес.

Река Святого Лаврентия принимает в себя воды 60 притоков и впадает в залив Святого Лаврентия широчайшим в мире рукавом, под 49°30` северной широты и 64° западной долготы. Разница между высотой озера Онтарио и морским берегом около 80 метров, и она одолевается посредством каналов длиной от 1,5 до 18 км (всего около 65 км каналов). Имеется канал между Онтарио и Эри, озером С.-Клер и стремнинами Сант-Мари, между и Мичиганом. Посредством р. Сорель или Ришелье и канала Шамбли большие суда ходят из реки Святого Лаврентия в озеро Чамплэйн, соединенное каналом с рекой Гудзоном. Судоходство по реке Святого Лаврентия прекращается на 4 - 5 месяцев, по причине ледохода.

Способ питания Святого Лаврентия: снегодождевой.

Притоки Святого Лаврентия: Река Святого Лаврентия принимает в себя воды 60 притоков, из коих важнейшие: Оттава (1200 километров длины), Ст-Морис, Батискан, Сагиней.

Замерзание Святого Лаврентия: Замерзает в конце октября — начале ноября, вскрывается от начала апреля до начала мая.


Св. Лаврентия

Река Св. Лаврентия протекает на востоке Северной Америки и является крупной водной артерией, соединяющей Великие озера с Атлантическим океаном. Река протекает по территории США и Канады, причем география такова, что в верхнем течении она является государственной границей, разделяющей эти государства, в нижнем течении она полностью течет по территории Канады. Протяженность ее составляет 1197 км, ширина устья 130 км, площадь бассейна реки 1269 кв.км. Впадает река в .

Бассейн реки Святого Лаврентия – самый густонаселённый и освоенный в Канаде, на этой территории развиты и сельское хозяйство, и промышленность. Количество жителей, населяющих бассейн реки, составляет 20 миллионов человек.

На всем своем протяжении река Св. Лаврентия меняет свое название. Между озерами Гуроном и Верхним озером она называется Сент-Мэрю, на участке между Эри и Гуроном - Сент-Клер и Детройт, на участке между озерами Эри и Онтарио она зовется Ниагарой и лишь от озера Онтарио реку называют рекой Св. Лаврентия. На выходе из озера Онтарио русло реки становится таким широким и объемным, что его зовут озером Тысячи островов. На самом деле по подсчетам число островов примерно достигает около двух тысяч.
Расположенные на берегах реки отвесные скалы и долины образуют один из самых больших фьордов в мире - фьорд Сагеней, протянувшийся на 100 километров.
На реке встречаются белухи, финвалы и голубые киты. Многообразие растений, животных, птиц, обитающих на берегах реки, одно из самых пёстрых на планете. В реке водятся сотни различных видов рыб, более двадцати видов земноводных и пресмыкающихся, двенадцать видов водных млекопитающих. Вдоль берегов реки и на болотах гнездится около 300 видов птиц. Питается река Святого Лаврентия снегами и дождевой водой. Сток ее является регулируемым благодаря Великим озерам. Средний годовой сброс воды равен 6748 м3 в секунду в районе озера Онтарио, а ниже устья реки Оттавы он составляет 7784 м3 в секунду. Максимальный подъем воды регистрируется в мае.


Река Снейк (Змеиная река) является крупнейшим притоком реки Колумбия, тринадцатая по величине в Соединенных Штатах. Протекает река Снейк на северо-западе США по территории четырех штатов: Айдахо, Вайоминг, Вашингтон и Орегон. Начало река берет на территории Национального парка Иеллоустоун на высоте 3000 м в Скалистых горах, далее протекает через национальный парк Гранд-Титон и далее, образуя несколько [...]

Географическое положение острова Святого Лаврентия уникально уже потому, что он не только находится между двумя материками - Евразией и Северной Америкой, но также между Старым Светом и Новым Светом. Картина будет неполной, если не вспомнить, что остров к тому же оказался между двумя океанами - Северным Ледовитым и Тихим, пусть даже фактически он находится в Беринговом море - окраинном море Тихого океана.
Геологические исследования показали, что остров Святого Лаврентия в действительности является «осколком» перешейка, некогда находившегося на месте Берингова пролива. Следовательно, здесь ступала нога доисторических путешественников, заселявших Америку.
Благодаря особенностям розы ветров в районе острова южнее его сформировался природный феномен - постоянная полынья, так как преобладающий северный и восточный ветер отгоняет лед от берега в океан.
Ландшафт острова довольно однообразен: холмистая равнина с отдельными возвышенностями. Здесь зона тундры, и если и есть деревья, то низкорослые, а в основном тут произрастает невысокий кустарник арктической ивы.
Зато фауна поражает изобилием, что объясняется соседством острова с мощными течениями, приносящими массы планктона, с которыми перемещаются и косяки рыб. Поэтому побережье облюбовали колонии морских млекопитающих, а высокие берега усеяны птичьими базарами. Ежегодно сюда прилетает около 3 млн особей морских птиц, здесь обитают преимущественно тупик, чистик, гагара, кайра, трехпалая чайка и гага.

