Почему большая пробка. Почему на дорогах образуются пробки. Влияние мирового экономического кризиса, на состояние с пробками на дорогах

Пробки уже давным-давно стали неотъемлемой частью жизни москвича и с наступлением теплого времени года стоит ожидать только ухудшение транспортной обстановки на дорогах. Вот и сегодня ЦОДД предположил, что в выходные стоит ожидать пробки на вылетных магистралях города . На момент написания поста (17:00) никаких особых затруднений Яндекс не фиксировал, но всё ещё впереди. Я предлагаю вам свою точку зрения, почему в Москве так затруднено движение по дорогам.

Причин затрудненного движения сразу несколько:

1. Большое число машин

Примерно 10% зарегистрированных в России автомобилей находится в Москве, что безусловно сказывается на движении в городе. Особенно это ощущается в час-пик, когда на дороги города одновременно выходит порядка полумиллиона автомобилей, притом, что столичные дороги рассчитаны максимум на 300-400 тысяч.

Из года в год число автомобилей в городе растёт, однако темп роста числа автомобилей из-за кризиса сократился: если за 2013 год их число увеличилось на 216 тысяч, то в 2015 году аналогичный показатель был в 4 раза меньше . Но говорить о том, что в ближайшем будущем на дорогах станет значительно свободнее, нельзя.

2. Неразвитость сетки дорог.

В Москве чисто исторически сложилось то, что компании стараются иметь свой офис в центре города, так как это логистически удобнее большинству сотрудников. Однако именно из-за этого по утрам не протолкнуться ни в метро ни на дорогах - в один прекрасный момент времени всем необходимо ехать в центр.

По вечерам же наблюдается обратная ситуация.

На это ещё накладывает серьезные ограничения отстутствие альтернативных вариантов маршрута чаще всего в местах, где есть реки и железные дороги, разрезающие местность на несколько частей. В итоге большому числу авттомобилистов приходится проезжать по одному, максимум двум путепроводам, что сказывается и на пройденном километраже и на затраченном времени.

3. Сами водители . Да-да, зачастую именно водители, а точнее водятлы создают серьёзные проблемы для окружающих. Вот отличительные особенности водятлов:


  • любят перестраиваться без включенных поворотников, из-за чего иногда попадают в ДТП или создают аварийную ситуацию,

  • обожают передвигаться по обочине, а потом пытаться встроиться в поток,

  • поворачивают направо со 2-3 полосы, хотя можно только с 1,

  • обожают "превращать" однополосые дороги в двухполосые,

  • выезжают на загружнный перекресток.

Вот так выглядит типичный перекресток в России. Из-за того, что некоторым мудакам невтерпёж подождать, страдают все из-за резкого снижения пропускной способности. Сейчас штраф за подобное нарушение составляет 500 рублей, что сущие копейки. Определённо этот штраф необходимо увеличить, чтобы мудаков на дороге было меньше.

4. Но основной же причиной, почему в Москве люди всё больше задумываются о приобретении автомобиля - невозможность комортного передвижения в общественном транспорте . Далеко не все захотят ехать в переполненном автобусе, прижатым к стеклу потным жирным мужиком. А ведь именно такое и можно встретить в нашем транспорте, особенно в летнее время.

Плюс ко всему, на время движения транспорта сказывается наличие турникетов, затрудняющих вход пассажиров. Из-за этого на остановках у станций метро автобус может стоять минимум 5 минут, пока все пассажиры не провалидируют свой проездной билет.

Лично я вижу только один выход из сложившейся ситуации - это развитие общественного транспорта и платные парковки. Именно так. Причём начать лучше всего с развития общественного транспорта: запускать новые маршруты, сокращать интервалы в движениях, убрать наконец-таки эти дурацкие турникеты.

Другое дело, что политика мэрии нашего города в данном направлении странная. С одной стороны они вводят различные ограничения для автомобилистов, но с другой они не предоставляют взамен услуги соответствующего качества. Всё это вытекает в справедливое негодование.

