Стеклянный зверинец анализ. Стеклянный зверинец. "Стеклянный зверинец" как пьеса-эксперимент

Цвет, изящество, легкость, искусная смена мизансцен, быстрое взаимодействие живых людей, прихотливое, как узор молнии в тучах, – вот что составляет пьесу... Я романтик, неисправимый романтик.

Т. Уильямс

Теннесси Уильямс – крупнейший драматург послевоенной эпохи, одна из наиболее ярких фигур не только американской, но и мировой сцены второй половины минувшего столетия. Художник оригинальной манеры, новатор, он теоретик и практик того, что получило название пластический театр.

Начало: "Битва ангелов"

Настоящее имя драматурга – Томас Ланир. Он взял псевдоним Теннесси, видимо, изменив фамилию английского поэта-викторианца Альфреда Теннисона. Родился Уильямс (1911 – 1983) в маленьком городке Колумбус в южном штате Миссисипи. Семья писателя гордилась аристократическими (мать была аристократкой) "южными" корнями, но обеднела. В семье были сильны ностальгические настроения о былом величии Юга. В дальнейшем мотив несбыточных иллюзий, нереализованной мечты , контрастирующих с грубой прозаической реальностью, во многом определит атмосферу театра Т. Уильямса, художника, созвучного стилистике южной школы.

Литературные склонности проявились у Т. Уильямса рано: первая проба пера относится к 14-летнему возрасту. Он сочинял стихи, прозу. Но слава пришла к Уильямсу, когда ему было уже за тридцать.

В 1929 г. он начал учиться в университете Миссури, затем учеба была прервана по требованию отца службой в должности мелкого клерка в обувной компании. После постылой работы он отдавал вечерние и ночные часы сочинительству. Дебютом драматурга стала пьеса "Битва ангелов " (1940), не имевшая успеха. Но он ие оставил мечту о театре. Несколько лет начинающий литератор вынужден был кочевать по стране, побывал в Чикаго, Нью-Орлеане, Нью- Йорке, Сан-Франциско.

"Стеклянный зверинец": пьеса-воспоминание

Известность началась с триумфальным шествием по сценам мира драмы Уильямса "Стеклянный зверинец" (1944), удостоенной серии престижных наград. Она знаменовала смещение акцентов американской драматургии: в отличие от пьес "красного десятилетия" с их вниманием к социальной проблематике Т. Уильямс погружает зрителя в область тонких душевных движений, сугубо семейных проблем.

Драматург назвал ее пьесой-воспоминанием. Она построена на нюансах, намеках, а это достигается особым оформлением, использованием экрана, музыки и освещения. Ее незамысловатый сюжет: эпизод из жизни обычной, средней американской семьи Уитфилдов. Ее тема: неудачная попытка матери найти дочери жениха. Семья из троих человек: мать Аманда, сын Том и дочь Лаура – живут в скромном доме в Сент-Луисе. События выстроены как цепь воспоминаний Тома, героя-рассказчика. Мать переживает из-за неустроенности дочери: Лаура с детства хромает и носит протез. Отец давно бросил семью.

В обрисовке Аманды Уильямс соединил психологизм с гротеском, тонким юмором. Аманда живет в мире иллюзий. Она вся в прошлом, погружена в то незабываемое время, когда на Юге прошла ее юность. Там ее окружали "настоящие" дамы и кавалеры, поклонники, которые на самом деле – плод ее фантазии. Неисправимая мечтательница, она уверовала в достойные перспективы для своих детей.

Том также из породы фантазеров. Он трудится на обувной фирме, скучая от бездарной работы. Пытается писать, проводит вечера в кинозалах, лелеет мечту стать моряком.