История

Остров был открыт 10 августа 1728 г. русским мореплавателем Витусом Берингом (1681-1741 гг.) во время Первой Камчатской экспедиции 1724-1729 гг.
В этот день Русская православная церковь отмечает день св. мученика архидиакона Лаврентия, в честь него остров и был назван.
Тут следует заметить, что до появления здесь русской экспедиции остров в течение 2 тыс. лет периодически заселяли эскимосы - как с Чукотки, так и с , - причем население острова было куда больше, чем в наше время. В XVIII-XIX вв. здесь жило около 4 тыс. чел. Причина в том, что с материка до острова добраться нетрудно, особенно при спокойном море, и эскимосы относили его к числу своих охотничьих угодий.
Ранний период пребывания эскимосов на острове связан с расцветом оквикской культуры, когда были заложены основы искусства резьбы по кости с изображением животных, а за ней культур бирниркской и туле. Островитяне выполняли резьбу на всех изделиях из кости и даже на гарпунах для ловли морского зверя: считалось, что это поможет отправить орудие точно в цель. И в настоящее время в культурном отношении жители острова тяготеют к эскимосам Чукотки.
Причина, по которой численность эскимосов так резко упала, никак не связана с появлением здесь русских и впоследствии американцев: между 1878 и 1880 гг. на острове был голод, и те, кто был в состоянии покинуть остров, перебрались на материк.
Остров Святого Лаврентия находится на севере Берингова моря и в южной части , к юго-востоку от и к западу от Аляски. Остров находится в зоне действия Анадырского течения, приносящего холодные морские воды. К югу от острова - громадная постоянная полынья.
В течение долгого времени жители острова оставались вне правовых уложений, пока в 1971 г. его население не получило особые права.
В административном отношении остров, хотя и находится ближе к Чукотскому полуострову, чем к Аляске, в результате исторических обстоятельств оказался в так называемой зоне переписи населения Ном. Это очень своеобразная единица территориального деления без административного центра, входящая в состав другой территориальной единицы - неорганизованного боро. Своеобразие в том, что неорганизованное боро создается там, где крайне мало жителей и невозможно создать местное самоуправление, но все равно требуется проводить перепись населения. Остров Святого Лаврентия соответствует всем этим критериям: численность местного населения мала, до ближайшего крупного города Ном - более двух сотен километров на самолете над бушующим Беринговым морем.
Живут здесь в основном эскимосы, которых еще называют юитами, потому что они говорят на разновидности юитского языка. На исторические связи эскимосов российской Чукотки и американского острова Святого Лаврентия указывает хотя бы то, что их языки очень похожи.
Занятия местного населения за тысячи лет мало изменились: все та же рыбная ловля и китобойный промысел, сбор ягод и яиц морских птиц. Занимаются здесь и оленеводством, но олени-карибу были завезены сюда лишь в 1900 г. и хорошо прижились. А искусные резные поделки из моржовой и китовой кости островитяне теперь изготавливают не в ритуальных целях, а как редкие и дорогие сувениры для продажи туристам.
На острове всего два населенных пункта - городки Гамбелл и Савунга. Населению поселков принадлежит почти вся земля острова - кроме той, что федеральное правительство оставило для объектов министерства обороны: некоторое время здесь работала радиолокационная станция ВВС США. После закрытия станции эскимосы начали жаловаться на отравление земель химическими веществами со станции. Та часть территории острова, что была возвращена военными эскимосам, получила особый статус «Бывшая в использовании территория оборонного значения», а все военные объекты были уничтожены по специальной дорогостоящей федеральной программе по очистке территории в 2003 г.
Долгое время эскимосы вообще не имели никаких прав на эти скалы посреди моря, пока под давлением общественности в 1971 г. не был принят известный Акт об урегулировании претензий коренных жителей Аляски. Эскимосы получили право не только на ловлю рыбы и морского зверя для собственных нужд, но также на «извлечение из недр различных окаменелостей». Учитывая то, что за тысячи лет здесь образовались буквально залежи костей китов и прочих крупных морских млекопитающих, эскимосам в буквальном смысле достаточно нагнуться, чтобы подобрать материал для костяных сувениров.
Местные жители не только добывают кости, но и охотятся на гренландских китов, да в таких масштабах, что поселок Савунга даже получил неофициальное прозвище «Китовая столица мира», и здесь проводится ежегодный Китовый фестиваль.
В обоих поселках острова построены небольшие аэропорты, принимающие регулярные рейсы с американской Большой земли - из города Ном.