А если хотите следить за новостями Москвы, то рекомендую посетить мою страницу Facebook

В Москве стартовал новый этап программы благоустройства «Моя улица», который продлится до конца лета. В этом году работы затронут 80 объектов, включая улицы Садового и Бульварного колец, а также центр города. Чиновники, отвечающие за состояние городской инфраструктуры, заранее прогнозируют серьезные затруднения движения в центральной части столицы и увеличение загруженности дорог. Пресс-служба ГКУ «Центр организации дорожного движения» (ЦОДД) сообщила, что загруженность дорог в утренние и вечерние часы пик вырастет до восьми-девяти баллов.

Наиболее тяжелая дорожная ситуация ожидается на Садовом и Бульварном кольцах. В середине прошлой недели Садовое кольцо уже вставало в «бордовых» пробках, а в соцсетях автомобилисты жаловались на слишком долгий путь на работу и домой. ЦОДД попросил отказаться от поездок в центр города и пересесть на общественный транспорт, либо пользоваться Третьим транспортным кольцом, ситуация на котором тоже ухудшилась. Эксперты пояснили корреспонденту сайт, что альтернативы заторам практически нет, и период ремонтных работ придется перетерпеть.

В глухих пробках Садовое кольцо встает не в первый раз, и для периода реконструкции это нормально, уверен руководитель проекта Probok.net Александр Шумский. «В прошлые годы было точно так же. Ограничивается один-два ряда, а то и больше, кольцо сужается. При этом любые работы требуют много места, потому что работает техника, которой нужны определенные зоны безопасности».

Директор Института экономики транспорта и транспортной политики Михаил Блинкин, в свою очередь, уверен, что местные сужения на Садовом кольце не имеют существенного влияния на пропускную способность магистрали. Проблема в том, говорит эксперт, что работы начались одновременно по всему центру: «Садовое широкое, и локальные сужения не так страшны. Проблема в том, что у нас ремонт идет везде одновременно. Придется терпеть, к осени все будет нормально».

Время для производства ремонтных работ выбирать не приходится, утверждает Михаил Блинкин: «Все упирается в короткий строительный сезон. Дней в году, когда можно вести работы с соблюдением технологий, очень мало. Поэтому получается, что одновременно стартуют работы по многим объектам, это системное ухудшение», - говорит эксперт, отмечая, что в случае растягивания работ недовольные все равно бы нашлись. К тому же, в летний период в Москве традиционно меньше машин, и работы не так сильно влияют на трафик.

«Майские праздники сильно уменьшат количество автомобилистов, потом начнется летний сезон, когда многие уезжают. В таких условиях люди быстрее перестраиваются, привыкают», - полагает Шумский.

Затронет реконструкция и парковочное пространство. По официальной информации, со всех тротуаров Садового кольца шириной менее семи метров парковки уберут, чтобы машины не мешали пешеходам. Нельзя будет припарковаться на Зубовском бульваре, Смоленском и Новинском бульварах, Садово-Триумфальной, Садово-Каретной, Садово-Самотечной, Садово-Сухаревской улицах, Малой Сухаревская и Большой Сухаревская площадях, Садовой-Спасской, Садово-Черногрязской улицах, на Земляном Валу и Валовой улице. Зато новые парковочные места появятся на Смоленской-Сенной и Малой Сухаревской площадях, Садовой-Кудринской, Большой Садовой, Садовой-Триумфальной, Садовой-Самотечной, Садовой-Сухаревской и Житной улицах.


По информации «Российской газеты» , после реорганизации на Садовом кольце будет 332 парковочных места. Александр Шумский говорит, что меньше их не станет. «Если мы говорим про легальные парковочные места, то на Садовом их как раз станет больше. Будут построены дублеры, двойные полосы с парковочными карманами, их количество в целом должно увеличится. Будут ли они на конкретной улице, зависит от проекта», - объясняет эксперт.

После реконструкции Садовое кольцо станет уже, но это не значит, что осенью магистраль поедет медленнее, чем до начала работ. Сужение проезжей части не всегда уменьшает пропускную способность дороги, говорит Шумский: «На тех участках, которые были модернизированы в прошлые годы, хуже не стало. Зато ехать там теперь понятнее как с точки зрения рядности, так и схемы движения в целом». Но в целом идея реконструкции, уверяет Шумский, заключается в создании удобной городской среды, поэтому лучше становится пешеходам, велосипедистам и общественному транспорту.

