Шедевры итальянского возрождения. Архитектура эпохи возрождения

На рубеже 15-16 веков в Европе возникла совершенно новая архитектурная система - стиль Ренессанса. По-другому, как известно, этот период - Эпоха Возрождения. Архитектура этого времени менялась и совершенствовалась в результате слияния и взаимного влияния местных традиций и новых веяний, пришедших извне. Ренессанс - это время невероятно значительных перемен не только в искусстве, но и в экономической и социальной сфере практически всех европейских стран. Это во многом было обусловлено смещением акцентов в области торговых путей, формированием новых промышленных и торговых центров ввиду открытия Американского континента, усилением влияния турок на Балканах, коренными переменами в культуре и идеологии.

Во времена Ренессанса были значительно расширены и углублены знания о мире, стало уделяться большое внимание роли человека в мире и обществе. Идеальный человек теперь - это образованная, физически сильная волевая личность, которая при необходимости способна уверенно отстаивать свои права, изменять и совершенствовать мир. Возник и стал укрепляться новый класс - буржуазия, который пытается создать и внедрить свою идеологию. Развиваются абсолютно новые направления в науке, искусстве, литературе, философии и, конечно, в архитектуре. Во всех этих сферах люди отталкиваются от античного наследия, чем объясняется волна интереса и к и архитектуре.

Без использования средневекового совершенства художественной и строительной техники архитектура эпохи Возрождения и связанное с ней развитие и усовершенствование искусств вряд ли были бы возможны. Следует отметить, что в начале 15 века еще очень сильным было влияние и градостроительства, что тоже внесло свой вклад в архитектуру Ренессанса. Несомненно, архитектура эпохи Возрождения означала принципиально новую, совершенно отдельную стадию развития архитектуры мировой. Заметным стало увеличение масштабов светского и гражданского строительства, храмы и церкви тоже стали выглядеть по-другому. Желание зодчих, работавших в 15-16 веке, направить строительство на путь следования древним формам и приемам выразилось в воспроизведение декоративных элементов и ордерных средств.

Архитектура в эпоху Возрождения характеризовалась точным, академически верным сочетанием и построением деталей и пропорций, как это было в античную эпоху. В декоративные украшения и орнаментальное убранство играли весьма значительную роль, однако в среднем и позднем Возрождении роль этих элементов сократилась.

Архитектура эпохи Возрождения не развивалась равномерно во всех странах, даже в Италии - на севере и юге государства наблюдались значительные отличия. А именно - в Венеции и всей Северной части страны роль декоративных приемов была заметно больше.

В каждой стране Европы были собственные черты и особенности строительства. Однако можно проследить и некоторые общие признаки. Например, это отказ от каркасной каменной основы конструкции готики и предпочтение новой конструктивной системы - простой, вполне гибкой, экономичной и даже облегчающей труд архитектора. Это строения со сводами и стенами из кирпича (крестовые, коробовые, парусные, сомкнутые, купольные и сферические) с частичным использованием деревянных элементов в балочных конструкциях перекрытий этажей, в стропилах наклонных крыш. Для использовали штукатурку, мрамор, камень. Такая облицовка имела декоративно-пластическое значение. А способы декорации и украшения орнаментом с самого начала были общими для почти всех стран.

Архитектура эпохи Возрождения подразумевает не только создание красивого и функционального сооружения, но и придание значимости автору - мастеру-художнику, который обладает неповторимой индивидуальностью. Во всемирную историю архитектурой Ренессанса навсегда вписаны имена великих мастеров - Браманте, Альберти, Брунеллеско, Брамонте, Делорма, Микеланджело, Эрреры, Джонса.

Эпоха возрождения или Ренессанс - это время культурного рассвета, период, который сменил средневековье, и уступил место новому времени.

Зародившись у истоков XV века и просуществовав аж до начала XVII столетия, ренессанс подарил миру немало гениальных творений живописи, архитектуры, скульптуры, литературы и музыки.

Художник Джорджо Вазари впервые дал понятие возросшему интересу ко всему античному только в XVI веке, а общее понимание ренессанса пришло к обществу еще позже. Так Энгельс определял это время, как «великий прогрессивный переворот». И действительно, возрождению способствовало время экономического развития, бурного роста городов, и культурного обновления.

На этой почве, в творческих умах зарождались идеи гуманизма, главенствующей роли человека, его творческих способностей, разума, красоты и величия воли.