Общая информация

Местонахождение : север Тихого океана, Берингово море.

Происхождение : континентальное.

Административная принадлежность : зона переписи населения Ном, штат Аляска, США.
Населенные пункты : поселок Гамбелл - 681 чел. (2010 г.), поселок Савунга - 671 чел. (2010 г.).
Языки : английский, юитский язык и его диалекты.

Этнический состав : коренные американцы (эскимосы) - 95%, прочие (белые, азиаты, метисы) - 5% (2000 г.).

Религия : христианство (католики, пресвитериане, баптисты и методисты).

Денежная единица : доллар США.

Цифры

Площадь : 4640,1 км 2 .

Длина : 140 км.

Ширина : 35 км.

Население : 1352 чел. (2010 г.).
Плотность населения : 0,3 чел/км 2 .
Самая высокая точка : гора Атук (672 м).

Удаленность : 231 км к юго-западу от города Ном (Аляска, США), 74 км к северо-востоку от полуострова Чукотка (Чукотский автономный округ, Россия).

Климат и погода

Морской субарктический.
Средняя температура воздуха в январе : -14°С.
Средняя температура воздуха в июле : +11°С.
Среднегодовое количество осадков : 1600-1800 мм.
Относительная влажность воздуха : 80%.

Экономика

Морское рыболовство и охота на морских млекопитающих (кит, морж, нерпа).

Традиционное ремесло : резьба по кости.
Сфера услуг : туристические, транспортные, торговые.

Достопримечательности

Природные : прибрежные скалы-арки,птичьи базары,колонии морских млекопитающих.
Исторические : заброшенные строения на военных объектах.

Любопытные факты

■ Согласно подтвержденным историческим документам, остров Святого Лаврентия был первым местом на Аляске, куда ступила нога европейского путешественника.
■ На старых российских картах встречается английская форма названия острова - Сент-Лоренс, причем появилась она после того, как Российская империя продала Аляску Северо-Американским Соединенным Штатам.
■ Поселок Гамбелл был назван в память о Нелли Гамбелл - первой учительнице на острове, погибшей со всей семьей в 1898 г.: их корабль «Джейн Грей» потонул во время сильнейшего шторма, когда они возвращались на остров.
■ Хотя на острове всего два населенных пункта, между ними нет никакой конкуренции за право быть главным: исторически сложилось так, что поселок Гамбелл эскимосы называли так же, как и весь остров - Сивукак, тем самым подчеркивая его особое значение, В юитском языке есть еще два названия этого поселка - Чибучак и Севуокок, которые используются в зависимости от темы разговора.
■ До 1963 г. на острове официально действовала почта на собачьих упряжках, пока последний почтальон Честер Нунгвук из Савунги не ушел на пенсию.
■ Более 40% населения острова в настоящее время составляет молодежь в возрасте до 20 лет, а уровень безработицы приближается к 40%.
■ В честь Святого Лаврентия названы также самый крупный на земле залив в Северной Америке и река, соединяющая североамериканские Великие озера с Атлантическим океаном.
Главный источник материала для резьбы по кости - две большие «костяные ямы»: настоящие ямы, в которые эскимосы в течение столетий сбрасывали скелеты добытых животных, а теперь раскапывают их в надежде отыскать бивни моржа. Устье - Высота - Координаты Страны

США США , Канада Канада

К:Реки по алфавиту К:Водные объекты по алфавиту К:Реки до 5000 км в длину К:Карточка реки: заполнить: Регион Река Святого Лаврентия Река Святого Лаврентия

Река́ Свято́го Лавре́нтия (фр. fleuve Saint-Laurent , англ. Saint Lawrence River ) - крупная водная артерия в Северной Америке, протекающая по территории США и Канады и соединяющая Великие озёра с Атлантическим океаном . В устье ширина реки достигает 130 километров. Длина реки составляет 1197 км , площадь бассейна - 1 344 200 км².