Из-за ремонта на Садовом и Бульварном кольцах повышенная нагрузка ляжет на другие дороги центра и ТТК, однако на Третьем транспортном сейчас тоже тяжелая ситуация. Самым узким местом Третьего кольца является Автозаводский мост, на котором уже несколько месяцев проводятся работы по устройству гидроизоляции и дренажных каналов, замене деформационных швов и ограждения. В целом ремонт займет восемь месяцев и завершится к началу июня, а пока все столичные кольца загружены сверх меры, отмечает Шумский: «Из-за ремонта на ТТК еще в конце прошлого года вся нагрузка легла на Садовое, а сейчас транспорт пытается переместиться обратно».

Адаптация к нововведениям, говорит Блинкин, происходит быстро, причем не только за счет перераспределения транспортных потоков. Если не считать тех, кто не может обойтись без машин, более половины автомобилистов между приключениями в пробках и общественным транспортом выберут последний, уверен эксперт.

«Есть три категории упертых автомобилистов: молодые, которые не признают метро, те, которым по работе невозможно обойтись без машин, а также категория лакшери-автовладельцев. Все прочие, а их абсолютное большинство из 3,5 млн московских водителей, готовы использовать общественный транспорт. Это обычное рациональное транспортное поведение», - утверждает специалист.


Работы также будут проводиться и на вылетных магистралях, но движение на них, уверены эксперты, заметно не изменится. «Трафику из центра деваться некуда, машины, как и раньше, будут выезжать по магистралям, и больше их там не станет», - утверждает Александр Шумский.

К тому же работы на них, говорит эксперт, почти не затронут проезжую часть: «Благоустройство касается освещения, газонов, архитектурных строений, а также въездных групп». Впрочем, асфальтовое покрытие на магистралях также будут менять, но эти работы будут проводиться в рамках другой городской программы и только в ночное время суток.

Все проведенные в Москве реконструкции, равно как и большие московские стройки, лишь незначительно меняют баланс между количеством автомобилей и доступного им асфальта, подытоживает Блинкин: «В Москве этот баланс коренным образом нарушен, и восстановить его строительными средствами нельзя».

Эксперт утверждает, что строительство дорог поможет улучшить ситуацию только локально, как, например, в случае с развязками на МКАД. «Надо привыкнуть к тому, что Москва - не автомобильный город. Желание автомобилистов в первом поколении жить в многоэтажке и иметь две машины в семье наивно», - полагает Михаил Блинкин. Эксперт утверждает, что во всем мире типология транспортного поведения быстро меняется, и в России тоже скоро начнут более рационально относиться к личному транспорту.

Все работы по реновации улиц центра должны быть завершены в августе. «В Москве есть традиция заканчивать ремонт ко дню города, но по многим объектам стоит срок середина июля», - объясняет Шумский. Сама программа «Моя улица» рассчитана до 2018 г., поэтому в следующем году работы по реновации столичных дорог продолжатся.


Столичная мэрия начала масштабную реконструкцию центральных улиц. Что изменится в городе? как долго продлятся заторы? И почему в этом году работы по благоустройству пройдут стахановскими темпами?

Средняя скорость в Москве упала вдвое. Сервис "Яндекс.Пробки" в вечерний час пик снова показывает подзабытые девять баллов. И это не предел: в ЦОДД предупредили, что могут быть все десять. Терпеть неудобства москвичам придется до июня, пока из города не уедут отпускники. Потом станет легче, на балл-два, а к нормальному трафику все вернется ближе к октябрю, когда в Москве закончится реконструкция. В этом году в программу “Моя улица ” - попали 52 километра городских дорог. Почти все Садовое и Бульварное кольца, 14 набережных и район вокруг Зарядья. Вместе с этим московские дорожники будут проводить плановую замену асфальта и бордюров. На выходе центр Москвы существенно изменит внешний облик: на Садовом кольце появятся деревья и новая пешеходная зона, на Бульварном - облагородят внешнюю сторону. Обещают - красиво, но надо терпеть, говорит соучредитель фонда Городские проекты Максим Кац.