Главное событие в пьесе – визит в дом Джима О"Коннора, приятеля и сослуживца Тома. Его приход – повод Аманде помечтать о матримониальных перспективах Лауры. Отягощенная физической неполноценностью, дочь тоже предается надеждам. Она коллекционирует стеклянных зверюшек. Они – главный художественный символ пьесы: хрупкие фигурки человеческого одиночества и эфемерности жизненных иллюзий. Выясняется, что Лаура была знакома с Джимом в старших классах и что он предмет ее тайных надежд. Джим вежливо доброжелателен. Вдохновленная его обходительностью, Лаура показывает ему свой "зверинец" и любимую игрушку – фигурку единорога. Когда Джим пробует учить Лауру танцевать, они неловко задевают стеклянное изделие. Она падает на пол и разбивается. Джим, желая приободрить Лауру, вспоминает, что в школе ее за непохожесть на других звали Голубой розой. Он называет ее милой и даже пробует поцеловать, но затем, убоявшись собственного порыва, спешит покинуть дом Уингфилдов. Джим объясняет, что не сможет больше приходить, поскольку у него есть девушка. Он помолвлен и собирается на ней жениться.

Матримониальный замысел Аманды терпит фиаско. Мать обрушивает упреки на Тома, пригласившего в качестве гостя "несвободного" мужчину. После резкого объяснения с матерью Том уходит из дома.

"Стеклянный зверинец" – пьеса о человеческом одиночестве, о людях-"беглецах" и несбыточности иллюзий, сталкивающихся с реальностью. Обнажая трогательную беззащитность героев, Уильямс исполнен сочувствия к ним.

Это, по сути, воспоминание. Том Уингфилд рассказывает о том времени - между двумя войнами, - когда он жил в Сент-Луисе с матерью Амандой Уингфилд - женщиной, наделённой огромным жизнелюбием, но не умеющей приспособиться к настоящему и отчаянно цепляющейся за прошлое, и сестрой Лаурой - мечтательницей, перенёсшей в детстве серьёзную болезнь, - одна нога у неё так и осталась слегка короче другой. Сам Том, поэт в душе, служил тогда в обувной лавке и мучительно страдал, занимаясь ненавистным делом, а по вечерам выслушивал бесконечные рассказы матери о её жизни на Юге, об оставленных там поклонниках и прочих действительных и мнимых победах...

Аманда нетерпеливо дожидается успеха детей: продвижения по службе Тома и выгодного замужества Лауры. Она не хочет видеть, как ненавидит свою работу сын и как робка и нелюдима дочь. Попытка матери устроить Лауру на курсы машинописи терпит крах - у девушки от страха и нервного напряжения так трясутся руки, что она не может ударить по нужной клавише. Хорошо ей только дома, когда она возится со своей коллекцией стеклянных зверюшек. После неудачи с курсами Аманда ещё больше зацикливается на замужестве Лауры. Параллельно она пытается воздействовать на сына - старается контролировать его чтение: она убеждена, что романы Лоуренса - любимого писателя сына - излишне грязные. Странным Аманде кажется и привычка Тома проводить почти все свободные вечера в кино. Для него же эти походы - способ сбежать от монотонной повседневности, единственная отдушина - как для сестры стеклянный зверинец.

Выбрав подходящий момент, Аманда вырывает у Тома обещание привести в дом и познакомить с Лаурой какого-нибудь приличного молодого человека. Некоторое время спустя Том приглашает к обеду своего коллегу Джима О’Коннора, единственного человека в магазине, с кем он на дружеской ноге. Лаура и Джим учились в одной школе, но для Джима неожиданность, что она сестра Тома. Лаура, ещё школьницей, была влюблена в Джима, который всегда находился в центре всеобщего внимания - блистал в баскетболе, руководил дискуссионным клубом, пел в школьных постановках. Для Лауры снова увидеть этого принца своих девичьих грёз - настоящий шок. Пожимая ему руку, она чуть не теряет сознание и быстро скрывается в своей комнате. Вскоре под благовидным предлогом Аманда отсылает к ней Джима. Молодой человек не узнает Лауру, и ей самой приходится открыть ему, что они давно знакомы. Джим с трудом вспоминает девушку, которой дал в школе прозвище Голубая Роза. Этот славный, доброжелательный молодой человек не столь уж преуспел в жизни, как обещал в школьные годы. Правда, он не теряет надежды и продолжает строить планы. Лаура постепенно успокаивается - своим искренним, заинтересованным тоном Джим снимает с неё нервное напряжение, и она постепенно начинает говорить с ним как с давним другом.