Историко-культурное значение

Река носит название, данное ей Жаком Картье . Помимо реки, это имя получил также залив, в который она впадает. После путешествий Шамплена долина реки Св. Лаврентия стала центром французской колонизации региона: здесь сформировалась часть территории Новой Франции - провинция Квебек с городами Монреаль , Квебек , Леви и Труа-Ривьер . Во время Семилетней войны эти земли были захвачены британцами. Несмотря на это, регион продолжает являться центром французского языка и культуры в Северной Америке. Река стала первым просторным путём для торговцев пушниной и колонистов, а в наши дни для огромных океанских грузовых судов.

Особенности реки

Отвесные скалы и долины, встречаясь с водой, образуют один из крупнейших в мире фьордов - фьорд Сагеней , простирающийся почти на 100 километров. С севера в реку Святого Лаврентия впадает мощная река Сагеней , образуя эстуарий , где океанский прилив встречается с речным течением.

По мнению гидробиологов, здесь встречаются два подводных мира. Холодная и солёная океанская вода течёт через подводные каналы на глубине 400 метров, затем вырывается наружу и смешивается с пресной водой рек.

За Монреалем, далее вглубь страны, на протяжении 160 километров река встречается со множеством порогов. За ними на протяжении 60 километров река становится спокойнее, что делает возможным судоходство через усеянный островами участок, называемый «Тысяча островов» (число островов по подсчётам составляет около двух тысяч).

Растительный и животный мир

Судоходство по реке

Ещё в 1680 году колонисты думали расширить русло реки, чтобы океанские суда могли проходить за Монреаль по каналам, минуя бурные пороги. В 1959 году эта мечта осуществилась и был открыт глубоководный путь Святого Лаврентия, протяжённостью 293 км. Он славится как одно из выдающихся в мире инженерных сооружений. Чтобы построить этот канал между Монреалем и озером Онтарио , были смонтированы семь новых шлюзов. Было выкопано более 150 миллионов кубических метров земли и камней, залиты тысячи тонн бетона.

«Во всем мире нет реки равной этой. Хотя путешествие не такая уж простая штука, но великолепие этой реки, рокот Ниагарского водопада и бесконечная череда озёр и островов делают его крайне притягательным» .

Океанские суда, направляющиеся по расширенной реке в Дулут-Сьюпириор (англ.) русск. , расположенный в принадлежащей Соединённым Штатам части Верхнего озера , словно на лифте поднимаются на 180 метров над уровнем моря - высоту, равную 60-этажному небоскрёбу. Все путешествие от Атлантического океана вглубь страны составляет 3 700 километров. Океанские суда принесли экономическое процветание городам, расположенным по течению реки. В книге «Великие озера - речная система Св. Лаврентия» (англ.) даётся такое описание:

«На границе двух государств находится индустриальное сердце Канады и Соединённых Штатов, численность населения там более 100 миллионов человек, река является крупнейшим источником промышленного богатства западного мира» .

Среди более чем 150 портов по всей протяжённости водного маршрута от Атлантического океана до Верхнего озера, такие как Квебек , Монреаль , Торонто , Гамильтон , Су-Сент-Мари , Буффало , Эри , Кливленд , Детройт , Чикаго и Дулут-Сьюпириор. Суда из различных частей планеты ежегодно доставляют по реке Святого Лаврентия миллионы тонн грузов. Использование этой речной системы создаёт десятки тысяч рабочих мест и ежегодно приносит миллиарды долларов дохода.

В 2013 году канадские власти разрешили судам класса post-panamax движение по реке Святого Лаврентия. Отныне между Квебеком и Монреалем возможно судоходство для судов шириной 44 метра (ранее было ограничение в 32.1 м). Это существенно повышает возможности монреальского порта, который играет существенную роль на североамериканском рынке контейнерных перевозок. Как сообщила президент-директор администрации порта Монреаль Сильвия Вашон (Sylvie Vachon), решение было принято на основании исследования, заказанного портовой администрацией, и проведенного совместно департаментом транспорта Канады, береговой охраной Канады, а также двумя лоцманскими организациями - Administration de Pilotage des Laurentides и Corporation des Pilotes du St-Laurent central.