Искусство живописи претерпевает в эпоху ренессанса множество преобразований. Теперь, художники нацелены не только на запечатление, но еще и на исследование. Перед творцом встала проблема пространства и правильности воспроизведения человека и мира. В связи с этим искусство объединяется с наукой, порождая художников-ученых, ярчайшим представителем которых стал Леонардо да Винчи.

Как и в период средневековья, основой для творчества художников является античность.

Архитектуру также не обошла общая увлеченность античностью. И здания теперь стали возводиться по принципу симметрии и равномерного распределения элементов. Окна, колонны и скульптуры распределялись по фасаду гармонично, придерживаясь определенного интервала.

Архитектура ренессанса, в зависимости от стран в которых он существовал, имеет свои особенности и этапы. Итальянское возрождение наиболее интересно, ведь именно там возникли первые веяния стиля. Всё развитие возрождения в Италии можно поделить на три этапа.

Архитектура раннего возрождения

Наибольший рост архитектуры возрождения пришелся на XV век. Тогда, античность стала активно и повсеместно внедряться в возведение зданий и это время принято называть эпохой раннего возрождения ().

Принципы строительства изменились, и даже на этапе планирования зданий работа велась иначе. Если в средние века сооружения явно подстраивались под ландшафт и соседствующие постройки, то во время раннего возрождения архитекторы планировали строго прямоугольные здания с точным соблюдением симметрии. Функциональность уже не имела главенствующей роли, а вот античный характер напротив приобрел первостепенное значение. Общественная недвижимость строилась с множеством декоративных элементов, а частные дома возводили, как правило, в два этажа с обязательным внутренним двором.

Архитектура высокого возрождения

В начале XVI века, античность в архитектуре приобрела характер абсолютного доминирования, получив название – . Теперь все без исключения заказчики не желали видеть в своих домах и капли средневековья. Улицы Италии стали пестреть не просто роскошными особняками, а дворцами с обширными насаждениями. Надо отметить, что известные в истории сады эпохи Возрождения появились как раз в этот период.

Религиозные и общественные сооружения также перестали отдавать духом прошлого. Храмы новой застройки, как будто восстали из времен Римского язычества. Среди памятников архитектуры этого периода можно встретить монументальные здания с обязательным наличием купола.

Архитектура позднего Возрождения

Завершающий этап царствования эпохи ренессанс приходиться на вторую половину XVI - начало XVII века. На закате своего существования архитектура возрождения стала сложнее и элегантнее. Это видно по фасадам и декору сооружений . Общая концепция проектов, так и осталась прежней. Так же, как и в предшествующие периоды, архитекторы придерживались своим неотступным принципам симметрии. Но, такой подход, вероятно, наскучил, и в строительстве пошла мода на изысканность и насыщенность разного рода декорацией.

Функциональность и практичность таких элементов отсутствовала, на здания по поводу и без, пристраивали колонны, полуколонны и главный элемент эпохи позднего возрождения - скульптуры.

Развитие в разных странах

Архитектура северного возрождения

В странах, находящихся севернее от Италии, возрождение имело свои отличительные черты и собственное название «Северное возрождение».

Здесь можно наблюдать комбинирование античных элементов, оригинальную орнаментацию, затейливость линий, а также увеличение плотности колонн. Маньеризм здесь плавно перетекает в барокко, а затем и в стиль рококо.

Видные представители

Отличительной особенностью ренессанса являются не столько памятники архитектуры сколько признание авторов создающих эти объекты. Имя талантливого исполнителя не оставалось незамеченным, так как было увековечено на их работах. Даже храмы теперь стали именными, что было никак не допустимо в эпоху средневековья. Это порождало особую статусность домам, чьи проекты принадлежали гениальным создателям.

Среди таких зодчих можно выделить:

Филиппо Брунеллески - зодчий, породивший главную идею архитектуры возрождения. Увлекшись архитектурой в юности, Брунеллески перенял античные особенности римских построек и воплотил их в Европе по-новому. Среди главных работ автора собор Санта Мария дель Фиоре, Воспитательный дом и капелла Пацци.

Донато Браманте - непревзойденный мастер своего дела, основатель главных принципов архитектуры эпохи ренессанс. Браманте был лично знаком с Леонардо да Винчи, что заметно сказалось на его творческих взглядах в зодчестве. Детища гения это не только элегантные светские дома и классические здания, но также и оригинальные авторские постройки. Один из самых популярных построек Донато Браманте является Собор святого Петра в Риме.