Максим Кац соучредитель фонда Городские проекты "Терпеть, конечно, противно. Я должен сказать, что сам живу в центре последние два года, и у меня в прошлом году напротив дома, а в этом году прямо вот около подъезда копают. Но что хорошо в этой реконструкции, и почему потерпеть стоит? Она происходит правильно. Она происходит по всем принципам современной урбанистки, так скажем. То есть расширяют тротуары, ставятся удобные скамейки, сажаются деревья, сужаются дороги, делаются более удобные переходы. После того, как это все будет сделано, будет очень удобная и качественная городская среда, поэтому я терплю с удовольствием" .

Загруженный центр осложняет движение на Третьем кольце и далее по магистралям. На авто лучше не передвигаться. Мэр призвал горожан пересесть на общественный транспорт. Есть еще такси, но оно, как и все, стоит в пробках. Придется ли москвичам оплачивать время в заторах? И не вырастут ли цены на поездки по городу?

Александр таксист "Цены в основном не повышаются, потому что сейчас в основном фиксированные цены идут. Если в час пик, допустим, большие пробки идут, то идет фиксированная цена. Это уже во многих такси-компаниях. Он может отклонятся, плюс-минус, но не так уж и много. Но из-за ремонта сейчас много аварий. Бывает, что стоишь мертво. Клиент платит, в принципе, указанную сумму, а водителю уже идет доплата" .

Проблемы будут с парковками, часть которых временно перестает работать, можно встать по привычке и попасть под эвакуацию. Такие случаи уже описывают в Сети. И, конечно, возникает закономерный вопрос: зачем нужно было в этом году проводить столь масштабную реконструкцию? Ответ простой: в 2018 году Москва принимает Чемпионат мира по футболу. Он пройдет летом, поэтому привести весь центр в порядок нужно в этом году. Иначе перед гостями будет неудобно.

Многие чиновники и журналисты, а вслед за ними и обыватели говорят, что в Москве много машин - и именно поэтому так много пробок. Идея Каца о том чтобы пересадить как можно больше людей на общественный транспорт исходит из той же предпосылки - машин много, нужно сокращать их количество на дорогах.
Это утверждение абсолютно неверное.

Смотрим статистику :
По количеству легковых автомобилей на 1000 населения Россия на 56 месте в мире.
В США на 1000 человек больше 800 машин, в России - около 250.
В Москве и Московской области по данным за 2010 год - около 300.

Почему если машин почти в 3 раза меньше чем в других столицах, в Москве такие пробки?


(Большую часть информации я взяла из статьи эксперта-транспортника М.Я. Блинкина "Московские пробки: этиология и патогенез" )

Главная проблема в изначальной планировке города. Европейские и американские города были построены по римской системе - с четкой прямоугольной сеткой дорог:

Такая система считается идеальной, потому что из любой точки города можно легко добраться в другую разными маршрутами. Если вдруг на одной дороге образуется пробка, ее всегда можно объехать, машины рассасываются и таким образом происходит саморегуляция дорожного движения.

Москва была построена по византийской радиально-кольцевой системе, что было удобно когда-то для защиты города от набегов, но крайне неудобно для современного транспорта из-за неизбежно нарастающего потока машин в центре.


Радиально-кольцевая система в Москве сочетается с ёлочной системой: когда мелкие боковые дороги-ветки соединяются со стволом - главной дорогой. При этом с одной ветки на другую можно добраться только через главную дорогу. Например, из Зелика в Химки можно добраться только по Ленинградке. Нет альтернативных дорог.
Такая система характерна для всей европейской части России: дороги идут от районных центров к областным, от областных - к Москве. Связь между регионами практически отсутствует.


Как добраться из Твери в Калугу? Через Москву.
А как добраться из Владимира в Тверь? Тоже через Москву =)

По такому же елочному принципу построены дороги и во многих периферийных районах Москвы. При такой системе отсутствует возможность выбирать маршрут. Все едут по одному шоссе, и там неизбежно возникает пробка, которую невозможно объехать.

Как московские власти "решают" такие проблемы: расширением шоссе. Ок, дорога стала шире, машины стали ехать по ней свободнее - но ведь в итоге это шоссе упирается в Садовое кольцо, в узкие улицы центра.
Что произойдет если расширить Ленинградку? Уже сейчас Тверская часто стоит до самой Белорусской. Эта пробка разрастется еще больше: машины, которые сейчас застревают в районе МКАДа, с расширением будут проезжать сразу в центр.