Джим не может не видеть страшной закомплексованности девушки. Он пытается помочь, убеждает, что её хромота совсем не бросается в глаза, - никто в школе даже не замечал, что она носит специальную обувь. Люди совсем не злые, пытается он втолковать Лауре, особенно когда узнаешь их поближе. Практически у всех что-нибудь да не ладится - не годится считать себя хуже всех. По его мнению, главная проблема Лауры заключается в том, что она вбила себе в голову: только у неё все плохо...

Лаура спрашивает про девушку, с которой Джим встречался в школе, - говорили, что они обручились. Узнав, что никакой свадьбы не было и Джим давно уже ee не видел, Лаура вся расцветает. Чувствуется, что в душе ee зародилась робкая надежда. Она показывает Джиму свою коллекцию стеклянных фигурок - высший знак доверия. Среди зверюшек выделяется единорог - вымершее животное, ни на кого не похожее. Джим сразу обращает на него внимание. Тому, наверное, скучно стоять на одной полке с заурядными животными вроде стеклянных лошадок?

Через открытое окно из ресторана напротив доносятся звуки вальса. Джим приглашает Лауру танцевать, та отказывается - боится, что отдавит ему ногу. «Но я же не стеклянный», - со смехом говорит Джим. В танце они все же наталкиваются на стол, и забытый там единорог падает. Теперь он такой же, как все: у него отломился рог.

Джим с чувством говорит Лауре, что она необыкновенная девушка, не похожая ни на кого - совсем как её единорог. Она красива, У неё есть чувство юмора. Таких, как она, - одна на тысячу. Словом, Голубая Роза. Джим целует Лауру - просветлённая и испуганная, та садится на диван. Однако она неправильно истолковала это движение души молодого человека: поцелуй - просто знак нежного участия Джима в судьбе девушки и ещё - попытка заставить её поверить в себя.

Однако, увидев реакцию Лауры, Джим пугается и торопится сообщить, что у него есть невеста. Но Лаура должна верить: у неё тоже все будет хорошо. Надо только преодолеть свои комплексы. Джим продолжает изрекать типично американские банальности вроде «человек - сам хозяин своей судьбы» и т. п., не замечая, что на лице Лауры, только что излучавшем божественное сияние, проступает выражение бесконечной грусти. Она протягивает Джиму единорога - на память об этом вечере и о ней.

Появление в комнате Аманды выглядит явным диссонансом всему происходящему здесь: та держится игриво и почти уверена, что жених на крючке. Однако Джим быстро вносит ясность и, сообщив, что должен торопиться - ему ещё нужно встретить на вокзале невесту, - откланивается и уходит. Не успевает ещё закрыться за ним дверь, как Аманда взрывается и устраивает сыну сцену: к чему был этот обед и все траты, если молодой человек занят? Для Тома этот скандал - последняя капля. Бросив работу, он уходит из дома и пускается в странствия.

В эпилоге Том говорит о том, что ему никогда не удастся забыть сестру: «Я и не знал, что так предан тебе, что не могу предать». В его воображении возникает прекрасный образ Лауры, задувающей перед сном свечу. «Прощай, Лаура», - печально произносит Том.