Джулио Романо - яркий представитель эпохи позднего возрождения, зодчий, привнесший декораторство и изящность в строгость и классику ренессанса. Своеобразное видение античности, породило творческое прошлое архитектора. Будучи художником в юности, Романо, придя в архитектуру, стал нарушать правила, используя изящество и насыщенность живописи в симметричном характере зданий того времени. Постройки автора наполнены декоративными элементами и расписным внутренним содержанием. Интересным примером деятельности автора будет Вилла герцога Мантуи.

Микеланджело - основоположник северного возрождения, творивший в свободном воплощении общих элементов античности. В портфолио автора такие создания, как купол Собора Святого Петра, усыпальница Медичи и Капитолийский холм в Риме.


  • Ордерная система | ионический ордер

  • Ордерная система | коринфский ордер

  • Сравнение ордеров | ренессанс

  • Оспедале дельи Инноченти | Флоренция

  • Cобор Санта Мария дель Фьоре | Флоренция

  • Церковь Сан-Лоренцо | Флоренция

  • Капелла Пацци | Флоренция | 1429-1443 гг.

  • Фасад в стиле ренессанса

  • Палаццо Медичи-Рикарди | Фроренция

  • Палаццо Медичи-Рикарди | Фроренция | план

  • Палаццо Ручеллаи | Фроренция | 1446-1451 гг.

  • Cобор Санта Мария дель Фьоре | купол

  • Cобор Санта Мария дель Фьоре | интерьер


  • Собор Святого Петра | интерьер

  • Фреска | Palazzi Pontifici | Ватикан

  • Интерьер в стиле Ренессанса

  • предметы интерьера эпохи Ренессанс

  • Мебель в стиле Ренессанс
  • >Фреска Тайная вечеря Леонардо да Винчи
    Санта-Мария-делле-Грацие

  • Фреска в Сикстинской капелле | Микеланджело | 1508-1512 гг.

  • Собор Святого Петра | Рим | XVI в.

  • Площадь Святого Петра | 1656-1667 гг.

  • Палаццио Фарнезе | Рим | 1597-1604 гг.

  • Палаццио Фарнезе интерьер | Рим | 1597-1604 гг.

  • Площадь Капитолия | Рим | 1546 г. | Микеланджело

  • Библиотека Лауренциано Медичи | Микеланджело


  • Библиотека Лауренциано Медичи | Вестибюль

  • Замок Блуа | Франция | XIII-XVII вв г.

  • Фасад крыла Франциска I усажен химерами | Франция | XIII-XVII вв г.


  • Замок Блуа интерьер | Франция | XIII-XVII вв г.

  • Замок Шамбор | Франция | 1519-1547 гг.

  • Замок Шамбор план | Франция | 1519-1547 гг.


  • Замок Шамбор интерьер | Франция | 1519-1547 гг.

Архитектурный стиль - Возрождение (Ренессанс).

В Западной Европе в XIV-XVI вв. в результате сочетания античных традиций и ордерной системы, местных строительных материалов и конструкций, зародился новый архитектурный стиль - Возрождение (Ренессанс).

В эпоху Возрождения происходит переломный момент в Архитектуре, особенно по отношению к предшествующему Готическому стилю. Наибольшее значение в стиле Возрождение придаётся формам античной архитектуры: симметрии, пропорции, геометрии и определенному порядку составных частей. Архитектурные постройки в этом стиле выглядят статично в результате наслоения друг на друга горизонтальных этажей. В отличие от вертикальных построек средневековья, новые развиваются в ширину. Ренессанс перенимает античную ордерную систему. Основными архитектурными элементами данного стиля становятся колонна, пилон, пилястра, архитрав, архивольт и свод. Применяются различные ордера, тяжёлый дорический в нижней части, а в верхней субтильный коринфский, стена приобретает свою первоначальную функцию. Происходит изменение характера пространства, в отличие от ломаных готических линий, в Ренессансе применяют строгие прямоугольные формы. В эпоху Возрождения предпочтения отдаются следующим геометрическим фигурам и телам: прямоугольник, квадрат, шар и куб.

В архитектуре Ренессанса важным моментом является отказ от готической каменой каркасной конструкции и внедрение новой конструктивной системы. Новая система была простая, экономичная, гибкая и значительно облегчала работу архитектору. Возводились здания с кирпичными стенами и сводами, в которых использовали и дерево: балочные конструкции перекрытий этажей и стропила наклонных крыш. Кирпичные здания покрывались облицовкой (штукатурной или каменой либо мраморной), которая применялась в качестве внешнего слоя.