Крупная катастрофа

Во время своего очередного рейса 29 мая 1914 года, канадский комфортабельный пассажирский лайнер «Эмпресс оф Айрленд » столкнулся с норвежским углевозом «Стурстад» на реке Святого Лаврентия и через 14 минут затонул на глубине более 40 метров. Он имел на борту 1477 человек (420 членов экипажа и 1057 пассажиров). Из этого числа пассажиров и членов команды выжило только 463 человека. Масштаб катастрофы и число погибших едва уступают катастрофам «Титаника » и «Лузитании ».

Напишите отзыв о статье "Река Святого Лаврентия"

Примечания

Ссылки

  • (англ.)
  • (англ.)
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Река Святого Лаврентия

Масон хрипло, старчески прокашлялся и кликнул слугу.
– Что лошади? – спросил он, не глядя на Пьера.
– Привели сдаточных, – отвечал слуга. – Отдыхать не будете?
– Нет, вели закладывать.
«Неужели же он уедет и оставит меня одного, не договорив всего и не обещав мне помощи?», думал Пьер, вставая и опустив голову, изредка взглядывая на масона, и начиная ходить по комнате. «Да, я не думал этого, но я вел презренную, развратную жизнь, но я не любил ее, и не хотел этого, думал Пьер, – а этот человек знает истину, и ежели бы он захотел, он мог бы открыть мне её». Пьер хотел и не смел сказать этого масону. Проезжающий, привычными, старческими руками уложив свои вещи, застегивал свой тулупчик. Окончив эти дела, он обратился к Безухому и равнодушно, учтивым тоном, сказал ему:
– Вы куда теперь изволите ехать, государь мой?
– Я?… Я в Петербург, – отвечал Пьер детским, нерешительным голосом. – Я благодарю вас. Я во всем согласен с вами. Но вы не думайте, чтобы я был так дурен. Я всей душой желал быть тем, чем вы хотели бы, чтобы я был; но я ни в ком никогда не находил помощи… Впрочем, я сам прежде всего виноват во всем. Помогите мне, научите меня и, может быть, я буду… – Пьер не мог говорить дальше; он засопел носом и отвернулся.
Масон долго молчал, видимо что то обдумывая.
– Помощь дается токмо от Бога, – сказал он, – но ту меру помощи, которую во власти подать наш орден, он подаст вам, государь мой. Вы едете в Петербург, передайте это графу Вилларскому (он достал бумажник и на сложенном вчетверо большом листе бумаги написал несколько слов). Один совет позвольте подать вам. Приехав в столицу, посвятите первое время уединению, обсуждению самого себя, и не вступайте на прежние пути жизни. Затем желаю вам счастливого пути, государь мой, – сказал он, заметив, что слуга его вошел в комнату, – и успеха…
Проезжающий был Осип Алексеевич Баздеев, как узнал Пьер по книге смотрителя. Баздеев был одним из известнейших масонов и мартинистов еще Новиковского времени. Долго после его отъезда Пьер, не ложась спать и не спрашивая лошадей, ходил по станционной комнате, обдумывая свое порочное прошедшее и с восторгом обновления представляя себе свое блаженное, безупречное и добродетельное будущее, которое казалось ему так легко. Он был, как ему казалось, порочным только потому, что он как то случайно запамятовал, как хорошо быть добродетельным. В душе его не оставалось ни следа прежних сомнений. Он твердо верил в возможность братства людей, соединенных с целью поддерживать друг друга на пути добродетели, и таким представлялось ему масонство.