Существует такое понятие как связность дорожной сети. Ранг связности сети определяет количество возможных на ней альтернативных маршрутов. Чем выше связность, тем удобнее транспортная сеть, тем меньше пробок. Чтобы уменьшить пробки в Москве, необходимо прокладывать альтернативные дороги, увеличивая связность.
Т.о. для ликвидации пробок на Ленинградке как раз сильно помогло бы строительство новой магистрали в Химках, потому что эта магистраль стала бы альтернативой и связность дорожной сети в этом районе увеличилась бы.
Так что, увы, Чирикова неправа. С ее предложением расширить Ленинградку она только перекладывает проблему с Химок на Москву, но не решает ее.

Еще одна огромная проблема в том, что в самом центре Москвы расположены целых 5 ж/д вокзалов + несколько транспортных терминалов. Ж/д пути разрезают город на изолированные части и занимают нерационально большую дефицитную территорию в центре города.


Решением этой проблемы могло бы стать вынесение вокзалов и ж/д путей за черту города (как это и делают в США и Европе). А на этом месте построили бы новые дороги, соединяющие изолированные сейчас районы + освободились бы большие площади под парковки, застройку или под парковые зоны. Но разве же захочет РЖД отдавать такие лакомые куски земли, часть которых они давно уже сдали в аренду и сейчас получают за них высокую арендную плату?

Ну вот мы и подошли к следующей причине московской транспортной жопы - совершенной незаинтересованности чиновников в решении проблемы. Им глубоко наплевать на проблемы города, главное что их волнует - распилить бюджетные деньги и сохранить существующее положение вещей, которое позволит им эти деньги пилить и дальше. К этому прибавляются еще и вопиющая некомпетентность и идиотские законы. Для борьбы с пробками часто предлагают просто гениальные идеи - типа закрутить Садовое кольцо в одну сторону. Про все эти чудесные проекты я напишу потом в отдельном посте.

Здесь только хочу написать, почему не будет работать проект Каца.
Представь себе, что ты всегда ездил на работу на машине. Тебе реально захочется пересаживаться на автобус, пусть даже новый и современный? Мне кажется, Кац и другие, кто с ним соглашается, не учитывают главного: в общественном транспорте неизбежно придется сталкиваться с толпами людей, со всякими бабками с авоськами, с запахом перегара по вечерам, с руганью. Комфортнее стоять в пробке в собственной машине, чем толкаться в переполненном автобусе.
Плюс не учитывается еще один важный фактор. К самой поездке на автобусе прибавляется время, нужное чтобы дойти до остановки + ожидание автобуса + время тратится на всякие
пересадки. В итоге если сама поездка и занимает меньше времени, чем на машине, все время, затраченное в целом, может быть таким же или даже больше.
А еще очень приятно ждать автобус на остановке зимой в 20-градусный мороз.
В общем, я бы ездила на машине до последнего и пересаживалась в автобус только в случае крайней необходимости. Думаю, я в этом не одинока. Так что как только на у автомобилистов отнимут одну полосу движения, пробок станет заметно больше.

Я конечно же ЗА то чтобы развивать общественный транспорт, делать его более удобным, но не в ущерб автомобилистам.

Так как решить проблему с пробками? Сейчас я это себе представляю так:
1) необходимо выносить вокзалы и ж/д пути за черту города
2) увеличивать связность путем строительства новых дорог, соединяющих почти отделенные сейчас друг от друга районы города
3) строить дороги, соединяющие пригороды между собой
4) то же самое в отношении соседних областных центров
5) по возможности выносить из центра на окраины офисные здания, создавать рабочие места на периферии, чтобы уменьшить транспортный поток в центре
6) развитие общественного транспорта
7) реформирование законодательства (сейчас например запрещено эвакуировать машины с места аварии пока не приедут гаишники, даже если авария несерьезная - пока все ждут, машины занимают проезжую часть и образуется пробка)

Конечно, все это требует времени и значительных затрат, но ведь можно было бы заниматься этим постепенно, начать с самого простого. Вот именно БЫ. Для того чтобы все это начало происходить, необходим самый главный пункт:
8) замена чиновников новыми - компетентными, способными решать поставленные задачи и настроенными на конструктивный диалог с жителями города.