Очень малоизвестно, о мастерах и архитекторах романского или готического периодов, а в эпоху Возрождение напротив практически все сооружения и проекты или произведения искусств задокументированы. В области искусств и архитектуры в эпоху Ренессанса, мастера (художники и архитекторы) играют важные роли и их творческие личности выдвигаются на первый план.

Великие мастера эпохи Ренессанса увековечившие свои имена в истории мировой архитектуры:

Итальянская архитектура Возрождения в течение XV-XVI вв. можно разделить на три этапа:

Ранний Ренессанс или кватроченто: 1420-1500 гг. Ведущий архитектор Ф. Брунеллески (1377-1446 гг.) центр - Флоренция.
Ранний Ренессанс связан с городом Флоренция, это колыбель искусства и архитектуры итальянского Возрождения. К главным мотивам архитектуры раннего Ренессанса можно отнести: аркаду на небольших колонках; филёнки в рамках, украшенные акантовым орнаментом либо рельефной скульптурой; лопатки либо пилястры, украшенные канделябровым, цепочным орнаментом; фасаду придаётся размеренность по горизонтали благодаря изяществу межэтажных карнизов, а главный карниз образует достаточно большой выступ под крышу.

Оспедале дельи Инноченти | Флоренция.
Cобор Санта Мария дель Фьоре | Флоренция | 1296-1436 гг.
Церковь Сан-Лоренцо | Флоренция | XV в. реконструкция.
Капелла Пацци | Флоренция | 1429—1443 гг.
Палаццо Медичи-Рикарди | Фроренция.
Палаццо Ручеллаи | Фроренция | 1446-1451 гг.

Итальянский Ренессанс в интерьере.

Внутри дворцовых и жилых зданий эпохи Ренессанс, помещения расположены в планировке, достаточно просто и чётко, парадные и жилые комнаты имеют в основном прямоугольную форму и размещаются вдоль фасадов. Большие залы и помещения в нижних этажах, перекрывают сомкнутыми сводами с распалубкой, иногда их применяют и на верхних этажах, особенно в парадных помещениях. В ранний период итальянского Возрождения, на вторых и третьих этажах, используют деревянный подшивной потолок с кессонами либо с выделенной формой балок. А в общественных сооружениях, потолки имели орнамент, оформлялись гипсом. Стены разбиты в плане оформления: внизу высокие панели с филёнками из дуба, сверху оштукатурены и окрашены; в главных помещениях стены покрывают фреской (с сюжетами или лиственным орнаментом). В интерьере широко распространены настенные безворсовые ковры (шпалера), с изображением эмблем и геральдических знаков. В оформлении верхней части стены, присутствует мотив аркады на колонках либо антаблемент с лепным фризом.

Двери обрамляют наличниками, и завершают треугольными либо лучковыми фронтонами. Важным элементом в интерьере залов и комнат является камин. В оформлении спален применяют драпировки. Кровать ставят перпендикулярно стене или располагают в нише. Кровати были следующих типов: с балдахином, который поддерживали четыре тонкие стойки, украшенные резьбой, с задёргивающимися занавесями. Кровати без балдахина с резными угловатыми столбами, а также без столбов и стоек с двумя спинками в изголовье и ногах. У всех этих типов кроватей в основании изготавливали цоколь, имеющий достаточную ширину, чтобы выполнять функцию прикроватной скамьи. В Италии раннего периода Ренессанса предметы мебели изготавливали из тёмного ореха.

Полы выложены плитками в виде повторяющегося геометрического орнамента или в шахматном порядке. В качестве мелких предметов интерьера используют: светильники и подсвечники; вазы из меди или керамике (фаянс, майолика); декоративную посуду ставят на полки. В стенных нишах располагаются рельефные и скульптурные изображения. В раннем стиле Ренессанс античный орнамент сменяет готический. В Ренессансе используются различные мотивы: виноградная лоза, бусы, ионики, киматий, меандр, плетенка, акантовый лист, лента, ложки, чешуя, раковина, человеческие фигуры, фантастические животные и птицы, плоды и цветы. Сложные и свободные орнаментальные рисунки покрывали декоративные ткани в 15 веке. В Италии в эпоху возрождения орнаментальные мотивы использовались и на фасадах сооружений.