Приехав в Петербург, Пьер никого не известил о своем приезде, никуда не выезжал, и стал целые дни проводить за чтением Фомы Кемпийского, книги, которая неизвестно кем была доставлена ему. Одно и всё одно понимал Пьер, читая эту книгу; он понимал неизведанное еще им наслаждение верить в возможность достижения совершенства и в возможность братской и деятельной любви между людьми, открытую ему Осипом Алексеевичем. Через неделю после его приезда молодой польский граф Вилларский, которого Пьер поверхностно знал по петербургскому свету, вошел вечером в его комнату с тем официальным и торжественным видом, с которым входил к нему секундант Долохова и, затворив за собой дверь и убедившись, что в комнате никого кроме Пьера не было, обратился к нему:
– Я приехал к вам с поручением и предложением, граф, – сказал он ему, не садясь. – Особа, очень высоко поставленная в нашем братстве, ходатайствовала о том, чтобы вы были приняты в братство ранее срока, и предложила мне быть вашим поручителем. Я за священный долг почитаю исполнение воли этого лица. Желаете ли вы вступить за моим поручительством в братство свободных каменьщиков?
Холодный и строгий тон человека, которого Пьер видел почти всегда на балах с любезною улыбкою, в обществе самых блестящих женщин, поразил Пьера.
– Да, я желаю, – сказал Пьер.
Вилларский наклонил голову. – Еще один вопрос, граф, сказал он, на который я вас не как будущего масона, но как честного человека (galant homme) прошу со всею искренностью отвечать мне: отреклись ли вы от своих прежних убеждений, верите ли вы в Бога?
Пьер задумался. – Да… да, я верю в Бога, – сказал он.
– В таком случае… – начал Вилларский, но Пьер перебил его. – Да, я верю в Бога, – сказал он еще раз.
– В таком случае мы можем ехать, – сказал Вилларский. – Карета моя к вашим услугам.
Всю дорогу Вилларский молчал. На вопросы Пьера, что ему нужно делать и как отвечать, Вилларский сказал только, что братья, более его достойные, испытают его, и что Пьеру больше ничего не нужно, как говорить правду.
Въехав в ворота большого дома, где было помещение ложи, и пройдя по темной лестнице, они вошли в освещенную, небольшую прихожую, где без помощи прислуги, сняли шубы. Из передней они прошли в другую комнату. Какой то человек в странном одеянии показался у двери. Вилларский, выйдя к нему навстречу, что то тихо сказал ему по французски и подошел к небольшому шкафу, в котором Пьер заметил невиданные им одеяния. Взяв из шкафа платок, Вилларский наложил его на глаза Пьеру и завязал узлом сзади, больно захватив в узел его волоса. Потом он пригнул его к себе, поцеловал и, взяв за руку, повел куда то. Пьеру было больно от притянутых узлом волос, он морщился от боли и улыбался от стыда чего то. Огромная фигура его с опущенными руками, с сморщенной и улыбающейся физиономией, неверными робкими шагами подвигалась за Вилларским.
Проведя его шагов десять, Вилларский остановился.
– Что бы ни случилось с вами, – сказал он, – вы должны с мужеством переносить всё, ежели вы твердо решились вступить в наше братство. (Пьер утвердительно отвечал наклонением головы.) Когда вы услышите стук в двери, вы развяжете себе глаза, – прибавил Вилларский; – желаю вам мужества и успеха. И, пожав руку Пьеру, Вилларский вышел.
Оставшись один, Пьер продолжал всё так же улыбаться. Раза два он пожимал плечами, подносил руку к платку, как бы желая снять его, и опять опускал ее. Пять минут, которые он пробыл с связанными глазами, показались ему часом. Руки его отекли, ноги подкашивались; ему казалось, что он устал. Он испытывал самые сложные и разнообразные чувства. Ему было и страшно того, что с ним случится, и еще более страшно того, как бы ему не выказать страха. Ему было любопытно узнать, что будет с ним, что откроется ему; но более всего ему было радостно, что наступила минута, когда он наконец вступит на тот путь обновления и деятельно добродетельной жизни, о котором он мечтал со времени своей встречи с Осипом Алексеевичем. В дверь послышались сильные удары. Пьер снял повязку и оглянулся вокруг себя. В комнате было черно – темно: только в одном месте горела лампада, в чем то белом. Пьер подошел ближе и увидал, что лампада стояла на черном столе, на котором лежала одна раскрытая книга. Книга была Евангелие; то белое, в чем горела лампада, был человечий череп с своими дырами и зубами. Прочтя первые слова Евангелия: «Вначале бе слово и слово бе к Богу», Пьер обошел стол и увидал большой, наполненный чем то и открытый ящик. Это был гроб с костями. Его нисколько не удивило то, что он увидал. Надеясь вступить в совершенно новую жизнь, совершенно отличную от прежней, он ожидал всего необыкновенного, еще более необыкновенного чем то, что он видел. Череп, гроб, Евангелие – ему казалось, что он ожидал всего этого, ожидал еще большего. Стараясь вызвать в себе чувство умиленья, он смотрел вокруг себя. – «Бог, смерть, любовь, братство людей», – говорил он себе, связывая с этими словами смутные, но радостные представления чего то. Дверь отворилась, и кто то вошел.