А поскольку этот последний пункт представляется в современной обстановке неосуществимым, Москву ждут довольно печальные перспективы.

Аркадий Гершман.

Если смотреть на основные причины пробок, то это:
1) неправильная организация дорожного движения;
2) нарушение правил дорожного движения;
3) слишком большое количество машин.
причины перечислены в произвольном порядке

Конечно, можно ещё назвать плохую связанность районов, в качестве причины, но, по моим личным наблюдениям, даже когда эту проблему устраняют, пробки не исчезают. Поэтому, детально я остановлюсь на этих 3 пунктах.

Неправильная организация дорожного движения

Примеров таких ситуаций уйма: от неправильно настроенного светофора, до неправильной разметки. Но итог один- из-за недоработок транспортников страдают люди. Как правило, происходят такие недоразумения тогда, когда разработчики халатно подходят к проектированию, например, отказываясь от моделирования транспортной ситуации, вместо этого делая всё "на глазок".

Чаще всего такие проблемы носят индивидуальный характер, хотя бывают и систематические ошибки, такие как отказ от светофорного регулирования и создание бессветофорных улиц непрерывного движения. Думаю, многие как минимум раз слышали от чиновников, мол "сделаем развязку, уберём светофор, и всё полетит!". Так вот, это признак некомпетентности, знайте это:)

Светофоры- это инструмент регулирования потока. Когда светофором много, тогда намного легче управлять транспортом, если знать как. У нас же, как правило, каждый светофор живёт своей жизнью, никак не синхронизируясь с другими. На самом деле, если объединить все объекты в одну сеть, и правильно настроить, то большинство транспортных вопросов можно было бы решить несколькими кликами мыши в командном центре диспетчерской.

Бессветофорные улицы непрерывного движения- это ещё хуже, чем просто отказ от светофора. Во-первых, это полное провозглашение доминирования автотранспорта в городе (а это неправильно), а во-вторых, это создание транспортных проблем, которых не было бы, если бы не вся эта затея. А всё из-за того, что в городских условиях, в отличие от загородных трасс, невозможно организовать на улично-дорожной сети непрерывное шоссе- когда-нибудь она да упрётся в светофор, и тогда будет большая пробка:

Что мы видим? Светофоры дозируют потоки машин, в результате чего машины не стоят, а движутся, не будет огромных перепробегов, пешеходы могут спокойно перейти дорогу по улице, ну и в целом улица стала бы безопаснее за счёт успокаивания трафика. Ну сплошной профит!

Про это можно долго мусолить, кивая на национальные особенности и тд, но на самом деле всё просто- пока не будет гарантированного наказания, соблюдение правил не будет, а значит, всегда будут находиться мудаки, которые вылезают на занятый перекрёсток, паркуются втором и третьем рядом и так далее. И все, почему-то, считают, что никому не мешают- если бы не мешали, правилами бы это не было запрещено.

Да, тут всё коротко, но думаю, с этим спорить никто не будет- автолюбители сами зачастую виноваты в заторах.

Слишком большое количество машин

Это самое сложное для объяснения. Принцип такой- "это не ты стоишь в пробке, ты и есть пробка". У всех улиц существуют свой лимит, выше которого прыгнуть невозможно, даже решив проблемы с организацией дорожного движения и автохамлом. И это ключевая причина пробок. В прошлой части я уже говорил, что строительство новых дорог не спасёт от пробок, поэтому есть лишь один верный путь- деавтомобилепользование горожан . Попрошу не путать с деавтомобилизацией, под которой понимается снижение количества машин у население - деавтомобилепользование означает, что человек владеет машиной, но в передвижении по городу её не использует.

Способов стимулирования горожан к воздержанию от поездок на машине по городу много, подробно о них я расскажу в следующем посте, но если кратко, то эту проблему можно решать: административно, политически, экономически и/или технически.

Вот такие три базовых причины пробок в городах. Но бороться только с одной из них бессмысленно - нужна планомерная работа по всем направлениям, по-другому никак.