Высокий Ренессанс: первая четверть XVI века. Ведущий архитектор Д. Браманте (1444-1514 гг.), центр перемещается в Рим.
В период высокого Ренессанса: светские здания, отличаются гармонией и величием своих пропорций, изяществом деталей, отделкой и орнаментацией карнизов, окон и дверей; происходит переход от средневекового крестового свода к римскому своду коробовому.

Собор Святого Петра в Риме | XVI в.
Палаццио Фарнезе | Рим | 1597-1604 гг.

Итальянский Ренессанс в интерьере XVI века:
В своем развитии - интерьеры более сдержаны и классичны. В интерьере орнамент применяется в основном при обработке деталей потолка, в художественном оформлении предметов мебели. Благодаря творчеству такого великого матера как Рафаэль Санти, бурно развивалась плафонная и настенная живопись.

При раскопках в начале 16 века археологи нашли пещеры, которые оказались комнатами и коридорами (Золотого дома Нерона) украшенные орнаментальными декорациями. С тех пор мелкие и причудливые переплетения различных мотивов получили название гротесков (от слова грот, пещера). Инициатором применения в росписях этих мотивов был Рафаэль, использовал при создании Ватиканских фресок. С 1519 года гротесковые росписи приобрели огромную популярность и распространение не только в Италии, но и в других странах. Ярким примером этой системы организации живописных орнаментальных композиций являются росписи лоджий в Ватикане. Своим строгим подчинением архитектурной организации интерьеров и структурированностью отдельных элементов, вся площадь как бы разделена на небольшие поля, каждый из которых имеет решение в виде сюжетной картинки либо орнаментально. По такому же принципу оформляют и стены, декорируют пилястрами. В интерьере легкий и светлый фон, чистые и живые краски. В эпоху возрождения мотивы гротеска широко применяются в прикладном искусстве: керамики, дерева, металле, тканях. В Ренессансе 16 века полы продолжают выкладывать плитками из камня и фаянса, мазайкой из мрамора. Создаются новые предметы мебели: поставцы; мягкие кресла, с резными подлокотниками, оббитые кожей либо бархатом, новые формы стульев. Ножки столов и стульев заменяют двумя массивными резными досками, соединяя их между собой перекладиной. В мебели неизменно сохраняются и развиваются архитектурные мотивы: антаблементы, пилястры, кронштейны, фронтоны и дополняющие их скульптурные темы; кариатиды и гермы, атланты, дельфины, звериные маски и лапы, розетки, картуши. Часто используются барельефы. Богатый и насыщенный декор мебели в стиле Ренессанс, напоминает отделку саркофагов античной эпохи. Особенно насыщенным декором отличались предметы мебели, созданные в Венеции и Северной части Италии, в отделке применялись, инкрустация из слоновой кости, интарсия из светлых и темных пород дерева. В Итальянском Ренессансе конца 16 века, благодаря развитию архитектуры и прикладного искусства, возник новый стиль - Барокко.

Поздний Ренессанс или Маньеризм: 1520-1600 гг. Поздний Ренессанс отличается усложнением деталей; затейливым орнаментом; плотностью колонн, полуколонн и пилястров; свободным соотношением пространства и материи. Основоположником позднего периода маньеризма в архитектуре считается Микеланджело Буонаротти (ведущий архитектор, скульптор и живописец), в его творчестве прослеживается тенденция свободной интерпретации принципов и форм античности.

Завершение строительства собора Св. Петра.
Площадь Капитолия | Риме | 1546 г. | Микеланджело.
Капелла Медичи в церкви Сан-Лоренцо.
Библиотека Лауренциана.

Характеристика архитектуры стиля Ренессанс.

Безусловно, архитекторы эпохи Ренессанса позаимствовали элементы и детали римской архитектуры. Конечно формы и типы сооружений и принципы градостроительства, изменились по сравнению с античностью. Древние римляне не когда не строили сооружения, подобные церквям и особнякам эпохи классического стиля Возрождения. А в эпоху Ренессанса не было никакой надобности строить огромные сооружения для проведения спортивных состязаний либо общественные бани, которые возводили римляне. Так что классические античные нормы изучались и применялись для того, чтобы служить современным целям и задачам.