Пересказала

Драматургия Теннесси Уильямса занимает особое место в литературе США. Как и произведения Юджина O’Нила или Артура Миллера, пьесы Теннесси Уильямса знаменуют собой переход американского театра на принципиально новый уровень. Сочетая лучшие традиции «новой драмы» Шоу, Ибсена и Чехова со своими уникальными идеями Уильямс становится родоначальником «пластического театра», элементы которого широко используются в лучших театральных постановках современности. Характерной особенностью «пластического театра» является его подчеркнутая театральность, внешняя оторванность от реальной жизни, которая, однако, делает пьесу более достоверной, помогает зрителю глубже проникнуть в идейный пласт произведения. В своих пьесах автор старается наиболее полно использовать весь арсенал театральных средств - освещение, костюмы, музыкальное сопровождение. На практике эта концепция нашла воплощение в одной из самых известных пьес Уильямса - «Стеклянный зверинец».

Сам Уильямс назвал свое произведение пьесой-воспоминанием и причина тому - ее необычная форма. «Стеклянный зверинец» построен в виде воспоминаний одного из героев, Тома Уингфилда, о доме и семье, которую он покинул много лет назад. Безусловно, форма воспоминания отразилась и на сюжете пьесы - эпизоды ее отрывочны, далеко не всегда выражают законченную мысль и связаны друг с другом лишь схематично, хотя композиция пьесы линейна: в ней отсутствуют скачки во времени.

Особенностью пьесы являются длинные, подробные ремарки и комментарии Уильямса, которые позволяют читателю воспринять произведение так, как если бы он был зрителем в театре. Особое внимание уделяется деталям интерьера и инструментам, влияющим на зрительное восприятие пьесы. Так, стараясь передать атмосферу воспоминания, автор использует особое, приглушенное освещение, а более яркие лучи света служат для привлечения внимания зрителя к тому или иному персонажу или предмету. Поддерживает атмосферу музыкальное сопровождение, а для расстановки акцентов служит экран, на котором в нужный момент появляются надписи или фотографии. Предисловие к пьесе, в котором подробно описаны эти и некоторые другие приемы, считается манифестом «пластического театра».

Не смотря на то, что кроме Тома на сцене появляются всего три действующих лица, систему персонажей нельзя назвать простой. Так,Лора , сестра Тома, внешне наименее активный, практически незаметный персонаж, является, по сути, структурной основой пьесы, стержнем, вокруг которого организованы образы других действующих лиц. Ее хромота, следствие перенесенной в детстве болезни, делает Лору чрезмерно застенчивой, замкнутой, не находя себе места в окружающем мире, чувствуя себя изгоем, она отгораживается от всех своей коллекцией стеклянных животных, «подобно стекляшке из своей коллекции, становится слишком хрупкой, чтобы жить вне полки» . Именно ее Стеклянный Зверинец становится символом бегства о реальности, болезни, которой страдают все герои пьесы.


Аманда
, мать Тома, в отличие от своей дочери, обращает на себя порой слишком много внимания, однако не играет в пьесе такой важной роли как Лора. Она -«маленькая женщина огромной, но беспорядочной жизненной силы, неистово цепляющаяся за другое время и место» . У Аманды есть свой «стеклянный зверинец» - ее воспоминания. Привыкшая к мужскому вниманию и роскошной жизни Аманда не может смириться с тем, что теперь она - немолодая женщина с двумя детьми, брошенная мужем и живущая в маленькой квартирке в Сент-Луисе. Она лихорадочно цепляется за воспоминания о своей молодости и о старом американском Юге, не в силах вернуть ни то, ни другое, но категорически не приемля окружающую ее реальность.

Сам Том - рассказчик в пьесе, зритель видит всех остальных героев через призму его восприятия, однако в то же время он не навязывает свою точку зрения о персонажах, представляя их насколько возможно объективно и позволяя зрителям самим судить о них. Так же как Аманда и Лора Том не способен найти свое место в мире. Его поэтическая натура стремится вырваться из обыденности сент-луисской квартиры и работы в обувном магазине, он жаждет путешествовать, познавать и творить. Мечты - вот его «стеклянный зверинец», но позволит ли их исполнение вырваться за пределы хрупкого стеклянного мирка?