Строительные материалы в стиле Ренессанс:
В раннем периоде каменные блоки применяют в конструкциях и в элементах оформления. Строительные растворы, в частности использование гладкой штукатурки в архитектуре, так что растворы применяют не только в кладке, но и для изготовления и оформления архитектурных элементов (сграффито, руста, и т.п.). Конструктивным и декоративным материалом является кирпич. В стиле Ренессанс используют и комбинируют цветные материалы (глазурованный кирпич, терракота, майолика), им придают различную форму, изготавливая из них элементы и детали для архитектурного оформления зданий.

Интерьеры стиля Ренессанс в 16 веке, помимо настенной живописи, украшены лепниной (белой, тонированной, золотой). Для конструктивных деталей, которые обеспечивали жесткость с помощью тяг и застёжек используют железо. Бронзу, медь и олово применяют в декоре. Дерево применяют для изготовления стропил, карнизов и потолков с кессонами сложной формы, иногда сводов (цилиндрических с люнетами).

В стиле Ренессанс при возведении сводов, используют античный и средневековой опыт, для их усовершенствования применяют дополнительные элементы (затяжки). Введение дополнительного промежуточного цилиндрического элемента (высокого барабана) в купол на парусах, вставляемого между куполом и парусами. Предпочтение отдаётся глухим сводам и куполам, где есть большая площадь для росписи. Типичные своды эпохи Возрождения: сомкнутый, цилиндрический с люнетами, зеркальный, зеркальный, крестовой.

План сооружений эпохи Ренессанс чётко определён прямоугольными формами, симметрией и пропорцией, основанной на модуле. В храмовых постройках модулем считается ширина пролёта нефа. Один из первых кто осознал проблему целостного единства конструкции и фасада, был архитектор Брунеллески, правда он так и не решил эту задачу, ни в одной из своих работ. Впервые этот принцип проявляется в сооружении базилике (Сант Андре в Матуе) .

Совершенствование проекта светского сооружения в стиле Ренессанс началось в 16 веке и достигло высшей степени развития в творчестве Виньолы Андре Палладио (1508-1580 гг.)

Фасады Ренессанса.

Фасады в стиле Ренессанс обычно были симметричны относительно вертикальной оси. Фасады церквей были аккуратно размерены пилястрами, арками и антаблементом и увенчаны фронтоном, такое расположение колонн и окон подчёркивает некое стремление к центру. Одним из первых фасадов в стиле Ренессанс является фасад кафедрального собора Пиенцы (1459-1462),созданный флорентийским архитектором Бернардо Гамбарелли (Росселино), очень может быть, что и Альберти участвовал в создании этого сооружения.

Жилые дома приобретают карниз, а на каждом этаже происходит повторение, окон и сопутствующих деталей, главная дверь подчёркнута балконом либо рустом. Одним из образцов такой организации фасадов можно назвать дворец Ручеллаи во Флоренции (1446-1451 гг.) с тремя поэтажными рядами пилястр.

За пределами Италии период рассвета Возрождения происходит с опозданием на полвека, распространяясь по Европе, итальянский стиль изменяется, учитывая и вбирая местные архитектурные традиции стран.

Архитектура Ренессанса во Франции.

Во Франции Ренессанс распространился в 16 веке, став придворным стилем. Развитие архитектуры Возрождения во Франции следует разделить на два периода.

Ранее Возрождение во Франции (1500-1530 гг.):

Замок Блуа - Франциска I | Франция | XIII-XVII вв г.
Замок Шамбор интерьер | Франция | 1519-1547 гг.

Архитектура и жилой интерьер Французского раннего Ренессанса, особенно интерьер, стилистически соответствуют раннему Возрождению в Италии. В частности Французский жилой интерьер называют - стилем Франциска 1.
Перекрытия с массивными, дубовыми, тёмного цвета балками, декорированные орнаментом, открытые в сторону внутреннего пространства. Высокие панели, с филёнками изготовленные из дуба. Гладкие стены над панелями, покрывались обоими с орнаментом либо тесненной кожей. А стены парадных помещений украшали безворсовые ковры (шпалеры) с сюжетами и орнаментальными композициями.

Камины призматической формы располагали на оси помещения, уходящие в потолок, в верхней части декорировались тягами или колонками, в центральной размещали герб хозяев постройки либо картину. В интерьере раннего периода, царила умеренность, и даже суровость.

Предметы мебели и прикладное искусство раннего Возрождения Франции, трансформировалась под влиянием итальянских образцов. Но стоит отметить, что новый стиль принимался лишь в центре страны, а многие предметы мебели, сохраняли готическую форму, только украшались орнаментом. В Архитектуре раннего периода, стиль Ренессанс применялся только для внешнего декорирования архитектурно- строительных элементов, не затрагивая конструкции. В мебели используются такие декоративные элементы: пилястры, карнизы и фронтоны, колонки в виде канделябров, медальоны, королевский герб (саламандра в огне в короне), буква F и цифра 1. Между архитектурными элементами происходит связь в виде гротескового орнамента (арабески). Кресла с высокой прямой спинкой, c архитектурными формами в виде пилястр. Массивные столы с резными боковыми стенками, в виде арок с мощной перекладиной, дополнены балясинами и орнаментально оформленными брусьями. Так же как в Италии, развиваются такие предметы мебели и интерьера: дрессуар(резной шкаф для посуды), поставец(невысокий шкаф с полками), кассоне(сундук-ларь).

Интерьер дополняют изделиями из поливной керамики и фаянса: тарелки, блюда, кувшины, бутыли. Бернар Палисси выдающийся художник-керамист по фаянсу, создавал великолепные изделия с цветными и рельефными изображениями: Листья, раковины, ящерицы, рыбы, змеи, лягушки.

Зрелое Возрождение во Франции (1540-1570 гг.).

Античные мотивы всё больше получают распространения, вытесняя при этом готические темы. Архитектурные ордерные системы занимают главные позиции, они создаются с наиболее совершенными пропорции. Во второй половине века, в интерьерах особенно в мебели, усиливается развитие декоративной орнаментики. Происходит обрамление дверей, порталами с колонками и фронтоном. В период зрелого Ренессанса в интерьере, как и в предметах мебели, большое значение придают скульптуре.

Массивные двухъярусные шкафы, их поверхности украшают рельефом с резными скульптурными кариатидами, гермами и орнаментальными мотивами на дверцах. Столы с опорными резными стенками по бокам и подстольем; кресла с высокими спинками, с резными подлокотниками, обивались бархатом либо кожей; Кровати имели деревянную архитектурную основу, продолжением их ножек были резные стойки, которые поддерживали балдахин.

В изделиях прикладного искусства широко применяются изобразительные и орнаментальные композиции на темы связанные с античностью.

Брагина Л.М. "Социально - этические взгляды итальянских гуманистов" (II половина XV века). Издательство МГУ, 1983 г., Из истории культуры Средних веков и Возрождения. Издательство "Наука", М., 1976 г., 50 биографий мастеров западно - европейского искусства. Издательство "Советский художник", Ленинград, 1965 г.,История искусства зарубежных стран. Том 2. Издательство"Академия художников СССР", М., 1963 г.

Ренессанс в Италии

Первые ростки культуры Возрождения в сфере изобразительного искусства возникли в Италии в XIV веке, в архитектуре же они обнаружились только в начале следующего столетия.

Появление нового стиля впервые именно в Италии объясняется тем, что в XIV-XV веках она была передовой страной, через нее проходили в это время торговые пути, связывавшие Европу со странами Востока, что привело к развитию мануфактурной промышленности, значительному увеличению класса ремесленников, обогащению общественной верхушки, обострению классовой борьбы. В Италии быстро растут города - промышленные, такие, как Флоренция, портовые - Генуя, Венеция. Городская жизнь здесь носила развитые формы. Идеи гуманизма, характеризующие эпоху, нашли конкретное выражение в области литературы, философии, во всех сферах искусства.

Развитие архитектуры Возрождения в Италии в течение XV-XVI вв. может быть разделено на три этапа:
- Ранний Ренессанс - XV век (1420-1500 гг.). Ведущим архитектором этого периода был Ф. Брунеллески (1377-1446), а основным центром - Флоренция.
- Высокий Ренессанс - первые три десятилетия XVI века. Ведущим архитектором становится Д. Браманте (1444-1514), а центр перемещается в Рим.
- Поздний Ренессанс - 1530-1580 годы. Ведущим архитектором этого времени стал великий скульптор и живописец Микеланджело Буонаротти (1475-1564).

Ранний период связан с провинцией Тоскана и ее главным городом Флоренцией - колыбелью искусства и архитектуры итальянского Ренессанса. Первые сооружения с чертами нового стиля здесь появились в начале XV века, в Северной Италии и Венеции они отмечаются лишь в середине столетия. Дальнейшее перемещение центра архитектурной деятельности Италии в начале XVI века в Рим объяснялось ростом политической активности папства. Рим сохраняет свою роль архитектурной столицы Италии на протяжении последующих веков. Значительные архитектурные памятники были созданы в XVI веке и в других районах Италии - на Севере и в Венеции.