Есть в пьесе и внесценический персонаж - муж Аманды , «телефонист, влюбившийся в междугородние расстояния» , появляющийся в пьесе только в виде портрета на стене. Хотя зритель не видит этого персонажа, он тоже важен для пьесы, ведь помогает увидеть полную картину семьи и частично объясняет появление в ней «стеклянных зверинцев».

Последний персонаж пьесы - Джим О"Коннор , гость и «обыкновенный приятный молодой человек» резко отличается от других действующих лиц. Он - «посланник из мира реальности» , простой человек, легко вписывающийся в окружающий мир с его простыми желаниями и амбициями. Уильямс вводит этого персонажа для контраста, когда он появляется на сцене, «неприспособленность» к жизни других персонажей становится видна особенно ярко. Разбивая одну из фигурок Лоры, он дает понять - он единственный из четырех, кто совершенно свободен от магии «стеклянного зверинца».


Пьеса Теннесси Уильямса во многом автобиографична, исследователи отмечают, что у Уингфилдов были вполне реальные прототипы - сам Томас Лейнер (настоящее имя писателя), его мать Эдвина и сестра Роуз. Возможно поэтому «Стеклянный зверинец» - самая лиричная и эмоциональная пьеса драматурга.

Здесь он пытался показать особый тип людей, людей чутких, чувствительных, не похожих на других и поэтичных по своей натуре. Людей, живущих своими иллюзиями, мечтами и воспоминаниями, людей, подобных хрупким стеклянным фигуркам, готовым разбиться вдребезги от малейшего прикосновения реальности. Показывая их странный «стеклянный» внутренний мир, Уильямс предоставляет читателю решить самому, чего достойны такие персонажи - презрения, жалости, или, быть может, восхищения.

Источник - наш сайт:

Это, по сути, воспоминание. Том Уингфилд рассказывает о том времени - между двумя войнами, - когда он жил в Сент-Луисе с матерью Амандой Уингфилд - женщиной, наделенной огромным жизнелюбием, но не умеющей приспособиться к настоящему и отчаянно цепляющейся за прошлое, и сестрой Лаурой - мечтательницей, перенесшей в детстве серьезную болезнь, - одна нога у нее так и осталась слегка короче другой. Сам Том, поэт в душе, служил тогда в обувной лавке и мучительно страдал, занимаясь ненавистным делом, а по вечерам выслушивал бесконечные рассказы матери о ее жизни на Юге, об оставленных там поклонниках и прочих действительных и мнимых победах…

Аманда нетерпеливо дожидается успеха детей: продвижения по службе Тома и выгодного замужества Лауры. Она не хочет видеть, как ненавидит свою работу сын и как робка и нелюдима дочь. Попытка матери устроить Лауру на курсы машинописи терпит крах - у девушки от страха и нервного напряжения так трясутся руки, что она не может ударить по нужной клавише. Хорошо ей только дома, когда она возится со своей коллекцией стеклянных зверюшек.

После неудачи с курсами Аманда еще больше зацикливается на замужестве Лауры. Параллельно она пытается воздействовать на сына - старается контролировать его чтение: она убеждена, что романы Лоуренса - любимого писателя сына - излишне грязные. Странным Аманде кажется и привычка Тома проводить почти все свободные вечера в кино. Для него же эти походы - способ сбежать от монотонной повседневности, единственная отдушина - как для сестры стеклянный зверинец.

Выбрав подходящий момент, Аманда вырывает у Тома обещание привести в дом и познакомить с Лаурой какого-нибудь приличного молодого человека. Некоторое время спустя Том приглашает к обеду своего коллегу Джима О"Коннора, единственного человека в магазине, с кем он на дружеской ноге. Лаура и Джим учились в одной школе, но для Джима неожиданность, что она сестра Тома. Лаура, еще школьницей, была влюблена в Джима, который всегда находился в центре всеобщего внимания - блистал в баскетболе, руководил дискуссионным клубом, пел в школьных постановках. Для Лауры снова увидеть этого принца своих девичьих грез - настоящий шок. Пожимая ему руку, она чуть не теряет сознание и быстро скрывается в своей комнате. Вскоре под благовидным предлогом Аманда отсылает к ней Джима. Молодой человек не узнает Лауру, и ей самой приходится открыть ему, что они давно знакомы. Джим с трудом вспоминает девушку, которой дал в школе прозвище Голубая Роза. Этот славный, доброжелательный молодой человек не столь уж преуспел в жизни, как обещал в школьные годы. Правда, он не теряет надежды и продолжает строить планы. Лаура постепенно успокаивается - своим искренним, заинтересованным тоном Джим снимает с нее нервное напряжение, и она постепенно начинает говорить с ним как с давним другом.

Джим не может не видеть страшной закомплексованности девушки. Он пытается помочь, убеждает, что ее хромота совсем не бросается в глаза, - никто в школе даже не замечал, что она носит специальную обувь. Люди совсем не злые, пытается он втолковать Лауре, особенно когда узнаешь их поближе. Практически у всех что-нибудь да не ладится - не годится считать себя хуже всех. По его мнению, главная проблема Лауры заключается в том, что она вбила себе в голову: только у нее все плохо…

Лаура спрашивает про девушку, с которой Джим встречался в школе, - говорили, что они обручились. Узнав, что никакой свадьбы не было и Джим давно уже ee не видел, Лаура вся расцветает. Чувствуется, что в душе ee зародилась робкая надежда. Она показывает Джиму свою коллекцию стеклянных фигурок - высший знак доверия. Среди зверюшек выделяется единорог - вымершее животное, ни на кого не похожее. Джим сразу обращает на него внимание. Тому, наверное, скучно стоять на одной полке с заурядными животными вроде стеклянных лошадок?

Через открытое окно из ресторана напротив доносятся звуки вальса. Джим приглашает Лауру танцевать, та отказывается - боится, что отдавит ему ногу. «Но я же не стеклянный», - со смехом говорит Джим. В танце они все же наталкиваются на стол, и забытый там единорог падает. Теперь он такой же, как все: у него отломился рог.

Джим с чувством говорит Лауре, что она необыкновенная девушка, не похожая ни на кого - совсем как ее единорог. Она красива, У нее есть чувство юмора. Таких, как она, - одна на тысячу. Словом, Голубая Роза. Джим целует Лауру - просветленная и испуганная, та садится на диван. Однако она неправильно истолковала это движение души молодого человека: поцелуй - просто знак нежного участия Джима в судьбе девушки и еще - попытка заставить ее поверить в себя.

Однако, увидев реакцию Лауры, Джим пугается и торопится сообщить, что у него есть невеста. Но Лаура должна верить: у нее тоже все будет хорошо. Надо только преодолеть свои комплексы. Джим продолжает изрекать типично американские банальности вроде «человек - сам хозяин своей судьбы» и т. п., не замечая, что на лице Лауры, только что излучавшем божественное сияние, проступает выражение бесконечной грусти. Она протягивает Джиму единорога - на память об этом вечере и о ней.

Появление в комнате Аманды выглядит явным диссонансом всему происходящему здесь: та держится игриво и почти уверена, что жених на крючке. Однако Джим быстро вносит ясность и, сообщив, что должен торопиться - ему еще нужно встретить на вокзале невесту, - откланивается и уходит. Не успевает еще закрыться за ним дверь, как Аманда взрывается и устраивает сыну сцену: к чему был этот обед и все траты, если молодой человек занят? Для Тома этот скандал - последняя капля. Бросив работу, он уходит из дома и пускается в странствия.

В эпилоге Том говорит о том, что ему никогда не удастся забыть сестру: «Я и не знал, что так предан тебе, что не могу предать». В его воображении возникает прекрасный образ Лауры, задувающей перед сном свечу. «Прощай, Лаура», - печально произносит Том.

Вы прочитали краткое содержание пьесы "Стеклянный зверинец". Предлагаем вам также посетить раздел Краткие содержания , чтобы ознакомиться с изложениями других популярных писателей.