К числу главных, наиболее характерных мотивов архитектуры раннего Возрождения следует отнести:
- аркаду на небольших колонках (пяты арок опираются непосредственно на капители или же иногда на «вырезки» антаблементов, в свою очередь покоящихся на капителях);
- филенки в рамках, заполненные симметричным акантовым орнаментом или же содержащие рельефную скульптуру;
- лопатки или пилястры с цепочным, канделябровым орнаментом; мотив руста - рваного или фацетированного (на севере Италии) для обработки фасадных стен;
- большой вынос (выступ) сильно развитого венчающего карниза на фасадах зданий (в Италии) и др.;
- в период зрелого Возрождения - мотив римской архитектурной ячейки, заменившей аркаду раннего Возрождения, и проч.

- - Оспедале дельи Инноченти
- -

Само слово «возрождение» настраивает нас на восприятие чего-то прекрасного, нового, необыкновенного. Действительно, эпоха Ренессанса пришла на смену более мрачному Средневековью, актуализировала интерес к человеку, его деятельности, предметам искусства, античной культуре. В чем же состоят особенности архитектуры Возрождения?

История архитектуры Возрождения

Эпоха Возрождения пришла на смену готике в начале 15 века и доминировала вплоть до начала 17 века. Эпоха стала символом возрождения интереса к ценностям Древнего Рима и Древней Греции. Симметрия, логика и гармония стали главными элементами для архитектурного стиля. Кроме того, именно в это время строительство и архитектура перестали быть анонимными. Появляются известные архитекторы, со своими собственными стилями и узнаваемыми чертами.

Строения эпохи Возрождения отличаются от готических своей жизненностью, уютом, они надежно стоят на земле, имеют правильные и приятные глазу очертания, простые правильные геометрические формы, четкую этажность.

Влияние античности отражено в использовании ордерной системы и всевозможных видов колонн. Постройки Ренессанса симметричны, имеют приятный жизнеутверждающий цвет фасадов, украшены лепниной, заштукатурены.


Особенности архитектуры Возрождения

Эпоха Возрождения стала своеобразным отсылом к классической римской архитектуре. Вернулись в строительство следующие черты:

  • Симметрия,
  • Пропорции,
  • Доминация прямоугольных форм для зданий различного назначения,
  • Важность декоративного убранства,
  • Использование облегченной конструктивной системы.

Воспитательный дом во Флоренции



Яркий пример воплощения архитектуры Возрождения в Италии - Воспитательный дом во Флоренции. Он принадлежит гению Филиппо Брунеллески, давшему начало перспективе, как изобразительному приему.

Двухэтажный дом предстает перед зрителем в виде долгой аркады, приподнятой от земли некоторым количеством ступеней. Здание расположено на площади, горизонтально вытянуто (готические постройки, в свою очередь, стремились исключительно вверх), но при этом не создает ощущение излишества, потому что размер постройки соотносится с площадью, уравновешивая ее.

Изящные колонны, тонкие своды арок, ряд прямоугольных окон - в фасаде сквозит легкость, несмотря на действительную массивность конструкции. Если первый этаж богато декорирован, то второй представляет собой скромно оштукатуренную стену. Это здание вбирает в себя отличительные черты архитектуры Возрождения: конструктивную ясность, античную простоту, гармоничность.

Собор Святого Петра в Ватикане


Собор Святого Петра в Ватикане - еще один образчик архитектуры Ренессанса. Над его сооружением трудились Донато Браманте, а затем и Рафаэль Санти и Микеланджело. Кстати, именно перу последнего принадлежит идея создания самого величественного купола в мире - он поднят на высоту 136 метров.

Невероятно богат собор убранством, снаружи украшают его скульптуры и статуи, двери сами по себе - предмет искусства, мраморные барельефы, а внутри все настолько богато и щедро декорировано, что невозможно остановиться на отдельном элементе. Гармония, роскошь, красота - все это можно сказать о внутреннем устройстве собора.

Эпоха Возрождения дала миру архитектуры многое: как принципы, по которым строят до сих пор, так и великих мастеров своего дела, чьи имена навсегда вошли в историю и чьи строения продолжают радовать нас сегодня, более 4-ех веков спустя.